Краткое содержание произведений аристофана

Древнегреческий драматург и комедиограф Аристофан по прозвищу Комик оставил после себя литературное наследие, созданное в лучших традициях античной сцены. Из 44 комедий до наших времен дошли 11, в том числе «Лисистрата», «Облака», «Лягушки», «Мир». В произведениях события разворачиваются на фоне древнего мира, но проблематика понятна и современному читателю.

Судьба

Аристофан родился около 446 года до н.э. в Афинах. Современники драматурга отказывались причислять его к гражданам этого полиса, потому что его отцу, Филиппу, принадлежал участок на острове Эгина, а образование Комик получал в древнем территориальном округе Кадафина, откуда происходил семейный род. Мать Аристофана звали Зенодора.

Биография древнегреческого комедиографа полна белых пятен, и те факты, которые известны, черпались из написанных им пьес.

В комедиях того времени в лирических отступлениях (парабазисах) было принято говорить от первого лица, и благодаря этому в произведениях Аристофана имеются реальные интересные факты.

В основном они связаны с литературным творчеством, но вычленяются и недвусмысленные подсказки о личных убеждениях и жизненных событиях писателя.

Аристофан родился в эпоху, когда каждый поэт являлся дидаскалом, буквально — учителем: преподавал в хоре, ставил спектакли для праздников.

Эта работа воспитала в писателе умение обращаться к людям с требующими решения вопросами.

Писатель утверждал, что сочинял произведения для умной аудитории, но также подчеркивал, что «в другие времена» мир будет судить общество по тому, как воспринималось искусство.

Краткое содержание произведений АристофанаКлеон

Аристофана можно охарактеризовать как человека консервативного. В пьесах «отец комедии» высказывал мысли, которые расходились с общепринятыми, искажал образы мыслителей – Еврипида, Клеона, Сократа, высмеивая их за тягу к новому.

Злейшим врагом писателя считался Клеон – политический деятель, стратег периода Пелопонесской войны. Он трижды вызывал Аристофана на суд, но не смог пресечь творчество Комика: карикатуры на Клеона появлялись и после смерти политика.

Историки утверждают, что Аристофан писал пьесы для увеселения публики, а также – чтобы побеждать в литературных состязаниях. Хор, для которого он писал пьесы, содержался хорегом – состоятельным гражданином, который брал на себя расходы по его содержанию (оплачивал декорации, костюмы, афиши) в виде общественной повинности или почетной обязанности.

Краткое содержание произведений АристофанаПлатон

Считалось, что быть хорегом – высшая почесть, но нередко гражданские обязанности воспринимались как наказание, наложенное демагогами и популистами вроде Клеона. Взгляды хорега передавались и Аристофану, потому в пьесах присутствует враждебный консерватизм.

В 385 году до н.э. Платон выступил с диалогом «Пир» («Симпосий») о разновидностях любви. Одна из частей посвящена Аристофану и называется «Эрот как стремление человека к изначальной целостности». От имени Комика Платон рассказал об андрогинах – третьем поле человечества, среднем между мужским и женским. Философ говорил, что эти существа слеплены,

«рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых».Краткое содержание произведений АристофанаАристофан и Менандр

Зевс ненавидел этих уродцев, а потому в порыве гнева разрезал андрогинов пополам, и они стали обычными женщинами и мужчинами. С тех пор при встрече половинки некогда одного существа охватывает

«удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время».

Мораль Платон выразил цитатой:

«Наш род достигнет блаженства тогда, когда мы вполне удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе».

В речи Платон указывал, что Аристофан стремится удовлетворить Эрота. Описывая товарища, философ пишет, что он «делит свое время между Афродитой и Дионисом», то есть между вином и плотским удовольствием. Известно, что Аристофан рано полысел, об этом свидетельствуют упоминания в пьесах «Облака» и «Мир», но в факте можно усомниться, глядя на бюсты писателя.

Краткое содержание произведений АристофанаБюсты Аристофана

Много пробелов и в личной жизни комика. Доподлинно известно, что у него было двое детей – сыновья Арарос и Филипп, оба продолжили дело отца и писали комедии. Имеются предположения о том, что у Аристофана был третий сын, Никострат или Филетер. Упоминания по последнему имени дважды появляются в каталоге победителей литературного праздника Ленеи. Не сохранились сведения о женах Аристофана.

Аристофан пережил Пелопонесскую войну, два олигархических переворота и две попытки восстановления демократии. Ни в одном военном сражении Комик не принял участия. Предположительно, состоял в Совете пятисот, высшего органа управления в Древних Афинах. Умер писатель между 387 и 380 годами до н.э., причина смерти неясна.

Творчество

Предположения о том, что Аристофан писал ради победы, подтверждаются. Дебютная пьеса «The Banqueters» (утрачена) на Дионисии 427 года до н.э.

заняла 2-е место, а год спустя «The Babylonians» удостоилась главной награды, как и первая дошедшая до нынешнего времени пьеса «Арханяне».

Стоит отметить, что формально автором этих трех пьес выступил Каллистрат, уже известный комедиограф, друг Аристофана.

Краткое содержание произведений АристофанаПортрет Аристофана

«Арханяне» поставлена на Ленеях в 425 году до н.э., призыв пьесы – прекратить Пелопонесскую войну во славу мира. Главным героем в повествовании становится Дикеополис, который из-за сражений вынужден покинуть родной дом и приехать в Афины. Он пытается вразумить местных жителей, что мир лучше бесконечной войны, но демагоги переманивают граждан на свою сторону.

Решив действовать в одиночку, Дикеополис отправляет в Спарту человека, способного заключить мир от его имени. Поход успешен: спартанцы даруют Афинам 30 лет без войны.

Довольный Дикеополис устраивает праздник, в разгар которого в город вступают арханяне, «люди грубые и твердые, как дубы», заклятые враги спартанцев.

Они гневаются на героя за то, что посмел вмешаться в установленный порядок вещей.

Краткое содержание произведений АристофанаБюст Аристофана

Дикеополис просит последнее слово и отправляется за помощью к Еврипиду, чтобы тот одолжил отрывок из речей. Слова, произнесенные героем, убеждают арханян отступить, и в Афинах устанавливается мир. Дикеополис открывает рынок для прихожан и живет в мире.

Успех «Арханян» убедил Аристофана выпустить следующую пьесу под своим именем – в 424 году до н.э. свет увидели «Всадники». Произведение было поставлено в период, когда Клеон, злейший враг Комика, сиял в лучах славы за достижения в Пелопонесской войне.

Краткое содержание произведений АристофанаИллюстрация к пьесе Аристофана «Всадники»

Разворачивающиеся между Афинами и Спартой события способствовали заключению мира, но Клеон подстрекал жителей на продолжение сражений. Обозлившись на политика, Аристофан создал обличающую пьесу. Ирония против врага оказалась настолько злой, что актеры отказывались от роли Клеона, и его пришлось играть Аристофану.

В центре сюжета – старик Демос, в чьем образе отражен афинский народ, и Пафлагонец, прототипом которого выступил Клеон.

Демос, находясь у Пафлагонца в плену, обнаруживает предсказание, согласно которому безродный торговец сосисками Агоракрит свергнет наглого и хитрого рабовладельца.

Демос и двое товарищей, Демосфен и Никий, подстраивают состязание между колбасником и Пафлагонцем. Агоракрит оказывается наглее соперника и побеждает. Пафлагонец, приняв поражение, униженный, становится добропорядочным гражданином.

Краткое содержание произведений АристофанаИллюстрация к пьесе Аристофана «Облака»

Годом позднее, в 423 до н.э., Аристофан поставил комедию «Облака», ирония в которой направлена против софистов, в том числе Сократа. В произведении показано, что софистика — враг религиозных и семейных ценностей, нравственности.

Герой пьесы – старик Стрепсиад, который из-за разгульного образа жизни сына Фидиппида оказывается по уши в долгах. Прознав, что софисты обучают жителей юриспруденции и ораторскому искусству – тому, что поможет выбраться из бедственного положения, Стрепсиад отправляет Фидиппида на учебу.

Мальчик становится лучшим учеником софиста Сократа. Окончив курсы, Фидиппид возвращается к отцу и избивает его, красноречиво доказывая, что имеет право на жестокое обращение с родителями. В ужасе от поведения сына, Стрепсиад сжигает мастерскую Сократа, в который тот портит умы молодых людей.

Краткое содержание произведений АристофанаКомедия Аристофана «Птицы»

Лучшим произведением Аристофана считается пьеса «Птицы», поставленная в 414 году до н.э. Тогда Афины находились на пике могущества, война миновала, а жители строили воздушные замки.

В произведении возгордившиеся граждане возводят мир между небом и землей и, забыв о богах, начинают поклоняться птицам. Зевс, удивившись высокомерию людей, позволяет им управлять государством.

Как итог – бесконечные беды и кровопролитные войны.

Несмотря на то, что взгляды Аристофана консервативны, его творчество поднялось на высокий уровень. По количеству зрителей и почитателей Комик обогнал предшественников. Смелые выражения, ирония и желание говорить правду — возможно, именно эти черты творчества «отца комедии» и сделали его великим.

Цитаты

Умный многому сумеет научиться у врага.Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

Библиография

  • 425 до н.э. – «Ахарняне»
  • 424 до н.э. – «Всадники»
  • 423 до н.э. – «Облака»
  • 422 до н.э. – «Осы»
  • 421 до н.э. – «Мир»
  • 414 до н.э. – «Птицы»
  • 411 до н.э. – «Лисистрата»
  • 411 до н.э. – «Женщины на празднике Фесмофорий»
  • 405 до н.э. – «Лягушки»
  • 392 до н.э. – «Женщины в народном собрании»
  • 388 до н.э. – «Плутос»

Источник: https://24smi.org/celebrity/70241-aristofan.html

Аристофан

Аристофан

(ок. 444–387 до Р. X.)

  • Содержание:
  • Происхождение Аристофана
  • Начало театральной деятельности Аристофана
  • Главные черты творчества Аристофана
  • Аристофан и демагог Клеон
  • Комедии Аристофана
  • Аристофан – «Ахарняне» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Всадники» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Облака» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Осы» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Мир» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Птицы» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Лисистрата» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Женщины на празднике Фесмофорий» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Лягушки» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Женщины в народном собрании» (краткое содержание)
  • Аристофан – «Плутос» («Богатство») (краткое содержание)
  • Внешность и характер Аристофана
  • Аристофан и переход от древней к средней греческой комедии
  • Переводы Аристофана на русский язык
  • Статьи и монографии об Аристофане
  • Происхождение Аристофана Краткое содержание произведений Аристофана
  • Аристофан. Бюст

События жизни Аристофана нам мало известны, так как в дошедших до нас древних биографиях находятся лишь весьма скудные показания, мало дополняемые сведениями, которые встречаются у других писателей.

Ни год его рождения, ни год смерти с достоверностью не известны. Мы можем предположить, что Аристофан родился в середине 440-х годов до Р. X., а умер, вероятно, вскоре после представления (388 г.) своей последней комедии.

Особенною славою он пользовался во время Пелопоннесской войны (431–404).

Отец Аристофана, Филипп, был природный афинянин, из кидафинейского дема, входившего в состав пандионийской филы. Следовательно, и сын его, Аристофан, был афинский гражданин; некоторые же писатели уверяют, будто Аристофан был родосец из Линда или Камира, или египтянин из Навкратиса, и что афиняне даровали ему права гражданства.

По всей вероятности, отец его Филипп, как человек торговый, долгое время жил вне Аттики – на острове Родосе или в египетском торговом городе Навкратисе, и Аристофан родился в одном из этих мест.

На основании этого Эвполис мог, имея в виду своего соперника Аристофана, жаловаться, что афинская публика отдает чужеземцам предпочтение перед своими согражданами. Демагог Клеон, желая отомстить Аристофану за его публичные насмешки, привлек его к суду по обвинению в том, что он, будучи чужеземцем, присвоил себе права гражданства.

По показанию одного биографа, Клеон даже три раза возбуждал это обвинение, а Аристофан защищался словами Телемака у Гомера (Одиссея I, 215): «Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю; ведать о том, кто отец наш наверное нам невозможно». Следовательно, Клеон, вероятно, утверждал, что Аристофан – сын не афинянина Филиппа, а какого-нибудь чужеземца.

Но Аристофан всякий раз выигрывал этот процесс; следовательно, нельзя отрицать его прав на афинское гражданство. Еще менее можно утверждать, как это делали многие, по словам Свиды, что Аристофан родился в рабстве.

В древних биографиях Аристофана говорится также, что его отец был родом из Эгины. «Некоторые, – говорит Свида, – называют Аристофана эгинетом, на том основании, что он долгое время жил там или что у него было там имение».– «Он получил в Эгине по жребию участок земли». Летом 431 г.

Читайте также:  Подземные царства - краткое содержание сказки

афиняне выгнали эгинетов, с их женами и детьми, с острова, за то, что эгинеты были главными виновниками Пелопоннесской войны, и потом послали на остров своих колонистов, которым земли эгинетов были розданы по жребию. В числе этих колонистов находился, вероятно, и Аристофан, или отец его.

К этому событию относится одно место в комедии Аристофана «Ахарняне», представленной в 425 г. В парабасисе[1] этой комедии (ст. 629 и сл.) Аристофан называет себя отличным поэтом, обращающим на себя всеобщее внимание.

«Когда граждане союзных городов приезжают в Афины платить дань, они, как вам известно, жаждут увидеть благороднейшего из всех поэтов, который осмелился говорить вам, народу афинскому, правду в глаза.

Слава этого поэта распространилась уже так далеко, что персидский царь недавно расспрашивал о нем спартанское посольство и уверял, что те, которым этот поэт высказывает правду – самые лучшие люди и должны всегда быть победителями в войне.

Вот причина, вследствие которой спартанцы теперь желают мира и требуют от вас уступки им Эгины; поверьте мне, – не в Эгине тут дело; нет, им хочется только оттягать у вас вашего поэта. Только вы не уступайте его, а он за это и на будущее время станет вас осмеивать и поучать», и т. д. Впрочем, Аристофан поставил «Ахарнян» не под своим именем, а под именем Каллистрата; но все-таки он, как комический поэт, был уже настолько известен, что в приведенном отрывке под словом «поэт» следует понимать, конечно, Аристофана, а не Каллистрата.

Начало театральной деятельности Аристофана

По показанию древних, Аристофан написал 54 комедии, или, по более вероятным сведениям, 44, из которых 4 считались ему не принадлежащими. Из этого числа до нас дошло только 11 комедий: «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Мир», «Осы», «Птицы»; «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий» (Φεσμοθοριάζουσαι), «Лягушки», «Женщины в народном собрании» (Έκκλεςιάζουσαι) и «Богатство» (Πλούτος).

«Все его произведения, – говорит древний биограф, – были написаны весьма талантливо и остроумно. Еще в молодых годах Аристофан приобрел своими комедиями такую славу, что превзошел всех, бывших до него, и всех своих современников; да и после него никто с ним не сравнялся. Даже завистники удивлялись ему».

Молодой поэт начал свою деятельность очень осторожно и ставил свои комедии на сцену через других лиц. Первая его комедия Δαιταλεϊς (Бражники) была поставлена в 427 г. до Р. X.

Каллистратом или Филонидом; вторая (Вавилоняне, 426) и третья (Ахарняне, 425) – Каллистратом, и только одержав этой последней комедией победу над Кратином и Эвполисом, Аристофан решился в следующем (424) году поставить «Всадников» под своим именем. Филонид и Каллистрат, которым Аристофан сначала передавал свои комедии, были начальники хора, актеры и, вероятно, тоже комические поэты.

Если в позднейших комедиях говорится, что они были исполнены при посредстве Филонида или Каллистрата, то это значит, что они брали на себя главные роли; по древним известиям, Аристофан в комедиях более частного или литературного характера, (например, в «Лягушках») давал главную роль Филониду, а в комедиях политических – Каллистрату.

Так как Аристофан, при начале своей поэтической деятельности, передавал свои комедии другим, а сам оставался в стороне, то его товарищи нередко смеялись над ним, применяя к нему поговорку, которая применялась и к Гераклу, – что он родился 4 числа, т. е. что он работает только на других.

В парабасисах последних комедий Аристофан сам нередко говорит об этом. В «Облаках» он говорит о своей комедии «Бражники», которая была принята публикой очень хорошо, что он отдал это свое детище в чужие руки, потому что сам был тогда еще девушкою и не смел родить.

Причиною такой скромности был не закон, который, по словам древних схолиастов, запрещал комическим поэтам ставить свои произведения ранее 40 или 30 лет от роду, а господствовавший тогда обычай, который не одобрял слишком ранних дебютов, и недостаток опытности, необходимой для постановки пьес на сцену.

В «Осах» Аристофан говорит о себе, что сначала он являлся перед народом не публично, но за спиною других поэтов, следуя примеру чревовещателя Эврикла и тайно помещая свой голос в чреве других.

Во «Всадниках» – первой комедии, которую Аристофан поставил под своим именем, хор обращается к публике с такими словами: «Так как многие из вас с изумлением спрашивают его, зачем он с самого начала не сам распоряжался хором, то мы вам это объясним. Именно, он уверяет, что оставался в стороне не по глупости, а по основательным причинам.

Постановку комедии он считает самым тягостным трудом, так как этим делом занимались очень многие, а вознаградило оно лишь очень немногих. Далее, он давно уже видел, что ваше одобрение непрочно и что вы всегда отворачиваетесь от поэтов, когда они состарятся». В пример Аристофан указывает на Магнеса и Кратеса, в особенности же на Кратина:

«Припомните-ка о Кратине, который, среди нескончаемых рукоплесканий разливался здесь, как река по широкому полю и как река, вырывающая, во время наводнения, с корнем крепкие дубы и вязы, с корнем уничтожал славу своих противников.

А теперь вы смотрите на него равнодушно, он никого из вас не привлекает, как старая лира, у которой сломалась кобылка и которая уже потеряла всякий звук и растрескалась, и печально ходит старик, с поблекшим венком, томимый грустью.

А между тем ведь он за свои прежние успехи стоит того, чтобы обедать на общественный счет в Пританее и стоять высоко во мнении публики.

Так вот, подобные-то причины и заставляли автора настоящей комедии беспокоиться; при этом он помнит также и пословицу, что прежде чем сделаться кормчим, надо ещё побыть на месте гребца, а затем уже можно сделаться и капитаном корабля и изучить направление ветра, наконец – и хозяином.

По всем вышеизложенным соображениям, автор только теперь решается почтительнейше представиться вам со своей комедией – и в награду за свою долговременную скромность слышит гром рукоплесканий живого моря и возгласы одобрения. И зато он возвратится сегодня домой, высоко подняв голову, в сознании своего успеха, с глазами, сияющими от удовольствия».

К этим последним словам талантливый переводчик Аристофана, Дройзен, сделал следующее примечание: «Отсюда, по-видимому, можно заключать, что Аристофан постоянно принимал все более и более значительное участие в исполнении своих комедий, а именно, что сперва он участвовал в хоре или играл какую-нибудь второстепенную роль, а затем в «Ахарнянах», комедии, представленной от лица Каллистрата, явился «капитаном», чтобы «изучить направление ветра», т.е. отношение к нему публики».

Аристофан — отец комедии. Видео

Главные черты творчества Аристофана

Комедии Аристофана отличаются богатством остроумия, гениальностью замысла, смелостью изобретения, меткими и отчетливыми характеристиками, блестящим, привлекательным и благозвучным языком.

Поэт, действовавший преимущественно в бурное время Пелопоннесской войны, стоит на старой, консервативной точке зрения и является сторонником мира и противником демагогов, которые сбивают с толку народ, эксплуатируют государство и знать не хотят о мире.

С беспощадным остроумием и чрезвычайной смелостью Аристофан бичует этих «вождей народа», задорных или неумелых полководцев, страсть к тяжбам, легкомыслие и легковерие, искательство приключений и стремление афинян к господству, дурное воспитание и вредное влияние софистов, развращенность новейших поэтов и т. д.

Он захватывает все стороны общественной и частной жизни, так что его комедии имеют весьма важное значение для знакомства с афинскою жизнью. Рассказывают, что философ Платон советовал сиракузскому тирану Дионисию, желавшему изучить дух афинской жизни, читать комедии Аристофана, и сам послал их ему.

Гениальный поэт-патриот раскрывал все дурные и слабые стороны государственной, нравственной, научной, художественной жизни Афин того времени. Он подвергал осмеянию все проявления болезненности, изнеженности нравов.

В лице Клеона и его сотоварищей Аристофан изображал интриганство хитрых демагогов; в лице Еврипида порчу трагедии, в которой приторная сентиментальность заменила глубокая чувства; в лице Сократа софистику, подрывающую религиозные убеждения.

Смелая сатира Аристофана изобличала все пороки, слабости его времени: легкомысленную самонадеянность афинского народа, бросавшегося в неудобоисполнимые предприятия, и непостоянство его; гибельную страсть к войне, владычествующую над честолюбивыми светскими людьми; педантическую формалистику спартанского правительства; любовь афинского демоса проводить время в пустой политической болтовне и в судебных заседаниях; изнеженность и щегольство молодежи; упадок гимнастического и музыкального воспитания, развивавшего энергию; апатию граждан, подчиняющую их влиянию женщин; стремление богатеть и наслаждаться, не трудясь; манерность и упадок музыки и лирической поэзии, обращаемых Филоксеном, Кинесием, Фринисом, другими композиторами и поэтами в средства льстить изнеженной чувственности – словом, все дурные явления государственной и общественной жизни были беспощадно выставляемы на позор смелою сатирой негодующего поэта. Все века, все народы, о которых знает афинский народ, дают материал для картин Аристофана. Он сопоставляет изнеженность и двоедушие своих современников с геройством и честностью их предков, бившихся при Марафоне. Воображение Аристофана охватывает и небо и землю, греческие страны и страны варваров. Оно строит фантастический мир, отражающий в себе мир действительности; и вымышленные существа, и лягушки, птицы, осы, облака фигурируют в его комедиях: повсюду находит он черты для обрисовки человеческих характеров и дел. Выставляя афинянам их недостатки в карикатурном преувеличении, Аристофан прославляет энергию, гражданские доблести и простоту нравов старины, милой ему, которую желал бы он восстановить.

Пётр Вайль — Аристофан (видео)

Источник: https://subscribe.ru/group/dlya-durakov/7999694/

Аристофан — Всадники — Краткие содержания произведений — Что значит, описание, фото, толкование, определение

Всадники — это не просто конники. Так называлось в Афинах целое сословие —те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имелиза городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирнымзамкнутым сельскохозяйственным государством.Поэт Аристофан хотел мира.

Поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Онивыступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных деревянныхлошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на афинскую политическуюжизнь. Хозяин государства — старик Народ, дряхлый, ленивый и выживший из ума, а егообхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги.

Кто угодливее, тот и сильнее. На сценеих четверо.

Двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник(настоящее имя ему Клеон), а четвертого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан выдумалсам).Для мирной агитации время было трудное.

Никий и Демосфен (не комедийные, а настоящиеафинские полководцы.

Не путайте этого Демосфена с одноименным знаменитым оратором, которыйжил на сто лет позже) только что возле города Пилоса взяли в окружение большое спартанскоевойско, но разбить и захватить в плен его не могли.

Они предлагали воспользоваться этимдля заключения выгодного мира. А противник их Клеон (он и вправду былремесленником-кожевником) требовал добить врага и продолжать войну до победы. Тогда врагиКлеона предложили ему самому принять командование — в надежде, что он, никогдане воевавший, потерпит поражение и сойдет со сцены.

Но случилась неожиданность. Клеонодержал при Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от негов политике уже совсем не стало проходу. Кто бы ни пытался спорить с Клеономи обличать его, тому сразу напоминали. «А Пилос. А Пилос?» — и приходилосьумолкать. И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу.

Пересмеять этот «Пилос»,чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу,а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.Итак, на сцене — дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два егораба-прислужника, Никий и Демосфен. Были они у хозяина в милости, а теперь их оттерновый раб, негодяй кожевник.

Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он выхватилее у них из-под носа и поднес Народу.

Тот хлебает, а кожевнику бросает все лакомыекусочки. Что делать. Посмотрим в древних предсказаниях. Война — время тревожное,суеверное, люди во множестве вспоминали (или выдумывали) старинные темные пророчестваи толковали их применительно к нынешним обстоятельствам.

Пока кожевник спит, украдему него из-под подушки самое главное пророчество. Украли. Там написано. «Худшеепобеждается только худшим. Будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже егокожевник, а хуже его колбасник».

Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывалиу власти. Теперь стоит кожевник. Надо искать колбасника.Вот и колбасник с мясным лотком. «Ты ученый?» — «Толькоколотушками». — «Чему учился?» — «Красть и отпираться». — «Чемживешь?» — «И передом, и задом, и колбасами».

 — «О, спаситель наш!Видишь вот этот народ в театре.

Хочешь над ними всеми быть правителем. Вертеть Советом, оратьв собрании, пить и блудить на казенный счет. Одной ногой стоять на Азии, другойна Африке?» — «Да я низкого рода!» — «Тем лучше!» —«Да я почти неграмотен!» — «То-то и хорошо!» — «А что надоделать?» — «То же, что и с колбасами.

Читайте также:  Крестоносцы - краткое содержание рассказа сенкевича

Покруче замешивай, покрепче подсаливай,польстивей подслащивай, погромче выкликивай». — «А кто поможет?» —«Всадники!» На деревянных лошадках на сцену въезжают всадники, преследуяКлеона-кожевника. «Вот твой враг. Превзойди его бахвальством, и отечество — твое!»Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками.

«Ты кожевник, ты мошенник,все твои подметки — гниль!» — «А зато я целый Пилос проглотил однимглотком!» — «Но сперва набил утробу всей афинскою казной!» — «Самколбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!» — «Как ни силься, как ни дуйся,все равно перекричу!» Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцови нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана.

Были и раньше хорошие сочинителикомедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всехстаринных комедиях.Но это — присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходитстарый Народ. Кто из соперников больше его любит.

«Если я тебя не люблю, пусть меняраскроят на ремни!» — кричит кожевник. «А меня пусть нарубят на фарш!» —кричит колбасник.

«Я хочу твоим Афинам власти над всей Грецией!» — «Чтобыты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» — «Вспомни,Народ, от скольких заговоров я тебя спас!» — «Не верь ему, это сам он мутилводу, чтобы рыбку половить!» — «Вот тебе моя овчина греть старые кости!» —«А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!» —«У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!» — «А у меня целыйсарай!» Один за другим читают эти пророчества — высокопарный набор бессмысленныхслов — и один за другим их толкуют самым фантастическим образом.

Каждый на пользусебе и во зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когдакончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки — и тоже с самыминеожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья.

«Есть, кромеПилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в Греции действительно было три городапод таким названием), следует куча непереводимых каламбуров на слово «Пилос».И готово — цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этотКлеонов «Пилос» без веселого хохота.

«Вот тебе, Народ, от меня похлебка!» —«А от меня каша!» — «А от меня пирог!» — «А от менявино!» — «А от меня жаркое!» — «Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньгинесут, поживиться можно!» — «Где.

Где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасникподхватывает его жаркое и подносит от себя. «Ах ты, негодяй, чужое от себяподносишь!» — «А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никияи Демосфена?» — «Не важно, кто зажарил, — честь поднесшему!» —провозглашает Народ. Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советникомНарода.

Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в поношениетакого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех —под собственными именами.Развязка — сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котелс зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком.

Вот так за сценою и колбасникбросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и цветущим.

Онишествуют по сцене, и Народ величественно объявляет, как теперь хорошо будет житьсяхорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то, и такой-то, и такой-то),а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирнои сытно..

На нашем сайте Вы найдете значение «Аристофан — Всадники» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аристофан — Всадники, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «А». Общая длина 20 символа

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396671-aristofan—vsadniki/

«Мир»

Комедия «Мир», подобно «Всадникам», «Лисистрате» и «Ахарнянам», является протестом Аристофана против затянувшейся Пелопонесской войны.

В пьесе озвучены имена основных, по мнению автора, виновников кровопролитий: Гипербол — сын лампочника, демагог, завладевший властью в совете; Клеон — демагог, радикальный демократ, ранее разоблачённый Аристофаном в комедии «Всадники» (один из рабов в «Мире» указывает на то, что навозный жук есть намёк на Клеона).

Власть олимпийских богов меркнет на фоне деятельности и уверенности в собственных силах одного человека.

Начинается комедия с переклички двух рабов, откармливающих навозного огромного жука лепёшками из «сырья» и обращающихся к зрителям с негодованием: скотина воняет так, что хочется приобрести нос, не умеющий различать запахи! Оказывается, что жука привёл взбесившийся хозяин — Тригей, который, проклиная богов за то, что они творят постоянные войны на земле, решается забраться на небо и потолковать с бессмертными об установлении мира. Первая попытка подняться по лестнице оказалась неудачно — упал, ушиб голову.

И вот Тригей седлает жука-Пегаса, напоминая о том, что, согласно басням Эсопа, один лишь жук некогда сумел достигнуть небес. Слезливые уговоры дочек не могут остановить «миротворца».

Комично изображён полет: Тригей то и дело кричит на жука, чтобы тот отвернулся от «запахов нужника», запрещает людям оставлять «нужду» неприкрытой — «и тимьяна цветущего куст посади».

Прилетев на Олимп, Тригей встречается с Гермесом (сторожем божеской утвари), который сначала всячески угрожает ему, но узнав, что Тригей будто привёз ему «говядинки», сменяет гнев на милость.

Гермес рассказывает, что Зевс и другие боги удалились на край неба, так как устали от вечной жажды войны среди греков.

Боги чуть установят мир, а даконцы, афиняне, спартанцы — знай себе — ищут причины для конфликта.

Богиню Мира — Ирину — коварный Полемос (покровитель войны) низверг в пещеру, а вход в неё заградил камнем.

Сам Полемос достал огромную ступку, в которой собирается истолочь в пыль все воюющие страны, но, к счастью, не находит подходящего толкача.

Тригей, увидев это, призывает весь люд — ремесленников, пахарей, поселенцев — объединиться и освободить Ирину. Но, собравшись, народ начинает безудержную пляску, крики, комичные танцы, мечтая о расчудесных мирных днях. Тригей, убеждающий, что радоваться рано, не может остановить веселье.

Вновь появляется Гермес, сулит смерть Тригею, ибо такую судьбу уготовил Зевс тому, кто попытается освободить Ирину. Тригей шутит, просит перед смертью какое-нибудь лакомство, призывает в помощь хор и рассказывает, что «Луна-Селена и мошенник Гелиос» — им поклоняются варвары — готовят заговор против богов. Тригей обещает праздненства в честь Гермеса и дарит ему золотой кувшин.

С помощью кувшина совершаются возлияния и призыв богов (кроме Ареса — бога войны). Тем, кто жаждет войны, желают страшных участей. Так, «подтупив» бога, Тригей заручается его поддержкой.

Все Города налегают на канат и пытаются сдвинуть с места камень, закрывающий пещеру, но ничего не получается — тянут не ладно, в разные стороны, смеются, ругаются. Отчаявшись, Тригей разгоняет Города, оставляя только хор земледельцев. Земледельцы вместе отодвигают камень и освобождают богинь Мира, Жатвы и Ярмарки.

Богиням воздаётся похвала, славятся их «мирные атрибуты» — блеянье овец, вьюны плюща, песни флейтистов и прочие утехи. Города начинают беседовать. Оружейники рвут волосы, мирные ремёсла — радуются.

  • Тригей и хор призывают людей бросить оружие и выйти на работы в поле, трудиться ради прошлых радостей — чудесного вина, изюма, чернослива.
  • Гермес рассказывает о том, что виновниками долгого заточения Ирины были Фидий и Перикл, начавшие войну.
  • Далее следует беседа между Ириной и горожанами: о подкидыше Клеоне — трусе, «кожевнике», стороннике распри, о Гиперболе, насильно завладевшем трибуной в собрании, о Софокле, готовом на всё ради наживы, о мудреце Кратине, умершем в момент набега спартанцев.
  • Тригей восклицает, что боле греки никогда не расстанутся с богиней Мира.
  • Гермес за славные деяния отдаёт герою в жёны Жатву (после раб пошутит: «Не дам я и полушки за богов теперь: / Они, как мы здесь, сводниками сделались»).
  • Ярмарку Гермес велит отвести в собрание — там ей законное место.

Однако, собравшись спускаться, Тригей не находит жука — его забрал Зевс и запряг в колесницу, волочить молнии. Тригей спускается на землю с помощью богинь, тепло прощаясь с Гермесом.

Далее — парабаса (обращение к зрителям). В нем Аристофан «закамуфлировано» хвалит себя, считая, что сумел превзойти тех поэтов, какие смеются над «грязным рубищем», изображают избиения рабов и глупые шутки других рабов по этому поводу. Воздаётся слава Музам, унижаются плохие поэты-трагики (Морсим, Меланфий и др.).

Тригей возвращается на землю, изрядно уставший — от дороги коленки ноют.

Раб омывает Жатву и приготовляет свадебный пир. Увидевши Ярмарку, он восклицает: «Не зад у ней, а праздничное шествие!» — Тригей, всячески расхвалив достоинства Ярмарки («Взгляните, что за сладость вам вручается: / Раздвинуть ножки стоит лишь немножечко, / Для жертв местечко сразу приоткроется. / А тут, глядите, кухня») передаёт её совету.

Далее довольному собой Тригею — избавителю народов, победителю Гипербола — воздаётся хвала, его обещают почитать первым после богов.

Радостный Тригей устраивает жертвоприношение в честь Ирины, говоря, что десять лет и три года греки не могли к прильнуть к Миру, просит богиню устроить рынок, где бы мирно встречались все народы. Корову зарезают не на алтаре — Ирина не терпит кровопролитий. Раб выносит часть туши из дома.

Неожиданно появляется Гиерокл — гадатель из Орея. Тригей и его рабы делают вид, что не замечают пришедшего. Гиерокл сообщает, что заключать мир ещё рано, что это невозможно, «ежа никогда вам мягким не сделать» — война будет продолжаться.

Однако Тригей отвергает все увещевания Гиерокла, веря в силу Ирины, запрещает ему отведать жаркого и вина, на что провидец реагирует комично — стремится силой урвать кусок жареного мяса.

Обвинённый в воровстве и обжорстве, горе-гадатель убегает от погоняющих его рабов.

Снова воздаётся слава мирной жизни. Тригей устраивает роскошную свадьбу, принимая подарки от кузнеца, горшечника, благодарящих его за мир и за возможность развивать торговлю.

Торговец оружием, напротив, обвиняет Тригея в разорении, но герой скупает у него султаны от шлемов, обещает сметать ими сор со стола. Тригей предлагает разные оружия превратить в предметы домашнего обихода (панцирь — в стульчик).

Тригей так же отучает сына Ламаха от военных песен, но, не сумев побороться в мальчике отвратительную привычку воспевать распри, гонит его прочь. Сына Клеонима с песней о брошенном на поле щите (по сути, описание трусости отца — Клеона) герой заводит в дом.

Комедия заканчивается весёлым свадебным шествием и песнями во славу Эллады. Актёры покидают сцену. Пересказала Алина Сахненко

Комедия Аристофана «Мир» являет собой протест против Пелопонесской войны. Комедия начинается с диалога двух рабов, кормящих навозного жука. Этот жук необходим хозяину рабов – Тригею, который обозлился на олимпийских богов и хочет забраться на небо, чтобы убедить бессмертных разобраться с постоянными войнами. Комичный полет заканчивается удачно – Тригей прибывает на Олимп.

На Олимпе рабовладелец встречается с богом Гермесом, который сначала агрессивно встречает его, но принимает в дар «говядинку». Божество рассказывает, что олимпийцы устали от постоянной жажды войны у людей.

Ведь как только боги установят мир, обязательно смертные находят повод для новой войны. Это происходит потому, что коварный покровитель войны Полемос заточил в пещеру богиню мира – Ирину.

Богиня не может освободиться, вход в пещеру закрыт тяжелым камнем.

Тригей понимает, что нужно освободить Ирину и тогда войны закончатся. Он созывает ремесленников и земледельцев объединиться, чтобы освободить богиню мира. Однако люди начинают танцевать и веселиться, Тригей не может заставить их начать работать.

Появляется посланник богов – Гермес, и угрожает смертному гибелью, ведь Зевс уготовил такое наказание любому, кто пожелает освободить Ирину.

Хитрый смертный просит перед смертью лакомство и устраивает празднество в честь Гермеса, таким образом, переманив бога на свою сторону.

После этого люди тянут канат в попытке сдвинуть камень с места, но у них ничего не выходит – смертные действуют разобщенно, тянут в разные стороны, ругаются или смеются. Тригей разгоняет народ и оставляет только земледельцев, которые ладно тянут канат и наконец-то освобождают богинь мира, ярмарки и жатвы.

Горожане восхваляют богинь, а Тригей призывает выбросить оружие и жить в мире, он обещает, что греки больше никогда не расстанутся с Ириной.

Гермес объявляет смертного героем и отдает ему в жену богиню Жатву. Тригей собирается возвращаться на Землю, однако навозного жука забрал Зевс и запряг в колесницу, перевозить молнии.

Смертный возвращается на Землю с помощью богинь, Гермес тепло прощается с ними.

После этого в комедии зачитывается обращение к зрителям от имени Аристофана, в котором он хвалит себя и критикует других поэтов-трагиков.

Тригей возвращается на Землю и начинает готовить свадебный пир. Он успокаивает оружейников, убеждает их перевести свое ремесло в мирное русло. Люди приносят жертвоприношение богине мира, воздают славу мирной жизни. Певца, поющего военные песни, греки выгоняют прочь. Комедия оканчивается свадебным шествием и песнопениями во славу Греции.

Источник: https://www.allsoch.ru/aristofan/mir/

Реферат: Облака. Аристофан

ОБЛАКА Комедия (423 до н. э.) В Афинах самым знаменитым философом был Сократ.

За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство.

Но до этого было пока еще далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака»? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас.

Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твердой, и газообразной? Или из огня, который все время движется и меняется? Или из какой-то «неопределенности»? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов.

К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Читайте также:  Горячий снег - краткое содержание романа бондарева

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твердо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Живет в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щеголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать йевмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как собаки.

Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой.

Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа.

Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этим шажком вымерить прыжок.

Или вот еще: комар жужжит гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вот посмотри, этот кружок — Афины.

«Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? У нас боги новые — Облака».

— «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром».

— «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь.

Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так.как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор.

На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел правду?» — «У всевышних богов».

— «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы».

— «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радехоньки.

Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянет-` ся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор.

«Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятием убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!» Расплата приходит с неожиданной стороны. Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона- отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданиях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «Мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Источник: https://ronl.org/referaty/kratkoe-soderzhanie-proizvedeniy/119404/

Краткое содержание «Мира» Аристофана

Комедия «Мир», подобно «Всадникам», «Лисистрате» и «Ахарнянам», является протестом Аристофана против затянувшейся Пелопонесской войны. В пьесе озвучены имена основных, по мнению автора, виновников кровопролитий: Гипербол — сын лампочника, демагог, завладевший властью в совете; Клеон — демагог, радикальный демократ, ранее разоблаченный Аристофаном в комедии «Всадники» .

Власть олимпийских богов меркнет на фоне деятельности и уверенности в собственных силах одного человека.

Начинается комедия с переклички двух рабов, откармливающих навозного огромного жука лепешками из «сырья» и обращающихся к зрителям с негодованием: скотина воняет так, что хочется приобрести нос, не умеющий различать запахи! Оказывается, что жука привел взбесившийся хозяин — Тригей, который, проклиная богов за то, что они творят постоянные войны на земле, решается забраться на небо и потолковать с бессмертными об установлении мира. Первая попытка подняться по лестнице оказалась неудачно — упал, ушиб голову.

И вот Тригей седлает жука-Пегаса, напоминая о том, что, согласно басням Эсопа, один лишь жук некогда сумел достигнуть небес. Слезливые уговоры дочек не могут остановить «миротворца».

Комично изображен полет: Тригей то и дело кричит на жука, чтобы тот отвернулся от «запахов нужника», запрещает людям оставлять «нужду» неприкрытой — «и тимьяна цветущего куст посади».

Прилетев на Олимп, Тригей встречается с Гермесом, который сначала всячески угрожает ему, но узнав, что Тригей будто привез ему «говядинки», сменяет гнев на милость. Гермес рассказывает, что Зевс и другие боги удалились на край неба, так как устали от вечной жажды войны среди греков. Боги чуть установят мир, а даконцы, афиняне, спартанцы — знай себе — ищут причины для конфликта.

Богиню Мира — Ирину — коварный Полемос низверг в пещеру, а вход в нее заградил камнем.

Сам Полемос достал огромную ступку, в которой собирается истолочь в пыль все воюющие страны, но, к счастью, не находит подходящего толкача.

Тригей, увидев это, призывает весь люд — ремесленников, пахарей, поселенцев — объединиться и освободить Ирину. Но, собравшись, народ начинает безудержную пляску, крики, комичные танцы, мечтая о расчудесных мирных днях. Тригей, убеждающий, что радоваться рано, не может остановить веселье.

Вновь появляется Гермес, сулит смерть Тригею, ибо такую судьбу уготовил Зевс тому, кто попытается освободить Ирину. Тригей шутит, просит перед смертью какое-нибудь лакомство, призывает в помощь хор и рассказывает, что «Луна-Селена и мошенник Гелиос» — им поклоняются варвары — готовят заговор против богов. Тригей обещает праздненства в честь Гермеса и дарит ему золотой кувшин.

С помощью кувшина совершаются возлияния и призыв богов. Тем, кто жаждет войны, желают страшных участей. Так, «подтупив» бога, Тригей заручается его поддержкой.

Все Города налегают на канат и пытаются сдвинуть с места камень, закрывающий пещеру, но ничего не получается — тянут не ладно, в разные стороны, смеются, ругаются. Отчаявшись, Тригей разгоняет Города, оставляя только хор земледельцев. Земледельцы вместе отодвигают камень и освобождают богинь Мира, Жатвы и Ярмарки.

Богиням воздается похвала, славятся их «мирные атрибуты» — блеянье овец, вьюны плюща, песни флейтистов и прочие утехи. Города начинают беседовать. Оружейники рвут волосы, мирные ремесла — радуются.

  • Тригей и хор призывают людей бросить оружие и выйти на работы в поле, трудиться ради прошлых радостей — чудесного вина, изюма, чернослива.
  • Гермес рассказывает о том, что виновниками долгого заточения Ирины были Фидий и Перикл, начавшие войну.
  • Далее следует беседа между Ириной и горожанами: о подкидыше Клеоне — трусе, «кожевнике», стороннике распри, о Гиперболе, насильно завладевшем трибуной в собрании, о Софокле, готовом на все ради наживы, о мудреце Кратине, умершем в момент набега спартанцев.
  • Тригей восклицает, что боле греки никогда не расстанутся с богиней Мира.
  • Гермес за славные деяния отдает герою в жены Жатву.
  • Ярмарку Гермес велит отвести в собрание — там ей законное место.

Однако, собравшись спускаться, Тригей не находит жука — его забрал Зевс и запряг в колесницу, волочить молнии. Тригей спускается на землю с помощью богинь, тепло прощаясь с Гермесом.

Далее — парабаса. В нем Аристофан «закамуфлировано» хвалит себя, считая, что сумел превзойти тех поэтов, какие смеются над «грязным рубищем», изображают избиения рабов и глупые шутки других рабов по этому поводу. Воздается слава Музам, унижаются плохие поэты-трагики.

Тригей возвращается на землю, изрядно уставший — от дороги коленки ноют.

Раб омывает Жатву и приготовляет свадебный пир. Увидевши Ярмарку, он восклицает: «Не зад у ней, а праздничное шествие!» — Тригей, всячески расхвалив достоинства Ярмарки передает ее совету.

Далее довольному собой Тригею — избавителю народов, победителю Гипербола — воздается хвала, его обещают почитать первым после богов.

Радостный Тригей устраивает жертвоприношение в честь Ирины, говоря, что десять лет и три года греки не могли к прильнуть к Миру, просит богиню устроить рынок, где бы мирно встречались все народы. Корову зарезают не на алтаре — Ирина не терпит кровопролитий. Раб выносит часть туши из дома.

Неожиданно появляется Гиерокл — гадатель из Орея. Тригей и его рабы делают вид, что не замечают пришедшего. Гиерокл сообщает, что заключать мир еще рано, что это невозможно, «ежа никогда вам мягким не сделать» — война будет продолжаться.

Однако Тригей отвергает все увещевания Гиерокла, веря в силу Ирины, запрещает ему отведать жаркого и вина, на что провидец реагирует комично — стремится силой урвать кусок жареного мяса. Обвиненный в воровстве и обжорстве, горе-гадатель убегает от погоняющих его рабов.

Снова воздается слава мирной жизни. Тригей устраивает роскошную свадьбу, принимая подарки от кузнеца, горшечника, благодарящих его за мир и за возможность развивать торговлю.

Торговец оружием, напротив, обвиняет Тригея в разорении, но герой скупает у него султаны от шлемов, обещает сметать ими сор со стола. Тригей предлагает разные оружия превратить в предметы домашнего обихода.

Тригей так же отучает сына Ламаха от военных песен, но, не сумев побороться в мальчике отвратительную привычку воспевать распри, гонит его прочь. Сына Клеонима с песней о брошенном на поле щите герой заводит в дом.

Комедия заканчивается веселым свадебным шествием и песнями во славу Эллады. Актеры покидают сцену.

Краткое содержание «Мира» Аристофана

Источник: https://essay.englishtopic.ru/kratkoe-soderzhanie-mira-aristofana/

Ссылка на основную публикацию