Истоки басни
Первым, кто стал использовать
приём иносказания, а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей, – был Эзоп . Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад .
Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, якобы случившиеся с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать эзопов язык .
Басня включат в себя две части :
1. Основное повествование .
2. Мораль.
Проверим д.з.
- Кому посвящены строки:
- Кто не слыхал его живого слова?
- Кто в жизни с ним не встретился своей?
- Бессмертные творения …
- Мы с каждым годом любим всё сильней.
- Со школьной парты с ними мы сживались,
- В те дни букварь постигшие едва.
- И в памяти навеки оставались
- Крылатые крыловские слова.
- Сокровищница мудрости народной
- В них людям открывалась до конца,
- И голос их, прямой и благородный,
- К добру и правде призывал сердца.
- Всё знал и видел ум певца пытливый,
- Всего сильней желая одного,
- Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
- Народ его и Родина его.
- М.Исаковский
Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова.
- Тема урока:
- Иван Андреевич Крылов.
- Басня «Осёл и Соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Цели и задачи урока:
- Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова
- Углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы
- Учиться выразительно читать и анализировать басни
Когда – то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают его как «Дедушку Крылова».
Жизнь и творчество И.А.Крылова
- Родился в бедной дворянской семье, в 1769 году
- В 1809 году опубликовал первый сборник басен.
- Всего написано более 200 басен, которые объединены
в 9 книг.
- Басня —
- это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
- Мораль —
- это поучительный вывод из основного повествования басни. Мораль может быть в начале и в конце басни
- Ирония —
- тонкая, скрытая насмешка
- Аллегория —
- это «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление:
- лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек
- Олицетворение —
- наделение человеческими качествами животных
- Сатира —
- злой смех, при помощи которого автор высмеивает пороки общества
- Эзопов язык —
- умение замаскировать главную мысль
- Басня
- Цель: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни
- Мораль
- Основная часть
- Аллегория
- В конце
- Сатира
- В начале
- Олицет-ворение
- Эзопов язык
- Соедини стрелочками, прочти название басен
- ВОРОНА
- ЩУКА
- СЛОН
- ОЧКИ
- МОСЬКА
- ЛЕБЕДЬ
- МАРТЫШКА
- ЛИСИЦА
- Чьё это?
- Вороны
- Квартета
- Свиньи
- Мартышки
Басня
«Осёл и Соловей»
- Характеристика героев
- Соловей
- Осёл
- Характеристика героев
- Соловей
- Осёл
- Мастер своего дела, истин-ный певец природы
- Глупый, который ничего не понимает в настоящем пении.
Мораль басни «Осёл и Соловей»
Избави Бог и нас от этаких судей.
Итог урока
- Сделайте вывод нашего урока «Почему же мы так любим басни Крылова?»
Вывод
- Крылов учит людей узнавать самих себя в героях басен, помогает найти недостатки и избавиться от них. Он учит нас мудрости жизни.
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский
- Урок мне понравился, было интересно
- Я ничего не понял
- На уроке было скучно
Домашнее задание
- стр. 37-39 , 40-42 выразительное чтение (по желанию наизусть)
- Вопрос №5 стр.43 -письменно
Спасибо за урок!
Источник: https://multiurok.ru/files/basnia-krylova-osel-i-solovei.html
Осёл и соловей. Басня Крылова
Прослышав, что соловей – великий мастер петь, осёл попросил, чтобы тот показал ему своё искусство. Соловей залился чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у дворового петуха.
«Избави, бог, и нас от этаких судей», – мораль Крылова.
Осел увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?”
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец.
Осел, уставясь в землю лбом;
“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”.
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.
_____________________
Аврора – богиня утренней зари у древних римлян.
Прослушайте басню Осёл и соловей
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: “Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки.
Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: “Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?” — “Не умею”, — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился.
Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне “Осел и Соловей”. После публикации басни Крылова стали называть “Соловьем”. Это прозвание вошло в литературу.В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека – мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Это интересно!
Памятник Крылову в Санкт-Петербурге
В 1848 году был объявлен конкурс на создание памятника баснописцу И.А. Крылову. Победу одержал проект Клодта. Клодт создал реалистически точный портретный образ. Скульптор изобразил баснописца сидящим на скамье одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада. Все эти элементы акцентируют внимание на лице поэта, в котором скульптор старался передать характеристику личности Крылова. Скульптору удалось передать портретное и общее сходство поэта, что было признано современниками.
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из его басен.
Создание памятника И. А. Крылова – последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.
В процессе создания памятника Крылову у скульптора в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской – козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе. По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.
Из воспоминаний сына П. К. Клодта:
Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком … Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.
Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.
На рельефах постамента представлены персонажи и сцены из басен: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Открыт 12 мая 1855 г. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург), на площадке перед «Чайным домиком».
Источник: https://uskazok.ru/osyol-i-solovej-basnya-krylova/
Басня Крылова «Осел и соловей» — анализ и краткое содержание
Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец.
Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
Герои
Осел и Соловей ????
Краткое содержание
Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.
Мораль
Мораль басни, чтобы бог избавил нас от таких судей, как осел.
Анализ басни
История создания
В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н.
Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?».
Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.
Смысл названия
Образ Соловья символизирует самого автора, а Осла — пригласившего его вельможу. В более широком смысле в названии заложено противостояние поэзии и не способного оценить истинный талант высшего общества.
Основная тема
Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.
Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.
Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева.
Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения.
Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.
Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.
Проблематика
В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.
В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.
Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.
Чему учит автор
Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.
Источник: https://spadilo.ru/basnya-krylova-osel-i-solovej/
Осел и Соловей. Басня Крылова
Одним из самых распространенных пороков всего человечества является любовь к оценке всего и всех, вне зависимости от наличия оснований для этого, необходимых знаний и прочего. Этот порок и лег в основу басни «Осел и Соловей».
Басня «Осел и Соловей»
Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры; Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец.
Осел, уставясь в землю лбом, “Изрядно, – говорит, – сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”, Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул – и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
Мораль басни Крылова «Осел и Соловей»
Мораль в басне «Осел и Соловей» выступает итогом повествования: автор заключил ее в последнюю строку. Хотя и без нее читателю очевидно, насколько смешно и абсурдно выглядит оценка тем, кто совершенно не смыслит в том, что судит.
Анализ басни «Осел и Соловей»
В представленной басне основное действие разворачивается между двумя героями: Ослом и Соловьем.
- Первый – невежа, ничего не смыслящий в пении и вовсе не имеющий музыкального слуха персонаж, однако настолько самоуверенный, чтобы взяться оценивать пение соловья.
- Второй – настоящий талант (это подтверждают и многочисленные эпитеты автора в его адрес, и описания тех действий, что происходили во время его пения с окружающими), мастер своего дела, и об этом знает каждый, кроме Осла, который просит птицу продемонстрировать свои умения.
Абсолютно не разбираясь в музыке и являясь по своей природе глупым животным, Осел критикует услышанное и призывает Соловья взять уроки у петуха – крикливой птицы, орущей по утру без слуха и мелодичности. Оскорбленный таким сравнением, Соловей, не обронив ни слова, просто улетает.
Сквозь призму описанной ситуации в басне «Осел и Соловей» Иван Андреевич хотел показать читателю, как глупо обижаться и что-то доказывать судьям, которые чаще всего вообще не разбираются в том, что критикуют/судят.
Поводом к такому поучению послужил реальный случай из жизни Крылова, когда один из вельмож того времени (по словам одних им был гр. Разумовский, по словам других – кн. А. Н.
Голицын) попросил баснописца зачитать несколько его произведений, а после спросил, почему они отличаются от тех, что пишет Иван Иванович Дмитриев, оскорбив тем самым «Соловья» русской литературы.
Крылатые выражения из басни «Осел и Соловей»
«Избави Бог и нас от этаких судей» – фраза-укор из басни «Осел и Соловей» невежественным критика.
Читать все басни Крылова
Источник: https://ihappymama.ru/iq/basni/osel-i-solovej-basnya-krylova/
Краткое содержание «Осел и соловей» Крылова
Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.
Анализ басни Осел и соловей, герои басни
Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.
Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.
У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из — за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше.
Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все.
Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.
В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.
Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.
Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.
Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.
Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-osel-i-solovej-krylova/
Конспект урока И.А. Крылов Осел и соловей
Илембетова Найля Рашитовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ибрагимовская средняя общеобразовательная школа им.А.Д.Трынова Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Название предмета: литература
Класс: 6
УМК: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово — учебник» 2015г.
Тема урока: «И.А. Крылов. «Осел и Соловей» -комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства».
- Общее количество часов, отведенное на изучении темы: 4 часа
- Место урока в системе уроков по теме: 1
- Цели:
1)Обеспечить полноценное восприятие басни И. А. Крылова и организовать деятельность учащихся по её изучению;
2) Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память, воображение в процессе работы над произведением;
3) Формировать умение выражать своё отношение к поступкам героев,давать нравственную оценку высокомерию. глупости как человеческим качествам
Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.
2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.
3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.
- Планируемые результаты:
- Личностные УУД:
- *Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- *Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
- Регулятивные УУД:
- *Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- *Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- Познавательные УУД:
- Осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И.А. Крылова.
- Определение басни как одного из старейших жанров литературы по характерным признакам.
- Понимание аллегорического смысла басен, мораль.
- Деление на смысловые части, составление плана.
- Использование выразительного и осознанного чтения
умение анализировать текст.
- Инсценирования, составления мультимедиа-презентаций на литературную тему
- Сравнение и сопоставление между собой героев басни, освоение фразеологизмов, пословиц, поговорок.
- Воспитание в детях доброты, порядочности, тактичности, патриотизма, чувства прекрасного.
- Коммуникативные УУД
- * Выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
- *Формирование собственного мнения и позиции.
- *Задавать вопросы.
- *Ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- *Учитывание разных мнений в сотрудничестве.
- *Создание проблемных ситуаций на уроке.
- *Работа с текстом басни «Осел и Соловей».
- *Осмысление прочитанного; составление кластера и синквейна.
Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс», иллюстрации
Содержание урока
1. Организация класса.
2. Подготовка к уроку.
- a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)
- Кто не слыхал его живого слова?
- Кто в жизни с ним не встретился своей?
- Бессмертные творения Крылова
- Мы с каждым годом любим все сильней.
- Со школьной парты с ними мы сживались,
- В те дни букварь постигшие едва.
- И в памяти навеки оставались
- Крылатые крыловские слова.
- Сокровищница мудрости народной
- В них людям открывалась до конца,
- И голос их, прямой и благородный,
- К добру и правде призывал сердца.
- Все знал и видел ум певца пытливый,
- Всего сильней желая одного,
- Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
- Народ его и родина его.
- (М. Исаковский)
Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.
Учащиеся : О И.А.Крылове.
Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .
Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?
Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)
В) показ СЛАЙДА 5.
Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?
Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».
Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.
Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.
Учитель: Откройте учебник страницы 30-34, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.
Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.
- Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).
- 3. Изучение нового материала:
- А) СЛАЙДЫ 6-7:……
Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.
В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет (индивидуальное задание) Приложение 1
Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет (индивидуальное задание) Приложение 2
Г) Работа с учебником.
Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)
- Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.
- Учитель: Прочитав статью учебника и материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.
- Примерный план:
1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.
2. Роль отца в обучении маленького Крылова.
3. Разнообразные способности мальчика.
4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.
5. Образованнейший человек своего времени.
Е) Беседа с классом.
— Какие способности проявил в детстве Крылов?
— Почему учение далось ему дорого?.
- — Какова была роль матери в получении Крыловым образования?
- — Как относился Крылов к матери?
- — Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?
Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.
Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?
Учащиеся: Басня.
Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)
- Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
- Учитель: А какие две части включает в себя басня?
- Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)
Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)
Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)
Учитель: Назовите основные компоненты басни.
Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.
- Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
- Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
- Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
- Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль .
- Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14
- З) Составление схемы:
- Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.
- ФИЗМИНУТКА.
- Раз, два, три, четыре, пять…
- Мы не будем уставать!
- Руки – вверх, потом – направо…
- И начнём считать сначала.
- Раз, два, три, четыре, пять…
- Нам приятно отдыхать!
- Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»
- — инсценирование басни
- — прослушивание фонохрестоматии
- — выразительное чтение самими учащимися
- К) Работа над текстом басни .
- Учитель: Какой жанр этого произведения?
- Учащиеся : Басня.
Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.
- Учащиеся находят:
- Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;
- Метафора: тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;
- Сравнение со свирелью.
- Эпитет : «томной» свирелью.
- Находят повествование, мораль.
- Л) Проверка схемы – домика.
- Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?
- Учащиеся: …мораль.
- Учитель: Какова мораль этой басни?
- Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».
Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?
Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.
М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.
4. Релаксация:
Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздаточный материал).
- Приложение 3
- 1.Басней называется:
- А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
- Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
- В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.
- 2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:
- А) аллегория ;
- Б) сравнение;
- В) метафора.
- 3. Мораль басни служит для раскрытия:
- А) характера героя ;
- Б) главной мысли произведения ;
- В) темы произведения.
- 4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :
- А) сожаление об утраченном сыре ;
- Б) осуждение глупости и тупости ;
- В) поощрение хитрости.
- 5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:
- А) в начале басни;
- Б) в конце басни;
- В) вообще её нет.
- Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)
- СЛАЙД 15.
5. Итоги урока. Выставление оценок.
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2. Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
4. «Я оцениваю свои знания…..потому что…»
- 6. Домашнее задание:
- — Нарисовать иллюстрацию к басне.
- — Выразительное чтение (наизусть)
- — Ответить на вопрос №2 стр 43.
- — Индивидуальное задание:
- история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);
- Приложение 1
- Индивидуальное задание.
1.Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.
Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам выучился играть на скрипке.
Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал в доме губернатора.
Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно.
Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги, оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком. Это не прошло даром.
Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени.
Приложение 2
Иван Андреевич Крылов начал писать басни уже в зрелом возрасте. В молодости Крылов был журналистом. Он издавал журналы «Почта духов», «Зритель». В конце 1780 — начале 1790-х годов он стал известен как сатирик. Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста».
Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене театров. Это — «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь».
Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние.
Всё это и определило переход И.А.Крылова к жанру басня.
В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и Моська».
В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он в этом жанре до последних дней.
- Приложение 3
- Раздаточный материал
- 1.Басней называется:
- А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
- Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
- В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.
- 2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:
- А) аллегория ;
- Б) сравнение;
- В) метафора.
- 3. Мораль басни служит для раскрытия:
- А) характера героя ;
- Б) главной мысли произведения ;
- В) темы произведения.
- 4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :
- А) сожаление об утраченном сыре ;
- Б) осуждение глупости и тупости ;
- В) поощрение хитрости.
- 5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:
- А) в начале басни;
- Б) в конце басни;
- В) вообще её нет.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-ia-krilov-osel-i-solovey-2542465.html
Басня Крылова Осел и Соловей читать онлайн бесплатно | Русская сказка
«А судьи кто?» — восклицал Чацкий в известном произведении Грибоедова «Горе от ума», страдая от невежества тех, кто взялся складывать о нём мнение. Но гораздо раньше это вопрос в своей басне поднял известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов, сделав это, как всегда, в доступной понятной форме, используя яркие образы, хлёсткие сравнения и говорящие намёки.
История создания
Басня «Осёл и Соловей» была написана в 1811 году (дата написания не точна) и её появление связано с примечательной историей.
Однажды один знатный человек, прослыв о таланте баснописца Крылова, решил познакомиться с ним лично. Вельможа пригласил Ивана Андреевича на аудиенцию, где попросил прочесть несколько его произведений. Крылов старательно прочёл несколько басен, вложив в своё выступление весь артистизм.
Однако вельможа лишь задумчиво спросил, отчего поэт не переводит басни предшественников, Эзопа Лафонтена – зачем пишет самостоятельно? В качестве примера хозяин привёл переводчика Ивана Дмитриева. Настроение у Крылова сразу было испорчено, он ответил, что не занимается переводами и быстро удалился.
А придя домой сел за новую басню про Соловья и Осла, которая повествует о талантливой птице и глуповатом животном, не сумевшим оценить её дарование.
Басня и сегодня не теряет своей актуальности. Произведение понятно по содержанию и моральному посылу, поэтому басня входит в учебную программу для детей, была не раз озвучена и записана на пластинки, экранизирована и выпущена в виде отдельных книг и даже разукрашек.
Сюжет басни
Поэтическое произведение рассказывает нам историю о том, как когда-то Осёл попросил Соловья ему спеть. Мол, слывёт пернатая птица чудесным певцом. Соловей, которому слова эти были лестны, решил постараться на славу.
Стал выводить он рулады и трели, то «свирелью отдавался», то мелкой «дрожью рассыпался».
Заслушав пение птицы, будто всё вокруг замерло: и природа боялась пошевелиться, и стада затихли, а пастушка эта песнь и вовсе привела в романтическое настроение.
Но только стих певец, Осёл посетовал, что не знаком Соловей с Петухом, который мог бы поучить голосистого героя пению. Заканчивается басня вздохом автора – избави Бог нас от таких судей.
Мораль и поучительное значение
До сих пор литературоведы спорят о том, кто же на самом деле предстаёт в крыловской басне в роли Осла. Кто-то считает, что речь идёт о князе Голицине, некоторые склоны думать, что обидел баснописца граф Разумовский, а иные и вовсе думают, что это собирательный образ, олицетворяющий невежество и власть.
Главными литературными приёмами поэта являются ирония и аллегория. Аллегорические образы выбраны удачно: Соловей – талантливый артист, и Осёл как олицетворение ограниченности и глупости. Ирония рождается из взаимодействия этих двух героев.
Также можно заметить и противопоставление в стилях речи.
Здесь народные выражения типа «дружище», или «великий мастерище», соседствуют с изысканными оборотами: «певец Авроры», «томной вдалеке» и прочее.
Это по замыслу автора должно было ещё больше подчеркнуть пропасть между утончённым героем и его простоватым антиподом, который ещё и берётся судить, не имея на то оснований и эстетического опыта.
Если отнести за рамки эстетическую сторону басни, то мораль её остаётся прежней: очень часто люди, не сведущие в каком-либо вопросе, всё равно берутся судить и высказывать своё мнение. Выглядит всё это достаточно нелепо и абсурдно. И что может ответить человек, которого раскритиковали без всяких на то оснований? Разве, что смолчать и стерпеть… Ну или улететь за тридевять земель.
Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Осел и Соловей» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.
Источник: https://russkaja-skazka.ru/osel-i-solovey-basnya-kryilova/