Ж. Бизе опера «Кармен»
Сюжет оперы Ж. Бизе «Кармен» взят из одноименного романа П. Мериме.
В центре круговорота событий — красивая, страстная и свободолюбивая цыганка, своим образом жизни и поступками меняющая жизни окружающих ее людей.
Это последняя опера композитора, прошедшая тернистый путь к славе и сценам мировых театров. Она считается кульминацией творчества Жоржа Бизе и его жизненным фиаско.
Краткое содержание оперы Бизе «Кармен» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Кармен | меццо-сопрано | андалусская цыганка |
Дон Хозе | тенор | сержант драгун |
Микаэла | сопрано | деревенская девушка, невеста Хозе |
Эскамильо | баритон | тореадор |
Фраскита | сопрано | цыганка |
Мерседес | меццо-сопрано | цыганка |
Моралес | баритон | офицер, сержант драгун |
Цунига | бас | офицер, лейтенант драгун |
Ремендадо | тенор | контрабандист |
Данкайро | баритон | контрабандист |
Краткое содержание «Кармен»
Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды.
Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе.
Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи.
Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.
А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо.
Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит.
Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь.
А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.
На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.
Продолжительность спектакля | |
I — II Акт | III — IV Акт |
95 мин. | 60 мин. |
- Фото:
- Интересные факты
- Удивительно, но Жорж Бизе никогда не был в Испании. Для создания необходимой музыкальной атмосферы он переделывал народные мелодии, придавая им желаемый испанский колорит.
- В 1905 году учёные открыли новый астероид, который получил имя «Кармен».
- Знаменитый немецкий канцлер Отто фон Бисмарк присутствовал при разных обстоятельствах на показе «Кармен» 27 раз.
- Английский музыковед Хью МакДональд писал о том, что французская опера не знает большей фаталистки, чем Кармен. Вне Франции её потомками могли быть «Саломея» Рихарда Штрауса и «Лулу» Альбана Берга.
- Премьера спектакля состоялась 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. А ровно через 3 месяца после нее не стало и самого композитора. О причинах его смерти до сих пор спорят. По одной из версий, Бизе не смог пережить фиаско «Кармен» и той «безнравственности», в которой его обвинили после премьеры. Опера казалась публике неприличной, ведь ее героями были бандиты, курящие работницы фабрики, контрабандисты и простые солдаты. А характеризуя главную героиню оперы, ценители искусства и вовсе не стеснялись в выражениях — она была истинным воплощением вульгарности и грязи.
- Опера была обозначена композитором как комическая. Да и первое представление состоялась в «Опера-Комик». Причем здесь комическое, спросите вы? Все просто. По традициям французского театра, все произведения, главными героями которых являются простые люди, причисляли к жанру комедии. Именно по этой причине в опере чередуются музыкальные номера с разговорными диалогами — по такой схеме строились все комические оперы во Франции.
- Одному из содиректоров театра Опера Комик пришлось оставить свою должность из-за этого произведения. Адольф де Левен считал, что в таком жанре, как комическая опера, категорически не должно быть убийства, тем более такого страшного и изощренного. По его мнению, насилие абсолютно не укладывается в нормы приличного общества. Он всячески пытался убедить в этом авторов, неоднократно приглашал к себе на беседу либреттистов, уговаривая их сделать характер Кармен помягче и изменить финал. Последнее требовалось для того, чтобы зрители уходили из театра в прекрасном настроении. Однако согласия они так и не достигли, и в итоге Адольф был вынужден покинуть свой пост. Это стало своеобразным знаком протеста против спектакля, в котором ведется пропаганда убийства.
- Незадолго до смерти, Ж. Бизе заключил контракт с Венской Государственной оперой о постановке «Кармен». Несмотря на некоторые правки и отличия от оригинала автора, выступление ждал огромный успех. «Кармен» снискала похвалу не только простых зрителей, но и таких видных композиторов, как Иоганнеса Брамса и Рихарда Вагнера. Это был первый серьёзный успех творения Ж. Бизе на пути к мировому признанию.
- 23 октября 1878 года в музыкальной академии Нью-Йорка состоялась первая премьера данного произведения в США. В том же году опера предстала перед зрителями Санкт-Петербурга.
- «Кармен» стала последней оперой, поставленной на сцене Большого (Каменного) театра. Именно этим произведением театр решил закончить свою историю – после последней постановки его закрыли, затем передали в РМО, а после и вовсе снесли. В 1896 году на его месте возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.
- Популярные арии и номера
- Хабанера — слушать
- Куплеты Эскамильо — слушать
- Ария Хозе — слушать
- Цыганский танец — слушать
- История создания «Кармен»
О своих планах написать оперу «Кармен» Жорж Бизе сообщил в 1872 году. Уже тогда «Комическая опера» сделала заказ известным либреттистам Анри Мельяку и Людовику Галеви, и они вовсю работали над текстом. Им удалось существенно преобразить новеллу П. Мериме.
Прежде всего, изменения коснулись образов главных персонажей – в их интерпретации они стали более благородными. Хозе, из сурового нарушителя закона, превратился в честного, но слабовольного человека. По-другому представлена и цыганка – в ней больше подчеркнута независимость, а жажда воровства и хитрость скрыты.
Авторы изменили и место действия – если в литературном первоисточнике все происходило в трущобах и ущельях, то в либретто все события перенеслись в центр Севильи, на площади и улицы. Драматурги ввели в оперу нового персонажа – возлюбленную Хозе, Микаэлу, чтобы показать полную противоположность Кармен.
Тореадор из безынициативного и безымянного участника превратился в жизнерадостного Эскамильо, который сыграл решающую роль в судьбе главной героини.
Текст был полностью готов к весне 1873 года, и тогда же композитор принялся за работу. Опера была полностью закончена летом 1874 года.
Однако неприятие к этой опере появилось еще задолго до ее постановки, как только была озвучена идея – обилие драматических событий и накал страстей не подходили для сцены, в которой планировалась первая постановка. Все дело в том, что Опера комик считалась светским театром, который посещали лишь представители богатого сословия.
Идя в театр, они заранее знали, что увидят легкий жанр с обилием забавных ситуаций. Эта публика была далека от бешеных страстей, и уж конечно, кровавых убийств. В опере же были представлены неприемлемые для публики герои и страсти – девушки, не обремененные моралью, работницы сигаретной фабрики, разбойники, военные дезертиры.
Создавая либретто, авторы понимали, что оно многим не понравится. И догадки подтвердились – певцы напрочь отказывались участвовать в этом спектакле.
Постановки «Кармен»
Премьера оперы состоялась в столице Франции, в Опера комик. Это было 3 марта 1875 года. Зрители не знали, как реагировать на этот спектакль: в нем была очень красивая музыка, мгновенно врезающаяся в память, но и был ужасный сюжет, о котором просто неприлично говорить в светском обществе.
Опера провалилась, а ее авторов обвинили в распущенности и аморальности. Но, несмотря на то, что творение Бизе потерпело полное фиаско, оно было поставлено 45 раз за тот год. А причина тому довольно проста – обычное человеческое любопытство. Публике не давал покоя тот факт, что об этом сочинении в то время говорил весь Париж.
Интерес к произведению усилился в начале лета – ровно через 3 месяца после премьеры умер Ж. Бизе. Многие пришли к выводу, что в этом виновата неудача с «Кармен», ведь провал и травля со стороны прессы спровоцировала нервное потрясение у маэстро и способствовала ухудшению его здоровья.
После окончания театрального сезона спектакль было решено убрать со сцены. Тогда все были уверены, что там он больше никогда не появится.
Осенью 1875 года опера была поставлена в Вене на немецком языке. Однако то, что было показано зрителям, кардинально отличалось от того, что задумывал Бизе – это была самая настоящая опера-балет со множеством танцевальных номеров. Венский театр решил удивить публику ярким зрелищем – на сцену были выведены всадники на настоящих лошадях и целый кортеж тореадоров.
В декабре этого же года «Кармен» поставили в Италии. Впоследствии произведение имело небывалый успех, и сразу же было включено в репертуар многих мировых театров. Причем зрителям пришлась по душе именно венская, классическая постановка. На нее опирались другие режиссеры, ставящие эту оперу в других странах Европы.
В феврале 1878 года опера была привезена в Россию и показана состоятельной публике на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге. Исполняла ее императорская итальянская труппа в своей редакции. Многие сцены были вырезаны из произведения для того, чтобы не шокировать публику.
Однако это не помогло, и спектакль успеха не имел. Во многом такому повороту событий способствовало и то, что солисты не успели хорошо подготовиться, поскольку очень торопились с постановкой.
Как писали в то время многие газеты, премьера этого спектакля больше была похожа на репетицию, настолько в нем много присутствовало недоработок и «шероховатостей».
А вот в 1882 году другую постановку спектакля зрители встретили с восторгом, и, наконец-то, сочинение Бизе получило заслуженное признание. Ее инициатором стал новый директор императорских театров И.А. Всеволожский. Вырезанные отрывки опять появились на сцене, был выбран новый актерский состав, а все хореографические номера поставил Мариус Петипа.
В 1885 году текст либретто перевели на русский язык, и в таком варианте опера впервые прозвучала в Мариинском театре,
Тот факт, что «Кармен» получила мировое признание, заставил французов снова заинтересоваться ей.
Один из композиторов того времени, Эрнест Гиро, решил сделать свою редакцию – он заменил все разговорные диалоги в творении Бизе речитативами, а также украсил финал оперы яркими хореографическими сценами.
Опера была поставлена в Париже в данном варианте в 1883 году, и на этот раз прошла с настоящим триумфом. Через 21 год столица Франции увидела юбилейное, тысячное представление «Кармен».
Одним из первых русских композиторов, познакомившихся с этим сочинением Бизе, стал П.И. Чайковский. Оно настолько ему полюбилось, что Пётр Ильич даже выучил весь клавир наизусть.
И когда СМИ то и дело публиковали негативные отзывы и разгромные рецензии, он твердил, что однажды эта опера станет самой популярной в мире. И русский гений не ошибся.
Сегодня трагическая история о жизни вольнолюбивой цыганки в интерпретации великого французского маэстро считается одной из вершин оперной музыки – гениальным, эталонным и неподражаемым творением.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Жорж Бизе «Кармен»
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/karmen
"Кармен" — краткое содержание оперы Жоржа Бизе
Жорж Бизе – известный французский композитор времен эпохи романтизма. Его произведения до сих пор радуют нас с вами, а изучить знаменитую оперу «Кармен», краткое содержание которой представлено ниже, нужно школьникам и студентам.
История создания оперы
Жорж Бизе написал «Кармен» по заказу оперного театра «Опера-комик» после того, как провалилась «Джамиле» (предыдущая опера).
Тематику предложил сам автор. При этом, во время создания оперы, Бизе несколько раз менял музыку к произведению и либретто.
Интересный факт! Сюжет к опере взят из новеллы Проспера Мериме. Причем Испания в произведении Мериме была наполнена мрачными трущобами и дикими горными ущельями. Тогда как в опере Бизе Испания – страна с оживленными улицами и площадями.
Премьера нового произведения состоялась в Париже на сцене «Опера-комик» 3 марта 1875 года. Первый показ планировали сделать намного раньше, но ситуацию осложнял поиск актеров, многие попросту отказывались исполнять роль главной героини по некоторых причинам. Поэтому репетиции начались поздно.
Поначалу опера не была популярной, т. к. парижане с неохотой шли смотреть постановку, а первый показ и вовсе провалился. А спустя два месяца Жорж Бизе скончался. Смерть автора вызвала ажиотаж у населения, и все больше людей стремились увидеть историю о вольной цыганке и драгуне, преступившем закон ради любви.
«Кармен» неоднократно ставили на русском языке, в том числе в Большом театре.
Главные герои и их характеристика
Посмотрим на главные действующие лица оперы:
-
Кармен – это олицетворение страсти, свободолюбия, независимости и женской неотразимости. В литературном произведении персонажу были свойственны вороватость и хитрость. Автор избавил образ цыганки от того обыденного, что не позволяло ей раскрыться во всей красе. Она не любит ограничений и получает удовольствие, играя на мужских чувствах.
Кроме того, у Кармен неустойчивые взгляды и нетерпимость к тем, кого она перестала любить. Она была влюблена в Хозе и ждала его возвращения. Но как только чувства девушки к бывшему сержанту пропали, он стал ей не нужен, и она избавилась от него. Сразу после этого она призналась в любви тореадору. Все это говорит о влюбчивости и свободолюбии цыганки.
За свою любовь к свободе она поплатилась жизнью.
-
Хозе – это простой и слабохарактерный человек. Он вспыльчивый и легко поддается дамским чарам. Ради любви он предал службу и даже оголил шпагу против своего капитана. Его вспыльчивость также проявляется в том, что в порыве ярости он убил любимую женщину, т. к. та предпочла другого и предала его чувства (да и вряд ли Кармен в полной мере его любила).
-
Эскамильо – сильный и уверенный в себе мужчина. Он влюблен в Кармен и искренне готов сражаться за нее. Партии Эскамильо наполнены уверенностью и энергией. Можно посмотреть видео его противостояния с Хозе, где хорошо прослеживается энергичность и сила Эскамильо.
-
Микаэла – тихая и нежная девушка, полная противоположность Кармен. В поисках Хозе она идет к фабрике и на предложение драгуна провести время вместе отвечает отказом. Когда мать Хозе была на пороге смерти, Микаэла сквозь страх отправляется к контрабандистам и умоляет его вернуться.
Второстепенные персонажи
Из действующих лиц также представлены:
- контрабандисты Данкайро и Ремендано;
- цыганки Фраскита и Мерседес, подруги главной героини;
- капитан Цунига;
- сержант Моралес;
- Лильяс Пастья, хозяин таверны;
- проводник, мальчишки, солдаты и народ.
Краткое содержание оперы Жоржа Бизе «Кармен»
Постановка состоит из 4 действий.
Действие первое
События разворачиваются в Севилье (Испания) рядом с табачной фабрики. Неподалеку остановился отряд драгунов, солдаты которого то и дело любуются молодыми работницами театра.
Вдруг приходит Микаэла, которая ищет сержанта Хозе, но Моралес отвечает ей, что он придет со следующей сменой, и та уходит. На смену прежнему эскадрону приходит Дон Хозе и вступает в беседу с капитаном Цунигой, который открыто восхищается местными красавицами. Но Хозе они неинтересны, ведь у него уже есть невеста.
Из стен фабрики слышится звон, и все девушки выходят на улицу. Появляется и Кармен, та, ради внимания которой мужчины готовы пойти на все. Однако цыганка к ним равнодушна, и она получает истинное удовольствие от насмешек над чужими чувствами.
Она исполняет Хабанеру, но ей не нравится равнодушное поведение Хозе. Девушка бросает цветок под его ноги, и все работницы возвращаются на фабрику.
Микаэла возвращается и передает сержанту письмо и поцелуй от матери, между парой происходит симпатия. Он читает письмо и соглашается с желанием матери, намереваясь жениться на Микаэле по возвращении.
После ухода девушки, с фабрики доносятся громкие звуки. Оказалось, что цыганка напала на одну из работниц. Цунига приказывает сержанту стеречь Кармен, а сам идет за ордером на арест. Девушка исполняет Сегидилью и влюбляет в себя Хозе. Он помогает ей сбежать и сам попадает под стражу.
Действие второе
Спустя два месяца Кармен вместе с подругами работает на развлечение публики в таверне. В числе зрителей и Цунига, который рассказывает девушке, что Хозе отбыл наказание и был разжалован в солдаты, и пара сможет вновь увидеться.
В таверне под шум поклонников появляется тореадор Эскамильо. Он полюбил Кармен и пытается ее обольстить, исполняя песню. Но девушка отмахивается от него, т. к. она ждет возвращения Хозе.
Таверна закрывается, и внутри остаются лишь контрабандисты Данкайро и Ремендано и цыганки – Мерседес, Фраскита и Кармен. Первые намереваются скрыть контрабанду, а девушки должны им помочь. Но последняя отказывается, желая встретить возлюбленного.
Заходит Хозе, и цыганка исполняет ему танец. Позже раздается сигнал о необходимости вернуться в казарму. Мужчина выбирает между воинским долгом и любовью, но вдруг приходит Цунига и требует его возвратиться в лагерь. На что первый обнажает шпагу и вступает в бой с капитаном. Отныне он – дезертир, который не сможет вернуться.
Контрабандисты обезвредили Цунигу и увезли подальше, т. к. тот мог помешать их планам.
Действие третье
Хозе присоединился к Данкайро и Ремендано, и они вышли на очередное дело близ границы. К этому времени Кармен к нему охладела и относится к нему с презрением. Контрабандисты отправляются на разведку и встречают там солдат.
Несмотря на страх, в ущелье появляется Микаэла, она разыскивает Хозе и видит, что тот целится в кого-то. Его целью оказался Эскамильо, который пришел за Кармен. Между мужчинами начинается стычка, и их разнимает цыганка. Тореадор приглашает всех на свое выступление.
Контрабандисты планируют уйти, но встречают Микаэлу. Та просит Хозе вернуться и заявляет, что его мать на пороге смерти. Цыганка с презрением ему говорит, что он должен уйти. Он соглашается, но обещает обязательно вернуться к этому разговору.
Действие четвертое
На севильской площади идут приготовления к бою быков. Здесь толпа зрителей, включая Цунигу, Кармен и ее подруг. Затем приходит Эскамильо, и пара клянется в любви друг другу. Тореадор уходит, и цыганки предупреждают девушку об опасности, т. к. рядом может быть Хозе. Но она не боится этой встречи.
Зрители следуют к арене, и на пути ее появляется Хозе. Бывший сержант напоминает девушке о прошлом и просит ее вернуться. Хозе умоляет ее быть с ним и угрожает, но та остается непреклонной и бросает к его ногам подаренное им кольцо.
Она пытается пройти, но он не позволяет ей это сделать и убивает девушку. Толпа приветствует тореадора, победившего быка, а преступник признается в убийстве любимой женщины, и его сажают под стражу.
Анализ произведения
Это одна из самых интересных и трогательных опер. Она написана в жанре «реалистичной психологической музыки».
Несмотря на то, что постановка носит имя девушки-цыганки, наибольший интерес вызывает судьба Дона Хозе. Когда-то он был законопослушным солдатом, любящим свою невесту, а в кого он превратился сейчас? В разбойника и дезертира. Он оголил шпагу против своего капитана. Вот на что способен человеческий разум во имя любви.
А что же Кармен? Похоже, что она вовсе не любила Хозе, и он скорее был для нее игрушкой, которая заинтересовала ее своим равнодушием. Мы всегда хотим обладать тем, чего у нас нет. Это двигало и цыганкой, такова ее психология.
Когда они прожили вместе определенное время, он ей надоел, Кармен пыталась всячески избавиться от «ненужной вещи» и переключила внимание на другую личность. А что оказалось в конце? Хозе убил ее в гневе и из жадности. Он пытался ограничить ее, а это то, чего цыганка не любила больше всего.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/opera-karmen.html
Кармен
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен.
Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера – песня свободной любви – звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
Приход невесты Хозе, Микаэлы, на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие.
На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помагает Кармен. Вместе с подругами, Фраскитой и Мерседес, она весело проводит здесь время. Желанный гость таверны – тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел.
Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою – слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет Хозе.
Сержант приходит, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между возлюбленными вспыхивает ссора. Неожиданно появляется Цунига – начальник Хозе. Он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю.
Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними – Кармен и Хозе. Но ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни, крестьянин Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов.
Но Кармен больше не любит его, разрыв между ними не минуем. Что-то ей скажут карты? Подругам она предсказала счастье, но самой Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертельный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо – он спешит на свидание с Кармен.
Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в его душе. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая преодолевая страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе.
Но он не внимает ее словам, лишь известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их впереди…
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо.
Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Но Кармен не слушает их, она устремляется на корриду. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к возлюбленной. Но Кармен неумолима: между ними все кончено. «Свободной родилась – свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе.
В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
Источник: https://www.chelopera.ru/plays/about/zhbize-karmen/brief/
Кармен
I действиеМноголюдная оживленная площадь в Севилье. Драгуны наблюдают за прохожими. Появляется Микаэла — она ищет дона Хозе, которому она принесла известия от матери. Не найдя Хозе, Микаэла уходит.Со сменой караула появляется Хозе.
На табачной фабрике заканчивается рабочий день. На площади появляются работницы, среди них — цыганка Кармен. Мужчины очарованы ей, но она отказывает им в ответной любви. Её интересует равнодушный Хозе: ему она, уходя, бросает цветок акации.Снова появляется Микаэла.
Вместе с ней Хозе вспоминает родину. Когда девушка уходит, Хозе читает письмо. Он согласен исполнить волю матери и жениться на Микаэле.Но спокойствие нарушает Кармен, которая затеяла ссору с товаркой. Дерущихся разнимают, и Хозе должен доставить Кармен в тюрьму.
Кармен обещает Хозе свою любовь, если тот поможет ей сбежать. Не в силах противиться ее чарам, Хозе покоряется.
II действие В кабачке у Лильяса Пастья цыганки развлекают солдат. Тореадор Эскамильо славит свою опасную профессию, восхищенная толпа воздает ему почести. Эскамильо очарован Кармен, но та остается равнодушной.
Появляются контрабандисты Дайнкайро и Ремендадо. Они зовут Кармен и двух её подружек, Фраскиту и Мерседес, помочь им устроить выгодное дельце. Кармен отказывается: она влюблена и ждёт солдата, попавшего из-за неё в тюрьму.Этот солдат — Хозе.
Срок его заключения истёк, и он пришёл в условленное место. Кармен рада, она готова танцевать только для него. Раздается звук горна: солдаты должны явиться в казарму. Хозе должен уйти, Кармен оскорблена тем, что он предпочитает ей службу.
Внезапно появляется Цунига, начальник Хозе. Он домогается Кармен, но вмешиваются контрабандисты. Цунига повержен, а для Хозе уже нет обратного пути: он присоединяется к контрабандистам.
III действие Лагерь контрабандистов. Хозе ревнует возлюбленную и стыдится нарушенной присяги.
Кармен гадает на картах, и карты предсказывают ей смерть.Контрабандисты, а вместе с ними Фраскита и Мерседес, собираются на дело, и Кармен решает пойти с подругами, чтобы умаслить таможенников.В лагерь приходит Эскамильо.
Он пришёл увидеть Кармен и признается, что влюблен в нее. Хозе готов убить соперника, но его останавливает Кармен. Уходя, Эскамильо приглашает всех на бой быков.Появляется Микаэла. Она разыскивала Хозе, чтобы сказать ему о смертельной болезни матери.
Хозе вынужден пойти с ней и оставить Кармен.
IV действие Площадь в Севилье перед ареной, где вот-вот начнётся бой быков. Появляются Кармен и Эскамильо, они влюблены и счастливы.
Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен, чтобы она остерегалась: поблизости видели Хозе; но Кармен ничего не боится.
Она встречается с Хозе наедине. Хозе умоляет её пойти с ним и снова полюбить его, но Кармен непреклонна, её сердце принадлежит другому.
- В отчаянии и ярости Хозе убивает Кармен.
- Распечатать
Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/811/libretto/
Опера Жоржа Бизе «Кармен»
«Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки.
Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года, а ровно через три месяца композитора не стало.
Его преждевременная смерть была ускорена тем грандиозным скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен»: почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, а музыку слишком ученой, подражательной («вагнерианской»).
Сюжет и либретто
Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме, точнее, из ее заключительной главы, содержащей рассказ Хозе о его жизненной драме.
Либретто написали опытные драматурги А. Мельяк и Л. Галеви, существенно переосмыслив первоисточник:
- изменены образы главных героев. Хозе – не мрачный и суровый разбойник, на совести которого немало преступлений, а обычный человек, прямой и честный, несколько слабовольный и вспыльчивый. Он горячо любит свою мать, мечтает о спокойном семейном счастье. Кармен облагорожена, исключена ее хитрость, вороватость, активнее подчеркнуто ее вольнолюбие, независимость;
- другим стал сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни;
- для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые были едва намечены у Мериме. Лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла, а противоположностью Хозе – жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо;
- усилено значение народных сцен, которые раздвинули рамки повествования. Вокруг главных героев закипела жизнь, их окружили живые народные массы – табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты и т.д.
Жанр
Жанр «Кармен» отличается большим своеобразием. Бизе дал ей подзаголовок «комическая опера», хотя ее содержание отличается подлинной трагедийностью.
Объясняется такое название жанра давней традицией французского театра причислять к комедии любое произведение, сюжетно связанное с повседневной жизнью простых людей.
Кроме того, Бизе избрал для своей оперы традиционный структурный принцип французской комической оперы – чередование законченных музыкальных номеров и разговорных прозаических эпизодов. После смерти Бизе его друг, композитор Эрнст Гиро заменил разговорную речь музыкальной, т.е. речитативами.
Это способствовало непрерывности музыкального развития, однако связь с жанром комической оперы и вовсе нарушилась. Оставаясь формально в рамках комической оперы, Бизе открыл совершенно новый для французского оперного театра жанр – реалистическую музыкальную драму, которая синтезировала лучшие черты других оперных жанров:
- развернутыми масштабами, яркой театральностью, широким использованием массовых сцен с танцевальными номерами «Кармен» близка «большой французской опере»;
- обращение к любовной драме, глубокая правдивость и искренность в раскрытии человеческих отношений, демократичность музыкального языка идет от лирической оперы;
- опора на жанрово-бытовые элементы, комические детали в партии Цуниги являются признаком комической оперы.
Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хозе – «патриархальная», у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали).
Драматургия оперы основана на контрастном сопоставлении полной драматизма и роковой обреченности любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры[1] и вплоть до кульминационной заключительной сцены.
1 действие начинается массовой хоровой сценой, показывающей фон, на котором будет разворачиваться драма и предваряющей появление главной героини, Кармен.
Здесь дана экспозиция почти всех главных персонажей (кроме Эскамильо) и происходит завязка драмы – в сцене с цветком.
Кульминационная вершина этого действия – сегидилья: Хозе, охваченный страстью, уже не в силах сопротивляться чарам Кармен, он нарушает приказ, способствуя ее побегу.
2 действие также открывается шумней, оживленной народной сценой в кабачке Лилас-Пастья (место тайных встреч контрабандистов). Здесь получает свою портретную характеристику Эскамильо. В этом же действии возникает первый конфликт в отношениях Кармен и Хозе: ссора омрачает первое же любовное свидание. Неожиданный приход Цуниги решает судьбу Хозе, который вынужден остаться с контрабандистами.
В 3 действииконфликт обостряется и намечается трагическая развязка: Хозе страдает от измены долгу, тоски по родному дому, от ревности и все более страстной любви к Кармен, но она уже охладела к нему. Центром З акта является сцена гадания, где предсказывается судьба Кармен, а кульминацией – сцена поединка Хозе и Эскамильо и разрыв с ним Кармен.
Однако развязка оттягивается: в финале этого действия Хозе уходит с Михаэлей к больной матери. В целом, 3 действие, переломное в драматургии оперы, отличается сумрачным колоритом (события происходит ночью в горах), пронизано ощущением тревожного ожидания.
Большую роль в эмоциональной окраске действия играют марш и секстет контрабандистов с их беспокойным, настороженным характером.
В 4 действии развитие конфликта вступает в свою последнюю стадию и достигает кульминации. Развязка драмы просходит в заключительной сцене Кармен и Хозе. Ее подготавливает праздничная народная сцена ожидания боя быков. Ликующие крики народной толпы из цирка составляют второй план и в самом дуэте. Т.о. народные сцены постоянно сопровождают эпизоды, раскрывающие личную драму.
[1] Увертюра разделяется на два контрастных раздела, представляющих две противоположные сферы произведения: I раздел, в сложной Зхчастной форме, строится на темах народного праздника и музыки куплетов Эскамильо (в трио); 2-й раздел – на теме роковой страсти Кармен.
Источник: https://musike.ru/index.php?id=95
Краткое содержание: Жорж Бизе. Кармен
КАРМЕН
Опера в четырех актах
Либретто А. Мельяка и Л. Галеви
Действующие лица:
|
|
|
Данкайро Ромендадо | } | контрабандисты |
|
||
Фраскита Мерседес | } | цыганки, подруги Кармен |
Лилас-Пастья, содержатель таверны Проводник |
- Офицеры, солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной
фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры,
народ. - Действие происходит в Испании, около 1820 года.
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году.
Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме
(1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере
существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л.
Галеви
(1834—1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили
эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом
отличные от их литературных прототипов.
Хозе, изображенный писателем как
мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский
парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и
слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо,
едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику.
Еще
более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы
— нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий
характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере —
воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости.
Хитрость, воровская деловитость — эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были
устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту
чувств и независимость поступков. И, наконец, раздвинув рамки повествования,
авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены.
Жизнь темпераментной,
пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и
контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью
подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо,
драматизм их судеб. Эги сцены придали трагическому сюжету оптимистическое
звучание.
Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875
года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное
проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской
буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен»
оценил П. И. Чайковский.
«Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех
немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени
музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой
популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.
Если в 1876 году «Кармен»
надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875),
Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине
триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в
редакции Э.
Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами
и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.
СЮЖЕТ
На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики,
расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные
мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется
Кармен.
Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с
драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера — песня свободной любви —
звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
Приход
невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он
вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен
нарушает спокойствие.
На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике,
и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими,
Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место
тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами
Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость
таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел.
Жизнь его
полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и
любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи
контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен
отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость
их встречи кратковременна.
Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе
страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора.
Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе, он надеется на благосклонность
Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь
к возвращению в казармы отрезан.
Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую
жизнь, полную тревог и опасностей.
Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал.
С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между
любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены
долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его
в лагере контрабандистов.
Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними
неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только
Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С
глубокой скорбью размышляет она о будущем. Внезапно приходит Эскамильо — он
спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь.
Ревность и негодование
вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот
момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь
контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное
Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен.
Но встреча их — впереди.
Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа.
Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно
приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем
Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному
Эскамильо.
Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за
ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе
останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что
она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной
родилась — свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе.
В порыве гнева
он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
МУЗЫКА
«Кармен» — один из шедевров оперного искусства.
Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности.
Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов.
Герои оперы обрисованы
сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим
мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия
драмы.
Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и
народа.
Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены
образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба
Кармен.
Начало первого акта безмятежно и ясно. Богаты
движением и красками вступительные народные сцены: хор солдат, задорный марш
мальчишек. Хор девушек, работниц фабрики, подготовляет выход Кармен.
Ее
хабанера «У любви, как у пташки, крылья» близка горделивым испанским
песням-танцам. Дуэт Микаэлы и Хозе «Я помню день в горах» выдержан в
идиллических тонах.
Песня о грозном муже, сегидилья и дуэт Кармен и Хозе
создают многогранный образ вольнолюбивой цыганки.
Второму акту, как и всем последующим, предшествует
колоритный симфонический антракт. Цыганская пляска, открывающая акт, полна
зажигательного веселья. Энергичный, мужественный марш Эскамильо «Тост, друзья,
я ваш принимаю» (его музыка впервые прозвучала в увертюре) обрисовывает
отважного героя корриды.
Квинтет контрабандистов (с участием Кармен) «Если нам
нужно обмануть» выдержан в легком, подвижном характере. Дуэт Кармен и Хозе —
важнейшая сцена оперы, столкновение двух человеческих воль, характеров,
воззрений на жизнь и любовь.
Воплощением жизненных идеалов героев является «ария
о цветке» Хозе («Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила») и
песня Кармен, ее гимн свободе «Туда, туда, в родные горы».
Если в
характеристике Хозе господствует стихия песни-романса, подчеркивающая его
душевную мягкость, то непокорный дух Кармен раскрывается в темпераментных
ритмах и напевах испанских народных песен. Акт завершается мелодией
свободолюбивой песни Кармен, звучащей у хора.
Симфонический антракт к третьему акту рисует
поэтическую картину природы — покой и тишину дремлющих гор.
Сумрачно-настороженный секстет с хором-маршем контрабандистов «Смелее, смелее в
путь, друзья, идите!» — и другой хор — оживленно-бодрого характера «Не страшен
нам солдат таможни» обрисовывают мир, в котором живут Кармен и Хозе.
Центральный
эпизод третьего акта — сцена гадания (терцет); веселое щебетанье Фраскиты и
Мерседес оттеняет скорбное раздумье Кармен, предстающей здесь в необычном,
трагическом облике. Лирическая ария Микаэлы «Напрасно себя уверяю» приобретает
решительный характер.
Встреча Хозе с Эскамильо создает драматическое нарастание
и подготовляет кульминацию третьего акта (разрыв Кармен с Хозе). Финал акта
передает зловещую настороженность и напряженность обстановки, предвещая неминуемую
развязку.
Симфонический антракт к четвертому акту, выдержанный в
характере испанского народного танца «поло», — один из замечательных примеров проникновения
Бизе в дух народной музыки.
Акт распадается на две половины: картинам яркого, блещущего
красками народного праздника противостоит личная драма героев; жизненные контрасты
предельно обнажены. Действие открывается оживленной народной сценой,
напоминающей своим ярким и солнечным колоритом начало оперы.
Торжественно-героический марш и хор сопровождают триумфальное шествие
Эскамильо. Широко и свободно льется полная горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо
и Кармен «Если любишь, Кармен». Во второй половине акта, в особенности в дуэте
Хозе и Кармен драматическое напряжение быстро нарастает.
На протяжении всей
сцены усиливается контраст народного ликования и личной драмы, Четырежды
вторгающиеся праздничные возгласы толпы обостряют поединок героев, приводящий к
трагической развязке.
Источник: https://vsekratko.ru/opera/053.html
Урок 11-12. Жорж Бизе. Опера "Кармен" — Музыкальная шкатулка
Опера в четырёх действиях;
либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноимённой новелле П. Мериме.
Действие происходит в Испании, около 1820 года.
Опера начинается увертюрой, в которой в контрастном сопоставлении перед слушателями возникают основные образы оперы вплоть до короткой, полной трагической напряженности мелодии (темы роковой страсти Кармен), которая будет развиваться на протяжении всей оперы вместе с трагической судьбой героини..
1д. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми.
Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера(музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен) — песня свободной любви — звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.
Музыка эта пронизана интонациями испанского фольклора.
Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны.
Сегидилья— еще одна характеристика Кармен. Покоренный чарами цыганки, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
2д. В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах.
Желанный гость таверны — тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою — слава и любовь красавиц.
Характеристика Эскамильо представлена в его куплетах.
Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Звучит Ариозо Хозе
Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига — начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.
3 д. Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому.
Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор.
С глубокой скорбью размышляет она о будущем (сцена гадания).
Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников.
В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам.
Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их — впереди.
4 д. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо.
Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк. Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась — свободной и умру», — гордо бросает она в лицо Хозе.
В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
Содержание оперы Бизе «Кармен» вы найдёте здесь
Источник: https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1/7-klass/1-osobennosti-dramaturgii-sceniceskoj-muzyki/zorz-bize-opera-karmen