Анализ стихотворения пушкина пророк 9 класс

«Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.
  • Метафоры – «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
  • Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».
  • Сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания произведения связана с печальным событием – расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей.

После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость.

Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой.

Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов.

Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр – элегия, так как автор размышляет над вечной философской проблемой. В произведении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, мужские и женские рифмы.

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая.

Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения – «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 222.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok.html

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов.

Большинство из них были друзьями поэта, поэтому их задержание и последующее наказание очень его огорчили. Под влиянием смешанных и бурных чувств несправедливости и обиды, Пушкин пишет это стихотворение.

Неудивительно, что оно получилось довольно зловещим и мрачным.

В стихотворении описывается человек, идущий один по пустыне. Как вдруг его одиночество нарушает шестикрылый серафим. Он очищает путника с помощью физического страдания, даже вырывает язык и рассекает мечом грудь, показывая, что у людей грехи накоплены везде.

Еще серафим вставляет человеку вместо вырванного сердца пылающий огнем уголь. Для путника эти мучения не прошли даром. Он лежал подобно трупу в пустыне, но внезапно голос с небес воззвал к нему.

Бог объявил его пророком и отправил наказывать остальных людей за их грехи.

Пушкин употребляет в произведении много устаревших церковных слов, дабы уподобить его некой древней легенде. Надо отметить, что ему это удалось.

Поэт преподносит в этом стихотворении жестокую правду о том, что нет безгрешных. Что даже пророк, которого избрал сам Господь, в прошлом был самым обычным земным человеком. Шестикрылый серафим очистил каждый участок его тела, прежде чем путник возвысился над остальными людьми.

Миссия пророка заключается в том, чтобы наказать виновных и грешных.

Автор держит обиду на правительство, которое подвергло страданиям его большинство его друзей, бывших декабристов. Их убили или сослали в Сибирь. Александр Сергеевич верит, что это было совершенно неоправданно и несправедливо и что невиновные люди будут отмщены пророком.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка.

Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей.

Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного.

Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло. Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера.

Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора — боль от потери близких друзей и протест.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина для 9 класса

Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году и представляет собой мнение Пушкина на призвание поэта и его обязанности.

Конечно, главная мысль стихотворения — затронуть тему поэта и поэзии. Поэт представляется неким пророком, а его работа в поэзии — легендой.

Пушкин в своем стихотворении «Пророк» ясно и четко описал, какими качествами должен обладать поэт, чем должен отличаться от обычного человека. Описывая это, Пушкин делает акцент на библейскую мифологию.

По мнению Пушкина, у поэта должна быт цель, ради которой он должен творить, которая дополняет и придает смысл его работам. Но кроме этого, поэт должен передавать действительность, описывать жизнь без маски, даже самые суровые и жестокие моменты жизни передавать такими, как они есть.

В то время, когда был написано стихотворение, были наказаны многие декабристы. Поэтому в стихотворении «Пророк» можно найти и отсылки к этому моменту.

Затрагивать словом и строкой душу людей — несомненно главное предназначение поэта, не быт лояльным к проблемам общества и мира.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении использует следующие выразительные средства для передачи смысла, который заложил в стихотворении «Пророк»:

Первое, это конечно, метафоры. Например, «глаголом жги сердца людей». Далее эпитеты и перифраз. Если еще глубже рассматривать данное стихотворение Пушкина, то можно назвать его монологом. Поэтому виден ораторский стиль.

Рассматривая стихотворение в более широком свете, то можно сказать «Пророк» занимает культовое место. В сложный период для России Пушкин не побоялся изобразить в своем творении правоту декабристов (и их взглядов), которые были казнены.

В стихотворении читатель может заметить то, как поэт меняется со временем. Сначала поэт ничем не отличается от других, а в конце, после встречи с посланником, преобразовывается, находит новый смысл для себя и понимает для чего нужно творить.

В заключении можно сказать, что данное стихотворение поднимает проблему предназначения поэта и поэзии, которое заключается в том, чтобы донести до других людей только правду и истинный смысл, не боясь последствии. Поэт должен интересоваться событиями и в своих произведениях не должен передавать лож.

Поэт отличается от обычного человека тем, что своим пером может изменить мир и донести до других правильное понимание происходящего.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/prorok-9-klass

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс

Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством. Именно в это время многие друзья, нужно добавить довольно близкие друзья поэта были расстреляны или отправлены в ссылку.

Данным произведением поэт хотел, как бы дать отпор власти на их жестокие действия. Только вот данный отпор был как бы зашифрованным, так, как открыто, дать отпор власти Пушкин просто не имел права, да ему и не дали бы этого сделать.

  • Анализируя данное произведение можно сделать вывод, что главный герой не чувствует себя обделенным или оскверненным тем, что творится вокруг него, но в тоже время ему неприятно, больно и тяжело смотреть на произвол, который творится в стране.
  • Именно поэтому он становится избранным, пророком, который может наказывать и карать людей, поступающих подло и несправедливо.
  • Данное произведение наполнено большим количеством различных эпитетов, и других литературных приемов, которые помогли поэту сделать данное стихотворение ярким, красочным и очень запоминающимся.
  • Нужно так же заметить, что в данном произведении Пушкин очень часто использует союз «и», которым старается показать как едино все происходящее вокруг.

В заключении хотелось бы еще добавить, что данное стихотворение очень точно передало чувства и эмоции поэта, его отношение ко всему.

Дело в том, что Александр очень сильно и болезненно переживал всё происходящее с его друзьями, но открыто не мог ничего предпринять, и поэтому ему ни чего не оставалось, кроме как передать все свои чувства на бумагу.

Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина

Стихотворение «Пророк», написанное в 1826г., как  душевный порыв на события связанные с декабристами и в период  трудностей самого поэта, когда он находился в ссылке в Михайловском.

  Стихотворение, безусловно,  является примером философской лирики, созданное в жанре оды, что доказывает использование старославянской высокопарной лексики  и описания момента, данное произведение как нельзя лучше   объясняет истинное назначение поэта и его творчества на этой земле.

За счет использования столь необычной формы написания, а именно, визуального слияния лирического героя и поэта, многие товарищи стали скептически относиться к личности Пушкина, посчитав его слишком высокомерным, ведь он прировнял себе к  тому, кого избрал сам Бог. Но, обратившись к глубокому анализу текста, становится понятно, что Пушкин ничуть не пытается возвысить свою персону, напротив он   указывает истинный путь  каждого из служителей пера.

Читайте также:  Сочинение на тему квн

Четырехстопный ямб без деления на строфы, подчеркивает определенную ритмику стихотворения, а так же наиболее глубоко  передают переживания лирического героя.

Использование библейского сюжета и привлечение в текст конкретного библейского персонажа — серафима, одного из самых верных ангелов Господа, волю которого он исполняет, выбрав странника и наделив его столь  великими дарами, так же обусловлено  спецификой жанра.   Условно стихотворение можно разделить на три части.

В первой части  теста  лирический герой  представлен скитальцем,  он жаждет  духовного наполнения.  Всего лишь в одном предложении создается столь яркий образ.  

Вторая часть описывает  встречу  с посланником небес, а значит,  каждый поэт заведомо избран  свыше. 

Третья часть — преображение лирического героя из простого странника, в глашатая божественной воли.  Но не все так просто, для этого, обычному человеку необходимо пережить ряд трансформаций.

 Для начала у него обостряется слух и зрение, за счет чего он получает возможность узреть этот мир  совершенно под другим углом, уловить то, что не доступно каждому из нас.

После  ангел вырывает язык, который назван эпитетами – празднословный, грешный и лукавый, потому что именно язык человека   лежит у истоков самых страшных грехов, за счет него мы можем врать, льстить, сквернословить, и только лишившись его, появляется возможность говорить  истину.

 Но и этого мало, чтобы стать истинным поэтом, ведь сердце поэта должно гореть желанием творить для людей, трепетать, переживать, любить, проживать каждый миг с теми, кому ты посвящаешь свои стихи.  Именно поэтому в груди странника оказывается горящий огонь. Подобно Данко, с горящим сердцем, поэт несет огонь своей души людям.

По праву данное стихотворение следует считать одним  из лучших образцов поэтического творчества, который так четко объясняет назначение поэта и поэзии.

Вариант №3

Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир.

Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу.

Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье.

Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.

Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии.

Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы».

Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», — определил ей новый смысл.

Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.

Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.

Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.

9, 10 класс, кратко по плану

Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

  • Анализ стихотворения Северянина Это было у моря
    Игорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением.
  • Анализ стихотворения Баратынского Разуверение 8, 9 класс
    Стихотворение «Разуверение» относится к любовной лирике Евгения Баратынского. Сам поэт был довольно талантливой и загадочной фигурой литературы своего времени.
  • Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам
    Патриотизм и любовь к родному краю – вот какими чувствами должен обладать настоящий человек, гражданин своей страны. Он должен знать свою историю, помнить о своих героях и стараться быть хоть чуточку похожим на них.
  • Анализ стихотворения Северянина Классические розы
    После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,
  • Заболоцкий
    Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/prorok-9-10-klass

Краткий анализ стихотворения «Пророк» по плану

1. История создания

Данное стихотворение имеет печальную историю создания.

После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Узнав о том, что страшный приговор приведен в исполнение, Пушкин, испытавший сильнейшее душевное потрясение, написал «Пророка». Произошло это в 1826 году.

Многие исследователи полагают, что казненные декабристы воспринимались великим гением как пророки – люди, видящие правду и не боящиеся пострадать за нее.

Опубликованное в 1828 году, стихотворение было весьма холодно встречено критикой. Многие решили: Пушкин совсем зазнался и превознес себя над обычными людьми. Однако на самом деле так поэт выражал свою скорбь.

2. Литературное направление

Произведение можно отнести к классицизму с элементами романтизма.

Оно затрагивает библейские образы, написано возвышенным языком, заставляет задуматься над серьезными философскими вопросами. С другой стороны, яркие картины и описания состояния самого лирического героя явно намекают на романтическое составляющее.

3. Род

По роду литературы это философская лирика.

4. Жанр

«Пророка» можно отнести к жанру элегии.

5. Проблематика

В стихотворении автор затрагивает проблему правдивого, открытого творчества.

Он сравнивает людей, не боящихся нести свет в общество и выступать даже против правительства, с настоящими пророками. В этом смысле не только декабристы, но и сам поэт относятся к таким божественным провидцам.

6. Тематика

В произведении затрагивается всего одна тема, невероятно важная для Пушкина и проходящая красной нитью по всему его творчеству – тема избранности поэта.

Люди, пишущие стихи, говорят от лица Бога, поэтому часто становятся гонимыми властью, осуждаемыми обществом. Однако их предназначение – нести правду, не боясь и не обращая внимания на ответные реакции.

7. Идея

У «Пророка» очень глубокая и непростая идея. Автор показывает читателю свое видение предназначения поэзии.

8. Пафос

При прочтении гениального творения Пушкина читатель невольно проникается возвышенными чувствами.

В строчках ощущается гордость, торжественность, но в то же время и некий священный ужас перед действиями серафима, и смирение. Автор настолько тонко передал переживания поэта (творца), что, читая стихотворение, невозможно оставаться равнодушным.

9. Система образов

Центральный образ – шестикрылый серафим. Именно он является лирическому герою произведения, когда тот, томимый духовными поисками, оказывается на перепутье.

Ангел ведет себя совсем непривычно: он совершает с путником страшные действия, благодаря которым тот открывается господу и получает возможность нести божественную истину людям.

Кстати, перепутье тоже глубоко символичный образ. Это тот самый выбор, который совершает любой творец. Он оказывается у места, на котором еще не поздно повернуть назад, но именно тогда появляется божественный посланник.

Теперь уже обратной дороги нет, и как бы не реагировало общество, истинный пророк будет говорить, не боясь наказания. Таков его выбор и таково его предназначение.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж, опять же, серафим. Он активная фигура произведения, субъект происходящего действия.

Воинственный ангел становится проводником для будущего пророка: открывает истину, которую отныне может слышать и вещать лирический герой.

И хотя его действия пугающе жестоки, но ведь и правда познается сложно, ценой потерь, иногда даже жизни. Чтобы стать пророком, вещающим от лица самого господа, необходимо пройти через сложные испытания, – вот о чем говорит Пушкин.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – художественная проекция самого Пушкина.

Вообще, образ пророка, скорее, собирательный, потому что большинство исследователей полагает: в нем автор воплотил черты погибших друзей-декабристов.

Однако он всегда воспринимал поэзию как способ говорить с народом от лица господа. И раз он сам творил, значит, пророческие качества были свойственны и ему.

Повествование ведется от лица лирического героя, которому постепенно открывается истина.

12. Сюжет

Действие разворачивается в «мрачной пустыне», у распутья, на котором оказывается путник – изможденный, усталый. Здесь будущему пророку является «шестикрылый серафим», который сначала легко касается «зениц» лирического героя.

Глаза раскрываются, зрению становится доступно то, чего никогда не увидит обычный человек. Не зря автор вводит образ орлицы. Ведь всем известно, насколько хорошо и четко видят эти хищные птицы.

Затем серафим касается ушей пророка – и ему открываются новые, доселе неслышимые звуки.

Наконец, ангел вырывает человеческий язык и вставляет змеиное жало. Тоже очень значимый, яркий символ. Ведь змеи издавна воспринимались как мудрые, сакральные животные. Кроме того, правда очень часто жалит, кусает в самое сердце.

  • В завершение божественный посланник вынимает сердце человека и вставляет ему в грудь пылающий уголь.
  • Проделав кровавый ритуал, серафим отпускает новоиспеченного пророка. Лирический герой лежит в пустыне, подобно мертвецу, и вдруг слышит наставление Господа:
  • «Востань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей».

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok-po-planu/

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» | Литерагуру

Дети знакомятся с творчеством Пушкина еще до школьной программы, а уже сидя за партой, по-настоящему оценивают его вклад в русскую культуру.

Спустя не одно столетие мы зачитываемся «Онегиным», «Медным всадником», «Капитанской дочкой», а так же учим стихотворения великого поэта.

Произведение «Пророк» — одно из ярчайших доказательств того, что Пушкин действительно заслуживает своей похвалы и остается для многих из нас примером.

История создания

Стихотворение «Пророк» было сочинено Пушкиным в 1826 году. Тогда поэт находился в селе Михайловское, где тяжело переживал провал восстания декабристов, с которыми он поддерживал хорошие отношения. Узнав о потере друзей, обеспокоенный автор увлекся Божьим Законом. Накануне брат отправил ему Библию.

Содержательной основой стихотворения «Пророк» стало одно из библейских сказаний, в котором пророку Исайе явился Божий посланник.

По сюжету Библии впечатленный этой встречей человек стал проповедником, но не встретил понимания в народе. Проникнувшийся библейской легендой классик переосмыслил историю, создавая свое стихотворение.

В произведении Пушкина пророком становится поэт, к которому так же является серафим.

Жанр, размер и направление

Стихотворение насыщено пафосом и торжественностью, а цель лирического героя приравнивается к божьей миссии. Учитывая это, с уверенностью можно утверждать, что «Пророк» Пушкина – не просто лирическое стихотворение. Жанровая природа произведения гораздо глубже, поэтому данное творение Пушкина смело можно назвать одой.

В случае с «Пророком» может создаться впечатление, что Пушкин был нацелен на преобладание содержания над формой. В отличие от некоторых его стихотворений, «Пророк» не поделен на строфы, так же поэтом использован не один вид рифмовки.

Сюжет стихотворения, разумеется, заслуживает отдельных строк, но как написано произведение — тоже важно. Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

Писать о предназначении так, как это делает Пушкин, дано не каждому поэту, поэтому нарастающий ритм стихотворения – однозначный плюс возвышенного произведения.

Прежде чем перейти непосредственно к содержанию «Пророка», осталось разобраться с направлением, в котором было написано стихотворение. Пушкин проявил себя не в одном направлении, создавая и романтических, и реалистических персонажей.

Читайте также:  Писатель гарин-михайловский. жизнь и творчество

Что касается рассматриваемого стихотворения, на определение направления нас наводят особенности «Пророка»: переложение библейского сюжета, философская тематика, торжественный стиль строк.

Все это близко к такому направлению, как классицизм.

Композиция

Композиция «Пророка» представляет собой три части.

  1. Лирический герой «влачился в мрачной пустыне», но автор подчеркивает, что он «духовной жаждою томим». Иными словами, поэт познает муки творчества. Такой сильный образ завораживает в самом начале стихотворения, и читатель уже предчувствует немыслимое развитие событий. И действительно, «на перепутье» является шестикрылый серафим.
  2. Посланник начинает наделять героя дарами: у него «отверзлись вещие зеницы» и ушей «наполнил шум и звон», то есть прикоснувшийся серафим награждает поэта зрением, как у орлицы, и чутким слухом. Но для настоящего пророка этого недостаточно, поэтому происходят дальнейшие метаморфозы: «лукавый язык» заменяется на «жало мудрыя змеи». А вместо «трепетного сердца» он получает «уголь, пылающий огнем», как символ достойного носителя света истины.

Теперь, когда поэт зорко видит, чутко слышит, мудро говорит и горячо переживает, стихотворение композиционно завершается возгласом Бога, призывающим пророка «глаголом жечь сердца людей». Отныне перед нами герой уже после момента перерождения, готовый выполнять божью волю.

Главные герои и их характеристика

  1. В начале стихотворения лирический герой – простой человек, а в конце он перерождается для важной миссии в одаренного свыше Творца. То есть поэт, томившийся по пустыне, становится пророком, которому отведена значимая роль.

    Образ Пророка напрямую переплетается с евангельским персонажем, однако Пушкин ставит своему лирическому герою–поэту другую задачу. Пророк, он же поэт, влюблен в свое дело, и его задача – открыть людям поэзию во всей красе. После полного перерождения он готов исполнить свое назначение.

  2. Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открыть людям глаза на истину, поэтому другим, не менее важным героем в стихотворении является Божий посланник. Серафим – наиболее приближенный к Богу ангел, и неслучайно Пушкин использует этот образ в произведении.

    Автор доверяет вестнику настроить поэта на выполнение своей миссии, превращая его в достойного Пророка. Шестикрылый ангел помогает герою болезненно переродиться, но тем самым ставит его на истинный путь. Даже в кинематографических приемах ангел, сидящий на плече человека, подсказывает ему верное решение и направляет на благую цель.

    Так же и в пушкинском «Пророке»: серафим делает все, чтобы помочь поэту исполнить долг перед обществом.

  3. Конечно, обратим внимание и на Бога, появившегося в заключительных строках. Как и во многих сюжетах, «бога глас» является своеобразным наставником, определяющим цель существования человека.

Темы

  • Тема смысла жизни. Стихотворение настраивает читателя на готовность найти свое предназначение, ведь каждый человек действительно должен оставить след на Земле.
  • Пушкин затрагивает актуальную тему поэта и поэзии в «Пророке». Если автор в своем произведении заявляет, что творец перерожден с помощью божественного вестника, то, разумеется, всегда интересен результат. И в случае с самим автором, бесспорно, хочется верить, что и его самого навещал серафим. Назначение поэзии ставится в стихотворении на первое место. Как, например, врач обязан обеспечивать и поддерживать здоровье пациентов, так и поэт должен «глаголом жечь сердца людей».
  • Судьба Пророка. Впрочем, эта тема тесно связана с предыдущей. Пророком в стихотворении выступает поэт, у которого есть долг перед обществом – с пользой использовать свой талант, дарить людям прекрасные произведения искусства. Как в случае с судьбой библейского пророка, он обязан нести пастве истину.
  • Основная тема «Пророка» — это готовность с достоинством выполнить свое божественное предназначение, которая должна быть у каждого из нас.

Проблемы

Мы разобрались с темами, поднимающимися в оде Пушкина, но ничего, даже помощь серафима, не дается так просто.

Желание писать стихи присутствует у многих, творчески воплощают себя уже не такое огромное количество людей, но в мире существуют поэты, действительно достойные подобной Пророка миссии.

В чем же проблема произведения? В том, какой путь должен пройти божий избранник, в его жертве.

Обратим внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк нацелен на помощь обществу, он выполняет свою миссию и действует только во благо. Но вспомним начало стихотворения – одинокий герой бродит в пустыне.

Читатель может догадаться, что поэт просто отвержен от окружающих. Однако приобретая божественное предназначение, он находит для себя гораздо большее – талант и задачу открыть людям глаза.

Хоть и отвергнутый обществом герой становится настоящим пророком, готовым преподнести прекрасное окружающему миру.

Идея

Основная мысль, заложенная в стихотворении, передается читателю «гласом бога»: миссия Пророка Пушкина (поэта) в том, чтобы открыть людям свой талант, дать им прочувствовать силу поэзии.

Идея произведения состоит в том, что каждый волен найти свое предназначение, и если вы всю душу отдаете любимому делу, возможно, и ваша задача состоит в том, чтобы продемонстрировать миру свои возможности.

Совершенно не факт, что вам явится шестикрылый серафим и будет наставлять вас подобными способами, но иногда хватит одного желания или таланта, чтобы реализовать себя и принести пользу окружающим.

Это и будет являться своеобразной подсказкой, знаком свыше. В стихотворении Пушкина это может быть буквально, но главное – применить свои силы и таланты с пользой миру. В этом и состоит смысл «Пророка».

Вывод

Стихотворение великого поэта Александра Пушкина «Пророк» содержит глубокий философский смысл: рожденный поэтом должен не просто уметь срифмовать строки, но и приносить пользу народу. Если талант человека может послужить обществу, то, вероятно, это предназначение свыше.

Как главному герою–поэту явился посланник Бога, чтобы донести ему это, так и любой человек способен повлиять на окружающих своими силами. Но в конкретно разбираемом нами стихотворении акцентируется внимание читателей на божественном предназначении творца.

Средства художественной выразительности

Большое внимание при создании стихотворения Пушкин уделяет лексике. Автор – настоящий профессионал своего дела, и в качестве доказательств мы можем обратить внимание на такие слова, как «пустыня» или сам «пророк».

Это слова, содержащие в себе не один смысловой оттенок, ведь под пустыней, прежде всего, мы понимаем место отчуждения, что, кстати, тоже воплощено в произведении. Но в то же время в пустыне герой ищет духовное уединение и приобретает божественную сущность. А что касается пророка, под этим словом понимается как и сам пророк, так и поэт.

Поэтому уникальность подобранных Пушкиным слов – неоспоримое доказательство того, что он, как и его лирический герой, словно был избран свыше, чтобы продемонстрировать окружающим поэзию.

Еще одна особенность «Пророка» — большое количество шипящих звуков. Однако, что касается изобразительных средств, здесь автор снова достаточно достойно себя проявил. Стихотворение насыщено метафорами, например, «глаголом жги сердца» или «неба содроганье».

Многочисленные эпитеты, такие, как «пустыня мрачная», «жало мудрыя змеи», придают возвышенности произведению.

Пушкин обогатил «Пророка» различными тропами, так же он прибегал и к сравнениям для того, чтобы ярче выразить идею стихотворения («как у испуганной орлицы», «как труп»).

И, конечно, стоит обратить внимание на использованные автором старославянизмы («уста», «вещий»). Если учитывать, что Пушкин создавал стихотворение по задумке библейской легенды, то вся картина складывается воедино из мельчайших и хорошо продуманных лексических частей.

Критика

Стихотворение написано от первого лица, главный герой является поэтом, все непрозрачно намекает на то, что, говоря о предназначении литератора и актуальности поэзии, Пушкин подразумевает самого себя. Многие современники автора решили, что он возгордился, упоминая о божьем избранничестве.

Однако автор не ставил целью в своем произведении восхвалять себя, а лишь хотел обратить внимание поэтов на лежащую на них ответственность. И, как показывает биография и творчество Пушкина, он не переоценивает серьезность поэзии, а всего лишь относится к ней с должным уважением и почтением.

Несмотря на некое неодобрение со стороны современников, считающих классика высокомерным, Пушкин только доказывает серьезный подход к делу всей своей жизни, что, к сожалению, способен сделать не каждый поэт.

Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok/

Анализ стихотворения Пушкина "Пророк" (9 класс)

Написание стихотворения «Пророк» совпало с окончанием ссылки Пушкина в Михайловском. Это программное для темы поэта и поэзии произведение Пушкина.

Подобно тому как стихотворение «Я помню чудное мгновенье…

» (1825) является важной вехой любовной лирики Пушкина и определяет её дальнейший характер, так и «Пророк» становится манифестом, задающим развитие темы в последующем творчестве поэта.

Композиционно «Пророк» разделяется на три части: экспозицию, основную часть и финал. В экспозиции обрисована «сцена», на которой разворачивается всё стихотворение, и представлена лирическая ситуация — встреча, явление лирическому герою Божьего посланника — Серафима.

Экспозиция написана словами, которые дают возможность представлять описываемое в прямом и переносном значении.

Например, слово «пустыня» вызывает в восприятии образ безлюдного места, иссушающей жары, бесконечных песков, но следует помнить, что в другом смысле «пустыня» — это, используя пушкинское же выражение, «пустыня мира», жизнь без любви, дружбы, творческого и душевного общения, пустое и унылое существование.

В пустыне естественно томиться жаждой, то есть сильным желанием пить, но здесь жажда названа «духовной» — жажда знания, правды и откровения. Серафим является лирическому герою на «перепутье», это слово может обозначать и обыкновенное пересечение дорог, и ситуацию выбора, в которой оказался Пушкин в 1826 году и в которой оказывается рано или поздно каждый из нас.

Основную часть стихотворения можно назвать «преображением поэта». Она, в свою очередь, состоит из четырёх эпизодов: преображения зрения, слуха, языка и сердца. Эти преображения возвышают поэта над обычным человеком до высот знания Пророка. Серафим касается зениц героя, и «отверзается вещее зрение», словно спадает пелена с глаз:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Серафим касается ушей героя, и ему открывается другой дар: он внял и «неба содроганье», и «ангелов полёт», и глубину и даль мира — то, что не ведает человек в обычной жизни.

Пушкин употребляет глагол «внимать» вместо привычного «слышать», потому что «внимать» означает «слышать и понимать», что подсказывает однокоренное слово «внимательный».

Эти два дара — зрение и слух (внимание) — связаны с восприятием мира человеком, следующие два преображения — с его деятельностью.

Преображение языка представляет собой развёрнутую метафору: язык — поэзия; «грешный», «празднословный и лукавый» язык — то есть лживая, зависимая от власти и конъюнктуры поэзия, и только «жало мудрыя змеи» бесстрашно вещает истину.

Заметим, как возрастает болезненность каждого нового преображения, этим Пушкин подчёркивает неимоверную тяжесть ноши, возлагаемой на человека пророческим знанием.

При описании изменения языка появляются мотивы смерти, сопровождаемые грубыми, резкими действиями Серафима: «вырвал» язык, «вложил десницею кровавой» и чертами умирающего человека — «уста замершие мои».

  • Последнее и самое значительное преображение — замена «трепетного сердца», означающая замену слабого земного чувства на тот пламень, что способен породить только «угль, пылающий огнём». Первая фраза после преображения сложна для понимания:
  • Как труп в пустыне я лежал.
  • Это можно понять буквально, то есть человек, прошедший сквозь подобные испытания, должен умереть. Однако значение этой фразы глубже: даже наделённый пророческим даром, человек «мертвее» пустыни без воззвания Бога, поднимающего из смерти для исполнения миссии:
  • Восстань, Пророк, и виждь, и внемли,
  • Исполнись волею моей,
  • И обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей.
  • Отметим, какой переворот произошёл в мировоззрении Пушкина за семь лет. В 1819 году Пушкин сетовал в стихотворении «Деревня»:
  • О, если б голос мой умел сердца тревожить! —
  • и сравним выражение «сердца тревожить» с повелением «жги сердца» в финальной строке «Пророка».

Художественный мир стихотворения — его структура и строй, словесно-образная система, возвышенная церковная лексика, аскетизм и строгие эпитеты — способствует выражению главной идеи.

Произведение устроено так, что преображение поэта последовательно обогащается новыми, более сложными эпизодами, лирическое повествование развивается благодаря доминирующей роли союза «и», свойственного стилю изложения в святых древних книгах. Сравнительный союз «как» встречается три раза, но служит он не для образного сравнения, а для более точного выражения мысли.

Например, «лёгкие как сон» персты, которыми Серафим касается зениц лирического героя, призваны отвлечь внимание от материального прикосновения и обратить его на духовное значение этого действия. И эпитеты привлекаются поэтом вовсе не для красоты, а для обозначения: если язык назван «лукавым», то это так и есть.

Разная длина строк в стихотворении играет большую роль для понимания идеи «Пророка». Дело в том, что идея стихотворения имеет непрерывный восходящий характер, и если бы оно было разделено на строфы, то мысль о непрерывности восхождения человека была бы нарушена.

По удачному выражению русского поэта В.Я. Брюсова, в «Пророке» выражены «идеальные задачи идеального поэта». Однако, может быть, Пушкин имел в виду не только поэта, своё назначение, но и любого человека?

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_stikhotvorenija_pushkina_prorok_9_klass/53-1-0-1947

Анализ стихотворения «Пророк» (А. С. Пушкин) | Литрекон

Самый Зелёный · 10.04.2019

Тема поэта и поэзии — традиционная для европейской литературы. В России на эту тему рассуждали многие авторы, в их числе – А. С. Пушкин. Одним из самых ярких его произведений на эту тематику является стихотворение «Пророк». В нем отражена мысль о гражданском назначении поэта. Чтобы узнать об этом поэтическом тексте поподробнее, прочитайте подробный разбор от Многомудрого Литрекона.

История создания 

Считается, что стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году в Михайловском имении.

Возможно, толчком для его создания стали раздумья и переживания после казни пяти декабристов и ссылки в Сибирь некоторых близких друзей-лицеистов. В это время Пушкин погрузился в религию.

Он читал Библию, которую прислал ему брат, до этого он изучил главную мусульманскую книгу, переведенную на русский язык, и написал цикл стихотворений «Подражание Корану». 

В основе сюжета «Пророка» лежит библейская легенда об Исайе. Исайя осознал, что народ грешен и не хочет исправляться, и впал в отчаяние. Тогда он сказал: 

Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами… 

И один из серафимов услышал его слова. Он прилетел к Исайе с горящим углем, которым коснулся губ будущего пророка. После этого герой очистился от грехов и услышал послание свыше: 

Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, потому что огрубело сердце народа всего. 

По велению Господа Исайя должен был нести пророческую службу до конца существования человечества.

Пушкин несколько переосмысливает эту историю. В его произведении пророком становится поэт. В какой-то мере автор сопоставлял себя с лирическим героем, и своему другу П. А. Плетневу писал следующее: «Я – пророк, ей-богу, пророк!». Значит, для самого автора  значение стихотворения «Пророк» было очень велико. Позже критик М. О. Гершензон отметит: 

Мицкевич несомненно был прав, когда назвал “Пророка” Пушкина его автобиографическим признанием. Недаром в “Пророке” рассказ ведется от первого лица; Пушкин никогда не обманывал. Очевидно, в жизни Пушкина был такой опыт внезапного преображения.

В пушкинском произведении читатель видит одинокого путника, влачащегося в «пустыни мрачной». К нему является шестикрылый серафим, который поначалу аккуратно его преображает: «Перстами легкими как сон…».

Отныне герой видит и слышит все, что происходит в мире, для него больше не существует тайн. Но становление пророком происходит через мучение. Освобождение от человеческой сущности и очищение от грехов осуществляются через физические страдания.

Поэтому серафим рассекает путнику грудь мечом, вынимает оттуда трепещущее сердце и кладет вместо него пылающий уголь. Для преображения в пророка нужно отказаться от человеческих чувств, например, от страха, от любви, от жалости.

После этого герой остался лежать в пустыне без сил, «как труп», но потом он услышал Господа, который призывал исполнить его волю: «Глаголом жги сердца людей». 

Так Пушкин определяет предназначение поэта.

Таким образом, он, сохраняя сюжет библейской легенды, переносит ее в свою современность: в качестве пророка у него выступает поэт, который должен духовно просвещать и направлять народ, нести ему правду.

Возможно, автор видел своих друзей-декабристов такими пророками: они не побоялись императорского суда и вышли против государя, призывая его изменить Россию, хотя знали, что их арестуют и казнят. 

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Некоторые исследователи предполагают, что первоначально «Пророк» — это общее название для цикла из четырех произведений. Такая гипотеза в своем основании имеет свидетельство историка и публициста М.

П. Погодина, с которым Пушкин тесно общался.  Он утверждал, что из цикла было напечатано лишь одно стихотворение, которое начиналось со слов: «Духовной жаждою томим…». По идее, именно это произведение должно было стать завершающим в цикле, однако только оно вышло в печать.

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Пророк» чувствуются возвышенность, торжественность и патетика, что свойственно такому литературному жанру, как ода. Оно написано четырехстопным ямбом, что тоже характерно для оды.

Поэтому данное произведение можно отнести именно к ним, однако некоторые считают «Пророка» элегией, так как в нем затронута вечная, неразрешимая тема, и даже притчей, исходя из библейской тематики сюжета.

Поэтому в отношении «Пророка» многие употребляют термин «философская лирика».

Обычно творчество Пушкина относят к романтическому и реалистическому направлениям, однако в данном случае речь идет, скорее, о классицизме.

Философская лирика здесь раскрывается через интерпретацию библейского сюжета при помощи торжественного стиля и старославянизмов.

Но в лирическом герое есть черты романтического персонажа – он в одиночестве блуждает по пустыне, ища ответы на свои вопросы и убегая от общества. 

Композиция и конфликт

Стихотворение «Пророк» не поделено автором на части, однако его можно поделить на три смысловые составляющие:

  • лирический герой находился в начале своего пути. Он «в пустыне мрачной влачился». Туда он попал из-за того, что его терзали душевные метания, которые не утихали. И тогда к нему на перепутье приходит посланник с небес – серафим. Пушкин отмечает, что ангел был шестикрылым – то есть самым приближенным к Богу;
  • вторая часть посвящается преображению путника: его глаза раскрываются, уши наполняются звоном, «лукавый язык» был заменен на «жало мудрыя змеи», а сердце – на пылающий уголь. Любопытно, что многие теологи трактуют Змея как образ самого Иисуса Христа;
  • наступает перерождение героя, и он слышит голос Бога, который говорит ему о его предназначении.

Эти части можно условно назвать экспозицией, завязкой и кульминацией. По факту финал остается открытым: если абстрагироваться от личности Пушкина, читатель не узнает, примет ли герой свою судьбу или нет. 

Что касается конфликта, то в данном случае от реализуется поверхностно: это типический для романтизма конфликт между личностью и обществом. О нем нам намекают лишь в первых строках. 

Образы и символы 

Можно выделить три основных образа: путника, серафима и Бога.

  • Лирический герой – простой человек, который перерождается в пророка для важной миссии, обозначенной как «глаголом жечь сердца людей». Образ пророка у Пушкина напоминает евангельского персонажа, но между тем цель лирического героя – открыть людям истину через свое творчество, в то время как Исайя должен был проповедовать Божьи законы. 
  • Обычный человек не способен смело говорить правду, как это делал Исайя, поэтому к нему, как и к библейскому пророку, спускается помощник с небес – шестикрылый серафим. Серафим – это высший чин среди ангелов, они наиболее приближены к Богу, поэтому именно серафиму доверяют перерождение поэта, мучительное и болезненное. 
  • Сам Господь появляется в конце произведения и объясняет пророку его предназначение. Он выступает здесь в качестве своеобразного наставника, который определяет цель жизни человека.

Среди символов основными можно назвать пустыню и перепутье. Пустыня в Священном Писании описывается как место встречи человека с Богом, место для покаяния, выбора и обретения свободы.

Именно поэтому и для своего сюжета Пушкин в качестве места действия выбирает пустыню. А перепутье – это место расходящихся дорог, но в переносном значении – состояние сомнения, выбора дальнейшего пути.

Именно на перепутье к путнику спускается серафим, чтобы помочь ему определиться с дальнейшим путем. 

Темы и проблемы 

Тематику и проблематику произведения пронизывают библейские мотивы, об источнике и смысле которых Многомудрый Литрекон рассказал под заголовком «История создания».

  1. Основной темой стихотворения является тема предназначения поэта. Для Пушкина «Пророк» — это своеобразное рассуждение и о смысле своей жизни. Назначение поэзии – это говорить людям правду, поднимать такие проблемы, которые видишь будто только ты, в то время как остальные трусливо молчат. 
  2. Столь же важна тема поэта и поэзии. Для Пушкина его творчество было столь же свято, как слово Божие, через него он проповедовал людям высокие христианские добродетели: доброту, любовь к ближнему, стремление к справедливости, отзывчивость, гуманизм. В этом автор видит священный долг каждого поэта.
  3. Пушкин также затрагивает тему пророка. Избранный Богом будет одинок, но без страха и сомнения он должен пытаться с достоинством выполнить свое предназначение, даже если его лишат радостей человеческой жизни. 
  4. Тема любви к ближнему тоже имеет место быть, ведь источник силы пророка — желание помочь людям.
  5. Отсюда вытекает основная проблема произведения – мученический путь праведника. Пророк имеет дар и божье провидение, но он отрезан от общества, которому служит. Пушкин и сам не раз был предан теми, кто, казалось бы, был его другом. Но таков жребий избранника – он постигается через страдания.
  6. Взаимоотношения пророка и окружающего мира — отдельная проблема произведения. Неслучайно Бог приходит к нему в пустыне, где нет людей. Очевидно, что большинство не готово принять истину, не готово узреть Бога, поэтому ему, всемогущему, все же нужен глашатай. Но и сам пророк обречен на непонимание и презрение толпы, ведь она слепа и глуха к истине. Эту проблему будет развивать в своем «Пророке» М.Ю. Лермонтов, вот сравнительный анализ этих произведений.

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Пушкин, — это преодоление страха следовать своему сердцу, своему предназначению. Автор показывает это на примере поэта.

В Российской империи существовало множество проблем, о которых дворяне боялись говорить, но пытались поднять в своем творчестве литераторы.

И хотя цензурные уставы, появившиеся во время правления Николая II, всячески препятствовали этому, писатели искали различные способы отражения проблем в своих текстах. Это и есть цель пророка — «глаголом жечь сердца людей».

Пушкин говорит об поэтическом таланте как о даре свыше, потому что многими он воспринимался именно в таком ключе. Кроме того, в XIX веке православие было официальной религией России, и Бог – это тот, к кому человек может обратиться в минуты отчаяния.

Автор, говоря об одиночестве избранника среди людей, подчеркивает, что всегда есть тот, кто его поддерживает. Поэт, который должен «жечь глаголом сердца людей», будет встречать в народе непонимание и равнодушие, как было с Исайей, прославлявшим Господа среди иудеев, поклонявшимся идолам.

Таковая главная мысль произведения.

Критик В. С. Соловьев отмечал, что «Пророк» Пушкина воплощает в себе «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании», и в нем автор «открывает нам свои мысли или свои внутренние опыты относительно существенного характера и значения поэзии, художественного гения вообще и настоящего призвания поэта»

Можно сделать вывод, что стихотворение «Пророк» стало своеобразным литературным манифестом о гражданской миссии поэзии, написанным уже сформировавшимся и признанным поэтом. В дальнейшем Пушкин продолжит эту тему в других своих произведениях.

Кроме того, спустя годы другие поэты будут писать свои произведения, так или иначе ссылаясь на «Пророка» — полемизируя или соглашаясь с ним. Произведения Пушкина живы уже почти два века, а читатели неустанно к ним обращаются.

В этом смысле он стал тем пророком, о котором писал. 

Средства выразительности 

Для создания и раскрытия темы автор использует различные тропы:

  • сравнения – «как труп», «как у испуганной орлицы», «легкие как сон»;
  • метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей», «И внял я неба содроганье»;
  • аллитерация – «Отверзлись вещие зеницы», «И гад морских подводный ход»;
  • старославянизмы и устаревшие слова – «вещий», «десница», «уста», «зеницы»;
  • эпитеты – «шестикрылый», «грешный», «празднословный и лукавы», «испуганной», «дольней», «кровавой»;
  • церковная лексика – «внемли», «виждь»;
  • анафора (единоначатие) – многие строки начинаются с союза «и»;
  • эпифора (одинаковый конец строк) – «Моих зениц коснулся он, / … Моих ушей коснулся он».

С их помощью Пушкин также создает чувство торжественности и возвышенности, которые нужны для схожести с библейскими текстами. 

Альбина Исмаилова

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/prorok-pushkin/

Ссылка на основную публикацию