Анализ стихотворения блока на лугу 2, 5 класс

  • — Первый автор, с которым мы познакомимся сегодня, будет Александр Блок. *На слайде фото автора, его имя, годы жизни*

    Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

    — Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель. Родился в городе Петербурге в дворянской семье. Родители Блока расстались вскоре после рождения ребенка, и он воспитывался в семье матери

    Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

    Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в 13 лет вместе с двоюродными братьями издал рукописный журнал.

    Блок был и главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки. В старших классах гимназии Александр Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом поступил на юридический факультет.

    Однако любовь к литературе победила все остальные увлечения. Его стихи были поистине увлекательными и прекрасными.

    • Кто из вас запомнил, в какой семье он родился?
    • Кем Александр блок хотел стать в подростковом возрасте?
    • Молодцы. Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением.
          • А теперь давайте прочтем две скороговорки, кто прочтет первую скороговорку медленно, спрашиваю только по руке?
          • А теперь кто быстрее?
          • Кто еще быстрее? Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
          • Ребята, а что означает слово «пашня»? Кто как думает? Пашня – это вспаханное поле. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
    • Откройте свои учебники на странице 114. Сейчас я включу вам аудио- стихотворение, а вы слушайте внимательно и следите за чтецом по тексту в учебнике. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
    • Как вы думаете, что увидел поэт весной? Приведите примеры из текста.
    • Давайте прочтем еще раз это стихотворение, кто прочтет выразительно нам его? Спасибо.
    • Как вы понимаете слова «леса вдали виднее»? (Говорится о том, что снег начал таять на деревьях)
    • Что значит «синее небеса»? (Это значит, что тучь и облаков на небе нет, поэтому небо стало синее)
    • А что значит «заметней и чернее на пашне полоса»? (Это значит, что на пашне растаял снег и теперь видно землю)
    • Что хотел поэт нам сказать в строках «и детские звончее над лугом голоса»? (Он хотел нам сказать, что сейчас дети все выходят гулять и играть на улицу).
    • Как вы понимаете выражения «весна идет сторонкой»? (Что весна вот-вот придет, она совсем рядом).
    • Почему поэт задает такой вопрос «да где ж сама она?» (Потому что это ранняя весна, и она полностью еще «не расцвела»).

    — Что означают строки «чу, слышен голос звонкий. Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко в ручье журчит волна»? (Что снег тает, весна только наступает)

    • А как вы думаете, можно ли услышать песню ручья? (Да, можно). Сейчас я вам включу мелодию ручья, а вы все закроете глаза и будете представлять картину по тексту стихотворения.
    • Молодцы. Что вы представили? Я представила, как бежит ручей, пробуждается природа, становится теплее. Если у вас получилось почувствовать настроение стихотворения, покажите мне вот так. *показываю большой палец вверх*.
    • Кто прочтет нам еще раз это стихотворение выразительно? Спасибо.
    • Следующий поэт, с которым мы познакомимся сегодня – Самуил Маршак. Но перед тем как узнать его лучше, мы с вами немного разомнемся.
    • ФИЗМИНУТКА – АУДИО.
    • -Давайте встанем около своих парт и под мелодию сделаем разминку.
    • Повторяйте за мной: *включаю мелодию весны*
    • Потянулись, повернулись, наклонились, обернулись, еще раз потянулись и тихонько сели.
    • -Молодцы.
      • А теперь обратите внимание на слайд.
      • Самуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964) — русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс Автор популярных детских книг. Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом. В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты. В 1922 году Маршак переехал в Петроград, а в 1923 году выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).
      • Какие еще вы знаете произведения Самуила Маршака?
      • Под каким городом Самуил провел свое детство?
      • А что такое стёжки? Как вы думаете? Стёжка или стёжки – это та же самая тропинка. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
      • Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, который называется «Снег уже теперь не тот…».
      • Откройте учебник на страницу 115. Сейчас я вам включу аудио- стихотворение. Слушайте внимательно и в тексте следите за чтецом. Затем, я задам вам вопросы. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
      • О каком месяце идет речь в этом стихотворении? (О марте)
      • Как вы определили, что речь идет о марте? (Потому что лёд треснул, а он начинает трескаться в начале весны, а месяц первый у весны – март. И именно в марте появляются почки на вербе).
      • Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении? Приведите примеры из текста. ( «…Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки».)
      • Какие звуки весны в этом стихотворении вы услышали? (Раскололи, треснул, зачирикал).
      • Кто прочтет выразительно стихотворение? Кто хочет прочесть ещё?
      • Отлично. А теперь объясните, как вы понимаете выражение «серебром светятся сережки»? (В переносном значении обозначает, что сережки на вербах светятся, блестят, они яркие и прекрасные). Молодцы!
    • Итак, сейчас проверим, насколько вы запомнили материал, решим вместе маленький тест. Я читаю вам вопрос и варианты ответов, а вы по руке отвечаете полным ответом.
      1. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
      2. Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
    • Молодцы! С заданием справились!
    • Что же всё-таки объединяет стихотворения А. Блока и С. Маршака? (В этих стихотворениях одинаковая тема и настроения произведения).
    • Какое настроение в этих стихотворениях?
    • Какая весна у Блока и Маршака? Приведите примеры из текста.
    • Найдите в стихотворениях строки, которые понравились вам большого всего.
  • Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_7/305_urok_literat_blok_2019/000.htm

    Конспект урока литературы в 5 классе "Анализ стихотворения А. Блока «Полный месяц встал над лугом»

    Учитель: Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Садитесь. Давайте настроимся на интересную и продуктивную работу.

    Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Паша Попов получил на прошлом занятии индивидуальное задание.

    Предоставим ему слово, а вы послушайте, ребята, и скажите, согласны ли вы с Пашиной оценкой стихотворения?

    (ПАША читает)

    Кто еще индивидуально подготовил стихотворения и поделится им с нами? Хорошо, теперь проверим, насколько хорошо усвоили сведения о биографии Александра Блока (СЛАЙД). Это сделать нам помогут вопросы нашей игры на внимание. Игра называется «Согласен – не согласен». Правила очень просты.

    Я буду зачитывать вам некоторые утверждения, если вы согласны с утверждением, вы хлопаете в ладоши, если нет, соблюдаете тишину. Готовы? Приступим.- Блок родился в 1880 году (да). — Детство поэта прошло в имении Ясная Поляна (нет).  А где?- Бекетов, дедушка Блока, был профессором Петербургского университета (да).

     — Дед А.Блока дружил с выдающимся химиком Д.И.Менделеевым (да). — Бекетов не хотел, чтобы внук стал учёным (нет). — В доме Бекетовых любили художественную литературу, уважительно относились к слову (да). — В 6 лет Блок стал сочинять свои первые произведения (нет). А когда?- А.

    Блок в детстве выпускал свой домашний рукописный журнал (да). 

    — У юного А.Блока, как и у А.С.Пушкина, была няня (нет). 

    Учитель: молодцы, прекрасно справились. Вы все очень внимательные. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества поэта, познакомимся еще с одним стихотворением А. А. Блока, откроем его для себя. Запишите тему нашего урока: «Поэтическая тетрадь: Лирический герой на лоне природы в стихотворении А.

    Блока «Полный месяц встал над лугом» (СЛАЙД) На уроках, посвященных поэтическим страничкам русской литературы, мы всегда учимся глубоко и тонко понимать стихи. Но сделать это можно только при условии погружения в текст, умения его прочувствовать, пережить.

    Какие цели, исходя из этого, мы поставим? (СЛАЙД: цели урока)

    • Ответ: Понять тему, идею стихотворения
    • Выяснить, при помощи каких художественных средств она выражается
    • Совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений.

    Учитель: хорошо. Молодцы. Итак, стихотворение, с которым мы сегодня работаем, относится к ранней лирике поэта, входит в цикл «До света» (1898 – 1900), открывший первую книгу поэта. Давайте, вспомнив биографию поэта, попробуем предположить, каким настроением проникнуты входящие в него произведения

    Ответ: развитое воображение, мечтательность, любовь к природе, ко всему живому – именно такое восприятие жизни определило характер юных стихов А.Блока

    Учитель: верно, молодцы. А теперь послушайте стихотворение (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО) Какое возникает настроение? Подтвердились ли наши предположения?

    (ответы детей)

    Ребята, каковы отличительные черты лирического произведения?

    Ответы: Основная задача – передать чувства, эмоции, ощущения, поэтому произведение не имеет четкого сюжета. Автор воспроизводит те переживания и образы, которые возникают в его сознании.

    Учитель: верно, значит, анализируя стихотворение, мы анализируем его настроение и созданные автором образыВы уже неоднократно знакомились с различными лирическими стихотворениями, встречались в них с разнообразными художественными образами. Какие образы представлены в данном стихотворении?

    Ответы: Образ природы, или образ-пейзаж, и образ лирического героя, или образ—персонаж

    Учитель: верно, молодцы. Какова тема стихотворения?

    Ответ: Состояние природы и человека. Состояние человека среди ночной природы.

    Учитель: верно, А.А. Блок передает состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства испытывает лирический герой? Найдите слова и выражения в подтверждение своих мыслей

    1. Ответ: «Жутко выйти на дорогу:
    2. Непонятная тревога
    3. Под луной царит…».
    4. Учитель: верно, ребята, как вы понимаете слово жутко? Подберите синоним
    5. Ответ: страшно, ужасно, боязно….
    Читайте также:  Анна снегина - краткое содержание поэмы есенина

    Учитель: верно, но почему из синонимического ряда выбрано слово «жутко»? Это станет нам ясно. Если обратиться к его толкованию (СЛАЙД: жуткий – тягостный, вызывающий чувство ужаса, тревоги. Итак, какие оттенки смысла вносит это слово?

    (ответ: тягость, тревожность, ужас)

    Учитель: хорошо, ребята, вам на прошлом уроке также дано было задание выучить стихотворение «Летний вечер» Прочитай пожалуйста, Саша. (СЛАЙД). А вы, ребята, послушайте и подумайте, Созвучно ли настроение, ощущения лирического героя в этих двух стихотворениях или чем-то отличается? Чем?

    Ответ: — Нет. Они различаются. Лунная ночь вызывает у лирического героя страх, непонятную тревогу. В то же время он видит вокруг себя гармонию и красоту, но не ощущает себя частью природы.

    Учитель: верно. Ограничено ли описание природы только воссозданием картины ночи?

    • Ответ: Нет, в последних 6 строках иная картина – раннего утра, когда
    • «солнце выйдет из тумана,
    • Поле озарит…».
    • Как изменяется в связи с этим состояние персонажа?
    • Ответ: Персонаж оживает, он полон бодрости, потому что «под каждою былинкой жизнь кипит».

    Учитель: Верно. Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?

    1. (антитеза)
    2. С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы
    3. мрак – солнце?
    4. Ответ: Мрак: отдыхает, спит.
    5. Солнце: озарит, кипит.

    Учитель: верно. Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? Как мы это можем сделать? Сразу ли?

    Ответ: нет, цвета и оттенки прямо не названы.

    Учитель: тогда как мы определяем их?

    Ответ: они воссоздаются в восприятии читателя. Например, когда читаешь словосочетание полный месяц, ясно представляешь себе желтый диск луны в полнолуние.

    Учитель: верно. Такой прием называется цветописью (СЛАЙД: Цветопись.Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.) Запишите определение в тетрадь.

    Хорошо.

    Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце… поле озарит?

    (ответы детей)

    Учитель: Какие другие изобразительно – выразительные средства использованы в стихотворении? Какова их роль?

    Ответы детей: Эпитеты: полный месяц, дивным кругом, бледный луг, непонятная тревога; метафора: жизнь кипит; олицетворения: месяц молчит, мрак ползущий, мрак отдыхает, спит; тревога царит; сравнение: месяц встал кругом

    (учитель обращает внимание на способ выражения сравнения Тв. Падежом)

    — В чем состоит особенность построения произведения? Какова его внешняя форма?

    • Ответ: Нет деления, текст единый.
    • Учитель: К чему стремится лирический герой в стихотворении?
    • Ответ: Чтобы скорее наступил день, только тогда он сможет понять и принять окружающий мир
    • Учитель: верно, подведем итог: Что объединяет стихотворения «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…»?
    • Ответ: Стремление героя к свету, к неуспокоенности, к жизни.

    Учитель:Верно. Наш урок между тем подходит к концу. Что на уроке было самым интересным?

    1. — Что узнали нового?
    2. — Достигли ли вы цели?
    3. (ответы детей)

    Учитель: Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам составить синквейн по прочитанному стихотворению(СЛАД(схема

    напоминается на слайде Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

    )).

    Наш урок окончен. Я благодарю вас за интересную и плодотворную работу.

    Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-v-klasse-analiz-stihotvoreniya-a-bloka-polniy-mesyac-vstal-nad-lugom-1289720.html

    Анализ лирики Блока А.А

    • Анализ стихотворений Блока
      • Анализ стихотворения Сольвейг Блока
      • Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)
      • Анализ стихотворения Блока Фабрика
      • Анализ стихотворения На поле куликовом Блок
      • Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом
      • Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока
      • Анализ стихотворения На железной дороге Блок
      • Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок
      • Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
      • Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс
      • Анализ стихотворения Блока Река раскинулась
      • Анализ стихотворения Блока Осенний день
      • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе
      • Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока
      • Анализ стихотворения Блока Родина
      • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека
      • Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю
      • Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока
      • Анализ стихотворения Блока В ресторане
      • Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека
      • Анализ стихотворения Русь Блока
      • Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние
      • Анализ стихотворения Блока Незнакомка
      • Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс
    • Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру

    Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание

    Анализ стихотворения Сольвейг Блока

    Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока

    Сочинение Анализ поэмы Блока Двенадцать (12)

    Поэма Блока является реакцией на революцию 1917 года. весьма однозначное, поэт рассказывает о том кем вершится революция, о том откуда и куда ведет

    Анализ стихотворения Блока Фабрика

    Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.

    Анализ стихотворения На поле куликовом Блок

    по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил. Александр Блок написал произведение

    Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

    Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

    Анализ стихотворения О, как безумно за окном Блока

    Одно из самых чувственных и прекрасных стихотворений Александра Блока. Не многие знают, что ранняя лирика поэта касалась пейзажей, природы, чувств. Такие работы Блока показывают его совершенно с другой стороны

    Анализ стихотворения На железной дороге Блок

    Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого

    Анализ стихотворения О, я хочу безумно жить Блок

    Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему

    Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

    Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

    Анализ стихотворения Летний вечер Блока 6 класс

    Александр Александрович Блок, как поэт, был одни из крупнейших представителей русского символизма, всегда отличался особой чувственной лирикой. В то же время он не считал нужным вкладывать некую значимость и уникальность

    Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

    Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

    Анализ стихотворения Блока Осенний день

    Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю… Александр Блок, действительно, описывает в осенний день свою прогулку с женой. Они иду по уже сжатому полю, вокруг тихо

    Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

    Александр Блок – гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

    Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока

    Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

    Анализ стихотворения Блока Родина

    А. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая

    Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки

    Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю

    Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его работе говорить следует не о весне, это время года не занимает главное место в стихотворении

    Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

    Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину.

    Анализ стихотворения Блока В ресторане

    Александр Блок – человек необыкновенно поэтический. Для него нет приятней дела писать прекрасные и живые стихи. Этот человек любил свое дело, в принципе, как и другие писатели и поэты.

    Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

    Великий писатель, романтик – Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

    Читайте также:  Искусство древнего египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

    Анализ стихотворения Русь Блока

    Образ России неоднократно воспевался в творчестве русских поэтов и писателей, не стал исключением и Александр Александрович Блок. В своем стихотворении Русь, Блок создал образ своей родины, который приходит ему в дремоте

    Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

    Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть

    Анализ стихотворения Блока Незнакомка

    Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта

    Анализ стихотворения Блока Россия 8 класс

    Изучив стихотворение «Россия» я считаю, что лирическим героем в нем является любимая, вечная Россия. С первых же строк ясно, что у автора особенное отношение к России. Если бы он любил ее как все-он бы стал писать про чарующие пейзажи и безграничные леса.

    Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/blok

    Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру

    Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс

    Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

    Творческий мир Блока

    Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого.

    Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии.

    Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

    Основные темы творчества Блока:

    1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
    2. революция и роль интеллигенции в ней;
    3. верная любовь и дружба;
    4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
    5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
    6. неразрывная связь человека и природы;
    7. вероисповедание и мироздание.

    Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

    Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

    Образ родины

    Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

    Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

    Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

    Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

    Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

    «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

    Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

    Символизм Блока

    Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии.

    В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно.

    Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

    Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки».

    Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней.

    Наступала революция.

    Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

    Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

    Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

    Тема любви

    Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

    В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов.

    Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты».

    Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

    Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни.

    Ведь она чудесна!

    Образ Прекрасной Дамы

    Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту.

    От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным.

    Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

    Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

    Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

    В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

    Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

    Вероника Пакшина

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tvorchestva-aleksandra-bloka/

    Источник: https://savuz.ru/analiz-liriki-bloka-a-a.html

    Конспект урока по литературе «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».(учебник-хрестоматия Авт.-составит. Т.Ф. Курдюмова) учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

    Урок литературы 5 класс

    Тема: «Поэтический образ Родины. А. Блок «На лугу», «Ворона». И.Бунин «Сказка».

    Цели урока:

    1. Расширить знания учащихся о великих русских поэтах 20 века; обучить частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование исследуемого текста; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.
    2. Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия стихотворения; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
    3. воспитывать эстетическое отношение к действительности явлениям искусства, способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру; формировать патриотические чувства.

    Оборудование: Компьютер, мульти медийный проектор, карточки для самостоятельной работы, учебник.

    План урока:

    I . Организационный момент.

    Здравствуйте ребята! Сейчас урок литературы, проведу его у вас я – зовут меня Татьяна Александровна. Тема нашего урока «Поэтический образ Родины в поэзии А.Блока и И.Бунина.

    Читайте также:  В людях - краткое содержание повести горького

    Сегодня мы вместе с вами узнаем новые факты о поэзии 20 век, будем анализировать поэтическое произведение, проводить исследование текста, попробуем синтезировать поэзию с искусством.

    Всё это вам нужно для того, чтобы вы были грамотными, эстетически воспитанными людьми.

    II . Актуализация опорных знаний.

    • — Ребята, каких поэтов 20 века вы знаете? (Есенин, Бальмонт, Блок, Бунин)
    • — Какие произведения этих поэтов вы помните?
    • — Давайте разгадаем кроссворд, который определит тему нашего урока.
    О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е
    М Е Т А Ф О Р А
    С Р Е Д С Т В А
    Э П И Т Е Т
    В Е С Н А
    С К А З К А

    — Вспомним всё, что может относиться к литературе.

    Вопросы:

    1. Троп, перенос свойств человека на неодушевленные предметы?
    2. троп, неназванное сходство одного предмета или явления с другим?
    3. Приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительней?
    4. Троп, слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности.
    5. Часто авторы многих стихотворений сравнивают это время года с молодой девушкой?
    6. какие произведения начинаются словами Жили – были?

    — Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали РОДИНА. Правильно. Тема Родины звучит в стихах А.Блока. и И.Бунина. сейчас мы в этом убедимся.

    Ш. Работа по теме урока.

     А) Чтение стихотворения А.Блока «На лугу» учителем.

    — Сейчас я прочитаю вам стихотворение «На лугу». После того. Как вы прослушаете ответьте мне на вопрос: «О каком времени года идёт речь?»

           (Прочитала. Повторить вопрос.)

    1. — О каком времени года идёт речь? (О весне)
    2.   Б) Работа над текстом стихотворения.
    3. — Как рисует поэт приход весны?

    — Какими приёмами пользуется автор? (Олицетворение – «..весна идёт сторонкой..», эпитеты: «виднее, синее небеса и детские звонче»

    — Ребята, показывает ли автор саму весну, или только её приближение. Докажите свой ответ.

    — какие чувства испытывает автор, когда говорит о природе?

    Вывод:  автор испытывает чувство печали. Ему тоскливо. Он, наверное вспоминает о Родине.

            В) Чтение стихотворения учащимися.

    А) Чтение стихотворения «Ворона»

    — Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение А.Блока «Ворона».Как вы думаете о чём будет это стихотворение? (Ответы учащихся) Правы вы или нет мы сейчас и проверим.

    • — О чём же это стихотворение? (О весне)    
    • Б) Словарная работа
    • -Какие слова вам не понятны?
    • — Объясните следующие слова и выражения:
    • Покатая крыша
    • Вешние звоны
    • Дух занялся у вороны
    • Дышать ей привольно

                    В) Работа по прочитанному.

                    — В каких словах прослеживается очертания весны? Подтвердите текстом.

    1.                 — Какое настроение создаёт это стихотворение?
    2.  — Попробуйте нарисовать портрет вороны пользуясь только строками из     стихотворения.
    3.                   ВОРОНА
    1. Горбатая
    2. Глядит боком
    3. Ворона довольная
    4. Дышит привольно
    5. Прыгает глупым скоком.

    — Ребята, мы познакомились с двумя стихотворениями А.Блока. Что вы видите  общего в описании двух разных весенних картин природы?

    — Какие чувства испытываете вы? (ответы учащихся)

    Вывод: А.Блок объединил в этих двух разных стихотворениях одну тему родной природы, своей Родины.

    А) Чтение стихотворения «Сказка»

    — Сейчас вы послушаете стихотворение «Сказка». С каким периодом жизни у вас ассоциируется сказка?

    • — Кто вам читал сказки?
    • Вывод: Детство каждого человека, пора, когда закладываются основы впечатлений, когда переживания ослепительно ярки, а только что распахнувшийся мир чист, сверкающий и заманчивый.
    • — Каким настроением, чувством проникнуто стихотворение?

    — Слова: сказка, Лукоморье – вы чувствуете созвучие с А.С. Пушкиным? Давайте вспомним пролог к поэме «Руслан и Людмила».

    — В центре макрообраз – СКАЗКА. По краям микрообразы, которые разрастаются в отдельную сказку.

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/11/18/konspekt-uroka-po-literature-poeticheskiy-obraz-rodiny-a-blok

    Анализ стихотворения Блока На лугу 2

    Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока — луг, прекрасное зеленое поле, на котором весело прыгают и играют дети, которые кажутся невинными, и ничего еще не понимающими в своей жизни.

    В принципе, на то они и дети.

    Пейзаж — на первом месте, так как это красиво и как бы подчеркивает, то мир — еще бывает хорошим и по-детски наивным.

    В стихотворении присутствуют, кроме описания элементов природы леса, несколько главных риторических вопросов, которые исходят от главного персонаж — лирического героя, то есть «Я».

    Эти вопросы направлены на то, чтобы понять, пусть и без ответа, почему весна — так медлительна и прекрасна, но все происходит для него, лирического персонажа, слишком уж медленно.

    Кроме этого, сам тип стихотворения состоит из двенадцати строчек, что идут сплошным текстом, без строф. Это создает впечатление хорошей четкой рифмы, а также дает возможность читать стихотворение по-разному.

    Блок как бы специально создает на фоне луга — образы детей, которых не видно, но точно слышно. Слышны их звонкие голоса, которые заставляют всех реагировать по-разному. Для лирического героя Блока в этом стихотворении, образом весны стали именно детские звонкие голоса. Они раздаются с большой поляны со стороны леса.

    А журчание ручейка, как бы только импонирует детскому веселью.

    2 класс. 5 класс

    Анализ стихотворения Блока На лугу 2

    1. Анализ стихотворения А. А. Блока «Ты в комнате один сидишь» Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих…
    2. Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Стихотворение А. Блока «Осенний день» имеет точную датировку — 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на…
    3. Анализ стихотворения Блока «О доблестях» Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя…
    4. Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений…
    5. Анализ стихотворения Блока Фабрика Александр блок — великий поэт, так как его произведения поражают своей реалистичностью, но вместе с тем, это никак не портит…
    6. Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал,…
    7. Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А. А. Блока «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» Стихотворение А. А. Блока «Плачет ребенок под лунным серпом…», написано 14 декабря 1903 года и входит в книгу «Стихи о…
    8. Анализ стихотворения А. Блока «Предчувствую Тебя…» Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы. В 1898-1904…
    9. Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный…
    10. Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в…
    11. Анализ стихотворения Блока О, весна без конца и без краю Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его…
    12. «О доблестях, о подвигах, о славе…» анализ стихотворения Блока Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы…
    13. «Россия» анализ стихотворения Блока Тема родины — основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к…
    14. Анализ стихотворения А. Блока «Мне страшно с тобою встречаться» Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки «нездешних надежд» на вселенское «непостижимое…
    15. Анализ стихотворения Блока «На железной дороге» В цикле «Родина» Блок поместил и стихотворение «На железной дороге» — о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной, безнадежной…
    16. Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане» Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, «В…
    17. Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре Блока Блок А. А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный,…
    18. «Рассвет» анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в…
    19. «Вхожу я в темные храмы…» анализ стихотворения Блока Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник…
    20. Почему стихотворения «На поле Куликовом» А. Блока являются лирическим циклом? В литературоведении стихотворным циклом принято называть ряд художественных произведений, печатающихся под общим названием и объединенных лирическим героем, темой, образами и…

    Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-bloka-na-lugu-2/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]