Анализ стихотворения фета «это утро, радость эта…»

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Лирика А. А. Фета доставляет читателю упоительное художественное наслаждение. Л. Толстой удивлялся, что толстый, на вид вполне прозаический человек обладает невероятной лирической дерзостью. Одно из удивительных по силе воздействия стихотворений, которое написал А. Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ его будет произведен ниже.

Поместье Фета

В 1857 в Париже А. Фет женился на состоятельной немолодой некрасивой девушке – Марии Петровне Боткиной. Ее отец дал за дочерью большое приданое, которое заметно улучшило материальное состояние Афанасия Афанасиевича.

Спустя три года он купил хутор Степановку и двести десятин земли.

Он успешно хозяйствовал, приумножил состояние жены, и в 1877 году переселился в старинное живописное поместье Воробьевку в Щигровском уезде под Курском и сделал ее жилищем своей музы.

В этом имении, как он сам считал, длительный сон его поэзии прервался. Именно в Воробьевке с прекрасным парком предположительно в 1881 году были написаны строки «Это утро, радость эта…» (Фет). История создания темна.

Обычно его стихи рождались по наитию, он осознанно стремился передать не мысль, а настроение читателю. Тонко зафиксировал свое минутное состояние, свой экстатический восторг А. Фет: «Это утро, радость эта…».

Анализ стихотворения мы произведем чуть позже.

Облик А. Фета полностью сформировала служба в армии, когда он добивался дворянского звания. Это было парадоксальное состояние практика и поэта, интуитивности и рациональности.

Он сам писал, что его поэтические приемы носят интуитивный характер. Жизнь его, однако, всегда держала в ежовых рукавицах и потому до крайности развила самоанализ.

Без всесторонних размышлений он не позволял себе в жизни сделать ни одного шага.

По определению критиков его времени, особенность его поэзии являет натуру музыкальную, и потому стихи часто разрешаются «прямо в музыку, в мелодию».

Преклоняясь перед Шопенгауэром, которого Фет переводил, поэт писал, что в поэзии разум он ценит мало по сравнению «с бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого от нас скрыты».

Звуки, краски, мимолетные впечатления – это темы творчества поэта. Он стремился отразить мирозданье в его изменчивости.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»

Это произведение уникально в русской поэзии. Бурное пробуждение природы после долгой зимы описывается одним предложением и только указательными местоимениями (анафорой) и существительными: «Это утро, радость эта…» (Фет). Композиция делит его на три строфы по смысловому содержанию, причем никакой идеи, кроме того, что пришла долгожданная весна, в ней нет.

В первой строфе – бушует утро, во второй строфе поэт охватывает взглядом все вокруг себя, в третьей наступает переход от вечера к чарующей и не дающей спать ночи.

Рассмотрим стихотворение подробно

Что сказал в первой строфе Фет: «Это утро, радость эта…»? Анализ показывает, что поэт посмотрел вверх и увидел невозможно синее небо, мощь света и наступающего ясного, не сумеречного утра. Затем вступает звуковой ряд. Мы слышим крик, который поэт уточняет словами «вереницы» и «стаи». Наконец появляются птицы. Вдруг переносим внимание вниз – послышался «говор вод».

Какую картину рисует во второй строфе Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ ее строк – это взгляд вслед за поэтом, который осматривает все, что стоит рядом вокруг: березы, ивы, которые сочатся каплями-слезами радости.

На деревьях нет еще листьев, только намечается их пух. А взгляд устремляется вдаль, туда, где горы и долы, и возвращается обратно, замечая мелких мошек, а затем крупных пчел.

Отглагольные существительные «зык» и «свист», как и в первой строфе, завершают звуками природы картину. Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» наполнено языческим восторгом перед красотой мира.

Он и огромен, как небо и горы, и мал, как пух и мошки.

Третья строфа – это переход вечера в ночь, но также замедленно и неопределенно, как все совершаемое самой природой. Длятся «зори без затменья», длится «ночь без сна», которая наполняется мглой и жаром постели.

Вдали слышен ночной вздох селенья, прекрасная метафора, передающая тихие звуки ночи. И тут же, как по барабану, звучат громкие дробь и трели соловьев, которые делают невозможным сон этой волшебной ночью. Он – вечный спутники весны и любви.

Произведение написано четырехстопным хореем, где каждая последняя строка неполная. Короткие строки «торопят» друг друга, спеша рассказать о красоте пробуждающейся природы. Стихотворение Фета «Это утро, радость эта..» завершает значимое слово, которому посвящено все стихотворение, – весна.

Источник: http://fb.ru/article/308234/a-a-fet-eto-utro-radost-eta-analiz-stihotvoreniya

Несколько слов о творчестве поэта

Облик А. Фета полностью сформировала служба в армии, когда он добивался дворянского звания. Это было парадоксальное состояние практика и поэта, интуитивности и рациональности.

Он сам писал, что его поэтические приемы носят интуитивный характер. Жизнь его, однако, всегда держала в ежовых рукавицах и потому до крайности развила самоанализ.

Без всесторонних размышлений он не позволял себе в жизни сделать ни одного шага.

По определению критиков его времени, особенность его поэзии являет натуру музыкальную, и потому стихи часто разрешаются «прямо в музыку, в мелодию».

Преклоняясь перед Шопенгауэром, которого Фет переводил, поэт писал, что в поэзии разум он ценит мало по сравнению «с бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого от нас скрыты».

Звуки, краски, мимолетные впечатления – это темы творчества поэта. Он стремился отразить мирозданье в его изменчивости.

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Перед нами стихотворение известного поэта Афанасия Афанасьевича Фета «Это утро, радость эта…». Оно было написано автором в 1881 году, к тому времени автору было уже шестьдесят один год. Но несмотря на столько значительный возраст, поэт продолжал писать прекрасные стихи.

Произведение написано в четырехстопном и трехстопном хорее. Его относят к пейзажной лирике. На протяжении всех строк просматривается одна основная мысль.

Мысль заключается в том, что состояние человека зависит от времен года, и весна оказывает значительно влияние на это. В этом произведение мы можем наблюдать доказательство мастерства поэта.

Афанасий Афанасьевич Фет в своих произведениях уделяет достаточно внимания малейшим деталям и не оставляет их в стороне.

Свое стихотворение он начинает с описания утра. Он уделяет достаточно внимания, чтобы передать ту атмосферу, которую он хочет, читателя. Читатель видит перед собой полную картину сочетания цветов и звуков.

И постепенно, с каждым написанным словом, картина становится все более наполненной и точной. Весь образ, предоставленный нам, освещен яркими лучами утреннего солнца.

В строках присутствует волнение, это может быть обосновано только одним фактом, приходом весны.

Стихотворение разделено на несколько строф, каждое из которых посвящено определенному времени суток: утро, день и ночь. Последняя строфа показывает нам слияние двух могущественных сил: природы с человеком. Это состояние можно объяснить только одним явлением, приходом весны. Причем весна приходит не только в виде похода, а еще в виде душевного состояния.

Стихотворение наполнено свойственными Фету манерами. Оно состоит из одного сложносочиненного предложения. Но во время прочтения это отходит на второй план, ведь произведение читается очень легко, на одном дыхании. Стихотворение живое и не стоит на месте,хотя в произведении нет ни одного глагола. Этого можно не заметить за счет динамичной смены существительных.

Каждая деталь в произведении не малозначительна для писателя, он уделяет им особое внимание и не забывает про них. В конце произведения все перечисленное сводится к одному: «Это все — весна». Стихотворение имеет в себе много метафор, сравнений и противопоставлений.

Автор заключил во всем своем произведении лишь одну мысль, но она достаточна важна для каждого и не оставит равнодушного никого. Суть в том что природа, ее красота и состояние достаточно сильно влияют на душевное и эмоциональное состояние человека.

Сам поэт уже в сознательном возрасте, на старости лет чувствует приход весны, ведь в не многое меняется и он чувствует прилив сил и вдохновения. Стихотворение «Это утро, радость эта…» пронизано только положительными эмоциями и бодрым настроем.

Вариант 2

Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком, который никогда не упустит своего. Он полюбил, несмотря на свои мнения и принципы, девушку из бедной семьи.

Эту девушку он полюбил настолько безумно, что не женился на ней. Но продолжал ее любить, столь нежно и целостно, что никогда не смог полюбить другую женщину, которая вошла в его жизнь. Эта женщина была его новой, и первой, а также, последней, женой в его жизни.

Эта женщина была добра и нежна всегда, но он не смог ее полюбить как женщину, полюбить так, как когда-то влюбился в Марию, ту самую девушку. Фет был талантливым поэтом, он много писал, много сочинял, и это давалось ему легко.

Но не все его произведения пышут радостью веселостью, ведь именно один момент в его жизни как бы переломил его. Это было то, что называют совестью, весьма запоздалой, но все же.

Девушка, Мария, на которой отказался жениться Афанасий, умерла, умерла весьма трагически. Она сгорела. Это несло ужасную травму Фету, и он до конца жизни не смог от нее оправиться. Именно это и мешало ему жить и писать нормально.

То есть веселые и радостные произведения отошли на задний план. Но все – таки не смотр на это, выдавались такие деньки, когда он мог писать что-то радостное. Именно в один из таких деньков и было написано произведение «Это утро, радость эта…».

Фет описывает природу, весну, и все те эмоции, которые дает нам весна.

Это стихотворение – весело, а главное – оно пышет невыдуманными эмоциями, теми, которые не напишешь когда печален и грустен.

Фету удалось воспроизвести на бумаге такие ощущении от этой пор года, очень хорошей, и прекрасной. Эта пор – пора любви, первой и чистой, нежной и глубокой.

И несмотря на все тяготы жизни, читая это стихотворение, хочется жить и радоваться жизни, любить и делать маленькие глупости, как делают все молодые.

Анализ 3

Фет написал огромное количество разных произведений. Кроме этого автор всегда считал, что если вы что-то и воспеваете, то это должно относиться к прекрасному.

А вот каждодневная работа, которую выполняют все, не очень-то прекрасна, она наоборот является унылой и скучной, а это значит, что стихи на эту тему лучше всего не сочинять. Больше всего произведений он написал про природу, только ему удавалось прочувствовать ее до конца и понять.

Когда он пишет произведения про природу, то сначала пропускает его через себя, а также старается наполнить его не только восторгом, но и душевным подъемом. Вот к таким произведениям относится и «Это утро, радость эта…». Автор всегда добивался того чего хотел.

И вот однажды ему очень сильно понравилась одна девушка. Она была из бедной семьи, и если у него и появились чувства к ней, то скрывать их он не стал.

А поскольку данная любовь была немного безумной, то и женится, они не смогли. Но он все равно любил ее, и кроме нее в его сердце больше никого никогда не было. Конечно, у него были и другие женщины, но такой любви больше встречалось ему.

Хотя другие женщины также старались сделать все для того чтобы его покорить и сделать так чтобы он жил с ними счастливо. Больше всего на свете он любил не только писать стихи, но и сочинять их и порой на это он тратил очень много времени.

Читайте также:  Краткое содержание два капитана каверина

Его первая любовь умерла и это была не простая смерть. Она сгорела практически заживо в своем доме. И после этого автор не мог избавиться от травмы, которая поселилась у него в душе до конца его дней.

Если раньше он легко и просто мог сочинять и создавать стихотворения, то теперь ему это давалось очень сложно. Кроме этого произведения стали не такими веселыми и радостными, как раньше.

Но среди всего этого автору иногда удавалось создавать просто настоящие шедевры, которыми гордился не только он, но и с удовольствием читали читатели. И они становились радостными и веселыми, и к такому произведению относится данное стихотворение.

Здесь описывалась весна, которую многие очень даже ждут. Благодаря ней в сердце поселяется радость, что после весны обязательно настанут теплые деньки, а природа станет красивой и чистой.

Все эмоции здесь были настоящими. А ведь для многих весна считается порой влюбленности и это также затронуто в произведении автора. Для одних она бывает первой, а вот для других это просто очередная любовь.

И даже если на душе порой бушует ветер, а внутри поселилась тоска и печаль, да к тому же у вас имеется огромное количество проблем, которые нужно решать прямо сейчас, прочитав данное стихотворение, хочется не только жить и радоваться жизни, но и мечтать, а также делать глупости, за которые потом будет не стыдно.

4 вариант

В своих произведениях Афанасий Фет всегда задевал самые жизненные темы человеческого общества, которые так или иначе имели место быть в любой момент существования этого самого общества. Фет был автором, который мог донести до своего читателя любую свою мысль, однако делал он это очень своеобразно и необычно.

Фет в своих произведениях выражался очень неясно и очень неточно, скорее расплывчатыми образами, чем просто точными высказываниями, что также придавало его произведениям неким шарм и уникальность, что впоследствии и принесло им популярность. С этими произведениями Афанасий Фет смог достигнуть именно того уровня популярности, которого он и хотел достичь.

Прекрасным тому примером послужит произведение “Это утро, радость эта”.

В этом стихотворении автор с помощью силы слова изобразил тот пейзаж, который он видел изо дня в день, вставая со своей постели, выглядывая на улицу.

Фет очень любил, как и природу, так и пейзажи, из которых она состоит, и потому очень часто описывал её в своих произведениях, называя природу одним из самых прекрасных явлений, которые присутствуют в человеческой жизни.

Однако, в его стихотворении пейзаж мало того что прекрасен по своему, он также очень и очень завораживает своего читателя своей таинственностью, которую автор специально создаёт в произведениях подобного типа, которые он сам относит к лирике пейзажей.

Эта самая лирика пейзажей – довольно распространённый поджанр произведений, которые автор писал с достаточно большим успехом.

В них автор мало того что описывал красивейшие пейзажи, которые тем  или иным образом брали своего читателя за живое, но также он использовал свои особые литературные приёмы, которые в его исполнении могли даже из самого непримечательного и простого произведения сделать настоящий фурор в области литературы и искусства.

Дело в том, что образность Фета создаёт для читателя некое поле для фантазии, в котором он может разойтись на все четыре стороны, и придумать там всё, что он захочет, и таким образом, давая своему читателю подобного рода свободу действий, он создал некий канал связи между собой, и, собственно, читателем.

Потому стихотворения Фета и считаются одними из самых глубоких и чувственных.

Анализ стихотворения Это утро, радость эта… по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/ehto-utro-radost-ehta

Источник: https://obrazovane.ru/analiz-stixotvoreniya-eto-utro-radost-eta-feta.html

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Пропустить и перейти к содержимому

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, без сомнения, одна из вершин русской поэзии. Изумительно эмоциональный, классик, ученик школы «чистого искусства» воспевал в своих произведениях только то, что считал по-настоящему прекрасным.

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Одним из самых известных стихотворений Фета оказывается его «Это утро, радость эта…», написанное в 1881 году. Оно относится к поздним произведениям поэта.

Сложно представить, но в последние годы классик всё острее ощущал несовершенство собственной жизни и свою неудовлетворённость ею. Он корил себя за женитьбу на нелюбимой женщине и косвенное участие в гибели Марии Лазич.

Несмотря на это, его лирика осталась всё такой же трогательной и чистой, как и прежде.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Стихотворение «Это утро, радость эта…» посвящено смене времён года и наступлению весны. Кажется, что поэт смотрит в окно и описывает всё, что видит вокруг себя:

«Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы…».

Несмотря на то, что стихотворение бессюжетно, оно напоминает не внутренний монолог поэта, не поток его сознания, а быструю смену кадров.

Фет нарочно обращается к использованию назывных предложений и приёму синтаксического параллелизма, применённого впервые в его бессмертном «Шёпот, робкое дыханье…», поскольку это обусловлено поэтическим замыслом автора.

Классику будто бы не хватает слов, чтобы описать всепобеждающую красоту и прелесть природы, поэтому он не стремится соревноваться с ней в изысканности, а простыми, небрежными штрихами-набросками успевает запечатлеть в вечности некоторые мгновения весны, покоряющей его сердце.

В произведении стремительно охвачен один весенний день с утра до вечера.

Каждая строфа символизирует один из временных промежутков, при этом каждый «отрезок» времени окрашен своей прелестью; Фет везде находит особую притягательность.

Он, «импрессионист в поэзии», тонко подмечает детали окружающей его природы, и строки, наполненные стремительностью, беспрерывным движением вперёд, оживают в воображении.

В стихотворении нет эпитетов, потому что практически нет и прилагательных. Особую выразительность строкам придают повторы указательных местоимений: этот, эта, эти и т.д. Несмотря на то, что в произведении использованы мотивы, встречающиеся и в ранних фетовских текстах, поэтическая лексика автора не кажется ни бедной, ни банальной, скорее наоборот.

Этот эффект обусловлен прежде всего удивительной рифмовкой и размером текста: Фет обращается к четырехстопному хорею, благодаря которому создаётся иллюзия восклицательной интонации.

Из каждой третьей строки «выпадает» одна стопа — это сделано нарочно, поскольку такое интонационное оформление стихотворения позволяет обеспечить эффект бьющегося в нетерпении человеческого сердца.

Особого внимания заслуживает последняя строфа. В ней мотив смены дня и ночи приобретает иное звучание — и скрытый, неожиданный смысл. Фет рассказывает не только о красоте весенней ночи, но — о любви. Неспроста весна ассоциируется с безумной юностью, наполненной эмоциями и красками.

Так, Афанасий Афанасьевич отмечает символы ночного любовного свидания — «эта ночь без сна». Быть может, что в такие вот ночи сам поэт задумывается о своей единственной в жизни любви, к сожалению, упущенной. Мысли поглощают его целиком и не дают забыться.

И поэт заканчивает стихотворение удивительно простой, но притягательной строчкой, становящейся логическим окончанием стихотворения — «Это всё — весна».

Удивительной чертой этого стихотворения А.А. Фета становится потрясающая образность, созданная, в принципе, без использования массы средств художественной выразительности. Особо привлекательна мелодика стихотворения и его параллелизм.

Читатель способен прочувствовать, увидеть всё, что описывает поэт — все краски, звуки, запахи.

В произведении «Это утро, радость эта…» банальные мотивы приобретают особое звучание; автор не просто изливает собственные переживания на бумагу, но и обращается к читателю, словно предлагая и ему тоже ощутить всю прелесть наступающего времени.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-feta-jeto-utro-radost-jeta.html

TESTSOCH.RU

         Стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта» было написано в 1881 году. Кого же, как не Афанасия Афанасьевича, можно считать воспевателем природной красоты! Он считал, что поэт должен уделять главное внимание в своих произведениях исключительно прекрасным вещам, а серой обыденности в поэзии не место.

        У Фета есть огромное количество стихотворений, посвященных природной тематике. Одним из самых интересных шедевров в творчестве автора принято считать стихотворение «Это утро, радость эта».

Само произведение является гимном природе, гимном самому прекрасному времени года – весне, которая делает жизнь каждого: дерева, травинки, зверя, птицы, насекомого, человека — удивительным событием.

        Данное произведение принято относить к лирическим стихотворениям Фета. В нем все компоненты, составляющие пейзаж (и горы, и птицы, и мощь дня), переплетаются тесным образом с прекрасным настроением самого автора.

        Уникальность данного стихотворения состоит в том, что на примере всего лишь одного дня он раскрыл читательскому взору всю прелесть весеннего воздействия на природу. Крайне необыкновенной и весьма интересной для читателя предстает и форма самого стихотворения, написанного обрывочными фразами.

  • Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света,
  • Этот синий свод…

        Стихотворение представлено в виде одного единственного предложения, осложненного огромным количество однородных членов, выраженных существительным. На протяжении всего светового дня, описанного в произведении, читатель может заметить быструю смену действий и событий, характерных для прихода весны.

  1. Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы…Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,Этот зык и свист…Этот вздох ночной селенья…Эта мгла и жар постели…
  2. Это все весна.
  3.         Фет показывает сумбурное стихийное изменение природы, указывая читателю на тот факт, что весна своими хаотичными действиями пробуждает все, мотивирует к начинанию новой жизни.

        Данное произведение Фета состоит из 18 строк, написано разностопным хореем. Содержит в себе огромное количество отглагольных существительных, придающих стихотворению особую динамику описанным действиям.

Картина видения природы с приходом весны, представленная в стихотворении А. А.

Фета «Эта радость, утро это» не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь не зря самого поэта принято считать певцом красоты и природы.

Источник: https://testsoch.ru/analizy-stihotvoreniy/fet/analiz-stixotvoreniya-a-a-feta-eto-utro-radost-eta.html

с. 115 – 118. А. Фет «Это утро, радость эта…» Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

? с. 116

— Почему поэт всё время повторяет «это», «эта», «эти»? — спросил Петя.
Ты можешь ответить Пете? Какое настроение создают эти повторы?

Лирический герой всё переживает бурно и восторженно.

Повторяющиеся возгласы: «Это…, эта…, эта…, эти…» свидетельствуют, во-первых, о необыкновенной эмоциональности героя, а во-вторых, о том, что его восхищение вызывают не какие-то абстрактные ивы и берёзы, горы и долы, а именно эти, конкретные, которые он сейчас видит перед собой. Повторяющиеся возгласы сообщают восприятию лирического героя оттенки свежести и непосредственности, силы и наивности, эмоциональности и конкретности.

— По-моему, здесь нет ни одного глагола, — сказал Миша.
Проверь Мишины слова, и если это так, то подумай, почему поэт обходится без глаголов?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз внимательно прочитаем стихотворение. Отсутствие глаголов указывает на то, что поэта увлекают яркие проявления весенней, пробудившейся природы, а не сам постепенный процесс наступления весны. Его взгляд фиксирует яркие образы и восхищается ими, а не отслеживает постепенные изменения, которые оформлялись бы в действия.

Этим и продиктована манера чтения стихотворения, которую предлагает К остя:

— У этого стихотворения есть какой-то внутренний напор, — сказал Костя. — Его нужно читать на большом подъёме.

А теперь прочитай первую строфу. Какие строчки передают радостную силу наступающей весны? А изменившееся освещение? А весеннюю неразбериху?

Эти вопросы обращают внимание на содержательность каждой строчки поэтического текста. Мы заметим, что в первой и второй строчках («Это утро, радость эта, / Эта мощь и дня и света») передана радостная сила наступающей весны.

В то же время вторая и третья строчки («Эта мощь и дня и света / Этот синий свод») указывают на изменившееся, весеннее освещение: на улице стало больше света, небо приобрело яркий синий оттенок.

Читайте также:  Анализ стихотворения несказанное синее нежное есенина

 Весеннюю неразбериху, наполненность пространства весенним шумом и гомоном передают три последние строчки первой строфы: «Эти стаи, эти птицы, / Этот крик и вереницы, / Этот говор вод».

Как меняется направление взгляда героя-рассказчика: куда он устремлен в начале строфы, а куда — в конце? В какой цвет
поэт окрашивает пейзаж в этой строфе?

Чтобы ответить на эти вопросы, придётся ещё раз перечитать текст первой строфы.

В первых пяти строчках взгляд героя-рассказчика устремлён вверх — к синему небу, яркому солнцу, стаям птиц в весеннем небе, а в последней строчке его взгляд уже скользит по земле, привлечённый звуками весенних
вод, таянием снега. И всё же главным цветовым оттенком в весеннем пейзаже, созданном в первой строфе, является синий цвет неба, освещённого солнцем.

Прочитай вторую строфу. Как здесь смотрит герой на окружающую его природу: где крупный и близкий план, при котором можно различить детали, а где его взгляд устремлён вдаль? Какие слова передают впечатление только что пробудившейся жизни?
Поэт в этой строфе ничего не сказал о цветовой гамме пейзажа, но ты ведь представляешь, какой цвет в нём преобладает? Обоснуй своё мнение.

Лирический герой, судя по первым двум строфам, — восторженный человек, который в упоении бродит по окрестностям, озирается по сторонам, смотрит то вверх, то вбок, то вдаль («Эти горы, эти долы»), то рассматривает всё вблизи («Эти ивы и берёзы, / Эти капли — эти слёзы, / Этот пух — не лист»). И всё, что попадается ему на глаза, вызывает у него восхищение, наполняет его взгляд и сердце безмерной радостью. Поэт показывает, что природа только начинает пробуждаться: листья еще не оформились и больше напоминают пух. Передаёт звуковые впечатления от пробуждающейся на глазах жизни: «Этот зык и свист». Поскольку в этой строфе лирический герой рассматривает влажные ветви деревьев, почки которых начинают распускаться, и бросает взгляд на долины и горы, как можно предположить, уже начинающие покрываться молодой травой, можно догадаться, что в строфе преобладает зелёный цвет.

Прочитай третью строфу. Как герой воспринимает ночное время? Какими звуками наполнена природа? О каких осязательных ощущениях говорится в тексте? Каково основное впечатление от весенней ночи: это радостное возбуждение или тишина и покой?

В третьей строфе дневная картина весны сменяется ночной, лирический герой, видимо, находится дома. Он уже пережил радость и разнообразие дневных впечатлений от весны, пережил и необыкновенные ночные впечатления (бессонницу, жар постели, пение соловья) и теперь делится всем этим с читателем.

 В первых двух строфах — зрительные переживания лирического героя. В третьей строфе — его внутренние переживания весны, связанные с волнением, своеобразным опьянением, возбуждением, которые она вызывает.

Отсюда возникают впечатления не столько зрительные, сколько слуховые («вздох ночной селенья», «эта дробь и эти трели»), тактильные («жар постели») и связанные с работой воображения («эта ночь без сна»).

Таня Перова обнаружила, какова цветовая гамма пейзажа в этой строфе:
— Это вовсе и не чёрный цвет! Ты, Петь, не ту строчку процитировал! Это…
Ты догадываешься, какой цвет (или какие цвета) назовёт Таня?

Поскольку Петя назвал преобладающим в этой строфе чёрный цвет, мы без труда назовём строчку, в которой создано впечатление ночной тьмы и лежащего без сна героя: «Эта мгла и жар постели».

Вспомните, что Таня Перова учится в художественной школе и хорошо рисует, попробуйте прочитать третью строфу глазами Тани, то есть глазами художника. Наша цель обратить внимание на первую строчку
третьей строфы («Эти зори без затменья»).

«Зори без затменья» — это закаты и рассветы, уже по-весеннему яркие, когда небо не затуманено, как зимой, и видны все его яркие краски.

Поэтому можно предположить, что Таня назвала те цвета, в которые небо может окрашиваться на рассвете и на закате солнца: розовый, золотистый, багряный, зеленовато-голубой, сиреневый и др. Называя цвета, опирайтесь на свой опыт. Таким образом, цветовая гамма пейзажа в третьей строфе — не чёрная, а, скорее, яркая.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

Источник: https://e-razumniki.ru/s-115-118-a-fet-eto-utro-radost-eta-literaturnoe-chtenie-4-klass-pnsh/

Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14 лет он был лишен титула и наследства, так как приемный отец неправильно оформил документы и не усыновил ребенка своей законной супруги, который был зачат в предыдущем браке.

Именно по этой причине Фет вынужден был уйти на военную службу, мысленно распрощавшись с мечтами о поэзии. Именно тогда он поклялся, что любой ценой вернет себе богатство, и сдержал слово, женившись не по любви, а по расчету. Однако между потерей наследства и браком в жизни поэта произошло еще одно печальное событие.

Из меркантильных побуждений он отказался жениться на Марии Лазич, девушке, которую он безумно любил, и очень скоро после разрыва отношений она трагически погибла. Именно с этого момента в творчестве Афанасия Фета происходит серьезный перелом.

Он больше не может искренне восхищаться окружающим его миром, так как ни лес, ни поле, ни журчащая речка не могут восполнить в душе поэта столь тяжелую утрату.

Вступая в брак, Фет искренне надеялся, что этот шаг избавит его не только от финансовых проблем, но и от одиночества, душевной пустоты. Действительно, супруга Мария Боткина окружила своего избранника лаской и заботой. Однако очень скоро Фет понял, что не испытывает к этой женщине теплых чувств.

Все чаще и чаще он мысленно беседовал с той, которой принадлежало его сердце, посвящал ей стихи, наполненные болью и страданиям.

В этот период поэт практически напрочь забыл о пейзажной лирике, он перестал радоваться жизни и подмечать те удивительные вещи, которые вдохновляли его на создание восторженных стихов.

Впрочем, в каждом правиле есть свои исключения, и в редкие дни душевного равновесия из-под пера Фета выходили романтические произведения. Одним из них стало стихотворение «Это утро, радость эта…», созданное в 1881 году.

К этому моменту Афанасий Фет уже отошел от государственных дел, поселился в загородном имении и решил полностью посвятить себя литературе. Он учился жить заново и открывал для себя окружающий мир, ставший таким неприветливым и мрачным после гибели любимой женщины.

Тем не менее, поэт все же не мог не признать того факта, что природа по-прежнему полна очарования – нужно лишь уметь это видеть и чувствовать. «Эти ивы и березы, эти капли – эти слезы», — вот далеко не полный перечень того, что увидел поэт за окном в один из весенних дней.

С присущей ему внимательностью он подмечал каждую мелочь, видя, как возвращаются птицы в родные края, оглашая окрестности своим гомоном, слыша, как журчит ручей и гудят проснувшиеся пчелы. «Это все – весна», — резюмирует поэт, наслаждаясь открывающимся из окна видом.

Но в его стихах уже нет прежней легкости и безмятежности, которая была присущая раннему творчеству. Фет осознает, что мир не изменился, и пытается вновь возродить в себе самые светлые и чистые чувства. Но искреннего восторга по поводу того, что произошла очередная смена года, автор не испытывает.

Примечательно, что это стихотворение написано в одно предложение. Не прибегая к помощи возвышенных эпитетов и не используя образных сравнений, поэт попросту перечисляет то, что увидел, короткими штрихами воссоздавая картину весеннего утра.

Сдержанный в своих высказываниях, автор еще раз подчеркивает, что вокруг ничего не изменилось, но изменился он сам, став мудрее, опытнее и хладнокровнее.

Его жизнь близится к завершению, и ничто не в состоянии пробудить былую пылкость сердца и остроту чувств, даже красавица-весна – муза всех поэтов и неиссякаемый источник вдохновения, который Фет всегда так ценил.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-a-a-feta-eto-utro-radost-eta.html

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» (Восприятие, истолкование, оценка) Остановить мгновение … Звучит неправдоподобно. Однако именно это являлось главной задачей импрессионистов.

Основное свойство импрессионизма — явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере им, этим представлением, обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления — не мотивы, а темы фетовского творчества.

В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы. Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А. А.

Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» — одно из них.

Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года — о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение.

И главное, к чему стремился Фет, — не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».В чём «изюминка» этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке.

Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху.

Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…

В Короткие строки будто «набегают» одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная.

Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует». «Это утро, радость эта…» Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна».

Между первой и последней строками — образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня.

Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй — день, а в третьей — ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим — и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира. Фет рассказывает нам о том, как «просыпаются» реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат «зык и свист».

В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Как же создается образ весны? Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. Один лишь образ — «мощь и дня и света» — и мы уже «видим» сияние солнца.

Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя: Эти ивы и берёзы, Эти капли — эти слёзы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист… Но, читая это строки, сразу же можно представить себе целостную картину и расцветить ее своими красками.

Читайте также:  Восстание масс - краткое содержание произведения ортеги-и-гассета

Пчелы — золотистые, мошки — серебристые, легкие, пух — зеленовато-желтый, капли — жемчужные… В этом-то вся прелесть стихов Фета, как поэта-импрессиониста. Каждое слово вызывает ряд ассоциаций, для каждого человека — свой. В эту мозаику Фет смог «вместить» образ всей весенней природы.

На мой взгляд, поэт хотел донести до нас мысль о том, что весна — это утро, утро года. «Это утро, радость эта…» — настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Каковы же черты импрессионизма в этом стихотворении?

Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это — картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает. Педора К., 10 кл., 405 гимназия, С.

-Петербург 2012 г. Как правильно написать: благодаря кому или кого, вопреки чему или чего?

Словарь часто используемых словосочетаний — в разделе Не нашли тюнинг? Есть недорого!

Источник: http://ruslit.biz/analiz-stixotvoreniya-a-feta-eto-utro-radost-eta/

Художественный анализ стихотворения «Это утро, радость эта»

Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что «ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви».

Действительно, словами очень сложно, почти невозможно передать такое чувство, как любовь к природе, к жизни, к людям. По мнению Фета, это можно сделать лишь при помощи звуков, подобных музыке.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

«Благословение» на серьезную литературную работу Фету дал Н.В.Гоголь, сказавший: «Это несомненное дарование». Первый сборник стихотворений Фета «Лирический Пантеон» вышел в 1840 году и получил одобрение В.Г.Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

  • Эти ивы и березы,
    Эти капли — эти слезы,
    Этот пух — не лист,
    Эти горы, эти долы,
    Эти мошки, эти пчелы,
  • Этот зык и свист,

Музыка стиха, музыкальность стиха — важнейшая особенность лирики Фета. Это отмечали еще современники поэта. П.И.

Чайковский, например, говорил о «самой таинственной тайне» фетовского лиризма: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область», ведь он «не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».

В своей поэзии Фет не стремился изобразить что-либо, убедить читателя в чем-либо с помощью слов. Внушить, навеять — вот единственное, чего хотел добиться поэт. Для этого слова слишком грубы, а язык беден.

Как беден Наш язык! — Хочу и не могу
Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною…

Порой невозможно точно определить, о чем же стихотворение Фета и каково его настроение. Его произведения отличаются сложностью чувств, размытостью поэтического образа.

Но какое определение фетовской поэзии является исчерпывающим? Ни одно! Даже если собрать их воедино. Это непостижимо, как вдохновение, как любовь, как сама гармония.

А что же такое гармония у Фета? Это мир музыки, где все созвучно, прекрасно:

  1. Эти зори без затменья,
    Этот вздох ночной селенья,
    Эта ночь без сна,
    Эта мгла и жар постели,
    Эта дробь и эти трели,
  2. Это все — весна.

Гармонии — вот чего искал и во всем находил поэт. Он, как никто другой, чувствовал гармонию, музыку, красоту… Он описывал красоту природы не только видимую, но и слышимую. Природа в стихотворениях Фета наполнена жизнью. Она видит, слышит, чувствует, дышит и звучит.

Поэт стремился запечатлеть не просто мгновение, но и уловить момент движения, перехода из одного состояния в другое. Кажется, вот оно, это неуловимое «музыкальное» свойство стихотворных произведений Фета — определено, конкретизировано и систематизировано.

Но разве станет нам от этого ближе и понятнее таинство творения музыки и стихов? Доступно ли будет нам вдохновение поэта? Понять поэзию в полном смысле этого слова невозможно, но ее можно почувствовать…

Именно это стихотворение стало «самым фетовским», своеобразной поэтической визитной карточкой. Ведь это просто чудо! Стихотворение построено практически на одних назывных предложениях, во всяком случае, там нет ни одного глагола, а приход утра — передается, движение человеческих душ — передается.

Только предметы и явления, которые следуют одно за другим. В то же время предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают.

Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, главный смысл — между словами, за словами.

Именно за словами, подтекстом развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:

Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной. Сам поэт как-то заметил, что под новизною подразумевает не показ каких-то новых предметов или явлений, а их новое освещение волшебным фонарем прекрасного искусства. Или опять же известнейшее стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»:

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся…

Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения несколько неточная и даже не совсем правильная: «Я пришел к тебе с приветом, Рассказать…».

Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность рождает не только неожиданное, но и яркое, волнующее впечатление. У читателя невольно создается ощущение, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они появляются сами.

И это оказывает сильное художественное воздействие.

Меня завораживает музыка его лирики. Она как бы создает дополнительные смысловые оттенки. Вот перед нами предстает русская весна:

  • Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом;
    Опять весна душистая
  • Повеяла крылом.

Строчки у стихотворения длинные, неторопливые, ритм замедлен паузами тире — ведь изображается именно долгое, «сонливое» зимнее утро. Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение.

«Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», — писал Фет. Его поэзия завораживает нас
своим звучанием.

Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая и внутренний мир человека, и красоту русской природы, выражает радость и светлую восторженность.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/xudozhestvennyj-analiz-stixotvoreniya-eto-utro-radost-eta/

Анализ стихотворения А. Фета “Это утро, радость эта…”

Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Фет считал, что поэтическое искусство должно воспевать только прекрасное. Повседневная жизнь скучна, уныла, ей нет места в стихах. Большим поэтом сделала Фета, прежде всего, любовь к природе, умение видеть и чувствовать ее красоту.

Многие произведения Фета, посвященные природе, проникнуты чувством восторга, светлой радости, состоянием душевного подъема. Таково и стихотворение “Это утро, радость эта…”.

Оно о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами.

Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чем можно судить уже по начальной строке: “Это утро, радость эта…”.

Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Эта строка раскрывает общий эмоциональный фон всего трехстишия. Талант Фета проявился, прежде всего, в том, что он сумел очень емко показать в одном дне, от утра до ночи, всю весну . Стихотворение фрагментарно, обрывочно.

Перед глазами читателя каруселью проносятся: Эти ивы и березы, Эти капли, эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы… Произведение состоит из одного предложения, чем также подчеркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд. В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства.

Один из излюбленных приемов Фета – анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: “эти стаи, эти птицы”, “эти мошки, эти пчелы”. Таким образом задается особый ритм, задорный, динамичный. Ощутимость звуков в стихах Фета достигает степени, небывалой до него в русской поэзии.

Музыкальность стихотворения достигается с помощью анафоры и аллитерации: “дробь и эти трели”, “крик и вереницы”, “зык и свист”.

Повторение сонорного “р” и свистящих “з” и “с”, близких к звукам природы, делает картину не только зримой, но и слышимой, как будто объемной, полнокровной.

Ту же роль выполняет и олицетворение: “этот говор вод”, “вздох ночной селенья”, метафорическое сравнение: “эти капли – эти слезы”.

Особое внимание следует уделить последней строфе стихотворения: Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все – весна.

Здесь более четко мы ощущаем не только настроение весенней суматохи, но и смятение самого лирического героя.

Ведь весна – это время пробуждения не только деревьев, рек, зверей и птиц, но и пора цветения души.

Весна ассоциируется у нас с любовью, страстью. Возможно, герой проводит бессонные весенние ночи в мыслях о возлюбленной. В сознании героя мешаются его личные переживания с тем, что происходит вокруг. Чувство лирического героя неясны, неопределенны, они воплощаются в деталях внешнего мира.

Здесь ночь как бы окрашивается настроением лирического героя, оживляется им. Душевное состояние, которое не выражается точными словами, может, по Фету, быть лишь навеяно. Описание природы, как бы откликающейся на настроение лирического героя, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, тонкий рисунок настроения – вот что характеризует это произведение.

В стихотворении не встречается ни одного глагола, динамизм передается через обилие отглагольных имен существительных.

Последняя строка – это эмоциональный итог всего произведения, провозглашающего радость жизни, бурю чувств в прекрасный весенний день.

Фетовский мир прекрасного включает вполне реальный круг чувств и настроений, воплощенных в его поэзии с большой психологической тонкостью. Речь идет, прежде всего, о любовных переживаниях.

Фет издавна слывет певцом природы и любви. А. Фет – поэт редкой эмоциональности, заражающей силой чувства, при этом чувства светлого, жизнеутверждающего. Основное настроение поэзии Фета – настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами – вот основное эмоциональное содержание его поэзии. Есть у него, конечно, и грустные, меланхолические стихи.

Но даже в тех стихах, где поэт говорит о “земной, гнетущей злобе”, о “мраке жизни вседневной” и ее “язвительных терниях”, главная тема – преодоление мрака, забвение терний, подъем над тусклой и печальной жизнью.

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/analiz-stixotvoreniya-a-feta-eto-utro-radost-eta.html

Ссылка на основную публикацию