Дон карлос — краткое содержание оперы верди

Искусство и развлечения 19 февраля 2016

Опера Верди «Дон Карлос» — одно из величайших творений композитора, эпическая история любви, ревности, войны, предательства и смерти. Политические, любовные и семейные привязанности проверяются на прочность в различных жизненных испытаниях.

Опера Джузеппе Верди открывает нам жизнь сильных личностей, которые вынуждены принять свою роль в трагических перипетиях судьбы. Король-тиран, отчаявшийся принц и невинная молодая девушка вовлечены в эту историю.

Краткое содержание оперы «Дон Карлос», на котором мы подробно остановимся в статье, будет полезно узнать студентам, школьникам и всем людям, интересующимся классической музыкой. Начнем с общих фактов.

Краткий очерк

История «Дон Карлос» претерпела несколько правок и появилась в нескольких вариантах еще при жизни автора. В 1867 году в Париже состоялся премьера. Опера была исполнена на французском языке. Впоследствии ее перевели на итальянский.

Часто это творение считают величайшим созданием Джузеппе Верди, несмотря на несколько мрачноватый характер. Многие знатоки искусства ставят его даже выше многих других замечательных опер композитора, например «Риголетто», где автор создает более сложные образы героев.

Хотя сюжет этой истории во многом вымышленный, прототипами действующих лиц выбраны реальные люди: Дон Карлос, испанский король Филипп и принцесса Эболи. Опера насчитывает 5 действий и длится приблизительно 4 часа (полная версия).

Но были созданы и более короткие варианты еще при жизни автора и после его смерти.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Сюжет оперы «Дон Карлос»

Как уже было сказано, опера состоит из 5 действий. Автор либретто — Жозеф Мери совместно с Камилем де Локлем. Для постановки нужны, кроме ведущего сопрано, еще тенор, бас, баритон, контральто, колоратурное сопрано. Остановимся подробнее на каждом действии и выясним краткое содержание оперы «Дон Карлос».

Действие 1

Франция и Испания воюют друг с другом. Дон Карлос, сын испанского короля, но не наследник трона, секретно прибывает во Францию. По воле случая он встречается с Елизаветой, своей невестой, которую он никогда не видел раньше, и они тут же влюбляются друг в друга. Их счастье растет еще больше, когда они узнают подлинные личности друг друга.

На некотором удалении от этих событий артиллерийские орудия дают залпы и сигнализируют об окончании войны. Но для закрепления мира Елизавету хотят выдать замуж за отца Дона Карлоса. Эти новости подтверждает испанский посол, граф ди Лерма. Елизавета в печали, но решает согласиться на все условия, чтобы закрепить перемирие.

Дон Карлос вне себя от горя.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Действие 2

Переносимся в Испанию. Дон Карлос тоскливо сидит внутри церкви, где много лет назад его дедушка стал монахом, чтобы избежать обязанностей и ответственности, связанной с троном. Он размышляет о потере своей настоящей любви, о том, что его невеста вышла замуж за его отца. К нему приближается человек по имени Родриго.

Это маркиз ди Поза, прибывший из Фландрии в поисках средства, которое сможет положить конец тирании со стороны Испании. Дон Карлос рассказывает, что он влюблен в жену своего отца. Родриго призывать его забыть о ней и вместе с ним начать воевать за независимость Фландрии.

Дон Карлос соглашается, мужчины клянутся друг другу в дружбе и верности.

В саду возле церкви принцесса Эболи поет песню о любви маврского короля. Когда приезжает королева Елизавета, Родриго передает послание из Франции — секретную записку, предназначенную королеве, написанную Доном Карлосом. После некоторых сомнений она, наконец, решает согласиться на встречу с ним наедине.

Дон Карлос просит королеву Елизавету убедить отца разрешить ему поехать во Фландрию, и она сразу же соглашается. Находясь все еще в шоке после расставания, он признается Елизавете в любви еще раз. Она говорит ему, что ситуация такова, что она не может вернуть их любовь. Юноша уходит с разбитым сердцем.

Несколько позже король Филипп, отец Дона Карлоса, замечает, что королева оставлена без свиты. Он увольняет фрейлину. Елизавета скорбит об ее отъезде. Родриго приближается к королю и просит положить конец испанской тирании. Несмотря на то что королю нравится характер юноши, он говорит, что это невозможно, но обещает за ним присмотреть.

После ухода Родриго из сада король приказывает своему помощнику проследить за королевой тоже.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Действие 3

Елизавета не хочет идти на праздник, посвященный коронации, и просит принцессу Эболи надеть маску и притвориться королевой. Та соглашается и безо всякого труда вписывается в торжество. Дон Карлос, получивший приглашение на свидание в саду, появляется на празднике. Записка написана принцессой Эболи, но Дон Карлос думает, что она от Елизаветы.

Он встречается с переодетой женщиной и признается в любви. Подозревая, что что-то не так, принцесса Эболи снимает маску, и Дон Карлос в ужасе понимает: его секрет раскрыт. Родриго появляется как раз тогда, когда она угрожает королю рассказать обо всем. Он запугивает ее, и девушка убегает прочь.

Родриго, обеспокоенный судьбой Дона Карлоса, уничтожает все улики.

Огромная толпа людей собралась около церкви, чтобы посмотреть шествие еретиков, направляющихся к месту казни. Замыкает шествие Дон Карлос и группа фламандских представителей. Когда они просят о милосердии, король Филипп отклоняет эту просьбу.

Дон Карлос в гневе бросает своему отцу проклятие. Родриго обезоруживает своего друга, хотя даже армия короля не решается атаковать его в тот момент. Король восхищен поступком Родриго и повышает его до герцога.

Небеса разверзлись, и ангельский голос поет о том, что души еретиков, обреченных на смерть, обретут покой.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Действие 4

Король Филипп сидит в одиночестве в своей спальне, раздумывая о том, что его жена стала казаться равнодушной по отношению к нему. Он зовет Великого Инквизитора, который следит за Родриго и Елизаветой и рассказывает королю, что Родриго и Дон Карлос – бунтовщики, и их нужно казнить.

После ухода Инквизитора Елизавета вбегает в комнату и кричит, что ее коробка с украшениями была украдена. Король возвращает пропажу, которую он ранее нашел. Когда Филипп открывает шкатулку, чтобы полюбопытствовать, что находится внутри, небольшой портрет Дона Карлоса падает прямо на пол.

Король обвиняет свою жену в нарушении супружеской верности. Королева в смятении падает в обморок, но принцесса Эболи признается, что это она украла коробку, и говорит, что портрет принадлежит ей. Преисполненный сожалений, король просит прощения у жены.

Эболи сыплет извинениями, но королева чувствует, что ее предали, и отправляет девушку в монастырь. Звучит «Моя красота — коварный дар!» — знаменитая ария из оперы «Дон Карлос», исполняемая принцессой.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Родриго навещает друга в тюрьме и говорит о том, что он допустил ошибку: бумаги, подтверждающие вину, были найдены. Однако Родриго взял на себя вину за мятеж.

Он собирается уходить, но люди Инквизитора стреляют в него и убивают. Король Филипп прощает своего сына в тот момент, когда разъяренная толпа врывается в тюрьму.

К счастью, Великий Инквизитор и его люди успевают прикрыть короля и увести прочь.

Действие 5

Во время встречи около монастыря Елизавета решает помочь Дону Карлосу поехать во Фландрию. Двое влюбленных прощаются друг с другом и клянутся, что на небесах встретятся снова. Свидание прерывает король Филипп и Инквизитор.

Он угрожает, что сегодня ночью жертвами станут двое молодых людей. Дон Карлос обнажает меч против сообщников Инквизитора. Но еще до завершения драки раздается голос покойного дедушки Дона Карлоса.

Неожиданно для всех склеп открывается, из него появляется рука родственника, хватает юношу за плечо и тащит к себе в могилу.

Краткое содержание оперы «Дон Карлос»: особенности русской версии

Мы познакомились с оригинальной версией произведения. Давайте вспомним, что существует несколько вариантов. Краткое содержание оперы «Дон Карлос» для российских зрителей будет выглядеть немного иначе. Изменена концовка.

Склеп остается запечатанным, никакой таинственный священник не появляется. Король Филипп отдает приказ схватить юношу. Дон Карлос и Елизавета окружены, девушка падает в обморок.

Проклиная решение короля и инквизиции, главный герой закалывает себя мечом.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Опера «Дон Карлос»: Большой театр принимает постановку

В России произведение впервые было исполнено итальянской труппой в Петербурге в 1868 году. В Москве в 1917 году состоялась премьера оперы «Дон Карлос». Большой театр открыл для нее свои двери.

Зрители смогли послушать гениальное произведение в исполнении Шаляпина, Лабинского, Минеева, Держинской, Петрова и Павловой. Были приглашены лучшие актеры.

И содержание оперы «Дон Карлос», и ее постановка очень понравились зрителям.

Несколько слов о великом певце

С 1868 года в Большом театре опера звучала не раз. В советское время народный артист Зураб Анджапаридзе принимал в ней участие. Спектакль собирал огромные залы. Зураб Анджапаридзе — великий оперный певец, обладающий лирико-драматическим тенором, играл роль Дона Карлоса.

Дон Карлос - краткое содержание оперы Верди

Постановка в Мариинском театре

В Петербурге у спектакля сложилась довольно сложная судьба еще с первых представлений. Произведение запрещали из политических соображений, так как в нем оказались слишком сильны, по мнению властей, антиклерикальные и тираноборческие мотивы. Однако опера «Дон Карлос» в Мариинском театре ставится до сих пор.

И хотя постановка, по мнению некоторых, получилась довольно вялой, замедленной, лишенной страстей, в таком варианте она тоже имеет свою прелесть. В главных ролях — Кира Булычева, Евгений Никитин, Виктор Луцюк, Виктория Ястребова, Сергей Алексашкин и Александр Гергалов. Декорации довольно просты, можно даже сказать, аскетичны.

Постановку дополняет видеоряд.

В заключение хотелось бы напомнить читателям, что существует драма «Дон Карлос» Шиллера. По ее мотивам и было создано великое музыкальное сочинение Джузеппе Верди.

Это драматическое произведение появилось на свет в 1783-1787 годах и рассказывает о Восьмидесятилетней войне, борьбе за независимость от Испании и о придворных интригах короля Филиппа II. Существует два варианта произведения: прозаический и стихотворный.

Оперы по произведениям Шиллера довольно популярны в наши дни. Самые известные из них: «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль», «Разбойники», «Орлеанская дева», «Луиза Миллер» и «Мессинская невеста».

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/124037/

Дон Карлос

В 1556 году император Карл V отрекается от престола и удаляется на покой в монастырь Св. Иеронима в Юсте. Корона Испании переходит к его сыну Филиппу II. Чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом Испании — Францией, Филипп берет в жены невесту своего собственного сына дона Карлоса, французскую принцессу Елизавету Валуа.

Сцена 1Монастырь Сан-ЮстеМонах молится перед гробницей Карла V. Пораженный Карлос узнает голос своего деда-императора. Появляется друг Карлоса, Родриго, маркиз Поза. Выслушав жалобы инфанта, Поза советует ему посвятить себя не поискам утраченной любви, но благородному делу освобождения Фландрии. Друзья дают клятву жить и умереть вместе.

Сцена 2Сад у стен монастыря Сан-Юсте

Женщинам рангом ниже королевы не позволено входить в монастырь, поэтому придворные дамы ждут свою госпожу снаружи. Княгиня Эболи развлекает их пением. Выходит Елизавета, вслед за ней появляется Поза. Маркиз привез королеве письмо от ее матери и, вручая его, тайно передает записку от Карлоса.

Поза и Эболи светски беседуют, в то время как Елизавета читает записку, в которой Карлос просит ее доверять маркизу. Поза красноречиво уговаривает королеву дать Карлосу аудиенцию; в стороне Эболи говорит о своих надеждах на романтические чувства со стороны Карлоса. Елизавета соглашается на просьбу Позы и отсылает придворных дам.

Стараясь соблюдать этикет, Карлос излагает свое желание уехать во Фландрию; только Елизавета может помочь ему получить разрешение короля. Постепенно эмоции берут верх, и инфант теряет сознание. Очнувшись, он очертя голову признается мачехе в любви. Елизавета сурово и решительно отталкивает Карлоса.

В отчаянии Карлос убегает; вслед за этим в сад входит Филипп в сопровождении двора. Он недоволен тем, что королева, вопреки его приказу, находится одна, и изгоняет из Испании фрейлину, допустившую это. Все придворные удаляются, а Позе Филипп приказывает остаться.

Он хочет вознаградить маркиза за службу короне, однако тот не желает ничего для себя, только для других. Получив позволение высказаться, Поза описывает ужасающее состояние, в которое приведена некогда цветущая Фландрия. Филипп отвечает, что такова цена мира и покоя — но Поза называет этот покой могильным. Он молит короля даровать людям свободу.

Читайте также:  Бесприданница - краткое содержание пьесы островского

Такая смелость и честность побуждают Филиппа на доверительный разговор: он признается Позе в подозрениях относительно жены и сына. Отныне Поза — советник короля. И все же, предупреждает король, маркизу следует опасаться Великого инквизитора. Сцена 1Сады королевыПоявляется Карлос.

Он перечитывает записку, в которой ему назначено свидание в полночь у фонтана. Карлос думает, что его ждет Елизавета, но вместо нее появляется Эболи. Это она написала записку. Лицо княгини скрыто, и Карлос не может отличить ее от королевы. Когда же обман раскрывается, он выдает себя, и теперь Эболи знает о его чувстве к Елизавете. Появляется Поза.

Он пытается угрозами заставить Эболи хранить тайну, но та намерена обратить против инфанта всю ярость отвергнутой женщины. Поза предлагает спрятать у себя компрометирующие Карлоса бумаги. Карлос колеблется, не зная, может ли он доверять маркизу, ставшему фаворитом короля, но дружба берет верх над подозрениями.

Сцена 2Площадь перед базиликой Богоматери Аточа

Собравшийся на площади народ возносит хвалу королю Филиппу и ожидает начала зрелища — масштабного аутодафе. Монахи ведут еретиков, осужденных инквизицией, к месту сожжения. Выйдя из церкви, Филипп приносит торжественную клятву карать врагов Господа огнем и мечом. Неожиданно несколько человек выходят и преклоняют колени перед королем.

Это посланцы из Фландрии, и привел их сюда дон Карлос. Фламандцы молят короля о милосердии к их истерзанному краю, но Филипп непреклонен: они изменили Богу и своему монарху. Вместе с фламандцами к милосердию взывают и народ, и двор, лишь монахи вторят Филиппу. Наконец Карлос обращается к отцу с дерзкой просьбой назначить его правителем Фландрии.

Филипп отказывается доверить сыну такую власть, и Карлос обнажает шпагу. Придворные и стража опасаются с ним сразиться, но инфант складывает оружие, когда об этом его просит Поза. В награду Филипп жалует Позе герцогский титул. Праздник продолжается, и толпа наблюдает за казнью еретиков.

Сцена 1Кабинет короляУединившись в кабинете, Филипп с горечью размышляет о своей жизни: он нелюбим и несет бремя тяжких забот. Приходит вызванный им Великий инквизитор. Филипп советуется с ним насчет приговора Карлосу. Инквизитор готов отпустить королю грех сыноубийства ради покоя в стране.

Сам же он требует отдать под трибунал инквизиции Позу. Когда Филипп отказывается, инквизитор угрожает ему самому церковным судом. После ухода инквизитора в кабинет вбегает Елизавета с жалобой: у нее украли ларец с драгоценностями. Этот ларец у Филиппа, и он находит там портрет дона Карлоса.

Елизавета напоминает мужу, что инфант был прежде ее женихом, но Филипп открыто обвиняет ее в неверности. Елизавета теряет сознание. На зов Филиппа о помощи являются Поза и Эболи. Филипп сожалеет о своих подозрениях, Эболи раскаивается в том, что украла ларец королевы, а Поза приходит к решению действовать незамедлительно.

Пришедшая в себя Елизавета горюет о прежней счастливой жизни во Франции, которая теперь навсегда в прошлом. Король и Поза уходят. Эболи признается Елизавете в том, что, ревнуя Карлоса, оболгала её перед королем, и что сама стала любовницей Филиппа. Елизавета предоставляет ей до завтра решить, уедет ли она в изгнание или примет постриг, и уходит.

Эболи проклинает свою красоту, принесшую ей только горе. Вспомнив о Карлосе, она загорается мыслью успеть спасти его перед тем, как принять наказание.

Сцена 2Темница дона Карлоса

К заключенному под стражу Карлосу приходит Поза. Поза выдал компрометирующие бумаги Карлоса за свои и теперь должен умереть, поэтому прощается с другом и завещает ему спасти Фландрию. Раздается выстрел. Смертельно раненный Поза успевает передать Карлосу, что Елизавета будет ждать его в монастыре Сан-Юсте, и умирает с надеждой, что Карлос принесет Испании счастливое будущее.

Входит Филипп, чтобы вернуть Карлосу оружие и свободу. Под звон набата тюрьму берет приступом толпа, которая требует инфанта. Появление Великого инквизитора усмиряет бунт, и народ опускается на колени перед королем. Монастырь Сан-Юсте

Елизавета в одиночестве молится у гробницы императора Карла V; земных утешений для нее не осталось.

Пришедший Карлос объявляет ей, что отныне посвятит свою жизнь спасению Фландрии. Елизавета и Карлос прощаются, надеясь встретиться в ином, лучшем мире. Их прощание прерывают Филипп со стражей и Великий инквизитор. Филипп предает сына в руки инквизиции. В этот момент гробница открывается, и из нее выходит монах. Он укрывает Карлоса плащом и уводит за собой.

Все участники сцены узнают в монахе Карла V.

Распечатать

Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/711/libretto/

Краткое содержание поэмы и оперы «Дон Карлос»

В мировой литературе существует два произведения под названием «Дон Карлос»: опера Верди и поэма Ф. Шиллера. Во втором случае, правда, имеется уточнение «Дон Карлос, инфант испанский». На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дон Карлос» обеих вариантов литературных произволений.

Опера «Дон Карлос» Верди в сокращении

Верди «Дон Карлос» краткое содержание:

Дон Карлос принимает решение уехать из дома, дабы избавится от жгучей любви замужней женщины. Об этом он сообщает своему другу Родриго. Двое друзей клянутся сохранить дружбу между собой.

Ночью Дон Карлос поспешил на свидание со своей возлюбленной, которая тайно послала ему письмо, не поставив подпись. Девушка была в маске, и пылкий влюблённый рассыпался в словах любви. Когда девушка сняла маску, стало очевидным, что Дон Карлос ошибся.

Это была принцесса Эболи, которая воспылала любовью к этому мужчине. Сбитый с толку Дон Карлос объясняет девушке, что любит королеву Елизавету. Глаза Эболи начали метать молнии, и она от злости и стыда начала угрожать влюблённой паре.

Коварная принцесса, горя ненавистью и гневом, украла шкатулку у королевы Елизаветы, в которой на дне лежал портрет Дона Карлоса. Эта шкатулка попала на глаза мужу королевы – королю Филиппу. Он начал обвинять в измене жену, которая изо всех сил пыталась доказать, что она невинна. На крик короля прибежали принцесса Эболи и Родриго.

Увидев, как расстроена королева, принцесса раскаялась, и король Филипп понял, что жена его не изменяла ему, и на сердце потеплело. Между тем принцесса Эболи рассказала, что она очень любит Дона Карлоса. Королева Елизавета требует, чтобы принцесса была наказана, причём наказание она должна выбрать себе сама.

Родриго сообщает Дону Карлосу, что его возлюбленная будет ждать его в одном монастыре. Это были последние слова Родриго. Неожиданно его смертельно ранят.

Дон Карлос поспешил на встречу с королевой. Когда они грустно и с любовью наслаждались обществом друг друга, неожиданно вошёл король вместе с инквизитором. Король сразу же всё понял и тут же приговорил Дона Карлоса к смерти. Так Дон Карлос распрощался с жизнью, а королева упала в обморок.

Опера учит тому, что за измену нужно платить.

оперу «Кармен» Бизе была написана в 1875 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Кармен». Либретто к музыкальному произведению было написано по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, в центре которой была страстная, полная драматизма любовь Хосе к прекрасной цыганке.

Пересказ поэмы «Дон Карлос» Ф. Шиллера

Краткое содержание «Дон Карлос» Шиллер:

Действие происходит в Испании в 1568 г., на тринадцатом году царствования короля Филиппа II. Основу сюжета составляет история взаимоотношений Филиппа II, его сына дона Карлоса, наследника испанского престола, и жены — королевы Елизаветы.

В Аранжусе, резиденции испанского короля близ Мадрида, находится весь испанский двор. Здесь и сын короля — дон Карлос. Король холоден к нему, он занят государственными делами и своей молодой женой, которая прежде была невестой дона Карлоса. К сыну же Филипп II приставил своих слуг, чтобы они шпионили за ним.

В Аранжус приезжает из Фландрии маркиз Поза, друг детства принца, с которым у него связаны трогательные воспоминания.

Инфант открывается ему в преступной любви к своей мачехе, и маркиз устраивает дону Карлосу свидание с Елизаветой наедине.

В ответ на пылкие любовные признания принца она просит его направить свою любовь на несчастное испанское королевство и передаёт ему несколько писем со «слезами Нидерландов».

Прочтя эти письма, дон Карлос решает просить отца назначить его наместником в Нидерланды, вместо предполагаемого на эту должность жестокого герцога Альбы. Это намерение одобряет и маркиз Поза.

Двор короля переезжает в королевский дворец в Мадриде. С трудом дон Карлос добивается аудиенции у Филиппа. Он просит послать его во Фландрию, где он обещает усмирить бунт в Брабанте. Король отказывает, он считает, что место принца при дворе, во Фландрию же отправится герцог Альба.

Дон Карлос разочарован, в это время паж королевы передаёт ему тайно любовную записку с просьбой прийти на свидание на половину Елизаветы.

Принц уверен, что записка от королевы, он приходит в указанное место и встречает там фрейлину Елизаветы, принцессу Эболи. Инфант в недоумении.

Эболи объясняется ему в любви, она ищет у него защиты от посягательств на собственную невинность и в доказательство даёт принцу письмо.

Дон Карлос с трудом начинает понимать свою трагическую ошибку, принцесса же, видя равнодушие к ней, догадывается, что знаки внимания инфанта, которые она принимала на свой счёт, на самом деле относились к королеве.

Эболи гонит принца, но перед этим просит вернуть ей ключ, который передал дону Карлосу паж, и любовное письмо к ней короля, которое она только что сама дала принцу.

Дон Карлос поражён известием об отношении Филиппа к принцессе Эболи, он уходит, но письмо уносит с собой.

Между тем при дворе короля у принца есть враги, которым не нравится неуравновешенный нрав наследника престола.

Духовник короля Доминго и герцог Альба считают, что такой монарх будет очень неудобен на испанском троне.

Единственное средство убрать дона Карлоса — это заставить поверить короля в любовь королевы к сыну, в этом деле, как сообщает Доминго, у них есть союзница — принцесса Эболи, в которую влюблён Филипп.

Узнав об отказе короля послать во Фландрию принца, Поза огорчается. Дон Карлос показывает другу письмо короля к принцессе Эболи. Маркиз предостерегает инфанта от интриг оскорблённой принцессы, но в то же время стыдит его за желание воспользоваться похищенным письмом. Поза разрывает его и в ответ на страдания несчастного инфанта обещает вновь устроить его свидание с королевой.

От герцога Альбы, Доминго и принцессы Эболи Филипп II узнает об «измене» Елизаветы, он теряет покой и сон, ему везде мерещатся заговоры. В поисках честного человека, который помог бы ему установить истину, взгляд короля останавливается на маркизе Поза.

Разговор Филиппа с маркизом больше всего напоминает разговор слепого с глухим. Поза считает своим долгом прежде всего замолвить слово за свою страдающую Фландрию, где душат свободу людей.

Старик же монарх печётся лишь о личном благополучии. Филипп просит маркиза «войти в доверие к сыну», «испытать и сердце королевы» и доказать свою преданность престолу. уходя, благородный гранд все же надеется, что ему удастся добиться свободы для своей родины.

В качестве посланника Филиппа Поза получает свидание наедине с королевой. Он просит Елизавету уговорить дона Карлоса отправиться в Нидерланды без благословения короля.

Он уверен, что королевскому сыну удастся собрать под свои знамёна «бунтовщиков», и тогда отец, увидев усмирённую Фландрию, сам назначит ею наместником в эту провинцию.

Королева сочувствует патриотическим планам маркиза Позы и назначает дону Карлосу свидание.

Читайте также:  Сочинение на тему студенческая жизнь

Маркиз Поза передаёт королю личные письма дона Карлоса.

Среди них монарх по почерку узнает записку принцессы Эболи, которая, желая доказать измену Елизаветы мужу, взломала шкатулку королевы и выкрала письма дона Карлоса, написанные Елизавете, как оказалось, ещё до её замужества. Поза просит у короля бумагу с его подписью, которая позволила бы ему в крайнем случае арестовать неуравновешенного принца. Филипп даёт такой документ.

При дворе поведение маркиза Позы вызывает недоумение, которое достигает предела, когда гранд приказывает арестовать дона Карлоса на основании письма короля. В это время появляется директор почты дон Раймонд де Таксис, он приносит письмо Позы, которое адресовано принцу Оранскому, находящемуся в Брюсселе. Оно должно всем все разъяснить.

Принцесса Эболи сообщает Елизавете об аресте инфанта и, терзаемая муками совести, сознаётся в своём злодействе против королевы, та приказывает сослать её в монастырь святой Марии.

После свидания с королевой, на котором он просит Елизавету напомнить принцу об их юношеской клятве, маркиз Поза отправляется в тюрьму к своему другу дону Карлосу. Зная, что эта их встреча последняя, он раскрывает инфанту свой план.

Чтобы спасти Карлоса, он написал письмо принцу Оранскому о своей мнимой любви к королеве и о том, что инфант дон Карлос был выдан им Филиппу лишь для отвода глаз. Поза уверен, что его письмо попадёт в руки монарха. Принц потрясён, он готов бежать к отцу-королю просить прощения для себя и маркиза, но поздно: раздаётся выстрел, маркиз Поза падает и умирает.

В тюрьму, чтобы освободить сына, приходит Филипп с грандами. Но вместо благодарного и покорного дона Карлоса он находит там убитого горем человека, который обвиняет короля в смерти друга. Вокруг тюрьмы нарастает шум, это в Мадриде начинается мятеж народа, который требует освобождения принца.

В это время в руки к шпионам герцога Альбы попадает монах-картезианец. При нем были письма маркиза Позы во Фландрию, в которых речь идёт о побеге наследного принца в Нидерланды, где он возглавит восстание за независимость этой страны. Письма герцог Альба незамедлительно передаёт испанскому королю.

Король Филипп призывает к себе Великого инквизитора. Его мучит мысль, что детоубийство является тяжким грехом, в то время как он решил избавиться от своего сына. Чтобы умиротворить свою совесть, старый монарх хочет заручиться в своём преступлении поддержкой церкви.

Великий инквизитор говорит, что церковь способна простить сыноубийство и приводит аргумент: “Во имя справедливости извечной сын божий был распят*. Он готов принять на себя ответственность за смерть инфанта, только бы на троне не оказался поборник свободы.

Наступает ночь, дон Карлос приходит на свидание с Елизаветой. Он отправляется во Фландрию, полный решимости во имя дружбы совершить то, о чем они мечтали с маркизом. Королева благословляет его. Появляется король с Великим инквизитором. Королева падает в обморок и умирает, Филипп без тени сомнения передаёт своего сына в руки Великого инквизитора.

оперу «Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Хованщины» по действиям.

Видео дуэт из оперы «Дон Карлос» Верди

Это «большая» опера Джузеппе Верди в 5 действиях, 7 картинах, на либретто Камиля де Локля и Жозефа Мери по мотивам одноимённой драмы Шиллера.

Источник: https://litfest.ru/shortwork/don-karlos.html

Дон Карлос

Испания, XVI век. Многолетняя война между Испанией и Францией окончена, и король Испании Филипп II хочет скрепить хрупкий мир династическим браком. Он женится на французской принцессе Елизавете Валуа, изначально предназначенной в невесты его сыну дону Карлосу.

Действие I Картина первая. Галерея монастыря Сан-Джусто. Монахи молятся у гробницы императора Карла V – деда дона Карлоса. Дон Карлос потрясен сходством одного из монахов с Карлом V. В арии он говорит о своей любви к прекрасной Елизавете Валуа.

Появляется лучший друг Карлоса – Родриго, маркиз ди Поза. Услышав о любви друга к Елизавете, он призывает Карлоса отправиться во Фландрию и стать наместником, чтобы облегчить страдания угнетенного фламандского народа и излечиться от преступной страсти.

Они повторяют клятву дружбы и дают обет бороться за свободу фламандцев.

Картина вторая. Сад у ворот монастыря Сан-Джусто. Тибо, принцесса Эболи и придворные фрейлины занимают себя пением, укрывшись от зноя. К ним присоединяется и королева. Появившийся маркиз ди Поза передает ей два письма: одно – от матери из Парижа, а второе – от Карлоса. Пока Елизавета читает, Родриго отвлекает Эболи галантными беседами.

Он просит королеву встретиться с инфантом, к которому в последнее время король неласков. Эболи думает, что Карлос влюблен в нее. Появляется Карлос. Елизавета отпускает свиту. Пытаясь не проявлять чувств, она обещает, что уговорит короля отправить сына во Фландрию. Но Карлос, не сумев сдержаться, пылко объясняется ей в любви. После ухода дона Карлоса входит король Филипп.

Найдя королеву в одиночестве, что недопустимо по придворному этикету, разгневанный Филипп изгоняет во Францию придворную даму графиню д’Аремберг. Елизавета грустно прощается с ней. Вызванный королем маркиз ди Поза рассказывает ему о бедственном положении Фландрии и умоляет дать ей свободу. Филиппа удивляет прямота и честность Родриго.

Он советует ему остерегаться Великого инквизитора и поделившись подозрениями по поводу Карлоса и Елизаветы, просит маркиза следить за ними.

Действие II Картина первая. Роща в садах королевы. В полночь дон Карлос в волнении бродит по саду. Он получил записку от незнакомки и думает, что это королева. Появляется незнакомка в наряде королевы. Юноша начинает пылко объясняться ей в любви, но, узнав под маской Эболи, в растерянности замолкает.

Когда Эболи понимает, что признания предназначались вовсе не ей, она в гневе клянется отомстить обоим. Она грозит рассказать Филиппу о преступной любви инфанта к королеве. На помощь Карлосу приходит Родриго. Он угрожает Эболи смертью, но принцесса неумолима. Родриго просит Карлоса отдать все компрометирующие его документы.

Картина вторая. Соборная площадь в Вальядолиде. Готовится сожжение фламандцев-протестантов, которых католическая церковь считает еретиками. Толпа людей, собравшаяся посмотреть на казнь, поет хвалебную песнь королю. Карлос приводит к Филиппу депутацию из Фландрии и Брабанта. Фламандцы умоляют Филиппа о милосердии, и к их мольбе присоединяются королева, маркиз ди Поза и народ.

Однако Филипп, подстрекаемый монахами, упорствует. Карлос умоляет отца отправить его наместником во Фландрию, но Филипп презрительно отказывается. Тогда инфант обнажает шпагу и провозглашает себя спасителем несчастной Фландрии. Все возмущены. Поза разоружает Карлоса и в благодарность получает от Филиппа герцогский титул.

Аутодафе продолжается; раздается голос с небес, утешающий осужденных.

Действие III Картина первая. Королевские покои в Вальядолиде. Филипп погружен в невеселые мысли о том, что Елизавета не любит его. Входит Великий инквизитор.

Он уверяет короля, что нет никаких препятствий к казни Карлоса, если это необходимо для спасения веры. Но Родриго, по его словам, еще опаснее инфанта, и если Филипп будет упорствовать в защите еретика, ему придется предстать перед Святой церковью.

В смятении вбегает Елизавета: у нее похитили шкатулку с драгоценностями. Вдруг она замечает ее на столе короля.

Елизавета отказывается открыть шкатулку, и тогда Филипп взламывает замок и находит внутри портрет Карлоса. Он обвиняет королеву в измене, та падает без чувств. На зов короля вбегают Эболи и Родриго, который сразу уводит Филиппа.

Оставшись наедине с королевой, Эболи признается в любви к дону Карлосу и говорит, что это она украла шкатулку. Она молит о прощении. Королева велит ей покинуть двор, предлагая на выбор изгнание или монастырь.

Эболи проклинает свою красоту; она клянется спасти Карлоса, прежде чем удалится от мира.

Картина вторая. Подземелье, где томится Карлос. Входит маркиз ди Поза. Он говорит, что взял на себя вину Карлоса и найденные у него тайные бумаги инфанта выдал за свои. Маркиз прощается с другом и вновь призывает его освободить Фландрию. У дверей темницы появляются двое мужчин и стреляют в Родриго.

Умирая, тот говорит Карлосу, что завтра Елизавета будет в монастыре Сан-Джусто. Вошедший король объявляет Карлосу, что он признан невиновным, но сын отталкивает его. Слышится набат: началось восстание. Филиппу грозит опасность, но появившийся Великий инквизитор с легкостью усмиряет толпу. Карлос убегает.

Действие IV Монастырь Сан-Джусто. Елизавета понимает, что ее земные дни сочтены. Появляется Карлос. Он хочет попрощаться с возлюбленной. Елизавета благословляет его на битву за Фландрию, оба уповают на встречу за гробом.

Появляются король, Великий инквизитор и его свита. Карлоса отлучают от церкви. Пытаясь бежать, он отступает к гробнице Карла V, которая внезапно разверзается. Появляется монах, в котором все узнают покойного императора.

Он уводит Карлоса за собой в гробницу.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/donkarlos_m2

Дон Карлос | Opéra national de Paris

Опера в пяти действиях (редакция 1867)Композитор Джузеппе ВердиЛибретто Жозефа Мери и Камиля дю Локля по пьесе Фридриха Шиллера «Дон Карлос, инфант Испанский»Музыкальный руководитель Филипп ЙорданРежиссёр-постановщик Кшиштоф ВарликовскийХудожник-постановщик Малгожата ЩеснякХудожник по свету Фелис РоссВидеохудожник Дени ГегенХореограф Клод БардуйДраматург Кристиан ЛонгшампХормейстер Хосе-Луис БассоОркестр и хор Парижской национальной оперыФилипп II – Ильдар АбдразаковДон Карлос – Йонас КауфманнРодриго – Людовик ТезьеВеликий Инквизитор – Дмитрий БелосельскийЕлизавета Валуа – Соня ЙончеваПринцесса Эболи – Элина ГаранчаТибо – Ив-Мод ЮбоФламандские депутаты – Тьяго Матос, Михаль Партика, Михаил Тимошенко, Томаш Кумьега, Андрей Филончик, Даниэль ДжулианиниГолос с небес – Сильга ТирумаГраф Лерма – Жюльен ДранКоролевский герольд – Хюн-Чжон Ро Монах – Кшиштоф Бачик

Ведущий – Ален Дюо

«Дон Карлос» Верди, несомненно, опера, выдающаяся во всех отношениях. Произведение, созданное итальянским композитором на французском языке, концентрирует наше внимание на атмосфере войны с Испанией, на человеческой меланхолии и судьбе Фландрии.  В этой опере переплетаются политика, религия, история и психоанализ, и всё это ещё более усугубляет страхи и запреты, лежащие между героями. Кшиштоф Варликовский до основания разбирает эту населённую призраками трагедию и помещает самое главное в центр воображаемой картины, более настоящей, чем историческая реальность. Вместе с дирижёром Филиппом Йорданом режиссёр представляет зрителю самый первый вариант этой великой пятиактной оперы: редакцию, созданную Верди для премьеры в 1867 году. Вслед за этой исторической редакцией «Дона Карлоса» в 2019 году Парижская опера покажет пятиактную итальянскую версию.

В замечательном составе – Йонас Кауфманн, Соня Йончева, Элина Гаранча, Ильдар Абдразаков и Людовик Тезье.

Действие I

Лес Фонтенбло. Дровосеки жалуются на зиму и непрекращающуюся войну с Испанией. Елизавета, дочь французского короля Генриха II, уверяет их, что скоро наступит мир.

Испанский принц дон Карлос инкогнито приезжает во Францию, чтобы тайком взглянуть на французскую принцессу, на которой он должен жениться для заключения мира между воюющими странами.

Елизавета и Карлос встречаются в лесу и влюбляются друг в друга. Они ещё не знают, что Филипп II, отец Карлоса, решил сам жениться на юной Елизавете.

Народ празднует окончание войны, а Елизавете ничего не остаётся, кроме как смириться со своей неожиданной судьбой. Дон Карлос в смятении.

Действие II

Карлос отправляется в монастырь св. Юста, чтобы поразмышлять у гробницы короля Карла V, своего деда. Ему кажется, что он слышит из уст одного из монахов голос покойного короля.

Карлос не в силах смириться с потерей возлюбленной и рассказывает об этом своему другу детства, маркизу Родриго ди Поза, который только что вернулся из Фландрии, страдающей под испанским владычеством.

Родриго убеждает Карлоса удалиться от двора и вместе с ним бороться за независимость Фландрии.

Гробницу Карла V посещают король и королева. Фрейлины Елизаветы и принцесса Эболи тем временем отдыхают в саду у ворот монастыря.

Читайте также:  Лунный камень - краткое содержание романа коллинза

Родриго уговаривает Елизавету принять Карлоса в надежде, что королева сможет убедить короля отпустить сына во Фландрию. Встреча возрождает пылкие чувства влюблённых, однако Елизавета напоминает Карлосу, что теперь она ему как мать. Вскоре после ухода Карлоса прибывает король.

Он видит, что, вопреки придворному этикету, королева одна, и наказывает за это её компаньонку, приказав ей покинуть двор, затем велит всем придворным удалиться. Родриго, оставшись наедине с королём, пользуется этой возможностью, чтобы напомнить монарху о бедственном положении Фландрии.

Родриго симпатичен королю своим свободолюбием и независимостью, и Филипп осторожно высказывает ему свои сомнения по поводу отношений между королевой и своим сыном. Он также советует Родриго остерегаться Инквизиции.

Действие III

Бал в честь коронации Филиппа. Елизавета не хочет присутствовать и меняется одеждой с принцессой Эболи, чтобы незаметно уйти. Принцесса же, тайно влюблённая в Карлоса, назначает ему встречу в королевском саду.

Карлос, полагая, что перед ним Елизавета, осыпает её страстными признаниями, которые Эболи принимает на свой счёт. Поняв же, что Карлос любит королеву, одержимая ревностью принцесса угрожает раскрыть их тайну. Слышавший этот разговор Родриго вмешивается и прямо угрожает Эболи.

Осознавая грозящую опасность, Родриго убеждает Карлоса передать ему все имеющиеся у того компрометирующие документы.

Народ славит короля, монахи и Инквизиция призывают на головы еретиков проклятие и готовят аутодафе. Карлос во главе депутации от Брабанта и Фландрии нарушает все придворные протоколы и, не предупредив Родриго, умоляет короля выслушать его мольбу. Разгневанный Филипп обвиняет Карлоса и депутатов в измене.

Карлос обнажает шпагу в присутствии отца. Никто не смеет вмешаться, и Родриго, стремясь избежать самого худшего, разоружает Карлоса. Карлос, в свою очередь, поражён тем, что, как он считает, друг предал его. Филипп объявляет, что присваивает Родриго титул герцога. Церемония заканчивается казнью еретиков.

Действие IV

Ревнивый король в одиночестве своего кабинета угрюмо размышляет о том, что Елизавета его не любит, а сын ослушался его.

Не в силах приговорить сына к смерти, король вызывает к себе Великого Инквизитора, чтобы посоветоваться с ним.

Тот отвечает, что Господь пожертвовал Своим сыном и требует отдать ему Родриго, обвинив того в распространении опасных и еретических идей. Король резко возражает и отказывается отдавать своего нового неожиданного друга.

Вбегает королева и требует у мужа правосудия: у неё похитили шкатулку с драгоценностями. К её изумлению, шкатулка оказывается у Филиппа. Король открывает шкатулку и показывает Елизавете хранящийся там портрет Карлоса, который тот подарил ей в лесу Фонтенбло. Филипп обвиняет жену в измене, королева падает в обморок.

Принцесса Эболи терзается раскаянием и рассказывает королеве, что она хотела оклеветать её и поэтому похитила шкатулку. Она признаётся, что влюблена в Карлоса, а также в том, что была любовницей короля. Елизавета предлагает ей выбор: изгнание или монастырь.

Родриго приходит в темницу к Карлосу и говорит, что его скоро освободят. Он также сообщает, что у него нашли компрометирующие документы, которые Карлос передал ему.

К ним Родриго прибавил и другие, которые станут несомненным доказательством того, что во всём виноват он один. Раздаётся выстрел. Смертельно раненный Родриго падает.

Он едва успевает сказать Карлосу, что Елизавета будет ждать его завтра утром в монастыре св. Юста.

Приходит Филипп, чтобы освободить Карлоса и признать свою ошибку. Увидев, что Родриго погиб, король горько оплакивает человека, ставшего его другом и избавившего его от одиночества. Он хочет помириться с сыном, но Карлос отвергает его и просит душу Родриго наставить его в сражении за свободу Фландрии.

Народ, подстрекаемый Эболи, штурмует темницу, чтобы освободить Карлоса. Однако появление Великого Инквизитора вселяет во всех ужас, и люди склоняются перед Богом и королём.

Действие V

Елизавета, вне себя от горя, молится у гробницы Карла V и просит даровать ей покой в смерти. Карлос уезжает во Фландрию и приходит проститься с ней.

Их последнее горестное прощание прерывают король с Великим Инквизитором. Инквизитор обвиняет Карлоса в измене и приказывает схватить его, но таинственный монах уводит принца в глубь монастыря.

Король и Великий Инквизитор поражённо застывают на месте, также услышав голос Карла V.

Источник: http://www.operahd.ru/ru/opera/don-carlos/kazan

Краткое содержание: Джузеппе Верди. Дон Карлос

ДОН КАРЛОС

Опера в пяти актах (восьми картинах)1

Либретто Ж. Мери и К. дю Локля в переработке А.
Гисланцони

Действующие лица:

  • Филипп II, король Испании
  • Дон Карлос, инфант испанский
  • Родриго, маркиз ди Поза
  • Великий инквизитор,
  • слепой девяностолетний старец
  • Монах (император Карл V)
  • Елизавета Валуа
  • Принцесса Эболи
  • Тебальдо, паж Елизаветы
  • Графиня Аремберг, придворная дама
  • Граф ди Лерма
  • Королевский герольд
  • Голос с неба
  1. бас
  2. тенор
  3. баритон
  4. бас
  5. бас
  6. сопрано
  7. меццо‑сопрано
  8. сопрано
  9. без речей
  10. тенор
  11. тенор
  12. сопрано
  • Придворные, монахи, пажи, шесть фламандских депутатов,
    солдаты, народ.
  • Действие происходит во Франции и Испании в 1560 году.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Дон Карлос» был заказан Верди в ноябре 1865 года
директором театра Большой оперы в Париже; французское либретто написали Ж. Мери
(1798—1866) и К. дю Локль (1832—1903). Опера была закончена в сентябре 1866
года. Премьера состоялась 11 марта 1867 года и прошла без особого успеха.

Для
постановки в Италии в том же году был сделан перевод, повлекший за собой
некоторые изменения и переделки в музыке. В 1882—1883 годах Верди значительно
переработал оперу; в создании новых сцен принимал участие либреттист «Аиды» А.
Гисланцони (1824—1893).

Эта редакция, поставленная на сцене Миланского театра
10 января 1884 года, много короче первой: вместо пяти актов — четыре (исключен
весь первый акт), убраны традиционные для французской «большой оперы» не
связанные с действием балетные сцены и пр.

Затем еще при жизни Верди, но без
его участия, была сделана третья редакция, восстановившая первый акт по
французскому варианту (в связи с чем пришлось вернуться и к раннему варианту
второго акта). В настоящее время опера ставится обычно в смешанной редакции.

В
основу ее положена наиболее совершенная четырехактная редакция 1884 года, а в
качестве пролога используется сильно сокращенный первый акт французской
редакции. Сокращен и изменен также финал оперы.

Целью всех этих изменений было приближение оперы к ее
литературному первоисточнику — трагедии Ф. Шиллера (1787). Использовав
историческую легенду, далекую от современности, но популярную на протяжении XVII—XVIII
веков, Шиллер придал ей политическую окраску.

В соответствии со спецификой
оперного жанра, либреттисты сократили публицистические монологи, в связи с чем
резко уменьшилась роль маркиза Позы — главного, но слишком риторичного героя
драмы Шиллера.

Однако свободолюбивый дух пьесы в опере сохранен и даже усилен
благодаря введению отсутствующих у Шиллера массовых сцен, показу народа —
страдающего и бунтующего.

МУЗЫКА

В «Доне Карлосе» композитор с замечательным
мастерством раскрыл сложные, противоречивые переживания действующих лиц, ихострые столкновения. Но личная драма героев пронизана отзвуками больших
исторических событий; потому такое важное место занимают в опере драматичные
массовые сцены.

Первый акт проникнут светлым, радостным, настроением.
Центральное место занимает лирический дуэт Карлоса и Елизаветы, обрамленный
хором охотников и праздничным гимном.

Дуэт открывает спокойная оркестровая
тема; взволнованной мелодии Елизаветы «Закралось в душу тайное смущенье»
контрастирует завершающая широкая мелодия, полная страстного чувства, в которой
сливаются голоса героев, охваченных единым порывом.

Второй акт знакомит с новыми героями. Мрачное
оркестровое вступление и ария Монаха с хором определяют эмоциональную атмосферу
всей первой картины. В лирическом романсе Карлоса «Вмиг слились в одном дыханье»
звучат отголоски любовного дуэта первого акта. Быстрая смена настроений
отличает дуэт Карлоса и Родриго; его венчает героическая клятва дружбы «Ты, кто
посеял в сердцах».

Вторая картина открывается беззаботным хором
придворных дам, к которому примыкает «Песня о покрывале» Эболи с характерными
восточными мелодическими оборотами и украшениями.

Оригинально последующее
терцеттино, где учтивым светским фразам Родриго и Эболи противопоставлены
речитативные реплики смущенной Елизаветы (она читает записку Карлоса). В центре
этой сцены — романс Родриго «Все мы на принца с верой взираем» с певучей,
благородной мелодией.

Богат различными настроениями большой дуэт Карлоса и
Елизаветы; он начинается печальной протяжной мелодией «Пришел просить я милости
у королевы», которую сменяют светлые лирические темы; в конце дуэта прорываются
бурные драматические чувства.

Грустью пронизаны красивые певучие мелодии
романса Елизаветы «Не плачь, моя подруга». Заключительный дуэт Филиппа и
Родриго — развернутая сцена-диалог, построенная на частой смене речитативных
фраз.

Третий акт также состоит из двух картин — лирической
камерной и драматической массовой. Оркестровая прелюдия первой картины в духе
ноктюрна развивает мелодию романса Карлоса, рисуя его мечты о Елизавете.

Те же
настроения сохраняются в дуэте Карлоса и Эболи. Тревожные раздумья героев перед
трагическими событиями воплощены в терцете Эболи, Карлоса и Родриго.

В конце у
оркестра вновь проходит героическая тема клятвы дружбы.

Грандиозный финал (вторая картина) третьего акта —
одна из лучших массовых сцен Верди. Ее открывает и замыкает торжественный хор
народа, обрамляющий мрачное шествие осужденных. В центре — драматическая сцена
с фламандскими депутатами. Их скорбная мелодия перерастает в большой ансамбль,
где гневным фразам короля и монахов противостоят мольбы остальных героев и
народа.

В первой картине четвертого акта драматизм неуклонно
нарастает. Интродукция и монолог Филиппа «Нет, не любила меня» раскрывают
душевные муки короля; скорбные мелодии оркестра сменяются выразительным
речитативом, незаметно переходящим в широкие напевные фразы.

Скрытым
драматизмом пронизан диалог Филиппа и Великого инквизитора — столкновение духов
сильных характеров; короткие, сухие реплики сопровождаются суровыми и грозными
аккордами оркестра.

Лихорадочное волнение царит в сцене Филиппа и Елизаветы;
некоторое успокоение наступает лишь в квартете, где приглушенным репликам «про
себя» Филиппа, Эболи и Родриго противостоит широкая мелодическая линия
Елизаветы. Завершающая картину драматическая ария Эболи «О дар проклятый, о красота»
характеризует ее страстную, неукротимую натуру.

Смерть Родриго и мятеж — таково содержание второй
картины четвертого акта. Образ Родриго раскрывается здесь с лирической стороны —
в мягких, певучих мелодиях. Им контрастирует бурная динамика массовой сцены.

Последний акт завершает драму Елизаветы и Карлоса.
Мрачные хоральные аккорды предшествуют большой арии Елизаветы «Ты, познавший
тщету всех надежд и стремлений». Строгий скорбный напев, переходящий в широкую,
словно парящую мелодию, обрамляет всю арию; в середине, подобно светлым
воспоминаниям, мелькают обрывки предшествующих лирических дуэтов.

Они звучат и
в прощальном дуэте Карлоса и Елизаветы, богатом оттенками настроений.
Выделяются героическая маршеобразная мелодия «Пламя свободы зажгло твою кровь»
и завершающая дуэт торжественная, сдержанная тема «Так прощай, в этом мире мы
навек расстаемся».

Словно тема рока грозно звучат последние хоральные аккорды,
сопровождая трагическую развязку оперы.

1 В постановках обычно — в трех актах (первый и последний превращены в картины). На сценах советских театров иногда совмещаются различные редакции оперы.

2 Таков вариант, идущий на сценах советских театров. У Верди герой не гибнет: в последний момент перед королем появляется Карл V в императорской мантии и короне; он уводит ошеломленного Карлоса в свою гробницу.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/033.html

Ссылка на основную публикацию