Слайды и текст этой презентации
Исследовательский проект по рассказу И.С.Тургенева «Смерть» из «Записок охотника»
Цели:1)Кратко пересказать текст.
2)Выяснить какова проблема рассказа «Смерть». Прокомментировать наше отношение к проблеме.
3)Выяснить какова позиция А.И.Тургенева в рассказе «Смерть».
4)Связать рассказ «Смерть» с историей государства.
5)Подвести итог: какое место занимает рассказ во всём цикле «Записки охотника». «Природа — вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе -человек. А разве мужик — не человек? — Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? — Как что? — Его душа, ум, сердце, страсти, склонности…» Н.А.Добролюбов
Н.А.Добролюбов. Фотография,1861г.
Когда наш учитель озвучил название рассказа, над которым мы должны были работать, ещё не прочитав его, мы огорчились. Нас смутило название рассказа, из него следовало, что рассказ будет о чём-то грустном и ужасном.
Но после того как мы его прочли, у нас остались только хорошие впечатления.
В этом рассказе, как и во всем цикле произведений, изображение духовного облика крестьян позволяло сделать вывод о том, какие огромные силы и какие мужественные характеры русских людей таятся в народной среде.
Белинский, ставя в целом рассказы из «Записок охотника», напечатанные в «Современнике», отметил среди них два. «Больше других мне понравились «Бирюк» и «Смерть»,- писал он П. В. Анненкову 15 (27) февраля 1848 г.Виссарион Белинский.
Кирилл Горбунов_1843 «Смерть».Дата написания. Написание рассказа относится ко второй половине ноября — декабрю 1847 г. , для чернового автографа «Смерти» Тургенев использовал листки почтовой бумаги с датами начатых писем: «Paris, le 24 Novembre 47» (л. 1) и «Paris, le 7 Décembre 47» «Смерть». «Современник». Очевидно, в самом конце декабря Тургенев отослал рассказ в редакцию «Современника», так как 17 (29) января 1848 г. Некрасов писал А. В. Никитенко: «Почти уже набраны и «Записки охотника», которые пойти должны в эту же книжку».Н.А.Некрасов. Литография Бореля.А.В.Никитенко.Обложка «Современник».Краткое содержание.Заехал как-то к своему молодому соседу Ардалиону Михайловичу с предложением поохотиться на тетеревов. Тот согласился с условием, что по дороге они заедут к нему в Чеплыгино.
Дубовый лес в Чеплыгино был знаком охотнику с детства. Ему горько было смотреть на умирающий лес. Охотники пробирались на место рубки, как вдруг послышался крик. Из чащи выскочил бледный мужик и сказал, что подрядчика Максима придавило срубленным ясенем. Когда они подбежали к Максиму, он уже умирал.
При виде этой смерти он подумал, что русский мужик умирает, словно совершает обряд: холодно и просто. Несколько лет назад, в деревне у другого своего соседа, мужик обгорел в овине. Когда охотник зашёл к нему, тот умирал, а в избе шла обычная, повседневная жизнь. Он не вытерпел и вышел.
Краткое содержание. Завернул он однажды в больницу села Красногорья, к знакомому фельдшеру. Вдруг на двор въехала телега, в которой сидел плотный мужик. Это был мельник Василий. Поднимая жернова, он надорвался. Капитон осмотрел его, нашел грыжу и начал уговаривать остаться в больнице. Мельник наотрез отказался и поспешил домой, чтобы распорядиться своим имуществом. На четвёртый день он умер. При нём умирала и старушка помещица. Священник подал ей крест. Приложившись к кресту, она засунула руку под подушку, где лежал целковый — плата священнику, и испустила дух. Да, удивительно умирают русские люди.
Ю.С. Барановский.«Прекрасный живописец русского мира» — «верно и тонко воспроизвел одну из самых замечательных черт нашего народа — нашу преданность воле бога…»Критик журнала «Северное обозрение». Проблема рассказа.Славянофильская и близкая к ней критика с сочувствием отнеслась к рассказу «Смерть», в котором, без достаточных оснований, увидела апологию народного (крестьянского) смирения и покорности.
Тургенев показывает в этом рассказе драматические последствия крепостнических отношений, их развращающее воздействие на психологию народа. Проблема рассказа «смерть»С болью И.С Тургенев пишет о гибели природы- вырубке леса.
«…иные, наконец, вовсе повалились и гнили, словно трупы, на земле. Кто бы мог это предвидеть — тени, в Чаплыгине тени нигде нельзя было найти! Что, думал я, глядя на умирающие деревья: чай, стыдно и горько вам?»Художник Б. Дехтерев Позиция автора. И.С.Тургенев видит русских мужиков сильными, мужественными и яркими народными индивидуальностями, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. Как правило, они несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. В рассказе «Смерть» писатель попытался изобразить представителей дворянской интеллигенции. Наша позиция. Мы полностью согласны с позицией автора, ведь с каким удивительным спокойствием умирают в очерке «Смерть» лесовщик Максим и мельник Василий. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества. Русские люди умирают удивительно и в час последнего испытания думают не о себе, а о других, о ближних… Максим: “Простите мне, ребята, коли в чем…” Старушка помещица: “Она приложилась, засунула было руку под подушку и испустила последний вздох” (хотела дать целковый священнику за свою собственную отходную).
Связь рассказа «Смерть» с историей России и с биографией автора.С начала 1847 по июнь 1850 И.С.Тургенев живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848). Во Франции И.С. Тургеневым сначала были набросаны две группы эпизодов «Смерти», а потом уже окончательно определена их последовательность.
Великая французская революция, 1848г.
В рассказе «Смерть» нашли отражение семейные предания и реальная топография охотничьих странствий Тургенева. Река Зуша, упоминаемая в рассказе, один из притоков Оки, протекает в пяти километрах от Спасского-Лутовинова. Прототипом барыни, собиравшейся заплатить священнику за свою отходную, послужила мать В. П. Тургеневой Катерина Ивановна Сомова.Портрет В.П.
ТургеневойРека Зуша. Цикл «Записки охотника».
— (1) Хорь и Калиныч 1847, No 1 — (18) Петр Петрович Каратаев 1847, No 2 II (2) Ермолай и мельничиха III (5) Мой сосед Радилов IV (6) Однодворец Овсяников V (7) Льгов 1847, No 5 VI (10) Бурмистр VII (11) Контора 1847, No 10 VIII (3) Малиновая вода IX (4) Уездный лекарь X (12) Бирюк XI (14) Лебедянь XII (15) Татьяна Борисовна и ее племянник XIII (16) Смерть 1848, No 2 XV (20) Гамлет Щигровского уезда XVI (21) Чертопханов и Недопюскин XVII (22) Лес и степь 1849, No 2 XVIII (17) Певцы XIX (19) Свидание 1850, No 11 XX (8) Бежин луг 1851, No 2 XXI (9) Касьян с Красивой Meчи 1851, No 3 — (13) Два помещика (1-е отд. изд. 1852 г.) Тезаурус.Литературный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Повествователь — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
Вывод «Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. Однако при чтении «Записок охотника» создается впечатление целостности, чувствуется внутреннее единство рассказов. Это единство объясняется прежде всего близостью тематики, общностью содержания (правдивое, реалистичное изображение жизни крестьян и помещиков) и идейной целеустремленностью рассказов. Кроме идейного единства рассказов «Записок охотника», важную роль играет художественная канва, поэтичность и эмоциональность рисунка. И.С. Тургенев. Художник К. Маяковский. 1871г. Полное собрание цикла «Записки охотника».
Поэтому мы не можем убрать какой-то рассказ. Все эти 25 рассказов — это одно целое. Мы считаем, что когда Тургенев только начинал работать над циклом «Записки охотника», то у него в голове было определенная картинка, которая делилась на несколько частей. А теперь если мы что-то уберём, то картинка уже будет непонятной. Мы считаем, что все эти рассказы главенствующие. И если убрать какой-нибудь из рассказов, то потеряется смысл.
Список использованных источников:https://vsekratko.ru/sochinenie/turgenev/raznoe_12/
https://rvb.ru/turgenev/02comm/introcomm_03_3.htm
https://www.bestreferat.ru/referat-28494.html https://picsru.eu/image/c1fabaf5/
https://www.uchportal.ru/load/160-1-0-4814
Исследовательский проект
по рассказу И.С.Тургенева «Смерть»
из цикла «Записки охотника». Проект выполнили: ученицы 10 класса муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 г.Амурска Заманова Анастасия и Салихова Дарья Преподаватель: Плохотнюк Инга Владимировна 2010г.
Источник: https://lusana.ru/presentation/5188
Смерть анализ тургенев | Инфошкола
Замечателен рассказ «Смерть», где автор изобразил, как умирает русский человек. Он встречает смерть спокойно и просто, без внутренней борьбы, тревог и колебаний, без отчаяния и страха. В этом сказывается здоровая цельность, простота и правдивость русской души.
Умирает подрядчик Максим, пришибленный деревом. — Батюшка, заговорил он едва внятно (обращаясь к наклонившемуся к нему помещику): — за попом … послать … прикажите … Господь меня наказал … ноги, руки, все перебито. Он молчал. Дыханье ему спирало.
— Да деньги мои жене дайте … за вычетом … вот, Онисим знает … кому я … что должен. — Простите мне, ребята, коли в чем … – Бог тебя простит, Максим Андреич, глухо заговорили мужики : прости и ты нас.
Столько же самообладания, если не более, выказывает мельник, приехавший смертельно больной к фельдшеру полечиться. Когда он узнает безнадежность своего положения, он не хочет оставаться в больнице, а едет домой распорядиться и дела устроить. «Ну, прощайте, Капитон Тимофеич (говорит он фельдшеру, не слушаясь убеждений того
остаться): «не поминайте лихом, да сироток не забывайте, коли что». На четвертый день он умер». Так умирают простые русские люди, мужики. Но замечательно, что в рассказе «Смерть» автор рассказывает о подобном же спокойном отношении к кончине и людей барской и интеллигентной среды — старушки помещицы, недоучившегося студента Авенира Сорокоумова.
Старушка хотела сама заплатить священнику за свою отходную и, приложившись к поданному им кресту, засунула было руку под подушку, чтобы достать приготовленный там целковый, да не успела «и испустила последний вздох». Бедняк учитель Сорокоумов, больной чахоткой и зная о близкой смерти, «не вздыхал, не сокрушался, даже ни разу не намекнул на свое положение» …
Тургенев рассказывает, что когда он посетил его, то бедняк, «собравшись с силами, заговорил о Москве, о товарищах, о Пушкине, о театре, о русской литературе; вспоминал наши пирушки, жаркие прения нашего кружка, с сожалением произнес имена двух-трех умерших приятелей».
Он даже шутил перед смертью, даже высказал довольство своей судьбой, забыв, по сердечной доброте, как неприглядна была его жизнь в доме тяжелого шутника помещика Гура Крупянникова, детей которого Фору и Зезу учил он русской грамоте. — Все бы ничего (сказал он своему собеседнику после мучительного приступа кашля) … кабы трубочку выкурить позволили — прибавил он, лукаво подмигнув глазом.
Слава Богу, пожил довольно; с хорошими людьми знался … » Одинаковое отношение к смерти и простого мужика и образованного человека свидетельствует, по указанию Тургенева, что в русском обществе живы народные начала, что нету нас на Руси страшной внутренней розни между простым народом и культурными его слоями, по крайней мере, тем из них, который стоит ближе к народу, живет в деревне, или сочувствует народному быту, народной нужде.
Источник: https://info-shkola.ru/smert-analiz-rasskaza-turgeneva/
Особенности сюжета повести и функция ее заглавия (И.С. Тургенев "После смерти (Клара Милич)") (стр. 1 из 3)
- Отдел образования администрации Центрального района
- МОУ экономический лицей
- Секция «Литературоведение»
- НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
- по теме
«Особенности сюжета повести и функция ее заглавия (И.С. Тургенев «После смерти (Клара Милич)»)»
- Пешковой Дарьи Викторовны,
- учащейся 11Е класса
- МОУ экономический лицей
- Центрального района.
Руководитель Ромащенко С.А.,
КФН, доцент НГПУ
Севидова Л.Е., учитель
- высшей квалифицированной категории
- Новосибирск, 2008
- Содержание
- Введение
- Глава 1: История изучения повести Тургенева «После смерти (Клара Милич)»: возможные аспекты, предпосылки изучения заглавия в соотношении с сюжетом
- 1.1 История изучения повести
- 1.2 История создания повести и контекст обстоятельств жизни автора
- Глава 2: Возможные варианты интерпретации сюжета через отдельные эпизоды и связь с заглавием
- 2.1 Имя и прототип героини
- 2.2 Характерология тургеневских героев
- 2.3 Система эпизодов и выход на мистический сюжет
- Заключение
- Примечания
- Список используемой литературы
- Введение
Иван Сергеевич Тургенев один из известнейших писателей не только в России, но и за рубежом. Е.В. Харитонов1 писал, что в 60-70-е гг. XIX в. И.С. Тургенев и Ж. Верн были популярнейшими авторами Европы. Многие исследователи занимались творчеством Тургенева, наиболее известные из них: В.М. Маркович, А.И. Батюто, Ю.В. Лебедев, Ю.В. Манн, Г.Э., Незведский, Г.А. Бялый.
[Маркович 1975, 1982; Батюто 1990; Лебедев 1982; Манн 1987; Незведский 2006, 2007; Бялый 1962] Однако следует заметить, что повесть «После смерти (Клара Милич)» относится к позднему творчеству Тургенева, которое исследователи назвали «таинственной» прозой, она до сих пор полностью не исследована и отличается большой сложностью.
Но современники писателя восприняли «таинственную» прозу как творческий кризис, одни упрекали писателя в пристрастии к спиритизму и мистике, другие обвиняли в том, что она неоригинальна, сопоставляя его прозу с прозой Эдгара По2. Топоров пишет об этом так: «По дурной традиции долгое время считали «самым существенным в его творчестве именно «идею»»3.
Ведь в послереформенную эпоху все ждали от такого крупного писателя ответа на первоочередные вопросы современности, которые волновали всю Россию, объяснения процессов, происходящих в гуще жизни, изображения острейших социально-политических конфликтов.
Но «таинственную» прозу критика никак не могла связать с важнейшими вопросами текущей жизни, поэтому ее рассматривали как малосодержательную, а писателя винили в отступлении от своих прежних творческих принципов и убеждений.
Все-таки в так называемых таинственных повестях, как пишет Шаталов4, которые были посвящены некоторым загадкам природы и человеческой психики, внимание к социальной проблематике эпохи сохранялось, но, преломленное сквозь тайны и загадки, оно ускользало от критики.
Далее Шаталов разъясняет: «Но в каком же непривычном виде представали эти темы и конфликты в новых повестях и рассказах Тургенева! …он обращался к «вечным» проблемам любви, смерти, бессмертия, дружбы, которые всегда волновали человечество, подчеркнуто ставил своих героев в такие обстоятельства, когда эти чувства и отношения «освобождались» от всего случайного и представляли в «чистом» виде»5. Эти проблемы отражены и в нашей исследуемой повести. Стоит сказать, что «таинственная» проза все же была оценена по достоинству, только гораздо позже, уже после смерти Тургенева. Ей занимались такие исследователи, как Топоров, С.Е. Шаталов, Г.Б. Курляндская, Е.В. Харитонов, И. Анненский. [Топоров ; Шаталов 1962,1969; Курляндская 1971, 1980] Понять эту прозу невероятно сложно, именно поэтому наша тема очень актуальна, так как связь между текстом произведения и поэтикой заглавия позволяет выработать подход к пониманию глубинных смысловых пластов тургеневской прозы. Таким образом, мы ставим перед собой задачу выяснить связь заглавия с сюжетом произведения и то, как в этой связи воплощается мировоззренческая сложность художественного мира Тургенева.
Главная тема повести, как выявил исследователь Е. В. Харитонов6, – тема «двоемирия» человеческого сознания, мистической взаимозависимости жизни и смерти, таинственной власти умерших над волей живых. В.А.
Незведский же называет эту повесть «подлинным гимном любви» и пишет: «…он (Тургенев) в известной мере преодолевает трагический удел «бессмертного» любовного счастья, оказывающегося достигнутым – пусть не в земном, а в потустороннем существовании человека»7.
Гершензон объяснил, почему Тургенев так воспевает любовь: «Этот страх пред бесконечностью и ее земным обликом – смертью – никогда не оставлял Тургенева: вот почему он так любил любовь, и именно беззаветную женскую любовь, как высшее на земле воплощение самоутверждающейся жизни»8.
- тургенев повесть сюжет милич
- Глава 1: История изучения повести Тургенева «После смерти (Клара Милич)»: возможные аспекты, предпосылки изучения заглавия всоотношении с сюжетом
- 1.1 История изучения повести
Как уже говорилось выше повесть «После смерти (Клара Милич)» относится к последнему периоду творчества Тургенева. Топоров9 пишет о том, что этот период творчества существенно более богат обращениями к сновидческой топике и «морской» теме.
«На то, что сны играли в жизни Тургенева очень значительную роль, как и – шире – видения, дивинации, галлюцинации и – еще шире – предчувствия, которые в отмеченные моменты позволяли ему «видеть» (хотя и в несколько ином смысле этого слова) будущее, внимание было обращено давно, как и на то, что эта способность Тургенева была связана с сильным чувством мистического, свойственным ему»10. Не мало примеров таких снов и в повести «После смерти (Клара Милич)». Это сны Якова Аратова, одного из главных героев повести, интересная особенность этих снов заключается в том, что во всех них Аратов видит Клару, которой уже нет в живых. В XIглаве в первом сне он видит незнакомую женщину в белом платье, которая потом превращается в Клару в венке из маленьких алых роз, она говорит ему: «Коли хочешь знать, кто я, поезжай туда!»11, проснувшись после это Аратов чувствует изменения в себе и понимает, что Клара говорила о Казани, где живут ее родственники, и он решает ехать туда, чтобы узнать что-нибудь о ней и хоть как-то разобраться в себе. Топоров пишет об этой странной связи снов с жизнью и смертью, которая, как раз присутствует в нашей исследуемой повести: «Когда жизнь и смерть оказываются столь тесно связанными и зависимыми от сна, когда сон способен открыть в жизни то, чего сама жизнь, живущий человек не знают о себе, сон оказывается неким «тонким» и суггестивным инобытием жизни…»12. Далее в XV главе сну предшествуют галлюцинации: ему слышится голос Клары, затем ему видится она сама. Тут Топоров выявляет характерную последовательность: «…слуховая галлюцинация→ зрительная галлюцинация→сновидение. Последний переход был особенно плавным и незаметным для Аратова в отличие от первого. На следующую ночь все началось непосредственно со сновидения, как бы подводящего его – снова – к некоей «ирреальной реальности, то есть к некоему выходу из сновидения если не в самое жизнь, то в какое-то странное и страшное ее подобие»13. Ему снится богатый помещичий дом, имение, как вокруг него вертится управляющий и все показывает, Аратова мучает предчувствие чего-то недоброго. Он садится в лодочку, которая быстро мчится, а управляющий кричит с берега: «Не извольте беспокоиться. Это ничего! Это смерть! Счастливого пути! среди крутящейся мглы Аратов видит Клару в театральном костюме: она подносит скалянку к губам, слышатся отдаленные: «Браво! Браво! – и чей-то грубый голос кричит Аратову на ухо: «А! ты думал, это все комедией кончится? Нет! Это трагедия! Трагедия!»14 Аратов в ужасе просыпается и ощущает присутствие Клары в комнате, ее власть, начинает ее звать и она появляется, он бросается к ней. «Власть стала общей, но достигнута она была на разных путях и, чтобы сохраниться, предполагала серьезные следствия. Цена его власти – его смерть, и он, не довольствуясь теперь их встречами во сне или в снообразной яви, понимает это»15 – пишет Топоров. Аратов понимает, что для того чтобы быть с Кларой он должен умирать, но теперь смерть уже не страшит его нисколько. И далее Топоров разъясняет нам конец «таинственной» повести: «Мучительная несвобода как результат вторжения «чужой» и, по сути дела, мучительной, насильственной воли-власти в этой точке пресуществляется в чувство обретенной свободы: «Тетя, что ты плачешь? Тому, что я умереть должен? Да разве ты не знаешь, что любовь сильнее смерти?.. Смерть! Смерть, где жало твое? Не плакать, а радоваться должно – так же как и я радуюсь… — И опять на лице умирающего засияла та блаженная улыбка, от которой так жутко становилось бедной старухе» — последние слова последнего слова Тургенева, обращенного к читателю»16.
Исследователь Шаталов писал о повести «После смерти (Клара Милич)»: «Все внимание писатель сосредоточил на любви, смерти и бессмертии.
Он «очистил этот тройной мотив от всего, что, по его мнению, могло бы помешать наиболее пристальному исследованию той проблемы, при решении которой оступился его герой студент Аратов и угодил в болото откровенного мистицизма, а с ним и множество более образованных, более ученых людей той эпохи»17.
Аратов влюбляется в Клару после ее смерти, поверив в бессмертие души, в способность мертвых иметь власть над живыми, то есть через героя Тургенев вводит в произведение веру в мистицизм. Но это вовсе не значит, что Тургенев отрекся от своих принципов реализма: «Тургенев остался реалистом, его поздние повести и рассказы не означали уступки ни мистицизму, ни романтизму.
Но эта тенденция к изображению таинственного в психике и в природе, эта всегдашняя оговорка о том, что в мире сохраняется множество непознанных явлений и что не все из них удается познать его поколению, — это не могло не придать реализму особого оттенка»18 – пишет Шаталов. Таким образом, мы понимаем, что повесть «После смерти (Клара Милич)» имеет не только мистическое значение.
Источник: https://mirznanii.com/a/136502/osobennosti-syuzheta-povesti-i-funktsiya-ee-zaglaviya-is-turgenev-posle-smerti-klara-milich
Цикл рассказов Тургенева «Смерть»
За всем этим стоит ощущение Тургеневым единства русской жизни, которое не менее значительно раскрывается и в другом рассказе цикла — «Смерть». «Смерть» по композиции, по характеру художественного целого тоже прообраз всей тургеневской книги.
«Смерть» — это цикл разных историй, случающихся с разными, вместе никогда не сходившимися людьми. Перед нами истории смерти: подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василия, разночинца Сорокоумова, старушки-помещицы.
Но все эти истории объединяются общим мотивом, ибо перед лицом смерти в русском человеке оказываются жизнеспособными и действенными русские сердечные струны:
- — «Простите мне, ребята, коли (С, IV, 216).
- — «…а то что ж я здесь умру, дома и господь знает что (С, IV, 219).
- — «Нет, брат, спасибо… все р умереть. Я ведь до зимы не К чему понапрасну людей бесп (С, IV, 223).
- — «Она приложилась, засунул руку под подушку и испустила вздох. Под подушкой лежал она хотела заплатить свою собственную отходную…» 224).
И в смерти — тот же порыв к «миру», та же озабоченность судьбою других, близких людей, то же отсутствие эгоистической сосредоточенности на себе, на своих чувствах.
В рассказе схватывается существенное качество русской национальной психологии, носителем которого является в книге не только крестьянство, но и старуха-помещица, и русский интеллигент, и сам тургеневский рассказчик и которое объединяет разрозненные внешне судьбы.
Центральный конфликт тургеневской книги гораздо сложнее, чем это на первый взгляд представляется.
Конечно, социальные антагонизмы в «Записках охотника» довольно остро об в Конечно, бремя крепостничества ложится в первую очередь плечи крестьянина: ему приходится терпеть и физические зания, и духовное унижение, и голод, и нужду.
Однако щ различиях, при всем антагонизме между мужиком и книгою Тургенева! захватывается еще и общая, русская их судьба. Граф Петр Ильич — на одном полюсе, а шумихинский Степушка—на другом.
Один — «владелец роскошных палат», другой— бездомное существо, лишь в лютые холода согревающееся в чужом предбаннике или на сеновале.
Но крепостническое безрассудство графа на дворянском уровне ведь тоже приводит его, наконец, к полному обнищанию: «Разорившись кругом, отправился он в Петербург искать себе места и умер в нумере гостиницы, не дождавшись никакого решения» (С, IV, 37). А рядом с ним Влас, который идет искать решения своей участи к сыну графа и осазывается на пороге голодной смерти. «Цепь великая» крепость ого состояния, опутавшая мужика, не щадит и барина. В разной мере, но для всех этот порядок вещей противоестествен, всех он так или иначе развращает или разоряет.
Такова же Татьяна Борисовна, патриархальная помещица, но в то же время простое существо, с прямодушным чистым сердцем»1. Здесь следует уточнить, пожалуй, лишь одно: ведь и крепостное право, по Тургеневу, от русских сил и стихий жизни тоже неотделимо, это и социальное зло, но и зло общенациональное.
Русская критика, особенно либерально-народническая, немало потрудилась над приукрашиванием тех свойств национального характера, которые изображены у Тургенева. Конечно, для такой идеализации «Записки…
» давали некоторый повод: основное внимание автор сосредоточивал здесь на лучших сторонах народной жизни и народной психологии, на всем, что внушало веру в светлое будущее России. Но Тургенев не обошел в «Записках охотника» и тех противоречий, тех мрачных пятен, которые привнесли в народную жизнь века крепостнического рабства.
Так что распространенное мнение об идеализации крестьянства нужно адресовать не столько автору «Записок…», сколько его интерпретаторам. В известном словаре Брокгаузе и Ефрона, например, русский читатель мог прочесть о «Записках охотника» следующие слова С. А.
Венгерова: «С поля народной жизни, на котором растут и крапива, и чертополох, и репейник, автор сорвал только красивые и благоухающие цветы и сделал из них прекрасный букет, благоухание которого было тем сильнее, что представители правящего класса, выведенные 1) «Записках охотника», поражают своим нравственным безобразием».
Казалось бы, перед нами очень упрощенное восприятие художественного мира тургеневской книги. А между тем оно рекомендуется как образец понимания «Записок охотника» в современной методической книге для учителя2.
Подлинный, неприукрашенный Тургенев настолько сложно и многогранно изображает народные характеры, что рекомендации подобного рода несколько опрометчивы по отношению к содержанию этой глубокой, многозвучной книги.
В самом деле, ужасаясь жестокости Пеночкина или заправского крепостника Мардария Аполлоныча, мы часто не замечаем, что мотив стихийной жестокости касается и многих людей из народа: бурмистр Софрон; лакей Виктор из рассказа «Свидание»; дворовая бюрократия с ее бесчинствами в «Конторе»; жена Хоря, злая старуха, которая иногда слезала с печи, вызывала из сеней дворовую собаку, приговаривая: «Сюды, сюды, собачка!» — и била ее по худой спине кочергой; проявление стихийной, угрюмой жестокости Ермолая; любовница графа Петра Ильича, крестьянка Акулина: «Девка был да такая злющая! По его совсем.
Овсяников изображен Тургеневым как мудрый летописец многовековой дворянской истории.
Духовный мир этого героя широк, он обнимает собою несколько исторических и культурных эпох: допетровская, боярская Русь («ферязь бы к нему пристала»); книжная христианская мудрость («Четьи-Минеи»); культура мудрого Крылова, эпоха XVIII в.
(«Бороду, однако же, он брил и волосы носил по-немецки»); обостренное чувство современных бед и несчастий России (рассказы о курьезах размежевания).
Тургенев захватывает в очерке очень разные времена из русской истории и сводит их в фокус. На современность бросается отсвет эпохи XVIII в., на эпоху XVIII в.— отсвет допетровских времен. Рассказы Овсяникова о дворянских междоусобицах, о самодурстве богатых помещиков по отношению к меньшей бра-.
тии (однодворцам), о чудовищных унижениях отцов, свидетелями которых оказываются русские дети (есть тут ассоциации с капитаном-мочалкой из «Братьев Карамазовых» Достоевского), просвечиваются далями истории, развертываются на фоне широких исторических горизонтов.
От удельной, боярской Руси до России современной, крепостнической — таков масштаб художественного мышления Тургенева. Достаточно внимательно прочесть «Записки охотника», чтобы убедиться, как интенсивен и постоянен в них «гул» русской истории: воспоминания об эпохе войны 1812 года, родословные героев, не только дворянских, но и крестьянских..
. Историческое время «Записок» необычайно емко и насыщенно; оно заключает в своих границах не годы и не десятилетия — века.
Отсюда и герои тургеневских очерков, как дворянские так и крестьянские, приобретают эпическую монументальность, предстают как носители многовековых национальных стихий, . среди которых есть стихии добрые и есть стихии злые.
Сиюминутные очерковые зарисовки, вступая в столь масштабные временные сцепления, не скользят лишь по верхним пластам современной писателю жизни. За лицом знакомой рассказчику Лукерьи не случайно открываются в финале тургеневского цикла «лики русских икон старинного письма».
В рассказе, написанном гораздо позднее, чем остальные произведения цикла, лишь концентрируется и сгущается то, что в масштабах основного корпуса цикла (в духе мышления 1840—1850 гг.) существовало в эпически рассредоточенном состоянии.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/cikl-rasskazov-turgeneva-smert/