Томас Манн начал работу над своим романом в 1943 году. Через 4 года роман был опубликован под названием «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». На русский язык «Доктор Фаустус» был переведён Наталией Ман и Соломоном Аптом.
Главный герой романа – вымышленный персонаж Адриан Леверкюн, чья жизнь описана с раннего детства и до самой смерти. Действие происходит преимущественно в первой половине ХХ века. Леверкюн – талантливый композитор. Он пытается построить свою жизнь в соответствии со средневековыми легендами о Фаусте, который продал себя Мефистофелю.
Биография вымышленного Адриана Леверкюна перекликается с биографиями многих реально существовавших выдающихся личностей. Повествование в романе ведётся от лица Серенуса Цейтблома, доктора философии. Серенус сообщает, что главный герой родился в 1883 году. Детство Леверкюна прошло в родительском поместье недалеко от города Кайзерсашерна.
Адриан окончил гимназию и университет, стал преподавателем классических языков, однако главную роль в его жизни со временем начинает играть музыка. Интерес к музыке у одарённого молодого человека впервые проявился в возрасте 14 лет. В этом же возрасте он начинает брать частные уроки. О присутствии в жизни человека демонизма и магии Адриан узнал в университете.
Именно в студенческие годы в Леверкюне по-настоящему проявляется его незаурядность. Молодой человек резко отличался от своих сверстников.
Первая физическая близость с женщиной сделала Адриана сифилитиком. Со своей первой женщиной композитор познакомился в борделе. Юноша решается на близость, несмотря на то, что знает о болезни девушки. Адриан обращался к врачу за лечением, однако врач не довёл курс лечения до конца и умер. Молодой человек решил больше не лечиться.
Постепенно музыка становится главным занятием Леверкюна. Однажды композитору является дьявол. Сатана сообщает Адриану, что заразившись сифилисом, молодой человек заключил с ним сделку. Дьявол обещает Адриану славу и значительную роль в культурной жизни нации. Через 24 года композитор должен будет вернуться к сатане, так как теперь он принадлежит только ему. Сатана запрещает Адриану любить.
Всё, что предсказал дьявол, сбывается. Леверкюн действительно становится известным композитором, чьи творения вызывают восторг публики. Однако он нарушает наложенный сатаной запрет. Композитор или влюбляется, или испытывает к кому-либо симпатию и привязанность. Люди, к которым расположен Леверкюн, трагически погибают.
Последним произведением Адриана Леверкюна становится кантата, написание которой он закончил к 1930 году. Первое исполнение кантаты на публике композитор решил организовать у себя дома. Когда приглашённые друзья и знакомые собираются у Леверкюна, композитор произносит речь.
Он признаётся в том, что своей славой обязан сатане. Леверкюн считает себя убийцей. Нарушая запрет дьявола и испытывая привязанность к тому или иному человеку, композитор навлекал тем самым гибель на этого человека.
Посетители настолько поражены услышанным, что многие встают и уходят.
Сделав признание, Леверкюн садится играть свою кантату, но неожиданно падает на пол и теряет сознание. Придя в себя, композитор начинает проявлять признаки безумия. Несколько месяцев его лечили в клинике. Затем Леверкюна забирает мать. Пожилая женщина ухаживает за сыном до конца его дней. Через 5 лет композитора навещает Цейтблом. Но Леверкюн не узнал друга. Ещё через 5 лет Леверкюн умер.
Характеристика персонажей
Адриан Леверкюн
В образе Леверкюна воплотилась вся Германия конца XIX-первой половины ХХ века. Чтобы описать страну, автор прибегает к метафоре. Данный художественный приём помогает читателю лучше узнать современную Манну Германию.
Леверкюн отличался хорошими умственными способностями ещё в отрочестве. Вместе с этим мальчик имел такую негативную черту характера, как высокомерие, ощущение собственного превосходства над всеми остальными. Цейтблом отмечает, что Адриан был очень скрытным и любил одиночество, что не характерно для подростка.
Судьба композитора – это судьба самой Германии. Богатая красивая страна, имеющая огромный потенциал для развития, делает ошибку, заключив сделку с дьяволом, то есть, встав на путь фашизма. На некоторое время Германия действительно получает превосходство над всеми другими европейскими странами. Однако затем начинается агония, которая приводит страну к гибели.
В романе Манна нередко можно встретить упрёки в адрес властей, толкающих страну на неминуемую гибель. Автор жалеет погибающую Германию так же, как жалеет своего талантливого героя.
Князь тьмы
На первый взгляд, это фантастический персонаж. Среди читателей наверняка найдутся атеисты, которые не верят в потусторонние силы. Тем не менее, на сатану можно посмотреть, как на метафору.
Зло внутри человека
Тему заключения сделки с дьяволом нельзя считать новой. В литературе разных эпох нередко встречаются похожие сюжеты. Вероятно, Томас Манн не верил в существование сатаны.
В образе дьявола автор воплотил все амбиции и всё тщеславие, которыми обладал Леверкюн. Сатана – это не потусторонняя сила, это желания, живущие в сердцах людей. Желания эти, как правило, корыстны.
Человек слишком редко хочет блага для своего ближнего.
Продать душу дьяволу – значит посвятить жизнь удовлетворению собственных желаний. В результате, жизнь человека превращается в сплошную погоню за личными амбициями.
В большинстве случаев людям так и не удаётся получить то, что им хотелось. В конце жизни человек понимает, что жил зря, что не заметил доступных удовольствий в погоне за удовольствиями недоступными.
Если цель всё-таки достигнута, человек обычно не чувствует удовлетворения и остаётся разочарованным.
Социальные болезни
Томас Манн не впервые использует болезнь в качестве метафоры. В романе «Волшебная гора» перед читателем предстают пациенты горного санатория, проходящие лечение от туберкулёза. Избавиться от болезни никто по-настоящему не стремится. Вместо того, чтобы бороться за жизнь, пациенты пытаются успеть получить как можно большее количество удовольствий. Такой видит Манн Европу первой половины ХХ века.
Германия в лице Адриана Леверкюна выглядит ещё более удручающе. Туберкулёз, несмотря на то, что это достаточно тяжёлое заболевание, всё-таки поддаётся лечению. Лекарство от сифилиса не найдено до сих пор. Вероятно, Манн не видел возможности «излечения» для своей страны. Заразиться сифилисом намного сложнее, чем туберкулёзом.
Леверкюн не пытался избежать заражения. Девушка, которую он выбрал для близости, предупредила его заранее. Но композитор проигнорировал предупреждение. В чём была причина такой беспечности, неизвестно. Может быть, Леверкюн до конца не осознавал всю серьёзность этого заболевания.
Однако желание обладать понравившейся девушкой взяло верх над здравым смыслом.
Примечательно, что композитор сознательно не заключал договора с дьяволом. Он не имел таких намерений.
Адриан не подписывал кровью никаких документов, как это нередко представляют в историях с похожим сюжетом. Сатана явился Леверкюну и сообщил ему о том, что договор заключён «автоматически».
Композитор при этом не оказал ни малейшего сопротивления и не попытался опровергнуть факт заключения сделки.
Предлагаем вам ознакомиться в романом Томаса Манна “Будденброки”, написанном в стиле семейной хроники. Эта книга принесла признание и славу тогда еще не известному писателю.
В своем романе “Волшебная гора” Томас Манн рассказывает о размеренной и закрытой жизни группы пациентов, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих контактировать с внешним миром.
Для пациентов санатория в романе «Волшебная гора» туберкулёз стал поводом уйти от неприятной им реальности.
Болезнь, ведущая к смерти, позволяет отказаться от всех социальных норм и бездумно предаваться запретным удовольствиям. Сифилис Леверкюна не отгораживает его от общества, но и не даёт ему ни с кем сблизиться.
Все, кого полюбил композитор, погибают. Болезнь не изолировала композитора, но сделала его одиноким среди толпы.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/tomas-mann/doktor-faustus.html
Томас Манн — Доктор Фаустус
- Томас Манн
- Доктор Фаустус
- Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом
- Роман
Lo giorno se n’andava, e l’aere bruno
toglieva gli animai che sono in terra
da le fatiche loro, ed io sol uno
m’apparecchiava a sostener la guerra
si del cammino e si della pietate,
che ritrarrà la mente che non erra.
О Muse, о alto ingegno, or m’aiutate,
о mente che scrivesti ciò ch’io vidi,
qui si parrà la tua nobilitate.
День уходил, и неба воздух тёмный
Земные твари уводил ко сну
От их трудов; лишь я один, бездомный,
Приготовлялся выдержать войну
И с тягостным путём и с состраданьем,
Которую неложно вспомяну.
О Музы, к вам я обращусь с воззваньем!
О благородный разум, гений свой
Запечатлей моим повествованьем!
Данте, «Ад», песнь вторая (Перевод М. Лозинского)
Со всей решительностью спешу заявить, что если этому рассказу о жизни Адриана Леверкюна, этой первой и, так сказать, предварительной биографии дорогого мне человека и гениального музыканта, с которым столь беспощадно обошлась судьба, высоко его вознёсшая и затем низринувшая в бездну, я и предпосылаю несколько слов о себе и своих житейских обстоятельствах, то отнюдь не с целью возвеличить свою особу. Единственным моим побуждением была мысль, что читатель, вернее будущий читатель, ибо в настоящее время нечего и думать о том, чтобы моя рукопись увидела свет, если только чудом она не окажется за стенами осаждённой «крепости Европы» и там хоть отчасти приоткроет тёмную тайну нашего одиночества… Но лучше начну сначала: только в предположении, что читатель захочет узнать, кто же это пишет об Адриане Леверкюне, я предпосылаю его биографии несколько слов о самом себе — не без боязни, конечно, вселить в читателя сомнение, в надёжные ли руки он попал. Иными словами, посильна ли человеку моего склада эта задача, задача, на выполнение которой меня подвигло скорее сердце, нежели право духовного сродства.
Перечитав эти строки, я уловил в них какую-то затруднённость дыхания, неспокойствие, столь характерное для душевного состояния, в котором я нахожусь ныне, 23 мая anno 1943, через два года после смерти Леверкюна (вернее, через два года, после того как из тёмной ночи он перешёл в ночь беспросветную), собираясь приступить здесь, в маленьком своём кабинете в городе Фрейзинге на Изаре, к жизнеописанию моего с миром почившего — о, если бы с миром! — несчастного друга. Да, нелегко у меня на душе, ибо настойчивая тяга к сообщительности печальнейшим образом парализуется страхом сказать нечто нескромное, не подлежащее огласке.
Я человек уравновешенный, по натуре здоровый, так сказать, не склонный к эксцессам, словом, приверженный гармонии и разуму. По роду занятий я учёный, conjuratus[1] «латинского воинства», не вовсе чуждый искусству (играю на viola d’amore{1}).
Но отношения мои с музами носят, скорее, академический характер, и сам я рассматриваю себя как преемника немецких гуманистов эпохи «Писем тёмных людей{2}», Рейхлина, Крота из Дорнгейма, Муциана и Эобана Гесса{3}.
Демонического начала, хотя я отнюдь не собираюсь отрицать его влияния на человеческую жизнь, я всегда чурался, инстинктивно его избегал, не чувствуя ни малейшей склонности отважно спускаться к силам тьмы или самонадеянно вызывать их из бездны, а если волею судеб они порой искушали меня, я им и пальца не протягивал. Этому своему убеждению я приносил немало жертв, идеальных и меркантильно-житейских; так, я без малейших колебаний до срока отказался от любезной моему сердцу педагогической деятельности, как только понял, что она не идёт в ногу с запросами и духом нашего исторического развития. В этом смысле я собой доволен. Но такая решительность, или, если угодно, ограниченность моей нравственной сущности, тем более заставляет меня сомневаться, по плечу ли мне тот урок, который я себе задал?
Не успел я взяться за перо, как с него уже сбежало слово, втайне смутившее меня, слово: «гениальность». Я говорил о музыкальном гении моего покойного друга.
Впрочем, слово «гений», хотя и сверхмерное, всё же обладает благородным, гармоническим и здраво-человеческим звучанием, и поскольку я, обыкновенный человек, и в мыслях не имею считать себя причастным к этим выспренним сферам или исполненным divinis influxibus ex alto[2], то у меня, собственно, нет разумного повода страшиться этого слова, как нет причины страшиться благоговейно, радостно и почтительно говорить о гениальности. Похоже, что так. И тем не менее нельзя отрицать, да это никогда и не отрицалось, что в сияющей сфере гения тревожно соприсутствует демоническое начало, противное разуму, что существует ужасающая связь между гением и тёмным царством и наконец, что именно поэтому эпитеты, которые я старался к нему приложить: «благородный», «гармонический», — не совсем подходящие эпитеты, даже когда — с болью решаюсь я на такое разграничение — речь идёт о чистой, неподдельной гениальности, которую господь бог благословил (или покарал?) человека, а не о гениальности гибельной и порочной, о грешном, патологическом сжигании природных способностей, о мерзостном выполнении богопротивной сделки…
Тут меня останавливает неприятное чувство, что я допустил артистическую промашку. Сам Адриан уж конечно бы не потерпел, чтобы, ну, скажем, в симфонии, так преждевременно зазвучала эта тема. У него она проступила бы разве что потаённо, почти неощутимо, словно издалека.
Впрочем, возможно: то, что сорвалось у меня с языка, воспримется читателем как нечто туманное, как сомнительный намёк, и только я один в этом усматриваю непростительную нескромность, грубое недержание речи.
Человеку моего склада кажется трудным, даже недостойным подойти к предмету, который ему дороже жизни, который переполняет всю его душу, с рассудочно-игривой расчётливостью компонующего художника. Потому-то я раньше времени и заговорил о различии между просветлённым и непросветлённым гением, различии, которое я отметил лишь затем, чтобы тут же в нём усомниться.
И правда, пережитое заставило меня так напряжённо, так неотступно размышлять над этой проблемой, что временами, к ужасу моему, мне начинало казаться, будто меня самого выносит за пределы предуказанной мне ограниченной сферы и что я недозволенным образом превышаю уровень своих природных способностей…
Но обрываю и этот ход мысли, так как вспомнил, что заговорил-то я о гении и о его бесспорной причастности демоническому началу лишь затем, чтобы объяснить, почему я сомневаюсь, обладаю ли я необходимыми данными для разрешения предстоящей мне задачи. Рассеять мои сомнения может только один успокоительный довод.
Мне было суждено долгие годы прожить в доверительной близости с гениальным человеком, с героем этих моих записей, знать его с детства, быть свидетелем его становления, его судьбы и в скромной роли помощника даже участвовать в его творчестве.
Либретто для задорной юношеской оперы Леверкюна по комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» написано мною, да и текст к гротескной оперной сюите «Gesta Romanorum»[3] и к оратории «Откровение св. Иоанна Богослова» составлен с моей помощью и отчасти по моему почину.
Вдобавок я обладатель бесценных записей, которые покойный мне, а не кому другому, завещал ещё в добром здравии или, вернее, в юридически неоспоримом, относительно добром здравии; на эти записи я и буду опираться в своём повествовании и даже вставлять в него обдуманно выбранные из них отрывки.
Но первейшим и решающим моим оправданием, если не перед людьми, так перед богом, было и осталось то, что я любил его — с ужасом и нежностью, с состраданием и беззаветным восторгом, при этом нимало не заботясь о том, отвечает ли он хоть сколько-нибудь на мою любовь.
Конец ознакомительного отрывка Вы можете купить книгу и
Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/596826-tomas-mann-doktor-faustus.html
Доктор Фаустус
Рассказ ведётся от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем классических языков и обзаводится семьёй.
Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском поместье, недалеко от Кайзерсашерна. Весь уклад жизни семьи, в которой ещё двое детей, воплощает добропорядочность и прочную приверженность традиции.
В Адриане рано проявляются способности к наукам, и его отдают в гимназию. В городе он живёт в доме дядюшки, который держит магазин музыкальных инструментов. Несмотря на блестящие успехи в учёбе, мальчик отличается несколько высокомерным и скрытным нравом и не по годам любит одиночество.
Продолжение после рекламы:
В четырнадцатилетнем возрасте Адриан впервые обнаруживает интерес к музыке и по совету дяди начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Тот, несмотря на сильное заикание, читает увлекательные публичные лекции по теории и истории музыки и прививает молодым людям тонкий музыкальный вкус.
По окончании гимназии Адриан Леверкюн изучает богословие в университете города Галле, куда перебирается и Цейтблом.
Среди профессоров оказывается немало интересных людей: так, преподаватель психологии религии Шлепфус излагает своим ученикам теорию о реальном присутствии магии и демонизма в человеческой жизни.
Наблюдая Адриана в обществе сверстников, Цейтблом все более убеждается в незаурядности его натуры.
Леверкюн продолжает поддерживать связь с Кречмаром и, когда того приглашают в консерваторию в Лейпциге, переезжает тоже. Он разочаровывается в богословии и теперь изучает философию, но сам все больше тяготеет к музыке. Однако Кречмар считает, что атмосфера такого учебного заведения, как консерватория, для его таланта может оказаться губительной.
В день приезда в Лейпциг Адриана вместо харчевни приводят в публичный дом. К чуждому распутства юноше подходит девушка с миндалевидными глазами и пытается погладить по щеке; он бросается прочь. С тех пор её образ не покидает его, однако проходит год, прежде чем юноша решается её найти.
Ему приходится ехать за ней в Братиславу, но, когда Адриан наконец находит девушку, та предупреждает его, что больна сифилисом; тем не менее он настаивает на близости. Вернувшись в Лейпциг, Адриан возобновляет занятия, но вскоре оказывается вынужден обратиться к врачу. Не доведя лечение до конца, врач внезапно умирает.
Попытка найти другого лекаря также оканчивается безуспешно: врача арестовывают. Больше юноша решает не лечиться.
Брифли существует благодаря рекламе:
Он увлечённо сочиняет. Самым знаменательным его творением того периода становится цикл песен на стихи поэта-романтика Брентано. В Лейпциге Леверкюн сводит знакомство с поэтом и переводчиком Шильдкнапом, которого уговаривает сочинить оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».
В 1910 г. Кречмар получает пост главного дирижёра Любекского театра, а Леверкюн переезжает в Мюнхен, где снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде и двух её взрослых дочерей — Инесы и Клариссы.
В доме регулярно устраиваются званые вечера, и среди новых знакомых Леверкюна много артистической публики, в частности талантливый молодой скрипач Рудольф Швердтфегер.
Он настойчиво ищет дружбы Адриана и даже просит написать для него скрипичный концерт. Вскоре в Мюнхен переезжает и Шильдкнап.
Нигде не находя себе покоя, Леверкюн уезжает в Италию вдвоём с Шильдкнапом. Жаркое лето они коротают в горном селении Палестрина. Там его навещают супруги Цейтблом. Адриан много работает над оперой, и Цейтблом находит его музыку в высшей степени удивительной и новаторской.
Продолжение после рекламы:
Здесь с Леверкюном происходит эпизод, детальное описание которого много позже обнаруживает в его нотной тетради Серенус Цейтблом. Ему является сам дьявол и объявляет о своей причастности к тайной болезни Адриана и неустанном внимании к его судьбе.
Сатана прочит Леверкюну выдающуюся роль в культуре нации, роль провозвестника новой эры, названной им «эрой новейшего варварства».
Дьявол заявляет, что, осознанно заразившись нехорошей болезнью, Адриан заключил сделку с силами зла, с тех пор для него идёт отсчёт времени, и через двадцать четыре года сатана призовёт его к себе. Но есть одно условие: Леверкюн должен навсегда отказаться от любви.
Осенью 1912 г. друзья возвращаются из Италии, и Адриан снимает комнату в поместье Швейгештилей, недалеко от Мюнхена, которое примечает ещё раньше, во время своих загородных прогулок: это место удивительно походит на хутор его родителей. Сюда к нему начинают наведываться мюнхенские друзья и знакомые.
Закончив оперу, Леверкюн снова увлекается сочинением вокальных пьес. В силу своего новаторства они не встречают признания широкой публики, но исполняются во многих филармониях Германии и приносят автору известность. В 1914 г. он пишет симфонию «Чудеса Вселенной». Начавшаяся мировая война Леверкюна никак не затрагивает, он продолжает жить в доме Швейгештилей и по-прежнему много работает.
Брифли существует благодаря рекламе:
Инеса Родде тем временем выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, хотя сгорает от невысказанной любви к Швердтфегеру, в чем сама признается автору. Вскоре она вступает в связь со скрипачом, мучаясь, однако, сознанием неизбежности разрыва.
Её сестра Кларисса тоже покидает родной дом, дабы безраздельно посвятить себя сцене, а стареющая сенаторша Родде перебирается в Пфейферинг и селится недалеко от Леверкюна, который в это время уже принимается за ораторию «Апокалипсис».
Он задумывает своей демонической музыкой показать человечеству ту черту, к которой оно приближается.
Весной 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Пережив творческий крах и крушение надежд на личное счастье, она кончает счёты с жизнью, выпивая яд.
Леверкюн наконец внимает просьбам Швердтфегера и посвящает ему концерт, который имеет шумный успех. Повторное его исполнение проходит в Цюрихе, где Адриан и Рудольф знакомятся с театральной художницей Мари Годе.
Спустя несколько месяцев она приезжает в Мюнхен, а через считанные дни скрипач просит Леверкюна его посватать. Тот нехотя соглашается и признается, что и сам немного влюблён. Через два дня все уже знают о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьба должна состояться в Париже, где у скрипача новый контракт.
Но по дороге с прощального концерта в Мюнхене он встречает смерть от руки Инесы Родде, которая в порыве ревности стреляет в него прямо в трамвае. Через год после трагедии наконец публично исполняется «Апокалипсис».
Концерт проходит с сенсационным успехом, но автор в силу большой душевной подавленности на нем не присутствует. Композитор продолжает писать дивные камерные пьесы, одновременно у него зреет план кантаты «Плач доктора Фаустуса».
Летом 1928 г. к Леверкюну в Пфейферинг привозят погостить младшего племянника, пятилетнего Непомука Шнейдевейна. Адриан всем сердцем привязывается к обаятельному и кроткому малышу, близость которого составляет едва ли не самую светлую полосу в его жизни. Но спустя два месяца мальчик заболевает менингитом и в считанные дни в муках умирает. Врачи оказываются бессильны.
Следующие два года становятся для Леверкюна годами напряжённой творческой активности: он пишет свою кантату. В мае 1930 г. он приглашает друзей и знакомых прослушать его новое сочинение.
Собирается человек тридцать гостей, и тогда он произносит исповедь, в которой признается, что все созданное им на протяжении последних двадцати четырёх лет — промысел сатаны.
Его невольные попытки нарушить запрет дьявола на любовь (дружба с юношей-скрипачом, намерение жениться и даже любовь к невинному ребёнку) приводят к гибели всех, на кого направлена его привязанность, вот почему он считает себя не только грешником, но и убийцей. Шокированные, многие уходят.
Леверкюн начинает было играть на рояле своё творение, но вдруг падает на пол, а когда приходит в себя, начинают проявляться признаки безумия.
После трёх месяцев лечения в клинике матери разрешают забрать его домой, и она до конца дней ухаживает за ним, как за, малым ребёнком. Когда в 1935 г.
Цейтблом приезжает поздравить друга с пятидесятилетием, тот его не узнает, а ещё через пять лет гениальный композитор умирает.
Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.
Пересказала С. Б. Володина. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.
Источник: https://briefly.ru/tomasmann/doktor_faustus/
«Доктор Фаустус», краткое содержание романа Томаса Манна
Автор предваряет рассказ о жизни гениального музыканта Адриана Леверкюна несколькими словами о своей личности. Доктор философии Серенус Цейтблом вместе с героем в детстве посещал гимназию св. Бонифация и хорошо знал его родителей – Ионатана и Эльсбету, представителей рода искусных ремесленников и зажиточных земледельцев.
Вместе с Андрианом, его старшим братом Георгом и младшей сестрой Урсель Серенус принимал участие в семейных чтениях Леверкюнов. Иоанатан читал детям книги о бабочках и обитателях морских глубин, показывал опыты с «питающейся каплей» и причудливые порождения органической природы. Эльсбета Леверкюн отличалась простотой и светлостью натуры.
Она обладала приятным голосом и была вся проникнута внутренней музыкальностью.
Как и все художники, Адриан оказался сильно привязан к своему детству. Достигнув зрелости, он поселился у Швейгештилей в Пфейферинге – месте, удивительно напоминавшем ему родной дом. Там была и женщина, похожая на скотницу Ханну, научившую мальчиков петь народные, солдатские и уличные песни.
Детство мальчиков прошло в небольшом немецком городке – Кайзерсашерн. Во время учёбы в гимназии Адриан жил у дяди – скрипичного мастера и владельца магазина музыкальных инструментов Николауса Леверкюна, в трёхэтажном бюргерском доме шестнадцатого века.
Первое время никто не связывал Адриана с музыкой, к которой он и сам не проявлял особого интереса. Родные считали, что из мальчика получится выдающийся учёный.
Серенус впервые понял, что перед ним будущий музыкант, когда застал четырнадцатилетнего Адриана за игрой на фисгармонии.
Дядя Николаус предложил племяннику учиться играть на рояле под руководством Венделя Кречмара – местного соборного органиста и музыкального лектора. Последний занимался со своим учеником не только музыкой, но и классической литературой, всесторонне знакомя его с миром искусства. После окончания гимназии Адриан Леверкюн решил изучать лютеранское богословие.
В Галле Серенус вместе с другом занимался философией, состоял в кружке студентов-богословов «Винфрид» и ходил в качестве вольнослушателя на лекции по систематике профессора Эренфрида Кумпфа и на лекции по «психологии религии» приват-доцента Эбергарда Шлепфуса. Со временем Адриан стал тяготиться выбранной профессией, а переехавший в Лейпциг Кречмар в письмах всё активнее призывал своего бывшего ученика к занятиям музыкой.
В 1905-м году Серенус отправляется на военную службу в Наумбург, а Адриан – в Лейпциг. Начинающий композитор пишет своему другу о переезде и случайном посещении борделя.
Серенус приходит в крайнее удивление, так как до этого письма Адриан никогда не обсуждал с ним вопросов взаимоотношения полов. Между тем, сам автор к тому моменту уже успел вкусить запретный плод, состоя семь месяцев в интимной связи с дочерью бочара.
Блудница из борделя была первой женщиной, прикоснувшейся к Адриану, что произвело на него сильное впечатление.
Время до 1913-го года друзья проводят вдали друг от друга. В Лейпциге Адриан под руководством Кречмара изучает инструментовку. Через год он, сгорающий от страсти, возвращается в бордель, желая встретиться с дотронувшейся до его щеки девушкой. Поиски любимой заводят его в Братиславу, где начинающий композитор проводит с ней ночь. Через пять недель Адриан обнаруживает «локальное недомогание».
Врач, у которого он лечится, умирает через несколько дней. Вид доктора в гробу производит на начинающего композитора удручающее впечатление. Второй врач, к которому обращается Адриан, оказывается арестованным. Леверкюн бросает лечение. В это время в Лейпциге его навещает Серенус. Адриан вводит друга в богемный кружок кафе «Централь» и знакомит со своим другом – переводчиком Рюдигером Шильдкнапом.
В сентябре 1910 года Серенус начинает преподавать в гимназии Кайзерсашерна. Двадцатилетняя Урсель Леверкюн выходит замуж за швейцарского оптика Иоганнеса Шнейдевейна. С 1911 по 1933 год у них рождается четверо детей – Роза, Эцехиль, Раймунд и Непомук. Серенус сообщает Адриану о своей будущей свадьбе с Еленой.
В Мюнхене Леверкюн снимает комнату у вдовы сенатора по фамилии Родде, вблизи Академии. Он сочиняет музыку и, когда его не мучает мигрень, принимает участие в званых обедах. Со временем в Мюнхен переселяется и Рюдигер Шильдкнап. Вместе с ним Адриан впервые посещает Пфейферинг, где знакомиться с хозяйкой имения – госпожой Швейгештиль.
Начиная с 1911 года, композитор и писатель проводят летние месяцы в Палестрине, в доме Манарди. Именно там Адриан встречается с Дьяволом, о чём свидетельствует его запись, сделанная на нотной бумаге. Враг рода человеческого предстаёт перед композитором в виде тщедушного рыжеватого мужчины.
Он разговаривает с Адрианом на «ты», высмеивает его неверие и предлагает обсудить то, о чём они «молчат» уже пять лет, начиная с момента падения героя – в объятиях проститутки, заразившей его «французской болезнью», приведшей к поражению мозга.
Врачи, к которым обращался композитор, были намеренно выведены из его жизни Дьяволом, чтобы через очажок венерического менингита Адриан мог общаться с ним наяву.
Незваный гость приписывает себе природу вдохновения. Его внешность меняется – мужчина начинает выглядеть более интеллигентно. Адриан пробует спорить с Дьяволом, но безрезультатно. Последний развенчивает его представления о возможности самостоятельного выхода на новые музыкальные рубежи и предлагает свою помощь в создании гениальных творческих произведений.
Об аде Дьявол не рассказывает ничего нового для Адриана, объясняя это тем, что там всё будет так, как герой привык это воспринимать через призму жизни и религии. Враг рода человеческого не предлагает заключить Адриану сделку.
Он является за тем, чтобы уточнить её условия: двадцать четыре года адской помощи взамен на душу и тело и наложение запрета на любовь, как на согревающий элемент жизни.
По возвращении в Мюнхен Адриан звонит Эльзе Швейгештиль и договаривается о предоставлении ему жилья в Пфейферинге. К Пасхе 1913 года Серенус, успевший жениться на Елене и завести ребёнка, получает место во Фрейзингской гимназии. Вместе с другом он посещает светские вечера и ведёт беседы о жизни, музыке, религии.
Зимой 1913-1914 года младшая дочь сенаторши Родде – Инеса сближается с доктором Гельмутом Инститорисом – приват-доцентом Высшего технического училища, специалистом по эстетике и истории искусств. Серенус видит, что они – разные по характеру люди, а сама Инеса влюблена в другого – маленького, ничем непримечательного пижона Рудольфа Швердтфегера.
В августе 1914-го года начинается Первая мировая война. В качестве младшего вахмистра запаса Серенус отправляется в Наумбур. Его друзья из артистической среды уклоняются от армии, находя у себя то одну, то другую болезнь. Через год, после тифа, Серенус возвращается домой с крестом на груди.
Он обнаруживает, что за первый год войны загадочная холодность Адриана покорила сердца двух женщин – учительницы музыки Меты Нэкеди и совладелицы предприятия, изготавливающего оболочки для колбас, Кунигунды Розенштиль.
Верные поклонницы в голодные годы поддерживали композитора продовольствием, которым тот щедро делился со своими друзьями.
В период Первой мировой войны Леверкюн заканчивает работу над «космической музыкой» и увлекается историями из «Декамерона». Весной 1915 года Инеса Родде выходит замуж за доктора Инститориса. Сенаторша Родде перестаёт вести светскую жизнь и переселяется в Пфейферинг. Матушка Швейгештиль объясняет это тем, что мать Инесы не хочет показывать обществу своё старение, выражающееся в облысении.
Инеса Родде не любит мужа, но рожает ему дочерей – Лукрецию (в 1915-м) и двойняшек Энхен и Рикхен (в 1917). Через несколько месяцев после свадьбы она начинает изменять Инститорису с Руди Швердтфегером, связь с которым разрывается только в конце десятилетия. О том, что любовник её бросит, Инеса догадывается почти сразу же, о чём и сообщает Серенусу в доверительном разговоре.
В 1918 году в Германии поднимаются революционные настроения. Адриан переживает тяжелейшие приступы мигрени. Свои физические мучения он сравнивает то с болью русалочки из одноимённой сказки Андерсона, получившей человеческие ноги вместо рыбьего хвоста, то со страданиями мученика Иоанна, сидящего в котле с маслом.
Руди Швердтфегер часто навещает Леверкюна и в январе 1919 года рассказывает ему о своей связи с Инесой Родде, выставляя последнюю отчаянно влюблённой соблазнительницей, от которой он не смог отказаться в силу своего рыцарского отношения к женщинам.
Клементина Швейгештиль читает больному Адриану книги. В это время композитор создаёт «Apocalypsis cum figuris» — мрачную музыку о конце мира и адских мучениях. Свою ораторию Адриан пишет за рекордно короткий срок – четыре с половиной месяца.
Серенус весь этот период тесно общается с другом и принимает участие в дискуссиях, проходящих на квартире графика и иллюстратора книг – Сикста Кридвиса.
В кружке молодых интеллигентов обсуждаются вопросы современных политических и культурных тенденций, тяготеющих к отказу от ценности индивидуума и вознесении на пьедестал диктатуры и упрощению многих культурных понятий, являющихся предвестниками грядущего нацизма.
Слушатели и критики обвиняют «Апокалипсис» Леверкюна в бездушии. Серенус, напротив, видит в нём идею русалочки – тоску по бессмертной душе и от переживаний за друга начинает резко терять в весе.
Зимой 1921-1922 года Кларисса Родде приезжает в гости к матери и принимает яд. Молодая актриса долгое время пыталась пробиться на большую сцену. В провинциальном Пфорцгейме она случайно потеряла невинность, поддавшись обольщению местного светского льва.
Молодой эльзасский фабрикант Анри, сделавший ей предложение, долгое время подготавливал своих родственников к приёму невесты. Узнавший о грядущей помолвке соблазнитель Клариссы начал шантажировать её, требуя за молчание повторной отдачи. Девушка согласилась, но мерзавец не сдержал своего слова. Анри расторгнул помолвку.
Кларисса узнала об этом из его письма, когда гостила у матери.
Получив извещение о смерти невесты, Анри приезжает в Пфейферинг и сильно сокрушается из-за того, что вовремя не простил девушку. На похоронах сестры Инеса Родде впервые встречается с Руди Швердтфегером после того, как он порвал с ней. Серенус замечает, что покинутая женщина вслед за своей подругой Наталией Кнетерих начала употреблять морфий.
Интернациональное общество новой музыки в 1922 году исполняет фрагменты из «Апокалипсиса» Леверкюна. Мировое признание композитор получает благодаря новой почитательнице – венгерской аристократке, госпожи фон Торн. Богатая вдова становится духовной возлюбленной Адриана. В жизни они не встречаются ни разу.
Музыкальный антрепренер, еврей Саул Фительберг предлагает Адриану войти в светское общество Парижа. Получив отказ, он ещё долго говорит о себе, музыке и похожести еврейского и немецкого характера.
В 1924 году Руди Швердтфегер впервые исполняет в Вене скрипичный концерт, написанный для него Леверкюном. В Цюрихе, в доме супругов Рейфов Адриан знакомится с известной театральной художницей – французской швейцаркой, мадемуазель Мари Годо. По приезде девушки в Мюнхен Леверкюн через Серенуса приглашает её на загородную прогулку.
Через два дня он просит Руди поговорить с Мари о его чувствах. Швердтфегер признаётся в том, что сам любит мадемуазель Годо, но всё-таки соглашается исполнить просьбу друга. На предложение руки и сердца Адриана Мари отвечает отказом. Руди пишет ей любовное послание, которое незаметно для него приводит к помолвке.
Инеса Родде убивает неверного возлюбленного пятью выстрелами в трамвае, после его последнего мюнхенского концерта.
В 1926-м году в свет выходит «Апокалипсис». Адриан теряет способность сочинять музыку. В 1927 году, после смерти отца и Швейгештиля, композитор приходит в себя и создаёт уникальные музыкальные композиции.
В июне 1928 года в Пфейферинге появляется племянник Адриана – пятилетний Непомук Шнейдевейн. Мальчик поражает всех своей эльфийской красотой и старинной речью. Адриан сильно привязывается к ребёнку – гуляет с ним по окрестностям, дарит игрушки.
В августе Непомук умирает от цереброспинального менингита. Адриан винит себя в смерти мальчика.
Своё последнее значимое произведение – симфоническую кантату «Плач доктора Фаустуса» композитор создаёт в 1929-1930 годах. В мае 1930-го года он приглашает к себе друзей, чтобы рассказать им о сделке с Дьяволом. В процессе исповеди гости один за другим покидают комнату.
Доктор Краних объявляет Адриана безумцем. Композитор падает в двенадцатичасовой обморок в тот самый миг, когда решает сыграть своё последнее произведение. Три месяца Леверкюн проводит в больнице для душевнобольных. Узнав о приезде матери, он пытается утопиться. Остаток жизни Адриан проводит в родном доме.
Композитор умирает 25 августа 1940 года.
По произведению: «Доктор Фаустус»
По писателю: Манн Томас
Источник: https://goldlit.ru/tomas-mann/589-doktor-faustus-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание Доктор Фаустус Томас Манн для читательского дневника
Главным героем книги выступает Адриан Леверкюн, который собственной судьбой во многом повторяет историю героя древней легенды доктора Фаустуса, который заключил соглашение с сатаной. Также Леверкюн, хотя и вымышленный персонаж, включает в себя детали биографий многих знаменитых и гениальных личностей.
История рассказывается Серенусом Цейтбломом, который родился в 1883 году (на два года раньше Леверкюна) и стал в итоге доктором философии и преподавателем. Леверкюн в детстве проживает близ Кайзерсашерна, в семье приверженной традициям. Он проявляет способности, становится учеником гимназии, проживает у дяди, который является владельцем музыкального магазина.
Адриан проявляет высокомерие и склонность к одиночеству, начинает учиться музыке у Венделя Кречмара. Окончание гимназии, обучение богословию в университете Галле, где обитает теперь Цейтблом, который убеждается в неординарности Леверкюна. Разочарование в изучаемом предмете приводит героя к изучению философии.
Он переезжает в Лейпциг вслед за Кречмаром, который получил туда приглашение в консерваторию. Адриана ведут в публичный дом, проститутка проводит ему рукой по щеке, он сбегает, но через год начинает ее искать, так как думает только о ней. Ему удалось отыскать девушку в Братиславе, она более сифилисом, но он настаивает на близости, потом возвращается в Лейпциг.
По приезду начинает лечиться у доктора, но тот погибает не окончив лечение. Другого лечившего его доктора арестовывают. Леверкюн бросает лечение, хотя он изучает философию, с каждым днем больше тяготеет к музыке.
Сочиняет цикл песен на стихи Брентано, знакомится знакомство с поэтом Шильдкнапом и уговаривает того сочинить либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».
Кречмар получает новое назначение в Любекском театре, Леверкюн уезжает в Мюнхен, проживает у вдовы Родде с ее дочерями, знакомится с творческими людьми в том числе скрипачом Рудольфом Швердтфегером, который восхищен Адрианом. В итоге Адриан уезжает с Шильдкнапом в Италию в горы в поселок Палестина, дабы обрести уединение, работает над оперой. Его посещает Цейтблом и восхищается его музыкой.
В Палестине к Леверкюну является дьявол, который называет его сознательное заражение сифилисом подписанным пактом с ним, обещает известность. Леверкюн станет предтечей эры новейшего варварства, но ему нужно воздерживаться от любви. Ему отпущено 24 года после которых сатана заберет его.
В 1912 году он возвращается в Германию, селится близ Мюнхена, его посещают друзья.
Окончание оперы, начало создания вокальных пьес, признание среди ценителей музыки, симфония «Чудеса Вселенной», начало создания оратории «Апокалипсис», которая как бы опишет людям черту, к которой они приближаются.
В итоге его оратория имеет огромную популярность, но сам автор удручен, не радуется этому и продолжает работать, он пишет камерные пьесы и создает проект кантаты «Плач доктора Фаустуса».
В 1928 году Леверкюн принимает у себя в Пфейферинге племянника Непомука Шнейдевейна, которому только пять лет. Адриан привязывается к нему, а тот заболевает менингитом и спешно гибнет. Леверкюн на протяжении двух лет пишет кантату.
Он собирает всех друзей и знакомы на премьеру и рассказывает о собственной сделке с сатаной и нарушении его запрета (он привязался к Швердтфегеру, театральной художнице Годеи оба они погибли трагически, а также племянник) и собственной вине в трагедиях других людей.
Многие уходят в шоке, Адриан начинает играть кантату, падает без сознания, потом ведет себя как безумный.
Леверкюн сначала лечится в клинике, потом остается под присмотром матери, на 50-летний юбилей к нему приезжает Цейтблом, но Адриан его не узнает, а спустя пять лет оставляет тело.
Книга пишется Манном с 1943 года на протяжении четырех лет. Автор вставляет в сюжет собственные рассуждения о Германии и критикует всячески государство, которое под лозунгами процветания губит собственный народ.
Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mann/doktor-faustus
Краткое содержание: Доктор Фаустус
Доктор философии, Серенуса Цейтблома, родившийся в 1883 году, ведет от своего имени этот рассказ. Все начинается с окончания гимназии в Кайзерсашерне, после этого университет, потом – преподает классические языки. И в итоге заводит семью.
На два года моложе Адриан Леверкюн, который все свое ранее детство проводит в поместье родителей, вблизи от Кайзерсашерна. Он вырос в добропорядочной семье, где росло еще двое детишек.
Мальчик с самого раннего детства тянулся к наукам, потому его отправили на учебу в гимназию. Проживал он в городе, у своего дяди, который торговал музыкальными инструментами. Учился мальчик отлично, но имел скрытый и высокомерный характер. Но наиболее Адриана привлекало одиночество.
Время, прожитое вместе с дядей, пожинает свои плоды и мальчик тянется к музыке в четырнадцать лет. Начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Несмотря на проблемы со здоровьем, заиканием, учитель заинтересовует своих слушателей как по теории, так и в истории музыки. Благодаря ему, ученики влюбляются в музыку.
После окончания гимназии, Адриан переезжает в город Галлу, где изучает богословие в университете. Сюда же и перебирается Цейтблом. В этом учебном заведении преподают очень интересные учителя.
Преподаватель психологии религии Шлепфус рассказывает своим ученикам теорию о присутствии магии и демонизма в жизни человека.
Цейтблом с каждым днем все больше склоняется в феноменальности его натуры по сравнению со сверстниками.
Кречмар находится в хороших отношениях с Леверкюном. И когда преподавателя приглашают в Лейпциге консерваторию , ученик едет со своим наставником. Но приходит момент, когда Адриан разочаровывается в богословии и начинает изучать философию, но не забывает о музыке.
Но преподаватель полагает, что консерватория это не то место, где можно показать свои таланты. В тот день, когда прибыл Адриан в Лейпциг, его приводят сразу же в публичный дом, вместо харчевни.
Для молодого человека это было несвойственно и, девушка с миндальным разрезом глаз так и не смогла соблазнить его. Тогда он убежал от незнакомки, но ее образ все равно не покидает юношу долгое время. Только спустя год, он решается найти «соблазнительницу».
Долгие поиски привели Адриана в Братиславу, где встреча все же произошла. Девушка предупреждает о том, что больна сифилисом, но эта ошеломляющая новость все же не смогла остановить парня. И близость произошла. По приезду в Лейпциг он восстанавливает учебу, но незадолго обращается к доктору.
Нежданно умирает врач, не успев довести курс лечения до конца. Поиски другого лекаря оказываются безуспешными, после чего молодой человек принимает решение остановить лечение.
Адриан начинает страстно сочинять. А цикл музыкальных произведений по стихам романтического поэта Брентано становится самым известным творением того периода. Леверкюн знакомит его с поэтом специалистом по переводам Шильдкнапом, который сочиняет оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».
Кречмар в 1910 году становится главным дирижёром Любекского театра, а его ученик переезжает в Мюнхен. Здесь он снимает комнатку у вдовы сенатора Родде и двух ее дочерей по имени Инеса и Кларисса.
В доме очень часто происходят званые вечера, где Адриан знакомится с новой артистической публикой. Среди них и виртуоз, молодой скрипач Рудольф Швердтфегер.
Новый знакомый упорно настаивает на дружбе, кроме того, настойчиво просит для него скрипичный концерт. написать
Незадолго в Шильдкнап переезжает Мюнхен и они вместе с талантливым композитором уезжают в Италию. Лето оказалось очень жарким. Они проводят его в горном селении Палестрина. Проведать своего товарища приезжает семья философа Цейтблом. Очень много усилий и времени в свою оперу вкладывает Адриан, даже самые близкие знакомые и друзья считают его произведения новаторскими и удивительными.
Именно в этом селении, с композитором происходит случай, о котором, на много позднее, узнает из нотной тетрадки Серенус Цейтблом. Дьявол является к нему и оповещает о своей причастности к болезни молодого виртуоза.
Сатана пророчит Адриану знаменитую роль в культуре нации, роль предвещателя новой эры и доказывает Леверкюну, что осознанно заразившись сифилисом, он заключил сделку со злом. С того времени для парня идет отсчет, а через 24 года сатана заберет его к себе.
Но с условием! Адриан Леверкюн должен на всю жизнь отказаться от любви.
Осенним днём 1912 г. друзья возвращаются из Италии. Адриан снимает комнату, недалеко от Мюнхена, в поместье Швейгештилей, которое присматривает загодя, во время загородных прогулок. Место поразительно похоже на дом родителей. Знакомые и товарищи из Мюнхена частенько наведывают композитора.
После окончания оперы, Леверкюн возвращается к сочинению вокальных пьес. Но широкая публика их не признает, хотя они исполняются в разных германских филармониях и приносят популярность.
Симфония «Чудеса Вселенной» была написана в 1914 году. Началась мировая война. Но это никак не затронуло композитора. Он и дальше пишет свои произведения в доме Швейгештилей.
Инеса Родде, не представляя своей жизни без Швердтфегера, все же выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, но тайком о своих чувствах рассказывает автору. А через некоторое время, она все — таки вступает в любовные отношения со скрипачом, хотя мучают ее сомнения о разрыве.
Чтобы посвятить себя актерскому мастерству, Кларисса тоже покидает дом. Стареющая мать сестер Родде переезжает жить по соседству с Адрианом, а он тем временем приступает к оратории «Апокалипсис». Этим произведением он хотел показать человечеству ту грань, к которой мы подходим все ближе.
В один из прекрасных весенних дней 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Не смогла выдержать творческий крах, не сумела построить семейное гнездышко – на этой ноте и завершила свою пьесу, покончив жизнь с собой.
Швердтфегер настойчиво просит друга посвятить ему концерт, который проходит с огромным успехом. В Цюрихе проходит второе его исполнение. Здесь Адриана и Рудольфа знакомят с художницей Мари Годе.
Через некоторое время она приезжает в Мюнхен, где по просьбе скрипача, Леверкюн их сватает, хотя и сам неравнодушен к девушке. Спустя два дня оглашается о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьбу решают сыграть в Париже, так, как там у него новый контракт.
Но возвращаясь с прощального концерта в Мюнхене, его, в порыве ревности, убивает выстрелом прямо в трамвае Инеса Родде.
Спустя год после трагедии все-таки выходит в свет «Апокалипсис». Из-за душевной раны автор не присутствует на ошеломляющем концерте. Но все же он дальше пишет камерные пьесы и, параллельно, к нему приходит замысел сотворения новой кантаты «Плач доктора Фаустуса».
Одним из летних дней 1928 года в Пфейферинг к Адриану привозят пятилетнего племянника Непомука Шнейдевейна. Он всей душой привязался к маленькому мальчику. А через два месяца тот мучительно умирает, заболев менингитом. Врачи сделали все возможное, но не смогли спасти малыша.
Ближайшие два года композитор очень много пишет и на конец заканчивает свою кантату. Майским днём 1930 года, по приглашению Леверкюна, съезжается около тридцати друзей послушать его новое произведение.
И тогда тот исповедуется перед гостями, рассказывая правду о написаниях кантат, что на протяжении двадцати четырех лет ему помогает дьявол. Его неосознанные пробы нарушить запрет сатаны на любовь: это дружба со скрипачом, желание женится и даже дружба с малышом приводят их к смерти.
Именно поэтому он считает себя убийцей близких ему людей, а значит и большим грешником. Многие услышав эту исповедь просто уходят.
Адриан садится за рояль, чтобы сыграть свое произведение, но моментально падает на пол, а очнувшись, у него начинается безумие.
Спустя три месяца лечения в клинике, мать забирает его к себе и до последних дней заботится как о малыше. В 1935 году композитору исполнилось пятьдесят лет.
Поздравить своего друга приезжает Цейтблом, но тот уже никого не узнает, а через пять лет совсем уходит из жизни.
Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.
Краткое содержание романа «Доктор Фаустус» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Доктор Фаустус». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/mann-t/doktor-faustus/
Доктор Фаустус — краткое содержание романа Томас Манн
Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» начинается с рассказа героя Серенуса Цейтблома, в котором он говорит о друге Андриане Леверкюне, композиторе.
Андриан Леверкюн родился в многодетной семье и даже в юности проживал с родителями. Молодой человек с детства увлекался науками, поэтому был отдан родителями на обучение в гимназию.
Юноша преуспевал в учёбе, но при этом был немного замкнутым: чаще всего пребывал в уединении. Дядя Андриана управлял музыкальным магазинчиком, и юноша часто был там, потому как кроме науки был увлечён музыкой.
Со временем увлечение переросло в нечто большее: Андриан стал учиться музыке у Венделя Кречмаря.
Окончив учёбу, Андриан поступил в университет в городке, который располагался по соседству. Там молодой человек познакомился с преподаватель, который впоследствии дал ему высокую оценку. Учитель сказал, что Андриан – необыкновенный человек со сформировавшимися «взрослыми» взглядами.
После университета Леверкюн следует в Лейпциг, где продолжает изучение наук. Андриана в большей степени занимает философия. Однако юношу всё ещё привлекает музыка, а наука скорее претит ему.
В какой-то момент юноша оказывается в публичном доме. Там он встречает необычайно красивую девушку. Юноша влюбляется в неё и впоследствии даже едет за ней в Братиславу. В Братиславе девушка сообщает Андриану, что больна венерическим заболеванием, но это не останавливает молодого человека.
Он вступает в половую связь с девушкой и заболевает сифилисом. Возвратившись в университет, Андриан решает лечиться. Однако лечение длится недолго, поскольку врач юноши умирает.
В связи с этим юноша забывает о своём заболевании и продолжает заниматься музыкой: пишет песни на стихи популярного поэта.
По прошествии некоторого времени, Андриан отправляется в Мюнхен. Там юноша арендует комнату. В Мюнхене молодой человек продолжает заниматься музыкой.
Известный музыкант предлагает Андриану написать аранжировки, однако вместо этой работы юноша решает отправиться в Италию вместе со своим другом-поэтом.
Там Андриан участвует в постановке оперы по пьесе Шекспира и даже находит почитателей его творчества.
Через пару лет Андриан решает переехать в поместье близ Мюнхена. Там герой находит что-то общее с местом, в котором прошло его детство.
После завершения работы над оперой Андриан приступает к созданию вокальных пьес. Тогда его творческие изыскания не принимаются публикой. Тем не менее его произведения исполняются в филармонии. Вскоре герой обретает популярность и решается взяться за написание аранжировки, от которой отказался в прошлом. Он быстро справляется с работой, и его концерт проходит с огромным успехом.
После хорошо прошедшего концерта и трагической смерти своего друга Андриан садится писать своё главное произведение «Плач доктора Фаустуса».
Через какое-то время к Андриану привозят погостить племянника Непомука. Молодой человек привязывается к мальчику и ощущает, что наступили самые счастливые часы в его жизни. К несчастью, Непомука погибает от тяжёлой болезни.
В конце произведения Леверкюн заканчивает работу над своим последним произведением и просит всех знакомых прийти к нему, чтобы оценить только что созданное творение. Однако произведение Андриана не вызывает у гостей восторга.
Все приглашённые находятся в недоумении. После этого случая Андриан повреждается в рассудке и даже оказывается в больнице. Через некоторое время мать забирает юношу домой, чтобы там продолжить лечение. Однако Андриан вскоре умирает.
Произведение Томаса Манна рассказывает нам о том, что жизнь нельзя повторить. Важно проживать каждый её момент, а не закрываться наедине с собой. В противном случае, можно остаться одному со своими проблемами и не найти выхода, когда жизнь покажется невозможной.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
← Тристан↑ МаннВолшебная гора →
Источник: https://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/mann/doktor-faustus-roman