Маленький солдат — краткое содержание рассказов платонова

Искусство и развлечения 23 января 2015

В 1940 годы, с начала агрессии захватчиков, вырос дух свободы населения. Не редкостью стали и патриотические, вольнолюбивые настроения детей. Даже после того, как фашистов выгнали из советской земли, истории о ребятах-героях вдохновляли. В русле патриотической литературы работал Андрей Платонов.

Детский патриотизм в военной литературе

В стране, где фанатично насаждали идею коммунизма, подобные рассказы хвалили в высших кругах. Большинство таких произведений чрезмерно фантастичны и не правдоподобны. В таком творчестве можно положительно выделить другой тип историй.

Которым по духу ближе иные ценности. Естественно, речь идет о произведении «Маленький солдат».

Платонов, краткое содержание, как этого рассказа, так и всего его творчества, это реалистическая литература, оформленная в новом, присущем только автору, стиле.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

В 1943 году из-под его пера выходит «Маленький солдат». Платонов пишет и другие рассказы о детях, которые мужественно борются с жестокостью войны, но история о десятилетнем Сереже пронизана битвой и тоской. Ребенок уже понял всю боль, что приносит революция, но его сердце еще способно на теплые чувства. Мальчик не разучился любить.

Горькая разлука с другом

В здании вокзала, уцелевшего во время войны, на полу спят красноармейцы. Сладкий сон отражается на их лицах счастьем. Где-то трогается поезд. Тихо прощаются люди. Так начинается «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание рассказа далее) знакомит читателя с двумя майорами — Бахичевым и Савельевым. Мужчины держат за руки мальчика.

К Савельеву, Сергей (такое имя ребенка) ласково прижимается, другого человека сторонится. Ему на вид десять лет и похож на солдата: шинель, пилотка, сапожки. Глаза его печальные, он расстается с другом. Майор Савельев успокаивает ребенка и уверяет, что их разлука короткая. Он также просит ребенка не воевать с немцами. Сергей плачет. Мужчина его целует.

Далее два майора и мальчик идут к выходу. Рассказчик остается присматривать за вещами.

Маленький солдат большой войны

Возвращаются уже двое. Бахичев держит малыша на руках и утешает, как умеет. Через некоторое время у вокзала зашумели зенитки. Сергей замечает, это летит разведчик и с такой высоты его не достать, здесь нужен истребитель.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Подвиги юного солдата

Сергей — сын полковника и военного врача. Родители служат вместе, поэтому сын живет при армии. Так он начал понимать битву. Как-то он услышал разговор отца: немцы отходят с захваченных территорий и взорвут за собой состав с боеприпасами.

Ситуацию решил маленький солдат. Платонов наделил Сергея храбростью. Мальчик ночью пробирается на склад и перерезает взрывной провод. Еще сутки он следит, на случай того, если их заменят. Так он помог отцу.

Еще один подвиг героя — Сергей проникает в тыл противника и запоминает все главные стратегические объекты, о которых потом докладывает красноармейцам. Переживая за сына, полковник приказывает охранять его.

Но мальчик уговорил приставленного бежать и кто-то из них, из засады, застрелил немца. Тогда мать решила отправить ребенка в тыл. А Сергей размышляет о том, что полезнее ему в плен к немцам. Он там все узнает и вернется с докладной.

Между тем и мать за ним соскучится.

Нелегкая судьба детей войны

Далее судьба приготовила горе, которое должен пережить герой рассказа «Маленький солдат». Платонов (краткое содержание условной третьей части) в заключительном фрагменте оставляет Сергея сиротой. Отца ранило в бою, а маму убили старые ранения. Майор Савельев заменил мальчику родителей.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Когда мужчины проснулись, Сережа пропал. Сначала они думали, что он куда-то отошел и вскоре вернется, но этого не произошло. Маленького солдата никто не видел.

В финале рассказчик размышляет, куда мог направиться мальчик, возможно вслед за майором. А возможно в родной полк.

Прогнозы на будущее маленького солдата

Внезапно обрывается рассказ «Маленький солдат». Платонов (анализ можно делать по другим его работам), часто оставляет читателю простор для размышлений о судьбе персонажей.

Не исключение и это повествование. Казалось бы, финал трагичен. Малыш потерялся в толпе.

Но не стоит забывать, что этот кроха рос под выстрелами пушек и сам организовывал сложные операции по разведке в штабе противника.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Образ войны в произведении

С первых строк вводит читателя в смутные чувства Андрей Платонов. «Маленький солдат» начинается тяжелой для восприятия сценой. Солдаты спят на полу вокзала.

Во время постоянной тревоги и бесконечных переездов они хватаются за любую возможность отдохнуть. И только во сне забывают, в какое страшное время живут.

Главный герой знал, что такое война, и хорошо осознавал при прощании со старшим другом, что другой встречи может не быть.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Он понимает суть жестокости войны и помогает своей стране бороться с захватчиками. Смелость и самоотдача — свет в рассказе «Маленький солдат». Платонов (анализ произведения автора можно делать, основываясь только на главном герое), охарактеризовал через Сергея всех детей, которых растила беспощадная война.

Также ярким акцентом была реплика майора Бахичева, который высказался относительно нагрудного мешка с едой. У него дуалистическое отношение к провианту, с одной стороны, он ему надоел, с другой — майор ему бесконечно благодарен.

Великая Отечественная война, которой пронизан рассказ, отобрала самые светлые годы жизни детей и взрослых.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Роль рассказчика в произведении

Значение имеет также стиль подачи информации в произведении, который написал Платонов. Рассказ «Маленький солдат» ведется от лица рассказчика. Это тот человек, который, когда Сергей с майорами пошли к выходу, стерег вещи. Вероятно, он — солдат. Читатель не знает, сколько ему лет, как выглядит и каково его имя.

Именно с его взгляда мы познаем мир, в котором он живет. Неизвестный передает то, что увидел, но не окрашивает картину своими собственными чувствами. Он, как калька, отражает все вокруг.

Так перед нами предстает зрелище спящих солдат, сцена прощания Сережи с майором и беззаботное лицо мальчика во сне.

Единственное, что сказатель добавляет от себя — это размышления о том, куда отправился ребенок.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Только принимая за основание восприятие повествователя, можно делать анализ рассказа Платонова «Маленький солдат».

Роль скромного человека незаметна, но весома. С его помощью читатель ныряет в атмосферу Великой Отечественной войны.

В рассказе об ужасах войны маленький Сергей — светлый луч надежды. Автор нарисовал его сильным солдатом. С виду он «бывалый боец». Но годы войны не погасили добрый огонек в глазах, который загорается, когда он смотрит на майора-отца. Автор тоже пережил революцию, он — маленький солдат — Платонов. Краткое содержание его жизни в его работах.

После концевой строки читателя еще долго держит чувство несправедливости жуткой войны и гордость за героев, защищающих свободу.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/129159/

Платонов "Маленький солдат", какое краткое содержание?

Русский писатель Платонов был военкором во время Великой Отечественной войны. Им было написано много статей и рассказов, которые отражали военную действительность. Писатель умело и точно показывал всю неоправданную жестокость, сломанные судьбы, покалеченные души людей.

Историю про маленького солдата, произошедшую на разрушенном бомбёжкой вокзале, недалеко от линии фронта, он написал в 1943 году. Небольшой рассказ как-бы со слов наблюдавшего со стороны военного, который охраняет вещи майора Бахичева.

Уставшие, измождённые солдаты спят вповалку, в ожидании своих поездов. Им выдалась пауза отдохнуть и они сладко храпят.

Мальчишка, в затёртой военной форме, со слезами и горечью в глазах, прощается с молодым майором. Тот обнимает маленького солдата, целует и пытается успокоить, мол скоро свидимся. Передаёт его в руки второго офицера, чтобы тот присматривал за мальчуганом, ведь он сирота.

Мальчика зовут Серёжа. Ему не хочется вновь терять близкого человека и открывать своё сердце незнакомым людям. Серёжа с недоверием смотрит и слушает чужого майора, с которым его оставили. Неохотно перекусив, он сразу засыпает, ведь поезд обещали только завтра.

И майор Бахичев рассказал военному, охранявшему вещи, что этот мальчик сын командира полка и военврача, он перенёс вместе с полком много испытаний, принимал участие в боевых действиях.

Сам, по своей инициативе, стал помогать отцу-полковнику, добывал сведения о вражеских расположениях, помог отбить склад с боеприпасами, обезвредил этот заминированный склад и сутки караулил под носом у немцев, чтобы они не заминировали его снова. Когда отца тяжело ранило, мать хотела отправить сына в тыл, но Серёжа ни в какую. Потом отец скончался, а следом и мать.

Вот и остался он сиротой, но очень привязался к молодому офицеру Савельеву, который заменил отца, взяв команду полком, и для самого Серёжи. Теперь Савельева отправили на обучение, а майору поручили взять мальчика с собой и присматривать.

Серёжа сладко похрапывал, майор со вторым военным уснули тоже. Поезд только завтра, всем надо выспаться.

Проснувшись Серёжи ни где не было. Осталось только предполагать, куда мальчуган мог сбежать. Возможно решил искать Савельева, а может быть снова на фронт, в свой полк… в полк где воевали его родители.

Анализ произведения, а так же смысл рассказа можно прочитать нажав на ссылки.

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3173833-platonov-malenkij-soldat-kakoe-kratkoe-soderzhanie.html

Отзыв о рассказе Платонова «Маленький солдат»

Маленький солдат - краткое содержание рассказов ПлатоноваГлавный герой рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат» — девятилетний мальчик Сережа Лабков. Он вырос в семье военного. Отец его имел звание полковника, а мать работала военным врачом. Когда началась война, Сережа находился при родителях. Так он оказался в самой гуще боев.

Во время отступления полк, которым командовал отец Сережи, вынужден был оставить свой боезапас и его захватили немцы. Сережа узнал, что отец переживает по этому поводу, опасаясь, что враг уничтожит боезапас, взорвав его.

Тогда маленький солдат ночью тайком пробрался в расположение врага и перерезал взрывной провод. Он оставался в том месте еще целые сутки, чтобы не допустить восстановления провода, и вскоре отцовский полк сумел отбить занятые немцами позиции и вернуть боезапас в целости и сохранности.

В другой раз Сережа самовольно отправился в разведку. Он проник в тыл к немцам и добыл там важные сведения о расположении сил врага. Потом он показал эти позиции на карте, и отец Сережи отдал приказ о нанесении артиллерийского удара по указанным координатам. Враг понес урон.

Мать Сережи, видевшая, какой боевой характер у ее сына, решила отправить его в тыл. Но сделать это она не успела. Вскоре Сережин отец получил тяжелые ранения и умер от ран. Вслед за ним умерла и мать мальчика. Так Сережа стал сиротой. Заботу о нем взял на себя майор Савельев, который принял командование полком.

Но Савельева отправили на курсы усовершенствования, куда он не мог поехать с Сережей. Тогда Савельев попросил своего знакомого, майора Бахичева, которого он встретил в штабе фронта, присмотреть за мальчиком. Однако во время ночевки на вокзале мальчик исчез. Так и осталось неизвестным, куда он направился – или вслед за майором Савельевым, или же вернулся обратно в свой полк.

Читайте также:  Чудесный доктор краткое содержание рассказа куприна

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Маленький солдат» заключается в том, что в военное время дети рано взрослеют и действуют, как взрослые. Сережа Лабков, узнав о захваченном немцами боезапасе, проник в тыл врага и не допустил уничтожения этого боезапаса.

Рассказ учит Платонова «Маленький солдат» быть внимательным по отношению к детям и учитывать, что они способны на импульсивные поступки. Майор Бахичев, которому доверили присматривать за Сережей, не уследил за мальчиком и тот сбежал из-под присмотра.

В рассказе мне понравился главный герой, маленький солдат Сережа Лабков, который рано стал взрослым и принес много пользы своими смелыми действиями в тылу врага. Но хорошо то, что хорошо кончается.

Сережа в силу своего возраста и импульсивного характера мог допустить и непоправимые ошибки. Поэтому в суровое военное время следует подчиняться руководству. Самодеятельность может привести к отрицательным результатам.

Дисциплина — основа армии.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Маленький солдат»?

Отважному человеку никакое дело не страшно.
Пуля чинов не разбирает.
У кого детки, у того и заботы.

Дисциплина — мать победы.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_platonov_malenky_soldat/

Маленький солдат

Маленький солдат - краткое содержание рассказов Платонова

Недалеко от линии фронта внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы. Счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котёл горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу успокаивающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребёнок умоляюще смотрел на командиров.

Руку одного майора ребёнок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться.

На вид ребёнку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке на детскую ногу.

Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощённое, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору, светлые глаза ребёнка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца, он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребёнка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребёнку, что скоро возьмёт его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время.

Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребёнок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрёт.

И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Серёжа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребёнок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастёшь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашёл. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Серёжа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал лицо несколько раз. Потом майор пошёл с ребёнком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребёнок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребёнка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчуждённым. Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мёртвые звуки, и во взоре его появился возбуждённый интерес.

— Их разведчик идёт! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идёт, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребёнка из своего тяжело нагруженного мешка. «Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!» Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии.

Серёже шёл теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка.

Полк до этого вышел из немецкого охвата, ну с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперёд и вернуть утраченную землю и своё добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда.

«Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придётся», — сказал тогда полковник, отец Серёжи. Сергей вслушался и сообразил, о чём заботился отец.

Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там ещё целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целый перешёл в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошёл поодаль вокруг трёх батарей, запомнил всё точно — память же ничем не порченная, — а вернувшись домой, показал отцу по карте, как оно есть и где что находится.

Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Всё вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Серёжка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится.

А Серёжка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шёл.

Ординарца мальчишка тоже обманул, или, так сказать, совратил: раз он повёл его куда-то, и вдвоём они убили немца — неизвестно, кто из них, — а позицию нашёл Сергей.

Так он и жил в полку при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну.

И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушёл, что в тыл он не пойдёт, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них всё, что надо, и снова вернётся в часть к отцу, когда мать по нему соскучится.

И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчишку некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьёзно ранило, хоть и бой-то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале.

Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше ещё поувечена двумя осколочными ранениями, одно было в полость — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она ещё по мужу скучала…

Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных — всем человеком. Мальчик ответил ему тоже всем сердцем.

— А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю ещё по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта.

Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду. Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет…

Да и когда ещё Володя вернётся и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахичев задремал и уснул. Серёжа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война. Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трёх кроватях — майор Бахичев и я, а Серёжи Лабкова не было. Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушёл куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушёл, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку — может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Андрей Платонов

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Источник: http://www.filipoc.ru/heroes/malenkiy-soldat

Маленький солдат. Андрей Платонов

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться.

На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу.

Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь было к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Читайте также:  Тютчев - сообщение доклад кратко

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным.

Первый майор тоже был опечален; и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время.

Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке.

Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, — поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь — тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

Вернулся ребенок на руках другого майора; он чуждо и робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его нежными словами и привлекал к себе как умел.

Майор, заменивший ушедшего, долго увещевал умолкшего ребенка, но тот, верный одному чувству и одному человеку, оставался отчужденным.

Невдалеке от станции начали бить зенитки. Мальчик вслушался в их гулкие мертвые звуки, и во взоре его появился возбужденный интерес.

— Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе. — Высоко идет, и зенитки его не возьмут, туда надо истребителя послать.

— Пошлют, — сказал майор. — Там у нас смотрят.

Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего тяжело нагруженного мешка.

— Как он мне надоел за войну, этот мешок, — сказал майор, — и как я ему благодарен!

Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии.

Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил в блиндаже с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка.

Полк до этого вышел из немецкого охвата, — ну, с поспешностью, конечно, — и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю, и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда.

«Они уж и провод в наш склад, наверно, подвели — ведают, что отойти придется», — сказал тогда полковник, отец Сережи. Сергей вслушался и сообразил, о чем заботился отец.

Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.

Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он узнал по признакам, где командный пункт полка или батальона, обошел поодаль вокруг трех батарей, запомнил все точно — память же ничем не порченная, — а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где находится.

Отец подумал, отдал сына ординарцу для неотлучного наблюдения за ним и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережа, неприятель его за суслика в траве принимал — пусть, дескать, шевелится.

А Сережка, наверное, и травы не шевелил, без вздоха шел.

Ординарца мальчишка тоже обманул или, так сказать, совратил: раз он повел его куда то, и вдвоем они убили немца — неизвестно, кто из них, — а позицию нашел Сергей.

Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, видя такого сына, не могла больше терпеть его неудобного положения и решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну.

И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, который вот ушел, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нем соскучится.

И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.

А потом случилось горе, и в тыл мальчика некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале.

Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно в полость живота, — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала… Остался Сергей сиротой.

Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных, всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.

— А я-то не из их части, я из другой. Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта.

Володю на курсы усовершенствования посылали, а я по другому делу там находился, а теперь обратно к себе в часть еду.

Володя Савельев велел мне поберечь мальчишку, пока он обратно не прибудет… Да и когда еще Володя вернется и куда его направят! Ну, это там видно будет…

Майор Бахичев задремал и уснул. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

Я тоже уснул, пользуясь ненужным временем, чтобы оно не проходило зря.

Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях — майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.

Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, — может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Источник: http://smartfiction.ru/prose/little_soldier/

Конспект урока литературного чтения по произведению А.Платонова "Маленький солдат"

Название произведения: Платонов Андрей Платонович «Маленький солдат».

Темы уроков: «Майор Савельев. Характеристика героя», «История жизни Сергея Лабкова», «Серёжа – маленькая частица трагического события».

Цель: прочитать и проанализировать произведение.

Оборудование: «Час души», портрет А.П.Платонова, опорные слова, фотографии детей – героев Великой Отечественной войны.

  • Ход анализа произведения.
  • Оргмомент.
  • Объявление темы урока.

Учитель: «Сегодня мы начнём читать новое произведение. Прочитайте, кто написал это произведение».

  1. На доске:
  2. Андрей Платонович Платонов
  3. портрет писателя

Учитель: «Андрей Платонов родился в семье железнодорожника на окраине города Воронежа. Отец его – по имени Платон — был машинистом. Да и сам Андрей, когда подрос, работал у отца помощником. С тех пор и привык к труду: подчас тяжёлому, суровому, но необходимому для жизни, нужному людям.

В своей жизни Андрей сменил много профессий: были и инженером – изобретателем, и строителем электростанций, и земледельцем, и журналистом. Был и писателем… Расскажите, с какими произведениями Андрея Платонова вы познакомились.

Настоящая фамилия Андрея Платоновича был Климентов, но свои произведения он подписывал фамилией Платонов. Придумал себе такую фамилию, псевдоним. Почему именно Платонов? (сын Платона – Платонов)

Закончите моё предложение: «Андрей Платонович Платонов был (писателем)». Какое произведение мы начнём сегодня читать? («Маленький солдат») Закончите моё предложение: «Андрей Платонович Платонов – (автор произведения «Маленький солдат»). Жанр этого произведения рассказ.»

  • Анализ произведения.
  • Чтение текста до слов «…доводился ему майор».
  • Чтение трудных слов:
  • красноармейцы
  • запечатлено
  • однообразный
  • успокаивающий
  • уговаривающие
  • майор
  • морщинистый
  • умоляюще
  • прильнув
  • бывалый
  • обветренное
  • истощённое
  • приспособленное
  • шинель
  • Учитель: «В какое время происходили события? (в военное – шла война)

Что заметил автор на путях? (стоял дежурный паровоз, котёл его шипел, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома) Какое выразительное средство в этих строках автор использует? (сравнение: шипел котёл, будто пел голос из дома)

Что увидел автор внутри вокзала? (на полу сладко храпели уснувшие красноармейцы) Какое выражение имели их лица? (на их усталых лицах было запечатлено счастье отдыха) Что увидел автор в одном углу вокзала? (люди шептались, уговаривали друг друга, а потом и они замолчали) Как понимаете выражение «впали в безмолвие»? (замолчали) Кто же были эти люди? (два майора, держащие за руки мальчика) Что узнали про майоров? (у них были добрые морщинистые загорелые лица, они были похожи друг на друга своими добрыми лицами) Что узнали о мальчике? Расскажите. (Руку одного майора мальчик не отпускал от себя, прижавшись к ней лицом, а от руки другого майора старался освободиться. Мальчик смотрел на своих командиров умоляюще: о чём их умолял, просил.) Объясните значение слова «умоляюще». (просить кого-то о чём-то смиренно, покорно и усердно) И всё-таки не до конца смиренно: от руки другого майора осторожно старался освободиться… Продолжайте рассказ о мальчике. (На вид ему было лет десять, а одет он был как бывалый боец.) Объясните значение слова «бывалый». (был на деле, опытный, кому это дело не в диковинку) Какое в этом предложении автор использует выразительное средство? (противопоставление: ребёнок лет десяти, а одет как бывалый боец) «Серая шинель, обношенная и прижавшаяся к телу…» О чём это говорит? (был на войне не один день) Продолжайте рассказ о мальчике. (Маленькое лицо худое, обветренное, но не истощённое; светлые глаза выражали грусть) С чем сравнивает автор глаза ребёнка? (с живой поверхностью сердца) Поэтому мы в этом предложении читаем не привычное для нас «глаза выражали грусть», а «глаза обнажали его грусть»: хотел спрятать, скрыть, но глаза открыли сокровенное против его воли… Пошитые по мерке, на детскую ногу, сапоги, не истощённое лицо… О чём говорят эти признаки? (кто-то хорошо о мальчике заботился)»

  1. На доске:
  2. доброе
  3. лет десяти лицо морщинистое
  4. серая шинель хорошо о мальчике
  5. пилотка заботился
  6. сапоги, пошитые по мерке
  7. маленькое лицо
  8. худое
  9. не истощённое
  10. светлые глаза обнажали грусть
  11. тосковал
  12. Чтение текста до слов «… который должен оставить его с чужим человеком».
  13. Чтение трудных слов:
  14. неразлучной
  15. расстаются
  16. привязанного
  17. желавшего
  18. оставшись
  19. опечален

Учитель: «Как вёл себя второй майор? (привлекал ребёнка к себе, ласкал, утешал) А что же мальчик? (оставался к нему равнодушным) Почему? (не хотел разлучаться с майором, хотел быть с ним, рядом, сердце мальчика не могло оставаться в одиночестве, оно боялось, что оставшись одно, умрёт; в последней своей просьбе и надежде смотрел на майора; второй майор был ему чужим человеком; знал, что такое даль расстояния на войне) Почему знал, ведь ему было всего десять лет? (уже был на войне не один день) Как вёл себя первый майор? (был опечален, обещал, что скоро возьмёт мальчика к себе и они снова будут вместе, а сейчас они расстаются на недолгое время) Что же мальчик? (верил, но сердце оставалось безутешным) Сердце грустило, тосковало, не хотело разлучаться с человеком, боялось, что умрёт в разлуке… И мальчик смотрел умоляюще… Последняя его надежда… Последняя просьба… Безмолвная… Без слов… Не рыдал, не кричал… Почему? (был боец: должен слушаться старшего по званию, должен подчиниться) Вот только сердце этого не понимало…И грустило… И тосковало…»

  • На доске:
  • не хотел разлуки ласкал был опечален
  • боялся одиночества утешал уговаривал мальчика
  • Чтение текста до слов «… и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу».
  • Чтение трудных слов:
  • нашёл
  • пошёл
  • сторожить
  • оставленные
  • увещевал
  • умолкнувшего
  • заменивший
  • ушедшего
  • отчуждённым
  • возбуждённый
  • зенитки – орудие
  • общежитие
  • нагруженного
Читайте также:  Анализ стихотворения бог державина

Учитель: «Рассказывая о мальчике, как автор его называет? (ребёнок, бывалый боец) Какие строки подтверждают то, что мальчик всё-таки ещё ребёнок? (заплакал, майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо – так утешают детей, другой майор нёс мальчика на руках, оставался верным одному человеку, ко второму майору был чужд) Бывалый боец… Подтвердите это название строками текста. (когда начали бить зенитки, во взоре мальчика появился интерес, он проговорил со знанием дела, как бывалый боец)

Люди, находившиеся рядом с мальчиком меняются… И только война остаётся… Какие качества второго майора вы можете отметить? (покормил мальчика, уговаривал его нежными словами, привлекал к себе, как умел – был добрым, заботливым, понимал горе мальчика, видел в нём ребёнка)

«Мальчик уснул после еды, и майор Бахичев рассказал мне про его судьбу». Расскажите о судьбе мальчика. (пересказ отрывка от слов «Сергей Лабков был сыном полковника…»(с.135) до слов «Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем» (с.137).

  1. На доске:
  2. мальчик майор Бахичев
  3. ребёнок покормил мальчика
  4. любил майора нёс мальчика на руках
  5. заплакал уговаривал мальчика нежными словами
  6. бывалый боец

Учитель: «Ребёнок и бывалый боец. Каким предстал Сергей в этом отрывке? (как бывалый боец: втянулся в войну, характер его был воинский; у него была хорошая память; он был хорошим разведчиком, хитрым, сообразительным)»

  • На доске:
  • Сергей Лабков
  • близко принимал к сердцу войну
  • воинский характер
  • хитрый
  • сообразительный
  • втянулся в войну
  • сирота
  • Чтение текста до конца.
  • Чтение трудных слов:
  • усовершенствования
  • поберечь
  • всхрапывал
  • отошедши
  • поживший
  • невинно
  • обеспокоился
  • тыловое
  • многолюдство
  • покинувшему
  • отцовский

Учитель: «Ребёнок. Найдите подтверждение в тексте. (…лицо его стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война) С каким чувством рассказчик произносит эти слова? (чувство горести) Почему? (не место ребёнку на войне) Бывалый боец. Найдите подтверждение в тексте. (всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек)

  1. Серёжа Лабков… Ребёнок… Бывалый боец… Как ещё называет рассказчик мальчика в этом отрывке? (маленький солдат)
  2. Ваше отношение к мальчику. Жаль… Маленькая частица большого горя…
  3. Мы не знаем, как сложится судьба Сергея… Можем только об этом догадываться…
  4. Война… Сделала взрослыми многих мальчишек и девчонок… Вместо привычных для них занятий: уроков, игр – они брали в руки оружия и вставали рядом с взрослыми защищать свою родину, свой народ, свой мир… Послушайте рассказы о них…»
  5. маленький солдат

(По книге : Печёрская А.Н. Дети – герои Великой Отечественной войны: Рассказы. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.)

Источник: https://infourok.ru/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_po_proizvedeniyu_a.platonova_malenkiy_soldat-528419.htm

Сочинение. Анализ рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат»

Рассказ Андрея Платонова «Маленький солдат» начинается с описания вокзала. Вокзал, полустанок — временное пристанище. Какая-то серость, неизвестность в нем, как и в образе «давно-покинутого дома».

Как будто смазанная фотография, врезавшаяся в память не столько образами, сколько впечатлением. Но есть и то, что оживляет эту картину: «на втором пути тихо шипел котел горячего дежурного поезда».

Что-то теплое слышится в этом шипении, что-то, что связывает этот замерший, уснувший где-то «недалеко от линии фронта» вокзал с домом, с Родиной, с жизнью. Паровоз — образ движения, надежды.

Само название состоит из двух частей: «Маленький» и «солдат». Солдат — воин, значит, храбрость, стойкость, сила воли. Солдат — образ жизни, склад ума.

«Маленький» — это только возраст, определение «маленький» не относится непосредственно к понятию «солдат». Некая противоречивость, несоответствие (антитеза) служит средством выражения основной мысли. Маленький — значит, ребенок; солдат — это не ребенок, не мужчина и не старик, солдат — это все сразу.

«Маленький солдат» — это уже образ. Слово «маленький» в таком сочетании становится емким эпитетом, сразу вводящим нас в ощущение трагедии войны.

В сюжете мы видим развитие антитезы, заложенной в названии, ее отклик, отзыв, как глухие орудийные удары.

Когда читаешь описание мальчика: «серая шинель», «пилотка и сапоги», то невольно хочется воскликнуть: «Солдат!» А далее появляются «светлые глаза ребенка, ясно отражающие его грусть», словно они были «живой поверхностью его сердца», и к слову «солдат» невольно приходит определение — «маленький».

Композиция тоже необычна — фабула не совпадает с сюжетом: начало — образ дома среди войны, затем идет описание прощания мальчика с майором, после чего автор рассказывает нам его историю, скупо, просто перечисляя подвиги Сережи, после чего опять возвращаясь к реальности происходящего. Такое перетекание из прошлого в настоящее как бы символизирует непрочность связей на войне, насильственное их прерывание — встречи-разлуки, рождение-смерть, словом, «людям оттуда трудно вернуться друг к другу».

Война… От нее нельзя скрыться, уйти, она неотвратимо затрагивает всех, война внутри каждого человека, тем более ребенка. Впечатлительная детская душа главного героя — Сережи — впитывает в себя все, что происходит вокруг.

Война становится частью внутреннего мира ребенка, лишая его детства, делая старше: «ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны», он «уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он близко принимал к сердцу войну, он уже стал солдатом. Сам А.

Платонов в одном из своих писем говорит о том, что война — ненормальное состояние, она неестественна, она нарушает жизнь людей, калечит их души. И «Маленький солдат» во многом звучит как боль от того, что война касается и беззащитной детской души. Но, с другой стороны, А.

Платонов сам живет в этом времени, в войне, и в этом смысле его рассказ звучит и как бессилие изменить что-либо.

Когда я читаю «Маленького солдата», то представляю, как бы я снимала фильм по этому рассказу. Фильм обязательно черно-белый: вокзал – общим планом, потом сам мальчик, его глаза, его самого — крупным планом.

Сцену прощания — крупным планом, переводя камеру то на майора, то на мальчика. История его, история ребенка, выросшего на войне, в войну и из войны, представляется мне как череда мелькающих черно-белых кадров…

Рассказ был написан в 1943 году, автор просто не мог не обратиться к теме войны, и, наверное, он хотел показать и то, как отражалась она в душе маленького человека, только вступившего в жизнь и уже вынужденного идти по ней самостоятельно, подчиняясь ее жестоким законам («характер его втянулся в войну»).

Сцена прощания десятилетнего Сережи с майором Савельевым — человеком, заменившим ему всех, как будто разорвана на части. Это выделено даже графически: практически каждое предложение начинается с нового абзаца — как будто всхлипы, вздохи, стоны.

Это «святое детство, откуда увела его война», все же отзывалось в ребенке, отражалось в его глазах, звучало в его верности «одному чувству и одному человеку». Этот рассказ, как мне кажется, — не просто описание истории Сережи Лабкова, это картина, изображающая войну с одной из ее самых трагических сторон, что подчеркивается и его открытым финалом.

В конце рассказа мальчик уходит в неизвестность, как уходили, наверное, тысячи, как растворялись в войне детские души. Образ этого мальчика, чью историю описывает А.Платонов, — это как будто остановившийся кадр, «пойманный» автором.

«Все судьбы в единую слиты» (В. Высоцкий) — действительно, пришедший ниоткуда, пришедший без имени (просто «Маленький солдат»), мальчик и уходит в никуда. «Маленький солдат» — как обобщение, как собирательный образ, как надпись на могиле.

Источник: http://vsesoch.ru/a-p-platonov/1152-sochinenie-analiz-rasskaza-andreya-platonova-lmalenkij-soldatr.html

«Платонов маленький солдат» сочинение

Имя этого писателя двадцатого века нам уже известно. Мы привыкли к его сказкам. В этих сказках отразилось жизнь русского народа в начале прошлого века.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель создает ряд произведений о людях, взваливших на свои плечи тяжкую ношу ответственности за свою землю. В этих произведениях первый лан выступают образы простых солдат.

Так и в рассказе «Маленький солдат» без вступления, без экспозиции сразу слова: «Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы». Войны как будто и нет поблизости.

Даже метафора со сравнением: «Тихо шипел котел горячего дежурного паровоза. будто пел успокаивающий голос». И эпитет «успокаивающий». Правда, здесь есть созвучие шипящих — это настораживает, вселяя некую тревогу.

На этом почти мирном фоне начинает разворачиваться действия. Два майора держат ребенка лет десяти за руки9и пока непонятно, почему. Из диалога героев мы узнаем, что один из майоров отдает мальчика другому, а мальчик совсем этого не хочет.

Здесь мы в первый раз видим, что рассказ ведется от лица автора, военного корреспондента, чутко чувствующего состояние другого человека.

Мальчик оказался бывалым. Несмотря на то, что ему исполнилось только девять лет, он уже хорошо разбирался в войне.

Когда высоко в небе пролетел разведчик, Сережа сразу же определил, что зенитки его не возьмут. Далее рассказ нам представлен, как рассказ в рассказе, потому что в нем пойдет речь от лица узнанного нами автора^ с места событий.

Он расскажет о Сереже Лабкове совершенно прозаическими словами, но мы сделаем совсем непрозаические выводы. Война — дело противоестественное и уж совсем на ней нечего делать ребенку.

Майор Бахйчев уснет. Уснет и автор. А маленький Сережа Лабков уйдет. Уйдет бог весть куда. А может быть, в отцовский полк, где были могилы его отца и матери. Словом, и там, и там его ждет смерть.

Действие в рассказе начинается вечером и заканчивается утром. Здесь почти нет пейзажа, и интерьера, лирических отступлений. Да они и не нужны, так как война в них не нуждается, она только все стирает с лица земли.

И время выбирает Платонов относительного затишья. Но от этого еще неспокойнее на душе, потому что никто не может помочь десятилетнему ребенку. Потому в последнем предложении стоят слова » может быть».

Что они значат? Надежду ли нам подает автор или, наоборот, указывает на то, что жизнь Сережи Лабкова закончится трагически в его десять неполных лет, скорее всего, трагически, так как в тексте есть удивительная по своей силе метафора, что сердце не может быть в одиночестве, оно просто не выдержит и умрет.

Источник: https://schoolessay.ru/platonov-malenkij-soldat-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию