Анализ стихотворения топи да болота есенина 7 класс

  • Школьникам
  • Детям
  • Окружающий мир
  • Времена года
  • Воспитателю
  • Учителю

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой

Вззвенивает лес.

  • Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
  • Гомон косарей.
  • По лугу со скрипом
    Тянется обоз —
    Суховатой липой
  • Пахнет от колес.
  • Слухают ракиты
    Посвист ветряной…
    Край ты мой забытый,
  • Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу.

При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения.

Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность.

Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов.

Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»).

Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев.

Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя.

Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с.

Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Оборудование урока

1. Мультимедиацентр, презентация урока на CD.

2. Аудиопроигрыватель.

3. Кассета с записью Кенни Джи «Eternal light».

4. Листы цветного (золотого и синего) картона.

5. Картины В.Поленова «Золотая осень» и М.Нестерова «Осенний пейзаж», портрет писателя.

6. Индивидуальные листы с домашним заданием.

  1. Ход урока
  2. Актуализация темы
  3. Учитель: На прошлом уроке вы начали одну из красивейших тем в учебнике литературы за 7-й класс.
  4. Чему она посвящена?
  5. С творчеством каких поэтов вы уже познакомились?

Может быть, кому-то захотелось выучить их наизусть? Давайте послушаем!

  • Как вы думаете, почему практически каждый русский поэт и писатель посвящает свои произведения родной земле?
  • Почему же тогда сторона, которой так гордится каждый из художников слова, названа «ТИХОЙ»?
  • Работа с эпиграфом и портретом поэта
  • Учитель: Эпиграфом сегодняшнего урока станут следующие строки. Давайте их прочтем:
  • Много дум я в тишине
  • продумал,
  • Много песен про тебя
  • И на этой на земле угрюмой
  • Счастлив тем, что я дышал
  • О чем эти строки?
  • Чему посвящены?
  • Каким рисуется этот человек, каким вы его представляете?
  • Открывается портрет Сергея Есенина.
  • Учитель: «Самый русский, самый нежный, самый проникновенный и душевный, самый народный поэт Сергей Есенин!»

Что вы помните о нем? (Уроженец Рязанской губернии, крестьянский поэт, который удивлял современников тем, что выходил на природу с листком и карандашом, как художник с мольбертом, чтобы запечатлеть неповторимые, но легко узнаваемые строки, образы, темы…)

Какие произведения читали ранее?

Может быть, кто-то прочтет наизусть? Давайте послушаем!

Тема нашего урока «Мысли и чувства, рожденные стихотворением С.Есенина «Топи да болота…»

Цель: прочитаем стихотворение. Определим, каковы особенности этого поэтического текста; какие мысли и чувства автор передает нам, читателям?

Включается запись инструментальной пьесы Кенни Джи «Eternal light» (Вечный свет) (2,48 минуты). Эмоциональное прочтение стихотворения.

  1. Учитель: Что вы испытали, слушая стихотворение поэта?
  2. Каково настроение произведения?
  3. Что помогло это почувствовать?

Как бы вы назвали эту есенинскую зарисовку? Свой ответ аргументируйте.

Работа над идейно-художественным своеобразием произведения.

Учитель: Определите размер стиха. (Ямб.)

Почему, по-вашему, избран именно ямб?

Какой темп он рождает?

Две трети стихотворений русской поэзии написаны ямбом — самым популярным двусложным стихотворным размером. Он помогает авторам передать спокойствие и величавость запечатленных картин, создать размеренный, неторопливый ритм, а нам — подобрать необходимую правильную интонацию.

Какова композиция стихотворения? В нем всего 4 строфы! А какой смысл!

Какие картины вы увидели?

О каком времени года идет речь? Докажите это словами Есенина.

Я полюбил это время года в Таганроге. Обожал бродить в кленовой аллее возле вокзала, подбрасывая ногами яркие листья, слушать их шорох и тишину. А что значит осень для вас?

Какие краски в стихотворении? Приведите примеры.

Это любимые есенинские тона. Что они, по-вашему, символизируют? Какие ассоциации рождают?

Если бы вы иллюстрировали это произведение, какую палитру бы использовали? Аргументируйте свой выбор.

Сравнение художественных и словесных полотен.

Учитель: Сравните картину, запечатленную Сергеем Есениным, с картинами двух русских художников — Михаила Нестерова и Василия Поленова. Что роднит эти произведения искусства?

Какая из картин понравилась больше? Почему?

Какая из картин иллюстрирует произведения поэта лучше (ведь в искусстве нет и не может быть «двойников»!)? Объясните свой ответ.

  • Что сильнее в картине: горизонталь или вертикаль?
  • Какие краски использованы в полотнах?
  • Какое настроение рождают эти тона?
  • Как художники относятся к осени?
  • Работа над звуковой стороной произведения.

Учитель: Какими звуками наполнена эта картина? Найдите их в тексте.

Какое слово кажется вам необычным? (Вззвенивает.) Почему? Как вы его понимаете? Что помогает понять значение слова?

(Приставка «вз» со значением движения вверх, звук, который издает лес, уходит в небеса.)

Какой это звук?

Если бы вы озвучивали эту картину, какая бы пьеса у вас получилась? Охарактеризуйте ее.

  1. Работа над изобразительными средствами стихотворения.
  2. ЭПИТЕТЫ: синий плат, хвойная позолота, посвист ветряной, край забытый, край родной.
  3. Как вы понимаете эти выражения?

Из какого языка эти слова? Докажите это.

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: снится елям, слухают ракиты, лесные кудри.
  • Что изменилось бы в картине, убери Есенин из нее эти образы?
  • Какие ассоциации рождают «спящие ели», «лесные кудри»?

Объясните выражение «слухают ракиты». Что такое «ракита»? (Ива.)

  1. Для чего, по-вашему, использована просторечная форма «слухают»?
  2. МЕТАФОРЫ: плат небес.
  3. Почему небо как бы в платке?
  4. На что похоже есенинское небо?

Где чувствуется Русь острее? А в городе уместно «небо в платке»?

Читайте также:  Московский зоопарк - сообщение доклад

Какой образ вы, городские жители, использовали бы для неба?

Как же поэт относится к своей родине? Какие мысли и чувства передает с помощью этих изобразительных средств?

Работа над лексико-семантическим составом стихотворения.

Учитель: Мы узнали об образах в стихотворении. Давайте поработаем над лексическим значением некоторых слов. Объясните их значения:

  • Тенькает
  • Суховатый
  • Каково происхождение этих слов?

Каковы чувства поэта? Как он относится к русскому языку?

Выразительное чтение строфы.

Учитель: Перечитайте последнюю строфу стихотворения. Проинтонируйте так, чтобы стали ясны чувства Есенина.

  1. Что помогло вам понять настроение поэта?
  2. Что вы услышали в восклицании?
  3. Какую роль, по-вашему, играет эта строфа в композиции стихотворения?
  4. Какова же идея произведения?

Найдите сходства в эпиграфе и стихотворении. Отчего счастлив поэт? Какие мысли и чувства передает нам, читателям, всем своим творчеством? Как следует говорить о родине?

Домашнее задание (на выбор).

1. Если вам понравилось стихотворение С.Есенина, выучите его наизусть. Помните об интонации, ритме и мелодике стиха!

2. Сравните стихотворение «Топи да болота…» с другими стихотворениями автора. В чем сходство, а в чем различие этих произведений?

3. Передайте свои мысли, чувства в миниатюре о своем родном крае. Не забудьте про средства, делающие ваши работы красивыми и неповторимыми!

4. Передайте свои ощущения от любимого уголка природы в картине любого жанра. Помните о красках, которые передают отношение к родной стороне!

  • Подведение итогов урока.
  • Учитель: Что нового вы узнали на уроке сегодня?
  • Какие предложения, замечания вы хотели бы высказать?

Открылся ли для вас С.Есенин по-новому? Как именно?

Обозначьте основные темы его творчества.

Игорь АПОЛЬСКИЙ, учитель русского языка и литературы развиленской средней школы №9 Ростовской области

Сергей Есенин Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес.

Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной. Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота» Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа.

Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа.

Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования.

Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве.

Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей» .

Это — период спокойствия и умиротворения, когда… в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе. когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов.

Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства.

Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор.

Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Сергей Александрович Есенин

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой

Взвенивает лес.


Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится

Гомон косарей.


По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой

Пахнет от колес.


Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..


Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа.

Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве.

Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято.

«Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей»
.

Это — период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе
, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов.

Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства.

Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор.

Читайте также:  Краткое содержание привидения ибсена

Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Источник: https://slovarslov.ru/esenin-topi-da-bolota-osnovnaya-mysl-analiz-stihotvoreniya.html

помогите сделать анализ стиха Есенин "Топи да болота"

София Cat Знаток (385) 3 года назад С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России.

Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:Край ты мой забытый,Край ты мой родной!Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем.

Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной».

Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты».

Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес».

Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы родного края.Особую напевность этому поэтическому произведению придает используемый Есениным стихотворный размер: хорей, поэтому так и хочется пропеть отдельные строки и поделиться своей душевной радостью.

Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности чудесному русскому краю.(2 вариант)Именно в творчестве С. А. Есенина с такой силой звучит тема «малой» Родины, родной Рязани, села Константинова, подарившего нам «российского скандального пиита». Но для всех, кто любит стихи Сергея Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, – Русь.

Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотойВзвенивает лес.Русь Есенина сказочная, как на картинах Васнецова.

Перед нами как бы три пространства, три основных цвета, создающих фон описываемой картины: зеленый со всеми его оттенками, полутонами, от темно-зеленого до ярко-изумрудного – земля, трава, болота; освещенные солнцем ели под ветром «взвенивают» позолотой; над всем этим буйством зелени и золота синее небо, как платком покрывающее землю.

Представим себе эту женщину по имени Русь, одетую в темную юбку с вышитыми по подолу кустиками, веточками, лесными ягодами… Она принарядилась: кофта ее таинственно поблескивает. Голова покрыта ярким синим платом, так идущим к ее голубым глазам. Природа под волшебным прикосновением поэта оживает, встряхивает «лесными кудрями». Она еще не проснулась, только пробуждается на рассвете, но и во сне темным елям у луга снится гомон косарей.Человек и природа настолько тесно переплелись, что грань «природного» и «человеческого» неощутима: небо сравнивается с платком, ветви деревьев – с кудрями, колеса едущего по лугу обоза пахнут липой, из которой были сделаны.Все полно звуков и запахов: лес «взвенивает», синица «тенькает», косари во сне елей «гомонят», обоз тянется «со скрипом», ракиты прислушиваются к посвисту ветра. Способностью слышать, видеть не только явь, но и сны, переговариваться друг с другом, наделено в стихотворении Есенина все живое и неживое.Край ты мой забытый,Край ты мой родной!..

Родной – да, конечно, но забытый ли?

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Знаток (279) 6 лет назад Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды все живет и Дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов. В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес… При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус Свое состояние души поэт передает через картины природы. Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа венец их творения. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках. Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой. Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной.

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

Даниилка Коровин Ученик (158) 2 года назад Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды все живет и Дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов. В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес… При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус Свое состояние души поэт передает через картины природы. Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа венец их творения. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках. Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой. Слухают ракиты Посвист ветряной… Край ты мой забытый, Край ты мой родной.

Читайте также:  Баскетбол (история и правила) - сообщение доклад по физкультуре

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

Костя Макаров Ученик (148) 1 год назад Данное стихотворение состоит из 4х строф, 16 строк. Размер стихотворения — трехстопный хорей.Как и многие другие стихи Есенина, данное посвящено природе. Основной темой стихотворения является любовь Есенина к Родине, к своему краю, где он родился. Наиболее отчетливо это видно в последних двух строках. Есенин живописно рассказывает о природе, используя так любимые им приемы олицетворения и метафоры: «меж лесных кудрей», «посвист ветряной», «хвойной позолотой» , «синий плат небес», «темным елям снится». Есенин называл себя «последним поэтом деревни», и в этом стихотворении он употребляет простые выражения, порой давно забытые, но понятные каждому: «плат небес», «тенькает синица» , «гомон косарей», «слухают ракиты».

При чтении, перед читателем сначала встает картина болот и топей, но к середине и завершению стихотворения картинка меняется на более приятную : бескрайиние просторы, леса, луг, косари. Картина обычной летней жизни в одной из деревень, каких в России сотни тысяч, но так писать о своей Родине может далеко не каждый.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/89241800

Краткий анализ стихотворения Есенина «Топи да болота…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Топи да болота…» относится к раннему периоду есенинской лирики.

Оно было написано, когда поэт только переселился в Москву, а точнее – в первый год его жизни в столице, в 1914.

Стихотворение пронизано искренней любовью к родному краю. В нем мы видим характерное для раннего творчества Есенина идеализирование деревенских пейзажей и сельского уклада жизни в целом.

Произведение увидело свет в самом первом авторском сборнике Сергея Александровича «Радуница», который вышел в 1916 году.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к имажинизму, но так же в нем просматриваются нотки романтизма.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика, или стихи о природе.

5. Проблематика

В своем стихотворении автор просто делится с читателем тем искренним восхищением, которое он испытывает, наблюдая картины родного края.

Никаких проблем Есенин здесь не понимает.

6. Тематика

Тема произведения характерна для всего творчества Сергея Александровича – любовь к родине, искреннее любование простой русской природой.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы передать все свои светлые чувства, связанные с деревенскими пейзажами, описать их неповторимую, живую красоту.

8. Пафос

Это небольшое творение Есенина наполнено восхищением родными местами. В стихотворении поэт не просто воспевает природу, знакомую ему с детства, но даже идеализирует ее, описывает, как нечто живое и очень доброе, светлое.

9. Система образов

Как и многие есенинские произведения, анализируемое стихотворение построено на удивительных, живых образах русской природы.

Автор не просто описывает деревья, нет, он представляет их некими сказочными существами, способными все чувствовать и понимать. Они словно ждут мальчика Сергея, выросшего в этих местах и ушедшего когда-то покорять Москву, обратно. Недаром появляются щемящие душу строки «Край ты мой забытый. Край ты мой родной».

10. Центральные персонажи

Центральные пейзажи этого небольшого стихотворения – конечно, художественные образы русской природы.

Они словно живые, разумные существа, все понимающие. Автор не просто рисует картину лесов, а наполняет ее сказочностью, неким волшебством, которое особенно сближает его произведения с фольклором.

Есенинская природа живая, и она является полноценным персонажем произведений поэта.

11. Лирический герой

Лирический герой тут не слишком выражен, но он есть. Можно смело сказать, что это художественная проекция автора.

Поэт лично много раз наблюдал чудесные картины, описываемые в произведении, даже больше, – он вырос среди них. Это именно его, есенинский, забытый родной край.

12. Сюжет

Автор просто рисует пейзаж, хоть и оживляет его благодаря своему великому таланту. Как такового, сюжета тут нет.

13. Композиция

Про композицию можно сказать, что она простая, линейная, без особо выраженных точек действия.

Условно экспозицией и завязкой можно назвать первое четверостишие: автор вводит читателя в русский лес, дает краткие, но емкие описания.

Затем следует развитие действия: теньканье синицы, сон елей, движение обоза, слушание ракитами ветра. Все эти детали создают красочную картину деревенской жизни.

Наконец, кульминация и развязка – последние два стиха произведения. В них автор изливает всю свою тоску по покинутым родным местам и выражает искреннюю любовь к ним.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано простым, емким и очень живым языком.

Есенин не любил и практически нигде не использовал высокой лексики, и поэтому его произведения можно назвать народными в самом теплом и добром понимании этого слова. Они понятны как крестьянам, так и дворянам, наполняют душу любовью и учат видеть прекрасное в простых пейзажах русской природы.

Кроме того, Есенин использует народные слова, например, «тенькает», «слухают», а также вводит собственный окказионализм – «вззвенивает».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано излюбленным есенинским размером – трехстопным хореем, которым создано большинство произведение фольклора.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), много неточных рифм: болота – позолотой, скрипом – липой.

16. Средства художественной выразительности

Есенин – мастер метафор и эпитетов, но особенно он любил олицетворения. В стихотворении очень много этих средств художественной выразительности.

Например:

  • эпитеты («синий плат», «лесные кудри», «темные ели»),
  • метафоры («синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»),
  • олицетворения («лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной»).

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, с какой нежностью и любовью Есенин относился к родной деревне, как скучал по ней. Позже он увидит идеализированную жизнь с другой стороны, но раннее творчество наполнено именно такими чувствами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою малую родину и скучает, оказавшись далеко от нее. В этом плане произведение актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение своим образным, метафоричным языком и теми светлыми эмоциями, которыми оно наполнено.

20. Чему учит

Произведение учит особенно бережно и трепетно относиться к родным местам, уметь видеть в них красоту и воспринимать природу, как нечто живое и очень доброе.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-topi-da-bolota-po-planu/

Ссылка на основную публикацию