Образование 23 февраля 2017
Существует несколько методов и схем анализа стихотворений.
Все они различаются между собой: некоторые из них в полной мере раскрывают смысл произведения, другие делают упор на форму и стиль.
Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» относится к школьной программе, которая намного проще вузовской, поэтому и план анализа можно использовать тот, что легче.
План
В зависимости от цели анализа, некоторые позиции плана можно объединить или заменить. В целом он будет выглядеть следующим образом:
- Информация о произведении и его авторе. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» следует начать с кратких сведений о поэте. Не стоит переписывать всю биографию. Можно ограничиться только теми эпизодами из жизни автора, которые касаются произведения. То есть необходимо упомянуть, в каком году был написан стих, где опубликован, кому посвящался и т. д.
- Жанр. Нужно не только определить жанр произведения, но и написать о его основных признаках. Также следует определить, является ли этот вид литературного произведения типичным для поэта.
- Тема и проблема. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» подразумевает обязательное определение основной темы произведения и проблемы, которая в нем поднимается.
- Сюжет, композиция, символика. Если в стихотворении присутствует сюжет, его необходимо пересказать. Композиция стихотворения – это соотношение стиля и сюжета. Если в лирическом произведении отсутствует определенный ряд событий, можно просто указать, что стих написан такими-то строфами. Особое внимание стоит уделить символам, которые есть в каждом лирическом произведении. Необходимо объяснить, какую они играют роль.
- Герой. Здесь необходимо дать краткую характеристику главному герою (если он есть).
- Стилистика. Нужно описать, к каким средствам выразительности обратился автор.
- Отношение к произведению. В этом пункте не стоит ограничиваться примитивным «нравится/не нравится». Лучше всего будет написать, что вызвало положительные эмоции в стихотворении, а какой момент показался неуместным или «сырым». На этом анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» можно считать оконченным.
Информация о стихотворении и авторе
Используя представленную выше схему, можно начинать работать с произведением «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения по плану писать намного легче, чем пытаться быстро сочинить что-то уместное.
Автором является Константин Бальмонт. Поэт-символист создавал произведения, наполненные нетипичным и тонким смыслом, который не каждый в силах осознать. В 1895 году увидело мир стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени». История создания этого произведения достаточно прозаична: автор хотел написать о человеческом стремлении к свету и немножко о себе.
Жанр
Каждое стихотворение написано в определенном жанре. Имеет свои особенности и произведение «Я мечтою ловил уходящие тени».
Анализ стихотворения показал, что работа Бальмонта является элегией – сочинением, пронизанным грустью.
Пускай символизм поэта и окрашен в романтические тона, а сам автор говорит восторженно и изысканно, между строк его поэтического произведения притаилась давно возникшая в душе грусть.
Тема и проблема
В своей работе автор рассказывает о простых вещах. По сути, он говорит о своем становлении как поэта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого предстоит провести, рассказывает о том, как трудно чего-то достичь в жизни, но если упорно идти к своей мечте – все возможно.
Строфу, что начинается со слов «Я на башню всходил», можно принимать за описание того, как пришел Бальмонт в литературу. Но если посмотреть на эту фразу в общем контексте, то становится очевидным, что лирический герой произведения никогда не отступал от задуманного.
Сюжет, композиция, символика
Поэт пытался подняться к недосягаемым вершинам. И чем выше приходилось взбираться по профессиональной лестнице, тем менее значимым казались нелицеприятные высказывания завистников. В стихотворении отчетливо прослеживает история о том, что автор имел некие цели и отчаянно к ним стремился.
Итак, Бальмонт, «Я мечтою ловил уходящие тени»… Анализ стихотворения показывает, что прошло время, когда автору причиняла боль чужая молва. И чем ближе он приближался к собственной цели, тем ярче для него «блистало светило».
Используя свои излюбленные символы, поэт говорит, что знает, «как ловить тени». То есть талант позволяет ему останавливать и восстанавливать мгновения прошлого в своих произведениях.
Но он желает идти только вперед, оставив позади неоправданные надежды, потери и горести.
Стилистика
Лирический герой представляется читателю в образе неоромантика, которому хочется познать все законы мирозданья и направляться к свету, своей заветной цели.
Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого уже подходит к концу, состоит из 5 строф, которые объединены одним смыслом.
Основная особенность стилистического решения – это последняя строфа. Она плавно подводит читателя к первой.
Произведение отличается удивительной музыкальностью и плавным строем звуков. Еще одна особенность стихотворения — повтор. То есть последние слова строчки встречаются в следующей, словно образуя соединительную цепочку. Все это добавляет стиху некую таинственность, гармонию, лирическую грусть и красоту.
Завершение
После первого прочтения этого стихотворения воображение сразу же начинает рисовать одинокого человека, который сражается против целого мира. Многим может показаться, что лирический герой борется с космическими законами.
На самом деле он сражается с обществом, а «ловить уходящие тени» — это не более чем извлекать из ошибок прошлого полезные уроки.
Но сколько существует людей, столько существует и мнений, а символизм хорош тем, что каждый может увидеть в стихотворении что-то свое, то, с чем у него возникают определенные ассоциации.
Очень часто ученики, а иногда и учителя задаются вопросом: «Правильно ли я понял то, что хотел сказать автор?» В действительности, только одному поэту известно, что он хотел сказать. Возможно, в его произведении не было никакого послания, а лишь красивое кружево из слов. Так что любое предположение о том, что пытался донести автор, может считаться верным.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/178573/
Бальмонт К. "Я мечтою ловил уходящие тени"
Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.
- Я мечтою ловил уходящие тени,
- Уходящие тени погасавшего дня,
- Я на башню всходил, и дрожали ступени,
- И дрожали ступени под ногой у меня.
- И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
- Тем ясней рисовались очертанья вдали,
- И какие-то звуки вокруг раздавались,
- Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
- Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
- Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
- И сияньем прощальным как будто ласкали,
- Словно нежно ласкали отуманенный взор.
- А внизу подо мною уже ночь наступила,
- Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
- Для меня же блистало дневное светило,
- Огневое светило догорало вдали.
- Я узнал, как ловить уходящие тени,
- Уходящие тени потускневшего дня,
- И всё выше я шёл, и дрожали ступени,
- И дрожали ступени под ногой у меня.
— Какое впечатление произвело на вас стихотворение? ( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)
— Какие картины возникли в вашем воображении? (Закат солнца. Высокая башня….)
-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили? (Повторы).
-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).
— Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует? (Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)
— В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.
— Ещё какие-то особенности вы заметили? (Часто употребляется личное местоимение «я»).
— Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).
-Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» — основа стихотворения.
— Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).
— Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).
— Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.
Лингвистический анализ текста.
— С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).
— А кто подразумевается под «Я»? (Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)
— Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору? ( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).
— Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
— «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится? ( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)
— Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день? (День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
— Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово? (С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).
— Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.
— А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»? (Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)
- И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,
- Тем ясней рисовались очертанья вдали…
- — В каком значении употребляют двойной союз?
- (В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).
— Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.
… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
— Прокомментируйте эти строки.
(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)
— Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.
Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/balmont_k_ja_mechtoju_lovil_ukhodjashhie_teni/85-1-0-1022
Биография и творчество К.Бальмонта. Стихотворение: «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ этого стихотворения
- Доклад по литературе
- На тему:
- Биография и творчество К.Бальмонта,
- Стихотворение: «Я мечтою ловил уходящие тени».
- Анализ этого стихотворения.
- Выполнила:
- ученица 11 «А» класса
- Дмитриева Мария.
Биографическая справка.
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867- 1942), поэт, переводчик. Родился
в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Детские
и отроческие годы прошли в родной усадьбе.
В 1876-84 учился в
классической гимназии города Шуи, из которой был исключен за принадлежность к «революционному» кружку, поэтому гимназический курс закончил в 1886 во Владимирской гимназии.
В этом же году поступил на юридический факультет Московского университета.
Сближается с революционерами-шестидесятниками, через год исключен за участие в студенческом движении и выслан в Шую под негласный надзор полиции.
В 1888 Бальмонту
было разрешено продолжить учебу
в Московском университете, но через
несколько месяцев он оставляет
университет. В следующем году делает попытку продолжить образование в Ярославле в юридическом лицее, но в том же году уже окончательно решает отказаться от «казенного» образования.
В марте 1890 на почве
нервного расстройства пытается покончить
собой, после чего почти год находится
в лечебнице.
Первая книга Бальмонта «Сборник стихотворений» выходит в Ярославле в 1890 и не имеет успеха. В 1891-1892 основное внимание уделяет переводам зарубежной поэзии.
Однако поэтические
сборники «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895) заставляют признать их автора одним из самых ярких и оригинальных представителей символизма в русской поэзии.
В 1896-97 Бальмонт совершает путешествие по странам
Западной Европы (Франция, Испания, Голландия, Англия, Италия).
В мае 1901 Бальмонта
лишают права проживания в столичных и университетских городах сроком на два тода за публикацию стихотворения «Маленький султан», поводом к написанию которого стал разгон cтуденческой демонстрации в Петербурге Бальмонт уезжает в усадьбу Сабынино Курской губернии и целый год работает над новым сборником стихов. Это знаменитая книга — «Будем как солнце».
В 1902 едет за границу, живет преимущественно в Париже, выезжая ненадолго в Англию, Бельгию, Германию, Испанию. В 1903 появляется сборник «Только Любовь Семицветник» — вершина творчества Бальмонта.
Бальмонт сочувственно отнесся к революционным событиям 1905, откликнувшись циклом политических стихотворений, прославляющих «сознательных смелых рабочих».
Сблизившись с
Горьким, он сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь» и в
парижском журнале «Красное знамя». Однако, опасаясь расправы со стороны властей, нелегально покидает Россию.
Многочисленные кругосветные путешествия Бальмонта описаны в книгах о Египте — «Край Озириса» (1914), об Индонезии и народах Океании — «Белый зодчий».
Вернувшись в Россию в 1913 (после амнистии для политэмигрантов), много ездит по стране с лекциями «Океания» и «Поэзия как волшебство». Впервые побывал в Грузии, принимается за перевод поэмы Шота Руставели «Рыцарь в тигровой шкуре».
Весть о начале первой мировой войны застает его на берегу Атлантического океана, и он возвращается в Россию через Англию, Норвегию и Швецию.
Февральскую революцию
Бальмонт встретил с воодушевлением, написал восторженные стихи, Октябрьскую — не принял. В 1918-1920 оставался в Москве.
В 1920 вместе со своими близкими навсегда покидает Россию. Поселился
в Париже. Его литературная деятельность была очень интенсивной: он сотрудничает в газете «Парижские новости», в журнале «Современные записки», в прибалтийских изданиях, много
занимался переводами.
Однако
здоровье его ухудшается: прогрессирует психическое
заболевание. Период 1937-1942 был для Бальмонта
почти бесплодным.
23 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран, близ Парижа, Бальмонт
скончался.
Творчество поэта.
Особое значение для его творчества имело знакомство с Испанией. Последние два года XIX века Бальмонт подолгу живет в Петербурге, общаясь со столичными поэтами-символистами: Мережковским, Сологубом и др. К 1900 он становится одним из признанных мэтров русского символизма, открывшего новые поэтические возможности, обогатившего поэзию в лексическом, интонационном и музыкальном отношениях.
Лирика
К. Д. Бальмонта — неотъемлемая и существенная часть
истории русского символизма. Подобно
другим поэтам символистам, Бальмонт рассматривал все свое творчество как целостный развивающийся текст, состоящий из отрезков пройденного его лирическим героем «пути» постижения и «оправдания» мира. К.Д. Бальмонт — поэт старшей плеяды русских символистов.
В 1890г. в Ярославле вышел первый сборник его стихов «Сборник стихотворений», включавший в себя наряду с переводами около 20 оригинальных стихотворений. Проникнутая тоскливыми мотивами, книга не принесла автору ни удовлетворения, ни успеха. Он скупил почти весь тираж и сжег его. Однако литературное творчество не оставил.
Благожелательно отозвалась критика и о последующих сборниках стихов, выходивших один за другим. Прежде всего, подчеркивалось изящество формы образной речи, ее музыкальность.
Такие сборники, как «Безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие звезды» (1900), «Будем как солнце», «Только любовь» (1903), сделали имя поэта Бальмонта одним из самых популярных среди собратьев по перу, а 90 — е — 900 — е годы стали вершинными в его творчестве.
К. Бальмонта высоко оценивали М. Горький
и А. Блок, С. Городецкий и А. Белый, А. Анненский и Вяч. Иванов. Популярным становилось его имя и за границей, куда он выезжал с лекциями по русской и зарубежной литературе.
Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: «Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души».
Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое «я».
. В творчестве Бальмонта после 1905 г. намечается явный спад. Его поэзия постепенно утрачивает то значение, которое она имела в начале века. Замкнувшись в кругу созданной им поэтической системы, Бальмонт как бы застывает в своем развитии.
Последние два десятилетия
своей жизни К.Д. Бальмонт провел в
эмиграции. Очень
тосковал о родине К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт — поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в
поднебесье
Сам Бальмонт тоже осмысливал свой творческий путь как путь к свету
и радости. В предисловии
к первому тому «Полного собрания стихов» (1909) он писал: «Мое творчество началось… с печали, угнетенности и сумерек, началось под северным небом.
Но, силою внутренней неизбежности, через жажду безгранного, безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу».
Перебрасывая, далее, «звенья» от книги к книге, Бальмонт утверждал, что его мечта «создает мост и уходит в вольные, манящие дали. От бесцветных сумерек к красочному Маю… от незнанья к счастью вечного познания, от гнета к глубокому вздоху освобожденья».
Конкретизируя содержание своего «вечного познания», Бальмонт называет «четыре стихии — Огонь, Воду, Землю и Воздух». С ними, заявляет поэт, «неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении».
- Стихотворение.
- Я мечтою ловил уходящие тени,
- Уходящие тени погасавшего дня,
- Я на башню всходил, и дрожали ступени,
- И дрожали ступени
под ногой у меня. - И чем выше я
шел, тем ясней рисовались, - Тем ясней рисовались очертанья вдали,
- И какие-то звуки
вокруг раздавались, - Вкруг меня раздавались
от Небес и Земли. - Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
- Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
- И сияньем прощальным как будто ласкали,
- Словно нежно
ласкали отуманенный взор. - А внизу подо мною уж ночь наступила,
- Уже ночь наступила
для уснувшей Земли, - Для меня же блистало дневное светило,
- Огневое светило
догорало вдали. - Я узнал, как
ловить уходящие тени, - Уходящие тени потускневшего дня,
- И все выше я
шел, и дрожали ступени, - И дрожали ступени
под ногой у меня. - 1894
Анализ
стихотворения. Я мечтою ловил уходящие тени . . .” Тема- это гордое одиночество лирического героя, это его стремление от здешнего, земного мира – к миру высшему, потустороннему, от Земли – к Небесам. В основе композиции этого стихотворения – контраст – между Землей и небом, между днем (светом) и тьмой (ночью).
“Какие-то звуки вокруг меня раздавались от Небес и Земли”.От Небес и Земли – оба слова в тексте пишутся с большой буквы, значит, им придается символическое значение.
Лирический
герой этого стихотворения
поднимается на башню…
“Я на башню всходил.
И дрожали ступени…”
Он
покидает привычную землю, чтобы приблизиться к свету, к вечности.
“..и чем выше я шел, тем ясней рисовались очертанья вдали”
- Приблизиться
к свету, к вечности ему удается. - “…я узнал, как ловить уходящие тени”
- Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено
- глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к
- своей цели:
- И чем выше я
шел, тем ясней
рисовались,
Тем ясней рисовались
очертания вдали
. . .
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали
выси дремлющих
гор . . .
- Он оставляет позади
прожитые годы — “уходящие тени
погасшего дня”, - уснувшую
Землю, но цель его
все еще далека: - Для меня же блистало дневное светило,
- Огневое светило
догорало вдали. - Но он верит,
что достигнет
заветной мечты. Он узнал, “как ловить
уходящие
тени . . . потускневшего
дня”, т.е. как не зря проживать время,
- отведенное ему в этом мире и все выше шел, дальше, ближе и ближе к своей
- мечте. постоянное повторение слов в
- каждых
двух строчках создает
как бы переливающийся, журчащий ритм: - Я мечтою ловил
уходящие тени, - Уходящие тени погасавшего дня,
- Я на башню всходил,
и дрожали ступени, - И дрожали ступени
под ногой у
меня. - В повторении слов
“ и дрожали
ступени, и
дрожали ступени”, “тем - ясней рисовались, тем ясней рисовались”, “ вокруг раздавались, вокруг меня
раздавались” и т.д. употребляются звуки “р” и “л”, за счет чего
стихотворение получается похожим на журчащие переливы ручья. Идущие слова – «рисовались», «вдали», «раздавались» — создают двойной эффект действия: музыку и ритм движения. Это подтверждает пристрастное отношение Бальмонта – символиста к звуку и музыкальности стиха.
Не страшно отдаляться от чего-то дорогого сердцу, потому что впереди – мир ещё прекраснее высвечивает это же самое, оставшееся вовсе не в прошлом пространстве…
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
Лирический герой делает открытие: всё встречное и вызывающее в его душе восторг одновременно и прощается с ним. Восторг встречи и грусть прощанья сливаются в божественное чувство блаженства со слезами на глазах.
Это высшее состояние человеческого духа, но до следующего шага ввысь…
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Художественно-изобразительные средства этого стихотворения подчинены тому, чтобы создать настроение подъема, движения вверх.
Источник: https://www.turboreferat.ru/literature/biografiya-i-tvorchestvo-kbalmonta-stihotvorenie/224926-1114710-page1.html
Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени …»
- Стихотворение
Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году. - Я
считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и
является гимном символизма. - В
стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и
“очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению
человеческого духа от тьмы к свету.
Вся
образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между
верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною…
»), небесами и
землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается
исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой
(угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные
контрасты.
Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за
новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»),
остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие
тени».
Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает
ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее
обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор»
становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И
какие-то звуки вокруг раздавались…»), что знаменует его полное слияние с
высшим миром.
Величественная
картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические
представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям.
Но здесь
лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими,
космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие
тени…»).
Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в
конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших
символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом»
предназначении поэта).
Однако
стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью,
которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными
переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие
согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом
четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным
наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения
— оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе
и ближе к своей цели.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.litra.ru/
Дата добавления: 08.08.2011
Источник: https://www.km.ru/referats/F3B7973C1E00455195BC2B16D32775EB
Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»
- Стихотворение Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени… « было написано в 1895 году.
- Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
- В стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени», как легко убедиться, есть и «очевидная красота» и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.
Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел»), и низом («А в низу подо мною.
»), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы — значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты.
Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил »), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени».
Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь — пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми.
Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям.
Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »).
Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения — оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.
(1
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-balmonta-ya-mechtoyu-lovil-uxodyashhie-teni/