Опера (народная музыкальная драма) в четырех
действиях с прологом
Модеста Петровича Мусоргского на либретто
композитора, основанное на одноименной трагедии А.С.Пушкина, а
также материалах «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.
- ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
- БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
ФЕДОР (меццо-сопрано)
КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно:
Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или
драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
ВАРЛААМ (бас)
МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
ЛАВИЦКИЙ (бас)
ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор,
меццо-сопрано и сопрано) -
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ,
САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.
Время действия: 1598 — 1605 годы. Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке,
под Кромами.
Первое исполнение: Санкт-Петербург,
Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874
года.
Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам
Мусоргский оставил две; его друг Н. А.
Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы
предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном
Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для
нью-йоркской Метрополитен-опера.
Каждый из этих вариантов дает свое
решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в
контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою
последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают
оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал
Мусоргского.
Собственно говоря, что касается пересказа содержания
оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций
придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и
эпизодах, написанных автором.
Эта драма строится Мусоргским скорее
по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов
и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой
необходимостью вытекает из другого.
Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь
большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н.
А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то
есть к его первой редакции):
Источник: https://www.belcanto.ru/godunov.html
А.С. Пушкин Борис Годунов. история создания. Историческая основа трагедии
- Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
- специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 г. Армавира
- (ГКОУ школа-интернат № 2 г. Армавира)
- Воспитатель
- Ядыкина Ульяна Михайловна
- Внеклассное чтение.
А.С. Пушкин «Борис Годунов».
История создания. Историческая основа трагедии.
- Цели и задачи:
- Познакомить воспитанников с Пушкиным-драматургом, историком;
- Воспитывать интерес к истории родной страны;
- Воспитывать у ребят интерес к чтению, стремление как можно больше узнавать нового для себя;
- Развивать речь воспитанников, совершенствовать произносительные навыки на материале презентации;
- Обогащение словарного запаса воспитанников, коррекция их речи.
- Оборудование: интерактивная доска, наборное полотно, распечатанные приложения к занятию.
- Участники:воспитанники 10-х классов коррекционной школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха.
- Словарь:драматург, драма, самозванец, смутное время(1598-1613 годы).
- Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Добрый день ребята, добрый день взрослые! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят «улыбка-это поцелуй души». А теперь давайте скажем друг другу с улыбкой «Добрый день». Я рада, что у вас хорошее настроение и, надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем на занятии. Начнём занятие.
-Сначала проведем речевую зарядку:
1.Прочитай словосочетания. Определи, какое правило орфоэпии нужно использовать при произношении этих словосочетаний:
- Смутное время
- Исторические произведения
- Борис Годунов
- «Песнь о Вещем Олеге»
- (Безударное О говори как А)
- 2. Закончи слова с безударным гласным о:
До……,Во……,Со…..,Ко…….,Мо……..
-Итак сегодня на внеклассном чтении мы начинаем изучать произведение А.С.Пушкина «Борис Годунов». Тема нашего занятия: История создания. Историческая основа трагедии.
- -Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему занятия.
- Основная часть.
- Показ презентации.
№ слайда | Текст |
1 | Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» |
2 | История создания. Историческая основа трагедии. |
3 | Вы уже знакомы с Пушкиным-поэтом. Сегодня вы узнаете Пушкина, как драматурга и историка. Кто же такой драматург?(словарь). Что такое драматическоепроизведение?(словарь) |
4 | С начала 19 века в России резко возрос интерес к истории родной страны.Николай Михайлович Карамзин, старший друга Пушкина, написал многотомный труд «История Государства Российского». (1799-1837)-годы жизни. |
5 | Многотомный труд Н.М. Карамзина Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Именно «История Государства Российского» вдохновило Пушкина на написании Трагедии «Борис Годунов». Он посвятил своё произведение Н.М. Карамзину. |
6 | Пушкин-историк. Какие вы знаете исторические произведения Пушкина? Какие читали?«Капитанская дочка», «Медный всадник», «Борис Годунов»,«Песнь о Вещем Олеге»,«Полтава». |
7 | Драма «Борис Годунов» была написана Пушкиным в 1825г.(декабрь1824-ноябрь 1825).Опубликована только в 1830г. А поставлена на сцене в 1866г. До этого года драма была запрещена. У произведения «Борис Годунов» в этом,2015,году юбилей. Сколько лет трагедии? 190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». |
8 | А.С.Пушкин рассказал в «Борисе Годунове» об одном из самых драматических моментов русской истории: 1598-1613гг. Кто помнит из истории что это за время в истории России? Правильно-Смутное время. |
9 | Рассказ Тани о Смутном времени. |
10,11 | Физминутка для глаз. |
12 | В трагедии «Борис Годунов» описываются события, происходящие в последние годы правления Бориса Годунова.1598-1605гг.-годы правления царя Бориса |
13 | В 1584 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, не обладавший большими интеллектуальными способностями, и очень мало походивший на роль правителя огромной страны. (1584-1598)-годы правления царя Федора Иоанновича. |
14 | После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге. |
15 | Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Девятилетний царевич умер. По стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. |
16 | В 1598 г. скончался Феодор Иоаннович. Царская династия Рюриковичей оборвалась.Русские люди воспринимали это как трагедию.На трон избрали Бориса Годунова, родственника царской семьи. Многие люди были недовольны его избранием. |
17 | В 1603 г. до Москвы дошёл слух, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Этим был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Самозванец(словарь) вступит с войском в Московское государство. Взойдёт после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год будет убит восставшими жителями Москвы.Чудов монастырь находился на территории Москвы, монах много знал о жизни царя. Григорий был одного возраста с Дмитрием и поэтому выдал себя за наследника русского престола. |
18 | Итак, сюжет трагедии: восхождение на русский престол Бориса Годунова через убийство законного наследника царевича Димитрия. |
19 | ПроизведениеПушкинаживо по сей день. |
20 | Опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».Опера была написана в 1869году. Впервые поставлена на сцене в 1874году. |
21 | Фильм Сергея Бондарчука |
22 | Фильм Владимира Мирзоева |
23 | Спектакли, телеспектакли и радиоспектакли. |
24 | Откройте тетради и запишите… |
Итог занятия.
Рефлексия.
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. О чём мы разговаривали сегодня? Вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы. | |
25,26 | Ответы на вопросы. |
27 | Спектакли, телеспектакли и радиоспектакли. |
28 | Наше занятие подходит к концу. Вам понравилось сегодняшнее занятие? У вас на столах лежат смайлики. Посмотрите на доску и поднимите тот смайлик, который соответствует вашему ответу. |
29 | Ответьте ещё на один вопрос — Узнали ли вы что-нибудь новое на занятие и что вы запомнили? Только отвечайте на этот вопрос честно, пожалуйста. |
30 | Спасибо за внимание. Наше занятие окончено. Отдыхайте. |
Ссылка на презентацию, распечатанные приложения: https://cloud.mail.ru/home/
Интернет ресурсы:
-https://historykratko.com/smutnoe-vremya-smuta
-https://www.vseportrety.ru/info-borisgodunov.html
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/253802-as-pushkin-boris-godunov-istorija-sozdanija-i
Замысел трагедии "Борис Годунов" Пушкина | Инфошкола
Изучение летописей всего ярче отразил ось на образе Пимена, в лице которого Пушкин создал художественно законченный тип древнерусского летописца, проникнутого глубоким религиозно-нравственным настроением, детской верой и теплой любовью к родной земле, со смирением и простосердечной правдивостью, «не мудрствуя лукаво», в тишине монастырской кельи заносящего на страницы летописи «войну и мир, управу государей, угодников святые чудеса, пророчества и знамения небесные.
Влияние Карамзина сказалось преимущественно в изображении характеров и событий.
В 1824 году вышли в свет Х и ХI тома «Истории Государства Российского», заключающие в себе описание эпохи Феодора Иоанновича, Бориса Годунова и Смутного времени.
Пушкин прочел их уже в Михайловском, и это чтение навело его на мысль написать драму об изображенных здесь событиях. В своей трагедии он почти шаг за шагом следует изложению Карамзина, перелагая его рассказ в живые и яркие сцены.
Точно так же следует он Карамзину в изображении отдельных исторических лиц: Так, например, изображая характер Царя Бориса, он понимает его так же, как понимал Карамзин: подобно Карамзину, считает Бориса прямым виновником убиения Царевича Димитрия, смотрит на него как на преступника, терзаемого угрызениями совести. Из «Истории» Карамзина Пушкин усвоил и главную идею своей трагедии: преступление, подобное совершенному Борисом, не может остаться безнаказанным, а должно привести к гибели преступника и повлечь за собой тяжелые бедствия для всего государства.
Эта мысль Карамзина является естественным выражением той общей моральной тенденции, которою проникнута вся его «История».
Но, заимствуя из «Истории» Карамзина основу действия своей трагедии, Пушкин обнаруживает самостоятельное отношение к источнику.
В некоторых случаях он сумел даже глубже понять смысл исторических явлений, чем Карамзин: так, например, он очень верно оценил выдающуюся роль боярства в деле подготовки первого самозванца.
Современная наука выяснила, что этот самозванец был ставленником боярской партии, которая воспользовалась им, как орудием для низвержения ненавистного ей Бориса.
Поэтому, выводя в первой сцене своей трагедии беседующих бояр (Шуйского и Воротынского), изображая их настроение в момент избрания Бориса на царство, Пушкин обнаружил замечательное историческое чутье, угадав значение боярства в ходе развития исторических событий.
Эта сцена сразу вводит нас в историческую обстановку, раскрывает тайное недоброжелательство бояр к Борису, подготовившее его падение.
Кроме Карамзина, Пушкин пользовался также и другими историческими источниками: летописями, сказаниями и т. п. Из «Истории» князя Щербатова он заимствовал, например, эпизод с конем Самозванца.
Другой источник ((Краткая повесть о самозванцах») дал ему основу для характеристики Марины Мнишек, о которой этот памятник отзывается, как о «деве гордой, хитрой и дерзновенной».
Влияние Шекспира имело большое значение для Пушкина.
В произведениях Шекспира Пушкин видел высокохудожественные образцы трагедий, свободных от стеснительного влияния «правил» классицизма и всевозможных условностей.
В «Борисе Годунове» Пушкин хотел дать русской литературе такой же образец «романтической трагедии», как он его называл в письмах к друзьям, подразумевая под этим выражением, что его произведение по форме и по духу будет резко отличаться от обычного типа классицистической трагедии.
Но, подчиняясь влиянию Шекспира, Пушкин был чужд рабской подражательности или прямых заимствований: он принял лишь шекспировские приемы творчества, его простоту и естественность, его «широкое и вольное изображение характеров» — не с точки зрения какой-либо одной господствующей страсти, а во всей полноте и многообразии, свойственных живой человеческой личности.
Сравнивая Шекспира с писателями классицизма с точки зрения изображения характеров, Пушкин говорит: «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока; но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителями их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп — и только; у Шекспира Шайлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен.
У Мольера лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под хранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря» . Гораздо полнее и жизненнее, по мнению Пушкина, изображен тип лицемера у Шекспира, и эта широта характеристики составляет одно из главных достоинств великого драматурга.
«Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя», — говорит Пушкин в своих заметках «О народной драме», ту же мысль повторяет и в одном частном письме: «Правдоподобие положений, естественность диалога — вот настоящие законы трагедии». В своей трагедии Пушкин постарался осуществить те требования, которые ставил перед драматическим писателем и которые находил осуществленными у Шекспира.
Пушкин серьезно изучал Шекспира и глубоко понимал его произведения. В одном из писем по поводу своей трагедии Пушкин говорит: « … Я пишу и вместе думаю. Большинство сцен требовало только обсуждения; когда доходил я до сцены, требовавшей вдохновения, я или пережидал, или просто перескакивал через нее.
Этот способ работы совершенно нов для меня». Сцены, писанные по вдохновению, и есть именно те, которые создались под влиянием Шекспира и в которых сосредоточиваются главнейшие моменты действия.
Таковы все монологи Бориса, сцена его с Шуйским при вести о появлении Самозванца, сцена с Патриархом, когда последний советует перевезти тело царевича в Москву, сон Григория — те места трагедии, которые послужили поэту для «вольного и широкого изображения характеров».
В этих сценах Пушкин отступал от истории; так, он допускает в трагедии любовную интригу, когда Димитрий влюбляется в Марину Мнишек.
Так появляется созданная вдохновением поэта и замечательная в художественном отношении «Сцена у фонтана», которая была необходима, с одной стороны, для характеристики Марины, с другой — для разъяснения некоторых черт характера Самозванца, его решительности, уверенности в успехе своего дела, наконец, его самолюбия.
Даже незначительные сцены необходимы или для развития действия, или для объяснения эпохи и характеров. Такова, например, сцена «Корчма на литовской границе»; в ней мастерски представлено современное Самозванцу монашество, где рядом с высоконравственными личностями, вроде старца Пимена, были и «злые чернецы», бродяги, подобные Михаилу и Варлааму.
С другой стороны, противопоставляя бесшабашно удалых бродяг мрачному Григорию, Пушкин яснее оттеняет душевное настроение последнего, его внутреннюю борьбу.
Такого же рода отступления от истории встречаются и в исторических хрониках Шекспира.
Другим источником при создании трагедии Пушкина была «История» Карамзина, где изображено царствование Феодора, Бориса Годунова и Лжедимитрия — почти вся история Смутного времени.
Многие места трагедии Пушкина не только сходны с «Историей» Карамзина, например все сцены избрания Бориса на царство, но представляют иногда простой пересказ слов историка; таковы слова Воротынского о том, что Борис, покинув все мирское, затворился в монастыре, где жила его сестра Ирина, а равно и слова «в невестах уж печальная вдовица», с которыми Борис обращается к своей дочери.
Пушкин, согласно Карамзину, представляет Бориса Годунова убийцей царевича Димитрия. Но нельзя, однако, сказать, что Борис Пушкина абсолютно схож с Борисом Карамзина.
Пушкин объективен и беспристрастен в своей драме, как Шекспир, тогда как Карамзин негодует на Бориса и упрекает его.
Если в чем Пушкин и следовал Карамзину, так это в содержании своей драмы, в «развитии ее происшествий», как он сам указал.
Кроме Шекспира и Карамзина, Пушкин пользовался еще и древне-русскими летописями: по ним поэт не только изучил образ мыслей и язык времени, но и создал замечательный тип монаха-летописца. Насколько удачен образ Пимена, свидетельствуют воспоминания известного русского историка Погодина. Погодин услышал «Бориса Годунова» впервые из уст самого автора, и сцена с Пименом его «ошеломила».
«Мне показалось, — пишет Погодин, — что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос русского древнего летописца».
И действительно, характер Пимена обрисован мастерски как в начале сцены, где Пимен дает характеристику летописи, указывая на ее цель и содержание, так и в той сцене, где летописец говорит о суете света, о преимуществах затворнической жизни, рисуя образ Иоанна Грозного, искавшего успокоения «в подобии монашеских трудов», и рассказывая Григорию о Феодоре и его смерти.
Источник: https://info-shkola.ru/zamysel-tragedii-boris-godunov-pushkina/
Ответы на вопрос "20. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: история создания. …" — Конспектов.Нет
Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления.
На место прежней задачи — выражать в поэзии в первую очередь свои личные чувства и переживания, свои надежды, «высокопарные мечтанья» или наоборот, страдания и разочарования (причем все образы и картины реальной действительности использовались лишь как средство осуществления этой чисто лирической, субъективной задачи), перед Пушкиным встала новая задача — внимательного изучения реальной, объективной действительности, проникновения в ее сущность методами художественного познания — и поэтического воспроизведения ее.
Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию («Борис Годунов» был окончен в ноябре 1825 г.
, незадолго до декабрьского восстания) — вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение. Декабристы, как известно, в своих планах отводили народу пассивную роль, боялись его революционных выступлений.
Свое отношение к этой проблеме Пушкин в «Борисе Годунове» обнаруживает но в форме авторских деклараций, высказываемых устами того или иного действующего лица, как это было в классических и в романтических драмах.
Он нашел в истории момент, ситуацию, где этот вопрос разрешался самой жизнью, и показал со всей верностью действительности, как развиваются события и какие силы действуют при этом. Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших Х и XI томах «Истории Государства Российского» Карамзина.
Там описывались события так называемого «смутного времени» (начало XVII в.
) — широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого). Время царствования Бориса Годунова, заключавшее в одном коротком историческом периоде и введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось Пушкину в высшей степени подходящей темой для политической трагедии с современной, проблематикой.
Вывод, который делал Пушкин на основании изучения народных движений прошлого, был совершенно определенный: главную, решающую роль в них играет сам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за свои права.
Свержение династии Годуновых и победа Самозванца решена была не интригами бояр, ненавидевших Бориса, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами тех или иных полководцев, а «мнением народным», настроением народа, стихийно поднявшегося на своего угнетателя — царя Бориса.
Для такого замысла строго реалистической драмы, где на первом месте стояла задача художественно-познавательная, естественно, не подходила форма классической трагедии, с её многочисленными традиционными условностями.
Эти условности — прежде всего так называемые «три единства» — места, времени и действия — прекрасно соответствовали главной задаче трагедии классицизма — показать стремительное, катастрофическое развитие какого-нибудь острого конфликта (например, борьба чувств — родственных, любовных — с государственным, общественным долгом, конфликты между двумя противоречивыми чувствами и т. п.). Происхождение и постепенное развитие этих чувств и переживаний не интересовало ни автора, ни зрителей. Драматургическая система, умно разработанная теоретиками классицизма и блестяще и разнообразно воплощавшаяся в практике его драматургов, совершенно не годилась Пушкину, поставившему в «Борисе Годунове» совершенно иную задачу: показать длительный процесс развития чувств, настроений народа, от политической пассивности в начале до народного бунта на Красной площади (предпоследняя сцена трагедии). Не судьба отдельных двух-трех героев развивается в трагедии Пушкина, а судьба, взаимоотношения, борьба больших общественных и национальных групп — бояре, дворяне, духовенство, народ, польские аристократы и т. п. Вот почему не могло быть и речи о соблюдении классических трех единств. Эта смена театральных систем, окончательный отказ от форм театрального классицизма казались Пушкину в то время принципиально важными для всей русской драматургии XIX в., драматургии реалистической, в которой существенно важно не только художественно демонстрировать яркие «взрывы», которыми разрешаются острые личные и общественные конфликты, но и пронизывать светом
Правило единства места требовало, чтобы действие всей трагедии происходило в одном месте; единства времени — чтобы все события пьесы укладывались в одни сутки; единства действия — чтобы в пьесе проходила только одна сюжетная линия, развивались отношения только главных героев, не отвлекая внимания зрителей к побочным сюжетным моментам.
Отказавшись от многих условностей старого театра, от обязательных и в классической и в романтической форме сценических эффектов, Пушкин все же сохранил в «Борисе Годунове» стиховую форму, придающую драме высокую поэтичность и особую выразительность.
Но он заменил торжественный, попарно рифмованный шестистопный ямб классической трагедии, прекрасно отвечающий декламационному характеру речей ее персонажей, более коротким и гибким, нерифмованным, «шекспировским» пятистопным ямбом, дающим возможность гораздо легче воспроизводить интонацию обычной разговорной речи.
«Борисом Годуновым» Пушкин положил начало русской реалистической драматургии.
Это — строгая реалистичность типов и ситуаций, отказ от внешних, поражающих зрителя сценических эффектов, отказ от обязательной острой и напряженной сюжетной интриги и замена ее глубокой и тонкой разработкой отдельных эпизодов, из которых слагается драма, а главное — большая и важная общественная и психологическая мысль, идея, положенная в основу произведения. И сам Пушкин, проделавший в своем драматическом творчество известную эволюцию после «Бориса Годунова», и дальше не изменял этим, установленным им, принципам, а только по-новому развивал и углублял их.
Источник: https://www.konspektov.net/question/6269554305007616
Роль народа в истории (трагедия а. с пушкина “борис годунов”)
В 1824 году А. С. Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI – начала XVII века, когда русским государством управлял Борис Годунов, трон которого потом занял Лжедмитрий.
Изучая данный материал, Пушкин задумал написать произведение о власти и народе.
Для того чтобы ярче показать минувший век со всеми его особенностями, Пушкин счел наиболее подходящей для разрешения этой задачи форму трагедии.
Народ является главным героем произведения и в трагедии показан в движении, в своем развитии. Сцена на Красной площади говорит о его растерянности и недоумении по поводу безвластия в стране: “О Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!” Народ не может представить себе жизнь без царя. Народные массы привыкли к тому, что ими кто-нибудь управляет и кто-то властвует над ними.
По ходу развития действия растет и сила народа. В сцене “Девичье поле” народ не такой, как раньше. Он хотя и ждет и желает принятия венца Борисом, но в то же время ему принципиально важно, кто именно будет царем.
“Не мудрствуя лукаво”, народ понимает, что избрание царя осуществляется по указке бояр: “То ведают бояре, не нам чета”. Однако народу свойственно верить. Народ надеется увидеть в Борисе достойного правителя.
Борис, принимая “власть великую со страхом и смиреньем”, клянется своему народу, что в царстве не будет нищих и убогих. И действительно, в первые годы царствования Борис идет на некоторые уступки народу, помня свои обещания. Но со временем Борис Годунов забывает о нуждах своего народа, не печется о его положении и даже “Юрьев день задумал уничтожить”.
Народ отворачивается от него, увидев в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепляет крепостничество. Окончательно теряет свой авторитет Борис, когда предстает в глазах народа как убийца царевича Дмитрия.
Не имея поддержки бояр, Борис выбирает неверный метод, с помощью которого, как он надеется, ему удастся совладать с народом. (“Лишь строгостью мы можем. неусыпной удержать народ”.) А ведь народ – это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Забыв об этом, Борис дает фору своему противнику, который тут же пользуется этим:
- …Попробуй самозванец
- Им посулить старинный
- Юрьев день,
- Так и пойдет потеха.
И на самом деле народ перешел на сторону самозванца, питая надежды и стремясь к свободе. Борис же терпит крушение, потому что не позаботился о народной поддержке. Народ одержал победу, свергнув с престола Бориса. Но от этого ему не стало легче. Плоды победы полностью достались боярам. Положение простого народа при новом царе стало еще хуже.
Когда Мосальский объявляет народу о смерти жены и сына Годунова, народ в ужасе молчит. Почему же он молчит? В этом безмолвии народном кроется приговор самозванцу как правителю и новому угнетателю народных масс. Сегодня народ еще только безмолвствует – вяло и нерешительно выражает своей протест, но завтра он может заговорить, и тогда – горе тому, против кого он поднимет свой голос!
Пушкин создал реалистическую, подлинно народную трагедию, равной которой в то время не было в русской литературе. Пушкин высветил русский народ в качестве созидателя и движущей силы исторических судеб.
Народ возвел Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ облегчил победу и самозванцу Лжедмитрию, Мощь народа безгранична.
В конце трагедии народ из слабой, растерянной массы перерождается в грозного судью беззаконий и преступлений царской власти.
(2 votes, average: 4.50
Источник: https://goldsoch.info/rol-naroda-v-istorii-tragediya-a-s-pushkina-boris-godunov/