Конец вечности — краткое содержание романа азимова

Свежие комментарии

«Конец Вечности» (Айзек Азимов)Конец вечности - краткое содержание романа Азимова«Конец Вечности» (Айзек Азимов)

  • Всем привет.
  • Вот решил написать об одном из лучших произведений Айзека Азимова — «Конец Вечности».
  • Сама тема о путешествиях во времени очень интересна и увлекательна, возможно еще тем, что для писателя, помимо заполнения книги интересным сюжетом, требуется глубокий анализ рассматриваемых проблем, и повышенное внимание к деталям.
  • Здесь я хочу представить причину, почему я вспомнил об этом романе, его особенности, и затрону основную проблему произведения «Конец Вечности».

«End Of Eternity» один из источников вдохновения разработчиков Bioshock Infinite?

Пройдя Bioshock Infinite, я вспомнил о замечательном произведении Айзека Азимова — «Конец Вечности». Почему? Ответ вполне очевиден, их многое объединяет, например:

  1. -теория о мультивселенной
  2. -путешествия сквозь пространство и время
  3. -замкнутый круг (Will The Circle Be Unbroken), который должен быть разорван
  4. -пути героев изначально предначертаны, герои находятся именно в той реальности, в которой должны произойти события, которые мы видим
  5. Да и оба дают огромное количество пищи для размышления, впрочем для книги это вполне частая практика, но не для игр, за что можно и похлопать стоя Кену Левину (хоть он не услышит и не увидит).

Особенности романа

Признаюсь, что прочел «Конец Вечности» перед прочтением оригинальной трилогии Основания (Foundation/Академии/Фонда). Поэтому многие аспекты были не понятны, кто такие психоисторики/социологи, да и что из себя представляет, собственно, изучаемая ими наука, сама Психоистория. Я в это вникал лишь по ходу чтения.

Небольшой ликбез по Азимову:

Психоистория — наука, применяющая математические методы для исследования происходящих в обществе процессов и благодаря этому позволяет предсказывать будущее с высокой степенью точности. судьбы людей. Впервые появляется в цикле романов «Foundation», была разработана учёными под руководством Гари Селдона и Юго Амариля.

Психоистория уподобляет происходящие в обществе процессы процессам физики и химии.

Так же как в молекулярно-кинетической теории газов невозможно предсказать движение одной молекулы, но можно предсказать процессы, происходящие с большим количеством молекул, так и психоистория не может точно определять действия одного человека, но может предвидеть изменения, касающиеся всего общества.

Очень интересно было узнавать о разных веках, в которых побывал Эндрю Харлан. У Азимова было много свободы в этом плане.

Мне, например, тяжело это представить, если уже XIX век кардинально отличается от XX, так что же говорить о десятках, сотнях и даже тысячных веках? Века, представленные нам в книге, кардинально отличается друг от друга, имеет свои особенности, плюсы и минусы.

По мере того, как я читал «Конец Вечности», у меня всё возникали вопросы, снова и снова. И, практически, на все вопросы Азимов давал ответы. Создавалось впечатление, что старина Айзек нарочно создавал у читателя вопросы, а потом в подходящем месте и в подходящее время, как бы невзначай пояснял, что да как.

И все же один вопрос остался открытым.

Курица или яйцо? Может ли существовать такая реальность, в которой существует замкнутый круг? Ну или если поконкретней задать вопрос, то кто автор формул, так необходимых для создания Вечности? Купер (читай Малласон) пользовался в 24м веке формулами, которые он выучил в своем веке, написанные Малласоном в 24м, т.е. самим собою же.

Практически в каждом веке зарождается такая технология, которая приводит к людским смертям, что, по мнению Вечности, нужно избежать во имя Человечества. В ход идут МНВ (Минимальное необходимое воздействие), которая приводит к МОР (Максимальная ожидаемая реакция).

«В каком-то веке существует вероятность гибели многих людей? — Зовите Техника.»

И все же мы видим, что психоистория в мире романа «Конец Вечности» развита не очень хорошо, т.к. они не берут в счет, что произошло бы после этих массовых человеческих смертей, во многих случаях, за ними идет освоение космоса.

«Конец Вечности» (Айзек Азимов)Конец вечности - краткое содержание романа Азимова«Конец Вечности» (Айзек Азимов)

Проблема освоения космоса

В конце романа Азимов указывает истинную проблему современного человечества. Это освоение космоса. Азимов написал «Конец Вечности» в 1955-м году, когда человек даже не был в космосе. Лишь спустя несколько лет произошли ряд космических прорывов.

Но после холодной войны эта проблема снова стала актуальной. Полеты в космос перестали быть какой-то новостью, уже и «не космонавты» могут полететь к орбите Матушке Земли (Ричард Гэрриот, например). Но а что дальше? Никакого глобального прогресса.

Во времена той же холодной войны был прогресс из-за конкурентоспособности СССР, сейчас же лидером космонавтики является США(NASA), и как мы видим они не торопятся осваивать даже Луну. В планах может быть и есть, но эти планы были еще и в XX веке.

Причины? Финансы, да и в данное время нет необходимости.

  • Остается надеяться на то, что когда придет это самое время, как бы не было уже поздно.
  • Ну и напоследок хочу поздравить всех с замечательным праздником — Днем Космонавтики!
  • Пусть космос и дальше будет служить источником вдохновения многих писателей.

«Конец Вечности» (Айзек Азимов)Конец вечности - краткое содержание романа Азимова«Конец Вечности» (Айзек Азимов)Конец вечности - краткое содержание романа Азимова

Northgard

Покорение Northgardа – обзор обновленияКонец вечности - краткое содержание романа Азимова

Обо всем

Конкурс «Последняя линия защиты»Конец вечности - краткое содержание романа Азимова

Control

Обзор ControlКонец вечности - краткое содержание романа Азимова

Обо всем

Обзор Team Sonic Racing

Источник: http://www.gamer.ru/clubs/knizhnyy-klub/konets-vechnosti-ayzek-azimov

Айзек Азимов — Конец вечности

Здесь можно купить и скачать «Айзек Азимов — Конец вечности» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Научная Фантастика, издательство ООО «Издательство «Эксмо», год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Конец вечности - краткое содержание романа Азимова

Описание и краткое содержание «Конец вечности» читать бесплатно онлайн.

В эту книгу вошли три произведения Айзека Азимова, по праву признанные классикой НФ-литературы XX столетия. В романе «Конец вечности» повествуется о некой вневременной структуре, носящей название «Вечность», в которую входят специально обученные и отобранные люди из разных столетий. Задачей «Вечности» является корректировка судьбы человечества.

В «Немезиде» речь ведётся об одноименной звезде, прячущейся за пыльной тучей на полдороге от Солнца до Альфы Центавра. Человечеству грозит гибель, и единственный выход — освоение планеты Эритро, вращающейся вокруг Немезиды. Однако всё не так просто — на этой планете людей поражает загадочная «эритроническая чума»…

Роман «Сами боги», повествующий о контакте с паравселенной, в 1972 и 1973 годах стал «абсолютным чемпионом жанра», завоевав все три самые престижные литературные НФ-премии: «Хьюго», «Небьюла» и «Локус».

Айзек Азимов

Конец вечности

Isaac ASIMOV.

THE END OF ETERNITY. 1955.

THE GODS THEMSELVES. 1972.

NEMESIS. 1989.

Составитель серии Д. Байкалов.

Оформление серии А. Саукова.

Серия основана в 2008 году

  • КОНЕЦ ВЕЧНОСТИ
  • THE END OF ETERNITY
  • Перевод с английского Ю. Эстрина

Техник Эндрю Харлан вошёл в капсулу. Капсула находилась внутри колодца, образованного редкими вертикальными прутьями. Прутья плотно облегали круглые стенки капсулы и, уходя вверх, терялись в непроницаемой дымке в шести футах над головой Харлана. Харлан повернул рукоятки управления и плавно нажал на пусковой рычаг.

Капсула осталась неподвижной.

Харлана это не удивило. Капсула не должна была двигаться ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, ни вперёд, ни назад.

Только промежутки между прутьями словно растаяли, затянувшись серой пеленой, которая была твёрдой, но всё-таки нематериальной.

Харлан почувствовал легкую дрожь в желудке и слабое головокружение и по этим признакам понял, что капсула со всем своим содержимым стремительно мчится в будущее сквозь Вечность.

Он вошёл в капсулу в 575-м Столетии. Этот Сектор Вечности стал его домом два года назад. Никогда до этого ему не приходилось забираться в будущее так далеко. Но сейчас он направляется в 2456-е Столетие.

Месяц назад при одной только мысли об этом Харлану стало бы не по себе. Его родное 95-е Столетие осталось далеко в прошлом. Это был век патриархальных традиций, в котором атомная энергия находилась под запретом, а всем строительным материалам предпочитали дерево.

Век славился своими напитками, которые в обмен на семена клевера вывозились почти во все другие Столетия. Хотя Эндрю Харлан не был дома с тех пор, как он в пятнадцать лет стал Учеником и прошёл специальную подготовку, его никогда не оставляла тоска по родным Временам.

Между 95-м и 2456-м Столетиями пролегло почти двести сорок тысяч лет, а это ощутимый промежуток даже для закалённого Вечного. При обычных обстоятельствах всё было бы именно так.

Однако сейчас Харлану было не до абстрактных размышлений. Рулоны перфолент оттягивали его карманы, планы тяжким грузом лежали на сердце, мысли были скованы страхом и неуверенностью.

Он машинально остановил капсулу в нужном Столетии.

Странно, что Техник способен волноваться. Харлан вспомнил сухой голос Наставника Ярроу:

— Первая заповедь Техника — ничего не принимать близко к сердцу. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на судьбах пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться настолько, что их придётся рассматривать как совершенно новые личности.

Пытаясь отделаться от воспоминаний, Харлан резко тряхнул головой. Кто бы мог подумать тогда, что именно он, Харлан, станет Техником и к тому же одним из самых талантливых. И всё-таки он волновался. Но не за судьбу пятидесяти миллиардов человек. Что ему пятьдесят миллиардов обитателей Времени? Только один человек существовал для него во всех Столетиях. Один-единственный.

Харлан заметил, что капсула остановилась, однако, прежде чем выйти наружу, он задержался на какую-то долю секунды, чтобы собраться с мыслями и вновь обрести бесстрастное, невозмутимое расположение духа.

Капсула, которую он покинул, разумеется, не была той же самой, в которую он вошёл: она уже не состояла из тех же атомов. Харлан воспринимал это обстоятельство как нечто само собою разумеющееся.

Только Ученики ломают себе голову над загадками путешествий во Времени. Вечные заняты более важными делами.

Харлан снова ненадолго задержался у бесконечно тонкой завесы Темпорального поля, которое не было ни Временем, ни Пространством, но которое сейчас отделяло его как от Вечности, так и от обычного Времени.

По ту сторону завесы лежал совершенно неизвестный ему Сектор Вечности. Он, конечно, заглянул перед отъездом в Справочник Времён и кое-что о нём узнал. Но Справочник — это одно, а личное впечатление — совсем другое. Харлан внутренне приготовился к любым неожиданностям.

Он настроил управление на выход в Вечность (это было совсем просто, куда проще, чем выйти во Время) и шагнул вперёд. Оказавшись по ту сторону завесы Темпорального поля, он зажмурил глаза от ослепительно яркого блеска и инстинктивно прикрыл их руками.

Перед ним стоял только один человек. Вначале Харлан едва различал черты его лица.

— Я Социолог Кантор Вой, — сказал человек. — Полагаю, что вы и есть Техник Харлан?

Харлан кивнул.

— Разрази меня Время! — воскликнул он. — Неужели вы никогда не выключаете эту иллюминацию?

— Вы имеете в виду молекулярные пленки? — снисходительно спросил Вой, оглядевшись.

— Вот именно! — раздраженно буркнул Харлан. Справочник упоминал о них, но Харлан никогда не подозревал, что блеск световых отражений может быть таким неистовым.

Харлан понимал причину своего раздражения. Если не считать нескольких энергетических Столетий, цивилизация во все Времена основывалась на использовании вещества. В 2456-м Столетии из вещества изготовлялось всё, начиная со стен и кончая гвоздями.

Поэтому Харлан с самого начала рассчитывал хотя бы на принципиальное сходство со знакомым ему миром.

Здесь можно было не опасаться встретить ни совершенно непонятные (для человека, родившегося в вещественном веке) энергетические вихри, заменяющие вещество в 300-м, ни силовые поля 600-го.

Конечно, вещество веществу рознь, хотя человек из энергетического Столетия мог бы не согласиться с этим утверждением. Для него всякое вещество было чем-то грубым, громоздким и варварским. Но Харлан родился в вещественном веке и воспринимал вещество как дерево, металл (легкий или тяжелый), бетон, пластмассу, кожу и т. п.

Читайте также:  Хронологическая таблица некрасова (жизнь и творчество)

Но попасть в мир, состоящий из одних зеркал!

Именно таким было его первое впечатление от 2456-го. Каждая поверхность сверкала, отражая свет. Эффект молекулярных пленок создавал везде впечатление зеркальной глади. Куда ни глянь, всюду были видны отражения Социолога Воя, его самого и всего, что находилось вокруг. От яркого блеска и путаницы красок просто мутило.

— Сожалею, — сказал Вой, — но таков уж обычай Столетия, а мы в нашем Секторе стараемся по возможности перенимать всё, что практично. Потерпите немного, и вы привыкнете.

Вой быстро подошёл к стене, наступая на пятки своему отражению, которое шагало вниз головой, в точности повторяя каждое движение Социолога, и передвинул волосок индикатора по спиральной шкале к нулю.

Отражения исчезли, яркие огни потускнели. Харлан почувствовал себя в более привычной обстановке.

— Не пройдёте ли вы теперь со мной? — пригласил Социолог.

Харлан последовал за ним сквозь пустые коридоры, в которых всего несколько мгновений назад царил хаос радужных огней и бесчисленных отражений. Они поднялись по пандусу вверх и прошли через переднюю в кабинет Воя.

На всем пути им не встретилось ни одной живой души. Можно было не сомневаться, что весть о прибытии Техника уже разнеслась по всему Сектору.

Харлан настолько привык к тому особому положению, которое занимали в Вечности люди его профессии, что воспринимал безлюдные коридоры как должное. Он удивился бы, заметив спешащую скрыться человеческую фигуру.

Даже Вой пытался держаться на известном расстоянии и поспешно отшатнулся, когда Харлан случайно задел ладонью его рукав.

Чувство горечи, испытанное при этом Харланом, неприятно удивило его. Он полагал, что его душа, как улитка в раковине, давно уже неуязвима для подобных уколов. Но если стенки его раковины стали тоньше, то этому могла быть только одна причина: Нойс.

  1. Со стороны могло показаться, что Социолог дружелюбно наклонился к Технику, но Харлан машинально отметил, что их разделяет довольно длинный стол.
  2. — Я польщён, — начал Вой, — что такой знаменитый Техник, как вы, заинтересовался нашей маленькой проблемой.
  3. — Да, она представляет определённый теоретический интерес.

Харлан ответил сухо и бесстрастно, как и следовало говорить Технику.

(Но был ли его голос действительно бесстрастен? Не проглядывают ли наружу его истинные побуждения? Не бросается ли в глаза его вина, написанная на лбу холодными каплями пота?) Харлан вытащил из внутреннего кармана небольшой рулончик перфолент с кратким закодированным описанием планируемого Изменения Реальности.

(Это был тот самый экземпляр, который Вой месяц назад послал на рассмотрение Совета Времен. Благодаря своей близости к Старшему Вычислителю Твисселу — к великому Твисселу! — Харлану удалось заполучить проект без большого труда.) Но перед тем как расстелить ленту на поверхности стола, где её будет удерживать слабое парамагнитное поле, Харлан на мгновенье замешкался.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Конец вечности - краткое содержание романа Азимова
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/462964-ayzek-azimov-konets-vechnosti.html

Роман Конец Вечности Айзека Азимова — история появления, обзор мира

Эта книга Азимова является образцом виртуозной игры писателя с пространством и временем. Отличная проработка временных парадоксов, сюжет держит в постоянном напряжении, совершает крутые виражи и поражает научным подходом. Многие критики говорят, что это лучшая работа Азимова.

Роман описывает деятельность организации под названием «Вечность», существующей вне времени и зародившейся в 27 столетии. Люди «Вечности» изменяют ход развития истории во имя блага человечества. Миллиарды людей могут навсегда исчезнуть по их воле. Так бы и продолжалось дальше, но главный герой Эндрю Харлан становится участником странных событий, о которых и пойдёт речь в романе.

Нравится книга? Посоветуй её друзьям:

Конец вечности - краткое содержание романа АзимоваВ декабре 1953 года Азимов пролистывал старый журнал Time, выпуск от 28 марта 1932 года, в котором ему мельком показалось нечто, похожее на изображение грибовидного облака от ядерного взрыва (на то время ядерные реакции ещё не открыли). Когда он присмотрелся внимательнее, то обнаружил, что на рисунке, на самом деле, был гейзер «Старый Служака» (один из самых знаменитых гейзеров на Земле). Однако, он начал задумываться над вопросом, какие были бы последствия, если бы в журнале за 1932 год действительно опубликовали бы изображение ядерного взрыва. Так, Айзек придумал сюжет рассказа про путешествия во времени и начал его писать 7 декабря 1953 года, озаглавив его «Конец вечности». Через 2 месяца, 6 февраля 1954 года, он закончил рассказ, который получился длиной 25000 слов. Азимов отправил его в журнал Galaxy Science Fiction, а через несколько дней ему позвонил редактор журнала Гораций Леонард Голд и сказал, что рассказ не будет опубликован. И тогда, Азимов решил превратить его в полноценный роман, и 17 марта отправил его Уолтеру Брэдбери, редактору издательства Doubleday, чтобы узнать, что он об этом думает. Брэдбери был открыт к новому, но только 7 Апреля Азимову сказали, что контракт на написание романа готовится. Так, он начал расширять рассказ, в конечном итоге, закончил первую версию романа 13 декабря. Издательство его приняло и опубликовало в августе 1955 года. Так, на свет появился роман, который многие считают самой мощной работой Азимова.

Как приняли роман

Литературные критики приняли роман крайне положительно. Обозреватель New York Times Вилерс Герсон восхвалял роман, сказав, что он «держит в напряжении на каждой странице» и, что там «крутые сюжетные виражи в каждой главе, за что автор и известен». В 1972 году, Лестер дель Рей сказал, что ещё никто не «выжал так много из … или придумал столько возможностей из парадокса».

Источник: http://AsimovOnline.ru/books/the-end-of-eternity/

Отзыв о книге «Конец Вечности» Айзека Азимова | Литературное кафе «Живые страницы»

Конец вечности - краткое содержание романа Азимова

Роман американского писателя Айзека Азимова «Конец Вечности»: оригинальное название – «The End of Eternity» (англ.), жанр – научная фантастика (хроноопера), объём произведения — 18 глав, дата первой публикации – 1955 год, страна – США.

Лозунг «во имя человечества» тянет за собой огромный шлейф как великих свершений, от которых захватывает дух, так и чудовищных преступлений, приводящих в дрожь даже безликими отчётами своих последствий.

Забота о всеобщем благе нередко вызывает к жизни принцип «цель оправдывает средства», наделяя вершителей судеб правом жертвовать жизнями немногих ради спасения большинства.

И каждый раз, когда история заканчивается трагедией, проблема выбора между стабильностью и свободой, толкает многие умы искать ответ на вопрос, которым когда-то мучился герой романа М.Ф.

Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников: «Тварь я дрожащая или право имею?». Айзек Азимов тоже ставит его перед читателями в романе «Конец Вечности», предлагая погрузиться в будущее, которого нет, но есть отлаженный столетиями конвейер по его разрушению.

«Любая система, которая, подобно «Вечности», позволяет кучке людей принимать решения за всё человечество, выбирать его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — синонимы посредственности. В такой Реальности звёзды недостижимы».

В контексте романа «Вечность» — это организация, существующая вне времени и пространства. Благодаря своим возможностям, она фактически оказалась в роли недосягаемого и никем не видимого Бога. «Вечность» была основана в 27 веке с изобретением генератора темпорального поля, математические принципы которого рассчитал Виккор Маллансон за три столетия до этого события.

Запустив машину, учёным удалось выделить и протянуть ничтожно узкое темпоральное поле в будущее к моменту взрыва Солнца и превращения его в сверхновую.

Полученной энергии оказалась достаточно и для осуществления неограниченного количества путешествий во времени, и для размещения внутри всего коридора земных времён станций-секторов, полностью обеспеченных необходимыми ресурсами.

Первоначально «Вечность» специализировалась на межвременной торговле и перераспределении природных ископаемых. Но постепенно организация превратилась в надсмотрщика, корректируя естественный ход развития истории. Для этого рассчитывалось Минимально Необходимое Воздействие (МНВ).

После его внедрения, предыдущая Реальность бесследно исчезала, а нужная версия становилась единственно верной. Избежать жертв в результате таких «исправлений» получалось не всегда, могли исчезнуть с десяток людей или целые сотни.

И даже у тех, кому выпадал шанс жить в новом мире, судьбы часто менялись не в лучшую сторону: здоровые становились инвалидами, богатые – нищими, супруги — одинокими.

Негативные последствия могли быть разными по масштабу и направленности, но одно из них повторялось с необъяснимой периодичностью – человечество вновь и вновь теряло возможность выйти в космос: гибли соответствующие учёные, проваливались эксперименты в этой области, исчезали технологии.

Таким образом, развитие цивилизации в одной из своих ветвей знаний постоянно откатывалось назад.

Тем не менее Времяне (живущие во времени) продолжали существовать: атомные войны, массовые эпидемии и глобальные катастрофы, которые могли бы привести к полному уничтожению жизни на Земле, растворялась в числе несбывшихся вариантов. Следовательно, с точки зрения Вечных (сотрудников организации, живущих внутри темпорального поля) «незначительный» отрицательный эффект сполна компенсировался положительным. Вот только гигантская катастрофа давно уже нависла над человечеством, а специалисты «Вечности» не желали даже рассматривать её в качестве угрозы.

 «Начни только менять законы, не успеешь и оглянуться, как наступит хаос».

Под контролем организации находились временные эпохи с 27 по 70000 столетие. В Первобытных Временах, то есть до основания «Вечности», Изменения Реальности не производились, хотя путешествия в эти эпохи были возможны и иногда осуществлялись для сбора информации.

Граница будущего очерчивалась с появлением Скрытых Столетий, тянувшихся вплоть до момента гибели Солнца и соответственно Земли, то есть с 70000 по 150000 столетия. Самая популярная теория, объясняющая феномен отсутствия контакта с представителями человечества Скрытых Столетий заключалась в появлении расы сверхлюдей, разум которых был недоступен пониманию предков.

Естественно, она не соответствовала чудовищной правде, которую предстояло узнать главному герою романа — Технику Эндрю Харлану.

В отлаженной системе «Вечности» его должность считалась самой ответственной и одновременно презираемой.

Горькая ирония заключалась в том, что именно Техник осуществлял МНВ, и именно его руки оказывались «в крови» тех, кому не суждено было пережить Изменение Реальности, от чего старательно пытались отгородиться вышестоящие Администраторы, Социологи, Статистики, Расчётчики и даже Вычислители – управляющие Секторами Времени.

Техников обходили стороной, в случае разговора с ними – отводили глаза, а во время их работы – прятались за толстыми стёклами перегородок. Эндрю Харлан принимал такую ситуацию спокойно, как признание своего таланта и подтверждение его особого положения – личного Техника Старшего Вычислителя Лабана Твиссела. Он был частью «машины» и одновременно являлся ею.

«Прежде всего, Техник должен быть бесстрастен. Совершаемое им Изменение Реальности может отразиться на жизни пятидесяти миллиардов человек. Миллион или более могут измениться так сильно, что сделаются совершенно новыми личностями. В этих условиях эмоции — непозволительная роскошь».

Однажды Вычислитель Гобби Финжи запросил на Совете Времён Эндрю Харлана в качестве Наблюдателя в 482 столетие, что было само по себе уже странным.

Наблюдателями всегда работали ещё не распределённые по Секторам Времени молодые сотрудники «Вечности». Но дело оказалось чрезвычайно щекотливым.

Среди представительниц высшего света указанной эпохи появился предрассудок, что Вечные не умирают как обычные люди, а любовь с одним из них, якобы может сделать Времянку бессмертной.

Эндрю Харлан селится под видом гостя у аристократки Нойс Ламбент, не раскрывая той деталей «в целях интересов наблюдения». Однако нестандартность самой ситуации и ослепительная красота молодой женщины не только разрушили планы самого лучшего Техника «Вечности», но и изменили его, открыв новый аспект Реальности, которого он раньше никогда не знал — любовь.

«Разговоры стали важнейшей частью жизни Харлана. Впервые он мог с кем-то обсуждать свои дела. Она как бы стала частью его самого, его вторым «я», с независимым ходом мысли и неожиданными ответами и поступками».

Вернувшись назад, Харлан просит у Финжи разрешение на брак с Нойс Ламбент, что допускалось для сотрудников организации, но получает категорический отказ. Дело в том, что поведение Техника послужило окончательным доказательством необходимости внесения Изменения в текущий вариант Реальности и проект МНВ для него уже готов.

Читайте также:  Река волга - сообщение доклад

Согласно расчётам, после его осуществления опасные предрассудки будут полностью искоренены, а их бывшие носители станут другими личностями. Впервые смерть посмотрела на Эндрю Харлана не безликой цифрой с перфоленты, а глазами любимой женщины.

И в этот момент он решается на преступление – крадёт Нойс из её времени и прячет в 111394 столетии.

Поступок оказался со всех сторон роковым. Финжи, установивший за Техником слежку, собрал таким образом «превосходный компромат», который, по его мнению, мог помочь ему занять место Старшего Вычислителя. Лабан Твиссел, в обмен на разрешение брака с Нойс, получил хоть и не сразу согласие Харлана на его участие в создании «Вечности».

Дело в том, что организация на самом деле являлась парадоксом времени. Её основателем был не Виккор Маллансон, а другой человек, родившийся в 97 столетии и отправленный Эндрю Харланом в 24-е.

Подробности этого события хранились в засекреченных теперь «Мемуарах Маллансона», известных только Твисселу и ему крайне важно было соблюдение всех нюансов появления организации, в том числе и участие указанных в проекте людей.

Вот только Нойс оказалась заблокированной временным барьером в 100000 столетии не Советом Времён, как ошибочно полагал Харлан, давая Твисселу согласие, а людьми из будущего. Они не желали появления «Вечности», запершей их как в клетке на умирающей Земле. И теперь Эндрю Харлану придётся сделать выбор, который коснётся людей всех столетий сразу. Один выбор из трёх: любовь, долг Вечного или будущее человечества.

Сюжет романа «Конец Вечности» раскручивается неспешно, постепенно наполняясь политическими интригами, борьбой за власть внутри организации, детективным расследованием главного героя и набирающей эмоциональный накал любовной линией. Однако за всей этой занимательностью отчётливо просматриваются глубокие размышления на социологические, философские и этические темы.

В первую очередь хочется акцентировать внимание на морально-этической стороне произведения. Вечные, взявшие на себя бремя вычислять сумму счастья и благополучия человечества, не имеют об этих понятиях ни малейшего представления. У них нет нормальных семей, но есть временные союзы, длящиеся до очередного Изменения Реальности.

Каждый из них потерял своих родителей, братьев и сестёр, будучи отобранными из своих эпох в 15-16 лет. Всё их общение между собой ограничивается функциональными обязанностями и скупыми шаблонными фразами. Каста избранных и одновременно ущербных.

Среди современных западных политиков всё чаще попадаются те, кто никогда не обременял себя узами брака и семьёй ради карьеры. Когда же нет опыта личной ответственности за жизнь хотя бы одного человека, трудно понять ценность десятков или сотен далёких от тебя людей.

Не потому ли нам пришлось наблюдать МНВ в виде Югославии, Ливии, Сирии и других горячих точек на планете? Конечно, это далеко не главная причина, но как одна из тех, что сделали возможным появление нашего варианта Реальности.

«Существует множество вещей, с которыми мы свыкаемся, не понимая их».

Не менее интересна философская составляющая романа, предлагающая полемику о свободе и счастье.

Выход в космос с точки зрения Айзека Азимова равен обретению свободы: «Земля, не вечный и единственный приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного приключения». С этим не поспоришь.

Но, в то же время, он считает, что обретение свободы возможно лишь через страдания, которые неизбежно выпадают при естественном ходе истории.

«Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к прекрасным и недосягаемым вершинам».

На мой взгляд – это классический пример ложной дихотомии, разделения мира на две части, «чёрное и белое» или как в данном случае на два противоположных варианта развития: упадок при искусственной заботе о благе и удовольствии, либо прогресс в естественных условиях преодоления боли и страданий.

Последних было предостаточно в истории человечества, особенно в прошлом веке.

Имело ли это положительный эффект для нашей цивилизации? Если да, то почему желающих повторить опыт обогащения за счёт других стран меньше не стало? Истина, как всегда, лежит где-то посередине, и мы всё ещё пытаемся её найти, продолжая при этом направлять свой гений на производство новых видов развлечений (для одних) и создание новых видов вооружения (для других).

Напротив, тема ответственности за принятое решение и сопровождающий её «эффект бабочки», при котором столкновение вариантов Реальности напоминает броуновское движение, побуждает с огромным вниманием следить за рассуждениями автора, искать ответы на вопросы вместе с ним. Как происходит конечный выбор? Есть ли цена усилиям отдельного индивида или всё вокруг определяют силы нам неподвластные?

«Во Времени нет ничего парадоксального, но только потому, что само Время всячески избегает парадоксов».

Именно поэтому главный герой романа – прозревший одиночка, бросивший вызов бездушной, порочной и лживой бюрократической системе, в руках которого оказалась сосредоточена судьба всего человечества.

Сюжетный ход, в последнее время хоть и ставший достаточно клишированным, по-прежнему актуален, потому традиционно удерживает интерес. Также следует отметить, что роман полон таких анахронизмов, как перфоленты, рычаги управления или счётные машины, что не удивительно, ведь он был написан в 1955 году.

Однако сейчас они добавляют некой временной многослойности, возникает ощущение будто читаешь хронику нереализованного варианта будущего.

Наряду со сверхглубоким исследованием гуманитарных проблем, Айзек Азимов не уделил должного внимания детальной проработке выдуманного им мира, потому в романе предостаточно логических парадоксов. Например:

  • Какое событие привело к появлению «Вечности» в исходной Реальности, учитывая отсутствие необходимой научной базы у настоящего Виккора Маллансона?
  • Почему датой основания организации стало 27 столетие при полной свободе выбора?
  • Как функционировала «Вечность» за границей темпорального поля, которая занималась торговлей и имела штат Наблюдателей, осуществлявших свою деятельность в реальном времени?
  • Каким образом была реализована блокировка Скрытых Столетий и как человечество существовало в них?
  • Почему никто из специалистов «Вечности» не попытался разобраться в систематическом исчезновении возможности выхода в космос и решить эту проблему?

Ответов на эти вопросы в романе нет, потому закрыв его, остаётся чувство некоторой недосказанности. И всё же он заслуживает того, чтобы быть прочитанным.

«Конец Вечности» Айзека Азимова – это образцовая классическая хроноопера о парадоксах времени, которая оставляет после себя сильные впечатления, заставляя задуматься о природе общества и человека, о власти и свободе, о путях дальнейшего развития цивилизации.

При этом, интересный сюжет, напоминающий менее мрачный вариант «1984» Джорджа Оруэлла, также способен навести не на одну историческую параллель, и позволить испытать неожиданные откровения.

P.S. Существует повесть «Конец Вечности», написанная Айзеком Азимовым за год до романа, но изданная только в 1986 году, поэтому выбирая произведение для чтения, обращайте внимание на его формат.

Моя оценка: понравилось (4)

Купить в домашнюю библиотеку: Бумажную книгу: Book-24
Бумажную книгу: Буквоед
Бумажную книгу: Лабиринт
Бумажную книгу: Читай-город
Электронную книгу: ЛитРес

Источник: https://zvstranicy.ru/otzyv-o-knige-azimova-konecz-vechnosti.html

Конец Вечности

19 Окт 2019

Бывает бульварная литература, по-другому низкая, легкая, где автор не рассчитывает на способности читателя к анализу, оставляю у своего только один уровень восприятия — сюжетный. Такую книгу прочитаешь и в последствие мало что о ней сможешь вспомнить, разве что особо острые детали сюжета и свои ощущения. Все это преследует одну единственную цель — доставить читателю удовольствие, окупить потраченные деньги. Бывает тяжелая, интеллектуальная литература, несущая в себе многоуровневую структуру, где не только сюжет играет роль, но и определенные идеи. Тут писатель заставляет думать, сопоставлять, соглашаться и вести полемику на тему предложенной идеи.

Роман «Конец вечности» небезызвестного фантаста Айзека Азимова, написанный в 1955 году, конечно же, относится ко второму типу. Он считается одним из самых лучших романов данного автора, если не лучшим. Это я прочитала в Википедии и немного удивилась.

Обычно самыми упоминаемыми и восхваляемыми произведениями Азимова называют «Я, Робот», «Двухсотлетний человек» и «Основание». Даже книга, которую я купила в букинистическом магазинчике, называлась, прежде всего, «Я, Робот», а сабж будто шел чисто в придачу.

Хотя я не особо разбиралась, я просто похватала всего Азимова, что там был, и ушла довольная.

Во время прочтения я сделала большую ошибку, начав читать его на скучных уроках, в автобусе, и в местах, где я в целом нахожусь в расфокусированном состоянии.

Это книга про «думать», и поняв это, я перенесла чтение в более спокойные декорации, но тем не менее, первые главы из-за этого мне запомнились только в общих чертах, а последующие я читала с полным погружением и иногда перечитывая страницы.

Это роман о путешествиях в будущее и изменения реальности, только намного более глобальные, чем «убить свою бабушку», тут речь идет обо всей человеческой истории на многие-многие столетия вперед. Сюжет происходит в очень интересном и проработанном мире будущего.

Местная легенда гласит: однажды так получилось, что один гениальный учений открыл темпоральное поле, а из этого открытие вытекло создание вневременной организации Вечность, которая может видеть все будущее человечества и манипулировать им, избегать войны, атомные удары и прочие аспекты, способствующие регрессу человечества.

Чтобы производить эти изменение, у них есть огромный штат специалистов с разными специализациями. Кто-то вычисляет, какое изменение возымеет определенный эффект, другие изучают общества разных столетий и влияние изменений на культуру, различные произведения искусства и многие другие.

Вся их работа нацелена на то, чтобы увидеть в полотне истории неверные шаги человека, приводящие к ужасным последствиям и найти Минимальное Необходимое Воздействие (МНВ), устраняющее из истории данное неверное решение, но предварительно сохранить лучшие плоды труда человеческого гения, будь то литература или изобретения и сохранить их в музеях Вечности. Подавляющее количество специалистов мужчины, потому что их легче изъять из времени, женщин крайне мало, в романе описана только одна — Нойс Ламбент, но она не была штатным членом организации, и вскоре после выполнения своей работы была возвращена в свое столетие.

Важно отметить, что времяне, люди не служащие в Вечности, даже не подозревают, что их Реальность постоянно изменяется, что логично, никто просто ничего не помнит, одни воспоминания заменяются другими и все идет дальше ровно, как и шло.

Для вечных такие количества изменений давным-давно обесценили значение человеческой истории и возможность представлять ее как единое полотно. Вообще, тут все довольно жестко, по этике организации вечные должны быть беспристрастны, не сопереживать людям века, в отделении которого они работают.

Как только замечается малейшая заинтересованность в столетии и в определенных изменениях, сотрудника переводят в другое, желательно подальше минимум на 200 лет.

Наш главный герой — Эндрю Харлан — имеет специализацию Техника, он должен найти и совершить то самое МНВ, которое иногда может сводиться к простому «передвинь один ящик из одного места в другое», но всегда оказывает нужное для изменения воздействие.

Люди этой специализации крайне презираемы другими специалистами за то, что именно они вносят то порочное и с какой-то стороны неправильное действие, обрушающее и изменяющее жизни миллионов людей, уничтожающее произведения искусства и научные достижения.

Но все же очередная предотвращенная катастрофа пересиливает все негативные эффекты, появляющиеся в новой версии Реальности после вмешательства.

В условном первом акте читателю кажется, что существование организации как Вечность очень полезно и является чем-то непоколебимо правильным. Но, двигаясь по страницам романа, выясняется, что не все так радужно.

Главным побочным эффектом всех проводимых изменений является отсутствие развития космических технологий, все попытки человеческой цивилизации колонизировать планеты раз за разом заканчиваются провалом.

Под контролем у вечности около 70 тысяч столетий развития человечества и все это время люди остаются заперты на своей родной планете Земля.

Вот я и подкатилась одной из главных мыслей этого произведения и сформулирую ее так:

«Что для нас важнее: безопасность и стабильность, которые, по сути, не ведут ни к чему или же риск, мечта, дерзновение, ведущие нас в далекие путешествия в неизведанные уголки вселенной?»

Читайте также:  Вильгельм телль - краткое содержание пьесы шиллера

Это звучит очень романтично, но не остается без практического объяснения.

Дело в том, что Вечность не успела добраться до столетий с 70000 до 150000, люди в них узнали об истинном предназначении организации, и, пока корпорация не разместила у них свои отделения, они закрылись от воздействия и проникновения. Времена эти стали называться служителями Вечности загадочно и мистически — Скрытые Столетия.

Автор очень плавно ведет читателя от уверенности в первой позиции к полному убеждению во второй, именно по этому принципу я условно разбиваю роман на три акта. Автор играет с читателем, сеет в его разуме сомнения, так же как это делает Нойс с Харланом.

Вечным очень тяжело живется, особенно специалистам. Еще в отрочестве, когда людей отбирают в Вечность на обучение, самым тяжелым становится принятие того, что они уже никогда не вернутся домой, что в следующих Изменениях их дом и семья могут вовсе перестать существовать.

Некоторые не могут свыкнуться, пытаются покончить с собой, как сосед главного героя. Далее наступает настоящая работа.

Так как специалисты выполняют всю ключевую работу с Изменениями, им не то чтобы запрещено, но минимум порицаемо вести деятельность, отходящую от их специализации, свободного времени у них мало, следовательно, невозможно реализоваться как личность, иметь более глобальные увлечения, но самая главная проблема – в Вечности нет женщин.

Имеется возможность иметь связь с женщинами из времени, но это практически невозможно, и чаще всего невыносимо. Чтобы не внести существенных изменений в полотно времени, все риски тщательно просчитываются. Чаще всего оказывается так, что выбранная женщина умирает рано, именно поэтому она подходит для связи.

Такая напряженная, полная разочарований жизнь, попытки суицида у некоторых приводят к становлению всего этого общества вечных «клоакой закоренелых психопатов, спутанным клубком человеческих жизней, беспощадно вырванных из своей среды». Они уверены в благородной миссии, которую несут, словно мученики, но на самом деле они стали своеобразными богами в своих глазах, а людей из времени перестали воспринимать как людей вообще. Погрязли в собственных интригах.

Изначально Эндрю Харлан уверен в правильности вершимой ими миссии, он воспринимает Изменение, как что-то действительно необходимое и правильное, но тяжелое.

«Вечность — не забава и не развлечение для скучающих особ. Мы работаем дни и ночи. Мы осуществляем величайшую миссию.

Мы изучаем до мельчайших подробностей все Времена с основания Вечности и до последних дней рода человеческого и рассчитываем неосуществленные возможности, а число их бесконечно, но среди них нам надо отыскать самые лучшие, а затем мы ищем момент Времени, когда ничтожное действие превратит эту возможность в действительность, но и лучшая действительность не предел, и мы снова ищем новые возможности, и так без конца…»

Но по ходу романа под влиянием различных обстоятельств он видит это расслоение на «высших» вечных и «низших» времян, ему это противно. Все его принципы начинают рушиться, Вечность перестает быть для него идеальной и полной добродетели организацией.

В начале этого осознания можно наблюдать, как герой метается, думает, как можно это изменить, сделать Вечность лучше, но, с увеличением осознания и чувства собственной вины из-за сопричастности к такому ужасному механизму он приходит к единственному верному выводу и решению уничтожить Вечность.

Окончательная смена вектора личности Харлана происходит буквально за секунду, вызвана одной единственной фразой Нойс. Она спрашивает его, кто дал им право распоряжаться судьбами стольких людей, и Эндрю все понимает.

Вечность руководствовалась высшим благом, совершая свою справедливость, но кто определяет что такое это высшее благо? Автор считает, что ответить на этот вопрос невозможно. Вечные были уверены, что они улучшают реальность, увеличивают сумму человеческого счастья, но это убирает из жизни неблагоприятные условия, способствующие развитию, эволюции. Как сказал Твиссел:

«А вдруг мы, несмотря на все наши самые честные и благородные намерения, остановили эволюцию человека, потому что боялись встретиться со сверхлюдьми?»

По итогу мы имеем абсолютно уникальное произведение, которое сумеет завлечь и любителя сюжетных поворотов и неожиданных развязок, так и читателя, который любит копнуть глубже, порефлексировать и пропустить через себя прочитанное. Так как я назвала этот кусок… кхм, набора буков ревью, то оставляю за собой право байтить всех, кто дочитал до конца — прочтите «Конец вечности», вы не пожалеете, это всего двести страниц, зато каких страниц.

Читайте книги, не нарушайте естественный ход времени и процветайте!

Если вы ничего не поняли, то извиняюсь, но в первую очередь я пишу для себя, чтобы переварить у себя в голове все прочитанное, а не просто поставить книгу на полку.

Ух и дикий же тут текстовый редактор, но я была готова. Главное что я поняла — слишком уж я переоценила собственные способности к написанию текстов такого формата, да еще и на многабукав.

Слишком много воды, слишком мало обещанной мной аналитической части, будто сочинение в школе пишу, ей-ей.

Но, само собой, не все и не сразу, чтобы научиться писать хорошо, нужно сперва очень много написать чего-то проходного. Буду учиться, что ж.

До следующего когда-нибудь!

 

Источник

Меню

Источник: https://SE7EN.ws/konec-vechnosti/

Рецензии на книгу «Конец вечности» Айзек Азимов

Азимов — зубр. При всей моей полной некомпетентности в фантастике, его даже я читала и восторгалась. Как говорил Воннегут: «…если учёный не умеет популярно объяснить восьмилетнему ребёнку, чем он занимается, значит, он шарлатан».

Так вот, Азимов — совсем не шарлатан, хотя он, конечно, не о своей работе рассказывает, но сплетает научное и фантастическое так изящно, что все сложные вопросы соотношения времени и пространства кажутся простыми и понятными.

Бывают же иногда такие талантливые люди, которые успешно самореализуются и в точных науках, и в искусстве.

«Конец вечности» — самый первый роман Азимова, который я прочитала.

Первые страниц двадцать было страшновато: написано учёным, много непонятной терминологии, а ну как сейчас побегут описания технических деталей выдуманных механизмов на целый разворот, прощай, интересное чтение.

Но стоило только разобраться, кто за белых, а кто за красных, чем занимаются все эти служащие Вечности, и что такое эта сама Вечность, как повествование захватило меня целиком.

Итак, в каком-то не слишком далёком будущем человечество изобретает так называемую Вечность.

Это определённая организация, которая существует вне времени и пространства, по которой проложены колодцы времени, через них можно попадать в любой промежуток времени между изобретением этой Вечности и Скрытыми годами (до конца романа так и не слишком понятно, кто же их скрыл, и почему-таки Вечность ограничена, но, поверьте, Азимов и это объясняет очень понятно).

Вечность существует с благой целью: рассчитывать изменения в реальности и проводить их так, чтобы минимизировать все неблагоприятные факторы (войны, бедность, эпидемии, разрушения и так далее).

Вычислители и Статисты это всё рассчитывают, а проводят изменения Техники, которые, например, могут отправиться в какой-то год и точку пространства, чтобы переложить коробку с инструментами в космическом корабле, так чтобы в итоге он разбился, но человечеству после этого в целом стало лучше.

Главный герой — необычный техник Харлан, который очень интересуется Первобытными временами, то есть временами, когда Вечность ещё не существовала. Из-за этой своей страсти он оказывается втянут в целый ряд хитросплетённых интриг, которые до самого конца романа просечь невозможно даже самому большому любителю детективов.

Но помимо интересного сюжета, роман ещё полон всех этих интересных фантастических мелочей о путешествиях во времени и пространстве, когда есть вероятность столкнуться с самим собой, когда есть вероятность изменить реальность так, что в ней не окажется чего-то близкого тебе, когда в вымышленном будущем появляются всякие чудики. Очень сильно зацепила история Старшего Вычислителя, но больше всего (что неудивительно) мне понравилась идея собирать из разных реальностей (которые появляются после изменений) собрания сочинений одних и тех же авторов, чтобы посмотреть, что же в них изменилось. Какая-то библиотека Борхеса и Мёнина в одном лице получается.

И вот так читается эта лёгкая книжка, дочитывается до конца… И понимаешь, что проблемы в ней поднимаются ого-го какие серьёзные.

Оправдывает ли цель средства, можно ли жертвовать сотнями во имя миллионов? Имеют ли право вообще какие-то люди (и машины) решать за других, что лучше для человечества? Техников никто не любит, они олицетворяют собой насилие в истории, их сделали козлами отпущения, но ведь в этих изменениях реальности виновата вся Вечность, а не только тот, кто в итоге нажимает на спусковой крючок.

И самый глубокий вопрос, который так часто поднимается у Стругацких: стоит ли вообще вмешиваться в естественную историю, пытаясь сделать добро? Не будет ли от этого хуже? Да, Вечность стремится предовратить все невзгоды, беды, войны и прочие бяки, но жизнь человечества без ошибок становится похожа на овсяную кашку на воде: ровная, спокойная, никакая.

Человечество не может эволюционировать в таком сером обезличенном пространстве. Да и вообще, с таким подходом к человечеству, как у Вечности, люди представляются огромной клейкой обезличенной массой, из которой при всём желании нельзя вычленить ни единого человека. А ведь они люди, так же как и Вечные.

Хороший, глубокий роман, который оставляет после себя тонкую пелену зыбкости всего реального. Вдруг кто-то там сейчас проектирует реальность так, что мы с вами исчезнем?

Источник: https://topliba.com/books/652820/reviews

Конец вечности аудиокнига слушать онлайн audiobook-mp3.com

Установить таймер сна

Конец вечности — описание и краткое содержание, исполнитель: Вячеслав Герасимов, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Audobook-mp3.com

Достигнув определенного уровня развития, наука разрешает задачу путешествия во времени с помощью использования колоссальной энергии взрыва сверхновой. Человечество создает структуру, назвав ее «Вечностью», в состав которой входят специально обученные и отобранные люди из разных столетий, давшие обет безбрачия. Задачей «Вечности», во главе которой стоит Совет Времён, является корректировка судьбы человечества, которое на своем пути все время скатывается к самоуничтожению. Суровые и аскетические законы «Вечности» отлажены и никогда не дают сбоев. Но однажды молодой и гениальный Техник Харлан, совершив одно из перемещений во времени, влюбляется в красивую девушку Нойс из другого столетия. Любовь кружит ему голову, колеблет его устои. Харлан становится перед выбором — долг и подчинение закону или личное счастье? Его решение может привести к парадоксам времени и даже исчезновению самой «Вечности».

Конец вечности — слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор Айзек Азимов, исполнитель Вячеслав Герасимов

Айзек Азимов

Айзек Азимов — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки Audiobook-mp3.

Отзывы слушателей о книге Конец вечности, исполнитель: Вячеслав Герасимов. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Уважаемые слушатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

  • 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
  • 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
  • 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
  • 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их м.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор Audiobook-mp3.com.

Источник: https://audiobook-mp3.com/audio-11653-konec-vechnosti

Ссылка на основную публикацию