«Муза» (1924). В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою ночью в образе «милой гостьи с дудочкой в руке». Сон и явь тесно переплетаются:
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Ахматова является продолжателем традиции великого Данте (известного итальянского поэта эпохи Возрождения, автора «Божественной комедии»). А.А. Ахматова устойчива в художественном методе на протяжении всего творческого пути, основа его, «скупость слов», определилась уже в ее первом поэтическом сборнике «Вечер».
Основной принцип построения лирического произведения — лаконизм. Для Ахматовой характерна малая форма поэтических произведений: ее стихотворения, как правило, состоят из трех или четырех строф.
Основная особенность художественной манеры поэтессы — умелое сочетание разговорной или повествовательной интонации с патетическими восклицаниями.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения муза ахматова
- ахматова муза анализ
- анализ стиха ахматовой муза
- муза ахматова анализ
- анализ стихотворения муза ахматовой
Анализ стихотворения Ахматовой «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)»
14 августа 2013
«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» — одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.
Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора.
И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком поэт называет свои чувства, которые появились весной.
Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».
Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.
Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.
Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок».
Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини.
Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».
Так автор показывает, что поэту либо нужно быть обычным земным человеком, со своими эмоциями и желаниями, либо отдать Музе «Божий подарок» — пожертвовать ними и отдать их на алтарь искусства.
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Муза» («Муза-сестра заглянула в лицо…»)
Тема творческого вдохновения раскрывается в стихотворении Анны Ахматовой «Муза». Переплетение двух равносильных чувств: человеческая любовь и творческое начало. Написано разностопным дактилем, оно игриво переливается разными оттенками речи и эпитетами — «взгляд ясен и ярок», «весенний подарок», «нежный цветок», «любовная пытка», «божий подарок».
Повествование ведется от первого лица, от имени самой поэтессы – лирической героини. Она встречается со своей музой, которую любя называет сестрой. Встреча эта происходит в полном безмолвии, только обмен взглядами и муза забирает у нее кольцо – символ любви.
Неизвестно кто подарил его героине, но кольцо описывает Ахматова как «первый весенний подарок», весна ассоциируется с юностью, первыми нежными чувствами, влюбленностью. Муза знает, что делает, потому что ее взгляд «ясен и ярок», то есть она является именно для того, что бы забрать колечко и дать нечто-то большее взамен него.
Героиня обращается к музе со словами: «…ты видишь, как счастливы все – девушки, женщины, вдовы…». Становится понятным, что вдова не может быть счастливой, и все они несут оковы несчастной любви, а героиня готова принять мученическую смерть, лишь бы избежать их участи.
Героиня понимает, что любовь придет и к ней, что она будет гадать на ромашке и познает чувство любви, но сейчас ее сердце свободно. Она преданна только своей музе и служит ей, а когда ее спросят, почему ее глаза не горят огнем любви, поэтесса ответит, что преданна своему вдохновению, своей музе.
Творчество в стихотворении Ахматовой перечеркивает человеческие чувства, вдохновение затмевает любовь, для того чтобы творить поэтессе нужно отречься от всех романтических чувств. Ее муза не признает соперничества.
В стихотворении прослеживается тема судьбы и гаданий: героиня гадает на маргаритке, свеча на окошке, отражения в зеркалах. Что же происходит на самом деле: она убегает от любви, но и в тоже время пытается найти ее. Любовь у нее остается Божьим подарком.
Возможно, что она боится не самой любви, а предательства любимого человека. Об этом говорят ее слова: «…не хочу знать, как целуют другую».
Необычно течет время в данном стихотворении: в первой строфе используется прошедшее время («заглянула», «отняла»), потом действия разворачиваются в настоящем («видишь», «знаю», «жгу»), и переходит в будущее («завтра скажут», «отвечу»).
Но если смотреть на происходящее в целом, то все события разворачиваются в настоящем, в одно мгновение, когда муза заглядывает к героине и забирает ее подарок, именно этим стихотворение начинается и на этом заканчивается.
«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» — одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.
Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора.
И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком поэт называет свои чувства, которые появились весной.
Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».
Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.
Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.
Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок».
Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини.
Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».
Так автор показывает, что поэту либо нужно быть обычным земным человеком, со своими эмоциями и желаниями, либо отдать Музе «Божий подарок» — пожертвовать ними и отдать их на алтарь искусства.
Курсы подготовки к ЕГЭ Москва математика помогут учащимся проверить свои силы в таком важном и сложном предмете, а в будущем успешно сдать экзамены.
Подобные записи
«Муза» А.Ахматова
Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».
Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»
Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно.
По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого.
Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.
Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам.
В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен.
Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы.
Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.
Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.
Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения.
Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается.
И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.
Послушайте стихотворение Ахматовой Муза
Темы соседних сочинений
← Мужество↑ АхматоваМы не умеем прощаться →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatovoj/muza
Анализ стихотворения Ахматовой Муза по плану
Коротенькое стихотворение увидело свет в 1924 году. Стихотворение можно разделить на две части, в которых по одному эпизоду. Первую часть Ахматова ожидает ту самую заветную музу. Уже ночь за окном, а она всё ещё ждёт. Во второй части дождавшаяся музу Анна спрашивает её, она ли муза, а та отвечает: “Я!”.
Динамика сюжета специально предельно простая. Валерия Тюп, доктор филологических наук, считает, что Анна использовала такой приём, чтобы показать, что ожидаемое может появиться неожиданно. Многие стихотворения не имеют заголовка. Это имеет.
Заголовок вводит читателя в курс дела, благодаря заголовку читающий предвкушает появление Музы.
Хоть стихотворение прямо имеет творческий характер, оно затрагивает биографию и факты о поэтессе. Например, вторая строчка, где жизнь висит на волоске. И вправду, был такой период жизни Анны в 20-е годы. На протяжении 1921-1924 гг.
великий деятель культуры был без жилища, ему приходилось пожить вместе с знакомыми. Когда Ахматова занималась стихотворением «Муза», её приютила подруга, которой, между прочим, была Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина, знаменитая актриса, одна из первых манекенщиц Союза, танцовщица.
Жизнь Анны тоже не была спокойной. Она и ее гражданский муд Пунин не смогли зарегистрировать юридически брак потому, что развод Анны и ее бывшего, но официально зарегистрированного мужа не был документально оформлен. Фамилия даже была проблемой. До 1982 года Анна официально не была Ахматовой.
С середины 20-ых годов публика не читала новые и старые стихотворение Анны просто потому, что их не печатали.
Не каждый знает, что стихотворение имеет отношение к одному из греческих богов. Дело в том, что для Анны один Летний сад в Санкт-Петербурге был важным, дорогим, который разместил в себе статую музы лирического жанра Эвтерпа.
На первый взгляд может показаться, что Анна готова жертвовать почестью, любовью, юностью, свободой ради музы. А на самом деле, это мнимо. Анна получает бессмертие, отказавшись от жизненных радостей. Пара слов тонко намекает про Данте Алигьери.
Пришедшей музе Анна задаёт вопрос, эта ли муза говорила гению письма из Италии, как написать «Божественную комедию»? Муза подтверждает, диалог будто резко прекратился.
А всё дело в том, что она нашла бессмертие на века, что так важно для любого деятеля творчества.
Анализ стихотворения Муза Ахматовой
Анна Ахматова своими произведениями смогла покорить множество сердец. По своей природе она была очень интересным и талантливым человеком. Ее шедевры принесли ей большую известность и признание. В основу написания произведений Анна в первую очередь закладывает краткость и лаконичность. Именно эти черты значительно отличают ее стихи от других, придавая им узнаваемости.
1924 год стал не самым лучшим годом ее жизни. В этот самый момент поэтесса берется за создание стихотворения «Муза». Произведение написано достаточно коротко, но даже это не может отнять у автора привычку ярко передать читателю эмоции, переполняющие ее саму.
«Муза» описывает то время, когда автор ожидает своего вдохновения, то есть ждет с нетерпением прихода музы, ведь без нее нет смысла жизни, нет идей для творения. Стих достаточно эпичен и ярок. Но поэтесса не уступает своим принципам и вносит сюда какую-то интригу и загадку.
Произведение наполнено необычной и в тоже время печальной атмосферой.
В основу стихотворения Анна вкладывает свои эмоции и переживания, охватившие ее в то время. Эту линию можно проследить буквально в одной строчке. Происходящее в жизни женщины кажется то ярким, то трагичным.
Была жизнь, был муж, любовь угасла, возникшие новые чувства не оставляли надежды, оставить все так и выйти за другого мужчину у Анны просто не получалось. Как раз, в это самое время, все пошло совсем не так как хотелось в жизни Ахматовой.
Долгое время писательнице приходилось скитаться по съемным квартирам, и даже жить у подруги, которая была известной на тот момент танцовщицей и манекенщицей.
«Муза» погружает читателей в размышление о поэтическом вдохновении, для которого так необходим приход ночной гости — музы. Тесно сплелись сон и явь, и вскоре муза предстала пред поэтом в образе обычной милой гости, держащей дудочку в руке.
Образ самой же музы для писательницы — образ музы всех музыкантов и поэтов, Евтерпы. Героиня строк ожидает нечто новое, новые силы, вдохновение, которое принесет с собой муза.
Но вот когда муза появляется, звучит лишь один вопрос, она ли стала той, которая вдохновила Данте написать «Божественную комедию». И ответ прозвучал, муза подтвердила.
Само общение героини с музой вызывает сильные эмоции. Милая гостья, пришедшая на зов помощи, внезапно пришла, она даже принесла с собой ответы на такие терзающие вопросы. Бессмертие, проявляющееся через строки в стихотворениях это самое важное для каждого поэта. Когда живет творение, живет и автор.
Не нужно почестей, не стоит похвалы, для автора самое главное бессмертие его стихов, который подтвержден приходом музы. Слишком много сил забирает писательство, это понимают многие, но Ахматова воодушевленно старается проносить через свои стихи нечто высшее, необычное, ведущее к бессмертию стихотворений.
По плану
- Анализ стихотворения Ахматовой Реквием
Анна Ахматова выдающаяся женщина, на долю которой выпало слишком много испытаний. Главную и немало важную роль для написания поэмы «Реквием» сыграли личные проблемы поэтессы. Страшные годы, в которых оказалась страна, - Анализ стихотворения Северянина Это было у моря
Игорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением. - Анализ стихотворения Маяковского Ночь
В.В. Маяковский — известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград. - Анализ стихотворения Фета Сосны
Стихотворение «Сосны», написанное Афанасием Афанасьевичем Фетом, впервые вышло в свет в 1855 году. В его подтексте можно обнаружить заложенные туда различные ниточки, из которых позже сплетается клубок иного смысла - Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова 9 класс
Тему революции использовали в своих произведениях многие писатели, Лермонтов не стал исключением. Михаил Юрьевич не мог находиться в стороне, он все больше начинал задумываться о народном восстании. Вспыхивают крестьянские бунты,
Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/muza-po-planu
Анализ стихотворения Ахматовой Муза
Произведение Анны Ахматовой под названием «Муза» написано в 1924 году. Оно достаточно короткое, но, тем не менее, передает все те эмоции, которые вообще хотела передать поэт своему читателю.
Оно красиво, очень эпично, но вместе с тем, как обычно бывает в творчестве у этой писательницы и поэтессы, очередное произведение снова несет с собой какую-то загадку, а также, какую-то необычную атмосферу, немного печальную, и все-таки оно привлекает своей необычностью.
Анна Ахматова – очень интересный человек уже сама по себе. Но кроме того, ее произведения покорили сердца многих людей, и недаром она стала такой известной, также, как и ее стихи.
Стихотворение состоит из восьми строк, но не делиться на строфы отдельно. Но все-таки, критики делят его как бы на два эпизода.
Первая часть стиха – это как бы само ожидание персонажа, которое направлено против героини, как бы самой поэтессы, которая приходит поздно и не так скоро, как хотелось бы тому, который так ждал.
И это уже рассказывается именно во второй половине стихотворения. Но во второй строфе наконец-таки появляется эта «Муза», которую так долго ждали, и наконец-таки дождались.
Анна Ахматова как бы немного добавила автобиографии в стихотворение от себя. Так как одна строка, пусть только одна, но уже как бы немного указывает на то, что происходило в ее жизни так ярко, но, увы, так трагично. Ведь у нее был муж, но которого она не любила.
Без подробностей о ее личной жизни, но она хотела выйти замуж за другого, но этот развод не был оформлен до тех пор. Именно в те годы как-то все пошло не так. И именно строфа «…Жизнь, кажется, висит на волоске…» говорит обо всем. Ведь тогда она даже немного скиталась по квартирам.
Жила у подруги достаточное время, которая была известной танцовщицей и даже первой манекенщицей в то время.
Данте Алигьери – недаром он упомянут в произведении, ведь его произведения – вечны. И поэтесса как бы была готова на то, что получит взамен того, от чего отказаться не готова каждая – бессмертие, как поэтесса.
Анализ стихотворения Муза Ахматовой
Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы. Богиня поэзии приходит подругой-гостьей, и между собеседниками не то во сне, не то наяву завязывается такой диалог:
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Анна Ахматова, которую самые суровые критики признавали божеством в манере владения стихом, в «Музе» затейливо переплетает разговорный и возвышенный стили. Виртуозные строфы, а их всего несколько в стихе, настолько точны, что кажется, будто ты прочел поэму. Когда Муза уходит, с героиней, которая, безусловно, одно лицо с поэтессой, остается бескрайнее небо – страна поэтического вдохновения.
Я любила ее одну. А в небе заря стояла.
Как ворота в ее страну.
Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения.
То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути.
Это почти исповедь перед высшим разумом.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Как понимать в стихотворении тот факт, что Муза и автор беседуют? Видимо, Анна Ахматова «поднимает» себя до уровня этой миссии. Никакого «важничанья» в таком приеме нет. Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова. И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.
Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:
Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слез, ни оправданий.
Похоже, в этих строках поэтесса признается, насколько опустошает, вычерпывает силы писательство, сочинительство. Но все «выжимки» души отданы читателям, поклонникам творчества. И Анна Ахматова счастлива признаться, что вполсилы она ни писать, ни любить, ни жить не умеет.
Переживания, чувства в поэзии Ахматовой всегда доведены до высшего накала. Прекрасно, что в них нет намешано ничего искусственного, надуманного, суетного. Как «учила» поэтессу ее подруга Муза, землю надо освещать добротой и талантом высшей пробы.
Когда читаешь потрясающие строки «Музы», кажется, что у тебя от красоты рифмы и образов немного кружится голова. Но по-другому у классиков разве может быть?
Анализ стихотворения Муза по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/muza
«Муза» А. Ахматова
«Муза» Анна Ахматова
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».
Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно.
По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого.
Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.
Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам.
В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен.
Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы.
Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.
Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.
Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения.
Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается.
И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.
Источник: https://pishi-stihi.ru/muza-ahmatova.html
Муза-Ахматова (на примере анализа цикла стихотворений М. Цветаевой «Ахматовой»)
Цикл стихотворений «Ахматовой» Марина Цветаева посвятила Анне Ахматовой, которая являлась для молодой поэтессы примером для подражания, кумиром, образцом.
В годы написания данного цикла Цветаева была романтически увлечена как её творчеством, так и её личностью.
Марина Цветаева взяла на себя смелость назвать своего кумира Музой — творчество Ахматовой поспособствовало созданию ряда стихотворений.
Ключевые слова:муза-Ахматова, М. Цветаева, цикл стихотворений «Ахматова», лирическая героиня, лирический мотив.
В центре цикла стихов М. Цветаевой — романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Один из образов, который является воплощением Музы в творчестве Марины Цветаевой, — это образ, обращённый к поэту-современнику А.Ахматовой.
Муза-Ахматова предстаёт перед читателем в разных версиях. В данной статье рассмотрим эти вариации.
В первом стихотворении цикла Цветаева называет Ахматову «Музой плача», тем самым подчёркивая глубокое душевное и лирическое начало, которое так важно для создания проникновенных стихотворений.
Цветаева настолько боготворит Ахматову, что готова отдать ей свои душу и сердце. Интересным здесь представляется то, что в качестве образа для таких сравнений у поэтессы возникают ассоциации с различными помещениями.
- Область души и сердца, внутренний мир человека принимают реальные земные очертания благодаря их способности вмещать в себя множество не только эмоций, но и людей, дорогих и любимых «души в нас — залы для редких гостей» [12]:
- Мы коронованы тем, что одну с тобой
- Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
- И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
- Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
- В певучем граде моем купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
— И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! — и сердце своё в придачу [1].
- Поэтесса готова на все ради стихотворчества, она принимает Музу такой, какая она есть, в том числе и «смертоносной»:
- Океаном ли правишь путь,
- Или воздухом — всею грудью
- Жду, как солнцу, подставив грудь
- Смертоносному правосудью [2].
Цветаеву настолько охватывает творческий порыв, что Муза одновременно и «прекраснейшая из муз», и в то же время она то, что причиняет душевную боль, и в данном случае она сродни музе-мучительнице Ахматовой. «О Муза плача, прекраснейшая из муз!» — в этом образе удивительно сочетаются два противоположных начала [11]. Парадоксальная, «двухцветная» характеристика выявляет двойственную природу воплощений:
- О Муза плача, прекраснейшая из муз!
- О ты, шальное исчадие ночи белой!
- Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
- И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы [1].
- Образ, явленный в таком драматическом ключе («шальное исчадие»), и вызывает двоякое чувство: некую смесь восхищения, восторга и ужаса:
- И мы шарахаемся, и гулкое: ох! —
- Стотысячное — тебе присягает, Анна
Ахматова!.. [1].
Чувство восхищения поэтом не останется бездейственным: оно рождает стремление одарить в ответ, в благодарность отдать поэту нечто бесценное, как его дар. Для цветаевской героини такая неразмерная ценность — её родной город.
- В певучем граде моём купола горят,
- И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! — и сердце своё в придачу [1].
Казалось бы, что может быть больше такого безоглядного растворения в любви, столь ярко выраженной самоотверженной готовности отдать «сердце своё в придачу»? В 1921 году она напишет А. А. Ахматовой такие пронзительные слова: «Мне так жалко, что всё это только слова — любовь — я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли» (из писем М. Цветавой к А. Ахматовой).
Поэтесса как всегда неожиданно высказывает свои чувства. И если любовь предстаёт у М. Цветаевой в образе вечной и мудрой старухи, то плач, наоборот, теряет всю свою обыденность и возвеличивается, принимая образ страдающей, чёрной, но прекрасной женщины. Однако эта боль сладостна и приятна поэтессе:
- Ах, я счастлива! Никогда заря
- Не сгорала — чище.
- Ах, я счастлива, что, тебя даря,
- Удаляюсь — нищей,
Что тебя, чей голос — о глубь! о мгла! –
- Мне дыханье сузил,
- Я впервые именем назвала
- Царскосельской Музы [3].
- То, что даёт Муза Марине Цветаевой — это вовсе не легкая блаженная радость, это — бремя и тяжесть, поэту нелегко быть поэтом. В данном случае поэт сильно зависит от своей Музы, она им правит:
- Что, на сердце вóроном налетев,
- В облака вонзилась.
- Горбоносую, чей смертелен гнев
- И смертельна — милость.
- Что и над червонным моим Кремлем
- Свою ночь простёрла,
- Что певучей негою, как ремнём,
- Мне стянула горло [3].
В данной зарисовке даже портретно узнаётся цветаевская муза-кумир — А. Ахматова.
- Муза Цветаевой — это могучий, яростный образ, который не постепенно и плавно приходит к поэтессе, а врывается бурей. Муза-Ахматова — мятежница:
- Ты, срывающая покров
- С катафалков и с колыбелей,
- Разъярительница ветров,
- Насылательница метелей,
- Лихорадок, стихов и войн,
— Чернокнижница! — Крепостница!
Я заслышала грозный вой
Львов, вещающих колесницу [2].
Стихотворение написано в форме обращения к А.Ахматовой. Поэтесса не называет её имени, а постоянно использует различные словосочетания: «разъярительница ветров», «насылательница метелей» и эпифору «чернокнижница».
М. Цветаева очень образно объясняет, почему так подходит Анне Ахматовой подобная характеристика: и внешность её — чёрная-горбоносная, и пристрастие к книгам, и чудодейственная холодность и спокойствие её стихов.
- Будет крылышки трепать
- О булыжники!
- Чернокрылонька моя!
- Чернокнижница!
Сравнение «чернокрылонька» так же сочетает в себе, с одной стороны, образ А.Ахматовой (черные глаза и волосы), с другой — обтрёпанные крылья ахматовской «царскосельской музы».
- Лейтмотивом сквозь цикл «Ахматовой» автор проводит образ Музы, которая отождествляется с великой всемогущей силой, причем зачастую — божественной.
- В порыве восхищения талантом своей великой современницы и коллеги по поэтическому цеху Марина Цветаева в стихотворении «Златоустой Анне-всея Руси…» изображает Ахматову в роли «златоустой» литературной царицы:
- Златоустой Анне-всея Руси
- Искупительному глаголу, —
- Ветер, голос мой донеси
- И вот этот мой вздох тяжёлый [4].
Надо обратить внимание на то, что данное стихотворение по своей форме и содержанию похоже на молитву-прошение, где Марина Цветаева пытается наладить невидимую, божественную связь со своей Музой (по форме данное стихотворение близко периодически появляющимся в творчестве Ахматовой жанрам молитвы и исповеди. В её поэзии есть стихотворения, которые так и называются — «Молитва» и «Исповедь»).
Для М. Цветаевой Ахматова была единственной достойной соперницей среди современниц, представлявших женскую лирику, в строках чувствуется восхищение и готовность признать её превосходство. М. Цветаева любила поэзию и всех её служителей, все талантливое в поэзии признавалось ей безусловно:
Ты в грозовой выси
Обретённый вновь!
Ты! — Безымянный!
Донеси любовь мою
Златоустой Анне — всея Руси! [4].
- Божественное проявляется и в стихотворении Цветаевой «У тонкой проволоки над волной овсов…». Проявляющий голос — это запредельный, магический голос, символизирующий Музу:
- У тонкой проволоки над волной овсов
Источник: https://moluch.ru/archive/102/23051/
«Образ Музы в поэзии А. А. Ахматовой»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Рождение Музы………………………………………………………………………………………4
2. Эволюция образа Музы А.Ахматовой……………………………………………………..7
3. Муза Ахматовой о трагическом времени XX века…………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………………………..13
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что со временем не иссякает интерес к творчеству поэтов начала 20 века. Их поэзия дает возможность прикоснуться к их времени, к их идеалам.
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой – особое явление в литературе «серебряного века» и последующих времен. Анна Андреевна Ахматова — большой и серьезный поэт, принесшая в литературу «поэтику женских волнений и мужских обаяний»1.
В ее творчестве сочетаются как традиционные темы русской классической поэзии, так и новые, характерные для ее времени.
Ахматова добавила в поэзию свое неповторимое звучание, свой взгляд на поэзию и ее назначение, обогатила ее своей душой, необыкновенно тонкой, цельной, талантливой.
Особое место в поэзии Ахматовой занимает образ Музы. Муза Ахматовой не похожа на Муз других времен и поэтов: ни на греческих, ни на современных. Она особая, индивидуальная, словно стоит над миром. Она одета в прекрасную оболочку женщины, пленительно-чарующей и кроткой, но способной быть сильной и непреклонной. Поэтесса всегда узнает свою Музу в лицо, какую бы маску та ни надела.
Цель данной работы – рассмотреть образ Музы в поэзии А.Ахматовой.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить процесс рождения Музы Ахматовой.
2. Проследить эволюцию образа Музы А.Ахматовой.
3. Рассмотреть образ Музы Ахматовой в трагическом времени XX века.
Предметом работы является поэзия А.А.Ахматовой.
Объектом – образ Музы в поэзии А.Ахматовой.
- Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка используемой литературы
- 1. Рождение Музы
- За короткое время своего развития в конце 19 — начале 20 века новые литературные течения в России выдвинули целый ряд поэтов, творчество которых выразило существенные черты времени, внесло особенный вклад в русскую и мировую литературу.
Среди них – Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса «серебряного века». Современники признавали, что именно Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов»2.
До Ахматовой мировая литература знала много женщин-поэтесс, но только Анне Андреевне Ахматовой удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом.
Именно Ахматова впервые в русской литературе представила в своем творчестве лирический характер женщины.
Начиналось творчество поэтессы в Царском Селе, где прошли ее юные годы. Дух юного Пушкина, с которым общалась Ахматова в «садах Лицея», стал в ее поэзии и судьбе путеводной звездой, великий поэт незримо присутствовал в ее стихах. «Смуглый отрок» в аллеях Царского Села перекликается со смуглой ахматовской Музой:
- Муза ушла по дороге,
- Осенней, узкой, крутой,
- И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой…3
Образ Музы является в лирике А. Ахматовой в образе «сестры», «двойника», «иностранки», «палача»; «странной», «стройной», «смуглой»; «в дырявом платке», «насмешливой».
Этот образ открывает нам этические и эстетические взгляды поэта в разные годы: от поиска «своего» голоса и следования традициям молодой А.
Ахматовой, до осознания важности гражданской темы и осмысления автором своего места и собственного образа и судьбы во времени.
Лирическая героиня стихотворения «Музе» (1911) противопоставляет себя всем «девушкам, женщинам, вдовам», которым дано испытать обыкновенное, земное женское счастье.
Ощущение отсутствия свободы («только не эти оковы») возникает у героини от необходимости сделать выбор между любовью и творчеством. Муза-сестра отбирает у нее кольцо («первый весенний подарок», «Божий подарок»), которое является символом благословенной земной любви.
Муза дает поэту творческую силу, но взамен лишает возможности наслаждаться полнотой самой жизни, которая превращена источник поэтической фантазии.
- Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
- «Взор твой не ясен, не ярок…»
- Тихо отвечу: «Она отняла
- Божий подарок»4.
В поэзии А. Ахматовой важен мотив двойника, связанный с темой творчества и создающий трагический пафос. Стихотворение «Три раза пытать приходила…» (1911) в черновом автографе называлось «Двойник».
Ахматова не называет Музой ту, которая приходила пытать, однако именно с ней в ранних стихах Ахматовой связан мотив двойника. Для лирической героини земная радость невозможна, но еще страшнее то, что ее любовь несет смерть возлюбленному.
Кажется, что вина за эту смерть возникает в душе женщины-поэта без какой-либо объективной причины, в произведении существует только намек на то, что наказание последует за ее поэтическое творчество:
О, ты не напрасно смеялась,
Моя непрощенная ложь!
Сама А. Ахматова особо выделяла стихотворение «Я пришла тебя сменить, сестра…», которое относится к раннему творчеству (1912). В нем она говорила, что сама до конца его не понимает, хоть «оно и оказалось провидческим»5.
Поэзия, с точки зрения А.Ахматовой, ассоциируется со светом «высокого костра»: чтобы родился стих, поэт должен испытать любовь, страдание, должен сгореть в огне любви, творчества. А.
Ахматова о том, насколько связано личное и всеобщее в творчестве, писала: «Одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет».
Для поэзии любовь уже не «костер», который охраняется одним человеком, а «белое знамя», «свет маяка», который горит для всех, указывает людям путь.
- Рождение песни художником воспринимается Ахматовой как обряд похорон самого себя, своих чувств. Муза-сестра занимает место отстрадавшей женщины, становится ее двойником, живет ее жизнью:
- Мои одежды надень,
- Позабудь о моей тревоге,
- Дай ветру кудрями играть6.
Героиня уступает Музе свой «костер» безропотно, потому что понимает: самое страшное для нее — «тишина», молчание, безмолвие. В последней строфе образы неуловимо сливаются воедино; у Музы один путь — судьба художника, отрекающегося от личного счастья ради того, чтобы освещать дорогу другим.
2. Эволюция образа Музы А.Ахматовой
Образ Музы в поэзии А.Ахматовой изменялся со временем в процессе творчества. В стихах, написанных во второй половине 1910-х годов, характерными деталями образа Музы становятся «еле слышный» голос; пение «протяжное» и «унылое», дырявый платок; она «изнеможенная», ее голова склоненная «в веночке темном».
В середине 20-х годов в лирике Ахматовой появится другая Муза — суровая, немногословная и сильная:
А мы живем торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч…
(«Ведь где-то есть простая жизнь и свет…», 1925).
Умение переживать ответственность за несовершенные преступления, готовность искупить чужие грехи делают лирическую героиню А. Ахматовой цельной личностью, готовой к трагической роли. После первой мировой войны и революции, после смерти А. Блока, Н.
Гумилева в творчестве Ахматовой появляется связь смерти возлюбленного с темой судьбы поколения. В стихотворениях появляется ощущение вины лирической героини за преступления своего века («Я гибель накликала милым…», 1921; «Новогодняя баллада», 1922).
Очень важным стихотворением, раскрывающим развитие темы поэта и поэзии в послереволюционном творчестве А. Ахматовой, можно считать стихотворение «Муза» (1924).
Исследователями творчества Ахматовой не раз отмечалась связь ее произведения с «голосом» Данте, однако, на наш взгляд, не менее важной является в тексте связь с пушкинским «Пророком». А.Ахматова этим старается подчеркнуть непрерывность культуры, не подвластной времени.
Ведь Муза — существо божественного происхождения, она не знает условностей земного существования, не знает прошлого, настоящего и будущего; она подобна шестикрылому серафиму.
В первых строках восьмистишия «Музы» 1924 года образ «милой гостьи с дудочкой в руке» еще напоминает идиллию, он обманчив, но в последних открывается бездна, ведь главный образ стихотворения не гостья, а лирическая героиня, которая ожидает Музу и стремительно преображается во второй строфе.
Можно сказать, что стихотворение имеет сюжет, в котором присутствуют все важнейшие слагаемые: духовное томление — явление посланника — открытие истины. Поэт переживает момент духовного озарения, потрясения, как в пушкинском стихотворении.
В первой половине произведения А. Ахматова как будто подвела итог своему раннему творчеству, в котором Муза была ей сестрой, двойником, соперницей, милой смуглой гостьей.
Она приходила пытать героиню, лишала ее счастья любить и быть любимой, но дарила способность творить. Муза отнимала свободу, однако несвобода, которую она оставляла, казалась слаще всего.
Можно сказать, что между лирической героиней и ее двойником установились «личные» отношения. Такую гостью и ожидает поэт:
- Когда я ночью жду ее прихода,
- Жизнь, кажется, висит на волоске.
- Что почести, что юность, что свобода
- Пред милой гостьей с дудочкой в руке7.
А появляется Муза, вовсе не милая, не многословная. Она открывает истину не словом, как это делает серафим в «Пророке» А. Пушкина («восстань», «виждь», «внемли», «исполнись», «жги»), а жестом («И вот вошла. Откинув покрывало, / Внимательно взглянула на меня»). Муза похожа на Беатриче в «Божественной комедии» Данте, появляется под покрывалом.
Ее молчание означает, что она Муза трагедии, что там, откуда она пришла, все молчат от скорби, что между нею и лирической героиней нет борьбы. Муза теперь — нечто сверхличное, она не может и не хочет принимать от художника слов «не могу», но требует беспрекословного исполнения своей обязанности: «должна».
Героиня узнает ее, все понимает без слов («Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала / Страницы Ада?» Отвечает: «Я»).
У Музы Ахматовой нет соперниц, это божество, перед которым все отступают, давая ей дорогу. Сама поэтесса не только благоговеет перед своей подругой и вдохновительницей, но и «смеет» с ней разговаривать. В этом видна возвышенность души самой Ахматовой, которая ярко, широко и смело шагнула в русскую поэзию, сказав в ней свое яркое, неповторимое слово.
3. Муза Ахматовой о трагическом времени XX века
В стихах о трагическом времени русского XX века, о его войнах и революциях ахматовская Муза заявляет о себе уже не как «я», а как «мы», видя себя частью поколения, частью всего народа. В стихотворении «Все расхищено, предано, продано…» голос лирической героини звучит теперь как голос русского поэта, общим голосом поколения:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано8…
- Стихотворения Ахматовой — всегда один миг, но миг длящийся, незавершенный, еще не разрешившийся. Ее Муза не прячется в спокойствие комнат, не снижается до шепота, а рвется на улицу, на площадь, к народу, как некогда некрасовская « Муза мести и печали»:
- Не лирою влюбленного
- Иду прельщать народ —
- Трещотка прокаженного
- В моей руке поет9.
- Муза поэтессы в 30-е годы становится национальным голосом вдов, сирот и матерей, который достигает вершины в «Реквиеме»:
…О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Пусть так же они поминают меня
В канун моего погребального дня..
Своеобразие Музы Ахматовой и в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи, как свою собственную. Великая Отечественная война 1941-1945 годов прервала на время ужас сталинских репрессий, но принесла новую беду:
Ленинградскую беду
Руками не разведу…
- Стихотворение «Мужество» звучит как клятва от имени всего народа:
- И мы сбережем тебя, русская речь,
- Великое русское слово.
После Великой Отечественной войны Ахматова продолжала работать, творить: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны»10.
С середины 1950-х годов наступает очень плодотворный период ахматовской лирики. Поэтесса словно всматривается в судьбу своей героини, полвека переживавшей исторические события как факты собственной биографии.
Образ Музы, с одной стороны, свидетельствует о неразрывной связи жизни и творчества автора с трагическими событиями XX века, он в определенной степени документален, политичен («Кому и когда говорила…», 1958; «Моею Музой оказалась мука…», 1960; «Словно дочка слепого Эдипа…», 1960).
С другой стороны, неземная природа Музы подчеркивается в тех произведениях, где А. Ахматова пристально изучает творчество и читательское восприятие других поэтов.
Лирическая героиня Ахматовой вновь обретает двойника, который живет в сознании читателя, теперь она сама — «тишина», Песня или, возможно, Муза другого поэта («Почти в альбом», 1961; «Все в Москве пропитано стихами…», 1963; «Полночные стихи», 1963-1965).
Таким образом, образ Музы в поздней лирике А. Ахматовой позволяет увидеть постепенное изменение интереса поэта с темы истории на размышления о времени, о человеческой памяти как единственной возможности его преодоления.
Заключение
Таким образом, Муза А.А.Ахматовой особая, индивидуальная. Она постоянно меняется от Музы — «сестры», «двойника», «иностранки», «палача»; «странной», «стройной», «смуглой», «в дырявом платке», «насмешливой» до суровой, немногословной и сильной.
Ахматовская Муза находится на пьедестале, который недосягаем, она вдохновляет и живет вместе с поэтом, она не терпит соперниц, с нею лишь иногда может советоваться, беседовать только сама поэтесса. Она сама подобна божественной музе, которую поэтесса зовет в подруги.
Ахматова дышит и живет высокими нравственными помыслами.
Ахматовская Муза — это ее несравненный талант, который вел женщину по жизни, который позволял вынести все испытания судьбы с высоко поднятой головой, который оставлял ее сердце горячим, живым.
С Музой Ахматовой, как с живым, обыкновенным человеком, можно вступить в разговор, можно спрашивать, просить и умолять. А она, как живой человек, может ответить. А может молчать — и это самое страшное для поэта. Ведь именно Муза дает самую великую для поэта награду — дар «пречистого слова», «священного глагола».
Список используемой литературы
-
Ахматова А.А.Автобиография/Ахматова А.А.- М.: Просвещение. -2013.- 17с.
-
Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — 376с.
-
Чуковский К.И. Современники/К.И.Чуковский.- М.: Приор, 2013.- 311с.
-
Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Кн.1. 1939-1941гг/Л.Чуковская.- М.: Академия, 2014. — 285с.
1 Чуковский К.И. Современники/К.И.Чуковский.- М.: Приор, 2013.- С.156
2 Чуковский К.И. Современники/К.И.Чуковский.- М.: Приор, 2013.- С.151
3Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.37
4Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.44
5Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С. 74
7Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.101
8 Ахматова А.А. Избранное/А.А.Ахматова — М.: Олма-пресс, 2014. — С.107
10 А.Ахматова. Автобиография./А.Ахматова.-М.: Приор, 2014.-С.6.
Источник: https://infourok.ru/obraz-muzi-v-poezii-a-a-ahmatovoy-1605445.html