Жан жак руссо — сообщение доклад

Эпоха просвещения прославилась великим прорывом в развитии научной, философской и общественной мысли с упором на рационализм и свободомыслие. Философия Жан-Жака Руссо была гуманной и стремилась сделать человека более счастливым.

Жан-Жак Руссо в лице будущего французского философа и виднейшего представителя сентиментализма, писателя и музыковеда, композитора и ботаника родился в Швейцарском городе Женева в 1712 году. Росший без матери, Руссо с детства стал кальвинистом по собственным религиозным убеждениям и был отдан в ученичество, но мало кто его там любил, так как он вместо работы «взахлеб» читал книги.

Решившись на бегство за частые наказы, Руссо находит спасение в католической Савойе – исторической области на юго-востоке Франции у подножия Альп, где с помощью госпожи де Варан впервые принимает католицизм, что в дальнейшем положит начало мытарств молодого философа. Прислуживая знатной семье и не прижившись там, философ вновь уходит к госпоже де Варан. Снова помогая ему, она устраивает его в семинарию, бросая которую два года бродяжничает по улицам Франции, ночуя под открытым небом.

Взгляды Жан-Жака Руссо

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

Предвзятость и злоба – плоды цивилизации общественного развития человечества, но, критика прогресса не означала возвращение к начальной природной позиции. Стремления Руссо определить условия государства, где правил бы закон, а люди были бы равными и вольными, обернулись тщетностью.

Сохраняя собственный интерес о счастливом будущем людей, Руссо объявляет общество независимым. Независимость общества неотчуждаема и неделима, и законодательное господство должно относиться к обществу. Политические запросы, заявленные Руссо, представляются явными и обыкновенными в наши дни.

Руссоизм – система убеждений французского писателя и философа Жан-Жака Руссо.

В основу учения, явившегося реакцией наперекор господству разума и провозгласившего права чувства, положен принцип сентиментализма вместе с индивидуализмом и натурализмом, кратко определенные базисом – чувствами, личностью и природой, на котором держаться философские, религиозные и моральные, общественно-политические и исторические, педагогические и литературные соображения, изложенные в сочинениях: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Сторонник теории Деизма, Жан-Жак Руссо занимал особенную позицию посреди мыслителей периода просвещения и в самой истории философии. Считая деградацию общества следствием развития культуры и причиной падения нравственных ценностей, призывал людей вернуться к истокам, а именно: «Назад к природе!».

Руссо придерживаясь деизма, негативно расценивал вероисповедание и безверие, но одновременно с этим, заключил чувства и субъективные эмоции в основание верования в Бога.

Отстаивание достоинств и интересов низших, несостоятельных и малоимущих граждан, привело Руссо к основанию преобразовательной программы населения – народовластию.

Деизм – общефилософский курс, приверженцы которого принимали бытие Бога первопричиной создания, но отвергали воздействие Творца на людей, окружающий мир и историческое течение событий. Приверженцы обозначались противниками олицетворения Бога и Его сравнения с природой.

Главный аргумент соображений философа был в выведении общества из состояния полной безнравственности, а истинная нравственная осознанность есть принцип правильного общества.

Руссо говорил: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Нравственность для Жан-Жака являлась наиглавнейшим условием, так как воли нет без совершенства.

Но его собственная жизнь была противоречива собственной же философии.

Сотоварищи-просветители одобряли данные соображения, но вероятность их реализации допускалась лишь при: правильном воспитании правителей и князей; учреждении республики с возможностью получения равных материальных благ и политических прав. Философия Руссо включала базисные положения:

  • Воля и разум в Боге;
  • Никем не сотворенная материя объективно существовала и существует вечно;
  • Человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • Познание мира до конца не по силам человеку;
  • Частная собственность – первопричина общественных конфликтов (обладание равными правами и равное распределение частной собственности между гражданами, не для обогащения – справедливый выход в идеальное общество);
  • Право народа на мятежи, свержение паразитирующего меньшинства и властителя – ведет к созданию общества по своему усмотрению;
  • Непосредственное участие граждан в собраниях формирует власть, но никак не парламентом;
  • В идеальном государстве необходимо изолирование детей от окружающего мира в специализированных учебных заведениях, что приведет к образованию нового общества.

Философия эскапизма

Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.

«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.

Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений.

Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком.

Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.

По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры.

Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса.

В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их.

Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.

Добродетель – основа всего

Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.

Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума.

Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам.

Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным.

Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками.

Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека.

Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное.

Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/zhan-zhak-russo.html

Жан Жак Руссо — сообщение доклад

Жан-Жак Руссо – философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, композитор, ботаник и музыковед, родился 28.06.1712 в Женеве. Славится педагогическими трудами и был провокатором Великой французской революции.

Воспитывался отцом Исааком Руссо, мать Сюзана Бернар умерла при родах. Исаак работал часовщиком и учителем танцев, все силы вкладывал в развитие сына. После совершения преступления, отдав Жан-Жака дяде по линии матери, уехал из Женевы.

В 11 лет мальчика передают в протестантский пансион, через год нотариусу. В 1725 отдали граверу. Руссо весь этот период был предан чтению, за что его наказывали, т.к. он отвлекался от работы. Данный опыт научил его воровать, лгать и лицемерить.

В 16 лет Руссо сбегает, из-за чего его отправляют в монастырь. Далее, парень идет лакеем к состоятельной семье, там его обучают итальянскому и навыкам письма. Кроме того, будущий философ был секретарем и домашним наставником.

  • Став философом, Руссо выдвинул теорию создания государства договорным способом, поддерживал равенство и демократию.
  • Популярность мыслителю принесла книга «Новая Элоиза», благодаря которой он стал основоположником романтизма.
  • В 1753 Жан-Жак ставит оперу «Деревенский колдун», которая вознесла его на новый уровень славы.

Руссо считал, что личность человека зависит от воспитания, и написал несколько педагогических идей. Был противником церковного образования, считал, что каждый должен само реализовываться, открывая в себе новые качества, быть независимым и трудиться, зарабатывая себе на жизнь.

Трактат «Эмиль» Жан-Жака о воспитании и развитии детей сожгли, а последнего указали арестовать, считая, что мировоззрение философа опасно для государства, но тот скрылся.

Сожительствовал с Терезой Левассер, глупой, вульгарной и несимпатичной служанкой, с которой прожил до смерти. После 20 лет жизни они обвенчались, а родившихся 5 детей сразу отдавали в воспитательный дом. Руссо оправдывался, что у него нет денег, к тому же дети мешали бы его философствованию.

02.06.1778 Руссо не стало. Похоронили его на остове Ив, согласно последней просьбе умершего, через некоторое время останки перенесли в Пантеон. Спустя 20 лет прах был похищен и  выкинут в яму с известью.

Вариант 2

Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) — известный французский учёный эпохи Просвещения. Занимался музыкой, философией, литературой, ботаникой. Известнейший представитель культурного течения сентиментализм. Автор 7 музыкальных опер. Многие называют его предвестником Великой французской революции. Современникам он запомнился своей неординарностью и смелыми идеями.

Руссо родился в Женеве. Его отец, Исаак Руссо, был учителем танцев и часовым мастером. Мать, внучка пастора, скончалась во время родов. Вскоре его отец вынужден был бежать в соседнюю Швейцарию, скрываясь от преследования властей за совершённое преступление. Жан-Жак остаётся со своим дядей.

Когда ему было 11 лет он недолго прожил в пансионе, затем обучался у нотариуса и гравёра. В это время он любит много читать и гулять. В 16 лет он оставляет родную Женеву и принимает католицизм. Всю молодость он часто переезжает с места на место, иногда просто бродяжничает.

Он пытается работать, но с работой у него не ладится, подолгу он не задерживается ни на одном месте. Жан-Жак часто прибегает к помощи различных покровителей, с которыми порой обходится невежливо.

  В 24 года он представляет академии свою первую работу — собственную систему нотной записи, но она принята не была.

Следующая его работа, посвящённая теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов?» имеет огромный успех, как и третья по счёту работа.

Затем он пишет оперу — «Деревенский колдун», которая была поставлена при дворе короля. Он поселяется в имении известной писательницы, госпожи д’Эпине. К нему приходит слава. В следующие десятилетие он выпустит ещё пять работ.

Он на некоторое время примыкает к кружку энциклопедистов, и у него происходит любовная драма.

Позднее он знакомится с малограмотной служанкой, от которой впоследствии у него родится 5 детей. Всех их он отдаст в детский дом. Руссо сочиняет романы, конфликтует с правительством, духовенством, с философом Вольтером.

Он часто меняет место жительства. Впоследствии Жан-Жак увлекается растениями, особенно мхами. За всю свою жизнь он выпустил 21 работу, в том числе оперы и другие музыкальные произведения, стихи, комедии, философские труды, трактаты, эссе.

Он умер во Франции в возрасте 66 лет.

Читайте также:  Страна швеция - сообщение доклад (3, 7 класс география, окружающий мир)

Жан-Жак Руссо один из известнейших людей в истории искусства и философии. Его личности и творческой жизни было посвящено множество книг, его вклад в культуру и философию, влияние на современников огромны.

Его личность, поступки, характер весьма неординарны, а иногда и вульгарны.

В Женеве установлен памятник Руссо, в Москве и Петербурге существуют популярные в среде творческой интеллигенции кафе названные в его честь.

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/zhan-zhak-russo-soobshchenie-doklad

Доклад-сообщение Жан Жак Руссо 7 класс

Детские и юношеские годы

Родился французский философ 28 июня 1712 года в Женеве. Воспитанием его занимался отец, так как мама скончалась в родах. Исааку Руссо приходилось корпеть на двух работах, но он находил время, чтобы привить ребенку любовь к литературе.

Жан-Жак с детства зачитывался произведениями Плутарха. Будучи ребенком, он даже обжег руку, чтобы быть похожим на античного героя Сцеволу. Отец был вынужден уехать из Женевы, а мальчик остался жить в своей квартире с дядей.

Два года Руссо проучился в протестантском пансионе Ломберсье, после чего дядя отдал его учиться к нотариусу, затем он стал учеником гравера. Ни один преподаватель не жаловал мальчишку, вместо того чтобы постигать азы мастерства, он был занят чтением исторических трудов и романов.

Отправившись путешествовать, Руссо знакомится с католическим священником, после чего в течение 4 месяцев проходит обучение в Туринском монастыре, где становится католиком.

Закончив обучение, Жан-Жак поступает на службу в дом туринского графа лакеем. Сын хозяев занимается с ним, обучая будущего философа итальянскому языку. Никого не предупредив, Руссо уходит мыкаться по свету: некоторое время проживает в доме у госпожи де Варанс, обучается игре на органе, в течение 2 лет скитается по Европе. Затем снова возвращается к де Варанс и 7 лет живет у нее.

С 1739 по 1745 гг. пробует свои силы на литературном поприще, работая гувернером и секретарем французского посольства. И в 1745 году, после знакомства со своей будущей женой, наконец-то оседает в Париже.

Влияние произведений философа на умы современников

В своих литературных трудах философ старался разъяснить причины общественного неравноправия. С его подачи был создан всенародный опрос, сокращена длительность депутатской власти. Некоторые даже считают, что именно из-за него началась Великая французская революция.

Произведение Руссо «Новая Элиоза» сделало его знаменитым. После того, как сборник увидел свет, Жан-Жака стали считать отцом романтизма в философии. Опера «Деревенский колдун» вызвала бурю возмущений среди философов того времени.

Труды Руссо по педагогике содержали советы для родителей о том, что детей с детства следует приучать к труду, и ни в коем случае не давать слабину, если ребенок капризничает. Отец и мать должны проявить терпение и настойчивость.

Также прилагались наставления, в каком возрасте, какие качества следует взращивать в ребенке. Такие суждения совершили революцию в педагогическом мире.

В связи с этим власти создали указ об аресте философа, но ему удалось сбежать в Швейцарию.

Своих пятерых детей Руссо и его жена, сразу же после рождения сдавали в воспитательный дом. Свои действия они оправдывали отсутствием денег. И еще Жан-Жак твердил, что малыши отвлекают его от работы и мешают заниматься любимым делом. О судьбе отпрысков данные отсутствуют.

Скончался знаменитый отец философии в одиночестве в июле 1778 года. Друг выполнил просьбу и похоронил Руссона острове Ив. Во время восстания прах философа был перенесен в Пантеон.  Спустя 20 лет преступники выкрали его останки и вытряхнули в яму, заполненную известью.

Доклад №2

Жан-Жак Руссо является одним из выдающихся представителей французской философии 18-го века. С его именем неразрывно связана эпоха Просвещения во Франции.

Родившийся 28 июня 1712 года в республике Женева (в то время город носил именно такое официальное название), философ прожил интересную жизнь и оставил после себя много научных работ, литературных произведений и даже проявил себя в качестве композитора.

В основе философии Руссо лежит принцип «возврата к природе» и идея полного социального равенства.

В своей жизни Руссо пережил многое: бедность, метания между протестантством и католицизмом, ссылки, конфликты с родными и друзьями, а также успех и славу.

В трудные минуты мыслитель любил уединяться на природе, скитаться, ночевать под открытым небом. Отсюда берут свои корни его призывы возврата к природе, ко всему первозданному.

Кроме того, Руссо называют отцом романтизма и сентиментализма в философии. Это связанно со склонностью мыслителя к сочувствию и неравнодушию.

Очень интересны и мысли Руссо по поводу государственного строя. Все его известные философские труды посвящены именно этому вопросу: «Общественный договор», «Эмиль», «Новая Элоиза». В этих работах Руссо описывает, каким он видит идеальное со своей точки зрения государство, ищет причины социального неравенства.

Философ полагал, что в основе каждого государства лежит общественный договор. Руссо видел источником власти народ и полагал, что суверенитет  народа превыше всего. Эти взгляды повлияли на образование таких демократических институтов, как референдум.

Мыслитель склоняет своих читателей к мыслям о верховенстве закона, о необходимости контроля над деятельностью депутатов и правительства, к имущественному равенству населения страны.

Если рассматривать произведения Руссо, посвященные ботанике, музыке и литературе отдельно, то все его оставшиеся труды исследователи разделяют на три хронологические группы: обличение века, наставления и самозащита.

К первой относится «Рассуждение о влиянии наук и художеств». В них философ размышляет, лучше или хуже жилось человечеству до расцвета науки и культуры и приходит к выводу об их губительном влиянии на людей.

Во вторую группу входит вторая часть «Рассуждений», где француз из критика наук становится их защитником. В  «Рассуждении о происхождениинеравенства между людьми» можно проследить идеи революции.

К третьей группе относятся «Признания» Руссо, где мыслитель защищает себя от памфлетов неприятелей. 

7 класс

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

Популярные темы сообщений

  • Хамелеон
    Самое удивительное животное на нашей планете — хамелеон (лат. сhamaeleonidae) — принадлежит к классу пресмыкающихся, отряду чешуйчатые. Эта ящерица известна тем, что она способна менять свою окраску и сливаться с окружающей природой.
  • Людовик XIV
    Фландрию, Эльзас и бельгийские земли. А также он блестяще проводил внутреннюю политику: грамотно подбирал служащих, стоящих при нем. Они помогли ему добиться успеха во многих областях: была налажена торговля, укреплен флот,
  • Цветок Магнолия
    Магнолия является одним из древнейших видов растений. Учеными найдены остатки этих цветов, которым более 140 тысяч лет. Это растение имеет вид кустарника или дерева и имеет достаточно крупные листья, достигающие до одного метра в длину.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/zhan-zhak-russo-7-klass

«Жан Жак Руссо» доклад

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

Жан Жак Руссо доклад по истории об этом известном писателе, композиторе, философе и разработчике прямой формы государственного правления изложен в этой статье.

«Жан Жак Руссо» сообщение

Жан Жак Руссо появился на свет в Женеве 28 июня 1712 года. Его мама умерла во время родов, а отец, женившись вновь,  отдает его на обучение сначала к нотариусу, потом к граверу. С малых лет мальчик увлекся чтением книг.

Родной город Руссо покинул в марте 1728 году. Дальнейшее его обучение было прерывистым:  то он обучался в Туринском монастыре, то работал в доме аристократов лакеем. Потом вновь учился в семинарии. Из-за тирании хозяина, он покидает Женеву.

  После Жан Жак совершает пешее путешествие по Франции и Швейцарии. Чтобы занять свою нишу в жизни писатель сменил несколько работ – наставника, учителя, секретаря. Параллельно с этим сочинял музыку.

В период 1743-1744 годов работает в Венеции секретарем  французского посольства.

Не имея достаточных финансовых средств, он не мог жениться на женщине из богатой семьи, поэтому его женой стала обычная служанка. В 1749 году получает премию от Дижонской академии и начал плодотворно сочинять музыку. Слава быстро его настигла.

Руссо в 1761 году, охваченный волной популярности, публикует подряд сразу 3 романа — «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». После выхода второй книги, общество не поняло ее, и принц Конти объявил «Эмиль» запретной литературой, которую необходимо сжечь. А автора книги сочли предателем, поддав судебному расследованию.

Жан Жак Руссо в страхе расправы бежит из страны. И хотя принц Конти суд заменил ссылкой, автору «Эмиль» всю жизнь мерещились невероятные пытки и костры. Долгие месяцы скитаний привели его на территорию прусского княжества.

Вскоре, возвратившись в Женеву, он пишет новое произведение «Письмо о зрелищах». Оно также вызвало бурю негодований со стороны власти и общества. В жизни Руссо наступил опять период бегств. На этот раз пристанищем для него стала Англия. Во Францию он приехал в психически тяжелом состоянии, постоянно боясь за свою жизнь. Умер Жан Жак Руссо 2 июля 1778 года.

Жан Жак Руссо интересные факты

  • Однажды в Париже он повстречал Терезу Левассер. Она была белошвейкой и служанкой. Сначала они стали любовниками, а после супругами. Несмотря на то, что Тереза была доброй и непосредственной, женщина не умела определять время и считать даже до 100. Обществу она казалась вульгарной. Но вместе они прожили более 30 лет и даже обвенчались.
  • У супругов Руссо было 5 детей. Но когда они были еще младенцами, отец отдал их в приют для сирот. Родители больше никогда не интересовались их судьбой. Впоследствии Жан Жак часто говорил, что дети мешают ему плодотворно работать.
  • Окончил музыкальную школу.
  • Когда мыслитель после 1767 года приехал во Францию, то жил там под вымышленным, чужим именем.
  • Руссо всегда пользовался популярностью у дам.
  • Он владел обширными знаниями по астрономии, химии, истории, физике, географии, ботанике и философии.
  • Имел строптивый характер.

Надеемся, что доклад на тему: «Жан Жак Руссо» помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Жан Жак Руссо Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Источник: https://kratkoe.com/zhan-zhak-russo-doklad/

Доклад Жан-Жак Руссо (сообщение)

Жан-Жак Руссо – один из провокаторов Великой французской революции, философ, композитор и музыковед. Он также занимался ботаникой и писательской деятельностью.

Будущий революционер родился 28 июня 1712 года в Женеве. Руссо был известен и своими педагогическими трудами. Возможно, на это повлияло воспитание – мать Жана умерла рожая его, и Руссо воспитывал отец, часовой мастер, который не жалел для сына ничего. Исаак, так звали родителя, зарабатывал как мог. Но вскоре ему пришлось уехать из страны. Жан-Жак остался на попечении дяди.

Все детство и юность Руссо был увлечен чтением. Но это не радовало его опекунов, т.к. юноша постоянно отвлекался. Не видя поддержки, молодой человек стал вести вызывающе. В 16 лет Жан сбегает от своих воспитателей. В наказание юношу отправили в монастырь.

Позже молодой человек начал самостоятельно зарабатывать. Он был и лакеем, и секретарем, и учителем.

Любовь к чтению развила у Руссо писательский талант. Труд «Новая Элоиза» принес ему известность. Благодаря написанию этой книги, Жан-Жак Руссо стал основоположником романтизма.

Опера «Деревенский колдун» — еще одно значимое событие в жизни философа. После ее постановки он прославился. Произошло это в 1753 году. 

Философ считал, что на личность более всего влияют воспитание и его методы. Так он пришел к педагогике. Руссо написал несколько педагогических трудов.

Не воспринимал церковное образование, возможно это связано с его детством – будучи отданным в монастырь в монастыре он много увидел своими глазами.

Молодость также дала о себе знать – Руссо подчеркивал в своих трудах, что юная личность должна самореализовываться, уметь заработать на свое существование. Трактат «Эмиль» о воспитании был сожжен, а философа намеревались схватить и осудить. Руссо удалось скрыться.

Благодаря известности вынужденная ссылка не была для него очень тяжелой. Он везде находил единомышленников. В 1754 году вернулся в родную Женеву, где его встретили более чем доброжелательно. С 1770 жил в Париже.

Руссо нажил 5 детей, но ни один ребенок им не воспитывался – их всех отдавали на воспитание. Жан-Жак в свое оправдание утверждал, что семья может помешать его развитию и становлению в философии. Могло сыграть роль и то, что сам Руссо воспитывался в бедной многодетной семье и не хотел такой же участи для своих отпрысков.

Руссо умер в 1778 году. Был похоронен на острове Ив. Много лет позже его прах украли.

Жан Жак Руссо - сообщение доклад

  • Тираннозавр
    Один из крупных динозавров хищников – это несомненно тираннозавр, который обитал в меловом периоде на Земле (примерно 65 млн. лет назад на территории Северной Америки).
  • Фотосинтез
    Фотосинтез – это процесс, который представляет из себя трансформацию лучистой энергии солнца в химическую энергию. Таким образом природа приспособилась к использованию солнечной энергии для т
  • Знаки дорожного движения
    Знаки дорожного движения начали свое существование в 1909 году. До этого в них не было нужды, потому как большая часть населения ходила пешком.
  • Клест
    Клест – небольшая птица (около 20 см) отряда воробьиных. Отличается плотным округлым телосложением, кротким, раздвоенным на концах хвостом. Клюв птицы стоит из двух половинок, загнутых и сдви
  • Вирусы
    Вирусы (с лат. – яд) – простейшие бесклеточные формы, которые состоят из нуклеиновой кислоты (как правило ДНК или РНК) и белковой оболочки – капсида. Сложноорганизованные вирусы еще имеют и л
  • Собор Парижской Богоматери
    Одно из самых загадочных всемирно известных построений древних лет, которое, по мнению многих историков, скульпторов, архитекторов, обладает душой, считается Собор Парижской Богоматери. Этот
Читайте также:  Сочинение почему нельзя собирать мухоморы 3 класс

Источник: https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/lyudi/russo-zhan-zhak

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778)

Жан Жак Руссо - сообщение докладЖан-Жак Руссо – мыслитель и наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, сочинения которого в XVIII веке обсуждала вся Европа.

Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Систематического образования получить не смог: до отъезда отца из Женевы в 1722 г. воспитывался тетями, с 1723 по 1724 гг.

провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы, по возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера.

В юности работал лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву и до 1741 г. проживал в Швейцарии.

Затем уехал в Париж, где сблизился с просветителями, среди которых были Дидро, Д' Аламбер, Гольбах, Мариво, Фонтенел, Фридрих Гримм, Луиза д'Эпине и сотрудничал в энциклопедии: был автором статей по вопросам музыки. В 1743 — 1744 гг. являлся секретарем французского посольства в Венеции.

С 1750 г. его произведения начали издаваться и постепенно набирать популярность у населения за критику устоявшихся в общество положений.

Из-за идей Руссо, изложенных  в политическом трактате «Об общественном договоре» и романе «Эмиль, или О воспитании», Женева лишила Руссо гражданства, а парижский парламент запретил Эмиль и приговорил философа к тюремному заключению.

Философу  пришлось скрываться: он бежал в Верден, затем в Мотье. В 1764 Руссо уехал в Англию, где прожил три года. В мае 1767 года Руссо вернулся во Францию, так как поссорился с пригласившим его в Англию Юмом.

В Париж возвратился только в 1770 году. Последние годы жил уединенно, переписывал ноты, чтобы добыть средства к существованию, писал мемуары. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа – в имении маркиза Р.Л. Жирардена, где провел последние месяцы жизни.

  • Основные произведения
  • «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат).
  • «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат).
  • «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах).
  • «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат).
  • «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе).
  • «Исповедь» (1766 − 1769, автобиографический роман).
  • Основные идеи
  • каждый человек имеет одинаковые права, все люди от рождения равны; ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, каждый человек рождается свободным и никто не в праве распоряжаться его свободой. Попытался объяснить причины социального неравенства и его виды
  • подвергает критике прогресс человеческой цивилизации; считал, что прогресс не только не облегчил жизнь простого народа, но и породил социальное неравенство, которое, по мнению философа, является основной причиной деградации современного общества. Общество не сможет нормально существовать, пока оно разделено на богатых и бедных. Именно поэтому, считает, что всякое развитие способствует деградации
  • люди утратили свое первобытное блаженство, а самое счастливое время для человечества — первобытные времена. Именно в первобытные времена все были равны. Общественное устройство деградирует, жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей находится на вершине славы и богатства, они не считаются ни с кем и живут только в свое удовольствие, не принося никакой пользы обществу
  • основная задача общественного договора − поиск формы ассоциации, которая будет способна защитить личность и имущество каждого её члена, в то же время, член ассоциации будет подчиняться только самому себе и останется свободным, как и прежде
  • под ассоциацией Руссо подразумевает Республику, члены ассоциации в совокупности – народ, в отдельности или как участники верховной власти – граждане, а как подчиняющиеся законам государства – подданные
  • сравнение семьи и государства. Отец – глава государства, который должен заботиться о своих детях – подданных. Семья держится лишь на согласии, решения, которые повлияют на жизнь всей семьи (государства), должны применяться всеми ее членами (гражданами)
  • закон – это условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон
  • депутаты являются уполномоченными народа, они лишь выражают его волю. К сожалению, фактически наиболее значимые решения принимаются горсткой влиятельных граждан, которые действуют в своих интересах, не согласовываясь с народом
  • власть делится на законодательную и исполнительную. Законодательную власть философ отдает в руки народа, исполнительную, в свою очередь, правительству
  • восхваляет демократию и призывает к ней. В то же время, Руссо считает, что демократии в чистом виде никогда не было и не будет.

Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/russo

Доклад о Жан-Жаке Руссо

Жан-Жак 
Руссо́
(фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется и по сей день, например в Швейцарии.

На смену барочному рационализму XVIII века пришёл сентиментализм, главной особенностью которого была новая культурная струя, источником которой было чувство. Оно преобразило культурного человека, его отношение к самому себе, к людям, к природе и к культуре. Самым оригинальным и влиятельным представителем и проводником этого направления был Руссо.

Оно поставило его в антагонизм к представителям рационализма — философам XVIII в. Но, так как Руссо в политике усвоил себе рационализм и внёс в него чувство и страсть, то он стал главным предтечей того коренного переворота, которым закончился XVIII век.

К этой роли он был приспособлен своим воспитанием, условиями жизни, темпераментом, вкусами, свойствами и дарованиями.

Руссо был также музыковедом, композитором и ботаником.

Pуссо, как проводник 
новых общественных и политических 
идеалов, особенно в трёх главных 
его сочинениях: в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре».

В «Письме к д'Аламберу» Pуссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Pуссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, — но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа.

«Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора. Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога.

В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. Все это было и у Ричардсона.

Pуссо внёс 
в «Новую Элоизу» много и 
своего, им лично пережитого и 
ему дорогого.

Сен-Прё — это он сам, но вознесённый в сферу идеальных и благородных чувств; женские лица романа — образы женщин, оставивших след в его жизни; Вольмар — его друг Сен-Ламбер, сам предложивший ему развлекать графиню д’Удето; театр действий романа — его родина; наиболее драматические моменты романа разыгрываются на берегу Женевского озера.

Всё это усиливало впечатление, которое производил роман. Но главное его значение — в данных им новых типах и новых идеалах. Pуссо создал тип «нежного сердца», «прекрасной души», расплывающейся в чувствительности и слезах, всегда и во всём руководящейся во всех случаях жизни, во всех отношениях и суждениях — чувством.

Чувствительные души Pуссо — не разновидность ричардсоновских. Они являются симптомом иного общественного настроения, чувствуют и любят иначе, чем их современники, хотят простора для проявления своих чувств, ищут уютных, укромных местечек под развесистым дубом, под тенью скалы, бегут из золочёных салонов.

Антагонизм, в который Pуссо поставил «дикаря» по отношению к культурному человеку, здесь находит своё объяснение и реальный смысл. Чувствительные люди Pуссо любят иначе, чем напудренные кавалеры салонов; они не ухаживают, переходя от одного предмета к другому, а любят со всей страстью души, для которой любовь есть суть жизни.

Они возводят любовь из приятного препровождения времени на степень добродетели. Их любовь представляет собой высшую правду и поэтому не признаёт преград, которые ей ставят общественные условия и отношения.

Изображение любви становится, таким образом, политической проповедью, называющей предрассудком препятствия, которые знатность и богатство противопоставляют «соединению сердец». Риторическое обличение неравенства находит здесь страстных сторонников; сострадание к героине, ставшей жертвой неравенства и деспотизма, подмывает ветхие устои общественного строя.

Во второй части Pуссо и здесь изменяет направление. Дав сначала полную волю потребностям любящего сердца, Pуссо провозглашает принцип нравственного долга, которому подчиняется сердце, не признающее внешних преград.

Нелегко взвесить, какое громадное значение имело в своё время воззвание к нравственной идее долга в семейном быту и в супружеских отношениях со стороны такого популярного и влиятельного писателя, как Pуссо. Его заслуга умаляется тем, что он и в этом случае увлёкся своим чувственным воображением. Его Юлия — слабая представительница идеи долга. Он её постоянно ставит на краю пропасти; самые страстные сцены романа относятся именно ко второй его части и вселяют в читателе уверенность, что героиня не останется победительницей в борьбе долга с чувством; наконец, чтобы спасти принцип и сохранить честь героини, автор прибегает к трагическому окончанию романа (Юлия погибает в озере, спасая своего сына).

Воспитание и образование

Следующее произведение Pуссо, «Эмиль», посвящено проблеме воспитания детей. Замечательно, что 
именно дико выросший, невоспитанный Pуссо стал реформатором педагогики.

У Pуссо были предшественники; в особенности он пользовался в «Эмиле» «мудрым» Локком, которого он, однако, далеко превзошёл, с помощью идеи контраста между природой и обществом и присущего ему чувства или чувствительности.

До Pуссо обращение с ребёнком всецело вытекало, так сказать, из понятия репрессии, а обучение заключалось в безалаберном вколачивании определённого рутиной количества мёртвых сведений.

Pуссо исходил из мысли, что ребёнок — дар природы, как и «естественный человек»; задача педагогии — развить вложенные в него природой задатки, помочь ему усвоить себе необходимые для жизни в обществе знания, приноравливаясь к его возрасту, и научить его какому-нибудь делу, которое помогло бы ему стать на ноги.

Из этой мысли вытекали все здравые педагогические идеи и советы Pуссо: требование, чтобы матери сами вскармливали своих детей, протест против скручивания маленького тельца в пелёнках, забота о физическом воспитании и о соответствующей детским представлениям обстановке, осуждение преждевременного обучения, совет изыскивать способы приохотить ребёнка к учению, развивать в нём любознательность и наводить его на необходимые для него понятия, мудрое указание относительно наказаний — они должны быть естественным последствием поведения ребёнка и отнюдь не представляться ему делом чужого произвола и насилия над слабым. В то же время «Эмиль» может быть назван романом не потому только, что заключает в себе историю одного воспитания; по меткому выражению Песталоцци, это — книга педагогических бредней. Причина этому заключается отчасти в искусственной обстановке, придуманной Pуссо для своего педагогического трактата, в карикатурном преувеличении здравых педагогических принципов и в чувствительном отношении ко всему, что Pуссо называл природой или относил на её счёт. Pуссо отбросил для своей педагогии классическую обстановку «Телемаха», но сохранил «ментора»: его Эмиль воспитывается не семьёй, а «гувернёром», играющим роль Провидения, при условиях, несбыточных для громадного большинства людей. Верная идея, что воспитание и обучение должны иметь «эволюционный» характер, проявилась в искусственном разделении всего процесса воспитания на четыре пятилетия. Верная мысль, что воспитатель должен приохочивать ребёнка к учению и выжидать соответствующей поры для сообщения известных сведений, проводится в «Эмиле» в целом ряде несообразностей. Чтобы приохотить Эмиля к грамоте, его приглашают в гости записками, которые по его безграмотству остаются непрочитанными; восход солнца служит поводом к первому уроку космографии; из разговора с садовником мальчик впервые получает понятие о собственности; понятие о Боге ему сообщают в таком возрасте, до которого невозможно обходить религиозные вопросы. В связи с этим стоит неисполнимая на практике система предохранения ребёнка от того, что он не должен знать или делать — например от чтения книг. Всего более фальши вносится в педагогию Pуссо его воззрением на природу и культурное общество, выраженным в словах: «все дело в том, чтобы не испортить человека природы, приноравливая его к обществу». Ментор Эмиля простирает свою заботливость о нём до того, что заблаговременно выбирает для него невесту. Женщины, по мнению Pуссо, воспитываются для мужчины; если мальчик должен постоянно задаваться вопросом: «для чего это пригодно», то девочку должен занимать другой вопрос: «какое это произведёт впечатление». Pуссо, впрочем, сам подорвал веру в свою теорию воспитания женщин: Софья, вышедши замуж за Эмиля, ему изменяет, он, в отчаянии, становится скитальцем и попадает в рабы и советники алжирского бея. В «Эмиле» Pуссо является воспитателем не только юношества, но и общества; роман заключает в себе исповедь веры Pуссо и основы его философского мировоззрения.

Читайте также:  Доклад на тему сергиев посад: золотое кольцо россии

Религия

Свою исповедь Pуссо вложил в уста «Савоярскому викарию». По природе своей Pуссо был восприимчив к религии, но его религиозное воспитание было запущено; он легко поддавался противоречивым влияниям. В общении с кружком «философов»-атеистов для Pуссо выяснилась, наконец, свойственная ему точка зрения.

Природа и тут была его исходной точкой, он противопоставлял её «испорченному человеку»; но природу в этом случае представляло для Pуссо внутреннее чувство. Это чувство говорило ему внятно о том, что в мире есть и разум, и воля, то есть о существовании Бога. И Вольтер был деистом, но его естественная религия держалась на рационалистических аргументах.

Pуссо главным образом руководился доказательством чувства; для него деизм был живым, непосредственным убеждением. На этом же была основана его вера в бессмертие души; Pуссо живо ощущал в себе свободу воли, как самобытную, творческую силу. К этому присоединялось у него нравственное начало, которое он выводил из совести.

Что инстинкт для тела, то была в его глазах совесть для души. В необыкновенно сильных, поэтических выражениях прославляет он её, заключая словами: «О совесть, совесть, бессмертный и небесный голос, верный руководитель относительно добра и зла, делающий человека подобным Богу». Этим нравственным началом определилось и отношение Pуссо к христианству.

На вопрос: «вы христианин?» Сен-Прё отвечает за Руссо: «я стараюсь быть им». Ценя нравственную сторону христианства и поставленное им на первое месте начало любви, Pуссо благоговел перед Христом, резко отличаясь в этом отношении от современных ему французских философов.

Но Pуссо был тем, что можно назвать вольным христианином: он «верил тому, что мог понять, и относился с уважением к остальному». Он ставил любовь выше веры и относился скептично к догме, что вовлекло его в ожесточённую полемику как с архиепископом парижским («Lettre à Mgr. Beaumont»), так и с кальвинистскими пасторами Швейцарии («Lettres de la Montagne»).

Этика Pуссо безусловно нуждалась в опоре религии, так как он не знал самостоятельного этического начала. Признавая совершённым все, что выходит из рук природы, Pуссо затруднялся объяснить происхождение зла и нашёл его в человеке. Это гармонировало с его философией истории, видевшей в культуре уклонение от первоначального Эдема.

«Зло человек получил не от природы, а сам его себе создал: отбросьте пагубный прогресс, отбросьте наши страсти и пороки, отбросьте дело человека — и все будет хорошо». Стоя на этой точке зрения, Pуссо сходился с современными ему материалистами, выводившими добродетель и мораль из эгоизма.

Pуссо также утверждал, что «любовь к людям вытекает из любви к себе», что «любовь к ближнему есть просветлённый, истинный эгоизм, переступающий за черту индивидуальных интересов». Но, провозгласив самостоятельное начало совести, взывая к долгу в борьбе против страсти, Pуссо не мог оставаться в этических вопросах на материалистической точке зрения.

И действительно, в полемике с философами Pуссо говорит о них: «они утверждают, что всякий содействует общественному благу из-за собственного интереса.

Но чем же объяснить то, что праведник содействует этому благу себе в ущерб? Что значит идти на смерть ради собственной выгоды? Конечно, всякий действует только ради своего блага; но если не существует нравственного блага (bien moral), то никогда не удастся объяснить деятельность человека эгоизмом — или же придётся ограничиться объяснением поступков одних дурных людей». Теория происхождения этики у Pуссо непоследовательна и не продумана; но его сила в том, что он вдохнул в этику чувство. Он внёс жизнь в отвлечённые правила морали и, согрев человеческое сердце, внушил ему этические идеалы. Педагогия «Эмиля» искупает свои ошибки великим заветом, данным ею и детям, и взрослым: «научите воспитанника любить всех людей, даже тех, кто относится к ним с пренебрежением; ведите его так, чтобы он не причислял себя ни к какому классу, но умел бы себя узнать во всех; говорите с ним о человеческом роде с умилением, даже с состраданием, но отнюдь не с презрением. Человек не должен бесславить человека». Когда Pуссо писал «Эмиля», он уже удалился от идеала, который носился перед ним в рассуждении о причинах неравенства; он уже различает между дикарём в естественном состоянии и человеком природы в общественном состоянии; его задача — воспитать из Эмиля не дикаря, а «гражданина», который должен жить в общении с людьми.

Источник: https://www.stud24.ru/historical-figures/doklad-o-zhanzhake-russo/3168-5169-page1.html

Руссо жан-жак

/ Ориг.: Фр. Jean-Jacques Rousseau

Французский философ и мыслитель эпохи Просвещения, писатель, композитор, музыковед, ботаник.

Ранние годы

Родился в семье часовщика и учителя танцев Исаака Руссо и Сюзанны Бернар, умершей вскоре после рождения Жан-Жака. В ранние годы образование мальчика и его старшего брата заключалось в ежевечернем чтении отрывков из разнообразных романов, некогда составлявших небольшую библиотеку его матери.

Благодаря этому упражнению, где отец Руссо выступал в роли учителя и должен был корректировать правильность произношения слов, Жан-Жак увлекся литературой. Его излюбленным автором стал Плутарх: «Когда мне было шесть лет, на глаза мне попался Плутарх; в восемь лет я уже знал его наизусть.

Я перечитал все романы; я ещё не достиг того возраста, когда обычно впервые пробуждается интерес к романам, а они уже заставляли меня проливать потоки слёз.

Отсюда моя любовь к героическим подвигам и романтическим приключениям; с годами она росла и в конце концов внушила мне отвращение ко всему, что было непохоже на мои бредни». В 1723-1724 гг. Руссо обучался в пансионате Ламберсье. В 1724 г. состоял помощником у нотариуса, а в 1725 г.

поступил в подмастерья в гравюрную мастерскую. По признанию Руссо, свои служебные обязанности он исполнял плохо, т.к. предпочитал проводить время за чтением, что порицалось мастером.

В 1728 г. Руссо покинул Женеву. По протекции Франсуазы Луизе де Варан отправился в Турин, где провел четыре месяца в монастыре и принял католицизм. Затем некоторое время он обучался в семинарии, однако вскоре вернулся в имение госпожи де Варан.

Её фигура на несколько лет стала воплощением романтического идеала, и Руссо, повинуясь своей влюбленности, следовал за де Варан в ее перемещениях по Швейцарии и Франции. С 1732 г. он проживал у своей покровительницы в качестве лакея. В 1730-е Руссо активно занимался самообразованием.

Благодаря влиянию де Варан он изучал музыку, литературу, философию, занимался математикой.

Становление

В 1739 г. Руссо получил место домашнего наставника в Лионе. Однако преподавание отпрыскам четы Мабли не оказалось сильной стороной Жан-Жака, так же, как и этика пребывания в чужом доме.

В результате Руссо был вынужден покинуть Лион, и вскоре осел в Париже. В 1742 г.

он представил парижской музыкальной академии систему обозначения нот цифрами, впоследствии отраженную в  «Рассуждении о современной музыке».

В 1743-1744 гг. Руссо был домашним секретарем графа Монтегю, французского посланника в Венеции. Благодаря этой должности Жан-Жак полюбил итальянскую музыку и оперное искусство.

Через 11 месяцев работы на Монтегю Руссо покинул свой пост, недовольный обращением и перебоями с выплатой жалованья. По возвращении в Париж Руссо вступил в связь с Терезой Левассер, которая родила ему 5 детей.

По утверждению Жан-Жака, он не имел достаточных средств для содержания отпрысков, а также понимал, что они будут мешать ему в его занятиях, в итоге он отдал их в воспитательный дом.

В конце 1740-х Руссо получил место секретаря у откупщика Френкеля. Благодаря этой должности он вошел в кружок мадам де Эпине, тесно дружившей с Ф. Гриммом и Д. Дидро. Дружба с последним значительно сказалась на взглядах Руссо.

Для знаменитой «Энциклопедии» Жан-Жак написал несколько статей по музыке. В 1749 г. участвовал в конкурсе Дижонской академии на лучший ответ «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов».

По представлению Руссо, «просвещение вредно и сама культура – ложь и преступление». Ответ мыслителя был удостоен премии в 1750 г.

В 1751 г. написал оперетту «Деревенский колдун», которая была представлена на придворной сцене. Музыкальное творчество Руссо пользовалось популярностью в самых высоких кругах французского общества.  Тем не менее, на волне популярности Руссо решился оставить место у Френкеля и занялся переписыванием нот. В 1754 г. Жан-Жак вернулся в Женеву, где принял кальвинизм.

В 1755 г. он опубликовал очередное «Рассуждение» для Дижонской академии «О происхождении неравенства между людьми и о том, согласно ли оно с естественным законом». В 1756 г. Руссо переехал на построенную для него госпожой де Эпине дачу.

Однако вскоре отношения с патронессой и кружком энциклопедистов разладились, и мыслитель перебрался в замок Монморанси герцога Люксембургского, ставшего его новым покровителем. Именно там Руссо написал одно из самых своих знаменитых сочинений.

В Монморанси в 1757-1760 гг. Руссо написал роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза», ставший программным произведением сентиментальной литературы. Книга имела большой успех. В 1762 г.

был опубликован роман «Эмиль». Следом за ним вышел «Общественный договор». В том же году парижский парламент приговорил Руссо к тюремному заключению за содержание «Эмиля».

В результате мыслитель бежал из Парижа.

По приглашению Д. Юма приехал в Англию в 1766 г. В 1765-1769 гг. Руссо работал над автобиографическим произведением «Исповедь» (опубликована в 1782 г.). Несмотря на угрозу ареста, Жан-Жак вернулся во Францию в 1767 г. и поселился в замке принца Конти. В 1768-1769 гг. посещал города южной Франции. В этот период он написал «Письма о ботанике». С 1770 г.

проживал в Париже. С 1772 г. работал над «Диалогами». В последние годы жизни состояние психического и физического здоровья Руссо значительно ухудшилось. Жан-Жак отошел от политико-философских тем и занимался ботаникой. В мае 1778 г. маркиз де Жирарден пригласил Руссо в свое загородную резиденцию де Эрменонвиль, где мыслитель внезапно скончался 2 июля.

Литература

  • Алексеев-Попов В. Социальная критика у Жан-Жака Руссо и великие утописты // История социалистических учений. (Сб. статей). М., 1964.
  • Баткин Л.М. Личность и страсти Жан-Жака Руссо. М., 2012.
  • Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо и романтизм // Проблемы романтизма. Сборник статей. Т.2. М., 1967-1971.
  • Длугач Т.Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель // Ценности и смыслы. 2012. № 4(20).
  • Занадворова Т.Л. Жан-Жак Руссо и «сентиментальные революционеры» // Вопросы истории и теории литературы. Вып. 9-10. Челябинск, 1972.
  • Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. СПб., 2007.
  • Златопольская А.А., Руссо Ж.-Ж. Жан-Жак Руссо в России XVIII — первой четверти XIX вв.: (Библиографический список произведений Жан-Жака Руссо и литературы о нем на русском языке) // Петербург на философской карте мира: (Сборник статей). 2003. Вып. 2.
  • Леви-Строс К. 1. Три вида гуманизма. 2. Жан-Жак Руссо – основатель гуманитарных наук // Личность. Культура. Общество. 2000. Т.2. Вып. 1(2).
  • Труссон Р. Жан-Жак Руссо. М., 2015.
  • Черняк Б.Х. Жан-Жак Руссо и его «Исповедь» // Руссо Ж.Ж. Исповедь-прогулки одинокого мечтателя. М., 1949.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/russo_zhan_zhak

Ссылка на основную публикацию