Гюстав Флобер — одна из самых видных фигур французской литературы XIX века. Его называли мастером «точного слова», затворником «башни из слоновой кости», «мучеником и фанатиком стиля». Им восхищались, его цитировали, у него учились, его обличали в аморальности, его водили под суд и все же оправдывали, потому что усомниться в таланте Флобера-писателя и его преданности искусству слова не мог никто.
В отличие от литераторов-современников Гюстав Флобер никогда не пользовался лаврами, которые дарит слава.
Он жил затворником в своем имении в Круассе, избегая богемных вечеров и выступлений на публике, он не гнался за тиражами, не докучал издателям, а потому так и не сделал состояния на своих шедеврах.
Словно влюбленный фанатик, он не представлял, как можно извлекать коммерческую выгоду из литературы, считая, что искусство не должно приносить денег. Источником вдохновения для него являлась работа — каждодневный кропотливый труд, только и всего.
Многие прибегают к сомнительным источникам вдохновения — алкоголю, наркотическому дурману, женщинам, которых они величают музами. Флобер называл все это уловками шарлатанов и отговорками лентяев.
«Жизнь я веду суровую, лишенную всякой внешней радости, и единственной поддержкой мне служит постоянное внутреннее бушевание… Я люблю свою работу неистовой и извращенной любовью, как аскет власяницу, царапающую ему тело».
Сын врача: детство, колледж, университет
Гюстав был третьим ребенком в семье руанского врача по фамилии Флобер. Мальчик родился 12 декабря 1821 года. Декорациями его детства стала скудная мещанская квартирка и отцовская операционная. В хирургических процедурах, которые совершал папаша Флобер, маленький Гюстав находил какую-то особую поэтику. Он не страшился вида крови, напротив, любил подглядывать в щелку или мутное больничное стекло за ходом операции. С детства младший Флобер испытывал страсть ко всякого рода аномалиям, уродствам, отклонениям, болезням. Это сформировало его будущий литературный подчерк — скрупулезное внимание к деталям и натурализм. Ну, а из болезней Флобер сделал мастерскую метафору, перенеся их с плана физического на духовный. С тех пор писатель стал изображать нравственные недуги человечества.
В 12 лет Флобера отдают в Королевский колледж Руана. Высшее образование Гюстав поехал получать в Париж. В отличие от большинства молодых провинциалов Флобера столица не впечатлила.
Ему не нравился ритм большого города, уличная сутолока, порочность и праздность молодежи. Он не предается безудержному веселью, посещая лишь несколько богемных кружков.
К юриспруденции, которую юноша выбрал в качестве будущей профессии, он практически сразу потерял интерес.
Лучшие моменты учебы
Главным достижением его учебы стала дружба. Так, в колледже Флобер знакомится с Буйе, будущим поэтом, а в университете — с писателем, журналистом Дю Каном. Дружбу с этими людьми Гюстав пронес через всю жизнь.
На третьем курсе у Флобера случился эпилептический приступ, врачи диагностировали тяжелое нервическое заболевание и запретили пациенту моральные и умственные нагрузки. Университет пришлось и Париж пришлось покинуть.
Ни по тому, ни по другому Флобер не горевал. Он с легким сердцем уехал из ненавистной столицы в семейное поместье, что находилось в городке Круассе.
Здесь он прожил практически безвыездно до самой смерти, лишь несколько раз покинув родовое гнездо для путешествия на Восток.
«Госпожа Бовари»: рождение шедевра
Когда у Гюстава диагностировали эпилепсию, умер Флобер-отец. Он оставил сыну солидное состояние. Гюставу больше не нужно было беспокоиться о завтрашнем дне, а потому он спокойно зажил в Круассе, занимаясь любимым делом — литературой.
Писал Флобер еще с юношества. Первые пробы пера были подражанием модным в то время романтикам. Однако требовательный к себе Флобер не публиковал ни единой строчки. Он не желал краснеть перед публикой за нестройные пробы пера, его литературный дебют должен быть идеальным.
В 1851 году Флобер садится за работу над романом «Госпожа Бовари». На протяжении пяти лет он кропотливо выписывает строчку за строчкой.
Порой писатель просиживает целые дни над одной страницей, делает бесконечные правки и, наконец, в 1856 году «Госпожа Бовари» появляется на прилавках книжных магазинов. Работа произвела огромный общественный резонанс.
Флобера критиковали, обличали в аморальности, против него даже возбудили судебный процесс, но никто не смог усомниться в литературном мастерстве автора. Гюстав Флобер тут же стал самым прославленным французским писателем.
Автор называл Эмму Бовари своим альтер-эго (отметим, что в произведении отсутствует как таковой положительный герой, характерный для романтической традиции).
Главным сходством между Флобером и его Бовари была страсть грезить об идеальной ненастоящей жизни. Столкнувшись с реальностью, Флобер понял — сладостные мечты убивают, подобно яду медленного действия.
Тот, кто не в силах с ними расстаться, обречен на гибель.
«Саламбо», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше»
Второй роман Флобера вышел еще через пять лет в 1862 году. «Саламбо» – результат путешествия писателя по Африке и Востоку. Историческим фоном произведения стало восстание наемников в древнем Карфагене. Описываемые события относятся к III веку до н. э. Как истинный перфекционист, Флобер кропотливо изучает многочисленные источники о Карфагене. В результате критики обвинили автора в излишней внимательности к историческим деталям, за счет чего произведение утратило духовность, а образы психологизм и художественную глубину. Публика, однако, была в восторге от второго романа автора «Госпожи Бовари», чья слава гремела уже далеко за пределами Франции. «Саламбо» успешно пережила вторую публикацию, а французские барышни стали все чаще появляться на публике в модных платьях в пуническом стиле.
Третий роман «Воспитание чувств», вышедший в 1869 году, встретили прохладно, интерес к нему возродился только после смерти писателя. А вот последний труд «Бувар и Пекюше» Флобер называл своим самым любимым. Увы, завершить произведение автору не удалось. Роман, в котором препарируется человеческая глупость, был опубликован после смерти писателя в 1881 году.
Гениальный затворник
Когда после успешной публикации «Госпожи Бовари» Флобер проснулся знаменитым, он не охмелел от бешеной славы. Сперва автор отстаивал свое литературное детище в суде, а после вынесения оправдательного приговора попрощался с восторженной публикой и заперся в материнском доме в Круассе.
Тогда же Флобер рвет отношения с модной французской поэтессой Луизой Коле (в девичестве Ревуаль). Ее стихотворения пользовались огромной популярностью в лучших парижских салонах. Будучи женой профессора консерватории Ипполита Коле, она без зазрения совести крутила романы со столичными знаменитостями. Ее внимание не обошло популярных литераторов Шатобриана, Беранже, Сент-Бева, которые с удовольствием писали свои авторитетные отзывы на первых страницах ее поэтических сборников.
Роман Флобера и Коле был страстным, импульсивным, порочным. Влюбленные ссорились и расставались для того, чтобы вновь помириться и сойтись. Порывая со своими иллюзиями, Флобер безжалостно развенчивает и романтизированный образ Коле, созданный его сентиментальным воображением. «О, лучше люби искусство, чем меня, – пишет Флобер в своем прощальном письме, – Обожаю идею…»
После расставания с Коле Флобер находит отдушину в общении со вдовой Мопассан и ее маленьким сыном Ги. Маститый писатель стал для мальчика учителем, вдохновителем, провожатым в мир большой литературы.
Ученик не обманул ожиданий своего великого учителя, взобравшись на одну ступень с ним.
К сожалению, Флобер не дожил до триумфа Мопассана-писателя, не разделил радости от успеха новеллы «Пышка», которую лично одобрил к печати, не подержал в руках свежие тома «Милого друга» и «Жизни».
В последние годы жизни Флобер много болел и находился в крайне стесненных денежных обстоятельствах (наследство стало подходить к концу, а коммерческого успеха романы писателя не имели). Гюстав Флобер умер на 59-м году жизни от инсульта в своем доме в Круассе.
Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/gyustav-flober/gospodin-bovari.html
Флобер Гюстав
Другие биографии известных писателей
«Госпожа Бовари», которую во всем мире считают совершенным созданием искусства, привела ее создателя на скамью подсудимых. В 1856 году, после публикации романа в журнале «Ревю де Пари», Гюстав Флобер был обвинен в оскорблении общественной морали и религии и привлечен к судебной ответственности.
«Мой дорогой друг, сообщаю вам, что завтра, 24 января, я буду иметь честь сесть на скамью для мошенников в шестой палате суда исправительной полиции, — писал Флобер доктору Жюлю Клоке. -…Я не рассчитываю на правосудие. Я буду осужден, и наказание, возможно, изберут самое строгое, — славная награда за мои труды…»
А труды, затраченные на «Госпожу Бовари», были титанические. Всю жизнь Флобер стремился в своих произведениях к нечеловеческому совершенству. Во имя литературы он обрек себя на аскетизм и одиночество. Он не искал муз, приносящих вдохновение. Он считал его уловкой для шарлатанов.
«Все вдохновение, — утверждал Флобер, — состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу». Мать в ужасе писала ему «Горячка фраз иссушила тебе сердце».
Молодой Мопассан подсмотрел однажды, как работает его учитель окутанный клубами дыма, Флобер сидел, устремив напряженный взгляд на рукопись, будто перебирал слова и фразы с настороженностью охотника; затем рука бралась за перо, которое медленно двигалось по бумаге, останавливалось, зачеркивало, вписывало, снова зачеркивало и снова вписывало; лицо багровело, на висках вздувались вены, тело напрягалось, будто старый лев вел отчаянную борьбу с мыслью и словом… Флобер стремился к неземному совершенству. В «Госпоже Бовари» он его достиг.
Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Отец его был хирургом. Сын после лицея поступил на юридический факультет Парижского университета, но не смог завершить образования.
Красивый «голубоглазый галл», как называли Флобера, был настигнут страшным недугом — эпилепсией.
С 1844 года, то есть с двадцати трех лет, он поселился в своем имении Круассе близ Руана, чтобы прожить там затворником почти всю жизнь.
Писать Флобер начал очень рано и писал много, чему способствовала его склонность к уединению, но долгое время не решался публиковать свои литературные опыты. Это были рассказы в духе «неистовых романтиков» — с ужасами и кошмарами, повести о «жизни сердца», отмеченные смутными юношескими томлениями, и произведения, исполненные презрения к буржуа-толстосумам.
Еще в юности Флобер задумал создать «Лексикон прописных истин», над которым работал всю жизнь, — сборник расхожих клише, развенчивающих образ ненавистного ему буржуазного пошляка («Лексикон» будет опубликован лишь в 1910 году). Даже собратья по перу, которые умудрялись зарабатывать большие деньги, как, например, Золя и Доде, вызывали у него подозрение.
Он считал, что художник не имеет права преуспевать.
Гастон Бюсьер. Саламбо. 1907
В шестнадцатилетнем возрасте Флобер писал «О, насколько больше мне нравится чистая поэзия, вопли души, внезапные порывы, а потом глубокие вздохи, душевные голоса, сердечные мысли! Иной раз я готов отдать всю науку болтунов настоящего, прошедшего и будущего… за два стиха Ламартина или Виктора Гюго».
В этом письме заявляет о себе уже тот Флобер, который вскоре объявит искусство высшей формой познания действительности и вместе с тем — убежищем от пошлости жизни и, как сторонник теории «искусства для искусства», призовет художников подняться на самый верх «башни из слоновой кости» и замкнуться в ней. В нем неуживчиво существовали два человека — романтик и реалист. В первом большом произведении — «Воспитание чувств» (1843- 1845) — он надеялся заключить между ними перемирие. Ничего путного из этого не вышло. «Я сплоховал», — констатировал автор. «Флобер мечтал примирить оба полушария своего мозга, — пишет Андре Моруа об этом романе. -…легче было бы написать две книги…» Роман не был опубликован. (Не следует его путать с более поздним произведением Флобера, которое в подлиннике имеет название «Сентиментальное воспитание», а у нас почему-то переведено как «Воспитание чувств».)
Дебютом Флобера в печати стал роман «Госпожа Бовари». Он же сразу стал и самым прославленным французским романом. Флобер работал над ним с 1851 по 1856 год.
Для того чтобы произнести свою знаменитую фразу «Госпожа Бовари — это я», Флоберу понадобилось совершить путешествие в манящий его Египет и пережить там разочарование при виде унылых глинобитных хижин, нищеты, ужаснуться душной, меланхолической ночи у восточной куртизанки Рушук-Ха-нем, расстаться со своей страстью к графоманке Луизе Коле, которую он пытался научить писать, но это оказалось трудней, чем обучить курицу летать… Ему пришлось избавиться от иллюзий.
В главной героине романа Эмме Бовари Флобер воплотил свой личный недуг — склонность к грезам о какой-то иной жизни, неистовых страстях, любовных опьянениях.
В детстве Эмма прочла сентиментальную книгу «Поль и Виргиния» Вернардена де Сен-Пьера и долго мечтала о бамбуковой хижине, после романов Вальтера Скотта бредила замками с зубчатыми башнями, как сам Флобер мечтал когда-то об очаровательных баядерках и красотах Востока.
Эмма жаждала экзотики, а стала жертвой банального сюжета с роковым концом.
Она вышла замуж за нормального, доброго, мягкого человека, но он казался ей слишком посредственным, и она стала искать более возвышенных чувств в других объятиях, но «возвышенное» потребовало денег, и снова денег — тайком от мужа взятые кредиты, долговые векселя, страх перед разоблачением, мышьяк, мучительная смерть и вечный грех самоубийцы.
Критики увидели в романе приговор романтизму — и как стилю жизни, и как литературному направлению, хотя сам Флобер, похоже, менее всего думал о каком-то идеологическом наполнении романа.
«Наверное, моя бедная Бовари в это самое мгновение страдает и плачет в двадцати французских селениях одновременно», — заметил автор, подчеркивая типичность этого явления.
Пока человек мечтает, — он поэт, когда он начинает презирать реальность и пытается подчинить свою жизнь иллюзиям, он, как Эмма Бовари, попадает в руки какого-нибудь прохвоста Лере.
Это и есть, кажется, основная мысль и предостережение, которые Флобер высказал в своем романе.
История жизни Гюстава Флобера
Во время суда над Флобером прокурор произнес обвинительную речь, которую можно отнести и к комическому жанру, и к прекрасному критическому анализу художественной выразительности романа «О, я хорошо знаю, что портрет госпожи Бовари после супружеской измены относится к числу блистательных портретов; однако портрет этот прежде всего дышит сладострастием, позы, которые она принимает, будят желание, а красота ее — красота вызывающая…» Защитник вспомнил об уважаемом хирурге Флобере, авторитет которого помог придать солидность его сыну «Высокое имя и возвышенные воспоминания обязывают… Господин Гюстав Флобер — человек серьезного нрава, предрасположенный по природе своей к занятиям важным, к предметам скорее печальным. Он совсем не тот человек, каким хотел его представить товарищ прокурора, надергавший в разных местах книги пятнадцать или двадцать строк, будто бы свидетельствующих о том, что автор тяготеет к сладострастным картинам..» Флобер был оправдан.
С этого времени начинается затворничество Флобера, будто он изжил в «Госпоже Бовари» все живые чувства. Он пишет прощальное письмо своей любовнице Луизе Коле «О, лучше люби искусство, чем меня! Обожай идею…» — и запирается в своем кабинете в Круассе.
Вот как описал его охоту на слова и созвучия Франсуа Мориак «В каждом слове смысл целого письма, каждая фраза — провал или триумф.
Он не скрывает чисто мистический характер своей концепции искусства «Жизнь я веду суровую, лишенную всякой внешней радости, и единственной поддержкой мне служит постоянное внутреннее бушевание, которое никогда не прекращается, но временами стенает от бессилия.
Я люблю свою работу неистовой и извращенной любовью, как аскет власяницу, царапающую ему тело. По временам, когда я чувствую себя опустошенным, когда выражение не дается мне, когда, исписав длинный ряд страниц, убеждаюсь, что не создал ни единой фразы, я бросаюсь на диван и лежу отупелый, увязая в душевной тоске».
Саламбо. Альфонс Муха (1896)
Следующий роман Флобера «Саламбо» увидел свет в 1862 году. В нем он обратился к эпохе борьбы Древнего Рима с Карфагеном, к историческому эпизоду из времен 1-й Пунической войны (III век до н.э.) — восстанию наемных войск в Карфагене. Главные герои Гамилькар (отец великого полководца древности Ганнибала) и его дочь Саламбо.
Перед тем как приступить к работе над романом, основательный Флобер совершил путешествие в Тунис, где в древности располагался Карфаген, перечитал множество исторических изданий — «Всеобщую историю» Полибия, «Жизнь Гамилькара» Корнелия Непота и др.
Несмотря на отдаленность событий, роман написан в вызывающей реалистической манере — страшные сцены войны, первобытная жестокость, бесстыдство нравов… На такой реализм не решился бы даже Бальзак.
Живописный сюжет «Саламбо» вдохновил Модеста Мусоргского на создание оперы.
Третий роман «Воспитание чувств» (в подлиннике, как было сказано выше — «Сентиментальное воспитание») вышел в 1869 году и явился художественной иллюстрацией к идее Флобера, по которой романист, описывая те или иные события, должен оставаться бесстрастным, что значило по Флоберу — объективным.
Вслед за ним и читатель, увы, воспринимает «бесстрастно» историю многолетней платонической любви Фредерика Моро к замужней даме. Флобер всю жизнь боролся со своими романтическими склонностями и в этом романе, похоже, переусердствовал.
Ведь он сам писал когда-то Жорж Санд «Надо смеяться и плакать, любить, работать, наслаждаться, страдать — словом, всем существом отзываться, елико возможно, на все».
Осуждая сентиментальность, Флобер сам был сентиментален более чем кто-либо другой, о чем свидетельствует одно его удивительное письмо, написанное в преклонном возрасте «Потребность в нежности я удовлетворяю тем, что после обеда зову Жюли (свою старую служанку) и смотрю на ее платье в черную клетку, какое носила мама. И я вспоминаю эту прекрасную женщину, пока слезы не подступят мне к горлу. Вот таковы мои радости…»
В философской драме «Искушение святого Антония» (1874) Флобер противопоставляет научное познание религиозному чувству, предвосхищая лозунги нового поколения, которое придет в литературу на переломе столетий с убеждением, что «Все боги умерли».
«Разумеется, для отказа от Бога у Флобера существовали внешние причины, — оправдывает его Франсуа Мориак, — прежде всего эпоха… атмосфера конца века, когда самые выдающиеся люди уже не довольствовались только отрицанием христианства, а устраивали ему похороны и подводили итог его наследию.
Ренан сделал опись наследства для передачи его божеству по имени Наука, убившему христианского Бога, чтобы встать на его место».
Три главных направления в творчестве Флобера отразились в его книге «Три повести» (1877) «Простое сердце» продолжает линию современного романа; «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» построена на основе средневекового житийного жанра; «Иродиада» возникла из евангельского сюжета об умерщвлении Иоанна Крестителя.
Последний роман Флобера «Бувар и Пекюше» — о том, как сумбурное изучение всевозможных наук сводит усилия многих веков к карикатурным проявлениям — остался недописанным.
В России Флобера узнали благодаря Ивану Тургеневу, с которым его связывала дружба. Русский писатель выделял автора «Госпожи Бовари» из всех французских романистов.
Тургенев первый перевел и опубликовал у нас его произведения — «Иродиаду» и «Легенду о святом Юлиане» (1877).
И все же самым знаменитым романом Флобера был и остался «Госпожа Бовари». Жюль де Готье произвел даже термин боваризм для определения тех, кто тщится «вообразить себя иным, нежели он есть в действительности».
Источник: https://tunnel.ru/post-flober-gyustav
Гюстав Флобер, биография, история жизни, творчество
Сын врача, который хотел стать юристом, а стал одним из главных писателей Франции XIX века. Гюстав Флобер был скандальным автором, хотя сам к этому никогда не стремился, просто его романы поднимали со дна французского общества слишком много того, о чём преимущественно молчали.
Семья и детство
Гюстав Флобер родился в семье мелкого буржуа. Его отец работал в клинике Руана хирургом, а мать была дочерью врача. У Флобера также были старший брат и младшая сестра. Но, несмотря на это, Гюстав рос в одиночестве, чаще всего проводя время в запертой квартире, либо в больнице возле отца.
Поскольку отец кроме профессии врача была также и богатым землевладельцем, то одиннадцатилетнего Гюстава послали учиться сперва в Королевский колледж, а затем и в лицей Руана.
В лицее он познакомился с Эрнестом Шевалье, вместе в которым они решили создать в стенах учебного заведения собственный журнал «Искусство и прогресс».
Так 13-летный Гюстав стал одним из редакторов рукописного издания, а через некоторое время начал писать туда свои тексты.
Учёба и болезнь
В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.
И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа.
Но окончить курс не сумел — в 1843 году у него случился припадок эпилепсии.
На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.
Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро — лишь спустя 25 лет.
Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку. Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.
Путешествия и первый роман
В 1848 Флобер вернулся в Париж только для того, чтобы принять участие в Революции. Следующие четыре года он провёл в путешествиях: посетил Египет и Италию, Иерусалим и Османскую империю. Впечатление об увиденном стали частью его будущих романов.
Начиная с 1851 и следующие пять лет он работает над книгой «Госпожа Бовари». Нищета Египта и несколько несчастливых любовных историй, пережитых во время путешествия, помогли ему написать роман, о котором он сам говорил: «Господа Бовари — это я». Как и автор, его главная героиня больше мечтает, чем живёт реальной жизнью.
Роман стал прорывом. Критики заговорили о новом авторе, который приговорил романтизм как стиль в литературе. На Флобера и редактора журнала, где впервые опубликовали роман, подали в суд за «оскорбление общественной морали» — ведь в книге речь идёт об измене и самоубийстве, кроме того, роман признали первым вестником натурализма в литературе. К счастью, Флобера оправдали.
Но судебное дело негативно сказалось на его физическом и психическом здоровье. Гюстав запирается в своём доме и не хочет никого видеть. Единственным человеком, который в то время был с ним — его мать, она поселилась с сыном после смерти мужа. Она же и ухаживала за ним во время эпилептических припадков.
Несмотря на то, что Флобер очень нравился женщинам, он не решился жениться и заводить детей из-за своей болезни. Хотя многие биографы утверждают, что именно благодаря припадкам эпилепсии Флобер написал столько замечательных и важных книг. Он понимал, что припадок может случиться в любой момент и никто не знает, какой из них станет последним, поэтому работал не жалея сил.
Вскоре он совершает путешествие в Тунис, после возвращение из которого садиться за написание нового романа — «Саламбо». В 1962 году книгу публикуют.
Признание и скандалы
В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.
Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга — написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году.
Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней.
Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.
В том же году умирает близкий друг писателя — Луи Булле, ещё через три года — его мать.
Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.
Последние годы жизни
В 1972 Флобера признают банкротом. Огромную часть своего состояния он истратил, пытаясь оплатить долги мужа умершей сестры, но с годами они не уменьшались. Чтобы хоть как-то выкрутиться, Флобер продаёт имущество в Париже и Руане. Проблемы с деньгами сразу же отозвались обострением эпилепсии.
В 1877 году выходит его повесть «Простая душа» и ещё несколько сочинений.
В том же году появляются первые переводы рассказов Флобера на русский язык — этим занимался его друг писатель Иван Тургенев. Именно Тургенева он всегда был рад увидеть в своём доме в Круассе, Российский писатель же в знак дружбы посвятил Флоберу один из своих рассказов «Песнь торжествующей любви».
Следующие три года Гюстав тратит на редакцию своего последнего романа — «Бувар и Пекюше”. Но до его издания писатель не дожил.
В 1880 году в возрасте 58 лет он умер от инсульта. «Бувар и Пекюше» издали лишь через год после смерти автора.
Интересные факты
- Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом одинокой жизни художника. Жизни целиком посвященной творчеству без надежды на понимание со стороны публики и критики.
- Флобер вывел в свет другого известного французского прозаика — Ги де Мопассана.
- Несмотря на «аморальные» взгляды и полное неприятие буржуазного строя в своей стране Флобер исполняет свой гражданский долг во время франко-прусской войны в 1848 году и вступает в ряды национальной гвардии в чине лейтенанта.
- Некоторые известные писатели прямо подражали Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у Флобера фрагменты «Искушения святого Антония».
Титулы и награды
Источник: https://theperson.pro/gyustav-flober/
Гюстав Флобер — биография, информация, личная жизнь
Гюстав Флобер (фр. Gustave Flaubert). Родился 12 декабря 1821 года в Руане — умер 8 мая 1880 года в Круассе. Французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).
Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руане в мелкой буржуазной семье. Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.
Писатель учился в Королевском колледже и лицее в Руане, начиная с 1832 года. Там он встретил Эрнеста Шевалье, с которым основал издание «Искусство и прогресс» в 1834 году. В этом издании он впервые напечатал свой первый публичный текст.
В 1836 году он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Его молчаливую страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».
Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал.
Бросил учёбу в 1843 году после первого эпилептического удара. В 1844 году писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции.
Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.
В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. Его отец оставил ему солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.
Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток. Он посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления он записывал и использовал в произведениях.
С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с Тургеневым.
В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буле. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.
Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872 годе и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. Он публикует одно за другим свои произведения.
Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.
Умер Гюстав Флобер 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.
Сочинения Флобера:
«Мемуары безумца» / фр. Mémoires d'un fou, 1838
«Ноябрь» / фр. Novembre, 1842
«Воспитание чувств», 1843—1845
«Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / фр. Madame Bovary, 1857
«Саламбо» / фр. Salammbô, 1862
«Воспитание чувств» / фр. L'Éducation sentimentale, 1869
«Искушение святого Антония» / фр. La Tentation de saint Antoine, 1874
«Три повести» / фр. Trois contes, 1877
- «Бувар и Пекюше», 1881
- Экранизации Флобера:
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г.
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.
Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973 г.
Спаси и сохрани (реж. А. Сокуров), СССР, 1989 г.
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж.
Клод Шаброль), Франция, 1991 г.
Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.
Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.
Простая душа (Un coeur simple), (реж. Марион Лэйн), 2008 г.
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Flaubert.php
Гюстав Флобер. Подробная биография
Гюстав Флобер – французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века – родился 12 декабря 1821 года в Руане в мелкой буржуазной семье.
Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать – дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.
С 1832 учился в Королевском коллеже и лицее в Руане, где с приятелем (Эрнест Шевалье) организовал рукописный журнал «Искусство и прогресс» в 1834. В этом журнале появился его первый публичный текст.
В 1836 он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую, безответную страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».
Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался со многими известными людьми, много писал.
Бросил учёбу в 1843 после первого эпилептического припадка. В 1844 писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции.
Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.
В 1846 умер его отец, а через некоторое время и сестра. Отец оставил Флоберу солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.
Флобер вернулся в Париж в 1848 для участия в Революции. С 1848 по 1852 осуществил путешествие на Восток. Посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления записывал и использовал в произведениях.
В 1849 Флобер завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.
С 1855 в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с Тургеневым.
Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным.
Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали».
Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.
Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н. э.
Через два года в сентябре 1864 Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств» (1869) был насыщен социальными проблемами.
В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность.
Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.
В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буйе. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.
Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872, и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает своё имущество, покидает квартиру в Париже. Публикует одно за другим свои произведения.
В 1877 публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.
С 1877 по 1880 занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881.
Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.
Гюстав Флобер умер 8 мая 1880 года в Круассе в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.
- Произведения:«Мемуары безумца» / Mémoires d'un fou, 1838«Ноябрь» / Novembre, 1842«Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / Madame Bovary, 1857«Саламбо» / Salammbô, 1862«Воспитание чувств» / L'Éducation sentimentale, 1869«Искушения святого Антония» / La Tentation de saint Antoine, 1874«Три повести» / Trois contes, 1877«Бувар и Пекюше», 1881
- Биография
- Произведения
- Воспитание чувств
- Госпожа Бовари
- Саламбо
Критика
Ключевые слова: Гюстав Флобер,Gustave Flaubert,реализм,биография Гюстава Флобера,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,французская литература 19 в,жизнь и творчество Гюстава Флобера
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20181107-biografiya-gyustava-flobera
Творчество Флобера: особенности и краткая характеристика
Творчество Гюстава Флобера – это одна из вершин французской литературы и одно из характерных выражений нового этапа развития реализма во Франции. Но это именно новый этап — по сравнению с 10-40-ми годами. Различия тут очень велики.
От реалистов предыдущего периода Флобер не только полностью унаследовал критическое отношение к буржуазной современной действительности, но и резко усилил его. Многие французские исследователи даже отмечали, что ненависть Флобера к буржуазности носит характер душевного заболевания, некой плен фикс: буржуазофобии.
Тут надо, однако, учитывать вот что. Флобер наблюдал буржуазное общество в период его окончательного оформления, что для него стало синонимом укоренившейся пошлости. В русской литературе аналогичный склад мысли особенно ярко проявился у Чехова.
Если у Бальзака в образах буржуазных дельцов еще были черты какого-то устрашающего величия, почти демонизма (Гобсек, Гранде), то персонажи Флобера, напротив, демонстративно обыденны: таковы Оме, Дамбрез.
Это рутина пошлости, лишенная какого бы то ни было величия, но в то же время — всесильная, засасывающая все и вся.
Реалисты до Флобера еще могли, как кажется, воодушевляться сильными характерами (Жюльен Сорель), изображать героев, мечтающих служить благу общества (Давид Сешар, Д'Артез). Для них проблема «утраченных иллюзий» — это резкий конфликт между возвышенным стремлением и конформистской средой, которая или гасит, что стремление, ломает человека, либо уничтожает его физически.
У Флобера нет таких героев. Он скорее продолжает то, что делал Стендаль в «Люсьене Левене» и «Федере» и что начал Мериме и новеллах на современную тему — но и тут резко усиливает акценты. Мало того, что его героям свойственна та же безвольность, но и его взгляд на современного человека в целом предельно пессимистичен.
Поэтому традиционная коллизия несоответствия идеалов и действительности приобретает у Флобера новые трагические аспекты.
Будучи убежденным и том, что для современного общества вообще неприменимо понятие «идеал», Флобер лихорадочно ищет альтернативу и обращается к древней истории, к христианской и античной мифологии — так появляются его произведения на исторические темы: «Саламбо», «Легенда о Юлиане Странноприимце», «Иродиада».
На первый взгляд трудно представить себе, что «Саламбо», “Мадам Бовари’’, “Простое сердце» и «Иродиада» написаны одним и тем же автором. Даже разница в стиле кричащая.
В «Саламбо» — роскошное буйство красок и деталей, стиль пряный и изощренный, описательный, также и в “Иродиаде», где Флобер перелагает библейские предания; а в “Мадам Бовари», «Воспитании чувств», “Простом сердце» налицо сухая ироничность, скупость в деталях, строгая экономность в стилистических средствах.
Между тем писались они порой одновременно! Редко у кого из французских писателей XIX в. мы увидим такую очевидную двуликость (кроме Стендаля, пожалуй). Здесь не только разная стилистика, но и совершенно разная тематика и тональность.
«Мадам Бовари» — беспощадное исследование нравов французской провинции, скрупулезный анализ подчеркнуто мелких, пошлых чувств, строгая точность выражения, ничего лишнего.
В «Саламбо», напротив, дана широкая историческая панорама, сильные и жестокие фигуры древности, социальные столкновения, обилие описаний, деталей, и нередко за ними даже теряются фигуры самих героев романа. «Простое сердце» — это в сущности история обычной женщины, служанки. А «Иродиада» — жестокая и яркая легенда о том, как дочь Иродиады Саломея за свой божественный танец потребовала голову христианского пророка Иоанна.
В обращении к подобным сюжетам психологически чувствуется исходная тоска по всему яркому и сильному — тоска, характерная для людей, особенно остро воспринимающих мелочность буржуазного бытия.
Это было характерно и для Стендаля, но он не только уходил в хроники, но и искал такие личности в современности.
А у Флобера это противоречие тем разительней, что в своих произведениях о современности он как будто издевался над всеми проявлениями романтизма, был подчеркнуто приземлен. Поэтому так неожиданны эти флоберовские скачки.
Здесь и таится ключ к разгадке этой флоберовской тайны. Флобер был, как и Бодлер, неисправимым романтиком в душе и боялся обнаружить это. И это понятно; чем безыдеальней реальность, тем опаснее оказаться в ней идеалистом, т. е. всеобщим посмешищем.
Отсюда и флоберовские издевки над идеалами (Эмма, Фредерик). Он смеется не над идеалами и романтикой вообще, а над тем понятием идеала и романтизма, которые прочно утверждались в буржуазном обществе (отсюда и его экскурсы в историю и мифологию).
Но надо иметь в виду, что он и там не находит идеалов, образцов для подражания. Не случайно он обращался к жестоким кровавым сюжетам. Он не верит в то, что в прошлом существовала красота человеческой души, но там была по крайней мере сила — хоть какое-то разнообразие по сравнению с буржуазной мелочностью и пошлостью.
Поэтому Флобер даже в таких романах, как «Саламбо», в повести «Иродиада» всегда стремится к основательности ученого: в этом отношении примечательно его сходство с Мериме.
Он как бы прикидывался: я не романист, я всего лишь археолог, меня интересуют отнюдь не сильные натуры, а точное воссоздание эпохи.
Он прикидывается, что это всего лишь игра ума и упражнение в фантазии, а не крик души, тоскующей по сильным и цельным характерам.
Флобер, но словам Мопассана, был убежден в том, что для каждого понятия существует только одно правильное слово, одно обозначение — это его любимая идея о том, что есть только один способ выразить какую-либо мысль.
Вот над поисками этого единственного слова и бился Флобер («Нет на свете мук, сильнее муки слова»). Но форма была для него не целью, а средством, средством поисков истины. Там, где нет формы, там нет истины. Искать одну — значит искать другую.
Они так же нераздельны, как субстанция и цвет, вот почему искусство — это сама истина.
Отсюда и обилие вариантов одного и того же сюжета (годами у него выкристаллизовывался сюжет) – «Воспитание чувств» существует в двух редакциях, «Искушение Святого Антония» — в трех.
Другое положение эстетики Флобера — исключение художника из изображаемого (художник должен быть «как бог» — его присутствие должно ощущаться везде, но нигде не обнаруживаться).
Поэтому он стремится вжиться в образ, раствориться в нем («Мадам Бовари — это я»).
А поскольку он изображал в произведениях о современности чаще всего буржуазных пошляков, он мучился тем, что он должен мыслить так же, как они, как бы самому превращаться в них.
Во всем своем творчестве Флобер показал себя приверженцем строгой научности метода. Он был врагом всяких вымыслов и домыслов.
Прежде чем написать очередной роман, Флобер проделывал огромную подготовительную работу, перечитывал сотни томов по интересующему его вопросу — например, сцена отравления Эммы свидетельствует о самом близком знакомстве Флобера с чисто медицинскими проблемами, связанными с отравлением мышьяком; перед написанием «Саламбо» он совершил путешествие на Восток и проштудировал массу исторической и археологической литературы. Перед «Воспитанием чувств» он изучал подлинную публицистику и журналистику конца 40-х годов; перед «Искушением Св. Антония» — книги по истории религии и философии.
В этом плане Флобер — прямой предшественник натурализма Золя и его теории экспериментального романа по способу работы с фактическим материалом; по стилю он — предшественник Мопассана; по интересу к философской и религиозной проблематике и по ироническому взгляду на вещи он — предшественник Франса. Вообще Флобер — явление уникальное: его творчество — как бы огромное море, из которого берут истоки такие разные явления французской литературы конца XIX в., как Мопассан, Золя, Анатоль Франс.
Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/flober_g/tvorchestvo_flobera_osobennosti_i_osnovnye_proizvedenija/95-1-0-565
Краткая биография Гюстава Флобера
Флобер Гюстав (1821-1880 гг.), французский писатель, которого часто называют творцом современного романа.
Родился в Руане в семье врача. С 1823 по 1840 гг. Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе.
В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе, который на всю жизнь стал его верным другом.
В 1840 г. Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены.
В 1843 г. у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь.
Первый из его опубликованных романов — «Госпожа Бовари» — великое творение литературы, поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого травильного слова».
Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной.
Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки.
Роман был впервые опубликован в журнале «Ревю де Пари» в 1856 г, однако автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства Флобер был оправдан.
Второй роман Флобера, «Саламбо», стал результатом поездки в Африку в 1858 г., а также серьезных исторических и археологических штудий.
Третий роман — «Воспитание чувств» — являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения.
Начатое, но отложенное в сторону «Искушение святого Антония» обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845 г.
Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу —роману «Бувар и Пекюше», который остался незавершенным. Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его «Письма».
В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869 г., оккупация поместья наступающей вражеской армией во время Франко-прусской войны, наконец, серьезные финансовые затруднения.
Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков.
Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880 г
Еще из рубрики «Гюстав Флобер , Французские писатели»
- Цитаты и афоризмы Гюстава Флобера
Источник: https://citaty.su/kratkaya-biografiya-gyustava-flobera
Гюстав Флобер — Французский Писатель — Биография
Французский прозаик-реалист. Один из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова».Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари».
Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в городе Руан, Франция. Отец мальчика работал хирургом в больнице родного города, а мать являлась дочерью врача. У парня также имелись старшие сестра и брат.
Детство писатель провел безрадостно в темной квартире врача. С 1832 года учился в Королевском коллеже и лицее в Руане, где с приятелем организовал рукописный журнал «Искусство и прогресс» в 1834 году.
В этом журнале появился его первый публичный текст.
В 1836 году встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую, безответную страсть пронес через всю жизнь и отобразил ее в романе «Воспитание чувств».
Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 году Флобер поступил на факультет права в Париже. Там вел богемную жизнь, встречался с многими известными людьми, много писал.
Бросил учебу в 1843 году после первого эпилептического удара.
Через год писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы старался посвящать литературному творчеству. В 1846 году умер его отец, а через некоторое время и сестра. На оставленное наследство мог безбедно жить.
Флобер вернулся в Париж в 1848 году для участия в Революции. С 1848 по 1852 годы осуществил путешествие на Восток, посетив Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления записывал и использовал в произведениях. С 1855 года в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Шарля Бодлера, а также встречается с Иваном Тургеневым.
Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в родном городе. Его мать умерла в 1872 году и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Далее начинаются проблемы и со здоровьем. Писатель продает свое имущество, покидает квартиру в Париже. В этот период публикует одно за другим свои произведения.
Известность Флоберу принес роман «Госпожа Бовари». Свое произведение писатель попытался сделать реалистическим и психологичным.
Вскоре после нее Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали».
Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нем выражен скепсис автора по отношению не только к обществу, но и к человеку вообще.
Гюстав Флобер скончался 8 мая 1880 года в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур.
Творчество Гюстава Флобера
Сочинения
«Мемуары безумца» / фр. Mémoires d'un fou, 1838«Ноябрь» / фр. Novembre, 1842«Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / фр. Madame Bovary, 1857«Саламбо» / фр. Salammbô, 1862«Воспитание чувств» / фр. L'Éducation sentimentale, 1869«Искушения святого Антония» / фр. La Tentation de saint Antoine, 1874«Три повести» / фр. Trois contes, 1877«Бувар и Пекюше», 1881
- «Лексикон прописных истин» / фр. Dictionnaire des idées reçues, 1913
- Экранизации
Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Жан Ренуар), Франция, 1933 г.Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж. Винсенте Миннелли), 1949 г.Воспитание чувств (реж. Марсель Кравенн), Франция, 1973 г.Спаси и сохрани (реж. Александр Сокуров), СССР, 1989 г. (по мотивам романа «Мадам Бовари»)Мадам Бовари (Madame Bovary), (реж.
Клод Шаброль), Франция, 1991 г.Госпожа Майя (Maya Memsaab), (реж. Кетан Мехта), 1992 г., (по мотивам романа «Мадам Бовари»)Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Тим Фивелл), 2000 г.Ночь за ночью / Все ночи (Toutes les nuits), (реж. Юджин Грин), (по мотивам), 2001 г.Простая душа (Un coeur simple), (реж.
Марион Лэйн), 2008 г.
Госпожа Бовари (Madame Bovary), (реж. Софи Бартез), 2014 г.
Музыка
Опера «Мадам Бовари» / Madame Bovary (1955, Неаполь), композитор Гвидо Паннаин.По мотивам повести «Иродиада» создана одноименная опера в четырёх актах композитора Жюля Массне.
Опера «Саламбо, или Ливиец» (1863-1866, не окончена) — композитор М. П. Мусоргский.
Издания
Собрание сочинений. Т. 1-4. СПб., изд. Пантелеева, 1896-1898Полное собрание сочинений. Т. 1-4, 8. — СПб., Шиповник, 1913-1915.Собр. сочинений Т.1-8 — М., ГИХЛ-Гослитиздат, 1933-1938;Собр. сочинений в 5 т. — М., Правда, 1956;Собрание сочинений в 4-х томах. — М., Правда, 1971Собрание сочинений в 3-х томах. — М., 1983-1984
О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи.: в 2 т. — М., 1984.
Источник: https://ruspekh.ru/people/gyustav-flober