Анализ стихотворения черный человек есенина

Анализ стихотворения Черный человек ЕсенинаАнализ стихотворения Черный человек Есенина
Анализ стихотворения Черный человек Есенина

История создания

Поэма «Черный человек» Есенина вышла в свет вскоре после кончины поэта, но работа над ней велась с 1922 по 1923 год. По свидетельству современников, первый ее вариант получился слишком длинным и мрачным. Неизвестно, что стало причиной сокращения поэмы, но даже переработанное произведение потрясает читателя глубиной авторских страданий и депрессивным настроем.

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Сюжет сочинения тесно переплетен с историей его создания. В то время Есенин уже страдал от алкогольной зависимости, что отразилось и на тексте. Другие стихи последнего периода жизни поэта также несли отпечаток внутреннего разлада, усиливающегося с каждым днем. Нервное и беспокойное состояние творца не осталось незамеченным его близкими.

Черная полоса в жизни поэта началась со времени его гастролей в Америке и больше не заканчивалась до конца жизни.

Он чувствовал, что чужд новой власти, а советской России нужна не поэзия, полная тонкого лиризма, а революционные марши.

На состоянии Есенина негативно отразился и разрыв с Айседорой Дункан, оставивший в его чуткой душе горечь и разочарование. Именно эти события и впечатления легли в основу одного из последних произведений автора.

Поэма была полностью переделана в 1925 году и впервые напечатана в январском номере журнала «Новый мир» за 1926 год. Новая спутница поэта Софья Толстая отмечала, что во время чтения у нее разрывалось сердце.

Это творение Есенина нельзя считать плодом подстегнутого алкоголем воображения, так как идея пришла к поэту во время пребывания за границей, под влиянием невыносимой тоски по родине.

Но «Черный человек» и не предсмертная исповедь — Есенин еще два года пребывал в таком подавленном состоянии.

Краткое содержание

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Произведение написано от лица человека, чувствующего себя странно больным, о чем он и сообщает во вступлении какому-то неведомому другу. Рассказчик мечется и не может понять, почему ему так грустно: то ли ветер никак не стихнет, то ли алкоголь туманит мозги. Герою кажется, что его голова машет ушами, как птица крыльями. Наступает ночь, но ему никак не уснуть. Вдруг он увидел неизвестно откуда появившегося черного человека, который усаживается прямо на кровать и гнусавым голосом всю ночь читает какую-то книгу, не давая страдальцу уснуть до рассвета.

Сюжет ее повествует о жизни некоего поэта, пьянчуги и кутилы. Чтение навевает на рассказчика страх и невыносимую тоску, а главный персонаж вызывает отторжение.

Поэт-авантюрист живет в стране самых отпетых шарлатанов, его имя связано с громкими кутежами и скандалами. Упоминается в тексте и немолодая женщина, которую поэт из книги называет скверной девочкой и милою.

Очевидно, Есенин подразумевает Айседору Дункан, о которой уже и сам не может понять, на самом ли деле он любил эту женщину или обманывался в чувствах.

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Жизнь персонажа из книги пронизана ложью — он старался казаться простым и улыбчивым при неприятных житейских ситуациях, в любую бурю и грозу, считал это высшим в мире искусством. Счастие для него — всего лишь ловкость рук.

Рассказчик уже не может слушать книгу темного человека и умоляет его прекратить издевательства и убраться восвояси, но того не трогают мольбы. Он продолжает издевательское чтение.

Вдруг страдалец вспоминает, что один голубоглазый мальчик с волосами желтого цвета, выходец из народа, когда-то жил в русской деревне, а повзрослев начал писать стихи.

Жизнь его была разгульной и не отличалась праведностью. Рассказчик внезапно понимает, что в книге черного человека ведется описание его собственной неустроенной судьбы, а цель ночного чтения — напоминание о дурной его славе, разнесшейся между людьми.

Озарение приводит героя в состояние сильной ярости. Он хватает трость и наносит удар, пытаясь разбить обидчику лицо. Наступает рассвет, и рассказчик обнаруживает себя в одиночестве перед разбитым зеркалом, в сюртуке и цилиндре.

Значит, всю ночь он проговорил сам с собой.

Литературное направление

Литературное направление однозначно у поэмы не определяется, по времени создания и новаторским приемам это произведение ближе всего к модернизму, но некоторые его характеристики присущи и другим направлениям. К ним относятся:

  • мистический реализм — нет сомнений в реальности страдающего персонажа, но его видения имеют необычный и даже мистический подтекст, а жизненные подробности описаны в грубой форме;
  • романтизм — ощущается в описании чувств поэта и затронутых темах, свойственными этому направлению (внутренние противоречия, одиночество, смерть);
  • экзистенциализм — прослеживается в тот момент, когда персонаж находится в пограничном состоянии, то есть пьяный лишается сознания, вызывая свою настоящую сущность, которой тошно от образа жизни поэта.

Поэма написана в тонической системе стихосложения, стихотворный размер — дольник, который наилучшим образом передает авторское чувство усталости от жизни и нежелания видеть свое отражение в зеркале.

Жанр и композиция

Произведение относится к лиро-эпическому жанру, но «Черный человек» не лишен и драматизма — поэма построена на трагическом внутреннем конфликте, который не оставляет лирического героя в покое ни на минуту. Композиция поэмы построена на диалогах так, что ее при желании можно отыграть на сцене. В ней присутствуют:

  • роли;
  • реплики;
  • ремарки от лица автора.

Лирический герой вступает в диалог со своим альтер эго, представленным в образе некоего человека в сюртуке и цилиндре. Действующие лица беседуют, а автору достаются ремарки, в которых он жалуется другу.

Стихотворное произведение начинается прологом, заканчивается эпилогом и имеет основную часть, состоящую из двух действий, которые начинаются одинаковыми словами. Эти признаки сходны с театральными.

Прием, когда автор обращается к кому-то во вступлении, также используется в пьесах. Поэма включает в себя черты трех видов литературы:

  • Эпоса с его линейной композицией и отражением времени, когда происходит действие.
  • Лирики, как произведение, написанное в стихах.
  • Драмы из-за присущего тексту трагизма.

Произведение посвящено жизненной истории главного персонажа, его сюжет легко отслеживается. В то же время немало строк уделено описанию эмоционального состояния героя.

Основные проблемы

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Смысл «Черного человека» Есенина — изобразить все грани своего внутреннего слома через диалог с персонажем, который стремится обесценить все достижения поэта, вызвать в нем сомнения и колебания в правильности той прожитой жизни. Этот разговор показывает бесконечный трагизм поэта, спрятавшегося за образом якобы счастливого человека, но внутренне угнетенного чувством страшного одиночества. Такое состояние усугубляется прошедшей юностью, на смену которой зрелость пока не пришла, конфликтом с революционными властями, склонностью к саморазрушению.

Критический взгляд автора на себя со стороны, вылившийся в полное разочарование — главная тема поэмы.

Образ человека, явившегося бессонной ночью к лирическому герою, не является олицетворением зла или смерти, а должен помочь осознать главному персонажу, как он живет, посмотреть на себя со стороны.

Есенин разочарован в своем творчестве, считает, что его стихи годятся только для обольщения прыщавых барышень.

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Развенчание любви выражается в сарказме при описании сорокалетней женщины, которая казалась автору девчонкой, но он осознает, что если и был влюблен, то лишь в придуманный образ.

Есенина постигло разочарование и в своей страсти, и в возлюбленной.

Проблема алкоголизма и пограничного состояния поэта заключается в неспособности понять, что же так мучает и сводит его с ума: чувство, что он уже на грани, или пьяные галлюцинации.

Тема двойничества или раздвоения личности нередко встречается в литературе. Лирический герой Есенина видит свое отражение, как человека, воплотившего его наихудшие черты. Через его пороки автор показывает, сколько грязи окружало в жизни главного персонажа.

Трагический накал душевных метаний Есенина достиг в поэме наивысшей точки, и в состоянии подавленности поэт считает, что жизнь его прошла бесполезно и бесцельно.

Средства художественной выразительности

Усиление мрачной атмосферы произведения достигается повторами, особенно угнетающе действуют повторы слова «черный». Текст поэмы насыщен необычными метафорами и эпитетами:

  • изломанные жесты;
  • неловкие души;
  • ухватистая сила;
  • зловещая птица;
  • мерзкая книга и другие.

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

Строфа, которая гласит: «Голова моя машет руками как птица. Ей на шее ноги маячить больше невмочь», вызвала много споров у знатоков творчества Есенина, связанных с особенностями его почерка при написании букв «г» и «ч».

Вариант «на шее ночи» был отвергнут литературоведами после проведения текстологического анализа белового авторского экземпляра. Эти слова могут восприниматься как метафора, говорящая о суицидальных наклонностях.

В тексте поэмы бросаются в глаза жаргонизмы и метафоричные олицетворения («деревья как съехавшиеся в сад всадники»; «метели, закручивающиеся как прялки»).

Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-chernyy-chelovek.html

О «черном человеке» сергея есенина — литературная россия

Занятие литературной критикой в наше время вовсе небезопасно: нужно иметь стальные нервы.

Недавно обратился к свежему № 23 газеты «Литературная Россия», в которой нередко нахожу что-то интересное. На этот раз привлёк заголовок статьи «Есенин и чёрный человек» Александра Балтина. Поэма «Чёрный человек» Сергея Есенина меня давно заинтересовала. Я даже хотел поделиться своим впечатлением о ней, но так и не реализовал задуманное. И вот решил узнать чужое мнение.

Какое же было удивление, когда после первых абзацев стало понятно, что передо мной некая галиматья, пустопорожний несвязный текст.

После того, как я отошёл от стресса и моя голова перестала махать ушами на шее-ноге, решил вновь вернуться к поэме гениального поэта Сергея Есенина «Чёрный человек» с целью написать отзыв.

Вспомнил один из видео-уроков Дмитрия Быкова как раз по этой поэме. Вновь получил истинное удовольствие от лекции. Данного писателя считаю талантливой личностью. Потому многие посредственности и бездари завидуют ему. Это заключение не относится к объективным критикам его многогранного творчества.

Однако слепо не могу принять полностью некоторые выводы Д.Быкова. Он, не совсем лестно отзываясь о советских литературоведах, сам отчасти допускает их ошибку. Сила выступления Быкова в фактах, косвенно относящихся к поэме. Например, об отношениях Есенина и Маяковского. О том, что «чёрный человек» не так уж и редок у знаменитостей: был он у Моцарта, Некрасова, Высоцкого…

Анализ стихотворения Черный человек Есенина

До сих пор я не нашёл полноценных отзывов о знаменитой поэме С.Есенина, за исключением поделок, подобных той, что обнаружил в газете «Литературная Россия». О самой поэме, её сути, критиками не сказано ни слова. Удивительно.

Известно, что «Чёрного человека» Есенин начал писать ещё в конце 1923 года, а окончательный вариант датирован 14 ноября 1925-го. 28 декабря этого же года поэта не стало. Согласно официальной версии, он покончил жизнь самоубийством.

Сразу отмечу, что глупо ставить заочные диагнозы. Быков же это делает, пригвоздив поэта последних лет жизни деменцией. Также некая «тема двойничества» в российской поэзии меня не интересует. Только текст поэмы и сопутствующие сведения.

Известна разгульная, весёлая жизнь Сергея Есенина. Но не всё было гладко. Эмоциональная личность поэта постоянно подвергалась агрессивному воздействию окружения, среды и… алкоголя.

Понятно, что уже к 1923 году у него назрела необходимость откровения. Так появился замысел «Чёрного человека». В конечном итоге, после сокращения, осталось три части: две основных и одна короткая заключительная, раскрывающая основной приём автора.

На это не обратил внимания ни один критик, работы которых я находил.

Стихотворения, поэмы – не проза. Их следует читать особо. «Чёрный человек» оказывает неизгладимое впечатление на эмоциональных людей. Автор умело использовал тоническое стихосложение и дольник (неровный) в качестве размера.

При прочтении стихотворения – читал несколько раз – обратил внимание на появляющийся местами стиль В.Маяковского. Подсказку нашёл в лекции Быкова: поэты были конкурентами и одновременно не могли друг без друга. Потому «чёрный человек» – да и лирический герой – иногда говорит устами Маяковского.

Читайте также:  Так говорил заратустра - краткое содержание романа ницше

Вообще поэма сильная по форме, содержанию, стилю, средствам выразительности…

Почти каждая строфа автономна, но вместе они составляют единое целое. Ошибочным является мнение о раздвоенности сознания поэта (раздвоении личности). Просто автор использует литературный прием и доводит его до совершенства. Перед нами фактически происходят действия спектакля. Вот и начало его – обращение к конкретному читателю (зрителю).

Следует помнить, что поэзия во времена С.Есенина была в какой-то мере эстрадная. Т.е., авторы или чтецы исполняли произведения со сцены, на вечерах в компании… Это самая совершенная форма общения с аудиторией. Недаром в шестидесятые годы оттепели, поэты в Советском Союзе собирали тысячи, а на стадионах – десятки тысяч слушателей.

Так и должно быть. Только в таком случае многие читатели научатся потреблять и понимать поэзию. Д.Быков, как я понял, имел возможность слышать записи стихотворений Есенина в авторском исполнении. Он искусно продемонстрировал стиль и голос Есенина, читая отрывок из поэмы.

Удивительно, но я почти так читаю «Чёрного человека», как когда-то Есенин.

  • Друг мой, друг мой,
  • Я очень и очень болен.
  • Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
  • То ли ветер свистит
  • Над пустым и безлюдным полем,
  • То ль, как рощу в сентябрь,
  • Осыпает мозги алкоголь.

Так начинается поэма. Сразу видно, что лирический герой (в котором без труда угадывается автор) настроен на максимальное откровение. Герой не просто говорит, что у него с похмелья болит голова, а «я очень и очень болен». Это несколько шире, чем головная боль.

Что можно наблюдать в первой части поэмы?

Лирический герой страдает бессонницей. Но не банальной, когда разные мысли лезут в голову. К нему приходит чёрный человек, садится на кровать и не даёт спать всю ночь напролёт, что можно принять как за галлюцинацию, так и за сновидение.

Во второй строфе может показаться элемент бреда. Это касается головы, которая машет ушами. Однако очевидно, что поэт избрал такую форму показа (средство выразительности) своего состояния.

Критики спорят по поводу строк «Ей на шее ноги // Маячить больше невмочь». Возможно, редакторы, при первой публикации в 1926 году, допустили ошибку, приняв букву «ч» за «г» и вместо «ночи» получилось «ноги».

Но что такое «шея ночи»? Да и маячить можно перед глазами или на фоне чего-то. Похоже, эти строки так и останутся загадкой.

Вообще, некоторые проблемные места поэмы, включая это, можно списать на состояние Есенина в последние годы жизни.

Необходимо отметить, что как раз в 1921–1923 годах происходили довольно значимые события в жизни Есенина: женитьба на танцовщице Айседоре Дункан, поездки за рубеж, относительно длительное проживание в США. После возвращения из Америки в августе 1923 года, через короткое время распадается брак с Дункан. Похоже, это подкосило Есенина. Также он мог ощутить контраст между жизнью в России и США.

И вот в третьей строфе становится понятной цель незваного ночного гостя: он читает строки как бы из Книги Судеб, касающиеся некоего человека, очень похожего на Есенина.

Следует разделить автора и лирического героя. Последний как бы не имеет ничего общего с поэтом: он не узнаёт в описываемом чёрным человеком незнакомце себя. Возможно, это делается сознательно – автор не хочет признавать свой неприглядный образ.

Интересно, что у человека из книги «много прекраснейших мыслей и планов». Смело сказано о стране Советов – страна «самых отвратительных громил и шарлатанов». Каково! 1925 год.

Несколько мистически выглядит упоминание о декабре в пятой строфе. Поэт как раз умер в этом месяце, но… через два года после начала работы над поэмой.

Чёрный человек настойчиво продолжает характеристику неизвестного: «авантюрист, но самой высокой и лучшей марки», «изящен, к тому ж поэт», небольшой, но ухватистой силы… Говорит о милой женщине сорока с лишним лет… Об «изломанных и лживых жестах».

Это как раз та внешняя сторона поведения С.Есенина, которая не соответствует внутреннему его состоянию. В общем, герой уже должен опознать себя.

Но… спектакль продолжается, и он выговаривает гостю, продолжая дистанцироваться от человека из книги:

  1. «Чёрный человек!
  2. Ты не смеешь этого!
  3. Ты ведь не на службе
  4. Живёшь водолазовой.
  5. Что мне до жизни
  6. Скандального поэта.
  7. Пожалуйста, другим
  8. Читай и рассказывай».
  9. И вот последняя строфа первой части, перед закрытием занавеса.
  10. Чёрный человек
  11. Глядит на меня в упор.
  12. И глаза покрываются
  13. Голубой блевотой, –
  14. Словно хочет сказать мне,
  15. Что я жулик и вор,
  16. Так бесстыдно и нагло
  17. Обокравший кого-то.

Автор впервые указывает на некоторое сходство себя и чёрного человека: «глаза покрываются голубой блевотиной». Как известно, у Есенина были ясные голубые глаза. Позже из текста можно это узнать.

Примечательны заключительные четыре строки. Откуда герой знает, что хотел сказать ему чёрный человек и кого мог обокрасть герой (поэт)? В дальнейшем можно понять – обокрасть самого себя.

Есенин использует в поэме, пожалуй, самое главное и важное средство выразительности – повторы. Вторая часть начинается точно такой же строфой, что и первая. Повторением обычно подчеркивают важность событий или состояний, акцентируют на них внимание.

Первая часть закончилась, будто сновидение. Ему на смену приходит другое. Теперь герой у окна, смотрит на заснеженное пространство перед собой. Он одинок: «ни гостя, ни друга не жду». Автор как бы подчёркивает своё одиночество и зиму жизни, ощущение конца.

Обстановка не совсем обычная. «Где-то плачет ночная зловещая птица». Помните: «где-то плачет иволга, схоронясь в дупло». Оказывается, эта птица по ночам может кричать голосом маленького заблудившегося котёнка.

Появляются деревянные всадники. В общем автор постепенно нагнетает страх, и не зря. Чёрный человек снова тут как тут, садится в кресло героя. Теперь можно узнать, как он выглядит: в сюртуке и цилиндре. На сей раз он более развязан и бесцеремонен: хрипит, нагло смотрит в лицо герою и всё ближе клонится к нему.

Отмечу один момент: за окном луна. Далее вернусь к нему. А пока чёрный человек просто издевается над лирическим героем, называя его подлецом, страдающим бессонницей, который будет читать «свою дохлую томную лирику» даме «с толстыми ляжками», если она тайно придёт к герою. Здесь и ранее речь идёт, скорее всего, об Айседоре Дункан.

Затем гость-наглец неприлично отзывается о поэтах. Приводит пример с длинноволосым уродом, который говорит прыщавой курсистке о мирах, «половой истекая истомою». Некоторые критики видят в длинноволосом поэте Сергея Есенина.

Трудно в это поверить, поскольку он был приятной внешности, даже красивым. Разве что, если поэт сам себя считал моральным уродом. В среде современных российских поэтов некоторые считают, что «длинноволосый урод» – это К.Бальмонт.

События движутся к развязке. Чёрный человек продолжает рассказывать о мальчике, не то из Калуги, не то из Рязани (снова дистанцирование от Есенина), желтоволосом, с голубыми глазами. Вновь идёт повтор о женщине «сорока с лишним лет»… Герой не выдерживает, срывается и запускает трость прямо в морду непрошенного гостя, в его переносицу…

На этом заканчивается вторая часть, второе действие. Занавес.

  • И вот самое главное: развязка, которая вносит строй в как бы разлаженную партию.
  • …Месяц умер,
  • Синеет в окошко рассвет.
  • Ах ты, ночь!
  • Что ты, ночь, наковеркала?
  • Я в цилиндре стою.
  • Никого со мной нет.
  • Я один…
  • И разбитое зеркало…
  • Так закончилась одна из бессонных ночей лирического героя, которая наковеркала невообразимое.

Возникает закономерный вопрос – где здесь признаки психического расстройства автора? Я вижу мастерское произведение самой высшей пробы, созданное в здравом уме. Иначе не получилось бы. Максимум, поэт мог находиться под воздействием алкоголя. Это действительно поэма, в которой показано отношение Есенина к своей жизни, своей личности. Жёсткое, бескомпромиссное.

Поэтом выбрана форма общения с самим собой. Есть в психологии (НЛП) техника «экран», которая позволяет посмотреть на себя со стороны. Есенин пошёл дальше – он использовал ролевую игру, поместив часть своего «Я» в чёрного человека, или иными словами – делегировал ему часть «Я». И не нужно для этого быть сумасшедшим.

Подобным способом в жизни пользуются очень многие люди.

Лишь в конце поэмы автор показывает, что лирический герой общался сам с собой: зеркало разбито, чёрный человек исчез, а герой стоит в цилиндре у зеркала. Чёрный человек исчез здесь и сейчас, утром, после того, как герой очнулся ото сна или дремоты.

Но на стене, возможно, появится новое зеркало и тогда есть вероятность, что неприятный незваный гость снова навестит героя.

А может, за те полтора месяца до трагедии, зеркало не появилось, и поэт вынужден был бороться с чёрным человеком, которого обнаружил в себе.

В какой-то момент Есенин решит покончить с этой гнусной сущностью. Известно, каким способом он это сделал.

Источник: https://litrossia.ru/item/o-chernom-cheloveke-sergeja-esenina/

История создания поэмы «Чёрный человек» | ФАНТАСМАГОРИЯ

История создания поэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце». Неизвестно, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу.

Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

Год завершения поэмы — 1925 — это последний год жизни Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга.

Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане.

И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек»нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим»,«тоска», «страх».

Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала:«авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о«женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой».

Читайте также:  Анализ стихотворения русь уходящая есенина

Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье.

Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя! И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное.

Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке.

Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии.

 «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…

Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.

Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой.

И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.

http://goldlit.ru/esenin/525-chernii-chelovek-analiz

Источник: https://maxpark.com/community/7300/content/5555139

Поэма А. С. Есенина «Черный человек» (материалы к факультативному занятию)



«Черный человек» — одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Такого искреннего, пугающего своей мрачностью самоанализа не найти в русской поэзии, и только предчувствие окончания жизненного пути способно подарить произведению столь депрессивные краски.

Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Окончательно поэма завершена в ноябре 1925 года, за 1,5 месяца до смерти поэта. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

История созданияпоэмы «Чёрный человек» многое говорит о произведении. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был длиннее и отличался ещё большим трагизмом. Супруга поэта Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвётся сердце».

Неизвестно, что побудилоЕсенинауничтожить черновые наброски и оставить сокращённый вариант, однако и он поражает своей депрессивной силой.

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу.

Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

В начале поэмы стоит обращение:«Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга.

Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода«чёрного человека»может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе. Вспомним, что в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством.

Может, потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас как своеобразный реквием поэта.

  • Мне день и ночь покоя не дает
  • Мой черный человек. За мною всюду
  • Как тень он гонится. Вот и теперь
  • Мне кажется, он с нами сам — третей
  • Сидит.

“Кто это был? Ичто ему во мне?” Зададимся и мы этим вопросом.

Особый интерес вызывает форма поэмы. «Черный человек» написан в виде обращения (письма) к другу, которому герой (сам поэт?) сразу же сообщает: «Я очень и очень болен» и, в частности, жалуется на бессонницу, виновником которой считает некоего Черного человека:

Черный человек

Спать, не дает мне всю ночь…

Заметим, что в той же форме письма к другу воспроизведены два монолога Черного человека, обращенные к герою поэмы. При всей похожести этих монологов они существенно разнятся между собой.

Первый — почти панегирик некоему поэту («хоть снебольшой, / Но ухватистой силою»), авантюристу («Но самой высокой / Илучшей марки»), второй содержит обличающее введение к такому панегирику и обличение относится к собеседнику:

  1. Я не видел, чтоб кто-нибудь
  2. Из подлецов
  3. Так ненужной глупо

Страдал бессонницей..

И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

Напрашивается вопрос: отчего же такой разнобой монологов? От обнаруживающего с самого начала разного понимания жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя:

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой-книге…

  • и на отношение к той же книге Черного человека:
  • В книге много прекраснейших
  • Мыслей и планов
  • А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет «скандальным» и беседовать о нем с Черным человеком решительно отказывается.

Тема двойничества выражена на композиционном уровне. Перед нами два образа — чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником — поэтическое выражение подсознательного.

В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя.

Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.

Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается какаллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

  1. Итак, поэма открывается тягостным признанием:
  2. Друг мой, друг мой,
  3. Я очень и очень болен…

Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам. Что представляет собой поэма? Она построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой.

О чём же этот разговор? «Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение. Таким образом, герой С.

Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.

Обратим внимание на язык поэмы «Черный человек»: речеведение, жест, темп и интонацию — именно они формируют мир поэмы, ее эмоциональную окраску. Поэма почти лишена на грамматическом уровне действия: глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало — поэма номинативна. Здесь представлена картина.

Действие поэмы развёрнуто в настоящем времени: «свистит», «садится», «водит», «читает, «бормочет», «произносят» и т. д. Чёрный человек — это скорее прошлое. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени: «проживал», «громил», «называл» и т. д.

В этом времени он обращается к другу, говорит о черном человеке. Сам черный человек — скорее прошлое, чем настоящее.

В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени, направленных, правда, в сторону лирического героя.

Черный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности. В этом смысле правомерно утверждение того, что для Есенина черный — пережиток прошлого.

Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»: противоположный белому, нечистый; название дьявола; нечистая сила — сила мрака, холода и всего враждебному человеку.

  • В поэме часто встречаются антонимы чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной ибелой»:
  • Страна отвратительных
  • Громил и шарлатанов…

Но «в декабре втой стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли ипланы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка.

У Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка — олицетворение божественного начала, образ «гостя» — демонического.

Юность героя светла до сияния («жил мальчик впростой крестьянской семье, желтоволосый, сголубыми глазами»— не лицо, алик!). А финал тёмен — скандальный поэт. Палитра поэмы «Черный человек» чрезвычайно многоцветна.

Однако, на первый взгляд, может показаться обратное: преобладание черно-белых тонов с редким вкраплением голубого и желтого. Что же позволяет говорить о значимости эпизодически упоминаемых цветов? Их эстетическая ценность.

Именно сквозь цветовую гамму желтого, точнее золотого, и голубого в их соотношении с балладностью черно-белой гаммы вырисовывается истинная расстановка акцентов цветовой символики в поэме. Поэма с достаточной четкостью отражает преобладание того или иного оттенка цвета в определенный период творчества С. Есенина. Молодому поэту его жизнь представляется рассветом мира, сказочного в своей красоте.

Голубым цветом залито все вокруг: «О Русь— малиновое поле исинь, упавшая вреку», «В прозрачном холоде заголубели долы» и др.

Вторым значимым цветом является желтый, золотой, причем акцент делается именно на золото: «Где златятся рогожи вряд», «Луна над крышей, как злат бугор», и даже цвет юности у Есенина золотой: «зелень золотистая» и т. д. Это исконные цвета С. Есенина. Просто желтый появится значительно позже.

И может быть фактическое обозначение в речи черного человека цвета волос мальчика как «желтые» говорит о чуждости этого образа черному человеку. Это классический яркий блеск иконы, который традиционно используется поэтом в различных вариациях для прорисовки различных образов. Поэт рисует не только чистые цвета, но и полутона, оттенки.

Так, с помощью синего, который, в зависимости от тональности основного желтого, то голубеет, то лиловеет, Есенин не только повышает активность цвета, но и разводит, когда это нужно, слишком близкие желтые: «Чистит месяц всоломенной крыше // Обоймленные синью рога». Чтобы месяц, запутавшийся в желтой соломе, яркой на фоне лунной и притом весенней ночи, не погас, Есенин обнимает яркой синевой — по сравнению с которой ночь кажется тьмой — его молодые рожки».В поэме Есенин использует «темную лексику»: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «шарлатаны», «дьявол». Очевидно, это делается для того, чтобы показать состояние лирического героя. Только иногда мы можем увидеть «немного светлых» слов: «прекраснейший», «чистый», «изящный».

Читайте также:  Григорий сковорода - сообщение доклад

Цвет поэмы напрямую соотносится с ее содержанием. Преобладающий черный сочетается с мрачным содержанием поэмы. Он соответствует мрачному настроению автора, мы видим его тягостные думы. Поэма мрачная, жуткая, цвет черный. Он навевает мрак, мистику, безумство. Темный цвет — отражает чувства поэта. Но мы видим и голубой цвет глаз. Голубой, желтый — детство Есенина.

Непрекращающееся созвучие шипящих [ч], [щ], [ш] («черный», «человек», «невмочь», «машет»и т. д.) предает эффект шепота, при том злого и идущего не из уст лирического героя, а из-за его спины.

Постоянное использование черного цвета в данной поэме, играет роль кисти, которой художник рисует отнюдь невеселую картину своего существования, оно омрачает обстановку вокруг героя. Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром — спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы.

Но какая картина предстает перед нами: последствия «войны» поэта со своим «черным человеком». Эта война с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в глубины души и с болью совать в нее темные наслоения. Возможно, надеется лирический герой, эта победа приведет к очищению.

У каждого человека есть как белая сторона, так и черная. Между этими сторонами постоянно ведется война. В современной литературе или мультипликационных сериалах часто встречаются персонажи белой и черной стороны героя, чаще всего это ангел и бес, соответственно.

Если же предположить, что Лирический герой — это ангел, а Черный человек — бес, то мы видим, что конфликт между ними обостряется.

Тема черного человека — тема болезненной души, раздвоенной личности — традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова.

Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина.

Отсюда следует, что «Черный человек» — это двойник поэта, он вобрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким.

Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. Данная поэма стала последней в жизни Сергея Александровича Есенина.

Она дала понять, что в последние годы его жизни жизненная мелодия поэзии С.Есенина сильно изменилась.

Двойник мучавший его всю жизнь, так или иначе проявлявшийся во многих его произведения, предстал перед нами именно в данной поэме.

Поэма «Черный человек» остается одним из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений не только в творчестве Есенина, но и во всей отечественной литературе.

Литература:

  1. Енишерлов В. Его самородная стихия: к 90-летию со дня рождения Сергея Есенина. — М.: Советская Россия. 1985.
  2. Есенин С. А. Стихи и поэмы. — М.: Советская Россия. 1990
  3. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
  4. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М., 1975.
  5. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. С.78–97
  6. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995.
  7. СловарьЛитературоведческихТерминов. Автор-составитель С. П. Белокурова, 2005.

1

Основные термины (генерируются автоматически): черный человек, Лирический герой, поэма, герой поэмы, употребление глаголов, книга жизни, действие поэмы, сам поэт, некий поэт, прошедшее время.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27268/

«Черный человек» С.Есенина. Анализ поэмы | В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев

« «Роль лирических отступлений в романе М.Шолохова «Тихий Дон» | Главная | «Кто управляет миром?» (сочинение по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита») »

«Черный человек» С.Есенина. Анализ поэмы

Раиса Фёдоровна | 31 Янв 2011

Замысел поэмы «Черный человек» возник в сознании поэта в 1922 году. Появилась в печати уже после смерти в журнале «Новый мир».

Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина, ставшим для него воистину лебединой песней.

Лебединая песня, выразившая терзания болезненной души поэта, настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, рассказавшая о тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.
Уже в зачине поэмы звучит почти мольба о спасении души:

  • Друг мой, друг мой,
    Я очень и очень болен.
    Сам не знаю, откуда взялась эта боль,
    То ль ветер свистит
    Над пустым и безлюдным полем,
    То ли, как рощу в сентябрь,
  • Осыпает мозги алкоголь.

Чем объясняется появление тревожных нот уже в зачине поэмы? Ответ на вопрос находим в особенностях композиционного построения поэмы.

Основой композиционного решения поэмы является художественная разработка идеи раздвоения личности человека.

Перед нами два основных образа – лирический герой и внедрившийся в его сознание невесть откуда взявшийся черный человек.
Самодовольный, самоуверенный, ограниченный «аристократ» с манерами салонного щеголя:

  1. Вот опять этот черный
    На кресло мое садится,
    Приподняв свой цилиндр
  2. И откинув небрежно сюртук.
  3. Взаимоотношения поэта и черного человека, неприятного для него собеседника, воспринимаются, во-первых, как необъяснимая и внезапно нагрянувшая болезнь души и сознания, во-вторых, как состояние борьбы, страстного неприятия безнравственной идеологии черного человека. Лирический герой не приемлет морали городского прохвоста, псевдоинтеллигента, циника:
  4. «Счастье, — говорил он, —
    Есть ловкость ума и рук,
    Все неловкие души
    За несчастных всегда известны.
    Это ничего, что много мук
    Приносят изломанные
  5. И лживые жесты.
  6. В грозы, в бури,
    В житейскую стынь,
    При тяжелых утратах
    И когда тебе грустно,
    Казаться улыбчивым и простым –
  7. Самое высшее в мире искусство».

Черный человек, вобравший в себя все то, что сам поэт, может, считает в себе отрицательным и мерзким. Может, потому черный человек Есенина и несет в себе ощущение такого тяжкого груза одиночества.

Трагизм самоощущения лирического героя заключается в том, что он понимает собственную обреченность: все лучшее, сохранившееся в его душе из того природно – крестьянского мира, самое светлое – в прошлом, будущее – пугающе и мрачно беспросветно.

Этот трагизм состояния души поэта, читавшего свою поэму за две недели до смерти, верно схватил поэт Н.Асеев, записавший свои воспоминания: «…Творческое лицо, умытое холодом отчаяния, внезапно просветлевшее от боли и страха перед вставшим своим отражением… Маска улыбки и простоты снимается в одиночестве.

Перед нами вторая мучительная жизнь поэта, сомневающегося в правильности своей дороги, тоскующего о «неловкости души», которая не хочет ничем казаться, кроме того, что он из себя представляет».
«Черный человек водит пальцем по мерзкой книге».

И хотя в ней нет никаких страшных преступлений, расчет черного человека довольно точен: даже неприятных воспоминаний вполне достаточно, чтобы герой лишился душевного покоя.
Черный человек опошляет все высокое и чистое («она – с толстыми ляжками; лирика – «дохлая томная», вся поэзия жизни и любви определяется «половой истомою»).

  • А потому реакция лирического героя, в сознании которого живет поэзия сельской природы, душевная чистота и цельность, сопровождается решительным жестом сопротивления черному человеку:
  • Я взбешен, разъярен,
    И летит моя трость
    Прямо к морде его,
  • В переносицу.
  • Поэма заканчивается словами:

Что ж ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет,
Я один…

И разбитое зеркало…

Метафоричный образ разбитого зеркала как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности.
И все – таки «слишком ранняя усталость», есть надежда, отрезвится от кошмаров тьмы. В финале поэмы ночь все-таки сменяет синеющий в окошко рассвет.

Темы: Есенин С.А. | Ваш отзыв »

Источник: http://mir-lit.ru/?p=340

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах.

Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым.

А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму «Черный человек» , первый вариант которой был закончен в 1923 году.

Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин Вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году.

Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта.

Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий.

При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично.

«Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом.

В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала».

Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо. Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится.

У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего.

И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

Источник: https://neimovirne.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-chernyj-chelovek/

Ссылка на основную публикацию