Жизнь и творчество Д. А. Гранина
Родился Даниил Александрович 1 января 1919 года в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны. По одним данным, его отец Александр Герман по национальности немец, и таким образом Даниил Александрович Герман – потомок обрусевших переселенцев из Германии. Однако в наградном листе в графе национальность написано – украинец. Во всех своих ранних автобиографиях Д.А.Герман указывал местом своего рождения город Волынь Курской губернии. Однако такого города в тех краях нет, есть село Волынка Рыльского района.
1935 году Д. Герман закончил 10 классов 15-й средней школы Смольнинского района Ленинграда. Полгода работал шофёром, а затем поступил в Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова-Ленина. После окончания института в 1940 году работал на Кировском заводе. Молодой инженер был избран заместителем секретаря комитета комсомола, выступал со статьями на страницах многотиражки.
В начале Великой Отечественной войны в составе народного ополчения заводчан ушел добровольцем защищать Ленинград. Прошёл путь от рядового до офицера, награждён боевыми орденами. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.
После войны с 1945 по 1950 год Даниил Александрович работал в «Ленэнерго» начальником районной кабельной сети, восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда.
Затем недолго трудился в НИИ и учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института, но не закончил её и в 1954 году оставил институт, так как полностью переключился на литературную деятельность. По просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, Даниил Александрович взял себе псевдоним Гранин.
В 1950 году вышла его первая книга «Спор через океан», в 1951 году – «Ярослав Домбровский». Широкуюизвестность Даниилу Гранину принёс роман «Искатели», опубликованный в 1955 году.
В 1962 году Даниил Гранин вступил в Союз писателей. С 1965 года стал вторым секретарём, а в 1967-1971 годах он первый секретарь Ленинградского отделения Союза писателей.
Основная тема его произведений – нравственные проблемы научно-технического творчества, раскрытые в романах «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962), в серии художественно-документальных произведений об учёных, в частности, повестях «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А.А. Любищеве), «Зубр» (1987, о судьбе генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского), повестях и очерках об академике Курчатове, других физиках и математиках.
Д. Гранин писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве – все это было его темой, его окружением, его друзьями. Ему не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Он любил этих людей – своих героев, хотя жизнь их была небогата событиями.
Изобразить ее внутреннее напряжение было нелегко. Еще труднее было ввести читателя в курс их работы, чтобы читатель понял суть их страстей и чтобы не прикладывать к роману схемы и формулы.
Другая неизбывная тема творчества Гранина – Великая отечественная война. О ней он начал писать не сразу.
В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала яростные споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне.
«Непарадно» выглядит война и в повести «Клавдия Вилор» (1976), романе «Мой лейтенант» (2012), за который Д.А. Гранину присуждена национальная литературная премия «Большая книга».
В 1979 году в соавторстве с Алесем Адамовичем Даниил Гранин написана «Блокадная книга» – документальная хроника ленинградской блокады. В ходе работы над книгой было опрошено около 200 блокадников. Советская цензура предложила 65 изъятий, но тогдашний секретарь Ленинградского обкома партии Романов вообще запретил печатать книгу.
«Разговор с Григорием Романовым был коротким, – вспоминает Даниил Гранин, – Ленинградская блокада – героическая эпопея, а вы изобразили не подвиг народа, а страдание и ужасы голода, всё к этому свели; получается, что вы развенчиваете историю великой заслуги, стойкости людей, как они сумели отстоять город; Вам интересно, как люди мучились.
Это чуждая нам идеология». Впервые части «Блокадной книги» были напечатаны в 1977 году в журнале «Новый мир». Полностью книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города Ленинграда.
И только через 18 лет (2002 год) «Блокадная книга», в которой авторы на документальном материале честно и без прикрас описали жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады, была издана без цензурных поправок.
В 1960-80-х годах Д. А. Гранин много путешествовал, объехал всю Европу («Примечания к путеводителю», 1967; «Церковь в Овере», 1969; «Чужой дневник», 1982), посетил Кубу («Остров молодых», 1962) и Австралию («Месяц вверх ногами», 1966), Японию («Сад камней», 1971), Америку, Китай.
Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем «дорожные сюжеты» занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. На фоне разноликой экзотики рассказчик обращается взглядом к собственной жизни, к своей стране, разгадывает тайну времени – прошлого и настоящего.
- С этим связан интерес писателя и к русской истории, в частности, к Петру I («Вечера с Петром Великим», 2000), а также к истории русской литературы. Ему принадлежат эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), о Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других классиках (сборник «Тайный знак Петербурга», 2000).
Писатель много и плодотворно сотрудничал с кино, по его сценариям или при его участии поставлены киноленты: на «Ленфильме» — «Искатели» (1957, реж. М. Шапиро); «После свадьбы» (1963, реж. М. Ершов); «Иду на грозу» Даниил Гранин (1965, реж. С.
Микаэлян); «Первый посетитель» (1966, реж. Л. Квинихидзе); на «Мосфильме» – «Выбор цели» (1976, реж. И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978), «Дождь в чужом городе» (1979), «Вечера с Петром Великим» (2011).
В течение долгого времени Д. А. Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, энергично занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей. Активный общественный деятель первых лет перестройки.
Был одним из инициаторов создания российского Пен-клуба. Гранин создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого движения в стране. Председатель Правления Фонда имени Д. С. Лихачева, Председатель правления фонда помощи жителям блокадного Ленинграда, Почетный гражданин Санкт-Петербурга.
Его неоднократно избирали в правление Союза писателей Ленинграда, потом России, он был депутатом Ленсовета.
В 2005 году на Аллее славы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов установлен бюст Д.А. Гранина (скульптор – Г. Ястребенецкий). Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120. В 2016 году Даниил Гранин дал согласие на присвоение своего имени строящейся в Невском районе Санкт-Петербурга библиотеке.
Умер Даниил Гранин 4 июля 2017 года. 8 июля 2017 года на панихиде в Таврическом дворце Даниила Гранина называли великим писателем, писателем-философом исследователем человеческих душ.
В выпусках телевизионных новостей Даниила Александровича называли не иначе как совестью нации.
Источник: https://kezhemka.ru
Источник: https://tosno.47lib.ru/chitateli/daniil/gizn
Даниил Гранин, писатель: биография, творчество :
Даниил Александрович Гранин – известный советский и российский киносценарист, писатель, общественный деятель. Был удостоен нескольких престижных литературных наград. Получил широкую известность благодаря книгам «Эта странная жизнь», «Зубр», «Блокадная книга», «Три любви Петра Великого», «Мой лейтенант». В этой статье мы поговорим о жизни и творчестве писателя.
Даниил Гранин: биография. Рождение
Родился будущий писатель 1 января 1919 года. Место рождения автора доподлинно неизвестно. По одной версии, это событие произошло в поселке Волынь (Курская область). По другой – в Саратовской области.
Его отец, Александр Данилович Герман (именно такова настоящая фамилия писателя), работал лесником. Из-за этого семья часто переезжала из одного лесничества в другое. Разница между супругами была очень большой – Анна Бакировна была младше супруга на двадцать лет. Женщина обладала прекрасным голосом и часто пела сыну.
Два детства
Даниил Гранин писал, вспоминая ранние годы, что у него было два детства – лесное и городское. Первое было связано с заснеженной зимой, реками и рассказами матери о горах. Второе – со стрельбой, пожарами, завершением Гражданской войны, стихийными мятежами и разгулом банд. Несмотря на то что это были совершенно разные миры, писатель пронес через всю свою жизнь одинаковую любовь к ним.
Для маленького Даниила жизнь в деревне была практически идиллической. Однако Анна Бакировна, горожанка по рождению, скучала в сельской местности. Для нее переезд в Ленинград был настоящим счастьем. А для ее сына началось городское детство. Родители жили раздельно – отец не оставил своей работы.
Поэтому лето мальчика проходило в лесу, а зимой он возвращался в город. Даниила как старшего сына каждый из родителей хотел переманить на свою сторону. Но это противостояние быстро закончилось. Вскоре отца сослали в Сибирь, а семья осталась жить в Ленинграде.
Анна Бакировна зарабатывала на жизнь шитьем, но чтобы прокормить семью, этого было мало, и они часто бедствовали.
Даниил Гранин очень обрадовался, когда отец смог вернуться из ссылки. Но Александр Данилович стал «лишенцем», т. е. не мог жить в крупном городе. А его сына отказались принимать в комсомол.
Будущий писатель окончил школу на Моховой, где остались еще преподаватели, работавшие здесь до революции. Особенно маленькому Даниилу нравились уроки литературы.
Инженер
Несмотря на то что Даниил Гранин активно интересовался историей и литературой, на семейном совете было решено, что специальность инженера более престижна. Поэтому будущий писатель поступил в Политехнический институт на электротехнический факультет. Это учебное заведение он с успехом окончил в 1940 году. Поначалу Гранина привлекла новая специальность. В те годы отрасли автоматики, энергетики и строительства гидростанций были окутаны романтизмом, а об ученых, работавших в этих направлениях, ходили легенды.
Инженерная отрасль хорошо финансировалась. Поэтому в студенческие годы Даниил Александрович ездил на практику на Кавказ, на Днепрогэс, где работал и ремонтником, и монтажником, и дежурным на пультах управления.
Уже на пятом курсе Гранин взялся за написание исторической повести, главным героем которой стал Ярослав Домбровский. В произведении упоминались события польского восстания 1863 года, а также описывалась Парижская коммуна.
Однако своего увлечения молодой автор очень стыдился и никому о нем не рассказывал.
Великая Отечественная война
После окончания института Даниил Александрович Гранин был направлен на Кировский завод в должности конструктора.
Но вскоре началась Великая Отечественная, которая изменила жизнь молодого человека – он пошел в народное ополчение. Путевку на фронт пришлось выбивать, т. к. инженеры были востребованы в тылу. За годы войны Гранин побывал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, был пехотинцем и танкистом. По окончании сражений писатель Даниил Гранин дослужился до звания командира роты тяжелых танков.
В годы Великой Отечественной молодой человек встретил свою любовь. Отношения зарегистрировали прямо на фронте. Сразу после бракосочетания была объявлена тревога, и супруги просидели в бомбоубежище несколько часов. В 1945 году у них родилась дочь Марина.
Послевоенное время
Даниил Гранин воспринял как подарок судьбы послевоенную жизнь. И дело было не только в окончании сражений, но и в том, что он наконец-то смог заявить, что писатель. Практически сразу же после возвращения с фронта его приняли в Союз писателей.
Несмотря на это Гранин воспринимал литературу только как увлечение, не думая, что когда-нибудь станет профессиональным писателем. Основная его деятельность была связана с Ленэнерго, нуждающимся в восстановлении после войны.
Литературная деятельность
Начал проявлять активный интерес к писательству Даниил Гранин. Рассказы писателя начали печататься с 1948 года. Именно в этом году в «Звезде» опубликовали его произведение «Вариант второй». Критики оценили легкость и простоту языка. Автор очень обрадовался лестным отзывам и решил, что теперь его всегда будут восхвалять.
Но ожидания не оправдались. И по признанию самого Гранина, к лучшему. Уже следующая его повесть, «Спор через океан», опубликованная опять в «Звезде», подверглась жесткой критике. И обвиняли его не в художественном несовершенстве, а в «преклонении перед Западом». Обвинения были необоснованными, что очень удивило и расстроило автора.
Выбор
Даниил Гранин, книги которого уже стали публиковаться, решает поступить в аспирантуру Политехнического института. И одновременно с этим начинает писать роман «Искатели».
Но шло время, и стало понятно, что оба этих дела требуют слишком много времени. Гранин оказался перед выбором. Решающую роль сыграл успех, который пришел к нему после издания «Искателей». Литература казалась оптимальным вариантом.
Однако писатель еще долго не мог бросить аспирантуру и забыть об инженерном образовании.
Гранин начал писать о том, что хорошо знал – инженерах, ученых, научном творчестве. С этого времени литература перестала быть простым увлечением.
Перечислим самые известные произведения автора:
- «Зубр»;
- «Блокадная книга»;
- «Эта странная жизнь»;
- «После свадьбы»;
- «Бегство в Россию»;
- «Картина»;
- «Однофамилец» и др.
Послесловие
Одним из известнейших прозаиков нашей страны является Даниил Гранин. Книги писателя можно сегодня найти практически в любой библиотеке или книжном магазине. Но теперь мы знаем, что судьба автора могла бы сложиться иначе, если бы он решил пойти по пути ученого, а не творца.
Однако знаменит Даниил Александрович не только своими произведениями, но и общественной деятельностью. Он активно способствовал развитию движения Общества милосердия в России. Этот выдающийся человек не раз был избран народным депутатом. Однако от политической деятельности у него осталось одно разочарование – принести пользу обществу оказалось намного труднее, чем он думал.
Сегодня писатель живет в Санкт-Петербурге и продолжает работать. Супруга Гранина, Майорова Римма Михайловна, ушла из жизни в 2004 году.
Источник: https://syl.ru/article/311707/daniil-granin-pisatel-biografiya-tvorchestvo
Жизнь и творчество Даниила Александровича Гранина: к 100-летию со дня рождения
На площадке Мраморной лестнице Российской государственной библиотеки открылась выставка, посвящённая 100-летию известного писателя, киносценариста и общественного деятеля Даниила Александровича Гранина.
Мария Говтвань, РГБ
Настоящая фамилия писателя — Герман. Даниил Александрович родился 1 января 1919 года в семье лесника под Курском. Всю жизнь он прожил в Ленинграде, ныне в Санкт-Петербурге. Окончил Ленинградский Политехнический институт в 1940 году, работал инженером на Кировском заводе.
В июле 1941 года воевал на Ленинградском фронте, был ранен. Великую Отечественную войну завершил в Восточной Пруссии, награждён боевыми орденами. После войны работал в Ленэнерго, закончил аспирантуру Политехнического института.
Однако его настоящим призванием стало литературное творчество, которому он посвятил свою жизнь.
Ранние литературные опыты Даниила Гранина относятся ко второй половине 1930-х годов. В 1937 году в литературно-художественном журнале ленинградского отделения Союза советских писателей «Резец» были напечатаны его первые рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина» о событиях времени Парижской коммуны. Эти рассказы были опубликованы под его собственной фамилией — Д.
Герман. Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считает публикацию в 1949 году в журнале «Звезда» рассказа «Вариант второй» и повести «Спор через океан». С этого времени он публикует свои произведения под псевдонимом Даниил Гранин, который взял себе по просьбе члена редколлегии «Звезды», писателя Юрия Германа, чтобы не было путаницы.
В 50-е годы появляются первые книги Даниила Гранина — «Победа инженера Корсакова» (1950), «Ярослав Домбровский» (1951), «Новые друзья. Рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС» (1952).
Первый роман, принесший писателю известность, «Искатели», был опубликован в 1954 году и несколько раз переиздавался в дальнейшем. Через пять лет появился роман «После свадьбы» (1959).
Оба романа были экранизированы, по ним были сделаны театральные постановки.
В 1962 году вышло первое издание романа Даниила Гранина «Иду на грозу». Книга переиздавалась при жизни автора более 20 раз и стала одной из самых известных и любимых у читателей, особенно в 60-е и 70-е годы. По роману на Ленфильме в 1965 году был снят фильм.
Главной темой в произведениях Гранина стала тема о жизни и творчестве учёных в современном мире, их гражданском поведении, совести и долге.
Писатель обращается к ней в упомянутых выше романах, повестях и рассказах «Собственное мнение» (1956), «Место для памятника» (1969), «Кто-то должен» (1970), «Неизвестный человек» (1989).
Судьба учёного в обществе раскрывается в исторической прозе: «Размышления перед портретом, которого нет» (1968), «Повесть об одном учёном и одном императоре» (1971) и в биографических повестях о биологе Александре Александровиче Любищеве («Эта странная жизнь», 1974), о физике Игоре Васильевиче Курчатове («Выбор цели», 1975), о генетике Николае Владимировиче Тимофееве-Ресовском («Зубр», 1987). В романе «Бегство в Россию» (1994) жизнь учёных представлена в форме авантюрно-детективного повествования.
Многочисленны в творчестве Даниила Гранина очерки, посвящённые впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию. Они опубликованы в книгах «Неожиданное утро» (1962), «Примечания к путеводителю» (1967), «Сад камней» (1972). В этот период появился ряд литературных эссе писателя о Пушкине, Достоевском, Льве Толстом, роман «Картина» (1980).
Важнейшим событием в жизни и творчестве Даниила Александровича была Великая Отечественная война. Военная тема — основная в повести «Клавдия Вилор» (1977) и «Блокадной книге» (1979), написанной в соавторстве с Алесем Адамовичем.
Вышли сборник «Ещё заметен след» (1985), роман «Мой лейтенант» (2011). Роман получил премию «Большая книга», которая была вручена Даниилу Гранину на церемонии в Доме Пашкова в 2012 году.
Всё это стало основой для речи Гранина перед членами Бундестага в Берлине 27 января 2014 года, где присутствующие во главе с канцлером Германии аплодировали писателю стоя.
В 2000 году был опубликован роман Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина М.», удостоенный Государственной премии Российской Федерации. В последние годы жизни появились мемуары — «Причуды моей памяти» (2009), «Всё было не совсем так» (2010), и романы — «Заговор» (2012), «Она и всё остальное. Роман о любви и не только» (2017).
В 2005 году Даниил Александрович Гранин получил звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга». Его заслуги перед отечественной литературой и на поприще российской культуры отмечены многочисленными государственными премиями и орденами, включая высшую награду России — Орден Андрея Первозванного, полученную в 2008 году.
Мария Говтвань, РГБ
Источник: https://rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/zhizn-i-tvorchestvo-granina
Чем запомнился писатель Даниил Гранин
Даниил Гранин: Кто-то смиряется, что есть вещи, которые непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем смысл жизни. Юрий Белинский / ТАСС
«Я прочел воспоминания Альберта Шпеера, где он не постеснялся рассказать о своей дружбе с Гитлером. В его строчках проглядывает сочувствие к вождю Третьего рейха. С одной стороны, я понимаю признательность Шпеера по отношению к Гитлеру в начале его карьеры — фюрер дал ему возможность стать главным архитектором Рейха…
Но ведь потом, когда Шпеер стал министром вооружения Германии, его подземные заводы изготавливали не только вооружение, но и газовые камеры. Он же не мог этого не знать. Он видел наших пленных, которые работали на этих заводах в тяжелейших условиях. Но…
Двадцать лет сидел Шпеер в Шпандау. За это время многое изменилось в Германии. Страна прошла денацификацию, Гитлер был признан человеком, ввергнувшим свою страну в беду. Но, несмотря ни на что, Шпеер ничего не переоценивает — он по-прежнему верен своему вождю и спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны…
Мы побороли идеализм и относимся к жизни прагматично, корыстно. Даже в церковь люди просят приходить. Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни
Всего этого я понять не могу. Могу признать: Шпеер был действительно талантливым архитектором. И поэтому неизбежно вновь возникает пушкинский вопрос: как талант совмещается со злодейством?».
О сталине и миллионах
Даниил Гранин: Искусство недосягаемо и для фашизма, и для сталинизма
«…
Но у меня другой вопрос: а правильно ли, что у нас ничего не осталось от Сталина? Вы же понимаете, я ни в коем случае не защищаю культ, не мечтаю о его возрождении, но как бы мы ни относились к Сталину, эту страницу нашей истории нельзя выжигать, вычеркивать. С ней связана судьба многих миллионов — значит, вычеркиваются и они. А ведь мы были воодушевлены, верили в то, что оказалось утопией.
Я помню, как впервые оказался с товарищами за границей году в 56-м. Мы шли по Парижу в широких штанах, в пиджаках с огромными плечами, в кепках. Шли с чувством превосходства…
И потом, запреты ведь только создают феномен «запретного плода». Знаете, как-то я был в гостях в одном грузинском доме. Посидели, поговорили, а потом хозяин дома позвал в сад. А там будка с электромотором. Хозяин включил его, и из ямы вырос… памятник Сталину! Из-под земли!»
О разнице между фашизмом и коммунизмом
«Шпеер едва ли не исключение — фашизм за все годы своего существования в области искусства и культуры не создал ничего существенного. Вы не вспомните ни одной замечательной книги, ни фильма, ни музыкального произведения.
Почему же фашизм оказался бесплоден? Не знаю…
Я могу вам задать другой вопрос: а почему мы в годы жестокой цензуры, сталинизма смогли создать и великолепную музыку, и интересную литературу, и поэзию, и кино, и театр — то, что осталось и что пользуется сегодня успехом?..
Все-таки есть большая разница между расовой теорией ненависти и нашей коммунистической идеологией, в которой нет ничего преступного, напротив, в ней есть мечта о справедливости… Так или иначе, утопии необходимы. Как надежда.
Я Сталина не могу понять. Вы знаете, что он был книгочеем? Читал Толстого, Чехова, Достоевского, Анатоля Франса, авторов непростых. И при этом оставлял пометки на полях.
Это любопытно: человек, пишущий на полях, он ведь делает это для себя, не для кого-то. Значит, он размышлял над книгами, которые читал.
И трудно себе представить, как это возможно: читать «Воскресение» Толстого, а потом приходить в Кремль и подписывать расстрельные списки?»
О выступлении в бундестаге три года назад
«Было очень странное, многослойное ощущение… Я — один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить…
Даниил Гранин: Историю нельзя переписать, но можно научиться прощать
Моя ненависть к немцам изживалась на протяжении многих лет. В Германии издали практически все мои книги, было немало встреч, конференций и в той Германии, и в этой, у меня там появилось много друзей. И я давно понял, что, во-первых, ненависть — тупиковое чувство, оно никуда не ведет. А во-вторых, у нас своих грехов хватает.
Но когда я стоял перед депутатами бундестага, то поймал себя на мысли, что никто из них не был на фронте, это все дети или внуки фронтовиков. И вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 55-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: «Боже мой, это же встреча промахнувшихся!»
О блокаде ленинграда
«Почему Гитлер так и не вошел в город? Точного ответа на этот вопрос нет.
Одна из высказанных официально гипотез — Гитлер понимал, что город не получится истребить физически, слишком он велик, и на улицах не смогли бы маневрировать танки. Но только ли это было причиной нерешительности фюрера? А ведь он был именно нерешителен — несколько раз приезжал сюда, колебался, обещал своим генералам, что «через неделю обязательно». Но так и не отдал приказа наступать.
Мне кажется, что очень важный мотив таков: все города Европы капитулировали перед немецкой армией. И Гитлер ощущал себя непобедимым: раз его армия подошла к городу, он тотчас же сдается. Вот и от Ленинграда он ждал, когда тот выкинет белый флаг…
Я воевал, всю жизнь прожил, ощущая себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь…»
О чуде победы и пушкине
«Все, что касается личных воспоминаний о блокадных буднях, приобретает особую ценность. Сегодня блокаду умело украсили героизмом, бескорыстием, состраданием и т.д. Все это было, безусловно, но если говорить только об этом, то исчезает ужас блокадной жизни.
Но самое интересное все-таки — почему я и возвращаюсь постоянно к военной теме — это феномен нашей победы. Можно ли понять: как случилось, что, обреченные потерпеть поражение, мы тем не менее победили? Ведь была отдана вся Украина, вся Белоруссия, большая часть России, люди погибали безо всякого утешения, надежды, что их смерть не напрасна. И все-таки страна выстояла. Почему?
Бывая в Германии, я встречался с тогдашним канцлером Гельмутом Шмидтом и спрашивал его: «Почему вы проиграли войну?» Он не мог ответить, кроме как: «Потому что Америка вступила». Но США в войну вступили, как известно, уже после Сталинграда. Тогда где искать причину?
Даниил Гранин: Всегда торжествует не сила, а справедливость и правда
Однажды прочитал статью митрополита Илариона, в которой он сказал, что наша победа — это чудо. Вначале меня это возмутило: «А как же мы? Ведь чудо без участия людей совершается само собой. И получается, героизм народа здесь ни при чем?»
Но потом я вспомнил Пушкина. «Гроза двенадцатого года/ Настала — кто тут нам помог?/ Остервенение народа, / Барклай, зима иль русский Бог?» Это признание Пушкина — тоже о том, что в общем-то только рационально объяснить нашу победу недостаточно. И гений Пушкина чувствует это лучше историков».
Об отношении Европы к России
«Нас всегда боялись, поэтому ненавидели. Но это и понятно. Страны Европы жили и развивались во взаимосвязи друг с другом.
Мы же всегда жили замкнутой жизнью, выезд и из царской России был большой проблемой (до Петра I россияне редко стремились путешествовать, в конце восемнадцатого века «гайки завинтил» Павел I, при Николае I пребывание за границей более 5 лет приравнивалось к госпреступлению. — Ред.)…
И тем не менее сейчас я не представляю себе Европы без России. Нас, конечно, могут считать Евразией, но хочет это признать Европа или нет, все заметные события в европейской жизни последних времен были связаны с Россией… И несмотря на обостренно враждебное к нам сегодня отношение, Россия продолжает жить вместе со всем миром».
О любви в жизни и книгах
«В последнее время пишут не столько про любовь, сколько про ее вырождение. Любовь отодвинули бог знает куда — вначале деньги, потом власть, карьера. А любовь для них слишком требовательное, слишком утомительное, сложное чувство, над которым надо работать…
Мне хотелось создать старомодную книжку. Про любовь. Про то бескорыстное чувство, переживая которое ты понимаешь, кто ты такой, на что ты способен, каким ты можешь быть…
Может быть, сегодня об этом глупо, нелепо говорить, но мне все равно… Я знаю одно: русская литература все-таки создавалась на любви. Это было ее главное свойство. Помните, у Толстого в «Анне Карениной» Кити с Левиным объясняются с помощью фраз, состоящих из первых букв слов. И они друг друга понимают. Как это может быть? Это мистика! Магия любви.
Вы знаете, что такое любовь — для меня наглядно изобразил Шагал в своей картине «Прогулка». Веришь, что, когда человек влюблен, он способен на все, для него нет ничего невозможного!
С любовью можно все преодолеть. Любая гравитация преодолима».
О необъяснимом
«Понимаете, мы всегда хотим подвести некую черту, добиться какого-то четкого ответа, результата, вердикта: «это вот так…» Но у меня нет однозначных ответов на многие вопросы. Все слишком сложно…
Хочется, чтобы все было понятно? Это ужасно! Ведь скучно жить, когда все понятно!»
О вере
«Я и не атеист, и не верующий, но я верю в то, что жизнь вообще — это чудо. Сегодня физики и астрофизики говорят: Вселенная — результат творения. О чуде жизни говорят и биологи.
Я знал и любил одного из наших великих ученых Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского (биография одного из основателей популяционной и эволюционной генетики легла в основу документального романа Гранина «Зубр». — Ред.). Когда ему задавали вопросы: «Как возникла жизнь на Земле, есть ли Бог», он отвечал: «Это не наше дело».
Мы и в самом деле слишком мало знаем и мало что сможем узнать для того, чтобы найти ответ на эти вопросы. Кто-то смиряется перед тем, что есть вещи, которые для нас непостижимы. А кто-то мучается, стремясь постичь, в чем же смысл жизни».
О смыслах жизни
«Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: «Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того»… Но они не молятся: «Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца»…
Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. А это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме».
Что делать?
«Наслаждаться жизнью. Знаете, недавно я тяжело болел, лежал без сознания неделю, врачи поставили на мне крест, и друзья уже приходили попрощаться со мной. Я был обречен. Почему я выздоровел? Не знаю. И врач не понимает. Но это случилось, и я благодарен судьбе за это».
Кино
Режиссер Федор Попов о том, как Даниил Гранин участвовал в съемках фильма о блокаде
Режиссер Федор Попов взялся за реализацию военно-исторического проекта «Коридор бессмертия». Фильм, основанный на реальных событиях, расскажет о том, как в феврале 1943 года жители блокадного Ленинграда за 17 дней построили железную дорогу длиной 33 километра, соединившую город с Большой землей.
Шлиссельбургскую магистраль называли красиво — «Дорога Победы», но у самих железнодорожников она «славилась» как «коридор смерти». Восстановить историческую справедливость взялся писатель Дмитрий Каралис.
Федор Попов рассказал нам о том, как снимается военное кино, в котором есть девушки, паровозы и ни одного немца, и какое участие в съемках фильма принимал Даниил Гранин
Бундестаг приветствовал речь Даниила Гранина стоя
— Гранин читал сценарий «Коридора бессмертия», и первая его реакция, которую я помню: «Девочки настоящие, я знал таких».
Я не спрашивал Даниила Александровича, надо ли показывать правду о блокаде в художественном кино или нет. Просто потому, что у меня есть своя позиция по этому поводу.
Конечно, все мы знаем, что такое блокада, сегодня многие факты доступны. И не только о людоедстве, предполагаемых ром-бабах в Смольном или коррупции. Но мне интересно не в грязи копаться, а рассказывать о тех простых людях, благодаря которым и была выиграна война. Говорить о простых истинах, если хотите. Да, блокада. Да, страшно. Да, смерть стала обыденностью.
И как говорил нам Гранин, война — не время для сантиментов, отношения были жесткими, резкими.
Но вот один февральский день 1943 года — солнце светит, предощущение весны, прибавили карточки, пошел первый трамвай, девушки говорят о том, как здорово было бы сходить в филармонию. Одна из героинь влюбляется…
Что бы ни было — жизнь продолжалась. Для меня важно рассказывать не про то, что человек способен на подлость, а о том, что человек способен на жертву и героизм.
И судя по нашим с Даниилом Александровичем разговорам, мы с ним не расходились во мнениях.
Я был несколько раз у него дома, он приезжал к нам на один из первых съемочных дней — в декабре 2015 года. Помню, был очень холодный день. Даниил Александрович замерз. Мы с Дмитрием Каралисом зашли с ним в ресторан согреться. Он тогда нас спросил: «А вы знаете, чем отличается блокадный Ленинград от сегодняшнего Петербурга?» Мы с Каралисом не нашлись что ответить. И он сказал: «Тишиной».
Он прожил долгую жизнь и в войну был уже достаточно взрослым человеком, поэтому его воспоминания более качественные, что ли, чем тех, кто пережил блокаду в детском возрасте. Но редкость его еще и в том, что, как крупный писатель, он обладал даром осмысления.
Для меня как кинематографиста очень важны были те детали блокадного быта, о которых Даниил Александрович нам рассказывал.
Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера.
Помню, в последний раз — мы были у него в конце мая — я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки.
После этого у нас были досъемки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени.
Вообще Даниил Александрович был очень интересным человеком. С одной стороны — аскет, а с другой — ценил качество жизни.
В его старой, такой петербургской квартире у Ленфильма, заполненной книгами, было уютно. Меня в нем поражало, насколько взвешенна его речь, как тщательно подбирал он слова, ничего лишнего. И при этом — озорной глаз. Вот таким он был — немного колючим и озорным.
Однажды, год назад, я приехал к нему в гости с редактором, молодой девушкой. И я почувствовал, что он это отметил, глаз у Даниила Александровича блестел!
Многие устают к 30-40 годам. А он был полон жизни. И поэтому когда я узнал, что Гранин ушел от нас, первая реакция: как неожиданно. 98 лет и — неожиданно!
Странно, казалось бы.
Но в том-то и дело, что не важно, как он двигался, даже как он себя чувствовал, насколько физически он был слаб. Главное — характер. И в свои 98 лет он был по-прежнему молодым, озорным, и в то же время, очень глубоким человеком.
Даниил Гранин, режиссер и автор сценария на съемках фильма о блокаде Ленинграда «Коридор бессмертия». АНО Творческая студия «Стелла»
Источник: https://rg.ru/2017/07/05/chem-zapomnilsia-pisatel-daniil-granin.html
Творчество Даниила Гранина — истоки, эволюция, характеристика
Даниил Гранин (наст. Герман) – сперва советский, а позже российский писатель, который начал свой творческий путь ещё в первые послевоенные годы, автор произведений
«Зубр», «Иду на грозу», «Мой лейтенант».
Биография Д.Гранина — ранние годы, творческое становление
Даниил Гранин появился на свет в 1919-м в Вольске (Саратовская губерния). Первые годы писателя прошли в русской глубинке, и сам он называл своё раннее детство «лесным»:
«Детство, оно было лесное… Баня со снежным сугробом, куда прыгал распаренный отец с мужиками, зимние лесные дороги, широкие самодельные лыжи…»
Реальность русской периферии формировала начальные представления автора о красоте, мире и месте человека в нём. Сам Гранин утверждал, что родиной писателя непременно является детство, поэтому истоки его творческого реализма стоит искать именно здесь – в Поволжье.
Перебравшись чуть позже с семьёй в Ленинград, будущий писатель поступает в Политехнический институт. Он тогда ещё не задумывается всерьёз о литературе, однако к концу обучения неожиданно для себя создаёт первое произведение – повесть о польско-французском революционере Ярославе Домбровском.
Этот факт обусловил творческую тенденцию к созданию документально-биографических произведений, которым Даниил Александрович уделял особое внимание на поздних этапах творческого пути.
Однако сама повесть тогда не понравилась автору, поскольку, по его словам, он писал о том, чего сам не видел:
«Написанное казалось безобразным, жалким, но остановиться я не мог».
В будущем это также определит специфику его творчества – реализм или документальная доказательность как обязательное условие литературного процесса.
В годы войны, будучи в Ленинграде, Гранин сперва трудился на Кировском заводе, позже, добившись снятия с него «брони», ушёл на фронт. Война произвела глубокое впечатление на автора, она, как он утверждал, научила его любви и братству. Однако к военной тематике он обращается позже.
В 1949-м в издании «Звезда» был опубликован первый рассказ писателя, который носил название «Вариант второй» и был создан им годом ранее. Тогдашняя жизнь писателя наложила отпечаток на специфику этого произведения.
Работая в Ленэнерго, он создаёт повествование об аспирантах «политеха» и впервые воплощает в жизнь свою творческую философию – брать за основу сюжета лишь переживания и проблемы, взятые лишь из реальной жизни, и искать романтизм в трудовой повседневности. Избранная сюжетная модель для того времени была отнюдь не нова – отечественный соцреализм тогда находился в своём зените.
Традиционной была и коллизия – столкновение таланта и целеустремлённости с бюрократией и карьеризмом. Чуть позже выходят произведения «Спор через океан» и «Искатели», которые также были выдержаны в духе реализма и научно-технической поэтичности. Именно роман «Искатели» и принёс писателю широкую известность.
Оказавшись в Союзе писателей, Гранин знакомится с тогдашними прозаиками и поэтами: К.Паустовским, А. Чивилихиным, М. Дудиным. По словам писателя, ему также посчастливилось застать ещё живыми Е. Шварца, А. Ахматову, О. Берггольц.
Все эти литераторы в разной степени формируют его как начинающего литератора.
Таким образом, в рассмотренный период:
- происходит становление творческой личности Даниила Гранина,
- им осуществляется поиск собственного стиля.
На этот процесс влияют разноплановые события в его жизни: учёба в качестве студента и аспиранта политехнического института, фронт, позже – знакомство с советскими литераторами. «Реализм Гранина» окончательно формируется лишь в 50-х годах.
Путь Гранина от социалистического к историческому реализму (1956–1980).
В середине 50-х годов в жизни страны произошли изменения, значительно повлиявшие на творчество Даниила Гранина. Самым главным из них оказался XX съезд КПСС, в ходе которого была произведена переоценка личности И. Сталина. На писателя это произвело огромное впечатление.
Именно тогда он впервые появляется идея обратиться к военной теме с целью заставить себя и читателя взглянуть по-иному на недавние трагические события, избавиться от пафосного казённого стиля и показать войну со всеми её ошибками и несправедливостями.
Вместе с тем, этот авторский замысел был реализован значительно позже.
В числе первых военных произведений оказалась книга «Пленные» (1967), а в 1977 году увидела свет «Блокадная книга» – документальное произведение, созданное Даниилом Граниным совместно с Алесем Адамовичем.
«Иной взгляд» удался – книга была запрещена, а опубликована без купюр лишь в 1984.
Для писателя это была попытка описания «окопной войны», которую он видел, будучи свидетелем ленинградской блокады. Кроме того, в этих произведениях автор рассуждал о генезисе нацистской идеологии и о необходимости межнационального объединения в битве за мир.
В 1960-е наступает конец этапа «научно-технической поэтичности». Последним произведением автора в подобном ключе стала повесть «Однофамилец», вышедшая в 1985 году. По признанию самого писателя, в прошлое ушла научная романтика, инженеры перестали быть героями своего времени и подобный отказ от прежней творческой модели являлся избавлением от ненужных надежд.
Путевые заметки — новые книги Гранина
С середины 50-х Даниил Гранин много путешествует. Это открывает новую страницу в его творчестве – освоение жанры записок путешественника. В разные годы писатель посетил Кубу, Японию, Австралию, США. Считая данный жанр «опасно лёгким», автор привлекал юмор в качестве способа ухода от принятых в этой отрасли литературных шаблонов.
Тем более для него самого это послужило своеобразным экзаменом на творческую пригодность и позволило развить литературное мастерство, поскольку, как считает автор, всему можно научиться, кроме юмора. В центре повествования традиционно находилось не описание событий, а фигура самого писателя и его личные впечатления.
Результатом этих поездок стала публикация произведений
- — «Остров молодых»,
— «Месяц вверх ногами»,
— «Церковь в Овере», - — «Сад камней» и др.
В указанный период происходит:
- пересмотр Граниным творческих взглядов,
- в частности, происходит отказ от научно-технической романтики,
- реализуется обращение к жанру путевых заметок,
- осуществляются первые серьёзные опыты на документально-художественном поприще.
Зрелое творчество писателя Д.Гранина
Последние три десятилетия в творчестве писателя отметились дальнейшим развитием документальной беллетристики.
В 1987 году вышло произведение о Н. Тимофееве-Ростовском «Зубр», через четыре года – «Повесть об одном учёном и одном императоре» о судьбе Доминика Араго, чуть позже – «Бегство в Россию» (про Альфреда Саранта и Джоэля Бара), и «Вечера с Петром Великим».
В 2011 году был опубликовано произведение «Мой лейтенант», в котором Гранин вновь обращается к теме блокадного Ленинграда. По признанию автора, это был взгляд на военные действия изнутри, из окопов, глазами населения, видевшего блокаду лично, слова и мысли которого вложены в уста главного героя – лейтенанта Д.
Гранин вне книг
С молодых лет Даниил Гранин тяготел к драматургии, поэтому неудивительно, что в его творческом багаже есть и сотрудничество с кинематографистами. Несколько его произведений было экранизировано, и писатель участвовал в написании данных киносценариев.
В разное время вышли картины по работам «Искатели» (1957), «После свадьбы» (1963), «Иду на грозу» (1965), «Однофамилец» (1978), «Первый посетитель» (1966).
Даниил Александрович Гранин преодолел на своём творческом пути эволюцию от соцреализма в сторону художественно-документальной прозы. Как писал сам литератор,
«Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики… Писатель, наверное, должен уметь делать всё. В этом состоит профессионализм».
В 2012 году увидела свет его последняя к настоящему моменту книга «Заговор». Помимо литературы, Гранин сейчас занят также общественной деятельностью.
Кавалер орденов:
- — Дружбы народов,
— Трудового Красного Знамени, - — Андрея Первозванного и др.
Лауреат литературных премий:
- — Литературная Бунинская премия,
— «Большая книга», - — Царскосельская художественная премия.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Источник: https://velikayakultura.ru/sovremennaya-literatura-rossii/tvorchestvo-daniila-granina-istoki-evolyutsiya-harakteristika
Биография Даниила Гранина
ТАСС-ДОСЬЕ. 4 июля 2017 г. на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин, почетный гражданин Санкт-Петербурга, соавтор знаменитой «Блокадной книги».
Происхождение и образование
Даниил Гранин родился 1 января 1919 г. в селе Волынь Курской губернии (ныне — Курская область) в семье лесника. Когда ему было семь лет, с матерью переехал в Ленинград.
Его настоящая фамилия — Герман.
В 1940 г. Гранин окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина (ныне — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), после чего работал инженером на Кировском заводе.
Участие в ВОВ и работа
В 1941 г. Гранин ушел на фронт добровольцем в составе народного ополчения завода. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.
После окончания войны он работал в «Ленэнерго», участвовал в восстановлении энергетического хозяйства Ленинграда после блокады. Также учился в аспирантуре при Ленинградском политехническом институте, опубликовал несколько статей по электротехнике.
С середины 1950-х гг. — профессиональный литератор.
Карьера писателя
Первые публикации — рассказы о Парижской коммуне в журнале «Резец» в 1937 г. На основе этих произведений Граниным в 1951 г. была создана историческая повесть «Ярослав Домбровский». Сам писатель своим творческим дебютом считает рассказ об аспирантах «Вариант второй», опубликованный в 1949 г.
в литературном журнале «Звезда». В том же году он взял псевдоним Гранин по просьбе своего однофамильца, известного писателя Юрия Германа, заведовавшего в «Звезде» отделом прозы.
Затем была напечатана повесть Гранина «Победа инженера Корсакова» (другое название — «Спор через океан», 1949), рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» (1952).
Известность Даниилу Гранину принес роман «Искатели» (1955). В 1956 г. история об изобретателе Андрее Лобанове была экранизирована режиссером Михаилом Шапиро. Судьбам ученых были посвящены и два следующих романа: «После свадьбы» (1958) и «Иду на грозу» (1962).
Впоследствии были написаны документально-художественные повести о биологах Александре Любищеве («Эта странная жизнь»; 1974) и Николае Тимофееве-Ресовском («Зубр»; 1987), разработчиках атомной бомбы («Выбор цели»; 1975) и другие биографические произведения о людях науки.
Теме Великой Отечественной войны посвящены повести «Наш комбат» (1968) и «Клавдия Вилор» (1976). В 1977-1981 гг. Гранин в соавторстве с писателем Алесем Адамовичем создал документальную хронику о Ленинграде времен войны «Блокадная книга». Она была частично напечатана в 1977 г.
в «Новом мире», полностью опубликована в 1984 г., переиздана в 2013 г. Также о войне роман «Мой лейтенант…» (2011).
Кроме того, в последние годы были опубликованы книги воспоминаний «Причуды моей памяти» (2009), «Все было не совсем так» (2010), «Заговор» (2014), «Человек не отсюда» (2014).
Общественная деятельность
Даниил Гранин неоднократно избирался членом правления и секретарем правления Союза писателей РСФСР и СССР, в 1989 г. возглавлял Советский ПЕН-Центр.
Помимо литературы, занимался общественной деятельностью. Избирался народным депутатом СССР (1989-1991). В конце 1980-х гг. был одним из инициаторов создания ленинградского общества «Милосердие». Возглавлял Общество друзей Российской национальной библиотеки. Был председателем правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
Сценарист фильмов «Иду на грозу» (1965), «Первый посетитель» (1965), «Выбор цели» (1974), «Однофамилец» (1978), сериалов «Картина» (1985), «Поражение» (1987), «Петр Первый. Завещание» (2011).
Награды
Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственных премий СССР (1978) и России (2001, 2016).
Награжден двумя орденами Ленина (1984, 1989), орденами Красной звезды (1942), Трудового Красного Знамени (1967), Дружбы народов (1979), Отечественной войны II степени (1985), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), Святого апостола Андрея Первозванного (2008), Александра Невского (2013) и др. Имеет офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия». Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2005).
Удостоен премии имени Александра Меня (2004), литературной Бунинской премии (2011), Царскосельской художественной премии (2012), премии Министерства обороны РФ в области культуры в номинации «Литературное искусство» (2017), премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства (2017). В 2012 г. в рамках конкурса «Большая книга» получил первую премию за роман «Мой лейтенант…» и специальный приз «За честь и достоинство».
Был женат на Римме Майоровой (1918-2004), дочь Марина.
Именем Даниила Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.
Источник: https://tass.ru/info/4387865
Биография Даниила Гранина
Писатель и общественный деятель Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман) родился 1 января 1919 года в селе Волынь Курской области (по другим данным в Вольске, Саратовская губерния) в семье лесника. С детства жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В 1940 году окончил электромеханический факультет Политехнического института, работал инженером на Кировском заводе.
В начале Великой Отечественной войны ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, был ранен, окончил Ульяновское танковое училище. Отечественную войну завершил в Восточной Пруссии. Прошел путь от рядового до командира танковой роты, награжден боевыми орденами.
После войны Даниил Гранин работал начальником районной кабельной сети Ленэнерго, учился в аспирантуре Политехнического института. Ранние литературные опыты Гранина относятся ко второй половине 1930-х годов.
В 1937 году в журнале «Резец» были напечатаны его первые рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвященные Парижской коммуне. Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считал публикацию в 1949 году в журнале «Звезда» рассказа «Вариант второй».
Тогда же, по просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, он взял себе псевдоним Гранин.
В начале 1950-х годов были опубликованы повести Даниила Гранина «Спор через океан» (1950), «Ярослав Домбровский» (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» (1952).
Первый роман «Искатели», принесший писателю известность, был опубликован в 1955 году.
В своей прозе Гранин умело совмещал социально-бытовую беллетристику и документально-художественное повествование с объединяющей сквозной темой – ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения.
Гранин последовательно исследовал эту тему в романах «Искатели», «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), в повестях и рассказах «Собственное мнение» (1956), «Место для памятника» (1969), «Кто-то должен» (1970), «Неизвестный человек», 1989), в документально-художественных произведениях, где наряду с историческими сюжетами («Размышления перед портретом, которого нет», 1968; «Повесть об одном ученом и одном императоре», 1971) важное место занимают биографические повести о биологе Александре Любищеве («Эта странная жизнь», 1974), о физике Игоре Курчатове («Выбор цели», 1975), о генетике Николае Тимофееве-Ресовском («Зубр», 1987).
Новые грани таланта писателя раскрылись в романе «Бегство в Россию» (1994), рассказывающем о жизни ученых в ключе не только документального и философско-публицистического, но и авантюрно-детективного повествования.
Важной темой творчества Гранина является война.
Наиболее полно антивоенная проза была представлена в сборнике «Еще заметен след» (1985) и «Блокадной книге» (1979, в соавторстве с Алесем Адамовичем), рассказывающей на документальном материале о героическом 900-дневном сопротивлении Ленинграда блокаде.
Тяготение к документальности проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях Гранина, в том числе в посвященных впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны книгах «Неожиданное утро» (1962), «Примечания к путеводителю» (1967), «Сад камней» (1972) и другим.
Гранину принадлежат эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Льве Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других русских классиках.
Все произведения писателя последних лет написаны в жанре мемуаров – «Причуды моей памяти» (2009), «Все было не совсем так» (2010), романы «Мой лейтенант» (2011) и «Заговор» (2012).
В январе 2013 года пятитысячным тиражом была переиздана «Блокадная книга» Даниила Гранина, в которую вошли фотографии из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, фотографии из личного архива Гранина в Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга. Герои произведений Гранина нашли свое воплощение в кино.
По его сценариям или при его участии сняты киноленты на «Ленфильме»: «Искатели» (1957, режиссер Михаил Шапиро), «После свадьбы» (1963, режиссер Михаил Ершов), «Иду на грозу» (1965, режиссер Сергей Микаэлян), «Первый посетитель» (1966, режиссер Леонид Квинихидзе); на «Мосфильме» – «Выбор цели» (1976, режиссер Игорь Таланкин).
Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978) и «Дождь в чужом городе». (1979). По сценарию Гранина вышли сериалы «Картина «(1985) и «Поражение» (1987). В декабре 2001 года на телеканале «Культура» состоялась премьера авторской программы Даниила Гранина «Наедине с Петром Великим».
В 2004 году в авторской программе «Я помню…» Даниил Гранин рассказывал о своей жизни и творчестве. В 2005 году он стал автором и ведущим документального сериала «Ленинградская трагедия», в 2006 году — ведущим цикла «Крутые дороги Дмитрия Лихачева». В течение долгого времени писатель занимался общественной деятельностью.
Он создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого движения. Его неоднократно избирали в правление Союза писателей Ленинграда, а затем и России, он был депутатом Ленсовета, членом обкома, народным депутатом.
Являлся президентом Общества друзей Российской национальной библиотеки, председателем правления Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева. Творчество писателя было отмечено многочисленными наградами.
Он был удостоен звания Героя Социалистического труда, двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени и др. Награжден российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени и Александра Невского.
Он был лауреатом Государственной премии СССР (1977) и Государственных премий РФ (1998, 2001, и 2016 годов).В 2012 году Даниил Гранин стал главным лауреатом национальной ежегодной премии «Большая книга» за роман «Мой лейтенант», повествующий о Великой Отечественной войне. Он также был удостоен специального приза премии «Большая книга» с формулировкой «За честь и достоинство».
Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы №3120.
4 июля 2017 года Даниил Гранин скончался в Санкт-Петербурге. Писатель был похоронен на кладбище в Комарово в пригороде Санкт-Петербурга.
Даниил Гранин был женат, его единственная супруга Римма Майорова скончалась в 2004 году.
Дочерью писателя Мариной Чернышевой-Граниной создан Фонд Гранина, который занимается его литературным наследием. В сентябре 2017 года был презентован двухтомник Даниила Гранина, изданный в «Редакции Елены Шубиной», где собраны произведения, объединенные темой науки и нравственного поиска.
В 2018 году в Санкт-Петербурге был издан первый посмертный сборник писателя «Чужой дневник». Согласно указу президента России, 2019-й год пройдет под знаком памяти о писателе в связи со 100-летием со дня его рождения. В Санкт-Петербурге будет установлен памятник Даниилу Гранину, в Центральном районе города появится сквер его имени.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20190101/1548550229.html