Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России. Хохломская роспись стала одним из брендов своей страны, вознеся художественное декорирование деревянных изделий на высочайший уровень. О том, как появилась хохлома, как она развивалась и чем живет в сегодняшние дни, с какими именами связан расцвет промысла, а также о секретах технологии традиционной хохломской росписи вы узнаете из этой статьи.
История промысла
Появилось это художественное направление в 17 веке, в Нижегородском округе. Поволжское село Хохлома прославилось на столетья вперед, и именно развивающийся там промысел росписи деревянной посуды принес славу небольшому поселению.
Мастера Поволожья и до появления хохломы занимались декоративной обработкой дерева: резьбой, например, в определенном смысле ставшей предтечей росписи.
Известна эта местность и иконописцами, потому есть предположение, что золотистый цвет хохломской деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.
Возможно, знаменитому промыслу была бы уготована более скромная судьба, но удачное расположение региона способствовало, как сказали бы сегодня, эффективному маркетингу. На ярмарки в Поволжье собиралось так много людей, что слава об отливающих золотом расписных изделиях понеслась далеко за пределы Нижегородчины.
Хохлома XIX век
Но начинали хохломские умельцы не с тех нарядных изделий, которые мы сегодня ассоциируем с хохломой. Серебряный порошок, что при обработке превращался в золотой, стоил слишком дорого. Потому сначала им выполнялась только окантовка посуды. И лишь в 19 веке из олова научились делать тот самый золотистый фон, дешевизна такого способа привела к появлению той самой узнаваемой хохломской посуды.
Народное творчество могло быть забыто в ходе научно-технического прогресса, пришедшего на стык веков: заводские товары стоили прилично дешевле, потому изготовление расписной посуды перестало иметь коммерческий смысл.
И лишь в 20-х годах прошлого века промысел пережил ренессанс: появились профессиональные школы, мастера стали выставлять свои труды на международных выставках, и что такое хохлома, узнал мир именно в те годы.
Люди, имена которых ассоциируются с хохломской росписью:
- Красильниковы – династия выдающихся хохломичей, в которой пять поколений занималось народным промыслом. А.В. Красильников написал книгу «Золотая хохлома», настоящую энциклопедию ремесла, уникальный с точки зрения истории искусства труд.
- Георгий Матвеев – основал школу хохломской росписи в Семенове. Георгий Петрович в течение долгих лет собирал произведения народных умельцев, которые впоследствии приобрели статус музея кустарно-художественных промыслов. Интересно, что художественной обработке дерева Матвеев научился в Холмогорах, будучи арестованным за революционную деятельность.
- Степан Веселов – уже в 5 лет расписал первую ложку, а работы семилетнего мальчика отец уже продавал на ярмарке. Работы именитого мастера присутствуют в собраниях многих музеев. Военные ранения могли помешать продолжению его творческого пути, но рабочую руку не ранило, и в 50-е годы Степан Павлович вернулся к хохломе. Поклонники промысла узнают и чтят веселовское травное письмо.
Династия Гущиных, семья Лушиных – в истории развития хохломы такая семейственность не редкость. Возникновение новых династий может продолжить старинный промысел, дать ему возможность пережить еще несколько витков популярности.
В 60-е годы прошлого века артель «Хохломская роспись» трансформируется в крупную фабрику с тем же названием. На базе фабрики открывается творческая лаборатория, в 90-х годах там открывается цех по изготовлению матрешки, мастерская миниатюрной живописи, а в 2004 году на фабрике появляется участок живописи.
5 лет назад город Семенов обрел статус столицы Золотой хохломы, и в том же году стартовало одноименное международное фестивальное движение.
Сегодня на фабрике активно производятся стильные аксессуары с уже легендарными элементами хохломы. Мотивы, узоры, цвета то и дело вдохновляют фешн-художников создавать коллекции с русским настроением.
Посуда, офисные принадлежности, новогодние сувениры, мебель, миниатюрные работы – список продукции, производимой сегодня в контексте росписи хохломы, впечатляюще длинный.
И к счастью, изделия, выполненные в узнаваемой технике, находят своих покупателей по всему миру.
Основные цвета
Парадокс народного промысла хохлома в том, что имея довольно скудный цветовой набор, художник умудрялся с его помощью делать узоры, точность и цветоподача которых безукоризненны.
Отличительный признак работ — золотистая основа. Золотым мог быть фон или ключевые элементы работы. Золотой цвет – это сама радость жизни, богатство и полнота.
Это цвет роскоши, которая всегда выглядит эффектно.
Другие два обязательных цвета хохломы – черный и красный. Белый цвет и охра стали лаконичным дополнением рисунков. Присутствовали в промысле и росписи на оранжевом, а также изумрудном, алом и бирюзовом фоне. Но они встречались реже и не имели такого спроса, как продукция с вышеобозначенными цветами.
Так или иначе, если вы решили попробовать себя в хохломе, в вашу цветовую палитру смело могут войти:
- черный;
- красный;
- белый;
- оранжевый;
- отборный желтый;
- зеленый;
- коричневый;
- голубой;
- изумруд.
Но цветовой ряд – это не все особенности росписи. Есть у направления и другие хитрости, которые и принесли ему славу.
Разновидности росписи
Мастера направления используют два типа письма – верховое и фоновое. В верховом рисунок художник наносит черной либо красной краской на основу. В фоновой росписи есть красная либо черная основа с золотым узором.
Верховой рисунок
Верховой рисунок предполагает 3 типа орнамента – «травная роспись», а также стилизации «под листок», «под ягодку», «пряник».
Орнаментальные варианты верховой росписи:
-
- «Травная» — осока, белоус и луговик, вот главные элементы росписи. Она пишется завитками и различными мазками, колосками либо ягодками по золотому фону.
-
- «Под листок», «под ягодку» — художники занимаются стилизацией растительных форм. От «травного» рисунка этот вид отличается более крупными мазками, что превращаются в овальные листья, а круглые ягодки ставятся кистевым тычком.
-
- «Пряник» — так именуют геометрическую фигуру, вписываемую в квадрат либо ромб, в середине такой фигуры солнце. Особенность такого орнамента в кажущемся движении узоров.
Выполнение всех этих элементов требует навыка, который нужно тренировать снова и снова.
Фоновый рисунок
В этом случае стоит отметить два типа орнамента – «под фон» и «кудрина». «Под фон» представляет собой очень трудоемкий, искусный процесс, с которым мог совладать не всякий мастер. Обычно эти работы изготавливали для подарка, выполняли их на заказ и за очень высокую цену.
В «кудрине» доминирует не мазок, а контурная линия. Эта роспись напоминает ковер, золотистые кудреватые завитки формируют узорные листочки, цветки и плоды. Выглядит такое изображение очень эффектно, и трехцветия (красный, черный, золотой) вполне хватает для подобной выразительности.
Популярные мотивы и элементы росписи
Начиная учиться хохломе, вы, вероятно, сначала познакомитесь с травной росписью. И первое, что возьметесь рисовать, будут мотивы «под осоку». Это старинный, самый древний тип узора. Его мастер пишет мазками и завитками, маленькими ягодками и колосками. Из нескольких травинок умелец мог изобразить курочку, сидящей на ветке.
Рисунок «под ягодку», «под листок»
В верховом письме господствуют аккуратные мазки, благодаря которым композиция становится воздушной и легкой. Кажется, что изнутри она подсвечена золотистым сиянием. Фоновое же письмо отличает изображение с контурными начертаниями: импровизации здесь быть не может, изначальная задумка мастера должна воплотиться точь-в-точь, без внесения новых мотивов и узоров в процессе.
Новичок начинает с «травной росписи», переходит к мотивам «под ягодку», «под листок», практикуется в «прянике» и «кудрине», учится писать «под фон». Чтобы овладеть каноничными мотивами и узорами, нужно немало времени и еще больше старания, усидчивости, готовности выполнять одно и то, повторять элементы прописей и т.д.
Этапы создания изделия с хохломской росписью
Первый этап – производство грубых деревянных брусков-заготовок. Интересно, что называют эту работу «бить баклуши». Потом мастер с этих заготовок снимет излишки древесины, придаст им форму. Так возникают красивые ковшики, ложки, чашки, шкатулки, тарелки. Неокрашенные изделия называют «бельем» либо основой.
Процесс изготовления изделия с хохломой:
- Покрытие глиной. Основу мастера покрывают очищенной жидкой глиной – «вапой». Она сохнет порядка 8 часов. Потом основу ожидает покрытие олифой, и этот этап очень важен, так как он влияет на качество будущей росписи.
- Обработка поверхности для придания нужного оттенка. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры втирается алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением. Благодаря лужению изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, на деревянную заготовку наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку покрывают спецсоставом и обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок.
- С этого момента можно считать, что работа готова к росписи. В ход идут масляные краски. Самые востребованные цвета – красный и черный (киноварь и сажа), а вот зеленый, желтый и коричневый встречают реже.
- При «верховой» росписи рисунок ложится на серебристую основу. Так, мастер рисует криуль (главную линию), на нее «насаживают» разные элементы – от листочков до капелек.
- Роспись «под фон» подразумевает прорисовку контура орнамента, после чего фон закрашивают черным. Цветки и листочки остаются золотыми.
- Все работы художники расписывают строго вручную, потому точное повторение узора просто невозможно.
- Заключительный этап – покрытие готовой работы лаком. Это делают для того, чтобы она приобрела выгодный золотистый оттенок. Наносят лак не менее чем в 4 слоя, каждый слой сушат. Затем работа отправляется в печку для закаливания.
- Закаливание в печи. Температура 150 градусов, 3-4 часа – и на продукции образуется масляно-лаковая пленка, которая своим золотистым цветом ставит финальную точку в изготовлении хохломского изделия.
Со всеми этапами создания хохломы вы сможете познакомиться в данном видео.
На сегодняшний день в России существует два центра производства каноничных хохломских изделий – фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», что находятся в городе Семенове, а также село Семино, что в Ковернинском районе, известное предприятиями «Промысел» и «Хохломской художник». Но вникнуть в нюансы промысла, познакомиться непосредственно в работе со знаменитыми узорами, может каждый.
Роспись дерева под хохлому – интересное занятие для детей и взрослых, приятное и плодотворное знакомство с русской культурой. Творчество настолько увлекательно, что вслед за расписной ложкой появится и расписная доска, а затем шкатулка и т.д. Увлекательный художественный опыт гарантирован, убедитесь сами!
Источник: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/narodnyj-promysel-hohloma-istoriya-vidy-rospisi.html
Хохлома — красная, чёрная, золотая
Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома».
Хохломская Жар-птица.
История
Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи.
История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка.
Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
Ложки, плошки и всё на свете.
Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
- обилие леса;
- близость Волги — главной торговой артерии;
- распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
- местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.
Техника росписи
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
Этапы производства хохломской посуды:
- изготовление посуды нужной формы;
- сушка;
- грунтовка белой глиной;
- нанесение на поверхность олифы;
- затирка алюминиевого порошка;
- роспись;
- нанесение несколько раз специального лака;
- закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
Мастер наносит роспись на большующую ложку.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:
- спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
- стеблей;
- цветов;
- листиков.
Растительный орнамент.
Основные виды орнамента:
- «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
- «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
- «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.
На Нижегородской ярмарке.
Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.
Источник: https://www.doklad-plus.ru/izo/hohloma.html
Деревянное золото (доклад для 6 класса) | ДоклаДики
Деревянное золото (доклад для 6 класса)
Российская земля всегда была богата талантливыми мастерами. До наших дней дошли традиции многих народных промыслов с многовековой историей. Вот и в Заволжье до сих пор помнят и берегут традиции самобытной росписи деревянной посуды. Название промысла – Хохлома, произошло от наименования деревни, где расписные блюда, чаши и ложки продавали на ярмарках.
Хохлому несложно отличить от других традиционных ремесленных поделок. Основным цветом хохломы является черный, а на нем расцветают красные, зеленые и золотые цветы и ягоды.
Матовый желтый блеск лепестков на утвари в стиле хохломы хоть и напоминает золото, но не имеет к нему отношения. Краска, которой наносится рисунок, имеет серебристый цвет, а желтоватый отлив изделию придает лак, которым покрывают деревянную посуду.
Из-за обилия золотого цвета хохлому даже называют деревянным золотом. Сочетание цветов, используемое в хохломской росписи, выглядит богато и празднично. В старые времена деревянная посуда с хохломским узором считалась ценным подарком дорогим гостям.
Традиционно заготовки под роспись вырезались мастерами вручную. Сейчас большую часть работы выполняют на станках, но основа технологии осталась той же: деревянную заготовку грунтуют, расписывают, лакируют и сушат в печи.
Сейчас такую посуду считают сувениром. Под хохлому расписывают ложки и тарелки, чаши, ковши и бокалы, миски и солонки. Хохломской узор можно встретить не только на посуде: производят ткани с хохломским узором, искусственную кожу, упаковочную бумагу. Используют узнаваемый черно-золотой мотив хохломы и в оформлении помещений.
Хохлома – традиционный для России и любимый многими иностранцами символ открытой, щедрой и прекрасной русской души.
Источник: https://dokladiki.ru/doklad/derevyannoe-zoloto-doklad-dlya-6-klassa
Деревянное золото: публичное выступление, 6 класс, как подготовить?
Выступление можно подготовить по плану.
- Вступление. Немного из истории.
- Процесс изготовления.
- Хохлома сегодня.
Старинный русский народный промысел Хохлома или ее еще называют деревянным золотом, возник в 17-м веке. Родина его — Нижегородская губерния. Типично для росписи использование сочных ягод рябины, клубники, иногда животных.
Наносится роспись на деревянные предметы кухонной утвари — разделочные доски, плошки, ложки, суверирную продукцию, детские столы и стульчики. Набор для окрошки Хохлома — настоящий подарок и полезная полезная посуда в доме.
С некоторых пор хохлому как роспись можно увидеть на холодильниках, автомобилях, футболках, обуви, есть серия кухонной техники, клавиатуры, мышки. Это все, конечно, не народный промысел, но узнаваемый фирменный рисунок.
Не смотря на кажущуюся простоту, хохломская роспись это сложный процесс. На изделиях с такой росписью очень много слоев грунтовки, краски и лака. А для создания золотых узоров позолота не используется.
Фабрики Хохломы находятся в городе Семенове, деревне Семино, а в самой Хохломе посуду никогда не раскрашивали, а только продавали. Так торговое село подарило имя этому народному промыслу. !
Как же изготавливаются изделия Хохлома? Все начинается с больших деревянных чурбанов. Делают заготовки, превращают в гладкие цилиндры.
В наше время весь процесс механизирован, но только не роспись, расписывают вручную и каждое изделие индивидуально и неповторимо.
Из цилиндров мастер делает «белье» — неокрашенную будущую посуду, затем отправляется в печь, где из дерева выходит влага. Затем снова шлифуют и покрывают смесью глины и масла, снова сушат.
Грунтовка закрывает поры в древесине. Опять шлифовка и еще слой глины. Все это делается, чтобы хохломская посуда служила долго и не трескалась.
И это действительно так, у кого есть такая посуда знают, что время не властно над ней. Далее изделие покрывают олифой вручную в несколько слоев. Затем идет слой металлического порошка, то есть лудят посуду.
Металлический порошок хорошо прилипает к олифе и посуда становится блестящей, но серебристой.
Вот затем уже идет процесс раскрашивания. Мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов. Небольшие ягодки и цветы штампуют специальным приспособлением.
Есть два способа разрисовки — под фон или верховой способ. После росписи посуду покрывают слоем лака и она наконец то приобретает фирменный медовый оттенок, поэтому ее и называют «деревянное золото».
Еще пару слоев прозрачного лака и посуда готова.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2411507-derevjannoe-zoloto-publichnoe-vystuplenie-6-klass-kak-podgotovit.html
Золотая хохлома – драгоценный народный промысел.… — мировоззрение — медиаплатформа миртесен
Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:
Первая версия
По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей.
Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти».
И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Вторая версия
Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества.В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области.
В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».
Отличительна черта росписи — это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.
Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.
- Сейчас в городе Семенове работает художественное училилище, готовящее мастеров хохломской росписи.
Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле — хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще — отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:А это роспись «под листок», «под ягодку»:Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.И, вот такой шедевр современной хохломыВ XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение. С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов. Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись». Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом. Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий. В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения — это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель. Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи. А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи. В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области.
- Давным-давно, лет 300 назад,
- В заволжском селе небольшом
- Жиле крестьяне, трудом богатые
- (Об этом скажу я еще потом).
Крестьянину главное что? Стены дома и печь.
- Печь, что кормит, греет и лечь
- На полатях поспать можно, ежели что …
- … Давно это было, ребята, очень давно.
- Умели тогда, в старину, люди жито растить.
- При малом достатке умели счастливыми быть.
- Природу любили, и знали, и уважали.
- За нею следили, творили –
- Трудами своими потом восхищались.
- Я вам из кошницы достану орудия труда
- А после урока опять положу их туда
- Для того, чтоб карбованец в дом заработать,
- Семью с пол зимы прокормить,
- Нужно было внимательными людям быть.
- … Ночь, месяц в небе взошел.
- Он похож был на серп.
- А серпом, не умеючи, многие резали руки.
- И травою осокою резали.
- Вот потому, не от скуки,
- И назвали травою-осочкою кисти мазок первый
- Дождь по небу ночному прошел.
- А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо!
Капля, капелька. Следом – еще и еще.
Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!»
Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет.
А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет.
- Глянул на реку: волны кривые бегут …
- …С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут.
- С утра до полдня пашню крестьянин пахал.
- Там, где надо, он пни и кусты корчевал.
- В вечер поздний, когда он за промысел сел,
- Наш мужик, с удивления, аж обомлел!
- Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить,
- От криуля взять часть – усик или завиток –
- То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить.
- И орнамента можно немного приблизить итог.
Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так.
«Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!»
- Обратила вниманье жена на работу супруга,
- Своего ненаглядного, милого спутника-друга.
- Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок
- И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк!
Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла.
- Куст малины тихохонько в кузов обобрала.
- Положила сюда же смородинок несколько вряд.
- А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят.
- А когда я из лесу уже возвращалась домой,
- Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой.
- Засияли все ягодки да и запахли все краше …»
«Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше!
Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд,
Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!»
«Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. –
- Кормит нас, одевает и украшает Земля!
- Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент,
- То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть.
- Мы ковши все да ложки обмажем сметаною — павом,
- Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром,
- А потом золотыми распишем цветами, листами,
- Для симметрии усик с криулем загнем.
- Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском,
- Да обсушим еще раз в печи,
- Да закрепок сведем …
- Вот тогда мы не только в Руси всем известны –
- По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!»
- Так они и решили. Мы ж с вами сегодня
- Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья!
- Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный!
- Столь хорош он собою, что он не умрет никогда!
Источник: https://idoorway.mirtesen.ru/blog/43097670074/prev
Хохлома – русский народный промысел
Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый.
На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства.
Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.
История промысла
Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.
Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками».
Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя.
Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли.
А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.
В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев.
Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!».
С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.
Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.
Особенности промысла
Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.
Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.
Для хохломской росписи характерны следующие черты:
- Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
- Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
- Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
- Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
- Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
- Специальные технологии нанесения рисунка.
- Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.
Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.
Технология создания
Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.
Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок. На Руси такая работа называлась «бить баклуши».
Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов.
Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.
Дальше поверхность заготовки безоговорочно грунтуется. В качестве грунта применяется вапа или глина. После того, как заготовка загрунтована, ей нужно просушиться около семи часов.
После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.
Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.
Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.
Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.
Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой.
Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой.
Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.
Виды росписи
Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.
Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый. Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:
- Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
- Рисунок «под листок», многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.
- Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.
Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина.
Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.
Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.
Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.
Последняя редакция: 09.07.2018
Источник: https://www.miraterra.ru/khokhloma-russkijj-narodnyjj-promysel/