Сострадание – это качество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации. Обычно качество сострадание проявляется с детства, но не является врождённым и его проявления зависят исключительно от особенностей социума, окружающего человека.
Понимается данное проявление человеческой натуры обычно в одном направлении, а именно затрагивая чувственную и эмоциональную сферу.
Все больше людей используют значение слова сострадание синонимично сочувствию, но разница заключается в том, что последнее как раз подразумевает чувственную сторону, тогда как сострадание всегда разделяет негативную участь.
Это можно сравнить с совместным страданием, когда второй намеренно берёт на себя часть груза, чтобы облегчить участь своего близкого.
Что это такое
Понятие сострадания первоочередным образом проявляется исключительно на эмоциональном уровне, что в своём продолжении может трансформироваться в поступки. Сострадание всегда является сопутствующей чертой таких черт как доброта, отзывчивость, милосердие, которые представляют собой категории человеческого поведения, а не только красивых слов.
Сострадание подразумевает не только осознанное проникновение чужими проблемами, но и воздействие всего пространства на человека. Данная черта не развивается самостоятельно, её формирует окружающая действительность, но, тем не менее, есть определённые зачатки, позволяющие человеку меньше или больше откликаться на боль других.
Высокий уровень эмпатии, сензитивности приводит к тому, что легко чувствуются чужие эмоции, но когда не только радость сам человек не по собственной воле начинает сострадать, испытывая весь тот негативный спектр, которым наполнены эмоциональные миры окружающих.
При высокоразвитой чувствительности даже социальные сети и телевизионные программы могут оказывать на человека влияние.
Таким образом, проявление сострадания включает в себя не только жалость или сочувствие, но высокую долю эмпатии, позволяющую на внутреннем уровне, а не только при размышлении соприкоснуться с переживаниями человека.
Несмотря на то, что многие конфессии преподносят эту черту как положительную с психологической точки зрения, такое поведение не всегда может приводить к благоприятным последствиям.
Считая, что человеку всегда необходимо помогать в неприятностях, мы можем лишать его возможности развития собственных навыков выживания. Излишняя жалостливость заставляет людей отдавать всё свое имущество обычным манипулятором, оставаясь ни с чем или же с долгами.
Чрезмерное сострадание, граничащее с наслаждением собственной святости от помощи нуждающимся, может приводить к формированию созависимых отношений, где один будет выполнять роль спасателя, а другой находиться в вечной позиции жертвы, страдания которой не заканчиваются.
Существует концепция распределяющая сострадание в ранг женских черт или как вариант, превалирующих в женском мире. Именно женщинам свойственно заботиться о больных, несмотря на то, что те сами угробили своё здоровье, они жалеют слабых, выполняя за них работу и совершают многие другие поступки, руководит которыми сострадание.
В мужском аспекте поведения таких жертв будет меньше, маскулинный мир будет проявлять большую справедливость, чем сострадательность.
Слабого будут заставлять преодолевать трудности, того, кто сам пустил свою жизнь под откос, не будут вытягивать, пока человек сам не захочет, а тех, кто сознательно, регулярно или преднамеренно губит свое здоровье, не будут откачивать при очередном приступе.
Сострадание никогда не является заменой любви, поскольку механизм побуждения к действию довольно различный. Если при любви действие возникает больше из личного желания, оценки ситуации, иногда в ущерб себе и своим интересам, то в случае с состраданием побуждающим фактором может быть общее развитие личности и социальных навыков, предполагающих возможность помощи.
Сострадание не всегда способно оценить истинную причину несчастья и то, какой именно поддержки не хватает, оно руководствуется чувственной сферой, минуя логику оказания помощи.
Безусловно, в некоторых ситуациях это является необходимым и иногда оставляет последнюю соломинку человеку.
Оно не решает проблему, но когда личность переживает крайние негативные эмоции это сравнимо с применением обезболивания в медицине – оно не лечит очаг, но помогает пережить кризис.
Сострадание не всегда даёт то, что страждущий просит, поскольку в истинной заботе это может быть лишним. Оно ориентировано на настоящую помощь, а значит, предоставляет то, что необходимо, а не то, что просит. Так наркоман может просить очередную дозу, но тот, кто истинно сострадает его состоянию, отправит его в ребцентр.
Истинное же сострадание доступно только сильным личностям способным духовно и на уровне характера к совершению необходимых поступков.
Помощь оказывается не для того, чтобы убрать чужие страдания и получить за это благодарность, собственное спокойствие или другу выгоду, а прежде всего для самого страдающего, не преследуя корыстных целей.
Некоторые авторы описывают сострадание как автоматическое решение, подсознательный выбор, когда помощь другим является первой реакцией.
Это не обязательно действия и реальная помощь, меняющая ситуацию или процессы в мире, а вполне может ограничиться тёплым взглядом, подмигиванием, когда нет возможности подойти или нежное прикосновение, когда слова исчерпаны или неуместны. Важна поддержка и актуальность её формы, поэтому сострадание может проявляться в совершенно разнонаправленных форматах.
Действия, пусть душевные или физические являются неотъемлемой составляющей, там, где нет такой активности, можно говорить о смежных и похожих чувствах жалости, сочувствия. Это чувства, побуждающие сострадание, но само оно всегда является способностью, а значит, имеет деятельностную направленность.
Кроме этого сострадание развивает собственную устойчивость человека к трудностям – так получается, что чем больше мы сопереживаем другим, выслушиваем их проблемы и ищем пути выхода и помощи, тем больше прокачиваем собственный навык преодоления трудностей.
Возможно, это происходит, потому что многие ситуации решаются в чужой жизни, а это определённый багаж знаний, а может, потому что душа обретает важную уверенность в том, что всё можно преодолеть.
Проблема проявления сострадания
Сострадание к людям не всегда является исключительно положительно воспринимаемой категорией, именно поэтому важно разграничить аспекты, провоцирующие изменение точки зрения на необходимость данного качества.
С одной стороны считается, что отсутствие сострадания положительно сказывается на личной жизни самого человека, ему становится спокойно, и он может заниматься только своими делами.
Это очень удобно, когда чувствительность к чужим негативным эмоциям отсутствует – настроение зависит исключительно от собственных дел, необходимость тратить энергию (мысленную, душевную, временную или материальную) на нужды других отсутствует.
Тем, кто сострадает живущим в этом мире, также живётся тяжелее, на их плечи автоматически ложится ответственность за чужие судьбы, не потому что так велит долг, а потому что внутренняя природа не даёт возможности поступить иначе.
Но проблематика остаётся в том, что там, где преследуется помощь другим и развитие социума вообще, человек теряет собственный покой и доход, но обретает некоторое успокоение души и совести. Поступая иначе без сострадания и разделения участи того, кто в беде, человек выигрывает индивидуально и на непродолжительный период.
Даже если его не начинает мучить токсическое чувство вины и он не раскаивается в своём равнодушии, то приходит жизненная ситуация, когда он начинает нуждаться в сострадании, но не получает его.
В целом влияние отсутствия сострадания в перспективе может полностью уничтожить человечество или сильно снизить его уровень жизни. Это та способность, которая не имеет возможности развиться у каждого индивидуально или передаться по наследству, она развивается в процессе воспитания, а потом самовоспитания.
Изначально необходимо формировать сострадание на уровне долга и обязанности и только потом, когда подключаются механизмы разума и души, возможно, его искреннее проявление.
Но точно также возможен обратный эффект, когда находясь среди чёрствых и нечувствительных людей, человек обрастает эмоциональной коркой и больше не испытывает стремления помогать.
Те же, кто воспитал в себе данную черту на высоком уровне развития, получают вместе с душевным успокоением от того, что помогли, высокую тревожность за тех, кому плохо.
Это та черта, которая требует действий, а не рассуждений, она способна истощить человека, если не продиктована внутренними силами и духовностью, но она же способна давать силы для продолжения собственной жизни и веры в людей.
Примеры сострадания в литературных произведениях
Как и любое проявление неоднозначных качеств человеческой личности, сострадание имеет множество примеров не только в реальной жизни, реагировать на которые человек может выборочно или вообще игнорировать, но также и в произведениях.
В романе «Война и мир» сострадание проявляется в поступке, связанным с жертвой собственным благополучием и имуществом, когда Наташа Ростова позволяет выкинуть свое приданое, а также другое имущество ради того, чтобы освободившееся место заняли раненые.
Им не высказывали пустых сочувствий и не предлагали держаться, а предоставили реальную помощь, необходимую в той ситуации, разделив, пусть и материальным лишением боль других людей.
Способность навестить больных, когда нет такого желания и это время можно проводить для собственной пользы или увеселения также рассмотрена в литературе, а именно когда в повести «Отцы и дети» Анна навещает умирающего Базарова.
Способность присутствовать при умирании другого считается одним из сильнейших испытаний для сострадания, поскольку смерть всегда пугает своим присутствием, наталкивает на мысли о собственной, а другим ощущается как наибольшая потеря.
В романе «Мастер и Маргарита» Маргарита жертвует собственным счастьем и возможностью вернуть возлюбленного, чтобы прекратить страдания Фриды и навсегда избавить её от мучений.
Жертвование собственной жизнью ради свободы другого описано в поступке крепостного в «Капитанской дочке». Часты примеры жертвования своей жизнью ради любимого, когда ситуация иначе не может разрешиться.
Но также описаны примеры сострадания не только к людям, но и животным, когда была спасена Каштанка или когда боль от необходимости утопить Муму не давала покоя душе человека.
Последнее о том, как бывает тяжело переносить свою неспособность соотнести свои действия и идти против собственного сострадания, где и проявляется дуальность данного качества в глобальном понимании понятия.
Все эти примеры показывают, что в итоге отказываясь от собственного и выбирая помощь окружающим, люди получают значительно больше, чем то, что отдают. А также то, что теряют покой, отворачиваясь от проблем других людей. Множество примеров сострадания от лица автора встречается, когда описывая переживания героя, говорят о своих чувствах жалости, сожаления, сочувствия.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник: https://psihomed.com/sostradanie/
Милосердие в русской литературе
Определение 1
Вечные темы (в искусстве) — неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.
Определение 2
Милосердие — сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.
Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:
- Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
- Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.
Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие — это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.
Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.
Соня Мармеладова
Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой, во многом духовно противопоставленный образу главного героя романа, Родиона Раскольникова, демонстрирует читателям истинную силу милосердия.
Соня — человек, способный на истинное, деятельное сострадание. Ради своей семьи, живущей в бедности, она пожертвовала собой, начав заниматься проституцией.
Умея искренне сочувствовать, Соня помогла не только своим родным, но и Раскольникову, милосердие которого не было по-настоящему христианским.
Помогая другим, он словно шёл к некой цели, которой так и не достиг, в то время как Соня была бескорыстна.
Замечание 1
Милосердие Сони Мармеладовой — та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.
Лидия Михайловна
Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания.
Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.
Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия — желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.
«Чучело»
Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.
Главная героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.
Замечание 2
Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»
В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».
Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.
Маргарита
Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».
Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание.
Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду.
Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.
В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.
Замечание 3
С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
«Капитанская дочка»
В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.
Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия — Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.
Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп — так Пушкин показывает нам силу милосердия.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/miloserdie_v_russkoy_literature/
Аргументы к сочинению по проблеме милосердия
В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной.
Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина.
Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.
2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним.
Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов.
Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить.
Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети.
Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.
3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым.
Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства.
Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете.
Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.
4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»
В страшные годы сталинского тоталитаризма десятки тысяч крестьян были раскулачены. Обречённые на голодную смерть, они умирали на станциях следования на место ссылки. Главный герой рассказа – мальчик Володя Тенков – не может не проявлять милосердия. Совесть не позволяет ему есть спокойно обед, приготовленный мамой.
Он мечтает поделиться с голодными из пристанционного скверика: шкилетниками и слонами. Однажды ему это удаётся, он выносит кусок хлеба и картошку и отдаёт всё это богатство первому встречному слону. Но на другой день пришла Отрыжка – страшная, изуродованная женщина – и обманом забрала у мальчика подачку, приготовленную для другого.
Через день добрый десяток убогих нищих уже ожидал Володю во дворе. Страх и отвращение победили милосердие. Он закричал и прогнал всех голодных. Отец сурово сказал мальчику, что всех ему не накормить. И тогда ребёнок начал носить хлеб бродячей собаке. Она брала хлеб и убегала.
А Володя кормил свою совесть и проявлял милосердие, так необходимое в это страшное время.
Источник: https://litera.su/learner/arguments-to-essay/the-problem-of-mercy
Аргументы и примеры сострадания из литературы
17 03 2020 Павел Грибенщиков Пока нет комментариев
- Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
- Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
- Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
- Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
- Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения
Л.Н. Толстой «Война и мир».
Наташа Ростова проявляет милосердие — одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое — часть ее будущего.
М. Шолохов «Судьба человека».
Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие.
Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки — маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым.
Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание.
Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние деньги герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать.
Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны.
Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие.
Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.
Н.Д. Телешов «Домой».
Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает.
Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке — он не может бросить больного ребенка в беде.
Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.
Н.Д. Телешов «Елка Митрича».
Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником.
Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату.
Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.
И. Бунин «Лапти».
Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома.
Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование — в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики.
За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.
В. Распутин «Уроки французского».
Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги.
Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох — это проявление милосердия.
Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.
Источник: https://waketolife.ru/argumenty-i-primery-sostradaniya-iz-literatury/
Сочинение 15.3: Что такое сострадание? (по тексту Паустовского) ОГЭ по русскому языку | Литрекон
Самый Зелёный · 06.05.2019
(187 слов) Сострадание — это готовность поддержать человека в трудную минуту словом или делом. Это очень важное нравственное качество, значение которого описывает К. Паустовский в данном отрывке из произведения.
Героине позвонил незнакомец, который когда-то встретил ее на вокзале, а теперь находится там же, раненый, и ему больше некому позвонить.
Елена была в смятении, ведь совершенно не помнила того человека, однако все равно поехала к нему, чтобы хоть как-то помочь и облегчить его состояние.
Одиночество, боль и растерянность этого офицера не могли не тронуть сердца этой великодушной женщины. Ее поступок — проявление бескорыстного и благородного сострадания.
Похожий пример можно встретить в творчестве А.И. Куприна.
Герой рассказа «Чудесный доктор» встретил нищего и отчаявшегося мужчину и, выслушав его историю, отправился с ним к его семье — в жалкую сырую комнатушку, где чахли от голода и болезней дети Мерцалова.
Доктор помог им бесплатно и оставил несколько купюр на столе, чтобы они смогли поправить свои дела. Семья встала на ноги, возможно, именно благодаря той случайной встрече и проявлению столь необходимого сострадания.
Таким образом, сострадание — это поддержка, и не так уж и важно, какая именно. Главное, не пройти мимо чужой беды, и равнодушию противопоставить доброту.
Многомудрый Литрекон подготовил еще несколько примеров из жизненного опыта к этой теме:
- Пример из личной жизни: Сострадание выручало наших прабабушек и прадедушек в годы Великой Отечественной войны. Моя прабабушка рассказала мне историю, как однажды ее, вдову с ребенком на руках, приютили старики, лишившиеся всех своих детей и внуков. Так и прожили они вместе тяжелые послевоенные годы и стали настоящей семьей. А ведь все началось с одного мимолетного сострадания к незнакомой девушке с плачущим кульком вместо чемодана! Это чувство положило начало настоящей родственной любви.
- Пример из кино: В фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера» (1993) главный герой ставит под удар себя и все свои достижения, освобождая евреев из-под ига фашистской Германии. Этот человек спас жизни 1200 пленников из лагерей смерти! Оскар Шиндлер делал им документы, прятал бежавших, устраивал им места на своей фабрике и делал все возможное, чтобы защитить жертв геноцида. Он вошел в историю как олицетворение сострадания.
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/oge/15-3-chto-takoe-sostradanie-po-tekstu-paustovskogo/
Тема «Что важнее — сочувствие или реальная помощь»: аргументы для сочинения. Раскрытие темы сочувствия в литературе
Сочинение на тему: «Что важнее — сочувствие или реальная помощь?». Собственные рассуждения и литературные примеры.
Тема сочинения «Что важнее — сочувствие или реальная помощь?» актуальна и интересна тем, что позволяет привести примеры о равнодушии и отзывчивости героев литературных произведений, а также выразить собственное отношение к этому вопросу, опираясь на примеры из жизни.
Как люди проявляют сочувствие и сострадание?
Любой человек может попасть в сложную ситуацию, в которой он не знает, как действовать дальше. В таком случае ему, безусловно, важно отношение близких к своей проблеме.
Трудности в жизни бывают разные, поэтому сделать выбор между сочувствием и реальной помощью практически невозможно. Это две стороны одного прекрасного человеческого качества – отзывчивости.
Иногда человеку нужно просто понимание и совет, в другом случае – он не в состоянии справиться самостоятельно.
- В наше непростое время, полное социальных конфликтов, обострения человеческой нетерпимости и агрессии, информационного хаоса очень трудно стало отличать истину ото лжи, культуру от навязанных стереотипов, подлинные жизненные ценности от желания добиться возвышения и популярности любой ценой.
- К сожалению, сострадание в любом проявлении становится редким качеством. Большинство людей эгоистичны и зациклены только на собственном благополучии, не замечая переживаний окружающих. Другие, что более страшно, находят удовольствие в проблемах других, самоутверждаясь за их счет. Нередко молодежь развлекается, снимая и выкладывая в сеть унизительные моменты из жизни сверстников, даже не задумываясь о чувствах этих людей. Они не понимают что такое сочувствие.
- Более старшее поколение замечает, что мир как будто теряет духовность, а вместе с этим милосердие и сострадание к ближнему. Понятие доброты порой приравнивается к слабости, скромность и вдумчивость выглядят отсутствием яркости и индивидуальности.
Сочувствие помогает человеку справиться со страхом одиночества
Нужны ли людям сочувствие и реальная помощь?
Попадая в какую-либо затруднительную ситуацию, человек нуждается в помощи и эмоциональной поддержке родных, друзей или даже посторонних людей. Сочувствовать – значит выслушать и постараться успокоить человека в состоянии стресса.
- Сочувствие и понимание придает сил – человек осознает, что он не одинок, ему сопереживают. При этом меняется не сама ситуация, а отношение человека к ней. Успокоившись и выслушав совет, человек в состоянии по-другому взглянуть на проблему и увидеть выход из сложившегося положения.
- Если человек разочаровался в жизни, считает себя полным неудачником и не видит смысла в дальнейшем существовании, искреннее сочувствие может реально помочь ему поверить, что жизнь не закончена, что много хорошего ждет его впереди.
- Иногда психологической поддержки бывает недостаточно. Сочувствие, выраженное не только в словах, и есть реальная помощь. Это может быть материальная поддержка или определенные действия, направленные во благо.
- Не каждый способен, даже проявляя душевную чуткость, помочь реально. Кто-то не хочет ввязываться в чужие проблемы, другой не хочет терять время и деньги для помощи, если видит, что они ему не вернутся.
ВАЖНО: Подлинное милосердие – бескорыстная самоотдача, когда дающий не задумывается о возврате денег, не ждет благодарности или восхищения окружающих.
Поддержать близкого человека в сложный период — самостоятельный выбор каждого
Раскрытие темы сочувствия в литературе
Тема сочувствия и реальной помощи затрагивается во многих литературных произведениях. Одним из самых трогательных примеров человечности является рассказ В. Распутина «Уроки французского».
Классная руководительница пытается помочь одному из учеников, потому что замечает, что он играет на деньги, чтобы купить еду. Узнав правду о том, что мальчик находится в острой нужде и голодает, учительница приглашает его к себе домой на дополнительные уроки французского, чтобы подкормить. Но главный герой скромен и воспитан, поэтому не притрагивается к еде.
Тогда Лидия Михайловна придумывает игру на деньги, в которой дает возможность ученику выиграть. Директор школы, узнав о подобном поступке классного руководителя, не хочет разбираться в причинах, а просто увольняет учительницу.
Уехав в другой город, она присылает герою посылку с яблоками, которых мальчик никогда прежде не ел. Школьная учительница становится для ребенка человеком, преподавшим главный урок в жизни – доброты, милосердия и самоотдачи.
Этот рассказ автобиографичен, автор одинаково ценит сочувствие и реальную помощь. Человек при желании может помогать другим, в этом должна быть основная цель его существования.
Какая это будет помощь, материальная или психологическая, каждый решает сам. Главное, чтобы люди не оставались равнодушными к проблемам и переживаниям других.
Ведь возможно, одним своим поступком или просто искренним словом мы можем изменить жизнь другого человека к лучшему.
Примеры из литературы и жизни важны для раскрытия темы
Видео: Жалость, сострадание и помощь ближнему! Откуда они берутся и зачем они нам?
Источник: https://heaclub.ru/tema-chto-vazhnee-sochuvstvie-ili-realnaya-pomoshh-argumenty-dlya-sochineniya
Аргументы из литературы: равнодушие и отзывчивость
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».
Что же такое равнодушие? «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть», — писал А.П. Чехов. В словаре Д.Н. Ушакова равнодушие определяется как «безучастное, лишённое интереса, пассивное отношение к окружающему».
Равнодушие — это отрицательное нравственное качество личности, которое проявляется в чёрствости, безразличии, холодности, безучастности, невозмутимости в отношениях с окружающими, то же можно сказать и об отношении к действиям и происходящим событиям. М. Горький предупреждал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».
«Сердце в людях бывает слепое», — говорит герой одноимённого рассказа А. Платонова Юшка. «Слепое сердце» — самое плохое, что может быть в людях. Понять другого человека, жертвовать собой, совершать добрые дела обладатель такого сердца не может: он не умеет сострадать и сочувствовать.
Согласно словарю Д.Н. Ушакова, отзывчивость — это «сочувственное отношение к другим, желание помочь». Таким образом, можно говорить о том, что отзывчивость является положительным душевным качеством, проявляющимся в том, что человек бескорыстно помогает нуждающимся в помощи, проявляет душевную щедрость и чуткость, умеет прощать, терпим и великодушен.
В методических рекомендациях ФИПИ к итоговому сочинению указывается на то, что школьники редко обращаются в своих работах к произведениям современной русской литературы последних десятилетий, публицистике и поэтическим текстам.
Готовясь к сочинению по направлению «Отзывчивость и равнодушие», прочитайте рассказы современных авторов, которые пишут на морально-этические темы: «Диагноз», «Сыновний долг» Л. Курамшиной, «Свиделись» Л.М.
Куликовой, «Говори, мама, говори…» Б. Екимова, «Фокус с монеткой» С.А. Рудакова, «Детский дом. Лёка» Т.
Кудрявцевой; вспомните знакомые критические статьи по выбранной вами тематике, запомните строчки из стихотворения Ольги Фокиной, обращённые к выпускникам:
Видя беду, поспешите на выручку
Без промедления, без опоздания!
Будет без пользы отличная выучка,
Если в душе вашей нет сострадания.
О. Фокина. Третьеклассникам
Схожие мысли высказывает Андрей Дементьев в стихотворении «Как важно вовремя успеть»:
Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
- Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас. - И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться слушать - Того, чья жизнь обнажена.
Приведём некоторые примеры, которые помогут выпускнику при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость» и сочинению с похожей проблематикой при выполнении заданий 15.3 ОГЭ и 26 ЕГЭ по русскому языку.
Проблема | Позиция автора | Примеры-аргументы из художественной литературы |
Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека. Всегда ли мы искренни и бескорыстны в проявлении своего интереса к окружающим? Не скрывается ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие? | К сожалению, сегодня легче быть равнодушным, чем отзывчивым, поэтому часто за красивыми фразами кроется формализм, а не искреннее желание помочь ближнему. | Рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила» Герой рассказа Поликарп Семенович Иудин говорит: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть». Но за этими сострадательными словами кроется глухое равнодушие к горю людей, оказавшихся в тяжёлых обстоятельствах. Отзывчивость, неравнодушие доказываются поступками, а не словами. Поликарп Семенович, переживающий о несправедливости мироздания, на деле оказывается человеком равнодушным и чёрствым, он не хочет войти в положение тех людей, которых нужда заставила прийти в городской ломбард, хозяином которого он является. Для него личная прибыль важнее. В погоне за наживой Иудин забывает о своих высоких рассуждениях, не готов пойти на уступки беднякам, чтобы оказать им материальную поддержку. В то же время за его словами «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» кроется формализм и безразличие к окружающим, и слёзы его неискренни, как и все его размышления. |
Проблема равнодушного отношения. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?) | Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи. | А.И. Куприн «Сказка» Писатель осуждает людей, равнодушных к чужой беде, рассказывая о семье, которая не может заснуть глубокой зимней ночью. Крик о помощи, раздающийся в ночи, не трогает их сердец, они остаются глухи к призывам о помощи, домочадцы предпочитают не вмешиваться в ситуацию, сомневаясь в том, человек ли взывает о помощи, ссылаются на то, что ружьё не исправно, забывая при этом о том, что сами могут оказаться в такой ситуации. Старик, не довольный тем, что домочадцы мешают спать, злобно говорит: «Что вы тут бормочете? Спать не даёте никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки…». В этих фразах явно слышен эгоизм героя. Мать, стараясь переключить внимание проснувшегося ребёнка, встревоженного криками о помощи, рассказывает ему сказку о гордых, сильных людях, которые живут за высоким забором и уважают только себя. Думается, повзрослев, этот ребёнок станет таким же чёрствым, бездушным, безучастным человеком, не способным прийти на помощь, не желающим рисковать своим благополучием ради спасения других людей. |
Помощь нужно оказывать вовремя, когда она нужна человеку. | Ирина Курамшина «Сыновний долг» Рэна, героиня рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» – женщина легкомысленная, прожившая жизнь в своё удовольствие, привыкшая к СПА-процедурам, походам в спортивные клубы и салоны красоты, серьёзно больна. Ей требуется операция по пересадке почки, но очередь на операцию подойдёт только через год. Её сын Максим 10 лет провёл в интернате, откуда мать порой ленилась забирать его по выходным домой, выдумывая различные уважительные причины. Взаимопонимания с выросшим сыном у «Попрыгуньи-стрекозы», как назвал Рэну сын, нет. Он, не забыв детские обиды, ведёт себя с матерью отстранённо и равнодушно. Но узнав о её болезни, Максим готов стать донором для своей непутёвой, как называет себя Рэна, матери. Рэна потрясена этим известием, понимая, что «решение, принятое сыном, – слишком большая жертва, принимать которую она не должна». Максим ведёт себя великодушно и благородно. Он говорит всхлипывающей матери: «Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?». Любовь Максима к матери оказалась сильнее детских обид. | |
Трудно ли быть отзывчивым? | И.С. Тургенев «Два богача» В этом коротком стихотворении в прозе И.С.Тургенев рассказывает о богатом человеке по имени Ротшильд, который тратит «целые тысячи» на благотворительность: помогает больным, старикам («на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»), о его благих деяниях наслышаны многие, главное для Ротшильда – быть в центре внимания; и семье бедняков, которые сами еле-еле сводят концы с концами, но, несмотря на это, проявляют участие в судьбе девочки-сироты, берут в свою семью Катьку, хотя понимают, что теперь даже соль станет для них роскошью. Они готовы терпеть лишения, делиться последним ради благополучия племянницы. В заключение стихотворения писатель восклицает: «Далеко Ротшильду до этого мужика!» | |
«Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой там, где особенно глубоко падение?» (В. Гюго) | Милосердие к врагу – высшая форма проявления этого качества. | 1. Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизод «Петя Ростов в партизанском отряде» Петя Ростов, наивно-восторженный, чуткий, отзывчивый шестнадцатилетний юноша, проявляет сочувствие к пленному мальчику-барабанщику. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» Смущаясь, боясь, что его сочтут маленьким, он спрашивает Денисова, нельзя ли позвать пленного, чтобы накормить. Петя успокаивает мальчика: «Не бойтесь, вам ничего не сделают». Подбадривая, ласково пожимает руку Весеннего. Петю мучают сомнения, не стыдно ли будет дать денег барабанщику. 2. Т. Кудрявцева «Детский дом. Лёка» Лёка – девочка из блокадного Ленинграда, в осаждённом городе погибли её близкие, но, несмотря на это, Лёка не испытывает ненависти к пленным немцам. Она не держит на них зла, считает, что «жалеть – не стыдно», ведь перед ней голодные, несчастные люди, поэтому Лёка подкармливает бывших врагов, вслед за ней и другие воспитанники детского дома подкрадывались к забору, чтобы накормить пленных. Повзрослев, Лёка стала врачом, «… она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью – жалеть так, что это было ничуть не обидно». |
Рекомендации по написанию сочинения с аргументами «Равнодушие и отзывчивость»
- Приступая к подготовке к итоговому сочинению, внимательно познакомьтесь с ми, которые даются к каждому направлению на сайте ФИПИ.
- При написании работы важно не увлечься пересказом текста, используемого в качестве аргумента, необходимо помнить о том, что примеры должны соответствовать вашим тезисам и выбранной вами теме сочинения.
- Пересказывая фрагмент из произведения, не забывайте комментировать его: давать оценку событиям, о которых вы рассказываете; обращаясь к рассказу о поступках героев, используйте характеристику литературного героя, не забывая при этом высказывать и ваше отношение к нему.
- Помните о том, что проблематика произведений, выбранных вами в качестве примеров-аргументов, должна быть созвучна теме вашего сочинения, так как при оценке сочинения «в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений».
- Чтобы избежать фактических ошибок, в качестве аргументов, иллюстрирующих ваше понимание проблемы, используйте только те произведения, содержание которых хорошо знаете.
Источники
- А.И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. М.: Худ. литература, 1973. С. 270 – 271.
- Итоговое выпускное сочинение: 2017/2018 г./ Л.Н. Черкасова, Е.В. Попова. – Москва: Эксмо, 2018. (В помощь старшекласснику. Все типы сочинений).
- И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. – М.: «Русская книга», 1994.
- Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 6.– Москва. Издательство «Правда», 1987. С. 148 – 149.
- О. Фокина. Избранное. Том 1. – Вологда: Полиграфист, 2003.
- А. Дементьев. https://rustih.ru/andrej-dementev-kak-vazhno-vovremya-uspet/
- А.П. Чехов. Слёзы крокодила. https://az.lib.ru/c/chehow_aleksandr_pawlowich/text_0060.shtml
- Т. Кудрявцева. Детский дом. Лёка. https://kostyor.ru/archives/5-08/nouvel.php
- И. Курамшина. Сыновний долг. https://www.proza.ru/2007/07/17-202
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. https://fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/metod_rek_podg_itog_soch_ok.pdf
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: https://pedsovet.su/liter/6791_argumenty_ravnodushie_i_otzyvchivost