Анализ стихотворения высоцкого братские могилы

Слайд 1Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»

Слайд 2Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

1-ый этап урока: подготовка к восприятию нового материала
— слово учителя о Высоцком, его жизненном кредо
— словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды
— опережающее задание: «Я не люблю» чтение наизусть 2-ой этап урока: восприятие и осмысление материала по теме Словарная работа: интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение того или иного текста -примерный план анализа поэтического произведения — основные законы поэзии, опорная схема — анализ стихотворения «Братские могилы»

Слайд 3Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

3-ий этап урока
— обобщение проделанной работы
— «Братские могилы» в исполнении автора
— групповое творческое задание: определение пафоса стихотворения, его идеи, актуальности темы.
-рефлексия
— домашнее задание: сочинение «Мое открытие Высоцкого» Эпиграф к уроку: Носил он совесть близко к сердцу, Как носит свой осколок ветеран…

Слайд 4Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

Анализ помогает понять глубинный смысл стихотворения, заключенные в нем идеи, образы, чувства, и то, какими средствами они создаются. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию.

Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно.

Слайд 5Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

Поэтическая идея «путем зерна» прорастает из каждого слова. Сухие лингвистические факты развертываются в яркие картины и образы. Здесь важно взаимодействие элементов художественного текста. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная.

Слайд 6Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

Стихи Высоцкого вошли в нашу жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях, без разрешения сверху. И расположились они в самом надежном хранилище – в людской памяти.

Слайд 7Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

Высоцкий был одним из лидеров становления такого типа сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии во множественности взглядов на жизнь.

В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни.

Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого.

Слайд 8Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

В чем секрет его популярности? В яркой гражданственности. Гражданственность – это человеческая сущность поэта, проникновение в самую суть времени. Это не просто отклик на какое-то событие, а поступок.

Слайд 9Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

Он затронул важные и больные моменты нашей истории: рассказал о войне, о летчиках-асах и солдатах штрафных батальонов, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, об обывателях и йогах, но главным героем его произведений была правда. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой.

Слайд 10Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилыОписание слайда:

В чем кредо Высоцкого? Об этом он говорил в своих стихах. «Я НЕ ЛЮБЛЮ» – одно из таких стихотворений., которое мы послушаем.

Слайд 11Описание слайда:

Одно из самых известных стихотворений Высоцкого «Братские могилы» было написано в 1964 году. Этой песней он чаще всего начинал свои публичные выступления

Слайд 12Описание слайда:

Сегодня мы будем читать это стихотворение, но не просто читать, а попытаемся с помощью анализа раскрыть его смысл, то есть займемся интерпретацией. Работаем по примерному плану анализа поэтического текста

Слайд 13Описание слайда:

1. Внетекстовые связи ( эпоха, факты биографии, время и место написания, обстоятельства жизни 2. Композиция – построение произведения В стихотворении 4 катрена.

Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии. В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство.

Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий.

Слайд 14Описание слайда:

3. Ритм и интонация.
В интонировании свой закон, он вписан в текст особой записью стихотворной речи. Ритм создает характер речи, придает выразительность. Начинают звучать звуковые повторы, насыщенные поэтическим смыслом.

Становятся значимыми и количество слогов в строке, и порядок ударения. Ритмика соединяется со смыслом. Стихотворение написано амфибрахием, что придает ему торжественность и строгость.( амфибрахием написан гимн Росии) 4. Размышление над словом.

Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью.

Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл.

Слайд 15Описание слайда:

5. Пафос
6. Идея
7. – актуальность тематики – все это вместе дает полное толкование стихотворного произведения Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества.

Слайд 16Описание слайда:

Представим стихотворение в виде пирамиды: основание , фундамент – это душа и чувства поэта, кирпичами будут лаконизм, ритмика, звукопись, образность, а вот связующим раствором будут гражданственность и философичность

Слайд 17Описание слайда:

1- катрен.
Строгие , чеканные строки( в каждой строке – глагол, фонетически точная рифма) создают эмоциональную взволнованность, сопереживание. Картина окружающей реальности, нарисованная в строфе, говорит о чувствах автора, о его осознании величия подвига наших солдат.

Нет адресов у этих могил, а боль утраты настолько велика и горька, что можно только скорбно молчать у Вечного огня. Нет крестов на этих могилах – тут требуется особый памятник.

( вечный огонь – символ) Цветы к этому памятнику от тех, в ком жива память ( неопределенно-личные предложения)

Слайд 18Описание слайда:

2-ой катрен
В первой строке – реальная картина страшных сражений. Точная метафора передает весь накал боев. А в следующей строке – противопоставление.( глаголы в 1 строке, во 2 – их нет) Ревущий грохот сменяет покой гранитных плит., под которыми спят вечным сном известные и безымянные защитники Отечества

Слайд 19Описание слайда:

В третьей и четвертой строке идет смысловая перекличка : одна судьба – все судьбы как одна. Все объединены общей бедой, общей судьбой. Это подчеркнуто и моноритмом. Отметим аллитерацию и ассонанс, создающие звуковое оформление строфы.

Слайд 20Описание слайда:

3 строфа – это целый звукосмысловой комплекс. Здесь с помощью анафоры выдвигается слово горящий. Это слово — путь к созданию ключевого образа. Роль анафоры экспрессивная и ритмообразующая. Также анафора придает строфе смысловую целостность, в результате возникает единый смысловой образ – образ символический.

Слайд 21Описание слайда:

В Вечном огне отблески огня горящих русских хат, за которые с горящим от праведного гнева и любви сердцем солдат погибал в горящем танке. В этом огне и зарево поверженного рейхстага. Характерная для Высоцкого звукопись с помощью аллитераций и ассонансов создает почти осязаемые ощущения.

Слайд 22Описание слайда:

Сила ассоциативных сцеплений увеличивает глубину произведения. Ярче всего пылает огонь горящего солдатского сердца, великого сердца солдата-защитника. ( соотнесение с сердцем Данко)

Слайд 23Описание слайда:

Не может такое сердце погаснуть бесследно! Его отблески в том особенном памятнике, к которому несут цветы. Горит Вечный огонь. Но разве от этого легче? Заключительная строка стихотворного произведения – это последний аккорд, несущий смысловую нагрузку.

Слайд 24Описание слайда:

Сама форма вопроса – одна из сильных позиций в тексте.
Вопрос поставлен так, что ответ нам ясен. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием., то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом

Слайд 25Описание слайда:

Задумаемся над этим вопросом! Долг памяти выполнен, но долг совести, голос сердца не дает нам покоя. Они ушли молодыми, сгорели в чудовищном пламени войны, мы потеряли миллионы жизней! И не забыть их, и не вернуть, и не предать их памяти…

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/analiz_i_interpretaciya_poeticheskogo_teksta_vladimir_vysockij_bratskie_mogily

Анализ стихотворения высоцкого братские могилы. Анализ и интерпретация поэтического текста владимир высоцкий «братские могилы» — презентация

Ответ оставил Гость

Стихотворение «На братских могилах» В.С.Высоцкий написал в 1965 году. Многие фронтовики считали, что он воевал, но поэт — человек послевоенной эпохи. Но он действительно пишет о войне так, как будто сам прошел фронтовыми дорогами.В стихотворении всего четыре строфы, сюжет как таковой отсутствует.

Но сила строчек в другом, она в чувствах поэта, которые он передает нам, читателям. В стихотворении использована кольцевая композиция, Высоцкий дважды акцентирует внимание на строчке «На братских могилах не ставят крестов…», начиная с неё стихотворении и практически завершая (она предпоследняя в четвертом катрене).

Символичен образ Вечного огня, в котором находит отражение и вспыхнувший танк, и горящие русские хаты, и горящий Смоленск, и горящий рейхстаг, и горящее сердце солдата. Усиливает звучание стихотворения анафорический повтор слова «горящий». А под гранитными плитами спят беспробудным сном наши солдаты, отдавшие жизнь за свою Родину.

И заканчивает поэт стихотворение риторическим вопросом «Но разве от этого легче?!». Да, нет здесь крестов, нет заплаканных вдов.

И звучит стихотворение как напоминание о той страшной войне, которая забрала миллионы жизней русских людей.

Высоцкий называл «Братские могилы» песней со счастливой судьбой, так как она получила долгую жизнь.
«Братские могилы» была на пластинке, в кино, в театре, и, казалось бы, все уже отыграно, отработано, а я ею всегда начинаю концерты, почти каждое выступление. Так что песня живет»,
— говорил он.

Сам Высоцкий всегда называл «Братские могилы» своей первой военной песней. Впервые она была исполнена в 1963 году на дне рождения отца Высоцкого — Семёна Владимировича — полковника и почётного гражданина городов Кладно и Праги.

Поначалу Высоцкий предлагал песню для спектакля Театра на Таганке «Павшие и живые», в котором играл. Она прекрасно подходила для эпизода, когда прямо на сцене зажигался Вечный Огонь, но по каким-то соображениям в спектакль так и не вошла.

Зато попала в к/ф «Я родом из детства», снятый в 1966 году на студии «Беларусьфильм» режиссёром Виктором Туровым, где Высоцкий сыграл роль танкиста Володи. Кстати, первоначально песни в фильм не планировались.

В. Высоцкий: «Беларусьфильм», пожалуй, единственная студия, где так бережно используются песни в фильмах всегда. Виктор Туров, другие ребята, которые работают здесь, находят возможность и место для этих песен, чтобы они были на равных с изображением».

Правда, «Братские могилы» в фильме прозвучали не в авторском исполнении. Жена режиссёра — Светлана Турова — вспоминала, что было много споров по поводу того, кто должен исполнять песню.

И чтобы не было проблем с согласованием фильма (имя Высоцкого уже тогда было одиозным), решили, что песню должен исполнять Марк Бернес. Воспоминания же жены Бернеса — Лилии Михайловны — рисуют немного другую картину.

Высоцкий пришёл к знаменитому исполнителю «Тёмной ночи» и предложил ему на выбор несколько песен. Бернес остановился на «Братских могилах», но с одним условием — он изменит звучание этой песни под себя. Марк Наумович мотивировал своё условие так: «Володя, мне нужна мелодия, без этого я петь не могу».

И, действительно, в фильме эта песня прозвучала несколько иначе — более мягко и душевно. Высоцкий, разумеется, не возражал, а после смерти Бернеса нередко посвящал «Братские могилы» его памяти.

Читайте также:  Душечка - краткое содержание рассказа чехова

В. Высоцкий:«Я с ним был знаком, в конце жизни дружил с ним, и он пел эту песню и на концертах потом. А нам нужен был голос, который бы звучал после войны сразу. И во время войны. Чтоб было такое узнавание голоса.

И вот во время сцены, когда женщины с заплаканными глазами подходят к стене, которая вся выщерблена пулями и снарядами, и кладут к могиле неизвестных солдат кто цветы, кто зелень, в это время Марк Бернес поёт эту самую песню… И вот после этого фильма мы получали много писем.

И даже было одно письмо от женщины, на глазах которой в 42-м году расстреляли двух её сыновей. Она лишилась памяти. В течение многих-многих лет всё силилась вспомнить, где же это было. И вот она нам написала письмо, что когда зазвучала песня «Братские могилы», то она вспомнила это место, где случилась эта трагедия. А этого места не было.

Мы его сами построили. Вы понимаете? Но было такое сильное воздействие на неё вот этой вот сцены: сочетание музыки, текста и изображения вместе, что она подумала, что вот это было здесь на самом деле».

Как бы там ни было, песни из к/ф «Я родом из детства» стали первым «официальным» признанием Высоцкого, как автора-исполнителя.

В этом качестве его имя было указано в титрах, а 21 августа 1966 года «Братские могилы» в исполнении Бернеса прозвучали по радио.

В 1967 году текст песни был напечатан в журнале «Новые фильмы», став первой публикацией Высоцкого в прессе, а сама песня выходила на пластинках-миньонах в 1972 и 1979 годах.

Весь стих пронизан идеей патриотизма.

В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен.

В следующих строках автор подчеркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем – герой. Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением.

В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев.

(1

Источник: https://maratakm.ru/shopping-for-children/analiz-stihotvoreniya-vysockogo-bratskie-mogily-analiz-i-interpretaciya.html

Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением “Братские могилы”, которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта.

Композиция произведения

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая. Такой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического произведения

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте присутствуют многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют неповторимый поэтический мир произведения.

Детальный разбор катренов

1 катрен

Строки первого катрена очень лаконичные, строгие, четкие. Почти в каждой строчке присутствует глагол (ставят, рыдают, приносят, зажигают), с помощью которого образуется фонетически правильная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-личные.

Это подчеркивает масштабность произошедшей трагедии – братские могилы, солдаты без имен, общая боль утраты, общая скорбь.

Также с помощью этого приема подчеркивается особенность места – нет крестов, нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь, здесь не плачут, так как боль утраты так велика, что можно только молча скорбеть, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

2 катрен

С помощью метафоры (“земля вставала на дыбы”) автор пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий.

Также здесь есть противопоставление (фонетически достигается с помощью “игры” глаголов – в одной строке он есть, а в другой нет). Сначала шум и грохот, а потом тишина могильных плит.

В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, подчеркнутая моноритмом – разные судьбы сливаются в одну. Также в двух последних строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

3 катрен

В третьем катерне на передний план выдвигается слово “горящий”. С помощью этого слова создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

4 катрен

В последнем катрене важно обратить внимание на вопрос. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Понимаешь, что солдаты ушли молодыми, сгорели в пламени войны, но предать их память невозможно…

Анализ стихотворения Братские могилы по плану

Источник: https://rusochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-vysockogo-bratskie-mogily/

Оценка В. Высоцким своей современности через военную тему в стихотворении «Братские могилы»

Мы рассматриваем «Братские могилы» [1] впервые в свете концепции методологии и методики комплексного анализа 4-уровневой системы содержания и формы художественного произведения [2].

Цель – системно раскрыть тему на всех четырех этапах анализа тестов (здесь и далее курсив наш. – А.К.)

Первый этап связан с обращением к словарному значению заглавия стихотворений. «Братская могила (братское кладбище) – общая могила (общее кладбище) погибших в бою, во время бедствия и т.п.» [3]. «Штрафной – 3.

Предназначенный для военнослужащих, наказанных за нарушение дисциплины или за уголовное преступление (о специальном воинском формировании). Ш-ая часть, рота. Ш. батальон.» [3, 1506]. «Батальон 1.

 Войсковое подразделение из нескольких рот и специализированных взводов (обычно входящее в состав полка или бригады» [3, 61]. Читательский знаковый смысл названия заключается в чувстве вины, объясняемой сожалением о прерванной нити жизни.

 Конфликт вины и благодарности за представленную возможность жить составляет суть фабулы стихотворения «Братские могилы». Контекстуальный антоним к заглавию («Братские могилы» – «персональная судьба») указывает на нереалистический метод изображения в связи с непреодолимой контрастностью их смыслов. Функция завершающих текст

«Братских могил» вопросительного и восклицательного знаков обозначить лирико-философскую интонацию произведения о социально-психологическом переживании лирического героя, которое адекватно чувствам автора и читателя согласно значению восклицания – выхода наружу затаенных мыслей и чувств.

 Философский аспект исходит из роли вопросительного знака с его дискуссионной направленностью в контексте «Братских могил». Эта совокупность лирико-философского и социальнопсихологического переживания лирического героя определяет лирико-философскую и социально-психологическую жанровую разновидность стихотворения В.

Высоцкого, нашедшую отражение на первом этапе анализа, как и фабула с характером изображения.

Второй этап.

 Лирика – это выражение сиюминутных переживаний, поэтому завязка стихотворения (верхняя граница хронотопа настоящего времени) совпадает с началом текста по 3-ему из восьми критериев (связи названия с последними переживаниями лирического героя, близкими по времени к нам, читателям) [2, 12].

 Нас хронотоп [4] интересует в аспекте настоящего времени, как отражение современных барду проблем. Несмотря на отсутствие экспозиции жанровая форма «Братских могил» – малая, т.к.

в произведении лирического рода она соотносится с такими параметрами, как количество смысловых частей и кульминаций (проблем, или фокусов – Ф). нижняя граница (развязка, или активный центр – АЦ) хронотопа настоящего времени – заключительная строфа.

В изучаемом стихотворении согласно функции сквозных букв (Т – в первых трех строфах, Р – в развязке) только 2 смысловые части (СЧ): кульминация из 3 строф и развязка. В пределах этих границ проявляется объектная тема (ОТ), или конфликт личности (современника поэта) и современной ему эпохи.

Автор через обращение к лирико-философской теме братских могил заостряет конфликт современности – реанимирование классицистского требования подчинения личности интересам государства (политики партии и правительства), т.е. коллективному. Тогда как лирического героя В. Высоцкого волнует «персональная судьба». Отсюда изоморфизм первого и второго этапов анализа по жанровой разновидности и нереалистическому характеру изображения. Содержание и тип ОТ изучим на третьем этапе в связи с развязкой (активным центром, или последним мигом хронотопа настоящего времени).

Третий этап. АЦ выражен заключительной четвертой строфой стихотворения «Братские могилы» В. Высоцкого.

У Братских могил нет заплаканных вдов – р-1

Сюда ходят люди покрепче, р-1

На Братских могилах не ставят крестов… р-2

Но разве от этого легче?! р-1

Он отграничен от предыдущей смысловой части темой безысходности. Нет ответа – лишь выход затаенного переживания, воспринимаемого как кощунство. Так же самостоятельность АЦ подтверждается графическим анализом (буквой «р», присущей лишь развязке).

В АЦ приметы доминирующего лирического рода прослеживаются в переживаниях лирического героя («братские могилы», «заплаканные вдовы», «не ставят кресты», «люди покрепче», «но разве от этого легче?!») и в приеме повтора (братские могилы – 2) с символом беспокойства цифры 2 [2, 53].

 Эпический наблюдается в повествовании о том, что не может быть у братских могил с неизвестными погибшими и погребенными конкретных «заплаканных вдов», а приходят «люди покрепче», чтобы так почтить память своих пропавших без вести однополчан; о безысходности трагической судьбы остаться неизвестным («Но когда-то, но когда-то кто-то в мире помнил имя Неизвестного солдата! Ведь еще до самой смерти он имел друзей немало. Ведь еще живет на свете очень старенькая мама. А еще была невеста. Где она теперь – невеста?.. Умирал солдат – известным. Умер – Неизвестным.») [5]. Черты драматического рода сказываются в «событии самого рассказывания» [4, 403] и в острых драматических переживаниях лирического героя. Исходя из анализа АЦ, наблюдаем малую лирическую жанровую форму: по объему – 2 предложения; по количеству героев – 3 (1 персонаж, вдовы и люди покрепче); по количеству ситуаций – 2. Тип начальной синтагмы (ТНС) АЦ («У братских могил…») социально-философский и лирико-психологический. Завершение АЦ вопросительным знаком, а также в силу роли хронотопа места (где?) определяет философский аспект оценки изображаемого. Восклицательный знак (лирический аспект) в сочетании с вопросительным передает момент дискуссионности, т.е. социально-психологический конфликт: несогласие автора, читателя и лирического героя со сложившейся ситуацией невозможности оплакивать близкого человека у креста. Это непередаваемое чувство горя: жить и помнить любимых, близких, родных людей, не знать точное место захоронения, от неизвестности судьбы близких сердцу людей и неугасимой надежды на ошибку и возможную встречу. Но горя не меньше от осознания безымянности погребенных в одной могиле. В последнем предложении АЦ («На Братских могилах не ставят крестов…Но разве от этого легче?!») есть ключевая пара реальных знаков («Братские могилы» – «кресты»), раскрывающих социально-философский и лирико-психологический безысходности и надежды, что установят личности погибших («Пусть не все герои, – те, кто погибли, – павшим вечная слава! Вечная слава!!»), адекватных по смыслу авторским реальным деталям в содержании развязки («нет заплаканных вдов» – «ходят люди покрепче»). Потенциальный смысл (ПС) – в чувстве безысходности. Таковы содержание и тип ОТ. Подтверждается ПС (безысходность) и графическим символом беспокойства и тревоги цифры 2 в приеме повтора: лирического героя тревожат противоречивые чувства. А функция цифры 1 в сквозной букве Р указывает на начало (новизну) затронутой В. Высоцким темы братских могил и их противоречивого восприятия. Прием реминисценции (скрытой связи с поэмой «Реквием» Р. Рождественского, написанной в 1962 году и которую мы цитируем), трансформируется в стихотворении В. Высоцкого в прием интертекстуальности (творческого диалога и спора): доминирующее возвышенное чувство, разлитое в поэме, обретает черты трагической безысходности в «Братских могилах» (создано в 1963, отредактировано в 1965 году). Цифра 1 передает саму суть стихотворения В.Высоцкого: это изначальная, первозданная борьба жизни и смерти, добра и зла, памяти и забвения. И беспокойство из-за отсутствия крестов над могилами спасителей. Человек приходит в мир один и уходит один в свой смертный час несмотря на одновременность гибели многих. Братские могилы нарушают этот закон природы, порождая начало сомнений в справедливости Суда Человеческого над теми, кто подарил нам ценою своих жизней возможность появиться на свет и жить под мирным небом. Каждый человек рождается со своей неповторимой жизненной стезей, потому недопустимо нивелирование его судьбы ни при жизни, ни после смерти. Поскольку в АЦ есть авторские антонимы (знаки и детали), то это признак отсутствия подтекста, т.е. «порядка» [6]. Потому первичное читательское восприятие (ПЧВ) адекватно ПС (безысходности): мы согласны с мыслью лирического героя о том, что нет ничего страшнее последствий войны и возвышеннее смерти во имя жизни человечества и мира на Земле! И слишком высока цена и тяжко бремя потери! Представленное В. Высоцким трагическое размышление о современной ему проблеме коллективного и личного при отсутствии подтекста, роли вопросительного и восклицательного знаков определяет жанр элегии «Братских могил». Экспрессия чувств лирического героя, проявившаяся в заключительных знаках делает изображение развязки «Братских могил» экспрессионистским по методу, что диктуется и функцией лексики и приема повтора. Размышление о проблеме безысходной борьбы личного и общественного, о смерти обусловливают черты экзистенциалистского воссоздания современника и современности в этом тексте. Неразрешимый конфликт 60-х годов прошлого века сродни признаку метода романтизма.

  • На четвертом этапе в результате обратного движения от АЦ «Братских могил» анализируем кульминацию (фокус, или проблему), состоящую из 3 начальных строф с темой скорби:
  • На Братских могилах не ставят крестов, т-4
  • И вдовы на них не рыдают, т-1
  • К ним кто-то приносит букеты цветов, т-5
  • И Вечный огонь зажигают. т-1
  • Здесь раньше – вставала земля на дыбы, т-1
  • А нынче – гранитные плиты. т-2
  • Здесь нет ни одной персональной судьбы – т-1
  • Все судьбы в единую слиты. т-1
  • А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, т-1 Горящие русские хаты, т-1
  • Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, т-1
  • Горящее сердце солдата. т-1

Смысловую и тематическую самостоятельность Ф (скорби) подкрепляет графический анализ: буква Т. Приступая к анализу кульминации, раскроем его родовые признаки.

Экспрессивная лексика («братские могилы», «кресты», «вдовы», «рыдают», «букеты цветов», «Вечный огонь», «дыбы», «персональная судьба», «вспыхнувший танк», «горящие русские хаты», «горящий Смоленск», «горящий рейхстаг», «горящее сердце солдата») и прием повтора (вечный огонь – 2, горящий – 4, на – 3, не – 2, и – 3, а – 2, в -2, здесь – 2) с преимуществом символа беспокойства и тревоги цифры 2 – приметы лирического рода. Повествование лирического героя об отсутствии крестов на Братских могилах, у которых не видно рыдающих вдовы, кроме цветов и Вечного огня – знаков благодарной людской памяти; о братских могилах с гранитными плитами, на которых нет имен («персональной судьбы»); об ассоциации Вечного огня как с неповторимой отдельной («горящим танком», «горящим сердцем солдата»), так и коллективной судьбой нации («горящие русские хаты», «горящий Смоленск», «горящий рейхстаг») – черты эпического рода. Признаки драматического рода – в изображении переживаний лирического героя на наших глазах как «события самого рассказывания». Наблюдаем малую жанровую форму: по объему – 3 строфы из 4 предложений; по количеству ситуаций – 3; по количеству героев – 4: лирический герой, вдовы, кто-то, приносящий цветы, зажигающие Вечный огонь. Тип начальной синтагмы Ф («На Братских могилах…»), как и двух других его строф – философский и социально-психологический ввиду функции хронотопа места (где?), которое будит психологически неоднозначное размышление лирического героя. В последнем предложении (3-я строфа) нет авторских антонимов, и его читательский потенциальный смысл – в чувстве скорби. Это беспокойное и противоречивое чувство, основанное на приеме аллюзии с легендой о горящем сердце Данко, вырвавшем его из груди для освещения пути соплеменникам в темном лесу. Этот прием преобразуется В. Высоцким в прием интертекстуальности: солдат проложил своим горящим сердцем путь целым народам, освободив от коричневой чумы фашизма («горящий рейхстаг»). В этом заключается роль символа начала доминирующей цифры 1 в сквозной букве Т в кульминации «Братских могил». В содержании кульминации также нет антонимов автора, указывая на «хаос», закономерно связанный с «порядком» в развязке (АЦ) и обусловливающий соответствие «Братских могил» В. Высоцкого критерию художественности в плане жанра элегии, в силу своего доверия к читателю не имеющего междустрочного смысла. Потому жанровая разновидность кульминации (проблемы, или фокуса) изучаемого текста В. Высоцкого определяется философским и социально-психологическим типом оценки автора изображаемого конфликта скорби и гнева. Следует отметить преобладание экзистенциального отражения темы войны в кульминации «Братских могил», как и черты экспрессионизма, продиктованного трагическим окрасом лексики и преимуществом символики беспокойства и тревоги в приеме повтора. Неоднозначность и противоречивость восприятия «братских могил» и «персональной судьбы» – показатель постмодернистского метода. Реализм В. Высоцкого в воссоздании конфликта современности заключается в усиливающемся давлении государства на инакомыслящих вопреки ожиданию общества после разоблачения культа личности. Отсюда заострение внимания в стихотворении к «персональной судьбе». «Следы» объектной темы (безысходность и надежда) проявляются в кульминации (скорбь и гнев) стихотворения. Так, безысходность создавшейся ситуации попрания «персональной судьбы» погибших ради Отечества вызывает скорбь (герои имеют, в основном, лишь братские могилы – без крестов, без надгробий, без имен и дат) и одновременно подспудное чувство гнева (а тысячи по сей день считаются пропавшими без вести, т.е. не имеют мест захоронения в родной земле!)но не смирение с безымянностью солдата, освободившего «пол-Европы», «пол-Земли», что порождает свет надежды.

Рассмотрим прогностическую функцию потенциального смысла (ПС) Ф – скорби: 1) им определяется предмет дальнейшего изображения переживаний – это скорбь лирического героя как по братским могилам, так и по попранию «персональной судьбы», поскольку эти захоронения – символ незыблемости гнетущей лирического героя безымянности, неизвестности каждого из погибших; 2) ПС Ф (скорбь) адекватен знаковому смыслу названия (вина), что указывает на отсутствие подтекста в стихотворении В. Высоцкого «Братские могилы», изоморфное нашему наблюдению «порядка» в АЦ; 3) скорбь – естественное чувство человека (антропологический мировоззренческий принцип эстетического идеала барда), которому противостоит разум (просветительский принцип – вина). Это является основой романтического содержания эстетического идеала [7] В. Высоцкого в процессе создания «Братских могил»;

4) предмет изображения подтверждает верность места выделенной нами верхней границы (завязки) хронотопа настоящего времени; 5) отсутствие подтекста указывает на суть жанра элегии «Братских могил»; 6) тема войны изображается В. Высоцким в кульминации методами экзистенциализма, экспрессионизма, постмодернизма и реализма.

Итак, в элегии «Братские могилы» В. Высоцкого очевидно превалирование философской и социально-психологической оценки с лирическими элементами раскрытия темы войны, связанной с размышлением о проблеме современника и современности 60-х годов прошедшего века.

Отмечаем и роль следов приема аллюзии и реминисценции, что позволяет поэту и барду через тему войны обратиться к болевым точкам своего времени на основе творческой дискуссии (интертекстуальность) с М. Горьким и Р. Рождественским. С задачей отражения конфликта личности и среды связаны черты экспрессионизма, экзистенциализма, романтизма, постмодернизма и реализма.

Следует подчеркнуть соответствие «Братских могил» В. Высоцкого критерию художественности по жанру и жанровой разновидности.

Литература

  1. Высоцкий В. Братские могилы// https://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/stihi/stihi-all.htm
  2. Кулумбетова А.Е., Джунисова А.А., Садуакас Г.К., Мырзабекова А.К. Система содержания и формы лирического, эпического и драматического художественного текста. Учебное пособие. – Алматы: Искандер, 2008. – 178 с.
  3. Большой толковый словарь русского языка/Автор и рук. проекта, гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «НОРИНТ», 2000. – 1536 с. – С. 95, 1506, 61.
  4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М.: ХЛ, 1975. – 594 с. – С. 234-236, 403.
  5. Рождественский Р. Реквием/ https://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx
  6. Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок и беспорядок//Время, хаос, порядок. К решению парадокса времени. – М.Прогресс, 1994. – 266 с. – С. 55, 57.
  7. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. – Казань: КГУ, 1970. – 212 с. – С. 20-107.

Фамилия автора: Кулумбетова А.Е.

Источник: https://articlekz.com/article/23507

Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ» — презентация

  • 1 Анализ и интерпретация поэтического текста Владимир Высоцкий «БРАТСКИЕ МОГИЛЫ»
  • 2 1-ый этап урока: подготовка к восприятию нового материала — слово учителя о Высоцком, его жизненном кредо — словарная работа: кредо – твердые убеждения, взгляды — опережающее задание: «Я не люблю» чтение наизусть 2-ой этап урока: восприятие и осмысление материала по теме — Словарная работа: интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение того или иного текста — -примерный план анализа поэтического произведения — — основные законы поэзии, опорная схема — — анализ стихотворения «Братские могилы»
  • 3 3-ий этап урока — обобщение проделанной работы — «Братские могилы» в исполнении автора — групповое творческое задание: определение пафоса стихотворения, его идеи, актуальности темы. -рефлексия — домашнее задание: сочинение «Мое открытие Высоцкого» Эпиграф к уроку: Эпиграф к уроку: Носил он совесть близко к сердцу, Как носит свой осколок ветеран…

4 Анализ помогает понять глубинный смысл стихотворения, заключенные в нем идеи, образы, чувства, и то, какими средствами они создаются. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно. В художественном тексте каждое слово, каждый знак несет информацию. Эта информация может быть второстепенной и даже третьестепенной, но помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей исключается самим понятием искусства. В художественном тексте все закономерно.

5 Поэтическая идея «путем зерна» прорастает из каждого слова. Сухие лингвистические факты развертываются в яркие картины и образы. Здесь важно взаимодействие элементов художественного текста. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста.

Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально. Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная. Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста. Он продолжает нести ту информацию, которая была заложена первоначально.

Значение слов, их стилистическая окраска – величина постоянная.

6 Стихи Высоцкого вошли в нашу жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях, без разрешения сверху. И расположились они в самом надежном хранилище – в людской памяти.

7 Высоцкий был одним из лидеров становления такого типа сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии во множественности взглядов на жизнь. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни.

Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого. В его стихах реальная многоголосица нашей очень пестрой и очень разной жизни, близость к этой реальной жизни. Способность понимать чужие взгляды, новая глубина социального видения – вот что такое феномен Высоцкого.

8 В чем секрет его популярности? В яркой гражданственности. Гражданственность – это человеческая сущность поэта, проникновение в самую суть времени. Это не просто отклик на какое-то событие, а поступок.

9 Он затронул важные и больные моменты нашей истории: рассказал о войне, о летчиках-асах и солдатах штрафных батальонов, о трудном послевоенном времени, о стройках и космонавтах, об обывателях и йогах, но главным героем его произведений была правда. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой. Правда о самом себе, о современниках, о нашей истории. Стихи Высоцкого поражают убедительной честностью и умной простотой.

10 В чем кредо Высоцкого? Об этом он говорил в своих стихах. «Я НЕ ЛЮБЛЮ» – одно из таких стихотворений., которое мы послушаем.

11 Одно из самых известных стихотворений Высоцкого «Братские могилы» было написано в 1964 году. Этой песней он чаще всего начинал свои публичные выступления

12 Сегодня мы будем читать это стихотворение, но не просто читать, а попытаемся с помощью анализа раскрыть его смысл, то есть займемся интерпретацией. Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста Работаем по примерном у плану анализа поэтическо го текста

13 1. Внетекстовые связи ( эпоха, факты биографии, время и место написания, обстоятельства жизни 2. Композиция – построение произведения 2. Композиция – построение произведения В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии.

В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий. В стихотворении 4 катрена. Катрен – самая распространенная форма строфы в поэзии.

В конце произведения повторяются начальные строки, значит, композиция кольцевая, которая сужает и концентрирует смысловое пространство. Сюжет отсутствует, на первом плане чувства поэта, его оценка событий.

14 3. Ритм и интонация. В интонировании свой закон, он вписан в текст особой записью стихотворной речи. Ритм создает характер речи, придает выразительность. Начинают звучать звуковые повторы, насыщенные поэтическим смыслом. Становятся значимыми и количество слогов в строке, и порядок ударения. Ритмика соединяется со смыслом.

Стихотворение написано амфибрахием, что придает ему торжественность и строгость.( амфибрахием написан гимн России) 4. Размышление над словом. 4. Размышление над словом. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью.

Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл. Каждое слово, каждый изобразительный прием имеют значение для раскрытия смысла стихотворения. Находим идиоглоссы, обладающие смысловой многогранностью.

Вступая во взаимодействие друг с другом, они устанавливают ассоциативные связи и образуют поэтический мир стихотворения. Это доминанты, концентрирующие в себе идейно-эстетический смысл.

15 5. Пафос 6. Идея 7. – актуальность тематики – все это вместе дает полное толкование стихотворного произведения Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества. Изобразим схематично основные законы поэзии, которые возводят произведение к вершинам поэтического творчества.

16 Представим стихотворение в виде пирамиды: основание, фундамент – это душа и чувства поэта, кирпичами будут лаконизм, ритмика, звукопись, образность, а вот связующим раствором будут гражданственность и философичность

17 1- катрен. Строгие, чеканные строки( в каждой строке – глагол, фонетически точная рифма) создают эмоциональную взволнованность, сопереживание. Картина окружающей реальности, нарисованная в строфе, говорит о чувствах автора, о его осознании величия подвига наших солдат.

Нет адресов у этих могил, а боль утраты настолько велика и горька, что можно только скорбно молчать у Вечного огня. Нет крестов на этих могилах – тут требуется особый памятник.

( вечный огонь – символ) Цветы к этому памятнику от тех, в ком жива память ( неопределенно-личные предложения)

18 2-ой катрен В первой строке – реальная картина страшных сражений. Точная метафора передает весь накал боев. А в следующей строке – противопоставление.( глаголы в 1 строке, во 2 – их нет) Ревущий грохот сменяет покой гранитных плит., под которыми спят вечным сном известные и безымянные защитники Отечества

19 В третьей и четвертой строке идет смысловая перекличка : одна судьба – все судьбы как одна. Все объединены общей бедой, общей судьбой. Это подчеркнуто и моно ритмом. Отметим аллитерацию и ассонанс, создающие звуковое оформление строфы.

20 3 строфа – это целый звукосмысловой комплекс. Здесь с помощью анафоры выдвигается слово горящий. Это слово — путь к созданию ключевого образа. Роль анафоры экспрессивная и ритмообразующая. Также анафора придает строфе смысловую целостность, в результате возникает единый смысловой образ – образ символический.

21 В Вечном огне отблески огня горящих русских хат, за которые с горящим от праведного гнева и любви сердцем солдат погибал в горящем танке. В этом огне и зарево поверженного рейхстага. Характерная для Высоцкого звукопись с помощью аллитераций и ассонансов создает почти осязаемые ощущения.

22 Сила ассоциативных сцеплений увеличивает глубину произведения. Ярче всего пылает огонь горящего солдатского сердца, великого сердца солдата-защитника. ( соотнесение с сердцем Данко)

23 Не может такое сердце погаснуть бесследно! Его отблески в том особенном памятнике, к которому несут цветы. Горит Вечный огонь. Но разве от этого легче? Заключительная строка стихотворного произведения – это последний аккорд, несущий смысловую нагрузку.

24 Сама форма вопроса – одна из сильных позиций в тексте. Вопрос поставлен так, что ответ нам ясен. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием., то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом

25 Задумаемся над этим вопросом! Долг памяти выполнен, но долг совести, голос сердца не дает нам покоя. Они ушли молодыми, сгорели в чудовищном пламени войны, мы потеряли миллионы жизней! И не забыть их, и не вернуть, и не предать их памяти…

Источник: https://www.myshared.ru/slide/1222864/

Братские могилы – Владимир Высоцкий

Своей дебютной песней военного цикла Владимир Семенович Высоцкий называл композицию «Братские могилы», также известную под названием «На братских могилах». Широкая публика узнала о ней в конце 1966 года, после премьеры киноповести «Я родом из детства» режиссера Виктора Турова. В фильме отрывок из композиции сначала поет автор, а затем в памятной сцене песню исполняет Марк Бернес.

История создания

Песню «Братские могилы» Высоцкий сочинил не позднее 22 июня 1963 года. По воспоминаниям Людмилы Абрамовой, в тот день он спел ее на дне рождения отца.

Владимир Семенович несколько путался в рассказах об истории песни. Иногда он вспоминал, что написал ее для постановки Театра на Таганке, а порой утверждал, что сочинил композицию для фильма «Я родом из детства».

Мне заказали у нас в театре несколько песен, и я их написал. Песня […] «Братские могилы» написана для спектакля «Павшие и живые», а позже она вошла в кинофильм «Я родом из детства».

Таллиннское ТВ, 1972

Это песня из кинофильма «Я родом из детства» […].

Это первая моя военная песня, звучит она в фильме во время возложения венков […]: суровые лица людей, сухие глаза, которые уже выплакали все слезы, серая каменная стена в только что освобожденном городе и простые могилы около нее. И, наконец, песня, специально написанная для этого момента и прекрасно исполненная Марком Бернесом,— все это создало нужное настроение…

Виктор Туров, режиссер фильма «Я родом из детства», также рассказывал о композиции:

Песня «Братские могилы» была написана раньше — я ее слышал уже в первый его приезд. Собственно говоря, он эту песню потому нам и сыграл, что она была буквально создана для нашей картины. Точно помню: мы записывали ее в киноэкспедиции, как черновую — для работы. Она уже существовала в фонограмме. Но Высоцкий ее потом еще дорабатывал, отшлифовывал и окончательно показал позднее — при съемках.

Минск, 1988

Известна рукопись Владимира Семеновича, датируемая 1964 годом, с черновым вариантом текста композиции. Он местами отличается от окончательной версии.

Пятая – восьмая строфы:

У братских могил ни поклонов не бьют, Не пишут: родился тогда-то… Все вместе нашли свой последний приют,

И все — в одну общую дату.

Девятая – двенадцатая строфы:

На братских могилах тем памятным днем Солдаты без криков проклятья Прощальным салютом кричали о том,

Что в этой могиле их братья.

Судя по всему, первоначальная версия военной песни действительно предназначалась для спектакля «Павшие и живые», но ее отклонили. А в ходе работы над музыкой к кинокартине Виктора Турова Высоцкий переделал отдельные строки текста.

Песня в фильме «Я родом из детства»

  • Владимир Семенович спел в кинофильме лишь несколько строчек.
  • Зрителям больше запомнилась версия Марка Бернеса, прозвучавшая в сцене возложения цветов к памятникам.
  • По мнению жены режиссера, Светланы Туровой, Виктор Тимофеевич отдал предпочтение Бернесу, так как не хотел лишних проблем с властями из-за Высоцкого.
  • Это слайд-шоу требует JavaScript.
  • Туров вспоминал, как записывали «Братские могилы»:

У Бернеса был свой ансамбль, с которым он постоянно выступал. Они сделали свою аранжировку, исходя из конкретной манеры исполнения Бернеса, его возможностей, его данных и, разумеется, учитывая материал, который мы им заранее передали, — записанный на пленку. Они хорошо подготовились, и когда подошло время на студии, записали свою часть очень быстро.

Происходило это на «Мосфильме» в студии звукозаписи. Володя там появился, но не стал ни во что вмешиваться, то есть практически не принимал участия в записи».

  1. Минск, 1988
  2. Послушаем, как спел «Братские могилы» Марк Бернес.

Дальнейшая история песни «Братские могилы»

В 1969 году Владимир Семенович записал композицию в студии минского Дома радио в сопровождении ансамбля «Тоника». Также известна запись с участием оркестра Б.Федорова.

Песня издавалась на миньоне «Песни Владимира Высоцкого» (1972) и на сборной пластинке «Друзьям-однополчанам» (1979). Также она выходила во Франции на дисках «Прерванный полет» (1977) и Le nouveau chansonnier international U.R.S.S. (1977).

Кроме того, композиция вошла в несколько сборников, выпущенных после смерти автора.

Кавер-версии

Песню исполняли Николай Расторгуев, Григорий Лепс и другие артисты. Послушаем «Братские могилы» группы «Сплин».

Интересные факты

  • Высоцкому очень нравилась версия песни «Братские могилы» в исполнении Бернеса, о чем он не раз говорил в интервью.
  • После выхода фильма «Я родом из детства» слова песни «Братские могилы» напечатали в журнале «Новые фильмы».
  • Владимир Семенович часто начинал встречи со зрителями с этой композиции.

Текст песни «Братские могилы» – Владимир Высоцкий

  • На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов,
  • И Вечный огонь зажигают.
  • Здесь раньше вставала земля на дыбы, А нынче – гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы –
  • Все судьбы в единую слиты.
  • А в Вечном огне виден вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
  • Горящее сердце солдата.
  • У братских могил нет заплаканных вдов – Сюда ходят люди покрепче. На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?..

Цитаты о песне «Братские могилы»

На экране звучит песня «Братские могилы», и исполняет ее Бернес. Голос его, если вы помните, принадлежит в основном к военному времени, к послевоенному, и поэтому это оказывало колоссальное действие на слушателей…

Владимир Высоцкий, Подольск, 1976

Почему я начал с этой песни «Братские могилы»? Ну, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что перед вами тот самый человек, которого вы ждали.

Владимир Высоцкий, концерт, 1980

Когда я все это услышал, мне сделалось не по себе. Я, конечно, могу понять, почему Туров отказался, почему для исполнения взяли Бернеса…

Композитор Евгений Глебов, 1988

Источник: https://song-story.ru/bratskie-mogily-vysotskiy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]