- Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение, Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле. Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления, Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах,
- ни во мгле.
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно, Я тебя увидал — как слепой вдруг расширит глаза И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна, Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза. Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.
Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?» Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.
И люблю — и любовь — о любви — для любимой — поет.
Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Ветер»
В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости. Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.
В стихотворении «Ветер» К.Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.
- В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги ( «Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).
- Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:
- Я жить не могу настоящим,
- Я люблю беспокойные сны,
- Под солнечным блеском палящим
- И под влажным мерцаньем Луны.
Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).
Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.
Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».
Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».
Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.
Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.
Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Ветер»
17 декабря 2015
Представитель периода увлечения символизмом в поэтическом творчестве, мастер улавливать нюансы окружающего мира и в мелодичном ритме передавать читателям – Константин Бальмонт.
В качестве центрального символа произведения поэт выбирал множество неодушевленных предметов, в частности – силы природы. Ветру автор посвятил не одно стихотворение.
Вариант 1895 года рассказывает нам о восприятии жизни Бальмонтом на тот момент путем символистского переноса человеческого мироощущения на «характер» ветра.
В поэзии «Ветер» автор виртуозно выхватывает из окружающей действительности мимолетные моменты и картинно пишет их, обогащая эпитетами и инверсиями. Он упоминает солнце «палящее» и «шумящие» деревья, короткий отзвук струны и быстрое волнение морской волны. Трогательно и неожиданно звучит в последней строфе поцелуй листвы.
Главная тема стиха – ветер – будто проносится сквозь написанные строки. Анафорическое начало первых двух строф о нежелании и неумении поэта «жить настоящим» роднит его с бурным потоком неугомонного ветерка, который так же вечно в активном движении – он живет настоящей деятельной жизнью. Таким же мечтает быть автор, и он поистине счастлив, когда ритм жизни пробуждает «ненасытную тревогу».
Ураганом летят дни, и чтобы поспевать за ними, нужно быть таким же скорым и смелым. «В бегстве живу» – заверяет поэт. Даже сны, казалось бы, – воплощение покоя и временного забытья, – Бальмонт любит «беспокойные». Ибо не время замирать и умирать, есть возможность ловить скоротечные моменты.
Стихотворение построено методом перекрестной рифмовки. Обилие глаголов помогает полнее передать динамику произведения. Свобода, быстрый ритм изменения описанных явлений, противопоставления – это характерные черты неприкаянного и неуловимого ветра.
Бальмонт показал себя в новом творении как великолепный знаток лирики символизма. Стихийная сущность ветра сплелась в стихах с характером и личной судьбой автора. Короткие видения моментально находят отклик в чувствительном поэтическом сердце и он, как искусный живописец, щедро рисует их читателям в своем романтичном стихотворении.
«Бог и Дьявол» К.Бальмонт
- «Бог и Дьявол» Константин Бальмонт
- Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты,
- Но вы оба велики, вы восторг Красоты.
- Я как туча блуждаю, много красок вокруг,
- То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат,
- И пылают рубины, и чернеет агат.
- О, как радостно жить мне, я лелею поля, Под дождем моим свежим зеленеет земля, И змеиностью молний и раскатом громов
- Много снов я разрушил, много сжег я домов.
- В доме тесно и душно, и минутны все сны, Но свободно-воздушна эта ширь вышины, После долгих мучений как пленителен вздох.
- О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!
Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол»
Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как «Бог» и «Дьявол», ассоциируя их с событиями собственной жизни или же общественными явлениями.
Для Константина Бальмонта эти два мифических персонажа олицетворяют не только понятия добра и зла. Они – залог равновесия Вселенной, две взаимосвязанных части мира и человеческой души.
Рассуждая на тему того, насколько тесно в нашей жизни переплетаются эти понятия, Бальмонт в 1913 году написал стихотворение «Бог и Дьявол».
Следует сразу же отметить, что автор не отдает предпочтение кому-то одному из своих героев, считая, что они дополняют и уравновешивают друг друга. Поэтому поэт относится к ним с равной долей уважения и заявляет: «Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог».
В этой фразе нет сарказма или же неуважения к догмам христианства. Бальмонт признает, что темная и светлая силы в этом мире равны, и их баланс является залогом существования всего живого на планете.
«Одному — мои крики, а другому мечты, но вы оба велики, вы восторг Красоты», — подчеркивает поэт.
Себя он сравнивает с блуждающей тучей, которая постоянно меняет направление своего движения. Однако в этом кажущемся хаосе именно Бог и Дьявол являются путеводными звездами автора, хранят и оберегают его от неправильных поступков. Бальмонт разрушает стереотипы о том, что эти персонажи должны олицетворять конкретные качества и черты характера каждого из нас.
В религии эта тема весьма утрирована, а у Бальмонта приобретает несколько иную смысловую нагрузку. Когда в его душе правит Бог, то поэт чувствует себя созидателем, отмечая: «О, как радостно жить мне, я лелею поля».
Однако если верх берут деструктивные силы, то автор превращается в настоящего деспота, безжалостного и беспощадного, признаваясь: «Много снов я разрушил, много сжег я домов».
Отказаться от Бога в угоду Дьяволу и наоборот Бальмонт считает для себя невозможным, ведь в этом случае пришлось бы избавляться от части собственной души, которая бы утратила ту хрупкую гармонию, которую каждый из нас изначально получает в подарок от высших сил. Преклоняясь перед ними, поэт отмечает: «О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!». Он восхищается коварство и мудростью собственной натуры, понимая, что стал тем, кем является, лишь благодаря равновесию двух противоборствующих стихий.
Стихи Константина Бальмонта о любви
О, женщина, дитя, привыкшее играть.
О, женщина, дитя, привыкшее игратьИ взором нежных глаз, и лаской поцелуя,Я должен бы тебя всем сердцем презирать,А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,Для прихоти твоей я душу погублю,Все, все возьми себе — за взгляд очей прекрасных,За слово лживое, что истины нежней,За сладкую тоску восторженных мучений!Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!
Я ласкал ее долго, ласкал до утра
Я ласкал ее долго, ласкал до утра,Целовал ее губы и плечи.И она наконец прошептала: «Пора!Мой желанный, прощай же — до встречи».И часы пронеслись. Я стоял у волны.В ней качалась русалка нагая.
Но не бледная дева вчерашней луны,Но не та, но не та, а другая.И ее оттолкнув, я упал на песок,А русалка, со смехом во взоре,Вдруг запела: «Простор полноводный глубок.Много дев, много раковин в море.
Тот, кто слышал напев первозданной волны,Вечно полон мечтаний безбрежных.Мы — с глубокого дна, и у той глубины
Много дев, много раковин нежных».
«Люби!» – поют шуршащие березы,Когда на них сережки расцвели.«Люби!» – поет сирень в цветной пыли.«Люби! Люби!» – поют, пылая, розы.Страшись безлюбья. И беги угрозыБесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.Люби любовь. Люби огонь и грезы.Кто не любил, не выполнил закон,Которым в мире движутся созвездья,Которым так прекрасен небосклон.Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Она пришла ко мне, молчащая, как ночь,Глядящая, как ночь, фиалками-очами,Где росы кроткие звездилися лучами,Она пришла ко мне — такая же точь-в-точь,Как тиховейная, как вкрадчивая ночь.Ее единый взгляд проник до глуби тайнойГде в зеркале немом — мое другое я,И я — как лик ея, она — как тень моя,Мы молча смотримся в затон необычайный,Горящий звездностью, бездонностью и тайной.
Ты мне была сестрой, то нежною, то страстной,И я тебя любил, и я тебя люблю.Ты призрак дорогой. бледнеющий. неясный. О, в этот лунный час я о тебе скорблю!Мне хочется, чтоб ночь, раскинувшая крылья,Воздушной тишиной соединила нас.Мне хочется, чтоб я, исполненный бессилья,В твои глаза струил огонь влюбленных глаз.
Мне хочется, чтоб ты, вся бледная от муки,Под лаской замерла, и целовал бы яТвое лицо, глаза и маленькие руки,И ты шепнула б мне: «Смотри, я вся — твоя!»Я знаю, все цветы для нас могли возникнуть,Во мне дрожит любовь, как лунный луч в волне.
И я хочу стонать, безумствовать, воскликнуть:«Ты будешь навсегда любовной пыткой мне!»
То, что люди называли по наивности любовью,То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу,Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу.
Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда.
День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская,Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая.И меня поймут лишь души, что похожи на меня,
- Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!
- Тебя я хочу, мое счастье
Тебя я хочу, мое счастье,Моя неземная краса!Ты — солнце во мраке ненастья,Ты — жгучему сердцу роса!Любовью к тебе окрыленный,Я брошусь на битву с судьбой.Как колос, грозой опаленный,Склонюсь я во прах пред тобой.За сладкий восторг упоеньяЯ жизнью своей заплачу!Хотя бы ценой преступленья —
- Тебя я хочу!
- До последнего дня
Быть может, когда ты уйдешь от меня,Ты будешь ко мне холодней.Но целую жизнь, до последнего дня,О друг мой, ты будешь моей.Я знаю, что новые страсти придут,С другим ты забудешься вновь.Но в памяти прежние образы ждут,И старая тлеет любовь.И будет мучительно-сладостный миг:В лучах отлетевшего дня,С другим заглянувши в бессмертный родник,
Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.
Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,Я тебя увидал — как слепой вдруг расширит глазаИ, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.
Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?»Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.И люблю — и любовь — о любви — для любимой — поет.
- Мой друг, есть радость и любовь
- Мой друг, есть радость и любовь,Есть все, что будет вновь и вновь,Хотя в других сердцах, не в наших.Но, милый брат, и я и ты -Мы только грезы Красоты,Мы только капли в вечных чашахНеотцветающих цветов,
- Непогибающих садов.
Я не могу понять, как можно ненавидетьОстывшего к тебе, обидчика, врага.Я радости не знал — сознательно обидеть,Свобода ясности мне вечно дорога.Я всех люблю равно любовью равнодушной,Я весь душой с другим, когда он тут, со мной,Но чуть он отойдет, как, светлый и воздушный,Забвеньем я дышу — своею тишиной.
Когда тебя твой рок случайно сделал гневным,О, смейся надо мной, приди, ударь меня:Ты для моей души не станешь ежедневным,Не сможешь затемнить — мне вспыхнувшего — дня.Я всех люблю равно любовью безучастной,Как слушают волну, как любят облака.Но есть и для меня источник боли страстной,Есть ненавистная и жгучая тоска.
Когда любя люблю, когда любовью болен,И тот — другой — как вещь, берет всю жизнь мою,Я ненависть в душе тогда сдержать не волен,
- И хоть в душе своей, но я его убью.
- Нет дня, чтоб я не думал о тебе
Нет дня, чтоб я не думал о тебе,Нет часа, чтоб тебя я не желал.Проклятие невидящей судьбе,Мудрец сказал, что мир постыдно мал.Постыдно мал и тесен для мечты,И все же ты далеко от меня.О, боль моя! Желанна мне лишь ты,Я жажду новой боли и огня!Люблю тебя капризною мечтой,Люблю тебя всей силою души,Люблю тебя всей кровью молодой,Люблю тебя, люблю тебя, спеши!
Поэты любовной поэзии
Слушать стихотворение Бальмонта Я люблю тебя
Темы соседних сочинений
← Я вольный ветер↑ БальмонтЯ мечтою ловил →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/balmonta/ya-lyublyu-tebya
Я люблю тебя
ВВЕРХ
Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,Я тебя увидал — как слепой вдруг расширит глазаИ, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.Помню.
Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.Я спросил: «Хорошо, что в душе преломляется лед?»Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.И люблю — и любовь — о любви — для любимой — поет.
Бальмонт, Константин Дмитриевич
«Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение» — так начинается произведение, предположительно написанное Константином Дмитриевичем Бальмонтом в 1932 году.
В это беспокойное время поэт то предается творческим порывам и непрерывно пишет, то впадает в мрачное депрессивное состояние.
Но даже в эти тяжелые дни тема любви, постоянной спутницы его жизни, с новой силой звучит в его произведениях.
«Я люблю тебя…» — это стих- воспоминание о чудесном образе, который оставил в сердце лирического героя, от чьего лица говорит сам автор, неизгладимый след. Это признание не содержит посвящения, поэтому каждая читательница легко может представить себя на месте той, к кому обращается поэт.
Впрочем, женщина, которая сумела настолько воспламенить сердце автора, должна по-настоящему гордиться собой. В творчестве Бальмонта природные стихии – небо, море, солнце и луна, вдохновение и творчество (Пение) всегда занимали центральное место. Трудно представить, что обычное земное существо способно вытеснить их из сознания поэта.
Однако это свершилось. Чувство настолько завладело поэтом, что вместо привычного числа упоминаний себя самого, чаще произносит слово «любовь». Различные его формы встречаются в строках семь раз, в то время как местоимение «я» — всего пять. Поэт не устает повторять «ты», «тебя», словно особое заклинание, которое навеки свяжет его с возлюбленной.
Читателя, а особенно читательницу, несомненно, поразят эпитеты, которыми автор награждает предмет своего обожания. Он не стремится произвести на даму впечатление, подарив ей с неба звезду. Он называет так ее саму, ибо для него она подобна вечному сиянию.
Удивительно для современного человека сравнение возлюбленной с кораблем:
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
Представляется, что под этим символом скрывается мечта, свободная и непобедимая. Как и женщина, к которой обращены строки. Не зря во второй строфе Бальмонт сравнивает знакомство с ней с прозрением слепого. Именно мечта демонстрирует поэту бесконечную гармонию земного (изумруд) и небесного (бирюза):
И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.
Кроме того, корабль в поэзии часто связывается с нашей маленькой планетой, плывущей в безбрежном океане вселенной. Быть может, что значение этого образа намного глубже – возлюбленная отождествляется поэтом с самой Матерью-Землей.
Это произведение похоже одновременно на исповедь, на выражение надежды, на восторженную оду женщине-Земле и гармонии. Оно идеально для признания в любви и обещания счастья.
на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019
Источник: https://poesy.site/poems/4588-ja-lyublyu-tebja.html
Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта
“Фантазия” внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического “наблюдателя”, не конкретизирует психологических обстоятельств его видений.
Поэтому он использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения.
По сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов.
Композиция стихотворения аморфна: каждая последующая строчка не столько расширяет сферу изображения,
сколько варьирует на разные лады первоначальное мимолетное впечатление.
Это впечатление почти не углубляется: лишь в конце второй строфы появляется намек на активность лирического субъекта. Череда вопросительных предложений намечает существование второго, мистического плана стихотворения.
За “тихими стонами” деревьев поэт различает призрачных “духов ночи” – эфемерные создания с “искрящимися очами”.
“Лунное сиянье” дополняется новым качеством: интуиция истолковывает красивую тревогу леса как “жажду веры, жажду бога”.
Однако новый поворот лирического сюжета не получает развития: едва проявившись, интонация мистической тревоги вновь уступает место самоцельному любованию “лесной” декорацией.
Внутренняя выразительность стихотворения – в преображении Статичной Картины застывшего леса в Динамичный, Беспрерывно меняющий свое русло поток образов.
Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены здесь характернейшим для Бальмонта приемом – олицетворением: в стихотворении все движется, чувствует, живет.
Образы вольных стихий (ветра, моря, огня) в художественном мире Бальмонта будто просвечиваются, приобретают прозрачность и глубину символов. Они передают ощущения свободной игры сил, легкости, воздушности, раскованной дерзости, в конечном счете – вольности человека в мире.
В “Фантазии” за быстро меняющимися, калейдоскопически мелькающими ликами зимней ночи – легкокрылое воображение художника, его ничем не скованная творческая воля.
Внешние очертания бальмонтовских образов лишены графической четкости. Тончайшими касаниями поэт наносит лишь контуры предметов, заставляя их будто пульсировать под лунным освещением. Для лирических пейзажей Бальмонта вообще характерны мотивы дрожания, вибрации, трепета, – придающие образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности.
Выделим в стихотворении словосочетания этой семантической группы: “трепещут очертанья”, “роптанья ветра”, “дождь струится”, “искры лунного сиянья” (продолжите этот ряд самостоятельно).
“Фантазия”, как и большинство других стихотворений Бальмонта, пронизана радужной свето-воздушной игрой. Создаваемые образы (сосны, ели, березы и т. д.
) утрачивают вещественность, приобретают летучую невесомость, будто растворяются в “светлом дожде”, в “лунном сиянии”.
Этому способствует пристрастие поэта к нанизыванию многочисленных эпитетов, в цепочке которых тонет определяемое ими существительное.
Другая заметная в стихотворении особенность бальмонтовской поэтики – интенсивная, порой гипертрофированная (самоцельная) музыкальность. Словесно-звуковой поток в “Фантазии” приобретает окраску баюкающего плескания, нежного журчания. Тишина лунной ночи оттеняется всполохами шепота, вздохов, моленья.
Излюбленный ритмический ход Бальмонта – повторы разных типов. Это прежде всего лексические повторы. Часто в границах одного стиха дважды, а то и трижды повторяется одно слово (иногда в слегка измененной форме). Используется и своеобразный принцип лексического “эха”, когда слово вновь всплывает через несколько стихов после своего первого появления.
Так, в третьей строфе – своеобразной музыкальной коде стихотворения – повторяются слова и словесные группы, использованные в первой и второй строфах: Пенье, сиянье, луна, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон.
Еще важнее повтор однородных грамматических конструкций, используемый и в рамках отдельного стиха, и в рамках строфы – благодаря грамматической однородности нивелируются семантические различия слов, так что, например, словесные пары “дремлет – внемлет” или “вспоминая – проклиная” воспринимаются почти как пары синонимов. Часто прибегает Бальмонт к анафорическому связыванию смежных строчек и к внутренним рифмам (найдите в стихотворении соответствующие примеры). Не менее заметна и другая грань звуковой организации стиха – широчайшее использование аллитераций и ассонансов.
Особенно любит Бальмонт инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются звуковые волны Ж-ш-щ-ч, с-з; Велика роль сонорных согласных Л-р-м-н.
Не проходит поэт и мимо возможности эффектно использовать ассонансы: например, в третьем стихе в пяти из восьми ударных позиций оказывается Е, А в шестом – четырежды использован ударный А. Бальмонту присуще умение придать традиционному стихотворному размеру (в данном случае классическому хорею) новый ритмический оттенок.
За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до восьми стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедленности, певучей медлительности, размеренной ворожбы.
Общее ощущение от лирики Бальмонта – непосредственность реакции поэта на мир, его умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, импрессионистичность видения и сильнейшая тяга к внешней музыкальности.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-fantaziya-balmonta/
Анализ стихотворения «Я не люблю тебя» (М.Ю. Лермонтов) | Литерагуру
Михаил Юрьевич Лермонтов — известный поэт и прозаик. Все его произведения наполнены живостью, все его персонажи многогранны и интересны. То же самое можно сказать и о его стихотворениях.
Они полны эмоций, они разносторонни, они открывают внутренний мир творца. Его произведения входят в школьную программу, начиная со средней школы.
Романы, стихи, рассказы Михаила Юрьевича читают и изучают не только в нашей стране, но и за рубежом.
История создания
В 1830-ом году поэт знакомится с Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний Михаил тут же влюбляется в нее. К сожалению, его возлюбленная не испытывала к нему никаких романтических чувств, даже более того, она дала ему такую характеристику:
Неуклюжий, косолапый мальчик с умными, выразительными глазами и язвительно-насмешливой улыбкой.
Спустя некоторое время им пришлось расстаться на целых четыре года. В 1831-ом году Михаил Лермонтов пишет данное стихотворение и посвящает его Екатерине. Он жестоко отомстил за свою поруганную любовь, когда расстроил помолвку девушки, убедив ее в том, что известный литератор, то есть он сам, все еще без ума от нее.
Жанр, направление и размер
Для творчества Лермонтова характерна многожанровость. Он пишет в абсолютно любых направлениях, умело соединяя в своих работах любовь к природе, умные и интересные рассуждения, которые не лишены душевной теплоты. Данное произведение как раз относится к любовной лирике поэта.
Написано «Я не люблю тебя» четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная. Вообще, это не первый опыт Михаила Юрьевича в данной тематике. На тему любви за всю жизнь писатель написал около 160 стихотворений.
Образы и символы
Лирическим героем является сам писатель. Он сравнивает свое сердце и душу с храмом. Образ возлюбленной является божеством. Оно согревает храм своим сиянием.
Герой стихотворения страдает, ему тяжело, но в конце он признает, что, несмотря на все страдания, его душа и сердце по-прежнему остаются храмом для этого божества, а оно само всегда будет для него чем-то особенным.
Темы и настроение
Поэт затрагивает тему переживаний влюбленного человека. В этом небольшом стихотворении Михаил Юрьевич уместил все противоречивые мысли, которые возникают у мужчины, расставшегося с любимой. С одной стороны ему грустно, он вроде бы забыл о чувствах, но с другой стороны ему обидно и неприятно, что все закончилось тем, что он вынужден подавлять свою любовь.
Конечно же, основная тема – безответная любовь и последующая разлука, которая навсегда останется шрамом на сердце. Но лирический герой не может злиться и ненавидеть, он никогда не сбросит свой идол с пьедестала.
Это стихотворение похоже на прощальное письмо, в котором он говорит, что ему пришлось нелегко, но он справился и забыл свою любовь, ему пришлось переломить себя. Все закончилось, но послевкусие разбитого сердца все равно остается.
Идея
В этом стихотворении Михаил Лермонтов передает свои чувства. Он выплёскивает их в стихах, чтобы освободить свою душу и сердце от переживаний, очистить мысли от памяти о бывшей возлюбленной. Но все же она – все еще смысл его жизни, как бы он не хотел обратного. Такая страсть не исчезает, а просто таится в душе, как уснувший вулкан.
Поэт был весьма любвеобилен, что вполне характерно для творческих личностей (они нуждаются в музе). Но в его стихотворениях его любовь всегда печальна.
Роман с Сушковой был довольно интересен, так как в нем Лермонтов сначала никак не мог добиться ее расположения, а потом жестоко обманул свою возлюбленную. Это стихотворение — лишь малая капля в любовной лирике, посвященной Сушковой.
«Я не люблю тебя» можно назвать стихотворением, завершающим любовную эпопею автора, поэтому главная мысль – это озвучить последний аккорд мелодии страсти, которую творец ведет к концу.
Средства художественной выразительности
На первый взгляд, кажется, что стихотворение не имеет особых средств выразительности, но если разбирать более подробно, то можно найти метафоры: «образ жив, хотя бессилен»; олицетворение: «умчался сон»; эпитеты: «прежний сон», «кумир поверженный», «оставленный храм».
Также присутствует инверсия. За счет этого произведение имеет более интересное звучание. В целом, это стихотворение не большое, но автор настолько гармонично сочетает все слова, что оно сразу берет за душу.
Юлия Петрова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-ya-ne-lyublyu-tebya-m-yu-lermontov/