Рыцари — сообщение доклад про рыцарей средневековья

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

[h2]
Рыцарь — почётный дворянский титул в Европе[/h2]

Рыцарь — средневековый почетный дворянский титул в Европе. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.
[h2]

История рыцарства[/h2]

Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати. Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме.

Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках.

Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы.

Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

рыцари средневековья

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Потребность во всадниках при Карле Мартелле

У франков, в вооруженных силах которых ещё в VII веке преобладало пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы).

Рыцарство проявило себя во Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов, которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова проникли и в Галлию.

В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдалённых походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (господ).

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

рыцари средневековья

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции.

С VIII века для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли.

Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные.

Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).

Присяга на верность у рыцарей

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

В конце VIII века присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I[какой?] и Карл II собирали в поход только конницу.

Рыцарская конница в битве при Гастингсе

В 865 году от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком.

Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii).

Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем.

Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья
Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья
Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Источник: https://vilingstore.net/article/29947/rycari-srednevekovya/

Истоки средневекового рыцарства: эпоха Карла Великого

От Меровингов к Каролингам

Рубеж VIII-IX вв. во многом стал временем, на которое выпало формирование конного ополчения — будущего европейского рыцарства. Всадники — по определению знатные воины. Это особо подчёркивалось в эпоху раннего Средневековья. Франкская держава была в авангарде процесса развития военной элиты.

Конечно, в первую очередь важную роль играл технический прогресс: без развития кузнечного дела и появления новых образцов мечей, шлемов, щитов и панцирей сложно было бы представить средневековых рыцарей.

Христианские ценности вносили свои коррективы в моральное состояние всадников: былые лихие вольности перестали пользоваться почётом. Да и процесс погребения элиты претерпел изменения: с VII века воинов перестали хоронить со сбруей.

Вменялось служение верой и правдой королю или графам, но тем самым знать закрепляла за собой высокий статус, неся определённые потери в собственном суверенитете.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Карл Великий. (artchive.ru)

Согласно капитулярию 792 года, попасть в конное ополчение мог лишь тот, кто имел в своём распоряжении 12 мансов (комплекс жилых и хозяйственных построек, а также земельных владений). Таким владельцем мог быть либо небогатый сеньор, либо вассал, который служил в свите более знатных и обеспеченных людей. За службу в охране или ополчении, воин получал в дар оружие и всё необходимое снаряжение.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Франкская конница. (Wikimedia Commons)

Историки часто связывают появление стройной организации конницы во франкском королевстве с именем майордома Австразии Карла Мартелла, который остановил в 732 году в битве при Пуатье арабское нашествие. Эта теория не раз подвергалась серьёзной критике.

Но тем не менее, с воцарением новой династии Каролингов на франкском престоле роль конницы в общественной жизни и на войне возрастает. Это прекрасно иллюстрируют Анналы королевства франков, а также произведения поэта Эрмольда Ниггела.

Коней становилось всё больше и больше: сборы ополчения на войну переносили на тёплое время года из-за нужды в корме для лошадей.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Битва при Пуатье, 732 год. (Wikimedia Commons)

Каролингская конница: вооружение

Как историки сформировали образ франкского конного воина эпохи правления Карла Великого? В основном, изучая книжные миниатюры IX века. Самые известные изображения каролингских всадников мы можем увидеть на страницах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Миниатюра из Золотой псалтыри. (Wikimedia Commons)

Наличие стремян сразу бросается в глаза: благодаря контактам со степными народами, европейцы стали активно их использовать в VII веке.

Копьё в основном использовали для нанесения колющего удара, но бывало и метали во врага. Круглый и выпуклый щит, который с двух сторон обтягивали кожей, относительно неплохо защищал как пехотинца, так и конного воина от метательного оружия.

Снаряжение франкских воинов подвергается дифференциации. Она связана с социальным и имущественным статусом того или иного представителя военной элиты. Шлем особо не модернизировали, его скорее укрепляли.

Кольчугу носили менее обеспеченные воины. Часто своё снаряжение всадники вносили в завещания. Вассалы побогаче надевали броню: кожаный костюм, обшитый железными бляхами.

Постепенно получал распространение чешуйчатый доспех.

Для «прародителей» рыцарства существовало всего два типа меча: короткий (от 65 до 80 см, легкий, с одним лезвием) и длинный (от 90 до 100 см, с двумя лезвиями).

Короткий использовали чаще для боя, ведь он был более эргономичным. Длинный меч использовали если следовало добить противника.

Совершенствование технологии изготовления оружия и прогресс в кузнечном деле дали ощутимые результаты: длинные мечи стали крепче, удобнее и качественнее.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Франкские всадники и викинги. (Wikimedia Commons)

Но стоимость полного комплекта оружия и снаряжения конного воина в империи Карла Великого заставляла их исправно служить своим господам — именно они обеспечивали стабильное материальное положение низшей знати. Также важно отметить, что военные клятвы в боевые подразделения внедрял сам император (например, в 789 и 802 году).

Конница в походах Карла Великого

Каждому, кто знаком с именем Карла Великого известно, что его внешняя политика была чересчур активной. Он фактически не покидал лошади: походы отнимали у него массу сил и времени. По определению его королевство, а позже и «возрождённая» империя оставались глубоко внутри германскими.

Войн и споров между сеньорами и вассалами было просто не избежать: церковь хоть и запрещала убивать христианам друг друга, но это никак не останавливало знать.

Вопрос был решён сам собой: конфликт с лангобардами, саксами, маврами в Испании и даже кратковременные встречи с норманнами давали возможность, так сказать, выплеснуть накопившийся негатив конного войска Карла Великого.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Битва с маврами. (amazonaws.com)

Нашлось место и для эпоса — с походами Карла связаны знаменитые произведения средневековой литературы. «Песнь о Роланде» и «Песнь о Гильоме» повествуют о подвигах франкской аристократии, которые отличились во время экспансии Карла.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья Карл Великий оплакивает Роланда. (amazonaws.com)

Каролингская конница — это один из известных переходных этапов формирования классического средневекового рыцарства XII века. В нём ещё очень явно прослеживаются германские традиции и система ценностей, но уже наблюдается эволюция в отношении к службе, войне и собственности.

Источник: https://diletant.media/articles/45258700/

Краткая история рыцарских турниров на примере Франции

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей СредневековьяВ истории Средневековья существовала реальная сила, с которой считались все сословия – это рыцарство. Короли использовали ее против соседей и проявляющих непокорность вассалов, церковники – против иноверцев, мелкие феодалы – против других сеньоров, с которыми враждовали или для подавления восставших крестьян. То есть рыцари, их военный опыт и бесстрашие нужны были всем, даже крестьянам, когда тех обижали «подчиненные» владетелей соседних земель. Рыцарь – это всадник (их прообразом считается древнеримское привилегированное сословие эквитов) в дорогом и тяжелом снаряжении: шлем, панцирь, щит, копье и меч. Стоимость такой экипировки равнялась стоимости стада коров примерно в 45 голов. О самом сословии мы поговорим как-нибудь в другой раз, заметим лишь, что воспитание в духе рыцарства велось с детства, а сегодня наша тема – рыцарские турниры.

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей СредневековьяРыцарские турниры, как следует из исторических источников, впервые начали проводить во Франции во второй половине XI века. Вначале они были чем-то вроде тренировок в мирное время для молодых всадников, а так же возможностью для опытных воинов показать свое боевое искусство. Участвовать в турнирах могли только именно рыцари (а с XIII века лишь те, чьи предки были свободными людьми не менее чем в четырех поколениях), причем на состязание иногда съезжались они чуть ли не со всей Европы. Перед началом этих самых популярных в Средневековье соревнований в общественных местах объявлялось о намерении короля или владетельного сеньора провести турнир, чтобы собрать для этого «шоу» как можно больше участников из числа самых известных воинов. Вокруг огромного четырехугольного поля, огороженного деревянным барьером, располагались богатые палатки участников ристалища, ложи и скамейки для зрителей. Перед турнирным полем на конце копья был прикреплен щит с гербом устроителя состязаний. Со всех сторон съезжались к месту действа торговцы, бродячие актеры, музыканты.

Турнир обычно длился несколько дней и начинался, как правило, с соревнования молодых оруженосцев, применявших для этого Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековьяболее безопасное оружие – тупые копья, например. Нередко отличившегося в таком бою юношу посвящали в рыцари здесь же и он уже имел право на полноценный соревновательный бой. Игры всадников были очень жесткими, если не сказать – жестокими и часто заканчивались трагически. Проводились сражения как между двумя рыцарями, так и между группами. Со временем бои стали разнообразнее и кроме поединков на копьях или мечах, начали практиковаться стрельба из лука, стрельба из арбалета и даже борьба. Зрителям больше всего нравилась та часть соревнований, где два рыцаря сталкивались в конном и пешем бою. Когда всадники в полном облачении с копьями наперевес сталкивались друг с другом, зрелище было не для слабонервных. Если один падал с коня, второй спешивался и поединок продолжался уже на мечах. Проигравший должен был публично признать свое поражение, а победитель получал не только признание в своем умении владеть боевым искусством, но и коня, и оружие побежденного. Часто такие поединки посвящались дамам сердца, и всадник прикреплял на копье или к доспехам или обматывал вокруг шеи (если это был платок, легкое покрывало) предмет, принадлежавший его пассии. Существуют свидетельства, что разгоряченные поединком дамы-болельщицы, отрывали рукава своего туалета, снимали башмачки и бросали их рыцарям.

Читайте также:  Блокада ленинграда - сообщение доклад

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Генрих II Валуа

Последний турнир прошел в 1559 году. Король Франции Генрих II из династии Валуа решил трехдневными рыцарскими состязаниями отметить двойной праздник – свадьбу дочери Елизаветы и заключение Като-Камбрезийского мира, с которым, наконец, закончились Итальянские войны, длившиеся 65 лет.

30 июня 40-летний король сошелся в поединке  с 29-летним графом Монтгомери. Во время боя на копьях, копье Монтгомери сломалось о доспехи короля и осколки оружия поранили не только лоб Генриха, но и глаз.

Промучившись десять дней, король умер, хотя помощь ему старались оказать лучшие медики того времени. После этого его жена Екатерина Медичи запретила рыцарские турниры на французкой земле.

Считается, что трагедия с Генрихом II – это лишь формальный повод для прекращения состязаний, фактически же в XVI веке всадники утратили свое значение и их постепенно заменила пехота, стрелки для которой вербовались в среде горожан и крестьян.

Источник: https://history-thema.com/kratkaya-istoriya-ryitsarskih-turnirov-na-primere-frantsii/

Рыцарское оружие и доспехи Доклад

Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Рыцарское оружие и доспехи Доклад по истории 6 класс

Рыцарское оружие относится к временам средневековья. Тогда ещё не был изобретен порох. И не использовалось огнестрельное оружие.

Рыцари использовали следующее холодное оружие: копьё, меч, арбалет, алебарду. А доспехи должны были защищать их от ударов холодного оружия.

Рыцари сражались в прямой схватке один на один. И исход этого поединка зависел, не только от силы и ловкости рыцаря, но и от мощности его оружия и крепости его доспехов.

Меч рыцарское оружие

Меч — это первое и главное оружие рыцарей. В древности отец или старший родственник одевал юноше на пояс меч. Это означало посвящение в рыцари. Поэтому, меч является одним из главных символов рыцарской эпохи. Меч — это холодное оружие с прямым клинком, длинною более 60 см. Он предназначен для колющих и рубящих ударов.

Двуручные мечи, которые  удерживали двумя руками, — это самые тяжелые мечи весом 3-5 кг, длиной 120-160 см. Таким мечом можно было перерубить древко копья или пробить сплошные доспехи. Но, чтобы владеть таким мечом, нужна была большая сила.

Одноручные мечи были гораздо легче двуручных. И весили немного больше 1 кг. Ещё они были короче. А использовались в основном для нанесения рубящих ударов.

Мечи были очень острыми, настолько, что ими можно было с одного удара отсечь руку или голову.

Меч с рыцарских времен символизирует справедливость, правосудие, достоинство, силу, мужество.

КОПЬЕ

Копьё — это метательное, колющее или колюще-рубящее оружие. Оно состоит из древка (деревянной части) и наконечника — острой металлической части, которая использовалась для поражения противника. Длина копья составляла 3-4 метра. Копья были лёгкие (для метания) и тяжелые (для ближнего боя).

Копьё, на сегодняшний день, является символом воинственности. Бросить копьё в сторону противника— означает начать войну.

АЛЕБАРДА

У алебарды тоже есть древко и острый металлический наконечник. Алебарда — это сочетание копья, топора и багра. В бою можно было использовать все качества алебарды. Колоть острым наконечником копья, так же, рубить лезвием топора, а крюком стаскивать всадника из седла.

Алебарды ещё долго после окончания рыцарской эпохи использовались, как парадно-церемониальное оружие.

АРБАЛЕТ

Арбалет — это лук с механизмом взведения и спуска тетивы. Он превосходит лук по точности, дальности и силе выстрела. Но, в то же время, уступает по скорости стрельбы.

ДОСПЕХИ

Доспехи — это рыцарский шлем, кольчуга или бригантина и латы. Они должны были защищать рыцаря от ударов соперника. Доспехи одевали не только на рыцаря, но ещё и на его коня. Сражаться в таких доспехах было очень тяжело и неудобно.

Шлем одевался на голову и закрывал её всю,  оставляя только узкую щель для глаз.

Кольчуга — это рубашка, сплетенная из железных колец, которую одевали на туловище. Весила кольчуга с коротким рукавом и длиной до середины бедра около 7-10 кг.

Позже рыцари использовали ещё бригантины или доспехи на туловище, состоящие не из колец, а из металлических пластин, закрепленных на ткани.

Металлические пластины на руках называлась наручи, а такие же пластины на ногах — поножи.

Однажды, в Пензенском краеведческом музее, я примерял на себя кольчугу русских воинов весом 19 кг и шлем — весом 3 кг. А ещё я держал в руках одноручный меч. В доспехах было тяжело даже просто немного постоять. Не знаю, как воины могли сражаться в таких тяжёлых доспехах. Видимо, они были очень сильными. Не зря про них говорят — настоящие богатыри.

Источник: https://akwin.ru/ryitsarskoe-oruzhie-i-dospehi/

Рыцарская культура Средневековья

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.

Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

Читайте также:  Жизнь на земле - доклад-сообщение

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».

«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

  • Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.
  • Лишение Рыцарского Достоинства
  • Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
  • Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён).

После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение.

Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ.

villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

  1. Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
  2. Рыцарские доблести:
  3. -мужество (pronesse)
    -верность (loyaut)
    -щедрость (largesse)
    -благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
    -утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
    -чувство чести (honneur)
  4. -вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=56843.

Источник: https://masterok.livejournal.com/5910040.html

Короли, рыцари и замки в средние века

В средние века государственное устройство всех стран Европы было примерно одинаковым. Страной правил король или император, который владел всей землей. Время от времени для осуществления какого-нибудь плана королю требовалась поддержка его подданных или дополнительные деньги.

В этом случае он созывал собрание представителей знати, епископов, а также специально избранных на местах рыцарей и горожан, чтобы обсудить с ними свой план. Так зарождались европейские парламенты. Король жаловал землями своих приближенных, за что они должны были признавать себя его вассалами.

В знак этого они преклоняли перед королем колени и клялись верно служить ему и, когда нужно, воевать за него. Эти люди назывались знатью. Каждый знатный землевладелец в свою очередь наделял землей приближенных к нему рыцарей, и они тоже приносили ему клятву верности — коммаж.

Крестьяне работали на знать и на рыцарей и за это получали право жить на их земле. Такая система, при которой земля дается за работу или службу, называется феодальной системой.

Главной причиной для строительства замков стала как раз феодальная система. Владетельные суверены царили на принадлежавших им землях и распоряжались судьбами живущих на них людей.

Стремясь увеличить размеры владения, упрочить свою власть, феодалы нередко нападали на территорию ближнего или дальнего соседа. И конечно же, соседи тоже не оставались в долгу.

Потому — то и приходилось господам превращать свои дома в неприступные крепости. Так возникли замки.

Сначала они были скромными деревянными постройками, состояли из 2–3 этажей; внизу находилось подземное помещение с колодцем на случай долгой осады. Этот замок был защищен рвом и валом. Через единственную дверь в башне замок соединялся с миром — для этого существовал перекидной мост, который в случае опасности можно было бы убрать. Такой замок легко сжечь, но и легко построить заново.

Замки знати были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов. Это могли быть чужеземные захватчики, другие знатные землевладельцы или даже мятежные крестьяне.

Посвящение в рыцари

Мальчика, который хотел стать рыцарем, отдавали в дом знатного человека, чтобы он служил ему пажом. Его там обучали обращаться с оружием и правильно себя вести. Повзрослев, мальчик становился оруженосцем рыцаря и должен был прислуживать ему и сопровождать его на войну. В его обязанности также входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря.

Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вёз доспехи ( снаряжение ) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, знатный воин или даже сам король посвящал в рыцари.

Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам.

Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ своего нового положения. Церемония вручения меча заканчивалась тем, что сеньор наносил кулаком удар по затылку юноши, что было очень почетно. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье.

Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость. Рыцарь должен был беззаветно служить Церкви, защищать сирот и бедняков, быть доблестным воином.

Покровителем рыцарства считался святой архангел Михаил — победитель дракона и предводитель ангельского воинства, окружающего престол Господа. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства.

Они стремились создать образ идеального рыцаря — честного и благочестивого воина Христова.

После посвящения новоиспеченный рыцарь обычно получал землю с живущими на ней в деревнях крестьянами. Это называлось манор, или поместье.

Турнир

На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла. Каждая знатная семья имела свой герб, который был нарисован на щитах рыцарей, чтобы их можно было узнать в доспехах. Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленном дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме, знак которой он носил.

Читайте также:  Анализ стихотворения андрея белого на горах

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/istorija-chelovechestva/koroli-rycari-i-zamki.html

Рыцарство в эпоху средневековья (стр. 1 из 3)

  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • Тема:
  • «Рыцарство в эпоху средневековья»
  • Введение

Средневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

В наших рациональных душах живёт ностальгия по давно ушедшим временам по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни. Кроме того, средним векам удалось связать функции конкретного ума с сознанием священного, понять место человека в мировозздании и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.

И, несомненно, одно из самых замечательных явлений средневековья – это система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресавшая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.

И главная цель моей курсовой работы – представление в «изначальной чистоте жемчужины» идеи рыцарства как модели существования в смутные времена. Заявленная цель моей работы обусловила выбор следующих задач.

Во-первых, исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта. Именно через эту систему взглядов на мир, на мой взгляд, можно полнее понять сущность феномена рыцарства.

А во-вторых, рассмотрение рыцарства в том виде, в каком оно должно было бы быть в идеале.

В качестве основного источника информации я использовал, прежде всего, книгу под названием «Рыцарская энциклопедия» А.

Солдатенко, которая вобрала в себя, на мой взгляд, всё самое основное, что необходимо знать для понимания рыцарского быта и нравов.

Вспомогательной литературой для меня послужили «Многоликое средневековье» К. Иванова и «История рыцарства» Ж. Руа, а также ряд других пособий по данной теме.

  1. 1. Характерные черты рыцарства
  2. 1.1 Рыцарское сословие
  3. рыцарство феномен мировоззрение средневековье

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло свое предназначение. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всех воевать и править всеми.

И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.

Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графом у франков назывался наместник короля в провинции. В пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался заместитель, который выполнял обязанности наместника в его отсутствие, – виконт.

Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

Барон, в свою очередь, давал небольшие бенефиции другим рыцарям. Они ставили на этой земле замки и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие ни замков, ни земли. Их удел – служить у баронов и шатлэнов за жалованье.

Получая от короля или землевладельца жалованье или землю, рыцарь становился его слугой – вассалом, а тот – сеньором,то есть господином.

Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать ему помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову.

Сеньор же обещал не обременять вассала службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою – заботиться о его семье.

Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиций вассалу землей.

Каждый рыцарь был чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своей стране.

Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться в дела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимый принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Единственным исключением была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

Итак, рыцарь – человек, стоящий между «свободным» и «несвободным». Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу.

Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности.

В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

Но еще более интересно деление по другому признаку. «Воин – безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду.

При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы».

Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

1.2 Рыцарское воспитание

«Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом, для которого было необходимо, по словам М.

Экхарта, «отрешиться от самого себя», – то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости.

Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении «Богу, женщине и королю», проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всех предприятиях долгом чести».

Так как же становились рыцарями? В раннее Средневековье рыцарем мог стать каждый, кто получал во владение землю, жил на доходы от нее и мог нести военную службу. Нередко выходили в рыцари и особо отличившиеся слуги крупных сеньоров.

Большое количество простых воинов возвели в рыцарское достоинство после Первого Крестового похода.

В боях с сарацинами погибло столь много рыцарей, что пришлось восполнить потери таким образом – иначе образованные после завоевания Ближнего Востока государства крестоносцев были бы населены сплошь министериалами и кнехтами.

Уцелевшим прирожденным сеньорам не очень дорого обходилось это снисходительное великодушие: с появлением новых государств они и сами повышали свой ранг, а наличие новых земель позволяло плодить даже баронов без ущерба для себя.

Но уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно – на навозной куче – отбивали шпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Но прежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.

«Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо– учеником рыцаря. Первые семь лет он нес службу пажа.

Жил среди челяди сеньора, прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавал премудрости рыцарской жизни.

За годы обучения дамуазо должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев в этих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества».

Паж своего рода послушник, задачей которого было заставить «замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальной картины окружающего мира».

При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали в оруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручался боевой меч – продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа.

Оруженосец вступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаоса внутри самого себя и внутернне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.

И тут мне становиться непонятным тот факт, что вовсе не обязательным считалось умение читать и писать. «Зачем оно отважному воину? Многие рыцари даже гордились своей неграмотностью. Им вполне хватало прочих достоинств, присущих собственно рыцарю, а не какому-нибудь стряпчему или писцу, больше ни на что не способному»!

1.3 Обряд посвящения в рыцари

Знаком утверждения победы оруженосца над самим собой становился обряд посвящения в рыцари. Обряд посвящения в воины пришел в средневековую Европу от древних германцев.

С давних времен у них был принят этот ритуал: юноше, достигшему зрелости, вручали оружие торжественно, в присутствии старейшин племени и воинов. Обычно обряд совершал вождь племени отец будущего воина или кто-то из старших родственников. Позже ритуал посвящения перешел к франкам.

Известно, например, что в 791 году Карп Великий опоясал мечом своего сына Людовика. Впоследствии это событие обставлялось все более пышно. Посвящение происходило, когда дамуазо достигал совершеннолетия – 21 года.

Само торжество приурочивали к церковным праздникам Пасхи-то есть весной – или пятидесятницы – в начале лета. К нему готовился как сам посвящаемый, так и вся его семья. Накануне юноша нес «ночную стражу» – проводил ночь в церкви алтаря в сосредоточении и молитве.

Источник: https://mirznanii.com/a/341046/rytsarstvo-v-epokhu-srednevekovya

Ссылка на основную публикацию