Анализ стихотворения целый мир от красоты фета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«СШ №2 г.Вельска»

«Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А.А. Фета)

  • Конспект урока по литературе.
  • Урок-исследование.
  • Павлова Татьяна Анатольевна,
  • учитель русского языка
  • и литературы.
  • г. Вельск,

ул. Октябрьская, д. 48, кв. 10

  1. 8-921-088-55-50
  2. г. Вельск
  3. 2015г.
  4. Цель: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики А. Фета

Оборудование: презентация, аудиозаписи романса, тексты стихов А. Фета.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя

— Сегодня на уроке мы поговорим с вами о сложной личности поэта и о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета. Особое внимание остановим на мотивах природы и теме любви в творчестве поэта.

С портрета смотрит на вас бородатый человек. Взгляд его строг, самоуверен и самодоволен. Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легко ранимое сердце. Он передает читателю свое сердце и делает это охотно, без оглядки, самозабвенно. Приложение №1

  1. Работа с текстом учебника в форме беседы с учащимися.

  • (Учащиеся дома изучали статью учебника стр 141 — 147, 151 — 153)
  • Жизнь Фета была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на его судьбу, на мировоззрение, на психику, на образ мыслей и действий.
  • -Какие это два обстоятельства?
  • -Первое связано с происхождением поэта.

Родившийся в Новосёлках (Орловская губерния) и выросший в них, сын русского помещика Афанасия Шеншина не имел права называть себя русским дворянином… Лечившийся в Германии Шеншин увез от мужа Шарлотту Фет, которая родила мальчика через месяц по прибытию в Россию.

Этому мальчику было дано имя Афанасий. В 14 лет ему пришлось пережить потрясение.

Духовные власти Орла обнаружили, что мальчик родился до брака Шарлотты Фет с Афанасием Шеншиным, поэтому он должен носить фамилию матери, он должен называться Фетом, что было для него несчастьем.

  1. -Как вы думаете почему?
  2. -Во-первых, он очень переживал свое двухсмысленное положение.
  3. Во-вторых, он хочет быть помещиком и принадлежать дворянской России.
  4. -Что он для этого предпринимает?

-Он поступает в кавалерийский полк; за 12 лет он дослужился до поручика, но как раз в ту пору вышел указ о том, что дворянство могло дать только чин полковника.

В 1860 году он покупает землю в Липецком уезде и надолго погружается в хозяйственные работы. Он разбогател, продал одно имение, купил другое. Летние месяцы живет в усадьбе, зимние в Москве.

Много пишет, переводит, добивается знаний и почета.

  • Выхлопотав право принадлежать к роду Шеншиных, получив дворянство, поэт все же сохранил фамилию Фет.
  • Тургенев (его друг) по этому поводу писал: «Как Фет, вы имеете только имя, как Шеншин-только фамилию.»
  • -А второе обстоятельство, которое повлияло на судьбу Фета?

-В годы военной службы Фет познакомился с Марией Лазич (летом 1848г). Она была поклонницей Фета, музыкантом, весьма образованной девушкой. Они полюбили друг друга, но через некоторое время расстались.

«Мои средства тебе известны, она тоже ничего не имеет,» -так писал Фет в одном из писем другу. По понятиям Фета, бедность его и Лазич делала невозможным их брак.

Фет не смог уйти от этой трагедии до глубокой старости, он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви.

Кстати, он впоследствии женился на Марии Петровне Боткиной. Как говорит сам Фет: «Честный брак по расчету. Равнодушие к жене прикрывал светской вежливостью.»

-Если пристально всмотреться в эти обстоятельства, то станет ясно, что они-то и создали определенный психологический фон лирики Фета.

Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить.

При этом поводом к написанию стихов могло быть все. Я.П.

Полонский вспоминает: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжет для стихов; сюжеты эти на каждом шагу — брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет».

Природа, любовь и творчество — вот арена, на которой разыгрывалась многоактовая и многолетняя лирическая драма.

А собственно, разве можно разделить у Фета: здесь вот о любви, а здесь нет. У поэта не разделяется любовь к жизни, любовь к природе, любовь к поэзии. Все едино. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле. Проникновенный лозунг Достоевского: «Красота спасет мир!» И очень похожее у Фета: «Целый мир от красоты.»

  1. Целый мир от красоты,
  2. От велика и до мала,
  3. И напрасно ищешь ты
  4. Отыскать его начало.
  5. Что такое день иль век
  6. Перед тем, что бесконечно?
  7. Хоть не вечен человек,
  8. То, что вечно, — человечно.
  9. -Назовите мне два ключа к пониманию фетовского художественного мира.
  10. — Красота.
  11. Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно также, как математику дороги их очертания и численность.
  12. — Идеал, то есть стремление к совершенству во всем!

III. Рассказ ученицы о художнике К. Моне и его картинах

Лексическая работа с учащимися. На доске написаны слова: Клод Оскар Моне, импрессионизм, живопись, живописец, мазок, палитра, иллюстрация.

-Посмотрите на картины Клода Моне. Знакомо ли вам такое понятие как импрессионизм? Я сейчас обращаюсь скорее к тем, кто занимается в художественной школе.

-Импрессионизм — направление в живописи, одним из основателей которого был Клод Оскар Моне, французский живописец-пейзажист (14.10.1840 — 5.12.1926). А получило название это направление от названия картины «Впечатление. Восход солнца». 1872г.

Художнику важно не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сцену, а передать впечатление от созерцания природы, где в каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы и погоды, от соседства с другими предметами.

Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивания красок на палитре. Чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего цвета, на расстоянии они сливаются, смешиваются в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и трепещущими на ветру. Приложение №3

IV. Проверка домашнего задания

-Исследователи творчества Фета заметили, что самые частые эпитеты, которые использует Фет — это трепещущий и дрожащий.

(Учащиеся дома подбирали строки из стихотворений А. Фета, где автор использует эти эпитеты.Звучат отрывки из стихотворений поэта).

  • Но, боже, как люблю я,
  • Как тройкою ямщик
  • Кибитку удалую
  • Промчит — и скроется…
  • И долго мнится мне
  • Звук колокольчика
  • Трепещет в тишине.
  • 2. Покуда на груди земной
  • Хотя с трудом дышать я буду,
  • Весь трепет жизни молодой
  • Мне будет внятен отовсюду.
  • 3. Зеркало в зеркало, с
  • Трепетным лепетом,
  • Я при свечах навела:
  • В два ряда свет — и таинственным трепетом
  • Чудно горят зеркала.
  • 4. Я жду…
  • Темно-синее небо
  • И в мелких и в крупных звездах,
  • Я слышу биение сердца
  • И трепет в руках и ногах.

-Трепет — это движение, без движения. Это вечное возвращение: весна, пение соловья, пух на березе — все то же и каждый раз новое.

  1. Таким образом, Фет идет вслед за Клодом Моне. Импрессионизм в литературе — это тоже впечатление автора, его мысли, чувства, восприятие…
  2. V. Фронтальная работа с классом
  3. (обобщение материала по домашнему заданию)
  4. -Скажите, почему некоторые современники Фета называют его поэтом без истории?

-Например, Цветаева «поэтов с историей» сравнивала со стрелой, пущенной в бесконечность, «поэтов без истории» — с кругом или рекой, вода в которой одна и та же. Первые пришли в мир познавать, вторые — сказать то, что уже знают изначально. Для первых характерно движение, развитие, вторые — «поэты без развития.»

-А как вы считаете, Фет — это поэт без истории?

Чтобы понять правильность суждений, кто Фет — поэт с историей, для которого характерно движение или поэт без истории, у которого нет развития, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыхание». Приложение№2

VI. Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

Современникам некоторые стихи Фета казались беспорядочным нагромождением деталей. Фет как будто провоцировал такую реакцию, сочинив несколько стихов без единого глагола. Таким является стихотворение «Шепот, робкое дыхание».

  • Прочтите его наизусть.
  • -Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?
  • -Здесь природа и любовь слиты воедино + мастерство поэта, то, о чем мы говорили раньше.
  • «Свет ночной, ночные тени, тени без конца…»
  • -Могут быть тени в густой темноте?
  • -Нет.
  • -Тогда что может светить в ночи?
  • -Луна.
  • Без нее невозможна игра теней, которые движутся, дают динамику картине.

-А какое событие лежит в основе? Какие слова на это указывают?

  1. -Свидание любовное.
  2. -Робкое дыхание
  3. -Ряд волшебных изменений милого лица
  4. -И лобзания, и слезы…
  5. Все черты, краски, звуки динамичны: все блестит, переливается, «колыхание»опять создает эффект непрерывного движения, но движение это забавное, едва заметное.
  6. -Как краски помогают понять чувства героини?
  7. -Образ пурпурной розы — это символ любви
  8. -Отблеск янтаря — камень солнца, начинается рассвет, заря
  9. -И лобзания, и слезы, и заря, заря
  10. -Почему слезы — это кульминация чувств?
  11. -Почему заря — это кульминация природы?

-Обратимся к синтаксису. Какова роль запятых в этом стихотворении?

-Запятые отделяют одну картину от другой, образуя между ними паузы, краткие, глубокие.

-Фет сумел показать в движении все, что происходит с вечера до утра.

-Если бы вы были художником — импрессионистом, какую бы картину вы нарисовали?Приложение №3 (Ученица объясняет свою иллюстрацию).

-Давайте прочитаем стихотворение «Это утро, радость эта».

Нам нужно ответить на вопрос: как в его композиции передается движение времени. Фет сумел показать в одном дне, с утра до ночи всю весну.

  • -Что сказано про утро?
  • -Это утро, радость эта.
  • -А про день?
  • -Эта мощь и дня и света.
  • -Про ночь?
  • -Эта ночь без сна.
  • -Что проносится у писателя перед глазами?
  • -Какие синтаксические фигуры здесь используются?
  • -Анафора.
  • -Аллитерация.
  • -Олицетворение.
  • -Метафорические сравнения.

-Состояние природы созвучно состоянию человека. В чём оно проявляется?

-Весна — это пробуждение не только деревьев, зверей, реки, но и пора цветения души. Весна — это любовь и страсть.

(Включается аудиозапись романса «Это утро, радость эта…»)

-В чем сходство этих двух стихотворений?

VII. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Выполнение творческого задания.

-А теперь постарайтесь восстановить пропущенные эпитеты в стихотворении Фета. Сравните восстановленные эпитеты с эпитетами автора. (Обратите внимание на слайд)

  1. Чудная картина,
  2. Как ты мне родна:
  3. Белая равнина,
  4. Полная луна,
  5. Свет небес высоких,
  6. И блестящий снег,
  7. И саней далеких,
  8. Одинокий бег.

VIII. Чтение стихотворения и рецензия на прочитанное стихотворение.

-Я попросила вас дома написать стихотворение без глаголов: о природе, о дружбе, о родине, о любви.

(Ученики читают стихотворения, которые написали они сами).

IX. Рефлексия.

-Сегодня мы погрузились с вами в сложный мир напевного поэтического стиха А. Фета. Изменилось ли ваше мнение по поводу того, что Фет — поэт без развития?

(Ответы учащихся)

X. Вывод по теме урока.

-А.А. Фет — поэт редкой эмоциональности. Природа и любовь — вот основное эмоциональное содержание его поэзии. И в каждом его стихотворении — целый мир от красоты.

  • XI. Домашние задание:
  • написать сочинение-миниатюру «Что я открыл для себя в стихотворениях Фета…»
  • Список литературы
  1. Благой Д. Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981 (серия «Литературные памятники»).

  2. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.

  3. Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х томах. — Том 3. — Л.: Наука, 1980.

  4. Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 частях. Ч. 1. — М.: издательский центр «Академия» 2009г. — 240 стр

  5. Чешихин В. Е. Шеншин, Афанасий Афанасьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.

  6. Фет А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. — Л.: Сов.писатель, 1986. — 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)

  7. Эйхенбаум Б. М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.

    Приложение

    1. Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,

      И заря, заря!..

    2. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли — эти слёзы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,

      Это всё — весна.

    Приложение №2

    Афанасий Афанасьевич Фет.

    Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

    Приложение №1

    Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

    Приложение №3

    Источник: https://for-teacher.ru/edu/russkii_yazyk_literatura/doc-4r6rd5b.html

    Целый мир красоты (Афанасий Фет)

    • Целый мир от красоты (А.Фет)
    • Сценарий литературно-поэтического вечера
    • Оформление: портрет поэта, картины природы (Презентация)
    • Музыка:романсы Глинки,романс «Я пришёл к тебе с приветом»,

    Романс А.С. Варламова «На заре ты её не буди»

    Романс С.В. Рахманинова «В молчанье ночи тайной…» в исполнении Д. Хворостовского

    Чтец 1. 

    В начале 1835 года в пансион Крюммера в лифляндском городке Верро (г. Выру, Эстония)  приходит письмо от орловского помещика А.Н. Шеншина. Письмо адресовано его сыну Афанасию Шеншину, но надписано «Афанасию Фёту» — так теперь должен называться мальчик. Это было катастрофой.

    Превращение из русского столбового дворянина в немца-разночинца лишало Фета не только социального самоощущения, дворянских привилегий, права быть помещиком, возможности наследовать родовое имение Шеншиных.

    Читайте также:  Сочинение на тему эмоции человека

    Он лишался права называть себя русским; под документами он должен был подписываться: «К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил».

    Но самым главным было то, что он лишался возможности без позора объяснить свое происхождение: почему он сын Шеншина; почему он иностранец Фёт, если он сын Шеншина; почему он Афанасьевич. Рожден в Новоселках и крещен в православие, если он сын Иоганна Петра Фёта.

    Чтец 2. 

    Фет родился 23 ноября  1820 году в усадьбе Новоселки, принадлежавшей отставному ротмистру Афанасию Неофитовичу Шеншину. Мать поэта, Шарлота Елизавета Беккер, по первому мужу Фёт, была увезена Шеншиным из Дармштадта (в Германии Шарлота оставила своего мужа, дочь Каролину и отца).

    Бракоразводный процесс затянулся, и, видимо поэтому Фёт и Шеншин обвенчались  по православному обряду только в 1822 г., спустя два года после рождения сынв Афанасия. Подкупив священника, мальчика записали Шеншиным – и до 14 лет лет будущий поэт считал себя потомственным дворянином. Но в 1834 г.

    эта тайна раскрылась: орловское губернское правление учинило следствие и лишило отрока фамилии. То есть ему не только запретили именоваться Шеншиным, но и вообще отобрали фамилию!

    Нужно было срочно что-то предпринимать. В конце концов опекуны его единоутробной немецкой сестры Лиины прислали из Германии соглашение, по которому Афанасий признавался сыном первого мужа Шарлоты-Елизаветы Иоганна Петера Карла Вильгельма Фёта.

    Так будущий лирик вновь обрел «законный статус». Но зато утратил дворянство и лишился наследственных имущественных прав.

    (Буква «ё» выпала из фамилии случайно; просто наборщик его стихов однажды перепутал литеры – а Афанасий Афанасьевич после этого так и стал подписываться: Фет).

    Чтец 3 

    Разумеется, перемена статуса потрясла сознание Афанасия Фета; на пороге юности им овладела всепоглощающая идея: вернуть утраченное дворянское достоинство. То есть стать обычным русским помещиком  Шеншиным.

    (Рассказ о жизни А.Фета можно проиллюстрировать фотографиями пота в разные периоды жизни. Картину дополнят русские пейзажи и виды последнего имения А.Фета – Воробьёвки)

    Чтец 4 

    Первая фетовская книга – «Лирический пантеон», выпущенная в 1840 г., была отмечена множеством влияний. Но вскоре он нащупывает свой собственный путь в литературе. Его поэзия – идея красоты, которая одухотворяет природу, весь мир.

    Афанасий Афанасьевич Фет любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, с вдохновением, то был «на седьмом небе». Сборник «Эдемские вечера» — самые прекрасные мгновения в судьбе Фета.

    Чтец 5 

    Т.А. Кузьминская рассказывала, как однажды, в 1864 г., она гостила у Дьяковых в Черемошне. «Дмитрий Алексеевич был крупный помещик. Он был любитель музыки в особенности, и сам немного умел петь… По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, Соловьевы, отец и сын…

    Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения, что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им…

    1. Афанасий Афанасьевич два раза просит меня спеть романс Булахова на его слова «Крошка»
    2. Только станет смеркаться немножко,
    3. Буду ждать, не дрогнет ли звонок?
    4. Приходи, моя милая крошка,
    5. Приходи посидеть вечерок…

    Когда я спела, Фет подошел ко мне и сказал: «Когда вы поете, слова летят на крыльях. Повторите его».

    Чтец 1 

    Мария Петровна подходила ко мне и говорила: «Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь».

    Мария Петровна была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в зал вошел А.Фет.

    Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мною небольшой листок бумаги с написанными стихами… и сказал: «В память вчерашнего Эдемского вечера!». Это было стихотворение «Сияла ночь. Луною был полон сад…»

    (Чтец читает стихотворение под аккомпанемент музыки Глинки»).

    Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

    • Лучи у наших ног в гостиной без огней,
    • Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    • Как и сердца у нас за песнею твоей.
    • Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
    • Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
    • И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
    • Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    • И много лет прошло, томительных и скучных,
    • И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
    • И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
    • Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
    • Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
    • А жизни нет конца, и цели нет иной,
    • Как только веровать в рыдающие звуки,
    • Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
    • Чтец 2 

    Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья.

    Пародисты, критики издевались над стихами Фета «шепот, робкое дыханье…», переставляя строки, доказывали этим, что его можно читать с начало до конца, с середины и даже с конца, но все равно не добраться до смысла.

    Но знаменитое «безглагольное» стихотворение совершенно по форме и содержанию.

    1. Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает «милое лицо» в его «волшебных волнениях-изменениях».
    2. Чтец.
    3. Шепот, робкое дыханье,
    4. Трели соловья.
    5. Серебро и колыханье
    6. Сонного ручья.
    7. Свет ночной, ночные тени,
    8. Тени без конца,
    9. Ряд волшебных изменений
    10. Милого лица.
    11. В дымных тучках пурпур розы,
    12. Отблеск янтаря,
    13. И лобзание, и слезы,
    14. И заря, заря!
    15. Чтец 3 

    Распахнутое красотой сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет молодой жизни, влюбленная душа, жаждущая счастья, — всем этим наполнены стихи истинного лирика.

    • Чтец.
    • (Вместо чтения стихотворения можно прослушать романс «Я пришёл к тебе с приветом»)
    • Я пришел к тебе с приветом
    • Рассказать, что солнце встало,
    • Что оно горячим светом
    • По листам затрепетало;
    • Рассказать, что лес проснулся,
    • Весь проснулся, веткой каждой,
    • Каждой птицей встрепенулся
    • И весенней полон жаждой;
    • Рассказать, что с той страстью,
    • Как вчера, пришел я снова,
    • Что душа все так же счастью
    • И тебе служить готова;
    • Рассказать, что отовсюду
    • На меня весельем веет,
    • что не знаю сам, что буду
    • Петь, — но только песня зреет.
    • Критик Василий Боткин писал: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!»

    Профессор Московского университета Петр Кудрявцев, давний поклонник поэта, отмечал неподдельный поэтический талант А.А. Фета. «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».

    Один из ближайших друзей Фета поэт Яков Полонский писал другу 25 октября 1870 г.

    по поводу его стихотворения «Упреком, жалостью внушенным…»: «Что ты за существо – не постигаю… Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не видимый человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод!.. все отрицаешь, а он верит!..»

    1. Чтец.
    2. За вздохом утренним мороза,
    3. Румянец уст приотворя,
    4. Как странно улыбнулась роза
    5. В день быстролетный сентября!
    6. Перед порхающей синицей
    7. В давно безлиственных кустах
    8. Как дерзко выступать царицей
    9. С приветом вешним на устах.
    10. Расцвесть в надежде неуклонной –
    11. С холодной разлучась грядой,
    12. Прильнуть последней, опьяненной
    13. К груди хозяйки молодой.

    В 1856 г.

    , в эпоху фетовского триумфа, Василий Боткин писал о нем в современнике»: «В то время, когда мир исполнен исключительно заботами о своих материальных интересах, когда душа современного человека погрузилась в мертвящие вопросы об удобствах материального своего существования, когда так часто слышатся или стоны, или крики пресыщенного эгоизма, когда раздумья и сомнения, уничтожив в нас молодость и свежесть ощущений, отравили в них всякое прямое, цельное наслаждение духовными благами жизни, — в это время… употребив любимое фетовское выражение… можно было сказать «является человек со вздохом» и проносит этот «вздох» до конца своей жизни».

    По-разному относились к Фету его современники. В 60-е годы от Фета отвернулись Некрасов, Чернышевский, Тургенев. Они ценили в поэзии способность откликаться на больные вопросы времени, по-некрасовски: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

    В 1861 г. об этом пишет Достоевский. Он рисует Лиссабон XVIII. На город обрушилось страшное стихийное бедствие.

    После землятресения половина жителей гибнет, город лежит в руинах, все потрясены случившимся – а в свежем номере газеты на первой полосе за подписью лучшего поэта появляется стихотворение: «Шепот, робкое дыханье…».

    Как бы отнеслись к этому горожане? «Да они, — предполагает Достоевский, — казнили бы этого поэта на площади». Но продолжает: «Стихотворение может быть великолепным по своему художественному совершенству. Поэта б казнили, а через 30-50 лет поставили б ему памятник…»

    Молодой Чехов называл его стихи «пленительными», Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика: его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

    И мы сегодня почувствовали, что стихи А.А.Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звезд на небесах»…

    • Чтец.
    • Целый мир от красоты,
    • От велика и до мала,
    • И напрасно ищешь ты
    • Отыскать его начало.
    • Что такое день иль век
    • Перед тем, что бесконечно?
    • Хоть не вечен человек,
    • То, что вечно,  — человечно.

    А.А. Фет умер 21 (3 декабря) ноября 1892 года в Москве.

    В заключение звучат романсы на стихи А. Фета:

    Романс А.С. Варламова «На заре ты её не буди»

    Романс С.В. Рахманинова «В молчанье ночи тайной…» в исполнении Д. Хворостовского

    Литература:

    Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…» /Т. Г. Музыка // Читаем, учимся, играем».-2005.-№ 11.-С.4.

    Ерёмина О. «Читаем Фета» / О. Ерёмина // Литература. — 2007. — № 12. — С.10.

    Алфёрова А.М. «Целый мир от красоты» / А.М. Алфёрова //Литература в школе. — 2000. — № 8. — С.42.

    Сазонова Т.А. «Поэт-чародей» / Т.А. Сазонова // Читаем, учимся, играем». — 2000. — № 6. — С.51.

    Источник: https://cbs-novoch.ru/list_item/stsenarii-meropriiatiy/tselyy-mir-krasoty-afanasiy-fet

    Литературная гостиная по лирике Афанасия Фета "Целый мир от красоты"

    • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    • «Замзорская средняя общеобразовательная школа»
    • Библиотекарь Дурных Варвара Михайловна

    Литературная гостиная по лирике Афанасия Афанасьевича Фета «Целый мир от красоты»

    Цели:

    • Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А. Фета.
    • Развивать и совершенствовать навыки чтения.
    • Прививать интерес к лирическим произведениям
    • Прививать любовь к родному краю, природе.
    • Развивать творческие способности учеников.

    Оформление:

    • Выставка книг «Его стихов пленительная прелесть”.
    • Презентация «Целый мир от красоты»
    • Грамзаписи песен.
    1. Чтец:
    2. Слайд №2
    3. Целый мир от красоты,
    4. От велика и до мала,
    5. И напрасно ищешь ты
    6. Отыскать ее начало.
    7.  Что такое день иль век
    8. Перед тем, что бесконечно?
    9. Хоть не вечен человек,
    10. То, что вечно,— человечно.
    11.     Ведущий (звучит мелодия)

      Целый мир от красоты… И именно поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, цветов и деревьев, зверей и птиц, делает человека добрее, красивее, передает им чувства любви и сострадания ко всем живым существам. Поэтому нельзя не любить стихов А.А Фета, написавшего про обожженные морозом георгины, про пушистую вербу, про ландыш серебристый, про одинокий дуб…

    • Ученик.
    • Слайд №3-4
    • Шепот, робкое дыханье.
    •      Трели соловья,
    • Серебро и колыханье
    •      Сонного ручья.
    •  Свет ночной, ночные тени,
    •      Тени без конца,
    • Ряд волшебных изменений
    •      Милого лица,
    •  В дымных тучках пурпур розы,
    •      Отблеск янтаря,
    • И лобзания, и слезы,

         И заря, заря!..

    Ведущая. Это стихотворение, с которого началась громкая слава Фета, которое навсегда стало для многих русских читателей символом всей фетовской поэзии.

    1. Слайд №5
    2. “Чистый воздух поэзии” – это особая атмосфера, в которую мы предлагаем dам погрузиться.
    3. Эпиграф: «Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию».

    (Слайд№ 6: портрет А.А. Фета (1820 – 1892 гг.))

    Ведущий. Сегодняшняя встреча в «Литературной гостиной” посвящена лирическому поэту Афанасию Афанасьевичу Фету (Шеншину).

    Орловский край известен в русской литературе как родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях замечательную природу родных мест, духовное богатство, трудолюбие и одарённость простого человека. Ведущий: В семи километрах от г.

    Мценска Орловской губернии в помещичьей усадьбе Новоселки в семье Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлоты Фет 23 ноября 1820 г. родился Афанасий Афанасьевич Фет (Шиншин). (Слайд №7: Новосельская усадьба)

    Новосельская усадьба состояла из двух деревянных флигелей, хозяйственных построек, обширного сада (фото). Афанасий Фет провел здесь свои детские и юношеские годы. Они прошли в условиях небогатой провинциальной дворянской семьи.

    Ведущая: Мальчиком Фет любил вместе с крестьянскими ребятишками ловить перепелов, лазить по деревьям, ездить верхом. Он с упоением бродил по красивым окрестностям деревни, восторженно любовался тенистым садом Новосельской усадьбы. Много лет спустя А. Фет с легкой грустью написал:

    • Приветствую тебя, мой добрый, старый сад, Цветущих лет цветущее наследие! С улыбкой горькою я пью твой аромат,
    • Которым некогда мое дышало детство. (Слайд № 8: Добрый, старый сад)
    • Ведущий: Ребенком поэт слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге, которые рассказывала ему дворовая девушка Просковья, а когда подрос, попал под опеку первого “Учителя” русской грамоты – домашнего повара Афанасия.
    Читайте также:  Опера севильский цирюльник - краткое содержание (россини)

    С самих ранних лет он был “Жаден до стихов”, везде старался их разыскать, учил наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное, стихи Пушкина и его поэма “Кавказский пленник”. “О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта”, – вспоминал Фет. (Слайд №9: Поэма “Кавказский пленник”)

    Ведущая: Образование Фет получил сначала в немецком пансионе в городе Верро (Эстония). В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену, через три года он поступил в Московский университет.

    Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. Часто собирались вместе, читали стихи, говорили о литературе. Афанасий Фет сам стал писать стихи. Он решил показать их Николаю Васильевичу Гоголю.

    Гоголь нашел у юного поэта “Несомненное дарование”, и в 1840 г. вышел первый сборник стихов Афанасия Фета.

    (Слайд «10-11-12: Стихотворение “Вечер”)

    Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыхании ночном, – Но зарница уж теплится ярко

    1. Голубым и зеленым огнем.
    2. Ведущая: (слайд №13)

    Выход стихотворений А. Фета стал ярким событием отечественной словесности нового десятилетия. В 1843 году вышло его стихотворение “Я пришел к тебе с приветом!” “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – таково было впечатление от этого стихотворения Василия Боткина.

    • (Слайд №14: “Я пришел к тебе с приветом”)
    • Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня веселым веет, Что не знаю сам, что буду Петь, – но только песня зреет.
    • (1843 г.)
    • Ведущая: В 1853 году Фет становится постоянным сотрудником журнала “Современник”, где печатаются его стихи.
    • (Слайд №15-16: “Уснуло озеро…”)
    • Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес
    • Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
    • Уснули рыбаки у сонных огоньков; Ветрило бледное не шевельнет ни складкой; Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
    • Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
    • Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я; Но звуки тишины ночной не прерывают, – Пуская живая трель у соловья,
    • Пусть травы на воде русалки колыхают…
    • (Слайд №17: Поэзия Фета – загадка)

    Ведущий: Поэзия Фета – загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью. Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма. (Слайд №18: Хутор Степановка, музыка “Уноси мое сердце…”)

    Ведущий: А. Фет прожил долгую и непростую жизнь. Судьба не раз наносила ему удары. О некоторых событиях их жизни Фета мы сейчас Вам расскажем.

    Слайд №19 (Под музыку движутся пары, останавливаясь перед зрителями, сообщают факты из жизни А.Фета, “замаскированные под светские сплетни”) (Сцена: пара первая.)

    Она: Ах, что-то сегодня Фет мрачен. Это так на него не похоже. И хозяйке бала ничего в альбом не написала сегодня.

    Он: Как? Вы разве не слышали скандальной новости о смерти Марии Лазич, дочери отставного генерала, которая была влюблена в Фета? У них был роман, когда он служил в Херсонской губернии.

    Она: О смерти? Но она так молода… была… Бедняжка, что могло случится? Ах, не томите, расскажите все скорее. (Слайд №20: Лирика А.А.Фета)

    Он: Её платье вспыхнуло от неосторожно брошенной не потушенной спички. Охваченная пламенем, Мария воскликнула: “Ради Бога, спасите письма!” – письма Фета к ней. Затем бросилась по ступеням в саду упала, вся обгоревшая. Через 4 дня она скончалась. Последние слова ее были: “Он не виноват – а я”.

    Она: Какая ужасная смерть! А что же их счастью помешало? Ведь поговаривали, что он тоже в нее влюблен. Он: Как что? Отсутствие денег. Да, он полюбил бедную девушку Марию Лазич, но вынужден был отказаться от брака с ней по материальным соображениям.

    Что он мог предложить Марии? Он вынужден служить в армии, чтобы офицерский чин дал ему право на потомственное дворянство.

    Ведущая: Отголоски этого трагического события слышатся в лирике Фета. Памяти своей возлюбленной он посвящает цикл стихов “Ты отстрадала, я еще страдаю”; “Светил нам день, будя огонь в крови”, “Я говорил при расставаньи”. (Музыка “Я говорил при расставаньи…”)

    (Слайд № 21-22: пара вторая)

    Дама с веером: Вчера читала новые стихи Фета. А говорили, что, служа в армии, Фет совсем перестал их сочинять.

    Т.А. Кузьминская: Так и было в первые годы его службы, там в Херсонской губернии. А когда он стал служить в гвардии, стал часто бывать в Петербурге. Сошелся с Некрасовым, Тургеневым, Толстым…

    Здесь будет файл: /data/edu/files/y1452830019.ppt (Презентация «Целый мир от красоты»)

    Дама с веером (перебивая): Львом Николаевичем? Вашим племянником? Так Вы знакомы с Фетом!

    Т.А. Кузьминская: Да. Однажды я даже пела для него. Фет гостил у наших знакомых. Они устраивали вечер. Меня попросили спеть. Мне было страшно начать пение при таком обществе. Меня смущала мысль, что Фет меня будет критиковать, ведь он слышал так много настоящего хорошего пения.

    Окна в сад были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня… Это было так странно, как их громкие терли мешались с самим голосом. Я чувствовала, как понемногу мой голос крепнет, делается звучнее… (Звучит романс Глинке “Я помню чудное мгновение”) Слайд №23

    Когда я замолчала, Фет подошел ко мне и сказал: “Когда Вы поете, слова летят на крыльях. Прошу Вас, повторите романс”. А на другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет, подошел к столику и положил листок со стихотворением со словами: “В память вчерашнего Эдемского вечера!”.

    Дама с веером: Ах, позвольте угадать! Это было стихотворение “Сияла ночь, лунной был полон сад…” (Музыка “Сияла ночь…”) Слайд №24

    Ведущая: К концу 70-х годов А. Фет переезжает в имение Воробьевка Курской области. Основными его занятиями становится снова поэзия и переводы. Афанасий Фет пишет много стихов, в основном только о природе и любви. В 1883 году, когда Фету было уже 63 года, он издает сборник стихотворений “Вечерние огни”. (Слайд №25)

    Ведущий: Любовь и природа – любимые темы А. Фета. (Слайд № 26) Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идет дождь или падает снег, все полно жизни:

    1. Ночь светла, мороз сияет, Выходи – снежок хрустит, Пристяжная озябает
    2. И на месте не стоит.
    3. Ведущая: Для Фета природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.
    4. (Музыка “Тихо вечер догорает…”) Слайд №27
    5. Ведущий: поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.
    6. (Слайд №28: стихотворение “Печальная береза”)

    Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, – И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы

    Стряхнут красу ветвей.

    Ведущая: По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. В жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов.

    (Слайд №29: Любовная лирика)

    Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузьминской, ее сестре Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам.

    Веровать в прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Неслучайно многие стихи Фета стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. (Музыка “Я тебе ничего не скажу”) Слайд №30

    Ведущий: (Слайд № 31-33)

    21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умер в Москве. Похоронен в селе Клейменове Орловского уезда, родовом имении Шеншийных.

    • Ведущая:Облаком волнистым Пыль встает в дали; Конный или пеший – Не видать в пыли! Вижу: кто-то скачет на лихом коне, Друг мой, друг далекий,
    • Вспомни обо мне!

    Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в мир поэзии А. Фета. Его стихи несут на себе живой отпечаток русской души. Кому дорога Родина, тому обязательно придется по сердцу фетовская поэзия. (Слайд №34: Целый мир от красоты…)

    Ведущая:Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать его начало. Что такое день или век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек,

    1. То, что вечно, – человечество.
    2. Приглашаю всех прикоснуться к творчеству великого поэта «Его пленительная прелесть» через его произведения». (выставка книг)

    Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/literaturnaya_gostinaya_po_lirike_afanasiya_feta_tceli_055434.html

    Сочинение: Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…»

    Вопрос экзаменационного билета (билет № 13, вопрос 2)

    Тема человека и природы в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается с землею…»

    Стихи Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат к наи­высшим достижениям русской поэтической культуры девят­надцатого века.

    Главными темами поэтического творчества Фета были природа и любовь, а назначение поэзии он понимал как слу­жение красоте. Именно красоту он считал важнейшей целью художника и всем своим творчеством стремился к достиже­нию этой цели.

    Но ведь природу и любовь воспевали многие поэты и до Фета.

    В чем было своеобразие его разработки этих вечных по существу тем? Своеобразие лирики Фета заключалось в том, что его поэтические открытия стали своего рода мостиком, переброшенным от русской классики девятнадцатого столетия к поэзии серебряного века. Фет обогатил русский стих новы­ми ритмами, певучими интонациями, необычными приемами построения строф. А в области содержания его стихи отлича-

    ются стремлением передать неуловимые оттенки и изменения состояний природы и человеческих чувств.

    Для Фета природа, как и любовь, — это средоточие красо­ты. И эту красоту поэт, во-первых, стремится воплотить в своих строках, а во-вторых, одухотворить ее.

    • Целый мир от красоты,
    • От велика и до мала,
    • И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало… —

    утверждает он и призывает: «Учись у них — у дуба, у березы…». Для передачи тончайших оттенков красоты поэту иной раз не хватает необходимых слов. В этом случае проводником лири­ческого настроения становится сама мелодия стиха, его музы­кальность, очень характерная для Фета. Он выразил это свой­ство своей поэзии такой формулой: «Что не выскажешь слова­ми, звуком на душу навей».

    Фетовское понимание красоты определяется термином «стройность». Это слово можно считать синонимом «гармо­нии». Идею «стройности» поэт переносит и на нравственное воспитание человека.

    Фет считал, что «стройность» жизнен­ного поведения человека возникает только тогда, когда он до­рожит честью и национальной культурой.

    Несомненный пат­риотизм Фета проявлялся в тех картинах русской природы, которые так гармоничны и порою в маленькой лирической зарисовке выражают заветные чувства поэта.

    В антологию лирической поэзии, посвященной русской природе, вошли множество стихотворений Фета, знакомых нам с детских лет. Это такие произведения, как «Я пришел к тебе с приветом…», «Ласточки пропали…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», и многие другие.

    1. Все перечисленные выше качества поэзии Фета можно обнаружить и в стихотворении «Заря прощается с землею…». В нем изображена картина заката, которую, вероятно, многим приходилось видеть:
    2. Заря прощается с землею,
    3. Ложится пар на дне долин,
    4. Смотрю на лес, покрытый мглою,
    5. И на огни его вершин.

    Уже в первом четверостишии поэт использует прием кон­траста. Лес покрыт мглою, но вершины деревьев еще ярко ос­вещены. В следующей строфе эти вершины названы словом «венец»:

    • Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!
    • С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!
    • Далее, с усилением наступающей тьмы, картина, которую видит поэт, становится все более загадочной:
    • И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон;
    • Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!
    • И в заключительном четверостишии начальный зритель­ный контраст дает поэту повод для философского вывода:
    • Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, —
    • И землю чувствуют родную,
    • И в небо просятся оне.

    Главным образом стихотворения оказываются одухотво­ренные деревья. Фет подчеркивает основу их жизненного бы­тия: укорененность в родной земле и — одновременно — по­стоянное и неуклонное стремление к небу. И этот образ стано­вится для Фета моделью человеческого бытия, в котором, по мнению поэта, каждый должен стремиться к гармонии между

    своими земными интересами и жизнью духа, отдавая предпоч­тение, безусловно, последней.

    На этой странице искали :

    • заря прощается с землёю анализ
    • анализ стихотворения фета целый мир от красоты
    • фет заря прощается с землею анализ
    • тема человека и природы в стихотворении фета заря прощается с землею
    • заря прощается с землею фет анализ

    Сохрани к себе на стену!

    Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-tema-cheloveka-i-prirody-v-stixotvorenii-a-a-feta-zarya-proshhaetsya-s-zemleyu.html

    Идея красоты

    В чем же секрет лирики Фета? Почему именно она рождает, по словам К. И. Чуковского, ощущение «счастья, которое может доверху наполнить всего человека».

    Читайте также:  Дороги, которые мы выбираем - краткое содержание романа о. генри

    Фет обращен к вечным, общечеловеческим началам. Главная тема его лирики – красота. Сам поэт говорил: «Я никогда нс мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты». Поэтическим манифестом Фета называют следующие строки:

    • Целый мир от красоты,
    • От велика и до мала,
    • И напрасно ищешь ты
    • Отыскать ее начато.
    • Что такое лень иль век
    • Перед тем, что бесконечно?
    • Хоть не вечен человек,
    • То, что вечно, – человечно.

    Вечны природа, человеческие чувства, искусство, и поэтому Фет обращен к ним. Поэт передает красоту окружающего его мира. Уже в первых сборниках отразилось это восприятие. Красота снежных просторов, неторопливое движение спокойного деревенского усадебного быта, гадания, тихие, неторопливые зимние вечера…

    У Фета возникает особое эстетическое восприятие русской природы и русского быта. Русская зима, снега для него не дисгармоничные, цепенящие душу явления, а гармонично-прекрасные, живые, бесконечно изменчивые. Даже одиночество человека в родном ему мире не трагично. В стихотворении 1842 г.

    воссоздаются традиционные для русской литературы пространственно- временные приметы: русская зима, необозримо-беспредельная заснеженная равнина, лунная ночь.

    Человек связан с миром природы, и эта внутренняя связь определяет основную лирическую эмоцию: лирический герой ощущает свою сопричастность бытию, а потому находится в гармонии с окружающим миром.

    1. Чудная картина,
    2. Как ты мне родна:
    3. Белая равнина,
    4. Полная луна,
    5. Свет небес высоких,
    6. И блестящий снег,
    7. И саней далеких
    8. Одинокий бег.

    Первые две строки задают настроение, в них звучит мысль о красоте мира и чувстве родства с ним. Затем через ряд предметных реалий воссоздается та «чудная картина», которую созерцает поэт, поэтому вторая часть стихотворения строится как перечисление примет ночного зимнего пейзажа (этим обусловлена безглагольность).

    Сначала (третья и четвертая строки) одна деталь следует за другой (равнина, луна). Взгляд лирического героя охватывает два беспредельных пространства, это взгляд снизу вверх, от земли (равнина) к небесам (луна).

    Последующие (пятая и шестая) строки не привносят никаких новых представлений, ведь упоминаются те же самые реалии (небо, равнина), но это обратная направленность взгляда – с неба на землю.

    Общая картина (обыденная, заурядная, узнаваемая, так как в ней воссозданы черты национального пейзажа, и это наводит на мысль, что красота заключена в повседневном, обыденном, привычном, надо только уловить это мгновение) наполняется светом, а вместе с тем и внутренним движением.

    Светит луна, светятся небеса, сам «блестящий» снег отражает свет небес, и фетовская ночь перестает быть знаком небытия, хаоса, она не повергает землю во мрак. И ночью мир оказывается светлым, живым, меняющимся, что подчеркивается еще и движением саней.

    Так, в финале стихотворения взгляд фокусируется на одной движущейся точке в беспредельном пространстве, а зимний пейзаж становится не безлюдным, а «очеловеченным»: кто-то едет там, в беспредельной снежной равнине, чей-то взгляд выхватывает эту точку, мысленно следует за ней. Так у Фета оказываются связанными незримыми узами человек, природа, космос.

    Первая часть стихотворения Фета насыщена оценочной лексикой («чудная», «родная»), во второй части нет ничего, что выражало бы авторское отношение, поэтому важную роль играет цветовая символика, которая также служит выражению идеи гармонического единения человека с миром. В стихотворении нет мрака, потому что в нем царит белый цвет, который здесь является символом гармонии, чистоты, просветления.

    Средоточием и одновременно «хранителем» красоты, по Фету, является искусство. Ряд стихотворений поэта представляет собой «ожившие» живописные полотна («Золотой век», 1856), скульптуры («Диана«, 1847).

    Произведение искусства получает новую жизнь: когда на него направлен взгляд зрителя, как бы преодолевается его внешняя статика, «прорывается» та внутренняя энергия, которую выразил художник. Красота, воплощенная в творении, наполняет собой мир: она сказывается в душе созерцающего ее человека, отражается в самой природе.

    В стихотворении «Диана» Фет соединяет статическое и динамическое. Неподвижную статую он помещает в мир, наполненный движением: это и движение ветра, листьев, и колыхание водной глади.

    Однако и сам статичный предмет наполнен внутренним движением: «чуткая и каменная дева» (Фет использует антонимы как однородные определения) «внимала»; нагота «блестящая»; «мрамор недвижимый» белеет «красой непостижимой».

    Со временем меняются представления Фета о том, что есть служение красоте. В 1870–1880-е гг. оно начинает осознаваться им как тяжкий долг. Красота уже не так светла, ее приходится добывать в страданиях.

    Эту перемену в мироощущении Фета почувствовал Л. Н. Толстой, который в 1873 г. на отправленное ему стихотворение «В дымке-невидимке…» ответил поэту: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно.

    Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

    Источник: https://studme.org/38290/literatura/ideya_krasoty

    «Целый мир от красоты…» Без усилий С плеском крылий Залетать- В мир стремлений, Преклонений И молитв; Радость чуя, Не хочу я Ваших битв. — презентация

    • 1 «Целый мир от красоты…» Без усилий С плеском крылий Залетать- В мир стремлений, Преклонений И молитв; Радость чуя, Не хочу я Ваших битв.
    • 2 Афанасий Фет (Шеншин)
    • 3 «Целый мир от красоты…» (жизнь и творчество Афанасия Фета)
    • 4 Отец Фета — Афанасий Неофитович Шеншин — был военным, участвовал в войне с Наполеоном, ушел в отставку в звании ротмистра и стал служить на гражданском поприще ( избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства).

    5 Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820 г. жила в Дармштадте, в Германии.

    6 Афанасий Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в родовом имении отца

    7 Дом отца

    8 В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского, друга отца, юношу отправили учиться в г. Вееро в пансион Крюммера.

    9 В 1837 г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета Н.В. Гоголь сказал : «Это несомненное дарование»

    10 С 1838 г. по 1844 г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев. Аполлон Григорьев Сергей Соловьев

    11 В 1840 г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон». В.Г.Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет ».

    12 А.Фет при поступлении на службу в лейб- гвардию Уланского полка

    13 М а р и я Л а з и ч

    14 Старые письма Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Все, что давно-давно утрачено душой.

    Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как тот ужасный час, когда прощались мы.

    А я доверился предательскому звуку, — Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! — Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь.

    Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос все прощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза. Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Все, что давно-давно утрачено душой.

    Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как тот ужасный час, когда прощались мы.

    А я доверился предательскому звуку, — Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! — Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь.

    Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос все прощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза.

    15 Как лилия глядится в нагорный ручей, Ты стояла над первою песней моей, И была ли при этом победа, и чья,- У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

    Та трава, что вдали, на могиле твоей, Здесь, на сердце, чем старее оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут.

    Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

    16 В 1850 г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов. Г. Гейне И.В. Гете

    17 И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.

    18 М а р и я П е т р о в н а Б о т к и н а

    19 А.Фет – хозяин Степановки

    20 В 1859 г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков- Щедрин в 1863 г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»

    21 «Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта, то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».

    22 Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал: «Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».

    23 В 1860 г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге Мценского уезда, а в 1877 г. Покупает новое имение- Воробьевку.

    24 Рабочий кабинет Гостеприимный дом

    25 В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.

    26 Т.Бернс (Кузьминская), младшая сестра С.Толстой

    27 Эта заря, Эта весна Эта весна Так непостижно, зато так ясна! Так непостижно, зато так ясна! Счастья ли полн, Счастья ли полн, Плачу ли я, Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя. Ты — благодатная тайна моя.

    Сад весь в цвету, Вечер в огне. Вечер в огне. Так освежитель но-радостно мне? Так освежитель но-радостно мне? Вот я стою. Вот я стою. Вот я иду. Вот я иду. Словно таинственно речи я жду. Словно таинственно речи я жду.

    28 Домашнее задание: Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/1276929/

    Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты»

    В 1859 году в петербургском ежемесячном журнале «Русское слово» Фет опубликовал статью «О стихотворениях Ф. Тютчева».

    Прежде, чем перейти к разбору творчества современника, поэт излагает свои философско-эстетические взгляды. Со временем многое в его восприятии изменилось. Прежним осталось понятие о красоте.

    Фет считал ее реально существующим элементом окружающего людей мира. Человек творческий должен обладать особым даром ясновидения.

    Увидеть даже самый банальный предмет с новой стороны ему помогает определенный угол зрения. Во внешнем мире художник улавливает красоту, являющуюся для него идеалом, и воплощает ее в искусстве.

    Философско-эстетические взгляды Фета выражены не только в теории, но и на практике. Некоторая их часть высказана в стихотворении «Целый мир от красоты…». Точная дата его написания до сих пор остается невыясненной.

    Литературоведы указывают промежуток между 1874 и 1886.

    В стихотворении мысли даны в том же порядке, что и в статье. В первом четверостишии Фет говорит о месте красоты в мире. Во втором – о соотношении человеческого и красоты. Понятие ясновидения, о котором подробно рассказывается в работе «О стихотворениях Ф.

    Тютчева», в произведении «Целый мир от красоты…» выражено в последних двух строках, отличающихся сжатостью, точностью и афористичностью: «Хоть не вечен человек, то, что вечно, — человечно». Совпадение между прозой и лирикой наблюдается также на интонационном уровне.

    И для статьи, и для стихотворения характерна повышенная эмоциональность.

    Критики-современники Фета часто не принимали его поэзию, высмеивали ее. Расцвет творчества Афанасия Афанасиевича пришелся на шестидесятые годы девятнадцатого столетия – в Российской империи это время Базарова и нигилизма.

    Люди пытались понять окружающий мир посредством науки, объяснить вещи, природа которых ранее казалась неразрешимой загадкой. Лирика Фета никак не вписывалась в подобные концепции. Его стихотворения – это фиксация мимолетного ощущения, причем сугубо индивидуального.

    Не предметы изображал он, а личный взгляд на них.

    Подходом Афанасия Афанасиевича к творчеству отчасти было обусловлено малое количество глаголов в его стихотворениях. Это видно и по произведению «Целый мир от красоты…». В восьмистишии употреблено всего лишь два глагола, причем практически идентичных по смыслу – «ищешь» и «отыскать».

    Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Фета «Целый мир от красоты»« Сочинение на тему доброТема войны в произведениях русских писателей »

    Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-feta-celyj-mir-ot-krasoty/

    Ссылка на основную публикацию