Анализ стихотворения немые твардовского

Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название — это кличка немцев.

В произведении несколько раз повторяется, что так их прозвал народ. Во-первых, оно созвучно с самой их национальностью, во-вторых, враги говорили на своём непонятном языке, то есть информации от них, как от немых.

А ещё не всегда они и стремились говорить с местным населением.

В этом довольно большом стихотворении (девять строф по четыре строки) Твардовский перечисляет преступления фашистов, совершенные на нашей земле. Он показывает людей, ситуации, а не приводит сухие цифры статистики.

Начинается произведения как раз с того, что автор много раз слышал такую кличку врагов там, где война «протоптала» путь. Действительно, война прошла через всю нашу страну… Далее, приводится в пример старуха, которая ходит у черных стен. Черные они потому, что сожжен родной дом теми самыми «немыми».

Но ещё страшней, что дочку её они забрали в плен. Тут будто читатель слышит голос несчастной старухи. Дальше сцена похорон матери, у которой остался ребёнок, но, видно, больше никого близких, так как хоронят её соседи. Ребенок, понятно, рыдает, а его пугают «немыми», будто волком серым. Вот будешь плакать, так вернутся «немые».

Но враги и вправду остались чудовищами в памяти людей. Соседи стоят в кружке, называют ребенка сынком, то есть они его не бросят. И снова пепелище, на котором голодные люди. Они варят плохое зерно, так как больше нечего есть. Тем более, на зиму у них нет угла. Тут тоже вина тех преступных захватчиков.

И автор обращается к одному из группы, как к родному, «дед».

Теперь небольшое обобщение. Немые «тянут» за собой ассоциации: чужие, темные… Они пришли в чужую страну учить местных «глаголами виселиц» — это от зрительного сходства виселицы и буквы «г».

Следующая строфа повторяет  «пришли», но дополняет, что враги не вытирали при входе в чужие дома ног. Они бросались к столу, требовали питья и еды. И вообще, брали всё, что хотели, а «платили» пулями.

Тут они сравниваются ещё с голодной и злой собакой, которая сорвалась с цепи, и называются «нелюдями».

Предпоследняя строфа начинается с названия стихотворения – название и точка. Будто автор ещё раз задумался, подводя итог. Александр Трифонович в этой кличке видит суд людской. Но немые заговорят на суде, только народ не станет слушать их оправданий.

Анализ стихотворения Немые по плану

Анализ стихотворения Немые Твардовского

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskij/stih-nemye

Я слышу это не впервые (немые) · твардовский · анализ стихотворения

Анализ стихотворения Немые Твардовского

  • Я слышу это не впервые,В краю, потоптанном войной,Привычно молвится: немые, —
  • №4 И клички нету им иной.
  • Старуха бродит нелюдимоУ обгорелых черных стен.— Немые дом сожгли, родимый,
  • №8 Немые дочь угнали в плен.
  • Соседи мать в саду обмыли,У гроба сбилися в кружок.— Не плачь, сынок, а то немые

№12 Придут опять. Молчи, сынок…

Голодный люд на пепелищеВарит немолотую рожь.И ни угла к зиме, ни пищи…

№16 — Немые, дед? — Немые, кто ж!

  1. Немые, темные, чужие,В пределы чуждой им землиОни учить людей России
  2. №20 Глаголям виселиц пришли.

Пришли и ног не утирали.Входя в любой, на выбор, дом.В дому, не спрашивая, брали,

  • №24 Платили пулей и кнутом.
  • К столу кидались, как цепные,Спешили есть, давясь едой,Со свету нелюди. Немые, —
  • №28 И клички нету им иной.
  • Немые. В том коротком словеЖивей, чем в сотнях слов иных,И гнев, и суд, что всех суровей,
  • №32 И счет великих мук людских.
  • И, немоты лишившись грозной,Немые перед тем судомЗаговорят. Но будет поздно:

№36 По праву мы их не поймем…

  1. Ya slyshu eto ne vpervye,V krayu, potoptannom voynoy,Privychno molvitsya: nemye, —
  2. I klichki netu im inoy.
  3. Starukha brodit nelyudimoU obgorelykh chernykh sten.— Nemye dom sozhgli, rodimy,
  4. Nemye doch ugnali v plen.
  5. Sosedi mat v sadu obmyli,U groba sbilisya v kruzhok.— Ne plach, synok, a to nemye

Pridut opyat. Molchi, synok…

Golodny lyud na pepelishcheVarit nemolotuyu rozh.I ni ugla k zime, ni pishchi…

— Nemye, ded? — Nemye, kto zh!

  • Nemye, temnye, chuzhiye,V predely chuzhdoy im zemliOni uchit lyudey Rossii
  • Glagolyam viselits prishli.

Prishli i nog ne utirali.Vkhodya v lyuboy, na vybor, dom.V domu, ne sprashivaya, brali,

  1. Platili puley i knutom.
  2. K stolu kidalis, kak tsepnye,Speshili yest, davyas yedoy,So svetu nelyudi. Nemye, —
  3. I klichki netu im inoy.
  4. Nemye. V tom korotkom sloveZhivey, chem v sotnyakh slov inykh,I gnev, i sud, chto vsekh surovey,
  5. I schet velikikh muk lyudskikh.
  6. I, nemoty lishivshis groznoy,Nemye pered tem sudomZagovoryat. No budet pozdno:

Po pravu my ikh ne poymem…

Nemye

  • Z cksie 'nj yt dgthdst,D rhf/, gjnjgnfyyjv djqyjq,Ghbdsxyj vjkdbncz: ytvst, —
  • B rkbxrb ytne bv byjq/
  • Cnfhe[f ,hjlbn ytk/lbvjE j,ujhtks[ xthys[ cnty/— Ytvst ljv cj;ukb, hjlbvsq,
  • Ytvst ljxm euyfkb d gkty/
  • Cjctlb vfnm d cfle j,vskb,E uhj,f c,bkbcz d rhe;jr/— Yt gkfxm, csyjr, f nj ytvst
  • Ghblen jgznm/ Vjkxb, csyjr///
  • Ujkjlysq k/l yf gtgtkbotDfhbn ytvjkjne/ hj;m/B yb eukf r pbvt, yb gbob///

— Ytvst, ltl? — Ytvst, rnj ;!

  1. Ytvst, ntvyst, xe;bt,D ghtltks xe;ljq bv ptvkbJyb exbnm k/ltq Hjccbb
  2. Ukfujkzv dbctkbw ghbikb/
  3. Ghbikb b yju yt enbhfkb/D[jlz d k/,jq, yf ds,jh, ljv/D ljve, yt cghfibdfz, ,hfkb,
  4. Gkfnbkb gektq b ryenjv/
  5. R cnjke rblfkbcm, rfr wtgyst,Cgtibkb tcnm, lfdzcm tljq,Cj cdtne ytk/lb/ Ytvst, —
  6. B rkbxrb ytne bv byjq/
  7. Ytvst/ D njv rjhjnrjv ckjdt;bdtq, xtv d cjnyz[ ckjd bys[,B uytd, b cel, xnj dct[ cehjdtq,
  8. B cxtn dtkbrb[ ver k/lcrb[/
  9. B, ytvjns kbibdibcm uhjpyjq,Ytvst gthtl ntv celjvPfujdjhzn/ Yj ,eltn gjplyj:
  10. Gj ghfde vs b[ yt gjqvtv///
  11. Ytvst

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

971
791
166
119
45
57
36
9
72,9 %
3,16
10,8 %

Размер: четырёхстопный ямб

Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге

4 строки, четверостишие впервые-войной-немые-иной ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие нелюдимо-стен-родимый-плен ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие обмыли-кружок-немые-сынок ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие пепелище-рожь-пищи-ж отсутствует (белые стихи)
4 строки, четверостишие чужие-земли-россии-пришли ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие утирали-дом-брали-кнутом ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие цепные-едой-немые-иной ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие слове-иных-суровей-людских ABAB (перекрёстная)
4 строки, четверостишие грозной-судом-поздно-поймем отсутствует (белые стихи)

Семантическое ядро

немой 10 6,02 %
имя 3 1,81 %
иной 3 1,81 %
кличка 2 1,20 %
нету 2 1,20 %
прислать 2 1,20 %
суд 2 1,20 %
сынок 2 1,20 %

Источник: https://yebanko.ru/analiz/tvardovsky/vpervyye

7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения

Видеоурок 1: Краткая биография А. Т. Твардовского

Видеоурок 2: Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»

Лекция: А.Т.Твардовский (1910-1971). Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете…», «Памяти матери (В краю, куда их вывезли гуртом…)», «Я знаю, никакой моей вины…»

  • Анализ стихотворения Немые Твардовского 
  • «Вся суть в одном единственном завете…»
  • Дата написания – 1958 год.
Читайте также:  Гамбринус - краткое содержание повести куприна

Стихотворение считается вершиной культуры стиха. В произведении ярко выражены бескомпромиссная честность, правдивость, предельная откровенность, народность.

Жанр: декларативный монолог.

Тема: назначение поэта и поэзии. Автор высказывается о необходимости свободного высказывания собственного мнения – не только поэта и писателя, но и любого человека вообще. Именно поэтому непривычно часто в стихотворении встречается местоимение «я». Стиль изложения предельно скуп, лаконичен, информативен, однако хорошо передает искреннюю убежденность поэта в своей правоте. 

  1. Выразительность поэтического слова достигается с помощью излюбленных приемов Твардовского – ассонансом и аллитерацией, антитезой.
  2. Во второй строфе высказывается мысль о невозможности доверить свое «заветное» слово кому–то, даже Льву Толстому, гениальному русскому писателю, признанному мерилу нравственности в русской литературе.
  3. Поэт в стихотворных строках утверждает: « О том, что знаю лучше всех на свете /Сказать хочу, и так, как я хочу».
  4. «Памяти матери (В краю, куда их вывезли гуртом…)»
  5. Цикл стихов написан в 1965 году, в него вошли несколько стихотворений, посвященных вечной разлуке с бесконечно любимой мамой.
  6. Тема: трагическая разлука с матерью.
  7. Печальная тема пронизывает все стихотворения цикла. Произведение состоит из 4 частей:
  8. I часть –воспоминания поэта о том, как он ушел «в люди» из отчего дома;
  9. II – рассказ о сибирской ссылке родителей;
  10. III – похороны матери;
  11. IV – обращение к детству (воспроизведена старинная песня, услышанная поэтом от матери).
  12. Стихотворение наполнено горем, горечью переживания собственного невнимательного отношения к матери.
  13. «Я знаю, никакой моей вины…»
  14. Стихотворение написано в 1968 году.
  15. Жанр: патриотическая лирика, монолог-исповедь.
  16. Тема: ощущение вины перед погибшими на войне.

В первоначальном варианте стихотворение имело еще 2 строчки, однако позднее автор их убрал, так как заключительное двустишие серьезно ограничивало произведение. Таким образом финальными строками стали слова, заканчивающиеся многоточием, сообщив этим открытость, многозначительность всему стихотворению.

  • Произведение заканчивается кульминацией – поэт остается наедине с воспоминаниями.
  • Стихотворение написано шестистишием, с использованием парной и кольцевой рифмовки.
  • Средства художественной выразительности очень скромные – анафора, лексический повтор, метафора.
  • Онлайн-библиотека:

А. Т. Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»А. Т. Твардовский. «Памяти матери (В краю, куда их вывезли гуртом…)»А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/526-716-at-tvardovskiy-stihotvoreniya.html

«Немые» А. Твардовский

  • «Немые» Александр Твардовский
  • Я слышу это не впервые,
    В краю, потоптанном войной,
    Привычно молвится: немые, —
  • И клички нету им иной.
  • Старуха бродит нелюдимо
    У обгорелых черных стен.
    — Немые дом сожгли, родимый,
  • Немые дочь угнали в плен.
  • Соседи мать в саду обмыли,
    У гроба сбилися в кружок.
    — Не плачь, сынок, а то немые
  • Придут опять. Молчи, сынок…
  • Голодный люд на пепелище
    Варит немолотую рожь.
    И ни угла к зиме, ни пищи…

— Немые, дед?— Немые, кто ж!

  1. Немые, темные, чужие,
    В пределы чуждой им земли
    Они учить людей России
  2. Глаголям виселиц пришли.

Пришли и ног не утирали.
Входя в любой, на выбор, дом.
В дому, не спрашивая, брали,

  • Платили пулей и кнутом.
  • К столу кидались, как цепные,
    Спешили есть, давясь едой,
    Со свету нелюди. Немые, —
  • И клички нету им иной.
  • Немые. В том коротком слове
    Живей, чем в сотнях слов иных,
    И гнев, и суд, что всех суровей,
  • И счет великих мук людских.
  • И, немоты лишившись грозной,
    Немые перед тем судом
    Заговорят. Но будет поздно:
  • По праву мы их не поймем…

Произведение появилось в 1943 г., в переломный период войны, когда ценой огромных потерь советские войска перешли в наступление, перехватив инициативу у противника.

Бойцы, освобождавшие оккупированные территории, сталкивались с наглядными свидетельствами мучений и горя, выпавшими на долю местных жителей.

Ожесточенные сражения, героические усилия советских солдат, трагические судьбы мирного населения — среди непосредственных свидетелей суровой правды военного лихолетья был автор стихотворения, работавший военкором с июня сорок первого.

Лирический субъект «Немых» напоминает странника. Он идет по земле, опаленной и протоптанной войной, слушает рассказы очевидцев — голодных, лишенных крова, вынужденных бороться за жизнь. Разрозненные свидетельства объединяет одно обстоятельство: в речи жителей привычной стала кличка «немые», которой именуются оккупанты.

Содержание трех строф подтверждает обобщение, сформулированное в зачине. Галерея миниатюрных сцен открывается горестной картиной пепелища, по которому уныло и «нелюдимо», одиноко бродит старуха. В изображение включена прямая речь растерянной, отчаявшейся женщины: она жалуется, что оккупанты забрали дочь. Реплика словно вырвана из диалога персонажа и лирического героя.

По идентичным принципам создана композиция двух последующих катренов. Соседи, участвующие в похоронах, стараются провести скорбный ритуал как можно тише. Маленького сына покойницы предостерегают: плакать нельзя, иначе привлечешь внимание чужаков-захватчиков.

Среди разрушенных обгорелых стен, когда-то бывших домами, собирается группа голодных людей, пытающихся приготовить нехитрое варево из немолотого зерна.

В уточняющем вопросе, адресованном одному из персонажей, содержится ответ: субъект речи уже знает, кто именно разрушил деревню, лишил ее жителей самого необходимого.

В каждом из эпизодов, служащих живыми иллюстрациями народного горя, подчеркивается причина, вызвавшая несчастье. Ее составляют преступные деяния «немых» — агрессивного, жестокого, «темного» племени.

Создавая образ нелюдей, наглых варваров, хозяйничающих на чужой земле, Твардовский опирается на этимологию лексемы «немцы», которая первоначально обозначала иноземцев и была связана с прилагательным «немой».

В финальной части появляется авторский прогноз: захватчики, страшась сурового суда и возмездия, обретут дар речи. Эта уловка не спасет преступников. Лирическое «мы», народ-мученик, имеет право оставаться безразличным, глухим к просьбам поверженных оккупантов.

Источник: https://pishi-stihi.ru/nemye-tvardovskij.html

Анализ стихотворения «Лежат они, глухие и немые…» — Твардовский – Школьные сочинения

Стихотворение «Лежат они, глухие и немые…» было напи­сано А.Т. Твардовским в 1966 году. Стихотворение написано в характерной для этих лет творческой манере поэта: оно фраг­ментарно, очень кратко, лаконично.

Это стихотворение посвящено памяти погибших воинов, которые выступают здесь наравне с живыми. Оно относится к патриотической лирике. Но в отличие от другого произведе­ния («Я убит подо Ржевом…») герои здесь — глухие и немые.

«И новое ощущение дистанции прошедшего времени и его целостности и насыщенности как бы материализуется, ста­новится пластически ощутимым, осязаемым в удивительной следующей строчке — “под грузом плотной от годов земли”.

Плотность и груз времени ведут за собой множество ассоциа­ций, в том числе и ассоциаций с самой землей, на которой человек живет и в которую он возвращается, и с единством самой памяти, личности, человеческой общности, потока жиз­ни и смерти.

Читайте также:  Изобретения древнего китая (китайцев в древности) - сообщение доклад

Дальнейшее движение стихотворения состоит в своеобразном перечислении “речью точной и нагой” галереи воевавших и погибших»1.

Особо выделены в этом перечне образы женщин, «девушек-девчонок», «медсестренок», «подружек», «сестер». Эти умень­шительно-ласкательные суффиксы говорят об отношении поэта к этим героиням.

И в этом отношении прочитывается многое: и непринужденность товарищества фронтовых лет, и настоящая близость, и дополнительное чувство острого, ще­мящего сострадания к этим девчушкам, самой природой пред­назначенным для мирной жизни, семьи и любви.

А затем поэт подчеркивает и то, что дана была им слава, двойная доблесть, и сыновей, и дочерей. Однако и воины, и «девушки-девчон­ки» защищали Родину, честно выполняли свой долг, не думая о наградах и почестях:

  • Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
  • Верней всего, не думали о ней.
  • В этих заключительных строчках раскрываются «глубин­ные пласты поэтической мысли-переживания: и еще одно напоминание о семейном начале, символе всей этой челове­ческой общности, и о ее героизме, и о массовости, скромнос­ти этого героизма, и о реальном ужасе тоски смертного часа, заново пережитого вместе с ними теперь поэтом, всеми нами, и опять новое чувство некоего вопроса, проникновение в тай­ну — “верней всего”».

Строфика стихотворения — свободная.

Поэт использует перекрестную и парную рифмовку, различные средства худо­жественной выразительности: эпитеты («глухие и немые»), метафору («Что шли на смерть и повстречались с ней…»), ряды однородных членов и многосоюзие («И юноши, и люди пожи­лые… И женщины, и девушки-девчонки…»), ряды однород­ных членов и бессоюзие («Подружки, сестры наши, медсестренки»), фразеологизм («в смертный час»).

Источник: https://sochynenie.ru/analiz-stihotvoreniya-lezhat-oni-gluhie-i-nemye-tvardovskij/

Анализ стихотворения Твардовского “Лежат они, глухие и немые…”

Великий писатель и поэт, патриот своей родины, Твардовский Александр Трифонович всю жизнь трудился на благо советского народа. Укротитель слова всегда знал путь к сердцам людей. Александр Трифонович был военным корреспондентом, который много времени проводил на фронте, после чего писал поэмы и стихи на тему отваги, смерти и несправедливости войны.

Очень большой объем творчества поэта занимает именно тематика Великой Отечественной Войны.

Стихотворение “Лежат они, глухие и немые” написано именно в этот период. Главная тема произведения

– смерть молодых девушек и парней на фронте, людей, которые должны были жить дальше. Автор показывает весь ужас их безмолвного сна в могиле под плотным грузом земли, используя грустные интонации и элегическую формулировку фраз.

Он дает аудитории почувствовать связь с главными героями произведения, называя погибших девушек подружками, сестрами и медсестренками.

Таким образом автор делает боль от их утраты личной болью каждого. Каждое слово стихотворения имеет сильный эмоциональный окрас. Используя повседневную лексику наравне с литературной, Твардовский передает главное чувство, которое сопровождало всех людей в тот период – необратимость войны и смерти.

Он восхищается доблестью павших солдат и медсестер, которые до последнего момента, даже “тоскуя в смертный час” – не думали о собственной славе, а просто отдавали долг Родине.

Будучи писателем в военном издательстве, Александр Трифонович умел найти правильные слова, которые проникали фронтовикам в самую душу. Анализируемое стихотворение переполнено такой вселенской тоской и печалью, которую способен испытывать только самый гуманный и самоотверженный человек.

Тяжело воспринимаются строки: “И юноши, и люди пожилые, что на войну вслед за детьми пошли”. Они показывают, что война поломала жизнь не одного поколения. Родители шли воевать за своих детей, надеясь обменять у смерти жизни сыновей и дочерей на собственные.

В этом стихотворении можно понять, что наибольшей болью для автора является преждевременная смерть совсем еще юных девушек, что жертвовали своими жизнями на фронте ради того, чтобы спасти раненых солдат.

Автор писал стихотворение, используя перекрестную рифму, что достаточно привычно для его произведений. Твардовский использовал для написания стихотворения, эмоционально окрашенные слова, такие как: девчонки, медсестренки, слава сыновей, дочерняя слава.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-tvardovskogo-lezhat-oni-gluxie-i-nemye/

"Памяти матери": анализ цикла стихотворений Твардовского

Четыре стихотворения цикла «Памяти матери», анализ которого мы проведем, внутренне связаны между собой темой сыновней скорби и осознанием сыновней вины перед матерью за то, что при её жизни место матери в жизни ее взрослого сына было очень малым, произошло чуть ли не отчуждение сына от матери: «И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой», — говорит лирический герой о матери как бы о чужом человеке, эта деталь показывает, что живущий вдалеке от матери сын воспринимает ее и в самом деле как «старую бабушку», почти чужого человека, и только смерть заставляет вспомнить, кем была для него в жизни мать, вспомнить ее трудную жизнь, достойно прожитую и ставшую прошлым, которое невозможно забыть.

Образ «родного» кладбища, «взгорок тот в родимой стороне С крестами под берёзами кудрявыми», становится центральным во втором стихотворении. Он контрастирует с образом «кладбища немилого» в той, далёкой стороне, куда насильно была угнана семья поэта.

В этом контрасте скрыт глубокий смысл: с его помощью лирический герой утверждает значение родины в жизни человека, показывает несправедливость того, что было сделано по отношению к матери, — ведь человек имеет право жить и умереть на родине.

Вместе с тем, здесь же показано и величие духа родного ему человека, выстрадавшего своё право вернуться домой, хотя всё равно «тех берёз кудрявых — их давно На свете нету. Сниться больше нечему».

Третье стихотворение цикла «Памяти матери» Твардовского также построено на приеме контраста, только здесь противопоставлены труд садовника (обобщенный образ жизни) и труд могильщика (соответственно, образ смерти).

Если садовники «орудуют» не спеша, аккуратно, «грунт не сваливают грудою», они создают новую жизнь, то могильщики — наоборот: «Давай, давай — без передышки… Как будто откопать спешат, А не закапывают навек».

Такая торопливость могла бы показаться пренебрежением к тому, что совершается, но лирический герой понимает причины такого их повеления: «Но ту сноровку не порочь, — Оправдан этот спех рабочий: Ведь ты им сам готов помочь, Чтоб только все — еще короче».

Скорбные минуты прощания невыносимы, поэтому торопливость могильщиков помогает сократить их, она совпадает со стремлением лирического героя прекратить это мучительное прощание, когда мать уже ушла из твоей жизни, но этот уход ещё не реален, потому что в могиле стоит еще не скрытый землей гроб с ее телом.

Читайте также:  Жан жак руссо - сообщение доклад

Эпиграф к последнему стихотворению цикла «Памяти матери» взят из народной песни, и это создает особый эмоциональный настрой для воспоминаний о матери.

Обращаясь к мотиву «перевоза через реку», лирический герой показывает, что практически вся жизнь человека — это потери и расставания, но эти потери могут быть окрашены ожиданием радости, счастья (в юности) или же быть трагическим по своей сути: «Как с земли родного края Вдаль спровадила пора.

Там текла река другая — Шире нашего Днепра». Лирический герой снова вспоминает страшную для его семьи «пору», когда мать оказалась в чужом краю: «В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней».

Сравнение «больнее” приоткрывает все то, что было связано с пребыванием в «чужом краю», оно показывает подлинный трагизм пережитого, а обращение к фольклору придает описываемому эпический характер, личная судьба становится воплощением народной.

В последних строфах стихотворения лирический герой размышляет о собственной жизни, он понимает, что его собственный жизненный путь тоже во многом пройден, поэтому так пронзительно звучат чуть измененные (вместо «парень молодой») строки народной песни: «Перевозчик-водогрёбщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону Сторону — домой…»

Цикл «Памяти матери», анализ которого мы провели, относится к лучшим произведениям Твардовского.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/pamjati_materi_analiz_cikla_stikhotvorenij_tvardovskogo/15-1-0-1722

Немые

Я слышу это не впервые, В краю, потоптанном войной, Привычно молвится: немые,—

И клички нету им иной.

  • Старуха бродит нелюдимо У обгорелых черных стен. — Немые дом сожгли, родимый,
  • Немые дочь угнали в плен.
  • Соседи мать в саду обмыли, У гроба сбилися в кружок. — Не плачь, сынок, а то немые
  • Придут опять. Молчи, сынок…
  • Голодный люд на пепелище Варит немолотую рожь. И ни угла к зиме, ни пищи…

— Немые, дед?— Немые, кто ж!

Немые, темные, чужие, В пределы чуждой им земли Они учить людей России

Глаголям виселиц пришли.

Пришли и ног не утирали. Входя в любой, на выбор, дом. В дому, не спрашивая, брали,

  1. Платили пулей и кнутом.
  2. К столу кидались, как цепные, Спешили есть, давясь едой, Со свету нелюди. Немые,—
  3. И клички нету им иной.
  4. Немые. В том коротком слове Живей, чем в сотнях слов иных, И гнев, и суд, что всех суровей,
  5. И счет великих мук людских.
  6. И, немоты лишившись грозной, Немые перед тем судом Заговорят. Но будет поздно:
  7. По праву мы их не поймем…
  8. 1943

Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.

Помочь проекту

Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.

Добавить стихотворение Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Благодаря стихам Игоря Северянина в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами.Из архивов русской поэзии Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).Из архивов русской поэзии Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Прижизненные издания «Евгения Онегина» и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или примерно 135 000$) Из биографии А. С. Пушкина Русский поэт и дипломат 18 века Харитон Макентин писал под псевдонимом Антиох Кантемир, который являлся анаграммой его имени.Из архивов русской поэзии В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей А. С. Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, короче – я огончарован!». Из биографии Пушкина А. С.

Источник: https://liricon.ru/nemye.html

Анализ стихотворения А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война…»

Текст

    Александр Трифонович Твардовский — поэт большого лирического начала и особой совестливости. Он стремился передать драматизм военного времени и благодарность потомков тем, кто отстоял для них мир и свободу на земле. Стихотворение “В тот день, когда окончилась война…”    удивительно точно раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.    …Что ж, мы — трава?    Что ж, и они — трава?    Нет. Не избыть нам связи обоюдной.

    Не мертвых власть, а власть того родства,

    Что даже смерти стало неподсудно.     C вам, павшие в той битве мировой

    За наше счастье на земле суровой,

    К вам, наравне с живыми, голос свой    Я обращаю в каждой песне новой.    Поэт “становится” несколько отстраненно от тех и других, павших и живых. Это не красивый прием, а убеждение человека, не заслужившего той памяти, на которую рассчитывают его герои. Они выстрадали ее, он — нет.    Я ваш, друзья, — и я у вас в долгу,    Как у живых, — я так же вам обязан.    И если я, по слабости, солгу,    Вступлю в тот след, который мне заказан.

    Свое творчество поэт мерит самой высокой планкой, ему нельзя иначе, он остался жив после кровавой бойни и должен жить так, чтобы быть достойным памяти павших. По ним он сверяет свою судьбу и творчество, их суда ждет, поэтому пишет сердцем и душой, а когда не остается сил, тогда:

    …Скажу слова без прежней веры в них,    То, не успев их выдать повсеместно,    Еще не зная отклика живых,    Я ваш укор услышу бессловесный.    Суда живых не меньше павших суд.    И пусть в душе до дней моих скончанья    Живет, гремит торжественный салют    Победы и великого прощанья.

    В небольшое по объему стихотворение вместилась гамма чувств — признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины “невиноватого”. Так повернулась судьба: у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну.

    Мы с ними шли дорогою войны    В едином братстве воинском до срока,    Суровой славой их озарены,    От их судьбы всегда неподалеку.    И только здесь, в особый этот миг,    Исполненный величья и печали,    Мы отделялись навсегда от них:    Нас эти залпы с ними разлучали.

    Этого не придумать, не вообразить, такое нужно понять сердцем, как сказал поэт, чтобы почувствовать ту кровную связь с народом-победителем, которая всегда была у Александра Трифоновича Твардовского. Данное стихотворение, как и все творчество поэта в целом, учит чуткому, внимательному, доброму отношению к людям.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/74629

Ссылка на основную публикацию