Анализ стихотворения чудная картина фета

Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета

по стихотворению А. А. Фета «Чудная картина…»

Цель урока: анализ стихотворения Фета «Чудная картина…», подготовка к сочинению-описанию зимнего пейзажа.

Наглядность: текст стихотворения Фета,

репродукции картин Н. П. Крымова (1884-1958) «Зима», 1933 и К. Ф. Юона (1875-1958) «Конец зимы. Полдень», 1929.

  • Ход урока
  • В начале урока учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин, расположенных на доске.
  • — Какое время суток изображено на репродукциях?

— Какую цветовую гамму выбрали художники? Почему?

— Каким настроением проникнуты работы?

После беседы ученица читает сочинение по репродукции К. Ф. Юона, написанное заранее(индивидуальное задание).

На картине Константина Федоровича изображен зимний пейзаж. Перед взором встает деревянный домик, дрова, лежащие рядом. По двору чинно расхаживают три курочки и один петушок.

Петух и темная курица клюют зерно, а другие курочки смотрят на веселых ребят, доставших из сарая свои лыжи.

За ними темнеет голый лес, такой радостный и зеленый, что самому хочется встать на лыжи и отправиться вместе с ребятами в это сказочное царство.

Полдень. Солнце освещает укрытую снегом землю. Его блики создают какую-то бурную радость, которая переполняет героев. Все говорит о конце зимы.

Художник выбрал теплую цветовую гамму, хотя и сдержанную. На картине яркими являются только птицы, прибежавшие погреться на солнышке. Изображенный пейзаж говорит о хорошем настроении, о любви к природе не только юных лыжников, но и самого автора.

Юон и во мне пробудил необыкновенную радость, ощущение счастья от ожидания приближающейся весны.

Александра

Вы описывали зиму в разное время суток: утром и в полдень. А какие ассоциации у вас вызывают слова: зима, ночь, полнолуние?

  1. Учащиеся описывают представленную картину:
  2. • холода, полная луна.
  3. Юля

Я вспоминаю наши ночные зимние поездки на машине, когда мы возвращаемся от бабушки. На небе звезд мало, но светит полная луна. Деревья сменяются на большой скорости, и получается забавная анимация. Мы останавливаемся, выходим из машины и пускаем фейерверки.

Рома

Зима. Ночь. Полнолуние. Вдали темнеет густой лес. В свете луны блистает снег. Кажется, что в воздухе отражается это серебряное сияние. Оно, мягко ложась на окна, рисует необыкновенные узоры…

Ира

А сейчас посмотрим, как эти слова перекликаются со стихотворением А. А. Фета «Чудная картина…». Прочитайте его и проанализируйте.

— Почему так начинается стихотворение?

— Какое чувство оно у вас вызвало? Ваши ассоциации.

— Найдите грамматические основы в предложении. Дайте ему характеристику.

— Почему в тексте нет глаголов?

— Какие художественные средства использует автор? Выпишите их в тетрадь.

— Какова их роль?

— Каковы размер и рифма стихотворения?

— Какой звук чаще всего используется в первой строфе? Во второй? Почему?

— Представьте мелодию к этому произведению. Покажите ее звуки движением руки.

— Есть ли здесь мотив одиночества? Почему?

Дайте письменный анализ стихотворению А. А. Фета «Чудная картина…».

  • Домашняя работа:
  • Передать услышанные мелодии зимы в пейзажных зарисовках.
  • Темы сочинений:
  • — Снежное кружево

— А снег идет…

— Белое чудо

Творческие работы учащихся

Анализ стихотворения А. А. Фета «Чудная картина…»

А. А. Фет – известный русский поэт, умеющий видеть красоту природы. Идея его стихотворения «Чудная картина…» — показать зимний пейзаж. Автор представляет чудную картину, а не движение зимы, поэтому он использует много эпитетов: «чудная картина», «белая равнина», «небес высоких», «блестящий снег», «саней далеких», «одинокий бег». Они передают величественность и необъятность русских полей.

В тексте также использована инверсия («небес высоких», «саней далеких»), благодаря которой логическое ударение падает на прилагательные. В последней строфе есть олицетворение: «и саней далеких одинокий бег».

Есть в тексте и аллитерация. В первом четверостишии выделяется сонорный звук р, а во втором — с, создающий ощущение света.

  1. Я думаю, что в произведении нет мотива одиночества, потому что лирический герой, хотя и едет по одинокой, никем не протоптанной дороге, но не перестает любоваться и блестящим снегом, и полной луной, и светом небес.
  2. Настя
  3. * * *

Стихотворение Фета «Чудная картина…» мне понравилось. Его мелодия вначале возвышенная, а потом плавная, необыкновенно интересная. Я думаю, в произведении прослеживается больше идея спокойствия, чем радости, ощущения праздника.

Белая равнина,

Полная луна…

В этих строчках есть что-то ностальгическое и романтическое, вызывающее чувство умиротворенности. Созвучие слов «далекий» и «одинокий» рисует следующую картину: ночь, тишина и сани, медленно идущие вдали.

Фет в качестве художественных средств использует эпитеты («чудная картина», «блестящий снег»…), олицетворение (бег саней), инверсию («небес высоких»). Они помогают представить картину, знакомую каждому русскому человеку.

В первой строфе повторяется звук р, во второй он отсутствует, но часто встречается звук с. Это не случайно. Звук помогает представить разливающийся от полной луны свет.

Стихотворение состоит из одного предложения с шестью основами. Его рифма перекрестная. Все это способствует созданию простой русской картины. Подробное описание пейзажа помогает представить равнину, луну, снег и свет отдаленных звезд. Они кажутся живыми и близкими. И ты понимаешь, что одиноки сани, а не человек.

Ира

Вверх

Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета Анализ стихотворения Чудная картина Фета

©2009 Ж. Б. Шахматова

Источник: http://www.s_202.edu54.ru/jb_li/pages/dmm/ou3.htm

Анализ стихотворения А. А. Фета «Чудная картина»

А. Фета часто упрекали за чрезмерную краткость и отсутствие глубокого смысла в стихотворениях. Поэт признавался, что даже проявление личных чувств считает излишним.

По его мнению, произведение должно максимально точно передавать непосредственные впечатления и не навязывать позицию автора читателям. Особенно ярко эта мысль Фета проявлялась в его раннем творчестве.

Характерным примером служит стихотворение «Чудная картина» (1842 г.).

Анализ стихотворения Чудная картина Фета

Полный текст стихотворения А. Фета «Чудная картина»

  • Чудная картина,
  • Как ты мне родна:
  • Белая равнина,
  • Полная луна,
  • Свет небес высоких,
  • И блестящий снег,
  • И саней далеких
  • Одинокий бег.

Анализ стихотворения «Чудная картина» Фета

Вариант 1

Автор описывает свои реальные впечатления под воздействием зимней ночной поездки. Стихотворение представляет собой миниатюру. Оно могло быть создано в приливе творческого вдохновения за несколько секунд. Талант А. Фета заключается в том, что он сумел запечатлеть самые нужные детали. Личное отношение автора выражено только в одной фразе: «как ты мне родна».

Этого вполне достаточно, чтобы показать безграничную любовь поэта к своей земле.

Если для большинства современников патриотизм выражался в обилии торжественных слов и обещаний, то Фет всего лишь упоминает о некоторых обыденных приметах русского пейзажа: «белая равнина», «блестящий снег».

«Саней… одинокий бег» связывает его стихотворение с традиционным образом русской тройки, символизирующей собой всю Россию.

Фет был человеком с очень тонко чувствующей душой. Обычные вещи, на которые многие бы не обратили никакого внимания, могли привести его в восторг.

Главная заслуга поэта заключается в умении передать читателю это чувство с использованием минимальных художественных средств.

Стихотворение «Чудная картина» кажется до банальности простым и наивным, но волшебным образом создает в душе радостную атмосферу.

Поэт был еще очень молодым человеком. Его вдохновение было напрямую связано с юношескими мечтами и надеждами, которые отличались свежестью и чистотою.

Только после трагической смерти М. Лазич в творчестве Фета появляются личные мотивы. Но при этом поэт никогда не навязывал своих печальных размышлений природе, а продолжал искать в ней соответствие личным переживаниям.

Фет придерживался мнения, что природа стоит с человеком на равных и обладает собственной душой.

Поэтому свою задачу он видел в том, чтобы отдать природным явлениям заслуженную дань уважения, а не пытаться объяснить их с точки зрения разума.

Вариант 2

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, поле, ветер, лес или же различные времена года — Осень у Фета, зима, весна, лето..

При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил.

Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику.

Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж.

За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона.

Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует.

Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления.

Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!».

Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам.

Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие.

Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Вариант 3

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике Фета стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя.

В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль.

Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути.

В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»).

Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины.

Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение.

Читайте также:  Животные океана - сообщение доклад

Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ритм: выше («полная луна»), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

  1. Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.
  2. Вариант 4
  3. «Чудная картина» (1841) — одно из стихотворений молодого Фета, в котором с большой силой проявилось его дарование лирика, в этом шедевре пейзажной лирики поэт показал своё умение создавать картину, исполненную динамики, за счет смены изображенных в произведении явлении.
  4. В стихотворении нет ни одного глагола, ощущения движения создается за счёт тончайшего описания того, что видит лирический герой, причём эти картины сменяют одна другую вроде бы даже и плавно, без резкого перехода, однако всё в стихотворении говорит о безостановочном и стремительном движении.
  5. Это достигается за счет обращения к противостоящим друг другу стихиям земли (“Белая равнина”, “блестящий снег”) и небес (“Полная луна”, “Свет небес высоких”), которые в сознанием лирического героя воспринимаются как единое целое, как общая картина мироздания, которое для него одинаково дорого во всех своих проявлениях: “Чудная картина, Как ты мне родна…”
  6. Душевные переживания лирического героя как бы приоткрываются с помощью образа, завершающего стихотворение (“И саней далёких Одинокий бег”), в котором с помощью тонко подобранных эпитетов обращается внимание читателя на одиночество героя, его душевную обеспокоенность, которая контрастирует с гармонией “чудной картины”; вероятно, именно эти гармония и покой мира природы и привлекают к нему душу лирического героя.

А. Фет «Чудная картина» − краткий анализ стихотворения

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, — одно из самых завораживающих поэтических полотен А.Фета.

В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, — не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.

Картина Фета в стихотворении о зиме рождается как бы на глазах у читателя. Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.

Литературовед М.Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности».

Что мы видим? «Белая равнина» — мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» — наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» — пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» — наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» — поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.

Выше – шире – ниже – уже. Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения.

Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!

По первым строкам («Чудная картина…») можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой. Стихотворение – последовательность чувств.

  • Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию:
  • Белая равнина,
  • Полная луна…
  • Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:
  • Свет небес высоких
  • И блестящий снег…

Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» — это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А. Фета.

Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.

Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».

Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета.

Источник: https://litfest.ru/analiz/fet-chudnaya-kartina.html

Фет. А. "Чудная картина"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Чудная картина» и их характеристика

  1. Поэт-автор. Ценитель красоты зимней природы.

План пересказа стихотворения «Чудная картина»

  1. Чудная родная картина
  2. Равнина и луна
  3. Свет и снег
  4. Бег саней

Главная мысль стихотворения «Чудная картина»
Самый простой пейзаж может казаться прекрасным, если это пейзаж родной земли.

  • Чему учит стихотворение «Чудная картина»
  • Отзыв на стихотворение «Чудная картина»
  • Анализ стихотворения «Чудная картина»
  • Средства художественной выразительности в стихотворении «Чудная картина»

Стихотворение учит замечать красивое в самом обыкновенном, учит любоваться и любить природу. Развивает воображение и образное мышление.

Мне очень нравится это короткое, но такое емкое стихотворение. Всего в восьми строчках и нескольких словах поэту удалось набросать очень яркую картину зимнего вечера.

Стихотворение было написано Афанасием Фетом в 1842 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Стихотворение состоит из двух строф, четверостиший.
В стихотворении автор описывает красоту зимней природы, красоту снега и бескрайнюю русскую равнину. Автор использует красивые эпитеты для описания картины зимнего вечера.
Стихотворный размер — хорей, рифмовка перекрестная.

Эпитеты: чудная картина, белая равнина, полная луна, небес высоких, блестящий снег, саней далеких, одинокий бег.
Метафоры: белая равнина, свет небес, блестящий снег, бег саней.
Олицетворения: бег саней.

Пословицы к стихотворению «Чудная картина»

С неба снег звездой, а на ладошку — водой.
Снег глубок — год хорош.
Белый снег на черную землю — и то к лицу.
Каких только чудес не бывает на свете.
В зимний холод всякий молод. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Чудная картина»
Поэту очень родной представляется картина, которую он называет чудной. Он восхищается полной луной, белой равниной и блестящим снегом. Ему нравится наблюдать за бегом одиноких саней вдали.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Чудная картина»

Анализ стихотворения Чудная картина Фета

Читать стихотворение «Чудная картина»

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна. Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких

Одинокий бег.

Источник: http://coolchtivo.blogspot.com/2019/12/blog-post8.html

Анализ «Чудная картина» Фета

Художники пишут полотна, поэты — стихотворения. И как художник кистью, одним мазком, создаёт игру светотеней, так поэт — одним словом, одной фразой рисует тончайшие оттенки и едва уловимые сдвиги художественного смысла. И вот, перед нашими глазами, как наяву, возникает «Чудная картина», написанная словами.

Картины бывают разные. На одни хочется смотреть и смотреть, к другим – не хочется возвращаться. Потому что не оставляют они в душе ни следа, ни зацепки. Так и со стихотворениями. Одно — расписывает красоту берёзок в пяти, а то и десяти, четверостишиях, другое — в четырёх строчках. И эти четыре строчки притягивают, завораживают, вызывают желание перечитывать их снова и снова.

Многие брались за пейзажную лирику, но не у всех выходили пейзажи, и не у всех получалась лирика. А у Афанасия Фета собралось воедино и то, и другое. Замечательный поэт, величайший лирик-пейзажист. По словам Некрасова, после А.С. Пушкина, не было никого, кроме Фета, чья поэзия дарила бы столько поэтического и эстетического наслаждения.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

В стихотворении Афанасия Фета всего две строфы. Ни экспрессии, ни вопросов, ни восклицаний, ни тревоги. Всё просто, спокойно. Ночь. Удивительной, сказочной, тишиной веет от картины поэта. Эта белая равнина с полной луной — как будто в веках установленные декорации зимы.

Пришла хозяйка-зима, превратила равнину в белое полотно — сгладила все шероховатости и неровности. Полотно как покров, как полог, накрыло суету, поглотило движение. Осталась тишина, ровная снежная поверхность освещается «светом небес высоких». На сказочной поверхности — ни души, только «саней далёких одинокий бег».

Эта движущаяся точка, словно символ судьбы человека, одиноко проходящего свой жизненный путь. Только он и Всевышний. Что же дальше? Всё затаилось, замерло в ожидании, в предвестии чего-то замечательного.

Так дети ждут наступления Нового года. Ожидание висит в воздухе. Его запах можно почуять. Ожидание чуда — верное его предзнаменование. Потому называет А.

Фет свою картину чудной и родной, ведь в каждом из нас живёт ребёнок и желание увидеть невероятное.

А теоретики разложили картину по полочкам. Похвалили инверсию – небес высоких, саней далёких. Поразились звуковой, музыкальной, лёгкости ритма стихотворения. Обратили внимание на полное отсутствие глаголов, и на манеру написания стихотворения — трёхстопный хорей — характерную для народных песен. Вспомнили, что произведение — раннего периода и вошло в сборник «Снега».

Афанасий Фет прожил 72 года. Парадокс его, как лирического пейзажиста, заключался в том, что он одновременно был предприимчивым и удачным в вопросах карьеры и дел. Стихотворения начал писать с 15 лет.

Многие юноши на то время увлекались поэзией, но у Афанасия Фета это увлечение стало судьбой. Потому что грядущим поколениям он запомнился как поэт, а не как помещик или военный.

Сначала, будучи лишён дворянского титула, Фет сделал военную карьеру.

Оставив службу, он купил на приданое жены усадьбу и превратил её в кормилицу – на доходы от поместья жила вся семья. Выращивалась рожь, разводилась птица, развивался конный завод.

И при этом поэт уделял немало внимания творчеству и саморазвитию. Знал несколько языков. До последних дней работал над переводами.

Несмотря на трудную и сложную жизнь, Афанасий Фет не жаловался, терпел и в своих произведениях воспевал любовь и природу — то есть Творца и Его творение.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/10/analiz-chudnaya-kartina-feta.html

Урок 24. а. а. фет. «чудные картины» русской природы — Литература — 5 класс — Российская электронная школа

Урок Конспект Дополнительные материалы

  • Литература
  • 5 класс
  • Урок № 24

А. А. Фет. «Чудные картины» русской природы

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. знакомство с некоторыми моментами биографии поэта А. А. Фета;
  2. развитие представлений обучающихся о пейзажной лирике на примере стихотворений «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»;
  3. формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Тезаурус

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

  1. Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.
  2. Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
  3. Лирика – один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.
  4. Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  5. Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
  6. Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.
Читайте также:  Краткое содержание романов стивена кинга

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Список литературы

Обязательная литература:1. Коровина В.Я. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. // В.Я., Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2018. – 305 с.

Дополнительная литература:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007. – 160 с.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
  4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кто знает, какой бы была судьба поэта, да и судьба русской литературы, если бы орловский помещик отставной ротмистр Афанасий Шеншин не влюбился бы в немку Шарлотту-Елизавету Фет (в девичестве Беккер).

Если бы не увёз её от мужа из Дармштадта в своё поместье Новосёлки, Мценского уезда, где и появился на свет Афанасий Фет. Когда именно родился будущий поэт – нет определённости.

По одним источникам, это произошло 23 ноября, а по другим 23 октября 1820 года.

До 14 лет жил и учился дома и считал себя сыном Шеншина и даже носил его фамилию. Но, некие доброжелатели донесли, что в Россию Шарлотта приехала уже будучи беременной, и маленький Афанасий не наследник древнего рода Шеншиных, а всего лишь сын немца Фета.

Афанасий считался незаконнорожденным ребёнком, поэтому носил фамилию матери. Прославился он как поэт с немецкой фамилией. Тем не менее, отчим Афанасия сделал всё, чтобы усыновить его, и ему это в итоге удалось.

Но к тому времени Фет был уже известным поэтом и от своей немецкой фамилии отказываться не стал, а в официальных бумагах просто добавлял вторую фамилию Фет-Шеншин.

Первые стихи Фета относятся к тому периоду, когда он учился в университете в Москве. В 1840 году была напечатана его первая книга «Лирический пантеон».

В возрасте 25 лет Фет поступил на военную службу и через 13 лет вышел в отставку. Женился на Марии Боткиной и на деньги от приданого купил имение во Мценском уезде и стал помещиком.

В его имении выращивали рожь и разводили лошадей и овец. На доходы от поместья семья и жила. Так, хозяйствуя и продолжая писать стихи, Фет прожил 72 года.

За это время он выпустил множество сборников стихотворений.

Кажется, Фета не вдохновляли к написанию стихотворений ни люди, ни их страсти, переживания, чувства, и его очаровывала только природа. Однако, именно через запечатлённые пейзажи в своих стихотворениях он невероятно тонко передаёт собственные глубокие переживания.

  • Прослушаем стихотворение «Чудная картина»:
  • Чудная картина,Как ты мне родна:Белая равнина,
  • Полная луна,
  1. Свет небес высоких,И блестящий снег,И саней далёких
  2. Одинокий бег.

Не правда ли, создаётся ощущение, что любуетесь нарисованным пейзажем? Как поэту удаётся достичь такого эффекта?

Через эпитеты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далёкие, бег одинокий.

Обратите внимание: в стихотворении отсутствуют глаголы. Нет ни одного действия, ни одного движения. Таким приёмом автор добивается эффекта застывшей картины.

  • Рассмотрим ещё одно стихотворение – «Весенний дождь»:
  • Ещё светло перед окном,
  • В разрывы облак солнце блещет,
  • И воробей своим крылом,
  • В песке купаяся, трепещет…
  • …Две капли брызнули в стекло,От лип душистым мёдом тянет,И что-то к саду подошло,
  • По свежим листьям барабанит.

Здесь никаких застывших картин, наоборот, движение, жизнь в каждой строчке: солнце блещет, воробей трепещет. И в последних строках стихотворения к движению вокруг: капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит», – добавляется ещё и осязательная часть. И вместе с поэтом мы уже чувствуем как «от лип душистым мёдом тянет».

Следующее стихотворение, которое мы рассмотрим, называется «Задрожали листы, облетая…». Это стихотворение-метафора.

  1. Метафора – это скрытое сравнение.
  2. Задрожали листы, облетая,Тучи неба закрыли красу,С поля буря, ворвавшися, злая
  3. Рвёт и мечет и воет в лесу.
  4. Фет рисует картину осенней бури. И, внезапно, от бушующей непогоды автор переходит к описанию милой птички в тёплом гнёздышке:
  5. Только ты, моя милая птичка,В тёплом гнёздышке еле видна,Светлогруда, легка, невеличка,
  6. Не запугана бурей одна.
  7. Это противопоставление – антитеза – усиливается в следующем четверостишье, когда автор помещает в соседних строках и образ птички в уютном гнёздышке и грохочущую бурю:
  8. И грохочет громов перекличка,
  9. И шумящая мгла так черна…Только ты, моя милая птичка,
  10. В тёплом гнёздышке еле видна.

Почему это стихотворение называется метафорой? Исследователи творчества поэта считают, что под милой птичкой поэт вывел образ женщины, хлопочущей по хозяйству, а буря – это мир за стенами её уютного дома, полный горя и невзгод.

Значение метафор усиливает антитеза – противопоставление «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка».

Итак, мы с вами рассмотрели пейзажную лирику А. А. Фета. Что объединяет эти стихи? Конечно, объект изображения — природа и любовь к ней. Однако природа здесь является скорее поводом для выражения широкой гаммы настроений и переживаний поэта.

Теоретический материал для углублённого изучения

Отношение к пейзажной лирике Фета у его современников было неоднозначное. Кто-то восхищался его поэзией, кто-то называл её бессмысленной. Но к концу его жизни его талант и его стихи были признаны. Философ В. С. Соловьёв писал: «А. А.

Фет, которого исключительное дарование как лирика было по справедливости оценено в начале его литературного поприща, подвергся затем продолжительному гонению и глумлению по причинам, не имеющим никакого отношения к поэзии.

Лишь в последние десятилетия своей жизни этот несравненный поэт, которым должна гордиться наша литература, приобрёл благосклонных читателей».

Аудиотека

«Чудная картина…» в исполнении А. Смирнова

  • https://teatr.audio/fet-afanasiy-stranicy-russkoy-pozii-chudnaya-kartina
  • «Весенний дождь» в исполнении В. Бабятинского
  • https://teatr.audio/fet-afanasiy-vesenniy-dozhd

«Задрожали листы, облетая…» в исполнении Павла Беседина

  1. https://iomusic.ru/mp3/а-а-фет-задрожали-листы-облетая/
  2. Примеры заданий из Тренировочного модуля
  3. Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения А. А. Фета «Чудная картина…»:

  • Чудная _____,
  • Как ты мне родна:
  • Белая ______,
  • Полная луна,
  • Свет небес _____,
  • И блестящий снег,
  • И саней _______
  • Одинокий бег.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед обучающимся стихотворение «Чудная картина…». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны.

Он обязательно вспомнит, что название произведения по первым строчкам, значит, первое недостающее слово «картина». Следующий шаг – подбираем недостающую рифму к слову «картина».

Что может быть белым? Белым под полной луной? Слово должно быть созвучно слову «картина», подбираем и подставляем:

  1. Чудная картина,
  2. Как ты мне родна:
  3. Белая равнина,
  4. Полная луна,…

Следующие пары рифм пытаемся подобрать по аналогии. Если это вызывает трудность, обучающийся может заглянуть в блок «Теоретический материал для самостоятельного изучения».

  • Правильный ответ:
  • Чудная картина,
  • Как ты мне родна:
  • Белая равнина,
  • Полная луна,
  • Свет небес высоких,
  • И блестящий снег,
  • И саней далёких
  • Одинокий бег.
  • Выделение цветом
  • Выделите цветом поэтические строки, которые относятся к пейзажной лирике:
  • Сыплет черёмуха снегом,
  • Зелень в цвету и росе.
  • В поле, склоняясь к побегам,
  • Ходят грачи в полосе.
  • Не позволяй душе лениться!
  • Чтоб воду в ступе не толочь,
  • Душа обязана трудиться
  • И день и ночь, и день и ночь.
  • Подруга дней моих суровых,
  • Голубка дряхлая моя!
  • Одна в глуши лесов сосновых
  • Давно, давно ты ждёшь меня.

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа ученик вспоминает, что А. А. Фет – мастер пейзажных зарисовок.

Обязательно вспомнит определение: пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Ещё раз проанализируем варианты ответов, ищем в них отношение автора к природе или описание природы.

Исключаем два последних отрывка, и остаётся первый отрывок.

  1. Правильный ответ:
  2. Сыплет черёмуха снегом,
  3. Зелень в цвету и росе.
  4. В поле, склоняясь к побегам,
  5. Ходят грачи в полосе.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7379/conspect/

Анализ стихотверения Фета А.А. "Чудная картина"

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Анализ стихотверения Фета А.А. «Чудная картина»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна.
    Свет небес высоких
    И блестящий снег
    И саней далеких
    Одинокий бег.
    Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, — одно из самых завораживающих поэтических полотен А.Фета.

    В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчёркнутого на фоне холодного лика природы человеческого одиночества. Снежная равнина, одинокая луна и звёзды, отбрасывающие свет на снег, — не столько образы природы, сколько символическое обозначение состояния души.
    Картина Фета рождается как бы на глазах у читателя.

Яркие пейзажные детали зарисованы по первому впечатлению. В «чудной картине» ночь светла и полна блеска. Неожиданно появляются одинокие сани. Переживания одинокого путника знакомы автору.
    Литературовед М.Гаспаров утверждал, что «образы и чувства в восьми строках сменяются в упорядоченной и стройной последовательности».

    Что мы видим? «Белая равнина» — мы смотрим прямо перед собой. «Полная луна» — наш взгляд скользит вверх. «Свет небес высоких» — пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» — наш взгляд скользит обратно вниз. «И саней далёких одинокий бег» — поле зрения сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной тёмной точке.     Выше – шире – ниже – уже.

Вот чёткий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения.     Все три измерения пространства заданы словами «равнина», «высоких», «далёких». Ключевое слово «бег» сводит ширь, высь и даль к движению. Неподвижный мир становится движущимся!
    По первым строкам («Чудная картина…») можно понять интонацию всего стихотворения: грусть и восхищение природой.

Стихотворение – последовательность чувств.

    Начало – эмоциональное восклицание, подчёркнутое лирическими эпитетами «чудная», «родна»; затем поэт переходит к объективному описанию:
    Белая равнина,
    Полная луна…
    Спокойная картина, которая приобретает эмоциональную окраску уже в следующих строках:
    Свет небес высоких
    И блестящий снег…
    Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» — это ощущение не стороннего зрителя, а самого ездока. Это восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, как всегда в стихотворениях А.Фета.
    Читатель не сразу замечает, что перед ним восемь строк без единого глагола; только восемь существительных и прилагательных, передающих стремительное движение по бескрайней зимней дороге.     Природа у Фета никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир спаяны, так и в стихотворении «Чудная картина».

Читайте также:  Собор святой софии в константинополе - сообщение доклад

    Литературоведы отмечают не только живописность, но и музыкальность поэтических картин Фета. Так в стихотворении …

Добавил: MrYava

29483 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00920881296765817604

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…»

  • Чудная картина,                                Облаком волнистым
  • Как ты мне родна:                             Пыль встает вдали;
  • Белая равнина,                                   Конный или пеший –
  • Полная луна,                                      Не видать в пыли!
  • Свет небес высоких,                          Вижу: кто-то скачет
  • И блестящий снег,                             На лихом коне.
  • И саней далеких                                 Друг мой, друг далекий,

Одинокий бег.                                   Вспомни обо мне!

1842                                                                                                        1843

Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворения «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…» о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета.

Но в стихотворении «Чудная картина…» изображение ясное и четкое: употреблены конкретные существительные «равнина», «луна», «сани». Причем, во второй строфе возникает повтор-перифраз: «белая равнина» — «блестящий снег», «луна» — «свет небес».

Выразительность и четкость изображения усилены контрастным цветовым рядом: снег и силуэт саней на нем — ночное небо и диск луны на нем. Такую картину очень легко представить. В картине стихотворения «Облаком волнистым…», напротив, главенствуют неясность и нечеткость: «пыль», «не видать», «кто-то».

В стихотворении «Чудная картина…» эпитет – основное изобразительное средство, эпитеты определяют и взгляд, и отношение лирического героя. Эпитеты «высоких», «далеких», «полная» подчеркивают безграничность пространства, взгляд лирического героя охватывает все изображенное.

Умиротворенно-любовное состояние выражено с помощью оценочных эпитетов «чудная», «родна». В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них — «волнистым» — в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» — этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым.

Таким образом, сознание лирического героя из настоящего  («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.

Лирическое «Я» стихотворения «Чудная картина…» существует только в настоящем. В этом стихотворении нет ни одного глагола (прием «безглагольности» — художественное открытие А.А. Фета, вызвавшее немало разноречивых откликов у его современников).

Настоящее время передается  назывными предложениями и составным именным сказуемым с нулевой связкой: «Как ты мне родна…». Мотив пути отчетливо проявляется лишь к концу стихотворения:

И саней далеких

Одинокий бег.

Мотив пути, движения и в том и в другом стихотворении задан и хореем, правда, в стихотворении «Облаком волнистым…» движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения «встает», «скачет». В двух последних стихах внешнее движение сменяется внутренним — движением мысли, чувства, памяти. И мотив памяти звучит сильнее, чем мотив пути.

Стихотворение «Чудная картина…» — это одно сложное синтаксическое целое; так передано целостное восприятие природы, взаимосвязь с окружающим миром, в котором важно все.

Ощущение целостности, гармонии, одинаково любовного восприятия всего окружающего усиливается синтаксическим параллелизмом (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег». Присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: «И саней далеких…».

Кроме того, единственное предложение — по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя. Это спокойствие и умиротворение не может поколебать даже восклицательная частица «как»; она лишь добавляет толику восхищения, спокойного внутреннего восхищения, для которого не требуется какого-то особого внешнего выражения.

Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Композиции одинаковы: каждое стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. Но все сказанное ранее подводит к выводу: они написаны с разной целью.

Создавая стихотворение «Чудная картина…», поэт хотел показать красоту и очарование зимней ночи, наполняющей душу лирического героя спокойной любовью и умиротворением. А стихотворение «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке.

Обращения  усиливают это идейное различие. В первом стихотворении это обращение к природе:

  1. Чудная картина,
  2. Как ты мне родна…
  3. Во втором – это обращение к близкому человеку:
  4. Друг мой, друг далекий,
  5. Вспомни обо мне.

Перечень основных вопросов, которые необходимо задать учащимся на уроке по сравнительному анализу стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…»:

  1. О чем каждое стихотворение?
  2. На этих картинах представлен общий вид или детали?
  3. В каком стихотворении окружающий мир изображен более ясно и четко? Как достигается ясность и четкость изображения? Какие слова подчеркивают неясность, нечеткость изображения в другом стихотворении?
  4. В каком стихотворении цветовой ряд помогает представить словесную картину?
  5. В каком из стихотворений основным изобразительным средством является эпитет? Каково назначение эпитетов и в одном, и в другом стихотворении?
  6. В каком стихотворении взгляд лирического героя сосредоточен на определенном предмете, а в каком охватывает всю картину?
  7. В каком стихотворении лирический герой связан только с настоящим, а в каком художественное время кажется более сложным? В чем это проявляется?
  8. Какие мотивы ощущаются в каждом стихотворении? Какой мотив задан стихотворным размером?
  9. Каким чувством и настроением проникнуто каждое стихотворение? Какими средствами это настроение выражено?
  • А) Из скольких предложений состоит каждое стихотворение?
  • Б) Каковы эти предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?
  • В) В каком стихотворении настроение выражено и с помощью синтаксического параллелизма?
  • Г) Какая рифмовка в каждом стихотворении?

10.Какова идея каждого стихотворения? Как помогают выразить основную мысль обращения?

Ответы на эти вопросы фиксируются в таблице.

«Чудная картина…» «Облаком волнистым…»
Ясность, четкость изображения: «равнина», «луна», «сани» – конкретные сущ. Изображение неясно, нечетко: «пыль», «не видать», «кто-то».
Зима, лунная ночь. Вероятно, лето, день.
Цветовой ряд: желтый диск луны на темном ночном небе, черный силуэт конного экипажа на белом снегу. Цвет, может быть, серый.
Основное изобразительное средство – эпитет: «белая», «блестящий» – рисующие; «чудная», «родна» – оценочные; «высоких», «далеких», «полная» – пространственные. «Волнистым» — задает и нечеткость изображения, и мотив пути; «лихом» — усиливает мотив пути; «далекий» — усложняет пространство и время.
Повтор-перифраз: 1 строфа – «белая равнина», 2 строфа – «снег»; 1 строфа – «луна», 2 строфа – «свет небес».
Взгляд лирического героя охватывает все изображенное – пространство огромное («высоких», «далеких», «полная»). Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре («кто-то скачет»).
Лирический герой связан только с настоящим, поглощен видимой картиной. Видимое  («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  побуждает вспомнить  (прошлое – «вспомни» — будущее) о «друге далеком» (еще один персонаж – «друг», еще одно пространство – «далекий»).
Мотив пути проявляется в конце стихотворения: «бег». Написано хореем, размером, передающим движение, динамику. Нет ни одного глагола. Мотив пути («встает», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни обо мне). Хорей передает внешнее и внутреннее движение.
Состоит из одного предложения – целостность восприятия, гармония с окружающим миром. Состоит из трех предложений – нет целостности: одно выдвигается на первый план, другое отодвигается.
Повествовательное невосклицательное предложение выражает спокойное, умиротворенное настроение. Два предложения восклицательные, одно из них побудительное – тревожное настроение, переходящее в ностальгическое.
Синтаксический параллелизм (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег».
Стихотворение состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка перекрестная, рифма точная. Состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка условно-перекрестная, так как первая и третья строчки каждой строфы не рифмуются.
Идея – показать красоту и очарование зимней ночи. Обращение к природе – «чудная картина». Идея – пробудить воспоминания о близком человеке. Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» — повторяется дважды.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/130-2010-01-15-07-46-27/2455——l-r—l-

“Чудная картина” анализ стихотворения Фета

Стихотворение “Чудная картина”, написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл “Снега” .

Относящееся к Пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут “блестящий снег” и “белая равнина”. Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются Основные мотивы – очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным Изобразительным средством стихотворения выступают Эпитеты : “чудная картина”, “блестящий снег”, “одинокий бег”, “небес высоких”, “полная луна”.

Оценочный эпитет “чудная” выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует Олицетворение и Инверсия , выполняющая двойную роль.

Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути.

В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука “р”, а во второй использует аллитерацию звука “с”, позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к Повтору-перифразу . Синтаксический параллелизм усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная Цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в “Чудной картине” Прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения “ты” и краткого прилагательного “родна” . Все стихотворение представляет одно сложное предложение.

Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней.

Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен Трехстопным хореем. Фет использовал в “Чудной картине” перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность Образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ритм: выше , шире , ниже , уже . Ключевое слово “бег” объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения сменяется объективным описанием пейзажа , которое постепенно приобретает эмоциональную окраску .

Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/chudnaya-kartina-analiz-stixotvoreniya-feta.html

Ссылка на основную публикацию