Анализ стихотворения ахматова двадцать первое. ночь. понедельник (21 ночь)

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)
Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

История создания и тематика

Сложный для поэтессы период начался в 1917 году. Причиной тому была не только революция, сотрясавшая ее родную Россию, но и то, что разногласия с мужем случались все чаще и были все серьезней. Ахматова также начала сомневаться в наличии у нее таланта, хотя сборники ее поэзий были тепло приняты народом и литературными критиками.

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

История написания стихотворения напрямую связана с душевным состоянием Анны Андреевны и ее сильными переживаниями. Поэтесса чувствовала, что ее брак постепенно трещал по швам, он распадался.

Женщина была разочарована в себе, ведь позволила чувствам к мужу Николаю Гумелеву полностью ей завладеть, а сердце в итоге оказалось разбитым.

Анна была обманута в своих надеждах на эти отношения и теперь относилась к любви без былой страсти и дрожи.

Стихотворение опубликовано Ахматовой в год своего написания в сборнике «Белая стая», в котором Анна предстала перед читателем в совершенно новом поэтическом образе. Анна рассказывает о том, как разочаровалась в любви.

Это прекрасное чувство лирическая героиня пережила сполна, но после именно из-за него она стала несчастной. И потому поэтесса говорит о любви с некой иронией, словно считает саму идею ее существованием сказкой, придуманной кем-то однажды.

Но во время чтения произведения не уходит ощущение того, словно за всеми этими словами отречения на самом деле скрывается тихая грусть по потерянному чувству к когда-то любимому мужу.

Композиция произведения

Композиция стихотворения развивается линейно, что не позволяет читателю полностью познать внутренний мир лирической героини. Первая строфа не характерна для творчества Ахматовой. В ней она словно описывает время и место действия «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанье столицы во мгле». От этого создается ощущение, что Анна разговаривает сама с собой или делает запись в дневник. Этим женщина подчеркивает, как внезапно пришла к ней столь важная мысль — она решила, что любовь просто выдумка.

Идея, что любви не существует — результат личного опыта Ахматовой.

Продолжая идею, Анна говорит, что люди легко поверили в эту выдумку и до сих пор живут, веря в обман. Вторая строфа также наполнена разочарованием, поэтесса с презрением отзывается о свиданиях и всем, через что проходят влюбленные. Она утверждает, что никакой любви нет в этом мире, а верим мы в нее, только чтобы разнообразить обыденную жизнь.

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

В третьем завершающем четверостишье раскрывается основная идея о том, что лирическая героиня, потеряв веру в эту иллюзию, утратила и радость в жизни, возможность спокойного существования. Но в то же время Анна Сергеевна указывает, что это прозрение доступно не всем, да и сама она бы с радостью его не познавала.

Последние строчки стиха заставляют задуматься, что именно вложила в него Ахматова — она хотела высмеять всю высокую значимость любви или же это познание настоящего чувства, отличного от того, что поселилось в обычном сознании людей.

Ведь в тот период женщина часто встречалась с Б. Анрепом — он нравился ей, но чувство долга перед сыном и мужем так и не позволили ей начать с ним отношения.

Возможно, именно встреча с этим мужчиной породила в ней новое, неведомое ранее чувство.

Жанр и художественные приемы

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

Произведение относится по жанру к лирическому стихотворению. В нем Анна описала свои чувства через образ лирической героини. Она, казалось бы, столь молода, но уже успела разочароваться в главном — в любви и это стало причиной ее отчаяния. Стихотворение написано трехстопным анапестом. За счет этого автору удалось придать строкам форму размышления.

Проводя анализ стиха «21 Ночь. Понедельник.» Ахматовой, нельзя не отметить, что поэтесса сделала его чрезвычайно простым. Ею было использовано только два средства выразительности:

  • эпитет — «любовные песни»;
  • метафора — «и почиет на них тишина».

Эпитет при этом играет большую роль в стихотворении — он раскрывает всю ироничность нынешнего мировоззрения героини, которая до этого и сама радостно писала любовные песни.

Столь малое количество тропов акцентирует разбитое душевное состояние разочарованной в любви женщины, ведь ей не до высоких слов и крылатых выражений. И потому произведение не становится сухим или менее лиричным.

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/dvadtsat-pervoe-noch-ponedelnik.html

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник Ахматовой

Стихотворение Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»  с первой строчки завлекает и завораживает читателя, полностью погружая в свою таинственность. Это одно из самых ранних стихотворений, которое написала Анна Ахматова.

Поэтесса приступила к написанию произведения в 1917 году, так как именно с этого года начинается разрушаться тот мир, который до этого создавался на протяжении целого столетия. Большую роль сыграли происходящие события, это была первая мировая война, и наверно, самое главное, отречение царя от престола.

Казалось бы, все кончено, российский народ уже не будет иметь тот старый, привычный для него жизненный уклад. Чего ждать от завтрашнего дня? Какие грядут перемены? Увы, никто и не догадывался, что же их ждет на самом деле.

Поэтесса задается вопросом, во что теперь верить, или как можно во что-то верить, если абсолютно все придумано. Так может и любовь, на самом деле просто выдумки?

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник» это отголосок того, что героиня готова принять на себя тревогу, которая так быстро охватила все вокруг. Поэтесса обращается к человечеству, к обычной ночной тишине, это все находит себя в конкретных художественных действиях, которые Ахматова удачно применяет в стихотворении.

Вечные вопросы, терзающие героиню долгое время, находят свой ответ, только нам он, увы, не доступен. У женщины появляется осознание того, что наступает мир, в котором все первозданное разрушается, а правда становится, невыносимо горька, принося за собой лишь чувство огромной боли.

Темный, ночной город, тяжелые будни, все это сказывается и играет свою роль влюбленной женщины.

Как всегда, в стихотворениях Ахматовой отчетливо отображаются четкие окраски и перемены всего происходящего. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» конечно же, посвящено любви. Почти все стихи поэтессы описывают безответственную, непонятую, иногда безответную любовную линию. Ее герои то любят, то ненавидят.

Данный стих, словно образец переосмысливания любовных отношений самой Ахматовой. В нем проскальзывают нотки иронии по отношению к самой любви. Героиня смирилась с чувствами, она стала спокойней и рассудительней и даже темнота ночных улиц не слишком пугает ее. Да, ночь — тяжелое время, страхи будто бы стремятся вырваться наружу.

Все развлечения, которые ранее радовали героиню, остались позади, впереди лишь одиночество и неизвестность.

Вариант №2

Россия. 1917 год. Грядёт революция и беспорядки в стране. Год несомненно был тяжёлым, в том числе и для Анны Ахматовой. Дело не только в революции, в личной жизни тоже были проблемы: поэтесса все чаще и серьёзнее ссорилась с мужем, кроме того, Ахматова начала сильно сомневаться в своём таланте, хотя причин не было, ведь последние ее творения были хорошо восприняты публикой.

В 1918 году поэтесса окончательно расстаётся с супругом, с Гумилевым. Она разочаровалась в отношениях, но от любви Ахматова полностью не отказалась, она просто по другому начала смотреть на любовь, начала относиться к ней без прежнего трепета.

Даже будучи замужней женщиной, она стала встречаться с Анрепом в 1914 году, которому посвятит множество произведений из будущего сборника стихов “Белая стая». Сборник вышел в свет в 1917 году. В него входит стихотворение под любопытным названием “Двадцать первое.

Ночь. Понедельник”.

Стихотворение написано в лирическом жанре, в этот стих Ахматова вложила все свои размышления и чувства, она описывает своё разочарование в любви. В лирических стихах используется как правило трехстопный анапест, дабы придать произведению форму раздумья.

Именно данный прием и использовала поэтесса. Стих имеет линейное развитие, благодаря которому читатель может полностью увидеть душевный мир героини.

Читайте также:  Доклад как жили древние люди 5 класс (сообщение)

Уже с первой же строфы создаётся впечатление будто героиня разговаривает сама с собой, кроме того она отчаянно старается убедить себя в отсутствии любви на свете.

Чувство разочарования прослеживается и во второй строфе. Ахматова пишет о том, что множество людей просто выдумывают любовь, они просто живут с этой красивой сказкой, переживают из-за чувства, которого на самом деле не существует.

Автор использует малое количество средств выразительности, в стихе присутствуют всего лишь эпитеты и метафоры. Но стоит отметить, что столь малое количество средств отнюдь не лишает стих лиричности, напротив, оно лишь отчётливее показывает смятение женщины, у которой рухнула картина мира.

Тем не менее, последняя строфа говорит читателю о том, как поэтесса открыла тайну истинной любви, любви, которая доступна лишь некоторым людям.

По плану кратко

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

  • Анализ стихотворения Бунина На пруде
    Произведение написано в 1887 году, поэт в это время не слишком опытный. В стихотворении с первых строк говорится о ясном утре, недавно взошло солнце. Что такое благополучие? Когда человек рад? Какие факторы существования заполнены истинной
  • Анализ стихотворения Бунина Полевые цветы
    В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
    В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал
  • Анализ стихотворения Бальмонта До последнего дня
    Среди величайших поэтов в серебряном веке есть и Константин Бальмонт. Он, кстати, самый первый популярный поэт-символист России. Ещё его можно назвать тонким и лирическим певцом. Поскольку стихотворения Бальмонта красивые
  • Анализ стихотворения Вознесенского Сага
    История создания. Стихотворение было написано Вознесенским в 1977г. Строки стихотворения легли в основу романса в рок-опере «Юнона и Авось». Стихотворение имеет под собой реальную историческую основу.

Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/dvadczat-pervoe-noch-ponedelnik

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

Свое произведение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматова написала в 1917 году, когда обстановка в России была достаточно напряженной. Личная жизнь поэтессы не имела успеха и возникали некоторые сомнения относительно своего творческого мастерства.

Тематика стихотворения лаконична и проста. Оно несёт в себе полное разочарование в существовании любви и переосмысление некоторых ценностей. Ахматова говорит иронически об этом чувстве, которое принесло ей боль и страдания.

Первое четверостишие имеет свое начало с точной констатации числа, времени и дня недели. Оформлено это все в рваном ритме, создается впечатление будто читаешь телеграмму. Но далее идёт строчка полная умиротворения, отражающая то, что видит поэтесса подойдя к окну. И появляется чувство, что становишься невольным слушателем чужого письма.

Дальше можно понять, что поэтесса разговаривает сама с собой, она сетует, что только бездельник мог выдумать любовь. Анне в то время было лишь 28 лет, а она уже переживает душевную драму.

Второй катрен пронизан досадой того, что все поверили тому, кто придумал любовь. Так и живут с бессмысленной верой в эту бестолковую сказку.

Заключительная часть стихотворения содержит главную мысль автора. Поэтесса случайно узнав о том, что любви нет, вынуждена теперь страдать и это не даёт ей спокойно жить.

Ощущение лирического размышления создается путем написания текста в размере трехстопного анапеста, ритм которого способен создать подобное чувство.

Ахматова пишет это произведение намеренно простым, использовав для него лишь пару выразительных средств. Эпитет «любовные песни» и высокопарную метафору «почиет на них тишина». Такая простота подчеркивает душевное безразличие страдающей героини.

Пережитая любовная драма меняет главную героиню. Происходит её становление как мудрой женщины, спокойно относящейся к чувствам. Нет, она не потеряла веру в искренность любви, ей просто удалось переосмыслить свое отношение к ней, которое обрело более земное понимание.

В стихотворении идёт одна линия рассуждения. Гармония между формой и содержанием появляется засчет логично выстроенных предложений.

Все введенные в повествование образы очень просты по своей сути. В этом и заключается вся особенность поэтического стиля Ахматовой, которая может наполнить любой образ смыслом и эмоциональной составляющей.

Анализ 2

В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием «Белая стая», которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений.

Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том «Белая стая». Где хорошо отражены, какие происходят перемены, претерпела, поэтессы.

Начинается с речевого оборота – парцелляции, показывающие интонационное деление высказанной мысли на небольшие части, и звучат как самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости.

Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени.

Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, — может от лени своей, может от того, что нечем заняться.

В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств.

Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.

Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала.

Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных.

Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.

Вариант 3

Стихотворение представляет собой одну из составных частей поэтического сборника автора под названием «Белая стая» и отличается автобиографичностью, связанной с личными переживаниями поэтессы.

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини.

Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.  

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

Использование одной линии авторских рассуждений позволяет достичь поэтической гармонии, сочетающейся логично выстроенными предложениями с включением в повествование простых образов.

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник по плану

Анализ стихотворения Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник (21 ночь)

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/dvadcat-pervoe-noch-ponedelnik-21-noch

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году — году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: всё больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании.

Читайте также:  Сочинение на тему дом моей мечты

Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени и места. И затем — длинная и более мягкая строка: «очертанья столицы во мгле».

Как будто Ахматова в разговоре с кем-то (или в начале письма) назвала дату, своим чутким слухом уловила стихотворный ритм, подошла к окну — и дальнейшие слова стали выплёскиваться сами собой.

Именно такое впечатление возникает после прочтения первого четверостишия, и даже брезжится смутное отражение поэтессы в тёмном оконном стекле.

«Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.» Это — разговор женщины с самой собой, ещё молодой (Анне Андреевне было только двадцать восемь), но уже столкнувшейся с драмой.

И вторая строфа вся пронизана разочарованием. Бездельнику, выдумавшему любовь, «все поверили, так и живут». И вера эта, и поступки, с ней связанные, — бессмысленная сказка, по мнению лирической героини. Наподобие той, в которую верили люди несколько веков назад, про трёх китов и черепаху. И поэтому следующая строфа, кроме печали, проникнута ещё и торжеством.

«Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина» — слово «иным» вполне могло быть изначально «избранным», если бы позволил размер. По крайней мере, смысл вкладывается именно такой. «И почиет на них тишина» — как благо, как свобода от иллюзий.

В этом месте голос лирической героини звучит наиболее твёрдо и уверенно. Но две последние строчки рождают другое ощущение: как будто их произносит совсем молоденькая девушка, потерявшая какой-то ориентир, забывшая что-то важное.

«Я на это наткнулась случайно, И с тех пор всё как будто больна.

» Что это, если не сожаление? Если не понимание того, что утраченная иллюзия, та самая открывшаяся «тайна» забрала главную радость жизни? Недаром эти последние слова отделены от спокойных, уверенных строчек многоточием. И торжествующая правота сменяется тихой печалью.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом — размером, наиболее подходящим к размышлениям и лирике. Лиричностью проникнуто всё произведение, несмотря на подчёркнутое отсутствие изобразительно-выразительных средств.

Высокопарная метафора «и почиет на них тишина» кажется чужеродным элементом, словами, принадлежащими не лирической героине, а той холодной и разочарованной женщине, которой она представляется.

Но истинный, мягкий и печальный голос, звучащий в последних словах, разом опрокидывает громоздкие конструкции во славу разочарования и оставляет у читателя впечатление утраты и жажды любви.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • По произведению: «Двадцать первое Ночь Понедельник»
  • По писателю: Ахматова Анна Андреевна

Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/348-dvadtsat-pervoe-analiz

О стихотворении а. ахматовой “двадцать первое. ночь. понедельник…”

В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой ее трудно выделить особо, потому что все, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви.

“Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” – одно из ранних стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу “Белая стая”. Стихотворение можно разделить на две контрастные части.

Начало – четыре стихотворения на две строки – характерно для Ахматовой. И с первых же слов стихотворение завораживает,

завлекает, заинтересовывает своей тайной:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

Ахматова воссоздает ощущение течения времени, властно определяющего судьбу человека. В ее ранних стихах это находило выражение в столь часто встречающейся у нее прикрепленности происходящего к точно – по часам – обозначенному моменту. Понедельник – тяжелый день.

Может быть, именно поэтому следующие слова о любви так необычны.

Привлекает внимание “прерывистость” первых строчек. Этот прием придает стихотворению интонационную экспрессию. В таком начале чувствуется и связь с Блоком (“Ночь.

Улица. Фонарь. Аптека…”), с которым поэтессу связывала большая дружба.

Дробление стиха на части (назывные предложения) передает состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни. Каждая лирическая деталь, выраженная существительным, включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему все детали соединяются в общую картину. Вместе с тем здесь четко обозначены время и место действия – героиня задумалась о любви, глядя на “очертанья столицы во мгле”.

  • В первой части отрицается любовь, считается, что все это просто чьи-то выдумки. Тем не менее все в это поверили и уже не могут жить без любви:
  • И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки
  • И любовные песни поют.

По мнению одного из современных исследователей творчества Ахматовой, “излюбленный прием автора – отрицанием какого-либо положения обращать на него особое внимание и заставить думать обратное”. Возможно, и в этом стихотворении мы сталкиваемся с таким приемом. Легкость и веселость первой части преодолевается, исчезает после того, как мы произносим “но” третьей строфы.

Союзом “но” Ахматова противопоставляет третью строфу предыдущим.

Если первая часть (особенно вторая строфа) отличается сдержанностью выразительных средств (отсутствие эпитетов и каких-либо других тропов), употреблением нейтральной лексики (общеупотребительные слова: “столицы”, “на земле”, “поверили”, “живут” и другие) и слов с явно пренебрежительной окраской (“какой-то бездельник”, “от лености или со скуки”), определяющих отношение героини к поступкам “бездельника” и “всех”, то во второй части картина меняется. Здесь открывается внутреннее состояние самой героини, а возможно, и самого автора. Ее голос приобретает “всемирность” звучания, которое достигается романтически окрашенным словом “тайна” и метафорой “почиет тишина”. Так утверждается великая сила любви, ее чистота и возвышенность. “Всемирность”, открытость миру обеспечивается также открытыми рифмами третьей строфы:

Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Многоточие, следующее за словом “тишина”, заставляет остановиться, задуматься; возможно, автор что-то недоговаривает, ведь от многословия блекнет все, тем более любовь-тайна, любовь-тишина. Стоит обратить внимание на ту “тишину”, которая создается здесь. Три строки начинаются с гласных ( И, я, и ), много слов со стечением гласных (но иным, открывается, почиет, на это).

Прекрасно обрамление этой строфы – начинается с “но”, и каждая строка кончается на “-на”, “-на”, “-но”, “-на”. Вдобавок к этому каждая строка и внутри имеет: первая – Ны, вторая – Ни, третья – На, на, Но. Так создается благозвучие, напевность, таинственная музыка любви, на которую героиня “наткнулась случайно”.

Aхматова пишет в одном стихотворении: “А в книжках я последнюю страницу // Всегда любила больше всех других…” И в ее собственных стихах именно концовка или последняя строфа, строка частенько вдыхают в стихи особую жизнь, и они начинают излучать энергию. Нет, любовь – тайна, хотя и боль. Это только “бездельник” и только в “понедельник” может сочинить, что любовь выдумана людьми “от лености или со скуки”.

(No Ratings Yet) Loading… О стихотворении а. ахматовой “двадцать первое. ночь. понедельник…”« Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/o-stixotvorenii-a-axmatovoj-dvadcat-pervoe-noch-ponedelnik/

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» А. Ахматова

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анна Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,

  • Что бывает любовь на земле.
  • И от лености или со скуки
    Все поверили, так и живут:
    Ждут свиданий, боятся разлуки
  • И любовные песни поют.
  • Но иным открывается тайна,
    И почиет на них тишина…
    Я на это наткнулась случайно
  • И с тех пор все как будто больна.
Читайте также:  Мартин иден - краткое содержание романа джека лондона

В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой «Белая стая», считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный.

Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество отзывов книга все-таки получила. Большинство критиков отметили стилевое отличие «Белой стаи» от «Вечера» (1912) и «Четок» (1914).

Слонимский считал, что стихотворения, вошедшие в третий сборник Ахматовой, отмечены новым углубленным мировосприятием, обусловленным победой духовного начала над чувственным, в крайней степени женственным. По мнению Мочульского, в «Белой стае» поэтесса становится более сильной, строгой, суровой.

В ее творчестве появляется образ Родины, слышится эхо войны. Пожалуй, главная особенность сборника – полифония, о которой писали многие исследователи ахматовской лирики.

Небольшое стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», датированное 1917 годом, входит в сборник «Белая стая». На его примере четко видно, какие изменения претерпел мотив любви в поэзии Анны Андреевны.

Первое четверостишие начинается с парцелляции — речевого приема, представляющего собой интонационное деление высказывания на отрезки, которые графически обозначаются как самостоятельные предложения. Использование этого тропа позволяет Ахматовой добиться большей эмоциональности, выразительности, яркости.

Создается впечатление, что начальная строка стихотворения — отрывок из телеграммы. Все кратко, все по делу — только обозначение времени, ничего лишнего, никаких подробностей.

Поначалу кажется, что к любви лирическая героиня стихотворения относится с явной иронией. По ее словам, факт существования этого чувства на земле сочинил какой-то бездельник. Остальные люди ему поверили — то ли от ленности, то ли от скуки. В «Белой стае» лирическая героиня уже не с таким трепетом относится к любви. Исчезло волнение, порождаемое первым чувством.

Не стало той девушки, что сжимала руки под темной вуалью, надевала на правую руку перчатку с левой руки, бежала за бесконечно обожаемым мужчиной до ворот, обещала умереть, если он уйдет. Пережитые любовные драмы навсегда изменили ее, сделали спокойней и мудрее. Впрочем, не стоит думать, что она отказалась от самого прекрасного чувства на земле.

Скорее, лирическая героиня полностью переосмыслила его. Любовь осознается ей как тайна, доступная только избранным людям. Постижение истины приносит им покой («почиет на них тишина»). Героине стихотворения случайно посчастливилось попасть в круг тех «иных».

Любовь как болезнь, любовь как тайна — вот то новое восприятие, которое открывается читателям в третьем сборнике Ахматовой.

На книгу «Белая стая» повлияли не только трагические события, происходившие в России, но и отношения Анны Андреевны с русским художником-монументалистом и литератором Борисом Анрепом, который большую часть жизни провел в Великобритании. Поэтесса познакомилась с ним в 1914 году. До отъезда Анрепа из Российской империи влюбленные часто виделись.

Ахматова посвятила Борису Васильевичу порядка тридцати стихотворений, значительная часть из них вошла в сборник «Белая стая». Последняя встреча Анны Андреевны с Анрепом состоялась в 1965 году, в Париже, после чествования поэтессы в Оксфорде.

Борис Васильевич потом вспоминал, что образ когда-то любимой женщины показался ему столь же юным, свежим и очаровательным, как и в 1917 году.

Источник: https://pishi-stihi.ru/dvadcat-pervoe-noch-ponedelnik-ahmatova.html

Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» (восприятие, истолкование, оценка)

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Разное / Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» (восприятие, истолкование, оценка)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    К раннему творчеству Анны Андреевны Ахматовой относятся сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник». В них поэтесса постепенно определила свое отношение к любви. В «Вечере» — это «влюбленность» в саму любовь, в «Четках» — страсть и забава. Последние же две книги она любила намного сильнее, но не потому, что в них больше стихов, которые А.

Ахматова считала «лучшими», а потому, что в зрелые годы не любила себя такой, какой запечатлели ее «Четки».
    В «Белой стае» — это уже не легкомысленная дама в лиловом, а героиня, знающая, что такое любовь, и любовь не ко многим, а к одному единственному.

И хотя человек, которому посвящены сборники «Белая стая» и «Подорожник» — Борис Васильевич Анреп – оказался недостойным этой великой земной любви самой прелестной женщины «серебряного Петербурга», стихи, вошедшие в эти две книги, не утратили своей первозданной свежести.     Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», написанное в 1917 году, вошло в сборник «Белая стая».

Оно является ярким образцом переосмысленного Ахматовой отношения к любви. В нем можно увидеть иронически интонации по отношению к этому чувству:
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле.
    Здесь ахматовская героиня предстает перед нами уже спокойной, иронично смирившейся с любовью, живущей в ее сердце, она лишь «как будто больна».

Эта фраза подчеркивает отличие внутреннего состояния героини «Белой стаи» и «Вечера». Здесь мы уже не встретим порывисто сжатых рук «под темной вуалью», «ее», бегущую за «ним» до ворот, кричащую: «Уйдешь, я умру».
    Все в анализируемом стихотворении уже дышит внешним спокойствием, осмысленностью и внутренней напряженностью. Любовь теперь для лирической героини А.

Ахматовой – это не чувство, возникшее «от лености или со скуки», это «тайна», которая открывается немногим. Она не просто побуждает людей ждать свиданий, бояться разлуки и петь любовные песни, а переживается глубоко внутри, как болезнь. Таковы были размышления поэтессы в период создания сборника «Белая стая».     Но, несмотря на изменения, произошедшие во взглядах А.

Ахматовой, по форме их выражения стихотворение остается, безусловно, «ахматовским».     Оно начинается односоставными предложениями-символами, напоминающими деловой, сжатый стиль эпического рассказа:
    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
    Очертанья столицы во мгле.

    Это повествование неожиданно прерывается эмоциональным восклицанием, совершенно противоположным первым двум строкам по стилистической окраске:
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле.

    Такое употребление неодинаковых по стилю фраз показывает нам умение Ахматовой эмоционально наполнить свою речь, заинтриговать читателя и дать стиху совершенно неожиданное продолжение.     Второе четверостишие пронизано иронией над чувством, которое большинство поэтов воспевало, облекая свои внутренние переживания в символическую форму.

Ахматова же описывает любовь как нечто весьма материальное, складывающееся из того, что:
    Все поверили, так и живут:
    Ждут свиданий, боятся разлуки
    И любовные песни поют.
    Но это совсем не значит, что поэтессе чужды высокие чувства и сильнейшие душевные переживания.

Мы убеждаемся в этом в последнем четверостишии, которое раскрывает ее истинное отношение к любви:
    Но иным открывается тайна…
    Я на это наткнулась случайно,
    И с тех пор все как будто больна.
    Все это составляет особенность стиля А.Ахматовой, неповторимость которого заключается в способности рисовать обыкновенные образы, максимально наполняя их многогранным смыслом и эмоциональностью.     Стихотворение состоит из двенадцати строк, не разделенных на строфы. Это создает впечатление единой линии рассуждений поэтессы. Единство формы и содержания достигается логично построенными предложениями, не имеющими налета надуманности и четко уложенными в рамки ритма. Все это позволяет легко читать стихотворение и постигать его смысл, соглашаться с автором или нет.

    Я согласна (согласен) с А.Ахматовой, что любовь – это «тайна», это «болезнь», которая поселяется внутри человека «случайно». И, хотя я еще не испытывал (а) такого сильного чувства, я все же надеюсь, что оно откроется мне не «от лености или со скуки», а как пришло оно «иным», одной из которых является не мыслящая себя без любви Анна Ахматова.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Разное / Стихотворение А.А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» (восприятие, истолкование, оценка)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00028801184864196724

Ссылка на основную публикацию