Сочинения по рассказам тургенева

Как добавить своё сочинение? +20

1

Сочинения по рассказам Тургенева

2

Сочинения по рассказам Тургенева

3

Сочинения по рассказам Тургенева

4

Сочинения по рассказам Тургенева

5

Сочинения по рассказам Тургенева

6

Сочинения по рассказам Тургенева

7

Сочинения по рассказам Тургенева

8

Сочинения по рассказам Тургенева

9

Сочинения по рассказам Тургенева

10

Сочинения по рассказам Тургенева

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

Источник: https://allpoetry.ru/sochineniya/turgenev-i-s

«Записки охотника» И.С. Тургенева: новое прочтение. Материалы к итоговому сочинению в 11 классе

«Записки охотника» — первое опубликованное произведение Тургенева; эти рассказы были сразу высоко оценены современниками. Затем их изучали в советской школе, делая акцент на критику крепостного права. Сейчас у нас есть шанс увидеть в них нечто большее, а именно — рождение уникального жанра, жанра лирической прозы.

Именно об этом пишет в своей монографии «В поисках гармонии» доктор филологических наук Лариса Дмитриевна Беднарская. В чем же секрет этой новизны, которую мы чувствуем, читая сегодня Тургенева? Ведь времена изменились, крепостное право давно отменено.

По мнению специалиста, все дело в безупречном стиле писателя: затрудненное чтение, как и затрудненное дыхание, радости не приносит, а текст Тургенева не несет лишней тяжести.

Благодаря абсолютному языковому слуху и дару рассказчика, этот писатель по сей день звучит свежо и чисто.

Как писать сочинение по рассказам Тургенева?

Во-первых, обратите внимание на форму. Сейчас меняется отношение специалистов к самому жанру школьного сочинения: пора переходить от цицероновской структуры написания (вступление — основная часть — заключение) к рассуждению.

Первичный тезис — это оригинально заданная проблема, которую автор обосновывает, используя два блока аргументов: объем не позволяет раскрыть три блока, а одного будет мало. В заключении автор формулирует заранее продуманную идею.

Во-вторых, невозможно писать сочинение по Тургеневу, игнорируя его удивительную манеру — подавать в прозе совершенно лирические переживания. На это нужно обратить особое внимание. Рожденный Тургеневым новый жанр объединил прозу и поэзию, у первой взяв форму, а у второй — лирическое содержание и тон.

Лирическая проза Тургенева: основные особенности

Черты лиризма в «Записках охотника»:

  • Присутствие лирического героя; позиции реального автора и рассказчика гармонично соотносятся внутри сюжета и повествования.
  • Структура: часть рассказов открывается лирическими вступлениями.
  • Переход от лирического вступления к повествованию обусловлен личностным восприятием лирического героя. Наблюдения всегда окрашены авторским лирическим переживанием; здесь проявляется момент переживаний лирического героя, временные переносы приобретают личностную характеристику, прошлое предстает перед героем как настоящее, воспоминания переживаются как реальность.
  • Гармония в мире рассказов всегда содержится в природе, но очень редко — в социальной жизни.

Тургеневский лирический герой уходит из отчего дома, ищет себя на воле, на природе, пытается вписать себя в ее красивый и порой пугающий мир — это и объединяет короткие рассказы в единый цикл «Записки охотника».

Кроме того, в основном эти рассказы имеют схожую структуру, у многих есть то самое лирическое вступление. Исключение составляют последние рассказы: «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!». Эти рассказы полностью сюжетные, у них лирического вступления нет.

Последний рассказ цикла – «Лес и степь» – это фактически не рассказ, а поэма, которая описывает весь жизненный круговорот человека и природы.

Рассказы с наиболее очевидными чертами лиризма: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Мой сосед Радилов», «Льгов», «Бежин луг», «Бирюк», «Лебедянь», «Свидание», «Татьяна Борисовна и ее племянник».

Сочинения по рассказам Тургенева

Все мы помним по книгам литературоведов и биографов, какими тяжелыми и безрадостными были детство и юность писателя.

В богатом родительском имении не хватало свободы, воздуха, и Тургенев бежал оттуда в Москву, в университет, затем в Петербург, а после путешествий по Европе вернулся в отчий дом, когда маменьки уже там нет — она живет в Москве.

Тогда он начинает новую жизнь в родном имении — жизнь вольную и спокойную. Рослый красавец с ружьем и ягдташем день за днем обходит свои владения; он путешествовал на огромные территории по Тульской и Курской губерниям.

На природе, среди полей и лесов, он чувствует себя совершенно вольным, ограниченным только собственными силами. Удивительно, но окружают его тоже свободные люди — правда, все они так или иначе выпадают из социальных отношений и словно не замечают царящего вокруг них крепостнического строя.

  • Это видно в первом же рассказе, который так поразил современников новым взглядом на человека: Хорь и Калиныч, простые крестьяне, описаны Тургеневым как равные ему, свободные, по крайней мере по меркам природы, а не царской России.
  • Больше интересных материалов:
  • «Хорь и Калиныч»

В рассказе сосредоточено много антитез (еще один признак лирического произведения): сопоставляются Орловская и Калужская деревня, мужики этих двух деревень, затем противопоставляются два типичных русских мужика. Оригинальная, реалистичная форма очерка сочетается с глубоким национальным лиризмом восприятия жизни.

Хорь и Калиныч у Тургенева — кто угодно, только не угнетенные рабы: Хорь хозяйствует самостоятельно, принимает решения, думает, действует. Калиныч тоже живет свою жизнь так, как ему подсказывает сердце; он кроткий, покладистый, очень сочувствующий и умеющий слышать природу. Он — носитель какого-то глубинного народного знания.

Помещик Полутыкин, их хозяин, разрывается между ними — разум его тяготеет к Хорю, а душа — к Калинычу.

«Бежин луг»

Здесь особенно слышно и заметно свободное дыхание лирического героя: он весь настроен на природу, слышит ее, остро ощущает все звуки, запахи, прикосновения: вступление к рассказу читается как стихотворение в прозе.

Попробуйте расписать текст вступления к рассказу как стихотворение и сделать графическую партитуру, а затем выразительно прочитать. Вы сможете явно услышать внутренний ритм текста, восходящие и нисходящие интонации, как в стихах. Фактически, очень близки по форме и восприятию стихи в прозе Блока и лирические рассказы Тургенева.

В «Бежином луге» есть три лирических отступления; одно из них настраивает читателя на созерцательный лад, второе создает мистическую, таинственную атмосферу. Третье — замыкает круг и выводит читателя из ночного приключения.

Если вы вспоминаете рассказ в 10-11 классе, то уместно попросить учеников найти в тексте рассказа характерные лирические черты; когда речь идет о первичном прочтении в шестом классе, важнее всего насладиться текстом: например, организовать конкурс чтецов, подобрать музыку, под которую уместно читать те или иные фрагменты.

«Касьян с Красивой мечи»

Еще один рассказ, который показывает восхищение лирического героя людьми, способными жить в гармонии с природой, растворяться в ней, тонко и остро ее слышать. Такие герои уверены в своих силах (как кучер в начале рассказа), но спокойны, они не раздражаются на непонятливость спутников.

Касьян, главный герой рассказа — человек, полностью растворившийся в природе.

Тайные заговоры, защищающие птиц от охотника, обдуманный и странный язык, необычный облик и манеры превращают его практически в сказочного персонажа, странника, колдуна, лешего, у которого есть свое разумение и своя тайная, природная жизнь.

«Лес и степь»

Эта поэма в прозе состоит из нескольких строф, которые тоже очень легко представить в виде стихов.

В этом тексте слышно вольное дыхание; стоит обратить внимание на простоту русского языка: никаких лишних витийств и сложных конструкций – только точное и прозрачное описание.

Связность текста обеспечивается, прежде всего, совершенно лирическим восприятием времени: все воспоминания существуют здесь и сейчас, все разом. Картины, которые возникают перед глазами у лирического героя, сплетаются в единое путешествие, которое и есть вся жизнь.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/itogovoe-sochinenie-kak-pisat/

Сочинения по произведениям И. С. Тургенева

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» описывает жизнь и нелегкую судьбу русского крепостного — Герасима. Человек этот был высок, наделен немалой силой и от рождения нем. Он хорошо делал любую работу, и, как говорится, один стоил четверых. Барыня ценила Герасима, она взяла его к себе из деревни и сделала дворником. Однако женщина эта имела скверный характер.

Читать далее…

И. С. Тургеньев написал рассказ «Муму», главным героем которого стал глухонемой Герасим. Он был хорошим, добрым человеком. Все умел и, несмотря на то, что природа обделила его голосом и слухом, любая работа спорилась у него в руках.

Читать далее…

Проблема отцов и детей – это вечный вопрос, который поднимают писатели и поэты в своих произведениях. Конфликт поколений мы ежедневно можем встречать и в реальной жизни. Но особенно остро эта проблема появляется в том обществе, которое переживает переломные моменты, когда старшее и молодое поколение противостоит не только в бытовой борьбе, но и в борьбе политических и социальных взглядов.

Читать далее…

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» очень точно передает разногласия старшего поколения и младшего, которые являются представителями дворянской и демократической культур.

Читать далее…

В своём рассказе «Бежин луг» Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Читать далее…

Сюжет романа «Отцы и дети» построен на столкновении двух противоположных идеологий: либерально-дворянской и разночинно-демократической.

Читать далее…

И. С. Тургенев – один из самых тонких писателей 19 века. Он показывает нам прекрасных людей, способных на высокие мысли и нежные чувства, имеющих силу духа и мужество.

Читать далее…

Тургенев всей душой ненавидел крепостное право и боролся с ним, как мог. Рассказ «Муму» посвящен именно этому. В нем описана тяжелая подневольная судьба крепостных. Ни один из этих людей не мог распоряжаться своей жизнью, а вынужден был исполнять все приказы и прихоти помещика.

Читать далее…

Главным героем романа Тургенева «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Автор недвусмысленно дает понять, что Базаров натура сильная, которая стремится к отрицанию общепринятых догм. Он против религии, самодержавия, крепостного права и политического строя, который существовал в дореволюционное время.

Читать далее…

В центре повествования в романе «Отцы и дети», написанного И. С. Тургеневым, находится фигура Евгения Базарова. Взгляды молодого человека подробно изложены на страницах произведения. Автор всесторонне осветил его характер, изучая, таким образом, новое явление, которое охватило Россию в 60-ых годах XIX века — нигилизм. 

Читать далее…

«Муму» — рассказ Ивана Сергеевича Тургенева о трагической судьбе дворника Герасима. В начале повествования мы узнаём немного о его жизни в деревне, откуда он был привезён в Москву. Герасим – высокий и хорошо сложенный мужчина, хороший работник, но глухонемой с рождения. Прототипом Герасима послужил крестьянин Андрей, живший в доме сестры писателя.

Читать далее…

Кто он, герой своего времени? Я думаю, это человек, который всецело отражает главные события и идеалы эпохи, в которой живет.

В романе «Отцы и дети» показана борьба устоявшейся аристократии и демократии с достаточно революционными настроениями.

Представителем второго течения является Евгений Базаров – человек достаточно противоречивый и интересный, ярый нигилист, который отрицает все духовное.

Читать далее…

Каждый писатель, подобно художнику, старается создать неповторимый образ, который надолго запомнится читателям. И. С. Тургенев часто анализировал противоречия в персонажах своих произведений, особенно это касалось женских образов.

Читать далее…

И. С. Тургенев в своем романе ярко и нетривиально изобразил общественные конфликты середины 19 века. Евгений Базаров и Павел Кирсанов являются в произведении представителями двух противостоящих друг другу слоев русского общества.

Читать далее…

«Одно поколение, словно волна, набегает на другое, совсем не зная друг друга»Ф. Тютчев

У каждого читателя, который любит читать настолько, что полностью погружается в книгу, как в виртуальный мир, хоть раз во время прочтения книги возник вопрос: «О чём же он думал, когда писал это? Может, это его потрясла ссора с близкими или другая неприятность? А может наоборот, он нашёл светлое чувство, влюблённость…» Так вот, я — одна из таких читателей, поэтому мне стало интересно, почему автор решил затронуть такую философскую тему, как противостояние поколений.

Читать далее…

Читайте также:  Джамиля - краткое содержание повесть айтматова

Источник: https://sochinyai.ru/i-s-turgenev

План-конспект урока по литературе ( класс) на тему

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова
  • План-конспект
  •  урока по литературе  в 5 классе на тему:

«Сочинение-отзыв  «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

Учитель русского языка и литературы:

Басанова И.Ц.

Тема: Сочинение-отзыв  «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“.

  1. Тип урока: урок развития речи
  2. Планируемые образовательные результаты.
  3. Предметные:  развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения-отзыва.
  4. Метапредметные:  умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
  5. Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
  6. Методы и формы обучения:  наблюдения за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
  7. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
  8. Основные понятия: портрет, сочинение-отзыв.
  9. Ход урока
  1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

— Здравствуйте,  ребята!

Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Вступительное слово учителя.

             II.  Вступительное слово учителя.

— Итак, ребята,  на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?

— Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания  в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?

  III. Определение темы урока.

-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».

  • -Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)
  • -Какие цели мы перед собой поставим?
  • -Знаете ли вы, что такое отзыв?

1). Знакомство с понятием «отзыв».

Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.

  1. При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.
  2. Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.
  3. -Как вы поняли определение «отзыв»?
  4. -Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.

2). Создание проблемной ситуации.

— Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?

— С кем не будете дружить? Почему?

— Кого  вы могли бы бояться? Почему?

3). Работа  по карточкам в парах.  

Узнайте по описанию  одного из  героев. Решите, кто будет отвечать по карточке.

Карточка №1.                    

      …, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни.

Тургенев пишет: «…почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя».

Когда Гаврила говорит ему, что он только хлеб даром ест, … обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем».

Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок». Он называет себя горемыкой. В женитьбе …  видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы …  совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

(Капитон Климов, башмачник)

Карточка №2.                                

      …  — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром.

В разговоре с барыней, он постоянно говорит на -с: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда …  разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет -с.

Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

  • (Гаврила, дворецкий)
  • Карточка №3.                                
  •       …

, молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет:      «Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».    …  с детства заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с нее «соскочила».      Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. …  была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что …  нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.

      Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли … Капитона. Дворецкий заставил … изобразить пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул …  прямо к Капитону.

Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в деревню. …  на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом.

Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о ней.

  1.  (Татьяна, прачка)
  2. Карточка №4.                                                

      Тургенев называет  …  «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.    … был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

(Герасим)

Карточка №5.                                      

         Она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж.       «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».       Поступки …  говорят о ее неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, ее поведение можно назвать самодурством.

—  Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя  при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?

(Барыня)

4). Составление плана устного отзыва.

_-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?

Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

  • -Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно
  • — С чего можно начать устный  отзыв? (внешность, поведение
  • — Только ли с внешности?
  • Примерный план устного отзыва. На слайде
  1. Внешность.
  2. Кто такой?  Какое положение занимает среди челяди?
  3. Занятия, поступки, поведение героя.
  4. Ваше отношение к поступкам героя.
  5.  (Подготовка в группах)

По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)

5). Коллективная работа.

-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?

-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным.

Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли.

Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)

— Когда созревает желание уйти от барыни?

— Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?

— Есть ли в рассказе счастливые?

— Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.

— Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.

  1. — Счастлив кто-нибудь из дворовых?
  2. — В чем вы видите причину несчастья героев?
  3. — А кого можно назвать достойным уважения?

             6). Работа с иллюстрациями. (Слайд №2-6)

-А какие иллюстрации нарисовали бы вы к произведению?

7).  Подготовка к письменной работе.

— Так как это будет наш первый опыт написания сочинения — отзыва на художественное произведение, подумайте, что нам нужно еще для того, чтобы написать сочинение? (План)

-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

  • -На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)
  • Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.  ( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы) 
  •   Пример сложного плана сочинения

      I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?      II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».      1. Кто такой Герасим?      2. Как он выглядит?      3. Какие поступки совершает?      4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?      5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?

      III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

  1.  -Кому я посоветую прочитать этот рассказ?
  2. -Давайте посмотрим фрагменты сочинений-отзывов, написанных вашими ровесниками.
Читайте также:  Поднятая целина - краткое содержание романа шолохова

8).Подведение итогов.

  • — С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
  • -Чему научились на уроке?
  • -Кому можем посоветовать  прочитать этот рассказ?

9). Домашнее задание.  Подобрать рабочие материалы к уроку.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/04/06/plan-konspekt-uroka-po-literature-v-5-klasse-na-temu-sochinenie

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич родился в Орле 28 августа 1818 года в семье военного — дворянского происхождения. Отец Тургенева был гусарским офицером, полковником в отставке. Мать была из богатой семьи помещиков. Детство молодого писателя было обеспечено и еще с малых лет Ивану родители дали должное образование и воспитание. 

Тургенев начал писать в раннем возрасте и в своих работах он обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. В начале творческого пути он попробовал свои силы в лирике.

Его произведения печатались, а романс на его стихи «Утро туманное, утро седое… ›› и сейчас нередко звучит в концертах. Несколько поэм были хорошо приняты читателями, а некоторые драматические произведения можно даже увидеть на современной сцене.

Комедия «Месяц в деревне» входит в репертуар многих театров. 

Настоящее признание, свое место в литературе Тургенев обрел благодаря эпическим жанрам. Очерк «Хорь и Калиныч» определил его судьбу. Рассказы, повести и романы — центральная часть литературного наследия писателя.

Среди рассказов Тургенева многие передают искреннее сочувствие крепостным крестьянам. Особой поэзией овеяны образы русских деревенских женщин. Он работал много и плодотворно. Словом владел легко и непринужденно.

Подтверждение тому один из фактов его биографии. 

Однажды он вернулся из Берлина и в восторге рассказывал о замечательной выставке фрагментов алтаря Зевса, найденных во время Пергамских раскопок.

Рассказ был так увлекателен, а надежда на то, что он его запишет и отдаст в печать, так мала, что присутствовавший редактор одного журналов предложил запереть Тургенева в кабинете и не выпускать, пока он не подготовит рукопись.

Шутка была поддержана всеми участниками вечера, и Тургенев тут же создал очерк, который вы можете прочитать. 

Но даже удивительная легкость пера не делала Тургенева небрежным к каждой словесной находке. Все близкие знали о таинственном портфеле, который он никому не показывал и куда складывал материалы для будущих произведений. Это были наброски, краткие записи замыслов, даже фрагменты писем: те их строки, которые, как ему казалось, удались. 

Когда Тургенев тяжело заболел, один из друзей, знавший об этом хранилище черновых материалов, просил писателя просмотреть их и издать то, что сочтет нужным.

Тургенев долго не хотел этого делать, но наконец согласился. Так появились стихотворения в прозе. Сам Тургенев дал сборнику два названия: «Стихотворения в прозе» и «Ѕеnilia» («Старческое»).

В первом издании, которое было осуществлено при жизни автора, было 51 произведение. 

В 1883 году, когда Тургенева находился во Франции, его здоровье окончательно ухудшилось и 22 августа (3 сентября) в Буживале поэт умирает. Буживаль это небольшой городок того времени, который находился недалеко от Парижа (в настоящее время Буживаль считается западным пригородом Парижа).

По заключениям местных врачей стало известно, что смерть поэта наступила от неизлечимой на то время болезни — от рака. По желанию, которое изъявил Иван Сергеевич Тургенев в последние дни своей жизни, его тело было перевезено в Петербург и похоронено по русским традициям на Волковском кладбище.

Не смотря на то, что поэт последние 20 лет прожил за границей, с ним пришли проститься огромные толпы поклонников и любящих людей.

Unknown

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/02/blog-post_12.html

Сочинение по рассказу Тургенева "Муму"

Тургенев И.С.

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом, собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена. История меня очень поразила, и я не могла сдержать своих слез.

Это очень яркий и одновременно грустный рассказ.

В его основе лежат реальные события, которые происходили в местечке Спасском, однако Тургенев, как писатель, изменил концовку рассказа, чтобы подчеркнуть силу характера Герасима, его обиду на несправедливость барыни и любовь к Муму.

История началась с того, что старая капризная барыня взяла Герасима дворником в свой московский дом из деревни. Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, по современным меркам почти двухметрового роста, сложенный богатырем и глухонемым от рождения. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжелую работу.

Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил ручным трехаршинным цепом.

Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он не понимал, что с ним делается, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги и мчат, обдавая его тело дымом и пылью, а куда мчат непонятно. Герасим скучал и недоумевал.

Работа дворника казалась ему шуткой после тяжелых крестьянских работ. Выполнял он ее за полчаса, а потом уходил куда-нибудь в уголок двора, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно. На дворе все его боялись. Как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Ещё Герасим ненавидел пьяных.

Но постепенно Герасим привык к городскому житью. Ему выделили над кухней каморку, в которой он все себе устроил сам, по своему вкусу: соорудил из дубовых досок и кровать, и стол, и стул. Каморку свою он запирал на замок, ключ всегда носил с собой на поясе и не любил, чтобы к нему ходили.

Все работники барыни объяснялись с ним знаками, он их понимал и выполнял все приказания, но и права свои тоже знал.

В доме у барыни жила прачка. Звали её Татьяна. Была она лет двадцати восьми, маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой — предвещанием несчастья жизни… Татьяна не могла похвалиться своей участью.

С ранней молодости её держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никогда, никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у неё всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у неё в мужиках состояли- вот и всё.

Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила. Татьяна очень боялась барыни и думала только о том, как угодить барыне , как скорее сделать работу .

Когда она увидела Герасима в первый раз то так испугалась его, что потом долго старалась не встречаться с ним.

Герасим сначала не обращал на неё внимания, потом стал посмеиваться, когда она испугано проходила мимо него, а потом он начал заглядываться на неё, угощал пряниками, подарил ей ленту, расчищал перед ней пыль своей метлой, улыбался ей и ласково мычал. Бедная девка просто не знала, как ей быть и, что делать.

Герасим стал заступаться за Татьяну и следил, чтобы никто её не обижал. В доме все знали , что Герасим полюбил Татьяну и собирался просить у барыни разрешения жениться на Татьяне, но ждал новый кафтан который обещали сшить ему на лето.

Однажды у барыни зашла речь о сапожнике Капитоне — пьянице горьком — с Гаврилой Андреевичем, ее дворецким, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.

Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскала где-то на улице. Они говорили про то, как бы отучить Капитона от пьянств. И в конце концов барыня решила поженить Татьяну и Капитона.

Татьяна была смиренница, безответная душа, и соглашалась с каждым словом барыни. И когда узнала, что её хотят выдать замуж за Капитона, она не сказала ни слова. Все крепостные хотели, чтобы Герасим не узнал об этой свадьбе.

Гаврила решил уговорить Татьяну прикинуться пьяной, для того чтобы Герасим разлюбил Татьяну, так как он пьяниц ненавидел. Прачка долго не соглашалась, но потом согласилась. Однажды вечером Герасим как всегда стоял, караулил у двери и увидел Татьяну.

Сначала он улыбнулся и как всегда ласково замычал, но когда присмотрелся увидел, что Татьяна шаталась и догадался, что она пьяна. Герасим толкнул её к Капитону и ушел. Татьяна чуть не обмерла от страха. Коварный план сработал. Вскоре Татьяна с Капитоном поженились.

По прошествии года Татьяне и Капитону пришлось уехать в деревню, потому что Капитон окончательно спился. Перед отъездом Татьяна три раза поцеловала Герасима. Он решил проводить их до заставы.

Как только они дошли до реки, Герасим хотел было развернуться и пойти обратно, как вдруг увидел маленького щенка. Он аккуратно взял его в руки и побежал с ним домой.

Как они пришли, Герасим отворил дверь в свою каморку, положил щенка на кровать, сбегал на сеновал за сеном и на кухню за блюдечком молока. Принёс это все маленькому, бедному щенку.

Герасим почти не спал всю ночь, только под утро, когда собачка заснула рядом с ним, он мог спокойно спать. Герасим, как я уже говорила, был немой и поэтому назвал собачку Муму. Когда он звал её, он просто ласково мычал. Ни одна мать так не заботится о своём ребёнке, как заботился Герасим о Муму.

Как-то раз Герасим, как всегда, подметал двор, а Муму лежала у ступенек, ведущих в дом, и грызла палочку. Барыня увидела собаку и удивилась. Ведь раньше она никогда её не видела. Барыня приказала ввести её в дом. Когда барыня увидела собаку, она начала подзывать её к себе, но Муму стояла на одном и том же месте. Тогда барыня сама начала подходить к ней.

Муму стала пятиться назад. Старая барыня приказала принести собачке немного молока. Когда блюдечко с молоком поставили на пол, собачка даже не взглянула на пищу. Она продолжала пятиться назад. Затем барыня начала подходить ближе и тогда Муму оскалила зубы, залаяла и хотела убежать.

Барыня от страха отдернула руку от Муму и обиделась на поведение собаки и настроение у нее испортилась. Весь вечер барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты, а ночь вообще не спала. Ей причудилось, что одеколон ей подали другой, не такой как подавали всегда, сказала, что подушки пахнут мылом. Бедная кастелянша всё бельё перенюхала.

Читайте также:  Анализ стихотворения баратынского признание

Утром барыня позвала Гаврилу и спросила, что это за собака, которая всю ночь лаяла ей спать не давала и приказала убрать её со двора. Слуга по имени Степан поймал Муму, прижал её маленькое тело к земле, взял её в руки и пошел вместе с ней со двора. Немного пройдя, он сел на извозчика и поехал в Охотный Ряд. Там он сразу нашёл покупателя и отдал Муму за полтинник.

Обратно он возвратился так же, не доехав до дома, Степан слез с извозчика, обошел один раз вокруг дома, потому что он не хотел видеться с Герасимом. Но его уже давно не было на дворе. Он обнаружил, что Муму нет на дворе. Герасим не помнил, чтобы Муму его когда нибудь его не дожидалась и начал бегать и кликать Муму, но всё без толку.

Он подходил к людям показывал на пол аршина от земли рисовал её руками, одни не знали, другие знали, но не говорили и просто над ним посмеивались. Уже смеркалось, когда он вернулся. По его утомлённому виду, запылённой одежде, по неверной походке можно было предполагать, что он успел обежать пол Москвы. Он остановился у барских окон напротив крыльца.

На крыльце стояло человек восемь. Герасим развернулся и ещё раз промычал. Ответа не было. Один прислуга рассказал на кухне, что Герасим всю ночь охал. Весь следующий день Герасим не выходил на улицу. Поэтому за водой вместо него должен был ехать Потап. Лицо Герасима было и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело.

Герасим отправился на сеновал. Настала ночь лунная, ясная. Он лёг на сено и долго лежал неподвижно, то вздыхая, то мыча. Вдруг Герасим почувствовал, что кто-то дёргает его за полу. Герасим весь затрепетал, но не посмотрел. Потом его дёрнули ещё сильнее. Он поднял голову. Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди.

У его ног вертелась Муму с обрывком ленты не шее. Герасим стиснул её в своих объятьях. Она в одно мгновение облизала ему усы, рот, нос и бороду. Герасим осмотрелся по сторонам, увидел, что никого нет и пошел в свою каморку.

Герасим уже догадался, что собака пропала не сама. Следующее дни Герасим выходил на улицу без Муму. Её он днём оставлял в каморке, а ночью выводил на улицу. Все решили, что Герасим смирился с потерей собачки. Ему удавалось притворяться грустным. Один раз ночью Герасим повёл Муму гулять. Было уже поздно. Два часа ночи.

Барыня, как раз пыталась заснуть после плотного ужина. Герасим начал подзывать к себе Муму, как вдруг та подбежала к забору, понюхала его и начала лаять. Какой-то пьяный улёгся под забором и хотел остаться там на ночь. Муму залилась протяжным лаем. Герасим взял её, побежал в свою каморку и запер дверь на ключ.

Барыня вскочила и закричала своим служанкам, а те в свою очередь позвали врача Харитона, а Харитон вместо двенадцати лавровишнёвых капель налил сорок. Поэтому барыня очень быстро заснула. Герасим весь побледнел и сжимал пасть Муму сильно своей могучей рукой. На следующее утро прислуга во главе с Гаврилой пошли штурмовать комнату Герасима.

Сначала Гаврила начал стучать в дверь и орать Герасиму, чтобы он отварил дверь, но тогда Степан сказал, что Герасим глухой. Герасим отварил дверь и все кубарём скатились лестницы. Гаврила прежде всех. Герасим знаками показал, что сам убьёт Муму.

Сначала он показал пальцем на Муму, затем сделал знак рукой у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом посмотрел на Гаврилу. Тот закивал головой. Герасим поглядел на него, поразительно усмехнулся, ударил себя в грудь и захлопнул дверь. Через час после этого дверь опять распахнулась и Герасим вышел вместе с Муму.

Он был в новом праздничном кафтане и вёл Муму на верёвочке. Герасим направился в трактир, там его все знали. Он заказал себе щей с мясом. Муму вертелась у его ног, смотрела её маленькими глазками на Герасима и виляла хвостиком. Ему принесли щей. Герасим покрошил туда хлебушка и мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол.

Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья. Герасим долго ещё смотрел на неё, наконец две тяжёлые слезы выкатились у него из глаз, одна упала на крутой лобик собачки, другая во щи. Он заслонил лицо руками. Собака съела пол тарелки и отошла. Герасим расплатился и ушел. Герасим шел не торопясь, не спуская Муму с верёвочки.

Затем он повернул к Крымскому Броду. По дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель. Он вынес оттуда два кирпича. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места где стояло две лодочки, забрался в одну из них вместе с Муму и так сильно погрёб, что в одно мгновение умчался саженец на сто.

Герасим всё гребёт и гребёт, вот уже Москва осталась позади, вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Герасим бросил вёсла посмотрел на сидевшую перед ним Муму.

Он встал, выпрямился, взял Муму которая сидела перед ним, надел на неё петлю с двумя кирпичами. Он стоял, а его руки были над водой. Муму смотрела на него невинным взглядом, с доверием и слегка махала хвостиком. И в эту минуту Герасим разжал руки и отвернулся.

Он не слышал ни всплеска воды, не взвизга Муму, самая громкая ночь показалась ему самой тихой.

Герасим сошел на берег, а там вдалеке всё расходились круги по поверхности воды. Он шел с какой-то непреодолимой отвагой, как будто мать старушка ждала его в своей избе после долгих лет разлуки. С гордостью. Он распрямился его шаги были большее.

Герасим дошел до дома, вошел в свою каморку, собрал свои вещи и ушел в деревню. Дорогу он ещё тогда хорошо запомнил. Жил он долго, работал за четверых, а соседи даже не удивлялись почему он живёт один, к нему на двор даже воры боялись прийти.

Ощущения от прочитанного рассказа очень противоречивые. С одной стороны рассказ очень интересный и захватывающий, а с другой стороны это очень грустный рассказ со множеством вопрос «почему?» без ответа и несчастливым концом. Мне очень не понравился образ и характер барыни.

Из-за того, что собака испугалась толпы приживалок с барыней во главе, барыня приняла решение извести собаку. Правда, барыня была старая и ей хотелось покоя и послушания, а также она не могла знать, как Герасим любил Муму, поэтому она легко приняла решение избавиться от собаки.

Все крепостные и дворецкий Гаврила боялись ослушаться хозяйку и поэтому должны были исполнить ее наказ. В те времена отношение к животным было совсем другим, собаки обычно воспринимались, как охранники двора, поэтому у людей жалости особой к собакам не было.

У всех людей, кроме Герасима.

Мне его образ очень понравился. Герасим сильный, волевой человек. Волевой, но не вольный!!! Это было видно на протяжении всего рассказа. У него были твердые и сильные убеждения по жизни.

К примеру, его любовь к Татьяне! Несмотря на то, что Герасим очень любил эту девушку, он смог отказаться от любви к ней, из-за того, что решил, что Татьяна пьет, а пьяниц он ненавидел, и поэтому он отказался от этой женщины.

И, конечно же, доказательством его сильной воли является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собачки.

Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он сам собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольный и этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира. Я бы никогда не смогла так поступить, правда, сейчас совсем другие времена и я могу бороться за любовь и свои принципы гораздо более легкими способами.

Источник: https://znakka4estva.ru/dokumenty/literatura-russkiy-yazyk/sochinenie-po-rasskazu-turgeneva-quot-mumu-quot/

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева “Муму”

Сегодня пойдет речь о прекрасном рассказе Тургенева “Муму”. В этом рассказе описывается история которая произошла с дворником Герасимом, собакой по кличке Муму и крепостной в славном, и стародавнем городе Москва. Данная история поразила своим сюжетом множество читателей, а некоторых довела даже до слез. Очень чуткая история.

Писатель при написании этого рассказа вложил душу, и это очень хорошо ощущается. Это довольно-таки печальный и грустный рассказ, но в свою очередь и яркими эпизодами. Так же нужно учесть тот факт, что этот рассказ написать полностью на реальных событиях, и нет ни капли выдуманного. Итак, все события этого рассказа разворачиваются в маленьком городке Спасском.

Сюжет разворачивается в тот момент когда, старая барыня, как называли ее тогда, взяла к себе в дом дворника Герасима. Она забрала его в свои Московские хоромы, из простой деревни. Сам Герасим по своей сущности был довольно-таки хорошим и знатным мужчиной в их деревне, он был очень работящим и старался брать совершенно любую работу. Так же он никогда не боялся трудностей.

После того как он провел какое-то время в городе, но стал привыкать к такой жизни, ему она начинала нравиться. В доме у этой богатой женщины работала прачкой девушка по имени Татьяна. Она очень сильно боялась барыню и поэтому старалась не огорчать ее.

Когда она в первый раз увидела Герасима, то она испугалась его, и длительное время старалась избегать встречи с ним.

Он в свою очередь сначала тоже не обращал внимания на девушку, а позже начал ухаживать за ней. В скором времени Герасим понял, что у него чувства есть к Татьяне и он хочет жениться на ней. Но вскоре его желание изменилось когда он увидел что Татьяна употребляет алкоголь, она стала общаться с Капитоном и в скором времени они поженились.

Но им пришлось уехать в деревню так как ее муж спился, и они не могли больше оставаться в городе, так как не могли терпеть насмешек.

(2 votes, average: 4.00

Источник: https://goldsoch.info/sochinenie-po-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]