Рота тимохина в романе война и мир толстого сочинение

Человек всю жизнь ведет борьбу со своими страхами. Их преодоление помогает достигнуть новых жизненных высот, а также получить высокое определение «смелый». В противном случае перед тобой постоянно стоят какие-то ограничения, что-то мешает и не дает раскрыться, а ты просто трус.

Тема смелости и трусости, борьбы со своими страхами и ее исход интересовала многих писателей. Не стал исключением и Л.Н. Толстой, отразивший в своем главном романе множество важных нравственных тем, включая эту.

В этой статье мы перечисляем аргументы по направлению «Смелость и трусость» из произведения «Война и мир».

1)     Примером истинной смелости может служить второстепенный, но яркий персонаж – штабс-капитан артиллерии Тушин. В обычной жизни это скромный и застенчивый человек с невероятно добрыми глазами. В бою он приобретает решительность, смело принимает командование и берет на себя ответственность.

Во время Шенграбенского сражения батарея под руководством Тушина совершила настоящий подвиг: бойцы подожгли деревню Шенграбен, французы отвлеклись, начав ее тушить, а русские войска смогли отступить. Но о батарее забыли, не дали приказа об отступлении,  она осталась под обстрелом неприятеля.

Тушин не нарушил приказ, не бежал, деятельно поддерживал своих подчиненных, а не прятался за их спинами. Капитан не выставляет свои действия как подвиг, он просто принимает решения, соотносимые с его понятиями о чести и нравственности. В бою нужно сражаться до конца – считает Тушин.

Это ли не настоящая смелость?

2)     Среди штабных военных и свиты командующих редко найдутся смелые люди, иначе бы они шли в бой. Жерков, адъютант Багратиона, оказался именно таким трусом. Герой вел себя как шут, строил гримасы, передразнивал людей за глаза, пытаясь развеселить всех, чтоб выслужиться, неудивительно, что и в решительную минуту он выбрал свои интересы.

В Шенграбенском сражении Жерков получил важнейший приказ: передать левому флангу приказ об отступлении. Но этот герой ехал в нужную сторону, видел, что опасно, что там не поможет его пародийный талант, и возвращался обратно. Из-за Жеркова погибло много людей, без поддержки оказалась батарея Тушина и рота Тимохина.

Трусость может приносить вред не только самому человеку, но и оказаться опасной для окружающих, вот почему ее надо в себе искоренять.

3)     Трусость и смелость могут проявляться не только в военной, но и мирной жизни. Анатолий Курагин представляет собой роскошную, одетую в красивую обертку, трусость. Он знатный, богатый, красивый, получивший хорошее образование, однако это глупый, развратный повеса, которого интересуют только веселье и женщины. В отношении них и проявляется его трусость в большей степени.

Он тайно женат на неизвестной польской девушке, но ему страшно в этом признаться в обществе, а особенно Наташе Ростовой, которую он чуть было не обольстил. Тайные встречи, побег, тайная женитьба – все эти факторы уже настораживают и показывают его душевную бедность и нежелание отвечать за свои поступки.

Трусость – верный спутник подлости, это видно на примере Анатоля, вот почему важно бороться с этим качеством.

4)     Андрей Болконский – один из любимых героев Л.Н. Толстого, поэтому он сочетает лучшие качества человека, хоть и не лишен недостатков. Андрей на войну с Наполеоном в 1805 году буквально бежит, спасаясь от удушливого света, неудачной женитьбы, разочарования в жизни. Герою нравился Наполеон, он хотел прославиться подобно ему, дождаться «своего Тулона», как у кумира.

Болконский мечтал повести за собой войско в безнадежный бой и привести к победе. И он действительно попытался, взял знамя и устремился вперед, презрев страх и чувство самосохранения. После этого герой был тяжело ранен, а родные думали, что он погиб.

На примере Андрея читатель понимает, что смелость – это положительное качество, но она не должна переходить в безрассудство, а подвиг не должен быть совершен во имя себя.

5)        Наташа Ростова – одна из главных героинь романа. Она сочетает в себе лучшие, по мнению Л.Н.Толстого, женские качества: понимающая, живая, умеющая слушать (хоть и не всегда понимать).

Тем не менее, героиня обладает твердостью, силой воли, настойчивостью и смелостью в трудных ситуациях. Такой ситуацией была для девушки Отечественная война 1812 года.

Когда семья бежала из Москвы, Наташа взяла на себя ответственность за все: помогла перевезти раненых, стала ухаживать за умирающим князем Андреем Болконским. Она не совершала подвигов, не вела за собой войска, но ее поступки не менее смелы.

Ведь не каждый сможет задержаться ради незнакомых людей под угрозой смерти, видеть, как умирает человек, а ты не можешь помочь – нужно много отваги. На примере Наташи читатель понимает, что смелым можно быть не только на поле сражения, но и в обычной жизни.

Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/smelost-i-trusost-v-romane-vojna-i-mir/

Анализ эпизода. По роману "Война и мир" Л.Толстого презентация к уроку (литература, 10 класс) по теме

Слайд 1

Анализ эпизода Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года. Шенграбенское сражение. Глухова Т. И. г. Электросталь

Слайд 2

Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому.

При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции.

События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода , составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»

Слайд 3

Л. Н. Толстой » Война и мир»

Слайд 4

« Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?

Слайд 5

Что думают о войне 1805 герои романа? Князь Болконский Пьер Николай Андреевич Светские женщины Болконский Война 1805 года Салон А. П. Шерер Николай Ростов Марья Болконская

Слайд 6

«Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский ? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»

Слайд 7

Что думает о войне Пьер? Пьер « революция была великое дело» « помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире ..это нехорошо»

  • Слайд 8
  • Николай Ростов война Николай Андреевич Болконский одиночество « кукольная комедия » народное страдание « русские должны умирать или побеждать» Княжна Марья Лиза Герои романа о войне 1805 г
  • Слайд 9

Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер? Приветствуют войну против « гидры революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея»- Бонапарта

Слайд 10

Изображение войны 1805 года . Прочитаем страницы , рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней?

Слайд 11

ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? ( Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?

  1. Слайд 12
  2. Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра
  3. Слайд 13

Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».

Слайд 14

« Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?

Слайд 15

Разговор солдат « — А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все , в Брунове сам Бунапарт стоит. — Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»

Слайд 16

Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ : « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.

Слайд 17

Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIII главы ( 2 часть). Толстой описывает первые бои.

В этих главах –первые мазки толстовской батальной живописи.

Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? ( Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)

Слайд 18

Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою( Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»

Слайд 19

Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»

Слайд 20

Вывод. Князь Андрей испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, его отношение к войне вообще и к своей роли в ней изменилось. Как?

Слайд 21

Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек.

Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?

Слайд 22

Шенграбенское сражение Жерков Долохов Князь Андрей Багратион Николай Ростов Тушин Тимохин КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники? Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.

Слайд 23

Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и , как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»

Слайд 24

О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью? « Господи боже! Тот , кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»- прошептал про себя Ростов

Слайд 25

Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» « .. .

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина зимнее утро 6 класс

не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»

Слайд 26

Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение ? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год

Слайд 27

Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее.

У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь.

Николай Ростов слишком погружён в себя.

Слайд 28

Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём , по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»

Слайд 29

Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.

  • Слайд 30
  • На батарее Тушина
  • Слайд 31

Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы .

Слайд 32

Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. « .. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»

Слайд 33

Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»

Слайд 34

Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа ! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?

Слайд 35

Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.

Слайд 36

Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю.

Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея.

Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.

Слайд 37

Ответьте на вопросы. В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене? 2. Как изменились герои романа после войны 1805 года?

Слайд 38

Использованные ресурсы 1. Г. Н. Фейн « Роман Толстого « Война и мир» 2. В. Г. Маранцман « Виды сочинений по литературе»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/15/analiz-epizoda-po-romanu-voyna-i-mir-ltolstogo

Готовые школьные сочинения

Апр
12 2010

Характеристика образа капитана Тушина в романе «Война и мир»

Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову».

Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту».

Французские пушки представляются ему трубками, снаряды — мячиками, французы — муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится.

Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело.

Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?…» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • — Я… ничего… — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов — и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине.

Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», — подумал он и медленно слез с лошади между орудиями».  Они очень разные, Тушин и князь Болконский.

В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга».

Здесь они похожи тем главным, чего требует война от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны.

Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека.

Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз — немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал смех, причем «громче всех слышался голос Жеркова».

Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали…

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки.

Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов.

Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. — Н. Д.)

  • Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались…»
  • Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».
  • Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется.

В обычной жизни случается иное” именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково — это князь Андрей.

Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством — значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове  Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв.

Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться.

Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика образа капитана Тушина в романе «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-kapitana-tushina-v-romane-vojna-i-mir/

Анализ эпизода Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года. Шенграбенское сражение. Глухова Т. И. г. Электросталь. — презентация

1 Анализ эпизода Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года. Шенграбенское сражение. Глухова Т. И. г. Электросталь

2 Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому.

При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции.

Читайте также:  Улисс - краткое содержание романа джойса

События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода, составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»

3

4 « Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?

5 Что думают о войне 1805 герои романа? Князь Болконский Пьер Николай Андреевич Светские женщины Болконский Война 1805 года Салон А. П. Шерер Николай Ростов Марья Болконская

6 «Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»

7 Что думает о войне Пьер? Пьер « революция была великое дело» « помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире..это нехорошо»

8 Николай Ростов война Николай Андреевич Болконский одиночество « кукольная комедия » народное страдание « русские должны умирать или побеждать» Княжна Марья Лиза Герои романа о войне 1805 г

9 Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер? Приветствуют войну против « гидры революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея»- Бонапарта

10 Изображение войны 1805 года. Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней?

11 ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? ( Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?

12 Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра

13 Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».

14 « Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?

15 Разговор солдат « — А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все, в Брунове сам Бунапарт стоит. — Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»

16 Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ : « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.

17 Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIIIглавы ( 2 часть). Толстой описывает первые бои.

В этих главах – первые мазки толстовской батальной живописи.

Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? ( Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)

18 Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою( Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»

19 Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»

20 Вывод. Князь Андрей испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, его отношение к войне вообще и к своей роли в ней изменилось. Как?

21 Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек.

Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?

22 Шенграбенское сражение Жерков Долохов Князь Андрей Багратион Николай Ростов Тушин Тимохин КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники? Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.

23 Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»

24 О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью? « Господи боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»- прошептал про себя Ростов

25 Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» «…

не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»

26 Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение ? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год

27 Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее.

У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь. Николай Ростов слишком погружён в себя.

28 Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём, по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»

29 Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.

30 На батарее Тушина

31 Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы.

32 Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. «.. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»

33 Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»

34 Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?

35 Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.

36 Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю.

Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея.

Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.

37 Ответьте на вопросы. В чём, по мысли автора, причины победы при Шенграбене? 2. Как изменились герои романа после войны 1805 года?

38 Использованные ресурсы 1. Г. Н. Фейн « Роман Толстого « Война и мир» 2. В. Г. Маранцман « Виды сочинений по литературе»

Источник: http://www.myshared.ru/slide/86248/

Аргументы к сочинению по роману-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстого

Аргументы к сочинению по роману-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстого

Проблема нравственного совершенствования

Примером нравственного самоусовершенствования может послужить жизнь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Мы читаем его дневники  и  поражаемся той нравственной высоте, которую  он достиг.

Это результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», писал Л.Н.Толстой.

Проблема лицемерия

Примером  человеческого лицемерия могут послужить  нормы жизни высшего света, описанные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Такие герои, как фрейлина Анна Павловна Шерер, министр князь Василий Курагин, его дочь Элен и сыновья Ипполит и  Анатоль и подобные им – доказательство мысли писателя о том, насколько в этих людях все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.

За внешней благопристойностью, изяществом, светским тактом Л.Н.Толстой вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие, карьеризм «сливок» общества.

Читайте также:  Писатель вильгельм гауф. жизнь и творчество

Проблема отрыва от народа, антинациональная ориентация

Примером могут послужить  пустые и низменные интересы придворной аристократии, описанные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель вводит в роман французский язык как норму светского общества, подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Писатель использует французский язык как средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

Также можно сказать об антинародной политике царя Александра Первого. Толстой описал сцену, в которой тот спрашивал Кутузова, почему он  до сих пор не начинает наступления. Для царя в войне важны его амбиции, а не жизни русских солдат. «Потому и не начинаю, что мы не на параде», — отвечал Кутузов.

Проблема морального разложения людей

Примером могут послужить  высшие круги придворной аристократии, описанные Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

 Автор показывает алчность князя Василия, который, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет прежде всего позаботиться о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление  (попытка уничтожить завещание графа Безухова, сцена с мозаиковым портфелем).

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее борьба за мозаиковый портфель с завещанием.

Проблема противоречивости характера

Как нельзя лучше показана Л.Н.Толстым  на примере Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир». С одной стороны, Пьер дружит с благородным князем Андреем Болконским, советуется с ним во всем, с другой стороны, участвует в кутежах и развлечениях «золотой»  молодежи. С первых страниц романа  мы обращаем внимание на противоречивый характер Пьера. Какое же начало в нем победит?

Светлое, беззаботное детство и/или Влияние семьи на формирование характера человека

Примером может послужить молодое поколение семьи Ростовых в романе-эпопее «Война и мир». Оно, как «луч солнца», врывается  на страницы романа во время празднования именин двух Наталий – матери и дочери.

Все в Николае, Наташе, Соне, Пете носит чистый, наивно-трогательный характер: внешность, поведение, интересы, взаимоотношения и даже шутки. Атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины, свойственная семье Ростовых, накладывает отпечаток на характеры детей.

Они растут простыми, естественными, сердечными, любят друг друга; они благородны и чутки, близки к народу в языке и обычаях, не расчетливы и не корыстны.

Проблема воспитания в семье

Строгое воспитание дает хорошие плоды. Примером этого может послужить семья генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Один из главных принципов князя – не жить в праздности.

Он постоянно занят полезным трудом и дочь свою, княжну Марью, и сына, князя Андрея, приучил к этому.

Аристократизм, гордость, ум, честь, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, благородство представителей этой семьи – вот результат отношения главы семьи к воспитанию своих детей.

  • Проблема ответственности, государственного мышления
  • ( Кутузов, сдача Москвы)
  • Проблема отеческого отношения к своим подчиненным( Кутузов и армия, простые солдаты-сослуживцы, офицеры)
  • Проблема милосердия( Кутузов и побежденные французы, русские в отношении к французам, случай с Петей Ростовым и  пленным французским мальчиком)
  • Аргументы по роману-эпопее «Война и мир» (продолжение)
  • Героизм
  1.  Вся рота Тимохина  в Шенграбенском сражении проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Л.Н.Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.
  1.  На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин  не испытывал ни малейшего страха. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

Природа  и человек

  1.  Природа сыграла огромную роль в жизни князя Андрея. Красота, прелесть, поэзия лунной ночи в Отрадном, вторая встреча с дубом возродили его к жизни, заставили его жить, обновили, он понял смысл жизни, ее цель. Князь Андрей утверждается в мысли, что «жизнь не кончена в 31 год». С точки зрения Толстого, в природе на человека действует сила жизни, вечное обновление, красота, поэтичность, вечность и бесконечностьее, естественность, мир и согласие…»Самая чистая радость – радость природы», — считает Л.Н.Толстой.

Взаимопонимание между разными слоями общества

Семья Ростовых, в которой слуги сбежались смотреть, как их хозяин, граф Ростов выплясывает Данилу Купора.

Все смеются, любуются  им, его  молодецкими движениями, всем ладно, хорошо… Наташа Ростова и Николай Ростов приезжают к дядюшке  для участия в охоте.

Там Наташа просит, чтобы поиграли на балалайке и гитаре,  самозабвенно танцует народный танец, как всякий русский человек,  хотя ее,«графинечку»,  никто никогда этому не учил.  Наташа счастлива оттого, что чувствует свою кровную связь с народом.

Любовь в жизни человека   

  1.  Обаяние любви князя Болконского к Наташе создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало…» — убеждают в силе и серьезности их чувств.   

Патриотизм

  1.  Общенародный патриотический подъем и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками показан Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Основная мысль Толстого – только тогда отдельный человек находит свое окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа. Купец Ферапонтов, который жалел сначала трех рублей на подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! … Решилась! Россия!».

Пьер Безухов снаряжает на свои деньги полк.  Княжна Марья не хочет оставаться и просить защиты у французского генерала, считая себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея.

О России последние слова  старого князя Болконского. Болконский решился не отступать, собрал и вооружил ополченцев, чтобы защищаться до конца.

 Ростовы, освободившие свои подводы от  добра своего московского дома, которое они собирались вывозить, ради русских раненых.

Единство русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. «Каждый русский человек…на основании того чувства, которое лежит в нас   и лежало  в наших отцах,…. делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой.

Личность в истории

  1.  Л.Н.Толстой в своем романе утверждает величие полководца народной войны Кутузова. Вместе с армией, русским  народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен быть и будет изгнан.
  2.  Кутузов показан Толстым активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления,  укрепляет дух войска. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.  Вот таким был человек, который «…против воли государя и по воле народа… был избран ( в самые опасные для России дни) главнокомандующим.

Текст Я лучше, я умнее всех

Проблемы

  1.  Самоограничение тщеславием
  2.  Защита свего человеческого достоинства

Позиция автора

  1.  Чрезвычайно важно, какими путями достигаются человеком его цели в жизни, какими моральными ценностями он при этом руководствуется.
  2.   Тщеславие самоограничивает, ослепляет любого человека.
  3.  Защитить собственное достоинство бывает непросто, но это необходимо.

Аргументы:

  1.  Михаил Шолохов «Судьба человека». Военнопленный Андрей Соколов в разговоре с начальником немецкого концлагеря, не только не отказывается от своих слов, которые могут стоить ему жизни, но и поведением своим отстаивает собственное достоинство.
  2.  Л.Н.Толстой «Война и мир». Гроза Европы, гениальный полководец, обожествляемый своими солдатами, приводит свою армию в Россию… Проходит генеральное сражение, занята Москва… И тут выясняется, что воевать придется не просто с очередной армией противника, а со всем народом. «Дубина народной войны» ломает шпагу завоевателя, уверовавшего в свою непобедимость.
  3.  Нет
  1. Текст Имя собственное принадлежит себе
  2. Текст посвящен теме происхождения имени и его роли в жизни  человека.
  3. Проблема
  4. Сохранять ли русские обычаи называть человека по имени и отчеству?
  5. Позиция автора

Отношение к личному имени – это отношение и к национальным традициям. Не имя создает личность, но оно открывает некоторую сущность человека.

Аргументы

  1.  Немыслимо почти, чтобы все и всегда обращались друг к другу полным именем. В семейном кругу, с друзьями, коллегами обычно более употребительны более простые формы. Другое дело – официальная, деловая обстановка: тут полное имя просто обязательно.
  2.  МустайКарим «Коня диктатору!» В этой исторической пьесе известнейшего башкирского писателя и драматурга действует персонаж Безымянный. Неизвестно, откуда он, и что такого натворил, вот только выдворили его с родины, и имя на границе отобрали. И теперь Безымянный работает по найму министром госбезопасности и патриотизма! Из кожи вон лезет, желая получить от Диктатора новое имя. Нет имени – нет человека.
  3.  Не случайно Иван Грозный, желая возвысить купца Строганова, специально придумал для него титул «Именитые люди». Петр Первый лишь продолжил эту традицию.

Сочинение

Все знают, что часовая стрелка….

В тексте В. Костомарова поднимается проблема засорения современного русского языка. Можно ли предупредить этот процесс? Таким вопросом задается автор.

Известный языковед с горечью констатирует, что наш язык с поразительной скоростью, в силу своей «переимчивости и общежительности»,пополняется неоправданно большим количеством иностранных  слов.

Автора беспокоит, что  современный язык вбирает в себя выражения из сомнительных источников. СМИ, задающие «моду» на произношение, ударения в словах, интонацию, по мнению В.

Костомарова, часто только способствуют его засорению.

Размышляя над  данной проблемой, лингвист приходит к выводу: язык – это отражение состояния общества. Каково общество – таков и язык.

Трудно не согласиться с автором. Как не вспомнить  народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Язык, действительно, своего рода зеркало, отражающее происходящие в обществе процессы.

Данная проблема нашла свое отражение в произведениях наших великих соотечественников, ценителей слова. Например, засилье иностранных слов в русском языке отмечал еще А. С.

Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»: «Но пантолоны, фрак, жилет – всех этих слов по-русски нет….» и тут же извиняется перед читателем за свой «бедный слог», пестрящий «иноплеменными словами».

А что изменилось со времен А.С.Пушкина?

Сегодня также происходят административные  попытки навязать народу литературные нормы употребления языка, которые, согласна, тщетны. В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть Богом» правитель переименовал неблагозвучные, с его точки зрения, названия поселений: было село Смердуны – стало Райское Благорастворение….) И в наши дни происходят реформы языка…

Таким образом, язык  — действительно живое явление, динамично реагирующее на любые изменения в обществе. Однако не стоит пугаться его изменчивости либо административной силой пытаться развернуть его в «нужную сторону».

Источник: http://ifreestore.net/3862/

Ссылка на основную публикацию