Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах
1890, 10 февраля — рождение писателя в Москве в семье художника Леонида Осиповича Пастернака. Мать — пианистка розалия Исидоровна Кауфман.
1900 — поступление во второй класс московской пятой гимназии.
1908 — окончание гимназии с золотой медалью и поступление на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
1912 — поездка в Германию, в Марбург. Учение на философском факультете Марбургского университета. Двухнедельное пребывание в Италии.
1913 — первая публикация стихов в сборнике «Лирика». Окончание университета со званием кандидата философии Московского университета.
1914 — выход первого самостоятельного сборника «Близнец в тучах». Участие в футуристической группе «Центрифуга». Знакомство и дружба с В. Маяковским.
1916 — выход книги стихов «Поверх барьеров».
1917 — революция в России. Работа над книгой «Сестра моя жизнь», повестью «Детство Люверс».
1918-1921 — плодотворная творческая работа. Переводы произведений зарубежных авторов.
1922 — публикация книги стихов «Сестра моя жизнь». Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье.
- 1922-1923 — пребывание в Германии, выход в Берлине книги стихов «Темы и вариации».
- 1923 — публикация поэмы «Высокая болезнь» в журнале «ЛЕФ».
- 1925-1926 — работа над романом в стихах «Спекторский», поэмами «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
- 1928 — начало работы над автобиографической книгой «Охранная грамота».
1929 — сборник «Поверх барьеров». Поездка на Кавказ, написание цикла «Волны».
1932 — новая любовь. Женитьба на Зинаиде Николаевне Ней- гауз. Публикация стихов «Второе рождение». Поездки по стране (Свердловск, Грузия).
1938 — работа над переводами произведений В. Шекспира.
1940 — выход сборника «Избранные переводы» западноевропейских поэтов. Начало работы над стихами из цикла «Переделкино».
1941 — великая Отечественная война. Эвакуация семьи в Чистополь; первые военные стихи.
1943 — поездка на фронт в составе писательской бригады.
1945-1955 — работа над романом «Доктор Живаго».
1946 — участие в литературных вечерах Москвы. Выдвижение Пастернака на Нобелевскую премию за лирические произведения. Начало травли поэта в печати.
1952 — инфаркт миокарда. Лечение в Боткинской больнице.
1956-1957 — попытка опубликовать роман «Доктор Живаго» в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя» заканчивается неудачей. Публикация романа в Италии на итальянском языке.
1958 — присуждение Нобелевской премии в области литературы, от которой Пастернак из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа, был вынужден отказаться.
1959 — публикация стихотворения «Нобелевская премия» в английской газете, после чего Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р.А. Руденко, где ему предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.
1960 (10 февраля) — семидесятилетие писателя. Начало работы над пьесой «Слепая красавица» (пьеса осталась незаконченной).
1960 (30 мая) — смерть Пастернака в Переделкино после тяжелой болезни.
Борис Леонидович Пастернак, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький, внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высокое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия.
Первые стихи Пастернака относятся к 1909 году. Но еще долго, на протяжении нескольких лет, он «смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал» («Охранная грамота»).
И лишь в 1913 году он стал писать стихи «не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью или пишут музыку» («Люди и положения»).
Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике «Лирика» («Я в мысль глухую о себе…», «Сумерки… словно оруженосцы роз…», «Сегодня мы исполним грусть его…») не включались автором позже ни в одну из его книг. Вторая книга Пастернака «Близнец в тучах» вышла в свет в 1914 году.
Вспоминая о том, как создавались стихи этой книги, Пастернак писал: «Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности… моя постоянная забота была обращена на содержание, моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину» («Люди и положения»). Свои первые литературные шаги, еще до «Близнеца в тучах», Пастернак делал если не в русле символизма, то, безусловно, в соприкосновении с ним. Поколение, к которому принадлежал Пастернак, начинало в пору символизма, но «историческую цельность» обрело в бурную эпоху катаклизмов, обрушившихся на Россию. В
1917 году, еще до Октябрьской революции, была опубликована вторая книга стихов — «Поверх барьеров». Эти книги составили первый период творчества Пастернака, период поисков своего поэтического лица.
Третья книга «Сестра моя — жизнь», к которой Пастернак приступил летом 1917 года, но издал спустя пять лет, стала, по существу, первой, выдвинувшей его в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. Книга, ставшая событием и сделавшая Пастернака знаменитым, выходит из печати только в 1922 году.
В современную литературу Пастернак входит как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной эмоциональной и метафорической сложности.
Середина 20-х годов ознаменована решительным обращением Пастернака к эпосу. К поэме о революции 1905 года примыкает аналогичное по жанру произведение «Лейтенант Шмидт». Оба сочинения получили широкий отклик и признание критики.
Двум этим историко-революционным произведениям предшествовала поэма «Высокая болезнь», изображающая IX съезд Советов и выступающего на нем Ленина. Она была напечатана В. Маяковским в «ЛЕФе» в 1924 году.
За «Девятьсот пятым годом» и «Лейтенантом Шмидтом» последовала большая поэма, или, как ее иногда называют, роман в стихах «Спекторский» (1930).
В 1928 году у Пастернака возникает замысел прозаической книги «Охранная грамота», законченной им только спустя два года. По определению самого Пастернака — «это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».
В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ. Знакомство с грузинскими поэтами Г. Табидзе и П. Яшвили переходит в подлинную дружбу. Пастернак переводит грузинскую поэзию и в поисках новой, более понятной системы поэтики, пишет книгу стихов «Второе рождение» (1932).
В этой книге Кавказ, Грузия дают поэту возможность обрести второе дыхание.
Любовь, могущественная сила Кавказа и перспектива строительства «новой жизни», воспринятая с нравственной стороны, стремятся обрести в его поэзии лирическое единство, которое открыло бы новую даль и возможность внутреннего обновления. Материал с сайта //iEssay.ru
Начиная с 1936 года, Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино, и его работа носит систематический характер. Здесь он пишет стихи и прозу, выполняет большую серию переводческих работ. В Переделкино им созданы книги «На ранних поездах» (1936-1944), «Когда разгуляется» (1956-1959) и отдельные стихотворные циклы.
В начале Отечественной войны Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения идти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город на Каме Чистополь, где жили в ту пору и другие писатели. В военные годы Пастернак интенсивно работал над стихами, вошедшими в книгу «На ранних поездах» («Стихи о войне»), над серией переводов.
Начатая еще в мирное время работа над текстами Шекспира была продолжена в 40-е годы и завершена после войны. Следует отметить и переводы грузинских поэтов, которыми Пастернак занимался долгое время (Николоз Бараташвили, Важа Пшавела, Тициан Табидзе и др.) Переводит он и с украинского, и с армянского, и с латышского языков.
В этих работах, а также в заметках об искусстве Пастернак предстает как признанный мастер.
В 1945 году Пастернак начинает свою работу над романом «Доктор Живаго», ставшим для него главным делом жизни.
Осенью 1946 года за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии, и с весны
1947 года начинается период его травли в печати, книги его под запретом. Лишь в апреле 1954 года журнал «Знамя» печатает 10 стихотворений под названием «Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго», с авторским предисловием. Осенью 1954 года Пастернак вторично выдвинут на соискание Нобелевской премии. Осенью
1955 года работа над романом завершается, и Пастернак пытается опубликовать его в России, но безуспешно. Книга выходит в Италии.
На родине роман «Доктор Живаго» был напечатан лишь спустя четверть века в журнале «Новый мир» (№№ 1-4, 1988). Появились статьи и исследования, посвященные этому произведению и его создателю.
Последнее произведение — пьеса «Спящая красавица» (1960) — осталось незавершенным.
На этой странице материал по темам:
- леонид андреев биография по датам
- биография бориса пастернака по датам
- пастернак краткое биография даты
- бунин иван алексеевич биография в датах и фактах
- борис пастернак стихи о войне
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/p/pasternak/biografiya_facts
Биография Пастернака
Роль и место в литературе
Борис Леонидович Пастернак – один из величайших писателей и поэтов XX века. Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить. Благодаря высокому мастерству и неповторимой тональности стихотворений он занял важное место в поэтическом движении начала XX столетия.
Для Пастернака высшей ценностью была сама жизнь. Поэтому его творчество жизнеутверждающее и преисполнено философским пафосом.
Происхождение и ранние годы
Борис Пастернак был рожден 10 февраля 1890 года в Российской империи (Москва) в творческой семье еврейского происхождения. Кроме Бориса, было еще трое детей.
Отец – Леонид Осипович (документально – Исаак Иосифович) Пастернак, рожденный в Одессе в еврейской семье. Был известным художником, членом Петербургской академии художеств.
Мать – Розалия Исидоровна Пастернак (в девичестве Кауфман), талантливая пианистка.
Рос Борис в творческой атмосфере. К ним в дом часто приходили люди искусства. В возрасте тринадцати лет он сильно увлекается музыкой под влиянием знакомства с композитором Скрябиным. Однако увлечение пришлось оставить из-за несовершенства слуха.
Образование
В 1901 году Пастернак был зачислен во второй класс 5-ой Московской гимназии. Борис всегда был старательным в учебе, не мог терпеть «совершенства наполовину». В 1908 году он окончил обучение в гимназии с золотой медалью.
В 1908 году Пастернак поступает в Московский университет. Вначале он учился на юридическом факультете, позже перевелся на философский. Перед окончанием университета Пастернак едет в Германию, где посещает лекции в Марбургском университете. Однако его увлечение философией гаснет, и он уезжает на время в Италию.
В 1912 году Борис оканчивает университет, но за диплом не приходит. В это время все его мысли уже занимает литературная деятельность.
Творчество
Первая проба пера у поэта была в 1909 году. О своем увлечении поэзией он вначале умалчивал. Определившись со своим призванием, Пастернак вступает в ряды московской поэтической группы «Лирика». Первые сборники стихов выходят в 1914 году («Близнец в тучах») и 1916 году («Поверх барьеров»). Но известность принесла книга, выданная в 1922 году, под названием «Сестра моя — жизнь».
На раннее творчество Пастернака большое влияние оказал В. Маяковский. В период 1920-1927 годов он был участником творческой группы «ЛЕФ» (куда входил и Владимир Маяковский).
В 1931 году Борис Пастернак посещает Грузию. Кавказ вдохновил поэта на цикл «Волны». За роман «Доктор Живаго» Пастернак был награжден Нобелевской премией.
Творчество поэта и прозаика всегда отличалось нравственно-философским пафосом.
Главные произведения
Главное творение автора – роман «Доктор Живаго». Работа над прозаическим произведением была долгой и кропотливой – десять долгих лет. В 1955 году Пастернак завершил работу, а в 1958 году роман был издан за границей. Его высоко оценили как читатели, так и литературные критики.
Поэтому не удивительно, что за этот роман писателя наградили почетной Нобелевской премией. Однако в России роман был плохо принят советской властью и рядом других писателей. Пастернака даже исключили из Союза писателей.
И только в 1988 году «Доктор Живаго» был опубликован в издании «Новый мир».
Последние годы
В 1952 году писатель слег с инфарктом, однако смог найти в себе силы восстановиться и даже продолжал потом писать. Цикл стихотворений «Когда разгуляется» (1956-1959 годы) стал его последней работой.
30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало из-за рака легких.
Хронологическая таблица
Год (годы) | Событие |
1890 | Год рождения Бориса Пастернака |
1901-1908 | Годы обучения в 5-ой Московской гимназии |
1908-1912 | Годы обучения в Московском университете |
1909 | Первая проба пера поэта |
1913 | Впервые опубликованы стихи автора в сборнике «лирика» |
1916 | Сборник «Поверх барьеров» |
1922 | Сборник «Сестра — моя жизнь» |
1945-1955 | Работа над шедевральным романом «Доктор Живаго» |
1958 | Награждение Нобелевской премией |
1960 | Не стало Бориса Пастернака |
Интересные факты из жизни поэта
- В детском возрасте Борис упал с лошади и повредил ногу. В последствие он тщательно скрывал легкую хромоту.
- Особую связь долгое время ощущал писатель с Мариной Цветаевой.
Они писали друг другу письма, которые можно причислить к роману в письмах.
- Пастернак мечтал создать грандиозный роман. На это у него ушло целых десять лет.
Речь идет о его романе «Доктор Живаго».
Музей поэта
В 1986 году на даче в Переделкине (Новомосковский округ Москвы), которая когда-то принадлежала Пастернаку, был открыт первый музей писателя.
Источник: https://spadilo.ru/biografiya-pasternaka/
Краткая биография Пастернака: самое главное и основное о жизни и творчестве | Литерагуру
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) – заслуженный русский поэт и писатель, чьи произведения были удостоены почетного звания «русского и зарубежного литературного фонда».
Его знаменитый роман «Доктор Живаго» сделал своего автора нобелевским лауреатом, а его переводы до сих пор пользуются большим спросом среди читателей.
Жизнь и творчество этого человека — гордость всех наших соотечественников.
Рождение и детство
29 января 1890 года в Москве родился Борис Пастернак. Упомянем, что, помимо Бориса, в семье было еще 3 детей.
Семья Пастернака переехала в Москву из Одессы, что, кстати говоря, не сильно ударило по старым знакомствам творческих родителей. Отец был художником, чьи картины выкупала Третьяковская галерея.
Стоит сказать, что в доме Пастернака частыми гостями были Лев Толстой, господин Рахманинов и, конечно, семья композитора Скрябина – именно с этого знакомства начинается литературный путь будущего писателя.
Юность и образование
Пастернак мечтал стать великим музыкантом, поэтому он начинает брать уроки у Скрябина. В 1901 году Борис поступил во второй класс гимназии, параллельно учась в Консерватории.
В 1909 году Пастернак оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в МГУ на историко-филологический факультет (именно тогда Пастернак пишет свои первые стихи), а уже в 1912 поступает в Маргбургский университет в Германии, куда уезжает вместе с матерью.
Он решает бросить философию и посветить себя литературе, ссылаясь на полное отсутствие музыкального слуха. Как следствие, произошло окончание его музыкальной карьеры.
Творческий путь: сборники, кружки, история успеха
Первые стихотворения приходятся на период 1910-1912 годов, именно тогда его лирический герой вдохновляется высокими чувствами. Строки окутаны любовью, но далеко не все в личной жизни поэта было так «гладко».
Впечатления от разрыва с любимой в Венеции он переносит в свои стихи. Именно тогда он начинает интересоваться такими течениями в литературе, как футуризм и символизм.
Он понимает, что для расширения своего пути ему необходимы новые знакомства: он вступает в московский кружок «Лирика».
«Близнец в тучах» (1914) – первый сборник стихотворений Пастернака, следом вышел «Поверх барьеров» (1916). Однако именно книга «Сестра моя» (1922) сделала его знаменитым, после ее выхода он обручился с Евгенией Лурье.
Следом выходят книги «Темы и вариации», «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год» — это являлось отголоском знакомства Пастернака с Маяковским и его вступлением в литературное объединение «Леф» в 1920-1927г. Бориса Пастернака начинают заслуженно считать лучшим советским поэтом, однако из-за его дружбы с Ахматовой и Мандельштамом он точно так же, как и они, попадает под «зоркий советский глаз».
В 1931 году Пастернак уезжает в Грузию, где пишет стихотворения, вошедшие в цикл «Волны»; в том же году он начинает переводить зарубежные книги, в число которых входит литература Гете и других знаменитых зарубежных писателей. Сразу после Великой Отечественной войны Пастернак пишет знаменитый роман «Доктор Живаго», который стал главным произведением в его творчестве. В 1955 году «Доктор Живаго» был дописан после долгих 10 лет.
Личная жизнь
В личных отношениях у поэта была настоящая путаница. Еще в юности он отдал свое сердце художнице Евгении Лурье, она же родила ему первенца. Однако женщина отличалась крепким и независимым нравом, часто ревновала мужа к многочисленным знакомствам. Яблоком раздора стала корреспонденция от Марины Цветаевой. Супруги развелись.
Потом завязались продолжительные отношения с Зинаидой Нейгауз, спокойной и уравновешенной женщиной, которая многое прощала мужу. Именно она подарила творцу безмятежную атмосферу родного очага.
Однако вскоре в его жизни появляется редактор «Нового мира» — Ольга Ивинская. Она живет по соседству и вскоре становится музой автора.
Он фактически живет на две семьи, и обе женщины делают вид, что ничего не происходит.
Для Ольги эти отношения стали роковыми: она получает 5 лет лагерей за знакомство с опальным поэтом. Пастернак чувствует вину и всячески помогает ее семье.
Травля и смерть
Власти всячески пытались выслать Пастернака из страны за «ложное освещение фактов» и «неправильное мировоззрение». Он был исключен из Союза писателей. И это сыграло свою роль: писатель отказался от награды и выразил свою горечь в стихотворении «Нобелевская премия».
В 1952 году он пережил инфаркт, дальнейшие годы протекали под игом болезни. В 1960 году не стало Бориса Пастернака.
Алина Прошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkaya-biografiya-pasternaka-samoe-glavnoe-i-osnovnoe-o-zhizni-i-tvorchestve/
Борис Пастернак, краткая биография
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в 1890 году, 29 января. Он рос в творческой атмосфере, которая благотворно повлияла на развитие его таланта. Родители – пианистка и художник – часто принимали у себя видных деятелей русской культуры. Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.
В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.
Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью.
Свои творческие опыты сам писатель скромно называл «музыкальным лепетанием», а поэзию и прозу – «литературным лепетанием».
Однако со временем Пастернак понимает, что склонность к литературе у него развита лучше, и оставляет занятия музыкой, посвящая больше времени поэзией.
В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении.
Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга».
После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.
Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров». В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин.
После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений.
Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.
Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.
В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.
Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых. Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.
Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение. Поэта обвиняют в недостаточном соответствии духу времени. От этого творчество Пастернака постепенно пропитывается трагичностью и погружённостью в себя. Из-за этого популярность и востребованность поэта идёт на спад.
В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.
Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина не одобрила романа, ни одно издательство, ни один литературный журнал не соглашался его печатать. Поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году.
Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле. Писателя высмеивали, обвиняли в предательстве, не давали публиковаться. Пик осуждения пришёлся на 1958 год, когда Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию.
Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».
Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.
Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.
Анализ творчества
Наибольшее поэтическое влияние на поэта оказали Р. М. Рильке и Маяковский.
Пастернак черпал вдохновение в символизме, также в творчестве видны оттенки футуризма, что объясняется участием поэта в литературных кружках обоих течений.
Главная философия творчества – сложные отношения мира и человека. Пастернак видит своего лирического героя противопоставленным бессмысленному и злобному миру.
Поэт искренне восхищается красотой окружающего мира, рисуя его наполненным эмоциями и чувствами, делая живым.
Значимое место в творчестве уделено теме образа поэта и поэзии в целом. Пастернак считал, что творческий человек должен служить высокому искусству, а не использовать его для получения славы.
- «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
- «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
- «Июль», анализ стихотворения Пастернака
- «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
- «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
- «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
- «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
- «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
- Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
- «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
- «Март», анализ стихотворения Пастернака
- «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
- «Сон», анализ стихотворения Пастернака
- «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
- «Иней», анализ стихотворения Пастернака
По писателю: Пастернак Борис
Источник: https://goldlit.ru/pasternak-biography
Основные даты жизни и творчества Бориса Пастернака
[1] [2] [3]
1890, 10 февраля (29 января ст. ст.), около полуночи — В Москве, в семье художника Леонида (Иосифа) Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак (урожд. Кауфман) родился сын Борис.
1893, 13 февраля — Рождение младшего брата Александра.
1894, август — Назначение Л.О.Пастернака младшим преподавателемМосковского училища живописи, ваяния и зодчества. Переезд семьи во флигель на Мясницкой.
23 ноября — Лев Толстой в гостях у Пастернаков. С этого дня Борис Пастернак помнит себя «без больших перерывов и провалов».
1895, 19 ноября — Мать Пастернака оставляет артистическую карьеру на12 лет.
1898, весна — Работа Л.О.Пастернака над 33 иллюстрациями к «Воскресению».
Апрель — Знакомство Л.О.Пастернака с Райнером Марией Рильке.
1900, 6 февраля — Рождение младшей сестры Жозефины-Иоанны (Жони).
Май — Второй приезд Рильке в Москву. Знакомство с семьей Пастернака.
- Август — Борису Пастернаку отказано в приеме в Пятую классическую гимназию из-за еврейской «процентной нормы», с обещанием позже зачислить его сразу во второй класс.
- 1901, май — Парады «дагомейских амазонок» в Зоологическом саду.
- Лето — семья переезжает в главное здание училища.
- 1902, 8 марта — Рождение младшей сестры Лидии-Елизаветы.
- 1903, июнь — Знакомство семьи Пастернаков со Скрябиным на даче подМалоярославцем.
6 августа — Во время поездки в ночное Борис упал с лошади и сломал правую ногу. Она срослась неправильно и осталась короче левой на три сантиметра, что сделало Пастернака негодным к воинской службе.
1904, декабрь — Рождественские каникулы в Петербурге, в семье тетки,Анны Осиповны Фрейденберг. Посещение театра Комиссаржевской.
- 1905, 25 октября — Борис попадает на улице под нагайки казачьего патруля.
- Конец декабря — Переезд семьи в Германию.
- 1906, 11 августа — Отъезд семьи из Берлина в Россию.
- 1908, май — Борис с отличием оканчивает Пятую классическую гимназию.
- 16 июня — Подает прошение о зачислении на первый курс юридического факультета Московского императорского университета.
1909, март — Пастернак играет Скрябину свою сонату и другие сочинения. Несмотря на похвалу, принимает решение оставить занятиямузыкой и переключиться на философию.
Весна-лето — Первые прозаические и стихотворные опыты.
1910, февраль — Поездка Ольги Фрейденберг в Москву. Под ее влиянием Пастернак принимает решение оставить литературные занятия и углубленно заняться философией, «дисциплинируя свое сознание».
Лето — Знакомство с тринадцатилетней Еленой Виноград, приехавшей в Москву из Иркутска.
Октябрь — Знакомство с Константином Локсом в Религиозно-философском обществе имени В.С.Соловьева.
- 7 ноября — Борис выезжает с отцом в Астапово, где умер Лев Толстой.
- 1911, первая половина года — Знакомство с Сергеем Бобровым в литературном кружке «Сердарда».
- Апрель — Семья переезжает на Волхонку, 9, где Пастернак с перерывами прожил до 1938 года.
- 1912, 21 апреля — Отъезд в Марбург.
- 9 мая — Пастернак записывается в семинар главы Марбургскойшколы Германа Когена.
- 16 июня — Объяснение с Идой Высоцкой и ее отказ выйти замужза Пастернака.
- 28 июня — Свидание во Франкфурте с Ольгой Фрейденберг.
- 3 августа — Пастернак едет в Венецию.
- 25 августа — Возвращение в Россию.
- Осень — Преобразование «Сердарды» в литературную группу«Лирика».
- 1913, 10 февраля — Доклад Пастернака «Символизм и бессмертие» в кружке по изучению эстетики при издательстве «Мусагет».
- Конец апреля — Дебют в печати: выход альманаха «Лирика» с первой публикацией пяти стихотворений Бориса Пастернака.
- Декабрь 1913 года — Книга «Близнец в тучах».
- 1914, январь — Создание группы «Центрифуга» и разрыв с «Лирикой».
- Апрель — Выход альманаха «Руконог».
- 5 мая — Первая встреча с Маяковским.
- 1915, март — Пастернак получает место домашнего учителя в доме фабриканта Филиппа.
28 мая — Немецкий погром в Москве. Разорение дома Филиппов. При погроме погибла часть рукописей Пастернака.
Май — Выход сборника «Весеннее контрагентство муз», где Пастернак впервые опубликовался вместе с Маяковским.
Июнь — Поездка в Харьков к Надежде Синяковой.
24 октября — Поездка в Петроград. Знакомство с семьей Бриков.
Декабрь — Отъезд на Урал.
1916, январь-июль — Работа во Всеволодо-Вильве на химических заводах помощником управляющего по финансовой отчетности.
Осень — Работа над переводом трагедии Суинберна «Шателяр». Пастернак служит гувернером в семье директора химического завода Карпова в Тихих Горах на Каме.
- Декабрь — Сборник «Поверх барьеров».
- 1917, февраль — Пастернак возвращается в Москву.
- Весна — Возобновление знакомства с Еленой Виноград.
- Лето — Написана большая часть стихотворений будущей книги«Сестра моя жизнь».
- Июнь — Отъезд Елены в Романовку под Воронеж.
- 1918, январь — Знакомство с Ларисой Рейснер.
Февраль — Первая встреча с Мариной Цветаевой на вечере уМ.Цейтлина (Амари).
Март — Замужество Елены Виноград. Цикл «Разрыв».
Осень — Начало работы над романом «Три имени», первая частькоторого станет повестью «Детство Люверс», а окончание будетуничтожено. Программная статья «Несколько положений»(опубл. 1922).
- 1919, октябрь — Поездка в Касимов к родственникам матери.
- Весна-осень — Работа над книгой стихов «Темы и вариации» и сборником статей «Quinta essentia».
- 1921, август — Знакомство с Евгенией Лурье, будущей женой Пастернака.
- 16 сентября — Родители Пастернака навсегда уезжают из России и поселяются в Берлине.
- 27 декабря — Пастернак видит Ленина, попав по гостевому билету на IX съезд Советов.
- 1922, начало января — Знакомство с Осипом Мандельштамом и его женой.
- 14 января — Пастернак в качестве официального жениха представляется семье невесты в Петрограде.
- 24 января — Пастернак и Евгения Лурье регистрируют свой брак.
- Апрель — В издательстве Гржебина выходит «Сестра моя жизнь».
- 13 апреля — Вечер в Тургеневской читальне с полным залом и восторженным приемом.
- 14 июня — Начало переписки с Мариной Цветаевой.
- Июль — Знакомство с Владимиром и Ольгой Силловыми.
- Середина августа — Встреча в Кремле с Троцким.
- 17 августа — Отплытие Пастернака с женой в Берлин из Петрограда.
- 1923, январь — Выход книги «Темы и вариации» в «Петрополисе» (Берлин).
- Февраль — Кратковременное посещение Марбурга с женой.
- 21 марта — Пастернак в последний раз видится с родителями перед возвращением в Россию.
- 23 сентября — Рождение сына Евгения.
- Сентябрь-ноябрь — Первая редакция поэмы «Высокая болезнь».
- 17 декабря — Пастернак читает на чествовании Брюсова по случаю его пятидесятилетия первую редакцию стихотворения «Валерию Брюсову».
- 1924, 24 января — Пастернак вместе с Мандельштамом проходит мимогроба Ленина в многотысячной траурной толпе.
- Февраль — Работа над повестью «Воздушные пути».
- Ноябрь — По протекции историка и журналиста Якова ЧернякаПастернак получает место в Институте Ленина при ЦК ВКП(б) итри месяца работает над составлением «иностранной лениньяны».
- 1925, март — Начало работы над романом в стихах «Спекторский».
- Осень — Первые главы поэмы «Девятьсот пятый год».
- 1926, 22 марта — Пастернак получает письмо от отца с упоминанием отом, что его стихи знает и ценит Рильке.
- Февраль-декабрь — Работа над поэмой «Лейтенант Шмидт».
- 29 декабря — Смерть Рильке.
- 1927, март — Встреча лефовцев с Троцким по инициативе последнего.
- Май — Окончательный разрыв с ЛЕФом.
- Август — Публикация «Лейтенанта Шмидта» в «Новом мире» сакростихом-посвящением Цветаевой.
- 1928, июль — Выход «Девятьсот пятого года» и «Лейтенанта Шмидта» книгой.
Лето — Переработка ранних стихотворений и «Высокой болезни». Осень — Продолжение романа «Спекторский». Работа над «Повестью».
- 1929, первая половина года — Работа над первой частью «Охранной грамоты».
- Июль — «Повесть» выходит в «Новом мире».
- Август — Первая часть «Охранной грамоты» публикуется в«Звезде».
Осень — Работа над окончанием «Спекторского». Знакомство сГенрихом Нейгаузом и его женой Зинаидой Николаевной Нейгауз (урожд. Еремеевой).
30 декабря — Последняя попытка примириться с Маяковским. [1] [2] [3]
Источник: https://www.jewish-library.ru/byikov/boris_pasternak/8.htm
Хронология жизни и творчества пастернака. Этапы жизни и творчества
Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга «Близнец в тучах». Ранний Пастернак восприни-мает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассо-циативном сближении явлений.
Художник не выдумывает обра-зы, он черпает их повсюду — в природе, дома, в городе. Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение «Мар-бург».
Гениальные строки стали эталоном поэтического призна-ния в любви:
В тот день всю тебя от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.
Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Ок-ружающие человека вещи — и часть мира сами по себе, и соуча-стники совершаемых в герое перемен.
В 1922 г. вышел сборник «Сестра моя жизнь», который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника — при-рода, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности.
Природа является самым близ-ким синонимом жизни, но не чем-то исключительным. Откры-тое чувство любви — тоже выражение жизни. Жизнь шире любо-го из образно-тематических рядов.
Доверие поэта к жизни — ос-новное качество его мировоззрения в эти годы
Казалось альфой и омегой — Мы с жизнью на один покрой, И круглый год, в снегу без снега, Она жила, как alter ego, И я назвал ее сестрой.
Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природ-ной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга «Темы и вариации» более драматична и на-пряжена, чем «Сестра моя жизнь».
Здесь больше кризисных си-туаций, что закреплено в названиях циклов — «Болезнь», «Раз-рыв». Отношение поэта к жизни становится сложнее, противо-речивее. Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободнев-ность и целенаправленность.
Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении «Другу», по-священном Б.
Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социаль-ных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строя-щей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:
Иль я не знаю, что в потемки тычась, Вовек не вышла б к свету темнота, И я — урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста? И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не подымаюсь с ней? Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней?..
Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии вре-мени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического за-кона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.
В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окра-шивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Яр-ким примером является стихотворение «Рояль дрожащий». Ис-тория непонимания и разрыва двух любящих всегда несет лич-ную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:
Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер, А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить.
Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.
С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Про-исходит обновление поэтического стиля: стих становится про-ще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми.
Стихи наполняются гражданскими мотивами («Разведчики», «Смерть сапера», «Пре-следование»). Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в «Правде».
Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение «Весна»: Материал с сайта
Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства, И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.
Послевоенные стихи представлены сборником «Когда разгу-ляется». Название его символично: «разгуляться» — проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это «оттепель», при-несшая глоток свежего воздуха свободы.
В стихотворениях «Вес-на в лесу», «После вьюги», «За поворотом» передается ощуще-ние поворота истории, обновления жизни.
Вместе с тем в сбор-нике очень много «зимних» стихов («Заморозки», «Первый снег», «Следы на снегу», «Снег идет»), где Пастернак через «природ-ную» метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Со-стояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности.
Поэт не очень верил «оттепели», пред-чувствуя, что заморозки еще вернутся. В его судьбе этими «замо-розками» была история с романом «Доктор Живаго» («Я про-пал, как зверь в загоне…»).
Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она об-ращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постиже-нию смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»:
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.
Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на-полняя современным содержанием. В «Стихотворениях Юрия Живаго» ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности («Гефсиманский сад»), жизни и судьбы («Гамлет»).
Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на ак-туальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был «вечности заложник у времени в плену».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- основные этапы творчества пастернака
- послевоенное творчество б. пастернака
- рецензия на стихотворение пастернака
- отзыв о творчестве пастернака
- сочинение жизнь и творчество в. л. пастернак
«Сергей Наровчатов» — М., 1952; Горькая любовь. М., 1965; Стихи. Краткий биографический словарь. Стихи. Творческий путь. Детские годы провел на Волге. Наровчатов Сергей Сергеевич (1919 — 1982). Москва, 2000. М., 1965; Разговор начистоту. Эпиграф. Умер С.Наровчатов в 1982 в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты.
«Александр Конаков» — Сторона Сернурская была и остаётся богатой талантами. Неполная средняя школа. Организатор «Пеледыш пайрем». Деньги, вырученные от концертов, вносились в фонд помощи детям- сиротам. Жизнь на Сернурской стороне. В черный список было включено и имя А.Ф.Конакова. А.Ф.Конаков был призван служить в армию.
«Иосиф Бродский» — 1966 — Роман в стихах «Горбунов и Горчаков». 1987 — Сборник «Урания». 1973 — Первый английский сборник «Second Poems». 1976 — Цикл «Часть речи». Родился Бродский в Ленинграде. Уже в отрочестве проявились самостоятельность, решительность и твердый характер Бродского. 1972 — «Бабочка», «Сретенье». Бродский с глубокой нежностью относился к дочери Анне.
«Муса Джалиль» — Я еду сражаться. Холодное тело засыплет земля,- Песнь огневую засыпать нельзя! Прощайте, друзья! Я клянусь Слезой материнской, горючей, Страстной любовью к Отчизне своей… Жена поэта Амина Джалиль. Лишь в отважном сердце вечность есть! Муса-шакирд, слушатель медресе (1917). М.Джалиль. Поверь мне,Родина, был орлом я,- Горела во мне орлиная страсть!
«Русский рок» — Если нам не отлили колокол, Значит здесь — время колокольчиков. Рок-культура уже давно и прочно вошла в нашу жизнь. О России… Конец карьеры… Ведь куда важнее, для чего родился. Что к реке торопимся, братцы? О творчетве… «Бронзовый век» русской рок-поэзии. С 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз: «Надежда».
«Творчество Пастернака» — Проза. Творчество Б.Л.Пастернака. Затеплен Апрель. Что почек, что клейких заплывших огарков Наплёвано к веткам! Борис Леонидович Пастернак родился в январе 1890 г. в Москве. Начало творческого пути. Возмужалостью тянет из парка, и реплики леса окрепли. В раннем творчестве природа заменяет весь мир. Отец – академик, художник; мать – выдающаяся пианистка.
- Всего в теме 15 презентаций
- После изучения данной главы студент должен:
- знать
- основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака;
- основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения;
уметь
- воспринимать творчество Б. Л. Пастернака в контексте как отечественной литературы Серебряного века, так и советского периода; в его связях с традициями русской и мировой литературы и культуры, а также в его индивидуальных чертах;
- определять своеобразие творческой манеры Б. Л. Пастернака, его влияние на современную ему поэзию;
- анализировать лирику Б. Л. Пастернака; цикл «Стихотворения Юрия Живаго» как органическую часть романа «Доктор Живаго»;
владеть
- понятиями «лирический субъект», «метафора», «метонимия», «синекдоха»;
- навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста.
Крупнейший поэт XX в., прозаик, драматург, один из лучших отечественных переводчиков, лауреат Нобелевской премии (1958) «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы», Борис Леонидович Пастернак – целое явление в русской культуре.
Его творчество связало поэтические опыты Серебряного века с достижениями отечественной словесности советского периода 1920–950-х гг., стало ориентиром для нескольких поколений отечественных стихотворцев – от его ровесников-футуристов и молодых поэтов 1920–1930-х гг.
, учившихся у Пастернака поэтическому мастерству, до новой поросли молодых талантов, вошедших в литературу вместе с «оттепелью».
Проходящая красной нитью через все творчество Пастернака идея единства мироздания, гармонической связи между миром природы, миром истории и творческим миром человека оказалась одной из самых востребованных в эпоху невиданных катаклизмов, кризиса гуманизма, утраты человеком чувства сопричастности окружающей действительности в ее природном и социальном проявлениях.
Творческая биография и художественный мир Б. Л. Пастернака
Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец – Леонид Осипович – известный живописец, график, иллюстратор.
Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка, ученица Рубинштейна, которая ради семьи вынуждена была оставить карьеру: кроме старшего сына Бориса, появившегося на свет в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 г., у нее было еще трое детей.
В доме Пастернаков обычно царила теплая, творческая обстановка: среди друзей семьи были известные художники – Η. Н. Ге, В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, композитор А. Н. Скрябин. Доверительные отношения у Л. О. Пастернака установились с Л. Н. Толстым.
До 10–12 лет, по его собственному признанию, Пастернак рисовал. «Мог бы стать художником, если бы работал», – утверждал его отец , однако опытам сына в живописи никак не способствовал и не препятствовал, будучи уверен, что «если человеку дано, он и сам выберется» .
Отец оказался прав: детские пробы в живописи вскоре сменились настоящей одержимостью музыкой. С осени 1903 г. под руководством Ю. Д. Энгеля, теоретика музыки и критика, Пастернак приступил к серьезным занятиям, готовясь к экзаменам в Московскую консерваторию. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н.
Скрябин (по словам Пастернака, «выслушал, поддержал, окрылил и благословил»), однако он не приветствовал склонность молодого человека к импровизациям, не считая их делом, достойным серьезного музыканта. Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора.
Именно по совету своего кумира Пастернак перевелся с юридического факультета на философское отделение филологического факультета Московского университета (1909– 1913). Летом 1912 г.
Пастернак посещал семинары основателя философской школы неокантианства Германа Когена и его ученика Пауля Наторпа в Марбурге (Германия), достигая на этом поприще заметных успехов. Однако, отклонив весьма лестное предложение Когена выбрать карьеру профессионального философа, он возвратился в Москву, чтобы сделать уже окончательный выбор в своей творческой судьбе.
Краткая хронологическая таблица Пастернака – это лучший способ быстро ознакомиться биографией великого поэта. Эта памятка будет особенно полезна школьникам и выпускникам, которым необходимо знать основные факты из жизни и творчества автора. В таблице сконцентрированы именно те события, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшую судьбу Бориса Леонидовича.
Биография Пастернака по датам включает в себя данные о рождении поэта, его юности, личной жизни и творческой деятельности, последних годах жизни популярного автора. Просматривая её, вы узнаете о самых трудных этапах судьбы деятеля.
Тут представлены его взлеты и падения, его успехи и неудачи. Без внимания не осталось и одно из основных произведений Бориса Леонидовича “Доктор Живаго”. Хронологическую таблицу жизни Пастернака вы легко сможете найти на нашем сайте.
1890 год, 29 января (10 февраля)
– Родился в Москве Б. Пастернак. Отец — художник Леонид Осипович Пастернак, мать — пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.
1908, август
– Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.
- 1909, май
– Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета. - 1910, февраль
– Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование. - 1911, 10 января
– Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”. - 1912, май-август
– Поездка в Германию;
учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете
Марбургского университета; - двухнедельное пребывание в Италии.
Источник: https://bogemasamara.ru/hronologiya-zhizni-i-tvorchestva-pasternaka-etapy-zhizni-i-tvorchestva-gde-to/