Краткое содержание сказок андерсена

Ханс Кристиан Андерсен, родившийся ровно 215 лет назад (2 апреля 1805 года), — единственный безоговорочно знакомый всему миру датский писатель. «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» и другие его сказки могли бы запросто лечь в основу голливудских ужастиков или повестей Стивена Кинга.

От некоторых деталей произведений, сотканных автором из богатого скандинавского эпоса, стынет кровь в жилах. При всем этом Андерсен все равно остается невыносимо детским писателем, как и мрачные братья Гримм, просто у них метод такой, иначе сквозь щит физиологической витальности юных читателей не пробиться.

«КП» вспоминает самые странные сказки автора.

«Русалочка» (1837)

То, что мы помним из диснеевского мультика, мюзиклов и аналогичных позитивных работ, не имеет никакого отношения к оригинальной версии «Русалочки» Андерсена. Произведение называлось «Маленькая морская дева» и в первом издании сказки финал такой: главная героиня гибнет.

Ведь принц женился на совершенно другой принцессе, поэтому убитой горем Русалочке предлагают нож, который она должна вонзить в сердце принца, чтобы капли его крови омочили ее ноги, и она стала жить полноценной жизнью. Сердобольная дева на поступок не решается — и прыгает в морскую пучину, погибая и обращаясь в пену.

Чуть позже финал был чуть изменен: Русалочка стала уже не морской пеной, а «дочерью воздуха», которая ждет своей очереди, чтобы отправиться в Царство Божие. Несомненно, более позитивный конец.

Иллюстрация к «Русалочке» из книги начала 20 века. GLOBAL LOOK PRESS

«Стойкий оловянный солдатик» (1838)

Тут все, казалось бы, просто — про любовь. Живет себе солдатик, правда, с одной ногой. Но такое часто встречается среди ветеранов. В инвалида влюблена принцесса-балерина. В это же время тролль (не в том смысле, как сейчас принято) из табакерки пытается соблазнить балерину.

Но солдатик защищает девушку, едва не погибает, проходит море препятствий и возвращается к любимой. Она его дожидается. Без пяти минут хэппи-энд, как… Андерсен сжигает солдатика и балерину. И где? В очаге, печке! Символе любви и домашнего солнца. Мрачный датский троллинг.

Кстати, тролль тоже гибнет, но кому от этого легче?Влюбленных-то за что? За верность чувству?

Иллюстрация художника Валерия Алфеевского, 1963 год.

«Красные башмачки» (1845)

Сказку впервые записали братья Гримм, а Андерсен представил свою версию произведения.

В ней на первый взгляд все вроде как прилично: волшебные туфельки наделяют владельца способностью сказочно танцевать, но не дают остановиться — виновато тщеславие. Мол, нечего хвастаться ими. Но по сути все очень грустно.

Начинается с похорон матери главной героини — сказочно нищей девочки Карен. Мать хоронят в «убогом соломенном гробу» (представить себе такое уже больно).

Девочка идет за траурной процессией в красных башмачках на босу ногу — это подарок от доброй башмачницы, который очень нравится Карен, но не богатой барыне, случайно заприметившей сиротинку.

Обувь малышки («ужасные отрепья») сжигают, а ее саму забирают по сути в рабство — на попечение к богатой барыне, которая и покупает на обряд конфирмации для подросшей девушки другие красные башмаки.

В них и кроется ужас: туфли не дают девочке жить — ноги сами тащат ее в пляс то на кладбище, то в кромешную чащу, то в терновые кусты, раздирающие ноги в мясо. Изможденная Карен встречает ангела и молит о пощаде, но нет, чашу Андерсена надо испить до дна.

«Ты будешь плясать, плясать в своих красных башмаках, пока не побледнеешь, не похолодеешь, не высохнешь, как мумия», — отвечает ангел из детской, напоминаем, сказки.

Дальше больше. Девочка просит палача отрубить ей ноги вместе с башмаками, тот рубит и приделывает вместо ног… деревяшки. На костылях она бредет по полю, но мучения не заканчиваются. Убежавшая красная обувь с обрубками ног не дает Карен попасть в храм и помолиться. Когда ангел все же разрешает девочке войти, она умирает от разрыва сердца прямо на службе. Такое счастье ощутила.

И все почему? Потому что сиротка посмела возгордиться из-за своих красных башмачков и подумала, что богатой барыне понравились именно они. Глубоко.

«Пропащая» (1852)

Главный герой — мальчик, мама которого прачка-пропойца. Она одевает его в «тонкое платьице» осенью и подпаивает из бутылочки тем, «к чему не стоит привыкать».

История пропащей мамаши банальна, как сериал канала «Россия»: была молода и красива, потом влюбилась, но из-за бедности выйти пришлось за нелюбимого, которого уже нет на свете. Элементов фэнтези в этой сказке нет.

Несчастная женщина умирает от тяжелого труда, замерзнув в холодной воде и оставляя сына сиротой. Андрей Звягинцев мог бы снять фирменную драму по этому сюжету — только про нашу страну.

«Девочка, наступившая на хлеб» (1859)

Девочка Инге была просто девочкой — и иногда мучила насекомых: отрывала крылышки мухам, насаживала навозных жуков на ножик и так далее. Выросла, начала работать в помещичьем доме. И однажды отправилась навестить стариков-родителей.

Взяла хлеба, нарядилась, но как только наткнулась по пути на болотистую местность, кинула в лужу хлеб и ступила на него, чтобы не запачкать новые башмачки (фиксация на обуви у Андерсена из детства — его папа был сапожником). Что сказать? Не лучшее решение, но не убивать же за это! Увы.

Девочка буквально вросла в хлебный мякиш ногами, провалилась под землю, где ее ждали жабы, гнилая вода, тошнотворная вонь и прабабушка черта, что забрала Инге в преисподнюю и сделала истуканом, привинченным ногами к хлебу.

«Девочка, наступившая на хлеб» — далеко не самая известная в России сказка писателя.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что у него было с головой?

Об официальных диагнозах писателя неизвестно, но наследственность Андерсена была тяжело отягощенная в психопатологическом отношении. Именем его деда по линии отца пугали детей.

«Ханс Кристиан никогда не забывал, как дразнили его мальчишки, предсказывая, что он будет сумасшедшим, как дед», писала советский скандинавист Людмила Брауде. Отец — сапожник, мать «в связи с пьянством была помещена в богадельню», где и скончалась от белой горячки. Тетя работала в публичном доме.

Маленький Ганс Христиан играл в саду с будущим королем Дании Фредериком Седьмым, потом тот стал управлять страной, а Андерсена отправили работать на фабрику.

Биографы сходятся в том, что он был великой и сложной невротической личностью. Писатель боялся огня (носил веревку, чтобы спастись из пожара), отравления, быть похороненным заживо (просил друзей вскрыть ему артерию перед похоронами — вдруг жив?), страдал тиками. Возможно, пробивной эффект его «сказок» был побочным, а не запланированным.

В таких случаях говорят, что автор был всего лишь пером в чьих-то руках. Единственный хэппи-энд, который случился в сказках Андерсена, был в «Огниве», где бравый солдат и принцесса поженились. Автор ушел из этого мира одиноким и бездетным.

До сих пор он остается одним из самых «непрочитанных» писателей, ведь сказки — лишь часть творчества Андерсена, а полное собрание сочинений насчитывает порядка двадцати томов. У нас в стране оно не издавалось.

  • АВТОРИТЕТНО
  • «Читая его сказки, люди становятся лучше»
  • Андрей КОРОВИН, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН:

«Его «несчастность» заключалась в его гениальности. Вы видели счастливого гения? Кроме того, Андерсен был глубоко больным человеком. В том числе его странный облик определялся, видимо, какими-то эндокринными заболеваниями, на что указывают исследования современных врачей. Однако Андерсен сумел создать то, что близко и понятно и по сей день.

Взаимоотношения Андерсена и фольклора, наверное, таковы, каковы были взаимоотношения с фольклором у Пушкина. Что-то берет, добавляет свое и возникает новый гениальный текст. Мы впускаем Андерсена в свой дом, и он сопровождает нас всю жизнь. Его роль в том, чтобы человечество шло вперед. Я надеюсь, что, читая его сказки, люди становятся лучше».

Источник: https://www.kp.ru/daily/27111/4188131/

Краткое содержание сказок Ганса Кристиана Андерсена

Дюймовочка

Дюймовочка — крошечная девочка всего «с дюйм ростом», фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда — счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Огниво

Солдат — герой народной истории о солдате, который женится на королевской дочери и становится правителем государства. Сохраняя черты фольклорного персонажа, Андерсен с симпатией изображает ловкого и сметливого С.

, который, завладев волшебным огнивом, убивает «старую безобразную ведьму», расправляется с королем и королевой, прятавшими от него свою дочь, и, уступая требованиям горожан, сам становится королем и женится на прекрасной принцессе. В то же время отношение Андерсена к своему герою окрашено мягким лукавым юмором. С.

не только ловок и отважен, но и легкомыслен и не лишен тщеславия. И все же лучшие душевные качества С., его доброта и смелость, делают его, в глазах автора, достойным полученной им награды.

Принцесса на горошине

Принцесса на горошине — образ, созданный по мотивам народных сказок, в которых принцессе приходится выдержать испытание — доказать, что она удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. К своей героине Андерсен относится с лукавым юмором.

После испытания ни у кого не остается сомнений в том, что девушка, которая дождливой ночью пришла в королевский замок, действительно принцесса. «Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и пуховиков — такою деликатною особою могла быть только настоящая принцесса». В невероятной изнеженности П.

, делающей ее достойной невестой принца, Андерсен, по его словам, в комической форме запечатлел свою собственную необыкновенную чувствительность, которая часто служила ему поводом для шутки.

Русалочка

Русалочка — сказочный образ, созданный на основе народного поверья, творчески переработанного Андерсеном. Народное поверье гласило, что русалка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. По словам Андерсена, подобное обстоятельство заключало в себе элемент случайности.

Поэтому он позволил своей героине «идти более естественным, прекрасным путем». Ценой неимоверных страданий Р. так и не удается завоевать сердце прекрасного принца. Она умирает, превращаясь в пену морскую. И все же Р. не желает поступить так, как советуют ей сестры: убить принца и вновь оказаться в своем подводном дворце.

Душевная красота и благородство не позволяют Р. купить жизнь и счастье ценой смерти любимого: «…она посмотрела на острый нож и снова устремила взор на принца, который во сне произнес имя молодой жены. …и нож дрогнул в руках у русалочки, но она отбросила его далеко в волны». В Р.

писатель воплощает идеал самоотверженной, жертвенной любви, не имеющий ничего общего с эгоистической жаждой наслаждений и счастья. Р. стала символом творчества писателя и символом Дании.

Ханс-чурбан

Ханс — образ, созданный по мотивам народных сказок. Трое крестьянских сыновей сватаются к королевской дочери, и самый младший одерживает победу. Как и герой народных сказок, которого считают глупым и дают ему прозвище Ханс-Чурбан, X.

Читайте также:  Золотой ключик, или приключения буратино - краткое содержание сказки толстого а. н.

вовсе не глуп, а, напротив, сообразителен и находчив.

В отличие от своих братьев, один из которых собирается покорить принцессу тем, что знает наизусть латинский словарь и все городские газеты за три года, а другой заучил весь свод законов и может говорить о государственных делах, X.

преподносит принцессе дохлую ворону, деревянный башмак и грязь вместо подливки. Он не лезет за словом в карман и на любой вопрос принцессы тотчас же находит подобающий ответ. X. побеждает, потому что, в глазах Андерсена, схоластическая ученость не может соперничать с природной непосредственностью и смекалкой.

Стойкий оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик — сказочный персонаж, воплощение несгибаемого мужества, стойкости и упорства. Он явный неудачник. На его отливку не хватило олова, поэтому он стоит на одной ноге. Но он стоит на ней «так же твердо, как другие на двух». Основная черта его натуры — необычайная твердость духа.

Он отправляется в опасное плавание в легкой бумажной лодочке, вступает в поединок с большой наглой крысой, не теряется, оказавшись в животе огромной рыбы, и так же мужественно ведет себя в горящей печи. Он погибает в огне вместе со своей любимой, вырезанной из бумаги прекрасной танцовщицей.

Огонь расплавляет его, но остается невредимым его «маленькое оловянное сердечко» — символ любви, верности и бесстрашия.

Гадкий утенок

Гадкий утенок — сказочный образ, в котором воплощены представления автора о судьбе и назначении гения: вопреки всем обстоятельствам, он обязательно добьется признания и славы. Г. у., родившемуся в утином гнезде, приходится многое претерпеть в жизни.

Его считают безобразным, так как он совсем не похож на остальных обитателей птичьего двора, «ограничивающих пределы мира канавкой с лопухами». Таким же безобразным и ни на что не способным он кажется коту и курице, живущим у старушки в ее убогом домике. Он страдает от враждебности окружающих и мучительных сомнений в самом себе.

Но однажды он чувствует, что у него выросли крепкие крылья. Он слетает на воду и видит в чистой, как зеркало, воде свое собственное отражение. Г. у. превратился в прекрасного лебедя. «Теперь он был рад, что перенес столько горя: он лучше мог оценить свое счастье и всю красоту, что его окружала». Образ Г. у. во многом носит автобиографический характер.

Как отмечают критики, в истории Г. у. Андерсен в аллегорической форме убедительно рисует борьбу, которую пришлось вести ему самому на пути к славе и почестям.

Соловей

Соловей — сказочный образ, воплощение истинного живого искусства. С. изгоняют из императорского дворца, в котором его место занимает искусственная птица. Он возвращается в тот момент, когда император лежит на смертном одре. С. утешает и ободряет больного.

Его пение прогоняет ужасные призраки, и сама смерть, заслушавшись соловья, покидает комнату императора. Искусство сильнее смерти. Но художнику, как воздух, необходима свобода. С. просит императора не оставлять его, как прежде, при дворе, а позволить ему прилетать, когда захочется.

Он будет петь «о счастливых и несчастных, о добре и зле», таящихся вокруг. С. летает повсюду, он знает жизнь и может рассказать императору обо всем на свете.

Дорожный товарищ

Йоханнес — сын бедного крестьянина, получивший от отца в наследство 50 риксдалеров и отдавший свои последние деньги на погребение другого бедняка, чудесным образом оказавшегося впоследствии его попутчиком-помощником, с помощью которого он женится на прекрасной принцессе и получает королевство. Переосмысливая образ героя народной сказки, Андерсен усиливает моральный смысл действий И. Самоотверженная любовь к околдованной троллем жестокосердной принцессе заставляет И. выдержать все испытания и проявить лучшие черты своего характера.

Снежная королева

Герда — сказочный образ маленькой девочки, воплощение любви, верности, мужества и бесстрашия. Сила Г., по словам Андерсена, «в ее милом, невинном детском сердечке». Г. спасает своего друга Кая, околдованного Снежной королевой. В сердце Кая проник осколок «волшебного зеркала тролля», и все вокруг предстает перед ним в искаженном виде.

Злая Снежная королева кажется ему умной и прелестной, образцом совершенства. Она увозит Кая в свой волшебный замок. Г. приходится преодолеть множество трудностей, прежде чем ей удается отыскать своего друга. Но ее любовь преодолевает все преграды. Слезы Г., упавшие Каю на грудь, растопили лед, сковавший его сердце. Победа Г.

выражает философскую идею сказки — торжество искреннего, непосредственного чувства над холодным и бесстрастным разумом.

Тень

Ученый — умный молодой человек, писавший книги об Истине, Добре и Красоте. Но до его книг никому нет дела. Его преследуют горе и заботы. Он заболевает и становится слугой собственной тени.

«Тень отлично умела держаться господином, а ученый по доброте сердца даже и не замечал этого». Тень обращается к нему на «ты» и в конце концов начинает выдавать себя за У., а его называть собственной тенью.

Когда тень присваивает его ум и знания и сватается к королевской дочери, У. намеревается открыть ей глаза на ее будущего супруга: «Я скажу ей все! Скажу, что я человек, а ты только тень!» Однако все его попытки разоблачить обман ни к чему не приводят.

От него избавляются, а тень празднует свадьбу с принцессой. У. — воплощение чести и добра, для которых нет места в мире, где правят обман, хитрость и ложь.

Источник: https://school-essay.ru/skazki-gans-kristian-andersen.html

«Русалочка» – краткое содержание: краткий пересказ сказки Андерсена

«Русалочка» – знаменитая сказка датского писателя Ганса Христиана Андерсена. По мотивам известной истории созданы мультфильмы, ее образ используется в кино, мюзиклах, мультипликационных и обычных сериалах в разных странах.

Милая, где то наивная, но при этом гордая и смелая девушка – все это Русалочка. Сегодня мы раскроем краткое содержание, сюжет и образы главных героев.

Краткая характеристика героев

Практически все герои сказки описаны в положительном ключе. Все они добрые, честные, все любят по-своему. Какие персонажи встречают в сказке Андерсена?

Главные герои

  • Русалочка. Младшая, самая любимая дочь Морского Царя. Добрая, открытая, в чем-то наивная.
  • Принц. Красивый молодой юноша, добрый сердцем и душой, мечтающий найти свою спасительницу.

Прочие персонажи

  • Морской Царь – отец шестерых русалок, вдовец.
  • Бабушка русалок, рассказывающая им о жизни на земле.
  • Старшие сестры, морские девы – пять девушек, готовых пожертвовать многим ради сестры.
  • Принцесса – милая девушка, которая нашла Принца на берегу после того, как его спасла Русалочка.
  • Морская ведьма – единственный отрицательный персонаж; колдунья, способная на магические заклинания ради собственной выгоды.
  • Дочери воздуха – чистые души, способные распознавать таких же существ.

Сжатый пересказ сказки

Для тех, кто не успевает прочитать всю сказку, представляем ее краткий пересказ. Но надеемся, что вы прочитаете «Русалочку» полностью.

В глубоком синем море, в прекрасном коралловом дворце живут русалки – существа с телом человека и рыбьими хвостами. Их отец, Морской Царь, заботится обо всем синем море, но прежде всего – о своих шести дочерях. И самая младшая из них, Русалочка, дороже ему всех на свете.

Бабушка русалок рассказывает им истории о жизни людей на земле, а младшая сестра мечтает увидеть все это своими глазами.

В день своего пятнадцатилетия морским девам впервые разрешается подняться на поверхность моря. Юная красавица в нетерпении всплывает наверх и видит огромный корабль, на котором идет веселье. Больше всех среди красиво одетых людей ей приглянулся молодой юноша.

Неожиданно начинается буря и судно попадает в шторм. Русалочка спасает молодого красивого Принца и безнадежно в него влюбляется чистой, нежной любовью. Но она не человек, поэтому ей приходится скрыться и никому не рассказывать о том, что случилось.

Для того, чтобы быть ближе к объекту своей любви, Русалочка соглашается на сделку с Морской Ведьмой. Она отдает колдунье свой прекрасный мелодичный голос, при этом обретает пару стройных ног и становится внешне похожей на человека. Каждый шаг по земле отзывается в ней болью, но влюбленная девушка готова на все, лишь бы находиться рядом с Принцем.

Но Морская Ведьма ставит ей еще одно условие – если юноша ее не полюбит, она умрет и превратится в морскую пену.

Русалочка встречается со своей любовью, танцует с ним, но не может сказать ни слова. Принц очень тепло относится к девушке и рассказывает ей, что давно влюблен в ту, кто спасла его после шторма. Но при этом он не знает, кто она и где ее искать. Он даже представить себе не может, что это милая Русалочка, а она не может ему это рассказать.

Отец Принца находит ему более подходящую партию. Принцу кажется, что именно эта девушка стала его спасительницей, поэтому он решает жениться на ней.

Сестры Русалочки тоже готовы отдать все, чтобы вернуть свою любимую сестру домой. Они обменивают у Морской Ведьмы свои драгоценные волосы на волшебный нож. Девушке предлагают убить Принца, чтобы обрести хвост, вернуться в семью и море.

Русалочка заходит в спальню к молодоженам, но смотриn на них и понимает, что не сможет убить юношу. Девушка не идет на эту жертву – для нее счастье любимого дороже ее страданий и даже жизни.

С наступлением утра Русалочка выходит на палубу, чтобы бросится в море и превратиться в морскую пену. Но дочери воздуха забирают ее к себе, потому что такая чистая душа должна быть счастлива даже после смерти.

Сюжет сказки Русалочка

Любовь и самопожертвование – вот о чем сказка Ганса Христиана Андерсона Русалочка. Краткое содержание и сюжет рассказывают о том, на какие поступки готов человек, который искренне любит. Ведь Русалочка пошла на сделку, которая не сулила ей ничего хорошего.

У нее забрали голос, отдав взамен ноги, которые ей самой не были нужны. Но они были той необходимостью, которая бы позволила быть ей рядом с любимым человеком. Кроме того, второе условие сделки ставило ее в тяжелое положение – ведь ей грозила смерть.

Но ничего не боялась хрупкая, но смелая девушка.

В чем идея сказки

Краткое содержание сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена рассказывает нам о трогательной, безответной любви девушки к прекрасному юноше.

Девушки, отличающейся от всех как внешне, так и внутренне, но ее любовь настолько сильна и прекрасна, что любые преграды ее не останавливают.

Ради этой любви она готова пожертвовать всем – своей необычной внешностью, красивым голосом, и даже своей жизнью.

При этом столь трагичный финал не остался без внимания автора. Ведь искренность Русалочки заметили девы воздуха, и она приобрела новую, счастливую жизнь на небе. Ведь даже невидимая, она улыбается Принцу, целует его невесту и улетает.

Читайте также:  Анализ стихотворения баратынского звезда

В очередной раз сказка учит нас, что добро всегда побеждает зло, а любовь, искренность и отвага никогда не останутся без вознаграждения.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/skazka-andersena-rusalochka.html

Творчество Г.Х.Андерсена — Великие сказочники. Г.Х.Андерсен

АНДЕРСЕН Ганс Христиан
(Hans-Christian Andersen, 1805–1870) — датский поэт, примыкавший к
романтической школе. Его сказки — одно из значительнейших явлений в мировой
литературе XIX в. Р. в семье бедного сапожника, в старинном датском городе
Одензе, сохранившем много средневековых обычаев. 

В жанровом отношении творчество Г.Х.
Андерсена очень разнообразно: романы, стихи, пьесы, путевые очерки,
автобиографическая проза, но именно сказки составляют большую часть его
литературного наследства и именно они принесли ему мировую известность.

Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в
правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для
взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории.

Интересно, что
далекий от мира литературной критики физик Эрстед сразу после выхода первого
выпуска сказок увидел талант их автора и пророчески заметил, что именно этот
жанр сказки сделают имя Андерсена бессмертным.

 
Всего им было опубликовано 4 сборника: «Сказки, рассказанные детям»
(1835–1842), «Новые сказки» (1845–1848), «Истории» (1852–1855), «Новые сказки и
истории» (1855–1872). В них входит 156 сказок – это все, что написал Андерсен в
этом жанре. Каждый из этих сборников представляет собой законченное целое. 

Началом его творчества как сказочника
считают 1835 г., когда писатель начал обрабатывать сказки, услышанные им в
детстве. м была подчеркнута и собственная оригинальная манера повествования –
так, как рассказал бы их детям.

Эдвард Колин в своей книге об Андерсене
припоминает, что писатель часто, развлекая детей с семьях, в которых часто
бывал, рассказывал им истории, которые либо придумывал сам, либо брал из
известных сказок, но при этом разнообразил старую историю своими шутками,
юмором, интересными фактами. Детям и взрослым эти устные рассказы писателя
очень нравились. Таким образом и была найден собственный стиль для популярного
в эпоху романтизма жанра сказки. Трудность его осуществления заключалась в том,
что надо было перевести устную речь в письменную. Для этого Андерсену пришлось
создать новый письменный язык. 

Писатель не сразу понял ценность
избранного им нового жанра, но успех его сказок не только у детей, но и у
взрослых подсказал ему мысль использовать сказки для передачи идей взрослым
читателям: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и
рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно
дать пищу для размышлений!» 

С этого времени и будет действовать
знаменитый принцип «айсберга»: фабула, язык и сказочное окружение – для детей,
а идеи, глубина содержания – для взрослых, для тех, кто читает им книгу.

Это
сообщало сказкам особую наивность и непосредственность, близкую детям, и
одновременно создавало второй, философский план, который недоступен детям, но
помогает осмыслить их взрослым. Эта оригинальная форма повествования разовьется
у Андерсена постепенно, достигнув совершенства после 1843 г.

Тому подтверждение
сказки: «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Ель», «Девочка со спичками»,
«Воротничок». 

Сказки второго периода творчества на
более высоком философском уровне будут рассматривать старые темы: сказка
«Соловей» развивает идеи «Свинопаса», написанного в первый период творчества –
о подлинных и мнимых ценностях человеческой жизни; в «Снежной королеве»
повторится, но существенно дополнится тема преданности, жертвенной любви,
активной доброты, рассмотренной писателем ранее в «Диких лебедях». Он разглядел
и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда
из «Снежной королевы» или Эльза из «Диких лебедей», чей бескорыстный героизм и
жертвенность затмевают деяния могучих героев. Совершают подвиг жертвенности и
преданности неприметные девочки, чьи души пронизывает и двигает великая
самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец.
Романтический конфликт личности и общества, незаурядного человека и толпы,
рассмотренный писателем в сказках 30-х гг., получит дальнейшее развитие в
сказке «Гадкий утенок» (1843), которую можно прочитать как обычную детскую
сказку о животных и как автобиографическое произведение. Сказка «Ель» о смысле
жизни, о радостях каждодневного существования. О наивных мечтах, об
одиночестве. Перед нами жизнь человека. Не увидевшего собственного счастья,
откладывающего начало настоящей жизни на завтра. Эта же тема звучала в
отдельных сказках прошлых лет, например, в «Райском саду», но теперь она
становится глубже и многозначней. 

Истории, рассказанные Андерсеном в
40–50-е гг., становятся в сюжетном отношении намного проще, связь с фольклором
резко ослабляется без ущерба для художественных целей писателя, а позже и вовсе
становится неощутимой.

Он расстается с волшебниками, феями, королевами
воображаемых стран, нежитью лесов и вод, его притягивает окружающее, люди из
плоти и крови, с их тревогами, радостями, бедами, с их достоинствами и
несовершенствами, с их трудной судьбой.

Он так говорил об этом: «Нет сказок
лучше тех, которые создает сама жизнь». Теперь писатель расстался со сказочной
бутафорией и неизменно счастливыми концовками. 

Героями своих историй и сказок автор
делает предметы быта: старые воротнички, выброшенные хозяйкой, ржавая
штопальная игла. Это и обитатели птичьего двора, крысы, мыши, высохшая ель и т.
д. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими
свойствами.

А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее
неведомый, разнообразный в своих проявлениях мир, пробудив интерес к цветам и
деревьям, стершейся монетке, старой штопальной игле, бутылочному осколку. У
всех своя история, судьба. Эти герои нужны Андерсену для того, чтобы рассказать
людям о них самих.

Он довел до виртуозности умение сочетать два плана –
волшебный и житейский. Чаще всего Андерсен пользуется этим приемом для
сатирических целей: очеловечивая неодушевленные предметы, он высмеивает и
осуждает не их безвинную суть, а людские пороки: чванство, хвастливость,
корысть, высокомерие.

Тот же прием используется и для возвеличивания наиболее
ценимых им в человеке свойств: стойкости, мужества, верности, общественной
полезности. 

Некоторые сказки 40-х гг. имеют
грустный конец. Например, в сказке «Девочка со спичками», созданной в жанре
пародии на рождественский рассказ, счастье приходит к замерзающей девочке лишь
в предсмертном сне. Люди, проходившие мимо нее, приняли ее за груду грязных
тряпок.

Важным моментом для понимания сказок
писателя, особенно, написанных во второй период творчества, является и то, что
Андерсен был верующим человеком.

Его вера органически вплеталась в сюжет его
произведений, нередко руководила его героями, совершая с ними те необыкновенные
чудеса, которые прямо указывали на их источник – божественные силы.

Евангелие,
молитва «Отче наш», ангелы Божьи и другие четкие атрибуты христианской веры
введены у Андерсена непосредственно в текст, а не проходят намеками контекста,
не представляют собой символы и знаки. В то же время к его вере в Бога
примешивалась и значительная доля суеверия. 

Многие сказки и истории 2-го периода
по жанру близки притче: они многозначны, условны по содержанию, в них
рассматриваются так называемые «вечные» проблемы: смысл жизни, отцы и дети,
жизнь и смерть и т. д. Примером такой истории является сказка-притча «Мать».

Смерть в образе старика похитила у матери ребенка и родительница, чтобы узнать,
в какой стороне находится обитель смерти, дарит свои глаза озеру, прижав к
груди терновник, согревает его, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы
старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Она
сама отказалась от спасения своего сына, когда увидела его судьбу в колодце –
это была страшная жизнь. Хуже смерти.

Женщина согласилась с решением Бога: «Не
внемли мне, когда я прошу о чем-либо, несогласная с Твоей всеблагой волей! Не
внемли мне! Не внемли мне!» 

Андерсен не только высмеивает людские
заблуждения, он неустанно напоминать слишком много о себе возомнившему человеку
о вечности.

Андерсен не устает это делать, его позднее творчество окрашено
иронией, сарказмом, печалью и горечью, он вовсе не так добр и снисходителен,
как в своих ранних сказках, когда сердце было полно веры и надежд. Во многих
сказках и историях 40–60-х гг.

Андерсен упоминает имя Иисуса Христа, ссылается
на божественные силы, волю творца, приводит названия и цитаты молитв и т. д.
Такие произведения в советское время соответствующим образом переделывались,
сокращались. Больше всех от цензуры пострадала самая известная и объемная
сказка писателя «Снежная королева».

В оригинале Герда, чтобы успокоить снежную
вьюгу, которая встретила ее перед дворцом Снежной королевы, читает молитву
«Отче наш» и т. д. Но даже в этом исправленном тексте есть эпизод, когда Герда
поет Каю рождественский псалом: «Розы цветут…Красота, красота! Скоро узрим мы
младенца Христа!» 

И каждая сказка Андерсена учит
ребенка чему-то новому, расширяет его кругозор, будит его фантазию. Прочитав
сказку «Соловей» почему бы не поговорить с ребенком о Китае, а прочитав «Калоши
счастья» рассказать ребенку о Дании.

Я уже не говорю, что «Снежная королева»
Андерсена воспринимается детьми как захватывающий авантюрный роман. Этому
способствует и яркая образная система датского писателя.

Он настолько живо
описывает своих персонажей, что они часто служат героями детских рисунков. 

Но главная ценность сказок Андерсена
в том, что они обращаются не только к разуму ребенка, но и к его сердцу.
Мастерством своего пера великий сказочник внушает детям сострадание к
Русалочке, восхищение отважной Гердой и Верным Оловянным Солдатиком.

В сказках
Андерсена есть еще одно большое достоинство – в них практически нет насилия и
жестоких сцен (если не считать насилием похищение Дюймовочки или предполагаемую
казнь Солдата в «Огниве»). Все его истории очень мудрые и добрые.

Вот только
иногда они бывают с грустными концами. 

Все названные выше особенности
подчеркивают то новое, что появилось в сказках писателя в период зрелого
творчества. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы
в равной мере и взрослым.

Источник: https://sites.google.com/site/velikiesk/home/tvorcestvo-g-h-andersena

Лучшие сказки Андерсена по возрастам

Home

Детские книги в США

Лучшие сказки Андерсена по возрастам

Ганс Христиан Андерсен — великий сказочник, живший в Дании два с лишним столетия назад. Его перу принадлежат волшебные истории, которые передаются из поколения в поколение и которые знают дети и взрослые со всего света. Сказки Андерсена настолько самобытны, что резко выделяются среди произведений других писателей-сказочников.

Обязательно познакомьте своего ребенка с творчеством этого писателя — ведь несмотря на то, что в его сказках много печали и грусти, благодаря их поэтичности и красоте в душе каждого пробуждаются самые теплые и светлые чувства. Помимо увлекательного сюжета сказки Андерсена всегда несут глубокий смысл человеческой сути и бытия.

Читайте также:  Красное и чёрное - краткое содержание романа стендаля

О том, в каком возрасте какие сказки стоит прочитать своему ребенку — в нашей сегодняшней статье.

За счет своей метафоричности и неспешного повествования со множеством эпитетов и деталей сказки могут быть сложны для восприятия маленьким детям.

Поэтому, начинать знакомство со сказками Андерсена лучше не раньше трехлетнего возраста.

Каждому возрасту — свои сказки, сначала сказки с хорошим концом, затем — поучительные, а в более старшем возрасте — печальные, но заставляющие задуматься о важных вещах. 

3 — 5 лет — самые добрые сказки с хорошим концом

Дюймовочка — Сказка о крошечной девочке с добрым сердцем, которая проходит много испытаний и приключений, но все заканчивается благополучно.
Гадкий утенок — Сказка про маленького утёнка, который был не похож на остальных и на долю которого выпало немало насмешек и унижений со стороны окружающих и который в конце-концов стал прекрасным лебедем.
Дикие лебеди — классическая история про падчерицу и злую мачеху. Мужество и героизм юной Элизы помогают преодолеть все жизненные трудности, а добро в итоге торжествует над злом.
Огниво — сказка о ловком и сметливом солдате, который благодаря своей смелости и находчивости женится на королевской дочери и становится правителем государства.

5-6 лет — длинные сказки с более сложным сюжетом, чтение на несколько вечеров

Снежная королева — красивая и трогательная история о маленькой девочке Герде и торжестве чувств над холодным разумом. Сила Герды, которая, заключена в ее милом, невинном детском сердечке помогает ей спасти своего брата Кая от Снежной Королевы.
Русалочка — сказка, ставшая символом творчества Андерсена и символом Дании. Душевная красота и благородство не позволяют Русалочке купить жизнь и счастье ценой смерти любимого и она умирает, превратившись в морскую пену.

6 — 7 лет — короткие поучительные сказки с моралью и глубоким смыслом

 
Соловей — сказка о силе искусства. Соловей в сказке — воплощение истинного живого искусства, способного прогнать прочь даже саму смерть.
Свинопас — история о бедном, добром, но гордом принце, который хотел жениться на взбалмошной и легкомысленной дочери императора и о том, что некоторые люди не сразу распознают истинные человеческие ценности и в результате оказываются у разбитого корыта.
Новое платье короля — история о короле, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил — детская сказка с недетской моралью, высмеивающая глупость и самолюбование!
Принцесса на горошине — сказка о том, что не стоит судить людей по одежде и первому впечатлению. Всего на одной странице Андерсен показывает, что настоящее благородство, изысканность, интеллигентность и хорошее происхождение не скроешь.

8+ лет — красивые, но печальные сказки, заставляющие задуматься о смысле жизни, чувствах, отношениях

Девочка со спичками — святочная сказка, позволяющая вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.
Оле-Лукойе — сказка, которая учит тому, как важно и нужно делать много хороших, полезных, и добрых дел в своей жизни. Андерсен подводит читателя к пониманию, что жизнь и смерть как братья-близнецы, они всегда рядом и один не может быть без другого.
Цветы маленькой Иды — первая оригинальная сказка Андерсена о единстве всего сущего в природе позволяет юным читателям развивать эстетическое отношение к природе, умение и желание увидеть красоту окружающего мира.
Стойкий оловянный солдатик — сказка о том, что стойко перенося невзгоды и лишения ты обязательно вернешься к тем, кого хочешь видеть. У этой сказки, по вине злого тролля или по случайности, грустный конец, но главные герои сказки, в итоге, оказались вместе.

Другие статьи: 

12 ДЕТСКИХ КНИГ, КОТОРЫЕ ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО ПРОЧИТАТЬ СНОВА

Зачем нужно читать детям страшные сказки?

Развиваем малыша: 8 лучших развивающих пособий для детей дошкольного возраста

Что читать ребенку 3-4 лет? список книг для детей 3-4 лет

Самые добрые русские народные сказки

Первые книги малыша — с чего начинать чтение детям?

Первые детские книги — как выбирать книги для самых маленьких?

Осознанное родительство: 8 книг, которые стоит прочитать каждой маме

Современные дети и книги: возможна ли любовь?

Битва титанов: бумажная книга vs электронная?

← Older Post Newer Post →

Источник: https://www.kidsrussianbooks.com/blogs/news/article-12

Сказки Андерсена: общая характеристика из энциклопедии

Ганс Кристиан Андерсен пришел к жанру сказки не сразу, ко времени выхода в свет первого сборника сказок он уже был достаточно известным писателем, попробовавшим себя как романист, как драматург и эссеист. Не был он и первооткрывателем в жанре датской сказки.

Однако именно ему удалось, сохраняя лучшее из традиций романтизма, придать своим героям реальность живых персонажей. Критикуя в иносказательной форме пороки современного ему общества, Г.К.

Андерсен создал в своих 170 сказках целый мир, в котором торжествуют идеалы добра и справедливости, любви и верности, человеческого достоинства.

Первоначально Андерсен избирал для своих сказок истории, услышанные им в детстве, народные предания и легенды.

Но уже в самых первых сказках слышится особый андерсеновский стиль, о котором он и сам пишет в предисловии.

Он записывал свои сказки так, как если бы рассказывал их вслух детях «Я рассказывал их по-своему, допуская изменения, которые считал уместными, давая фантазии освежить краски, поблекшие в старых картинах».

Официальная литературная критика скорее не приняла первые сказки Андерсена. Она упрекала автора в том, что он формирует своими произведениями у детей неправильное представление о порядочности («Огниво»), о представителях высшего общества («Принцесса на горошине», «Новое платье короля»).

Начав работу над сказками, Андерсен постепенно сокращает в них элементы фантастического, все больше привнося в них реально узнаваемых современниками черт окружающей действительности. В сказках читатель находит знакомые ему жизненные реалии: сады и парки, церкви и театры.

Персонажами сказок становятся знакомые всем образы сапожников и портных, трактирщиков и аптекарей, студентов и подмастерьев.

В сказках оживают и разговаривают человеческим языком цветы и растения, птицы и насекомые, игрушки и предметы быта, и даже целые луга и реки, они могут плакать и смеяться, влюбляться и страдать как настоящие люди.

По выражению самого Андерсена, в своих произведениях он пытался обрести то, чего ему не хватало или чего он не мог найти в реальной жизни: стойкости и силы духа — «Оловянный солдатик», доброты и высокой нравственности — «Дюймовочка», «Ромашка», «Гадкий утенок», преданности — «Дикие лебеди», «Русалочка».

Со всей возможной в сказке страстью он обрушивал критику на пороки общества и отдельного человека. Вершинами сатирического начала безусловно считаются «Новое платье короля», чрезвычайно высоко оцененное Л.Н. Толстым и к которому он обращался практически до конца жизни, «Свинопас», «Калоши счастья» (эту сказку очень любил А.А.

Блок), «Злой князь», «Сундук-самолет», «Счастливое семейство», «Пятеро из одного стручка».

Тема сострадания к униженным и оскорбленным проходит красной нитью через все творчество великого сказочника. Так из реального события в жизни Андерсена родилась сказка «Старый дом», жизнь подсказала ему сюжет «Девочки со спичками» и сказки «Воротничок», в значительной степени автобиографичной можно считать сказку «Гадкий утенок».

В бесхитростных на первый взгляд сказках Андерсен возвышается до серьезнейших философских обобщений, размышляя над ролью художника в обществе, о месте положительного героя. Особенно ярко эти темы звучат в «Соловье», «Тени», «Истории года», «Мотыльке».

Творчество Андерсена стало вершиной мировой литературы в жанре литературной сказки. Всеобщее признание и восхищение гением сказочника лучше всего выразилось в том, что с 1956 г. существует международная премия его имени, присуждаемая раз в два года за лучшие книги для детей. Его «Русалочка» стала символом Дании (у входа в копенгагенский порт стоит омываемый волнами памятник героине сказки).

Сказки Андерсена бессчетное количество раз экранизировались и продолжают экранизироваться в игровом и мультипликационном кино многих стран. На сюжеты его сказок написаны балеты и оперы для детей.

Только в России были инсценированы и с большим успехом шли на сцене «Морская царевна», «Принцесса и свинопас», «Огниво, солдат и ведьма», «Дикие лебеди», «Соловей», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля» и многие другие. Знаменитый русский театральный сказочник Е.Л.

Шварц не раз черпал сюжеты для своих пьес в сказках великого датчанина: «Снежная королева», «Тень» и др. Многие выдающиеся актеры выступали с концертными программами, составленными из произведений Г.К. Андерсена. Сказки Андерсена входят в репертуар большинства кукольных театров.

Творчество великого сказочника будило фантазию и многих художников; в начале XX века иллюстрации к его сказкам сделали художники «Мира искусства».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Ханс Кристиан Андерсен (1805—1875) — датский писатель, родился в семье сапожника. Нищее детство и юность, трудные годы учения не сломили жизнерадостной натуры писателя, чье творчество явило чудесный сплав романтической фантазии с реальной обыденной жизнью.

Жанр сказки Андерсен считал не только областью поэтического вымысла, но наделял ее способностью вторгаться в сферы политики и научно-технических открытий. При этом фантастика Андерсена вступала на защиту достоинства человека своим сатирическим заострением, жизнерадостным оптимизмом, духом демократизма. Сказка Андерсена таит в себе жизненную философию.

Она доступна не только детскому сознанию, но способна привлекать читателя и в зрелые годы.

Например, сказка «Соловей», в которой китайский император живой природе предпочитает поющую игрушку, усыпанную бриллиантами, завершается тем, что смерть отогнать от постели умирающего императора удается только естественному певцу лесов, а не его механическому подобию, жалкому и ничтожному в своем изысканном убранстве.

«Калоши счастья» выносят мудрствующего персонажа из малоприятного прошлого, где он побывал после своих нападок на современность. «Свинья-копилка», возвышающаяся на шкафу над другими игрушками и возомнившая оттого себя самой важной персоной, в игре превращает всех в отвратительные и завистливые существа.

Горячее сердце Герды, девочки из «Снежной королевы», растапливает холод равнодушия и эгоизма. «Новое платье короля» оборачивается злой сатирой на ложные авторитеты, лесть, угодничество, подхалимство, которые рассыпаются от правды, наивно произнесенной мальчиком: «король-то голый» — реплике, ставшей крылатым выражением.

Нравственный мир сказок Андерсена всеобъемлющ и многогранен, как сама жизнь человека, и бессмертен, как подлинное искусство. Истоки его уходят в ниву фольклорной традиции, а талант писателя позволил избежать назидательной прямолинейности образа, сюжета, темы и создающей ситуацию активного читательского домысливания рассказанной истории. Такой театр мыслей и чувства для многих поколений создают сказки: «Огниво», Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Свинопас», «Гадкий утенок» и многие другие.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/skazki_andersena_obshhaja_kharakteristika_iz_ehnciklopedii/62-1-0-1445

Ссылка на основную публикацию