Анализ стихотворения где гнутся над омутом лозы толстого

Сказочная зарисовка “Где гнутся над омутом лозы” Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры. Краткий анализ “Где гнутся над омутом лозы…” по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.

Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.

История создания – произведение написано в 1840 году, причем изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.

Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.

Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвертая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.

  • Жанр – балладная зарисовка.
  • Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
  • Эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
  • Символ – омут.
  • Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.

Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году.

История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку.

Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строк, идея в любом случае будет воплощена.

Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.

Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.

Главная мысль, которую автор выражает в своем произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплеку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.

Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырех строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории.

Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребенком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что ее малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.

Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребенка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень темные.

И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребенок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.

Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.

Изначально по жанру это была баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гете и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Однако после сокращения осталась только балладно-сказочная зарисовка.

Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создается простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима.

Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение еще более легким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.

Для создания особой атмосферы и передачи настроения стиха Толстой использовал разные средства выразительности:

  • Эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
  • Символ – омут.
  • Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 53.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tolstoy/gde-gnutsya-nad-omutom-lozy.html

Смысл стихотворения "Где гнутся над омутом лозы" А. Толстого

Стихотворение “Где гнутся над омутом лозы” прекрасно подходит для дошкольников, так как в нем описана вся красота природы.

Автор произведения Алексей Константинович Толстой с особым трепетом подбирал слова, сочиняя этот стих, так как главными читателями отрывка этого стихотворения будут дети, и они должны читать только о светлом и добром.

А если его захотят перечитать взрослые — они будут удивлены красотой написаного и смогут вернуться в прекрасное время — детство. Где было так хорошо и спокойно, где можно было босиком бегать по утренней росе и быть счастливым.

Но продолжение стихотворения заставляет задуматься о жизни, так как события, развивающиеся дальше, не для детей. Именно по этому в большинстве для детей лучше читать первые четыре строфы.

О чем это стихотворение? Все начинается с того, что автор описывает прекрасную местность с лозами, где летают и сверкают своими крылышками стрекозы, танцуя в хороводе, зазывая к себе маленьких детей.

Ведь именно дети так хотят узнать этот мир, исследовать его, посмотреть на все своими глазами и пощупать маленькими пальчиками. Стрекозы, резвясь над болотом с тиной, играя крыльями, зовут к себе малыша — посмотреть на дно из мягкого песка, спеть вместе песенки, научиться летать вместе с ними.

Сделать это нужно как можно быстрее, пока не проснулась мама и не развеяла всю красоту и магичность природы, так зазывающей к себе.

Почему стрекозам нужно, чтобы малыш подошел к ним без матери — это выяснить из текста невозможно, читатель может только догадываться, почему все сложилось именно так.

Но дальше все меняется и настает время для кульминации — дитя бежит к стрекозам, где его подстерегает тина с илом, из которого ребенку никогда самому не выбраться. Потом лирический герой описывает, как на пир собираются черные раки и тянут клешнями малыша на дно.

Мать, которая могла бы спасти своего ребенка, в это время спит. Тем временем тиной затянуло болото — не было и признака того, что несколько мгновений назад туда попало дитя.

Окончание жуткое — как и раньше, над этим злосчастным болотом резво летают, дребезжат крыльями стрекозы, от них отскакивают солнечные блики. Таким образом они зазывают к себе неразумных малышей, которые еще не все понимают и не различают, где безопасно для их жизни, а где нет. Остается только догадываться, сколько детей утонуло в этом болоте из-за неосторожности их родителей.

В чем смысл стихотворения “Где гнутся над омутом лозы”? На самом деле это произведение о том, что родителям нужно быть постоянно начеку, осторожно относиться к своим детям.

Приводя в этот свет малышей, их родители берут на себя огромную ответственность — за их здоровье, образование, в конце концов, жизнь. Они ответственны за то, чтобы ребенок вырос сильным, умным и смышленым.

На родителей ложится большая обязанность оберегать своего ребенка от опасностей, готовить его к выживанию во взрослом мире, учить, рассказывать и показывать.

Смысл стихотворения также в том, что в этом мире много опасностей и злых людей, которые так и норовят сделать кому-либо зло. Человек должен различать, где добро, а где зло, а для этого в его воспитании должны участвовать родители, которые желают вырастить поистине хорошего человека, который будет нести в этот мир только хорошее.

Зло ни перед чем не остановится, именно поэтому его так много. Победить его можно, будучи добрым и искренним, желая узнать много нового. Зло возникает из-за ограниченности знаний и умений человека, зависти и желания навредить, потому что ему когда-то так же навредили.

Читайте также:  Мальчик в полосатой пижаме - краткое содержание романа бойна

Воспитать в ребенке человека должна семья, все ценности закладываются в семье первоначально, и именно семья находится в эпицентре воспитания любого ребенка.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-stixotvoreniya-gde-gnutsya-nad-omutom-lozy-a-tolstogo/

Анализ стихотворения А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы"

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Выполнила: ученица Гераськина Софья, Проверила: учитель литературы Кравченко Л.М г.Узловая 2018 Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»

Слайд 2

1.Биография 2.Анализ а)История создания б)Идея в)Средства худ.выразительностит г)Моё отношение к сихотворению . Содержание

Слайд 3

Алексей Константинович Толстой был рожден в конце лета 1817 года. Его родители были дворянского происхождения. Но они разошлись после рождения мальчика. Его дядя был художником. Ребенка воспитывал брат мамы, он был писателем и сочинил сказку для мальчика.

Алеша получил хорошее образование на дому. Дядя мотивировал мальчика придумывать рассказы. Так что ребенок с детства был творческим. Ребенок с детства путешествовал. Свои воспоминания и впечатления мальчик записывал в дневники.

В будущем, опираясь на них, Алексей написал некоторые из своих рассказов.

Слайд 4

Молодой человек служил при дворе царя. Некоторые из его рассказов были написаны на французском языке. Современники писателя признавали молодого человека одарённым. Вскоре писатель решил, что службу нельзя совмещать с литературным искусством, он написал об этом царю и ушел в отставку.

Слайд 5

Писатель много путешествовал. Он побывал в разных странах Европы. Его произведения печатали в нескольких газетах. Алексей написал много баллад. Ему нравилось творить в жанре сатиры. Многие из них были на политическую тему.

Среди произведений писателя есть также исторический роман. Лирика, написанная автором, является проникновенной и не оставит равнодушным никого. Постановкой одной из драм писателя был открыт театр в столице России. Алексей не смог соединять творчество и ведение хозяйства.

В итоге он разорился. Умер в 1875 году от передозировки морфия .

Слайд 6

Где гнутся над омутом лозы… Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы так тебя любим давно — Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!»

Слайд 7

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы» было написано в 1840 году. Изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Гёте Толстой История создания

  • Слайд 8
  • Мысль о том,что в летний жаркий день важно не потерять реальность и понять действительность. Идея
  • Слайд 9

Эпитеты: Летнее солнце,весёлый хоровод,бирюзовые спинки,берег отлогий,песчаное дно. Сравнения: Крылышки точно стекло.

Олицетворения: Летают и пляшут стрекозы,весёлый ведут хоровод Метафоры: Солнце печёт,гнутся лозы,трепещут былинки.

Анафора: « Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт» « Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно» Стихотворение имеет 4 строфы,16 строк Написано амфибрахием. Средства художественной выразительности:

Слайд 10

Это стихотворение вызвало у меня двойственное чувство. Оно, конечно, очень красиво и точно написано, прекрасно передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто должно быть продолжение у этой песни, у этой истории. Моё отношение к стихотворению

Слайд 11

https://uchim-klass.ru/biografiya/tolstoj-aleksej-konstantinovicheksei-nikolaevich http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tolstoj/gde-gnutsya-nad-omutom-lozy Использованная литература

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/02/23/analiz-stihotvoreniya-a-k-tolstogo-gde-gnutsya-nad

Анализ стихотворения Толстого: Где гнутся над омутом лозы

Стихотворение Толстого Алексея Николаевича «Где гнутся над омутом розы» представляет собой небольшую балладу. Произведение написано красивым, певучим языком. Недаром часто из баллад делают песни. Сам сюжет стихотворения сказочный, таинственный и жутковатый.

Толстой Где гнутся над омутом лозы

Маленький, несмышленый мальчик и его мать оказались в летний, жаркий полдень на берегу водоема с омутом, окруженным живописной природой. Они выбрали это место для отдыха.

Над таинственной бездной раскинули свои ветки лозы. Разноцветные стрекозы порхают над водоемом. Насекомые пытаются своими красивыми песнями заманить ребенка на дно омута.

Мать задремала на берегу пруда и не может контролировать безопасность своего замечтавшегося малыша.

Мать, вероятно, не представляет, что ее сыну грозит опасность. Но в водной стихии находится омут, способный затягивать в свою пучину неосторожных людей. Зловещее место порой бывает трудно распознать, водовороты в водоеме и вязкое дно можно и не заметить.

Вокруг воды вьются и пляшут красивые, переливающиеся различными оттенками палитры стрекозы. Они представлены автором как сказочные персонажи, ведущие хоровод. Летающие насекомые поют красивые, зловещие песни и пытаются ими заманить доверчивого, любопытного мальчишку на дно омута.

Они рассказывают ребенку, как хорошо ему будет жить в пучине воды и обещают научить тому, что не дано обыкновенным людям — летать.

В последнем четверостишии стрекозы с блестящими тельцами, как стекло и бирюзовыми спинками продолжают звать мальчика войти в воду. Они говорят о том, что берег у водоема пологий, а дно песчаное и гладкое.

Они обещают ему райскую жизнь рядом с собой. Хитрые насекомые рассказывают несмышленому ребенку как им хорошо здесь живется, и что они давно его любят. Стихотворение остается незаконченным.

Неизвестно, ушел ли мальчик в воду и погиб или остался жив.

Это литературное произведение учит нас любить природу, поэзию. Стихотворение интригует своей незаконченностью и заставляет нас самих придумать конец. А также предупреждает людей о грозящейся им опасности, которую, порой, сложно заметить.

Матерям, старшим братьям и сестрам надо всегда помнить о своих маленьких родственниках. Сказки часто учат нас премудрости жизни. К тому же это стихотворение не так уж далека от реальности. Маленькие дети любят фантазировать, они верят в существование сказочных персонажей: Деда Мороза, Снегурочки.

Немудрено, что любопытный мальчишка и вправду мог отправиться в омут ловить привлекательных стрекоз.

Вполне возможно, что в жизни Толстого была подобная история, где маленький человечек погиб, по неосторожности, и его не смогли уберечь нерадивые родственники. Вот поэтому он и придумал стихотворение с таким сюжетом, как будто бы делая предупреждение. Ведь стрекозы манят ребенка и приговаривают, что подойти к ним надо пока не проснулась мать.

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-tolstogo-gde-gnutsya-nad-omutom-lozy.html

Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого

Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную “Лесным царем” Гете. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым.

Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами.

Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребенком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а именно омут, который всегда в народном сознании связан с нечистой силой.

Да и в действительности, это очень опасное место

– глубокое, часто с водоворотами. Солнце печет – мать разморило, она заснула на берегу, оставив ребенка без присмотра. Наверняка, ей казалось, что вокруг все спокойно, а о том, что они пришли именно на омут, она могла и не знать.

Здесь стрекозы пляшут. Казалось бы, что это поэтическое сравнение, но не только… Стрекозы одушевлены, ведь они заговаривают с ребенком, они могут специально водить хороводы.

Или ему это лишь слышится? Будто прекрасные русалки, которые больше подходят для соблазнения юношей, стрекозы манят дитя в воду. Точней, они обещают, что научат летать его, пока мать спит.

В третьей строфе описание прекрасных стрекоз: крылышки, как стекло, бирюзовые спины… И сами стрекозы хвастаются, мол, посмотри, ребенок, как мы хороши. Не очень скромные насекомые продолжают себя нахваливать: и песен знают много… И вообще, они давно любят именно этого ребенка.

Они подчеркивают, что берег пологий, дно песчаное, дескать, бояться нечего. Сделает ли ребенок шаг (и к чему именно?) остается вопросом.

Но Алексей Толстой известен и как автор страшных сказок, поэтому ничего удивительного, что в изъятом окончании баллады все не так радужно. Дно становится практически зыбучим песком, здесь ил, тина, болото. На уже, видимо, захлебнувшегося ребенка нападают со страшными клешнями черные раки, утаскивают тело малыша на дно. И дно смыкается над ним.

Читайте также:  Анализ стихотворения журавли заболоцкого 8 класс

Завершает полную балладу опять картина прекрасного дня, где стрекозы манят неразумных детей. Урок легкомысленным детям, а также сонным матерям.

Сейчас стихотворение относят к началу средней школы (класс шестой). До сих пор педагоги уверены, что именно в таком виде оно меньше травмирует детскую психику. Впрочем, с печальным финалом оно бы явно больше понравилось ребятам.

  • Кроме того, было бы, вероятно, более полезно для них.
  • Эта баллада еще в девятнадцатом веке стала известным романсом.
  • Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы по плану

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-gde-gnutsya-nad-omutom-lozy-tolstogo/

Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы»

Алексей Константинович Толстой был поэтом с особым мировоззрением. Его понимание поэзии, о роли каждого человека в мировой истории, о назначении творца сложилось и развивалось под влиянием идеалистических взглядов.

В письме к своей жене поэт однажды определил характер своих работ.

Он отметил, что стихотворения витают в воздухе, и чтобы создать что-то стоящее, следует лишь постараться ухватить их и потянуть к себе, буквально вытаскивая их из первобытного мира.

Так и выходит, что стихотворения Толстого легки, но в то же время многогранны. Их нельзя понимать однозначно, они имеют много смыслов.

Одной из таких загадочных, заставляющих мыслить работ Толстого является стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…», написанное в 1840 году. По своему жанру оно является небольшой балладой.

Изначально он создал произведение большее по размеру вдвое, напоминающее по стилю и слогу «Лесного царя». Но подходя к завершению работы над балладой, поэт уменьшает ее и делает финал произведения открытым.

Тем самым баллада стала походить на сказочную зарисовку.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Поэт описывает жаркий день лета. Мать с сыном пришли к берегу омута. Здесь важно подчеркнуть, что семья пришла ни к реке, ни к озеру или пруду, а именно к омуту.

Такой водоем в сознании русского народа всегда ассоциировался со злыми духами. Иными словами, по поверью нахождение рядом с омутом не сулит ничего хорошего.

Да и в реальности это очень опасное место: омут глубок, берег крут, здесь часто бывают водовороты.

Солнце палило — сильно уставшую мать, разморило под его жаркими лучами, и она заснула прямо на берегу. Ребенок бега рядом. Скорее всего, мать была уверена, что вокруг царит лишь тихая природа, и с ее сыном ничего не случится. Она была рада, что тот играет на природе, согреваемый лучами солнца, а о том, что рядом именно омут, она, наверное, и не знала.

Поэтому, томимая усталостью, она и позволила себе заснуть. Она не чувствовала тревоги. Вокруг плясали стрекозы. На первый взгляд кажется, что это все всего лишь метафора, которая говорит о быстроте полета этих насекомых и звуке ими издаваемом.

Но здесь стрекозы одушевлены: они начинают говорить с ребенком, отвлекают его внимания на себя, водя хороводы. Они обещают малышу научить его летать. От их образа веет мистикой.

Они более походят на русалок, которые заманивали молодых парней к себе в воду.

Третья строфа — описание стрекоз: их крыльев, подобных стеклу, их бирюзовых спинок. Насекомые хвалятся ребенку своей внешностью и при этом уверяют, что уже довольно давно любят именно этого ребенка.

Они зовут его к себе, делают все, чтобы малыш сделал шаг с берега в омут. На этом стихотворение заканчивается, сделает ли маленький герой стихотворения этот шаг или нет, остается неизвестным.

Читателю остается гадать, упал ли мальчик в омут и утонул или мать вовремя проснулась. А быть может, он решил больше не слушать стрекоз и ушел от них.

Убранный автором финал не так весел. В нем мальчик все-таки делает шаг вперед, падает в омут и тонет. А страшные раки нападают на тело малыша и утаскивают его куда-то в пески дна. А над омутом ничего не меняется: ярко светит солнце, блестя на солнце крыльями, летают стрекозы. Этот финал должен был служить уроком для всех родителей и их детей.

В конечном варианте этот урок не так явен. Но несмотря на это задача Толстого состояла в стремлении напомнить о безвозвратности драматических событий показать хрупкость жизни человека, когда в один лишь миг она может быть оборвана.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/06/analiz-stihotvorenija-gde-gnutsja-nad-omutom-lozy.html

Анализ стихотворения Толстого “Где гнутся над омутом лозы

“Где гнутся над омутом лозы…” – небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз.

Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и погиб или мать успела вовремя проснуться.

По мнению поэта и критика Иннокентия Анненского, все, что слышит мальчик от стрекоз, – исключительно плоды его воображения.

Поэтому у Толстого получается лучший вид баллады – сказочное предстает перед читателями практически в качестве реальности, а демонстрируется оно посредством описания фантазий героя. Самым прекрасным моментом произведения Анненский считает приманчивую песню стрекоз.

Стихотворение Алексея Константиновича близко к немецким романтическим балладам. В них также преобладали сюжеты фантастические и страшные. По-видимому, особенно сильное влияние на поэта оказали два знаменитых сочинения – “Лесной царь” Гете и “Лорелея” Гейне.

Там также герои из потустороннего мира пытаются заманить в свои сети живых людей. Правда, у немецких романтиков финалы историй неутешительны. Умирает мальчик из “Лесного царя”. Погибают лодочники от чудесных песен красавицы Лорелей. Каким бы легким ни казалось произведение Толстого, есть и в нем мрачные ноты.

Сразу вспоминаются ранние готические новеллы графа – “Семья вурдалаков” (1839) и “Упырь” (1841). В балладном творчестве Алексея Константиновича стихотворение “Где гнутся над омутом лозы…” стоит несколько особняком. Значительная часть произведений поэта, созданных в этом жанре, написана на древнерусские темы.

Например, баллады “Илья Муромец”, “Садко”, “Курган”, “Василий Шибанов”, “Ночь перед приступом”.

Интересно, что в процессе работы над “Где гнутся над омутом лозы…” Толстой решился на существенные сокращения текста. Первоначальный вариант сочинения был в два раза больше.

Ни о каком открытом финале там и речи не шло. Ребенок проворно бежал на зов коварных стрекоз и в итоге оказывался на дне водоема, став добычей черных раков.

После этого насекомые продолжали летать, плясать, петь и звать за собой “неразумных детей”.

Баллада Толстого несколько раз привлекала внимание композиторов. Наиболее известен романс Римского-Корсакова.

(2 votes, average: 2.50

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tolstogo-gde-gnutsya-nad-omutom-lozy/

Алексей Толстой — Где гнутся над омутом лозы: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

  • «Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же,
  • Пока не проснулася мать!
  • Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки,
  • А крылышки точно стекло!
  • Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно — Смотри, какой берег отлогий,
  • Какое песчаное дно!»

Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого

Алексей Константинович Толстой — тончайший лирик середины XIX века. В жанре баллад ему не было равных, примером тому служит стихотворение «Где гнутся над омутом лозы».

Стихотворение написано в 1840 году. Его автору исполнилось 23 года, он состоит на государственной службе, а пишет пока в стол, не публикуя.

По жанру — пейзажная лирика, баллада, по размеру — амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. В стихотворении чувствуется интонация страшной сказки, позднего европейского романтизма.

Первоначальная редакция произведения была значительно длиннее и заканчивалась смертью ребенка.

Мать ребенка разморило от жары, она спит. Между тем, ее чадо подстерегает опасность. Враждебна ли природа к человеку? Или тут нечто другое, ведь стрекозы ведут себя как феи, древнегреческие сирены, как нечистая сила, заманивая ребенка на дно. Интересно, что стрекозы не впервые следят за ребенком: мы тебя любим давно.

Читайте также:  Писательница татьяна толстая. жизнь и творчество

Чтобы установить с ним доверительный контакт, они ласково обращаются к нему «дитя». Предложение «тебя мы научим летать» насторожило бы любого взрослого, но ребенку можно лгать беззастенчиво.

Или же это все ему чудится, а на самом деле он, предоставленный сам себе, просто влечется к воде? Последняя строфа словно окатывает читателя холодной водой, близость несчастья и невозможность вмешаться — основные чувства, которые обуревают его.

Поэт оставляет финал открытым: проснется ли, почувствовав разлитую в воздухе угрозу, мать, спугнет ли ребенка какая-нибудь птица, а может, он сам в последний момент отшатнется? Впрочем, даже название стихотворения с упоминанием омута — грозный знак свершившегося несчастья. При этом сам пейзаж останется таким же идиллическим, как был.

Повторы: мы, где, дитя. Поэтических эпитетов практически нет, разве что «веселый хоровод». Зловещим контрастом выступает употребление поэтом уменьшительных суффиксов, навевающих беззаботность: былинки, спинки, крылышки, песенок. Олицетворения: пляшут, ведут хоровод.

Насекомые одушевлены и человеческой способностью говорить, 3 строфы из 4-х — это их прямая речь. Сравнения: точно стекло. Настойчивый рефрен «подойди» трижды встречается в тексте. Вообще, в речах стрекоз использовано побудительное, повелительное наклонение: смотри.

В творчестве молодого графа А. Толстого уже видны все его характерные темы, которые в дальнейшем получат свое развитие. Данью немецкому романтизму можно считать драматичное произведение «Где гнутся над омутом лозы».

Читать стих поэта Алексей Толстой — Где гнутся над омутом лозы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksej-tolstoj-gde-gnutsya-nad-omutom-lozy/

Толстой где гнутся над омутом лозы — Люди!Напишите пожауйста анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»!!!!ВНУТРИ! — 3 ответа



Автор Дашулька)) задал вопрос в разделе Домашние задания

Люди!Напишите пожауйста анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»!!!!ВНУТРИ! и получил лучший ответ

https://www.youtube.com/watch?v=9wXObxgOGBk

Ответ от Алиса Шмелева[гуру]Стрекозы привлекают мальчика к себе. Описание стрекоз показывает их привлекательность, веселость, умение позвать. Они обещают мальчику невозможное: научить его летать. Они рассказываеют мальчику какие они хорошие и как у них все хорошо.

Пока мать спит, они решили обмануть мальчика.Главная строчка в стихотворении — это последняя.Именно эта строчка показывает зачем они привлекают мальчика к себе.Возможно, Толстой хотел этим стихотворением показать какую-то жизненную ситуацию, где человека тоже завлекли на гибель.

Ответ от сергей быков[активный]я хзОтвет от Дмитрий воробьёв[новичек]аОтвет от Јилова Елена[новичек]…

Ответ от Оля Куприянова[новичек]Олицетворение- трепещут былинки, стрекозы ведут хоровод, плещут стрекозы, гнутся лозы, солнце печет, тебя любим.Эпитет- бирюзовые спинки, летнее солнце, весёлый хоровод, берег отлогий, песчаное дно.

Сравнение- а крылышки точно стекло.Метафора — нету.Размер стиха: амфибрахийРифма: перекрестная

В 1840 году был выпущен стих

Ответ от Анастасия тюрина[новичек]Стрекозы привлекают мальчика к себе. Описание стрекоз показывает их привлекательность, веселость, умение позвать. Они обещают мальчику невозможное: научить его летать.

Они рассказываеют мальчику какие они хорошие и как у них все хорошо. Пока мать спит, они решили обмануть мальчика.Главная строчка в стихотворении — это последняя.Именно эта строчка показывает зачем они привлекают мальчика к себе.

Возможно, Толстой хотел этим стихотворением показать какую-то жизненную ситуацию, где человека тоже завлекли на гибель.

Ответ от рома мухин[активный]спсОтвет от Арсений вожов[новичек]незнаюОтвет от Настя земцова[новичек]я незнай мне самой нужноОтвет от Магомед 05[активный]Жанр лирического произведения – простое стихотворение. Оно посвящено природе и удивительным её созданиям – стрекозам.

Автор ведёт рассказ о каком-то спокойном месте, где летом стрекозы «ведут весёлый хоровод» и взывают своими песнями к ним присоединиться. Создаётся ощущение жаркого полудня в тени деревьев на берегу реки, где толпой резвятся эти чудные насекомые, завлекая освежиться в прохладном омуте.

После прочтения стихотворения проникаешься умиротворённым настроением уставшего от жары мальчика, который пытается себя как-то развлечь в летней полуденной тиши. Ему мерещатся весёлые танцы и песни стрекоз, он словно хочет присоединиться к ним, но не решается, да и непонятно, куда они могут затянуть.

Стихотворение построено довольно просто: четыре четверостишия, первое – вводное, а последующие – песнь, призыв хоровода стрекоз. Всё стихотворение написано с помощью трёхсложного размера – амфибрахия и перекрёстной рифмы. Толстой использует различные приёмы, чтобы полностью передать чувства и настроение.

Например, олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых, действительно с тобой разговаривающих. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз.

Встречается несколько повторов: «Где гнутся над омутом лозы,Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.

Главная идея произведения – это, скорее всего, мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность. Это стихотворение вызвало у меня двойственное чувство. Оно, конечно, очень красиво и точно написано, прекрасно передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто должно быть продолжение у этой песни, у этой истории.

Думаю так, но можно и убрать некоторые предложения. Надеюсь помогла)

Ответ от ]Анна Кукарина[новичек]спсОтвет от Дарья Бабакина[новичек]Жанр лирического произведения – простое стихотворение. Оно посвящено природе и удивительным её созданиям – стрекозам.

Автор ведёт рассказ о каком-то спокойном месте, где летом стрекозы «ведут весёлый хоровод» и взывают своими песнями к ним присоединиться. Создаётся ощущение жаркого полудня в тени деревьев на берегу реки, где толпой резвятся эти чудные насекомые, завлекая освежиться в прохладном омуте.

После прочтения стихотворения проникаешься умиротворённым настроением уставшего от жары мальчика, который пытается себя как-то развлечь в летней полуденной тиши. Ему мерещатся весёлые танцы и песни стрекоз, он словно хочет присоединиться к ним, но не решается, да и непонятно, куда они могут затянуть.

Стихотворение построено довольно просто: четыре четверостишия, первое – вводное, а последующие – песнь, призыв хоровода стрекоз. Всё стихотворение написано с помощью трёхсложного размера – амфибрахия и перекрёстной рифмы. Толстой использует различные приёмы, чтобы полностью передать чувства и настроение.

Например, олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых, действительно с тобой разговаривающих. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз.

Встречается несколько повторов: «Где гнутся над омутом лозы,Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.

Главная идея произведения – это, скорее всего, мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.

Это стихотворение вызвало у меня двойственное чувство. Оно, конечно, очень красиво и точно написано, прекрасно передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто должно быть продолжение у этой песни, у этой истории.

Ответ от Kostya ametov[новичек]Олицетворение- трепещут былинки, стрекозы ведут хоровод, плещут стрекозы, гнутся лозы, солнце печет, тебя любим.Эпитет- бирюзовые спинки, летнее солнце, весёлый хоровод, берег отлогий, песчаное дно.Сравнение- а крылышки точно стекло.Метафора — нету.Размер стиха: амфибрахийРифма: перекрестная

В 1840 году был выпущен стих

Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Люди!Напишите пожауйста анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»!!!!ВНУТРИ!

Источник: https://3otveta.ru/tolstoi-gde-gnutsia-nad-omutom-lozy/

Ссылка на основную публикацию