Жизнь и творчество фонвизина

Денис Иванович Фонвизин – известнейшей литератор эпохи Екатерины II, основатель жанра «Бытовая комедия», статский советник, писатель, яркий представитель направления «Классицизм». Родился драматург 14 апреля 1745 года. Умер – 12 декабря 1792. Изучается биография Фонвизина как в общеобразовательных, так и средне-специальных и высших учебных учреждениях.

Детство знаменитого драматурга

Жизнь и творчество Фонвизина

Родился будущий русский писатель в апреле 1745 года в Москве. Все члены его семьи были дворянами и происходили от рыцарского рода (который перебрался в Россию из Германии в середине XIV века). Отец Дениса Ивановича дослужился до звания майора и покинул службу. Несмотря на дворянский статус, семья Фонвизиных имела скромный доход.

Юный Денис Фонвизин, в отличие от своих дворянских сверстников, изучением французского не занимался. До поступления в школу будущий писатель знал только русский язык. Уже в образовательном учреждении он начал изучать немецкий.

До 1755 года Фонвизин обучался на домашней основе. После окончания начального образования он поступил в дворянскую гимназию, а затем – в Московский университет (факультет философии).

Уже через 5 лет после поступления в учебное учреждение Денис Иванович отправляется в Петербург, как «избранный ученик».

Именно здесь будущего писателя ожидало знакомство с такими личностями, как: Александр Сумароков и Михаил Ломоносов.

Жизнь и творчество Фонвизина

Творческий путь статского советника. Начало

Творческий путь Дениса Ивановича начался в годы обучения. Еще в университете литератор занимался переводом иностранных статей для университетских изданий. Первыми переведенными им произведениями были:

  • Альзира или американцы;
  • Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского;
  • Басни Хольберга.

Параллельно с переводческой деятельностью, Фонвизин создавал и свои произведения. Его ранние тексты обладали острой сатирической направленностью.

Творческая жизнь литератора плотно переплеталась с его работой. В 18 лет юноша был устроен на государственную службу к Екатерине II. С должности «Секретарь кабинет-министра» через 6 лет Фонвизин переходит на должность «Личный секретарь графа Панина».

Собственные произведения Дениса Ивановича были представлены миру уже в 1760 году. Известность же Фонвизина как писателя пришла к нему только через 8 лет после первой публикации. Причиной общественного резонанса стала выпущенная писателем пьеса «Бригадир».

Интересный факт: после публикации «Бригадира» Фонвизин был в срочном порядке вызван в Петергоф. Именно здесь писатель лично прочитал комедию Екатерине.

Жизнь и творчество Фонвизина

Сатирическая комедия имела небывалый успех. Ее читали все слои населения. По книге создавались постановки, которые на протяжении долгого времени не сходили со сцены.

Жизнь и творчество Фонвизина

Государственная служба писателя

На службе при Екатерине Денис Иванович стал доверенным лицом графа Панина (воспитателя будущего императора Павла) и, по совместительству, его другом.

Жизнь и творчество Фонвизина

В 1777 году, не прерывая государственную службу, литератор и драматург Фонвизин отправляется во Францию. Здесь он пробыл всего год, на протяжение которого написал множество писем на родину. Поездка заграницу и острый ум писателя позволили ему:

  • понять социальные, политические и экономические устои французского общества;
  • составить полноценную картинку феодально-абсолютистской Франции;
  • глубже понять ситуацию, актуальную для России;
  • оценить возможность улучшения русского социально-политического порядка и найти пути его достижения.

Все свои мысли по этим темам Денис Иванович излагал в письмах к своей сестре (Ф. И. Аргамаковой) и брату Панина (Петру Ивановичу). Наблюдения писателя нашли отражение и в его зрелом-позднем творчестве (о чем пойдет речь далее).

Жизнь и творчество Фонвизина

Здесь же (во Франции) драматург встретился с Бенджамином Франклином. По мнению многих современных литераторов, именно американский деятель стал прообразом Стародума в произведении Дениса Ивановича «Недоросль».

Годовая командировка за границу стала, в некотором смысле, судьбоносной для писателя. Именно она натолкнула Фонвизина на мысль о необходимости корректировки крепостного права (не полной отмены, а лишь изменения условий), а также дала толчок написанию нового произведения, которое сегодня в обязательном порядке включено в школьную программу.

Жизнь и творчество Фонвизина

После возвращения в Россию Денис Иванович переходит в должность «Советник канцелярии при секретной экспедиции». Параллельно с государственной службой (в 1779 году) литератор приступает к переводу «Та-Гио».

Основной творческий период жизни Дениса Ивановича

Начальным этапом уже зрелого и глубокого творчества литератора считается 1778 год, когда Фонвизин приступает к созданию известнейшей комедии «Недоросль». На ее написание литератор вдохновился поездкой во Францию, которая помогла Денису Ивановичу на сравнительном примере оценить актуальное социальное положение родины.

Жизнь и творчество Фонвизина

Над «Недорослем» драматург трудился 4 с лишним года. Сюжет книги основан на описании дворянского общества и одну из важнейших проблем любого времени – безграмотность. Пьеса получилась очень реалистичной.

В ней раскрылось множество проблем, а все пороки были описаны автором прямо.

Именно такая прямолинейность, а также красочность образов главных героев принесли произведению сумасшедшую (для того времени) популярность.

Жизнь и творчество Фонвизина

Еще одним произведением, которое стало очередной ступенью становления Фонвизина как известнейшего публициста, стало «Рассуждение о непременных государственных законах». Написана книга была для будущего императора России Павла.

В 1783 году писатель вновь отправляется заграницу. На этот раз – в путешествие по Европе. Однако, данной поездке не суждено было затянуться надолго.

Уже через 2 года после прибытия драматург получает апоплексический удар. А еще через 2 – возвращается на родину. Паралич заставил Фонвизина покинуть государственную службу.

Однако, он никоим образом не повлиял на тягу Дениса Ивановича к творчеству.

Жизнь и творчество Фонвизина

После первого приступа публицист также продолжает свою творческую деятельность. Он публиковался в журналах и издавал небольшие (по сравнению с предыдущими) комедии: «Разговор у княгини Халдиной», «Выбор гувернера».

Но не вся творческая биография Фонвизина так безмятежна. Последнее 5-ти томное издание писателя было критично воспринято Екатериной Великой. Она посчитала книгу недостойной выхода в свет и запретила ее публикацию.

Последним произведением, над которым трудился писатель, стала его автобиография «Чистосердечное признание». В ней драматург подробно описал свой творческий путь и жизнь в целом.

Личная жизнь Дениса Фонвизина

О любовных чувствах Фонвизина известно немногое – только то, что он отразил в своем автобиографическом произведении.

По словам самого писателя, влюблен он был единожды (еще будучи юным молодым человеком 23-х лет) – в Анну Приклонскую. Женщина была очень умна, начитана, обаятельна и хороша фигурой.

Интересно, что она отвечала драматургу взаимностью. Но союз Фонвизина и Приклонской был обречен – Анна уже была замужем и не могла предать своего мужа.

Несмотря на то, что до конца своих дней Денис Иванович любил лишь Анну, он все же женился на другой женщине. Избранницей писателя стала Катерина Хлопкова, с которой они познакомились на службе.

Жена стала для драматурга лучшим другом, поддержкой и опорой. Она была в него безумно влюблена (что замечали даже окружающие).

А он – относился к ней с теплом, добротой и нежностью (все еще храня в сердце Анну).

Именно Катерина Хлопкова помогала Денису Ивановичу, когда его тело было скованно параличом. Сперва у драматурга отнялась речь и возможность управления рукой. После – тело было охвачено уже более серьезно.

Жена при этом была для него единственной нянькой и оставалась рядом со своим возлюбленным до конца его дней. Увы, наследников у знаменитого писателя и публициста нет. У Катерины и Дениса не было детей.

Последние годы Дениса Ивановича и смерть великого писателя

Последние несколько лет Денис Иванович серьезно болел. Паралич сковывал его тело дважды, отнимая возможность говорить и управлять своим конечностями в полной мере. Несмотря на это, Фонвизин никогда не переставал писать.

Он составлял статьи и переводил зарубежные произведения до последнего своего дня. Верным помощником для него в данной деятельности стала его жена – Катерина, которая беспрерывно караулила постель мужа. Она же выступала и в качестве секретаря публициста, подавая ему нужные письменные принадлежности.

Умер Денис Иванович Фонвизин в 1792 году (в возрасте 48-ми лет). Похоронили писателя на Лазаревском кладбище. Надгробие, на котором из всех заслуг драматурга указано лишь «Статский советник», хорошо сохранилось и до наших дней.

В память о денисе ивановиче

Память о Фонвизине сохраняется сегодня благодаря не только школьной литературе (в программу которой в обязательном порядке включена комедия «Недоросль»), но и памятным местам, посвященным драматургу. Имеются такие в различных городах России:

  • Станция Фонвизинская (Московский метрополитен);
  • Скульптура «Писатели и художники» (Великий Новгород);
  • Улицы имения Дениса Фонвизина (по всей России – 17 улиц, 1 переулок).

Проспекты и улицы называются в честь русского писателя и за пределами России – в Алматы, Запорожье, Херсоне, Харькове. В память о писателе организовываются как временные, так и постоянные выставки. А в библиотеках всегда представлены печатные издания знаменитых произведений.

Литературные последователи отзывались о Денисе Ивановиче исключительно в положительном ключе. Пушкин ценил в его произведениях веселость и прямолинейность. А Белинский считал Фонвизина лучшим из тех, кто не побоялся показать не заоблачные представления, а действующую реальность. Переоценить вклад писателя в развитие русской литературы невозможно.

  • Краткую хронику жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина смотрите в следующем видео:
  • Возможно вам также будет интересно узнать биографию Пушкина.
  • Alexandra Druzhinina

Источник: https://RTP-news.com/biografija-fonvizina/

Денис Фонвизин — биография, личная жизнь, фото

Денис Фонвизин – великий русский писатель, драматург, публицист, переводчик и создатель русской бытовой комедии.

Кроме писательства Фонвизин занимался политикой. Он был статским советником и секретарем главы русской дипломатии Н. И. Панина.

Биография Фонвизина изучается не только учащимися 9 класса, но и студентами. Школьники знают его в основном по знаменитому произведению «Недоросль».

  • В биографии Фонвизина много интересных фактов, с которыми вы сможете ознакомиться прямо сейчас.
  • Итак, перед вами краткая биография Дениса Фонвизина.
  • Жизнь и творчество Фонвизина

Краткая биография Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 г. в Москве. Его предки были дворянами, происходившими из ливонского рыцарского рода.

Прародитель Фонвизина попал в русский плен во время Ливонской войны (1558-1583) и крестился в православие.

Образование

В период биографии 1755-1760 гг. Денис Фонвизин учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года – на философском факультете университета.

В 1760 г. в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Сумароковым.

В 1761 г. по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга.

Через год он уже переводит роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», трагедию Вольтера «Альзира или американцы» и «Метаморфозы» Овидия.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

Творчество

Согласно официальной биографии Фонвизина, предположительно к 1760 г. была написана не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый ранний «Недоросль».

  1. Однако существует версия, что ранний «Недоросль» вообще не принадлежит перу Дениса Ивановича.
  2. Жизнь и творчество Фонвизина
  3. Следует заметить, что Фонвизин находился под сильным влиянием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция.
  4. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.
  5. Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере.
  6. Когда он сделал перевод трагедии Вольтера, его назначили состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине.

Также большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир». Интересен факт, что Фонвизин был даже специально приглашен в Петергоф для прочтения этого произведения самой императрице.

В результате он сблизился с воспитателем Павла Петровича (будущего российского императора), графом Никитой Ивановичем Паниным.

В 1769 г. Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц.

Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение об истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».

Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

Государственная служба

В период биографии 1777-1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина) и Я. И. Булгакову.

Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических проблемах французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину Франции.

  • Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине.
  • Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности».
  • Его пугала возможность новой пугачёвщины, и он считал, что необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений.
  • Отсюда основное требование – введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо не только для простых граждан, но и для монарха.
  • Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности, а именно, – безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.
Читайте также:  Жизнь и творчество иоганна гёте

Зрелое творчество

  1. Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом.
  2. При этом его ждало резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.

  3. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной».

  4. Кроме того, в последние годы своей жизни Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Личная жизнь

В биографии Дениса Фонвизина была только одна жена. В 1774 г. литератор заключил брак с дочерью богатого купца – Екатериной Роговиковой. Она была вдовой адъютанта графа Чернышева – А. А. Хлопова.

После смерти Хлопова Екатерина получила в управление огромное состояние, и, выйдя в 27-летнем возрасте за Фонвизина, полностью обеспечила его.

Детей в этом браке у них не было.

Смерть Фонвизина

Умер Денис Иванович Фонвизин в декабре 1792 г. Ему было всего 47 лет.

  • Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
  • Блестящий талант, большой ум и широкая эрудиция дают полное право считать Фонвизина одним из выдающихся людей екатерининской эпохи.
  • Несмотря на то, что он был характерным представителем русской дворянской интеллигенции своего времени, он вошел в историю, как выдающийся человек своей эпохи.

Через три года после смерти Фонвизина в России родился другой великий писатель – Александр Грибоедов, биография которого во многом похожа на биографию Фонвизина (см. интересные факты о Грибоедове).

Интересные факты о Фонвизине

В биографии Фонвизина было много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них.

  • Любимым писателем Дениса Фонвизина был Руссо
  • Когда состоялась премьера пьесы «Недоросль», ее успех был столь огромен, что зрители закидали сцену кошельками с деньгами.
  • Интересен факт, что Денис Фонвизин был настоящим франтом. Он, в отличие от своего неряшливого современника Ивана Крылова, уделял большое внимание внешнему виду. Его одежда всегда была чиста и выглажена, а обувь украшена большими пряжками.
  • Впервые побывав в Санкт-Петербурге, Фонвизин увидел театральное представление – постановку пьесы датского писателя Людвига Хольберга «Генрих и Пернилл». Это произвело на него столь глубокое впечатление, что он сохранил любовь к театру на всю жизнь.

Жизнь и творчество Фонвизина

  • Пушкин очень любил Фонвизина и высоко ценил веселость его комедий. Он крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Он с любовью отмечал особенность дарования Фонвизина, указывая на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
  • Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы».

Теперь вы знаете все главные события биографии и творчества Дениса Фонвизина.

Если вам понравилась краткая биография Фонвизина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-fonvizina/

Денис Иванович Фонвизин. Подробная биография. Читать онлайн

Жизнь и творчество Фонвизина

Дени́с Ива́нович Фонви́зин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.) 1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего.

Своей странно звучащей для русского уха фамилией Денис Иванович обязан далекому предку, ливонскому барону Берндту-Вольдемару фон Виссину, попавшему в плен при Иване Грозном и оставшемся в Москве. Его потомки приняли православие и несколько раз меняли написание фамильного наименования.

Иван Андреевич Фон-Визин, отец знаменитого литератора, служил в Ревизион –Коллегии, был очень начитанным и порядочным человеком, отличавшимся вежливым обращением со слугами и безупречной честностью в контроле над расходованием казенных средств. Именно он стал прообразом Стародума в знаменитой комедии.

Его жена, из рода Дмитриевых-Мамоновых, родила восьмерых детей, поэтому, несмотря на то, что глава семьи заслужил чин статского советника, семья жила скромно.

Начальное образование было получено Денисом дома, с четырех лет отец стал учить сына грамоте и иностранным языкам.

В 1755 году, сразу же после открытия гимназии при Московском университете, в нее были зачислены Денис и его брат Павел (впоследствии сенатор).

Фонвизины стали одними из лучших гимназистов, Денис выделялся своими успехами в словесности, его сочинения зачитывались на торжественных актах. Он также отличался остроумием, и нередко разыгрывал сатирические сценки из школьных будней.

Фонвизин на протяжении 1759-1762 гг. являлся студентом философского университета. С 1756 по 1759 г. входил в труппу любительского университетского театра М. Хераскова, а позднее играл уже в профессиональном Публичном театре.

В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург.

Здесь он познакомился с Ломоносовым, с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление — постановку пьесы «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.

Под руководством одного из университетских чиновников, М. М. Хераскова, с 1760 г. начал издаваться журнал «Полезное Увеселение», объединивший на своих страницах всех почти молодых писателей того времени, связанных к тому же единством литературной школы: все они были более или менее последовательными учениками Сумарокова.

Литературное движение охватило и студенчество; многие из учащихся университета пробовали свои силы в переводах, печатавшихся потом в «Полезном Увеселении». Фонвизин был среди них; в журнале Хераскова был помещен его перевод нравоучительной повести «Правосудный Юпитер».

Одновременно Фонвизин по предложению университетского книгопродавца Вевера, прослышавшего о даровитом студенте, перевел с немецкого языка книгу басен датского писателя Гольберга; перевод был тогда же напечатан (1761).

В следующем году (1762) Фонвизин энергично сотрудничал в научно-популярном журнале своего учителя, профессора Рейхеля («Собрание лучших сочинений») – он поместил в нем 5 переводных статей.

В то же время он переводил «Метаморфозы» Овидия (не напечатано) и 1 том обширного политико-нравоучительного романа Террасона «Геройская добродетель и жизнь Сифа, царя Египетского» (1762 г., последующие 3 тома печатались до 1768 г.; перевод был сделан с немецкого языка).

Тогда же Фонвизин впервые попробовал свои творческие силы на поприще поэзии; он перевел стихами трагедию Вольтера «Альзира». Впрочем, он сам остался недоволен своим переводом и не отдал его ни на сцену, ни в печать. В 1769 году Фонвизин перевел сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году.

Её действующие лица — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

По традициям того времени, Дениса еще подростком записали в лейб-гвардейский Семеновский полк. Однако в 1762 году он подал прошение об отставке, оставил университет и поступил служить в Коллегию иностранных дел. Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере.

Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин.

Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу — «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». На протяжении 1766-1769 гг.

была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

Комедия «Бригадир» пользовалась большим успехом, для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. Период биографии с 1769 по 1782 г.

был связан со службой у графа Н.И. Панина; Фонвизин работал у него секретарем, а позднее превратился в доверенное лицо. Находясь на этой должности, он попал в мир большой политики, закулисных игр.

Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину(брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову.

Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер.

Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции.

Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности».

Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха.

Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.

Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной».

Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

В ходе работы Фонвизину приходилось много контактировать с Катериной Хлоповой, и женщина влюбилась без памяти, что было заметно для окружающих. На последнем заседании суда мужчину даже обвинили, что он защищает свою любовницу, а в ответ Фонвизин заявил, что женится на ней, и сдержал обещание.

В 1784 и 1785 г. Фонвизин уезжал в Италию лечиться, в 1787 г. поправлял заметно пошатнувшееся здоровье в Вене. Испытывала чета Фонвизиных в это время и трудности финансового характера. Занятия литературой оказались фактически свернутыми.

Детей у Фонвизиных не было, но писатель обрел надежного друга, помощника и поддержку в лице хрупкой Катерины. Когда Дениса Ивановича разбил паралич, он утратил способность говорить и не мог управлять рукой, верная супруга была ему как нянька.

Тогда мужчине было чуть больше 40 лет, и Катерине удалось его выходить. Но спустя несколько лет паралич снова сковал тело мужчины, однако он не переставал писать до последнего своего дня.

А его жена все это время находилась рядом, помогала и ухаживала за Денисом Ивановичем.

Умер Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Супруга его Екатерина Ивановна (1746—1796), урождённая Роговикова (из купеческого сословия), пережила мужа на 4 года.

На надгробном камне могилы Фонвизина между изображением креста вверху и адамовой головой внизу была выбита надпись: «Под сим камнем погребено тело статского советника Дениса Ивановича Фонвизина. Родился в 1745 году, апреля 3 дня. Преставился в 1792 году декабря 1 дня. Жизнь его была 48 лет, 7 месяцев и 28 дней».

Читайте также:  Динка прощается с детством - краткое содержание повести осеевой

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

Библиография

  • 1768 – «Бригадир»
  • 1780 – «Каллисфен»
  • 1782 – «Недоросль»
  • 1783 – «Рассуждение о непременных государственных законах»
  • 1783 – «Повествование мнимого глухого и немого»
  • 1786 – «Всеобщая придворная грамматика»
  • 1786 – «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина»
  • 1788 – «Наставление дяди своему племяннику»
  • 1791 – «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»

Ключевые слова: Денис Фонвизин,Денис Иванович Фонвизин,Фонвизин,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,русская литература,классицизм

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20190806-biografiya-denisa-fonvizina

Денис Фонвизин биография

Фонвизин Денис Иванович (1745 – 1792) – русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы «Недоросль».

Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома.

В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.

С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.

С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью.

Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Параллельно писатель занимался переводами.

В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.

С 1762 года Фонвизин работает переводчиком, а с 1763 – секретарем кабинет-министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году Денис Иванович переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.

В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого была еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.

С 1777 по 1778 год Фонвизин пробыл за границей, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». В 1783 году Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».

С 1781 года Денис Иванович занимает место статского советника. В 1782 году выходит в отставку. Осенью этого же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга – комедии «Недоросль» (дата написания – 1781 г.) в Петербурге. В 1783 пьеса была поставлена в Москве.

С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.

В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).

1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

  • Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл». Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
  • Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
  • Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
  • Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Тест поможет лучше запомнить краткую биографию Фонвизина:

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/f/fonvizin-denis-ivanovich-fonvizin-denis-ivanovich

Фонвизин денис иванович

Фонвизин денис иванович — прозаик, драматург, переводчик. Создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник. Старший брат сенатора П.И. Фонвизина.

Семья. Юность

Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода: ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иване Грозном, затем стал служить русскому царю.

Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание von Wiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С.

Тихонравов установил современное написание фамилии писателя. Отец Фонвизина, Иван Андреевич был чиновником ревизион-коллегии, приближенным ко многим известным политикам.

Фонвизин получил хорошее домашнее образование. В 1755-1760 годах учился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком.

В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову. Там его «произвели в студенты» философского факультета.

Денис Иванович активно участвовал в студенческой жизни, играл в любительском театре М.М. Хераскова.

Первые литературные опыты

В это время он дебютирует на литературном поприще как переводчик: переводит с немецкого сборник популярного в Европе норвежско-датского писателя Людвига Хольберга «Басни нравоучительные» (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 годах (в т. ч. в журнале М.М.

Хераскова «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина — Павла). Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубликован 1894).

Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» (1762-1768). Также Денис Иванович перевел огромный поэтический труд Овидия «Метаморфозы».

Помимо всего прочего, им были переведены более двух сотен различных басен.

«Елагинский кружок». «Бригадир» и появление «комедии нравов»

В 1762 году Фонвизин оставляет университет и переезжает в Петербург, где начинает работать переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он работал под руководством статс-советника дворцовой канцелярии И.П. Елагина, который управлял «придворной музыкой и театром» и покровительствовал начинающим литераторам.

Елагин оценил фонвизинский перевод вольтеровской трагедии и вскоре молодой писатель вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, В.И. Лукин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. Для этого они переделывали иностранные пьесы, налагая их содержание на русские реалии.

Также в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» («серьезной комедии»), теоретиком которой выступал Д. Дидро. В этом духе Фонвизин в 1764 году и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней».

Действие в пьесе происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Также в то время Фонвизин сблизился с литературным кружком поэта и переводчика князя Ф.А.

Козловского, завязалась дружба между ним и выдающимся актером И.А. Дмитриевским.

В 1769 году появилось первое абсолютно самостоятельное произведение Фонвизина — пьеса «Бригадир», которую по достоинству оценил Н.И. Новиков. Она была поставлена в театре в 1770 году, хотя вышла в печать только в 1786 году.

«Бригадир» стал первой в русской литературе «комедией нравов» в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки. В «Бригадире» все пороки, все поведение персонажей социально обусловлено.

Здесь жестоко высмеивается невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров.

Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича.

Основным художественным достоинством пьесы является метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью. На первый план выдвинута фигура «галломанствующего» Иванушки, с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.

В 1760-х годах, во время работы Комиссии для составления нового Уложения (1767), Денис Иванович высказывался  по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф.

Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им в конце 1760-х компиляция из трудов немецкого юриста И.Г.

Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина». В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М.

Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А.

Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.

Служба Н.И. Панину. «Записки первого путешественника»

В 1769 году Денис Иванович  занял должность одного из секретарей при руководителе Коллегией иностранных дел графе Н.И. Панине, который, в свою очередь,  стал воспитателем наследника престола. Никита Иванович строил планы досрочной передачи престола цесаревичу Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян.

Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х годах он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист «партии Панина», наставляющий монарха, как править на благо нации) — в «Слове на выздоровление Павла Петровича» (1771) и переводе «Слова похвального Марку Аврелию» А.

Тома (1777).

В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции.

Одной из причин этого  путешествия была длительная болезнь жены писателя Екатерины Васильевны (в девичестве Дмитриева-Мамонова, у пары было 8 детей).

Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в «Записках первого путешественника», которые стали одной из важных вех в процессе изменения облика русской прозы в этот период.

После опалы и отставки Н.И. Панина, в марте 1782 году подал в отставку и Фонвизин. В 1782-1783 годах «по мыслям Панина» он сочинил «Рассуждение о непременных государственных законах» (т.н. «Завещание Панина»), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И.

Паниными проекту «Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью» (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это «Завещание Панина», изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.

Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру «Жизнь графа Н.И. Панина», вышедшую в Санкт-Петербурге сначала на французском (1784), а затем и на русском языке (1786).

В 1784 году Денис Иванович вновь отправляется за границу — в Италию и Германию, что было связано и с необходимостью лечения от начавшегося у писателя частичного паралича.

«Недоросль»

После восстания Е.И. Пугачева в 1773-1775 годах любое проявление либеральных взглядов могло повлечь за собой тяжелые последствия.

Но, несмотря на это, в начале 1780-х годов увидела свет доставившая Фонвизину славу и всеобщее признание комедия «Недоросль» (1779-1781, поставлена в сентябре 1782 года, опубликована в 1783 году). Первая постановка пьесы на придворной сцене на Царицыном лугу имела необыкновенный успех.

В центре комедии — образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и среди своих крестьян.

Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу.

Читайте также:  Сочинение октябрь уж наступил 5, 7 класс

Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном.

Современников более всего в «Недоросле» пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии — идеологический и бытописательный — противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.

Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же). «Недоросль» стала единственной русской пьесой XVIII века, занявшей прочное место в репертуаре советского театра.

Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Последние годы

В 1783 году княгиня Е.Р. Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В первом же номере появился его «Опыт российского сословника».

Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский «Опыт» являлся скрытой политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян.

В том же журнале в 1783 году без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов.

Перевод сочинения И.Г. Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (1787) были напечатаны анонимно.

К 1788 году писатель подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах»: была объявлена подписка, однако издание было приостановлено императрицей, и даже рукопись его теперь утрачена.

В том же году Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830 году).

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось. Кроме того, у четы Фонвизиных стали нарастать трудности финансового характера. Вместе с тем возросли религиозные и покаянные настроения писателя. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» «Исповеди» Ж.

-Ж. Руссо, — «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (1791). Сохранившаяся не полностью последняя его комедия «Выбор гувернера» (между 1790 и 1792) посвящена, как во многом и «Недоросль», вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.

Сатирик скончался 1(12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Р.Г. Державина. Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Именем Д.И. Фонвизина названы улицы в  Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Королёве, Херсоне, Алма-Ате, а также станция метро «Фонвизинская» в Москве.

Сочинения

Первое полное собрание сочинений Фонвизина. М., 1888.

Пьесы. М., 2008.

Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1959.

Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина. СПб., 1866.

Литература

  • Асеев Б.Н. Русский драматический театр 17–18 веков. М., 1957.
  • Берков П.Н. История русской комедии 18 века. Л., 1977.
  • Всевлодский-Гернгросс В.Н. Фонвизин-драматург. М., 1960.
  • Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. М.-Л., 1966.
  • Лебедева О.Б. А. С. Грибоедов и Д. И. Фонвизин: к проблеме типологии действия и сюжетосложения русской высокой комедии. СПб., 1996.
  • Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.
  • Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
  • Растягаев А.В. Агиографическая традиция в русской литературе XVIII в. (Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин, Радищев). Самара, 2007.
  • Эйдельман Н.Я. Где секретная конституция Фонвизина-Панина?//Наука и жизнь. № 7. 1973.
  • Юсуфов Р.Ф. «Записки первого путешествия» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина — диалог культур Западной Европы и России. М., 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/fonvizin_dienis_ivanovich

Жизнь и творчество Фонвизина Д.И

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) родился в Москве в 1745 году в богатой дворянской семье.

Род Фонвизиных восходит к германскому рыцарю-меченосцу Петру Фон-Визину, которого вместе с его сыном Денисом (вот откуда имя писателя) взяли в плен во время царствования Ивана Грозного.

В семейном архиве Фонвизиных хранится жалованная грамота 1621 года на имя того самого Дениса, который показал себя храбрым воином за русскую землю. В ней перечислялись его заслуги перед Московским государством при попытке поляков овладеть Москвой.

Денис Фонвизин-младший недаром носил имя своего прапрадеда. Так же как и он, писатель большую часть своей жизни «мужественно на боех и на приступех бился», но его боевым оружием было перо, а противниками — «злонравие» и невежество Скотининых и Простаковых.

Иван Андреевич Фонвизин, отец писателя, не был образован, но недостаток своих знаний старался восполнить чтением.

Будучи правдивым и прямым, он, по воспоминаниям сына, не только никогда не лгал сам, но и краснел за других, лгавших в его присутствии. Состоя на службе, Иван Андреевич презирал взятки.

Возможно, что именно отец заронил в душу сына — будущего автора записки о «непременных государственных законах» — чувство уважения к законам и к законности.

Нужно сказать, что влияние отца, человека старой закалки, сильного и волевого, на будущего писателя было велико. И вполне возможно, что в репликах Стародума под пером Фонвизина ожили отцовские наставления. «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — говорит Стародум в комедии «Недоросль».

Как и все сыновья в дворянских семьях, Фонвизин с рук няньки перешел на руки дядьки. Таким «любезным» дядькой, «наставником и учителем» Фонвизина стал Шумилов, оставшийся при нем и позже. Напрашивается сравнение Шумилова с Савельичем из «Капитанской дочки» и с Еремеевной из «Недоросля».

До определенной поры жизни все трое: Денис Фонвизин, Петруша Гринев и Митрофан Простаков — идут, к удивлению, одной дорогой.

Это не случайно, поскольку в российской действительности подобная практика имела место, опасность которой и предсказывал Стародум: «Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин».

«С рук на руки» российских недорослей принимали их учителя, Вральманы или Бопре, Цыфиркины или Кутейкины. Фонвизину повезло, однако, больше, чем Петруше Гриневу или Митрофанушке. Отец писателя, Иван Андреевич, оказался поразумнее не только Простаковых, но и старика Гринева, поскольку стремился дать своим сыновьям серьезное образование.

«Попечения его о моем научении были безмерны», — вспоминал писатель. Как бы то ни было, Фонвизину благоприятствовали и внешние обстоятельства. В Москве открылся университет, вдохновителем создания которого был Ломоносов.

Понимая, что русским юношам, воспитанным на часослове и нянюшкиных сказках, не под силу окажется курс высшего учебного заведения, Ломоносов предложил, чтобы в стенах университета они проходили предварительную гимназическую подготовку. С университетской гимназии и начал свое образование Фонвизин.

Он провел в университете семь с половиной лет. За время обучения несколько раз ему вручалась золотая медаль с надписью внутри лаврового венца «Достойнейшему».

В 1758 году Фонвизин в числе лучших учеников приехал в Петербург для представления куратору Шувалову. Юный полупровинциал испытал несколько потрясений: с вопросом к нему обратился «бессмертный Ломоносов», поразило и великолепие двора. Очарованность от увиденного «собрания людей в голубых и красных лентах», «дам прекрасных», «сияющего золота» со временем, конечно же, прошла.

Знание не только латинского и немецкого языков, но и — сверх программы — французского определило дальнейшую судьбу писателя. В конце 1762 года Фонвизин поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел.

Любопытны сделанные юным сочинителем переводы юридической и политической публицистики. С переводов, выполненных и по заказу иностранной коллегии, и по собственному выбору, начались подступы Фонвизина к тому, что после захватит его целиком: к размышлениям о судьбе государства, о роли в истории и сословном предназначении дворянства.

В 1769 году была завершена его комедия «Бригадир». Автор, обладавший, кроме литературного, еще и дарованием чтеца-актера, читал комедию своим друзьям, будучи в Петергофе — Екатерине II, позднее — наследнику престола Павлу Петровичу, а также в гостиных многих знатных вельмож.

Граф Никита Иванович Панин, глава Коллегии иностранных дел и учитель наследника, услышав комедию в исполнении автора, почувствовал, что ему близки взгляды молодого писателя. Панин познакомился с ним. Вскоре Фонвизин перешел на службу в иностранную Коллегию, стал главным помощником Панина, заняв ответственный пост секретаря Коллегии.

Влиятельный вельможа екатерининского времени, Панин вместе с тем был убежденным конституционалистом и главой дворянско-аристократической оппозиции «самовластию» Екатерины II. Фонвизин полностью разделял взгляды своего покровителя. Впоследствии писатель составит своего рода политическое завещание Панина — «Рассуждение о непременных государственных законах».

В нем содержалась резкая критика режима Екатерины II и ее фаворитов, «недостойных любимцев». Рассказ Стародума о молодом графе, который несправедливо был «произведен чином», в то время как он сам, «лежавший тогда от ран в тяжкой болезни», был обойден, перекликается с примером «случайного вельможи» из «Рассуждения»: «Никто нейдет стезею, себе свойственной.

Никто не намерен заслуживать; всякий имеет выслуживать».

В 1782 году Панин вынужден был оставить свой пост и отказаться от политической деятельности. Трогательная преданность единомышленнику сказалось в решении писателя выйти вслед за ним в отставку.

Эти два человека, Фонвизин и Панин, по велению судьбы окажутся рядом и после смерти.

На Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге писателя похоронят недалеко от могилы его покровителя и друга, Н. И. Панина.

В начале 1782 года была закончена лучшая комедия Фонвизина «Недоросль». В марте 1782 года писатель уже читал комедию в частных домах, производя буквально фурор среди слушателей. И только в сентябре того же года после цензурных гонений пьеса была наконец поставлена в Петербурге, а затем — в Москве.

Существует легенда, будто бы на первом представлении «Недоросля» князь Г. А. Потемкин сказал Фонвизину: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши: имя твое будет бессмертно по этой одной пьесе». Эти слова оказались пророческими. Через три года, в 1785 году, Фонвизина разбил паралич, который до конца жизни лишил его возможности свободно говорить, двигать левой рукой и ногой.

Однако, несмотря на страшные головные боли, телесный недуг и душевную хандру, Фонвизин продолжал работать. В 1783 году он начал активно сотрудничать с журналом «Собеседник любителей русского слова», издававшимся княгиней Е. Р. Дашковой при ближайшем участии Екатерины II.

В журнале были напечатаны несколько сатирических статей Фонвизина, в числе которых особенно значительными были «Вопросы». Предлагая редакции создать особый раздел вопросов и ответов, Фонвизин, прекрасно знавший об участии в журнале самой императрицы, по существу пытался завязать с ней публичную дискуссию на острые политические темы.

В дерзких вопросах Фонвизина во всеуслышание зазвучали голоса представителей панинской оппозиции.

В конце 1787 года Фонвизин начал готовить к изданию журнал «Друг честных людей, или Стародум», который впоследствии был запрещен цензурой. Название «Стародум» прямо отсылало к положительному герою комедии «Недоросль».

Реплика героя «Я друг честных людей» стала своего рода эмблемой не только Стародума, но и писателя, и всех тех, кто следует высоким принципам чести, кто исполняет долг дворянина перед Отечеством. Предполагалось, что читатели журнала вновь встретятся с героями комедии «Недоросль», характеры и судьбы которых по прошествии времени изменились.

Здесь, по существу, писатель наметил важный принцип реалистической литературы, открытый Пушкиным в «Евгении Онегине»: изменчивость человека под влиянием жизненных обстоятельств.

Умер Фонвизин в 1792 году в возрасте сорока восьми лет. Надежда писателя на силу совести и вера в добрые начала человеческой души не были бесплодными идеалистическими мечтаниями.

Его призыв к человечности «во всякое время», требование высокой нравственности осуществлялись современниками на практике, в воспитании.

И далеко не случайно впоследствии видное место в движении декабристов займут дети и племянники как самого Фонвизина, так и близких к нему людей — М. Н. Муравьева, В. В. Капниста и других.

Источник (в сокращении): Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. — СПб.: «Литера», 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/fonvizin_d_i/zhizn_i_tvorchestvo_fonvizina_d_i/74-1-0-2384

Ссылка на основную публикацию