Худое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; смолоду еще перебивались так-сяк; состарились оба, напиться подать некому, и тужат и плачут. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка!
Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Отец ему сделал челночок. Терешечка поехал рыбу ловить; а мать ему и молочко и творожок стала носить. Придет, бывало, на берег и зовет:
— Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла.
Терешечка далеко услышит ее голосок, подъедет к бережку, высыпет рыбку, напьется-наестся и опять поедет ловить.
Один раз мать говорила ему:
— Сыночек, милочка! Будь осторожен, тебя караулит ведьма Чуви-лиха; не попадись ей в когти.
Сказала и пошла. А Чувилиха пришла к бережку и зовет страшным голосом:
— Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла.
А Терешечка распознал и говорит:
— Дальше, дальше, мой челночок! Это не родимой матушки голосок, а злой ведьмы Чувилихи.
- Чувилиха услышала, побежала, доку сыскала и добыла себе голосок, как у Терешечкиной матери.
- Пришла мать, стала звать сына тоненьким голоском:
- — Терешечка, мой сыночек, плыви, плыви к бережочку. Терешечка услышал и говорит:
— Ближе, ближе, мой челночок! Это родимой матушки голосок.
Мать его накормила, напоила и опять за рыбкой пустила.
Пришла ведьма Чувилиха, запела выученным голоском, точь-в-точь родимая матушка. Терешечка обознался, подъехал; она его схватила да в куль, и помчала.
- Примчала в избушку на курьих ножках, велела дочери его сжарить; а сама, поднявши лытки, пошла опять на раздобытки.
- Терешечка был мужичок не дурачок, в обиду девке не дался, вместо себя посадил ее жариться в печь, а сам взобрался на высокий дуб.
- Прибежала Чувилиха, вскочила в избу, напилась-наелась, вышла на двор, катается-валяется и приговаривает:
- — Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись! А он ей с дуба кричит:
— Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись! Услышала она, подняла голову, раскинула глаза на все стороны — нет никого! Опять затянула:
— Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись! А он отвечает:
— Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись! Испугалась она, глянула и увидела его на высоком дубу. Вскочила, бросилась к кузнецу:
— Кузнец, кузнец! Скуй мне топорок. Сковал кузнец топорок и говорит:
— Не руби же ты острием, а руби обухом.
Послушалась, стучала-стучала, рубила-рубила, ничего не сделала. Припала к дереву, впилась в него зубами, дерево затрещало.
По небу летят гуси-лебеди; Терешечка видит беду, видит гусей-лебедей, взмолился им, стал их упрашивать:
— Гуси-лебеди, возьмите меня, посадите меня на крылышки, донесите меня к отцу, к матери; там вас накормят-напоят. А гуси-лебеди отвечают:
— Ка-га! Вон летит другое стадо, поголоднее нас, оно тебя возьмет, донесет.
А ведьма грызет, только щепки летят, а дуб трещит да шатается. Летит другое стадо. Терешечка опять кричит:
— Гуси-лебеди! Возьмите меня, посадите меня на крылышки, донесите меня к отцу, к матери; там вас накормят-напоят!
— Ка-га! — отвечают гуси. — За нами летит защипанный гусенёк, он тебя возьмет, донесет.
Гусенёк не летит, а дерево трещит да шатается. Ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терешечку — оближется и опять примется за дело; вот-вот к ней свалится!
- По счастью, летит защипанный гусенёк, крылышками махает, а Терешечка-то его просит, ублажает:
- — Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на крылышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя накормят-напоят и чистой водицей обмоют.
- Сжалился защипанный гусенёк, подставил Терешечке крылышки, встрепенулся и полетел вместе с ним.
.Подлетели к окошечку родимого батюшки, сели на травке. А старушка напекла блинов, созвала гостей, поминает Терешечку и говорит:
- — Это тебе, гостёк, это тебе, старичок, а это мне блинок! А Терешечка под окном отзывается:
- — А мне?
- — Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?
- Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери — пошло обниманье!
- А защипанного гусенька откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди всех летать да Терешечку вспоминать.
Видео: Терёшечка
Источник: https://skazkibasni.ru/skazki-dlya-3-5-let/teryoshechka.html
"Терешечка"
Русская народная сказка «Терешечка» Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Терешечка» и их характеристика
- Терешечка, мальчик из колоды, работящий, хитрый, находчивый
- Ведьма Чувилиха, злая и жестокая, находчивая.
- Гусенок защипанный, добрый и отзывчивый
- Старик и старуха, родители Терешечки, добрые и любящие
План пересказа сказки «Терешечка»
- Колода в люльке
- Терешеччка на озере
- Ведьма Чувилиха
- Подмена голоса
- Смерть дочери Чувилихи
- Терешечка на дереве
- Стаи гусей
- Возвращение
Кратчайшее содержание сказки «Терешечка» для читательского дневника в 6 предложений
- Не было детей у старика и старухи и сделали они ребеночка из колодочки
- Вырос Терешечка, стал рыбу ловить на озере, а мать ему молоко носила
- Ведьма подделала голос матери и схватила Терешечку
- Терешечка обманул дочь ведьмы и спрятался на дереве
- Ведьма грызет дерево, а Терешечка гусей умоляет спасти его
- Помог Терешечке гусенок защипанный и вернулся Терешечка к родителям.
Главная мысль сказки «Терешечка»
Верный друг тот, кто в трудную минуту выручит.
Чему учит сказка «Терешечка»
Сказка эта учит проявлять осторожность, быть умным, хитрым и смелым, не бояться злых ведьм. Учит находить выход из трудной ситуации. Учит помогать друг другу, учит быть благодарным.
Отзыв на сказку «Терешечка»
Сказка эта интересная, в ней мальчик Терешечка оказывается хитрее и умнее злой ведьмы. В ней много приключений и читается она быстро. Мне понравилось как Терешечка обманул ведьму и понравился защипанный гусенок, который был самым добрым среди гусей. Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Терешечка»
Жили-были старик со старухой и не было у их детей. Положила старуха в люльку колоду, завернула пеленкой, и вырос у них сынок Терешечка.
Подрос Терешечка, сделал старик ему челн и стал Терешечка на озере рыбу ловить.
Старуха-мать придет на берег, принесет сыночку молочка, Терешечка к берегу пристанет. И сказала мать, чтобы был он осторожней, потому что охотится за ним ведьма Чувилиха.
Только ушла мать, приходит Чувилиха и зовет Терешечку. А тот голос ведьмы распознал и не плывет к берегу. Сделала тогда себе ведьма медовый голос и, как мать снова ушла, стала звать Терешечку. Тот и подплыл к берегу.
Схватила ведьма Терешечку, домой принесла, велела дочери зажарить Терешечку, а сама на промысел убежала.
Только Терешечка дочь ведьмину обманул и сам ее зажарил, а потом влез на высокое дерево.
Пришла ведьма, поела, вышла из дому, радуется — хорошо терешечкиным мясом наелась.
А Терешечка кричит ей с дерева, что она дочкиного мяса наелась.
Обиделась ведьма, побежала к кузнецу за топором. Тот ей топор сковал, да сказал обухом рубить.
Рубила ведьма обухом. ничего не получилось. Стала она дерево зубами грызть.
Летят гуси, просит их Терешечка с собой взять, до дому отнести, накормить обещает.
Отказались гуси, говорят следом стая летит, более голодная.
Но и вторая стая отказалась взять Терешечку, сказали гуси-лебеди, что следом гусенок защипанный летит.
А ведьма грызет дерево, старается. Дерево уже шатается.
Сжалился над Терешечкой защипанный гусенок, взял с собой, до дома донес. Смотрит Терешечка, а родители уже его поминают и просит блина. Увидели его старик со старухой, обрадовались.
А гусенка откормили и стал тот во главе стаи летать.
Пословицы к сказке «Терешечка»
Хитрый всегда лазейку найдет.
Все доброхоты, а в беде помочь нет охоты
Рисунки и иллюстрации к сказке «Терешечка»
Источник: https://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_11.html
Сказка Терёшечка — читать онлайн
У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили.
- Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать: – Спи-тко, усни, дитя Терешечка, –
- Все ласточки спят, И касатки спят, И куницы спят, И лисицы спят, Нашему Терешечке
- Спать велят!
Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терешечка – настоящая ягодка. Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Старик сделал ему челнок, выкрасил его белой краской, а весельцы – красной.
Вот Терешечка сел в челнок и говорит: – Челнок, челнок, плыви далече.
Челнок, челнок, плыви далече. Челнок и поплыл далеко-далеко. Терешечка стал рыбку ловить, а мать ему молочко и творожок стала носить. Придет на берег и зовет: – Терешечка, мой сыночек, Приплынь, приплынь на бережочек, Я тебе есть-пить принесла.
Терешечка издалека услышит матушкин голос и подплывет к бережку. Мать возьмет рыбку, накормит, напоит Терешечку, переменит ему рубашечку и поясок и отпустит опять ловить рыбку.
- Узнала про то ведьма. Пришла на бережок и зовет страшным голосом:
- – Терешечка, мой сыночек, Приплынь, приплынь на бережочек,
- Я тебе есть-пить принесла.
- Терешечка распознал, что не матушкин это голос, и говорит:
- – Челнок, челнок, плыви далече, То не матушка меня зовет.
- Тогда ведьма побежала в кузницу и велит кузнецу перековать себе горло, чтобы голос стал как у Терешечкиной матери.
- Кузнец перековал ей горло. Ведьма опять пришла на бережок и запела голосом точь-в-точь родимой матушки:
- – Терешечка, мой сыночек, Приплынь, приплынь на бережочек,
- Я тебе есть-пить принесла.
Терешечка обознался и подплыл к бережку. Ведьма его схватила, в мешок посадила и побежала.
- Принесла его в избушку на курьих ножках и велит своей дочери Аленке затопить печь пожарче и Терешечку зажарить.
- А сама опять пошла на раздобытки. Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Терешечке:
- – Ложись на лопату.
- Он сел на лопату, руки, ноги раскинул и не пролезает в печь.
- А она ему:
– Не так лег. – Да я не умею – покажи как… – А как кошки спят, как собаки спят, так и ты ложись.
– А ты ляг сама да поучи меня.
Аленка села на лопату, а Терешечка ее в печку и пихнул и заслонкой закрыл. А сам вышел из избушки и влез на высокий дуб.
Прибежала ведьма, открыла печку, вытащила свою дочь Аленку, съела, кости обглодала. Потом вышла на двор и стала кататься-валяться по траве.
- Катается-валяется и приговаривает: – Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.
- А Терешечка ей с дуба отвечает: – Покатайся-поваляйся, Аленкина мясца наевшись!
- А ведьма: – Не листья ли это шумят?
- И сама – опять: – Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкина мясца наевшись.
- А Терешечка все свое: – Покатайся-поваляйся, Аленкина мясца наевшись!
- Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу.
Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла – два передних зуба выломала, побежала в кузницу: – Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба.
Кузнец сковал ей два зуба. Вернулась ведьма и стала опять грызть дуб. Грызла, грызла и выломала два нижних зуба. Побежала к кузнецу: – Кузнец-кузнец! Скуй мне еще два железных зуба.
Кузнец сковал ей еще два зуба. Вернулась ведьма и опять стала грызть дуб. Грызет – только щепки летят. А дуб уже трещит, шатается. Что тут делать?
Терешечка видит: летят гуси-лебеди. Он их просит: – Гуси мои, лебедята! Возьмите меня на крылья,
- Унесите к батюшке, к матушке!
- А гуси-лебеди отвечают: – Га-га, за нами еще летят – поголоднее нас, они тебя возьмут.
- А ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терешечку, облизнется – и опять за дело…
Летит другое стадо. Терешечка просит… – Гуси мои, лебедята! Возьмите меня на крылья,
Унесите к батюшке, к матушке!
А гуси-лебеди отвечают: – Га-га, за нами летит защипанный гусенок, он тебя возьмет-донесет. А ведьме уже немного осталось: вот-вот повалится дуб.
Летит защипанный гусенок. Терешечка его просит: – Гусь-лебедь ты мой.
- Возьми меня, посади на крылышки, унеси меня к батюшке, к матушке.
- Сжалился защипанный гусенок, посадил Терешечку на крылья, встрепенулся и полетел, понес его домой.
- Прилетели они к избе и сели на травке.
- А старуха напекла блинов – поминать Терешечку – и говорит: – Это тебе, старичок, блин, а это мне блин.
- А Терешечка под окном: – А мне блин?
- Старуха услыхала и говорит: – Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?
- Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обниманье!
- А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди стада летать да Терешечку вспоминать.
Источник: https://dobrye-skazki.ru/teryoshechka.html
Терешечка
удое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; смолоду еще перебивались так-сяк; состарились оба, напиться подать некому, и тужат и плачут. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка!
Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Отец ему сделал челночок. Терешечка поехал рыбу ловить; а мать ему и молочко и творожок стала носить. Придет, бывало, на берег и зовет:
— Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла.
Терешечка далеко услышит ее голосок, подъедет к бережку, высыпет рыбку, напьется-наестся и опять поедет ловить.
Один раз мать говорила ему:
— Сыночек, милочка! Будь осторожен, тебя караулит ведьма Чуви-лиха; не попадись ей в когти.
Сказала и пошла. А Чувилиха пришла к бережку и зовет страшным голосом:
— Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла.
А Терешечка распознал и говорит:
— Дальше, дальше, мой челночок! Это не родимой матушки голосок, а злой ведьмы Чувилихи.
- Чувилиха услышала, побежала, доку сыскала и добыла себе голосок, как у Терешечкиной матери.
- Пришла мать, стала звать сына тоненьким голоском:
- — Терешечка, мой сыночек, плыви, плыви к бережочку. Терешечка услышал и говорит:
— Ближе, ближе, мой челночок! Это родимой матушки голосок.
Мать его накормила, напоила и опять за рыбкой пустила.
Пришла ведьма Чувилиха, запела выученным голоском, точь-в-точь родимая матушка. Терешечка обознался, подъехал; она его схватила да в куль, и помчала.
- Примчала в избушку на курьих ножках, велела дочери его сжарить; а сама, поднявши лытки, пошла опять на раздобытки.
- Терешечка был мужичок не дурачок, в обиду девке не дался, вместо себя посадил ее жариться в печь, а сам взобрался на высокий дуб.
- Прибежала Чувилиха, вскочила в избу, напилась-наелась, вышла на двор, катается-валяется и приговаривает:
- — Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись! А он ей с дуба кричит:
— Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись! Услышала она, подняла голову, раскинула глаза на все стороны — нет никого! Опять затянула:
— Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись! А он отвечает:
— Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись! Испугалась она, глянула и увидела его на высоком дубу. Вскочила, бросилась к кузнецу:
— Кузнец, кузнец! Скуй мне топорок. Сковал кузнец топорок и говорит:
— Не руби же ты острием, а руби обухом.
Послушалась, стучала-стучала, рубила-рубила, ничего не сделала. Припала к дереву, впилась в него зубами, дерево затрещало.
По небу летят гуси-лебеди; Терешечка видит беду, видит гусей-лебедей, взмолился им, стал их упрашивать:
— Гуси-лебеди, возьмите меня, посадите меня на крылышки, донесите меня к отцу, к матери; там вас накормят-напоят. А гуси-лебеди отвечают:
— Ка-га! Вон летит другое стадо, поголоднее нас, оно тебя возьмет, донесет.
А ведьма грызет, только щепки летят, а дуб трещит да шатается. Летит другое стадо. Терешечка опять кричит:
— Гуси-лебеди! Возьмите меня, посадите меня на крылышки, донесите меня к отцу, к матери; там вас накормят-напоят!
— Ка-га! — отвечают гуси. — За нами летит защипанный гусенёк, он тебя возьмет, донесет.
Гусенёк не летит, а дерево трещит да шатается. Ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терешечку — оближется и опять примется за дело; вот-вот к ней свалится!
- По счастью, летит защипанный гусенёк, крылышками махает, а Терешечка-то его просит, ублажает:
- — Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на крылышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя накормят-напоят и чистой водицей обмоют.
- Сжалился защипанный гусенёк, подставил Терешечке крылышки, встрепенулся и полетел вместе с ним.
.Подлетели к окошечку родимого батюшки, сели на травке. А старушка напекла блинов, созвала гостей, поминает Терешечку и говорит:
- — Это тебе, гостёк, это тебе, старичок, а это мне блинок! А Терешечка под окном отзывается:
- — А мне?
- — Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?
- Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери — пошло обниманье!
- А защипанного гусенька откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди всех летать да Терешечку вспоминать.
Источник: https://lukoshko.net/story/tereshechka.htm
Мать. Архетипический образ в волшебной сказке
…
Во многих сказках побег становится единственным способом спасения главного героя от смертельной угрозы, исходящей от ужасной матери, как, например, в сказке «Птица-Найденыш». В русской народной сказке показан другой случай.
Краткое содержание
Терешечка был единственным сыном престарелых родителей. Отец сделал ему челнок, в который он каждый день садился и плыл ловить рыбу. Каждый день мать приносила ему на берег молока. Терешечка подплывет к берегу, попьет молока, высыплет рыбу и опять отправляется ловить.
Но Терешечку караулила злая ведьма Чувилиха, которая завидовала его родителям. Сначала она пыталась им навредить, прибегала к колдовству и злым чарам, но старики-родители почитали Бога и поминали покойных, поэтому злые чары на них не действовали.
Тогда ведьма пошла к кузнецу и попросила сделать себе голос, как у матери Терешечки. Пришла ведьма Чувилиха на берег и стала звать Терешечку выученным голосом, точь-в-точь, как его родная мать.
Терешечка подплыл к берегу, ведьма его схватила, посадила в куль и помчалась к себе в избушку.
Там она нарядила и накормила его, и тайком велела своей дочери его изжарить, а сама пошла гостей созывать.
Но Терешечка перехитрил ведьмину дочь. Когда она велела ему сесть на лопату, чтобы засунуть его в печь, он попросил ее показать, как нужно садиться. Только она села на лопату, Терешечка тотчас схватил ее и сунул в печь. Там она изжарилась, а затем ее съела ведьма вместе с гостями.
- А Терешечка взобрался на высокий клен. Прибежала Чуви-лиха, напилась-наелась, вышла на двор и приговаривает:
- – Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись!
- А он ей с дуба кричит:
- – Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись!
Ведьма и ее гости увидели сидящего на клене Терешечку, побежала ведьма к кузнецу и велела сделать ей железные зубы. Прибежала обратно Чувилиха, припала к дереву, впилась в него зубами. Дерево затрещало.
В это время по небу летели гуси-лебеди. Терешечка увидел гусей-лебедей и взмолился, чтобы они взяли его с собой. Но гуси-лебеди сначала отказывались взять с собой Терешечку. А ведьма тем временем грызет да грызет дерево, только щепки летят, а клен трещит да шатается.
По счастью, летел один защипанный гусенок, который сжалился над Терешечкой и взял его с собой. Но он был такой слабый и летел так низко, что ведьма с гостями едва не достали Терешечку.
Гусенок уронил Терешечку прямо под окно родительского дома. А тем временем мать Терешечки напекла блинов, созвала гостей, поминает Терешечку и раздает блины. Терешечка из-за окна закричал, что он тоже хочет блин.
Родители вышли из дома, увидели Терешечку, обрадовались и бросились его обнимать.
А защипанного гусенка откормили, отпоили, на волю отпустили, и стал он с тех пор летать и широко крыльями махать.
Сначала сообщается, что Терешечка – любимый сын своих родителей и что он ловит для них рыбу. Это вызывает зависть у ведьмы Чувилихи, поэтому она хочет его убить и съесть. Многие сказочные ведьмы хотят убить свою жертву ножом, зарубить ее топором или разорвать на куски.
Они иллюстрируют тот расчленяющий эффект, который неассимилированное содержание бессознательного может оказать на целостность психического.
Бессознательное может расщепить сознание, например, при шизофрении, или же сознание могут одолеть разрушительные мысли, которые метафорически могут разделять его на части, как ножом.
Из мифологии нам известно, что светлому образу сына, связанному с богиней-матерью (например, Таммузу, Аттису, Адонису), грозит смерть, исходящая от фигуры темной матери.
В данной сказке ведьма символизирует теневую сторону родной матери, или материнскую аниму, которая стремится погубить своего сына. Мужчина может быть примерным сыном, но, идентифицируясь со светлым началом, он рискует быть поглощенным тенью.
Часто такой молодой человек подвергает свою жизнь смертельной опасности.
Но Терешечка не совсем такой; он очень умен, и у него хорошо развиты инстинкты. Он ведет себя на равных с темной матерью и ее дочерью, ему удается их перехитрить, и в результате вместо Терешечки ведьма съедает собственную дочь. Это значит, что бессознательное поглощает самое себя. Ведьме не удается погубить ценности, связанные с сознанием.
Терешечку можно сравнить с человеком, который идет на рискованный контакт с бессознательным, но при этом ему всегда удается избежать неудачи: благодаря то хитрости, то везению. Сначала ведьма ловит его и сажает в куль, т. е. сначала бессознательное побеждает и держит его в заключении.
Затем Чувилиха отдает Терешечку своей дочери, чтобы та зажарила его в печи.
В образе послушной и глупой дочери Чувилихи мы можем увидеть воплощение животной части анимы главного героя, аспект его бессознательной феминности, связанной с влечениями, во власти которых он оказался по воле темной матери. Мужчине с позитивным материнским комплексом часто не хватает развития маскулинности. Поэтому он бывает слаб, чрезмерно сексуален или имеет постоянные сексуальные проблемы.
Несмотря на свою материнскую фиксацию, Терешечка обладает достаточно развитой маскулинностью, поэтому ведьме не удается его зажарить в материнской печи; иначе говоря, он понимает, куда его могут завести влечения, и это его спасает.
Во время побега Терешечка залезает на клен; он стремится оказаться как можно выше, чтобы почувствовать себя в безопасности от угрозы, исходящей из глубин психики. Согласно народному поверью, клен защищает от нечистой силы. Кроме того, деревья вообще воплощают позитивные материнские символы.
Терешечка ищет защиты от плохой матери у хорошей матери, но затем совершенно неожиданно сам привлекает к себе внимание первой. Он затевает странную и опасную игру с нечистой силой. Эта игра чуть не приводит его к гибели. Но ему снова везет – в последний момент, до того, как Чувилихе удается перегрызть зубами дерево, ему помогает «защипанный гусенок».
Как известно, образы зверей-помощников соответствуют инстинкту самосохранения.
Стаи гусей имеют определенную связь с регулирующим принципом бессознательного, о чем свидетельствует упорядоченность их полета. Они связаны с Великой Матерью, так же как гуси Юноны, Артемиды и Венеры.
Здесь они символизируют благотворную, поддерживающую и (как любые птицы) духовную сторону материнского бессознательного. Это значит, что само бессознательное, т. е.
его благотворная, поддерживающая и упорядочивающая часть, спасает Терешечку от собственной разрушительной силы.
Психология bookap
В этой сказке мы видим, что сам главный герой делает не так уж много. Ему просто удается спастись. Он спасается от опасности, но, по сути, его положение не изменяется.
В конце сказки он остается таким же хорошим и послушным сыном, каким был в начале; он сидит за столом со своими родителями и ест блины. Иными словами, он так и остался ребенком, а потому в конце сказки жива и злая ведьма.
Ведьма сохранила свою силу, а значит, она снова может привести ее в действие.
Здесь можно увидеть сходство с ситуацией, которая часто встречается в клинической практике: бывают случаи, когда в процессе психотерапии появляется возможность лишь временно избавиться от нечистой силы. Скорее всего, человек не добьется большей степени осознания, но, по крайней мере, в данный момент он уже вне опасности.
Источник: https://bookap.info/psyanaliz/birkhoyzer_oeri_mat_arhetipicheskiy_obraz_v_volshebnoy_skazke/gl14.shtm
Терешечка
Терешечка Сказка Афанасьева
Худое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; смолоду еще перебивались так-сяк; состарились оба, напиться подать некому, и тужат и плачут.
Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка! Мальчик рос-подрастал, в разум приходил. Отец ему сделал челночок. Терешечка поехал рыбу ловить; а мать ему и молочко и творожок стала носить.
Придет, бывало, на берег и зовет: «Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла». Терешечка далеко услышит ее голосок, подъедет к бережку, высыпет рыбку, напьется-наестся и опять поедет ловить.
Один раз мать говорила ему: «Сыночек, милочка! Будь осторожен, тебя караулит ведьма Чувилиха; не попадись ей когти». Сказала и пошла. А Чувилиха пришла к бережку и зовет страшным голосом: «Терешечка, мой сыночек! Плыви, плыви к бережочку; я, мать, пришла, молока принесла».
А Терешечка распознал и говорит: «Дальше, дальше, мой челночок! Это не родимой матушки голосок, а злой ведьмы Чувилихи». Чувилиха услышала, побежала, доку сыскала и добыла себе голосок, как у Терешечкиной матери. Пришла мать, стала звать сына тоненьким голоском: «Терешечка, мой сыночек, плыви, плыви к бережочку».
Терешечка услышал и говорит: Ближе, ближе, мой челночок! Это родимой матушки голосок». Мать его накормила, напоила и опять за рыбкой пустила.
Пришла ведьма Чувилиха, запела выученным голоском, точь-в-точь родимая матушка. Терешечка обознался, подъехал; она его схватила, да в куль, и помчала.
Примчала в избушку на курьих ножках, велела дочери его сжарить; а сама, поднявши лытки, пошла опять на раздобытки.
Терешечка был мужичок не дурачок, в обиду девке не дался, вместо себя посадил ее жариться в печь, а сам взобрался на высокий дуб.
Прибежала Чувилиха, вскочила в избу, напилась-наелась, вышла на двор, катается-валяется и приговаривает: «Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись!» А он ей с дуба кричит: «Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись!» Услышала она, подняла голову, раскинула глаза на все стороны — нет никого! Опять затянула: «Покатаюсь я, поваляюсь я, Терешечкиного мяса наевшись!» А он отвечает: «Покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись!» Испугалась она, глянула и увидела его на высоком дубу. Вскочила, бросилась к кузнецу: «Кузнец, кузнец! Скуй мне топорок». Сковал кузнец топорок и говорит: «Не руби же ты острием, а руби обухом». Послушалась, стучала-стучала, рубила-рубила, ничего не сделала. Припала к дереву, впилась в него зубами, дерево затрещало.
По небу летят гуси-лебеди; Терешечка видит беду, видит гусей-лебедей, взмолился им, стал их упрашивать:
Гуси-лебеди, возьмите меня, Посадите меня на крылышки, Донесите меня к отцу, к матери; Там вас накормят-напоят. А гуси-лебеди отвечают: «Ка-га! Вон летит другое стадо, поголоднее нас, оно тебя возьмет, донесет». А ведьма грызет, только щепки летят, а дуб трещит да шатается. Летит другое стадо.
Терешечка опять кричит: «Гуси-лебеди! Возьмите меня, посадите меня на крылышки, донесите меня к отцу, к матери; там вас накормят-напоят», — «Ка-га! — отвечают гуси. — За нами летит защипанный гусенёк, он тебя возьмет, донесет». Гусенёк не летит, а дерево трещит да шатается.
Ведьма погрызет-погрызет, взглянет на Терешечку — оближется и опять примется за дело; вот-вот к ней свалится!
По счастью, летит защипанный гусенёк, крылышками махает, а Терешечка-то его просит, ублажает: «Гусь-лебедь ты мой, возьми меня, посади меня на крылышки, донеси меня к отцу, к матери; там тебя накормят-напоят и чистой водицей обмоют».
Сжалился защипанный гусенёк, подставил Терешечке крылышки, встрепенулся и полетел имеете с ним. Подлетели к окошечку родимого батюшки, сели на травке.
А старушка напекла блинов, созвала гостей, поминает Терешечку и говорит: «Это тебе, гостёк, это тебе, старичок, а это мне блинок!» А Терешечка под окном отзывается: «А мне?» — «Погляди-ка, старичок, кто там просит блинок?» Старик вышел, увидел Терешечку, обхватил его, привел к матери — пошло обниманье! А защипанного гусенька откормили, отпоили, на волю пустили, и стал он с тех пор широко крыльями махать, впереди всех летать да Терешечку вспоминать.
Источник: https://miloliza.com/skazki-afanaseva-dlya-detej/184-afanasev/8350-tereshechka
Технологическая карта урока литературное чтение 1 кл "Терёшечка" методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
УМК «Начальная школа 21 века» Учитель: Цизман Н.И. литературное чтение 5.05
- Тема урока: Русская народная сказка «Терешечка».
- Тип урока: «Открытие новых знаний»
- Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с русскими народными сказками, слушания сказки «Терёшечка», выделения особенностей сказки, устаревших слов, сравнения с другими народными сказками, для развития устной речи, навыков выразительного чтения.
- Планируемые результаты:
- личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращен-ную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- метапредметные: регулятивные — анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого этапа, находят ошибки, устанавливают их причины; познавательные — воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, приводят примеры сказок в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные — оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
- предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок; получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, фронтальная
- Средства обучения: ПК, проектор.
- Технологическая карта занятия
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
|
К какому уроку вы приготовились? Я желаю вам хорошего настроения на урок, удачи. | Включение в дело вой ритм урока. Устное сообще ние учителя. Под готовка класса к работе. | Подготовка класса к работе | Личностные:самоопределение.Регулятивные:целе полагание; Коммуникати вные: планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализа ция знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин) | — Отгадайте сказки. В сказке небо синее, В сказке птицы страшные. «Реченька, спаси меня. Реченька, спаси меня».(«Гуси-лебеди».)Вымолвил словечко — Покатилась печка Прямо из деревни К царю да к царевне. И за что, не знаю, Повезло лен-тяю.(«По щучьему веленью».)Нет ни речки, ни пруда Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца.(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».) Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льет бедняжка. («Снегурочка».)Скачет лошадь не простая — Чудо-грива золотая. По полям парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок — Удивительный конёк По прозванью…(Горбунок из сказки «Конек-горбунок».) Я — весёлый Колобок, У меня румяный бок, По дорожке я катился И вдруг в сказке очутился.(слайд 3) | Выявляет уровень знаний. Анализирует задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания | Фиксирует возникшее заруднение | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПознавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи 2-3 мин | — Кто догадался, какое по жанру произведение мы сегодня будем читать? — Кто автор этой сказки? Как звучит тема урока? Какие задачи поставим на урок? Слайд (тема урока) | Активизация знаний учащихся и создание проблемной | Формулирует тему урока | Регулятивные: целеполага ние; Познавательные : постановка вопросов;Логические: формулирова ние проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения10-11 мин | 1. Прогнозирование по заголовку.- Прочитайте название сказки. Выскажите предположение, что может означать слово «Терёшечка». После высказыванийСлайд 2. Слушание русской народной сказки «Терешечка», беседа.- Какая это сказка: смешная, веселая, грустная, печальная, серьезная?- Какие чувства вы переживали во время прослушивания?- Почему это произведение называют сказкой? Какие чудеса есть в сказке? Назовите персонажей сказки. Потом слайд- Прочитайте слова на доске. Подумайте, кого они характеризуют. (Глупая, сообразительный, равнодушные, добрый, заботливые, страшная, любящие, смышленый, злая, безропотный, помощник ведьмы.)- Какие черты характера можно перенять у главного героя сказки? Кто еще из героев сказки вам нравится?- Героев произведения, на которых хочется быть похожим, принято называть положительными героями, а злых, жадных, коварных — отрицательными героями.СЛАЙД3. Словарная работа..СЛАЙД | Организовывает побуждающий к гипотезе диалог | участвуют в побуждающем к гипотезам диалоге(Необычное, чуде сное рождение Те рёшечки; необыкно венные качества ха рактера Терёшеч ки: он проявляет невиданную выдер жку и смекалку, бес страшен; фантасти ческие существа — ведьма и ее дочь Алёнка; помощник Терёшечки | Регулятивные: планирова ние , прогнозирование;Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснова ние; Коммуникативные- инициативное сотрудни чество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление во внешней речи 4-5 мин | — Как начинается сказка? Откуда появился Терёшечка? За какую работу он взялся? Что случилось с Терёшеч кой? Кто желал зла мальчику? Кто ему помог? Как закан чивается сказка? — Прочитайте, с какими словами обра тился мальчик к защипанному гусенку.- Рассмотрите иллюстрации в хрестоматии. Найдите в сказке отрывки к ним, прочитайте. | Устанавливает осознанность восприятия. | Решают несколько типовых заданий на новый способ дейст вия | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Ком муникативные: управле ние поведением партнёра- контроль, коррекция. Лич ностные:самоопределение |
6.Самостоятельная работа с самопровер кой по этало ну 4-5 мин | Выполнение заданий в тетради. | Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Самостоятельная работа с самопроверкой | Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подле жит усвоению; Познава тельные: умение осознан но и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
7. Включение в систему знаний и повторений (4-5 мин) | — Как у вас менялось настроение, когда вы слушали эту сказку? Когда вам стало весело? Каким был Терёшечка? Вспомните, как заканчиваются другие сказки? Чему учит эта сказка? | Организовывает пов торение учебного содержания, необхо димое для обеспече ния содержательной непрерывности | Выполняют зада ния на включение нового знания в сис тему знаний | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж ус воено и что ещё подлежит усвоению, осознание ка чества и уровня усвоения; |
7. Рефлексия деятельности 2-3 мин | Чему мы учились сегодня на уроке? | Коммуникативные: уме ние с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли; Познаватель ные : рефлексия; Личност ные: смыслообразование |
Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/10/13/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnoe-chtenie-1-kl