Опера евгений онегин — краткое содержание произведения чайковского

Лирические сцены в 3 действиях. Либретто по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина написано композитором в сотрудничестве с К. Шиловским. Первое представление состоялось 17 марта 1879 года в Москве на сцене Малого театра. Исполнителями были ученики Московской консерватории.

Действующие лица:

Ларина, помещица, меццо-сопрано     Её дочери: Татьяна, сопрано Ольга, меццо-сопрано Филипьевна, няня, меццо-сопрано Евгений Онегин, баритон Ленский, тенор Князь Гремин, бас Ротный, бас Зарецкий, бас Трике, француз, тенор Гильо, камердинер, без слов

Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Первое действие. Первая картина. Старый, густо разросшийся сад. Ларина и няня варят варенье. Из раскрытых окон барского дома доносятся девичьи голоса. Это поют дочери Лариной — Татьяна и Ольга.

Их пенье рождает у матери воспоминания о давно минувших днях, об ушедших в прошлое годах, об увлечениях молодости. Вдали зазвенела песня. Она все ближе и ближе, ширится, растет. Крестьяне пришли поздравить барыню с урожаем. Протяжная песня сменяется быстрой пляской.

Мечтательно-задумчивая Татьяна с книгой в руке рассеянно следит за танцующими Шаловливая хохотушка Ольга весело пляшет вместе с крестьянами.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Приезжает сосед Лариных по именью — Владимир Ленский, юный поэт, с пылкой нежностью влюбленный в подругу своих детских лет Ольгу. На этот раз он привез с собой приятеля Онегина, холодного, чопорного петербуржца. По смущенью Татьяны, по той робости, с какой она беседует с Онегиным, прозорливая старушка- няня замечает, что ее любимице приглянулся новый барин.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения ЧайковскогоВторая картина. Спальня Татьяны. Девушка, взволнованная встречей с Онегиным, не может уснуть. Она просит няню рассказать о старине. Старушка вспоминает прожитое, но Татьяна не слушает. Ее думами безраздельно завладел Онегин. В искренних и безискусственных словах Татьяна изливает в письме к Евгению свои чувства.

Минула бессонная ночь. Пастушья свирель возвещает приход утра. Татьяна зовет няню и просит отправить письмо Онегину.

Третья картина. Уединенный уголок сада. Вбегает Татьяна и в изнеможении опускается на скамью. С трепетным волнением ожидает она Евгения, его ответа на свое признанье.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Входит Онегин. Холодно и рассудочно звучит его отповедь: он не может ответить взаимностью на любовь Татьяны и покровительственно советует девушке учиться властвовать собой.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения ЧайковскогоВторое действие. Первая картина. Зал в доме Лариных. Бал в честь именин Татьяны. В быстром вальсе кружатся пары. Среди гостей и Онегин с Ленским. Евгений досадует на приятеля за то, что тот привез его на этот глупый бал, где надо выслушивать сплетни провинциальных кумушек. В отместку он начинает ухаживать за Ольгой. Кокетство Ольги оскорбляет, а поведение Онегина возмущает Ленского. Между друзьями вспыхивает ссора. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Вторая картина. Раннее морозное утро. У оледенелой мельничной плотины Ленский и его секундант Зарецкий поджидают запаздывающего Онегина. Ленский в глубоком раздумье: что ждет его в грядущем, что несет ему наступающий день?

Приходит Онегин со своим секундантом. Перед тем как начать дуэль, противники вспоминают былую дружбу. Они колеблются — не пожать ли друг другу руки, не разойтись ли полюбовно? Но отступать поздно — дуэль должна состояться, и каждый решительно отвергает мысль о примирении. Зарецкий отмеряет дистанцию. Противники становятся к барьеру. Выстрел. Ленский убит.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Третье действие. Первая картина. Прошло несколько лет. Вернувшись из заграничных странствий, Онегин попадает в Петербурге на бал. Здесь знатный вельможа князь Гремин представляет его своей жене. В блистательной светской красавице Евгений узнает Татьяну Ларину и с безудержной страстью влюбляется в нее.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Вторая картина. На пути Татьяны вновь, как призрак беспощадный, встал Онегин. Он повсюду неотступно преследует ее. Вот и сейчас, вбежав в гостиную, Онегин застает Татьяну за чтением своего письма.

Татьяна в смятении, на глазах ее — слезы. Для Онегина они дороже всех сокровищ мира. Значит, он не безразличен Татьяне, значит, у него есть надежда на взаимность.

Взволнованно и страстно объясняется Онегин Татьяне в любви:

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

На пылкое признание Онегина Татьяна отвечает таким же откровенным признанием. К чему скрывать, к чему лукавить? Она до сих пор любит Онегина.

С горечью и печалью вспоминает Татьяна встречу с Онегиным в деревенской глуши, те блаженные времена, когда счастье было так возможно, так близко. Но судьба Татьяны решена. Она отдана другому и будет верна ему всю жизнь.

В порыве отчаяния, покинутый Татьяной, Онегин восклицает: — Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.

Создавалась: Москва — май 1877, Сан-Ремо — февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).

Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн. Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.

1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского — композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России.

Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер.

Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет «Лебединое озеро», Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл «Времена года» и многое, многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.

Чайковскому 18 мая 1877 года: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять “Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал.

Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина.

С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине».

Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки.»

Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.

Львова, известного как автора российского национального гимна «Боже, царя храни!». Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2.

Проповедь и дуэль. 3. Встреча.

Сценарий своей новой оперы «Евгений Онегин» Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия.

В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж.

В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим «Евгения Онегина» в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере — «Лирические сцены» — пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет.

Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно.

Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: » я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро»,- писал он брату.

Живя в Глебово и работая над «Евгением Онегиным», Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: «Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой.

Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая», — писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово.

Факт обращения к сюжету «Онегина» принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться.

Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы «Евгений Онегин».

Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

Оперы, которые предшествовали «Онегину», Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались.

И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: «Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену.» А несколько позже он писал своему другу К.К.

Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: «Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена.

» Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки «Онегина», добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: «Я готов ждать сколько угодно.»

Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: «Лирические сцены». Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: «Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах г.Чайковский — несравненный элегический поэт в звуках.»

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим.

Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского, но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра.

Читайте также:  Иностранка - краткое содержание повести довлатова

На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина» на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории.

Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн.

Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба «Евгения Онегина» сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина.

И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного «Онегина», лирических сцен.

Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы «Евгений Онегин». Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. «Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений.

Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в „Онегине“ просится на музыку.

Я это и сделал как мог.»

П. Е. Вайдман

Источник: http://annvic.mypage.ru/tematicheskie-illjustracii/evgeniy_onegin_pichaykovskogo.html

Опера «Евгений Онегин» — история создания

Русская классика занимает особое место в мировой литературе. Любимые и родные нам произведения являются востребованными во всём мире и по сей день. Один из самых популярных — роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», рассказывающий о первых любовных чувствах юной и наивной Татьяны к столичному герою из Санкт-Петербурга.

Роман об отверженных чувствах, тщеславии, жажде получить всё и сразу и, в конечном итоге, о вечном одиночестве Евгения Онегина. Этот роман можно трактовать по-разному и каждый будет прав по-своему.

Знаменитый композитор П.И. Чайковский воплотил многовековой роман на сцене оперы.

Но мало кто знает, как именно зарождалось великое оперное произведение «Евгений Онегин». Долгое время Пётр Ильич искал драму для своей постановки. Озарение пришло к нему весной 1877 года, тогда оперная певица Елизавета Лавровская подала идею, чтобы в основе сюжета был роман «Евгений Онегин».

Композитор посчитал эту идею неуместной и отказался от нее, но позже изменил свое мнение. 

«Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина», — писал Чайковский. Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Роман «Евгений Онегин» стал его фаворитом, носил с собой всегда и везде.Интересным фактом можно считать то, что композитор сам практически стал участником «Онегина».

Той же самой весной, когда он загорелся мыслью об опере, ему пришло письмо от АнтониныМилюковой, девушка, как и Татьяна рассказала о своих чувствах и в точности, как главная героиня романа, получила вежливый отказ от Чайковского.

Однако, не опустив руки, позже она вновь пишет ему письмо, на этот раз Пётр Ильич захотел увидеть воздыхательницу. Как ни странно, всё пошло не по сценарию романа и вскоре они поженились. Их брак продержался три недели,  Чайковский не выдержал быть с Милюковой и сбежал.

На написание оперы потребовался год (с 1877 г. по 1878 г.), в сотрудничестве с композитором Константином Шиловским, который помогал писать либретто. Все понимали, насколько будет сложно представить оперу публике, отсутствовали типовые для оперы конфликты и сюжетные повороты.

Но все противоречия, что стояли на пути, не помешали создать великую оперу русскому композитору. С момента задумки написания оперы до того вида, что мы можем увидеть сейчас, прошло не мало изменений. Согласно Пушкину, вызов на дуэль был тайным действием, а в опере это разворачивается на балу на глазах у всех.

Татьяна Чайковского отличается от оригинальной тем, что ещё до отдачи письма сожалеет о своём поступке.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского Оперу «Евгений Онегин» называют символом Музыкального театра имение К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, она является первым оперным спектаклем под руководством Станиславского. Изначально Чайковский задумывал камерное исполнение оперы, но позже появилась новая редакция. Станиславский приложил усилия и воссоздал первоначальную версию оперы.

Премьера оперы Чайковского состоялась в Москве в Малом театре( 1879 г.). первая зарубежная постановка в Праге (1888 г.). Рецензии на постановку были самые различные.

Хвалили, ругали, восхищались, но русский зритель, по мнению композитора – самый верный критик. Зритель достойно и с душой оценил оперу «Евгений Онегин».

 В 1892 году «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Гамбургского оперного театра под руководством Густава Малера . Чайковский, слыша постановку, высоко оценил дирижёрские навыки Малера.

Опера Евгений Онегин - краткое содержание произведения Чайковского

Советуем вдохновиться русской классикой и сходить на одну из постановок, также есть замечательный фильм «Евгений Онегин». 

Виктория Лыжова



Источник: http://dailyculture.ru/stati/muzyka/opera-evgeniy-onegin-istoriya-sozdaniya/

Евгений Онегин

Действие первое

Картина первая

Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей – Татьяны и Ольги, вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни.

Песни крестьян привлекают внимание девушек: задумчивой мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги.

В гости к Лариным приезжает их сосед Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный поэт, и его друг Онегин, недавно приехавший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

Картина вторая

Комната Татьяны, ночь… Девушка полна новым, неведомым ей чувством, так внезапно захватившим ее. Все ее мысли заняты Онегиным: «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил…». Татьяна пишет о своих чувствах возлюбленному.

Картина третья

В тенистом саду Лариных девушки поют песни. С трепетом Татьяна ожидает ответа на свое признание. Евгений приехал и сейчас он будет здесь. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Татьяна с горечью выслушивает его нравоучения.

Действие второе

Картина четвертая

В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Француз Трике, окруженный барышнями, провозглашает в честь именинницы поздравительный дифирамб.

Провинциальный бал с пересудами и сплетнями обывателей вызывает у Онегина досаду. Чтобы «отомстить» Ленскому, который привел его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Вспыхивает ссора.

В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов.

Картина пятая

Зимнее утро. Задолго до рассвета, к месту дуэли прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к Ольге. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминая былую дружбу, но пути к примирению отрезаны. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Действие третье

Картина шестая

В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей – Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски.

Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе, представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье первое девичье чувство им было когда-то отвергнуто.

Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решается добиться свидания с ней.

Картина седьмая

Татьяна с волнением вспоминает Онегина, которого она до сих пор любит. Неожиданно входит Онегин. В его словах звучит признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не вернуть…

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/evgenij-onegin-2015/brief/

Опера

Опера в трёх действияхМузыка: П. И. ЧайковскогоЛибретто: Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. ПушкинаВозрастное ограничение: 12+Продолжительность спектакля: 3 часаПремьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 15 ноября 2013 года

История создания

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вскоре Чайковский увлекся этим предложением, за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку.

В письме к композитору С.И.Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

Композитор работал над оперой в мае 1877 в Москве — феврале 1878 в Сан-Ремо. Первая постановка состоялась 17 (29) марта 1879 на сцене Малого театра силами учащихся Московской консерватории, а в Большом театре – 11 (23) января 1881 г.

Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорской оперы Чайковский создал новую редакцию. Уже в советское время первоначальный вариант, «лирические сцены», был воссоздан усилиями К. С. Станиславского. В настоящее время используются обе редакции оперы.

Краткое содержание

Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Картина первая

Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать – Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне.

Их песни занимают девушек – задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу.

Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский со своим другом, соседом по поместью, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина Онегина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Евгением.

Картина вторая

Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти романтических грёз. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Евгению письмо, признаваясь в любви…

Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья

В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь! Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая

Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Они танцуют, играют в карты. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями вызывает у Онегина раздражение.

Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский потрясён поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль.

Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая

Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая

В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей – Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски.

Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни.

Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Читайте также:  Последний срок - краткое содержание повести распутина

Картина седьмая

У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не вернуть. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Действующие лица и исполнители:

  • Ларина, помещица – лауреат международного конкурса К. Ладыгина, В. Сироцкая, И. Тисленко
  • Ее дочери:Татьяна – заслуженная артистка РФ А. Девяткина, Е. Плешакова, Ю. ПочкаловаОльга – К. Ладыгина, лауреат международного конкурса О. Сабирова, И. Тисленко
  • Филиппьевна, няня – лауреат международного конкурса Е. Абламская, В. Сироцкая
  • Евгений Онегин – М. Орел, Р. Сигбатулин
  • Владимир Ленский – В. Ревякин, А. Шапошников
  • Князь Гремин – И. Тормосин
  • Зарецкий – Н. Лохов
  • Трике, француз – В. Дмитров
  • Гильо, камердинер – Е. Бессонов

Источник: https://tzaropera.ru/repertoire/opera/26-evgenij-onegin

Краткое содержание: Петр Ильич Чайковский. Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Лирические сцены в трех актах (семи картинах)

Либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского

Действующие лица:

Ларина, помещица меццо‑сопрано
Татьяна Ольга } ее дочери сопрано контральто
  • Филиппьевна, няня
  • Евгений Онегин
  • Ленский
  • Князь Гремин
  • Ротный
  • Зарецкий
  • Трике, француз
  • Гильо, камердинер Онегина
  1. меццо‑сопрано
  2. баритон
  3. тенор
  4. бас
  5. бас
  6. бас
  7. тенор
  8. без речей
  • Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и
    помещицы, офицеры.
  • Действие происходит в деревне и в Петербурге в 1820-х
    годах.
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала
Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Вначале эта
мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он так увлекся
ею, что в одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский
преклонялся перед Пушкиным.

Его знание жизни, характера русского человека,
тонкое понимание русской природы, музыкальность стиха вызывали у композитора
восхищение. Либретто было им написано в сотрудничестве с К. С. Шиловским (1849—1893).
Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его
В. Г.

Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и
личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими
сценами».

В письме к своему ученику, известному композитору С.
И. Танееву, Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на
конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».

«Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы. Чайковский волновался
за судьбу своей оперы, в которой не было традиционных сценических эффектов, а
исполнение требовало максимальной простоты и искренности.

Поэтому он решил
поручить первое ее исполнение молодежи — ученикам Московской консерватории. 17
(29) марта 1879 года состоялась премьера «Евгения Онегина».

Вскоре с большим
успехом опера была поставлена на сценах Большого театра в Москве (1881), где в
1963 году состоялся ее 1500-й спектакль, и Мариинского в Петербурге (1884) и
стала одним из самых популярных произведений.

СЮЖЕТ

Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса
дочерей — Татьяны и Ольги — вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания
о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни. Это крестьяне пришли
поздравить барыню и принесли с собой разукрашенный цветами и лентами сноп —
символ законченной жатвы.

Песни крестьян привлекают внимание девушек —
задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к
Лариным приезжают их сосед Владимир Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный
юноша-поэт, и его друг Онегин, светский молодой человек, недавно прибывший из
Петербурга и скучающий в деревенской глуши.

Татьяна глубоко взволнована
встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

Комната Татьяны. Девушка во власти тревожных дум. Она
не может уснуть и просит няню рассказать о ее молодости. Но и это не рассеивает
волнения Татьяны. Поглощенная новым, неведомым ей чувством, она пишет Онегину
письмо, признаваясь в любви.

В тенистом саду Лариных девушки с песнями собирают
ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. С
трепетом она ожидает ответа на свое признание. Онегин учтив и сдержан. Он
тронут искренностью Татьяны, но ответить на ее любовь не может. Потрясенная
девушка с горечью выслушивает его нравоучения.

В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество
гостей. Француз Трике, окруженный барышнями, провозглашает написанный им в
честь именинницы поздравительный дифирамб. Провинциальный бал с пересудами и
сплетнями обывателей наводит на Онегина жестокую скуку.

Чтобы отомстить
Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский
возмущен поведением друга, кокетством и легкомыслием невесты. Во время мазурки
вспыхивает ссора. В порыве гнева оскорбленный Ленский бросает Онегину вызов.

Присутствующие безуспешно пытаются примирить друзей.

Зимним утром у мельницы назначена дуэль. Задолго до
рассвета сюда прибыл Ленский с секундантом. Мысли и чувства его обращены к
Ольге. Что готовит ему грядущий день? Появляется запоздавший Онегин. Противники
колеблются, они вспоминают былую дружбу, но пути к примирению отрезаны.
Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный
насмерть.

В богатом особняке собралась петербургская знать.
Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей Онегин, возвратившийся из
странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его
тоски.

Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает
Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе,
представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье
первое девичье чувство было им когда-то отвергнуто.

Охваченный внезапной
любовью к Татьяне, он решает добиться свидания с нею.

У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо
Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах
признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было
так возможно, так близко. Но прошлого не воротить; взывая к чести и гордости
Онегина, Татьяна просит оставить ее. Девические иллюзии больше не властны над
нею. Онегин остается один.

МУЗЫКА

«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической
оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной
музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством
Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем
русские национальные черты.

Краткое оркестровое вступление вводит в мир
поэтических грез и душевных порывов Татьяны.

В первом акте три картины. Первая многогранно
обрисовывает фон действия и знакомит слушателей с образами главных героев. Дуэт
Татьяны и Ольги «Слыхали ль зы», близкий русскому бытовому романсу, проникнут
безмятежным элегическим настроением.

К голосам девушек присоединяется диалог
Лариной и Филиппьевны: дуэт превращается в квартет. В сцене с крестьянами
протяжная песня «Болят мои скоры ноженьки» сменяется задорной шуточной «Уж как
по мосту-мосточку». Ария «Я не способна к грусти томной» дает портрет беспечной
и резвой Ольги.

В лирически-восторженном ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга»
возникает облик пылкого, романтического юноши.

В центре второй картины — образ Татьяны. Рассказ няни,
выдержанный в спокойной повествовательной манере, противостоит ее взволнованным
речам.

В сцене письма с замечательной психологической чуткостью запечатлены
разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная
решимость и, наконец, утверждение любви.

Смятение Татьяны выразительно
оттеняется симфонической панорамой восхода солнца.

В центре третьей картины — ария Онегина «Когда бы
жизнь домашним кругом», обрамленная прозрачным и светлым хором девушек;
сдержанно-размеренная речь Онегина лишь ненадолго оживляется теплым чувством.

Второй акт открывается увлекательным вальсом.

Наивно-простодушные куплеты Трике «Какой прекрасный этот день» и другие бытовые
эпизоды создают контраст к сцене ссоры; напряженный драматический диалог героев
звучит на фоне мазурки.

Ариозо Ленского «В вашем доме» — проникновенное
воспоминание о прошлом; к нежной, плавной мелодии постепенно присоединяются
Онегин, Татьяна, Ольга и Ларина, а затем и взволнованный хор гостей.

В начале пятой картины (вторая картина второго акта)
звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые
дни»; музыка ее полна печали, светлых воспоминаний и тягостных предчувствий;
она покоряет мелодической красотой и искренностью выражения. Дуэт Ленского и
Онегина «Враги, враги» передает состояние мрачного раздумья. Трагически звучит
в оркестре мелодия предсмертной арии Ленского, завершающая картину.

Картина шестая (третий акт) начинается торжественным
полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» проникнута благородным,
мужественным лиризмом. В заключительном ариозо Онегина, отражая вспыхнувшую в
нем любовь, звучит страстная мелодия из сцены письма Татьяны.

В центре седьмой картины дуэт Татьяны и Онегина —
взволнованный, полный эмоциональных контрастов, заканчивающийся стремительным
нарастанием и драматическим срывом.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/096.html

«Евгений Онегин»: либретто оперы П.И. Чайковского и роман А.С. Пушкина

Опера «Евгений Онегин» была написана Чайковским в 1878 году по совету известной певицы Е.А. Лавровской. Вначале эта мысль показалась композитору, по его словам, дикой, но вскоре он увлёкся ею, за одну ночь написал сценарий и принялся за музыку. Чайковский очень любил творчество Пушкина. Его знание жизни, любовь к русской природе, музыкальность стиха вызывали у композитора восхищение.

Чайковский написал либретто вместе с К.С. Шиловским. Из пушкинского романа в стихах – «энциклопедии русской жизни», как назвал его В.Г. Белинский, – он взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами».

В письме С.И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». «Евгений Онегин» был для композитора идеалом такой драмы.

Чайковский сосредоточился на любовной линии романа Пушкина, главный герой для него – Татьяна. Краткое оркестровое вступление к опере Чайковский посвятил миру поэтических грёз и душевных порывов Татьяны.

Также в опере Чайковского произошло смещение акцентов сюжета на лирическую и бытовую стороны, психологию героев.

Перед Чайковским стояла ответственная задача: великий поэт, произведение прекрасное, объёмное. Как ввести зрителя в мир героев? Пушкин делает это путём повествования от своего лица, постепенно раскрывая перед нами образы героев романа. Здесь мы читаем большое количество лирических описаний природы, быта и нравов того времени, рассуждений автора о тех или иных поступках героев.

Чайковский начинает оперу с экспозиции главных героев в первой картине в саду Лариных. В ней обрисованы образы Ольги, Татьяны, матери и няни Лариных, они говорят о себе сами. Здесь происходит и первая встреча Татьяны с Онегиным.

Должно быть, трудно написать сцену, которой нет в романе Пушкина. Картина начинается с дуэта Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы?», в котором Чайковский использовал часть стихотворения Пушкина «Певец», написанного задолго до появления в свет романа «Евгений Онегин» (1815 г.).

Затем звучит квартет, в котором Ларина и няня вспоминают молодость. В квартете текст либретто уже соответствует тексту романа.

Пушкин в пятой главе показывает нам близость Татьяны к обычаям русской старины (Татьяна (русская душою…)), а Чайковский раскрывает это своим способом – хором крестьян, где использует русские народные песни («Болят мои скоры ноженьки» и «Уж как по мосту, мосточку»).

После этого следует ария Ольги. Ольга – типичный представитель провинциальной, легкомысленной девушки того времени, и её образ является контрастным образу Татьяны.

Чайковский взял в основу либретто части романа Пушкина, которые необходимо было слить в единое целое. Сделать это было непросто, и композитор добавляет своё видение сюжетной линии, чтобы создать плавное и цельное развитие действия.

Приезжают Ленский с Онегиным. Квартет, ария Ленского и ариозо Онегина полностью взяты из романа.

Вторая картина – сцена письма – передает первое пылкое чувство Татьяны, это одна из ключевых сцен оперы, и Чайковский понимал, что лучше Пушкина никто не мог передать всю выразительность этой сцены. Здесь Чайковский кладёт в основу музыки текст великого поэта.

Читайте также:  Сочинение наташа ростова - любимая героиня толстого война и мир 10 класс

Хор девушек обрамляет третью картину первого действия. В центре картины – сцена объяснения Татьяны с Онегиным, где звучит его ария. И здесь либретто не отступает от Пушкина – весь текст вместе с хором девушек полностью соответствует тексту романа.

Второе действие открывает бал у Лариных – именины Татьяны (первая картина). Сюжет бала взят из романа, но события, происходящие на балу, за исключением ссоры Онегина и Ленского, придуманы авторами либретто.

Чайковский был сам представителем того времени и хорошо знал быт и нравы дворянского общества, поэтому его сцены, добавленные в либретто (сцена в саду, бал и др.), реально отражают эпоху.

Пушкин показывает бал у Лариных повествовательно, блестяще изображая типичных представителей дворянского общества того времени. Это общество мы уже встречали на страницах произведений А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, и Чайковский знал его и отразил в либретто. Тут и ротный, и Трике: композитор взял персонажи Пушкина, но вложил в их уста свои слова. Про «мосье Трике» у Пушкина читаем:

«С семьёй Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привёз куплет Татьяне
На голос, знаемый детьми:
Reveillez vous, belle endormie.
Меж ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха
И смело вместо belle Nina

  • Поставил belle Tatiana».
  • А в либретто видим следующее:
  • Трике:

«Ага! Voila царица этот день!
Mesdames! Я буду начинайт!
Прошу теперь мне не мешайт!
Какой прекрасный этот день,
Когда в сей деревенский сень

Просыпалься belle Tatiana!..»

Простодушные куплеты Трике с комичным акцентом в его речи создают настроение весёлой непринуждённости и отвлекают нас от основного действия. Затем резким контрастом следует сцена ссоры Онегина и Ленского, которая благодаря противопоставлению показана более трагично.

Такой приём контрастного противопоставления бытового/комичного или лирического глубоко трагическому свойственны Чайковскому, они прослеживаются как в балетной и оперной музыке (например, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Пиковая дама»), так и в симфоническом творчестве (например, 5, 6 симфонии).

Вторая картина второго действия – дуэль Ленского и Онегина – за исключением нескольких фраз, целиком взята из романа. Отдельные реплики введены либреттистами для более динамичного развития действия.

Ария Ленского – светлые воспоминания о прошлом – полна печали и тягостных предчувствий. Дуэт Онегина и Ленского «Враги» передаёт состояние мрачного раздумья. Лучше автора романа нарисовать это было невозможно, и Чайковский берёт для дуэта текст из романа.

Третье действие сразу после дуэли переносит нас в Петербург. Большая часть диалогов на балу придумана либреттистами, чтобы придать действию более динамичный характер.

Ария Гремина, за исключением двух строк («Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны»), целиком написана Чайковским и Шиловским.

У Пушкина сцена разговора Онегина с Греминым короткая, ограничивается несколькими фразами, а Чайковский хотел ярче подчеркнуть трагедию Онегина, включив в либретто текст арии Гремина. Ничего нет тяжелее для Онегина услышать от соперника о том, что он счастлив с Татьяной.

Завершает картину ариозо Онегина, которое снова взято из текста Пушкина.

Последняя картина оперы в доме у Татьяны. Либреттисты использовали текст романа, за исключением финала картины. Чайковскому была нужна театральная законченность оперы.

Роман Пушкина объёмен и отражает жизнь героев в развитии, изобилует прекрасными описаниями русской природы, размышлениями автора, различными отступлениями.

В либретто использовать весь текст Пушкина было, конечно же, невозможно и не нужно.

Чайковский оперировал средствами музыкальной выразительности, что позволило ему очень органично опустить некоторые части романа и сконцентрироваться на главных событиях сюжета.

«Евгений Онегин» — непревзойдённый образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонично сливается с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма.

Два гениальных человека создали одно из замечательнейших произведений: слияние высочайшей поэзии с непревзойденной музыкой. Эта опера – часть русской музыкальной культуры, известной во всём мире.

Эмоциональная сила музыки, её искренность и человечность, правдивость и глубина характеристики действующих лиц, отсутствие сценической «эффектности» сделали оперу украшением репертуара многих театров мира.

Список используемой литературы:

  1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». — М., 1976. – с.53-230.
  2. Чайковский П.И. Опера «Евгений Онегин». Клавир. – М., «Музыка», 1959.
  3. Сто опер. История создания. Сюжет. Музыка. – Л., 1987. – с.312-315.
  4. Блучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – Л., 1975. – с.63.

Источник: http://diafon.ru/evgenij-onegin-libretto-roman/

Чайковский П.И. Опера «Евгений Онегин» :

Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. С поразительным совершенством Чайковский охарактеризовал этически прекрасный облик Татьяны, подчеркнув в нем русские национальные черты

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной.

Он заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает.«В Евгении Онегине» героиня, Татьяна, пишет Евгению письмо, в котором признается ему в любви.

Евгений говорит ей, что не может ответить взаимной любовью, не может жениться. В результате — трагедия.

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда-нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью.

Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате — трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).Сцена письма Татьяны была написана первой.

Татьяна Ларина и Антонина Милюкова соединяются в болезненно возбужденном сознании композитора, рождая дивное звучание оркестра и мелодию признания Татьяны: «…То в высшем суждено совете,/ То воля неба: я твоя!»При том, что либретто оперы значительно упростило содержательную сторону романа А.С.

Пушкина, его язык и стиль в целом вызывают меньше протеста, чем это бывает в подобных случаях обращения к другим пушкинским творениям. В большинстве случаев либреттисты «выпрямили» пушкинский текст, то есть из повествовательного перевели его в прямую речь персонажей. Приведем лишь один пример такой операции:А.С.

Пушкин:Глава восьмая, XIIОнегин (вновь займусь я им), Убив на поединке друга,Дожив без цели, без трудов  До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга  Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

Чайковский:Онегин (про себя)Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов  До двадцати шести годов, Томясь бездействием досуга  Без службы, без жены, без дел, Себя занять я не успел.Менее чем за год — 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо).

Клавир оперы Чайковский посылает не той, которую он воплотил в образе Татьяны, не Антонине Милюковой, мечтавшей всегда быть с ним, а Надежде фон Мекк, восхищавшейся Чайковским и покровительствовавшей ему, но трудно объяснимым образом всегда избегавшей — и избежавшей — личной встречи с ним.

Роман в стихах Пушкина публиковался между 1822 и 1831 годами, окончательная его редакция вышла в свет в 1833 году. Влияние Пушкина на русскую литературу было огромным.

Гоголь увидел в его произведениях русскую природу и русскую душу «в такой же чистоте…

в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»; Достоевский говорил о совершенстве, о фантазии, ставшей «осязательной реальностью».

Более сорока лет спустя после публикации романа Чайковский задумал написать на его основе либретто. Партитура была закончена менее чем за год. Первые постановки, между 1879 и 1881 годами, не сразу произвели положительное впечатление, поскольку атмосфера 20-х годов, переданная Пушкиным, показалась если не полностью, то отчасти утраченной в опере.

По отзывам, музыка Чайковского была лишена той пылкости, которая отличала это романтическое десятилетие. Все персонажи, хотя и терзаемые страстями, в конечном итоге казались вялыми, немощными.

Но публика и критики не обратили внимания на то, что и сам роман Пушкина, как он писал, был плодом «легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Стихи хорошо сочетались с музыкой Чайковского, полной ностальгических порывов, изысканных орнаментаций (отголосков XVIII века), народного колорита, неустойчивых гармоний, мечтательных пауз, салонных романсов и мелодических взлетов, истоком которых был французский и отчасти итальянский XIX век, а также национальное, славянское наследие. В общем в этой изящной смеси сочетаются тоска одиночества, безудержная меланхолия (которая примешивается даже к простодушным любовным признаниям), блеск и удовольствия светской жизни, поданные с явной иронией.

Пушкин писал в начале века, Чайковский во второй его половине, почти в конце. Общество из аристократических салонов перешло в буржуазные особняки; атмосфера стала менее непринужденной и не располагала к иллюзиям и энтузиазму. Среди поразительной всеобщей замкнутости выстраданные, мучительные исповеди очень часто не находили ни в ком отклика.

И «Онегин» Чайковского как раз выявляет эту охватившую общество отчужденность: опера предоставляет широкий простор изображению полноты чувств, праздничных сторон жизни, которые затем постепенно приводятся к общему знаменателю — равнодушная покорность, безропотное смирение и подлинное самоуничижение. Здесь проявилось осознание невозможности любви, которое в музыкальном отношении связано с образом Татьяны.

Центром оперы поистине является сложная, впечатляющая сцена письма, которую композитор написал первой и вокруг которой строится весь «Онегин».

В этой сцене становится очевидным, что «мотив Татьяны служит осью всей музыкальной структуры оперы» (Гофман): мелодическая ячейка из четырех тактов в особенности пронизывает волнующую преддуэльную арию Ленского и полный отчаяния финал, в котором Онегин терпит крах.

Задуманная как ряд картин, имеющих смысловую завершенность, драма в каждом из действий освещает одного из трех главных героев, но не чуждается и тщательной обрисовки второстепенных образов.

На какое-то время они обретают рельефность, как, например, старый Гремин, произносящий длинную «проповедь» (в романе Пушкина он не имеет имени и не занимает такого места, являясь созданием Чайковского-либреттиста).

Мы уже не говорим о живописном мастерстве композитора, проявившемся в знаменитых танцах и в прекрасных изображениях среды (как народной, так и аристократической), которые очень удались и сами по себе и как части драматического целого: достаточно вспомнить ссору двух друзей во время праздника во втором действии с беспокойными вторжениями хора.

Существенное значение имеют прелюдии к действиям, избегающие вмешательства в повествование, и без того связное и стройное (кажется даже, что мы «читаем» оперу, а не слушаем и смотрим).

Что касается протагониста Онегина, то у него нет собственной характерной музыкальной страницы, делающей этого героя незабываемым, хотя его арии и великолепны: два монолога в третьей картине первого действия и в первой картине третьего, не говоря о последнем дуэте с Татьяной (в котором умершая любовь не возрождается вновь, разве что ради последнего прощания).

Этот образ скептика оживает, отражаясь в зеркале других персонажей.Действующие лица:Ларина, помещица (меццо-сопрано)Ее дочери:Татьяна (сопрано)Ольга (контральто)Филиппьевна, няня (меццо-сопрано)Евгений Онегин (баритон)Ленский (тенор)Князь Гремин (бас)Ротный (бас)Зарецкий (бас)Трике, француз-гувернер (тенор)Гильо, француз, камердинер Онегина (персонаж без слов)Крестьяне, крестьянки, помещики, помещицы, офицеры, гости на балу.Время действия: 20-е годы XIX столетия.Место действия: деревня и Петербург.Первое исполнение: Москва, 17 (29) марта 1879 года.

Источник: http://www.zdravrussia.ru/operas/xxivek/?nnew=2941

Ссылка на основную публикацию