Жизнь и творчество тэффи

Слайд 1Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

Тэффи Тэ́ффи (настоящее имя Надежда Александровна Лохви́цкая, по мужу Бучи́нская) родилась 24 апреля 1872 года  в Санкт-Петербурге. Поэтесса, мемуаристка, критик, публицист, но прежде всего – одна из самых прославленных писателей‑сатириков Серебряного века, конкурировавшая с самим Аверченко. После революции Тэффи эмигрировала. Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи. Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая.

Слайд 2Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

С детства Тэффи увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и её современники Ф.

Сологуб и А. Аверченко. С детства Тэффи увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н. В. Гоголь, Ф. М.

 Достоевский и её современники Ф. Сологуб и А. Аверченко. Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся почти в тридцатилетнем возрасте.

Первая публикация Тэффи состоялась 2 сентября 1901 года в журнале «Север» — это было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…»

Слайд 3Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

В годы Первой русской революции (1905—1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов. В это же время определяется основной жанр всего её творчества — юмористический рассказ.

Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь. В 1910 году издает поэтический сборник «Семь огней». Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи.

За всю жизнь писательница опубликовала более 30 сборников. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. В годы Первой русской революции (1905—1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов.

В это же время определяется основной жанр всего её творчества — юмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь.

В 1910 году издает поэтический сборник «Семь огней». Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи.

За всю жизнь писательница опубликовала более 30 сборников. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес.

Слайд 4Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и социальный тип мещанина.

Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные глупыми и бессмысленными существами.

Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и социальный тип мещанина.

Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные глупыми и бессмысленными существами.

Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих её произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».

Слайд 5Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

 «И стало так» В 1912 году писательница создает сборник «И стало так». Александра Чеботаревская заметила, что многие рассказы весьма близки «по элегическому тону и глубокой человечности сюжетов к лучшим образцам чеховского юмора».

В этом сборнике раскрыта трагедия тусклого, будничного существования без идеалов и стремлений. Один из рассказов называется « А lа Сарданапал «. Где Тэффи даёт читателю осознать, как за великолепной вывеской зачастую скрывается нечто вполне прозаическое.

Вроде случая в ресторане, когда героиня заказала себе блюдо с необычным названием «бомб а ля Сарданапал», а ей подали не что иное, как обыкновенный картофель. Для Тэффи характерен такой сатирический прием. Она переносит его и в область морали.

За внешней благопристойностью буржуазного мира всюду скрывается пустота, ложь, мелочность, заурядность.

Слайд 6Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

Писательница выворачивает наизнанку привычные понятия и обнажает их сущность. Возникает цикл иронических рассказов о человеческих страстях и пороках. Лень, по определению Тэффи, — двигатель прогресса.

Человеку было лень рыть землю руками, и он придумал лопату, лень ходить пешком, и он изобрел паровоз. Отсюда — сатирическое умозаключение, что лень — лучшее природное качество, «мать всей культуры».

Писательница выворачивает наизнанку привычные понятия и обнажает их сущность. Возникает цикл иронических рассказов о человеческих страстях и пороках. Лень, по определению Тэффи, — двигатель прогресса.

Человеку было лень рыть землю руками, и он придумал лопату, лень ходить пешком, и он изобрел паровоз. Отсюда — сатирическое умозаключение, что лень — лучшее природное качество, «мать всей культуры».

Слайд 7Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

«Неживой зверь» Сборник «Неживой зверь» 1916 года наглядно продемонстрировал эволюцию Тэффи от символизма к реализму. Но революционные движения наложили свой отпечаток на ее творчество. Скептицизм, неверие в возможность преобразования мира стали характерны для нее так же, как для многих других писателей того времени.

Писательница подменяет социальные категории отвлеченными, ее сатира убеждает читателя во всесилии зла. Тэффи невольно демонстрирует полный духовный распад буржуазной публики. В отличие от Аверченко она прекрасно видела, до какой степени моральной деградации докатился вчерашний «барин».

Спокойным эпическим тоном Тэффи повествует о трагедии детства и старости — двух крайних точек бытия человека. Детство в ее рассказах сытое и обеспеченное, но это не делает его счастливым.

Тоскливо одиноки маленькие герои писательницы: Катя, которой так не хватает душевного тепла, что ее единственным другом становится неживой «зверь» — шерстяной игрушечный баран. Прием оживления предметного мира подчеркивал контраст между «звериной» атмосферой буржуазной жизни и нормами человечности.

Другие рассказы сборника повествуют о трагизме старости («Француженка», «Крепостная душа», «Старуха»). Примечателен рассказ «Зверь», который начинается словами: «Их было двое — старик и старуха». Оказывается, речь идет о безрадостной жизни старого льва и львицы в цирке, а зверем в рассказе является никто иной как жестокий и грубый дрессировщик.

Слайд 8Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

Эмиграция В конце 1918 года вместе с А. Аверченко Тэффи уехала в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса, Новороссийск) добралась через Константинополь до Парижа. Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой.

Она вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого.

Я больше этого не хотела. Я больше не могла»

Слайд 9Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

Творчество в эмиграции. В рассказах Тэффи этих лет — те же мотивы. Название одного из них «Ке фер?» (с французского «Что делать») стало на долгие годы расхожей фразой в эмиграции. «Что делать? Делать-то что?» — вот вопрос, который неотступно преследует писательницу. Едкая ирония Тэффи в адрес белой эмиграции очевидна.

В рассказе «Разговор» Тэффи показывает, что потеря родины неминуемо влечет за собой потерю языка и национального лица. Рассказы «Ностальгия», «Сладкие воспоминания», «Осколки» и другие окрашивает острая тоска по России. Это же чувство рождает серию рассказов Тэффи под общим заглавием «Далекое».

Милые детские воспоминания, провинциальные зарисовки, типы людей, давно ушедших и забытых.  

Слайд 10Жизнь и творчество ТэффиОписание слайда:

Тэффи выпустила ряд книг рассказов — «Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода — «Момент судьбы» 1937, «Ничего подобного» (1939) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931).

Тэффи выпустила ряд книг рассказов — «Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода — «Момент судьбы» 1937, «Ничего подобного» (1939) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931).

Она показывает, как в тоске мечется беззащитная душа героини, обращаясь к богу, всемогущему и жестокому. Страх смерти, иллюзия счастья, жертвенная любовь – всё это основные мотивы «Книги Июнь». «Всю жизнь вертятся люди, как собака за хвостом перед тем, как улечься», — горестно иронизирует Тэффи.

Она благословляет страдания разлуки, унижения и обиды, горячий восторг самоотречения, описывает монастырскую богадельню, где старики сидели недвижно и безмолвно, точно ожидая своей очереди в приемной господа бога. Тэффи пытается перевернуть черные страницы, обращаясь к картинам далекого детства.

Но и они теперь превращаются в неясную эманацию родины, «милую печаль зыбких воспоминаний, таких неясных, млеющих, как в лесной прогалине в солнечное утро испарение согревающейся земли: дрожит что-то в воздухе, ни тень, ни свет — эманация самой земли». При этом в рассказах появляются ноты смирения и покорности.

Слайд 11Описание слайда:

В 30—40-х годах она уходит от сатиры, погружаясь в сферу созерцательного юмора, окрашенного грустным лиризмом, творчество ее мельчает. «Авантюрный роман» оказался неудачной попыткой создать произведение большого плана, не принесла успеха и пьеса «Ничего подобного», поставленная в Русском театре в Париже.

Названия книг Тэффи свидетельствуют о том, что она уходит в лирику, раскрывая еще одну грань своего дарования: «Все о любви», «О нежности» и др. «Маленькие рассказы», стилизованные сказки, воспоминания определили круг ее произведений в годы второй мировой войны.

Незадолго до смерти Тэффи писала: «Я перечитывала моих Мережковских и Гиппиус и — верьте слову — и половины не рассказала того, что следовало бы. Не хотелось перемывать грязное белье… Они были гораздо злее и не смешно злые, а дьявольски.

» В 30—40-х годах она уходит от сатиры, погружаясь в сферу созерцательного юмора, окрашенного грустным лиризмом, творчество ее мельчает. «Авантюрный роман» оказался неудачной попыткой создать произведение большого плана, не принесла успеха и пьеса «Ничего подобного», поставленная в Русском театре в Париже.

Названия книг Тэффи свидетельствуют о том, что она уходит в лирику, раскрывая еще одну грань своего дарования: «Все о любви», «О нежности» и др. «Маленькие рассказы», стилизованные сказки, воспоминания определили круг ее произведений в годы второй мировой войны.

Незадолго до смерти Тэффи писала: «Я перечитывала моих Мережковских и Гиппиус и — верьте слову — и половины не рассказала того, что следовало бы. Не хотелось перемывать грязное белье… Они были гораздо злее и не смешно злые, а дьявольски.

»

Слайд 12Описание слайда:

 6 октября 1952 года, в Париже, в возрасте 80 лет Тэффи скончалась, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 6 октября 1952 года, в Париже, в возрасте 80 лет Тэффи скончалась, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чувствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, подслушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе глубокие незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой.

Источник: https://myslide.ru/presentation/zhizn-i-tvorchestvo-teffi

Тэффи — жизнь и творчество

Жизнь и творчество Тэффи

   Ваш черный карлик целовал Вам ножки, Он с Вами был так ласков и так мил. Все Ваши кольца, Ваши серьги, брошки

Он собирал и в сундуке хранил…

Но в страшный миг печали и тревоги Ваш карлик вдруг поднялся и подрос Теперь ему Вы целовали ноги,

А он ушел и сундучок унес…

Дорогие  гости!

Сегодня я хочу напомнить некоторые стихи Тэффи, поэтессы, писательницы, которая уже в зрелом возрасте стремительно вошла в литературу как мастер юмористики,прозаической и стихотворной. Тэффи (Лохвицкая) Надежда Александровна родилась в 1872 году в дворянской семье.

Жизнь и творчество Тэффи

Творческая атмосфера сопровождала все ее детство. Дедушка был литератором и философом, отец – известный адвокат, издатель, профессор .

Мама – француженка, увлекалась поэзией и хорошо знала европейскую литературу. Кстати, старшая сестра Тэффи – известная поэтесса Мирра Лохвицкая – «русская Сафо», как называл ее Иван Бунин.

Скорее всего именно поэтому она и взяла псевдоним, чтобы не путали ее с сестрой.

Мне сегодня как будто одиннадцать лет — Так мне просто, так пусто, так весело! На руке у меня из стекляшек браслет, Я к нему два колечка привесила. Вы звените, звените, колечки мои, Тешьте сердце веселой забавою.

Я колечком одним обручилась любви, А другим повенчалась со славою.

Засмеюсь, разобью свой стеклянный браслет, Станут кольца мои расколдованы, И раскатятся прочь, И пусть сгинет их след — Оттого, что душе моей имени нет

И что губы мои не целованы!

Читайте также:  Сочинение на тему если бы я был депутатом

Вышла замуж за юриста поляка Владислава Бучинского, который своей галантностью и остроумием обворожил юную девушку. Но семейная жизнь после рождения троих детей стала трещать по швам. Тэффи не видела себя примерной женой и образцовой домохозяйкой. Ей хотелась писать, творить, общаться с себе подобными неординарными людьми. Выбор был сделан и в 1900 году она ущла от мужа.

Жизнь и творчество Тэффи

Я синеглаза, светлокудра Я знаю — ты не для меня…И я пройду смиренномудро,

Молчанье гордое храня.

И знаю я — есть жизнь другая, Где я легка, тонка, смугла, Где от любви изнемогая, Сама у ног твоих легла…

  • И, замерев от сладкой муки, Какой не знали соловьи,
  • Ты гладишь тоненькие рукиИ косы черные мои.
  • И, здесь не внемлющий моленьям, Как кроткий раб, ты служишь там Моим несознанным хотеньям, Моим несказанным словам.

И в жизни той живу, не зная, Где правда, где моя мечта,Какая жизнь моя, родная,— Не знаю — эта, или та…

Она полностью окуналась в творчество. «Мне снился сон..» — это первое опубликованное стихотворение появилось в 1901 году в журнале «Север» и принесло ей известность.

  1. Мне снился сон безумный и прекрасный, Как будто я поверила тебе, И жизнь звала настойчиво и страстно
  2. Меня к труду, к свободе и к борьбе.

Жизнь и творчество Тэффи

Проснулась я… Сомненье навевая, Осенний день глядел в мое окно, И дождь шумел по крыше, напевая,

Что жизнь прошла и что мечтать смешно!..

Тэффи была ведущим сотрудником журнала «Сатирикон», где собралась целая плеяда талантливых и даровитых поэтов, сатириков, юмористов. Популярности Тэффи в те времена трудно найти аналоги. Сам Николай II с удовольствием читал ее и переплетал книги Тэффи в бархат, уважал ее творчество и Керенский. У нее были свои читатели.

Любимый жанр Тэффи – комические миниатюры. Она пробовала сотрудничать в жанре политических фельетонов , но как метко заметил редактор газеты, в которой работала Тэффи, «на арабском коне воду возить нельзя».

В своих рассказах она умела сочетать печальное и смешное, она владела «тайной смеющихся слов», наконец, у нее был великолепный русский язык.

Жизнь и творчество Тэффи

Тэффи была очень популярна, вышли даже духи, названные в ее честь «Тэффи». После революции 17 года она писала «Бывают пьяные дни в истории народов. Их надо пережить. Жить в них невозможно». В конце 1918 года она уехала в Киев.

После скитаний по стране, не найдя себя в новой России, Тэффи оказалась в Париже. Хоть в памяти от Родины остались самые страшные впечатления – голод, тьма, хамство, плач, крик, стрельба, смерть, она не теряла надежды вернуться.

Именно на чужбине появляются пронзительные ноты печали в ее стихах.

Жизнь и творчество Тэффи

На острове моих воспоминанийЕсть серый дом. В окне цветы герани, Ведут три каменных ступени на крыльцо… В тяжелой двери медное кольцо. Над дверью барельеф — меч и головка лани, А рядом шнур, ведущий к фонарю…

На острове моих воспоминаний я никогда ту дверь не отворю!

В Париже она много печатается, ведет активный образ жизни. Благодаря своему остроумию, умению легко и непринужденно вести себя в обществе, она желанный гость на всех светских мероприятиях.

В послеоктябрьском изгнании творческий диапозон Тэффи расширился. Каждую неделю ее рассказы появлялись в русской периодике. Ее любили благодаря позитивным эмоциям и улыбкам, которые вызывали ее статьи.

Но все чаще и чаще звучат ностальгические ноты, все грустнее ее стихи и рассказы.

Жизнь и творчество Тэффи

  • «Я не здешняя, я издалека…» Я не здешняя, я издалека, Я от северных синих озер… Я умею глубоко-глубоко Затаить свой потупленный взор. Только в миг незакатно единый
  • Мне почудился шорох крыла
  • — Мне послышался клик лебединый,
  •  И я руки свои подняла…
  • Я умею глубоко-глубоко
  • Затаить свой потупленный взор, Чтоб не знали, как плачет далеко
  • Лебедь северных синих озер…

Тэффи жила с Павлом Тикстоном. Тоже эмигрант, сбежавший в Париж, он любил и был счастлив с любимой женщиной. Но, когда во время мирового кризиса, пропали все его деньги, он не выдержал этого и тяжело заболел. Тэффи преданно ухаживала за угасающим человеком до конца его жизни и писала веселые рассказы, развлекая своих читателей.

Кстати, Тэффи очень не любила, когда ее называли юмористкой. . “Анекдоты смешны, только когда их рассказывают, — говорила она.— Когда же их переживают – это уже трагедия. Моя жизнь – анекдот, а значит – трагедия» С возрастом все больше раскрывается ее душа. Все чаще она обращается к любви. “Нежность — самый кроткий, робкий, божественный лик любви.

Сестра нежности — жалость, и они всегда вместе… Любовь-нежность (жалость) — всё отдает и нет ей предела. И никогда она на себя не оглянется, потому что “не ищет своего” – так писала Тэффи. В конце своего творческого пути Тэффи отказалась от холодности, язвительности, сарказма. Но трепетность, изысканность ее слога остались.

Основная нота ее последних рассказов – просветленность и смирение перед своей судьбой, сопереживание и эмоциональная отзывчивость.

Жизнь и творчество Тэффи

  1. Он ночью приплывет на черных парусах, Серебряный корабль с пурпурною каймою, Но люди не поймут, что он пришел за мною,
  2. И скажут: «Вот луна играет на волнах!»

Как черный серафим три парные крыла, Он вскинет паруса над звездной тишиною, Но люди не поймут, что он уплыл со мною, И скажут: «Вот она сегодня умерла»…

8 октября в Париже в 1952 году на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа это стихотворение над открытой могилой Тэффи прочитал ее друг Григорий Алексинский.

Я сердцем кроткая была, Я людям зла не принесла, Я только улыбалась им И тихим снам своим…

И не взяла чужого я И травка бедная моя, Что я срывала у ручья — И та была — ничья…

Когда твой голос раздался Я только задрожала вся, Я только двери отперла… За что я умерла?

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2609268/

Тэффи — краткая биография королевы смеха

статьи

Биографии писателей

Жизнь и творчество Тэффи

Замечательная русская писательница Надежда Лохвицкая, взявшая впоследствии псевдоним Тэффи, родилась 21 мая 1872 года в Санкт-Петербурге. В этой статье мы расскажем вам ее краткую биографию.

Так вот, родилась Тэффи в дворянской высокообразованной семье, состоящей из папы-адвоката, мамы с французскими корнями и четверых детей, где все были увлечены и очарованы литературой. Но особенно ярко литературный дар проявился у двух сестер, Мирры и Надежды.

Только у старшей сестры – поэтический, а у Надежды – юмористический. Ее творчеству присущ и смех сквозь слезы, и смех в чистом виде, но встречаются и полностью драматичные произведения.

Писательница признавалась, что у нее, как на древнегреческих театральных фресках, два лица: одно смеющееся, другое плачущее.

О ее любви к литературе свидетельствует тот факт, что, будучи тринадцатилетним подростком, она ездила к своему кумиру Льву Толстому, мечтая, чтобы в «Войне и мире» он оставил Андрея Болконского живым. Но при встрече не решилась обременять его своими просьбами и взяла только автограф.

Надежда Лохвицкая – мастер миниатюрного рассказа, очень трудного литературного жанра. Из-за краткости и емкости в нем приходится выверять каждую фразу, каждое слово.

Начало творческого пути

Дебют юной писательницы состоялся в 1901 году, когда родственники проявили инициативу и отнесли одно из ее стихотворений в редакцию еженедельного иллюстрированного журнала «Север». Поступок близких ей не совсем понравился, зато очень порадовал первый гонорар. Через три года увидело свет первое прозаическое произведение «День прошел».

В 1910 году, после опубликованного двухтомника «Юмористических рассказов» писательница становится настолько известной, что начинают выпускать духи и конфеты под названием «Тэффи». Когда ей первый раз попали в руки шоколадные конфеты в цветных обертках с ее именем и портретом, она прочувствовала свою всероссийскую славу ???? и объелась конфетами до тошноты ???? .

Ее творчество очень высоко ценил сам император Николай II, и она заслуженно носила титул «королевы смеха». В течение десяти лет (1908-1918) Тэффи печаталась в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

В них, как в двух зеркалах, с первого и до последнего номера отражался творческий путь талантливой писательницы.

Творческое перо Тэффи отличалось остроумием, беззлобностью и состраданием к нелепым персонажам.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Тэффи хранила за семью печатями и никогда не освещала в своих воспоминаниях, поэтому биографам известны лишь немногие факты.

Первым мужем яркой и эффектной Надежды стал поляк Владислав Бучинский, окончивший юридический факультет Петербургского университета. Какое-то время они жили в его имении под Могилевом, но в 1900 году, имея уже двух дочерей, расстались.

Затем последовал счастливый гражданский союз с бывшим петербургским банкиром Павлом Андреевичем Тикстоном, который прервался в связи с его смертью в 1935 году.

Некоторые исследователи жизни и творчества Тэффи предполагают, что эта неординарная женщина долгие годы испытывала нежные чувства к писателю Бунину.

Она отличалась высокими запросами по отношению к противоположному полу, хотела всем всегда нравиться и рядом с собой видела только достойного мужчину.

Жизнь в эмиграции

Жизнь и творчество Тэффи

Дворянка Тэффи не смогла принять революцию в России и поэтому в 1920 году вместе с многочисленными эмигрантами оказалась в Париже. Хотя в чужой стране на долю писательницы выпало немало бед и страданий, талантливое окружение в лице Бунина, Гиппиус, Мережковского придавало сил жить и творить дальше. Поэтому и вдали от Родины Тэффи продолжал сопутствовать успех, хотя юмор и смех в ее произведениях практически сошли на нет.

В таких рассказах, как «Городок», «Ностальгия» Надежда Александровна выразительно описала изломанную жизнь большинства русских эмигрантов, которые так и не смогли ассимилироваться с чужим народом и традициями.

Заграничные рассказы Тэффи публиковались в ведущих газетных и журнальных изданиях Парижа, Берлина, Риги.

И хотя главным героем рассказов оставался русский эмигрант, не были обойдены вниманием и детская тематика, и мир животных, и даже «нежить».

Как признавалась сама писательница, одних только стихов про кошек у нее накопилось на целый том. Человек, не любящий кошек, никогда бы не смог стать ее другом. По мотивам встреч со знаменитыми людьми (Распутиным, Лениным, Репиным, Куприным и многими другими) она создавала их литературные портреты, раскрывая характеры, привычки, а порой и причуды.

Перед уходом

Незадолго до смерти Тэффи опубликовала в Нью-Йорке свою последнюю книгу «Земная радуга», где звучала мысль, что все ровесники уже умерли, а до нее все никак не дойдет очередь. В своей шутливой манере она просила Всевышнего прислать за ее душой лучших ангелов.

Надежда Лохвицкая осталась верна Парижу до конца своих дней. Она пережила голод и холод оккупации и отказалась вернуться на Родину в 1946 году. Миллионером Атраном в благотворительных целях ей была назначена скромная пенсия, но с его смертью в 1951 году выплата пособия прекратилась.

Сама Тэффи умерла в возрасте 80 лет и была похоронена на русском кладбище рядом с обожаемым Буниным. Имя этой талантливой женщины-юмористки золотыми буквами вписано в историю русской литературы.

Статья предоставлена Коровиной Мариной.

Другие биографии писателей:

Жизнь и творчество Тэффи

Достоевский, жизнь и творчество

Жизнь и творчество Тэффи

Краткая биография Бунина

Советую почитать другие отзывы и статьи:

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/teffi-kratkaya-biografiya.html

Тэффи: биография, интересные факты и видео

???? Приветствую дорогих читателей и гостей сайта! Господа, в статье «Тэффи: биография, интересные факты и видео»-  о жизни русской писательницы и поэтессе, которую обожал император Николай II.

Вряд ли кто из русских писателей или писательниц начала прошлого столетия мог похвастаться тем, что наслаждался вкусом шоколадных конфет с собственным именем и красочным портретом на обертке.

Жизнь и творчество Тэффи

Это могла быть только Тэффи. В девичестве Надежда Лохвицкая. Она обладала редким даром подмечать смешные моменты в обыденной жизни людей и талантливо обыгрывать их в своих рассказах-миниатюрах. Тэффи гордилась тем, что могла дарить людям смех, который в ее глазах был равноценен куску хлеба, поданному нищему.

Тэффи: краткая биография

Родилась Надежда Александровна в северной столице Российской империи весной 1872 года в дворянской семье, увлекающейся литературой. С юных лет она писала стихи и рассказы. В 1907 г., чтобы привлечь удачу, взяла псевдоним Тэффи.

Восхождение на литературный Олимп началось с обычного стихотворения, опубликованного в журнале «Север» в 1901 году. А всероссийская слава обрушилась на нее после выхода в свет двух томов «Юмористических рассказов». Сам император Николай II гордился таким самородком своей империи.

С 1908 по 1918 год в каждом номере журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» появлялись искрометные плоды творчества писательницы-юмористки.

Жизнь и творчество Тэффи

Из личной жизни писательницы биографам известно немного. Тэффи была замужем дважды. Первым законным супругом стал поляк Бучинский. В итоге она с ним рассталась, несмотря на троих совместных детей.

Читайте также:  Краткое содержание сказок гауфа

Второй союз с бывшим банкиром Тикстоном был гражданским и длился до его смерти (1935 г.). Тэффи искренне считала, что читателям интересно только ее творчество, поэтому в своих воспоминаниях личную жизнь не освещала.

После революции 1917 г. дворянка Тэффи пыталась приспособиться к новому большевистскому укладу жизни. Она даже встречалась с вождем мирового пролетариата — Лениным. Но увиденная во время летних гастролей струйка крови, вытекающая за ворота комиссариата в Одессе, рассекла ее жизнь надвое.

Подхваченная волной эмиграции, Тэффи в 1920 году оказалась в Париже.

Жизнь, расколотая надвое

В столице Франции Надежду Александровну окружало много талантливых соотечественников: И. Бунин, Д. Мережковский, З. Гиппиус. Это блистательное окружение подпитывало ее собственный талант. Правда, к юмору уже примешивалось немало горечи, которая вливалась в ее творчество из окружающей безрадостной эмигрантской жизни.

За границей Тэффи оказалась очень востребованной. Ее творения публиковались в изданиях Парижа, Рима, Берлина.

Она писала об эмигрантах, природе, домашних животных, далекой Родине. Составляла литературные портреты российских знаменитостей, с которыми ей когда-либо приходилось встречаться. В их числе: Распутин, Бунин, Куприн, Сологуб, Гиппиус.

В 1946 году Тэффи было сделано предложение вернуться на Родину, но она осталась верна Парижу. Для поддержания пожилой и больной писательницы одним из почитателей-миллионеров ей была назначена небольшая пенсия.

В 1952 в США вышла ее последняя книга «Земная радуга», где Тэффи подводила жизненный итог.

Надежда Александровна дожила до 80 лет. Она покинула мир, в ее восприятии смешной и одновременно трагичный, 6 октября 1952 года. Писательница оставила потомкам огромное количество изумительных стихов, рассказов, пьес.

Видео

В этом видео дополнительная и интереснейшая информация «Тэффи: биография писательницы»

Друзья, поделитесь статьей «Тэффи: биография, интересные факты и видео» в соц. сетях. ???? Это важно! Кто-то откроет для себя любимую писательницу. Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/teffi-biografiya/

Тэффи Надежда Александровна

Тэ́ффи (настоящее имя Наде́жда Алекса́ндровна Ло́хви́цкая, по мужу Бучи́нская; 24 апреля (6 мая) 1872 года[1], Санкт-Петербург — 6 октября 1952 года, Париж) — русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик, автор таких знаменитых рассказов, как«Демоническая женщина» и «Ке фер».

После революции — эмигрировала. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и военного деятеля Николая Александровича Лохвицкого.Надежда Александровна Лохвицкая родилась 24 апреля (6 мая) 1872 года в Санкт-Петербурге (по другим сведениям в Волынской губернии[2]) в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884).

Училась в гимназии на Литейном проспекте[3].

В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Петербург, где начала литературную карьеру[1].

Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы»[4].

Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер; так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием.

Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты.

По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением.

После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где она работала, Тэффи отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями.

Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию[5].

Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон[1][6]. В 1922—1923 жила в Германии.

С середины 1920-х жила в фактическом браке с Павлом Андреевичем Тикстоном (ум. 1935).

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.

Псевдоним[править | править исходный текст]

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Первая версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье.

Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи.

Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“». После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга».

Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (рус. Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором[1]), согласилась с этой версией[7][8]..

Эту же версию озвучивают исследовательница творчества Тэффи Э. Нитраур, указывая имя знакомого писательницы как Стефан и уточняя название пьесы — «Женский вопрос»[1], и группа авторов под общим руководством А. И. Смирновой, приписывающих имя Степан слуге в доме Лохвицких[9].

Другой вариант происхождения псевдонима предлагают исследователи творчества Тэффи Е. М. Трубилова и Д. Д. Николаев, по мнению которых псевдоним для Надежды Александровны, которая любила мистификации и шутки, а также являлась автором литературных пародий, фельетонов, стал частью литературной игры, направленной на создание соответствующего образа автора[9].

Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо»[10].

Творчество[править | править исходный текст]

С детства Тэффи увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и её современники Ф. Сологуб и А. Аверченко.

Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся почти в тридцатилетнем возрасте. Первая публикация Тэффи состоялась 2 сентября 1901 года вжурнале «Север» — это было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…».

Сама Тэффи отзывалась о своём дебюте так: «Взяли моё стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило.

Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло… Итак — я была недовольна.

Но когда мне прислали из редакции гонорар — это произвело на меня самое отрадное впечатление»[11].

В 1905 году её рассказы печатались в приложении к журналу «Нива».

В годы Первой русской революции (1905—1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчества — юмористический рассказ.

Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь.В дореволюционные годы Тэффи пользовалась большой популярностью.

Была постоянной сотрудницей в журналах «Сатирикон» (1908—1913) и «Новый Сатирикон» (1913—1918), которыми руководил её друг А. Аверченко.

Поэтический сборник «Семь огней» был издан в 1910 году. Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи. Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь — более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром.

Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и трудового народа, словом, мелочную повседневную «ерунду».

Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Повседневность и обыденность подмечены Тэффи зло и метко.

Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих её произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».

В 1912 году писательница создает сборник «И стало так», где описывает не социальный тип мещанина, а показывает обыденность серых будней, в 1913 году — сборник «Карусель»(здесь перед нами образ простого человека, раздавленного жизнью) и «Восемь миниатюр», в 1914 году — «Дым без огня», в 1916 году — «Житьё-бытьё»«Неживой зверь» (где писательница описывает ощущение трагичности и неблагополучия жизни; положительным идеалом для Тэффи здесь являются дети, природа, народ)[9][12].

События 1917 года находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие»«Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь»«Рассудок на веревочке»«Уличная эстетика»«В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время»«Немножко о Ленине»«Мы верим»«Дождались»«Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918).

В конце 1918 года вместе с А. Аверченко Тэффи уехала в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса,Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа.

Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя.

Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать».

Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась.

Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого.

Я больше этого не хотела. Я больше не могла»[13]

В эмиграции[править | править исходный текст]

В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни.

В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923) и «Passiflora» (Берлин, 1923)[14].

Подавленность, тоску и растерянность в этих сборниках символизируют образы карлика, горбуна, плачущего лебедя, серебряного корабля смерти, тоскующего журавля.[9].

В эмиграции Тэффи писала рассказы, рисующие дореволюционную Россию, всё ту же мещанскую жизнь, которую она описывала в сборниках, изданных на родине. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд эмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной жизни в чужой стране.

В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920 года) был напечатан рассказ Тэффи «Ке фер?» (франц. «Что делать?»), и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо… но que faire? Фер-то ке?», стала своего рода паролем для оказавшихся в изгнании.

Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»).

Тэффи выпустила ряд книг рассказов — «Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода —«Момент судьбы» 1937, «Ничего подобного» (1939) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931)[13]. Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов«Ведьма». Жанровая принадлежность романа, обозначенная в названии, вызвала сомнения у первых рецензентов: было отмечено несоответствие «души» романа (Б. Зайцев) заглавию. Современные исследователи указывают на сходство с авантюрным, плутовским, куртуазным, детективным романом, а также романом-мифом[9].

В произведениях Тэффи этого времени заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской — и умерли смертью здесь. Думаем только о том, что теперь там.

Интересуемся только тем, что приходит оттуда», — сказано в одной из её первых парижских миниатюр «Ностальгия» (1920)[13]. Оптимистический взгляд на жизнь Тэффи изменит только в глубокой старости.

Раньше своим метафизическим возрастом она называла 13 лет, но в одном из последних парижских писем проскользнёт горькое:«Все мои сверстники умирают, а я все чего-то живу…»[15].

Вторая мировая война застала Тэффи в Париже, где она осталась из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях коллаборационистов, хотя голодала и бедствовала. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой с каждым разом становилось всё меньше.

Читайте также:  Анализ стихотворения порог тургенева

Жизнь и творчество Тэффи

Могила Тэффи на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

В 1930-е годы Тэффи обращается к мемуарному жанру.

Она создаёт автобиографические рассказы «Первое посещение редакции» (1929),«Псевдоним» (1931), «Как я стала писательницей» (1934), «45 лет» (1950), а также художественные очерки — литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться. Среди них Г. Распутин, В. Ленин, А.

Керенский, А. Коллонтай, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, И. Репин, А. Аверченко, З. Гиппиус, Д. Мережковский, Л. Андреев, А. Ремизов, А. Куприн, И. Бунин, И. Северянин, М. Кузьмин, В. Мейерхольд.

Создавая образы известных людей, Тэффи выделяет какую-либо черту или качество, которые кажутся ей наиболее яркими, подчёркивающими индивидуальность человека.

Своеобразие литературных портретов обусловлено авторской установкой «рассказать… просто как о живых людях, показать, какими я их видела, когда сплетались наши пути. Они все уже ушли, и ветер заметает снегом и пылью их земные следы.

О творчестве каждого из них писали и будут писать ещё и ещё, но просто живыми людьми не многие их покажут. Я хочу рассказать о моих встречах с ними, об их характерах, причудах, дружбе и вражде». Современники восприняли книгу как«едва ли не лучшее из того, что нам до сих пор дала эта талантливая и умная писательница» (И. Голенищев-Кутузов), как «эпилог прошлой и невозвратной жизни» (М. Цетлин)[9]Тэффи планировала писать о героях Л. Н. Толстого и М. Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась[11].

В СССР Тэффи начали перепечатывать только с 1966 года[16].

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1703

Краткая биография Надежды Александровны Лохвицкой | МБУК Кежемская межпоселенческая центральная районная библиотека им. А.Ф.Карнаухова

Жизнь и творчество Тэффи

Надежда Александровна Лохвицкая (1872-1952) выступала в печати под псевдонимом «Тэффи». Отец — известный петербургский адвокат, публицист, автор работ по юриспруденции. Мать — знаток литературы; сестры — Мария (поэтесса Мирра Лохвицкая), Варвара и Елена (писали прозу), младший брат — все были литературно одаренными людьми.
Писать Надежда Лохвицкая начала еще в детстве, но литературный дебют состоялся лишь в тридцатилетнем возрасте, согласно семейному уговору входить в литературу «по очереди». Замужество, рождение трех детей, переезд из Петербурга в провинцию также не способствовали занятиям литературой.
В 1900 она расходится с мужем и возвращается в столицу. Впервые выступила в печати со стихотворением «Мне снился сон…» в 1902 в журнале «Север» (№ 3), затем последовали рассказы в приложении к журналу «Нива» (1905).
В годы русской революции (1905-1907) сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр творчества Тэффи — юмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» регулярно — практически еженедельно, в каждом воскресном выпуске — печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей не только известность, но и всероссийскую любовь.
Тэффи обладала талантом говорить на любую тему легко и изящно, с неподражаемым юмором, знала «тайну смеющихся слов». М. Адданов признавал, что «на восхищении талантом Тэффи сходятся люди самых разных политических взглядов и литературных вкусов».
В 1910, на пике славы, вышел двухтомник рассказов Тэффи и первый сборник стихов «Семь огней». Если двухтомник до 1917 года был переиздан более 10 раз, то скромная книга стихов осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы.
Стихи Тэффи ругал В. Брюсов за «литературность», но за это же хвалил Н. Гумилев. «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией», — писал Гумилев.
Томные, несколько театральные стихи Тэффи словно рассчитаны на мелодекламацию или созданы для романсового исполнения, и действительно, несколько текстов использовал для своих песенок А. Вертинский, а сама Тэффи пела их под гитару.
Тэффи прекрасно чувствовала природу сценической условности, она любила театр, работала для него (писала одноактные, а затем и многоактные пьесы — иногда в соавторстве с Л. Мунштейном). Оказавшись после 1918 года в эмиграции, Тэффи больше всего сожалела об утрате русского театра: «Из всего, чего лишила меня судьба, когда лишила Родины, моя самая большая потеря — Театр».

В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у нее вышло около двадцати книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923), «Passiflora» (Берлин, 1923).

Жизнь Надежды Тэффи в изгнании была далека от благополучия. Несмотря на то что её рассказы и очерки охотно издавались, литературные гонорары были нестабильны и обеспечивали существование где-то на грани прожиточного минимума.

В период фашистской оккупации Франции жизнь русских эмигрантов значительно усложнилась. Перед многими известными деятелями встал вопрос морального выбора.

Надежда Александровна Тэффи принадлежала к той части русских людей за границей, которые категорически отвергли сотрудничество с коллаборационистскими структурами. А подобный выбор обрекал человека на полную нищету.

Биография Надежды Тэффи завершилась в 1952 году. Похоронена она в пригороде Парижа на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В Россию ей суждено было вернуться только в своих литературных произведениях.

Они стали массово публиковаться в советской периодической печати в конце восьмидесятых годов двадцатого века, в период перестройки. Книги Надежды Тэффи выходили также и отдельными изданиями.

Они были хорошо приняты читающей публикой.

Источник: https://kezhemka.ru/?page_id=4018

Тэффи — биография, список книг, отзывы читателей

Надежда Александровна Лохвицкая дата рождения: 6 июня 1872 г. место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя дата смерти: 6 октября 1952 г.

жанры: биографии и мемуары , русская классика , рассказы , юмор и сатира

Тэффи Надежда Александровна (настоящая фамилия — Лохвицкая, по мужу — Бучинская), годы жизни: 1872-1952, известная русская писательница. Родилась 6 мая 1872 года в Санкт-Петербурге.

Отец — известный издатель журнала «Судебный вестник», профессор криминалистики А. В. Лохвицкий. Сестра писательницы — знаменитая поэтесса Мирра (Мария) Лохвицкая, прозванная «русской Сафо». Тэффии получала свое образование в гимназии на Литейном проспекте.

Ее первым мужем был Владислав Бучинский, их первая дочь родилась в 1892 году. После ее рождения семья переехала жить в имение под Могилевом. В 1900 году у них родились дочь Елена и сын Янек. Спустя некоторое время Тэффи разошлась с мужем и уехала в Санкт-Петербург. С тех пор началась ее литературная деятельность. Первые публикации отнесены к 1901 году и печатались под ее девичьей фамилией.

Впервые подписалась псевдонимом Тэффи в 1907 году. Появление данного псевдонима до сих пор остается неизвестным. Сама писательница связывала его происхождение с домашним прозвищем слуги Сепана-Стеффи.

Ее произведения имели небывалую популярность во времена дореволюционной России, чем даже обусловили появление конфет и духов под названием «Тэффии». С 1908 по 1918 годы писательница являлась постоянным автором таких журналов как «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

А в 1910 году в издательстве «Шиповник» были изданы дебютная книга и сборник рассказов. Затем были изданы еще несколько сборников. Тэффи обладала репутацией проницательного, доброго и ироничного писателя.

Отношение к своим персонажам всегда было необычайно мягким, добросердечным и снисходительным. Миниатюра — повествование о небольшом комическом происшествии — всегда являлась любимым жанром автора.

В период революционных настроений Тэффи сотрудничала с большевистской газетой «Новая жизнь». Данный этап ее литературной деятельности не оставил значимого отпечатка в ее творческой жизни.

Так же не увенчались успехом ее попытки в написании социальных фельетонов на злободневные темы в газету «Русское слово» в 1910 году.

В конце 1918 году уехала в Киев с известным писателем-сатириком А. Аверченко для публичных выступлений. Данный отъезд вылился полуторагодичные мытарства по Югу России (Новороссийск, Одесса, Екатеринодар). В конечном итоге Тэффи добралась до Парижа через город Константинополь.

Позже, в 1931 году, писательница в своей автобиографии-мемуарах воссоздала маршрут своих путешествий тех лет и не скрывала надежду и чаяния на скорейшее возвращение на Родину, в Петербург. После эмиграции во Францию в творчестве Тэффи ощутимо усиливаются печальные и в каких-то моментах даже трагические нотки.

Все мысли ее только о России, и о том поколении людей, которые вынуждены жить во времена революции. Истинными ценностями в это время для Тэффи остаются детская неискушенность и приверженность к нравственной правде. Именно в этом писательница находит свое спасение во времена утраты идеалов, которые раньше казались безусловными. Эта тема начинает преобладать в большинстве ее рассказов.

Одно из важнейших мест в ее творчестве стала занимать тема любви, в том числе и любви христианской, которая, несмотря ни на что, выдерживает тяжелейшие испытания, которые были ей предназначены в 20 веке.

На заре своей творческой карьеры Тэффи совсем отказалась от сатирического и саркастического тона в своих произведениях, на котором основывалось ее раннее творчество. Любовь, смирение и просветленность — вот основные интонации ее последних работ.

Во времена оккупации и Второй мировой войны Тэффинаходилась в Париже, так и не покинув его. Иногда она выступала с чтением своих рассказов для русских эмигрантов, которых становилось все меньше и меньше от года к году.

После войны основным видом деятельности Тэффи были мемуарные очерки о своих современниках.

Свою смерть писательница встретила в Париже в 1952 году 6 октября.

Тонкая психология

Смех ценится дорого. В былые времена только у царей и вельмож бывали в доме шуты, увеселявшие своих господ. Теперь смех стал крупнее, и люди собираются вместе, чтобы похохотать.

Тонкая психология

Смех очень капризен. Он неожиданно может уйти от человека и потом вдруг неожиданно вернуться, иногда даже в очень несчастные минуты жизни. Он очень капризен.

Но есть и еще один тип рассказов, чисто тэффийский. Это рассказ эмигрантский. Нет, подобное есть и у Бунина, и у многих других людей, бежавших из Питера, Москвы, Одессы (большинство через Одессу убегали, кстати)… Но у Тэффи эти рассказы — особенные. Они наполнены классными мыслями и при этом часто отталкивают. Лично меня.

Потому что с одной стороны я полностью согласен с такими выражениями как «Каждый, кто желает поменьше работать и побольше жрать, смело называет себя ленинцем».

А с другой стороны мне неприятно читать про эмигрантов, живущих в той же Франции (стране, которая приютила их, хотя была не обязана) и при этом хающих всё вокруг — и моду, и кухню, и манеры и т.д.

Я просто бешусь, когда летом иду по своему родному городу и слышу реплики понаехавших отдыхающих: «Одесса такая грязная!», нередко поворачиваюсь и говорю: «Пока такие как вы не приехали, было чисто». Смотришь — развернется, поднимет свою обертку от мороженого и таки донесет до урны. Единицам, но бывает доходит.

А тут Франция, начало XX века. Да вы, русские беженцы, там вообще не упали никому, а гонор, как будто царственные особы приехали. В некоторых историях Тэффи сама таких соотечественников размазывает, но иногда все же и ее пробивает на «дома трава зеленей».

Это понятно — данный сорт эмигрантов ехал не за европейскими ценностями как сегодня, не за сотней сортов сыров и колбас, как в 70-80х, и не по убеждениям как, например, Солженицын или Довлатов. Люди спасали жизнь. И, разумеется, скучают и ностальгируют.

Но вы как-то определитесь: или в парижской квартирке, но без березок и сибирских сосенок, или в назад в СССР и в лучшем случае сразу в лагеря, эти самые березки и сосенки валить.

Так что, если бы я чисто для себя составлял сборник рассказов Тэффи, то туда попало бы на 90% юмора «о людях и их недостатках» и на 10% серьезных новелл «за жизнь». И ни одного про эмиграцию.

П.С. хотел составить список наиболее понравившихся рассказов, как с Эдгаром По делал, но передумал — Тэффи надо читать подряд, и самому решать, что «да», а что «нет».

П.П.С. На Ридли автора почему-то обозвали «Надежда Тэффи», это неправильно. Мы же не пишем «Уильям О.Генри». Ее псевдоним состоит из одного слова Тэффи (в одном из рассказов она объясняет почему). Если есть возможность у кого-то, то поправьте, пожалуйста.

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/author/8804/

Ссылка на основную публикацию