Иногда мы даем советы о том, что стоит почитать и пытаемся объяснить, почему именно та или иная книга стоит потраченного времени.
При этом, мы довольно редко касаемся общепризнанной классики, но бывает, что опыт от чтения становится настолько ярким, а ощущения мощными, что мы просто не можем не поделиться.
В этот раз предлагаем обратить внимание на роман «Триумфальная арка». Особенно, если хотите понять, как ощущали себя люди, зажатые между двумя мясорубками мировых войн.
Над опоясанной пышными каштанами площадью, что выделялась на фоне сотен других лишь благодаря пестрому магазинчику мадам Фуко, уже несколько дней кряду возвышалось плотное синее небо. Казалось, все, кроме мадам Фуко, отчетливо понимали, во что выльется это томительное затишье.
Целыми днями она порхала среди тысяч цветов, задорно подпевая старенькому затертому по бокам радио, и не обращала ни малейшего внимания на царящую вокруг вязкую тишину.
То было лето 1938-го года, оказавшегося предвестником многолетней резни и последней пядью уходящего под воду островка покоя, жизнь на котором оценили лишь единицы.
Эрих Мария Ремарк во всей красе.
В некотором смысле «Триумфальная арка» Ремарка повествует именно об этом – о тоске по упущенной жизни, не только приравнивающей прошлое к картинам признанных мастеров, но и превращающей настоящее в безликое месиво, смотреть на которое физически больно.
«[Равик] развязал галстук и рассеянно оглядел себя в зеркале. Проницательные, глубоко посаженные глаза; узкое лицо – оно выглядело бы смертельно усталым, если бы не эти глаза; резкие складки, прочерченные от носа к уголкам рта, и неожиданно мягкий рисунок губ, а над правым глазом – длинный, в мелких рубчиках шрам, теряющийся в волосах».
Днем, незаконно пребывающий во Франции, Равик за гроши оперирует вместо своих некомпетентных французских коллег, а бессонными ночами бродит по одиноким улицам, все как одна ведущим к Триумфальной арке, или в одиночестве пьет кальвадос в прокуренных кабаках.
После всех тех «подарков», что вручила ему судьба, он утратил все иллюзии и надежды, его будущее размыто, а настоящее бессмысленно.
Это идеальный представитель «потерянного поколения», имеющий немало общего с самим Ремарком, который, будучи ветераном Первой мировой, также оставил Германию за год до запрета и публичного сожжения его книг нацистами.
- «Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка». 10 мая 1933-го года, Берлин.
Монотонная и бесперспективная жизнь Равика могла продолжаться до бесконечности, если бы одной беспокойной ночью случай не свел его с белокурой итальянкой Жоан Маду, намеревавшейся похоронить свое бренное тело и неспокойную душу на дне Сены. Но Равик, сам того не желая, позволил этой бестии не только вступить в новый день, но и в его закостенелое сердце.
– Равик, – проговорил [Морозов] отеческим тоном, и на его лице внезапно отразились степи, дали, луга и вся мудрость мира, – не говори глупостей. Она порядочная стерва.
– Как-как? – переспросил Равик.
– Стерва. Не б***ь, а именно стерва. Был бы ты русским, понял бы.
В итоге, эта мелодраматичная завязка, впрочем, не являющаяся чем-то необычным для творчества Ремарка, оборачивается крайне многогранной историей.
Вместо того, чтобы зацикливаться на отношениях Равика и Жоан, Ремарк постоянно выводит на первый план второстепенные сюжеты, рассказывающие о положении мигрантов в те годы, увеличивающемся влиянии Третьего рейха, неизбежности надвигающейся войны, всепоглощающей жажде мести и прочих неотъемлемых составляющих жизни.
«Триумфальная арка» – это крайне мрачный и приземленный роман, в котором смерть упоминается едва ли не чаще злополучной любви, обретающей в интерпретации Ремарка какую-то непотребную и отталкивающую форму.
После некоторых выкрутасов Жоан отделаться от желания швырнуть книгу в дальний конец комнаты крайне проблематично.
Но именно этим «Триумфальная арка» и хороша – своей нелицеприятной правдоподобностью, мутной желчью сочащейся из каждой строки.
Прообразом Жоан Маду стала Марлен Дитрих, с которой Ремарк перед началом Второй мировой жил в Париже.
«Вздутый, уже посиневший труп. Он положил на лицо […] тряпку, пропитанную машинным маслом, и стал бить по ней молотком, но после первого же удара остановился. Звук показался ему слишком громким. [Он] замер, но тут же принялся быстро наносить удар за ударом. Через некоторое время он приподнял тряпку. Лицо превратилось в какое-то месиво, затянутое пленкой из свернувшейся черной крови».
Ни одна ситуация, будь то игра в шахматы под увядающей пальмой, мучительная смерть в шкафу или очередная измена, не вызывает «смыслового» отторжения. Весь описанный Ремарком ужас, а иначе его и не назовешь, предельно легко проецируется на собственное я. При уместном стечении обстоятельств каждый мог бы оказаться на месте Равика. А это, как известно, прекрасно стимулирует сопереживание.
Хотя Париж и не является главным действующим лицом романа, он все же позволяет заглянуть на улицы этого прекрасного города и ненадолго окунуться в их водоворот. Усеянный бесчисленными кафе, публичными домами и цветочными лавками, он обладает уникальной романтизированной атмосферой, на благо которой трудились тысячи достойных художников, в число которых входит и Ремарк.
При внушительном по сегодняшним меркам объеме «Триумфальная арка» определенно заслуживает вашего внимания. И читать ее стоит хотя бы потому, что вам интересны женщины, или, на худой конец, мужчины, ведь в описании хитросплетений любви у Ремарка едва ли найдутся достойные соперники.
Источник: https://disgustingmen.com/reading/triumphal-arch-book
О чем книга ремарка — триумфальная арка
«Триумфальная арка» — печальный роман о любви, мести и одиночестве. В нём раскрывается главная проблема — проблема человечности, которая может появиться или исчезнуть в людях под влиянием нацистских идей.
Смысл названия книги Триумфальная арка
Автор не случайно назвал свой роман «Триумфальная арка». Так он пытался отвлечь внимание читателя от привычного облика Парижа. Даже у тех, кто ни разу не бывал в этом городе, он кажется воплощением вечного праздника. Название помогает увидеть Париж с другой стороны. В нём нашли приют несчастные люди, желающие выжить.
Название «Триумфальная арка» даёт понять, что победа над фашизмом обязательно будет одержана.
О чём книга триумфальная арка
Действие романа происходит в Париже. Главный герой — беженец, носящий вымышленную фамилию.
В прошлом Равик был ведущим хирургом, а теперь вынужден работать за скромную сумму, которую выделяет ему владелец клиники. Этот человек многое вынес в своей жизни. Однажды он укрыл от гестапо двух людей, которых знал с хорошей стороны.
Прекрасный человек заплатил за свою доброту дорогую цену. Он пережил жестокие пытки в застенках гестапо, самоубийство любимой девушки, существование в концлагере. Несчастный человек сбежал из ужасного места, и этот побег стал шагом и привычной жизни.
Равик живет в Париже пять лет. Эта жизнь наполнена привычной работой. Равик устал, он живёт по инерции, а память регулярно возвращает его в прошлое. И в последний год своей жизни в Париже Равик встречает женщину, которой помог пережить самую страшную ночь в её жизни. Равик помог женщине уладить проблемы с любовником, который неожиданно скончался.
И между Жоан и Равиком вспыхивает любовь. Главный герой понимает, что их отношения не продлятся вечно. Влюблённые пережили болезненное расставание. Но любовь возродила Равика. Только перед смертью он понял, что его чувство к Жоан стало жизнью.
А ненависть к мучителю и жестокому убийце, гестаповцу Хааке, заставила его забыть о прошлом. Этого человека, который мучил врача и довёл до самоубийства Сибиллу, Равик встретил в Париже.
Долго доктор выслеживал своего врага, в этом ему помогал друг, выходец из России. Борис Морозов тоже одержим жаждой мести. Он надеется разыскать убийцу отца. Поэтому Борис помогает Равику.
Доктор убил Хааке, обезобразил тело врага, уничтожил документы.
В Джоан стреляли, она умирает. Равик и несчастная женщина обменялись признаниями в любви. А потом врач сделал любимой смертельный укол. Врача арестовали, он назвал своё настоящее имя. Грузовик увёз бывшего Равика за Триумфальную арку.
Смысл книги Триумфальная арка
Символические образы подчёркивают смысл произведения два символа, это ночь и дождь. Сильный ливень, который обрушивается на людей во время праздника, символизирует жизнь. Она зародилась в воде, без благодатной небесной влаги жизнь невозможна. Дождь, всё очищающий, способен возродить человека к новой жизни.
Другой символический образ книги — ночь. Она связана с двумя постоянными. Ночь в книге — это и любовь, и война. Под покровом ночи совершаются самые ужасные преступления. А война и есть самое тяжёлое, самое кошмарное преступление. Но в темноте ночи и влюблённые находят свой временный приют. И две константы яснее и глубже показывают всю несовместимость любви и войны.
Сила сочувствия
Смысл романа заключается и в сочувствии к беззащитным людям, несчастным, гонимым, униженным. Сострадание отражено в каждой строчке произведения. Ради этого прекрасного качества можно пойти на ложь, преступление, вытерпеть жестокие муки, как физические, так и духовные.
Важно помочь другому человеку пережить самый страшный период в жизни, поддержать, успокоить, утешить. И тогда собственная жизнь тоже наполнится такой нужной частью тепла другого человека.
Любовь и дружба
Эти два родственных чувства способны родиться под влиянием истинного духовного родства.
Люди одинокие, лишённые корней, затерянные в пучине жизни, остро чувствуют бессмысленность собственного существования. Их движения доведены до автоматизма, жизнь разъедает душу. Но приходит истинное чувство, и всё меняется.
Любовь становится жизнью, она поглощает всю душу, занимает все мысли, наполняет существование особым смыслом. Любовь и дружба способны воскресить человека.
Добро и зло
Важно разделять эти два понятия. Но в некоторых случаях добро и зло сливаются, соединяются, и уже невозможным становится существование одного без другого.
Убийство — несомненное зло, но для главного героя это необходимый, естественный поступок. Он отнял жизнь у человека, он дал её сотням людей. Это очень тонкая грань, важно не перейти через неё.
Ничего нельзя исправить
Автор пытается показать читателям, что ошибки, совершённые человеком в жизни, уже нельзя исправить. О них можно только забыть.
Но ошибки, которые совершены, можно закрыть. Сделать это можно большим количеством добрых дел, бескорыстной помощью людям, а также настоящей любовью.
Смысл финала
Конец произведения показывает, как тонет во мраке небытия главный герой. Он исчезает в кромешной тьме, и даже символ победы невозможно разглядеть. Человек многое может выдержать, а потом спокойно уйти туда, где нет волнений.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/o-chem-kniga-remarka-triumfalnaja-arka/
Триумфальная арка краткое содержание | Инфошкола
«Триумфальная арка» — роман немецкого писателя Эриха Мария Ремарка, впервые опубликованный в 1945 году; немецкое издание вышло в 1946. Было множество предположений, что прототипом главной героини Жоан была Марлен Дитрих, с которой Ремарк проводил время в Париже перед началом Второй мировой войны.
Сюжет
Головний герой романа — талантливый хирург Людвиг Фрезенбург (вымышленные фамилии — Равик, Воцек, Нойман, герр Хорн) — воевал в Первой мировой войне, в 1933 прятал трех товарищей (Розенберга, Вильмана и Ризенфельда), за что был арестован . После допросов его жена Сибилла покончила с собой в концентрационном лагере. Равик удалось бежать из госпиталя и поселиться во Франции. Трижды его высылали в Швейцарию, но меняя фамилию, он каждый раз возвращался в Париж.
Действие романа происходит во Франции в течение 1938-1939 гг Равик нелегально оперирует в клинике вместо лицензированного, но менее квалифицированного врача Дюрана. Живет в недорогом отеле среди других беженцев — хозяйка не требует от жителей регистрации и покрывает их перед полицией. Дружит с русским эмигрантом Борисом Морозовым.
Однажды ночью у Триумфальной арки он встретил женщину Жоан Маду, которая была чем-то сильно напугана. Он пригласил ее к себе в гостиницу, а потом узнал, что Жоан оставила в своем гостиничном номере труп мужчины, с которым жила в Париже. Он помог ей разобраться в этой ситуации и предложил устроиться работать певицей в ресторане «Шахерезада», где Морозов работал швейцаром.
Следующий раз Равик увидел Жоан на сцене «Шахерезады» и влюбился в нее. Они стали встречаться. Постепенно Жоан надоели гостиничные номера и выступления в ресторане, она стала мечтать о спокойной жизни вместе с Равиком, но это было невозможно из-за того, что ее возлюбленный был беженцем.
Равик и Жоан провели несколько недель на отдыхе в Антибе. Через неделю после возвращения в Париж Равик на улице стал свидетелем несчастного случая: на женщину упала балка со здания. Он оказал ей помощь, но полицейский и репортеры захотели узнать его фамилию. Когда стало понятно, что он беженец без документов, Равика выслали в Швейцарию. Он успел позвонить Жоан по телефону.
Через несколько месяцев ему удалось вернуться во Францию. Он узнал, что Жоан ушла из «Шахерезады» и живет с мужем, который помог ей стать киноактрисой.
В свое оправдание женщина сказала Равику, что не надеялась на его возвращение.
Ее новый любовник восхищался ею и Жоан это было нужно, но она продолжала любить Равика, поэтому не хотела оставлять обоих мужчин. Равик не смог с этим мириться и покинул Маду.
Случайно в Париже Равик встретил Хааке — гестаповца, который в Германии пытал его и довел до самоубийства Сибиллу. Он неделями планировал убийство своего врага и одной ночью ему удалось воплотить этот план в жизнь: он закопал труп Хааке в пригороде, сжег документы и инициалы с одежды.
Однажды ночью ему позвонил Жоан и попросила его приехать, но Равик положил трубку. Через несколько часов его разбудил мужчина, который сообщил, что застрелил Жоан.
Равик увез женщину в клинику Дюрана, оперировал ее, но жизнь Маду так и не удалось спасти. Он вернулся в гостиницу и из газеты узнал, что началась новая война. В это время о нем полиции доложила медсестра Эжени.
Людвиг Фрезенбург вместе с другими нелегальными эмигрантами из «Ентернасьоналя» уезжает из Парижа.
Главные герои:
Равик (Людвиг Фрезенбург)
Жоан Маду — актриса, певица. Ее отец — румын, мать — англичанка. Детство провела в Италии;
Хааке — немецкий гестаповец;
Вебер — гинеколог из клиники Дюрана, товарищ Равика, имеет семью, ухаживает за собственным садом;
Дюран — пожилой мужчина, владелец клиники.
За мизерную плату тайно нанимает врачей-эмигрантов, которые оперируют больных вместо него. При этом выдает нелегалов полиции;
Эжени — медсестра клиники;
Кэт Хегстрем — американка, первая пациентка Равика в Париже. Больна раком.
Вернулась в штаты на корабле «Нормандия»;
Борис Морозов — высокий и крепкий бородач, эмигрант из России, работает швейцаром в заведении «Шахерезада». Мечтает отомстить коммунисту, что пытал его отца;
Гольдберг — сосед Равика в гостинице «Ентернасьональ», повесился на окне;
Рут Гольдберг — его жена.
После смерти мужа продала его паспорт другому нелегальном эмигранту;
Эрнст Зайденбаум — 6 лет жил в «Ентернасьонале»;
Розенфельд — эмигрант, который продает уникальные картины (Ван Гога, Сезанна, Гогена, Сислея, Ренуара, Делакруа) для того, чтобы прожить;
Люсьенна — неудачно сделала аборт, после чего попала в клинику Дюрана. После удаления матки стала зарабатывать проституцией;
Рональда — владелица публичного дома «Озирис». Получила наследство от родственников и стала обладательницей собственного ресторана.
Источник: https://info-shkola.ru/triumfalnaya-arka-kratkoe-soderzhanie/
«Триумфальная арка», Э. М. Ремарк — любовь за год до конца света — Почитать на DTF
Будучи представителем “потерянного поколения”, Эрих Мария Ремарк впитал в себя дух первой половины XX столетия, полной бессилия сломанных судеб и ностальгической тоски по забытым временам спокойствия.
Он самолично вкусил боль, причиненную Первой Мировой, насладился вседозволенностью “ревущих двадцатых” и прочувствовал страх, источаемый расцветающим в самом сердце Европы фашизмом.
А затем перенес прожитые переживания в свои произведения.
Ремарк всегда наделял главных героев своих романов отголосками собственной жизни, оттого каждая его книга является необычайно ярким и искренним отражением определенной эпохи.
Его произведения неизменно сопровождают три главных атрибута “потерянного поколения” — страх перед войной, затмевающая все невзгоды любовь и алкоголь, в котором слишком часто приходилось топить отчаяние, неизменно приходившее за первыми двумя.
Еще до начала Второй мировой Ремарк, немец по национальности и “воинствующий пацифист”, успел завоевать общественную известность и личную неприязнь Гитлера, благодаря романам “На Западном Фронте без перемен” и “Три товарища”, а потому был вынужден бежать в Швейцарию, подальше от разгоравшихся на европейской сцене страстей. В 1938-ом году, когда война была уже на пороге, писатель начал работу над “Триумфальной Аркой” — историей о Нем, о Ней и о Париже.
“Узкие старые улицы, дома, неожиданно открывающиеся тихие площади, деревья, покосившиеся фасады, церкви, подточенные временем памятники; шары фонарей, колеблемые ветром; писсуары, торчащие из-под земли, словно маленькие форты; переулки с маленькими отелями, где сдаются «номера на час»; закоулки далекого прошлого с улыбающимися фасадами домов: строгое рококо и барокко; старинные, темные ворота, как в романах Пруста…”
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Промозглый ноябрь 1938-го, Европу, так до конца и не оправившуюся от потрясений начала века, накрывает новая буря.
В ее чреве ужасный и с каждым днем разрастающийся монстр фашизма вынуждает людей вне зависимости от национальности и политических взглядов бросать свои жизни и бежать навстречу пугающей неизвестности.
Хотя у мира еще есть целый год до начала конца света, никто уже не верит в то, что самой жуткой войны в истории человечества удастся избежать. Даже те, кто упрямо твердят, будто бы Гитлер не посмеет развязать кровавую бойню, лишь отмахиваются от собственных страхов.
Из всех уголков мира Франция, в которой по-прежнему клокочет жизнь, больше остальных пытается убедить себя в стабильности политической обстановки потому, что граница с нацистской Германией охраняется лишь громкими заявлениями. Страна, в которой местные днем оглядываются в страхе по сторонам, а ночью по привычке кутят в ночных клубах, банально не готова к полномасштабному конфликту.
Даже в такую пору Париж остается городом любви, для одних — чистой и искренней, а для других — продажной и временной. Городом дорогого вина и светских раутов, терпкого кальвадоса и ослепляющих чувств, дешевой русской водки и бегства от суровой реальности. Городом огней и ярких вывесок, которым через год предстоит погаснуть, чтобы спрятать улицы от воздушных бомбардировок.
На них и происходит действие романа “Триумфальная арка”, который не случайно назван в честь исторической достопримечательности. Сам монумент не играет никакой роли в сюжете, но все дороги столицы и самого романа неизбежно ведут к Елисейским полям. Даже Гитлер жадно посматривает в их сторону, мечтая пройти победным маршем по площади Звезды меж величественных столпов Арки.
Недалеко от центра Парижа расположился непримечательный отель “Интернасиональ” — уголок для беженцев всех национальностей, жалкая замена родному дому для тех, у кого больше не осталось собственного места в мире.
Его заботливая хозяйка, готовая приютить любую потерянную душу, меняет портреты фашистов на портреты демократов и коммунистов при каждом прибытии новых постояльцев — будь то беглецы из раздираемой гражданской войной Испании или из закручивающей гайки советской России.
В комнатах, коридорах и секретном подвале, где беженцы еженедельно прячутся от рейдов полиции, витает вязкий дух упадничества и слабый запах ностальгии по временам, когда ни у кого не было нужды бежать от самой жизни.
“Что бы с вами ни случилось – ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным”.
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Равик, главный герой “Триумфальной Арки”, живет в красивейшем городе на Земле, который никогда не сможет заменить ему потерянную родину. Он ютится в скромной комнатке “Интернасионаля”, выделяющейся на фоне остальных каморок лишь наличием душа и красивым видом из окна. У него давно нет ни собственного дома, ни настоящего имени. Равик — это лишь временное прикрытие в чужой стране.
Все потому, что в молодости он, не политический активист, не еврей и не противник власти, имел несчастье помочь бежать из нацистской Германии двум друзьям, за что оказался в застенках Гестапо и лично познакомился с “красноречивостью” фашистского режима.
Будучи ветераном Первой мировой и представителем “потерянного поколения” Равик выработал недюжинный гуманизм и ненависть к милитаристическому режиму.
Теперь же бывший полевой врач скрывается в Париже под вымышленным именем, днем работает хирургом “из-под полы”, а ночи проводит в затхлых забегаловках.
По долгу службы Равику приходится то обследовать местных проституток на предмет “профессиональных” заболеваний, то производить запрещенные законом аборты или операции молодым особам, которые не могут позволить себе услуги легальных врачей, и в силу своего таланта исправлять ошибки некомпетентных коллег. Частенько он вынужден проводить операции на парижских богачах от имени менее талантливых хирургов, что приносит ему солидный доход и возможность безостановочно топить тоску в дорогом алкоголе.
Цинизм давно поглотил душу Равика, но это не мешает ему, спасая жизни за деньги и возможность жить на чужбине, переживать за каждого пациента. Он тяжело переносит смерть каждой бедной проститутки, погибшей на его столе, пусть и не по его вине.
Рискуя оказаться высланным в Германию, где ему безусловно будут рады и тайная полиция, и нацистские власти, он все равно относится к чужим проблемам словно к своим собственным.
“Убийца со скальпелем” — так Равика называет его лучший друг, русский эмигрант Борис Морозов, с которым они соседствуют в “Интернасионале” и время от времени играют в шахматы в подвальчике для нелегалов.
Судьба беженца, особый нюх на неприятности и выработанный годами гуманизм вынуждают героя жить буквально на чемодане с готовым планом побега. Равик в точности знает, кому звонить и о чем договариваться в случае неминуемого ареста и угрозы депортации. Эту процедуру он проходил не раз, хотя его нынешний псевдоним держится уже несколько лет и, кажется, приносит удачу.
“Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить”.
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Балансируя между немецким концлагерем, парижской тюрьмой и высылкой в соседнюю страну, Равик не торопится баловать себя постоянством в личной жизни. У него нет дома, лишь временная замена в виде комнатки в дешевом отеле, которую будет не жаль покинуть.
Никаких личных вещей, ценностей или памятных безделушек, что смягчают тоску по родине. Никаких друзей, кроме тех, кто может завтра точно так же исчезнуть и никогда больше не вернуться.
Никакой любви, которая могла бы приковать к одному месту и сделать невыносимым очередной неминуемый побег.
Сильнее, чем от фашистов, Равик бежит только от себя, от своего прошлого и от давно утраченной жизни.
“Мастер забывать”, он готов в любой момент потерять все, что накопил за последние годы, ведь он делал это уже не раз и давно отучился привязываться к местам, людям и чувствам.
По жестокой иронии, именно в момент максимальной отрешенности от бытия Равик, так отчаянно старающийся выручать всех вокруг, против желания их обоих спасает Ее.
“Она всецело отдавалась тому, что делала в данную минуту. У него мелькнула смутная догадка: в этом есть не только своя прелесть, но и какая-то опасность. Она была само упоение, когда пила; сама любовь, когда любила; само отчаяние, когда отчаивалась, и само забвение, когда забывала”.
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Жоан Маду, не обремененная талантом актриса, певица с небольшим репертуаром и танцовщица с внешностью женщины готовой дарить любовь и разбивать сердца, тоже приезжает в Париж не от хорошей жизни.
Итальянка с румынскими корнями погрязла в отношениях, любовь в которых давно умерла.
И в попытке то ли вернуть былую страсть, то ли найти более подходящее место для шумного разрыва, она вместе с женихом прибывает в город бесконечной романтики.
Хотя Жоан и жалеет, что не относилась к своему ухажеру иначе и перестала испытывать к нему былые чувства, для нее, не способной жить без любви, зашедшие в глухой тупик отношения походят на изощренную пытку.
Но беда не приходит одна, и бойфренд героини уходит от нее прежде, чем она успевает его бросить.
Он в муках умирает от воспалению легких, с уязвленной гордостью и разбитым сердцем, оставив Жоан в одиночестве страдать от осознания того, что смерть отняла у нее возможность закончить отношения на своих условиях.
“— Я была невероятно несчастна.
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Боль от утраты и бессилие перед лицом города, наполненного любовью и жизнью даже во времена всеобщей паники и упаднических настроений, приводят Жоан к спасительному мосту, раскинувшемуся над холодными водами ноябрьской Сены.
Героиня бродит по улицам, рассматривая искры жизни в глазах прохожих в поисках такой же заблудшей души, чтобы излить на нее свое несчастье, но находит лишь мост, перила которого обещают лучший мир и воссоединение с давно потерянной любовью.
До встречи с Равиком Жоан была совсем другой, но оторванность от мира из-за невыносимой тоски длиною в неделю стирает из памяти все ее прошлое. Героиня романа остается такой же неразрешимой загадкой для Равика, как и для читателей. Ремарк рисует портрет Жоан аккуратно, большими штрихами, не слишком углубляясь в изгибы ее личности.
“Это целая вечность, если ты по-настоящему несчастен. Я была настолько несчастна – вся, полностью, – что через неделю мое горе иссякло. Несчастны были мои волосы, мое тело, моя кровать, даже мои платья.
Я была до того полна горя, что весь мир перестал для меня существовать. А когда ничего больше не существует, несчастье перестает быть несчастьем. Ведь нет ничего, с чем можно его сравнить. И остается одна опустошенность.
А потом все проходит и постепенно оживаешь”.
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Она красива и легкомысленна, бросается с головой в авантюры и видит перед собой лишь черное и белое. Жоан легко мечется между ярко горящей ненавистью и всепоглощающей любовью, ни на секунду не задерживаясь посередине.
Она отдается моменту, в котором живет, и если он был счастливым, то Жоан не помнит грусти, а если несчастным — забывает о том, что когда-то было иначе.
Ее глаза блестят искоркой жизни, стоит самой маленькой надежде зародиться в ее душе, а слезы накатывают водопадом при первых тоскливых мыслях.
Равик ненароком спасает ее от бездумного порыва, но даже и не подозревает, что спасение простирается далеко за пределы моста. Их любовь мгновенно вырастает из одной неловкой ночи. Жоан не знает, чего она хочет до тех пор, пока чувства вновь не захлестывают ее с головой.
Равик не дает ей умереть физически, но что более важно — он спасает ее сломанную душу, собирает воедино разбитое сердце ценой своего.
Их яркий роман вдохнул жизнь в мертвого беженца без страны и дома, в обаятельную и легкомысленную девушку, в холодную комнату отеля и в город полный экзистенциального ужаса перед грядущими событиями.
“Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя. Но зачем же тогда жить? С таким же успехом можно и умереть…”
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Жоан и Равик встретились, когда весь мир и лично они не могли упасть ниже. Впервые за долгое время они, благодаря друг другу, оказались на твердой земле, нашли причину, чтобы вставать по утрам и ложиться спать по ночам.
Они разные во всем, их разделяет десятилетняя пропасть в возрасте.
Для него тонущие в крепком алкоголе ночи в дешевых ресторанах, бок о бок со скучающими проститутками, и дни в отеле по соседству с клопами и беглыми евреями — это настоящая жизнь, а для нее — не более, чем медленная смерть.
Даже одиночество, объединяющее их непохожие души, оказывается разным. Она одинока и всем сердцем ненавидит это. Он одинок и не планирует этого менять. Жоан и Равик, столь непохожие, сталкиваются на мосту через Сену и с тех пор больше не способны оторваться друг от друга.
Их любовь — из тех, что горит ярко каждую ночь, а наутро оставляет выжженную пустыню сомнений и страхов перед будущим. Бесчисленное количество раз они расходятся, убеждая себя в том, что оба не способны полюбить и привязаться к другой душе.
Именно поэтому каждое их свидание словно первое — красивое и свежее, как парижское весеннее утро.
Они живут вместе, пока время умирает, ведь в мировой истории никогда не было подходящего места для любви. Пока Равик и Жоан собирают воедино свои разбитые души по осколкам, мир неумолимо катится к концу света, до которого остается всего год.
Вокруг тысячами гибнут люди, и рождаются тысячи готовых умереть на чужой войне. Жертвы милитаристических режимов оставляют дома, семьи, привычные жизни.
Но у того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище — взволнованное сердце другого человека.
“Любовь как болезнь – она медленно и незаметно подтачивает человека, а замечаешь это лишь тогда, когда уже хочешь избавиться от нее, но тут силы тебе изменяют”.
— “Триумфальная арка”, Эрих Мария Ремарк
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написать
Источник: https://dtf.ru/read/25214-triumfalnaya-arka-e-m-remark-lyubov-za-god-do-konca-sveta
“Триумфальная арка” краткое содержание романа Ремарка
Ноябрьской ночью в Париже Равик останавливает на мосту женщину. Незнакомка – в отчаянии.
Равик в начале ведет ее в шоферский кабачок, расположенный рядом с Триумфальной аркой, и угощает нормандской яблочной водкой – кальвадос, затем – к себе, в номер отеля “Энтернасьональ”.
Первую половину ночи главный герой романа проводит в операционной с доктором Вебером и медсестрой Эжени: он пытается исправить последствия неудачного аборта у молодой девушки. Пациентка умирает.
По дороге в отель Равик заходит в публичный дом “Озирис”. Там он выпивает вместе с распорядительницей Роландой и возвращается в номер.
Остаток ночи Равик проводит вместе с женщиной. Утром он узнает, что накануне у нее умер любовник. Вместе с незнакомкой Равик идет в отель “Верден”.
Он улаживает вопрос с выдачей свидетельства о смерти, помогает женщине, которую зовут Жоан Маду, вернуть свои вещи и деньги, оплатить счет за номер, переселиться в другой отель – “Милан”.
В один из рабочих дней Равик рассказывает Веберу о своем положении: он – нелегальный эмигрант, бежавший из нацистской Германии. Во Франции ему запрещено не только работать, но и жить, так как у него нет визы. Равик не может снять квартиру. Он живет в “Энтернасьонале”, так как в нем не требуется регистрации. В Германии герой был главным хирургом крупной больницы.
Имя Равик – вымышленное, взятое им уже в третий раз для того, чтобы избежать повторного ареста при обнаружении его властями Франции.
В четверг Равик осматривает девушек в публичном доме “Озирис” на предмет наличия у них венерических заболеваний. Вечером он играет в шахматы с русским эмигрантом – швейцаром ночного клуба “Шахерезада”, Борисом Морозовым в столовой “Энтернасьоналя”, ругается с испанскими офицерами, получает от Жоан деревянную статуэтку Мадонны.
Равик навещает Жоан и приглашает ее поужинать в “Бель Орор”. За кофе в “Колизее” женщина рассказывает о себе: она – актриса, выросла в Италии, ее отец был румыном, мать – англичанкой. Равик предлагает ей поговорить с Морозовым насчет работы. Весь вечер герои пьют.
Ночь Равик проводит в номере Жоан.
Продавщица шляп Люсьенна Мартинэ, спасенная Равиком от последствий неудачного аборта, не слишком рада тому, что избежала смерти. Она думает о том, как ей расплатиться за операцию и время, проведенное в клинике.
Сидя в бистро, Равик замечает на улице Хааке – гестаповца, убившего Сибиллу. В разговоре с Морозовым, герой узнает, что русский так же, как и он, ждет времени, когда сможет вернуться в свою страну и рассчитаться с убийцами отца.
В Париж приезжает Кэт Хэгстрем. Два года назад Равик удалил ей аппендикс, проведя свою первую удачную операцию во французской столице. Две недели назад Кэт развелась с мужем, ставшим австрийским фашистом.
Хозяйка “Энтернасьоналя” готовится к новым постояльцам – испанским республиканцем: она меняет портреты нацистских лидеров на коммунистов – Ленина, Троцкого и других. Вечером Равик ужинает в “Шахерезаде” с Кэт и видит прекрасное и волнительное выступление Жоан.
На операции по удалению плода выясняется, что у Кэт – рак. Подавленный Равик идет в “Шахерезаду”, где встречает Жоан. Они отправляются в кабачок у Триумфальной арки, после чего едут к Равику и проводят вместе ночь.
Доктор навещает Люсьенну. Парень девушки, Бобо ведет себя крайне вызывающе. Вечером Жоан признается Равику в том, что весь сегодняшний день она “жила”.
Герои проводят вместе вторую ночь.
Равику не удается сказать Кэт о раке. Сама же женщина ни о чем его не спрашивает: она верит доктору и думает, что у нее все в полном порядке.
Акушерка мадам Буше – полная женщина в кимоно – отказывается отдать 300 франков за неудачный аборт Люсьенны. Она видит, что Равик – эмигрант и предлагает ему работать вместе. Ночью доктор понимает, как его “ждет” Жоан – с любовью.
Он уходит из отеля и возвращается только утром.
В клинику привозят мальчика Жанно с раздавленной автомобилем ногой. Кэт делится с Равиком мечтами о будущем: она хочет иметь старомодную семью и детей. Ночью Жоан признается доктору в любви и говорит, что счастлива с ним.
Жанно отнимают ногу выше колена. Он рад тому, что теперь страховая компания будет выплачивать ему пожизненную пенсию. Вечером Равик ужинает с Морозовым и снова видит на улице Хааке.
Ночью доктор вспоминает о том, как гестаповец пытал его, пытаясь узнать, куда бежали двое людей, разыскиваемых фашистами, как потом он был отправлен в концентрационный лагерь, а затем в госпиталь, из которого впоследствии бежал. Равик бродит по улицам, ища Хааке, затем едет в “Шахерезаду” и признается Жоан в любви.
Главный герой навещает пациентов – Кэт, Жанно, проводит осмотр проституток в “Озирисе”. Ночью Жоан говорит о том, что она устала и хочет спокойной жизни в своем доме.
Равик рассказывает ей о своем нелегальном положении и обещает съездить вместе на курорт. На очередной операции, которую он делает вместо Дюрана, доктор выторговывает за работу две тысячи франков против обычных двухсот.
Равик оперирует Леваля – главного человека по делам эмигрантов.
Ночью Равику снится кошмар. Проснувшись, доктор вспоминает ужасы гестапо. До утра он разговаривает с Жоан и пьет кальвадос.
В феврале 1939 года Равик с Жоан едут на Французскую Ривьеру. Они загорают, играют в казино, ходят по ресторанам. Жоан катается на моторной лодке с новыми друзьями.
Равик думает о том, что она уже начала незаметно отдаляться от него.
Через неделю после возвращения с моря Равик становится свидетелем трагического падения рабочего со строительных лесов. Он констатирует его смерть и помогает пострадавшей женщине, которую зацепило упавшей балкой. Прибывшая на место происшествия полиция арестовывает Равика.
Через три месяца, проведенные в Швейцарии, Равик возвращается в Париж. Морозов рассказывает доктору, что Жоан ушла из “Шахерезады” пять недель назад. Равик ищет женщину в “Милане”, но не находит.
Он просит Вебера уступить ему простую операцию по удалению аппендицита и только после этого чувствует себя так, словно вернулся домой.
Равик встречает Жоан в “Клош д’Ор”. Разлука только усилила его любовь к этой женщине. Жоан приходит в ярость от того, что Равик за две недели в Париже не потрудился найти ее. Тем не менее она приходит к нему в номер, и герои проводят ночь вместе. Утром Жоан говорит, что не доверяет Морозову.
Ночью Равик тщетно ждет ее в “Энтернасьонале”, играя в шахматы с Борисом. Жоан объявляется только через два дня. Она звонит Равику в клинику и просит его придти.
В квартире у Жоан Равик говорит, что не собирается делить ее с другим мужчиной. Вечером женщина приходит к нему в номер и просит разрешения остаться. Равик слишком любит ее, что позволить это.
Из Италии возвращается Кэт Хэгстрем. Она рассказывает доктору о небывалой воинственности, проснувшейся в итальянцах. Кэт знает, что она больна.
В кафе “Триумф” Равик встречает Люсьенну. Девушка стала проституткой. Она предлагает Равику себя, бесплатно. Из кафе доктор идет в Лувр, затем, не осознавая этого, – к Жоан.
Под ее окнами Равик понимает, что вместе с любовью он обрел жизнь.
В ресторане доктор сталкивается с Хааке. Последний не узнает Равика: он видит в нем соотечественника, с которым можно поговорить. Доктору не удается убить Хааке, так как тот вместе с друзьями уезжает в Берлин.
Гестаповец обещает вернуться через две недели.
Дюран просит Равика исправить последствия неудачной операции. Доктор соглашается оперировать только после признания Дюраном своей ошибки.
Кэт просит Равика составить ей компанию в походе на костюмированный бал к Монфорам. Ночью к доктору приходит Жоан и устраивает ему сцену ревности. Равику не хватает сил отпустить от себя любимую женщину.
Бал у Монфоров испорчен дождем. Равик с Кэт катаются на автомобиле по мокрому Парижу. Доктор никак не может сосредоточиться на разработке плана по убийству Хааке.
Жоан звонит Равику в четыре ночи и умоляет спасти ее. Приехав к любимой, доктор понимает, что она снова попыталась сыграть на его чувствах. Равик просит Жоан оставить его в покое.
Он говорит, что между ними была любовь, и поэтому дружбы уже не будет.
Роланда уходит из “Озириса”, чтобы выйти замуж и открыть собственное кафе на деньги, доставшиеся ей после смерти тетки.
В ожидании звонка от Хааке Равик начинает нервничать. Доктор понимает, что пока не избавится от гестаповца, он не может оперировать больных. Морозов помогает Равику караулить звонок Хааке и достает ему автомобиль для убийства. Гестаповца доктор встречает случайно – в “Озирисе”.
Он предлагает ему поехать в элитный бордель, завозит в Булонский лес и убивает. Тело гестаповца Равик отвозит в Сен-Жерменский лес. Там он закапывает труп в яму, предварительно раздев и обезобразив лицо Хааке. Вещи убитого доктор прячет в землю в нескольких километрах от тела.
Документы гестаповца и фирменные знаки с одежды Равик сжигает.
На прощальном ужине Роланда дает доктору свой адрес. Она знает, что Равик – беженец. Женщина рассказывает ему о приходе полицейского в “Озирис”, которому она ничего не рассказала ни о Хааке, ни о докторе.
Морозов говорит Равику, что пора бежать из страны. Доктор решает остаться во Франции. Несколько еврейских семейств уезжают из “Энтернасьоналя” в Америку.
Равик провожает Кэт Хэгстрем на “Нормандию”. Париж погружается в темноту.
Любовник Жоан стреляет в нее. Врачи не могут помочь женщине, так как извлечение пули приведет к немедленной смерти. Равик и Жоан объясняются друг другу в любви. Желая избавить любимую от мучений, доктор делает ей смертельный укол.
Немецкие войска вторгаются в Польшу. При аресте постояльцев “Энтернасьоналя” Равик называет полиции свое настоящее имя – Людвиг Фрезенбург.
Источник: https://studentguide.ru/kratkie-soderzhaniya/triumfalnaya-arka-kratkoe-soderzhanie-romana-remarka.html
Э. М. Ремарк, "Триумфальная арка", краткое содержание и ваш отзыв о книге?
Книга «Триумфальная арка» — это книга о злоключениях немецкого эмигранта Равика в Париже. Книга — автобиографична. Практически, можно считать, что Ремарк в виде Равика описал себя.
Был такой период истории Германии, когда после прихода нацистов к власти в 1933 году, произошли крупные социальные потрясения. Очень многие люди были отправлены в концлагерь. Практически, это были те же самые тотальные репрессии, как и при Сталине.
Все несогласные с политикой властей или умертвлялись, или отправлялись в концлагеря, или высылались за границу. Очень многие убежали сами. Все, кто был против идеи верховенства арийской расы, дискриминировались тем или иным способом. Убежал и Равик.
Сначала его приняла Швейцария, а потом Париж, так как в большом городе эмигранту без документов (Равик это была его фальшивая фамилия) можно было легко затеряться.
Практически вся книга повествует о том, как тяжело было немецким эмигрантам (а их было тысячи….) скрываться от полиции. Французская власть всех, кто не имел вида на жительство, депортировала назад в Германию.
Равик скрывался под вымышленной фамилией и работал врачом, хотя это было ему запрещено, не имея документов). В ходе повествования, его несколько раз ловили и депортировали, но он возвращался назад, к Триумфальной арке.
Имея неплохую и высокооплачиваемую работу Равику жилось довольно сносно, пока его не ловила полиция. Он жил в гостинице, ел и пил, что хотел… Проблемой была только та политическая ситуация, в которой оказались бывшие граждане Германии. Равику удалось даже побывать в немецком концентрационном лагере, где подвергался мучениям. Убежать в Париж ему было за счастье.
Вторая основная тема книги — это любовь Равика к артистке Жоан, которая случайно приехала в Париж. Он ее полюбил, а она его. Но это была очень тяжелая для обоих любовь. Равик понимал, что не имеет права привязывать к себе женщину из-за своего шаткого социального положения.
Женщина находилась в стесненных жизненных условиях из-за отсутствия денег и достойной работы. Она не хотела оказаться на иждивении у Равика. Но, как бы там ни было, у пары было несколько недель счастливой жизни, перемешанной со скандалами и ссорами….
В конечном итоге они расстаются, и буквально через несколько дней эту женщину убивают… Равик делает операцию ей, когда она еще была жива, но смертельно ранена. Он ничего не смог сделать для спасения, так как рана была очень тяжелая… Женщина умирает в день, когда началась Вторая мировая война….
Равик вынужден бежать дальше из страны. На этом книга заканчивается.
Утверждают, что прообразом женщины Жоан была Марлен Дитрих, знаменитая немецкая актриса. И действительно, у них с Ремарком был роман где-то в середине 30-х годов в Италии.
И этот роман тоже был очень тяжелым, так как оба влюбленных имели свои амбиции.
Кстати, Марлен Дитрих, которая тоже уехала в этот тяжелый период из Германии, помогла и Ремарку эмигрировать в США, где он стал очень богатым, благодаря своим романам.
Впечатления от книги разные. Ясно, что книга автобиографична, и стоит только удивляться, сколько испытаний может выпасть на долю одного человека. Действительно, любой из нас очень зависит от политики, которую проводит его страна (как внешней, так и внутренней). Жизнь человека может быть из-за этого разрушена в одночасье….
Я считаю роман с Жоан и ее саму довольно экзотичной. Таких женщин у нас нет, а если и есть, их вряд ли встретишь. Вся любовь Равика к Жоан также довольно экзотична. Любовь и конфликты идут вместе… Это для нас необычно. Возможно, что из-за войны обычные человеческие отношения искажаются. Нет будущего — нет нормальной любви. Роман оставляет тягостное ощущение бесперспективности жизни…
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3337151-e-m-remark-triumfalnaja-arka-kratkoe-soderzhanie-i-vash-otzyv-o-knige.html