Сочинение на тему что есть истинная честь, и что есть мнимая?

Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая? Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая? Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

В наше время, понятие о самой чести, подчас искажено и не имеет того подлинного отображения, которое оно имело по мысли классиков.

Обратимся к формулировке этого понятия, великого Даля, который отображает ее, как доброе имя, которым несомненно должен быть наделен человек, что бы при этом, быть с этой самой честью. Однако в наш меркантильный век, моральные достоинства человека, в понимании большинства смазаны и искажены и зависят они подчас от того, какой доход у человек и каких карьерных высот, он смог добиться.

При этом, хоть многие и понимают, что там где большие деньги и карьерные взлеты, там как раз таки подчас, отсутствует именно честь.

Все потому, что для заработка и сколачивания капитала, люди порой идут на тотальный обман и даже убийства.

К примеру для всех показателем могут послужить кровавые 90-е, когда на пост советских просторах, начал развиваться капитализм и когда богатели и сколачивали капитал, именно на крови и обмане, а значить и по определению, бесчестии.

Что касается подавляющего большинства карьеристов, то тут тоже, как правило все достигается порой за счет угодничества, конформизму, а значит и на фоне отсутствия собственных принципов, которые при этом, были бы сопряжены с моралью и нравственностью. Мораль же и нравственность, как правило никогда не противоречит закону, поэтому его нарушение, отпадает в принципе.

Исходя из этих необходимых норм, соблюдая которые человека можно назвать с присутствием в его личностной основе чести, можно уверенно сказать, что алгоритм действий человека, должен быть основан, именно на морали и нравственности как основе.

Именно они должны быть тем незыблемым стержнем, который будет несгибаем и отталкиваясь от которого, человек будет качественно исполнять свои обязанности и только при этом, подлинно нести пользу обществу в котором он находится и при этом, сохранять, свое доброе имея.

Естественно что такая позиция, предполагает сама по себе, что человек не будет переступать через себя и будет полноценно считаться личностью, живущей в гармонии с прекрасным, которое на даровала, культура, наука и эволюция в целом.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2262706-chto-est-istinnaja-chest-i-chto-est-mnimaja-kak-napisat-sochinenie.html

Лихачев Дмитрий "Письма о добром и прекрасном"

  • Страница 1 из 49
  • Письма о добром и прекрасномДмитрий Сергеевич Лихачев
  • ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
  • Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

  1. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.
  2. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
  3. Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.
  4. Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.

Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.

Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.

Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/knizhnaya-polka/662-d-s-likhachev-pisma-o-dobrom-i-prekrasnom?showall=&start=11

Итоговое сочинение. Материалы к направлению "Честь и бесчестие"

Чтобы не повторяться, не предлагаю
ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок
тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, —
 просто публикую высказывания (пословицы,
афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в
качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения. 

Возможно, кому-то
пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.

Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет
по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица

  • Нельзя
    обесчестить того, кто не страшится смерти. 
    Жан Жак Руссо
  • Честь
    дороже жизни.   Иоганн Фридрих Шиллер

Не сильные
лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.

Ф. М. Достоевский

  1. Честь
    нельзя отнять, ее можно потерять.   Антон
    Павлович Чехов
  2. Честь — вот
    истинная красота!  Ромен Роллан
  3. Чем честнее
    человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.   Цицерон
  4. Честь от
    бесчестных — тоже ведь бесчестие.  
    Публий Сир

Без добродетели
нет ни славы, ни чести.  А. Суворов

  • Для честных
    людей обещание — это обязательство. Турнье
  • Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер
  • Честь
    походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у
    неё всю её цену. Пьер Бошен
  • Честь — это
    бриллиант на руке у добродетели. Вольтер
  • Честь — это
    награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель
  • Честь есть
    краеугольный камень человеческой мудрости.  Виссарион Белинский
  • Кто не
    готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль

Торгуя честью,
не разбогатеешь. Л. Вовенарг

Тот, кто
требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг

Не
покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы почерпнем
счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон

Почет
и честь — не в
знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои

Честь отчизны…  блюдет не тот, кто покрывает
ее преступления, а тот, кто не боится ее от
них очистить.  —  Борис Акунин. Алмазная колесница

Досадно
мне, что слово «честь»
забыто
И что в чести наветы за глаза.

Владимир Высоцкий

Не платье украшает
человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце,
Так честь блистает
под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Роберт Бернс

Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

Притча 

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода, Ветер, Огонь и Честь, подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру.
Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.

– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь.
– Ищите меня там.

– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.

– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала
Вода. – Ищите меня там.

Честь устремила глаза в небо и промолчала.

– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.

– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет
от меня, никогда не найдет обратной дороги.

Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасномПисьмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я
могу указать на некоторые различия между совестью и честью. 

Между совестью и честью есть одно существенное
различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере
очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной
или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают
совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб
обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло
такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но
«честь мундира» остается тяжелым грузом.

Точно человек умер, а остался только
мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое
сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные
проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с
охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров
подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее,
«чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный…
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

  1. Честь имею
  2. Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век…
Пистолет заряжен. Все готово.

Читайте также:  Жизнь и творчество кира булычёва

И шагнул к барьеру человек…

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка…
Что нам до мальчишеских чудачеств

Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,

Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,

Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,

Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», —

Перепутав годы и века.

  • Честь
  • Николай Глазков

— Береги честь смолоду! —
Справедливо слово то.
Было много раз оно

Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя — не ерунда,
И ее — об этом речь —

Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть

Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после?..
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:

Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь —

Это следует учесть!

***
Эдуард Асадов

…………………………………………

Честь не дано сто раз приобретать.
Она — одна. И после пораженья

Ее нельзя, как кофту, залатать
Или снести в химчистку в воскресенье!
Пусть я доверчив. Не скрываю — да!
Пусть где-то слишком мягок, может статься,

  1. Но вот на честь, шагая сквозь года,
    Ни близким, ни далеким никогда
    Не разрешу и в малом покушаться!
    Ведь как порой обидно сознавать,
  2. Что кто-то, ту доверчивость встречая
    И доброту за слабость принимая,
    Тебя ж потом стремится оседлать!
    И потому я тихо говорю,
  3. Всем говорю — и близким, и знакомым:
    Я все дарю вам — и тепло дарю,
    И доброту, и искренность дарю,
    Готов делиться и рублем и домом.
  4. Но честь моя упряма, как броня.
    И никогда ни явно, ни случайно
    Никто не смеет оскорбить меня
    Ни тайным жестом и ни делом тайным…

Источник: http://kashctan.blogspot.com/2016/12/blog-post.html

Честь истинная и ложная. Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая? Честь
– вот истинная красота человека

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри.

Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.
Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину.

Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка.

В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник.

Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью.
А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы».

Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям.

Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни.

Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева.

В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», — призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.

Обижаться
следует только тогда, когда хотят вас
обидеть. Если не хотят, а повод для обиды
– случайность, то зачем же обижаться?

Не
сердясь, выяснить недоразумение – и
все.

Ну,
а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать
на обиду обидой, стоит подумать: следует
ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно
лежит где-то низко и до нее следует
наклониться, чтобы ее поднять.

Если
решили все же обидеться, то прежде
произведите некое математическое
действие – вычитание, деление и пр.
Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы
только отчасти виноваты. Вычитайте из
вашего чувства обиды все, что к вам не
относится.

Допустим, что вас обидели из
побуждений благородных, – произведите
деление вашего чувства на побуждения
благородные, вызвавшие оскорбительное
замечание, и т. д.

Произведя в уме некую
нужную математическую операцию, вы
сможете ответить на обиду с большим
достоинством, которое будет тем
благороднее, чем меньше значения вы
придаете обиде. До известных пределов,
конечно.

В
общем-то, излишняя обидчивость – признак
недостатка ума или какой-то
закомплексованности. Будьте умны.

Есть
хорошее английское правило: обижаться
только тогда, когда вас хотят

обидеть, намеренно

обижают. На простую невнимательность,
забывчивость (иногда свойственную
данному человеку по возрасту, по
каким-либо психологическим недостаткам)
обижаться не надо. Напротив, проявите
к такому «забывчивому» человеку особую
внимательность – это будет красиво и
благородно.

Это
если «обижают» вас, а как быть, когда вы
сами можете обидеть другого? В отношении
обидчивых людей надо быть особенно
внимательными. Обидчивость ведь очень
мучительная черта характера.

Письмо десятое честь истинная и ложная

Я
не люблю определений и часто не готов
к ним. Но я могу указать на некоторые
различия между совестью и честью.

Между
совестью и честью есть одно существенное
различие. Совесть всегда исходит из
глубины души, и совестью в той или иной
мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть
не бывает ложной. Она бывает приглушенной
или слишком преувеличенной (крайне
редко).

Но представления о чести бывают
совершенно ложными, и эти ложные
представления наносят колоссальный
ущерб обществу. Я имею в виду то, что
называется «честью мундира». У нас
исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской
чести, но «честь мундира» остается
тяжелым грузом.

Точно человек умер, а
остался только мундир, с которого сняты
ордена. И внутри которого уже не бьется
совестливое сердце.

«Честь
мундира» заставляет руководителей
отстаивать ложные или порочные проекты,
настаивать на продолжении явно неудачных
строек, бороться с охраняющими памятники
обществами («наша стройка важнее») и т.
д. Примеров подобного отстаивания «чести
мундира» можно привести много.

Честь
истинная – всегда в соответствии с
совестью. Честь ложная – мираж в пустыне,
в нравственной пустыне человеческой
(вернее, «чиновничьей») души.

Письмо одиннадцатое про карьеризм

Человек
с первого дня своего рождения развивается.
Он устремлен в будущее. Он учится,
научается ставить себе новые задачи,
даже не понимая этого. И как быстро он
овладевает своим положением в жизни.
Уже и ложку умеет держать, и первые слова
произносить.

Потом
отроком и юношей он тоже учится.

И
уже приходит время применять свои
знания, достичь того, к чему стремился.
Зрелость. Надо жить настоящим…

Но
разгон сохраняется, и вот вместо учения
наступает для многих время овладения
положением в жизни. Движение идет по
инерции.

Человек все время устремлен к
будущему, а будущее уже не в реальных
знаниях, не в овладении мастерством, а
в устройстве себя в выгодном положении.
Содержание, подлинное содержание
утрачено.

Настоящее время не наступает,
все еще остаетс пустая устремленность
в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее
беспокойство, делающее человека
несчастным лично и нестерпимым для
окружающих.

Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы.

Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке.

Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь.

Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

Читайте также:  Сочинение маленькое путешествие 5 класс

Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

«Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей.

Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести.

Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль.

Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.

Честь — это сложное и одновременно простая категория, часто искажаемая умами людей. Кроме того, под этим термином можно понимать как доброе имя, так и качество личности, всегда поступающей сообразно моральным установкам, согласно своему кодексу чести.

Если первое зависит от общества и может не соответствовать действительности, то второе — внутренняя характеристика, включающая в себя и понятие благородства, порядочности, искренности, целостности личности, верности долгу, чистой совести.

Вопрос чести и её отсутствия не редок в произведениях отечественной литературы.

В повести А.И.Куприна «Поединок» можно увидеть пример человека, который видит несправедливость вокруг, но ничего не делает, его понимание чести также ложно. Это подпоручик Ромашов. Ужасаясь проявлениям бесчестия вокруг, он ничем не способствует улучшению ситуации.

А его дуэль с Николаевым показывает, скорее, бесхарактерность, нежели благородное желание помочь Шурочке ценой собственной жизни, тем более, Ромашову пообещали, что дуэль будет не настоящей и ему ничего не угрожает, убедили, что поединок необходим только для того, чтобы очистить репутацию Шурочкиного мужа в глазах офицеров N-ского полка.

Можно быть человеком чести, не сознавая этого, точнее, не задумываться о самом понятии, а просто поступать сообразно своей совести, обладая способностью поступиться личным благом ради других. Савельич, дядька Петра Гринёва из повести А.С.

Пушкина «Капитанская дочка», верно служит своему подопечному, искренне старается наставить его на путь истинный, порою невзирая на своё положение слуги.

Честь — это морально-нравственная категория, наличие или отсутствие которой определяет поступки человека наряду с совестью.

В данном случае, поведение Савельича продиктовано именно внутренним, скорее всего, не оформленным в конкретные слова, но существующим чувством чести.

Чрезмерная тревога о состоянии чести в глазах общества, может оказаться губительной. Арбенин из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» был ослеплён одним лишь подозрением измены жены. Его забота о чести, в данном случае принимающей значение репутации, привела к опрометчивому поступку.

Отравив горячо любимую жену в порыве беспочвенной ревности, Арбенин погубил свою жизнь, до конца которой его будет мучить совесть.

Но даже если бы навет оказался правдой, убийство не очистило бы его, а запятнало его ещё больше и в глазах общества, и с точки зрения понятия истинной чести.

Неверное понимание чести опаснее, нежели не сформулированное вовсе. Для человека чести жизнь другого важнее общественного мнения, долг выше минутной блажи, а всякая несправедливость вызывает желание вмешаться и исправить её.

Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни.

Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам для себя понимает, что сделав какое – либо хорошее дело он ничего за него получит, единственная его награда это внутреннее удовлетворение.

Такой человек ничего не теряет, в отличие от другого человека у которого честь мнимая. Можно привести простой пример из жизни: в автобусе много народу и молодой парень сидит, а рядом с ним стоит бабушка, этот парень даже и не думает вставать, делая вид, что не замечает бабушку.

Только после того как этот парень увидел косые взгляды окружающих он встал и предложил бабушке присесть. У этого молодого человека мнимая честь, так как он не высокоморальная персона, если бы на него не смотрели, то он бы до конца поездки сидел бы на месте, не шелохнувшись.

Или же делать что- то во благо себе или лишь из-за того чтобы получить награду – это тоже является мнимой честью.

Поэтому так важно уметь отличать эти два понятия.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой 6 класс
    Наступило раннее, летнее, солнечное утро. Проснувшись, девушка немного потянулась в кровати, и встав, подошла к туалетному столику. В зеркале она увидела точную копию себя – своё отражение
  • Сочинение Почему нельзя собирать мухоморы 3 класс
    Нельзя собирать их – это точно! Почему? Потому, что я не баба Яга! Только она собирает мухоморы.
    • Независимо от того, кем является человек и какого он возраста, у каждого в судьбе был период, когда каждое действие было под контролем родителей, дед мороз был настоящим, а чудеса зачастую сбывались.
    • Детство — самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются
    • Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт

Источник: https://yellow-sheep.ru/chest-istinnaya-i-lozhnaya-sochinenie-na-temu-chto-est-istinnaya-chest-i-chto/

Сочинение на тему Честь

Честь – твердые моральные принципы и положительные качества человека, которые вызывают чувство гордости и восхищения у других людей.

Честь является очень важным качеством для личности. Честь свидетельствует о том, что на человека можно положиться, ему можно доверять. Человек, нуждающийся в помощи осознает, что верный чести индивид не поступится своими принципами, несмотря на оказываемое на него давление, несмотря на поступающие ему выгодные предложения.

Честь несёт немного разные значения, когда речь идёт о принадлежности к определённому полу. Для мужчин честь – это целый комплекс качеств, который особенно принято выделять у военных. Мужчина, в первую очередь, защитник.

Он считает долгом защитить свою семью и родину. Несмотря ни на что. Честь носит только нравственный характер, она не подконтрольна закону. Для женщин же честь является чистотой, целомудрием и преданностью единственному мужчине.

Честь – это такое качество, которое даётся один раз. Его очень легко потерять. Особенно, если человек уже заслужил уважение своими поступками и поведением, он будет угрозой для тех, кто их потерял. Как правило, честный человек всегда кому-то мешает.

Его будут пытаться различными методами утихомирить, но если это не получится сделать, то будут выживать из коллектива, поливать грязью.

Причём все будут знать о том, что человек не виновен, но каждый будет пытаться оправдать себя и никто не захочет рисковать своим положением или репутацией.

Сохранить честь при любых жизненных обстоятельствах – это подвиг. Далеко не каждый на это способен. Даже сильные люди ломаются под прессом обстоятельств и давлением вышестоящих людей.

Честь нельзя отнять, но есть другие способы как помочь человеку её потерять. Да, человек отдаёт её сам. Но по причине того, что он уже измотан и не в состоянии дальше придерживаться своих принципов. Человеческий фактор никто не отменял.

Но если честь для человека – это всё, он не отдаст её ни за что даже если на кону будет его собственная жизнь. Пример подобной жертвенности можно встретить на войнах. Солдаты и офицеры не сдавались, несмотря ни на что. Стояли до последнего, даже когда знали, что победить нет шансов. Честь для них важнее жизни.

Многие погибали в бою, бросались под танки, подрывали себя. Если в пример брать интернациональные войны, то можно заметить, что противник был настолько жесток, что расчленял и рубил на куски пленных, глумился над формой.

Парни имели отдельную гранату на такие случаи, чтобы подорвать себя, дабы не подвергнуться такой участи.

Сочинение Что такое честь

Честь — это состояние человеческого духа, верность своим принципам. Как правило, это понятие характеризует солдат, а особенно офицеров российской армии. Но, честь присуще и людям, которые не носят погоны.

Когда говорят про человека, что у него есть честь, это значит, что он человек высоких моральных принципов, который не ударит в спину. Будет честен со всеми, как со своими друзьями, так и с врагом. Люди чести, не рождаются, ими становятся. Это результат хорошего длительного воспитания, в итоге которого человек сам выбирает быть таким.

Именно поэтому, честь, нельзя отнять ни каким образом. Это такая жизненная установка, ценность, которая стоит выше жизни. Не каждый готов пойти на такое, таких людей мало, но они есть. И на них возлагается надежда на будущее. Существует достаточное количество примеров, когда люди чести становились героями различных войн и больших дел.

Читайте также:  Образ и характеристика бетси тверской в романе анна каренина толстого сочинение

Именно их имена вписаны в историю.

Ярким примером являются советские партизаны времен Великой Отечественной Войны. Когда некоторые из них попадали в плен, немецкие солдаты и офицеры их жестоко пытали, но они, умирая, не предавали и не выдавали своих товарищей немецким оккупантам. Они жертвовали жизнью ради чести, доблести.

Никто и никаким образом не мог отнять у них честь. Но, к сожалению, были и такие, кто уступил страху. Теряли свою честь, запятнали ее кровью своих братьев и сестер. Таким людям нет прощения. Они сами отказались от этого великого дара. Поэтому сам человек решает, как ему быть.

Либо он ведет праведную жизнь и все делает по совести, что на самом деле, большая редкость, не только в наше время, да и во все времена. Таких людей действительно мало, а многие лишь прикрывались личиной доблести и чести. Стоит вспомнить европейское рыцарство, там далеко были не все люди чести, а лишь единицы.

Так же и сейчас, большое количество людей имеют привычку часто упоминать о своих высоких морально — этических качествах, но и тут ловушка для наивных. Люди, которые не потеряли свою честь, знают какой ценой она им достается, поэтому предпочитают вести себя более скромно.

Важно, что даже при оказании помощи люди чести не будут ждать похвали, они это делают, потому что им велит так совесть.

И так, честь — это моральное состояние человека, которое нельзя никакими способами отнять. От нее можно только отказаться, ее можно только предать в угоду более низким желаниям и потребностям.

Вариант 3

Что представляет из себя честь? Согласно определению большинства словарей, честь – внутреннее нравственное достоинство человека, приобретаемое им в ходе жизни. Но может ли цена чести превысить цену жизни?

Честь ценилась человеком издавна, а тех, чья честь была чиста, очень уважали. Возможно, наибольшей цена чести была в средневековье, когда именно честь была главным мерилом человеческого достоинства.

Даже современный немецкий поэт Крис Болтендаль в своем стихотворении, посвященном Ланселоту, писал: «Я жизнь отдам за Британию и честь, за своего ангела-хранителя!».

В Древней Руси этому тоже уделялось немало внимания, в том числе и женской чести, о чем мы можем узнать из «Домостроя». Считалось, что женщина, являясь честной и вступая в брак непорочной, знаменует себе долгую и счастливую жизнь.

Впрочем, подобное отношение к своей чести можно встретить и сейчас – например, оно широко распространено у кавказских народов. Причем, среди них важна не только честь мужчины, но и женщины, что еще раз подтверждает сказанное выше.

А что насчет цены чести в обмен для жизни? От старых людей нередко можно услышать следующие слова: «Я прожил достойную жизнь, никого не обманывал и не крал, я уйду с честью». Но здесь речь идет, скорее, о том, что честь – важный элемент в жизни любого.

А смогли бы лично Вы отдать жизнь, зная, что люди не смогут вспомнить о вас ничего плохого? Что Вы ушли с честью. В этом и заключается, можно сказать, наивысшая точка чести – преобладание памяти о человеке над его физическим телом.

В конце концов, оболочка человека не сможет оставаться на Земле вечно, тогда как память о камдиве Чапаеве, сражавшемся за свою страну бок о бок с солдатами, живет уже более столетия.

Это и лежит в основе тезиса «Честь – дороже жизни».

Когда человек прожил, не запятнав честь и прославив себя, он и сам себе может сказать: «Мне не в чем стыдиться перед собой, перед людьми или Богом, близкие мои запомнят меня честным человеком».

И разве это не звучит достойно? Разве не хочется каждому, чтобы о нем вспоминали с гордостью? Уйти с гордо поднятой головой – намного ценнее, чем жить в пороке, быть помянутым добрым словом.

Как видите, с этим тезисом нельзя не согласиться. Все люди, прославившие себя в истории и отдавшие жизнь за честь, сейчас стали героями и известны всем. Даже «маленький человек», живущий в самоконтроле и чистой честью, тоже является героем, отстоявшим свою мораль и «лицо» в обществе.

Другие темы:

← Одиночество↑ 9 классМатеринская любовь →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Дом моей мечты (8 класс)
    Каждый человек мечтает о своем доме. Такие мечты не обошли и меня. Я также мечтаю о своем доме. Мой дом самый современный, уютный и комфортный. В нем я чувствую себя расслаблено и как в своей тарелке.
  • Двойники Раскольникова — сочинение
    В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, бывший студент Родион Раскольников, на практике проверяет свою теорию, утверждающую право убийства одних другими.
  • Сочинение Что такое истинная смелость
    Смелость — это одна из положительных черт человека. Это когда человек в неожиданной, экстренной ситуации может взять ответственность на себя и начать предпринимать действия. В литературе бесстрашному герою свойственны

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/9-klass/chest

Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века » Шпоры для студентов

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.

Тема чести – одна из основных в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий – пугачевского бунта.

Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты.

Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине.

Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.

Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.

Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.

Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет – это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

В романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя — типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми.

Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней.

Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься.

Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла.

И Печорин стреляет.

В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны Барашкиной писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий.

Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филлиповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом.

Настасья Филлиповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.

Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь. Поэтому, в итоге, она погибает от руки ее поклонника купца Рогожина.

Тема чести – важная тема в русской литературе 19 века. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/tema-chesti-v-proizvedeniyax-otechestvennoj-klassiki-xix-veka.html

Ссылка на основную публикацию