Анализ стихотворения сестре шуре (ты запой мне ту песню, что прежде) есенина

Стихотворение Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде…” было написано в конце 1925 г. В завершающий этап своего творчества поэт все чаще обращается в своих произведениях к теме тоски по прошлому.

Александра была младшей сестрой Есенина. Он с большой любовью относился к ней и стремился во всем ей помогать. В 1924 г. поэт забрал сестру из деревни в Москву.

В бурном круговороте новой жизни Шура стала для него постоянным символом прежнего крестьянского быта. Она была человеком, с которым Есенин мог всегда поговорить о памятных для него воспоминаниях.

Когда Александра еще была маленькая, и поэт жил вместе с семьей, они часто собирались по вечерам. В семейном кругу пелись старинные русские песни, оказавшие большое влияние на дальнейшее творчество Есенина. Именно с просьбы к сестре запеть такую песню начинается стихотворение.

Старинная песня должна вернуть Есенина и его сестру в прошлое, осветить дорогие для памяти события. Поэт все чаще ощущал увеличивающийся разлад между новой жизнью и тем патриархальным строем, который он воспевал в своих стихотворениях. Поэтому именно к сестре Шуре он обращается как к человеку, понимающему и разделяющему его чувства.

Серьезной проблемой для Есенина стало и то, что новый быт захватил и русскую деревню и неузнаваемо ее изменил. Он не может просто посетить родные места, в которых немного осталось от прошлого. Выходом становятся лишь яркие воспоминания, которые способны вызвать родная сестра.

В заключительной части стихотворения поэт сравнивает сестру с березкой, – неизменным образом всей есенинской лирики. Природа всегда имела большое значение в творчестве поэта. В этом случае автор затрагивает свои наиболее близкие и дорогие родственные связи, тем самым в очередной раз утверждая свое единение с родной русской природой.

(2 votes, average: 3.50

Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-esenina-ty-zapoj-mne-tu-pesnyu-chto-prezhde-sestre-shure/

Анализ стихотворения Есенина Сестре шуре

  • Ты запой мне ту песню, что прежде
  • Напевала нам старая мать,
  • Не жалея о сгибшей надежде,
  • Я сумею тебе подпевать.
  • Я ведь знаю, и мне знакомо,
  • Потому и волнуй и тревожь,
  • Будто я из родимого дома
  • Слышу в голосе нежную дрожь.
  • Ты мне пой, ну а я с такою,
  • Вот с такою же песней, как ты,
  • Лишь немного глаза прикрою,
  • Вижу вновь дорогие черты.
  • Ты мне пой, ведь моя отрада —
  • Что вовек я любил не один
  • И калитку осеннего сада,
  • И опавшие листья с рябин.
  • Ты мне пой, ну а я припомню
  • И не буду забывчиво хмур:
  • Так приятно и так легко мне
  • Видеть мать и тоскующих кур.
  • Я навек за туманы и росы
  • Полюбил у березки стан,
  • И ее золотистые косы,
  • И холщовый ее сарафан.
  • Потому так и сердцу не жестко—
  • Мне за песнею и за вином
  • Показалась ты той березкой,
  • Что стоит под родимым окном.
  • 13 сентября 1925

Есенин Сергей — Ты запой мне ту песню, что прежде

  1. Ты запой мне ту песню, что прежде
  2. Напевала нам старая мать.
  3. Не жалея о сгибшей надежде,
  4. Я сумею тебе подпевать.
  5. Я ведь знаю, и мне знакомо,
  6. Потому и волнуй и тревожь —
  7. Будто я из родимого дома
  8. Слышу в голосе нежную дрожь.

  9. Ты мне пой, ну, а я с такою,
  10. Вот с такою же песней, как ты,
  11. Лишь немного глаза прикрою —
  12. Вижу вновь дорогие черты.
  13. Ты мне пой. Ведь моя отрада —
  14. Что вовек я любил не один
  15. И калитку осеннего сада,
  16. И опавшие листья с рябин.

  17. Ты мне пой, ну, а я припомню
  18. И не буду забывчиво хмур:
  19. Так приятно и так легко мне
  20. Видеть мать и тоскующих кур.
  21. Я навек за туманы и росы
  22. Полюбил у березки стан,
  23. И ее золотистые косы,
  24. И холщовый ее сарафан.

  25. Потому так и сердцу не жестко —
  26. Мне за песнею и за вином
  27. Показалась ты той березкой,
  28. Что стоит под родимым окном.

В этом году младшей сестре Сергея Есенина Александре исполнилось бы 90 лет.

В музее к ней особое отношение, здесь о ней сохраняется особая память, потому что многие экспонаты, которые видят теперь поклонники великого русского поэта в Константинове, свято и трепетно в трудные для творчества ее брата годы сберегла именно она и завещала детям передать их в родное село.

Ее воля была ими выполнена, и теперь личные вещи матери поэта и самого Сергея Есенина, его книги, фотографии, рукописи составляют основу всех музейных экспозиций и позволяют людям увидеть в музее не только Есенина — большого художника, но и Есенина — человека. Именно Александра Александровна Есенина, написав книгу воспоминаний «Родное и близкое», рассказала нам об укладе жизни семьи и родного села начала прошлого века, об отце и матери поэта и, что самое важное, об отношении Сергея Есенина к родным, к землякам и к своей малой родине.

Вернувшись из-за границы, Сергей Есенин забрал с собой младшую сестру в Москву в конце 1924 года. Родители отпустили ее, а мать благословила Александру в жизненный путь иконой Тихвинской Божией Матери, которую дочь хранила всю жизнь и которая ныне выставлена в литературной экспозиции музея.

Обе сестры поэта, Екатерина и Александра, жили теперь в Москве. Осенью 1925 года Сергей Есенин много и плодотворно работал. «Он уставал и нервничал, — вспоминает Александра Александровна. — И он был рад, когда мы, сестры, приходили к нему. С Катей он мог посоветоваться, поделиться своими радостями, а ко мне относился как к ребенку, радостно и нежно».

Такое отношение Есенина к младшей сестре лишний раз подтверждает одна из последних групповых фотографий поэта, где он запечатлен вместе со своими родными и друзьями.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок.

Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…

И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?

Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.

Читайте также:  Сочинение на тему влияние музыки на человека 11 класс егэ

Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением.

Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!

Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

  • Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
  • Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:
  • «Дорогие мои, хор-рошие…»

«Ах, как много на свете кошек…» С.Есенин

  1. «Ах, как много на свете кошек…» Сергей Есенин
  2. Ах, как много на свете кошек,
  3. Нам с тобой их не счесть никогда.
  4. Сердцу снится душистый горошек,
  5. И звенит голубая звезда.

  6. Наяву ли, в бреду иль спросонок,
  7. Только помню с далекого дня —
  8. На лежанке мурлыкал котенок,
  9. Безразлично смотря на меня.
  10. Я еще тогда был ребенок,
  11. Но под бабкину песню вскок
  12. Он бросался, как юный тигренок,
  13. На оброненный ею клубок.
  14. Все прошло.

    Потерял я бабку,

  15. А еще через несколько лет
  16. Из кота того сделали шапку,
  17. А ее износил наш дед.

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…»

В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты – любовь к детям и животным». Если дети – не слишком частые персонажи его творчества, то животные нередко упоминаются в стихотворениях. Одно из произведений, в котором фигурируют братья наши меньшие, — «Ах, как много на свете кошек…».

Оно датировано 13 сентябрем 1925 года. Широко известна история его создания. Ее рассказала в воспоминаниях Александра Александровна Есенина – младшая сестра поэта, которую Сергей Александрович перевез к себе в Москву в конце 1924 года. Стихотворение навеяно ситуацией, реально произошедшей. В теплый осенний день Есенин предложил сестре и Софье Андреевне прокатиться на извозчике.

Во время этой поездки внимание Александры Александровны привлекло большое количество кошек, встречавшихся на улице. Поэта наблюдение младшей сестры не сразу заинтересовало. Зато потом он предложил игру – считать всех кошек, попадавшихся на пути. Эта нехитрая забава сильно увлекла его и развеселила.

На следующий день Есенин написал стихотворение «Ах, как много на свете кошек…», сопроводив его посвящением сестре Шуре.

Большая часть анализируемого текста – просто описание событий, происходивших в жизни лирического героя. Он вспоминает давно оставшиеся в прошлом детские годы. Когда-то у него в доме жил котенок – мурлыка, игравший с бабушкиным клубком, словно юный тигренок. Во второй и третьей строфах Есенин очень точно и ярко изображает незамысловатый деревенский быт.

Причем делает это поэт при помощи буквально нескольких деталей, упоминая мурчащего на лежанке котенка, бабушкину песню и ее рукоделие. Четвертая строфа – грустный, но вполне закономерный финал. Основной его посыл – ничто не вечно под луной. Герой рассказывает, что бабушка умерла. Такая же участь ждала и кота. Из животного впоследствии сделали шапку.

Впрочем, и ее сейчас уже нет – головной убор «износил дед». В конце стихотворения явственно присутствует мотив смерти. Он вообще часто встречается в последних произведениях Есенина, написанных в 1925 году.

Даже поверхностное знакомство с его поздним творчеством позволяет понять, что совершенный поэтом суицид был итогом вполне предсказуемым, что люди, придерживающиеся версии об убийстве Сергея Александровича по заказу властей, скорей всего, не правы.

«Письмо к сестре», анализ стихотворения Есенина, сочинение

В стихотворении Сергея Есенина «Письмо к сестре» в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит о своём детстве, легко переходит на глобальные обобщения и яркими штрихами рисует картины своего счастья и тоски по прошлому, старается наметить и тончайшую тропинку в будущее, когда его вспомнят на родной земле близкие люди.

Лирическое стихотворение «Письмо к сестре» было написано в 1925 году, незадолго до гибели поэта. В нём Сергей Есенин подводит некий итог своей жизни, размышляет о будущем и прошлом.

Посвящается произведение любимой сестре поэта – Екатерине Александровне Есениной.

В стихотворении автор рассказывает о своей жизни на родной земле, делится впечатлениями и эмоциями, протягивает тонкую нить от давно ушедшего прошлого к будущему, которое уже явно представляет без себя.

Данное произведение можно отнести к жанру лирических стихотворений, поскольку здесь автор говорит о своей жизни, рассуждает о месте человека на земле, делится с читателями интимными переживаниями и эмоциями. Образ лирического героя и автора едины. Есенин раскрывает свой внутренний мир в простых и душевных строках.

Композиция, тема и сюжет стихотворения

Стихотворение написано сложной рифмой и размером. Строфика разнообразна, рифмуются строки совершенно по-разному. Обозначить размер единым наименованием тоже не представляется возможным.

Здесь каждая строчка, строфа выплавляются индивидуально. При этом произведение имеет неуловимый воздушный ритм и рифму, достаточно чёткий размер, когда все строфы тесно сплетены между собой.

Длина строк тоже многообразна.

В целом композиция стихотворения кольцевая. Автор начинает его с воспоминаний о саде, легко соединяя их с мыслями о Пушкине. а в конце произведения вновь появляется образ сада .

Сюжет стихотворения выстраивается легко и воздушно, словно по волнам воспоминаний поэта. Он говорит о Пушкине и моментально сравнивает его с цветущим садом, переходит к мыслям о вишнях в его саду в Рязани.

Есенин обращается к сестре, вспоминает, как приходилось жертвовать деревьями из-за корнеплодов: отцу нужно было растить картофель, а вишни губили.

Автор вспоминает о красоте природы, рисует своё счастье в общении и единении с ней.

Затем Сергей Есенин вновь переходит к теме поэтов и поэзии. почти успевает провести линию от Пушкина и Лермонтова к своему творчеству, но обрывает себя. Всё сменяется образами тоски, усталости поэта.

Он перефразирует Пушкина: «Блажен, кто не допил до дна». явно подразумевая свою жизнь и её конечность. Завершается стихотворение картиной весеннего сада, продолжения рода и образами детей любимой сестры, которые могут вспомнить «невпопад».

что «жили чудаки на свете» .

Основной темой стихотворения «Письмо к сестре» становится замкнутость жизни лирического героя, тоска по прошедшему счастью.

Автор рассказывает о своих воспоминаниях, но в его словах сквозит усталость, утомлённость человека, который не видит для себя будущего. Идея выражена в объединении прошлого и будущего в природе, творчестве, детях.

Природа заключает всё в единое пространство бытия, а творчество и дети устремляют человека в будущее, позволяя оставить на земле след в стихах, сердцах и памяти близких.

Художественные средства изобразительности

Автор широко использует в своём стихотворении сравнения, символы, параллели и аллегории, олицетворения. Он сравнивает Пушкина с прекрасным цветущим садом, говорит о строках, которые поэт «выласкивал».

Есенин призывает в свидетели того, как он жалел вырубленные вишни, мокрую подушку, говоря о ней, как о живом существе: «Об этом знает мокрая подушка».

Синий день в стихотворении может быть пьяным, а берёзки становятся прелестными девушками, которых обнимает хмельной от счастья герой.

Есенин называет Пушкина Сашей, подчёркивая родство душ с гениальным поэтом. Герой отмечает, что лишь «сиреневой порошей» может излечить свою душу. Образ сада становится здесь символом прошлого, счастья и юности.

В стихотворении «Письмо к сестре» Сергей Есенин легко рассказывает о своей жизни, подводит некие итоги и обращается к любимой сестре, как к своеобразному проводнику в будущее: именно её дети могут вспомнить поэта.

«Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.Есенин

  • «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Сергей Есенин
  • Ты запой мне ту песню, что прежде
  • Напевала нам старая мать.
  • Не жалея о сгибшей надежде,
  • Я сумею тебе подпевать.
  • Я ведь знаю, и мне знакомо,
  • Потому и волнуй и тревожь —
  • Будто я из родимого дома
  • Слышу в голосе нежную дрожь.
  • Ты мне пой, ну, а я с такою,
  • Вот с такою же песней, как ты,
  • Лишь немного глаза прикрою —
  • Вижу вновь дорогие черты.
  • Ты мне пой. Ведь моя отрада —
  • Что вовек я любил не один
  • И калитку осеннего сада,
  • И опавшие листья с рябин.
  • Ты мне пой, ну, а я припомню
  • И не буду забывчиво хмур:
  • Так приятно и так легко мне
  • Видеть мать и тоскующих кур.
  • Я навек за туманы и росы
  • Полюбил у березки стан,
  • И ее золотистые косы,
  • И холщовый ее сарафан.
  • Потому так и сердцу не жестко —
  • Мне за песнею и за вином
  • Показалась ты той березкой,
  • Что стоит под родимым окном.

Анализ стихотворения Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни.

Когда поэт приезжал в родное село Константиново, то Александра постоянно упрекала его в недальновидности и отсутствии правильного мировоззрения.

Есенин же тихо посмеивался и редко встревал в общественно-политические дебаты, хотя внутренне и переживал, что с близким ему человеком вынужден был оказаться по разные стороны баррикад.

Тем не менее, именно к сестре Есенин обращается в одном из своих последних стихов «Ты запой мен ту песню, что прежде…», написанном в сентябре 1925 года. Поэт чувствует, что его жизненный путь завершается, поэтому искренне хочет сохранить в душе образ родного края с его традициями и устоями, которые ему так дороги.

Он просит сестру спеть ему ту песню, которую он слышал в далеком детстве, отмечая: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать». Находясь за сотни километров от родительского дома, Есенин мысленно возвращается к старой избушке, которая когда-то казалась ему царскими хоромами.

Прошли годы, и теперь поэт осознает, насколько примитивным и убогим был тот мир, в котором он родился и вырос. Но именно здесь автор чувствовал то всепоглощающее счастье, которое давало ему силы не только жить, но и создавать удивительно образные стихи. За это он искренне благодарен своей малой родине, память о которой до сих пор волнует душу.

Есенин признается, что не он один любил «калитку осеннего сада и опавшие листья рябин». Подобные чувства, убежден автор, испытывала и его младшая сестра, однако она очень скоро перестала замечать то, что ей по-настоящему дорого.

Есенин не упрекает Александру в том, что она уже успела утратить присущий юности романтизм, отгородившись от окружающего мира коммунистическими лозунгами. Поэт понимает, что у каждого в этой жизни свой путь, и пройти его придется до конца. Не взирая ни на что.

Однако ему искренне жаль сестру, которая ради чужих идеалов отвергает то, что впитала с молоком матери. Автор убежден, что пройдет время, и ее взгляды на жизнь вновь изменятся. Пока же Александра кажется поэту «той березкой, что стоит под родимым окном».

Такой же хрупкой, нежной и беспомощной, способной прогнуться под первым же порывом ветра, направление которого может измениться в любой момент.

Источник: http://esenin-s.ru/analiz-stihotvoreniya-esenina-sestre-shure/

Разработка урока литературы в 5 классе «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…»

Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием (Может быть, это нам не надо, это как-то не совсем вписывается.

Может, на этом уроке без проверки Д. З.). Вы получили задание написать синквейн по прочитанному нами стихотворению Блока. Сейчас я попрошу некоторых из вас (по усмотрению учителя) прочитать свои работы.

(Чтение 3-4 работ и обсуждение их по примерной схеме: Оцените работу товарища.

  • Отражает ли первая строка синквейна тему стихотворения?
  • Переданы ли прилагательными ее существенные признаки?
  • Отражена ли в 4 строке основная мысль? Чувствуется ли отношение автора к изображаемому?

(критерии тоже можно вывести на СЛАЙД)(5МИНУТ)

Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы. Посмотрите на доску, я подобрала эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их. Предположите, творчеству какого поэта будет посвящен наш урок, и какова основная тема его стихотворений?

  • (СЛАЙД: ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:
  • Тебе одной плету венок,
  • Цветами сыплю стежку серую.
  • О Русь, покойный уголок,
  • Тебя люблю, тебе и верую.
  • С. А Есенин
  • Люблю тебя, Родина кроткая!
  • А за что – разгадать не могу…

С. Есенин.

Ответ: О творчестве С. Есенина. (Темы его стихотворений: любовь к Родине и родной природе)

Учитель: Верно. Тема нашего урока: «Сергей Есенин. Детские годы. Образ малой Родины в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (СЛАЙД). Запишите тему. (И понравившийся эпиграф по выбору)

Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока

  • Познакомиться с личностью поэта.
  • Уяснить, каково значение малой родины в личной и творческой судьбе С. А. Есенина
  • Понять идею стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
  • Выявить, при помощи каких художественных средств создается в нем образ малой Родины.

Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта С. А. Есенина. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?

(Ответы детей) (5 минут)

Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта. (Биография с МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ)

В этом имени — слово “есень”.Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен :Поднебесье, тихие веси, Сень березы и синь-рассвет.Что-то есть в нем и от весеннейГрусти, юности, чистоты… Только скажут: Сергей Есенин — 

Всей России встают черты. (СЛАЙД, ПОРТРЕТ ЕСЕНИНА)

Родина Сергея Есенина — село Константиново, которое раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки. Когда-то на месте крестьянской избы, что стоит в Константинове, возвышался на пригорке ветхий двухэтажный дом, построенный дедом поэта — Никитой Осиповичем Есениным (СЛАЙД). В нём и родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года.

По-матерински заботилась о внуке бабушка Наталья «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», — признавался поэт. В долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять». По настоянию деда будущий поэт рано начал одолевать грамоту по церковным книгам. «Читать начал с 5 лет», — отмечал С. А. Есенин. В девять лет Есенин переступил школьный порог сел за парту земского четырехклассного Константиновского училища.

Здесь начал учиться Есенин. Окончил школу с похвальным листом.

Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова.

Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте. Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах. . Село Константиново, где прошли годы детства, юности и ранней зрелости поэта с 1910-1918 годы, сейчас Государственный музей-заповедник, В 1965 г. дом родителей поэта стал мемориальным домом-музеем С. А. Есенина. В уютной бревенчатой избе воссоздана атмосфера быта того времени. В избе все расставлено так, как было при жизни Сергея Александровича. (ВОТ ТУТ МУЗЫКУ НАДО ВЫКЛЮЧИТЬ)

В семье Есениных в 1911 г. родилась дочь Александра. Будущий поэт находился тогда довольно далеко от родного дома: он учился в Спас-Клепиках. С огромной нежностью относился к сестре Сергей Есенин, по-отечески заботился о ней, гордился ее успехами, звал ласково Шура, Шуренок.

Каждый приезд Сергея домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Вечерами все собирались вместе и пели старинные протяжные народные песни. В сентябре 1925 г. Есениным написаны четыре лирических стихотворения, посвященные им «Сестре Шуре».

Строки их полны глубокого светлого чувства братской любви и восхищения молодостью, чистотой души.

  1. Сегодня у нас сегодня есть возможность также услышать одно из них. (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО)
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  3. (Стихотворение проникнуто грустью, волнением, ностальгией).
  4. Какова его тема?
  5. (воспоминание о Родине)

Какие чувства охватывают героя при воспоминании о Родине? Найдите в тексте слова, которыми сам герой характеризует свое состояние.

  • Не жалея о сгибшей надежде,
  • Я сумею тебе подпевать
  • Я ведь знаю, и мне знакомо,
  • Потому и волнуй и тревожь —
  • Ведь моя отрада —
  • Что вовек я любил не один
  • И не буду забывчиво хмур:
  • Так приятно и так легко мне
  • Потому так и сердцу не жёстко
  • Учитель: Верно, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родному дому.

О чем просит лирический герой? (Лирический герой просит сестру Шуру спеть песню, которую напевала их мать).

С кем в его сознании связан образ родного края? Подтвердите строчками стихотворения.

  1. Ответ: Образ родного края в сознании поэта связан матерью Ты запой мне ту песню, что прежде
  2. Напевала нам старая мать.
  3. Лишь немного глаза прикрою —
  4. Вижу вновь дорогие черты.
  5. Так приятно и так легко мне
  6. Видеть мать.

Учитель: Да, ребята, благотворное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать. Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен (и шуточных, и игровых, и обрядовых, и лирических). Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

  • С какими еще дорогими сердцу образами связан для поэта образ родной стороны и как он говорит об этом в стихотворении, обращенной к сестре?
  • И калитку осеннего сада,
  • И опавшие листья с рябин.
  • Я навек за туманы и росы
  • Полюбил у берёзки стан,
  • Видеть мать и тоскующих кур

Учитель: Верно, обратимся к последним двум четверостишиям. Какой образ, символ России, встречается во многих стихах Есенина, в том числе и в этом? (Берёза)

Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? (олицетворение). Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стихи.

— Какие еще художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома? Давайте выделим их.

(Дети находят)

Учитель: стихотворения Есенина отличаются необыкновенной плавностью, напевностью. Многие из них, в том числе и это, положены на музыку. Как поэт добивается «песенности» своего стихотворения?

(Ребята говорят, что напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов).

Учитель: Запись в тетради: повтор (лексический повтор)– повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.

— Обобщим сказанное. Какие же черты, свойственные всему творчеству Есенина, проявляются в данном стихотворении? Назовите особенности есенинской лирики. Пожалуйста, ….. (и кто-то один подводит итог).

Остальные слушайте внимательно и попытайтесь выделить особенности лирики Есенина (что выделено, они сами это должны уловить и записать кратко, можно в итоге слайд сделать)В стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде» присутствуют черты, свойственные всему творчеству С.А.Есенина.

Стихотворение проникнуто любовью к Родине. Константиново стало для поэта воплощением всего родного, вобрав в себя и красоты природы, и воспоминания о близких людях, и атмосферу деревенской жизни.

Своё трепетное отношение и восхищение Есенин передает тем, что одушевляет/одухотворяет природу, наделяет живые и неживые объекты человеческими качествами. Стихотворения поэта очень мелодичны

Учитель: верно, итак, какие основные черты лирики поэта удалось выделить?, ….Прочитай, что у тебя получилось? (СЛАЙД ВЫВОДЫ). Выводы записываются)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Молодцы. Теперь запишем домашнее задание.

Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на тему «Это все мне родное и близкое…», где вы можете рассказать о своих родных, дорогих сердцу местах, о близких людях .

Постарайтесь передать свои чувства, эмоции. (Объем работы 10-15 предложений). По желанию можете найти и прочитать в классе другие стихотворения поэта, обращенные к сестре (СЛАЙД).

Урок окончен. Спасибо за работу. Было легко и интересно

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/razrabotka_uroka_litieratury_v_5_klassie_sierghiei_iesienin_dietskiie_ghody_obra

Ссылка на основную публикацию