- Цветы мне говорят прощай,Головками кивая низко.Ты больше не увидишь близко
- №4 Родное поле, отчий край.
Любимые! Ну что ж, ну что ж!Я видел вас и видел землю,И эту гробовую дрожь
№8 Как ласку новую приемлю.
Весенний вечер Синий час.Ну как же не любить мне вас,Как не любить мне вас, цветы?
№12 Я с вами выпил бы на «ты».
Шуми, левкой и резеда.С моей душой стряслась беда.С душой моей стряслась беда.
- №16 Шуми, левкой и резеда.
- Ах, колокольчик! твой ли пылМне в душу песней позвонилИ рассказал, что васильки
- №20 Очей любимых далеки.
Не пой! не пой мне! Пощади.И так огонь горит в груди.Она пришла, как к рифме «вновь»
- №24 Неразлучимая любовь.
- Цветы мои! не всякий могУзнать, что сердцем я продрог,Не всякий этот холод в нем
- №28 Мог растопить своим огнем,
- Не всякий, длани кто простер,Поймать сумеет долю злую.Как бабочка — я на костер
- №32 Лечу и огненность целую.
- Я не люблю цветы с кустов,Не называю их цветами.Хоть прикасаюсь к ним устами,
- №36 Но не найду к ним нежных слов.
- Я только тот люблю цветок,Который врос корнями в землю,Его люблю я и приемлю,
- №40 Как северный наш василек.
- И на рябине есть цветы,Цветы — предшественники ягод,Они на землю градом лягут,
- №44 Багрец свергая с высоты.
Они не те, что на земле.Цветы рябин другое дело.Они как жизнь, как наше тело,
№48 Делимое в предвечной мгле.
Любовь моя! прости, прости.Ничто не обошел я мимо.Но мне милее на пути,
№52 Что для меня неповторимо.
Неповторимы ты и я.Помрем — за нас придут другие.Но это все же не такие —
- №56 Уж я не твой, ты не моя.
- Цветы, скажите мне прощай,Головками кивая низко,Что не увидеть больше близко
- №60 Ее лицо, любимый край.
Ну что ж! пускай не увидать!Я поражен другим цветеньемИ потому словесным пеньем
- №64 Земную буду славить гладь.
- А люди разве не цветы?О милая, почувствуй ты,
- Здесь не пустынные слова.
- №68 Как стебель тулово качая,А эта разве голова
- Тебе не роза золотая?
- Цветы людей и в солнь и в стыть№72 Умеют ползать и ходить.
- Я видел, как цветы ходили,И сердцем стал с тех пор добрей,Когда узнал, что в этом мире
- №76 То дело было в октябре.
- Цветы сражалися друг с другом,И красный цвет был всех бойчей.Их больше падало под вьюгой,
- №80 Но все же мощностью упругой
- Мне страшно жальТе красные цветы, что пали.
- №84 Головку розы режет сталь,
- Цветы ходячие земли!Они и сталь сразят почище,
- №88 Из стали пустят корабли,
- И потому, что я постиг,Что мир мне не монашья схима,
- №92 Я ласково влагаю в стих,
- И потому, что я пою,Пою и вовсе не впустую,
- №96 Я милой голову мою
Они сразили палачей.Но все же не боюсь я стали.Из стали сделают жилища.Что все на свете повторимо.Отдам, как розу золотую.
- Tsvety mne govoryat proshchay,Golovkami kivaya nizko.Ty bolshe ne uvidish blizko
- Rodnoye pole, otchy kray.
Lyubimye! Nu chto zh, nu chto zh!Ya videl vas i videl zemlyu,I etu grobovuyu drozh
Kak lasku novuyu priyemlyu.
Vesenny vecher Siny chas.Nu kak zhe ne lyubit mne vas,Kak ne lyubit mne vas, tsvety?
Ya s vami vypil by na «ty».
Shumi, levkoy i rezeda.S moyey dushoy stryaslas beda.S dushoy moyey stryaslas beda.
- Shumi, levkoy i rezeda.
- Akh, kolokolchik! tvoy li pylMne v dushu pesney pozvonilI rasskazal, chto vasilki
- Ochey lyubimykh daleki.
Ne poy! ne poy mne! Poshchadi.I tak ogon gorit v grudi.Ona prishla, kak k rifme «vnov»
- Nerazluchimaya lyubov.
- Tsvety moi! ne vsyaky mogUznat, chto serdtsem ya prodrog,Ne vsyaky etot kholod v nem
- Mog rastopit svoim ognem,
- Ne vsyaky, dlani kto proster,Poymat sumeyet dolyu zluyu.Kak babochka — ya na koster
- Lechu i ognennost tseluyu.
- Ya ne lyublyu tsvety s kustov,Ne nazyvayu ikh tsvetami.Khot prikasayus k nim ustami,
- No ne naydu k nim nezhnykh slov.
- Ya tolko tot lyublyu tsvetok,Kotory vros kornyami v zemlyu,Yego lyublyu ya i priyemlyu,
- Kak severny nash vasilek.
- I na ryabine yest tsvety,Tsvety — predshestvenniki yagod,Oni na zemlyu gradom lyagut,
- Bagrets svergaya s vysoty.
Oni ne te, chto na zemle.Tsvety ryabin drugoye delo.Oni kak zhizn, kak nashe telo,
Delimoye v predvechnoy mgle.
Lyubov moya! prosti, prosti.Nichto ne oboshel ya mimo.No mne mileye na puti,
Chto dlya menya nepovtorimo.
Nepovtorimy ty i ya.Pomrem — za nas pridut drugiye.No eto vse zhe ne takiye —
- Uzh ya ne tvoy, ty ne moya.
- Tsvety, skazhite mne proshchay,Golovkami kivaya nizko,Chto ne uvidet bolshe blizko
- Yee litso, lyubimy kray.
Nu chto zh! puskay ne uvidat!Ya porazhen drugim tsvetenyemI potomu slovesnym penyem
- Zemnuyu budu slavit glad.
- A lyudi razve ne tsvety?O milaya, pochuvstvuy ty,
- Zdes ne pustynnye slova.
- Kak stebel tulovo kachaya,A eta razve golova
- Tebe ne roza zolotaya?
- Tsvety lyudey i v soln i v stytUmeyut polzat i khodit.
- Ya videl, kak tsvety khodili,I serdtsem stal s tekh por dobrey,Kogda uznal, chto v etom mire
- To delo bylo v oktyabre.
- Tsvety srazhalisya drug s drugom,I krasny tsvet byl vsekh boychey.Ikh bolshe padalo pod vyugoy,No vse zhe moshchnostyu uprugoy
- Oni srazili palachey.
- Mne strashno zhalTe krasnye tsvety, chto pali.Golovku rozy rezhet stal,
- No vse zhe ne boyus ya stali.
- Tsvety khodyachiye zemli!Oni i stal srazyat pochishche,Iz stali pustyat korabli,
- Iz stali sdelayut zhilishcha.
- I potomu, chto ya postig,Chto mir mne ne monashya skhima,Ya laskovo vlagayu v stikh,
- Chto vse na svete povtorimo.
- I potomu, chto ya poyu,Poyu i vovse ne vpustuyu,Ya miloy golovu moyu
- Otdam, kak rozu zolotuyu.
- Tsvety
- Wdtns vyt ujdjhzn ghjofq,Ujkjdrfvb rbdfz ybprj/Ns ,jkmit yt edblbim ,kbprj
- Hjlyjt gjkt, jnxbq rhfq/
K/,bvst! Ye xnj ;, ye xnj ;!Z dbltk dfc b dbltk ptvk/,B 'ne uhj,jde/ lhj;m
- Rfr kfcre yjde/ ghbtvk//
- Dtctyybq dtxth Cbybq xfc/Ye rfr ;t yt k/,bnm vyt dfc,Rfr yt k/,bnm vyt dfc, wdtns?
- Z c dfvb dsgbk ,s yf «ns»/
- Ievb, ktdrjq b htptlf/C vjtq leijq cnhzckfcm ,tlf/C leijq vjtq cnhzckfcm ,tlf/
- Ievb, ktdrjq b htptlf/
- F[, rjkjrjkmxbr! ndjq kb gskVyt d leie gtcytq gjpdjybkB hfccrfpfk, xnj dfcbkmrb
- Jxtq k/,bvs[ lfktrb/
Yt gjq! yt gjq vyt! Gjoflb/B nfr jujym ujhbn d uhelb/Jyf ghbikf, rfr r hbavt «dyjdm»
- Ythfpkexbvfz k/,jdm/
- Wdtns vjb! yt dczrbq vjuEpyfnm, xnj cthlwtv z ghjlhju,Yt dczrbq 'njn [jkjl d ytv
- Vju hfcnjgbnm cdjbv juytv,
- Yt dczrbq, lkfyb rnj ghjcnth,Gjqvfnm cevttn ljk/ pke//Rfr ,f,jxrf — z yf rjcnth
- Ktxe b juytyyjcnm wtke//
- Z yt k/,k/ wdtns c recnjd,Yt yfpsdf/ b[ wdtnfvb/[jnm ghbrfcf/cm r ybv ecnfvb,
- Yj yt yfqle r ybv yt;ys[ ckjd/
- Z njkmrj njn k/,k/ wdtnjr,Rjnjhsq dhjc rjhyzvb d ptvk/,Tuj k/,k/ z b ghbtvk/,
- Rfr ctdthysq yfi dfcbktr/
- B yf hz,byt tcnm wdtns,Wdtns — ghtlitcndtyybrb zujl,Jyb yf ptvk/ uhfljv kzuen,
- ,fuhtw cdthufz c dscjns/
- Jyb yt nt, xnj yf ptvkt/Wdtns hz,by lheujt ltkj/Jyb rfr ;bpym, rfr yfit ntkj,
- Ltkbvjt d ghtldtxyjq vukt/
- K/,jdm vjz! ghjcnb, ghjcnb/Ybxnj yt j,jitk z vbvj/Yj vyt vbktt yf genb,
- Xnj lkz vtyz ytgjdnjhbvj/
- Ytgjdnjhbvs ns b z/Gjvhtv — pf yfc ghblen lheubt/Yj 'nj dct ;t yt nfrbt —
- E; z yt ndjq, ns yt vjz/
- Wdtns, crf;bnt vyt ghjofq,Ujkjdrfvb rbdfz ybprj,Xnj yt edbltnm ,jkmit ,kbprj
- Tt kbwj, k/,bvsq rhfq/
Ye xnj ;! gecrfq yt edblfnm!Z gjhf;ty lheubv wdtntymtvB gjnjve ckjdtcysv gtymtv
- Ptvye/ ,ele ckfdbnm ukflm/
- F k/lb hfpdt yt wdtns?J vbkfz, gjxedcndeq ns,
- Pltcm yt gecnsyyst ckjdf/
- Rfr cnt,tkm nekjdj rfxfz,F 'nf hfpdt ujkjdf
- Nt,t yt hjpf pjkjnfz?
- Wdtns k/ltq b d cjkym b d cnsnmEvt/n gjkpfnm b [jlbnm/
- Z dbltk, rfr wdtns [jlbkb,B cthlwtv cnfk c nt[ gjh lj,htq,Rjulf epyfk, xnj d 'njv vbht
- Nj ltkj ,skj d jrnz,ht/
- Wdtns chf;fkbcz lheu c lheujv,B rhfcysq wdtn ,sk dct[ ,jqxtq/B[ ,jkmit gflfkj gjl dm/ujq,Yj dct ;t vjoyjcnm/ egheujq
- Jyb chfpbkb gfkfxtq/
- Vyt cnhfiyj ;fkmNt rhfcyst wdtns, xnj gfkb/Ujkjdre hjps ht;tn cnfkm,
- Yj dct ;t yt ,j/cm z cnfkb/
- Wdtns [jlzxbt ptvkb!Jyb b cnfkm chfpzn gjxbot,Bp cnfkb gecnzn rjhf,kb,
- Bp cnfkb cltkf/n ;bkbof/
- B gjnjve, xnj z gjcnbu,Xnj vbh vyt yt vjyfimz c[bvf,Z kfcrjdj dkfuf/ d cnb[,
- Xnj dct yf cdtnt gjdnjhbvj/
- B gjnjve, xnj z gj/,Gj/ b djdct yt dgecne/,Z vbkjq ujkjde vj/
- Jnlfv, rfr hjpe pjkjne//
- Wdtns
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
Источник: https://yebanko.ru/analiz/yesenin/govoryat
Цветовая символика в поэзии С. Есенина
Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в своей статье «Краски и слова» в 1905, что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.
Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала».
Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой. В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива», «жёлтые долы», «жёлтая трава», «золотистые ветки».
Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога». «Жёлтая дорога » – дорога в никуда.
В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть», «жёлтый тлен», «жёлтый скелет».
До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией.
И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «золотая Русь», «златая тучка», «золотые звёзды», «золотые далёкие дали», «роща золотая», «золотые иконы», «златая земля», «золотые шапки гор», «луч золотой»… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.
«Любимые цвета поэта – синий и голубой». Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы», «синие затоны», «голубая Русь», «голубая ласковая страна», «голубой пруд», «голубая струя», «голубая пыль», «небеса уж голубые», «в прозрачном холоде заголубели долы» и т. п.
), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон», «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес», «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно.
«Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа («голубые руки», «голубые рты», «голубой огонь», «душа голубая»).
«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты.
Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.
«Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».
Белый – более простой земной цвет. Андрей Белый в статье «Священные цвета» говорит о том, что белый цвет, «соединяющий цвет неба – это символ богочеловечества, двуединства».
Главное его значение – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон», «белый храм», «белый ангел», «одежда празднично белая».
Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность» .
Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер», «зорька красная», «красные крылья заката», «красный костёр», «красные врата», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города», «вечера красный подол». До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.
Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное.
Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.
В стихах 1910–1916 годов чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные», «чёрные косы», «чёрная глухарка», «чёрное покрывало».
В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть», «чёрная гибель», «чёрная судьба», «чёрный человек».
«Есенин доказал, что цветовой образ … может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию.
С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души».
Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А. Есенина в различные периоды жизни.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf4a441aa2e400aade3f08/5bcf556cd4634800ab76a31d
Названия цветов в поэзии С. А. Есенина
Выполняя в художественной литературе эстетическую роль, слово является средством создания образа, наряду с композицией, ритмикой, мелодией. Но не всякое слово само является образом.
Известно, что поэтический образ может быть создан как с помощью прямого значения слова, так и метафорически. Сергей Есенин в своей лирике великолепно использует оба способа.
Однако главное, благодаря чему стихи Есенина эмоционально воздействуют на читателя, это искреннее воодушевление поэта: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам.
Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства», – писал Есенин в 1924 году.
Основная образная тема лирических произведений Есенина – передача внутреннего состояния лирического героя через восприятие окружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «всё, что душу облекает в плоть».
И «зеленокосая» берёзка, и старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, склонившие к поэту свои головки, – всё это любимые образы Есенина. В его стихах мы встречаем названия множества растений.
Среди них – названия цветов: роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашки, резеда, кашка, левкой, василёк, колокольчик; названия кустарников и деревьев: сирень, черёмуха, липа, рябина, яблоня и др. Вот лишь несколько примеров:
- *
- И душа моя – поле безбрежное –
- Дышит запахом мёда и роз.
- *
- Белая свитка и алый кушак,
- Рву я по грядкам зардевшийся мак.
- *
- Под венком лесной ромашки
- Я строгал, чинил челны.
- *
- Иду я разросшимся садом.
- Лицо задевает сирень.
Чтобы создать выразительную картину мира, поэт использует названия цветов и деревьев в прямом значении. Но очень часто он прибегает к переносному, метафорическому употреблению.
Таким способом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего лирического героя: безответную любовь (Маком влюблённое сердце цветёт, Только не мне она песни поёт); восторг (Васильками сердце светится, Горит в нём бирюза); раздумье (Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил); грусть (И в глазах завяли маргаритки, Как болотный гаснет огонёк).
Рисуя картины природы, Есенин основывается на богатом опыте народной поэзии. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, растут, умирают, поют, шепчут, грустят, страдают:
*
Милая, ты ли? Та ли?
- Розы ль мне то нашептали?
- *
- Цветы мне говорят – прощай,
- Головками склоняясь ниже.
- *
- Свет вечерний шафранного края.
- Тихо розы бегут по полям.
- Многоцветная, многокрасочная палитра поэта переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпитетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:
- *
- Где ты, где ты, отчий дом,
- Гревший спину под бугром?
- Синий, синий мой цветок,
- Неприхоженый песок.
- *
- Черемуха душистая
- С весною расцвела
- И ветки золотистые,
- Что кудри, завила.
- *
- Белая свитка и алый кушак,
- Рву я по грядкам зардевшийся мак.
- *
- Этой грусти теперь не рассыпать
- Звонким смехом далёких лет.
- Отцвела моя белая липа,
- Отзвенел соловьиный рассвет.
- *
- Я ответил милой: «Нынче с высоты
- Кто-то осыпает белые цветы».
- Здесь белые цветы – снежинки. А в двустишии
- Я милой голову мою
- Отдам, как розу золотую.
цвет волос ассоциируется с цветом золота; кроме того, голова поэта (лирического героя) для милой – это очень дорогой подарок, то же, что и золотая роза, т. е. цветок из драгоценного металла.
Человек – дитя природы. Есенин не мыслит себя, своего лирического героя вне природы. Он живёт в природе, а природа живёт в нём. Вероятно, поэтому в стихах Есенина так часто встречается сравнение человека с цветком, цветами деревьев:
- *
- Только нам бы, только б нашей
- Не скосили, как ромашке, головы.
- *
- И, песне внемля в тишине,
- Любимая с другим любимым,
- Быть может, вспомнит обо мне
- Как о цветке неповторимом.
- *
- Хорошо под осеннюю свежесть
- Душу-яблоню ветром стряхать.
- В последнем примере другая параллель: душа – цветущая яблоня.
- В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и деревьев (прямыми и метафорическими), но и с прилагательными-определениями, образованными от «цветовых» названий и сохраняющими как прямое, так и переносное значения:
- *
- А степь под пологом зелёным
- Кадит черёмуховый дым.
- *
- Яблоневым цветом брызжет
- Душа моя белая.
- *
- Словно яблонный цвет, седина
- У отца пролилась в бороде.
- *
- Ты – моё васильковое слово,
- Я навеки люблю тебя.
- *
- Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
- Не жаль души сиреневую цветь.
Прилагательное сиреневый довольно широко распространено в текстах. Оно несёт двойную нагрузку: во-первых, указывает на цвет; во-вторых, передаёт значение, ассоциирующееся со словом сирень – «растение с нежными соцветиями».
Значит, можно сказать, что сочетание души сиреневую цветь говорит о душевной нежности (или нежности души). Так же часто встречается и васильковый.
Это прилагательное, кроме обозначения цвета, имеет ещё значение «неброский, скромный», а также и дополнительные оттенки: «исконно русский», «родной», «близкий».
Эпитеты, сравнения, метафоры для Есенина – не формальные показатели «владения словом». С их помощью поэт глубже выражает своё отношение к жизни: «Искусство для меня – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».
Источник: Фирсова Е. В. Названия цветов в поэзии Есенина // Русский язык в школе и дома. 2002. – № 5. – С. 10–11.
Источник: https://multiurok.ru/blog/nazvaniia-tsvietov-v-poezii-s-a-iesienina.html
Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай»
Поэма «Цветы» (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал с мыслью «о том, что ты такое в пространстве», как писал он П. Чагину.
Характерно, что в ней, как и в «Двенадцати» А. Блока, двенадцать глав; эта цифра была знаковой для поэта, являлась символом итога земной жизни, пограничного между жизнью и смертью состояния.
В главе «Цветы мне говорят прощай… » жизнь и смерть представлены как естественный процесс, проявление вечных, общих законов бытия: «Любимые! Ну, что ж, ну, что ж! Я видел вас и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю».
В поэме использован прием уподобления: разнообразие цветов, их образы соотносимы с человеческой природой.
Размышления о смерти выражены в стихотворении в контексте образов родного поля, шума левкоев и резеды, вечной природы; так мыслям лирического героя Пушкина о неизбежной смерти соответствовал образ пережившего век отцов «дуба уединенного».
И как в лирике Пушкина тема смерти соединена с темой радости земного бытия, так и меланхолическим настроениям лирического героя Есенина, его грусти о «васильках очей любимых», о неповторимости чувств сопутствует ликование по поводу того, что мир — «не монашья схима», что «все на свете повторимо», что он готов вновь отдаться любви.
Философская и интимная темы «Цветов» дополнены социальной («Октябрь! Октябрь! Мне страшно жаль Те красные цветы, что пали»), это создает образ полнокровного, полифонического существования.
В отношении Есенина к жизни не было декаданса. В тридцать лет он писал стихи о своем увядании, но в нем был силен дух Возрождения, он гнал от себя уныние и аскетизм. Есенин был жизнелюбом и преодолевал отчаяние. Его девиз: » Увядающая сила! Умирать — так умирать! До кончины губы милой Я хотел бы целовать. «
(2
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-cvety-mne-govoryat-proshhaj/
Цветокоррекции в стихах Сергея Есенина — Системный Блок{ъ}
Существует ли объективное восприятие цветопередачи? Действительно ли листья на этом дереве зеленые? Биолог Марк Чангизи утверждает, что цветное зрение возникло только для того, чтобы «вы были способны улавливать малейшие изменения» окраски кожи, что важно для определения болезней, психосоматических состояний и т.д. В качестве аргумента Марк Чангизи приводит тот факт, что нам трудно подобрать точное название для цвета нашей кожи, т.к. она кажется нам бесцветной. При этом Чангизи пишет:
«Животные, не обладающие цветовым зрением, способны оценить только то, сколько вообще света попадает в глаз. Рассуждая таким образом, я вновь проникся уважением к черно-белой фотографии.
Прежде она казалась мне чем-то несовершенным, и я не мог понять, почему некоторые так ею увлечены. Теперь я думаю, что черно-белые снимки лучше передают то, как предметы выглядят на самом деле.
Черно-белая фотография более или менее устроит и пчелу, и птицу, и человека: все они увидят на ней примерно одно и то же».
Корова не видит зеленую траву, она может различать только красные и оранжевые цвета, пчелы видят ультрафиолетовые лучи, при этом большинство животных действительно видят мир в черно-белых красках.
Получается, что у каждого вида есть своя личная цветокоррекция мира. Однако внутри нашего вида у каждого индивидуума также есть свои инструменты цветокоррекции, которые особенно активно используется во время эмоционального возбуждения. Особенно ярко это видно на примере такого вида искусства как поэзия. Поэзия — цветной вид искусства.
И если в кинематографе и фотографии был достаточно длительный период черно-белой передачи (по Марку Чангизи, объективной презентации реальности), то поэзия всегда была цветной. Более того, в качестве инструмента формирования реальности поэты используют цвет вкупе с другими органами чувств (т.е. окрашивают запахи, звуки, тактильные ощущения и т.
д.).
- Один из методов формирования поэтической реальности — это переживание вариаций графемно-цветовой синестезии (форма синестезии, при которой личное восприятие букв ассоциируется с чувствованием конкретного цвета) Однако в данном контексте мы имеем ввиду именно вариативность синестезии — чувствование цвета абстрактных понятий.
- Проанализируем частоту использование самых распространенных цветов в поэзии Сергея Есенина.
- Статистика упоминаний: синий — 122, белый — 95, черный — 73, оттенки красного — 65 (красный — 46, алый — 14, багряный — 5) , голубой — 58, золотой — 50, зеленый — 41, желтый — 38, розовый — 20, серый — 16, рыжий — 14, телесный — 4, лиловый — 3, лазоревый — 3.
Чтобы подсчитать точное количество используемых цветов мы использовали Поэтический корпус Национального корпуса русского языка (ограничив поиск подкорпусом текстов Сергея Есенина).
В лексико-грамматическом поиске мы указывали нужный цвет, а затем фильтровали выданные значения вручную (например, мы не включали в этот подсчет случаи, когда цвета «красный» и «белый» означали не цвет, а принадлежность к Рабоче-крестьянской Красной Армии или Белому движению).
Также возникли некоторые сложности с синим цветом, который использовался Есениным как в качестве прилагательного, так и в качестве существительного (синь) — мы считали только те случаи, когда речь шла именно о цвете.
При этом каким-либо цветом окрашиваются не только предметы, но и звуки, и чувства, а также метафорические объекты («И голубем синим вечерний свет»).
Также Есенин окрашивает в конкретные цвета единицы исчисления времени (от времени года до месяца).
«Пройдут голубые года»«Май мой синий! Июнь голубой!»«Синий май. Заревая теплынь»«И как печальны вы, капли ненастные, Осенью черной на окнах сырых»«Весенний вечер. Синий час». «В зеленый вечер под окном На рукаве своем повешусь»
«Кто-то сядет, кто-то выгнет плечи, Вытянет персты. Близок твой кому-то красный вечер, Да не нужен ты».
Напомним, что согласно теории Марка Чангизи, телесный цвет является исходным для появления цветовой гаммы вообще. «Собственная кожа кажется нам бесцветной, а кожа представителей других рас — интенсивно окрашенной. И это тоже заблуждение, поскольку на самом деле ваша кожа окрашена не сильнее и не слабее, чем чья-либо еще: нет объективных причин считать бесцветной именно ее».
Сергей Есенин видит цвет кожи, три раза используя прилагательное «телесный». Два раза этот цвет применим именно к коже, при чем к смуглой коже — «Лунным светом Шираз осиянен, Кружит звезд мотыльковый рой.
Мне не нравится, что персияне Держат женщин и дев под чадрой. Лунным светом Шираз осиянен.
Иль они от тепла застыли, Закрывая телесную медь? Или, чтобы их больше любили, Не желают лицом загореть, Закрывая телесную медь?».
И во втором случае речь идет о свече, которая посредством цветового сравнения выступает в качестве метафоры человеческой жизни:
«Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча».
Исходя из анализа частоты употребляемых слов, можно предположить, что личная поэтическая цветокоррекция Сергея Есенина была весьма своеобразной: синий и белый доминируют с большим отрывом. То есть, поэтический мир Есенина окрашен в бело-синие тона.
Однако, если рассматривать «золотой» цвет и «рыжий» как поэтические оттенки желтого, то вариации желтого цвета выйдут на второе место — 102 раза (желтый, золотой, рыжий).
Анализируя варианты использования «золотого» цвета, мы подсчитывали только случаи, когда прилагательное «золотой» точно означало вариант цветового восприятия, а не благородный металл.
Так, спорные случаи исключались (например, строки «Приносили голуби от Бога письмо / Золотыми письменами рубленное» мы посчитали вариативными по смыслу).
При этом окрашивание снов, рощи или луны в золотой цвет явно метафорично и в данном случае «золото» выступает только в качестве ассоциативного образа необыкновенного яркого желтого цвета.
Почему так важно, что в случае такого подсчета синий и желтый цвета выходят на первое место?
Многие млекопитающих могут различать синие и желтые цвета. Таким образом, поэзия Сергея Есенина в некоторой степени приближена к первоначальному природному, универсальному цветовосприятию. То есть желто-синий мир — это мир, доступный и людям, и животным.
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Но возможность именно такого цветовосприятия у человека развилась далеко не сразу. Велика вероятность того, что много миллионов лет назад наши предки видели мир сине-желтым.
Важны для Есенина фундаментальные черные и белые цвета, также занимающие верхние позиции.
Черный цвет 14 раз используется в поэме «Черный человек». В данном контексте этот цвет является как бы частью имени собственного, хотя все эти случаи были нами подсчитаны.
При этом черный цвет может быть как условно-объективным (жаба, чадра, тень, брови, коса, туча, прорубь, кудри — почему бы и нет?), так и условно-субъективным (осень, горсть, выть).
И все-таки, за исключением поэмы «Черный человек», черный цвет используется Есениным в предсказуемых случаях.
Есенин склонен как-то «раскрашивать» белый цвет — так возникает «красный лебедь» и «розовый конь».
Голубой цвет в большинстве вариантов кажется неожиданным и парадоксальным (блевота, Русь, пожар, года, песок). Восприятие цвета субъективно и зависит от многих факторов — как физиологических, так и социо-культурных.
Цвет всегда интересовал лингвистов. Так, филолог В.Г.
Кульпина пишет, что «цвет… принимает участие в сложных процессах языковой концептуализации мира, но не сводится к простой субстанции и ее простому физиологическому отражению».
Так существует ли объективный цвет? С точки зрения объективности ни одно физическое тело или явление не обладает цветом.
Предмет поглощает дневной свет и отражает при этом лишь одну долю этого света, ту или иную часть солнечного спектра.
Так, например, зеленые листья дерева поглощают все части спектра, кроме зеленой, которая ими отражается — именно поэтому листва деревьев кажется нам объективно зеленой.
Британский ученый Лазарус Гейгер пытался определить, как люди придумывали названия цветам.
Какой цвет первым получил имя? Во всех языках мира изначально были только определения для темных и светлых оттенков (кстати, в языке племени аборигенов Пираха до сих пор не существует слов, означающих цвета — они делят мир на «светлые» и «темные» оттенки).
Потом, согласно исследованию Гейгера, люди дали название цвету кровь и вина — «красный». Затем появились названия для «желтого» и «зеленого» цветов. И только в последнюю очередь — «синий» (в японском языке вплоть до 20 века «синий» и «зеленый» обозначались одним словом).
Какова субъективность цветокоррекции мира Сергея Есенина?
Проанализируем это на примере цветов «голубой» и «розовый». Разделим слова на подгруппы, используя не вполне корректные определения «комфортное» и «субъективное» (в рамках нашей культурной традиции).
Голубой цвет
- Комфортное цветовое значение (включая устойчивые выражения): ситец (неба), живот (неба), струя, полушалок, кофта, водь, прохлада, глаза, ставни, пруд, накрапы, ситец, небеса, сиянье дня, водопой, крыша, двери (дня), ливни, простор, долина, звезда, роги (глаза).
- Субъективное цветовое значение: страна, палисад, июнь, пожар, степь, трава, пыль, вечер, страна, дорожка, года, огонь, колокольни, руки, осина, поля, степи, ночь, жизнь, Русь, темя, блевота, шелест, солома, рот.
- Итог: 22 — комфортное значение, 25 — субъективное.
Розовый цвет
- Комфортное цветовое значение: огонь, капот, оттенок, платок, небо, закат, рубаха, лента.
- Субъективное цветовое значение: степи, туман, водь, день, купол, конь, икона, лик, волна, печь.
- Аналогичный небольшой разрыв в пользу субъективной цветокоррекции по розовому цвету — 8 против 10.
То есть поэтический мир Есенина скорее субъективный, чем объективный.
Однако его цветовая палитра не радикальна и более-менее приближена к цветовосприятию читателя евразийской картины мира.
Довольно часто Есенин использует не характерный для того или иного предмета цвет, но в комфортном для восприятия «цветовом контексте». Так, «белые гвозди» звучит противоестественно. Но в предлагаемом контексте на чувственном уровне вполне комфортно: «ах, метель такая, просто черт возьми! Забивает крышу белыми гвоздьми»).
Отдельная тема, не проанализированная в этой статье, — это описание цвета с помощью существительных («В волосах есть золото и медь», «вечер, как сажа»).
При подсчете (было проанализировано 50 стихов), данные сведены к среднему показателю в одном стихе Есенина используется с помощью разных художественных средств три цвета.
Есть в его творчестве бесцветные стихи и, напротив, ярко расцвеченные. Например, в стихотворении «Вот оно, глупое счастье…» используется пять цветов: белый, красный, золотой, синий, розовый.
Вот оно, глупое счастьеС белыми окнами в сад!По пруду лебедем краснымПлавает тихий закат.
Здравствуй,
златое затишьеС тенью березы в воде!Галочья стая на крышеСлужит вечерню звезде.Где-то за садом, несмело,Там, где калина цветет,
Нежная девушка в
беломНежную песню поет.
Стелется
синею рясойС поля ночной холодок…Глупое, милое счастье,
Свежая
розовость щек!
В стихотворении Есенина «Вот уж вечер. Роса» как будто нет цвета, это скорее черно-белая история, но с интересно поставленным светом, который и компенсирует отсутствие конкретных четких цветов.
То есть анализ только цветовых эффектов является слишком односторонним, если мы сравниваем слово с изображением, а поэзию — с операторской работой в кино, то нельзя не принимать во внимание постановку света.
Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.
От луны
свет большойПрямо на нашу крышу.Где-то песнь соловьяВдалеке я слышу.Хорошо и тепло,Как зимой у печки.И березы стоят,Как большие свечки.И вдали за рекой,Видно, за опушкой,Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Марк Чангизи отмечает: «Наш красный цвет, предназначенный для обогащенной кислородом кожи, невольно дарит свой отблеск закатам, рубинам и божьим коровкам.
Все эти примеры — не более чем причудливые совпадения естественного отбора, ориентированного на то, чтобы воспринимать спектры закатов, рубинов и божьих коровок как один и тот же цвет. На самом деле, их спектры различаются довольно сильно — но не до такой степени, чтобы наши колбочки могли это уловить.
Мы, как и другие животные с цветовым зрением, смотрим на мир через очки цвета X. Нам кажется, будто в природе повсюду красные и зеленые оттенки, по большей части ничего не означающие.
Эти воспринимаемые нами цвета красно-зеленой гаммы — не просто иллюзии, но и, вероятнее всего, бесполезные иллюзии: когда мы видим их на коже, они полезны, но в том, чтобы видеть цветы красными, а листья — зелеными, нет никакой выгоды.
К нашим глазам пришиты очки цвета X, которые, хотя и помогают нам заглядывать во внутренний мир других людей, могут сбивать нас с толку во всем, что не связано с социумом (например, внушать ошибочную мысль, будто между закатами, рубинами и божьими коровками существует некое объективное сходство). Это мощное напоминание о том, что зрение, которым мы пользуемся, возникло, чтобы помочь нам размножаться, независимо от того, воспринимаем мы окружающий мир объективнее или нет».
Поэзия существует не только для того, чтобы размножаться, а значит, даже используя научные парадигмы в качестве подсказки, нельзя не признать, что поэтический мир всегда имеет свою особую цветистость. То есть Сергей Есенин, писавший в то время, когда существовало черно-бело кино, уже использовал самые замысловатые инструменты цветокоррекции.
В следующей статье — анализ цветокоррекции стихов Марины Цветаевой.
Приложение
Некоторые существительные, которые являются в поэзии Есенина предметом или явлением, окрашиваемым в тот или иной цвет.
- черный Брови (вечера) Гать Тень Глухарка Тучица Коса Осень Туча Гибель Жаба Кудри Прорубь Чадра (2 раза) Выть Человек (14)
- Горсть (злака)
- голубой Звезда Кофта Струя (судьбы) Песок (небесный) Пожар Страна Сиянье (дня) Куща Ставни (2 раза) Огонь (2 раза, огонь глаз) Долина Пруд Вечер Осина Роги (глаза) Прохлада Июнь Одежда (Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом). Степь Блевота Глаза Солома Сада (в голубых накрапах) Дым Русь Года
- Поле
- красный Вечер Цвет Костер Хвост (кобылицы) Чай Лебедь Вензель (на платке) Вода Рюшка Роза Искры Телок
- Рябина
- зеленый Лех Ширь Прическа Тени Трава Клен Нивы Шаль Пригорки Сережки Вымя (клена) Лес Вечер Лапы (липы) Горы
- Тополя
- синий Вечер (2 раза) Глаза (4 раза) Губы Мрак (рощи) Сумрак Отсвет (лунный) Горы Край Дремы Лязг (звук) Небеса Платок Голубь (голубем синим вечерний свет) Май (2 раза) Туман Брызги (глаза) Плат небес Холод осени Цветы Чащи Час
- Листья
- желтый Чары (месяца) Поводья Долы (2 раза) Тлен Реки Ворон (месяц словно желтый ворон) Трава (2 раза) Труп (сноп лежит как желтый труп) Лик (от солнца) Грусть Пруд Месяц (серб луны) Дорога Волосы
- Пена облака
- белый Гвозди (метели) Окна (2 раза) Цветы Яблони Поле Сад Липы Перезвон (2 раза) Кудри Веки (луны) Яд
- Волосы (2 раза)
- рыжий Стога Месяц Коса Кобыла Щенята Коровы Осленок (ветер) — 2 раза.
- Стадо
- розовый Щеки Вода (3 раза) Туман Дни Закат (ты) Конь Купол
- Степи
Источник: https://sysblok.ru/philology/cvetokorrekcii-v-stihah-sergeja-esenina/
Любимые цвета в творчестве Сергея Есенина :: Солнышко
- Оглавление
- Введение
- Основная часть
- Сергей Есенин – певец русской природы
- Практическая часть
- Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Сергея Есенина?
- Исследование 2: В каком стихотворении больше всего наименований цветов?
Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихах С. Есенина?
Список использованной литературы
Введение
Цель данной работы – развитие творческих способностей учащихся; развивать внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через цвет.
- Объектом исследования является творчество Сергея Есенина.
- Предметом исследования выбраны стихи Сергея Есенина о русской природе.
- Актуальность: для того чтобы понимать поэзию, необходимо изучать языковые художественно — изобразительные средства
Задачи исследования: Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе. Ответить на вопрос: «Почему С. Есенина называют певцом природы?» Какие цвета преобладают в стихах Есенина? С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях поэта?
Основные этапы исследования:
Собрать необходимые источники для выполнения этой работы.
Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе.
Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы.
Иллюстрировать стихи С. Есенина.
- Теоретической основой исследования является сборник стихотворений и поэм
- Исследовательская работа включает в себя: введение, основную часть: «Сергей Есенин – певец русской земли», исследования, выводы.
- Сергей Есенин – певец русской природы
Сергей Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы.
Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию.
Есенин очень любил свою деревню, свой дом, свою семью. Особенно близок был ему его дед – Фёдор Андреевич Титов, который много вложил в него. Многие черты характера были унаследованы от деда. Очень любила Сергея бабушка – Наталья Евтеевна, которая баловала его и заботилась о нём.
Бабушка рассказывала внуку сказки, духовные стихи, пела песни. Всё то доброе, хорошее, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и что разбужено в душе поэта – это всё влияние дедушки и бабушки.
Детство Есенина прошло среди полей и степей. Он любил лес, озёра, луга и цветы, любил деревенскую жизнь с её заботами и забавами. Особенно любил сенокос:
- Я люблю над покосной стоянкою
- Слушать вечером гуд комаров.
- А как гаркнут ребята тальянкою,
- Выйдут девки плясать у костров.
Есенина часто называют певцом русской природы. Любовь Есенина к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Читая стихи поэта, невольно наполняешься его стремлением сказать всем о своей любви к России, ее красоте и чистоте, выразить свою любовь к ней стихами.
В стихах Есенина природа в вечном движении, в развитии и изменении. Она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт использует опыт народной поэзии.
Часто прибегает к приему олицетворения.
Черёмуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и берёзы в белом плачут по лесам», «улыбнулась солнцу сонная земля».
Природа у Есенина цветная, красочная. Любимые цвета – синий, белый, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Эти цвета символизируют широкие просторы России: «вечером синим, вечером лунным», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»; выражают чувство любви и нежности: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».
Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки: звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины, порывы ветра, пение птиц, плеск речной волны.
Вывод:
1. Природа — душа есенинских стихов. Ни одно стихотворение поэта не обходится без картин природы.
- 2. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:
- — Живописная природа Рязанской области.
- — Богатый запас детских впечатлений.
- — Окружала атмосфера народной поэзии.
3. Природа у Есенина красочная, цветная. Наполнена необыкновенными звуками
- Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Есенина?
- Белый цвет…
- «Белая береза под моим окном…» («Береза»)
- «Словно белою косынкой
- Подвязалася сосна». («Пороша»)
- «Как снежинка белая, в просини я таю…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)
- «В роще по березкам белый перезвон». («Троицыно утро, утренний канон…»)
- «Кудрявый сумрак за горой
- Рукою машет белоснежной». («Я снова здесь, в семье родной…»)
- «Вот оно, глупое счастье
- С белыми окнами в сад!» («Вот оно, глупое счастье…»)
- «Нежная девушка в белом…» («Вот оно, глупое счастье…»)
- «Хороша ты, о белая гладь!» («Я по первому снегу бреду…»)
- «Все пройдет, как с белых яблонь дым». («Не жалею, не зову, не плачу»)
- «Я вернусь, когда раскинет ветви
- По-весеннему наш белый сад». («Письмо матери»)
- «Заметает пурга
- Белый путь… » («Заметает пурга»)
- Синий…
- «Только видно, на кочках и впадинах,
- Как синеют кругом небеса» («Русь»)
- «Я смотрел из окошка на синий платок…» («Подражанье песне»)
- «Там в полях, за синей гущей лога…» («В том краю, где желтая крапива…»)
- «Пусть порой мне шепчет синий вечер…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…» («Вот оно, глупое счастье…») - «Только синь сосет глаза…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)
- «Колесом за сини горы
- Солнце тихое скатилось». («Нивы сжаты, рощи голы…»)
- «… И синь упавшая в реку…» («Запели тесаные дроги…»)
- «Вечер синею свечкой звезду
- Над дорогой моей засветил». («Я по первому снегу бреду…»)
- «Синий сумрак как стадо овец…» («Закружилась листва золотая…»)
- «И тебе в вечернем синем мраке…» («Письмо матери»)
- Золотой…
- «Золотыми звездами в снег». («Песнь о собаке»)
- «Звени, звени, златая Русь…» («О верю, верю, счастье есть!»)
- «Здравствуй, златое затишье…» («Вот оно, глупое счастье…»)
- «Треплет ветер под облачной кущей
- Золотую его дугу». («Разбуди меня завтра рано…»)
- «Идет в златой ряднине
- Твой Алексей Кольцов». («О Русь, взмахни крылами…»)
- «Закружилась листва золотая…» («Закружилась листва золотая…»)
- «Догорит золотистым пламенем
- Из телесного воска свеча…» («Я последний поэт деревни…»)
- «Увяданья золотом охвачены
- Я не буду больше молодым». («Не жалею, не зову, не плачу»)
- «Отговорила роща золотая
- Березовым, веселым языком…» («Отговорила роща золотая»)
- «Золотой лягушкою луна
- Распласталась на тихой воде» («Я покинул родимый дом…»)
- И горят снежинки
В золотом огне. («Береза») - Красный, алый
- «Выткался на озере алый свет зари». («Выткался на озере алый свет зари»)
- «Я молюсь на алы зори…» («Я пастух, мои палаты…»)
- «С алым соком ягоды на коже…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
- «Заря молитвенником красным…» («О верю, верю, счастье есть!»)
- «По пруду лебедем красным…» («Вот оно, глупое счастье…»)
- «И игриво взмахнет кобылица
- Над равниною красным хвостом». («Разбуди меня завтра рано…»)
- Желтый
- «Вяжут кружево над лесом
- в желтой пене облака». («Я пастух, мои палаты…»)
- «В том краю, где желтая крапива…» («В том краю, где желтая крапива…»)
- «… И не от солнца желт песок». («Весна на радость не похожа…»)
- «Желтый хвост упал в метель пожаром….» («Лисица»)
- «…Близок сердцу желтеющий дол». («Закружилась листва золотая…»)
- Голубой цвет…
- «У голубого водопоя…» («Весна на радость не похожа…»)
- «По голубой долине,
- Меж телок и коров…» («О Русь, взмахи крылами…»)
- «На тропу голубого поля…» («Я последний поэт деревни…»)
- «О всех ушедших грезит конопляник
- С широким месяцем над голубым прудом» («Отговорила роща золотая»)
- «Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…» («Я покинул родимый дом…») - Розовый
- «На закат ты розовый похожа…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
- «Глупое, милое счастье,
- Свежая розовость щек!» («Вот оно, глупое счастье…»)
- «В розоватой воде на пруду…» («Закружилась листва золотая…»)
- «Словно я весенней гулкой ранью
- Проскакал на розовом коне». («Не жалею, не зову, не плачу»)
- «Мир осинам, что, раскинув ветви,
- Загляделись в розовую водь». «Мы теперь уходим понемногу…»
- Черный…
- «Загорятся, как черна смородина,
- Угли-очи в подковах бровей». («Русь»)
- «Понакаркали черные вороны
- Грозным бедам широкий простор». («Русь»)
- «Кудри черные змейно трепал ветерок». («Подражанье песне»)
- «Злак овсяный, зарею пролитый,
- Соберет его черная горсть». («Я последний поэт деревни…»)
- Зеленый…
- «На приволь зеленых лех…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)
- «По горам зеленым – скаты…» («Я пастух, мои палаты…»)
- «Светят зелено в сутемы
- Под росою тополя». («Я пастух, мои палаты…»)
- «Зеленая прическа…» («Зеленая прическа…»)
- Малиновое…
- «О Русь – малиновое поле…» («Запели тесаные дроги…»)
- Серебристый…
- «Серебристая дорога,
- Ты зовешь меня куда?» («Серебристая дорога…»)
- Серый…
- «Только серые вороны
- Расшумелись на лугу». («Пороша»)
- Вывод:
- Были проанализированы 46 стихотворений, 34 стихотворения из сборника «Все мне чудится тихий раскованный звон…»
- В стихах Есенина преобладают белый, золотой, синий, красный цвета.
- Исследование 2: В каком стихотворении больше всего цвета?
- Вот оно, глупое счастье
- С белыми окнами в сад!
- По пруду лебедем красным
- Плавает тихий закат.
- Здравствуй, златое затишье,
- С тенью березы в воде!
- Галочья стая на крыше
- Служит вечерню звезде.
- Где-то за садом несмело.
- Там, где калина цветет,
- Нежная девушка в белом
- Нежную песню поет.
- Стелется синею рясой
- С поля ночной холодок…
- Глупое, милое счастье,
- Свежая розовость щек!
- Вывод:
В этом стихотворении 5 цветов: белый, синий, золотой, красный, розовый. Белый цвет символизирует чистоту, нежность. Розовый символизирует молодость, наивность. Золотое в этом стихотворении затишье. Синий холодок. Красный закат
- Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях Есенина?
- В стихотворении «Русь» деревня видится синей.
- Потонула деревня в ухабинах,
- Заслонили избенки леса.
- Только видно, на кочках и впадинах,
- Как синеют кругом небеса.
- Также в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Русь ассоциируется с синим цветом.
- Гой ты, Русь, моя родная,
- Хаты – в ризах образа…
- Не видать конца и края –
- Только синь сосет глаза.
- Синий цвет символизирует широкие просторы Родины.
Русь – золотая в стихотворении «О верю, верю, счастье есть!».
- Звени, звени, златая Русь,
- Волнуйся, неуемный ветер!
- Блажен, кто радостью отметил
- Твою пастушескую грусть.
- Звени, звени, златая Русь.
Голубая Русь в стихотворении «Я покинул родимый дом…». Голубой цвет выражает нежность, теплоту к родному краю.
- Я покинул родимый дом,
- Голубую оставил Русь.
- В стихотворении «Запели тесаные дроги…» Русь – малиновое поле и синь.
- О Русь – малиновое поле
- И синь, упавшая в реку, —
- Люблю до радости и боли
- Твою озерную тоску.
Вывод: Русь в стихотворениях Есенина символизируется с синим, голубым, золотым цветами. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах поэта.
Из этого можно сделать следующий вывод о том, что любимыми цветами поэта являются синий, белый, голубой, золотой цвета. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах и с этими цветами ассоциируется Русь.
Список использованной литературы
- Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007
- Есенин С. Стихотворения и поэмы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
- Есенин С. Лирика: Стихи. – Л.: Дет. лит., 1982
- Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979
- Эвентов И. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1978
Источник: https://solnyshko89.webnode.ru/products/lyubimye-tsveta-v-tvorchestve-sergeya-esenina/