Сложно найти человека настолько разностороннего, каковым был этот писатель. Он сочетал в себе талант, неудержимый темперамент и любовь к жизни. В его жизни великие идеи и свершения сочетались с мелким честолюбием. Великолепные знания узкоспециальных областей позволяли ему смело и обоснованно рассуждать о многих проблемах психологии, медицины и антропологии.
Содержание
Жизнь любого человека является сложением множества закономерностей. Не будет исключением и жизнь Оноре де Бальзака.
Краткая биография Оноре де Бальзака
Отцом писателя был Бернар Франсуа Бальсса, рожденный в бедной семье крестьян. Он появился на свет 22 июня 1746 в деревне Нугейре в департаменте Тарн. В его семье было 11 детей, из которых он являлся самым старшим. Семья Бернара Бальсса прочила ему духовную карьеру.
Однако юноша, обладающий незаурядным умом, жизнелюбием и активностью, не желал расставаться с соблазнами бытия, и ношение сутаны совсем не входило в его планы. Жизненное кредо этого человека – здоровье. Бернар Бальсса не сомневался, что будет жить до ста лет, он наслаждался деревенским воздухом и до самой старости увеселял себя любовными интригами.
Этому человеку была присуща эксцентричность. Он разбогател благодаря Великой французской революции, продавая и скупая конфискованные земли дворян. Позднее он стал помощником мэра французского города Тур. Бернар Бальсса изменил свою фамилию, думая, что она плебейская.
В 1830-х годах его сын Оноре также поменяет свою фамилию путем добавления к ней дворянской частички «де» этот поступок он будет оправдывать версией своего дворянского происхождения из рода Бальзак д`Антрег.
В пятьдесят лет отец Бальзака женился на девушке из семьи Саламбье, получив вместе с ней и приличное приданое. Она была моложе своего жениха на целых 32 года и имела склонность к романтике и истеричности. Даже после женитьбы отец писателя вел весьма свободный образ жизни.
Мать Оноре была чувствительной и неглупой женщиной. Несмотря на свою склонность к мистицизму и обиду на весь белый свет, она, как и муж, не гнушалась романов на стороне. Больше она любила своих внебрачных детей, нежели своего первенца Оноре.
Она постоянно требовала послушания, жаловалась на несуществующие болезни и брюзжала. Это отравляло детство Оноре и отразилось на его поведении, привязанностях и творчестве. Но большим ударом для него была также казнь дяди, брата его отца, за то что тот убил беременную крестьянку.
Именно после этого потрясения писатель и изменил свою фамилию в надежде уйти от такого родства. Но его принадлежность к роду дворян до сих пор не является доказанной.
На нашем сайте вы можете узнать все о Музее Орсе в Париже. История музея, коллекция, время работы и цены на билеты.
Если вы собираетесь в поездку из Москвы в Париж то на нашем сайте вы найдете всю необходимую информацию по этой ссылке.
Детские годы писателя. Образование
Детские годы писателя проходили вне родительского дома. До трехлетнего возраста его опекала кормилица, а после он жил в пансионе.
После он попал в Вандомский колледж отцов-ораторианцев (он пробыл там в период с 1807 по 1813 годы). Время, которое он провел в стенах колледжа, в памяти писателя окрашены горечью.
Сильная душевная травма писателя возникла у Оноре благодаря тотальному отсутствию какой-либо свободы, муштре и телесным видам наказания.
Единственная отрада в это время для Оноре – это книги. Библиотекарь Высшей политехнической школы, который учил его математике, разрешал ему пользоваться ими неограниченно. Для Бальзака чтение вытеснило реальную жизнь. Из-за погруженности в мечты он часто не слышал, что происходит на занятиях, за что его наказывали.
Однажды Оноре был подвергнут такому наказанию как «деревянные штаны». На него надели колодки, из-за чего он приобрел нервное расстройство. После этого родители вернули сына домой. Он стал бродить как сомнамбула, медленно отвечал на какие-то вопросы, для него сложно было вернуться в реальную жизнь.
До сих пор не ясно лечили ли Бальзака в это время, но Жан-Батист Наккар наблюдал всю его семью, и в том числе Оноре. Позже он стал не просто другом семьи, но и особенно другом писателя.
С 1816 по 1819 года Оноре проходил обучение в Парижской Школе права. Отец прочил ему будущее адвоката, но юноша учился без энтузиазма. Окончив учебное заведение без явных успехов, Бальзак начал работать клерком в конторе у одного парижского стряпчего, но это не увлекало его.
Дальнейшая жизнь Бальзака
Оноре принял решение стать писателем. Он попросил у родителей материальной помощи для своей мечты. Семейный совет принял решение помогать сыну на протяжении 2х лет.
мать Оноре первоначально противилась этому, но вскоре первой поняла безнадежность попыток противоречить сыну. В итоге Оноре начал свою работу. Он написал драму «Кромвель».
Прочтенное на семейном совете произведение было провозглашено никудышным. Оноре было отказано в дальнейшей материальной поддержке.
После этой неудачи у Бальзака начался сложный период. Им выполнялась «поденная работа», он писал за других романы. Неизвестно до сих пор, сколько таких произведений и под чьим именем он создал.
Писательская карьера Бальзака начинается с 1820 года. Тогда он под псевдонимом выпускает остросюжетные романы и занимается сочинительством «кодексов» светского поведения. Один из его псевдонимов – Орас де Сент-Обен.
Анонимность писателя была окончена в 1829 году. Именно тогда он опубликовал роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». Произведения стали публиковаться под собственным именем.
Бальзак имел свой достаточно жесткий и весьма своеобразный распорядок дня. Писатель ложился спать не позже 6-7 часов вечера и вставал для работы в час ночи. Работа длилась до 8 утра. После этого Оноре снова ложился спать на полтора часа, затем следовал завтрак и кофе. После за письменным столом он находился до четырех часов дня. Потом писатель принимал ванну и опять садился работать.
Отличием писателя от своего отца было то, что он не думал жить долго. Оноре с большим легкомыслием относился к состоянию собственного здоровья. У него имелись проблемы с зубами, но к врачам он не ходил.
Критическим для Бальзака стал 1832 год. Он уже был знаменитым. Были созданы романы, которые принесли ему популярность. Издатели отличаются щедростью и оплачивают авансы за еще не законченные произведения.
Тем неожиданней было возникшее у писателя заболевание, истоки которого возможно идут из детства. У Оноре появляются словесные нарушения, стали возникать слуховые и даже зрительные галлюцинации.
У писателя определяется симптом парафазии (неверное произнесение звуков либо замена слов на близкие по звучание и значению).
Париж стал полниться слухами о странностях в поведении писателя, о бессвязности его речи и непонятной задумчивости. В попытке пресечь это Бальзак отправляется в Саше, где живет у давних знакомых.
Несмотря на болезнь у Бальзака было сохранен интеллект, мысль и сознание. Его заболевание не затронуло саму личность.
Вскоре писателя стал чувствовать себя лучше, к нему вернулась уверенность. Бальзак возвратился в Париж. Писатель снова стал пить огромное количество кофе, используя его как допинг. Четыре года у Бальзака наблюдалось физическое и душевное здоровье.
Во время прогулки 26 июня 1836 года писатель почувствовал головокружение, неустойчивость и шаткость в походке, кровь прилила к голове. Бальзак упал, потеряв сознание. Обморок не был долгим, уже на следующий день писатель ощущал лишь некоторую слабость. После этого происшествия Бальзак часто жаловаться на боли в голове.
Этот обморок был подтверждением гипертонической болезни. Весь следующий год Бальза работал с опущенными в миску с горчичной водой ногами. Доктор Наккар давал писателю рекомендации, которые тот не выполнял.
Окончив очередное произведение писатель вернулся в общество. Он пытался вернуть утраченные знакомства и связи.
Биографы говорят о том, что он производил странное впечатление, будучи одетым не по моде и мерке с немытыми волосами.
Но как только он присоединялся к беседе, как окружающие обращали к нему се свои взоры, переставая замечать странности внешнего вида. Никто не был равнодушным к его знаниям, интеллекту и талантливости.
Следующие годы писатель жаловался на одышку и беспокойство. У Бальзака в легких прослушивались хрипы. В 40-х годах писатель болел желтухой. После этого у него стали наблюдаться подергивания век и желудочные колики. В 1846 году произошел рецидив этой болезни.
У Бальзака произошло нарушение памяти, появились осложнения в общении. Стало частым забывание существительных и наименований предметов. С конца 40-х годов Бальзак страдал от болезней внутренних органов. Писатель перенес молдавскую лихорадку.
Он болел примерно 2 месяца, а поправившись, вернулся в Париж.
В 1849 стала возрастать сердечная слабость, появилась одышка. Он стал болеть бронхитом. Из-за гипертонической болезни началась отслойка сетчатки. Произошло кратковременное улучшение, которое снова сменилось ухудшением состояния.
Стала развиваться гипертрофия сердца и отеки, в брюшной полости появилась жидкость. Вскоре ко всему присоединилась гангрена и периодический бред. Его навещали друзья, в том числе и Виктор Гюго, оставивший весьма трагические записки.
Писатель умирал в муках на руках своей матери. Смерть Бальзака произошла в ночь с 18 на 19 августа 1850.
Если вы поехали на отдых в Париж с детьми, то непременно свозите их в Диснейленд. Узнать все о ценах в Диснейленде в Париже.
О французском актере Пьере Ришаре и его фильмографии читайте на нашем сайте.
Узнать больше о великом французском скульпторе Огюсте Родене и его творчестве можно по ссылке: https://tourtofrance.net/kultura/zhivopis/velikij-frantsuzskij-skulptor-ogyust-roden.html
Личная жизнь писателя
Бальзак был весьма робким и неуклюжим от природы. И он испытывал робость и тогда, когда к нему приближалась миленькая барышня. По соседству с ним проживала семья де Берни, занимавшая более высокой положение.
Писатель испытывал страсть к Лоре де Берни. Ей было 42 года и она имела 9 детей, в то время как Бальзак только перешел рубеж 20 лет. дама не сразу сдалась Оноре, но была одной из его первых женщин.
Она открыла ему тайны сердца женщины и все прелести любви.
Другой его Лорой была герцогиня д`Абрантес. Она появилась в судьбе писателя через год после мадам де Берни. Это была недосягаемая для Бальзака аристократка, но и она пала пред ним через 8 месяцев.
Мало дам было способно устоять перед Оноре. Но и такая высокоморальная женщина нашлась. Ее имя было Зюльма Карро. Это была версальская подруга его сестры Лоры де Сюрвиль. Оноре испытывал к ней страсть, а вот она к нему лишь материнскую нежность. Женщина твердо сказала, что они могут быть лишь друзьями.
В 1831 году он получил анонимное письмо, которое оказалось от маркизы де Кастри 35 лет. писатель был очарован ее титулом. Она отказалась стать любовницей писателя, но была очаровательной кокеткой.
28 февраля 1832 года он получит письмо таинственно подписанное «Чужестранка». Оно оказалось отправленным Эвелиной Ганской, урожденной Ржевусской. Она была молода, красива, богата и замужем за стариком. В своей любви Оноре признался ей в 3ем письме. Первая их встреча была в октябре 1833. После этого они расстались на 7 лет. после смерит мужа Эвелины Бальзак задумался жениться на ней.
Но их женитьба состоялась лишь в 1850 году, когда писатель уже был смертельно боле. Приглашенных не было. После новобрачные прибыли в Париж, а 19 августа Оноре не стало. Смерть писателя сопровождалась непристойностью его супруги. Есть версия, что в его последние часы она была в объятиях Жана Жигу, художника. Но не все биографы доверяют этому. Позже Эвелина стала женой этого художника.
Творчество Оноре де Бальзака и самые известные произведения (список)
Первым самостоятельным романом был «Шуаны», выпущенный в 1829 году. Известность ему также принес вышедшая следом «Физиология брака». Далее были созданы:
- · 1830 – «Гобсек»;
- · 1833 – «Евгения Гранде»;
- · 1834 – «Годис-сар»;
- · 1835 – «Прощенный Мельмот»;
- · 1836 – «Обедня безбожника»;
- · 1837 – «Музей древностей»;
- · 1839 – «Пьер Грассу» и многие другие.
Сюда же относятся «Озорные рассказы». Настоящую известность писателю принесла «Шагреневая кожа».
- В течение всей жизни Бальзак писал свой главный труд, «картину нравов» , именуемый «Человеческая комедия». Ее состав:
- · «Этюды о нравах» (посвящены социальным явлениям);
- · «Философские этюды» (игра чувств, их движение и жизнь);
- · «Аналитические этюды» (о нравах).
Новаторство писателя
Бальзак отошел от романа личности исторического романа. Его желание в том, чтобы обозначить «индивидуализированный тип». Центральной фигурой его произведений является буржуазное общество, а не личность. Он обрисовывает жизнь сословий, общественные явления, социум. Линия произведений в победе буржуазии над аристократией и ослаблении нравственности.
Цитаты Оноре де Бальзака
- · «Шагреневая кожа»: «Он понял, какое тайное и непростительное преступление совершил по отношению к ним: он ускользал от власти посредственности».
- · «Евгения Гранде»: «Истиннаялюбовьодарена предвидением и знает, что любовь вызывает любовь».
- · «Шуаны»: «Чтобы прощать обиды, нужно их помнить».
- · «Лилия долины»: «Людискорее прощают полученный втайне удар, чем обиду, нанесённую публично».
Жизнь Бальзака не была заурядной, как и его ум. Произведения этого писателя завоевали весь мир.
А его биография так же интересна, как и его романы.
Источник: https://tourtofrance.net/kultura/literatura/onore-de-balzak.html
Биография Оноре де Бальзака
Оноре де Бальзак (20.05.1799 – 18.08.1850) – французский писатель, выдающийся прозаик XIX века, считается основоположником реалистического направления в литературе.
Детство
Бальзак родился во французском городе Туре в крестьянской семье. Его отец смог разбогатеть в революционные годы, а позднее стал правой рукой местного мэра. Первоначально их фамилия была Бальса. Отец видел в сыне будущего адвоката.
Бальзак обучался в колледже вдали от семьи, отличался плохим поведением, за что постоянно подвергался наказанию в карцере. Родители забрали его домой из-за тяжелой болезни, которая длилась пять лет.
После того, как 2016 году его семья перебралась в столицу, юноша выздоровел.
Затем Бальзак учился в Парижской правовой школе. Начинал трудиться в должности писца при нотариусе, но вскоре отдал предпочтение литературной деятельности. Читать любил с раннего детства, любимыми авторами были Монтескье, Руссо и другие. Мальчиком он сочинял пьесы, но они не сохранились. В школьные годы его «Трактат о воле» не понравился учителю, и тот сжег сочинение на глазах автора.
Литературная деятельность
Дебютным в литературе считается произведение «Кромвель» (1820). Оно вместе с другими ранними творениями автора было опубликовано, но не оказалось успешным. Впоследствии сам Бальзак отказался от них. Видя неудачи начинающего писателя, родители лишили его материального содержания, так Бальзак вступил в самостоятельную жизнь.
Молодой Бальзак
В 1825 году Оноре решил открыть издательское дело, которым безуспешно занимался три года, пока окончательно не разорился. Ранее его произведения выходили под псевдонимами, в 1829 году впервые он подписывает своим настоящим именем роман «Шуаны».
Сам Бальзак считал отправной точкой своей литературной деятельности роман 1831 года «Шагреневая кожа». Далее последовали «Элексир долголетия», «Гобсек», «Тридцатилетняя женщина». Так в карьере писателя начался период признания и успеха.
Наибольшее влияние на его творчество оказал писатель В. Скотт.
В 1831 году Оноре задумывает написать многотомную книгу, где хочет отразить в художественном стиле французскую историю и философию. Этой работе он посвящает большую часть своей жизни и называет ее «Человеческой комедией». В эпопею, состоящую из трех частей и 90 произведений, вошли как ранее написанные, так и новые творения.
Стиль писателя считался оригинальным при всеобщем распространении романизма в те времена. В любом романе главной темой была трагедия личности в буржуазном обществе, описываемая новым художественным методом. Произведения отличались глубоким реализмом, они весьма точно отражали действительность, чем вызывали восхищение у читателей.
Бальзак работал в жестком темпе, практически не отрываясь от пера. Писал в основном по ночам, очень быстро, никогда не пользовался черновиками. В год публиковалось по несколько произведений.
За первые годы активного написания книг ему удалось затронуть самые различные сферы жизни французского общества.
Также Бальзак писал драматические произведения, которые не были так популярны, как его романы.
Признание и последние годы
Бальзак был признан выдающимся литературным деятелем еще при жизни. Несмотря на свою популярность, он не смог разбогатеть, так как имел много долгов. Его творчество отразилось на произведениях Диккенса, Золя, Достоевского и других известных писателей.
В России его романы публиковались практически сразу же после парижских изданий. Писатель посещал империю несколько раз, в 1843 году три месяца жил в Петербурге. Федор Достоевский, увлекавшийся чтением Бальзака, перевел на русский язык роман «Евгения Гранде».
Жена Бальзака Э. Ганская
У Бальзака был многолетний роман с польской помещицей Эвелиной Ганской. Познакомившись в 1832 году, они долго переписывались, затем встречались.
Ганская была замужем, овдовела, а затем планировала передать наследство мужа дочери. Пожениться они смогли лишь в 1850 году.
После венчания пара уехала в Париж, где Оноре подготовил для новой семьи квартиру, но там писателя настигла тяжелая болезнь. Супруга была с ним рядом до последнего дня.
Творчество писателя изучается по сей день. Первую биографию выпустила сестра Бальзака. Позже о нем писали Цвейг, Моруа, Вюрмсер и другие. О его жизни также снимали фильмы, экранизировали произведения.
Существует не один музей, посвященный его творчеству, в том числе в России. Во многих странах в разное время изображение Бальзака помещали на почтовые марки. Всего за свою жизнь он написал 137 произведений, познакомил мир с более чем 4 тысячами персонажей.
В России первое опубликованное собрание его сочинений насчитывало 20 томов.
Источник: https://stories-of-success.ru/onore-de-balzaka
Оноре де Бальзак — биография, информация, личная жизнь
Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac). Родился 20 мая 1799 года в Туре — умер 18 августа 1850 года в Париже. Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.
Крупнейшее произведение Бальзака — серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.
Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829).
Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654).
Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.
Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе.
Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере.
В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил… В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа.
Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.
После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.
В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта.
Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики.
В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа»(La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (фр.) (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения.
В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.
Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал вести усердную трудовую жизнь, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя три, четыре и даже пять, шесть книг.
Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе.
Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте) и исторический роман (Вальтер Скотт).
Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии.
«Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив — победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов.
В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия.
В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию, Санкт-Петербург.
С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в доме Титова на Миллионной улице, 16 в Санкт-Петербурге.
В неоконченном «Письме о Киеве», частных письмах оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 гг.
Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
«Человеческая комедия»
В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия».
По мысли Бальзака «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды».
Наиболее обширна первая часть — «Этюды о нравах», в которую вошли:
«Сцены частной жизни»
«Гобсек» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1829-1842), «Полковник Шабер» (1844), «Отец Горио» (1834-35) и пр.;
«Сцены провинциальной жизни»
«Турский священник» (Le curé de Tours, 1832), «Евгения Гранде» (Eugénie Grandet, 1833), «Утраченные иллюзии» (1837-43) и пр.
;
«Сцены парижской жизни»
трилогия «История тринадцати» (L’Histoire des Treize, 1834), «Цезарь Биротто» (César Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусингена» (La Maison Nucingen, 1838), «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847) и пр.;
«Сцены политической жизни»
«Случай из времён террора» (1842) и др.
;
«Сцены военной жизни»
«Шуаны» (1829) и «Страсть в пустыне» (1837);
«Сцены деревенской жизни»
- «Лилия долины» (1836) и др.
- В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (Modeste Mignon, 1844), «Кузина Бетта» (La Cousine Bette, 1846), «Кузен Понс» (Le Cousin Pons, 1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (L’envers de l’histoire contemporaine, 1848).
- «Философские этюды» представляют собой размышления о закономерностях жизни: «Шагреневая кожа» (1831) и пр.
Наибольшая «философичность» присуща «Аналитическим этюдам». В некоторых из них, например, в повести «Луи Ламбер», объём философских выкладок и размышлений многократно превышает объём сюжетного повествования.
Личная жизнь Оноре де Бальзака
В 1832 году познакомился с Эвелиной Ганской (овдовевшей в 1842 году), с которой венчался 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847-1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне (ныне — село в Ружинском районе Житомирской области, Украина).
- Романы Оноре де Бальзака
- Шуаны, или Бретань в 1799 году (1829)
Шагреневая кожа (1831)
Луи Ламбер (1832)
Евгения Гранде (1833)
История тринадцати (1834)
Отец Горио (1835)
Лилия долины (1835)
Банкирский дом Нусингена (1838)
Беатриса (1839)
Сельский священник (1841)
Баламутка (1842)
Урсула Мируэ (1842)
Тридцатилетняя женщина (1842)
Утраченные иллюзии (I, 1837; II, 1839; III, 1843)
Крестьяне (1844)
Кузина Бетта (1846)
Кузен Понс (1847)
Блеск и нищета куртизанок (1847) - Депутат от Арси (1854)
- Повести и рассказы Оноре де Бальзака
- Дом кошки, играющей в мяч (1829)
Брачный контракт (1830)
Гобсек (1830)
Вендетта (1830)
Прощай! (1830)
Загородный бал (1830)
Супружеское согласие (1830)
Сарразин (1830)
Красная гостиница (1831)
Неведомый шедевр (1831)
Полковник Шабер (1832)
Покинутая женщина (1832)
Красавица Империи (1834)
Невольный грех (1834)
Наследник дьявола (1834)
Жена коннетабля (1834)
Спасительный возглас (1834)
Ведьма (1834)
Настойчивость любви (1834)
Раскаяние Берты (1834)
Наивность (1834)
Замужество красавицы Империи (1834)
Прощённый мельмот (1835)
Обедня безбожника (1836)
Фачино Кане (1836)
Тайны княгини де Кадиньян (1839)
Пьер Грассу (1840) - Мнимая любовница (1841)
- Экранизации Оноре де Бальзака
Блеск и нищета куртизанок (Франция; 1975; 9 серий): режиссёр М. Казнёв
Полковник Шабер (фильм) (фр. Le Colonel Chabert, 1994, Франция)
Не стоит трогать топор (Франция—Италия, 2007)
Шагреневая кожа (фр. La peau de chagrin, 2010, Франция)
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Balzac.php
10 историй из жизни Бальзака
Нищета, роман в письмах, прятки с кредиторами, мнимое безумие и фиктивный Рафаэль
Подготовила Ася Чачко
Оноре де Бальзак. С литографии Г. Дагобера. XIX век © Bridgeman Images / Fotodom
О чердаке
Родители Оноре де Бальзака прочили ему юридическую карьеру. Однако, сдав экзамены на первую ступень бакалавра права, он бросил учебу и работу клерка и объявил семье, что намерен стать великим писателем. Это решение, конечно, сильно огорчило родителей.
Тем не менее они согласились финансировать его в течение двух лет, за которые он должен был либо добиться успеха, либо образумиться. В августе 1819 года Бальзаку сняли обшарпанную комнатку на чердаке на восточной окраине бедного парижского квартала Маре.
Об этом времени существует литературный анекдот: один парижский книготорговец прослышал про Бальзака — начинающего, но подающего большие надежды автора — и решил предложить ему три тысячи франков за будущий роман.
Разыскивая адрес писателя, издатель выяснил, что тот живет в бедном квартале Парижа, и, поняв, что автор — человек небогатый, решил скинуть цену до двух тысяч франков. Подойдя к дому, он увидел, что Бальзак снимает один чердак, и решил предложить писателю 500 франков.
Когда же издатель зашел в жилище и застал хозяина макающим хлебный мякиш в стакан воды, цена за роман упала до 300 франков, на которые Бальзак написал роман «Последняя фея, или Новая волшебная лампа».
На самом деле «Последнюю фею» Бальзак издал несколько лет спустя на деньги своей любовницы — мадам де Берни. «Женщина помогла мне напечатать 500 экземпляров, которые затем три года пылились на полках книжного магазина!» — вспоминал Бальзак позднее.
Но атмосферу того чердака история про книготорговца передает правдиво. Современники вспоминали, что в обшарпанной комнате были шаткий стол и стул, из которого сыпалась солома, кровать, кое-как прикрытая грязными занавесками, и огарок сальной свечи в бутылке.
А из еды — только хлеб, орехи, фрукты и вода, набранная в ближайшем фонтане.
О воровстве
Однажды ночью в квартиру к Бальзаку проник вор и стал взламывать замок в ящике его письменного стола, надеясь найти там деньги. Вдруг из темноты раздался громкий смех. «Любезный, вы зря рискуете, пытаясь в ночи найти то, что мне не удается найти даже при свете дня», — сообщил Бальзак со своей кровати.
О тайном обществе
За два года, на протяжении которых родители согласились его содержать, Бальзак не добился никаких серьезных успехов и был вынужден переехать в родительский дом в Вильпаризи. В этот период он наконец начал печатать (под псевдонимом) легковесные женские романы и даже добился некоторого финансового успеха.
Однако в 1824 году 25-летнего Бальзака постигла первая неудача, которую он называл своим Ватерлоо: роман «Аннета и преступник» с треском разгромили на страницах журнала Feuilleton littéraire. Та же участь постигла новое издание «Последней феи».
Для того чтобы переломить полосу неудач, Бальзак придумал тайное общество и назвал его «Красный конь» — в честь дешевого ресторана рядом с Ботаническим садом, где он провел первое заседание.
Целью общества, членами которого были литераторы, друзья Бальзака, было проникать в разные газеты и жюри, писать друг о друге положительные статьи, продвигать друг друга во Французскую академию, награждать друг друга медалями и в конце концов всем обществом разбогатеть и добиться признания. Впрочем, дальше совместных пирушек и проталкивания хвалебных статей о самом Бальзаке дело не пошло.
О рецензировании
В 1829 году в журнале Mercure de France Бальзак увидел объявление о выходе своего трактата «Физиология брака». Сообщалось также, что в следующем номере можно будет прочитать рецензию на него. Бальзак отправился к рецензенту Mercure de France Полю Лакруа — чтобы убедиться, что тот понимает все величие трактата.
Для верности Бальзак написал и собственную рецензию, которая была опубликована в номере от 23 января 1830 года: «Живой, красочный, живописный стиль, остроумный и язвительный, приятные анекдоты, еще приятнее от того, что их рассказывают целиком.
Мы искренне рекомендуем этот любопытный труд, в котором мысль смелее ее воплощения и который, подобно „Физиологии вкуса“ Брийя-Саварена, придется по вкусу всем».
После выхода «Физиологии брака» Бальзак действительно стал видной фигурой в светском и литературном Париже. Поклонницы осыпали его письмами — по некоторым подсчетам, их общее число превысило десять тысяч.
Об Эвелине Ганской
Роман «Шагреневая кожа» стал литературным событием 1831 года. В начале 1832 года Бальзак получил письмо, подписанное «Чужеземка», без обратного адреса. Отправительницу расстроили «цинизм» и «атеизм» «Шагреневой кожи», и она просила автора взяться за ум.
Это письмо настолько поразило Бальзака, что он даже дал объявление в Gazette de France: «Г-н де Б. получил письмо, посланное ему 28 февраля. Он сожалеет, что ему не указали способ ответа, и, хотя его желания не того свойства, чтобы о них можно было писать здесь, он надеется по меньшей мере на то, что его молчание будет понято».
Весной Бальзак получил еще одно анонимное письмо. Завязалась переписка, в ходе которой постепенно выяснилось, что таинственная незнакомка — Эвелина Ганская, происходившая из знатного польского рода. Ее отец был сенатором Российской империи, она была замужем за графом Венцеславом Ганским и жила в имении Верховня в Волынской губернии.
Переписка Бальзака с Ганской продолжалась 17 лет. Сначала влюбленные ждали смерти графа, супруга Ганской, а затем — разрешения на брак с иностранцем от российского императора. Женой Бальзака Эвелина Ганская стала лишь за пять месяцев до смерти Бальзака.
«Возлюбленным быть проще, чем мужем, — так же как высказать удачную остроту по случаю проще, чем блистать остроумием на протяжении всего дня», — писал Бальзак в «Физиологии брака».
О безумии
Бальзак страдал от периодических приступов афазии — психического расстройства, название которому придумали лишь в 60-х годах XIX века.
Оно характеризуется сокращением способности вспоминать названия предметов при речи: «В разговоре я долго подыскиваю существительные и постоянно забываю, как что называется». В автобиографическом, по-видимому, романе «Луи Ламбер» Бальзак описывает отчасти собственное душевное расстройство.
После выхода книги в 1832 году по Парижу поползли слухи о том, что Бальзак сошел с ума. Именно в то время родился следующий анекдот. Однажды знаменитый немецкий ученый барон фон Гумбольдт обратился к знакомому парижскому врачу с просьбой позвать как-нибудь на ужин сумасшедшего. Доктор собрал гостей.
За столом барон увидел двух чудаков. Один был одет во все черное, сидел мрачнее тучи и не проронил за весь вечер ни слова. Другой, напротив, весь растрепанный и взъерошенный, болтал без умолку.
За десертом Гумбольдт наклонился к доктору и с благодарностью стал уверять его, что с большим интересом провел вечер, общаясь с его сумасшедшим гостем, и указал на взъерошенного человека. «Что вы! — воскликнул доктор. — Сумасшедший — это тот господин в черном. Ваш собеседник — это Оноре де Бальзак».
О паролях
Долги были постоянной проблемой Бальзака — как считается, с 16 лет: еще в 1815 году он покупал у консьержа пансиона, в котором учился, кофе в кредит.
С тех пор из долгов он практически не вылезал, несмотря на все свои попытки разбогатеть: Бальзак пробовал работать издателем, печатником, составителем подарочных изданий большого формата и популярных брошюр. Он даже придумал новый шрифт. Но все его начинания заканчивались очередным банкротством.
Литературных заработков не хватало — он очень много работал, но и очень много тратил. В марте 1835 года, скрываясь от кредиторов, Бальзак пропал: «Я взял топор и обрубил все канаты. Через три дня я скроюсь в келье, которая станет непроницаемой даже для моих родных».
Кельей была квартира на окраине Парижа. Бальзак потребовал выгородить себе звуконепроницаемый будуар: там он скрывался от кредиторов. Посетителей он просил запомнить несколько паролей: консьержу надо было сказать «Сейчас сезон для слив». В прихожей гости шептали слуге: «Я привез бельгийские кружева». И наконец, служанка должна была услышать: «Мадам Бертран в добром здравии».
О творческой потенции
Французский романист Эдмон де Гонкур как-то писал про Бальзака: «Наконец-то я убедился, что Гаварни Поль Гаварни — французский график и карикатурист, иллюстратор романов Бальзака.
не ошибся, говоря, что Бальзак изо всех сил старается экономно расходовать свою сперму. Любовные игры и милования-поцелуйчики — сколько угодно, но только не доводя дело до семяизвержения. Сперма для него — выброс чистого мозгового вещества, потеря через член творческой силы.
И я не знаю, по какому роковому стечению обстоятельств он позабыл свои теории, когда пришел к Латушу Анри де Латуш — французский поэт и писатель, редактор Le Figaro., крича: „Сегодня утром я потерял роман!“».
Бальзак сообщил Александру Дюма — сыну, что «ночь любви» стоит «половины тома». Впрочем, полагал Бальзак, «ни одна живая женщина не стоит двух томов в год».
О шести днях творения
Бальзака не оставляла надежда расплатиться с долгами с помощью литературы. «Полгода усердной работы, и я буду свободен», — писал он в августе 1834 года. «Рассуждая реалистически, мне нужен всего год, чтобы расплатиться со всеми долгами» — в декабре того же года. «Наконец я вижу голубое небо. Еще пять месяцев, и я буду спасен» — в октябре 1835 года.
«Если я не найду выхода через год, меня можно выкинуть, как выжатую губку» — в июне 1836 года. «Газета предложила 20 тысяч франков, если я представлю „Цезаря Бирото“ к 10 декабря… Должен признаться, мне доставит огромное удовольствие расплатиться через несколько месяцев с долгами, которые постоянно давят на меня вот уже девять лет» — в ноябре 1837 года.
За два года (1836 и 1837) он написал четыре романа, четыре повести, множество других произведений и журналистских статей. Зачастую ему приходилось работать с полуночи до шести утра, причем однажды он написал 15 тысяч слов за ночь — до этого его рекордом было 33 слова в минуту. «Я вынужден вечно творить! — расстраивался Бальзак.
— Даже Господь Бог творил всего шесть дней».
Об обюссонском гобелене
В 1837 году, едва избежав долговой тюрьмы, Бальзак купил земли в Севре, к юго-западу от Парижа, — свое поместье он называл «Ле Жарди».
Там он прятался от кредиторов и строил очередные несбыточные планы: собирался выращивать овощи, завести корову и снабжать молочными продуктами окрестные деревни, делать вино и завалить рынок дешевыми ананасами. В действительности его имение оставалось в разрухе и грязи.
Стены дома, в котором он жил, были голыми, и Бальзак писал на них углем: «Здесь обюссонский гобелен», «Здесь двери в трианонском стиле», «Здесь потолок, расписанный Эженом Делакруа», «Здесь мозаичный паркет, сделанный из редких пород дерева с Антильских островов».
Бальзак также мечтал о картинах Рафаэля, Тициана и Рембрандта. Ни одно из пожеланий так и не воплотилось в жизнь. Разочаровавшись в фермерстве, Бальзак пустился в еще одну безумную и окончившуюся провалом авантюру — в 39 лет он отправился на поиски серебряных рудников на Сардинии.
Источник: https://arzamas.academy/materials/479
Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака, биография
Оноре де Бальзак, биография
Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака
Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в г. Тур. У его деда хлебопашца была фамилия Бальса, но его отец став чиновником сменил ее на аристократическую – Бальзак.
С 1807 по 1813 года Бальзак обучался в Вандомском колледже, и именно здесь проявилась его любовь к литературе.
Переехав с отцом в Париж в 1814 г., он учился в частных учреждениях. В 1816 г. Он был вольным слушателем юридического факультета, одновременно работал писцом у нотариуса, через три года окончил факультет с дипломом бакалавра, но, не смотря на желания родителей, он не стал юристом, и посвятил себя литературе.
Поселившись в мансарде Оноре начал первую неудачную попытку писать, это была трагедия в стихах «Кромвель». Он также писал и издавал под псевдонимами различные остросюжетные романы и кодексы светского поведения. Некоторые из них были изданы под псевдонимом Ораса де Сент-Обрена. Вскоре он решил посвятить себя такому жанру, который бы помог в получении признания – им стал роман.
Первый его роман «Шуаны» вышел в 1829 году, но самым знаменательным в своем творчестве сам Бальзак считал роман «Шагреневая кожа», вышедший в 1830 году. Следующие произведения были объединены в эпопею «Человеческая комедия», эта эпопея и принесла автору известность. Бальзак очень любил аристократический стиль жизни.
Но, не смотря на это в его «Человеческой комедии» описаны все сословия тогдашней Франции, и не только городская жизнь, но и жизнь провинций и деревень. Оноре де Бальзак создал поистине неповторимое произведение, в котором типизировал все французское общество современное ему. Бальзак отошел от типичных романов, его не интересовала история, его не интересовали подвиги одного человека.
Он писал портрет настоящей Франции, всей Франции, без прикрас и романтики.
Он никогда не ждал вдохновения. Он был писателем-трудоголиком, работал по 12-14 часов. В огромных количествах употреблял кофе, который сам для себя готовил.
Его произведения это не благосклонность музы, а упорные исследования человеческой натуры, психологии общества, его быта и культуры.
Он сам в предисловии к «Человеческой комедии» проводит параллель между развитием животного мира и мира людей, отмечает, что становление личности и особенности развития во многом зависят от окружения и воспитания.
В 1832 г. Оноре де Бальзак получил письмо из Одессы от Эвелины Ганской, которая жила в Верховне под Киевом, они переписывались 18 лет. В марте 1850 г. Он женился на Эвелине, это были последние месяцы его жизни.
- 4 августа 1850 года Оноре де Бальзак скончался.
Источник: https://goldlit.ru/balzac-biography
Биография и творческая деятельность Оноре де Бальзака (стр. 1 из 3)
- Реферат
- на тему:
- Биография и творческая деятельность
- Оноре де Бальзака
- Выполнил: Ученик 9 А класса
- Новиков Иван Александрович
- Альметьевск 2007
Оноре де Бальзак (фр.
Honoré de Balzac) (Годы жизни: (8)20 мая 1799, Тур — (6)18 августа 1850, Париж) — известнейший французский писатель.
Он известен такими произведениями, как эпопея «Человеческая комедия», роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (1829), роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-31), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846) и многие другие.
Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (которые впоследсвтии изменил свою фамилию на Бальзак) был выходцем из богатой крестьянской семьи, он служил по ведомству военного снабжения. Свое мировоззрение, железную волю и отличное здоровье он унаследовал от своего отца.
Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х годов стал возводить свое происхождение к дворянскому роду. Он самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де».
(Настоящее имя Бальзака была Оноре Бальзак и только потом он начал себя называть Оноре де Бальзаком). Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему. Младший брат писателя Анри, был побочным сыном владельца соседнего замка.
Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется и атмосферой, царившей в его семье.
В 1807-13 годах, Бальзак был пансионером колледжа в городе Вандом. Впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер», который он писал в течении трех лет, с 1832 по 1835 год.
Чтения молодого Бальзака поразительно разнообразны: Рабле, мощный художник французского Возрождения, культ которого Бальзак пронес через все жизнь; плеяда французских классиков, особенно Мольер; фаланга просветителей, особенно Дидро и Руссо; английские и немецкие романтики, Стерн, Байрон, Вальтер Скотт.
Всякого рода приключенческие и фантастические модные романы – «разбойничьи», «кошмарные», «веселые»; современная поэзия; исторические, философские, научные труды – чего только не читал он.
Затем свое образование молодой Бальзак получает в Париже, он учится в Школе Права. Затем он решил остаться в Париже, когда его отец решает вернуться в провинцию. В юности он работал у нотариуса, готовясь стать либо нотариусом, либо поверенным.
Решив посвятить себя литературе, Оноре был лишен поддержки со стороны семьи, но это не мешало ему быть полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе, богатстве, о завоевании великого Парижа.
В 23—26 лет Оноре напечатал несколько романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся над средним уровнем романтических писаний того времени, и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений.
Обескураженный литературной неудачей, он увлекается коммерческими делами. В нем просыпается прожектер и предприниматель.
Он ставит опыты производства дешёвой бумаги, затем он затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825-1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но его издания не имели успеха.
Затем вступает компаньоном в типографию, надеясь — как он после говорил — нажить состояние и таким образом получить возможность целиком отдаться литературе и прославиться через неё. Но эта затея тоже не была удачной.
Также неудачно закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное древними римлянами. Однажды он купил загородный дом, но на его содержание у него не хватало денег, и ему пришлось его продать.
Бальзак оказался плохим коммерсантом. Разорившись и задолжав, он вернулся к литературе, вернулся на всю жизнь, чтобы в литературе выразить основную страсть французского буржуа и буржуазного интеллигента его времени: разбогатеть и прославиться. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах «Карикатура» и «Силуэт».
Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 первой книги подписанной именем Бальзак: «Шуаны, или Бретань в 1800 году». В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые, начиная с 1830, издаются выпусками под общим названием «Сцены частной жизни».
После этого Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил.
Он работает по 15-18 часов в сутки, садился за стол после полуночи и почти не оставлял пера до шести часов следующего вечера, прерываясь только для принятия ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.
«Я пленник идеи и дела, столь же неумолимых, как кредиторы…», «Я точно на поле битвы, и борьба идет жестокая..» -пишет он матери. Он подсчитывает, что, проработав тридцать ночей подряд, спал за весь месяц только шестьдесят часов.
В другой раз сообщает план – работать по двадцать четыре часа кряду, затем спать по пять часов, «это составит двадцать один с половиной час в сутки». Он возбуждает свою энергию потоками кофе, который разрушит его здоровье. Он называет это «жизнью в огне». Почти неправдоподобная, грозная эпопея его труда не может быть передана в немногих строках, она – в томах его переписки. «..Ежедневно у меня жар я плачусь жизнью!».
«Я выносил в своей голове целое общество» — не без гордости утверждал Бальзак. В словах этих не заключалось преувеличения.
По законам своего искусства художник в серии романов и повестей создал общество, в котором живут и борются люди всех классов, состояний, профессий, все психологические типы – мужчины и женщины; разыгрываются общественные бури и бури всех человеческих страстей.
Автор хотел и добился того, чтобы в его изображении общество «заключало в себе основу своего движения», чтобы законы развития ясно проступали в созданной им картине. Он называл это «соперничать с актами гражданского состояния».
В письмах он любил сравнивать себя с людьми самого разнообразного физического труда: каменщик, судостроитель, раб, вращающий жернова, резчик, литейщик, пахарь, садовник. В одном из поздних романов он скажет: художник «трудится как рудокоп, засыпанный обвалом».
О дальнейшем Бальзак сказал: «Главные события моей жизни – это мои произведения». Жизнь идет в схватках с бесчисленными замыслами, требующими воплощения, с уже изданными текстами, требующими совершенствования.
Буржуазная пресса постоянно его травила. Французская Академия дважды отвергла этого недостаточно респектабельного и совсем не «академического» автора.
В следующем году он пишет семь книг, среди них «Семейный мир», «Gobseck» (Гобсек), привлёкших широкое внимание читателя и критики. В 1831 публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина». Эти две книги высоко поднимают Бальзак над его литературными современниками.
В романе «Гобсек» ярко проявляется сгущение, гиперболизация как закон бальзаковского творчества. Искусство, писал он, это «сгусток природы», «концентрированная природа».
Чтобы лучше выявить огромную силу золота, Бальзак создает для своего Гобсека впечатляющее, рембрандтовское освещение, наделяет его недюжинным умом и проницательностью, эстетическим чувством. Герой повести не серый, не средний ростовщик.
Зато он и осознает свою власть над людьми так полно, наслаждаясь ею так глубоко, как не мог бы обычный процентщик. И говорит он об этой власти крылатыми, врезающимися в память словами. Деньги делает его режиссером многих и многих человеческих драм. Гобсек – французский «скупой рыцарь».
У рассказчика, молодого адвоката Дервиля, реакция на знакомство с Гобсеком – ужас перед жизнью и людьми. «Неужели все сводится к деньгам?» — спрашивает себя Дервиль.
Гобсек, этот выдающийся ум, сам становится жертвой своей страсти к стяжательству: она его иссушает и делает маньяком. В окончательной редакции повести Гобсек умирает в возрасте девяноста лет, оставив после себя горы гниющих товаров, разлагающихся лакомств, свернутых драгоценных картин; во всем кишат черви…
Бальзак считает увеличение масштабов изображаемого и яркую индивидуализацию типов необходимыми условиями художественной правды. «Задача не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать.
Ты не жалкий копиист, но поэт!» — учит в одной из его лучших повестей («Неведомый шедевр») мыслящий художник новичка.
Характерам должны соответствовать и события: необычайные, волнующие и в то же время – в своей глубокой сущности – реальные, типичные.
Бальзак впервые кладет в основу своих сюжетов не историю любви, отвлеченной от реальных жизненных обстоятельств, не отвлеченные преследования невинности условными злодеями, как это было во французском романе XIX века, а нечто совсем иное: обогащение и банкротство торговца, историю помещичьего имения, меняющего владельцев, спекуляцию земельными участками, финансовые аферы, борьбу вокруг завещания. В его романах это не отдельные эпизоды на периферии главного действия, а само главное действие. И в прозе буржуазного общества обнаруживается острый драматический интерес.
1832 год — рекордный по плодовитости. Бальзак публикует девять полных произведений, III и IV главы его шедевра: «Тридцатилетняя женщина» и триумфатором входит в литературу. Читатель, критик и издатель набрасываются на каждую новую его книгу.
Если ещё не реализована его надежда разбогатеть (так как тяготеет огромный долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), осуществлена зато его надежда прославиться, его мечта талантом завоевать Париж, мир. Успех не вскружил головы у Бальзака, как это случилось со многими его молодыми современниками.
Он продолжает вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки; работая до зари, он ежегодно публикует три, четыре и даже пять, шесть книг. Не следует однако думать, что Бальзак писал с особой лёгкостью.
Многие свои произведения он много раз переписывал, перерабатывал: некоторые свои произведения писал в течение ряда лет, по три, четыре главы в год. Так он писал «Тридцатилетнюю женщину» и другие.
Источник: https://mirznanii.com/a/135025/biografiya-i-tvorcheskaya-deyatelnost-onore-de-balzaka