Законы хаммурапи — доклад сообщение

  • Вопросы занятия
  • ·         Вавилон – самое могущественное государство Двуречья
  • ·         Правление царя Хаммурапи
  • ·         Законы Хаммурапи

Прежде чем начать, давайте вспомним, как называют науку, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам? Правильно, это археология – «наука о древности». Ученые-археологи производят раскопки и находят «следы» древних людей: сделанные ими предметы, развалины зданий и прочее. Но порой находками археологов становятся уникальные вещи. Об одной из них – каменном столбе с законами царя Хаммурапи – сегодня и пойдет речь.

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

В основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов. Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

В Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много – равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого черного камня.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Посмотрим на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но иногда царскиесудьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так.

Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого.

Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.

Законы Хаммурапи гласят: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб». «Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать. Вот главная идея этих законов.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Но в Вавилонии перед законом были равны не все жители. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду только свободные люди. Рабык ним не относились. Их считали лишь вещью, имуществом хозяина. Поэтому для них были особые законы.

Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

Хотя свободные вавилоняне и подчинялись одним законам, это не делало их равными во всем. Среди них были как очень богатые, так и очень бедные люди. Одни владели обширными полями и садами с финиковыми пальмами. Снаряжали караваны и торговые корабли в другие страны.

У других не было ничего кроме клочка земли, хижины и семьи, которую нужно было чем-то кормить. Часто случалось так, что бедняку не хватало урожая. Ведь выращенное зерно шло не только на пропитание. Бедняк платил налоги царю.

А еще нужно было оставить семена на следующий год. Приходилось просить у богача зерно в долг. Но богачи не давали ничего просто так. Если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть. Богачи наживались на том.

Они давали имущество «в рост». Таких людей называют ростовщика́ми.

Иногда бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников.

Но по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а потом его следует отпустить». Если должник отдавал ростовщику сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача.  Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

·         После долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

·         Хаммурапи был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

·         Главное правило законов Хаммурапи – «око за око», «зуб за зуб».

·         Законы царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей, а также свободных жителей Вавилонии от обращения в рабство.

Источник: https://videouroki.net/video/17-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony.html

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Фото с сайта hkar.ru

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы – это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи – самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан  судебник Хаммурапи  был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания  законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи  . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Фото с сайта hkar.ru

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.

  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи  , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней.

После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым.

Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.

  Законы царя Хаммурапи, краткое содержание  по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Фото с сайта hkar.ru

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах  определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать  внимательно, то становится ясно, что раб – движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому  законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью  недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

Читайте также:  Доклад на тему футбол (сообщение по физкультуре)

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Фото с сайта hkar.ru

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования.

Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить.

Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде.

После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка.

Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим,  кого защищали законы царя Хаммурапи  . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах  во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав.

Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/zakonyi-hammurapi-obshhaya-harakteristika-i-kratkoe-soderzhanie.html

Кто такой Хаммурапи и чем он знаменит?

В том месте, где реки Евфрат и Тигр подходят ближе всего друг к другу, когда-то существовал прекрасный город Вавилон, сумевший превратиться из небольшой территориальной общины в столицу великого Вавилонского царства.

Законы Хаммурапи - доклад сообщениеWikimedia Commons / Hamody al-iraqi (CC BY-SA 4.0) За время своего существования он не раз подвергался разрушениям, набегам, захватам и окончательно опустел во II столетии, однако слава его сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить его в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

Кто такой Хаммурапи? Чем он знаменит и что сделал для своего государства?

Кто такой Хаммурапи?

Хаммурапи – самый известный из вавилонских правителей. Дата его рождения до сих пор не установлена, но ученые сходятся во мнении, что во время восхождения на престол он был достаточно молод. Не знают историки и точного происхождения его имени.

Некоторые исследователи склоняются к прочтению «Хамму-раби», что означает «предок велик». Другие полагают, что царя называли «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».

Когда Хаммурапи начал править в Вавилонии, его государство было весьма скромным и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. События его 43-летнего правления дошли до нас благодаря принятой в Месопотамии традиции называть годы по каким-либо деяниям правителей.

Законы Хаммурапи - доклад сообщениеWikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0) Начало царствования Хаммурапи ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

Когда правил Хаммупапи?

Считается, что Хаммурапи правил в период с 1793 по 1750 год до нашей эры. Его восхождение на трон проходило по наследственному принципу, то есть предшественником царя был его отец Син-мубаллит. К моменту начала его правления Вавилония существовала менее одного столетия и была окружена тремя грозными государствами – Шамши-Адад, Эшнунна и Ларса.

Сведения о первых 15 годах царствования Хаммурапи достаточно ограничены. Известно только, что он активно занимался строительством и несколько раз пытался расширить свои территории за счет соседних стран. Истинная слава пришла к нему только с 30-го года правления, когда царь совершил несколько победоносных походов и значительно увеличил размеры Вавилонского царства.

Чем прославился Хаммурапи?

Всю свою жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона, но наткнулся на жесткое сопротивление со стороны Римсина, правителя Ларсы.

Законы Хаммурапи - доклад сообщениеWikimedia Commons / Juana Manuel (CC BY 2.0) Борьба между царствами длилась на протяжении 30 лет и, наконец, в 1762 году до нашей эры Ларса сдалась, а Римсин был изгнан за ее пределы. После победы Хаммурапи стал единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».

Наряду с военными победами, он прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Царь придавал большое значение хозяйственным делам в своем государстве, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы.

Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

Какие законы ввел Хаммурапи?

Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на камне на 35-ый год его царствования. Камень стоял на главной площади и напоминал горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Спустя 600 лет Кодекс вывезли в Сузы, где позднее его обнаружили археологи. До нас дошли только 247 записей, поскольку остальные были стерты с течением времени.

Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить.

Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.

Законы Хаммурапи - доклад сообщениеWikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0) В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз.

В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.

Источник: https://www.vseznaika.org/history/kto-takoj-xammurapi-i-chem-on-znamenit/

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

  • История законов царя Хаммурапи
  • Общая характеристика законов Хаммурапи
  • Основные законы Хаммурапи
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Законы Хаммурапи, видео
  • Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

    История законов царя Хаммурапи

    Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель.

    В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи.

    Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

    Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена.

    Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка.

    С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

    Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

    Законы Хаммурапи - доклад сообщение

    Стела Хаммурапи в Лувре.

    Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

    Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

    Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

    Общая характеристика законов Хаммурапи

    Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии.

    Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

    Законы Хаммурапи - доклад сообщение

    Основные законы Хаммурапи

    Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

    • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
    • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
    • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
    • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
    • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
    • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.
    Читайте также:  Всем смертям назло - краткое содержание рассказа титова

    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

    Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

    • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
    • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
    • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
    • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
    • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
    • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
    • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

    Законы Хаммурапи, видео

    Законы Хаммурапи - доклад сообщение

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник: https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/zakonyi-tsarya-hammurapi/

    Законы царя Хаммурапи краткое содержание

    Царь Вавилона Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) увековечил себя в законах, начертанных на черной базальтовой стеле и дошедшей до нас только в 1902 году. И так что из себя представляют «Законы царя Хаммурапи».

    Стела с древневавилонскими законами имеет форму конуса, достигает в высоту 2,25 метра, вмещает в себя 282 параграфа и весит 4 тонны. Она была найдена в виде трех обломков в городе Сузы во время археологических раскопок под руководством известного французского египтолога Жака де Моргана.

    Законы Хаммурапи - доклад сообщение

    Законы царя Хаммурапи. Верхняя часть стелы.

    Венчает стелу барельеф с изображением самого царя Хаммурапи, готового принять из рук сидящего на троне бога солнца Шамаша символическую власть над людьми в виде кольца и жезла. В 1903 году клинопись была расшифрована и перед потомками предстал свод законов, по которым жили подданные царя Хаммурапи в ХVШ веке до нашей эры.

    Следует отметить, что законам присущ принцип талиона, когда преступление предусматривает равноценное наказание, то есть «око за око, зуб за зуб».

    И так что гласят законы царя хаммурапи

    Во вступлении к своду законов царь Хаммурапи в красивой поэтической форме позиционирует себя, как связующее звено между землей и небом, как поборник справедливости и защитник слабых и обездоленных.

    Законы охватывают огромный пласт общественной жизни, протекавшей почти 4 тысячи лет назад и отражают семейные отношения, вопросы наследования, наказания за совершенные преступления, коммерческую деятельность, имущественные сделки.

    Законы Хаммурапи - доклад сообщение

    Фрагмент записи со стелы.

    В царских законах присутствует и элемент жестокости. За сексуальное насилие, измену, грабеж, похищение детей, вавилоняне подвергались смертной казни.

    Жен за убийство собственного мужа, ради другого мужчины, сажали на кол, а вступивших в кровосмесительную связь мать и сына сжигали. Врачам за неудачную операцию над свободным человеком отсекались руки.

    Такое же наказание налагалось и на сына, ударившего отца.

    Семейная жизнь регламентировалась следующим образом: жена не считалась женой, если не был заключен соответствующий договор; в случае болезни жены муж должен был содержать ее до самой смерти; женам приходилось терпеть в доме присутствие рабынь, зачастую рожавших детей своему господину.

    Из законов Хаммурапи следует, что рабы и свободные люди не были равны перед законом в одинаковой степени и за один и тот же проступок наказывались совершенно по-разному.

    Рабов продавали, дарили, давали взаймы, особо строптивым могли отрезать ухо. Если раба отпускали на волю, с его лба удаляли знак, свидетельствующий о рабском положении.

    В то же время любой житель Вавилона за неуплату долгов мог превратиться в раба, правда, не более, чем на три года.

    Законы Хаммурапи являются энциклопедией жизни вавилонян в ХVШ веке до нашей эры.

    Источник: https://ancient-east.ru/zakony-carya-xammurapi-kratkoe-soderzhanie.html

    Законы Хаммурапи – древнейший памятник права

    Определение 1

    Кодекс Хаммурапи, или Законы Хаммурапи – законодательный свод Древнего Вавилона, созданный в 1750-х гг. до н. э. при царе Хаммурапи. Кодекс является древнейшим правовым документом в мире.

    Изначальный текст его представлен в виде клинописной надписи, высеченной на диоритовой стеле конусообразной формы на аккадском языке. Обнаружена стела была на рубеже 1901-1902 гг. во время раскопок, осуществлявшихся на территории персидского города Сузы.

    Представленные законы регулируют вопросы судопроизводства, уголовного и частного права, охраны брачно-семейных отношений и разных форм собственности.

    С течением времени многие законы со стелы были стерты, сейчас их удалось частично восстановить по копиям с глиняных табличек.

    Кодекс Хаммурапи представляет собой результат крупнейшей реформы правопорядка, существующего в то время. Он был призван дополнить и унифицировать неписанные нормы поведения, которые зародились еще в первобытном обществе.

    На протяжении многих столетий Законы оказывали огромное влияние на всю культуру Древнего Востока.

    Закрепленная вавилонским сводом система права была передовой для своего времени по вместимости нормативного содержания и используемым юридическим конструкциям, которые были превзойдены позже лишь правом Древнего Рима.

    Законы Хаммурапи - доклад сообщение

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Замечание 1

    Законы отличаются стройностью и продуманностью правового регулирования, а также относительной жестокостью устанавливаемых уголовных наказаний.

    Для Законов Хаммурапи характерно почти полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки правовых норм, четкое отделение религиозно-этических моментов от правовых, что представляет их в виде первого в мире чисто законодательного акта. Обрядовые культовые моменты затрагиваются в неюридических частях Кодекса, а именно, в прологе и в эпилоге.

    Общая характеристика Законов Хаммурапи

    Законы Хаммурапи являются вершиной развития права древней Месопотамии и первым в мире источником писаного права.

    Целью создания Законов Хаммурапи стала реформа существующего в то время правопорядка.

    Законы включали царское законодательство, обычное право, в них отображена попытка унификации права по определенным принципам, проведенным по ряду институтов и находящихся на вершине требований эпохи.

    Введение Законов преследовало, в первую очередь, сохранение уже имевшейся правовой системы с внесением уточнений согласно изменившимся социально-экономическим условиям.

    Законами была предусмотрена достаточная суровость наказания – смертная казнь в 31 эпизоде, в том числе смерть в случае невозможности осужденным оплатить штраф. Это было обусловлено традициями политики Ближнего Востока того времени и самим фактом образования Вавилонского государства, правителям которого приходилось вводить устрашающие меры для поддержания порядка на завоеванных землях.

    Краткая характеристика Законов Хаммурапи:

    • написаны на грамматически образцовом, деловом старовавилонском диалекте аккадского языка;
    • изложены с большой простотой и существенной экономией выразительных средств;
    • в законах отсутствует дублирование и противоречивость норм;
    • значительная дробность законодательства, обусловленная приданием большому количеству фактов отдельного юридического значения;
    • отточенные формулировки и строгая логика.

    Некоторые исследователи относят Законы Хаммурапи к сборникам судебных казусов, к источникам права, обладающим консолидирующим и в определенной мере кодифицированным характером.

    Большая часть исследователей права считают, что Законы представляют собой законодательный акт, который предназначен для реального исполнения. Они указывают, что Законы – это средства, помогающие вавилонянам сохранить порядок и законность в качестве значимой традиции.

    На протяжении многих столетий Законы Хаммурапи оставались основой прав на Древнем Востоке, не смотря на различные модификации, вносимые в разное время в правовую практику. Законы оказали огромное влияние на формирование библейского законодательства, среднеассирийских и хеттских законов, опосредованно – на греческое право и право некоторых народов Средиземноморья.

    Структура Законов Хаммурапи

    В Законах не всегда можно выделить конкретные отрасли права, тем не менее расположение их норм выстроено достаточно логично и последовательно.

    Все положения Законов по своему содержанию можно разделить на группы:

    1. Отправление правосудия.
    2. Охрана собственности царя, царских людей, общинников и храма.
    3. Охрана имущества, полученного от царя за службу.
    4. Операции с недвижимостью и вопросы, связанные с недвижимостью.
    5. Торговые и другие операции, в том числе деликты в этой области.
    6. Наследственное и семейное право.
    7. Преступления против личности.
    8. Операции с движимым имуществом, в том числе личный наем и наем имущества, деликты в данной области.

    Переход от одной группы норм к другой осуществляется по ассоциативному принципу, в основе которого лежит предмет регулирования. Последние нормы одной группы пересекаются с первыми нормами следующей группы. Определенная система переходов прослеживается и внутри самой группы.

    Терминологический аппарат Законов включает главным образом наименования сословий, профессий, единиц измерения. Социальное строение вавилонского общества включало три сословия: царские люди, общинники (в Законах назывался «человек»), рабы. Царские люди находились под патриархальной властью царя и не принадлежали к общине.

    Общинники-авилумы выступали полноправными свободными гражданами, а рабы представляли собой низший общественный слой, рассматриваемый законами в качестве вещи и находящимся в полной зависимости от хозяина.

    Субъектами права также выступали государственные служащие, торговцы (тамкарум, шамаллум, сабитум), воины (редум, баирум), командные чины (декум, ша-хаттатим, лапуттум), разные категории жриц (надитум, шугетум, угбабтум, энтум).

    Единицами измерения являлись счетные денежные единицы (ману, шиклу, ше), единицы измерения площади (сар дома, бур земли, массы – гур зерна). Некоторые термины, предположительно названия болезней, переводу не поддаются.

    Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zakony_hammurapi_drevneyshiy_pamyatnik_prava/

    Законы царя хаммурапи

    Законы Месопотамии

    Законам Хаммурапи предшествовал юридический сборник Эшнунны, который был составлен в этом городе приблизительно в 1790 г. до н. э. Фрагменты сборника обнаружили в 1945 и 1947 гг. на руинах г. Шадуппума. Их составителем считается царь Дадуша.

    Кто такой Хамурапи?

    Первые сведения о вавилонском царе Хаммурапи были получены в 1853 г. Это клинописные таблички с его именем, которые обнаружены исследователем О.Г. Лэйардом. На следующий год У. Лофт в Ираке раскопал глиняные таблички – торговые контракты времен Рим-Сина, Самсу-Илуны и Хаммурапи. В 1898 г.

    нашли переписку Хаммурапи с секретарем Син-Иддинамом. Дешифрованные документы позволили прийти к заключению, что Хаммурапи являлся организатором объединенной Месопотамии и ее законодателем.

    Сохранились сведения о сооружении храмов при царе, положении населения, системе орошения в государстве, ирригационной системе, системе правосудия и др.

    Кто нашел свод законов?

    Производившиеся с 1897 г. Францией раскопки на территории Персии позволили выявить многие ценные находки. В декабре 1901 г. в г. Сузы был обнаружен большой обломок столба из черного камня. В январе 1902 г. из земли были подняты еще два обломка. Из этих обломков и состояла стела.

    Стелу отправили в Лувр, где ее изучением занимался Ж.-В. Шейль. Уже осенью 1902 г. в четвертом томе «Записок персидской миссии» увидел свет латинизированный аккадский текст и перевод источника на французский язык под названием «Кодекс законов (частное право) Хаммурапи, царя Вавилона, около 2000 г.

    до Рождества Христова».

    Когда возникли законы?

    Законы Хаммурапи высечены на стеле конусообразной формы из черного диорита (высота 0 2,25 м, длина — 1,65 — 1,90 м, вес — 4 т).

    Точная дата возникновения законов не установлена. В настоящее время ученые пришли к выводу, что законы написаны не ранее 37-го года правления Хаммурапи. Таким образом, законы были составлены около 1755 – 1752 гг. до н. э., то есть в конце правления Хаммурапи.

    В начале эпилога говорится об установлении свода в Вавилоне в храме Эсагила, но уже в конце эпилога – в окрестностях храма Эбаббара. Предположительно, найденная стела – копия оригинала, который стоял в Эсагиле. В Сузах стела оказалась ориентировочно в 1155 г. до н. э.

    Читайте также:  Сочинение на тему дом моей мечты

    Свод законов

    На верхней части лицевой стороны стелы изображен барельеф в виде двух фигур: одна восседает на троне, другая стоит перед первой. Сидящий – бог солнца, света и оракулов Шамаш, стоящий – царь Хаммурапи. Следующая за барельефом часть лицевой и вся обратная сторона стелы покрыты рядами коротких столбцов на аккадском языке.

    Законы Хаммурапи делятся на 282 параграфа. Это деление произвел Ж.-В. Шейль. Они касаются вопросов судопроизводства, охраны собственности и брачно-семейных отношений, частного и уголовного права. Примерно 35 параграфов свода законов не сохранились в целости, их восстанавливали по копиям, сохранившимся на глиняных табличках.

    Законы Хаммурапи – первый в истории человечества чисто светский законодательный памятник, то есть начало писаного права. Здесь нет сакрально-религиозной мотивировки отдельных законодательных положений, четко разделены правовые аспекты и религиозно-этические. Культовые и обрядовые моменты представлены лишь в неюридических частях сборника – прологе и эпилоге.

    Законы Хаммурапи – это первая попытка унификации права. Это не кодекс как акт кодификации права, поскольку законы – многоотраслевой акт и не содержит положения об утрате силы предшествующих предписаний.

    • По своему содержанию законы можно разделить на группы:
    • 1. отправление правосудия;
    • 2. охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей;
    • 3. охрана имущества, полученного от царя за службу;
    • 4. операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости;
    • 5. торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области;
    • 6. семейное и наследственное право;
    • 7. преступления против личности;

    8. операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области.

    Литература

    • Кечекьян С.Ф. Право древнего Вавилона // Всеобщая история государства и права / под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2011. Т. 1. С. 47 – 90.
    • Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура / пер. с англ. Л. А. Карповой. М.: Центрполиграф, 2004.
    • Шарпен Д. Хаммурапи, царь Вавилона / пер. с фр. Б.Е. Александрова. М.: РГГУ, 2013.

    Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zakony_tsaria_khammurapi

    доклад Месопотамия. законы Хаммурапи

    Доклад на тему: Месопотамия

    План:

    1. История Месопотамии

    2. Законы Хаммурапи

    Историческая судьба Месопотамии
    («Междуречье», «Двуречье») была
    иной, нежели у Египта. Египетская
    цивилизация сложилась в долине одной
    великой реки — Нила; месопотамская в
    долине Тигра и Евфрата. В этом уже есть
    некоторое усложнение, так сказать в
    «меридиональном направлении».

    В «широтном» же отношении регион
    четко делится на южный Шумер и северный
    Аккад. Первый древнее, он возник в
    четвертом тысячелетии до н.э., фактически
    это первая известная на земле цивилизация.
    Изначально здесь сложилось множество
    мелких городов-государств: Урук, Ур и
    т.д. Письменность шумеров расшифрована,
    но их трудно отнести к какой-либо
    современной языковой семье.

    Аккадцы известны с третьего тысячелетия
    до н. э. когда возникли их, аналогичные
    шумерским, города-государства: Аккад,
    Мари, Лагаш… Аккадский язык, вполне
    обосновано, относят к семитской группе
    обширной семито-хамитской языковой
    семьи. В политическом и культурном
    отношении Аккад является учеником
    Шумера.

    Для истории древнего Двуречья (в
    противоположность Египту) характерно
    было состояние нестабильности, что,
    отчасти стимулировало относительно
    быстрое развитие региона.

    Города отчаянно
    боролись за власть, что иногда выливалось
    в создание крупных государств. Первая
    попытка построения империи была
    предпринята Саргоном Аккадским,
    объединившим все Междуречье.

    Однако,
    уже к концу правления Саргона, его дело
    рухнуло.

    Гораздо более серьезным явлением была
    империя Третьей династии Ура, под
    руководством которой власть в регионе
    снова перешла к шумерам. Она просуществовала
    более века. Экономическая жизнь
    Месопотамии, руководимой Уром, отличала
    крайняя упорядоченность.

    Господствующей
    формой были крупные государственные
    хозяйства, все производственные процессы
    внутри которых были расписаны с
    чрезвычайной тщательностью (мы знаем
    об этом, ибо сохранились глиняные
    таблички, содержащие обширную
    документацию).

    Нередко экономику Ура
    эпохи Третьей династии называют плановой,
    сравнивая с социалистической практикой.

    Господство шумерской цивилизации
    простиралось от южного побережья Малой
    Азии через все Двуречье, охватывая южное
    побережье современного Ирана и северное
    побережье Аравии. Влиянию же шумеров
    были подвержены и более дальние страны,
    например, хараппская цивилизация долины
    Инда.

    Однако империя эта, будучи полиэтничной,
    (шумеры составляли в ней меньшинство
    населения), постепенно стала ареной
    борьбы между провинциями. Западные
    (Сирия, Палестина) территории проявляли
    тенденцию к отпадению.

    Против них
    шумерские цари привлекали воинственных
    эламитов (население княжества на
    примыкающей к Месопотамии территории
    Иранского нагорья).

    Борьба приняла
    опустошительный характер и привела не
    только к гибели империи и потере шумерами
    политического преобладания, но и к их
    ассимиляции Аккадом.

    После периода хаоса, выросло значение
    молодого аккадского города Вавилон.
    Царь Хаммурапи (знаменитый по стелле,
    на которой сохранились тексты его
    законов) вновь объединил Междуречье,
    создав Древневавилонскую империю.

    Однако при его преемниках она получила
    страшный удар от хеттов (индоевропейского
    народа, населявшего Малую Азию (нынешняя
    Турция без Курдистана) и в течении
    второго тысячелетия до н.э. образовывавшего
    могущественное государство).

    Хетты
    ограбили Вавилон и ушли, но ослабленная
    после войны страна стала легкой добычей
    горного племени касситов, около пяти
    столетий осуществлявших там свое
    господство.

    Постепенно, на северной окраине
    Месопотамии сложилась новая, родственная
    аккадцам, этническая общность — ассирийцы.

    Они, не проявляя особой оригинальности
    в сфере литературы, искусства, не создав
    передовых форм хозяйственной деятельности,
    обладали тем, что Ницше назвал бы ярчайшим
    проявлением «воли к власти».

    Удивительно целеустремленно ассирийский
    народ шел к господству над всем Ближним
    Востоком. Делалось это исключительно
    военным путем.

    Дело в том, что в политическую борьбу
    в городах Древней Месопотамии часто в
    упрощенной форме можно представить как
    противостояние финансово-жреческой и
    военной группировок. В Ассирии безусловную
    победу одержали военные и навязали всем
    окрестным государствам тотальную войну
    на уничтожение.

    На пути к мировому господству эту страну
    подстерегали три срыва. Первый раз она
    натолкнулась на мощную державу Хаммурапи.
    Второй раз Ассирия явилась объектом
    нашествия арамеев. Арамеи были еще одним
    семитическим народом, первоначально
    занимавшим территорию современной
    Иордании.

    Они наводнили многие районы
    Ассирии, рассекая ее территорию на
    отдельные куски. Постепенно, арамейский
    язык вытеснил аккадский (Иисус Христос
    в первом веке н. э. говорил по арамейски).

    Но арамеи не создали единой державы и
    куски Ассирии, концентрировавшиеся
    вокруг ее уцелевших городов, вновь
    срослись в единое целое, продолжив
    экспансию.

    В третий раз опасность подстерегал
    Ассирию с Севера, в лице новой державы
    — Урарту (население которой, видимо,
    принадлежало к хурритам, чьими отдаленными
    потомками являются многие народы
    Кавказа).

    Цари Урарту, схватившись с Ассирией не
    на жизнь, а не смерть, старались вклинить
    свои владения в ее территорию на западе
    и востоке, охватив коренные ассирийские
    земли с городами Ашшур, Нимруд, Ниневия.
    Но вторжение скифов вычеркнуло Урарту
    из рядов великих держав. Наступило время
    последнего и самого яркого взлета
    Ассирии.

    Ее правители перешли к «политике
    Насаху», суть которой заключалась в
    широкой программе насильственного
    переселения народов.

    Таким образом, они
    стремились достигнуть следующих целей:
    преодоление сопротивления недавно
    покоренных стран, унификации империи,
    высвобождения коренных ассирийцев для
    пополнения армии.

    Проявлением данной
    политики явилось и знаменитое «ассирийское
    пленение» евреев, когда были уведены
    и были ассимилированы десять колен
    народа израильского.

    Ассирийская армия стала наиболее
    боеспособной силой на Ближнем Востоке.
    Она широко использовала железное оружие,
    воины были закованы в пластинчатые
    брони, существовали различные рода
    войск, оснащенные передовой по тем
    временам осадной техникой. Устрашение
    наводила и чрезвычайная, даже по тем
    временам, жестокость ассирийцев и их
    натасканные на людей боевые псы.

    Жертвами этой военной машины стали
    позднехеттские царства, Элам, арамейские
    княжества, Палестина, даже Египет. Но
    войны истощили ассирийский народ, соседи
    же начали перенимать прогрессивный
    военный опыт.

    На территории Ирана
    возникло Мидийское царство, обладавшее,
    подобно скифам, новым родом войск —
    конницей. На юге же отпал Вавилон, власть
    в котором захватили выходцы с южного
    побережья Персидского залива халдеи
    (они считаются потомками бежавшего от
    ассирийцев населения).

    Эти два государства
    сломили мощь Ассирии, разделив ее
    владения.

    Большая часть Месопотамии после войны
    досталась правителю Вавилона знаменитому
    Навуходоносору, чью державу мы именуем
    Нововавилонской (в отличие от империи
    Хаммурапи). При нем Вавилон превратился
    в крупнейший город Древнего Востока
    (население 800 тыс. чел. !) практически
    неприступный для врага.

    Но внутреннее
    положение было весьма непрочным,
    происходила борьба этническая (халдеев
    и арамеев, также претендовавших на
    власть) и социальная (между военным и
    жреческим сословиями).

    Пророк Даниил
    не случайно назвал Вавилон «колоссом
    на глиняных ногах» (библейский образ,
    многократно прикладывавшийся позже к
    различным империям).

    Могущественная финансово-жреческая
    группировка посчитала лучшим способом
    выйти из тупика противоречий присоединение
    к образовавшейся на востоке Персидской
    державе (сменившей Мидию). Окруженный
    тремя рядами стен Вавилон был сдан без
    боя (только отряд личной гвардии сына
    последнего царя Валтасара некоторое
    время удерживал цитадель в центре
    города).

    Но ростовщики, надеявшиеся, что
    полем их финансовых операций станет
    вся территория новой мировой Персидской
    империи просчитались. Разветвленный
    персидский административный аппарат
    жестко контролировал ресурсы, выкачивая
    налоги в виде серебряных слитков. Эти
    слитки складывались в царской сокровищнице.

    По иронии судьбе они не очень пригодились
    персам, став добычей преемников Александра
    Македонского, которые истратили их на
    междоусобные войны.

    На этом заканчивается история народов
    древней Месопотамии, для которых миновали
    времена творческих порывов. Но их
    наследие явилось важным вкладов в
    мировую цивилизацию.

    Самым выдающимся памятником древневосточной
    правовой мысли являются Законы Хаммурапи,
    увековеченные на чёрном базальтовом
    столбе. Кроме того, сохранилось большое
    количество копий отдельных частей этого
    судебника на глиняных табличках.

    Судебник
    начинается с пространного введения,
    где говорится о том, что боги передали
    Хаммурапи царскую власть, чтобы он
    защищал слабых, сирот и вдов от обид и
    притеснения со стороны сильных.

    Далее
    следуют 282 статьи законов, охватывающие
    чуть ли не все аспекты жизни вавилонского
    общества того времени (гражданское,
    уголовное и административное право).
    Кодекс завершается подробным заключением.

    Законы Хаммурапи как по содержанию,
    так и по уровню развития юридической
    мысли представляли собой большой шаг
    вперёд по сравнению с предшествовавшими
    им шумерским и аккадским правовым
    памятникам. В кодексе Хаммурапи
    принимается, хотя и не всегда
    последовательно, принцип вины и злой
    воли.

    Например, устанавливается различие
    в наказании за предумышленное и нечаянное
    убийство. Но телесные повреждения
    карались по восходящему к глубокой
    древности принципу «око за око, зуб
    за зуб». В некоторых статьях законов
    в определении наказания отчётливо
    выражен классовый подход.

    В частности,
    предусматривались суровые кары для
    строптивых рабов, которые отказывались
    подчиняться хозяевам. Человек, укравший
    или укрывший чужого раба, карался
    смертной казнью.

    В старовавилонский период общество
    состояло из полноправных граждан,
    которые назывались «сыновьями мужа»,
    мушкенумов, являвшихся юридически
    свободными, но неполноправными людьми,
    так как они не были членами общины, а
    работали в царском хозяйстве, и рабов.

    Если кто-нибудь нанёс членовредительство
    «сыну мужа», то наказание виновному
    выносилось по принципу талиона, то есть
    «око за око, зуб за зуб», а
    соответствующее членовредительство,
    причинённое мушкенуму, каралось лишь
    денежным штрафом.

    Если врач был виновен
    в неудачной операции над «сыном мужа»,
    то он карался отсечением руки, если от
    такой же операции пострадал раб,
    необходимо было лишь уплатить хозяину
    стоимость этого раба. Если по вине
    строителя рухнул дом и в его развалинах
    погиб сын хозяина дома, строитель
    наказывался смертью своего сына.

    Если
    кто-нибудь украл имущество мушкенума,
    то ущерб необходимо было восстановить
    в десятикратном размере, в то время как
    за кражу царского или храмового имущества
    предусматривалось возмещение в
    тридцатикратном размере.

    Чтобы не уменьшилось число воинов и
    налогоплательщиков, Хаммурапи стремился
    облегчить участь тех слоёв свободного
    населения, которые находились в тяжёлом
    экономическом положении.

    В частности,
    одна из статей законов ограничивала
    долговое рабство тремя годами работы
    на кредитора, после чего ссуда, независимо
    от её суммы, считалась полностью
    погашенной.

    Если из-за стихийного
    бедствия урожай должника был уничтожен,
    то срок погашения ссуды и процентов
    автоматически переносился на следующий
    год. Некоторые статьи законов посвящены
    арендному праву. Плата за арендованное
    поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада
    — 2/3.

    Чтобы брак считался законным, необходимо
    было заключить контракт. Прелюбодеяние
    со стороны жены каралось её утоплением.
    Однако, если муж желал простить неверную
    жену, не только она, но и её соблазнитель
    освобождались от наказания.

    Прелюбодеяние
    со стороны мужа не считалось преступлением,
    если только он не соблазнил жену
    свободного человека. Отец не имел права
    лишать сыновей наследства, если те не
    совершили преступления, и должен был
    научить их своему ремеслу.

    Воины получали от государства земельные
    наделы и обязаны были по первому
    требованию царя выступить в поход. Эти
    наделы передавались по наследству по
    мужской линии и были неотчуждаемы.
    Кредитор мог забрать за долги только
    то имущество воина, которое тот сам
    приобрёл, но не надел, пожалованный ему
    царём.

    Источник: https://studfile.net/preview/519328/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]