Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городке Винчи, расположенном к западу от Флоренции на вершине живописного холма.
Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о ней, хотя жизнь Пьеро достаточно хорошо документирована.
После рождения Леонардо он сделал успешную карьеру во Флоренции и четырежды женился, произведя на свет, помимо своего первенца, ещё 11 детей. Леонардо воспитывался в доме отца.
О том, как прошло детство Леонардо, мы тоже ничего не знаем. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом.
При этом он получил довольно поверхностное образование — впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык в те времена был основой обучения.
Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал.
Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным.
Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры.
Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.
Единственное, что можно заключить из этих записей с твёрдой уверенностью, так это отношение Леонардо к животным. Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей.
И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой.
Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу.
Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животных так же, как они воспринимают убийство человека».
В возрасте 15 лет Леонардо стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских художников — Андреа дель Верроккио (ок. 1435-1488).
ПОВОРОТ СУДЬБЫ
Верроккио был не только знаменитым художником итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккио почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки.
Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.
Звание мастера живописи Леонардо получил в 1472 году, но до 1476 года оставался у Веррокки. Возможно, это было связано с какой-то совместной работой.
1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» — для алтаря монастыря Сан-Донато а Скопето близ Флоренции.
Он так и не закончил её, что, впрочем, характерно для всей его художественной карьеры. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нём заговорили как о непревзойдённом мастере в передаче жестов и эмоций.
«МОРО»
Одной из причин, заставивших Леонардо бросить эту работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, деспотического правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»).
Здесь Леонардо провёл почти двадцать лет. Из письма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространённой в те времена практикой.
Поражает другое — невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим многозарядное огнестрельное орудие на вразающейся турели (прообраз пулемёта), «закрытые повозки, безопасные и неприступные» (прообраз современных танков) и «самодвижущиеся повозки» (прообраз современных автомобилей).
Но технические проекты Леонардо слишком опережали своё время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты.
Однако он высоко ценил талант Леонардо как изобретателя всевозможных сценических приспособлений и искусного мастера фейерверков, устраиваемых в честь разнообразных праздников.
К подобным событиям во все времена Ренессанса относились очень серьёзно, и каждый правитель стремился к тому, чтобы устроенный им праздник затмевал своим великолепием праздники конкурентов.
Сфорца делал Леонардо и художественные заказы. Одним из них была большая конная статуя отца Лодовико. Леонардо создал глиняную модель, в три раза превосходящую натуральные размеры, но забросил работу, и в дальнейшем модель уничтожил. Однако, в наше время, конь был восстановлен и установлен на ипподроме Сан-Сиро в Милане.
Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта-Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости.
Эксперимент закончился катастрофой — спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории исскусства.
Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать.
В 1652 году через роспись был проделан дверной проём, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь.
Вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.
В наши дни от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее – 30%.
И если бы во время последней реставрации, длящейся с 1978 по 1999 годы, оставили всё, как есть, то фреска выглядела бы как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.
В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение, дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.
ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРИУМФЫ
В 1499 году власти Лодовико пришёл конец — Милан был захвачен французами, и Леонардо покинул город. Посетив Мантую и Венецию, где он провёл несколько месяцев на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, Леонардо вернулся во Флоренцию и работал там вплоть до 1506 года.
Считается, что именно в этот период он написал (или, во всяком случае, начал писать) свою знаменитую «Мона Лизу». Кроме этого, он получил от городских властей престижный заказ на большую фреску «Битва при Ангиари» для Палаццо Веккио.
Как и в случае с «Тайной вечерей», Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вновь оказался удручающим.
Фреска так и не была закончена, а то, что успел написать Леонардо, в XVI веке покрыли сверху другой росписью.
В 1506 году Леонардо опять в Милане. В 1512 году под натиском объединённых сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска — эти события вызвали череду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим.
В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев Х, сын Лоренцо Медичи, ни в чём не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось.
Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин. Другая заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы явно превосходившие Леонардо.
При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа.
ПОСЛЕДНИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию.
Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя.
Он получил официальный титул «первого королевского художника, инженера и архитектора», но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника.
Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром и другими художниками, написавшими полотна, где изобразили старого художника, умирающего на руках своего молодого покровителя.
Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары и соединённой с ним подземным тоннелем. Усадьба Клу сегодня выглядит так же, как в XVI веке и сохранила до наших дней кухню и большой зал, где да Винчи принимал высокопоставленных гостей. Эти помещения имеют практически тот же вид, какой имели при жизни Леонардо.
Умер художник там же 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.
Источник: https://legacy-time.ru/biographies/leonardo-da-vinchi/
Краткая биография Леонардо да Винчи — World of History
Леонардо родился нелегитимным сыном флорентийской благородной и крестьянки; он вырос в Винчи, Италия. В его формирующие годы он развивал любовь к природе и с раннего возраста начал проявлять свои замечательные академические и художественные таланты.
В 1482 году Леонардо отправился в суд Людовико Сфорца в Милане, где пробыл 16 лет. Здесь он продолжал рисовать, а также разветвлялся в других интересах, таких как инженерное дело и анатомия. В этот период он написал знаменитые произведения «Мадонна на скалах», а также «Тайная вечеря».
Возможно, вам также будет интересна статья: Биография Бенджамина Франклина
Тайная вечеря была описана как одна из величайших религиозных картин. Со Христом в центре картины он олицетворяет собой великое чувство и эмоции, поскольку Христос собирается объявить о своем неизбежном предательстве Иуды.
Картина проводится в монастыре Санта-Мария-Делле-Грацие, Милан, но, к сожалению, со временем качество оригинальной картины ухудшилось, несмотря на частые попытки восстановления.В 1499 году его покровитель Л. Сфорца был побежден французским вторжением, в результате чего Леонардо вернулся во Флоренцию. В этот период он написал фрески битвы при Ангиари. Это произведение должно было оказать огромное влияние на будущих художников. Однако он никогда не был завершен и впоследствии был уничтожен. Именно в этот период Леонардо завершил Мону Лизу. Мона Лиза — одна из самых известных и интригующих картин в мире. Мона Лиза — портрет жены флорентийского благородного. Несколько дней она приходила к Леонардо и сидела, чтобы ее портрет был написан; однако она отказалась улыбаться. Леонардо даже пытался нанимать музыкантов, но безуспешно. Однажды, на мгновение, она слегка улыбнулась, и Леонардо смог ее захватить. Ее улыбка инкапсулирует таинственность, которая одновременно увлекательна и интригует. «Эта улыбка увековечила ее, увековечила художника и увековечила искусство. Художник и искусство были увековечены только слабой улыбкой, с улыбкой, загадочным прикосновением. Даже сейчас душевное прикосновение есть, и это прикосновение души покорило сердце мира »(1).
В Моне Лизе Леонардо овладевает методами сфумато и светотени . Sfumato обеспечивает постепенный переход между цветами — позволяет создавать нежные и выразительные изображения. В Mona Lisa использование chiaroscuro очевидно в контрасте между ее лицом и темным фоном.
В этот период Леонардо также продолжил учебу в области техники, науки и других предметов. Казалось, что его интересы не заканчиваются. Он сделал обильные заметки в своем сложном зеркальном почерке, многое из которого не было расшифровано в его жизни.
Он также рисовал сложные модели машин; в частности, он был очарован полетом. Он обычно покупал птиц, чтобы он мог освободиться и посмотреть, как они улетают. Да Винчи также попытался сам построить летающий объект. Машины, которые он нарисовал на бумаге, например, вертолеты, стали реальностью много веков спустя.
Если бы его лекарственные исследования были опубликованы, это бы революционизировало науку, поскольку он был одним из первых, кто понял циркуляцию крови в организме. Он также осознал, что земля вращается вокруг Солнца, предвосхищая будущую работу Коперника и Галилея .
Да Винчи был призван размышлять обо всех аспектах жизни и мира, он оставил его с большой любовью и увлечением вселенной.
- Возможно, вам также будет интересна статья: Народная героиня франции Жанна Д’арк
- В разных областях Да Винчи стремился увидеть лежащее в основе единство во Вселенной и с оптимистическим взглядом на человеческий потенциал.
- «Отдельные вещи должны быть объединены и обрести такую добродетель, чтобы они восстановили человеку свою утраченную память».
- Витрувианский человек
Это рисунок пропорций человека. Да Винчи использовал более раннюю работу и записи римского архитектора Витрувия.
На картине сочетаются искусство, человек и наука — иллюстрирующие красоту геометрических пропорций и человеческой формы.
Это символизирует работу Да Винчи и возрожденный Ренессанс, чтобы объединить эти формы искусства в одну диаграмму. В простоте рисования линии существует множество различных факторов; он стал знаковым изображением.
Личная жизнь Да Винчи
Леонардо оставался единым на протяжении всей его жизни. Он не женился и не имел детей. Он сохранял свою личную жизнь частным и делился несколькими подробностями.
Он был близок со своими учениками Салаем и Мельци, но, похоже, был в основном поглощен его далеко идущими исследованиями, работой и картинами.
В свое время в современных докладах указывалось, что Да Винчи был уникальным человеком с физической красотой, достойным присутствием и сильным моральным характером. Да Винчи выражает свою любовь к истине:
- «Лежать так мерзко, что, даже если бы он хорошо говорил о благочестивых вещах, это отняло бы что-то от Божьей благодати; и Истина настолько превосходна, что, если она хвалит, но мелкие вещи, они становятся благородными » .
- Возможно, вам также будет интересна статья: Изобретения и открытия Архимеда
- Его первый биограф, Джорджио Вазари, пишет о личности Да Винчи в 1550 году.
«.. Помимо красоты тела, никогда не превозносимого, во всех его действиях была бесконечная благодать; и так велико было его гениальность и такой рост, что, несмотря на трудности, которые он передумал, он легко справлялся с ними »
Примечательной характеристикой Да Винчи было его широкое уважение и почтение к истине, жизни и живым существам. Он принял вегетарианскую диету и купил птиц в клетке, чтобы он мог их освободить. Он цитирует:
« Придет время, когда такие люди, как я буду смотреть на убийство животных, поскольку теперь они смотрят на убийство людей».
Между 1506-1510 годами Леонардо провел время в Милане, работая от имени самого великодушного французского короля Лоис XII.
В 1513 году он отправился в Ватикан, Рим, где он пользовался покровительством нового Папы Римского, Льва X.
Здесь Да Винчи работал в непосредственной близости от современников, таких как великие Учителя Микеланджело и Рафаэль . Однако вскоре между молодым Микеланджело и Да Винчи возникло сильное соперничество.
Источник: https://factstore.ru/biografija-leonardo-da-vinchi/
Леонардо да Винчи: жизнь и творчество художника
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография Леонардо да Винчи
- Творчество Леонардо да Винчи
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Леонардо да Винчи
- Библиография и фильмография
Биография леонардо да винчи
Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.
Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.
Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.
Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
Джаконда
Тайная вечеря
Мадонна с горностаем
Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.
Творчество леонардо да винчи
К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.
В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).
К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.
В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная вечеря», исполненная в 1495—1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.
После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий.
По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления).
При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.
В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.
Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.
Интересные факты о леонардо да винчи
Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.
Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Есть основания считать, что Леонардо был гомосексуалистом. Когда художник учился в мастерской Вероккио, его обвинили в домогательстве к мальчику, который позировал ему в его работах. Суд оправдал его.
- По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.
- По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.
- Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.
Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан.
Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.
Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.
Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.
Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.
Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо.
Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет.
Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.
В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.
Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.
В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.
Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.
Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.
Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.
Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса).
Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других.
Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».
Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.
В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная — портрет Моны Ягг)
Леонардо — второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.
Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.
Библиография
Соченения
- Сказки и притчи Леонардо да Винчи
- Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
- Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»
О нём
- Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
- Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881—1891.
- Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
- Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
- Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894—1904.
- Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
- Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
- Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
- Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — 815 с.
- Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
- Патер В. Ренессанс, М., 1912.
- Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
- Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
- Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
- Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
- Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
- Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
- Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
- Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
- Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
- Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
- Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.
Леонардо Да Винчи в произведениях искусства
- Жизнь Леонардо да Винчи — телевизионный мини-сериал 1971 года.
- Демоны Да Винчи — американский телесериал 2013 года.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org, https://all-biography.ru, https://smallbay.ru
Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.
Леонардо да Винчи: картины художника
Леонардо да Винчи — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Леонардо да Винчи: жизнь и творчество художника
3.6 (72%) 5 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/da-vinchi-leonardo.html
Биография Леонардо да Винчи
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 — 1519) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.
Детство
Неподалёку от итальянской Флоренции расположен небольшой городок Винчи, близ него в 1452 году существовало селение Анкиано, где 15 апреля родился гений Леонардо да Винчи.
Его отцу, довольно успешному нотариусу Пьеро, на тот момент было 25 лет. Он состоял в любовной связи с красивой крестьянкой Катериной, в результате чего и появился на свет ребёнок. Но позже отец сочетался законным браком со знатной и богатой девушкой, а Леонардо остался жить с мамой.
Через некоторое время выяснилось, что супружеская пара да Вични не может иметь собственных детей, и тогда Пьеро забрал у Катерины на воспитание их общего сына Леонардо, которому к тому времени уже исполнилось три годика. Малыша разлучили с матерью, и потом всю жизнь он старательно в своих шедеврах пытался воссоздать её образ.
В новой семье мальчик уже с 4-х лет начал получать начальное образование, его учили латыни и чтению, математике и письму.
Юность во Флоренции
Когда Леонардо было 13 лет, умерла его мачеха, отец женился второй раз и переехал во Флоренцию. Здесь он открыл собственное дело, к которому пытался привлечь сына.
В те времена дети, рождённые вне законного брака, наделялись абсолютно такими же правами, как и наследники, появившиеся в официально зарегистрированной семье. Однако Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника.
Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья.
В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.
В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера.
Первые живописные шедевры
В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников.
Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов.
Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи.
Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.
Леонардо да Винчи владел несколькими техниками живописи:
- итальянский карандаш;
- сангина;
- серебряный карандаш;
- перо.
В течение последующих пяти лет Леонардо трудился над созданием таких шедевров, как «Мадонна с вазой», «Благовещение», «Мадонна с цветком».
Период жизни в Милане
Весной 1476 года да Винчи и ещё трое его друзей попали под обвинение в садомее и были арестованы. Тогда это считалось жутким преступлением, за которое полагалась высшая мера наказания – сожжение у столба.
Виновность художника не была доказана, обвинителей и свидетелей не нашли. А также в число подозреваемых попал сын знатного флорентийского вельможи.
Эти два обстоятельства помогли да Винчи избежать наказания, подсудимых выпороли и отпустили.
После этого инцидента к Верроккио молодой человек уже не вернулся, а открыл собственную мастерскую живописи.
В 1482 году правитель Милана Людовико Сфорца пригласил Леонардо да Винчи ко двору в качестве устроителя праздников. Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными.
Леонардо приходилось одновременно совмещать несколько должностей: инженер и архитектор, придворный художник, гидротехник и военный инженер. При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика.
Но Леонардо не отчаивался, потому что таким образом у него была возможность работать на самого себя, развиваться в науке и технике.
Особенно много внимания в годы жизни и работы в Милане да Винчи уделял анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи.
В этот же миланский период, работая при дворе, он сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.
Художественные творения гениального да Винчи
Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал он достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.
Некоторые работы с годами и веками были утрачены либо сильно повреждены, очень много осталось недоработанных картин. Например, большая алтарная композиция «Поклонение волхвов». Поэтому художественное наследие Леонардо не так уж и велико. Но то, что дошло до наших дней, по-настоящему бесценно. Это такие картины, как «Мадонна в гроте», «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем».
Чтобы настолько гениально изображать на картинах человеческие тела, Леонардо первым в мире живописи стал изучать строение и расположение мышц, для чего расчленял трупы.
Другие сферы деятельности Леонардо
Но ему принадлежит огромное количество открытий и в других сферах и областях. В 1485 году в Милане случилась эпидемия чумы. От этой болезни умерло около 50 000 жителей города.
Да Винчи обосновал герцогу такой мор тем, что в перенаселённом городе на узких улицах царила грязь, и выступил с предложением строительства нового города. Он предложил план, по которому город, рассчитанный на 30 000 жителей, был разделен на 10 районов, каждый из них – со своей канализацией.
Также Леонардо предлагал рассчитывать ширину улиц, исходя из средней высоты лошадей. Герцог отверг его план, как, впрочем, при жизни отвергали многие гениальные творения да Винчи.
Однако пройдёт несколько столетий, и Государственный совет Лондона воспользуется предложенными Леонардо пропорциями, назовёт их идеальными и будет применять при разбивке новых улиц.
Очень талантлив да Винчи был и в музыке. Его рукам принадлежит создание серебряной лиры, которая по форме походила на конскую голову, он также виртуозно на этой лире мог играть.
Леонардо увлекала водная стихия, у него много работ, тем или иным образом связанных с водой.
Ему принадлежит изобретение и описание прибора для погружения под воду, а также дыхательного аппарата, который можно применять для подводного плавания.
Всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе изобретения да Винчи. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, проверяя свои идеи на практике.
А как сильно был увлечён он разработкой летательного аппарата, и сотворил простейший из них на основе крыльев. Это его идеи – аэроплан с полным управлением и аппарат, у которого будут вертикальные взлёт и посадка. У него не было мотора и не получилось воплотить идеи в жизнь.
В строении человека его интересовало абсолютно всё, очень много он трудился над изучением человеческого глаза.
Несколько интересных фактов
У Леонардо да Винчи было множество учеников и друзей. Что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет. Доподлинно известно, что женат он не был.
Леонардо да Винчи очень мало спал и был вегетарианцем. Он вообще не понимал, как может совмещать человек свободу, к которой стремится, с содержанием в клетках зверей и птиц. В своих дневниках он писал:
«Мы все – ходячие кладбища, потому что живём за счёт умерщвления других (животных)».
Прошло уже почти 5 веков, как нет великого гения, а мир до сих пор пытается разгадать улыбку Джоконды. Её изучали специалисты и ученые в Амстердаме и США, даже с помощью компьютерных технологий определили эмоции, которые таит в себе улыбка:
- счастье (83%);
- страх (6%);
- злость (2%);
- пренебрежение (9%).
Существует версия, что когда Джоконда позировала мастеру, её развлекали шуты и музыканты. А некоторые ученые предположили, что она была беременна и от осознания этой тайны блаженно улыбалась.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, его окружали ученики. Наследие гениального человека включало в себя не только картины, но и огромную библиотеку, инструменты, около 50 000 набросков. Распорядителем всего этого стал его друг и ученик Франческо Мельци.
Источник: https://stories-of-success.ru/leonardo-da-vinchi
Биография Леонардо да Винчи (кратко, самое главное)
Леонардо да Винчи – человек энциклопедического ума, учёный-универсалист и великолепный художник – мог бы оставить миру богатейшее наследие, однако, судьба распорядилась так, что плоды трудов этого великого человека остались преимущественно в его записях, мало известных широкому кругу читателей. Искусствоведы и историки обнаружили не слишком много картин Леонардо; из всех созданных им скульптур до наших дней сохранились только две и то в виде всего лишь восковых моделей; несмотря на наличие множества чертежей, так точно и не было установлено, есть ли в Италии здания, спроектированные мастером; точно также ни одно из технических изобретений Леонардо не стало использоваться его современниками в производстве. В некоторых случаях это объясняется политическими событиями или недостатком финансирования, но большинстве, увы, непостоянным характером самого художника.
Сегодня анализ многочисленных дневников и записей Леонардо да Винчи позволяют сказать, что это был один из самых масштабных и гениальных людей своей эпохи.
Детство и юность
Будущий мастер появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье небольшого итальянского городка Винчи. Его отцом был молодой нотариус – Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка Катерина. Молодые люди не состояли в браке, поэтому Леонардо был незаконнорожденным.
Впрочем, в те времена итальянцы очень спокойно относились к детям, рождённым вне брака, и наделяли их такими же правами, как и законных наследников. «да Винчи» (в переводе с итальянского «из Винчи») нельзя назвать фамилией в полном смысле этого слова.
Это прозвище указывало на происхождение семьи Леонардо, поскольку в Винчи находилось их родовое имение.
Пьеро да Винчи очень скоро женился на девушке из знатной и богатой семьи, а Катерину выдал замуж за одного из местных горцев.
Через три года он забрал сына в свой дом и передал на воспитание жене и своим родителям. В доме отца Леонардо все полюбили, поэтому его детство было спокойным и умиротворённым.
Однако когда Леонардо был подростком его мачеха, заменившая мальчику родную мать, и дед скончались.
Активный и честолюбивый Пьеро, которому наскучила провинция, решил перебраться вместе с сыном во Флоренцию. На тот момент Флоренция была богатым и роскошным городом, где правила могущественная семья Медичи. Оплотом их власти были деньги и авторитет. Как раз незадолго до прибытия Пьеро и Леонардо главой Флоренции стал Лоренцо Медичи – покровитель наук и искусств.
Во Флоренции Пьеро нашёл себе новую жену, а Леонардо стал обучаться наукам и искусствам, как и подобало юноше из достойной семьи. С первых лет жизни мальчик много рисовал, и однажды Пьеро решил показать несколько работ сына своему приятелю – Андреа Верроккьо – известному флорентийскому художнику и скульптору. Верроккьо был поражён талантом юного Леонардо и пригласил его в свою мастерскую.
Нужно заметить, что итальянская художественная мастерская (боттега) эпохи Возрождения была местом, где юноши не только обучались художественным приёмам, но и постигали основы точных и естественных наук. Художники того времени уже были знакомы с понятиями сечения и перспективы.
Для успешной работы живописец (а уж тем более, скульптор или архитектор) должен был изучить основы геометрии, оптики, механики, физики и химии. К тому же, именно во Флоренции возникло движение гуманистов, после охватившее почти всю Европу.
Гуманисты интересовались естественными науками, античной и национальной культурой и отвергали сухую средневековую схоластическую традицию, установившуюся в науке. Флорентийские художники – Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Бруни и многие другие – были одними из флагманов этого прогрессивного движения.
Поэтому Леонардо оказался в творческой среде наиболее образованных и широко мыслящих людей своего времени.
Уже в годы своего ученичества Леонардо продемонстрировал превосходство над учителем. Верроккьо получил заказ на полотно, изображающее крещение Христа. В углу картины он решил поместить фигуры двух ангелов: одного он нарисовал сам, а второго – поручил Леонардо. В итоге, ангел ученика вышел намного живее и красивее, чем ангел самого Верроккьо.
Начало самостоятельной карьеры
По всей видимости, Леонардо покинул Верроккьо и основал собственную мастерскую в 1476 году. В это время он развивается как художник реалист. В записях Леонардо осталось множество набросков с предельной точностью, изображающих растения и животных. Известно, что вскоре после переезда от Верроккьо мастер создал два крупных полотна:
- «Мадонна с графином»;
- «Голова Медузы» (не закончена).
К сожалению, ни одна из этих картин не дошла до наших дней. Но, по свидетельствам современников, обе работы производили неизгладимое впечатление на зрителей. В эти годы Леонардо приобрёл дурную привычку: начинать сразу несколько работ и ни одну не доводить до конца. Из-за этого множество его полотен, которые могли бы сегодня быть жемчужинами музейных коллекций, были незакончены и утеряны.
Скоро на молодого художника обратил внимание Лоренцо Медичи, весьма интересовавшийся флорентийским искусством. От Медичи Леонардо получил крупный заказ на изображение Мадонны для капеллы св. Бернарда. Впрочем, и этот проект через несколько месяцев оказался заброшенным, доводить работу Леонардо до конца пришлось Филиппо Липпи.
В 1470-е годы из-за расточительной политики Медичи Флоренция начала беднеть. Чтобы позволить себе прежний уровень жизни, Леонардо приходилось всё больше работать. Известно, что в этот период он трудился над:
- «Мадонной с кошкой» (дошла до нас только в виде набросков);
- «Мадонной Бенуа» (не закончена, сегодня находится в Эрмитаже);
- «Святой Иероним» (не закончен).
- «Поклонение волхвов» — алтарный образ для монастыря Сан Донато (не закончен).
Жизнь Леонардо в Милане
В 1481 году миланский герцог Лодовико Сфорца (по прозвищу Моро) решил поставить конный памятник своему отцу. В те времена знатные люди, ищущие поэтов, скульпторов или художников, как правило, обращались к флорентийским правителям. Так поступил и Моро. Лоренцо Медичи решил отправить в Милан Леонардо.
Герцог Моро, впрочем, больше интересовался не искусством, а военной техникой. Поэтому он заранее поинтересовался, знаком ли Леонардо с инженерным делом.
В ответ герцог получил письмо, где художник сообщал, что умеет проектировать мосты, суда и подземные ходы, отливать пушки, создавать колесницы и многое другое.
Это можно считать правдой: у Леонардо было множество технических замыслов и чертежей, которые сохранились в его архивах.
Однако при дворе Моро он реализовал не так уж и много. Леонардо было поручено укрепить родовой замок Сфорца и достроить Миланский собор. По своему обыкновению, Леонардо разработал грандиозные планы, много работал над чертежами, но быстро забросил оба проекта.
Вместо изготовления военных машин и промышленных станков Леонардо всё больше занимался мелкими поручениями: росписью мебели, строительством свадебных беседок и тому подобным. Что же касается пресловутой статуи герцога миланского, ради которой Моро и вызвал Леонардо из Флоренции, то она была заброшена на много лет. Лишь в 1491 году Леонардо представил публике глиняную модель памятника.
Впрочем, в бронзе она так и не была отлита, а сама заготовка погибла в 1499 году, когда в Милан вошли французские солдаты.
Впрочем, пребывание Леонардо в Милане всё же было ознаменовано появлением нескольких крупных и, безусловно, заслуживающих внимания работ:
- «Мадонна в гроте»;
- «Дама с горностаем»;
- «Прекрасная Ферроньера» (возможно, принадлежит кисти кого-то из учеников Леонардо);
- «Мадонна Литта»;
- фреска «Тайная вечеря».
Кроме того, в Милане появилось множество набросков и чертежей. В том числе, знаменитый «Витрувианский человек» и проект летательного аппарата. Параллельно Леонардо занялся филологическими изысканиями: попытался составить толковый словарь итальянского языка и латино-итальянский словарь, но, как обычно, забросил эту работу.
Возвращение во Флоренцию
В 1498 году на французский престол взошёл Людовик XII герцог Орлеанский – давний враг Моро, претендовавший на владение Миланом.
Все прежние друзья отвернулись от миланского герцога, и ему предстояло в одиночку противостоять французской армии.
В городе начались погромы, и Леонардо решил бежать вместе со своим другом – математиком Лукой пачоли – и лучшим учеником – Салаи. В 1500 году все трое прибыли во Флоренцию.
Привыкший к роскоши миланского двора Леонардо по возвращению в город своей юности оказался в нищенском положении. Однако его громкое имя привлекало множество заказчиков.
Он взялся за работу для монахов-сервитов, которые желали получить алтарное изображение святой Анны, и переехал в их монастырь, где получил всё необходимое для достойной жизни.
Леонардо сильно затягивал работу, но после того как монахи на него надавили быстро закончил набросок, где изобразил рядом Анну, Деву Марию и Христа. Рисунок всем очень понравился, но, как обычно, чистовой вариант так и не был закончен, продолжать работу Леонардо пришлось другим художникам.
Кроме картона со святой Анной, во время второго флорентийского периода Леонардо не создал больше ни одной живописной работы и погрузился в изучение математики.
Художник скучал по жизни пышного придворного двора, поэтому в 1502 году он, не задумываясь, принял предложение поступить на службу к Чезаре Борджиа – незаконному сыну Папы Римского, — задумавшему объединить Италию под властью римского престола.
Несмотря на то, что Борджиа предлагал Леонардо наиболее интересную для него работу: строительство каналов, крепостей и военных укреплений, уже в 1503 году художник предпочёл покинуть службу.
Чезаре Борджиа находился в самом центре политических потрясений и жил военными походами и интригами, такой беспокойный образ жизни оказался не по душе Леонардо. Художник снова вернулся во Флоренцию и был вынужден зарабатывать на жизнь при помощи кисти. В этот период были созданы:
- «Битва при Ангиари» (набросок для фрески, не был перенесён на стену из-за особенностей красок и покрытия);
- «Джоконда».
Хотя Леонардо почти перестал интересоваться живописью, над «Джокондой» он работал очень долго и тщательно. По-видимому, он хотел добиться особой выразительности и правдоподобности портрета. К сожалению, из-за экспериментов Леонардо с красками полотно быстро потускнело, но выражение лица девушки осталось таким же живым и многозначительным.
Второй миланский период
Поскольку финансовые дела Леонардо во Флоренции были плачевны, в 1506 году он решил снова отправиться в Милан. Здесь на него обратил внимание французский король, фактически установивший в городе своё влияние.
Леонардо занимается обучением молодых художников, его мастерская принимает заказы, но выполняют их ученики мастера, сам он лишь исправляет их работы. Зато у Леонардо появился новый интерес – анатомия.
Он стал самостоятельно вскрывать тела в местном госпитале под руководством крупнейшего анатома того времени – Маркантонио делла Торре. Однако вскоре политические потрясения снова заставили Леонардо переехать.
Французы были изгнаны из Милана, главой города стал законный наследник местных герцогов – сын Моро – Массимилиано Сфорца, который презирал итальянцев, сотрудничавших с французами. Леонардо предпочёл уехать из города, чтобы не навлечь на себя гнев юного герцога.
Между тем, новым Римским Папой под именем Льва Х становится сын Лоренцо Медичи – Джованни. Итальянские художники и гуманисты, помня о деяниях отца Джованни, потянулись в Рим, надеясь предложить новому Папе свои услуги. Вместе с ними уехал и Леонардо.
Последние годы жизни
Папский двор тепло принял Леонардо. Основным его заказчиком в это время стал младший брат Папы – Джулиано Медичи. В Риме Леонардо написал:
- «Леду» (утеряна);
- Портрет возлюбленной Джулиано (утерян);
- «Иоанна Крестителя».
Впрочем, после выполнения первых заказов Джулиано Леонардо снова потерял интерес к живописи. Он продолжил изучение анатомии, акустики и экспериментировал с летательными аппаратами. Римское общество относилось к его увлечениям с долей насмешки.
Скоро Леонардо стал испытывать трудности из-за поползших по Риму слухов о том, что на самом деле он еретик и чернокнижник, а препарирование трупов ему нужно не ради науки, а для проведения дьявольских обрядов.
Связь его с Папой к тому времени ослабла, а Джулиано умер от болезни, поэтому художник предпочёл снова вернуться во Флоренцию.
Здесь он был представлен французскому королю Франциску I, который предложил Леонардо службу при своём дворе.
Франциск I наделил Леонардо титулом придворного инженера.
Во Франции мастер почти не рисовал, он создавал беседки, строил декорации, украшал залы дворца, проектировал каналы и здания (увы, планы остались только на бумаге) и занимался науками.
В последние годы жизни Леонардо отошёл от дел из-за парализованной руки. В 1519 году Леонардо да Винчи скончался в окружении благодарных учеников и французских придворных.
Источник: https://MirItaly.ru/leonardo-da-vinchi/