Анализ стихотворения заболоцкого гроза

Анализ стихотворения Заболоцкого ГрозаНикакие беды и испытания не смогли победить любовь к жизни и жажду творчества у поэта Н.А.Заболоцкого. В 1938 г. он был арестован за «антисоветские произведения», с подорванным здоровьем вышел из лагеря лишь в 1944 г. Написанное в 1957 г. стихотворение «Гроза идет» тесно связано с биографией поэта, его нелегкой судьбой.

В основе произведения – картины надвигающейся грозы, образы кедра и лирического героя, близкого самому автору. Стихотворение представляет собой не только пейзажную зарисовку. Природа была очень близка поэту, в ней он видел настоящую жизнь, поэтому данное произведение можно отнести к философской лирике Заболоцкого.

Стихотворение начинается с эпической картины: приближается гроза, которая вызывает у нас ощущение опасности, беды. Настроение тревоги подчеркивается эпитетом «нахмуренная туча», а анафорический повтор «движется» указывает на неотвратимость этого события.

Поэт нарисовал образ тучи, которая напоминает нам живое могучее существо. Неоднократно она «молниями била»: жизненные грозы настигали лирического героя. Но он преодолел страх, не сломался и выдержал, став победителем.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр «надвое громами расщеплен», героя стихотворения «молнии … огнем сжигали на лету».

Несмотря на смертельную рану, дерево держится, подпирает небеса своей «мертвой короной». Встретив «в высоте» молнии, вдохновленный его стойкостью лирический герой «не умер у крыльца», как кедр.

Он по-прежнему испытывает страстное желание творить, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

Жизнь природы у поэта уподобляется жизни людей. Не случайно в стихотворении много олицетворений. Туча «ловила, била, выкатывала гром», молнии «сжигали огнем», кедр «умер у крыльца», а в его древесине — «живое сердце», сквозь которое «пролегает рана от огня».

Поэт использует язык метафор. Метафорой выражен образ тучи: она «движется … с фонарем в приподнятой руке». У кедра – «мертвая корона», подпирающая небосклон. Героя «звездами» осыпают с вершины дерева иглы.

Анафорические повторы мы наблюдаем в первой строфе («движется»), второй и третьей («сколько раз»), шестой и седьмой («я, как ты»). В стихотворении автор употребляет и другие стилистические фигуры речи, такие как инверсия («пролегает рана», «иглы почерневшие»), обращение («дерево печали»). Чувство страха и восхищения помогают передать поэту восклицательные предложения.

Стихотворение «Гроза идет» дает нам возможность лучше представить личность Н.А.Заболоцкого, который сумел мужественно преодолеть сложнейшие испытания судьбы, сохранить горячее желание творить и созидать.

Источник: http://xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai/analiz-stihotvoreniya-idet/

Н. Заболоцкий "Гроза"

Главной темой этого стихотворения является тема грозы. По одному только описанию мы можем почувствовать все состояние природы: содрогающаяся от мук зарница; трава, смешавшаяся с тенью от тучи. Все в мире чего-то ждёт, все находится в явном напряжении.

Но чего именно? Мы, как и природа, в нашем случае – главная героиня, знаем, что будет гроза. Но для нас это явление, которое чаще всего сравнимо с бедствием.  А для природы – это часть её сущность.

Мы можем не понять насколько это важно и необходимо, что это часть жизни и так будет всегда.

 Желание автора показать важность этого явления – стало главной идеей стихотворения. Грозу он сравнивает с рождением слов и, в конце концов, соединяет их в единое целое: мысли наши расходятся молниями, а слова звучат громом. Всё содрогается, трепещет, всё ждет и, наконец, ликует, ведь  «слова на родном языке» есть ничто иное как отражение души.

Для создания особого эффекта слышимости и прикосновения к этому тайному миру, Заболоцкий использует парные согласные д-т, г-к, б-п. Их звучание даёт реальное ощущение присутствия грома, кажется, что вся эта картина происходит вокруг тебя.

Звук «о» растягивает время, замедляет ход событий, это даёт возможность подумать, влиться в происходящее еще при чтении, чтобы тебя накрыло волной и унесло в тот необыкновенный, созданный автором мир.

Время идёт медленно еще и потому, что зарождение чего-либо, в данном случае слов, всегда происходит не сразу, а постепенно. Длинные строки также дают этот эффект.

  • Важную роль в этом стихотворении играет олицетворение природы:
  • «…Человеческий шорох травы, вещий холод на тёмной руке…»
  • «…И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
  • Травы падают в обморок…».

У нас не остается сомнения в том, что природа имеет душу. В миг, когда гремят первые раскаты грома, вся природа пробуждается.

Неземная чистая красота и непосредственность соединились в облике светлоокой девы, появившейся в этот чудесный миг. Вся природа трепещет, раскрывает свои объятья навстречу новому рождению и светлому будущему.

После темных туч собравшихся над землей, после долгого напряжения наступает просветление.

  1. «…И, играя громами, в белом облаке катиться слово,
  2. И сияющий дождь на счастливые рвется цветы».
  3.  «Сияющий дождь» смывает все невзгоды и прославляет рождение нового слова.

Роль пейзажа здесь очень важна. С помощью его Заболоцкий показывает связь одного события (рождения слова) с явлением природы (грозой). Также с помощью него мы можем наблюдать отношение самого автора к происходящему. Он подчеркивает «дивный блеск» наготы девы, счастливые цветы, замирающую в восторге воду, и сам готов радоваться вместе с ними.

  • Ключевыми фразами и словами являются: вещий холод, светлоокая дева, восторг, дивный блеск наготы, белое облако и слово.
  • «Вещий холод на темной руке…»- темная рука – это спящая природа, еще не рожденное слово, а вещий холод – предсказывающий пробуждение или рождение.
  • Светлоокая дева – новорожденная, чистая, с дивным блеском своей наготы (новое слово).
  • Белое облако – светлое непорочное.

Это стихотворение о рождении нового и чистого. О вечном соединении с природой. Здесь раскрывается душа природы, которая способна чувствовать и сопереживать, как и человек. Все травы и цветы трепещут перед чудом, а их шорох сравним с человеческим шептанием.   

Источник: https://lit-ra-for-you.livejournal.com/1667.html

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «Гроза идет»

Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворе­нию «Гроза идет».

В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движет­ся…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, ог­ромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).

Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует на­турфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий.

Природа для автора произведения — живое существо. В пер­вой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки.

Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.

Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигаю­щейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эф­фект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).

Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию вырази­тельности образа).

Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высо­кой степенью художественной выразительности обладает об­раз «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отража­ет причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.

Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие ша­ги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой ду­ги!». Даже название физического явления под пером Н.А. За­болоцкого превращается в поэтичный художественный образ.

Дополнительный эффект в стихотворении производят вос­клицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.

В четвертой строфе центральным образом становится об­раз кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и по­черневший, он все равно выглядит величественным: «Он сто­ит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».

В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого авто­ра, который, едва успев пробиться к славе, получить литера­турную известность («ворваться в высоту»), был репрессиро­ван, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.

На этой странице искали :

  • анализ стихотворения заболоцкого гроза
  • Заболоцкий Гроза анализ
  • анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идёт
  • заболоцкий гроза идёт анализ
  • анализ стихотворения гроза идёт

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-zabolockogo-n-a-groza-idet.html

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»

В 1944 году Заболоцкий вышел из лагерей, где провел порядка пяти лет. Осудили его по ложному обвинению в антисоветской пропаганде. В заключении поэт серьезно подорвал здоровье — особенно пострадало сердце.

Читайте также:  Сатиры кантемира - краткое содержание

Значительную часть срока ему пришлось отбывать в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном неподалеку от Комсомольска-на-Амуре — города, по климатическим условиям приравненного к Крайнему Северу. Естественно, пережитый кошмар наложил серьезный отпечаток и на психику Николая Алексеевича. После освобождения ему было достаточно сложно вновь вернуться к занятиям творчеством.

Незадолго до своей смерти в 1958 году Заболоцкий составил рукописное итоговое собрание сочинений. В него включены восемь стихотворений, помеченных 1946 годом. С некоторой долей условности их можно объединить в цикл.

Среди этих произведений — «Гроза», посвященное по большей части теме назначения поэта и поэзии. При этом начинается оно с прекрасного описания пейзажа: пробежала над миром зарница, легла на землю тень от тучи, низко пролетела птица.

В стихотворении природа тесно связана с человеком. Чтобы продемонстрировать это, Заболоцкий использует множество интереснейших средств художественной изобразительности. В их числе — «молния мысли», падающие в обморок травы, «сумрак восторга». Лирический герой текста показан не сторонним наблюдателем.

Он предстает человеком, находящимся в центре мироздания, всецело захваченным великолепным зрелищем, которое разворачивается перед его внимательным взором.

Как неожиданно приходит гроза, так же внезапно посещает вдохновение настоящего поэта. Сначала мелькает молния мысли, за ней медленно идут первые слова.

В третьей строфе фигурирует образ яркий и загадочный — светлоокая дева, появившаяся из темной воды.

Возможно, Заболоцкий отсылает читателей к мифу о древнегреческой Афродите — богине любви, красоты, вечной весны и жизни, возникшей из воздушной морской раковины и вышедшей на берег вблизи Кипра. Дева из стихотворения — одновременно порождение грозы и человеческого воображения. При этом ей подвластны и слова, и природные явления.

Можно ее рассматривать и как воплощение Музы.

Гроза в рассматриваемом тексте — еще и символ очищения, начала нового этапа. Для Заболоцкого, прошедшего лагерный ад, важно вернуться к творчеству, к нормальной жизни. В данном случае без вдохновения сделать это не представляется возможным.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»

Источник: https://essay.englishtopic.ru/analiz-stixotvoreniya-zabolockogo-groza/

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием “Гроза идет”. Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял ее в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

Читателю с первых строк становится понятно, что в произведение идет речь, о таком природном явление, как гроза. Вначале поэт часто повторяет слово “движется”, поэтому при чтении, кажется, что все это происходит в настоящем времени. Природа описана очень естественно и натурально.

Чувствуется скорое приближение грозы и это вызывает чувство тревоги и опасности. В первой строке очень выразительно представлен образ тучки. Писатель ассоциирует ее с живым существом.

Тучка как будто, как живая ходит по не объятому небу с фонариком. Жизнь природы писатель сравнивает с человеческой судьбой.

Олицетворения:

Туча – ” Она меня ловила”, ” Молниями била” Молнии – “Сжигали огнем” Кедр сравнивается с человеком – “не умер у крыльца” ” сквозь живое сердце древесины” у дерева кедр “пролегает рана от огня” – как дорожка через сердце дерева

Самый главный образ (дерево кедр) в элегии описан в четвертом четверостишии. Кедр, грозой раненый и расколотый на несколько частей, сумел устоять и не поддаться бушующей стихии. Его огромная неживая корона стала невидимой опорой для небосвода.

Образ кедра напоминает нам, сильное духом и бесстрашное живое существо. Ему не видан страх. Дерево не сломалось под натиском стихии и выдержало все испытания.

Показав этим, что ему нестрашна ни какая непогода. Небо после всего этого, осыпает его звездами в знак благодарности.

  • Метафоры стихотворения:
  • “Движется туча с фонарем” “Мертвая корона” “Осыпают звездами меня”
  • Анафоры:
  • В начале произведения – это слово “движется” В середине – это словосочетание “сколько раз” В последних строках – это словосочетание “я, как ты”
  • В элегии “Гроза идет”, чтобы выразить свой восторг и одновременно чувство тревоги, и боязни перед стихией, писатель использует восклицательные предложения. Это произведение напоминает нам судьбу самого писателя. Который, так же как “Кедр”, преодолел все трудности и испытания судьбы. Сумел пронести через всю свою жизнь желание творить.В конце стихотворения поэт, не дает, ни каких ответов, давая читателю возможность самому отыскать их. (1 votes, average: 5.00

Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-zabolockogo-groza-idet/

Гроза идет

ВВЕРХ

  • Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке.
  • Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром!
  • Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины Пролегает рана от огня, Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца!

Заболоцкий, Николай Алексеевич

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия – Пушкина, Тютчева и Баратынского.

Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения – описание пейзажа. Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение – обратите внимание, в начальном четверостишии глагол «движется» повторяется дважды.

За счет этого возникает ощущение, что нарисованную поэтом картину мы видим в настоящем времени. Получается даже несколько кинематографично. Самый яркий образ первой строфы – туча «с фонарем в приподнятой руке».

Она напоминает персонажа старых историй – то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения – кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве опоры для небосклона. Соответственно, дерево это можно считать своеобразным связующим звеном между двумя мирами – земным и небесным, физическим и духовным.

В последних двух четверостишиях лирический герой сравнивает себя с кедром – измученным, но сумевшим выстоять. В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии.

Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича. Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде.

Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое.

Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить.

Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.

на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/1018-groza-idet.html

Почему грозу поэт сравнивает с рождением слов. Заболоцкий николай — гроза идет. Возможно вам будет интересно

Водяной Дмитрий

Данная работа посвящена лингвистическому анализу стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза». Автор поставил перед собой цель – выяснить, как с помощью синтаксических, морфологических, лексических и фонетических средств можно понять идейно – тематическое содержание произведения. В

работе выдвинуты гипотезы о содержании. Основное внимание уделяется анализу четырёх строф на различных уровнях: синтаксическом, морфологическом, лексическом и фонетическом. Автором исследовательской работы изучены источники литературы по данному вопросу. Анализ текста убедителен. Обучающийся доказал свою точку зрения.

Данная работа была представлена на научно – практической конференции «Первые шаги в науку» муниципального уровня.

Лингвистический анализ произведения может быть интересен обучающимся а также использован в качестве методического пособия на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЭМР Саратовской области

Лингвистический анализ произведения Н.А.Заболоцкого

Читайте также:  Дуб - сообщение доклад 2, 3, 4 класс окружающий мир

  • «Гроза»
  • Выполнил: Водяной Дмитрий,
  • обучающийся 8 класса
  • МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
  • Энгельсского муниципального района
  • Саратовской области
  • Руководитель: Широкова
  • Наталия Павловна,
  • учитель русского языка и литературы
  • 2015 год
  1. Введение – стр. 1
  2. Основная часть – стр. 3-8
  1. Анализ первой строфы – стр. 4-5
  2. Анализ второй строфы – стр. 6
  3. Анализ третьей строфы – стр. 7
  4. Анализ четвертой строфы – стр. 8
  1. Вывод – стр. 9
  2. Источники, литература – стр. 10
  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Цель исследования: выяснить, как с помощью синтаксических, морфологических, лексических и фонетических средств можно понять идейно – тематическое содержание произведения.
  3. Задачи исследования:
  4. 1) учиться лингвистическому анализу текста;
  5. 2)сделать анализ текста убедительным и целостным;
  6. 3)доказать свою точку зрения;
  7. 4)убедить в приемлемости своего толкования содержания текста.

Объект исследования: произведение Н.А.Заболоцкого «Гроза» .

Актуальность исследования: лингвистический анализ поможет при выполнении олимпиадных заданий, сдаче ГИА и ЕГЭ, расширит языковой кругозор.

«Гроза» — яркое произведение талантливого поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. 1946 год – тяжёлое послевоенное время. Закончился лагерный период поэта. Именно в это время Н.Заболоцкий пишет стихотворение «Гроза» .

Оно поражает глубиной философского смысла и красотой выразительных средств.

Именно поэтому мне захотелось провести лингвистическое исследование текста в целостности с различных уровней: синтаксического, морфологического, лексического и фонетического .

  • Гипотеза о содержании стихотворения
  • 3 строфа: развернутое сравнение «светлоокой девы» и рождение долгожданной грозы, первого грома.
  • 3 и 4 строфы: рождённое (живое слово) совмещается с олицетворённой природой, просветляет её.
  • Первая строфа
  • Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
  • Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Синтаксический уровень

Автор использует сложные предложения с небольшим количеством однородных членов, а также предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Все эти средства помогают точно описать предгрозовой пейзаж, чтобы мы смогли понять глубокий смысл.

В первой строфе мы видим пять простых предложений. Они объединены в состав двух сложных. Простые предложения произносятся с перечислительной интонацией. Автор рисует нам предгрозовой пейзаж. Описываемые явления являются подлежащими, а олицетворяющие их глаголы — сказуемыми. На мой взгляд, Н.А.

Заболоцкому важна равновеликость каждого явления.

В первом и пятом простых предложениях используются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Они обозначают действия, протекающие параллельно с остальными, дополняют их.

Во втором простом предложении мы видим целый ряд однородных сказуемых, которые уточняют и дополняют картину предгрозового пейзажа. Стоит отметить, что во всех простых предложениях отсутствуют дополнения, мало определений, но в каждом предложении есть обстоятельства.

Одинаковый тип построения соседних предложений (параллелизм) усиливает ощущение их значимости, как для писателя, так и для нас, читателей.

Морфологический уровень

В первой строфе много существительных и глаголов, употребляемых как в прямом, так и в переносном смысле. Часть этих существительных являются подлежащими, а другая – дополнениями. Например, «зарница», «птица», «тень» — это подлежащие, а «над головой», «от тучи», «с травой» — дополнения.

Глаголы по отношению к существительным своеобразны: «легла», «стелется», «слилась», «смешалась» . Они обозначают конкретные действия — передвижения в пространстве. Само же действие не направлено на какой — либо объект. Все вышесказанное не относится к предложению «все труднее дышать» . В нем нет глагола движения.

Действие совершается неподвижно стоящим, созерцающим происходящее, человеком.

Лексический уровень

Существительные первой строфы употреблены в своих прямых, необразных значениях. Только слово «вал» подразумевает «множество густых облаков». Развивается тема тьмы и света. Глаголы же употребляются в переносных значениях. Они олицетворяют природу: «тень легла», «пробежала зарница» .

Фонетический уровень

Произведение написано шестистопным анапестом . Ударение стоит на каждом третьем слоге. Этот стихотворный размер выбран поэтом для неторопливого прочтения текста. Благодаря этому мы читаем смысл «между строк». По моему мнению, при быстром чтении это сделать труднее.

Стоит отметить мастерство автора. Оно состоит в том, как он располагает звукописные ряды. Они переплетаются между собой, изображая звуки, которые действительно бывают в грозу.

Сонорные звуки (р- л- м- н) сочетаются со свистящими и шипящими: «дрог» — «проб» — «…д мир» — «зари», «лила» — «ала».

  1. Подводя итог уровневого анализа первой строфы, делаю вывод: автор видит эту картину образно и олицетворяет природу, в которой все значимо.
  2. Вторая строфа
  3. Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,Эту молнию мысли и медлительное появленье
  4. Первых дальних громов — первых слов на родном языке.
  5. Синтаксический уровень

Вся вторая строфа является простым предложением. Оно осложнено однородными дополнениями. У меня возникает мысльо равнозначности объектов. Действие с глаголом «люблю» распространяет дополнения. Оно осложняет это предложение.

На мой взгляд, мы имеем возможность следить за мыслью поэта. Это очень важно. Мне кажется, что я стоюрядом с автороми наблюдаю предгрозовой пейзаж. Охватывает восторг, хочется творить, жить, радоваться и говорить: « Я люблю…», испытывать муки творчества.

Отличие первой и второй строфы очевидно: в первой много действий,а во второй одно. Различны и второстепенные члены предложения.

Морфологический уровень

Единственный глагол «люблю» указывает на эмоциональное состояние, а не на движение, как это было в первой строфе. Речь идет только о поэте. Но его чувств хватает на любовь ко всему происходящему.

Лексический уровень

Приведу примеры. Слова «сумрак», «холод», «ночь», «молния» имеют метафорическое значение. Продолжает развиваться тема тьмы и света.Тема света, на мой взгляд, соотносится с темой творческого озарения.

Выражения «молния мысли» и «появление громов – первых слов на родном языке» являются метафорой. В роли метафоричных эпитетов выступают согласованные определения «человеческий шорох» и «вещий холод» .

Фонетический уровень

С точки зрения фонетики можно заметить множество сонорных звуков в словах. Этим первая и вторая строфы схожи между собой. Подобные звуки я нахожу в словах: «сумрак» — «восторг» — «краткую». Автор использует звукопись. Примером её является сочетание слов «медлительное появление первыхдальних громов»: сочетание звуков «э» и «и».В словосочетании «молнию мысли»нахожу аллитерацию «млн — мсл».

  • Третья строфа
  • Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,И стекает по телу, замирая в восторге, вода,Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
  • Увидавшие небо стада.
  • Синтаксический уровень

Третья строфа состоит из четырех простых предложений, заключенных в состав двух сложных. В первом сложном предложении выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

А во втором — необособленное определение, выраженное причастным оборотом. На мой взгляд, автор четвёртую строку как бы
недописал.

Наверное, он хотел передать данными предложениями охватившее его волнение.

Морфологический уровень

В этой строфе мы видим несколько глаголов, большинство которых стоят в форме третьего лицаединственного и множественного числа: «бегут», «стекает», «падают». А существительное «травы» употреблено в собирательном значении. Для поэта здесь также важно каждое слово.

Лексический уровень

В третьей строфе мотив света становится иным. Появляется «светлоокая дева» . Это уже не краткие светлые мгновения, а длительные. Выражение «замирая в восторге» — это олицетворение воды. Тьма представленаметафорично: «травы падают в обморок». Стоит отметить слова-антонимы: «светлоокая» и «темная», которые открывают третью строфу и указывают на противопоставление тьмы и света.

Фонетический уровень

В этой строфе много сонорных звуков «л», «м». Преобладают открытые и ударные слоги. На мой взгляд, тревожность и энергичность, выраженная в звонких звуках, уступает место мягким и спокойным фонемам.

  1. Четвёртая строфа
  2. А она над водой, над просторами круга земного,Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы,И, играя громами, в белом облаке катится слово,И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.
  3. Синтаксический уровень

Четвертая строфа состоит из двух предложений. Первое предложение простое, осложненное, а второе — сложносочиненное. Видно, что равновеликость наблюдаемых событий очень важна для автора.

В этой строфе есть определения, одно из которых обособленное. Первое предложение осложнено однородными обстоятельствами, выраженными существительными.

Второе — деепричастным оборотом, дополняющим основное действие.

Морфологический уровень

В данной строфе много существительных. Они употреблены в своих конкретных значениях. Это такие существительные, как «облако», «дождь». Лишь два из них употребляются в абстрактных значениях. Это существительные «блеск» и «нагота».

Глаголы называют конкретные действия и имеют форму настоящего времени. Глаголы четвертой строфы непереходные. Например: «катится», «рвется». По сравнению с предыдущей строфой здесь больше прилагательных и причастий.

Они, на мой взгляд, приобретают яркий качественный оттенок: «удивлённая», «сияющий», «счастливые» .

Лексический уровень

Большинство слов в данной строфе употребляется в своих конкретных значениях. Развитие идеи мы видим в противопоставлении света и тьмы . Никаким тёмным силам места нет: «блеск наготы», « белое облако», «сияющий дождь», «счастливые цветы» — всё это воплощение света и ассоциация с рождением божественного слова.

Читайте также:  Иосиф и его братья - краткое содержание романа манна

Фонетический уровень

Для четвертой строфы, так же как и для всех предыдущих, характерны открытые слоги и большое количество сонорных согласных, таких как «р», «н», «м». Звуковая палитра в четвертой строфе ярче, чем во всех предыдущих. Автор играет, на мой взгляд, со звуками.

Вывод

Данное исследование помогло мне сопоставить реальную картину грозы (каждый из нас наблюдал её в природе) с предгрозовым пейзажем, данным в тексте. Анализ позволил мне сделать выводы об одухотворённости природы, её образности. Через всё произведение проходит тема тьмы и света (завершается победой света). Наблюдаем сопоставление божественного и земного.

Поэт размышляет над соотношением человеческогои природного. А во второй половине стихотворения видим аллегорическую картину торжества божественного слова. Анализируя произведения, мы следили за работой мысли поэта. Родилось слово, и дождь на «счастливые рвётся цветы» . Очень необычен поэтический текст.

Тяжёлый, весомый, но в то же время, торжественный и величественный.

Список использованной литературы:

  1. Архарова Д.И., Лярская, Л.Я. Лингвистический анализ текста. — Екатеринбург, 2003.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Дрофа, 2005.
  3. Галаева О.А. Русский язык. Справочник школьника. — М.: Слово, 1994.
  4. Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова // Русская словесность. – 2001, № 4.- с.29
  5. Заболоцкий Н.А. В этой роще берёзовой: Стихотворения и поэмы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с., ил.
  6. Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования, М.: Омега, 1997.
  7. Манышева Н.Ю. Формирование понятия «поэтический мир»//Русская словесность.-2000, № 6.- с.29

Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов // Русская словесность. -2000, № 6. — с. 69

Предварительный просмотр:

Источник: https://alluz.ru/drugoe/pochemu-grozu-poet-sravnivaet-s-rozhdeniem-slov-zabolockii-nikolai—.html

Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза

В стихотворении рассказывается о привычном в наших широтах природном явлении – грозе, ее можно считать главной героиней этого произведения.

Используя литературные образы, автору удается представить в образе грозы неотвратимость жизненных испытаний, близость человека и природы. Стихотворение начинается с великолепного описание пейзажей, чувствуется любовь автора к родной природе и тоска человека, лишенного возможности вкушать радость от общения с ней.

По описанию природы можно прочувствовать ее тревожное ожидание, пробуждение ото сна, волнительный трепет перед чудесным мигом рождения чистого и светлого будущего.

Автор, пользуясь приемом олицетворения, показывает нам, что у природы тоже есть душа. Вначале стихотворения туча, в образе злой колдуньи, подкрадывается к главному герою с грозным факелом из молний, готовясь нанести сокрушительный удар.

Однако человек не сломлен, он помнит, что уже не единожды был свидетелем торжества стихии. Грозовая туча в этом воинственном состоянии по своему прекрасна, зачаровывает своим величием, восхищает природной силой, притупляя страх.

Непоколебимый закон жизни гласит, что после бури всегда выглядывает солнце.

Душа природы близка человеку, она способна сочувствовать, любить, переживать. После темных туч, пролившихся на землю грозовым ливнем, приходит долгожданное спокойствие и умиротворение. Гроза появляется внезапно, также рождается вдохновение истинного поэта.

Сам Заболоцкий, пережив адские ужасы лагерей, но не отвердев душой, не лишившись своего литературного дара, возрождается к новой жизни, с надеждой смотрит в будущее, ждет явления Музы. Он сравнивает себя со старым кедром, пострадавшим от молнии, обгоревший, раздробленный надвое, он все же не кажется побежденным.

Сам процесс грозы рассматривается, как момент рождения слова: сначала, как молнии, вспыхивают мысли, а вслед за ними громом являются слова, что и является отражением души. Важность этого явления можно смело назвать основной идеей произведения.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://rusochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-zabolockogo-groza/

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

/ Сочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

  Скачать сочинение

    И мы должны понять, что есть значок,     Который посылает нам природа…
    Н. Заболоцкий
    Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К.

Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
    Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е.

Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
    Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:
    Движется нахмуренная туча,     Обложив полнеба вдалеке,
     Движется, огромна и тягуча,     С фонарем в приподнятой руке.
    Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке.

Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
    В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя.

Говоря о молчании, поэт признается:
    Сколько раз она меня ловила,     Сколько раз, сверкая серебром,     Сломанными молниями била,     Каменный выкатывала гром.

    Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой.

И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:
    Сколько раз, ее увидев в поле,     Замедлял я робкие шаги     И стоял, сливаясь поневоле     С белым блеском вольтовой дуги.
    И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление.

Сожженное дерево становится опорой небосклону:
    Вот он — кедр у нашего балкона,
     Надвое громами расщеплен,
     Он стоит, и мертвая корона     Подпирает темный небосклон.
    Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.

    Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
    Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:
    Иглы почерневшие с вершины
     Осыпают звездами меня.

    Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:
    Пой мне песню, дерево печали!     Я, как ты, ворвался в высоту,
     Но меня лишь молнии встречали
     И огнем сжигали на лету.

    А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:
    Почему же, надвое расколот,     Я, как ты, не умер у крыльца,     И в душе все тот же лютый голод,     И любовь, и песни до конца!
    Таким образом, стихотворение “Гроза идет” — не просто пейзажная зарисовка.

Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
    В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”.

Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
    Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
    Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
    Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.

    Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

11680 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00088901184864030355

Ссылка на основную публикацию