Образ и характеристика анны павловны шерер в романе война и мир толстого сочинение

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» признан классическим примером русской литературы. Это произведение сочетает глубину смысла, элегантность повествования, прелесть русского языка и огромное число персонажей.

Книга описывает социальную тематику и черты общества 19 века. В ней поднимаются проблемы, актуальность которых не теряется с течением времени.

Персонажи произведения помогают ответить на вопросы из разных сфер, освещая точку зрения представителей той эпохи.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеПисатель Лев Толстой

Первой героиней, сопровождающей читателя на протяжении повествования, становится Анна Павловна Шерер, владелица салона, в котором собираются гости из высшего света. Главными темами в салоне являются обстановка в стране и действия Наполеона.

История создания

«Война и мир» – востребованный роман, снискавший успех сразу после издания. Отрывок произведения был опубликован в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1866 году читатели ознакомились с тремя последующими частями романа. Позднее были опубликованы еще два эпизода.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеЛев Толстой пишет «Войну и мир»

Характеристика произведения как романа-эпопеи неслучайна. Замысел автора поистине масштабен. В книге описаны биографии персонажей, среди которых встречаются реальные персоналии и вымышленные образы. Толстой описывал героев со свойственной ему психологической достоверностью, и литературоведы всегда стремились найти прототипы, использованные им в создании литературных портретов.

Исследователи «Войны и мира» утверждают, что, прорабатывая образы героев, Толстой отталкивался от описаний деловых способностей, поведения в романтических отношениях, от вкусов.

В дальнейшем персонажи распределялись по семействам, становясь Ростовыми, Курагиными или Болконскими.

Характер каждого героя прописывался отдельно, подвергаясь корректировке в соотношении с достоверностью относительно эпохи, психологией общества того времени и исторической действительностью.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеАнна Шерер (кадр из фильма)

Литературоведы наблюдают привязку некоторых образов к реальным людям. Аристократка, владелица петербургского салона Анна Шерер входит в число таких героев.

В книге ее детище являет собой антипатриотическое творение. Здесь на приемах проявляется лицемерие ее гостей.

Анна Шерер предстает образцом лживости и фальши, демонстрируя чопорность и черты характера, соответствующие среде, которую она формирует в салоне.

Любопытно, что поначалу Толстой отводил героине иную роль. Прорабатывая образ героини, он хотел назвать ее Аннета Д. и сделать приветливой миловидной дамой из высшего общества.

Современники находили в финальном варианте портрета Шерер сходство с фрейлиной Александрой Андреевной Толстой, родственницей писателя, которую он любил.

Финальный вариант персонажа претерпел серьезные изменения и стал полной противоположностью прототипа.

«Война и мир»

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеПрием в салоне у Анны Шерер

Анна Павловна Шерер, по версии Толстого, была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Она держала салон для представителей высшего света, где было принято обсуждать политические и социальные вопросы. Вечером в ее заведении и начинается повествование. Возраст Шерер близок к сорока годам, внешность потеряла былую свежесть, натура отличается ловкостью и тактом. Анна Павловна располагает влиянием и не прочь поучаствовать в придворных интригах. Отношения с людьми она выстраивает, исходя из актуальных соображений. Толстой сделал героиню близкой к семье Курагиных.

Женщиной постоянно движут живость и порыв, который объясняли ее положением в обществе. В салоне Шерер обсуждались самые актуальные темы, а на десерт «преподносилась» любопытная персона. В соответствии с модой начала 19 века, ее кружок исполнен патриотизма, а самыми обсуждаемыми темами являются война и Наполеон. Анна Павловна поддерживала общие настроения и начинания императора.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеПортрет Императрицы Марии Федоровной

Неискренность героини сквозила в ее поступках и словах, хотя она умело управлялась с лицемерием и фальшью, присущими светской львице. Она создавала комфортный для себя образ, представая перед гостями той, кем не являлась на деле.

Смысл жизни Шерер заключался в существовании и востребованности ее кружка. Она воспринимала салон как работу и упивалась своим успехом. Острый ум, чувство юмора и вежливость женщины делали свое дело, помогая обаять любого гостя.

В салоне действовали негласные законы, с которыми мирились все, кто хотел в нем участвовать.

Многие посещали его, чтобы быть в курсе последних городских новостей и собственными глазами видеть, как строятся интриги среди представителей высшего света.

Здесь не было место настоящим чувствам и объективному мнению, а Анна Павловна следила за тем, чтобы никто не выступал за принятые в салоне рамки дозволенного.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеПьер Безухов и Элен Курагина

Явление Безухова в кружке вызвало недовольство со стороны хозяйки, так как Пьер не был светским человеком и отличался естественностью поведения. Его поведение было воспринято гостями как плохой тон. Вечер был спасен уходом посетителя.

Второе появление Анны Павловны на страницах романа происходит во время Бородинского сражения. Она по-прежнему управляет салоном и поддерживает лжепатриотические настроения. Темой дня стало чтение письма патриарха, а обсуждалось положение России и сражение.

Толстой специально дважды описывает вечера в салоне Шерер, демонстрируя, что, несмотря на смену политического положения, в кружке не происходит изменений. Светские речи не сменяются действиями даже во время настоящей угрозы Москве.

Благодаря подобному изложению становится ясно, что победа над французами одержана исключительно силой простого народа.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеГрафиня Ростова (кадр из фильма)

Ввиду близких отношений госпожи Шерер с семейством Курагиных, очевиден вывод о том, почему Анна Шерер и Элен бездетны. Выбор женщин – самостоятелен и доброволен.

Их больше привлекала активность в обществе, чем исполнение семейного долга. Обеих интересовала перспектива блистать в свете, а не возможность прослыть примерной женой и матерью семейства.

Антиподом Шерер в этом смысле была графиня Ростова.

Экранизации

Роман часто выбирают для экранизации советские, российские и зарубежные постановщики, видя в нем пример нетленной классики, плацдарм для визуализации образов и раскрытия многогранных характеров.

Первые три фильма по сюжету произведения Толстого были немыми: два из них принадлежали режиссеру Петру Чардынину. Спустя большой период времени режиссер Кинг Видор снял первую цветную ленту со звуком. В фильме «Война и мир» Наташу Ростову играла Одри Хепберн. Образ Анны Шерер, как и в предыдущих лентах, не был раскрыт полноценно.

В ленте 1959 года «Тоже люди» режиссера Георгия Данелия подобный персонаж отсутствовал.

В ленте Сергея Бондарчука «Война и мир» впервые образ Анны Шерер получил заслуженное внимание благодаря Анне Степановой, воплотившей героиню на экране. Барбара Янг сыграла фрейлину императрицы в британском сериале режиссера Джона Дейвиса, вышедшем на экраны в 1972 году.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеАнгелина Степанова и Джиллиан Андерсон в роли Анна Павловны Шерер

В сериале 2007 года, снятом Робертом Дорнхельмом и Бренданом Доннисоном, образ Анны Шерер отсутствовал, и вместо салона соответствующее действие разворачивалось в доме Ростовых.

Сериал Тома Харпера, вышедший в 2016 году, в полной красе представил образ Анны Шерер в исполнении Джиллиан Андерсон.

Источник: https://24smi.org/person/5663-anna-sherer.html

Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер

Меню статьи:

Салон Анны Павловны Шерер становится важным элементом в светской жизни. В салоне Анны Павловны вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Благодаря своей энергичности и предприимчивости, женщине удается долгое время удерживать интерес аристократов к ее салону. Мысль о том, что у нее в гостях собираются самые влиятельные люди, тешит самолюбие женщины.

Прототип образа

В процессе написания романа Толстой значительно трансформировал образ Анны Павловны Шерер. По первоначальной задумке, роль Анны Павловны должна была выполнять некая фрейлина Аннета Д., она должна была быть милой дамой.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинение

Предположительно, прототипом ее стала Александра Андреевна Толстая – тетка Льва Николаевича. В одном из писем ей, Толстой так характеризовал владелицу салона: «Она была умна, насмешлива и чувствительна и, ежели не была положительно правдива, то отличалась от толпы ей подобных своей правдивостью» Однако, позже планы Толстого насчет этого образа существенно изменились.

Краткая характеристика личности

Анна Павловна Шерер была 40-летней незамужней дворянкой. В былые времена она принадлежала к фрейлинам императрицы Марии Федоровны.

Анна Павловна расценивает свою деятельность в рамках светского салона как значимую и относится к ней соответствующе – Шерер постоянно выискивает необычных, интересных персонажей для своих званых вечеров, поэтому в большинстве случаев гости не скучают в ее салоне. Ей важно поддерживать свой авторитет.

Анна Павловна – довольно приятная женщина, она обладает исключительной воспитанностью и превосходными манерами.

Однако не все в образе Анны Павловны так прекрасно – она по своей сути довольно коварная женщина, а также сводница.

Дорогие читатели! Предлагаем посмотреть, как проходил жизненный путь Пьера Безухова, описанный в романе Л. Толстого “Война и мир”.

Все действия Анны Павловны лишены искренности – ее дружелюбие – всего лишь удачная маска. Все гости Анны Павловны также следуют примеру хозяйки – их дружелюбие и учтивость – всего лишь игра, за которой прячется ложь и насмешки.

Встречи в салоне Анны Павловны Шерер

Июнь 1805 года

На званом вечере у Анны Павловны Шерер собираются различные гости. Первым приезжает Василий Курагин. Хозяйка как обычно расспрашивает гостя о его здоровье и делах. Затем разговор заходит о детях Курагина.

Князь Василий считает, что дети – это его крест.

Анна Павловна поддерживает гостя и советует ему женить Анатоля, к примеру, на Мари Болконской и обещает переговорить с Лизой – женой князя Андрея Болконского на этот счет.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинение

Затем появляются и другие гости – маленькая княгиня Болконская с мужем, Ипполит Курагин, аббат Морио, Моттемар, Анна Михайловна и Борис Друбецкие.

Среди гостей появляется непривлекательная фигура Пьера Безухова – внебрачного сына Кирилла Безухова. Пьер 10 лет провел на обучении за границей и впервые приехал в Россию.

Для Пьера этот выход был волнительным – он в предвкушении предстоящего события и боится себя зарекомендовать плохо.

В обществе Пьер старается принимать участие в «ученых» разговорах. Его смелые высказывания и дискуссии заставляют Анну Павловну нервничать – ведь она, как талантливый паук, сплела паутину для своих гостей и побаивается, что вольности Безухова могут навредить ее салону и подпортить его репутацию. Вскоре Шерер находит выход – она просит Андрея Болконского отвлечь Пьера.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

В это же время другие гости пытаются решить свои личные вопросы, так, например, Анна Михайловна Друбецкая просит Василия Курагина походатайствовать за сына на предмет военной службы.

Начало 1806 года

Вторая встреча, описанная Толстым в салоне Анны Павловны Шерер, происходит в 1806 году. На этот раз Анна Павловна завлекает своих гостей немецким дипломатом, приехавшим из Берлина. Пьер Безухов также был одним из приглашенных.

К тому времени граф Кирилл умер, и Пьер стал богатым наследником, а значит априори всеобщим любимцем. Приехав, Пьер отметил, что все обращаются к нему с неким оттенком грусти (из-за кончины отца) и таким образом высказывают свое почтение.

Такое отношение невероятно льстит Безухову.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинение

Анна Павловна как обычно организовала из своих гостей «кружки по интересам» и удачно лавировала между ними. Женщина акцентирует внимание Пьера на Елене Курагиной и пытается посватать девушку Пьеру.

Безухов же, не будучи опытным в любовных делах, пребывает в некотором смятении – с одной стороны Елена вызывает у него прилив страсти, но в то же время, Пьер находит девушку довольно глупой.

Читайте также:  Сочинение примеры силы характера из жизни

Однако, благодаря Шерер, тень сомнения и тень влюбленности в Елену в Пьера все же поселяется.

Конец 1806 года

На протяжении года Анна Павловна организовывает званые обеды. Она определенно имеет талант к этому делу – для каждого вечера она приглашает какое-либо новое лицо, имевшее влияние, в основном в политической, реже в других сферах деятельности, чем заинтересовывает своих гостей.

На предстоящем званом вечере в ее салоне гвоздем программы стал Борис Друбецкой, который приехал курьером из прусской армии. На фоне военных событий в Европе информация, которую бы мог рассказать Бориса была бы необычайно интересна.

Анна Павловна не ошиблась – разговоры на военную и политическую тематику не утихали весь вечер.

Вначале Борис был центром всеобщего внимания, такое отношение к своей персоне его невероятно тешило – в большинстве случаев Друбецкой находился на периферии общества – он был не богат, к тому же не обладал существенными талантами, поэтому завладеть вниманием ему всегда было нелегко. Позже вниманием завладел Ипполит Курагин, который рассказывал шутку о Наполеоне и шпаге Фридриха. Под конец вечера разговор зашел о наградах, дарованных государем.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-anna-sherer.html

Критическое изображение высшего света в романе Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» — сочинение

Перед вами замечательное сочинение по роману «Война и мир» Льва Толстого. Сочинение посвящено анализу того, как автор изобразил так называемый «высший свет».

Надеюсь, сочинение поможет вам подготовиться к уроку литературы. Сочинение предназначено для 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

Критическое изображение высшего света в романе «ВОЙНА И МИР»

Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого высшего света. Они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на заглавную роль в истории.

Толстой отрицает какое-либо положительное историческое их значение. В той же мере, он отрицательно относится к их человеческим и нравственным качествам.

На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны Шерер и самой Анной Павловной. Ее характерные приметы — постоянство дел, слов, жестов, даже мыслей:

«Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным избавляться».

За этой характеристикой — авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеАнна Павловна Шерер

Во многом подобен Анне Павловне другой герой высшего света — князь Василий Курагин. Знакомя его с читателями, Толстой так рисует его портрет:

«вошедший князь в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица…».

В портрете больше всего внимания уделено внешнему, тому, что выявляет в персонаже не личное и индивидуальное, а общесословное.

Это уже само по себе настораживает: не означает ли отсутствие сугубо личных примет во внешности и внутреннего безличия? «Светлое выражение» не может быть изнутри, духовно светлым на «плоском лице«.

Как и в случае с Анной Павловной, Толстой, представляя героя, сразу же выражает свою нелюбовь к нему.

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинениеВасилий Курагин

У князя Василия черты индивидуальные и личностные отсутствуют и, в самом деле, не только в портрете. Где жизнь предполагает разнообразие, он удивительнейшим образом демонстрирует свою неизменность и постоянство.

Он говорит, «не изменяя голоса«, с разными людьми и на разные темы.

Он «уверяет» своего собеседника, вовсе не желая, чтобы тот ему верил, уверяет «по привычке, как заведенные часы«.

Светский человек, карьерист и эгоист, князь Курагин стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи — графа Безухова, а когда это ему не удается, он ловит все же богатство наследника Пьера, женив его на своей дочери бездушной кокетке Элен.

Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатолия на богатой княжне. Прочных убеждений, твердых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает это Толстой в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь идет о возможности назначения Кутузова главнокомандующим.

Хищничество, бездушие, умственная ограниченность является, по Толстому, фамильной чертой Курагиных — отца и детей.

В таком же освещении даны и завсегдатаи салона Шерер. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они живут.

Все в этом салоне противно Толстому, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актерством. В этом круге светских людей нет ничего правдивого, простого, естественного, непосредственного.

Их речь, жесты, мимика и поступки определяются условными правилами светского поведения.

В глубоком противоречии с идеалом Толстого находятся не только типичные светские люди, но и сама атмосфера света, его особенная, ненормальная жизнь. Описывая вечер у Шерер, Толстой пишет:

«Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…»

Образ прядильной мастерской в описании очень значим. Для Толстого мир света — механический, машинообразный.

Одной из ненормальностей светской жизни, как ее понимает Толстой, является полное смешение в ней нравственных представлений и оценок.

В свете не знают, что истинно хорошо и что дурно, что умно и что глупо, или не хотят знать. Нравственные понятия оказываются в свете не просто зыбкими, но и перевернутыми.

Ум здесь признают опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — хорошим.

О светском типе людей, изображенных Толстым в его романе, можно было бы сказать словами Пушкина: «Но в них не видно перемены, все в них на старый образец…”. Не изменяются на протяжении всего повествования сами герои, не изменяется и отношение к ним автора.

К этой же категории светских людей относятся и такие карьеристы, как Борис Друбецкой и Берг, цель жизни которых — быть на виду, суметь получить «тепленькое местечко», богатую жену, сделать выгодную карьеру, пробраться к верхам.

Беспощаден Толстой к администраторам и представителям власти: и гражданской, и военной. Толстой показывает антинародность этой власти, бюрократизм и карьеризм большинства ее носителей.

Таков, например, Аракчеев — правая рука Александра I этот «верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя...

», исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью.

Высший свет плох для Толстого не потому, что он так называется. Толстой обличает светскую жизнь потому, что это, говоря его словами, «жизнь, озабоченная призраками, отражениями.

” Именно такое понимание света и обусловливает толстовское отрицание. Толстому не нравится всякая жизнь, если она духовно мертвая, если она лишена подлинно человеческих ценностей.

Но именно такую мертвую, призрачную, отраженную жизнь и ведут все светские люди.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/kriticheskoe-izobrazhenie-vyisshego-sveta-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir-sochinenie/

Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Толстого Война и мир сочинение

Шерер Анна Павловна – одна из тех, кто встречает нас на первых страницах произведения «Война и мир». Сорокалетняя женщина, являющаяся фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Хозяйка модного дома.

Встречает читателя в своём салоне. Свободно говоря на французском, мило улыбается князю Василию и обсуждает с ним политическую обстановку в мире. Умная, начитанная женщина, следящая за своим имиджем.

Женщина очень преданна и верна своей императрице. По крайней мере, так могло показаться на первый взгляд, ведь она старательно показывала это всем своим видом. Но Шерер ловка и хитра, имеет большое влияние при дворе и падка на дворцовые интриги.

Её отношение к человеку зависит от его придворного и светского положения. Но, немного понаблюдав за поведением женщины, можно заметить, что далеко не все её поступки были искренне, не носящие под собой свою собственную выгоду. Шерер всегда беспокоилась о себе и своём положении в обществе.

Анна Павловна всем своим видом показывала преданность родине и государю.

Шерер  очень болтлива и всегда в курсе последних новостей. Каждого своего гостя она не обделяет какой-нибудь сплетней или свежей новостью.

Можно сказать, что смысл жизни сорокалетней Шерер– успешная жизнь её салона, а остальное, казалось, не таким важным и меркло на фоне её любимого дела. Салон являлся не только её работой, но и особенным для неё занятием.

Очень лицемерная женщина, относящая к людям в зависимости от их положения в обществе. Если в вашем кармане толстая пачка денег и порция власти, то Анна Павловна встретит вас с распростёртыми объятиями и расскажет вам львиную долю последних новостей.

Но если у вас отсутствует всё выше сказанное, то не надейтесь на благосклонность Шерер. Собственные мысли не возникают в голове у женщины, всё образовывается благодаря окружающей её обстановке. Совсем неслучайно Толстой показывает две сцены в салоне Анны Павловны.

В начале романа, когда об опасности ещё никогда не говорил, и её аромат совсем немного чувствовался в воздухе. И в конце, когда Москва практически пропала. Поведение Шерер в обоих случаях совершенно одинаково.

Она всё так же без конца говорит, обсуждает последние новости и треплет о любви к родине.

Анна Павловна, законодательница мод, очень специфическая личность. С одной стороны, она всегда приветлива к тебе и готова поведать всё то, что она знает. Но с другой, сделает она это только если в твоём кармане будут золотые и поддержка светского общества. К обычным людям она никогда не отнесётся с той же улыбкой, что и к знати.

Сочинение Шерер Анна Павловна

В романе Льва Николаевича Толстого соединяются судьбы и жизни людей, разных по характеру, темпераменту, общественному положению. Но все герои претендуют на, более пристальное внимание, чтобы увидеть более обширный сюжет всего этого произведения. В этом сочинении будет идти беседа, об второстепенной героине произведения – Анны Павловны Шерер.

С первых страниц произведения её имя часто попадается читателю на глаза. Анна Павловна была владелицей модного помещения. Совсем не каждый человек имел возможность побывать в ее салоне. Кроме этого, Анна была доверенным лицом императрицы.

Вначале может показаться, что Анна Павловна является одной из наиболее верных фрейлин российской императрицы. Ее высказывания были наполнены любовью к Отчизне. Спустя некоторое время выясняется, что это всего лишь хорошо продуманная роль.

Для нее самым важным было её существование, дело которым она занималась, доставляло ей огромную радость. Да и она очень хорошо исполняла роль заботливой хозяйки.

Она владела чувством меры, остроумием, которые присущи сливкам общества, сообразительностью и другими очень важными.

О двойственности ее личности показывает то, как она себя ведёт тогда, когда Пьер Безухов приходит в её салон и очень искренне интересуется событиями, которые происходили вокруг, что слишком напрягло женщину.

Лишь, когда Пьер покидает салон, она смогла немного расслабиться. Также в произведении, Анна Павловна возникает перед началом великой Бородинской битвы. Шерер с наслаждением сообщала гостям о последних слухах.

Анна Павловна Шерер слишком лукавая и двуличная женщина, она совсем не имеет своей личной точки зрения, уважения, все это становится заметным только тому, кто с ней беседует в данный момент, она хочет сказать то, что приятно услыхать собеседнику.

На каждого из своих гостей она сплетничает с другими гостями, все ее патриотичные рассуждения о любви к Родине лживы. Лев Николаевич показывает российскую знать в лице Анны Павловны. Главная роль в победе над французами принадлежит обычным людям.

Читайте также:  Жаба - сообщение доклад (1, 2, 3, 7 класс окружающий мир)

Благодаря его искреннему участию к судьбе Родины, Россия выстояла в войне и одержала победу над своими врагами.

← Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала
← Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир↑ Толстой ЛевХарактеристика и образ Сони Ростовой →
Образ и характеристика Дины в рассказе Кавказский пленник →

Образ и характеристика Анны Павловны Шерер в романе Война и мир Толстого сочинение

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/harakteristika-i-obraz-anny-pavlovny-sherer-v-romane-vojna-i-mir

Анна Павловна Шерер

Среди персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» множество разнообразных героев.

Среди них есть положительные и отрицательные персонажи, но все они – острые образы, которые можно встретить не только во времена первой мировой войны.

Образы, присутствующие на страницах книг Толстого вечны – такие люди были тогда, есть они и сейчас. Одна из ярких второстепенных героинь романа – Анна Павловна Шерер.

Анна Павловна Шерер в «Войне и мире» – хозяйка модного салона, где собирается все светское общество Петербурга. Это дама за 40, главным делом жизни которой является ее салон. По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах.

Тем не менее, каждый сам выбирает, каким человеком ему быть. В случае с Анной Павловной стремление вести дело превысило человеческие качества. Анна Шерер слишком подвержена своему салону – чтобы успешно вести дела, она перестает быть настоящей.

Она подстраивается под свою публику, делает все, чтобы угодить ей.

Анна Павловна пытается выглядеть тактичной и воспитанной. Но этот такт напускной, ведь ей важно «держать лицо» перед публикой и не более того. Большое значение Анна Павловна придает своей патриотичности. Но со временем читатель понимает, насколько эта патриотичность напускная.

Это заметно по тому факту, что в день, когда опасность над Москвой висит лишь формально разговоры ведутся точно также, как и в день, когда над Москвой висит реальная угроза. Получается, что Анна не переживает за Россию искренне, она делает это лишь для того, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Персонаж является любимой фрейлиной императрицы, она не замужем в свои годы.

Делом всей жизни Анны Шерер является салон. Она действительно живет только им. Ради успеха в делах она готова положить свою индивидуальность в угоду публике, быть такой, какой требует общество, а не такой, какой она является по-настоящему.

Салон действительно является лучшим и самым популярным местом для светского общего всего Петербурга. Здесь обсуждаются судьбы, вершатся дела, расходятся самые свежие новости, рождаются самые интригующе сплетни.

Сало Анны Шерер можно назвать главным местом светской фальши и интриг.

Противопоставлением этому месту являются такие персонажи как Андрей Болконский и Пьер Безухов. Эти личности занимают различные позиции, и через отношение к ним личность Анны Павловны видна как на ладони. Болконский является «почетным» членом светского общества. Ему Анна не может высказывать знаки неуважения, даже если он ей не нравится.

Но появляется Пьер, и она относится к нему явно пренебрежительно, едва удостоив его поклоном, который относится к самым низшим иерархиям. В течение всего вечера она с тревогой наблюдает за Пьером – как бы этот персонаж не нарушил привычный ход вещей в ее обители.

Так или иначе, Пьер со своими честным и открытым нравом все же выбивает атмосферу вечера из привычного положения.

Образ Анны Павловны в «Война и мир», как и образ ее заведения полностью собирает в себе всю суть светского общества. Именно здесь начинается роман. Автор вводит читателя в фальшивый мир светского общества. Здесь царят бессмысленность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна – лицо светского аристократического общества того времени.

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анна Павловна Шерер («Война и мир»).

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/anna-pavlovna-sherer-obraz.html

«Образ Анны Павловны Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»»

Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена.

Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира». Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна Шерер.

В своем салоне на великолепном французском языке она обсуждает с князем Василием Курагиным политическую обстановку в мире в связи с действиями нового «антихриста» — Наполеона. Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном.

Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. На первый взгляд, Анна Павловна казалась преданнейшей из подданных. Всем своим видом она показывала, «что ни она, никто другой не могут судить про то, что угодно… императрице».

Обсуждая политические действия России в связи с победами Наполеона, Шерер выказывала себя истинной патриоткой: «Россия должна быть спасительницей Европы… Я верю в одного бога и в высокую судьбу нашего милого императора. Он спасет Европу!..

» Но, наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, ловко управляющей «запустившимися веретенами» вечера, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Начнем с того, что Анна Павловна создавала ложное представление о себе в глазах других людей: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Всем окружающим Шерер казалась преисполненной «оживления и порывов».

Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д.

Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна.

Теперь нам понятно, почему появление в салоне Пьера Безухова вызвало недовольство и опасения госпожи Шерер.

Ведь Пьер был «несветским» человеком, то есть вел себя естественно, говорил то, что думал, искренне интересовался темой разговора и т. д.

Конечно, такое поведение считалось в салоне плохим тоном, поэтому Анна Павловна была весь вечер в большом напряжении и вздохнула с облегчением, когда Пьер откланялся.

В следующий раз мы встречаемся с Анной Павловной и гостями ее салона в день Бородинского сражения. Здесь царило все то же псевдопатриотическое настроение. Анна Павловна занимала гостей, пока не собрались все нужные люди для чтения письма патриарха государю. Шерер рассказывала последние сплетни. Грязные подробности она маскировала приличными словами, и все считали ее образцом такта и хорошего воспитания. Наконец, письмо было прочитано. Анна Павловна слушала с неимоверным вниманием уже известные ей слова, всем своим видом показывая преданность родине и государю. У нее было «хорошее предчувствие»: в день рождения государя (помнить о патриотизме!), сражение закончится в пользу России. Гости салона побеседовали о положении России и довольные разошлись, чтобы тут же забыть обо всем. Таким образом, в лице Анны Павловны Шерер Толстой рисует нам законодательницу мод столичной светской знати. Через образ ее и ее салона писатель показывает истинное лицо, нравственный портрет русской аристократии начала 19 века. Главной чертой Анны Павловны является, на мой взгляд, неискренность и лицемерие. Никаких искренних привязанностей или собственных мыслей эта женщина не имеет. Ее благосклонность определяется сиюминутной модой. Ее чувства поверхностны. Шерер цинична. Людей она рассматривает как очередное интересное «блюдо» для гостей своего салона. И патриотичность Анны Павловны, как и ее гостей, наиграна. Неслучайно Толстой дает две сцены в салоне Шерер. В начале романа, когда опасность, угрожавшая России, еще только витала в воздухе, и в конце, перед Бородинской битвой, когда Москва была на волоске от гибели. Никаких изменений в разговорах, поведении, мыслях Анны Павловны и ее гостей мы не видим. Все тот же светский треп и лицемерные разговоры о любви к родине на изящном французском языке. Нет сомнений, что если все изменится и Москву займут французы, салон Шерер будет продолжать спокойно существовать, в нем будут вестись все те же «патриотические» беседы, разве лишь темы для обсуждения немного изменятся.

Учитывая такой настрой русской знати, мы понимаем, что Россия победила Наполеона благодаря лишь истинному патриотизму простого русского народа и лучших представителей аристократии, близких к нему.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/7655

Образ Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

   Роман-эпопея «Война и мир» — одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем.

Писатель раскрывает как социальные вопросы, характеризующие эпоху начала 19 века, так и вечные, глобальные проблемы, интересующие человека во все времена.

Обозначить все эти темы и выявить авторскую позицию в романе Толстому позволяют многочисленные герои «Войны и мира». 

    Первой героиней, встречающей нас на страницах произведения, является Анна Павловна Шерер. В своем салоне на великолепном французском языке она обсуждает с князем Василием Курагиным политическую обстановку в мире в связи с действиями нового «антихриста» — Наполеона. 

    Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. На первый взгляд, Анна Павловна казалась преданнейшей из подданных.

Всем своим видом она показывала, «что ни она, никто другой не могут судить про то, что угодно…императрице». Обсуждая политические действия России в связи с победами Наполеона, Шерер выказывала себя истинной патриоткой: «Россия должна быть спасительницей Европы… Я верю в одного бога и в высокую судьбу нашего милого императора.

Он спасет Европу!..» 

    Но, наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, ловко управляющей «запустившимися веретенами» вечера, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни.

Начнем с того, что Анна Павловна создавала ложное представление о себе в глазах других людей: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой». Всем окружающим Шерер казалась преисполненной «оживления и порывов».

    Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д. 

    Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта».

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина разлука

Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями.

Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна. 

    Теперь нам понятно, почему появление в салоне Пьера Безухова вызвало недовольство и опасения госпожи Шерер.

Ведь Пьер был «несветским» человеком, то есть вел себя естественно, говорил то, что думал, искренне интересовался темой разговора и т. д.

Конечно, такое поведение считалось в салоне плохим тоном, поэтому Анна Павловна была весь вечер в большом напряжении и вздохнула с облегчением, когда Пьер откланялся.

    В следующий раз мы встречаемся с Анной Павловной и гостями ее салона в день Бородинского сражения. Здесь царило все то же псевдопатриотическое настроение.

Анна Павловна занимала гостей, пока не собрались все нужные люди для чтения письма патриарха государю. Шерер рассказывала последние сплетни.

Грязные подробности она маскировала приличными словами, и все считали ее образцом такта и хорошего воспитания. 

    Наконец, письмо было прочитано. Анна Павловна слушала с неимоверным вниманием уже известные ей слова, всем своим видом показывая преданность родине и государю. У нее было «хорошее предчувствие»: в день рождения государя (помнить о патриотизме!), сражение закончится в пользу России. Гости салона побеседовали о положении России и довольные разошлись, чтобы тут же забыть обо всем.

    Таким образом, в лице Анны Павловны Шерер Толстой рисует нам законодательницу мод столичной светской знати. Через образ ее и ее салона писатель показывает истинное лицо, нравственный портрет русской аристократии начала 19 века. 

    Главной чертой Анны Павловны является, на мой взгляд, неискренность и лицемерие. Никаких искренних привязанностей или собственных мыслей эта женщина не имеет. Ее благосклонность определяется сиюминутной модой. Ее чувства поверхностны. Шерер цинична. Людей она рассматривает как очередное интересное «блюдо» для гостей своего салона.

И патриотичность Анны Павловны, как и ее гостей, наиграна. Неслучайно Толстой дает две сцены в салоне Шерер. В начале романа, когда опасность, угрожавшая России, еще только витала в воздухе, и в конце, перед Бородинской битвой, когда Москва была на волоске от гибели.

Никаких изменений в разговорах, поведении, мыслях Анны Павловны и ее гостей мы не видим. Все тот же светский треп и лицемерные разговоры о любви к родине на изящном французском языке.

Нет сомнений, что если все изменится и Москву займут французы, салон Шерер будет продолжать спокойно существовать, в нем будут вестись все те же «патриотические» беседы, разве лишь темы для обсуждения немного изменятся. 

    Учитывая такой настрой русской знати, мы понимаем, что Россия победила Наполеона благодаря лишь истинному патриотизму простого русского народа и лучших представителей аристократии, близких к нему.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8527-obraz-anny-pavlovny-sherer-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Сочинение: Анна Павловна и ее салон в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон

(514 слов) Анна Павловна Шерер — олицетворение высшего петербургского общества, которому Л.Н. Толстой уделяет особое внимание в своем романе. Книга начинается с приема у этой дамы, где встречаются многие герои произведения. Но этим роль Анны Павловны не ограничивается: она появляется множество раз по ходу повествования и влияет на судьбы некоторых персонажей.

В самом модном столичном салоне, где собираются сливки общества, заправляет сорокалетняя фрейлина, приближенная к императрице и знающая обо всех тонкостях светской жизни. В первой главе читатель встречает меткую характеристику Анны Павловны, данную автором:

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. 

Наигранный энтузиазм героини очевиден, ведь в разговорах о политике и патриотичных восклицаниях Анны Павловны проглядывает корыстный мотив ее поверхностной эрудиции и лицемерного такта — она хочет быть в курсе событий, чтобы занимать высокопоставленных гостей и через них улаживать личные дела (как свои, так и чужие, но в обмен на благосклонность в будущем).

В беседе с князем Василием она взяла на себя обязательство устроить женитьбу его блудного сына Анатоля. Сразу бросается в глаза цинизм женщины: она подыскивала повесе богатую невесту и даже не задумывалась, полюбят ли они друг друга. Неудивительно, ведь во всех людях она видела отражение себя — меркантильное, фальшивое, но соответствующее приличиям.

Почти все завсегдатаи салона приходили не ради общения, а для удовлетворения своих нужд: Анна Друбецкая просила за сына, Ипполит Курагин волочился за замужней женщиной, его отец приехал достать место для Анатоля и поговорить о его женитьбе. Разговоры о судьбе России и Европы были лишь предлогом для встречи, а некоторые именитые гости — «десертом» для ценителей.

Показателен эпизод, когда Пьер, нарушивший написанные законы светского общества, стал искренне и горячо спорить с аббатом. Анна Павловна изменилась в лице и подошла к ним, чтобы прекратить беседу, выходящую за рамки равнодушной и легкомысленной трели Ипполита и ему подобных.

После этого вечера Шерер еще не раз напомнит о себе, ведь события, заготовленные в ее салоне, будут развиваться и вновь напоминать о «всеобщей тетушке», как ее назвала Жюли Карагина.

В следующий раз читатель окажется в гостиной Шерер накануне Бородинского сражения и весьма удивится, ведь разговоры элиты ничуть не изменились с той беззаботной поры, когда французская армия не угрожала суверенитету России.

Аристократы все также лениво обсуждали политику, а шепотом и вполголоса интересовались интригами и занимались личными делами. Анна Павловна говорила все то же: царь — ангел, с нами Бог и тому подобное.

Еще бы не сказать, ведь фрейлина чутко уловила моду на патриотизм, но сердцем его не прочувствовала: ни перед Шенграбеном и Аустерлицем, ни перед сражением на Бородино. Поэтому ее фразы звучали выспренне, а манеры говорили о полном душевном спокойствии.

Знатная дворянка ничего бы не потеряла, если бы вместо Александра Первого ее героем стал Наполеон. Она и ее гости также говорили бы на французском пустые речи о том, как хороша и праведна Россия.

В образе Анны Шерер Толстой осудил праздность, лицемерие и равнодушие дворянства к судьбе России. Эти люди и не были русскими, ведь говорили на других языках, одевались по иностранной моде и ориентировались на карте Европы лучше, чем российской карте. Фрейлины и другие бесчисленные сановники лишь проживали капиталы, заработанные народом, и праздновали победы, заслуженные им же.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/anna-pavlovna-i-ee-salon-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/

Роль эпизода Салон А. П. Шерер в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Роль эпизода «Салон А. П. Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Толстой Л.Н.

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.

Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых. Автор открыто показывает свое отношение к ним.

Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует приём антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Хозяйка салона – Анна Павловна Шерер. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует.

Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной.

Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением».

Еще одна дама – Элен Курагина. Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у неё совершенно отсутствует.

В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на неё при описании данного персонажа. Для Элен это её мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется.

Даже при описании её одежды все указывает на её холодность и похожесть на статую.

Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой. Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него – богатство.

В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын – Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает.

Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно.

Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов. Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным.

Анну Павловну совсем не радует то, что начинает происходить: «в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту».

Она боялась, что своим детским желанием поделиться своими мыслями со всеми, вступить в ненужные споры не умеющий жить Пьер испортит ей весь вечер. Толстой симпатизирует Безухову, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке.

Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский. Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете.

Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне. Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками.

Все, что она делала, радовало её: «будто всё, что она ни делала, было увеселением для неё и для всех её окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль.

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре.

Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.

Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

Источник: https://mirznanii.com/a/357926/rol-epizoda-salon-a-p-sherer-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Ссылка на основную публикацию