Много прекрасных произведений написал наш любимый русский классик А. С. Пушкин. В своих стихах он всегда был откровенным, поэтому нетрудно проследить, как стремительно менялись его настроения и взгляды.
Одним из любопытнейших произведений стало стихотворение «Свободы сеятель пустынный», созданное в 1823 году. Этот период у поэта был не самым лучшим, а точнее, кризисным в плане упадка творческих сил и пессимизма.
История притчи
Кто-то из великих людей сказал, что на творчество лучших мастеров литературного слова, таких, как Пушкин, Лермонтов и Достоевский, надо смотреть сквозь призму Евангелия.
Оттуда они черпают мудрость и великолепные образы. Вот и в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» анализ говорит о том, что Пушкин использует известный библейский сюжет.
Притча о сеятеле рассказывается Иисусом Христом своим апостолам.
В этот день Господь вышел из дома и направился к морю, и пришло к нему много народа, чтобы послушать его. Тогда он сел в лодку и стал поучать, рассказывая разные притчи. На этот раз он поведал о сеятеле, который стал сеять зерно, и одна его часть рассыпалась на дороге, и птицы ее склевали.
Другая упала на камни, и семена тут же взошли, но погибли из-за слабого корня. Несколько зерен попали в терновый куст, который потом заглушил рост семени. И еще одна часть упала в хорошую удобренную почву, и принесла многократные плоды.
Притча объяснялась тем, что сеятель — это сам Бог, семя — Его слово, а поле — народ.
«Свободы сеятель пустынный». Анализ
Над пушкинской интерпретацией задумываться особо не стоит. В своем стихотворении поэт сравнивает себя с сеятелем свободы, у которого результаты трудов были совершенно неутешительными.
Отсюда и такое разочарование, и уныние у поэта. «Свободы сеятель пустынный» — стих, который по смыслу можно поделить на две композиционные части.
В первой чувствуется возвышенно приподнятый тон, во второй он меняется на гневный.
Пушкин в своей ранней молодости (как и вся молодежь того времени) был буквально заражен идеями революции. Он верил в справедливое будущее своей страны, где не будет жестокого самодержавия и рабства. Для многих такие идеи оказались губительными и заканчивались ссылками и смертными казнями.
Вольнолюбивая лирика
О чем пишет Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»? Анализируя творчество поэта, можно заметить, что он много писал вольнолюбивой поэзии, и она была у него как то «семя», которое должно было пробудить светлые умы общества к борьбе.
Он хотел быть нужным и полезным своему народу. В работах поэта чувствовалась прогрессивность взглядов и патриотические настроения.
Царь, конечно, ему этого не простит, и отправит его подальше из Северной столицы в Южную ссылку, где у Пушкина будет очень плодовитый период, но очень быстро его настигнет разочарование.
Прозрение
Размышляя над своей судьбой и подытоживая творчество, Пушкин пишет «Свободы сеятель пустынный» — стих, в котором он пытается донести до народа и общества мысли о свободе и желании поменять уклад своей прозябающей нищенской жизни.
Но они не прислушались к призывам поэта и стали для него тем стадом, которому не нужны были дары свободы.
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Пушкин создал в период прозрения, когда понял, что напрасно тратил свои силы и время — бедные люди готовы довольствоваться малым, а богатые будут манипулировать ими в свою угоду.
Поэт возмущен, но понимает, что не в силах изменить менталитет русского народа, заключавшийся в терпении и смирении. Именно эту мысль хочет выразить Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный».
Анализируя дальше жизнь Пушкина, стоит отметить, что пройдет еще какое-то время, и его революционные взгляды изменятся.
Он помудреет и немного остепенится, но жаль, что судьба отвела на спокойную и счастливую семейную жизнь поэта очень мало времени.
Источник: https://FB.ru/article/188301/a-s-pushkin-svobodyi-seyatel-pustyinnyiy-analiz-stihotvoreniya
Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный 10 класс
К сожалению жизнь многих поэтов складывалась так, что они попадали в ссылку, в которой проводили по несколько лет. Не стал исключением и Пушкин Александр.
В южной ссылке, в которой он провел около 4 лет, произвела на него самое, что ни на есть неизгладимое впечатление.
Данное постановление правительства, которое решило отправит его в ссылку он воспринял как оскорбление и уничтожение, хотя понимал, что за его произведения его может ждать и самое серьезное наказание.
Тем не менее, этот период жизни Пушкин вспоминал не самыми лучшими воспоминаниями. Но, стоит отметить, что именно в данной ссылке Александр полностью переосмыслил смысл своей жизни и её течение.
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, во время размышления поэта над своей судьбой. Первое, что нужно отметить, за основу данного произведения поэт взял довольно известную притчу, причем библейскую притчу.
Обращаясь к народу Пушкин называет его грубым и не красивым словом стадо. По сути автор, не смотря на то, что являлся патриотом своей страны именно так и считал, он искренне не понимал, как люди могут жить подчиняясь кому-то и не имея своей точки зрения.
Что касается объема, то стихотворение написано 2 строфами 13 строчками. Рифма использована перекрестная, это делает стихотворение плавным и ни прерывистым. Литературные приемы так же сполна присутствуют в данном произведение. Оно содержит различные эпитеты, метафоры и красочные прилагательные.
Так же поэт передает данным произведением свое негодование и недовольство происходящим. Так же читая данное стихотворение, можно понять, что поэт был огорчен и расстроен в момент его написания. Конечно, Александра Сергеевича расстраивал и угнетал тот факт, что он к сожалению не в силах что-либо изменить.
В заключении хотелось бы отметить, что в истории нашей страны и жизни наших предков было действительно не мало черных полос, однако русский народ и Россия в целом смогли достаточно достойно пережить всё, и при этом не потерять свою человечность, честность и порядочность. Как жаль, что поэт так и не узнал об этом, ведь в течении его жизни ситуация мало поменялась.
Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный Пушкина
Настрой произведений А.С.Пушкина, лирических и прозаических, различный. В зависимости от периода жизни они могут быть колкими и жесткими, как эпиграммы, лиричными и трогательными, как любовные элегии, а могут быть депрессивными и угнетающими, как стихотворения периода, когда поэт жил на юге в г.
Кишинев. Этот четырехлетний период для автора оказался сложным, вдали от столицы и привычного окружения. Это было время переоценки многих ценностей, которые для молодого 21-летнего молодого человека казались важными и первостепенными. В 1823 г. поэт создает стихотворение «Свободы сеятель пустынный…».
Эпиграф этого стихотворения взят из Евангелия, из притчи, в которой Иисус сравнивает свою проповедническую деятельность с работой землепашца. Засеивая поле, он не может быть уверен, что все семена дадут всходы, но он продолжает свою работу. В самом начале поэт выступает в качестве «свободы сеятеля пустынного», т.е.
одинокого проповедника свободы, а свое «семя» — стихи – он бросает в народ, чтобы они проросли в сознании людей. Им необходимо понять важность свободы и необходимость борьбы за нее. Рука поэта-«сеятеля» «чиста и безвинная», он не думает о выгоде. Эта часть является олицетворением веры в лучшее будущее, надежду.
Однако далее пессимистичный настрой автора проявляется в строках: «Но потерял я только время, благие мысли и труды…». Можно сказать, что автор потратил все, что он имел. Он сравнивает людей со стадом овец, которых «должно резать или стричь».
Из поколения в поколение для «стада» было достаточно ярма и бича, тяжелого труда и сильного руководителя. Автор опускает руки, не видит перспективы в будущем.
Тема воспитания, свободолюбия, народного сознания у многих авторов в разные времена находила свое отражение в творчестве. Можно вспомнить Н.А. Некрасова и его «гражданскую поэзию», лирика Серебряного века А.Блока и его стихотворение «Я вам поведал неземное», написанное спустя почти 80 лет после А.С.Пушкина. Данная тема останется актуальной на долгое время.
10 класс по плану
- Анализ стихотворения Цветаевой Родина
Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная - Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога 6 класс
Стихотворение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня задает своему отцу, генералу, вопрос о том, кто построил железную дорогу. На что тот отвечает ему, что это сделал граф Клейнмихель. Разговор этот происходит в вагоне поезда. - Анализ стихотворения Блока Река раскинулась
Знаменитое и любимое многими стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. », великого русского поэта Блока Александра Александровича входит в целый цикл произведений «На поле Куликовом». Данный сборник вышел в 1908 году. - Анализ стихотворения Маяковского Гимн обеду
Владимир Маяковский писал произведения, за главную тему в которых использовал разные общественные пороки. Стихотворение «Гимн обеду» является одним из таких. Судя по выбранному названию для стиха, Маяковский относится с сатирой - Анализ стихотворения Фета Буря
Стихотворение Фета «Буря» — это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/svobodyi-seyatel-pustyinnyij-10-klass
Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный 10 класс
1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе. В этот период, он создал одно из своих лирических произведений «Свободы сеятель пустынный».
- Это стихотворение образец гражданской лирики.
- Тема произведения – разочарование в огромной роли поэта как вестника истины и свободы.
- Основная мысль заключается в побуждении народа к стремительным действиям за светлое будущее страны.
Условно, произведение можно разделить на две части. В первой повествуется о сеятеле, а во второй – обращение к мирным народам.
Основой сюжета стихотворения становится популярный библейский рассказ о земледельце, который сеет пшеницу, но он не уверен в том, что из всех семян прорастет колосок. Одну часть зерен съедят птицы, вторая – попадет на камень и высыхает без воды, другую – потоптают люди. Лишь небольшая часть семян, попав в благоприятную среду, обязательно взойдет. А.
С.Пушкин сравнивает себя с сеятелем. Он верит в то, что ему удастся донести до народа необходимость перемен в обществе. С помощью этого, каждый человек сможет обрести настоящую свободу. Однако, А.С.Пушкин уверен в том, что ему меньше повезло, чем земледельцу, который получил хоть часть хорошего урожая. Поэт расстроен, он считает, что попросту потратил время и силы.
Автор называет народ стадом, которому воля и даром не нужна. В то же время, А.С.Пушкин жалеет о том, что каждый человек заботиться лишь о собственном благе и не осознает, чем это может грозить в будущем.
Имея крышу над головой и сытый желудок, современники писателя не хотят осознавать, что они лишь марионетки в руках властей. И это терзает душу поэта.
Он осознает, что не в состоянии изменить мнение народа, который привык терпеть и довольствоваться малым.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Поэт чередует перекрестную рифму с парной. А.С.Пушкин использует средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты и стилистические приемы.
Вариант 2
Это стихотворение Пушкин писал в 1823 г. Надо сказать, что то время было сложным для поэта. Он был разочарован в мечтах о любви к вольным поступкам и мыслям.
Пушкин понимает всю несостоятельность попыток добиться свободы. В его произведении он говорит об отсутствии уверенности в результативности своих слов, он не видит влияния своих призывов и наставлений на публику.
Произведение Пушкина “Свободы сеятель пустынный” является позднеромантическим. В нем поэт полностью разочарован в своих романтических идеалах. Стихотворение можно отнести к гражданской лирике.
Сам поэт — просветитель, который сеет в народы идеи преобразований, в том числе революционных. Но в то же время его наставления не предназначены для тех, кого Пушкин ассоциирует со скотом. В нем герой говорит о бездействии народа и отсутствии у него необходимости что-то изменить, сам же он более ничего не может сделать для изменения ситуации.
Он вынужден смириться с пассивной ролью народа. Однако он винит его в отсутствии поддержки его призывов. Все это недовольство и отчаянность выражены романтическим восприятием мира писателя.
Темой произведения является разочарование в самой главной миссии поэта, его отказ от следования пути свободы. Главная мысль все-таки кроет робкую надежду на то, что люди услышат его наставления и призывы.
Во 2-ой части произведения герой призывает к народам, будто решив отказаться от будущих наставлений из-за бездействия людей. Однако произведение обращено к немногочисленной массе, способной понять ее роль в истории и откликнуться на наставления поэта.
В своем стихотворении мастер слова пытается разбудить те единицы масс, которые еще могут высказать свое недовольство и начать двигаться к свободе. Те же, кто причислен к «стаду» не находят поддержки в его словах.
Эпиграф заимствован из Евангелия Матфея. Это 1-ая строчка притчи про сеятеля. В ней Иисус говорит о восприятии Слова Бога. Но не все слышат его и действуют по его законам.
Сеятель в притче является самим Иисусом. Поэт же сравнивает с ней свои задачи и призывы к освобождению и противоречию проповедям Иисуса. Поэт, однако, уже не надеется получить отклик толпы. В стихотворении он говорит о том, что потерял немало времени и его труды были напрасны.
Данное сочинение можно разделить на 2 части. В 1-ой из них рассказывается о деятельности поэта-сеятеля, и его “живительном семе” – работах политического характера и высказываниях. Во 2-ой же части вначале был использован черновик “Моего беспечного незнанья”, а потом она приобрела свою окраску.
Анализ стиха Свободы сеятель пустынный
Пушкин открывает свое стихотворение фразой на стилизованном церковнославянском, которая отсылает к Евангелию от Матфея. В этом Евангелии, а также в некоторых других библейских источниках, есть притча о сеятеле, который засеивает семена в сердца людей, каждый из которых по-своему воспринимает дарованное семя.
Вообще трактовки тут могут быть немного разные. С одной стороны сеятель является Господом и семя даровано каждому человеку изначально, только он может распорядиться им различным образом. Например, жизнь праведная и с верой является взращиванием семени, а жизнь бездарная – не дает полезных всходов.
Также сеятелем является пророк и несущий слово Божие. Учитывая то, что новый Завет посвящен в основном Иисусу, то сеятелем является именно он, тот, кто засевает слово, которое также пробуждает, то изначальное семя. Иисус является самим Господом, точнее Его сыном, но Он – составная часть Троицы и представляет собой небесную иерархию, поэтому дар его слова тоже является даром божественным.
Соответственно, так или иначе, Пушкин обращается к Господу и в рекомендательном тоне указывает не засеивать «семена своя». Вполне возможно также сеятелем Пушкин считает и себя, тогда он кощунственно сравнивает себя с Иисусом или, как минимум, великим пророком. Подобная гордыня и надменность уже являются препятствием для того чтобы выступать в качестве настоящего пророка.
На мой вкус, дальнейшее стихотворение пронизано не только надменным, но и человеконенавистническим настроением.
Пушкин берет на себя какую-то миссианскую роль, в которой, будто бы разочаровывается после стараний «но потерял я только время» и понимает, что простые люди – не более чем скот.
Мне кажется, подобное отношение может обуславливаться только слабостью и несостоятельностью автора, который на фоне своего привилегированного положения и каких-то достижений, начинает мнить себя великим созданием, превосходящим других.
Тем не менее, совершенно очевидно, что, если взять, даже пусть не всех, но некоторых из «народов» про которых пишет Пушкин и предоставить этим людям подобные условия, то они смогли бы достигнуть не меньшего.
Поэтому пренебрежительное отношение к «стадам», которым не нужны «дары свободы» кажется слегка опрометчивым, ситуация не так однозначна.
С другой стороны нотки разочарования и общий посыл данного стихотворения мне вполне понятны, толпа – тупа, действительно, этот факт довольно часто имеет свое подтверждение.
Анализ стихотворения Свободы сеятель пустынный по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/svobody-seyatel-pustynnyj
«Свободы сеятель пустынный…»: библейская проблематика пушкинского творчества
Меню статьи:
В творчестве известного гения русской литературы имеются разные примеры обращения к религиозному аспекту человеческой жизни. Так, в произведении «Свободы сеятель пустынный…» слышится библейское эхо. Что ж, возможно, интерес к христианской проблематике в этот период жизни писателя – вполне закономерный.
Пушкин пишет строки этого стиха в 1823-м, а этот год, как известно, автор провел вдалеке от дома. Ссылка в южные края способствовала обращению писателя к размышлениям о судьбе русского народа. Пушкина, в частности, интересует библейский контекст проблемы бытия россиян.
Теперь обратимся детальнее к этому произведению, истории создания стиха, жанровой и композиционной специфике.
Ремарка об истории написания произведения
Итак, 1820-е годы, Пушкин находится в ссылке. В это время поэт много времени проводит в философских размышлениях. Конкретно этот стих посвящен теме порабощения народа, а именно – народа русского. Произведение, к сожалению, не увидело свет при жизни автора.
Что касается композиции текста, то это монолог, произносимый от имени героя. По смыслу все произведение можно разделить на два содержательных фрагмента.
Пушкин – профессионал своего дела, поэтому даже этот пример гражданской лирики снабжен прекрасными оборотами, метафорами и искусными эпитетами.
Стихотворение “Узник” – своеобразный памятник пушкинскому свободолюбию. Но стих с таким же названием встречается и у Михаила Лермонтова. Предлагаем читателям проанализировать эти произведения и понять разницу между ними.
Пушкин вдохновлялся событиями, которые в то время охватили Западную Европу. Это была революция, крах старого порядка. И эта революция, так чудно́ совпавшая с жизненными трудностями самого автора, заставила Александра Сергеевича всерьез задуматься. И переосмыслить, возможно, коренные ценности и принципы собственной жизни.
В 1823 году исполнялось четыре года пушкинской ссылке, и строгий присмотр, надзор жутко угнетал свободолюбивого писателя. Для Пушкина необходимость такой жизни означала унижение достоинства. Кроме того, поэта непрестанно тревожили европейские революционные встряски, борьба европейцев за права.
Но ничего подобного даже не назревало в Российской империи, и Пушкина огорчала эта пассивность его соотечественников. Вместо того чтобы бороться за свободу, за права, русский народ предпочел ярмо. Именно об этом, об этих проблемах, пишет автор в стихе, который мы и анализируем в нашей статье.
Вопреки остроте поднятых проблем, произведение оставалось лежать в ящике стола еще какое-то время после кончины автора.
В Российской же империи воцаряется реакция, которой – по самой сути этого явления – противны любые проявления свободомыслия. Александру Сергеевичу понятно – как человеку, смотрящему далеко вперед, – что рваться к свободу тщетно на этих странных землях, где люди довольны своим рабским положением. Но может ли так продолжаться вечно?
Отношение Пушкина к переменам и стагнации
Произведено – глубоко философское, потому что здесь автор переосмысляет для себя понятие «родины» и «отечества». Родная земля мыслится Пушкиным без отрыва от собственной роли в истории Российской империи.
В тексте слышится открытое осуждение писателя, ведь Александр Сергеевич недоволен пассивностью не только масс, но и своих коллег.
Современники Пушкина готовы согласиться на малое, на синицу в руке, на крышу над головой и тарелку еды – как плату за предательство идей и будущего.
Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения
Никто из пушкинских современников – в глазах поэта – не готов был приносить себя в жертву великим идеям.
Сам писатель, в результате своих высказываний, оказался на плохом счету у правительства империи, ведь не скрывал, что настроен против существующей власти, то есть антиправительственно.
В какой-то момент Пушкин понял, что пребывает в опале не только у власти, но и у обычных людей, которые критикуют его творчество, ненавидят его самого, презирают и гонят. И за это отношение поэт элегантно лирически упрекнул свою неблагодарную публику.
Жанровое своеобразие текста
«Свободы сеятель пустынный…», по своей жанровой специфике, относится к гражданской лирике. Что же касается направления этого произведения, то это, безусловно, пример позднего романтизма.
В этом стихе слышится и надежда, и все же ожидание перемен, но одновременно разочарование, грусть, тоска, безысходность от осознания несбыточности этих самых надежд и желаний.
Почему это гражданская лирика? Потому что Пушкин выступает здесь в роли просветителя, поэт старается доносить людям идеи и мысли об общественных преобразованиях, изменениях, пусть это и революционные изменения. Но призывы Пушкина никак не влияют на публику, и массы поэт ассоциирует буквально с христианской паствой.
А что такое паства? Это овцы, глупые, безвольные животные. И осознав это, Александр Сергеевич опустил руки и прекратил борьбу за просвещение масс. «Пусть все идет своим чередом», – вероятно, так подумал Пушкин, и прекратил стучаться в сердца людей. Но при этом поэт все же обвиняет русский народ в пассивности, в инертности, в нежелании перемен.
Тематика произведения
Поэт пишет о такой очевидной, но одновременно о такой сложной вещи – о разочаровании в призвании, в миссии писателя. По мнению Пушкина, поэт должен служить глашатаем истины, правды, вещателем идей о свободе. Но при всей горечи у писателя остается тайная надежда: просто, возможно, для революции (не столько в стране, сколько в сознании людей) еще не пришло время.
Вторая часть кажется более пессимистичной, чем первая. Здесь поэт обращается к народу, но уже немного фатально, как бы поняв, что взывать к людям бессмысленно. Однако на самом деле писатель обращается вовсе не к этой толпе неосознанных индивидуумов.
Пушкин взывает к индивидуальности, к личности, то есть к людям, осознающим свое историческое признание. Эти личности – Пушкин уверен – однажды откликнутся на клич поэта.
Поэтому это произведение создано с одной и единственной целью – пробуждения индивидуальности, прячущейся, спящей в толпе.
Александр Сергеевич снабдил свой текст эпиграфом, взятым из Евангелия от Матфея. В этом эпиграфе вспоминалась притча из Библии. В этом текстах Христос объяснял восприятие Слова Божьего.
Однако слушали Иисуса не все присутствующие, и еще меньше людей следовали наставлениям Христа. Образ сеятеля – это напоминание о самом Христе. Пушкин проводит параллели с делом Христа и делом поэта.
Так же как Иисус, Александр Сергеевич боролся за свободу и правду. Но Иисус мыслил более позитивно, чем русский гений.
Революционное содержание «Свободы…»
Проблема, связанная с рабством – буквальным и рабством ментальным – всегда интересовала исследователей XIX столетия. В литературе эта тема отразилась с особенно широким резонансом.
Конечно, вероятность пропуска произведения с таким содержанием к печати была маловероятна, особенно учитывая агрессивность властей Российской империи в отношении оппозиционно настроенных людей, вроде Пушкина.
Именно по причине своих прогрессистских взглядов поэт оказался в ссылке. Прибегнув к аллегории и метафоре, писатель представил состояние современного ему общества в виде образа зерна. Если семечко попадает в благодатную почву, то произрастает, а если в не благодатную – гибнет.
В принципе, Пушкин окажется прав в том, что революционные настроения однажды пробудятся в народе, который пока еще просто спит. О похожих вещах писал, кстати, украинский поэт Тарас Шевченко в произведении под символическим названием «Сон».
Ведь вскоре – не пройдет и полувека после создания пушкинского творения – как начнутся разговоры о реформах, об отмене крепостного права, о предоставлении народу свободы.
Другой вопрос – а готов ли сам народ к этой свободе, а способен ли русский человек принять свалившийся на голову дар? Однако империя отчетливо понимает: реформы – это необходимое условие собственного выживания.
Пушкинские интерпретации Библии
Итак, мы выяснили, что автор «Свободы…» по-своему трактует Библию. В центре повествования находится герой (сам автор), размышляющий о жизни. Автор выступает тем самым сеятелем (поэт отождествляется с Христом).
Почему же «сеятель пустынный»? Это очень многогранный и емкий образ, потому что через это словосочетание Александр Сергеевич намекает читателю: эта земля ранее никогда не засевалась, и он – первый, кто предпринял попытку взрастить в этой пустыне плоды.
Но труды оказались напрасными, и герой, разочаровавшись, перестал, как бы мы сейчас сказали, «биться головой о стену».
Композиционные особенности текста
Как мы уже говорили выше, произведение содержательно разделено на два фрагмента (семистишья). В первом фрагменте говорится о притче, то есть здесь и кроются интересующие нас библейские смыслы. Что такое «живительное семя», о котором вспоминает Пушкин? Это идеи, зерна мыслей, в том числе гражданской, политической направленности.
Со вторым фрагментом дела обстоят куда интереснее, ведь изначально вторая часть была черновиком другого стиха, называвшегося «Моим беспечным незнанием». Иногда эту вторую часть можно встретить в качестве самостоятельного произведения.
Причем эта часть считалась опальной и опасной, и не раз оказывалась в полицейском участке или печальноизвестном Третьем отделении!
Изыде сеятель сеяти семена своя. Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя – Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/svobody-seyatel-pustynnyj.html
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.
Литературное направление, жанр
«Свободы сеятель пустынный» — позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных.
«Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв.
Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта.
Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы.
Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.
Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье.
Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса.
В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» — политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.
Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма.
Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб.
Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.
Тропы и образы
Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий.
Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина.
В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.
В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.
Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Свободы сеятель пустынный»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/831-svobody-deyatel-pustinnyi-analiz
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин) | Литрекон
Самый Зелёный · 05.03.2019
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина.
В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре.
Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!
История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора.
Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха.
Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.
Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.
Жанр, направление, размер
Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.
«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта, желающего одарить свободой души людей.
Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.
Образы и символы
Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды.
Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ — покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя.
Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.
- Образ лирического героя. Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
- Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
- Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.
Темы и проблемы
- Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
- Бунт.
Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.
- Одиночество.
Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.
- Поэт и поэзия. Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию.
Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.
- Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство. Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе.
Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.
Основная идея
Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать.
Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены.
Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.
Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…
Средства художественной выразительности
Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.
Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»).
Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»).
Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.
Дарья Маковеева
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/svobody-seyatel-pustynnyj-pushkin/
Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А. С. Пушкин) | Литерагуру
Стихотворение написано автором в 1823 году, когда Пушкин находился в южной ссылке, а именно в Одессе в канцелярии графа Воронцова. Поэт находился в подавленном состоянии в результате того, что его мечты о свободе разбились в пух и прах.
История создания
Для создания своего произведения Пушкин обращается к евангельским мотивам. В частности, речь идет о притче, повествующей о сеятеле. Ее произнес Христос. Суть заключается в том, что сеятель не может полагать, что все зерна дадут росток. Но если семечко посадят в плодородную землю, оно непременно прорастет.
В то время поэт был в опале из-за антиправительственных настроений, которые он выражал в стихах. Однако его ненавидела не только власть, но и обычные люди, которые жестко критиковали его творчество в журналах. Тогда Александр Сергеевич разозлился и бросил всем недоброжелателям стихотворный упрек.
Жанр, направление и размер
Жанр произведения А. С. Пушкина — лирическое стихотворение. Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение «Свободы сеятель пустынной», — романтизм, так как А. С. Пушкин создал разочарованного в своих идеалах лирического героя. Он одинок и настроен оппозиционно по отношению к обществу. Это и есть признаки романтического направления.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия. Такое сочетание делает произведение необычайно богатым и живым. В произведении присутствует рифма, как перекрестная, так и кольцевая. Также идет чередование женской и мужской рифмы.
Образы и символы
Стихотворение создано автором от первого лица, что дает читателю возможность лучше понять лирического героя, рассмотреть его вблизи. Поэт нарекает главного героя «сеятелем пустынным», акцентируя тот факт, что он первопроходец, то есть он первый, кто пытался посеять семена, олицетворяющие свободу.
Лирический герой не добивается желаемого, что приводит его в отчаяние. Разочаровавшись, он сравнивает мирные народы со стадами животных, обрекших себя и своих потомков на рабство. Это сравнение высмеивает не только крепостное право, но и тех дворян, которые добровольно ограничивают себя в правах, повинуясь царю-батюшке.
Ярмо с гремушками да бич – атрибуты пастбища, которые указывают на схожесть народа со скотом, который гонят на убой.
Темы и проблемы
- В 19 веке писатели и поэты придавали большое значение проблеме закрепощения народа. Эта проблема нашла отражение в стихотворении А. С. Пушкина. Поэт решил донести свои мысли и идеи до читателя через притчу из Библии.
Он обвиняет в рабском поклонении не столько простых людей, сколько дворян, которые могут что-то изменить, но не решаются это сделать.
- Основная тема произведения — разочарование лирического героя в предназначении поэта: вестника правды и свободы.
Его семя не нашло плодородной почвы, люди не хотят его слышать. Им дороже покой и праздность сытой жизни скота, чем идеалы и ценности свободы. Поэтому сеятель покидает их, убедившись, что его труд это поколение не оценит.
- Также поэт обращается внимание на безысходность порочного круга, где отцы передают детям рабское ярмо. Никто не осмеливается его порвать, поэтому на рабство обречены все следующие поколения людей.
Основная идея
Главная мысль, которая лежит в основе произведения, заключается в тщетности попытки поэта подтолкнуть людей к пониманию собственной роли и важности. Таким образом, если поэт не может донести свои идеи до масс, его творчество становится ненужным. Поэтому он и разочаровался в обществе, которое само просит бича и тянет ярмо, отвергая дар сеятеля.
Смысл послания А. С. Пушкина в том, что он, выражая свое недовольство, втайне подстёгивает самолюбие людей. Читая его стихотворение, они злятся не только на него, но и на себя, ведь понимают, что сеятель прав. Эта эмоция подстегивает их к осознанию своего рабского положения.
Средства художественной выразительности
Александр Сергеевич для выражения своих мыслей и идей использует ряд средств художественной изобразительности. В первую очередь – это тропы, например, метафоры (« сеятель свободы», «чести клич», «дары свободы»), эпитеты («рукою чистой и безвинной», «порабощённые бразды»).
В стихотворении можно найти примеры стилистических фигур, таких как антитеза и инверсия, и синтаксических средств, к которым относятся: риторическое восклицание, обращение, вопрос и ряды однородных членов.
В качестве поэтической фонетики А. С. Пушкин использовал аллитерацию. К тому же, поэт не обошел стороной и лексические средства изобразительности, к которым можно отнести возвышенную лексику (благие, бразды).
Елизавета Буркова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-svobody-seyatel-pustynnyj-a-s-pushkin/
«Свободы сеятель пустынный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, история создания, идея
«Свободы сеятель пустынный» – попытка осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте. Стихотворение изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Свободы сеятель пустынный» по плану.
Краткий анализ
- Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Свободы сеятель пустынный.
- История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания поэта в Южной ссылке, опубликован после смерти Пушкина.
- Тема стихотворения – порабощение народа.
Композиция – Анализируемое стихотворение имеет форму монолога лирического героя. По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке получить плоды «живительного семя», обращение героя к народам.
Формально стих разделен на два семистишья.
- Жанр – гражданская лирика.
- Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА
- Метафоры – «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
- Эпитеты – «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
История создания
История создания стихов связана с революционными событиями в Западной Европе и личными жизненными перипетиями А. Пушкина. Произведение было написано в 1823 г., когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. Он на протяжении 4 лет находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением.
Масла в огонь подливали революционные события в Западной Европе, где люди боролись за свои права. Русский народ же отвергал такой путь к свободе, предпочитая оставаться в ярме. Свое отношение к такой позиции Пушкин выразил в анализируемом стихотворении. При жизни поэта его не публиковали, так как мастер пера поднял очень острую проблему.
Тема
В литературе XIX века проблема порабощения народа имела широкий резонанс в литературе. Мало таких произведений допускалось цензурой к публикации, но писателей это не останавливало. Эта тема развивается и в строках анализируемого стихотворения.
Начинается оно эпиграфом, взятым из Библии. Чтобы донести свои идеи до читателя, Александр Сергеевич интерпретировал притчу про сеятеля, который засевал разные почвы. В благодатной зерна прорастали, а те, которые попали в неблагоприятные условия, гибли.
Произведение написано от первого лица, что позволяет читателю приблизиться к сеятелю, понять его переживания и выводы. В эпицентре стихотворения лирический герой (это и есть сеятель), который рассказывает, как засевал семена.
Не зря мужчина называет себя «сеятелем пустынным»: так он намекает, что кроме него еще никто не пытался засеять «порабощенные бразды» семенами свободы. К сожалению, его труд не дал плодов. Герой считает, что попусту потратил время.
Он очень разочаровался, когда увидел, что его усилия не привели ни к чему. Из-за этого из уст сеятеля вылетают резкие гневные слова. Мирные народы он называет пасущимися стадами, которые обрекли на рабскую жизнь не только себя, но и потомков.
Образы, созданные Пушкиным, символичные. Так, сеятель – человек с высокими помыслами, готовый вести людей к справедливости и свободе. Семена – это его идеи. Фразу «Я вышел рано, до звезды» тоже нельзя воспринимать дословно. Она означает, что человек начал свой путь в то время, когда его позиция еще не стала популярной.
Композиция
Композиция простая. Это монолог сеятеля, который автор делит его на две части по смыслу: рассказ сеятеля о своем тщетном труде и его резкое обращение к порабощенным народам. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой: два семистишья, границы которых совпадают с содержательными частями. Таким образом, поэт выделяет каждую ключевую мысль стиха.
Жанр
Жанр произведения – гражданская лирика. В то же время в нем есть признаки послания (во втором куплете) и сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены перекрестной АВАВ, некоторые – кольцевой. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору интерпретировать сюжет из Библии.
Преобладают в тексте метафоры: «свободы сеятель пустынный», «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».
В наборе метафор много традиционных образов: сеятель, семена, стада. Эпитеты придают мыслям завершенности: «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы».
Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллитерация, например, «с», «ч», «з»: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?».
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38772-svobody-seiatel-pystynnyi-analiz-stihotvoreniia-pyshkina-po-plany-kratko-god-tema-istoriia-sozdaniia-ideia.html
Краткий анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году, в период южной ссылки.
Волна освободительных волн в западной и южной Европе будоражила российское общество, но путь революций оказался неприемлем для русского народа, что было доказано впоследствии декабрьским восстанием 1825 года.
Пушкин предчувствовал инертность народных масс и с ветхозаветным гневом предсказывал неудачу всякой попытки посеять семена свободы. Он переосмысливает библейскую притчу в остросоциальном контексте.
Цензура не допустила бы произведение до печати при жизни Пушкина. Стихотворение было издано посмертно.
2. Литературное направление
Несмотря на внешнюю архаичность стиля, произведение обращено прямо к современникам Пушкина и касается не отвлечённых образов, а наиболее актуальной проблемы русской жизни всего 19 столетия – проблемы крепостного права.
Произведение написано в реалистической манере.
3. Род
Стихотворение является образцом гражданской лирики.
4. Жанр
Жанр стихотворения – послание.
Поэт обращается к «мирным народам» и понимает, что не может быть услышан. Его печаль, скорее, адресована в будущее.
Она свидетельствует о том, что поэт не чувствует себя всесильным. Даже если сеятель хорош и в руках у него доброе зерно, оно не прорастёт на необработанной дикой почве.
5. Проблематика
В стихотворении затронута социальная проблематика.
Проблема свободы, по мнению Пушкина, не решается единичными усилиями созидающей личности. Глобальные перемены в устройстве общества станут возможными лишь тогда, когда необходимость перемен станет очевидной для всех. До тех же пор, пока люди не осознают необходимость переустройства, слова о ценностях свободы произносить бесполезно.
6. Тематика
Главной темой произведения становится евангельская притча о сеятеле и зерне, которое прорастёт только тогда, когда упадёт в добрую почву.
В стихотворении затронуты такие темы, как «поэт и толпа» (сеятель и народ), напрасные усилия, обречённость России на рабство и безволие.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что движение к свободе должно быть всесторонним.
Бесполезно ждать доброго сеятеля, который придёт и взрастит семена свободы. Нужно проращивать их в своей душе, соизмеряя с ценностями свободы каждый свой поступок, каждое слово.
Нельзя в одночасье сделать из рабов свободных людей. Нужно много труда, а главное личной воли, чтобы преодолеть косность, безволие и ограниченность. Рабство начинается внутри нас, никто не может поработить нас сильнее, чем мы сами.
8. Пафос
Стихотворение написано с пафосом отрицания.
Поэт предстаёт перед нами в редкой ипостаси: разгневанным и укоряющим. Он прямо бросает обвинение в косности всем, кто не поддерживает идеи свободы: «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»
9. Система образов
Традиционные евангельские образы переосмыслены Пушкиным через пафос отрицания.
Евангельский сеятель, с которым сравнивается лирический герой, не оценивает качество почвы, а лишь исполняет свой долг. Поэт же видит перед собой «порабощённые бразды» — землю, окаменевшую от социального недуга.
Его семя (поэтическое слово) живительно, но он понимает, что труд окажется напрасным. Народ не воспримет призыв к свободе так, как должно. Люди предпочтут привычный путь покоя, довольства и лени.
Библейский образ агнца, связанный с Иисусом Христом и его паствы, как стада верующих, переосмысливается в бытовом контексте. Поэт подчёркивает безволие, тупость, покорность человеческих стад.
Как приговор погрязшему в животно-материальной стихии человечеству, звучит вывод: «их должно резать или стричь», как бы объясняющий позицию вышестоящих лиц в отношении невинного народа.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – сеятель и народ.
Сеятель активен, он пытается изменить мир, бросая «живительное семя» «рукою чистой и безвинной».
Народ же пассивен, его «не разбудит чести клич». Дары свободы ему не нужны.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – сеятель. От его лица идёт повествование.
Первая часть стихотворения посвящена тому, как обстоятельно и трепетно старается сеятель подарить людям семена свободы. Он «вышел рано, до звезды». Его руки чисты и невинны, а сердце полно мечтой о прекращении рабства.
Но почве, «стадам» это не нужно. Ей милее привычное «ярмо с гремушками» и те «порабощённые бразды», брести по которым можно, ни о чём не рассуждая.
12. Сюжет
Сюжет произведения прост. Он состоит из двух частей, в которых описывается:
- Попытка сеятеля посеять доброе зерно.
- Неготовность почвы принять зерно
В качестве вывода звучит последнее четверостишие:
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-svobody-seyatel-pustynnyj-po-planu/
«Свободы сеятель пустынный…» А. Пушкин
* * *
- Изыде сеятель сеяти семена своя.
- Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время, - Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Дата создания: ноябрь 1823 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»
Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.
Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.
В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок.
Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя».
Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай.
Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.
Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях.
Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение.
Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным.
Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.
Источник: https://pishi-stihi.ru/svobody-seyatel-pustynnyj-pushkin.html