Оглянись во гневе — краткое содержание пьесы осборна

Оглянись во гневе - краткое содержание пьесы Осборна

Действие пьесы происходит в однокомнатной квартире Джимми и Элисон Портер в Бирмингеме, в одном из крупных городов Средней Англии воскресным вечером. Джимми и его друг Клифф, живущий в соседней квартире, сидят в креслах и читают газеты. Джимми, молодой человек лет двадцати пяти, представляет собой раздражающую смесь искренности и насмешливой злости, мягкости и беззастенчивой жестокости. Он нетерпеливый, навязчивый и самолюбивый — сочетание, которое может оттолкнуть любого. Его яркий темперамент помогает ему почти всегда оставлять за собой последнее слово. Клифф, одних лет с Джимми, спокоен и медлителен до апатии. На его грустном лице лежит печать природного ума — достояние самоучки. Если Джимми отталкивает от себя людей, то Клифф не может не вызывать симпатии или хотя бы внешнего расположения даже у людей осторожных. Он — неизбежная умиротворяющая противоположность Джимми. Элисон, жена Джимми, стоит возле гладильной доски и гладит белье. Она примерно одних лет с мужчинами, высокого роста, изящная шатенка, с тонкими чертами породистого лица. В её больших и глубоких глазах есть какая-то затаенная строптивость, которая заставляет с ней считаться. В комнате тихо. Неожиданно Джимми швыряет газету на пол, начинает приставать к Клиффу и пытаться вывести из себя Элисон грубыми выпадами в сторону её отца, матери и брата. Элисон делает вид, что не реагирует. Она замечает, что новые брюки Клиффа измяты, и просит дать их погладить. Атаки Джимми следуют одна за другой. В конце концов он устраивает с Клиффом потасовку, а во время драки нарочно толкает его на гладильную доску. Доска опрокидывается, Клифф и Элисон падают вместе с ней. Элисон вскрикивает от боли: она обожглась утюгом. Клифф делает Джимми знак уйти, а сам пытается успокоить Элисон. Чувствуется, что она на пределе и еле сдерживает слезы. В разговоре она сознается Клиффу, что беременна, но Джимми об этом еще не сказала и говорить не хочет, опасаясь, что он начнет подозревать её в каких-нибудь происках, ведь он не хочет иметь ребенка, пока у них нет ни собственной квартиры, ни денег. Клифф очень нежен с Элисон и пытается уверить её в том, что нужно сказать Джимми про ребенка, все уладится. Потом возвращается Джимми и пробует помириться с Элисон, тут его подзывают к телефону. Звонит Елена, подруга Элисон. Она актриса и только что приехала в город вместе со своей труппой. По предварительной договоренности с Элисон она собирается снять свободную комнату в их же доме. Джимми считает Елену своим кровным врагом, так как она настраивает Элисон против него. Он снова разражается гневными словоизлияниями и договаривается до того, что, дескать, хотелось бы ему посмотреть на то, как что-нибудь хорошенько встряхнуло вдруг его жену, например, чтобы у нее появился ребенок, а потом бы внезапно умер. Ошеломленная Элисон отшатывается от него, запрокидывает голову, словно для крика; её губы дрожат. Некоторое время спустя приезжает Елена. Она ровесница Элисон, одета дорого и со вкусом. Когда сухое и настороженное выражение её лица смягчается, она становится очень привлекательной. От нее исходит сознание женского превосходства, так что не только мужчины, но даже женщины её возраста, вроде Элисон, платят дань уважения и восхищения её персоне. В Джимми, как и следовало ожидать, она возбуждает все темные инстинкты, все дурные наклонности его натуры. Впрочем, Елена не привыкла защищать себя от насмешек и чувствует прямо-таки обязанность держаться уверенно и с достоинством, что вынуждает её быть в постоянном напряжении, а это уже раздражает. По просьбе Элисон она задерживается у них после отъезда труппы еще на неделю. Как-то вечером, через две недели после приезда Елены, у нее происходит с Элисон серьезный разговор о причинах, побудивших подругу четыре года назад выйти замуж за Джимми, и о её теперешней жизни с ним. Когда Элисон впервые увидела Джимми у кого-то в гостях, ей было двадцать лет. Она только что вернулась с родителями из Индии, где её отец, полковник, служил несколько десятков лет. Здесь, в Англии, поначалу все казалось каким-то неустроенным. Джимми приехал в гости к её друзьям на велосипеде, весь его пиджак был забрызган машинным маслом. Вскоре, несмотря на то что в обществе мужчины встретили его недоверчиво, а женщины вообще старались выказать презрение к столь странному существу, она стала с ним встречаться. У нее дома раздавались постоянные вопли ужаса и недоумения по этому поводу. Особенно негодовала её мать, но это только все ускорило. Уже и не столь важно было, любит он её или нет. Джимми во что бы то ни стало решил жениться на ней, чтобы бросить вызов её среде. После свадьбы они жили вместе со школьным другом Джимми, Хью. По темпераменту и взглядам на жизнь оба были очень близки друг другу. Отношения с Хью у Элисон не сложились из-за его скандального характера, и через некоторое время ему взбрело в голову уехать за границу — в Китай. Звал он с собой и Джимми, тот, правда, отказался. Вышел ужасный скандал. Хью уехал, оставив свою мать в Англии на произвол судьбы. Элисон иногда кажется, что в душе Джимми в отъезде Хью винит именно её, хотя никогда об этом не говорит. Порой ей даже хотелось, чтобы они оба уехали и оставили её наконец в покое. Елена убеждает подругу решить, что она будет делать дальше, ведь у нее будет ребенок, а для начала ведет её в церковь, где Элисон не была с тех пор, как вышла замуж. За ужином Джимми, как обычно, пытается довести жену и Елену до белого каления, однако большого успеха в этом не достигает. Затем, желая показать, как много ему пришлось в жизни страдать и какая он ранимая натура, принимается рассказывать, как он целый год наблюдал за медленным умиранием своего отца, вернувшегося с испанской войны. После этого он обзывает жену Иудой и размазней. Элисон швыряет чашку на пол. Он таки добился наконец своего. Елена сообщает подруге, что послала телеграмму её отцу с просьбой забрать Элисон из этого дома. Та соглашается уехать к родителям. Предполагается, что Елена уедет вместе с ней. На следующий день, пока Джимми находится в отъезде, Элисон, собрав все свои вещи, уезжает с приехавшим за ней отцом. Елена остается еще якобы на один день под тем предлогом, что у нее объявились в Бирмингеме неотложные дела. Вскоре приезжает Джимми, которому она сообщает об отъезде его жены и о её беременности. Он делает вид, что ему наплевать на это, оскорбляет её и добивается того, что получает от Елены пощечину. На его лице появляется выражение ужаса и изумления. Елена отводит свою руку от его лица, внезапно целует его и притягивает к себе. Несколько месяцев спустя, когда Елена уже прочно обосновалась в комнате Джимми, она так же, как и Элисон до нее, воскресным вечером гладит Джимми рубашки. На выпады Джимми она реагирует совершенно не так, как Элисон: то со смехом, а то с изумлением. Приятели по привычке устраивают на полу возню, во время которой Джимми случайно рвет и пачкает Клиффу его единственную чистую рубашку. Клифф с неохотой отдает её Елене, которая предлагает привести рубашку в порядок. Пока её нет в комнате, он сообщает Джимми, что собирается переехать от них, потому что Елене, мол, трудно ухаживать за ними обоими. Елена отдает ему рубашку, и Клифф уходит к себе. Вскоре в дверях появляется Элисон. Недавно она потеряла ребенка и еще не совсем оправилась. Она беседует с Еленой о Джимми, о том, что, по её мнению, он не в то время родился. Он из тех, кого называют «выдающимися викторианцами», и поэтому в чем-то смешон, но она любит его. Елена же признается, что между нею и Джимми все кончено. Она не может строить свое счастье на несчастье другой, и потом, они с ним слишком разные. Она уходит, а Элисон остается с мужем. Видя, как много она перестрадала, Джимми смягчается. Они мирятся, с грустью и с потаенной нежностью строят планы на будущее.

Оглянись во гневе - краткое содержание пьесы Осборна

Краткое содержание «Оглянись во гневе» ОсборнаОсборн Дж.Стр. 1

Оглянись во гневе - краткое содержание пьесы Осборна

Краткое содержание «Оглянись во гневе» ОсборнаОсборн Дж.Стр. 2

Оглянись во гневе - краткое содержание пьесы Осборна

Краткое содержание «Оглянись во гневе» ОсборнаОсборн Дж.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-oglyanis-vo-gneve-osborna

"Оглянись во гневе" (Осборн): описание и анализ пьесы из энциклопедии

«Оглянись во гневе» («Look Back in Anger») — пьеса Джона Осборна. Написана в 1956 г. Премьера состоялась 8 мая 1956 г. в Лондоне в «Королевском Придворном театре» (театр «Ройял Корт»). В качестве постановщика спектакля выступил Тони Ричардсон, представлявший с 1955 г.

«Инглиш Стейдж Компани», труппу, арендовавшую «Королевский Придворный театр». Первым исполнителем роли главного героя — Джимми Портера — был Ричард Паско, в роли его жены Элисон выступила Мэри Юр (вскоре она вышла замуж за Джона Осборна).

Спустя год после премьеры драмы Осборна в Лондоне английский спектакль привезли в Москву на Международный молодежный фестиваль и с успехом сыграли на сцене филиала МХАТа.

Заглавие этого драматического произведения Осборна, актера по профессии, автора многих пьес для театра, телевидения и радио, опытного сценариста, имеет очень широкое и откровенно символическое значение.

Осборн выступил как один из основоположников художественного направления, сыгравшего важнейшую роль в развитии английских литературы и театра, — движения «разгневанных» («рассерженных», «сердитых»). Иногда их называют также «драматургами кухонных раковин».

Призыв «Оглянуться во гневе» означал потребность подвергнуть резкой критике все неполадки в английском обществе 50-х годов, его социальные и политические изъяны. Джимми Портер — ровесник Джона Осборна.

Он выражает эмоциональный бунт, протест поколения, чей подростковый возраст пришелся на годы войны, обманутого в первые послевоенные годы лейбористским правительством посулами лучшей жизни.

Недаром сверстник «разгневанных» английских драматургов критик Кеннет Тайнен писал: «Для нас, молодого поколения Англии, — и это было главное, — для нас Джимми был «свой». Мы были с ним знакомы, вместе шатались с ним по кабакам, жили в одной комнате. В первый раз театр заговорил с нами на нашем языке.

До сих пор большинство молодых людей считало театр покрытым пылью времен анахронизмов, место которому, как сказал Дилан Томас, только в музее. Осборн доказал им, что они заблуждаются, и многие из них даже сами стали писать пьесы».

Тем, кому еще не было тридцати ко времени появления «Оглянись во гневе» Осборна, многое нравилось в Джимми Портере — «и внезапно прорывающиеся стихийные левые взгляды, и отдающий анархизмом юмор, и подозрение, что все стоящие идеи или уже победили, или давно дискредитированы».

Автор статьи «Сердитые молодые люди» подчеркивал: «Слишком долго английская культура чахла в холодильнике сдержанности и «хорошего вкуса». В этой леденящей атмосфере Портер запылал, как паяльная лампа». Он выразил отчаяние молодых англичан, чьи детство и юность были изуродованы войной и кризисом.

Джимми привлек внимание еще к одной обшей проблеме: к положению человека с гуманитарным образованием в современном омашиненном мире.

Джон Осборн посвятил «Оглянись во гневе» своему отцу. Тот в тридцатые годы воевал на стороне республиканцев в Испании, а затем долго болел и умирал на глазах у сына, который часами просиживал возле постели больного и терпеливо слушал его рассказы.

Идеалы отца Джона Осборна, а также отца Джимми Портера, уже утратили свою ценность в их сознании, но других идеалов у них пока не появилось. Боль и нежность, уважение и настороженность характеризуют отношение самого Осборна и его героя к отцу.

Образ отца, обреченного, но несущего в себе тайну непостижимой для нового поколения самоотверженности, проходит через все творчество Осборна, многократно получая отражение в разных его произведениях.

Каждая пьеса Осборна — своеобразная драма-монолог. К «Оглянись во гневе» это относится в первую очередь. Ведет действие главный герой. Поток его бурных чувств обрушивается на партнеров и зрителей. Выходец из простой семьи, Портер, хотя и отвергает идеи отца, но при всем том связывает себя с социализмом.

Осборн, солидаризируясь с героем, называет свои социалистические пристрастия «экспериментальным стремлением в области чувств». Пьесами он хочет прежде всего «заставить людей чувствовать». Главные враги создателя «Оглянись во гневе» — человеческая нерешительность, ограниченность ума, трусливость и слабодушие.

Джимми хочется услышать проникновенный, страстный голос своего современника, возглашающий «Аллилуя!», встретить человека, умеющего восторгаться.

Во всех помыслах Джимми Портера любовь и ненависть неразрывно связаны. Это характеризует как его отношение к общественной жизни, так и к самому любимому и близкому человеку — жене Элисон. Джимми глумится над ней, не умея простить, что в отличие от него она принадлежит к состоятельным, высокопоставленным кругам общества.

Трогательна и забавна игра в медведя и белку, которую начинают Джимми и Элисон каждый раз, примиряясь после очередной ссоры. Лирическая тема прямо следует из социальной, главенствующей в пьесе, определяющей ее развитие, и одновременно полностью подчиняется ей.

Спустя несколько лет после завершения «Оглянись во гневе» Осборн, находясь во Франции, направил в Англию своеобразное «письмо ненависти», адресовав его тем гражданам своей страны, «которые осквернили ее», «чьи немощные руки ведут мою слепую, ослабевшую и ими же преданную родину к гибели». Эго письмо вполне можно принять за одни из монологов Джимми.

Мироощущение драматурга и его персонажа тут полностью сливаются. Осборн верил, что ненависть поможет ему устоять на ногах, хотел, чтобы она существовала вечно.

«Пробудитесь и гневайтесь!» — воззвал Осборн к соотечественникам. Молодые «рассерженные» английские драматурги начали с вопля, который прозвучал в чинной тиши британской сцены 50-х гг. словно крик погибающего.

Протест Джимми Портера, судорожно рвущего воскресные газеты, тиранящего жену и презирающего ларек со сладостями, в котором вынужден торговать после окончания университета, был столь всеобъемлющ, что в этом заключалась и его сила, и его слабость. Герой расходовал свою энергию нерасчетливо, нередко выглядел смешным в своих дурацки-шутовских, детских выходках.

Столь же смешными, нелепыми казались подчас герои романов «разгневанных» — Джим из «Счастливчика Джима» Эмиса, Ламли из «Спеши вниз» Уэйна. «Произошла ли революция в английском театре?» — с любопытством вопрошали критики после постановки «Оглянись во гневе» и других пьес «разгневанных» в середине 50-х годов. Многие готовы были дать положительный ответ на этот вопрос.

Читайте также:  Вольный стрелок - краткое содержание оперы вебера

Но прошло несколько лет и у тех же критиков возникло ощущение, что «сердитые» драматурги быстро перешли «от гнева к усталости». Это коснулось и творчества Осборна, которому не суждено было стать «репертуарным» автором в русском театре.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/ogljanis_vo_gneve_osborn_opisanie_i_analiz_pesy_iz_ehnciklopedii/62-1-0-1374

Краткое содержание Оглянись во гневе Осборн

Действие пьесы происходит в однокомнатной квартире Джимми и Элисон Портер в Бирмингеме, в одном из крупных городов Средней Англии воскресным вечером. Джимми и его друг Клифф, живущий в соседней квартире, сидят в креслах и читают газеты.

Джимми, молодой человек лет двадцати пяти, представляет собой раздражающую смесь искренности и насмешливой злости, мягкости и беззастенчивой жестокости. Он нетерпеливый, навязчивый и самолюбивый – сочетание, которое может оттолкнуть любого.

Его яркий темперамент помогает ему почти всегда оставлять за собой последнее слово.

Клифф, одних лет с Джимми, спокоен и медлителен до апатии. На его грустном лице лежит печать природного ума – достояние самоучки. Если Джимми отталкивает от себя людей, то Клифф не может не вызывать симпатии или хотя бы внешнего расположения даже у людей осторожных. Он – неизбежная умиротворяющая противоположность Джимми.

Элисон, жена Джимми, стоит возле гладильной доски и гладит белье. Она примерно одних лет с мужчинами, высокого роста, изящная шатенка, с тонкими чертами породистого лица. В ее больших и глубоких глазах есть какая-то затаенная строптивость, которая заставляет с ней считаться.

В комнате тихо. Неожиданно Джимми швыряет газету на пол, начинает приставать к Клиффу и пытаться вывести из себя Элисон грубыми выпадами в сторону ее отца, матери и брата. Элисон делает вид, что не реагирует. Она замечает, что новые брюки Клиффа измяты, и просит дать их погладить. Атаки Джимми следуют одна за другой.

В конце концов он устраивает с Клиффом потасовку, а во время драки нарочно толкает его на гладильную доску. Доска опрокидывается, Клифф и Элисон падают вместе с ней. Элисон вскрикивает от боли: она обожглась утюгом. Клифф делает Джимми знак уйти, а сам пытается успокоить Элисон.

Чувствуется, что она на пределе и еле сдерживает слезы.

В разговоре она сознается Клиффу, что беременна, но Джимми об этом еще не сказала и говорить не хочет, опасаясь, что он начнет подозревать ее в каких-нибудь происках, ведь он не хочет иметь ребенка, пока у них нет ни собственной квартиры, ни денег.

Клифф очень нежен с Элисон и пытается уверить ее в том, что нужно сказать Джимми про ребенка, все уладится. Потом возвращается Джимми и пробует помириться с Элисон, тут его подзывают к телефону. Звонит Елена, подруга Элисон. Она актриса и только что приехала в город вместе со своей труппой.

По предварительной договоренности с Элисон она собирается снять свободную комнату в их же доме. Джимми считает Елену своим кровным врагом, так как она настраивает Элисон против него.

Он снова разражается гневными словоизлияниями и договаривается до того, что, дескать, хотелось бы ему посмотреть на то, как что-нибудь хорошенько встряхнуло вдруг его жену, например, чтобы у нее появился ребенок, а потом бы внезапно умер. Ошеломленная Элисон отшатывается от него, запрокидывает голову, словно для крика; ее губы дрожат.

Некоторое время спустя приезжает Елена. Она ровесница Элисон, одета дорого и со вкусом. Когда сухое и настороженное выражение ее лица смягчается, она становится очень привлекательной. От нее исходит сознание женского превосходства, так что не только мужчины, но даже женщины ее возраста, вроде Элисон, платят дань уважения и восхищения ее персоне.

В Джимми, как и следовало ожидать, она возбуждает все темные инстинкты, все дурные наклонности его натуры. Впрочем, Елена не привыкла защищать себя от насмешек и чувствует прямо-таки обязанность держаться уверенно и с достоинством, что вынуждает ее быть в постоянном напряжении, а это уже раздражает.

По просьбе Элисон она задерживается у них после отъезда труппы еще на неделю.

Как-то вечером, через две недели после приезда Елены, у нее происходит с Элисон серьезный разговор о причинах, побудивших подругу четыре года назад выйти замуж за Джимми, и о ее теперешней жизни с ним. Когда Элисон впервые увидела Джимми у кого-то в гостях, ей было двадцать лет. Она только что вернулась с родителями из Индии, где ее отец, полковник, служил несколько десятков лет.

Здесь, в Англии, поначалу все казалось каким-то неустроенным. Джимми приехал в гости к ее друзьям на велосипеде, весь его пиджак был забрызган машинным маслом. Вскоре, несмотря на то что в обществе мужчины встретили его недоверчиво, а женщины вообще старались выказать презрение к столь странному существу, она стала с ним встречаться.

У нее дома раздавались постоянные вопли ужаса и недоумения по этому поводу. Особенно негодовала ее мать, но это только все ускорило. Уже и не столь важно было, любит он ее или нет. Джимми во что бы то ни стало решил жениться на ней, чтобы бросить вызов ее среде. После свадьбы они жили вместе со школьным другом Джимми, Хью. По темпераменту и взглядам на жизнь оба были очень близки друг другу.

Отношения с Хью у Элисон не сложились из-за его скандального характера, и через некоторое время ему взбрело в голову уехать за границу – в Китай. Звал он с собой и Джимми, тот, правда, отказался. Вышел ужасный скандал. Хью уехал, оставив свою мать в Англии на произвол судьбы. Элисон иногда кажется, что в душе Джимми в отъезде Хью винит именно ее, хотя никогда об этом не говорит.

Порой ей даже хотелось, чтобы они оба уехали и оставили ее наконец в покое.

Елена убеждает подругу решить, что она будет делать дальше, ведь у нее будет ребенок, а для начала ведет ее в церковь, где Элисон не была с тех пор, как вышла замуж.

За ужином Джимми, как обычно, пытается довести жену и Елену до белого каления, однако большого успеха в этом не достигает.

Затем, желая показать, как много ему пришлось в жизни страдать и какая он ранимая натура, принимается рассказывать, как он целый год наблюдал за медленным умиранием своего отца, вернувшегося с испанской войны.

После этого он обзывает жену Иудой и размазней. Элисон швыряет чашку на пол. Он таки добился наконец своего.

Елена сообщает подруге, что послала телеграмму ее отцу с просьбой забрать Элисон из этого дома. Та соглашается уехать к родителям. Предполагается, что Елена уедет вместе с ней.

На следующий день, пока Джимми находится в отъезде, Элисон, собрав все свои вещи, уезжает с приехавшим за ней отцом.

Елена остается еще якобы на один день под тем предлогом, что у нее объявились в Бирмингеме неотложные дела.

Вскоре приезжает Джимми, которому она сообщает об отъезде его жены и о ее беременности. Он делает вид, что ему наплевать на это, оскорбляет ее и добивается того, что получает от Елены пощечину. На его лице появляется выражение ужаса и изумления. Елена отводит свою руку от его лица, внезапно целует его и притягивает к себе.

Несколько месяцев спустя, когда Елена уже прочно обосновалась в комнате Джимми, она так же, как и Элисон до нее, воскресным вечером гладит Джимми рубашки. На выпады Джимми она реагирует совершенно не так, как Элисон: то со смехом, а то с изумлением.

Приятели по привычке устраивают на полу возню, во время которой Джимми случайно рвет и пачкает Клиффу его единственную чистую рубашку. Клифф с неохотой отдает ее Елене, которая предлагает привести рубашку в порядок.

Пока ее нет в комнате, он сообщает Джимми, что собирается переехать от них, потому что Елене, мол, трудно ухаживать за ними обоими. Елена отдает ему рубашку, и Клифф уходит к себе.

Вскоре в дверях появляется Элисон. Недавно она потеряла ребенка и еще не совсем оправилась. Она беседует с Еленой о Джимми, о том, что, по ее мнению, он не в то время родился. Он из тех, кого называют “выдающимися викторианцами”, и поэтому в чем-то смешон, но она любит его.

Елена же признается, что между нею и Джимми все кончено. Она не может строить свое счастье на несчастье другой, и потом, они с ним слишком разные. Она уходит, а Элисон остается с мужем. Видя, как много она перестрадала, Джимми смягчается.

Они мирятся, с грустью и с потаенной нежностью строят планы на будущее.

Вариант 2

Квартира Джимми и Элисон Портер в Бирмингеме. Джимми и Клифф, друг и сосед, читают газеты. Джимми 25, у него яркий темперамент. Клифу тоже 25, он спокоен до апатии. Элисон, высокая изящная шатенка, гладит белье.

Вдруг Джимми швыряет газету, начинает допекать то Клиффу, то жене и устраивает потасовку с другом, нарочно толкнув его на гладильную доску. Клифф и Элисон падают. Элисон обожглась. Муж вышел, а Клифф успокаивает Элисон.

Она сознается, что беременна, но мужу не говорит – он не хочет детей, ведь нет ни своей квартиры, ни денег. Клифф нежен, уверяет, что нужно сказать про ребенка.

Возвращается Джимми, хочет помириться с Элисон, тут звонит телефону. Это Елена, подруга жены, актриса приехала с труппой. Хочет снять комнату в их доме. Для ДжиммиЕлена – враг: настраивает против него Элисон.

Он разражается гневом, говоря жене грубости – мол, пусть у тебя родится ребенок и сразу умрет. Элисон в ужасе. Приезжает Елена. От нее веет сознанием превосходства. В Джимми она пробуждает все темные наклонности.

По просьбе подруга задержалась на неделю.

Элисон впервые увидела Джимми, когда ей было 20 и она только вернулась из Индии, где долго служил ее отец, полковник. Дома сильно возражали по поводу брака с Джимми, но она не послушалась. Сначала они жили с Хью, школьным другом Джимми, тоже взрывного темперамент. У с Хью у Элисон отношения не сложились, и он уехал в Китай. Звал с собой и Джимми, но тот не захотел. Был скандал.

Елена ведет подругу в церковь, где Элисон не была 4 года, как вышла замуж. За ужином Джимми называет жену размазней и Иудой. Она, не выдержав, швыряет на пол чашку. Елена послала ее отцу телеграмму, чтобы он забрал Элисон домой. Назавтра, пока Джимми не было, Элисон, собрав вещи, уехала с отцом. Елена под предлогом дел, осталась.

Когда вернулся Джимми, она сообщила и об отъезде его жены, и о ее беременности. Делая вид, что ему безразлично, он оскорбляет Елену. Влепив ему пощечину, Елена вдруг целует его. Прошли месяцы. Елена вечером гладит рубашки. На выпады Джимми реагирует то смехом, то удивлением. Приятели опять дерутся.

Клифф говорит, что переезжает: Елене трудно ухаживать за ними.

Появляется Элисон. Она потеряла ребенка. Елене она говорит о Джимми, что родился он не в то время. Он был бы выдающимся викторианцем, но она его любит.

Елена признается, что не может устроить свое счастье на несчастье подруги. Да и не любит больше Джимми. Она уходит, Элисон остается с мужем. Джимми смягчается, видя, как много она пережила.

Они мирятся и со скрытой нежностью строят на будущее планы.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-oglyanis-vo-gneve-osborn/

Характеристика движения «сердитых молодых людей». Драма Дж. Осборна «Оглянись во гневе»

В 50-е годы в английской литературе видное место занимает новое течение, получившее название «сердитые молодые люди».

Термин был впервые использован в рецензии на пьесу Джона Осборна «Оглянись во гневе» (1956) («сердитая пьеса, написанная сердитым молодым автором») и распространился на всю группу английских прозаиков и драматургов, поднимавших в своём творчестве схожие темы в этот же период.

Помимо Джона Осборна («Комедиант», «Лютер»), к «сердитым молодым людям» причисляют так же Кингсли Эмиса («Счастливчик Джим»), Джона Уэйна («Спеши вниз»), Джона Брейна («Путь наверх», «Жизнь наверху»), Шилу Делани («Вкус меда»).

При этом они не составляли какой-то единой творческой группы, не выпускали манифестов и программ и не соглашались с попытками критиков объединить их. Творчество «СМЛ» развивается в русле критического реализма.

Однако если классический реализм подвергал критике основы буржуазной системы, то реализм «сердитых» гневно обличает все стороны буржуазного общества, не доходя, однако, до корней и причин социального зла.

Классический реализм намечал перспективу общественного развития, утверждал положительный идеал, противопоставляемый бесчеловечности капиталистического строя; реализм «сердитых» негативен, он не видит перспектив и не отстаивает каких-либо положительных ценностей.

Основной темой творчества «сердитых молодых людей» был протест героя — как правило, из рабочего или среднего класса — против окружающей его действительности, чувство острого недовольства царившими тогда в Англии порядками. Часто авторы придавали протесту социальный, «левый» характер, демонстрируя, что он направлен против «буржуазных» общественных ценностей. Так, Джимми Портер, главный герой «Оглянись во гневе», видел мир таким:

Всем все безразлично. Все пребывают в состоянии упоительной лени. Я с вами скоро вообще обалдею… Боже мой, как хочется хоть какого-то душевного подъема, хоть совсем немного. Есть мысль — немного поиграем? Давайте притворимся, что мы человеческие существа и действительно живем. Почему для смеха не повалять дурака? Притворимся, будто мы люди.

Социальные истоки возникновения литературы «сердитых молодых людей» заключаются в крахе лейбористского «социализма», обещавшего создать после войны «общество всеобщего благоденствия».

Надежды на существенные перемены в послевоенной действительности, о которых говорилось в романе Пристли «Трое в новых костюмах» (1945), сменялись разочарованием и отчаянием «сердитых молодых людей», жизнь которых оказалась скучной и неинтересной, полной неудовлетворенности, страха перед угрозой атомной войны.

В 1956 г. премьера трехактной пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» в театре «Ройал-Корт» (режиссер Тони Ричардсон) имела шумный успех. Драматург очень точно передал настроения английской молодежи того времени. Главный герой пьесы Джимми Портер окончил «краснокирпичный» университет (т.е. не элитарный Кембридж или Оксфорд).

Читайте также:  Сны чанга - краткое содержание рассказа бунин

В свои двадцать с небольшим лет он уже перепробовал множество профессий, теперь служит в кондитерской, но по сути, от всего отказавшись, остался в замкнутом пространстве своей квартирки, сотрясая воздух бесконечными монологами, столь же яростными, сколь и беспомощными.

Монологами, немногочисленными слушателями (и жертвами) которых становятся его единственный друг Клифф, его жена Элисон и его любовница Хелен.

Цинизм, внешняя грубость, постоянное состояние озлобленности сочетаются в герое Осборна с чистотой и щемящей незащищенностью. Мечтая оставить по себе в жизни след, Джимми говорит, что когда-нибудь он создаст книгу «высотой в милю», книгу, написанную «огнем и кровью».

Недовольство своей жизнью Джимми выражает в грубой и насмешливой критике всего, что его окружает. В своих длинных монологах он осуждает существующие в обществе порядки, буржуазную прессу с ее официальным лицемерием, снобизм богатых, армию, церковь.

Гнев Джимми переходит в раздражительность и ожесточенность. Он мучает свою молчаливую жену Элисон (дочь «ненавистных буржуа»), изменяет ей с ее подругой-актрисой Еленой.

Однако бунт Джимми Портера индивидуалистичен, так как не связан ни с активным действием, ни с положительными идеалами.

Джимми Портер махнул рукой на свои былые амбиции и стремительно опускается. Его приводит в ярость, что не он сам, а некие «незыблемые понятия» (вздорные, на его взгляд), определяют ход его жизни.

Он не может с этим смириться и в то же время не в силах признать, что ему суждена участь пленника каких-то не им изобретенных и для него абсолютно неприемлемых норм, когда господствует вульгарная жажда сиюминутного успеха.

«Оглянись во гневе», как и произведения других «сердитых», полна скепсиса по поводу разговоров о благополучии и стабильности, якобы, воцарившихся в Великобритании. Важный мотив – раздраженная, гневная отповедь поколению отцов, презрительно названному молчаливым и законопослушным большинством. Ненависть ко всей безликой и бесцветной эпохе.

В «Комедианте» (1957) Осборн выводит циника-конферансье из мюзик-холла, профессия которого символизирует вульгарность деградирующей Англии, выражая одновременно тоску по уходящему времени.

Главный герой «Лютера» (1961) – человек, одержимый собственным представлением о христианстве и одновременно раздираемый сомнениями. В отличие от прочих героев Осборна, он призван изменить мир.

В «Неподсудном деле» (1964) стареющий, душевно опустошенный юрист изливает свое недовольство миром и собственной несостоятельностью в бесконечных желчных монологах.

Джон Осборн: «Мне не нравится общество, в котором я живу. И не нравится все больше и больше. Театр же постепенно становится тем, чем я его всегда мечтал видеть, — оружием. Я уверен, что он может быть самым убедительным оружием времени».

Сегодня в Москве пьеса «Оглянись во гневе» идет в театре «Сатирикон».

Источник: https://students-library.com/library/read/44781-harakteristika-dvizenia-serdityh-molodyh-ludej-drama-dz-osborna-oglanis-vo-gneve

Движение «рассерженных» в английской литературе. Пьеса Д. Осборна «Оглянись во гневе»

ID: 34568

Название работы: Движение «рассерженных» в английской литературе. Пьеса Д. Осборна «Оглянись во гневе»

Категория: Доклад

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: Так герой пьесы Джимми Портер в Оглянись во гневе осыпает проклятиями все и вся но не произносит ни одной конструктивной мысли и обнаруживает полнейшую беззащитность перед ненавистным и угрожающим ему миром который наступает на него со всех сторон и с которым он не в силах бороться. лишь Джимми Портер. С первых слов пьесы и до ее последних строк звучит непрерывный вопль Джимми. Джимми Портер выходец из рабочей среды но его связи с ней давно порваны.

  • Язык: Русский
  • Дата добавления: 2013-09-08
  • Размер файла: 19.53 KB
  • Работу скачали: 56 чел.

40)Движение «рассерженных» в английской литературе. Пьеса Д. Осборна «Оглянись во гневе».

В начале 50-х годов в английскую литературу вошли молодые прозаики и поэты, которых назвали писателями «рассерженной молодежи»(angry young men). Отличительной чертой всего написанного ими было острейшее недовольство окружающим, отвращение к современной буржуазной Англии. Недовольство перерастало у «рассерженных» в шумный, анархический бунт без какой-либо положительной программы.

Литература «рассерженной молодежи» родилась в первых книгах Кингсли Эмиса (род. в 1922 г.) «Счастливчик Джим» (1953) и «Это неопределенное чувство» (1955) и Джона Узина (род. в 1925 г.) «Спеши вниз» (1953) и «Живя в настоящем» (1955), но ее приметы наиболееконцентрированно выразились в пьесе Дж. Осборна «Оглянись во гневе» (1956). 

Бунт «рассерженных» был реакцией буржуазно-демократической молодежи на те порядки, которые установились в стране после второй мировой войны. Объективно это был облеченный в своеобразную форму протест против лейбористов, обещавших в 1945 году рай на земле, до обманувших всех возлагавших на них надежды.

Первые произведения «рассерженных», которые привлекли внимание широких кругов читателей и зрителей, содержали едкий сарказм,смелую и громкую инвективу против «тех, что наверху».

Сила протеста в их произведениях была велика, но бунт их оказался бесперспективным, сводясь к одному отрицанию.

Характерной чертой всего, что они писали, было отрицание одновременно и отжившего, реакционного,антигуманного, и передового, революционного.

Так, герой пьесы Джимми Портер в «Оглянись во гневе» осыпает проклятиями все и вся, но не произносит ни одной конструктивной мысли и обнаруживает полнейшую беззащитность перед ненавистным и угрожающим ему миром, который наступает на него со всех сторон и с которым он не в силах бороться. В инвективах «рассерженных» героев звучала боль и даже отчаяние, но эта боль вытекала из бессилия, определялась упрямым индивидуализмом, который они и не могли и не хотели преодолеть.

Литература «рассерженной молодежи» выполнила свою положительную роль в английской культуре середины 50-х годов. Выступления «рассерженных» привлекли внимание к застою и рутине мещанского мира, обнажили многие неприглядные стороны быта и общественных •отношении, лицемерие и фальшь.

Уже в пьесе «Оглянись во гневе» герой Осборна заявлял: «Высоких и прекрасных идеалов больше не существует. Мы отдадим свою жизнь не во имя каких-то там идеалов, красивых, но, увы, устаревших. Мы погибнем во имя ничто».

Кризис в развитии литературы «рассерженных» был предрешен заранее; ее представители должны были либо сделать какие-то конструктивные выводы из своей критики, либо капитулировать перед буржуазным миром. И кризис наступил.

Течение «рассерженных», если о таковом можно говорить, прекратилось в конце 50-х годов. Общность настроений, наметившаяся в творчестве нескольких авторов и так или иначе прозвучавшая у других,, не породила ни единой эстетики, ни единой творческой программы.

Важнейшим событием в театральной жизни стала постановка пьесы молодого и тогда никому не известного драматурга Джона Осборна (род. в 1929 г.) «Оглянись во гневе».                   

Успех драмы Осборна был ошеломляющим, особенно у английской молодежи.

Небольшая по объему, почти лишенная сценического действия, пьеса приобрела огромную популярность; два сезона спектакль-не сходил со сцены, что было беспрецедентным в театральной жизни Лондона.

В фокусе внимания с начала и до конца пьесы находится. лишь Джимми Портер. С первых слов пьесы и до ее последних строк звучит непрерывный вопль Джимми.

Джимми Портер — выходец из рабочей среды, но его связи с ней давно порваны. Он получил образование в одном из тех более демократических провинциальных университетов, которые в Англии пренебрежительно называют «кирпичными».

Но университетское образование, породившее в Джимми большие надежды и высокие стремления, не открыло перед ним никаких перспектив.

Торговля сластями в кондитерском ларьке, полученном им по милости миссис Теннер, и убогий быт в тесной комнате на чердаке; жена, красивая и молодая, но безразличная ко всему, раздражающая своей покорностью и незнанием жизни; мещанские будни, постепенно и непреодолимо засасывающие Джимми,—все это приводит его в бешенство, заставляет кричать от ярости, терзать окружающих и самого себя. Всем своим поведением и речью он :       напоминает садиста и психопата. Он часами играет на трубе, исторгая из нее дикие звуки; всячески поносит враждебных ему по духу «чистеньких» и респектабельных обывателей: без конца оскорбляет, стараясь задеть за живое, даже самых близких ему людей, выискивая в них те же ненавистные ему черты мещанства, — лишь бы не слышать монотонного ритма этих будней, не видеть отвратительных проявлений безысходной обыденщины и засасывающей пошлости того существования, которое он не может ни принять, ни целиком отвергнуть, с которым не в силах по-настоящему бороться.

Между первым и вторым действиями пьесы протекают две недели, между вторым и третьим — несколько месяцев, но все остается по-прежнему, хотя в жизни героев происходят, казалось бы, существенные сдвиги и перемены.

Во втором действии жена Джимми Элисон покидает его, но с ним остается ее подруга Хелина. В третьем действии Элисон возвращается, а Хелина уходит. Но ничего не меняется ни в комнате на чердаке, ни в быту, ни в поведении Джимми.

Те же декорации, те же яростные выкрики, тот же дикий вой трубы, та же неизменная обстановка, подчеркивающая отсутствие перемен, статичность жизни, против которой яростно, но тщетно восстает Джимми, бунтарь без программы и цели.

По замыслу автора, главным в пьесе являются не поступки действующих лиц и не перемены в их личных взаимоотношениях и даже судьбах, а душевное состояние героя и в конечном счете поколения, которое он представляет.

    Пропитанные желчью и насыщенные острой болью парадоксы и афоризмы в речах Джимми звучат как отклик на абсурдность мира, которую Джимми, как и Гамлет, не может изменить и не в силах разорвать. Подобно Гамлету, Джимми полон горечи и испытывает неистребимую боль обиды. В отличие от Гамлета он, однако, не ведет никакой борьбы, кроме словесной.

Он глубоко раним и тщательно скрывает свою ранимость. Целомудренный по убеждению, он не менее тщательно пытается скрыть это целомудрие кажущейся распущенностью; обладая большой душевной тонкостью, он все время прячет ее за внешней грубостью и бездушием.

Недаром Хелина, сумевшая многое угадать в Джимми, называет его ребенком, а Клифф, превосходно знающий своего друга, говорит лаконично и веско: «В душе он — законченный пуританин».

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=34568

Оглянись во гневе — это… Что такое Оглянись во гневе?

  • Оглянись во гневе — С английского: Look back in anger. Название пьесы (1956, русский перевод 1959) английского драматурга Джона Осборна (1929 1994) об английской послевоенной молодежи, вступающей в конфликт с традиционными общественными ценностями. Цитируется: как… …   Словарь крылатых слов и выражений
  • Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина — Координаты: 55°47′49.23″ с. ш. 37°37′05.67″ в. д. / 55.797008° с. ш. 37.618242° в. д …   Википедия
  • Рассерженные молодые люди — «Рассерженные молодые люди», или «Сердитые молодые люди» (англ. Angry young men),  обозначение группы писателей критического направления в литературе Великобритании, сложившегося в 1950 е годы[1]. Содержание 1 Термин 2 …   Википедия
  • BAFTA (премия, 1960) — 13 я церемония вручения наград премии BAFTA Лондон, Англия Лучший фильм: Бен Гур Ben Hur Лучший британский фильм: Сапфир Sapphire < 12 я Церемонии вручения 14 я > 13 я церемония вручения наград премии BAFTA за заслуги в области… …   Википедия
  • Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… …   Большая советская энциклопедия
  • Великобритания — I Великобритания (Great Britain)         остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain)         официальное название Соединённое… …   Большая советская энциклопедия
  • Осборн — I Осборн (Osborn)         Генри Фэрфилд (8.8.1857, Фэрфилд, Коннектикут, 6.11.1935, Гаррисон он Хадсон, Нью Йорк), американский палеонтолог, профессор в Принстоне (1882 90), профессор Колумбийского университета (1891). Президент американского… …   Большая советская энциклопедия
  • ОСБОРН Джон — (Osborne, John James) (1929 1994), английский драматург. Родился 12 декабря 1929 в Лондоне. В молодости работал актером, в свободное время писал стихи и пьесы. Известность пришла к нему в 1956 после премьеры на сцене театра Ройял Корт Оглянись во …   Энциклопедия Кольера
  • РИЧАРДСОН Тони — РИЧАРДСОН (Richardson) Тони (05 июня 1928, Шипли, Йоркшир 14 ноября 1991, Лос Анжелес, Калифорния, США), английский режиссер кино и театра. Настоящее имя Сесил Антонио. Родился в Шипли (Англия). Окончив Оксфорд, начал карьеру как театральный… …   Энциклопедия кино
  • Ричардсон Тони — (Richardson) (1928 1991), английский режиссёр. В театре с 1955. Среди постановок: «Комедианты» (1957) и «Лютер» (1961) Дж. Осборна, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1959) и др. Поставил фильмы: «Оглянись во гневе» (1959), «Вкус мёда» (1961),… …   Энциклопедический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1392604

Оглянись во гневе

  • Санкт-Петербургская
    государственная театральная академия
    искусств
  • Анализ
    драмы Джона Осборна
  • «Оглянись
    во гневе»
  • Студентки
    вечернего отделения
  • театроведческого
    факультета
  • Никитиной
    Екатерины
  • Преподаватель:
    Бойкова
  • Ирина
    Ивановна
  • 2013
  • «Оглянись
    во гневе», пьеса английского драматурга и сценариста
    Джона
    Джеймса О́сборна (12
    декабря 1929 — 24
    декабря 1994),
    лидера литературного движения Angry
    Young Men («сердитые
    молодые люди») стала
    подлинным дебютом писателя, а вместе с
    тем, рождением английской драмы «новой
    волны», дата премьеры которой на сцене
    старинного лондонского театра «Ройал
    Корт» 8 мая 1956 года вошла в историю
    британской сцены как начало принципиально
    нового театрального летосчисления: на
    смену традиционной английской салонной
    мелодраме пришла реальная, неприукрашенная
    жизнь. 

К
сильным сторонам творчества Осборна
относится умение создавать живые,
запоминающиеся характеры и яркие
диалоги. Он комбинирует
щедрую правдивость с разрушительным
остроумием.
В центре большинства его пьес личность,
не удовлетворенная положением дел в
обществе и выплескивающая тотальное
разочарование и гнев на окружающих в
пространных, полных горечи монологах.
Герой пьесы «Оглянись во гневе»,
интеллектуал, вышедший из рабочей среды,
нападает на такие традиционные институты,
как церковь, правительство и британская
аристократия:

Джимми.
Только пусть их великосветские манеры
не обманывают вас. Эти люди нанесут вам
удар ниже пояса в ту самую минуту, когда
вы отдаете служанке шляпу.

«Оглянись
во гневе» во многом автобиографична.
Личная жизнь автора была экстравагантна
и направлена против предрассудков.
Пьеса основана на фактах жизни Осборна
с его первой женой Памелой Лэйн.

Автор
не дает жанрового определения своему
произведению. Я бы отнесла пьесу к
бытовой психологической драме. Бытовая,
так как действие пьесы разворачивается
исключительно в квартире Портеров, так
сказать «в быту». Психологическая
потому, что основные конфликты в пьесе
– внутри личностный и межличностный.

Осборн
вводит читателя в пьесу не сразу.

Сначала
он подробно описывает обстановку, из
которой мы можем сделать первые выводы
о характере главного героя: творческий
беспорядок, книжные завалы, газеты
скажут о герое не меньше, чем он сам о
себе.

Место – чердак, скажет о романтической
стороне характера, а также невысоком
социальном положении. Место действия
остается неизменным на протяжении всей
пьесы. О прошлом героев мы узнаем из их
диалогов.

Читайте также:  Сочинение что такое мечта? (9, 11 класс. огэ егэ)

Автор
подробно представляет нам интересную
экспозицию, морально готовит к
происходящему. Перед нами «сложная
полифония из трех человек». У каждого
свой характер, свои интересы и даже
социальная принадлежность.

На протяжении
всей пьесы мы понимаем, что связывает
этих полярно противоположных людей под
одной крышей, почему они мучаются и
страдают, но от этого еще больше тянутся
друг к другу. Дело в том, что каждый из
них находит в другом то, чего самому
недостает.

Вместе они составляют
целостную композицию, где Джимми – так
сказать, отрицательный герой, Элисон –
положительный и Клиф – «нейтральная
полоса» между ними.

Однако
главный герой в пьесе один. Это Джимми.
Вот как автор его описывает:

Джимми
представляет собой раздражающую смесь
искренности и насмешливой злости,
мягкости и беззастенчивой жестокости.
Он нетерпе­ливый, навязчивый и
самолюбивый — сочетание, которое может
равно оттолкнуть и чувствительных и
бесчувствен­ных.

Въедливая и
бескомпромиссная честность, которая
ему свойственна, привлечет немногих.
Одним он покажется чувствительным до
неприличия, другим — просто крикуном.
Столь яркий темперамент помогает ему
почти всегда остав­лять за собой
последнее слово.

Поведение
Джимми – основная движущая сила в пьесе.
Он направляет течение пьесы. Без его
прямого или косвенного участия ни одного
события не произошло бы так, как они
представлены.

Действие
пьесы завязывается, когда мы узнаем о
беременности Элисон. Это является
толчком к дальнейшему развитию событий,
так как именно это впоследствии повлияет
на уход Элисон из дома. Беременность
послужит последней каплей.

Ведь теперь
Элисон чувствует ответственность не
только за себя, но и за маленького
человечка, которого носит под сердцем.
Несмотря на диковатость поведения
Джимми, Элисон живет с ним уже на
протяжении трех лет и если бы не этот
поворот судьбы, неизвестно сколько бы
еще они так прожили «душа в душу».

Второй
толчок завязки наступает во втором
действии, когда Джимми как бы предупреждает
Элисон, что та должна выстрадать свою
любовь через горечь утраты:

Джимми.
Возможно, когда-нибудь ты опомнишься.
Я буду ждать этого дня. Я хотел бы стоять
по пояс в твоих слезах, пле­скаться в
них и петь от радости. Я хотел бы видеть,
как ты будешь пресмыкаться. Сидеть в
первом ряду и видеть все подробности.

Автор
глубоко и выпукло прорисовывает черты
характера Джимми. Все остальные герои
служат гранями, помогающими рассмотреть
нашего героя со всех сторон и под разными
углами. Пьеса переполнена его бесконечными
монологами, которые весьма и весьма
разнообразны.

В них он философствует,
размышляет, критикует и оценивает,
фантазирует, предается воспоминаниям,
«испражняет» ругательства на окружающих,
а то и вовсе несет ахинею, только чтобы
не молчать. Его активная речевая позиция
вводит порой в ступор даже тех, кто уже
привык к поведению Джимми и тех, кто еще
не успел.

Они не справляются с нескончаемым
потоком информации, льющимся у Джимми
«из всех щелей».

Атмосфера
в доме напряженная, напоминает горячую
точку, в которой проходят военные
действия. Оружие Джимми – слово и
собственная философия.

Автор здесь
выступает в качестве военного комментатора:
Почуяв запах крови, Джимми с веселой
уверенностью при­нимается за Элисон.
Элисон, предвидя нападение, переходит
к отчаянной обороне. Джимми готовится
к новой атаке и собирает силы для
решитель­ного удара.

Отвага воина,
размахивающего мечом, покинула его и
др. Только вот Джимми не понимает, что
воюет с ветряными мельницами.

Джимми
– человек крайних эмоций, он ходит по
лезвию бритвы и при этом крайне боится
пораниться. Ведь на самом деле у него
очень тонкая душевная организация,
поэтому своим гневом он защищается от
ранений.

Это оболочка. Его мучают
бесконечные противоречия. Мудрые
размышления сочетаются с юношеским
максимализмом.

Он хочет, чтобы все
вокруг жило, кипело, бурлило, поэтому и
провоцирует людей на крики, скандалы,
дабы их «расшевелить»:

Джимми.
Покоя! Боже! Ей нужен покой! У меня душа
болит, я погибаю, а ей нужен покой!

Он
против прописных истин. Кто их вообще
придумал? Почему он должен им подчиняться?
У него истина своя. «Его
мораль свободна, но еще она очень
суровая»- говорит Элисон.

Осборн
продолжает тематику «лишних людей».
Его герой, Джимми, также как и лермонтовский
Печорин, живет в послевоенное время,
время душевного опустошения, время,
когда образованный человек со страстной
душой и горячим сердцем не может не
может найти себе места в этом мире,
принести себя в жертву во имя великой
идеи:

Джимми.
Я думаю, что люди на­шего поколения
не сумеют умереть во имя благородных
це­лей. Все возможное уже сделано в
тридцатые и сороковые годы, когда мы
были еще детьми.

Да и не осталось их
больше, благородных це­лей. Если
начнется заварушка, мы погибнем, но не
во имя великих свершений, на старый лад,
а так, за какую-нибудь прекрасную новую
мировую ерунду.

Так же бессмысленно и
бесславно, как попасть под автобус.

О
том, что Джимми родился не вовремя,
говорят обе женщины в своем диалоге:

Елена.
Теперь таким людям нет места — ни в
любви, ни в по­литике, нигде. «…»Я
иног­да слушаю его и думаю: а ведь ему
кажется, что он живет в разгар французской
революции. Там он нашел бы себе ме­сто,
конечно.

Он
не может найти себе занятие по душе,
поэтому считает, что не важно, чем
заниматься, хоть ремонтировать пылесосы.

Джимми
мучает, заставляет страдать людей. Он
мечтает стать героем шекспировских
трагедий, бросать вызов миру, но нет
повода, и поэтому он упивается тем, что
унижает людей, ждет их реакций. Ждет
ссор, скандалов, драк.

Он
считает, что люди не должны прикрываться
правилами хорошего тона и этикета, а
должны быть естественны в своих
проявлениях. Он эгоист. Он не допустит,
чтобы то, что дорого ему, не было также
дорого близкому человеку. Он очень
проницателен. Видит людей насквозь и
не стесняясь обличает все качества,
которые они так пытаются скрыть.

В любви
он наполнен как животной страстью, так
и духовной высотой. Читателя раздражает
поведение Джимми, но он одновременно
сопереживает и сочувствует ему, равно
как автор. К себе Джимми подпускает
только людей, которые любят его. И как
не любить? Ведь он такой свободный,
интересный и, главное, искренний.

Но не
каждый выдержит такое напряжение. И от
Джимми постоянно уходят близкие люди.
И, казалось бы: если так происходит из
раза в раз, может стоит задуматься над
своим поведением и что-то поменять? Но
нет. Скорее солнце истратит энергию и
сгорит, нежели Джимми поменяет свои
принципы. И он прав.

Придумал такие
правила игры, играй по ним до конца.
Джимми бескомпромиссен.

Джимми
обладает природным чувством юмора,
актерскими способностями и взрывным
темпераментом. У него бурная фантазия
и богатое воображение.

Джимми
играет на публику. Ему нужны зрители,
овации. Он устраивает целые спектакли
в амплуа отрицательного героя, проповедника
и обличителя.

  1. Джимми
    не чувствует, как порой дойдя до
    исступления в своем гневе, он перегибает
    палку и дело доходит до физических
    увечий.
  2. Он
    подвергает безжалостной критике
    консерватизм, застой, устои и мещанство.
  3. Джимми
    уважает только тех людей, которые говорят
    правду и поэтому устраивает наезды на
    фешенебельные дома, постоянно ожидая,
    как его выкинут оттуда и презирая за
    то, что они этого не делают из-за банального
    приличия.

Джимми
– неврастеник. Он раздражителен и легко
возбудим. Его пульс зашкаливает, а
сердце бьется 140 ударов в минуту.

Джимми
см отрит на вещи через лупу, встроенную
в его голове. Он видит вещи масштабными,
колоссально преувеличенными.

Джимми
против привычек. Он не хочет, чтобы
мирились с тем, что происходит и привыкали
к этому. Мысли, которые возникают у него
в голове, он тут же выбрасывает наружу.
Например, он в присутствие жены без
стеснения говорит о своих бывших
женщинах.

В
осбороновском герое звучат отголоски
ибсеновской Гедды Габлер. Они оба
страдают от бездействия, понимая, что
действие в широком смысле слова
бессмысленно и бесполезно. Джимми
чувствует, что живет в эпоху духовного
кризиса и безразличия:

Никто
ни о чем не думает, всем все равно. Нет
ни веры, ни убеждений, ни малейшего
душевного подъема.

Он
также играет на трубе, как она на скрипке,
чтобы отвлечься от несовершенного мира,
не удовлетворяющего их обоих, «играет
так, будто собирается прикончить
кого-нибудь».
И ребенок, который не рождается у Джимми.
Ведь ребенок должен родиться в гармонии.

Джимми
в непримиримом конфликте с обществом,
с людьми и с самим собой. В душе он
инфантилен (мишки, белки). С помощью игр
он отключается от внешнего, как ему
кажется, разлагающегося мира.

Общество
также враждебно настроено к Джимми, как
и он к нему. Об этом говорит тот факт,
что мать была категорически против
благословить социально неравный брак.

Мать и отец Элисон в пьесе олицетворяют
собой как раз таки то самое общество, с
которым Джимми в конфликте. Мать – его
враждебно настроенную часть и отец –
пассивно не одобряющую его часть. Люди
из разных классов не могут вступать в
браки.

Это почитается за преступление.
Даже отец, жалея о случившейся ситуации,
больше думает о том, чтобы не выглядеть
непристойно.

Джимми
любит простых людей, без заморочек, не
лезущих из кожи вон, чтобы казаться
лучше в общественных глазах. Этим
объясняется его трепетное отношение к
матери Хью и дружба с Клифом.

Клиф
– «неизбежная, умиротворяющая
противопо­ложность Джимми. Он спокоен
и медлителен до апатии». Клиф
искренне верен Джимми в своей дружбе.
Терпит от него издевательства, колкости
и насмешки.

Он
тоже старается не отставать от Джимми
в оскорблениях, нападках, но его попытки
кажутся смешными и нелепыми. Он добр и
бесхарактерен.

И
хотя Клиф на первый взгляд вызывает
больше симпатии, стоит признать, что он
не оставит следа в сердце у читателей
в отличие от Джимми.

Элисон
, по словам автора, нечто вроде нежной
мелодии, которая тонет в звуках джаза
— в присут­ствии двух грубоватых
парней. Она женственна и нежна. Она очень
любит обоих парней. Одного, Клифа,
по-дружески, как «теплую кровать» и
Джимми, как того единственного, без
которого ее жизнь оказалась пустой и
незавершенной.

Элисон
оказалась способной бросить вызов своей
вполне удачно складывающейся (по
общечеловеческим меркам) судьбе, а
точнее принять его от Джимми, как сама
она говорит в разговоре с отцом. Ради
него она не побоялась отказаться от
всего, что у нее было, даже от собственных
родителей, «сожгла все мосты». Но
она не рассчитала силы:

Я
знала, что беру на себя больше, чем смогу
вынести, но выбора у меня не было.

Элисон
– разрядка, необходимая Джимми, чтобы
он окончательно не взорвался и не наложил
на себя руки.

Во
втором действии появляется подруга
Элисон, Елена Чарльз. «От нее ис­ходит
сознание женского превосходства. В
Джимми, как и следовало ожидать, она
возбуждает все темные инстинкты его
натуры»:

Елена.
Я ни у кого не видела в глазах такой
ненависти. Это даже пугает. И странным
образом волнует,- говорит она, как бы
подготавливая почву для дальнейшего
развития событий.

Елена
давит на Элисон, оказывает ей медвежью
услугу и Элисон под сильным ее напором
сдается. Элисон можно обвинить в
бесхарактерности. Она ведомая. Также
как она сдалась под натиском Джимми,
она сдается и под напором Елены:

Она
тащит тебя за собой, а ты безвольна до
такого паскудства, что позволяешь ей
это проделывать.

Третье
действие как рефрен. Оно вводит читателя
в шок. Перед нами та же картина: гладильная
доска, стопка белья, газеты, все тот же
сочувствующий Клиф. Вот только Элисон
нет. Ее заменила Елена.

Автор использует
именно слово «заменила», чтобы подчеркнуть
с одной стороны абсурдность ситуации
(неужели так легко один человек может
заменить другого?) и с другой стороны,
драматизм. Джимми необходимы перемены
и он не жалеет о тех, кто по доброй воле
отказался от него.

Ведь и Элисон, и Клиф
и Елена и загадочный Хью рано или поздно
покидают его.

Глядя
на эту неожиданную сцену, в нас
закрадываются сомнения: а может Джимми
все равно кого мучать, над кем измываться
и на кого изливать свою животную страсть?
Ведь несмотря ни на что, на протяжении
двух действий, у нас не оставалось
сомнения, что Джимми очень любит Элисон.
Как нежно он говорил о ней, когда они
оставались наедине. Можно было только
удивляться, как этот грубый, суровый
человек, облаченный в броню из железных
принципов, плавится под нежными руками
любимой:

Я живу
с тобой под одной крышей почти четыре
года, днем и ночью мы вместе, и каждый
раз меня прошибает холодный пот, когда
я вижу тебя за каким-нибудь обычным
делом — с этим утюгом, например.

Для
Елены поначалу это просто была игра.
Недоступность Джимми привлекала ее. Но
и она сдалась. Ей не удалось избавиться от моральных тормозов, успевших сработать
на крутом спуске, по которому она отчаянно
ринулась вместе с Джимми.

Джимми
тихим твердым голосом произносит самую
сильную реплику, заключающую в себя
философию всей пьесы.

Джимми.
Все бегут от тяжести суще­ствования
и более всего — от любви. Я знал, что
этим кон­чится.

Кульминация
наступает, когда Элисон сообщает о том,
что она потеряла ребенка. Джимми во
втором действии зеркально отражается
в словах Элисон:

Я
думала: если бы он меня увидел такой
глупой, та­кой уродливой и нелепой.
Какой он хотел меня увидеть. Так вот чем
он хотел упиваться. Я горю и хочу только
умереть.

Вот цена его ребенка и вообще
всех детей, какие могли у меня родиться.
Но какое это имеет значение! Он просто
хо­тел это видеть. (Поднимает
к нему лицо.)

Теперь видишь? Вот я в грязи.

Ползаю и
пресмыкаюсь. (Валится
к его но­гам.)

Счастливый
финал оказывается более, чем неожиданный.
Элисон нашла в себе силы вернуться, она
оказалась способной на подвиг. Так, как
и мечтал Джимми. Он смог простить и
принять. Автор полон любви к своему
герою и буквально «дарит» ему эту
развязку. Он оправдывает его и прощает
все ошибки. Любовь побеждает все.

10

Источник: https://studfile.net/preview/3206481/

Ссылка на основную публикацию