Жизнь и творчество ивана билибина — сообщение доклад

Иван Билибин широко известен, прежде всего, как иллюстратор русских народных сказок.

Он разработал свой собственный художественный стиль на основе популярного в то время модерна и русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот стиль, называемый не иначе как «билибинский», популярен и в наше время.

Он является своеобразной визитной карточкой российской иллюстрации. Очень многие современные художники стремятся подражать его графической манере.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Биография Ивана Яковлевича Билибина: ранние годы

Родился художник 4 августа по старому стилю или 16 августа по новому в 1876 году в с. Тарховка недалеко от Петербурга. Род Билибиных имеет очень древние корни. Их фамилия упоминается еще в документах 17 века. А портреты прадедов Билибина, знаменитых купцов, занимают почетное место в Эрмитаже. Его отец был военно-морским врачом и тайным советником, а мать композитором.

Билибин еще в детстве проявил склонность к рисованию. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе Императорского общества поощрения художеств. Однако вопреки тяге юного Ивана к творчеству, отец хотел видеть своего сына юристом. Послушный Иван, следуя воле отца, поступает на юридический факультет, но не бросает и занятий живописью.

После окончания университета художник поехал в Германию обучаться в мастерской у живописца А. Ашбе. Сюда приезжали студенты со всех уголков мира. После непродолжительного обучения он возвращается в Петербург и посещает занятия в мастерской Ильи Репина в качестве вольного слушателя. А через несколько лет поступает в художественное училище при Академии искусств.

Вскоре он становится почетным членом творческой организации «Мир искусства».

Первые иллюстрации

Интерес к народному стилю у молодого художника проявился под влиянием картины Виктора Васнецова «Богатыри», которую он увидел на одной из выставок. Атмосфера русской старины настолько его очаровала, что он отправляется в путешествие по сельским глубинкам.

Гуляет там по дремучим лесам, рисует старые деревянные избушки, орнаменты и всячески проникается духом старины. После этого он начинает создавать рисунки в своем уникальном стиле.

Первые книжные иллюстрации Иван Билибин рисует к сказкам из сборника Александра Афанасьева.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

«Царевна-Лягушка», «Иван-царевич», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — самые из них. Эти книги моментально стали популярными благодаря не только необычной стилизации, но и особому видению народных сказочных образов Бабы-Яги, Змея Горыныча, богатырей, Ивана Царевича.

Билибин не только рисовал персонажей, но и заключал каждую иллюстрацию в декоративное обрамление с орнаментом, который соответствовал характеру сказочных героев. Он также оформлял обложки книг, а названия писал шрифтом, стилизованным под старинную славянскую письменность.

Поездка на север

Однако решающую роль в биографии Ивана Билибина и формировании его как иллюстратора сыграли поездки в Архангельскую и Вологодскую губернии, а оттуда в Карелию, куда его отправило в так называемую командировку общество «Мир искусства».

Там живописец открыл для себя быт русского севера, его архитектуру, искусство. Время в тех местах как будто замерло.

Художник увидел людей в национальных костюмах с вышивкой, познакомился с лубочным стилем росписи кухонной утвари, предметов домашнего обихода, жил в избе с резными ставнями, рисовал старые деревянные церкви. Все это впоследствии и будет отражено в картинах Ивана Билибина. Эти поездки были очень продуктивными.

Художник привез с собой множество рисунков, набросков, фотографий, а затем написал несколько статей на основе своих заметок. Этот материал помог ему в работе над театральными декорациями, а также над следующим циклом иллюстраций, на этот раз к сказкам Пушкина.

Оформление произведений великого поэта

Билибин начал работу с известной и многими любимой «Сказки о царе Салтане». Он с высокой точностью проработал не только окружение персонажей, но и костюмы героев, а также старинную архитектуру.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

В этих сказках он позволил себе некоторые эксперименты со стилем. Так, например, на картине Ивана Яковлевича Билибина, изображающей бурное море, волна очень сильно похожа на работы японца Кацусика Хокусая. А в «Сказке о золотом петушке» четко прослеживается лубочный стиль. Все иллюстрации к этому произведению были куплены Третьяковской галереей.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Книжки с картинками Билибина очень полюбились публике. Их отличали красота и гармоничность как рисунка, так и оформления, приятные глазу цветовые сочетания, колоритные персонажи, детализированные красочные наряды. Изюминкой также был стилизованный шрифт.

За всем этим скрывался огромный труд художника. Он начинал работу с наброска, потом переводил его на кальку, далее отрисовывал на бумаге, а уже затем обводил контуры рисунка тушью.

На финальном этапе работы он делал цветовую заливку акварелью. Причем использовал он исключительно локальные цвета без градиента.

Поражает то, с какой аккуратностью он воспроизводил многочисленные орнаменты, выписывал мелкие детали.

Революция и двуглавый орел

Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику. От Временного правительства ему поступает заказ на оформление герба.

Билибин нарисовал сказочного двуглавого орла, которому суждено было войти в историю, потому что с 1992 года он изображается на всех российских банкнотах.

Кроме того, Гознаку принадлежат авторские права на некоторые эскизы и наработки художника.

Работа в рекламе

Иллюстратору удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода «Новая Бавария».

Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: «Золотое Руно», «Шиповник», «Московское Издательство». Рисовал Билибин также театральные афиши, эскизы для почтовых марок.

Его с удовольствием печатали, и продукция с его картинками была нарасхват.

Преподавательская деятельность и личная жизнь

Иван Билибин успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками. Он преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Его учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Примерно в тот период Билибин женится, и его первой женой стала Мария Чемберс, художник-оформитель. Она тоже окончила упомянутую школу. У них родилось двое сыновей. Однако брак не был счастливым и через несколько лет они разошлись. После чего Мария с сыновьями уехала жить в Англию.

Иван женился второй раз на одной из своих учениц Рене О'Коннель. После обучения она стала работать художником на фарфоровом заводе. Детей в этом браке не было. Через пять лет они развелись.

Его третьей и последней супругой стала Александра Щекатихина-Потоцкая. Она тоже была его бывшей ученицей и художником по фарфору, как и предыдущая жена. Александра будет сопровождать Билибина во всех его переездах и останется с ним до самого конца.

Иван Яковлевич активно участвовал в возрождении художественных традиций и декоративно-прикладного искусства Руси.

Ему принадлежат такие строки: «Старую художественную Русь открыли совсем недавно, точно Америку. Хоть занесена она толстым слоем пыли и вся заплесневела, но все же она прекрасна».

Его деятельность способствовала интересу не только к древнерусскому творчеству, но и к быту, обычаям, культурному наследию.

Переезд в Крым

Будучи уже известным и признанным художником-иллюстратором, Иван Яковлевич приобрел участок земли на Южном берегу Крыма в бухте Батилиман.

Согласно историческим данным, вместе с живописцем большой участок покупали еще несколько представителей интеллигенции, среди которых были писатели Александр Куприн, Владимир Короленко, художник Владимир Дервиз и профессор Владимир Вернадский.

Они разделили землю между собой с помощью жеребьевки. Билибину выпал участок на берегу моря с маленькой рыбацкой хижиной, которую он превратил в мастерскую. Там он поселился на несколько лет.

Жизнь в Египте

В начале 20-х годов Билибин отправляется жить в Египет. Одной из причин такой резкой смены места жительства могли стать разногласия с советским правительством после Октябрьской революции.

Он поселился с женой Александрой в Каире. Там он живет и работает над фресками для храмов в византийском стиле, а также изучает местное искусство, архитектуру. В то время он много путешествует по Кипру и Сирии.

Забросив на время книжную графику, он создает преимущественно портреты и пейзажи в реалистичной манере. Потом решает перебраться с семьей в Александрию.

Там состоялась первая персональная выставка картин Ивана Яковлевича Билибина.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Работа в Париже

Спустя пять лет из Египта живописец отправляется в Париж, где проявляет себя как талантливый театральный декоратор и дизайнер по костюмам, используя полученные на родине знания и опыт.

Он создает декорации для опер и спектаклей, таких как балет композитора Стравинского «Жар-птица», опера «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане». Возвращается также Иван Билибин к иллюстрациям и работает над французскими сказками.

В Париже живописец создал благотворительный фонд в поддержку художников-эмигрантов.

Незадолго до возвращения на родину он работает над большой настенной росписью «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.

Возвращение домой

Несмотря на успешную работу во Франции, художник решает вернуться в родной город, теперь уже Ленинград.

Это был очень рискованный поступок, так как на родине его вполне могли ожидать жестокие репрессии со стороны советских властей, которым они подвергли многих, вернувшихся из эмиграции художников, писателей, актеров и других представителей интеллигенции. Но Билибину посчастливилось, и эта участь обошла его стороной. Видимо, его заслуги в области культуры оказали решающее значение.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Он начинает сотрудничество теперь уже с советскими издательствами и театрами. Оформляет спектакли «Полководец Суворов», «О царе Салтане».

Последними произведениями Ивана Яковлевича Билибина стали иллюстрации к «Песне про царя Ивана Васильевича и купца Ивана Калашникова» и роману «Петр Первый», в которых он пытался придерживаться своего стиля, несмотря на строгие ограничивающие рамки советской системы.

Смерть

В том, что возвращаться все-таки плохая примета, можно убедиться на примере печальной кончины великого художника. Через пять лет после его возвращения началась война, город был осажден.

Неизвестно, не смог он выехать из блокадного Ленинграда или добровольно от этого отказался. Но даже в такое тяжелое время он продолжал творческую деятельность.

Глубоко переживая за терзаемую войной родину, он написал оду в стихах, которую опубликовали уже после его смерти.

Скончался художник Иван Билибин в блокадном Ленинграде зимой в 1942 году от голода. Похоронен он в общей могиле вместе с профессорами Художественной академии.

Творчество Ивана Яковлевича произвело неимоверный сдвиг в российском искусстве в целом и в иллюстрации в частности. Его картины — это истории в миниатюре, по которым вполне можно изучать древнерусский быт, культуру и обычаи. При этом популярность билибинского стиля шагнула далеко за пределы его родины.

Книги с работами художника продолжают печататься и в наше время. Его художественное наследие насчитывает сотни иллюстраций не только к русским сказкам, но и к зарубежным, а также множество уникальных декораций и костюмов к спектаклям и театральным постановкам, многочисленные эскизы фресок и настенных панно.

Иван Билибин возродил исконные творческие традиции народов Руси, адаптировал их и сделал доступными для современников.

Источник: https://www.syl.ru/article/369411/bilibin-ivan-yakovlevich-biografiya-i-tvorchestvo-hudojnika

Иван Билибин: жизнь и творчество художника

Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства», автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Биография художника
  • Творчество Ивана Билибина
  • Интересные факты из жизни Ивана Билибина
  • Картины Ивана Билибина
  • Библиография

Иван Билибин родился 16 августа (4 августа по старому стилю) 1876 года, в Тарховке, близ Петербурга. Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии Антона Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини Марии Клавдиевны Тенишевой у Ильи Ефимовича Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства».

В 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Читайте также:  Серая шейка - краткое содержание рассказа мамина-сибиряка

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В.Кузьмин, Рене О’Коннель, К.Д.Воронец-Попова.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

21 февраля 1920г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж.

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Творчество ивана билибина

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898).

Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которой столь увлекался за 100 лет до этого Федор Толстой и которая стала фактурной основой рисунка в современном Билибину художественном стиле «модерн».

Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным.

Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Иван-Царевич и Жар-Птица

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Иван-Царевич и Василиса Прекрасная

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Иван Царевич и Царевна-лягушка

После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.

С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, но прежде всего русского. Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром (идея режиссера и теоретика театра Н.Н.Евреинова), Билибин участвовал в антерпризе С.

Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.

Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции.

Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии.

Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Интересные факты из жизни ивана билибина

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году.

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.
  • Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.
  • Голынец Г. В. Иван Билибин. Л., Аврора, 1988.
  • Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.
  • И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы / Сост., предисл. и примеч. В. В. Беляков. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына / Русский путь, 2009.
  • Судейкина В. А. Дневник 1917—1919 / Подг. текста, вступительная статья, комментарий И. А. Меньшовой. М.: Русский путь, 2006.
  • Волшебный замок Российской империи: альбом. — Н. Новгород: Литера, 2013. — 256 с., илл.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, to-name.ru, web-gallery-1.com, russian7.

ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Иван Билибин: картины художника

Иван Билибин — все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иван Билибин: жизнь и творчество художника

3.9 (77.59%) 133 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/bilibin-ivan.html

Сообщение о художнике Билибине

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Краткое сообщение о Билибине Иване Яковлевиче расскажет о великом русском художнике и иллюстраторе. Доклад о художнике Билибине Вы можете дополнить интересными фактами.

Иван Билибин сообщение

Билибин Иван Яковлевич родился в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии, 4 августа 1876 года в семье военного врача. Когда ему исполнилось 12 лет, мальчика отдали в гимназию, которую он с блеском закончил. После следовало обучение в Петербургском университете. Однако увлечение живописью с малых лет дало о себе знать.

На втором курсе университета Иван Билибин отправляется в Мюнхен, чтобы взять уроки живописи у профессора Ашбе. Начиная с 1898 года обучается у Репина и определяется с выбором живописной манеры после посещения выставки художника Васнецова. Его стиль сочетал национальные мотивы, динамичный рисунок, подробно вписанные детали, яркую цветовую гамму.

В 1899 году он стал участником «Мира Искусств» Дягилева.

Иван Билибин создал много произведений на тему русских сказок. Первые иллюстрации вышли в 1901 году, после которых автор стал знаменитым.

Ему принадлежит иллюстрирование таких сказок, как «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок»  (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910).

Корме того, автор занимался оформлением журналов «Золотое Руно», «Мир Искусства», «Московского Книгоиздательства» и издания «Шиповника». 

Кроме книжной иллюстрации Билибин создавал декорации и костюмы для театральных постановок, занимался преподавательской деятельностью.

6. После революции 1917 года Билибин уехал из Петрограда в Крым, где жил на даче, а три года спустя эмигрировал в Египет. Он жил в Каире, затем переехал в Александрию. Художник оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма, а также для вилл богатых купцов. После путешествия по Сирии и Палестине в октябре 1924 года Билибин поселился в Александрии.В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».

Произведение Ивана Яковлевича Билибина в «стиле рус» было необычайно популярно в Европе. 

В 1936 году автор принимает решение возвратится на родину, примирившись с советской властью.

Его окружили почетом и приняли на должность профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Вскоре он получил степень доктора искусствоведения.

  Жизнь художника Ивана Билибина оборвалась 7 февраля 1942 года в ходе блокады Ленинграда. Он не пережив холода и голода, умер на посту. 

Иван Билибин интересные факты 

  • Будущий художник хотел стать юристом и в 1900 году успешно окончил полный курс юридического факультета Петербургского университета.
  • Работал в сфере рекламы. В Петербурге, на месте завода минеральной воды «Полюстрово», находилось «Акционерное общество пиво-медоваренного завода «Новая Бавария». Для него Билибин создавал картинки и рекламные плакаты.
  • Первый опыт в сценографии осуществился в оформлении оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова для национального пражского театра. Дальше следовали эскизы декораций и костюмов для опер «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Садко», «Борис Годунов».
  • Когда жил в Каире, то занимался оформлением домовой русской церкви в помещении клиники, которую устроили русские врачи. Также создал проект по сооружению иконостаса для храма.
  • С 1925 года является членом-основателем парижского общества «Икона».
  • Выполнял эскизы иконостаса и фресок на Ольшанском кладбище (Чехия) для русского храма.

Надеемся, что Иван Билибин доклад помог узнать много полезной информации о русском иллюстраторе. А краткий рассказ о Иване Билибине 3 клас Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Источник: https://kratkoe.com/soobshhenie-o-hudozhnike-bilibine/

Доклад о Билибине для 3, 5 класса сообщение

Билибин Иван Яковлевич был рожден в поселке Тарховка вблизи Петербурга в 1876 г. в интеллигентной семье. С 1888 г. проходил обучение в гимназии. В 1896 г. он окончил ее, став серебряным медалистом. До 1900 г. И. Я.  Билибин учился в Университете Санкт-Петербурга по юридической специальности.

Тяга к изобразительному искусству ни на минуту не оставляла молодого человека. Одновременно, он изучал живопись в специальной школе, учился в художественной мастерской Антона Ашбе в Мюнхине. С 1998 г. его наставником был великий живописец Илья Репин. С 1900 по 1904 г.

познавал азы искусства в художественном училище.

В это время Иван Яковлевич увлекся созданием иллюстраций. Сегодня эти чудесные изображения можно увидеть во многих детских книгах. Сюжеты известных сказок Пушкина оживают в сопровождении иллюстраций Билибина.

Иллюстратор для своих картин посещает различные деревни и изучает деревянную архитектуру. Эти знания помогают воссоздать образы сказочных теремов и строений. У художника формируется свой особенный «билибинский» стиль написания картин, хорошо узнаваемый с первого взгляда.

Талант И. Я. Билибина не ограничивается только иллюстрациями, его приглашают для оформления спектаклей и в 1909 г. в одном из театров Москвы он создает сказочное оформление оперы «Золотой петушок». По заказу делает эскизы костюмов для различных постановок.

С 1907 г. преподает в художественной школе.

В 1912 г. художник получает участок земли в Крыму в Балтимане. На самом берегу Черного моря он строит небольшую мастерскую и продолжает рисовать. Прекрасная природа полуострова способствует написанию новых произведений. На лето он приезжает сюда отдыхать, а к осени отправляется в Петербург, где преподает в художественной школе.

В России начинается революционное движение, и художник окончательно переезжает в Балтиман. На территории Крыма проходят военные действия и Билибин вынужден отправиться в эвакуацию.

В 1920 г. пароход, на котором находился Билибин, прибывает в Египет. Долгих пять лет художник прожил в этой стране в г. Каире. Находясь в эмиграции, он изучает византийский стиль, искусство Древнего Египта и работает над созданием эскизов панно и фресок.

С 1925 г. Билибин проживает в Париже, где плодотворно трудится над созданием декораций к театральным постановкам. Его приглашают для оформления балета «Жар-Птица» в Аргентине и других постановок в Чехии.

Читайте также:  Щука - доклад сообщение (1, 2, 3, 4, 9 класс)

Не забывает Билибин и о написании иллюстраций к сказкам Гримм, «Тысяча и одной ночи».

Доклад №2

Иван Яковлевич Билибин – русский художник и иллюстратор. Появился на свет 16 августа 1876 года в селе Тарховка около Санкт-Петербурга. Отец Ивана Яковлевича работал врачом на военном судне, позже госпитале. А  мать занималась музыкой, отлично играла на рояле. Сам художник был трижды женат.

Билибин – образованный. Хорошо учился, на отлично окончил гимназию, поступил в юридический университет в Санкт-Петербурге. Во время обучения в университете увлекается рисованием и учится у Антона Ашбе в городе Мюнхене.

Позже в 1898 Иван продолжал учиться в престижном художественном училище, его наставником являлся Репин. Иван Яковлевич начинает трудиться по десять часов в своей мастерской, с каждым разом совершенствуя собственные картины.

В 1899 Билибин во время приезда в деревню Егна в первый раз проиллюстрировал сказку. Художник три года подряд путешествовал по разным губерниям, для изучения зодчества деревянных построек. Резьба по дереву в деревнях, закрадывалась в душу к Ивану.

Именно эта деталь в архитектуре русской деревянной избушки наводила художника на создание иллюстраций в сказках.

Свою небывалую славу Иван Яковлевич получил, когда его иллюстрации к сказкам и былинам начали замечать.  Иван Билибин прославился благодаря своим иллюстрациям к народным, авторским сказкам и былинам.

Его иллюстрации присутствовали в произведениях А.С.Пушкина. Картины Ивана Яковлевича к сказкам можно увидеть и посей день в учебных пособиях и книжках. Также он занимался театральными постановками.

Одной из них была опера «Золотой Петушок», поставленная в Москве. 

Иван Яковлевич десять лет работал преподавателем в художественной школе. В это же время покупает домик на Крымском побережье. Пока в школе были летние каникулы, Билибин все время проводил в этом домике.

Двуглавый орел изображенный на Российских монетах является эскизом Ивана Яковлевича.

Через пять лет он переезжает в Париж, где продолжает создавать театральные декорации и писать картины к сказкам братьев Гримм.

В СССР Иван Яковлевич Билибин возвращается только в 1936 году. Где до конца своей жизни создает иллюстрации к сказкам. Умирает Иван Билибин в Ленинграде в 1942 году во время блокады.    

Для 3 класса, 5 класс

Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

Популярные темы сообщений

  • Инклюзивное образование
    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, в ходе которого все люди независимо от своего физического, психического состояния обучаются совместно. При инклюзивном образовании воспитание детей ведется в специально созданных условиях,
  • Теорема Пифагора
    С малых лет Пифагор Самосский был одаренным ребенком. Еще до рождения самого великого ученого, Пифия предсказала отцу Пифагора, рождение ребенка, который принесет миру огромную, несоизмеримую пользу. Согласно сведениям историков,
  • Охрана леса
    Мы с вами живём в стране богатой самым большим количеством лесных просторов. У нас в стране большая часть земли в лесах. Так зачем же портить эту прекрасную статистику и уничтожать бесценный дар.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/o-bilibine-dlya-3-5-klassa

Краткая биография Ивана Билибина для детей

Иван Яковлевич Билибин – русский художник, который проиллюстрировал множество детских сказок. Его видение отличается от изображений других художников. Открыл он свой неповторимый стиль, благодаря картине Васнецова «Богатыри».

Иван Билибин настолько сильно проникся своим стилем живописи, что он сопровождал его до конца жизни.

Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии.

Работы его отличаются особой прорисовкой контуров, которые исполнены с уникальной подробностью деталей и раскрашены самыми жизнерадостными оттенками.

Тот самый всем известный двуглавый орел был исполнен Иваном Яковлевичем, в современном мире он украшает монеты. С 1922 года этот орел является русским символом.

Билибин был выдающимся художником. Он писал иконы, оформлял оперы, работал в сфере рекламы; но во всем сохранял свой неповторимый и индивидуальный стиль.

Умер это великий человек во времена войны, в 1941 году, от голода. Похоронен был Иван Яковлевич в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты.

Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот.

По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе.

С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова.

Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

  • С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.
  • Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.
  • Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Подробно

Родился будущий иллюстратор и художник Иван Билибин недалеко от Петербурга 16 августа 1876 года. Его семья жила в поселке Тарховка. Отец работал военным врачом, возглавлял госпиталь, а мама прекрасно играла на рояле и очень увлекалась музыкой. Билибин получил хорошее образование.

Во время обучения юриспруденции он начал рисовать. Еще до окончания университета он прошел двухмесячное обучение в Мюнхене у Антона Ашбе. С 1898 до 1900 года его учителем в школе-мастерской был Илья Репин, который продолжил обучать Билибина в Высшем художественном училище до 1904 года.

В это время Билибин трудится по 10 часов в мастерской, доводя до совершенства свои работы. У художника была своя техника. Приступая к работе, он создавал эскиз рисунка, делал четкие контуры, а затем заполнял пространство в них красками. Для такой работы подходила кисть с косым кончиком.

Первые иллюстрации к сказкам он создал в 1899 году во время поездки в деревню Егны. Его 3 года подряд отправляли изучать архитектуру деревянных строений в различные губернии, что помогло ему при написании картин. Во время этих поездок иллюстратор сделал множество зарисовок русского пейзажа. Ему очень нравилась деревянная резьба на деревенских избах, она навевала мысли о сказках.

Художника прославили его иллюстрации к былинам, а также многим народным и авторским сказкам. Период с 1899 по 1911 гг. был очень удачным для художника, поскольку с его картинами издавались сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», а также былина «Вольга», которую иллюстрировал Билибин. Эти иллюстрации и сейчас украшают многие школьные учебники по литературе.

Мало кто знает, что Иван Билибин занимался постановками в театрах. Опера «Золотой Петушок» была поставлена в Москве в 1909 году, ее оформлением (сценой, костюмами) занимался художник.

Иван Билибин преподавал около 10 лет в школе Общества поощрения художеств. В этот период он приобрел участок на побережье Крыма, его домик и мастерская рядом с ним построена на самом берегу. Все лето, пока в школе не было занятий, он проводил в нем.

Его эскиз двуглавого орла сначала служил символом Российской республики, а со временем стал прототипом эмблемы Банка России.

С 1920 г. художник проживает в Каире, где создает эскизы для украшения фресками домов местных богачей. Спустя 5 лет он переезжает в Париж, где создает декорации для опер, в частности «Жар-птица», создает картины по сказкам братьев Гримм. Затем участвует в оформлении спектаклей в Праге, Брно.

В Советский Союз прославленный иллюстратор вернулся лишь в 1936 г., где продолжал создавать иллюстрации и эскизы театральных декораций. Умер он в 1942 г. в Ленинграде во время его блокады. Он был трижды женат.

3 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Иван Никитович Кожедуб
    Иван Кожедуб — советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.
  • Федор Конюхов
    Фёдор Конюхов – известный путешественник и мореплаватель, член российского Союза художников.
  • Кир Булычев
    Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.
  • Жан Кальвин
    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.
  • Иоганн Вольфганг Гёте
    И.В. Гёте – один из самых известных поэтов, очень талантливый и всесторонне одарённый человек. Считается основателем современной немецкой литературы. Кроме огромного количества эпических и лирических стихотворений

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/bilibin-ivan-yakovlevich

Жизнь и творчество И. Билибина

Русский художник Иван Билибин знаменит своими иллюстрациями к детским книгам с русскими народными сказками. Своих героев, окружение, атмосферу каждого рисунка он брал из русской традиции. Былинные и сказочные персонажи в его рисунках придают книгам новую жизнь. Читая такие книги, можно представить, что смотришь мультфильм.

В творчестве Билибина отразились два, на первый взгляд не связанные между собой, явления отечественной художественной культуры конца XIX—начала XX века: увлечение национальной стариной и становление книжной графики как специфического вида искусства.

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил в 1896 г. с серебряной медалью.

В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии.  Здесь он находится в самом сердце русского леса, где до сих пор живут предания, сказки, а лешие и русалки являются практически реальными существами.

Красивый, веселый юноша , весь светился тем чувством ликующего ожидания, которое свойственно юности. Ему казалось, что вот-вот должно случиться что-то очень важное, что наполнит содержанием всю его жизнь.

Он вставал вместе с солнцем, перекидывал через плечо аккуратный, как все ,что у него было, ящичек с красками, брал краюху хлеба и уходил на весь день в леса и поля писать этюды. Он, исконный горожанин, впитывал впервые открывшуюся ему «смиренную красоту» русской природы. И то, что он смутно ожидал ,на что надеялся,- свершилось.

Он приобщился к Родине, он нашел себя. Именно здесь родился художник Билибин, который вскоре станет известен всей России… Здесь он впервые создаст иллюстрации, полные чудес, любимые и детьми и взрослыми в знаменитой «билибинской» детской книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Билибин нарисовал к сказке три больших, во всю книжную страницу, иллюстрации. Три рисунка в половину страницы. Рисунок-заставку, концовку, пейзажные и орнаментальные рамки, обложку. Получилась тонкая, но большая по формату книга-брошюра.

В Егнах Билибин ни на секунду не расставался с томиком русских сказок, собранных А.Н.Афанасьевым. Его привлекали волшебные сказки. Одновременно со сказкой об Иване-царевиче Билибин иллюстрирует «Царевну-лягушку», а немного позднее — «Перышко Финиста –Ясна Сокола», «Василису Прекрасную» и «Марью-Моревну».

Читайте также:  Сочинение образы отцов в романе отцы и дети тургенева

Художник иллюстрирует их все в едином образном и графическом ключе. Когда Билибин приступил к созданию иллюстраций к народным сказкам, он практически ничего не знал о русской народной культуре. Даже древнюю Москву он увидит через год после начала работы, значительно позднее, чем познакомится с городами Германии, Швейцарии, Италии.

«Что же было у меня летом 1899 года в деревне Весьегонского уезда, когда я начинал свои сказки,какой багаж?»-спрашивал он себя через много лет.- Да ничего, рисунки с деревенской натуры, людей, построек, таковые же этюды и книжка «Родная старина» Сиповского, взятая мною там же из деревенской читальни.

И вот с этим-то багажом я и пустился в свое дальнее плавание. Была молодость, пыл и любовь к своей стране.»1

Билибин сразу, с первого раза, нашел то, что определит его дальнейшую работу. Он решительно вступил на тот путь, по которому будет идти всю свою жизнь.

Поездки на русский Север (1902-1904), изучение народного искусства питали творчество художника. Результаты поездок публиковались в журналах, предназначенных для широкой аудитории. Билибин в журнале «Мир искусства» писал: «Нагрянули реформы Петра.

Наверху все круто переменилось; так круто, что народ не мог понять того, что свершилось, и отстал.

То, что произошло там наверху, было так диаметрально противоположно, чуждо и так непонятно, а, с другой стороны, народная творческая казна была ещё так полна преданиями XVII века, что материала для развития народного творчества хватило ещё на целое столетие; и вот получается двуглавый XVIII век, где с одной стороны центры и богатый класс в отношении обычаев, одежды, искусства и науки постепенно сливаются с Западом, а народное творчество деревни и далеких глухих городков все ещё двигается вперед, разработывая наследие старого времени: носятся парчи, роскошные головные уборы, строятся шатровые церкви, все ещё жив XVII век!

Но XVIII век прошел и начинает не хватать пороха в народных пороховницах; а к новому, богатому пробраться трудно, и нелегко оттуда позаимствовать, ибо тяжелы и крепки были цепи крепостного 
права.

Наконец, цепи спали, и, естественно, народ 
стремится идти вперед, смутно, определенно 
не зная, куда, но, непременно, туда, где 
лучше и радостней, а с сарафанами и всем рукоделием у него связаны 
воспоминания самые тяжелые и унизительные. И, неужели, можно удержать эту прорвавшуюся лавину, когда забила ключем жизнь и когда явились другие, более важные, фундаментально новые и неизмеримо более сильные жизненные потребности?!

И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно 
то, что осталось от прежнего народного 
творчества и доказать, что эти 
скинутые сарафаны и брошенное рукоделье 
ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество — душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой, а в лице отдельных сознательных, свободных и культурных лиц вернется и скажет: «верните нам наши песни, верните нам наши узоры!» 2

Привезённые художником сарафаны и 
душегреи, расшитые серебром и золотом, расписные ковши и прялки, резные ларцы и т. п. стали основой собрания этнографического отдела Русского музея, позже преобразованного в Музей этнографии народов СССР (Санкт-Петербург).

«Народных костюмов больше не носят, т. е. тех костюмов, которые наиболее интересны для художника, т. е. праздничных.

Есть немногие глухие места, где надевают ещё изредка, в известные случаи (свадьба, Петров день, Святая неделя), старинные кокошники, долгие сарафаны и душегрейки, но чаще всего вещи эти лежат в сундуках у старух, измочаливаются до нитки на святках деревенскими девушками, одевающими их как курьез, или же скупаются.

Разнообразные головные уборы, сарафаны, формы рубах, передников, платки и т. п. все это — такой богатый материал, что опять-таки составляет содержание для отдельного подробного рассмотрения; а конец данной статьи я посвящу специально деревенскому орнаменту, поскольку он выразился в вышивке и набойке.

Народный узор был ещё в полном ходу лет тридцать, сорок тому назад. Пожилые бабы помнят, как они вышивали девицами все то, что теперь уже 
почти окончательно вымерло.

Молодому поколению, идеал которого город 
и, главным образом, мелкообывательские роскоши, это старое рукоделье, безусловно, не нравится.

Когда начинаешь говорить бабам, что эти заброшенные вещи очень красивы, они относятся либо с недоверием, либо прямо смеются, думая, что имеют дело с каким-то чудаком.

Но мне приходилось встречать 
старух, не матерей, а бабушек, которые, когда я начинал с ними разговоры 
о их старых узорах, сперва не понимали, что от них требуется, а после, поняв, что разговором руководит один только интерес, увлекались и начинали с любовью рассказывать…»3 — пишет  Билибин в журнале «Мир искусства», являясь активным его членом.

Васнецов помог Билибину найти свою тему. После просмотра картины Виктора Васнецова «Богатыри» — три былинных витязя, Билибин вспоминал- «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки, я увидел то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа».

4 Билибин увидел выраженную современным художником красоту Древней Руси.

                                           Билибина с детства окружало великолепное аристократическое искусство XVIII века, и он был петербуржцем не только по рождению и воспитанию, но и по характеру.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками.

С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907).

Все в сказке- и небо, и море, и звезды, и сверкающий город, и палаты царя, и наряды героев, и, конечно же, молодая царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает»,- ослепляет своей лучезарной, поистине сказочной красотой.

Какое раздолье для художника, какой это для него счастливый случай раскрыть свое дарование! И Билибин воспользовался этим случаем. Он стремится к тому, чтобы книга больше походила на театральный эскиз, на афишу, на отдельный графический лист.

Билибин ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.

 Обладая незаурядным 
талантом театрального художника, 
он оформил оперу Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка» в Пражском Национальном театре, постановка прошла с успехом, и с тех пор художник всю жизнь будет работать в театре.

 Особенной его любовью 
будет пользоваться все тот 
же «Царь Салтан». Трижды- в Париже, в Праге и в Ленинграде он будет с неизменным успехом ставить оперу Римского-Корсакова на этот сюжет.

Образы оперы, ее волшебная музыка произвели большое впечатление на художника и в какой-то степени определили характер решения всей книги Билибина.

Опера была задумана и решена как музыкальная сказка и цикл иллюстраций Билибина воссоздает волшебный, добрый, с обязательным счастливым концом мир народной сказки.

 В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», в 1910-«Сказка о Золотом Петушке», а в 1911 — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».

Интерес к древнерусскому искусству пробудился у художника еще в 20-х-30-х годах XX века.  В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка.

Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века.

По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е — 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью.

Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»5   

 Мечта художников конца 
XIX—начала XX века о возрождении 
высокой культуры прошлого, о 
создании на ее основе нового «большого стиля» была утопичной, 
но она обогатила искусство 
яркими образами и выразительными 
средствами, способствовала развитию 
его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги.

Последние десятилетия XIX века ознаменовались возрождением книжного искусства в России. Книги были перегружены украшениями. В них пропала та строгость и та стройность, которая отличала книги времен Жуковского и Пушкина.

В сущности, это был станковый рисунок, который должен был висеть на выставке или на стене кабинета и помещался в книгу лишь потому, что, создавая его , художник вдохновлялся  тем или иным литературным произведением.

Все мирискусники активно работали в области книги, которая , как считали они, должна стать произведением высокого искусства, таким же значительным и прекрасным, каким может быть картина или фреска.

Билибин восхищался картинами мирискусников. Он мечтает попробовать свои силы на этом поприще. На первых порах они были его первыми учителями, а впоследствии соратниками и друзьями. Но если петербургские художники приблизили Билибина к книге, то московские не только познакомили художника с великолепными русскими сказками, но и подвели его к работе над иллюстрированием детской книги.

Счастливый случай сопутствовал Билибину. Состоятельная тетка уверовала в талант племянника и решила оплатить издание его сказок. Она ,в поиске издательства  обратилась в дирекцию Экспедиции заготовления государственных бумаг, в чьем ведении находились лучшие  в России типографии.

Рисунки художника понравились дирекции и тут же заключили договор на издание целой серии книжек. Экспедиция не издавала книг, она печатала ценные бумаги и деньги. Но именно она сумела издать книги Билибина на высоком полиграфическом уровне, большим тиражом и по умеренной цене.

Благодаря этому они дошли до широкого  читателя, пользовались успехом и оказали влияние на становление русской, а затем и советской иллюстрированной книги для детей.

 Случай помог Билибину издать свои сказки. Но этот случай был глубоко закономерен. Он свидетельствует, что Билибин вовремя обратился к детской книге — в ней назрела необходимость. Вовремя начал иллюстрировать народные сказки — поэтичность и народность становятся одним из критериев художественности. Вовремя нашел свой стиль. Именно поэтому книгам Билибина сопутствовал успех.

С выходом первых сказок «билибинский стиль» становится популярным у широкого читателя. Сразу находятся подражатели, использующие манеру художника, как готовый рецепт для создания книжек, которым гарантирован успех.

Но художник совершенствует свою манеру, уточняет линии, гармонизирует цветовую гамму. Этот метод складывается у Билибина еще во времена обучения в частной художественной мастерской Тенишевой под руководством И.Е.Репина.

Шесть лет посещал Билибин  мастерскую Репина, и это была крепкая профессиональная школа. Но он стал графиком.

Благотворное влияние 
на становление билибинской манеры оказало народное искусство. Народное искусство всегда праздник для глаза и для души. Резной, рисованный, раскрашенный, вышитый орнамент ковром покрывает ворота, наличники окон, крыльца, лавки, столы, печи, скатерти, посуду и полотенца. Билибин щедро насыщает, а в первых книжках иногда даже перенасыщает свои композиции орнаментом.

Широкие, тяжелые рамки, -это орнамент в чистом виде. Он задает тон всей книге. Иллюстрации в такой рамке должны быть орнаментальные, а не объемно-живописные, иначе они вступят в противоречие с ним. Следовательно — выход только один- создать такой рисунок, в котором декоративно-орнаментальное и изобразительное слились бы в единое целое. В этом и была цель Билибина. В этом -зерно его стиля.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_04/zhizn-i-tvorchestvo-i-bilibina/307660.2394844.page1.html

Ссылка на основную публикацию