Анализ стихотворения уединение ахматовой

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.

Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…
А не дописанную мной страницу —
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

  • В то же время другая референциальная парадигма (много камней  – ни один из них) формально прерывается и превращается в семантическую благодаря оригинальной опосредованно-эпидигматической[3] связке
  • много камней брошено  – (падали)  – западня  – башня.
  • Заметим, что фоника первой строки сразу
  • сводит  внимание  к лирической героине [4]. 
  • В первой строчке дважды повторяется целый комплекс кмн … кмн,
  • который как будто умножает количество брошенных камней.
  • Это многоконсонантная невариативная аллитерация.
  • Но пара согласных мн, спрятанная в этом многоконсонантном созвучии,
  • повторяется еще раз (много камней … в меня)
  • и словно переключает смысловой регистр:
  • оказывается, центром внимания являются
  • не камни, а лирическая героиня.
  • Дальше отсутствовавший в начале субъект (люди, бросавшие камни) эксплицируется:
  • Строителей ее благодарю…

Три актанта пережили драматическое взаимодействие, и каждый существенно изменил свой статус

Бросавшие камни, то есть семантический субъект, превратились в строителей башни и, сыграв свою роль, «выпроваживаются» из дальнейшего развития сюжета:

Пусть их забота и печаль минует…

Камни приобрели новое качество: из западни стали башней, главное свойство которой  – высокая  – становится краеугольным камнем дальнейшего действа

Лирическое «Я», благодаря высокой башне, из объекта становится субъектом, сначала скрытым первым лицом пожеланий (благодарю, пусть минует), а затем и явным:

Отсюда раньше вижу я зарю…

  1. Но с 7 строки синтаксическая игра с лирическим «Я» переходит в новую фазу во взаимодействии с ассоциативным рядом «пространство» (главная характеристика которого  – высота):
  2. Отсюда (с места, где я нахожусь, с моей башни) раньше вижу я зарю,
  3. Здесь (где я нахожусь, на моей башне) солнца луч последний торжествует,
  4. И часто в окна комнаты моей
  5. Влетают ветры северных морей…
  6.                                                                           Отметим реминисценцию, которую не могли не видеть                                                                           образованные современники поэта: восьмая строка
  7.                                                                                          Здесь солнца луч последний торжествует

                                                                явно вступает в спор со строкой  из Элегии В.А.  Жуковского,                                                                звучавшей в дуэте Лизы и Полины оперы «Пиковая дама» :  

                                                               Последний луч зари на башнях умирает…

Отступив на этот раз в атрибутивную позицию (позицию определения), новое «Я» занимается организацией личностного пространства, в котором смысловая доминанта «высоко» постепенно заменяется доминантой «полет», объединяющей все новые образы-актанты:

И голубь ест из рук моих пшеницу…

В 12 строке «я» опять становится субъектом, но только семантическим; а грамматический субъект, истинный субъект, занявший главное место в личностном пространстве лирического «я» в результате длительного процесса уединения-становления, возникает  – после смысловой паузы  – только в последней строке:

  • А не дописанную мной страницу –
  • Божественно спокойна и легка  –
  • Допишет Музы смуглая рука.
  •  Игра субъектно-объектными синтаксическими позициями кореферентных или референциально связанных номинаций  – довольно распространенный художественный прием; но не часто можно встретить его в столь изящной, завершенной текстообразующей форме.

Замечание о мелодике стиха, которое читатель может самостоятельно развить

Звуковая инструментовка стихотворения — неотъемлемая сторона его образной системы, его смысловой архитектоники, всего произведения искусства: так без ритма немыслима музыка, без колорита — живопись… Поэтому не упомянуть о звуковых повторах, самого доступного для наблюдений аспекта инструментовки, мы не можем, равно как не можем в этой публикации охарактеризовать полностью этот аспект чувственной поддержки смысла текста. Ограничимся отдельными заметками

  1. Так много камней брошено в меня,
  2. Что ни один из них уже не страшен…
  3. И стройной башней стала западня,
  4. Высокою среди высоких башен.

    В первой строчке дважды повторяется целый звуковой комплекс кмн … кмн, который как будто умножает количество брошенных камней. Это многоконсонантная невариативная аллитерация.

Но пара согласных мн, спрятанная в этом многоконсонантном созвучии, повторяется еще раз (много камней … в меня) и словно переключает смысловой регистр: оказывается, центром внимания являются не камни, а лирическая героиня. Между этими центрами слово брошено, объединенное с ними звуком н, но содержащее совершенно чуждый всей строке звуковой комплекс брош-.

  1. Вторая строка
  2. Что ни один из них уже не страшен
  3. заставляет увидеть те же звуки в другом ракурсе: в ней бросается в глаза комплексный повтор ни-ин-ни, приумноженный безударными не-ен. Теперь становится ясно, что это сочетание звуков повторялось и в первой строке:
  4. …камней брошено в меня, …
  5. и встречается в остальных строчках катрена: …башней… башен. Но в третьей и четвертой строках обнаруживается простая аллитерация на н:
  • И стройной башней стала западня,
  • Высокою среди высоких башен.

 Эта последняя аллитерация, с учетом всех рассмотренных повторов, оказывается самой длинной, пронизывающей всю строфу.

В строфе развиваются и другие многоконсонантные и комплексные повторы. Они переплетаются, так что однозначно разграничить отдельные ряды затруднительно.

Начнем с линии брошено  – страшен, где на первый взгляд можно выделить только комплексную аллитерацию ршн.

Но в начале третьей строки появляются слова стройной башней, которые могут вызвать перестройку ассоциаций в восприятии читателя:

  • брошено  – стройной,
  • брошено  – башней  – башен,
  • страшен  – стала,
  • страшен  – башней  – башен,
  • брошено  – башней  – западня  – башен.

В этой перекрестной перекличке, в зависимости от задач исследователя, можно обнаружить аллитерации, основанные на артикуляционном тождестве (з  – с) или подобии: б  – п  – в (губная артикуляция).

Можно назвать их артикуляционно-кинетическими или кинестетическими. Взгляды исследователей на артикуляционный фактор фоники стиха не вполне совпадают. Г.А.

Шенгели называл кинетической инструментовкой  прием, когда «осуществляется такой подбор звуков, при котором само движение произносительного аппарата воспроизводит изображаемое явление» [5].

В.Б.

Шкловский видел в артикуляционных повторах более фундаментальное явление: «Может быть, что даже вообще в произносительной стороне, в своеобразном танце органов речи и заключается большая часть наслаждения, приносимого поэзией»[5]. Танец артикуляции, то есть ритмичное повторение тех или иных движений органов речи, по нашим наблюдениям, играет важную роль как в механизме образования поэтического текста, так и в механизме его восприятия читателем.

Возможны и другие вариации. М.В. Панов пишет о возможности ассоциирования и противопоставления звуков по любым признакам: по характеру и/или месту артикуляции, по глухости-звонкости и т. д.[7]

В данном случае важно одно: у настоящего поэта звучание текста, обращенное непосредственно к чувственному восприятию, не просто сопровождает смысл, не просто поддерживает его, а является его проводником, передатчиком, основой. А вот как это получается — благодаря непроизвольному поэтическому чувству поэта или в результате его сознательной работы — остается вопросом, не решенным и, возможно, не имеющим однозначного решения.

[1] Падучева Е.В. Кореферентность // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. С. 243.

[2] Ахматова А. Сочинения: в 2 т. М., 1996.

[3] Эпидигматическая связь  – связь между словами, принадлежащими к одному словообразовательному гнезду.

[4] Лисовицкая Л.Е. Технология… https://directmedia.ru/book_278047_tehnologiya_lingvisticheskogo_analiza_hudojestvennogo_teksta/ c.99-101.

[5] Шенгели Г.А. Техника стиха. М.: Гослитиздат, 1960. С. 266.  Url: https://philologos.narod.ru/shengeli.htm

[6] Цит. по: Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979, с. 236.

[7] См.: Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 227-243

Источник: https://lisovitskaya.wordpress.com/2017/02/24/uedinenie-anny-ahmatovoj-o-subektah-i-obektah/

«Уединение», анализ стихотворения Ахматовой

В «Уединении» поэтесса описывает образ искусства как высокую башню, которую для нее создал окружающий серый социум, ожидая видимо заточить ее там и сломить ее дух. Но сила таланта Ахматовой сотворила чудо и вместо предполагаемого наказания поэтесса наслаждается созданным уединением.

Читайте также:  Обыкновенная история - краткое содержание романа гончарова

Так много камней брошено в меня,Что ни один из них уже не страшен,И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

«Камни» — это очевидно людские слухи, уколы, неприятие, которые были нацелены на поэтессу. Они закалили ее дух и подняли над мирской суетой. При прочтении этого произведения, вспоминаются жрецы искусства, которые намеренно искали одиночества для развития своего таланта.

Стих одновременно пропитан темой уединения и мужества наслаждаться созданными условиями.

Как бы не пытались оградить ее от мира, заковать в высокой башне у нее всегда будут спутники, будь то ветер, или луч солнца, или голубь которой в данном случае может символизировать надежду.

Ахматова не держит зла на тех, кто помог ей «построить» башню, напротив она благодарит их за жизненный опыт и уроки которые она получила благодаря столь жесткой закалке. Ее взгляд очистился от мишуры завистливых мнений и она стала «выше» легкого праздного существования, стала опытнее и мудрее.

Сонет написан в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, родовом имении Гумилевых, куда А. Ахматова ежегодно приезжала вплоть до 1925 года. Ахматовой там легко писалось, ее не отвлекал шумный бурлящий жизнью Петербург. А так как она считала творчество вещью спонтанной, которую нельзя запланировать, поэтесса целиком полагалась на свою музу.

А не дописанную мной страницу, Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

Пишет этот сонет Анна Ахматова не соблюдая строгость сонетной нормы, и он выглядит недоделанным, недоработанным, однако это придает ему еще более притягательный шарм.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
  • «Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • По произведению: «Уединение»
  • По писателю: Ахматова Анна Андреевна

Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/236-uedinenie-analiz

Анализ стихотворения Ахматовой «Уединение»

В сентябре 1917 года в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой под названием «Белая стая». Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты.

В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим вокруг нее событиям, судьбе родной страны. Как правило, поэтесса напрямую не касается военной тематики.

Тем не менее, отголоски страшных событий, происходящих в России, слышны практически в каждом стихотворении.

«Уединение» датировано 1914 годом. С некоторой долей условности это произведение можно отнести к сонетному творчеству Ахматовой. Классические признаки построения сонета угадываются здесь смутно.

Стихотворение состоит из четырнадцати строк, начинается оно с двух катренов, срифмованных автономно. При этом заключительные терцеты больше походят на двустишия.

Зато Анна Андреевна остается верна пятистопному ямбу, который характерен для сонета в русской поэзии.

В «Уединении» присутствуют многие лейтмотивы, присущие сонетному творчеству Ахматовой. Речь идет о теме дома как западни и связанного с ней образа птицы, о «ветрах северных морей», о божественной Музе, смуглой рукой дописывающей неоконченные лирической героиней страницы.

Интересно развивается мотив камня, характерный для поэзии акмеистов, к группе которых принадлежала Анна Андреевна. В его переосмыслении проглядывает отсылка к эпизоду, описанному в Евангелии от Иоанна. Согласно ему, к Христосу привели женщину, обвиненную в прелюбодеянии.

Книжники и фарисеи хотели побить ее камнями, ссылаясь на закон Моисея. На это Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Ахматова метафорически развивает эту историю. Камни, кинутые в лирическую героиню, превращаются в материал для строительства башни.

Из этого вырастает благодарность людям, совершившим зло, которое в итоге обернулось благом.

Не исключено, что под камнями имеются в виду слухи, сплетни, злые слова, высказанные в адрес лирической героини недоброжелателями. Несмотря на оскорбления со стороны врагов, дух ее только укрепился. Она смогла возвыситься над мирской суетой. Уединение стало благословением, а не проклятием, способствовало творческому подъему, появлению Музы.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoj-uedinenie.html

Тест по стихотворению А.А.Ахматовой Песня последней встречи

Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи».

  • Вариант I.
  • Так беспомощно грудь холодела,
  • Но шаги мои были легки.
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
  • А я знала — их только три!
  • Между кленов шепот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут моей унылой,
  • Переменчивой, злой судьбой».
  • Я ответила: «Милый, милый!
  • И я тоже. Умру с тобой…»
  • Это песня последней встречи.
  • Я взглянула на темный дом.
  • Только в спальне горели свечи
  • Равнодушно-желтым огнем.

В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

  1. 1) «Вечер»,
  2. 2) «Четки»,
  3. 3) «Подорожник»,
  4. 4) «Белая стая»
  5. Ведущей темой стихотворения является тема:
  6. 1) любви,
  7. 2) родины,
  8. 3) природы,
  9. 4) свободы
  10. Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «шёпот осенний», «равнодушно-желтым огнем»:
  11. 1) метафора,
  12. 2) метонимия,
  13. 3) сравнение,
  14. 4) эпитет
  15. Какое чувство, владеющее лирической героиней передано в строке «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»:
  16. 1) радость,
  17. 2) грусть,
  18. 3) переживание,
  19. 4) непонимание
  20. Лирическая героиня стихотворения:
  21. 1) верит, что возлюбленный вернётся,
  22. 3) равнодушна к жизни,
  23. 2) переживает уход возлюбленного,
  24. 4) верит в бессмертие души

В строке «Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» использован синтаксический прием. Назовите этот прием. ________________

Каким словом из первой строфы характеризуется состояние лирической героини? _____________

Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи»: _________

  • Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («злой судьбой», «темный дом»)? _________________
  • Определите размер, которым написано стихотворение. ___________
  • КЛЮЧ:
  • 1 1
  • 2 1
  • 3 4
  • 4 3
  • 5 2
  • 6 инверсия
  • 7 беспомощно
  • 8 аллитерация
  • 9 эпитет
  • 10 анапест

Тест  по стихотворению А.А.Ахматовой «Уединение».

  1. Вариант 2
  2. Так много камней брошено в меня,
  3. Что ни один из них уже не страшен,
  4. И стройной башней стала западня,
  5. Высокою среди высоких башен.
  6. Строителей ее благодарю,
  7. Пусть их забота и печаль минует.
  8. Отсюда раньше вижу я зарю,
  9. Здесь солнца луч последний торжествует.
  10. И часто в окна комнаты моей
  11. Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу…

  • А не дописанную мной страницу —
  • Божественно спокойна и легка,
  • Допишет Музы смуглая рука.

В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Уединение»:

  1. 1) «Вечер»,
  2. 2) «Четки»,
  3. 3) «Подорожник»,
  4. 4) «Белая стая»
  5. Ведущей темой стихотворения является тема:
  • 1) поэта и поэзии,
  • 2) родины и природы,
  • 3) города и деревни,
  • 4) любви и дружбы
  • Как называется изобразительное средство, использованное в строке «Влетают ветры северных морей»?
  • 1) метонимия,
  • 2) метафора,
  • 3) сравнение,
  • 4) эпитет
  • Лирическая героиня стихотворения:
  • 1) жаждет общения с подругой по имени Муза,
  • 2) всегда находится в центре событий,
  • 3) ощущает себя отшельницей,
  • 4) мечтает о славе
  • Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Что ни один из них уже не страшен, / И стройной башней стала западня»: _________
  • Какой эпитет, использованный в финальных строках, характеризует отношение автора к поэзии? ______________
  • Какой вид метафоры использует автор в предложенном фрагменте «Здесь солнца луч последний торжествует»? _________________
  • Какой вид тропа использует автор в сочетаниях «стройной башней», «смуглая рука»?
  • Какую рифму использует поэт?____________
  • Определите размер, которым написано стихотворение. __________
  • КЛЮЧ:
  • 1 4
  • 2 1
  • 3 2
  • 4 1
  • 5 аллитерация
  • 6 божественно
  • 7.олицетворение
  • 8 эпитет
  • 9. перекрёстную и парную
  • 10. ямб

Источник: https://prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/295394-test-po-stihotvoreniju-aaahmatovoj-pesnja-pos

Анализ стихотворения Ахматовой “Уединение

В сентябре 1917 года в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой под названием “Белая стая”. Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты.

В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим вокруг нее событиям, судьбе родной страны. Как правило, поэтесса напрямую не касается военной тематики.

Тем не менее, отголоски страшных событий, происходящих в России, слышны практически в каждом стихотворении.

“Уединение” датировано 1914 годом. С некоторой долей условности это произведение можно отнести к сонетному творчеству Ахматовой. Классические признаки построения сонета угадываются здесь смутно.

Стихотворение состоит из четырнадцати строк, начинается оно с двух катренов, срифмованных автономно. При этом заключительные терцеты больше походят на двустишия.

Зато Анна Андреевна остается верна пятистопному ямбу, который характерен для сонета в русской поэзии.

Читайте также:  Гепард - сообщение доклад

В “Уединении” присутствуют многие лейтмотивы, присущие сонетному творчеству Ахматовой. Речь идет о теме дома как западни и связанного с ней образа птицы, о “ветрах северных морей”, о божественной Музе, смуглой рукой дописывающей неоконченные лирической героиней страницы.

Интересно развивается мотив камня, характерный для поэзии акмеистов, к группе которых принадлежала Анна Андреевна. В его переосмыслении проглядывает отсылка к эпизоду, описанному в Евангелии от Иоанна. Согласно ему, к Христосу привели женщину, обвиненную в прелюбодеянии.

Книжники и фарисеи хотели побить ее камнями, ссылаясь на закон Моисея. На это Иисус ответил: “Кто из вас без греха, первый брось на нее камень”. Ахматова метафорически развивает эту историю. Камни, кинутые в лирическую героиню, превращаются в материал для строительства башни.

Из этого вырастает благодарность людям, совершившим зло, которое в итоге обернулось благом.

Не исключено, что под камнями имеются в виду слухи, сплетни, злые слова, высказанные в адрес лирической героини недоброжелателями. Несмотря на оскорбления со стороны врагов, дух ее только укрепился. Она смогла возвыситься над мирской суетой. Уединение стало благословением, а не проклятием, способствовало творческому подъему, появлению Музы.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-axmatovoj-uedinenie/

“Уединение” анализ стихотворения Ахматовой

В “Уединении” поэтесса описывает образ искусства как высокую башню, которую для нее создал окружающий серый социум, ожидая видимо заточить ее там и сломить ее дух. Но сила таланта Ахматовой сотворила чудо и вместо предполагаемого наказания поэтесса наслаждается созданным уединением.

Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен.

“Камни” – это очевидно людские слухи, уколы, неприятие, которые были нацелены на поэтессу. Они закалили ее дух

и подняли над мирской суетой. При прочтении этого произведения, вспоминаются жрецы искусства, которые намеренно искали одиночества для развития своего таланта.

Стих одновременно пропитан темой уединения и мужества наслаждаться созданными условиями. Как бы не пытались оградить ее от мира, заковать в высокой башне у нее всегда будут спутники, будь то ветер, или луч солнца, или голубь которой в данном случае может символизировать надежду.

Ахматова не держит зла на тех, кто помог ей “построить” башню, напротив она благодарит их за жизненный опыт и уроки которые она получила благодаря столь жесткой закалке.

Ее взгляд очистился от мишуры завистливых мнений и она стала “выше” легкого праздного существования, стала опытнее и мудрее.

Сонет написан в селе Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии, родовом имении Гумилевых, куда А. Ахматова ежегодно приезжала вплоть до 1925 года. Ахматовой там легко писалось, ее не отвлекал шумный бурлящий жизнью Петербург. А так как она считала творчество вещью спонтанной, которую нельзя запланировать, поэтесса целиком полагалась на свою музу.

А не дописанную мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука.

Пишет этот сонет Анна Ахматова не соблюдая строгость сонетной нормы, и он выглядит недоделанным, недоработанным, однако это придает ему еще более притягательный шарм.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/uedinenie-analiz-stixotvoreniya-axmatovoj/

Анализ стихотворений Н.Гумилева , А. Ахматовой

План анализа стихотворения

Тема стихотворения:

пейзаж;общественно-политическая;любовная/интимная;философская.Сюжет: есть сюжет: образы событий (…каких именно…);

без сюжета: образы чувств (…).

  • Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
  • Композиция: размер, рифма, ритм. Размер:_ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);'_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;'_ _ _      дактиль;_ _' _     амфибрахий;
  • _ _ _'     анапест.
  • Рифма:аабб — парная;абаб — перекрестная;
  • абба — кольцевая.
  • Тропы
  • — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
  • эпитет — художественное определение;сравнение;аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;ирония — скрытая насмешка;гипербола — художественное преувеличение;литота — художественное преуменьшение;олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
  • паралеллизм.
  • Стилистические фигуры:
  • повторы/рефрен;риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;антитеза/противопоставление;градация — например: светлый — бледный — едва заметный;инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
  • Поэтическая фонетика:
  • аллитерация — повторение одинаковых согласных;ассонанс — повторение гласных;анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  • эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  • Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
  • Образ лирического героя, авторское «Я».

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

  1. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет …
  2. Примеры анализа стихотворений( из работ учащихся)
  3. Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»
  4. В качестве собственного исследования данной темы мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»
  5. ОНА
  6. Я знаю женщину: молчанье,
  7. Усталость горькая от слов,
  8. Живет в таинственном мерцанье
  9. Ее расширенных зрачков.
  10. Ее душа открыта жадно
  11. Лишь медной музыке стиха,
  12. Пред жизнью, дольней и отрадной,
  13. Высокомерна и глуха.
  14. Неслышный и неторопливый,
  15. Так странно плавен шаг ее,
  16. Назвать нельзя ее красивой,
  17. Но в ней все счастие мое.
  18. Когда я жажду своеволий
  19. И смел и горд — як ней иду
  20. Учиться мудрой сладкой боли
  21. В ее истоме и бреду.
  22. Она светла в часы томлений
  23. И держит молнии в руке,
  24. И четки сны ее, как тени
  25. На райском огненном песке.

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее, к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина».

На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду».

Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

  • Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
  • 1-3 строфы,
  • 4 строфа,
  • 5 строфа.
  • Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

  1. эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
  2. сравнения («четки сны ее, как тени»);
  3. гиперболы («держит молнии в руке»);
  4. метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).
  5. Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:
  6. душа – 1)внутренний мир человека;
  7. 2)свойства характера;
  8. открыта – 1)поднять что-либо;
  9. 2)сделать доступным;
  10. 3)обнажить;
  11. жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
  12. 2)скупость, корысть.
  13. Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Заключение

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика.

Читайте также:  Сообщение про ласку доклад окружающий мир 2, 3, 4 класс

Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне.

Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии.

Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения.

Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления.

За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Об одном стихотворении Иосифа Бродского.

Разбор стихотворений Иосифа Бродского, которые входят в последнее время в школьную программу, часто становится труден как для школьников, так и для самих учителей. Трудности возникают даже не во время анализа, но ещё на подступах к нему: сам смысл стихотворения остаётся читателю неясен. Мы предлагаем вам вариант интерпретации одного стихотворения И.Бродского, входящего во многие

школьные программы.

В твоих часах не только ход, но тишь.Притом их путь лишён подобья круга.Так в ходиках: не только кот, но мышь;они живут, должно быть, друг для друга.Дрожат, скребутся, путаются в днях.Но их возня, грызня и неизбывностьпочти что незаметна в деревнях,где вообще в домах роится живность.Там каждый час стирается в уме,и лет былых бесплотные фигурытеряются – особенно к зиме,

  • когда в сенях толпятся козы, овцы, куры.
  • 1963

1. Это стихотворение о времени и о вечности.Противопоставление заявлено в первой же строке: “ход” времени и “тишь”. Деление времени искусственно, оно создаёт “неизбывность” (потому что всегда, без отдыха), “возню, грызню”, дрожь, путаницу…

Путь времени – это “круг” (заколдованный), такой же бестолковый, как погоня кошки за мышью. Всем известны ходики – с кошкой, которая ежесекундно стреляет глазами вправо-влево, как будто следит за мышью.

(Кроме всем известной кошки из ходиков, есть и не менее

  1. известная мышь, устраивающая шум в часах:

Hikory, dickory, dock,The mouse run up the clock.The clock struck one,The mouse ran down,

Hickory, dickory, dock.

Стихотворение из Mather Goose Rhymes. В пер. С.Маршака: “Вышли мыши как-то раз // Поглядеть, который час…”) Кошка и мышь дополняют друг друга: цель кошки – поймать мышь, а цель мыши – убежать от кошки. Суета порождается сама собой. А что будет, если кто-нибудь из них вдруг исчезнет? Погоня прекратится, часы

остановятся, и наступит “тишь”, отсутствие времени, вечность…

…Как бывает “в деревнях”. Стихотворение делится пополам: первая половина – суть, порождённая временем, а вторая – деревенская тишина.

В деревне время не замкнуто в круг, поэтому “каждый час стирается в уме”, вместо того чтобы сохраняться и громоздиться, человек не “путается в днях”, прожитое не возвращается, а “теряется”. (“Фигуры былых лет” названы “бесплотными”, то есть нереальными.

Однако по созвучию это слово тянет за собой и слово “бесплодные”, то есть напрасно, зря сохранённые умом.) Замедление ритма жизни подчёркивается и синтаксически: предложения в первой части соответствуют строчкам, как бы отражая

деление времени на часы, а к концу стихотворения они становятся всё длиннее.

Единственный признак деревни – это “живность”, противопоставленная механическим, условным коту и мыши из первой части. Таким образом оппозиция “время/вечность” становится и оппозицией “искусственное/живое”.

Особенно явным это противопоставление становится в конце стихотворения: “козы, овцы, куры”, “толпящиеся в сенях” зимой, отсылают читателя к сцене Рождества.

Абстрактное (рассуждающее) стихотворение кончается яркой картинкой, выделенной внутренней

рифмой (“стираются – теряются”).

2. А теперь вспомним, что первое значимое слово стихотворения – “твоих”. Получается, что это – изящнейшее признание в любви (в широком смысле слова, может быть, и к другу). В нём только одно слово, впрямую говорящее о другом, но с ним связано всё “положительное” для автора. Этот человек так удивителен, что даже в его часах – воплощение “грызни” и “путаницы” – есть место для “тиши”,

которая вообще-то встречается только в деревнях.

Е. М. Шумова. Фрагмент урока по лирике Ф.И. Тютчева

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм».

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм» (1830).

  • Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды,
  • И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное «последний» обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово «катаклизм» (не «превращение» или «изменение», близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев — оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) — катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части — первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах «разрушится» и «изобразится».

В стихотворении присутствуют две стихии — земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе («Все зримое опять покроют воды»). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением — отсутствием местоимений «я», «ты», «мы» и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики — не эмпирической, а предельно отвлеченной («последний час природы», «все зримое», «божий лик»).

Процесс разрушения «закреплен» в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

«Когда пробьет последний час природы…»; «Когда последний час природы пробьет …»

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором — оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии («И божий лик изобразится в них!»), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук «и», многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха «И божий лик изобразится в них!»

Стихотворение «Последний катаклизм» написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными — «земных», «них») и женскими (безударными — «природы», «воды») окончаниями.

Рифмы в стихе как грамматические (природы — воды), так и неграмматические (земных — них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук).

Все это построение стиха основано на законе двойственности, «бинарности», что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой («Когда пробьет последний час природы»), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления «последнего часа», все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы «разрушится», «изобразится»). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха «Состав частей разрушится земных» как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U — безударный, I — ударный):

  1. UI/UI/UI/UU/UI.
  2. Четвертая стопа, приходящаяся на глагол «разрушится», окажется «облегченной», пиррихиической.
  3. Особенно много отступлений возникает в третьей строке («Все зримое опять покроют воды»):
  4. II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II — два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только «состав земных частей», но и обернется человеческой трагедией.

На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением.

Однако выражение «все зримое» (от старославянского слова «зрак» — «глаз») включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Предложенный анализ, как уже отмечалось выше, не является «ключом», с помощью которого можно «открыть» любой поэтический текст.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniy-ngumileva-a-ahmatovoy-1247552.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]